Большой обзор: Скролл-шутеры. Обзор игр жанра scroll shooter

Scroll shooter, или проще классические маникальные стрялялки пришли в мир Android игр из далекого компьютерного прошлого и позволяют любителям стиля «лети вперед и убей всех» скоротать на один десяток часов во внезапно нахлынувшем приступе ностальгии по временам когда десктопы были в разы мене производительными чем современные смартфоны. Обедняет эти игры казуальный гемплей, сюжет в одну-две строки, возможность установки и запуска практически на любом современном (и не очень) смартфоне и отсутствие необходимости качать сотни мегабайт кеша. Play market готов предлагает десятки вариантов игр данного жанра и порой крайне непросто найти достойных претендентов на то что бы скоротать время. Что стоит качать, а что лучше проигнорировать мы и попробуем сейчас разобраться.


Одна из немногих игр жанра в которой сюжету уделено хоть какое-то внимание. Подается он в виде достаточно неплохо нарисованного комикса. Как и в большинстве игр жанра цель игры – лететь вперед уничтожая вражеские космические корабли и мешающих вашему маневре астероиды. Врагов много, графика ненавязчивая, присутствует ненавязчивый юмор, есть возможность выбрать разные типы кораблей, из каждого уничтоженного неприятеля на игрока сыпаться шарики, сбор которых приносит дополнительные очки опыта которые в дальнейшем можно тратить на прокачку корабля и снаряжения. Впрочем, различные уличители оружия и ремкомплекты сыпяться на игрока прямо в процессе боя. У корабля присутствует полоса, показывающая остаток HP, урон противников достаточно мал, что добавляет игре казуальности. Есть выбор режимов сложности, есть дополнительные режимы после прохождения основной кампании. Из минусов стоит отметить навязчивый pay to win. В целом A Space Shooter подойдет скорее для развлечение ребенка чем для Old School-геймера, решившего вспомнить молодость. Скачать и пройти вполне можно, если десяток других игр жанра уже пройден и хочется чего-то нового.


Одна из лучших игр жанра, графика стилизирована под PC-игры двадцатилетней давности, для удовлетворения приступа ностальгии самое то. Игрока ждут сотня уровней, тысячи инопланетных кораблей-противников, десяток боссов, три уровня сложности, 6 видов вооружения с прокачкой каждого до 10 уровня и классическая система прокачки параметров корабля за счет честно выбитых в бою денег. Выпадают апдейды и деньги достаточно редко, так что каждый из выбитых бонусов достаточно ценен. Корабль игрока не имеет показателя HP, практически любое попадание в него отбирает у игрока жизнь, коих всего три. Периодически оппоненты вступают в диалоги добавляя в игру долю юмора. У игры есть всего один недостаток — она неимоверно затягивает и может украсть десяток часов Вашей жизни. Для любителей жанра scroll shooter Radiant HD можно смело отнести к разряду must have.

Еще одна игра родом из далекого прошлого, первые варианты которой создавались для приставок Денди. В Air Attack нам предстоит прорываться вперёд на одном из трех предложенных военных самолётов и отстреливать вражеские истребители, танки, зенитные установки, дирижабли и тому подобное. Разработчики позаботились о разнообразии целей — заявлено 64 вида врагов и десяток уникальных боссов, по одному на каждый уровень. Противников много, единичный урон у них невелик, полоски НР попаданий. Впрочем, выбрав из трех уровней сложности максимальный, вполне можно лишиться жизни и после нескольких попаданий. Из уничтоженных неприятелей обильно выпадают разного рода бонусы: аптечки, кредиты, дополнительные жизни, щиты и вооружение. После каждого уровня добытые кредиты можно обменять на улучшенное вооружение и дополнительные жизни. Графика как для игр данного жанра достаточно неплоха, спецэффекты радуют глаз, но не отвлекают от игрового процесса. Игра проходиться на одном дыхании и это пожалуй единственный ее недостаток, полное прохождение всех десяти уровней едва ли займет несколько часов.

Battleray пример того как инновационными идеями и попыткой отойти от канонических законов жанра можно испортить теоретически неплохую игру. Основная претензия к этому молодому судя по количеству загрузок проекту — нестандартная система управления. Вроде бы неплохая идея выделить отдельную область экрана под управление перемещением корабля на практике оказалась настолько неудобной, что убивает всякое желание играть. Хотя неплохих задумок в Battleray достаточно. Сюжет в виде красиво анимированного комикса, три разных расы, как результат разные корабли и разные стили ведения боя на выбор, из противников как из рога изобилия выпадают бонусы в виде энергетических блоков, повышающих на ходу эффективность оружия. Дополнительный контент игры по замыслу авторов игры будет разблокирован по мере увеличения активности поклонников игры в социальных сетях, такого подхода к популяризации проекта нам пока встречать не приходилось. Игра на данный момент в статусе beta, возможно в дальнейшем систему управления разработчики доведет до ума, а пока от установки Battleray Starfighter Beta поклонникам жанра scroll shooter лучше воздержаться.

Игра уровня «hello, world» среди представителей жанра scroll shooter. Сюжета нет, кампании нет, режим прохождения один — бесконечный бой на выживание, противники набегают волнами, тип инопланетных кораблей выступающих в роли цели тоже один, меняется только количество целей и их прочность. Из немногих положительных моментов — наличие полоски HP над каждой мишенью, хотя общую унылую картину это особо не спасает. В наличии 4 вида оружия у каждого из которых умеют заканчиваться боеприпасы, что с учетом единственного доступного режима ведения огня (автоматического) вызывает разве что недоумение. Зато игра умеет замечательно показывать рекламу. Общее впечатление от знакомства с игрой — проект не стоит затраченного на его загрузку трафика, даже если он у Вас безлимитный..

Игра очень похожа на Air Attack HD, цели те же – наземная и воздушная техника нацистов. Отстрел целей игроку предстоит на протяжении восьми миссий с традиционным босом в конце каждой. Врагов много, отстрел всех на обязателен, но поощряется регулярно выпадающими бонусами в виде аптечек, усовершенствований для оружия, союзных самолетов и прочих мелочей, облегчающих прохождение. Еще из противников выпадают звездочки и медали, но использовать их ни на что нельзя. В наличии выбор трех уровней сложности, при этом прохождение даже на самом простом требует наличия определенных навыков. На выбор игрока 5 видов самолетов, отличающихся характеристиками, при этом часть из них можно получить только за дополнительную плату. ifigter 1945 оставляет довольно приятное впечатление и вполне может посоревноваться с другими играми жанра за право помочь Вам потратить пару часов жизни. В общем, если Air Attack HD уже пройден вдоль и поперек, а в качестве противников вы предпочитаете видеть самолеты, но не космические корабли, то ifigter 1945 как раз подойдет.

Продолжение ifigter 1945, все написанное о первой части в полной мере можно отнести и ко второй. Шесть новых мисий, новые бекграунды, вместо танков отстреливать приходится корабельные пушки, изменены визуальны эффекты и перерисованы модели противников, но в целом перед нами все тот же iFighter. Из уничтоженных противников как и в первой версии щедро выпадают разного рода бонусы, как полезные так и не очень. Если Прохождение первой части не вызвало у вас особых проблем, есть смысл попробовать вторую.

Raiden Fighter Classic 2013

Достаточно спорная игра. С одной стороны все элементы классического scroll shooter присутствуют, летим вперед отстреливаем противников, собираем бонусы усиливающие оружие, готовимся к встрече с боссом. Но подано все это в какой-то странной манере. Логика в игре заканчивается вместе с первой локацией, дальше начинается полнейший бред. Только что Вы воевали с пришельцами в космосе, а в следующий момент игра кидает вас на локацию со вполне земным бекграундом, корабли пришельцев атакуют вас вперемешку с вертолетами и танками применяя при этом одно и то же вооружение. На прохождение каждого уровня Вам выделяется девять жизней, но толпы разношерстных врагов достаточно быстро сводят их к нулю. Плотность огня у противника такова что уворачиваться и маневрировать практически бесполезно, а это с классическими канонами жанра никак не вяжется. Усугубляет ситуацию невозможность выбора уровня сложности и отсутствие системы прокачки корабля. Каждый следующий уровень Вы начинаете с базовым вооружением, собранные на прошлой локации бонусы аннулируются. Буйство красок на экране быстро приедается и даже поклоннику жанра приходится заставлять себя проходить очередной уровень. В итоге после пятой-шестой локации продолжать играть в это творение можно разве что если Вы пишите по нему обзор) Обычному игроку, пожалуй, и начинать играть в это не стоит. Благо других достойных проектов от более талантливых разработчиков вполне хватает.

Serptentine

Еще один пример игры сделанной за один вечер. Управление перемещением корабля реализовано как и в Galactic Shooter выделением отдельной зоны в углу экрана, с той разницей что в Serptentine круг навигации сделан еще меньше что делает управление еще неудобней. Но разработчикам Serptentine пошли дальше и добавили кнопку управления стрельбой. В итоге для управления нужно задействовать обе руки. Сюжета у игры нет, тип противников один, выбора или возможности улучшения оружия и корабля тоже нет. Из уровня в уровень игрока встречает один и тот же статический бекграунд. Даже реклама встроенная в игру и та статическая.. В общем, полный Epic Fail, худшая игра из представленных в обзоре.

Одна из лучших игр жанра. Практически все реализовано на высшем уровне. Пожалуй, если Вы впервые решили попробовать поиграть в scroll shooter то начать стоит именно с этого проекта. Новичка shogun встретит роликом, раскрывающим сюжет, ненавязчивой обучающей миссией показывающей азы игры и подсказками в процессе прохождения миссий. Спасать Землю от захватчиков предстоит в процессе десятков миссий, зачищая территории отдельных стран с помощью пяти видов вооружения. Оружие в игре заслуживает отдельного упоминания, доступно все, что душе угодно от самонаводящихся ракет, до светового луча позволяющего регенерировать потрепанные щиты собственного корабля. Каждой стране присвоен свой уникальный красочный бекграунд, так что на однообразие фона жаловаться не приходится. Враги встречаются разные, целей всегда много, изредка из них выпадают регенераторы. Игровой процесс увлекает и в отличии от многих других игр жанра не приедается. Расстраивает разве что отсутствие возможности выбрать уровень сложности, для новичка поздние уровни все же могут оказаться не по зубам.

За незатейливый названием скрывается достаточно добротный представитель жанра scroll shooter. Игроку предстоит на протяжении десяти уровней спасать очередную галактику от разношерстных орд космических пришельцев, с непростым босом в конце каждого этапа. Разнообразием как в Air Attack HD противники похвастаться не могут, но и десятка разных оппонентов хватает за глаза. Из каждого уничтоженного корабля противника выпадает звездочка, собирая которые игрок получает кредиты, на которые в дальнейшем можно купить усовершенствования для своего корабля. Здесь и увеличение прочности щитов, и прокачка орудий и дополнительное вооружение. Система апдейда огневой мощи сделана довольно оригинально – сначала апдейд нужно купить, потом подобрать соответствующий бонус в бою и только после этого уничтожать противников станет легче. Запасная жизнь всего одна, благо корабль способен пережить не один десяток попаданий. Сюжета как такового нет. Зато есть четыре варианта сложности, прохождение всех уровней на каждом из них открывает одну дополнительную игровую локацию. Для тех, кто прошел все вдоль и поперек доступен специальный режим «Survival» при выборе которого все десять уровней предстоит пройти один за одним без разделения на отдельные этапы. В целом, очень неплохо, расстраивает разве что относительно небольшая длина каждого из 10 этапов.

Sky force

Еще один середнячек жанра. Геймплей стандартный, движемся вперед уничтожая все на своем пути. Моделей противников немного, зато средств их уничтожения хватает. Непременное условия прохождения уровня — уничтожение не менее 80 процентов оппонентов. Всего локаций восемь, при том довольно коротких. Раз в две локации попадается бос с уничтожением которого придется повозиться. Традиционно из подбитых неприятелей выпадают бонусы, большинство из которых абсолютно бесполезны. Выбрать уровень сложности нельзя, придется довольствоваться изначально заданным. Графика достаточно средняя, но в целом картинка на экране выглядит более-менее прилично. В итоге поиграть в Sky forcе можно, если десяток более интересных игр жанра уже пройден.

Игра скорее на умение уклоняться от быстро летящих в сторону вашего корабля противников, чем классический Scroll shooter. Весь геймплей сведен к метанию из угла в угол одной единственной локации с целью пропустить противника летящего толпами мимо Вас, стрелять при этом до встречи с боссом вовсе не обязательно, пройти дальше можно и просто на навыках пилотирования. Для того что б игрока хоть как-то мотивировать на уничтожение быстро летящих целей из них изредка выпадают бонусы в виде усилителей вооружения или ремкомплектов. Несмотря на высокий общий темп игры уже через пару минут начинаешь откровенно скучать. Выбор другого уровня сложности, а всего их тут три, ситуацию никак не спасает. Однотипные противники навевают скуку, бороться с которой нет ни желания, ни сил. Достойным представителем жанра Space War назвать сложно, скоротать время лучше с помощью более интересных игр.

Star defеnder 3, Star defеnder 4


В серию входит уже несколько эпизодов, каждый из которых состоит из сотни уровней разбитых на отдельные локации. При незатейливом игровом процессе игра способна незаметно украсть не один час времени. Врагов тысячи, опасные и не очень, за отстрел оных помимо бесполезных очков опыта щедрым дождем льются усилители основного и дополнительного орудий, дополнительные жизни и прочее. Средств уничтожения противника десятки и с каждым эпизодом разработчики добавляют новые, еще более эффективные. Плюс ко всему этому красочная, но ненавязчивая графика, в меру яркие эффекты применения спец оружия и адекватный уровень сложности. Идеальная игра жанра, с одним единственным недостатком — управление перемещением корабля могло бы быть и более комфортным.

Еще один заслуживающий внимания проект жанра scroll shooter. Игра выделяется бешенным темпом боя и плотностью огня многочисленных противников. Разнообразие целей впечатляет — 44 разных вида врагов разительно отличающихся по стилю боя и степени опасности. Встретить их всех можно на протяжении 15 уровней основной кампании разделенной на четыре эпизода. В качестве бонуса за прохождение всех уровней на каждом из четырех вариантов сложности открывается дополнительная локация со своим уникальным боссом на финише. На прохождение каждого уровня игроку выделяется три жизни, у корабля помимо собственного HP присутствует еще и шит, пополнять здоровье и усовершенствовать оружие приходится в процессе боя выбивая бонусы из врагов. Прохождение игры на одном дыхании занимает несколько часов, если все локации пройдены а впечатлений недостаточно, те же уровни доступны для прохождения с другим вариантом сложности. В целом Xelorians вплотную подбирается к лучшим играм жанра и вполне заслуживает внимания.

Итак, сегодняшний обзор мы хотим посвятить играм, которые выполнены в популярном жанре скролл-шутеров. Данный жанр был популярен в конце 80-х – начале 90-х годов. Но как только компьютерные игры начали набирать оборот данный жанр отошел на второй план, а на пьедестале оказались более продвинутые и динамичные игры с увлекательным игровым процесс и сюжетом.

Но все же остались те разработчики мобильных игр, которые не забыли про некогда популярный жанр и теперь он набирает былую популярность на смартфонах и планшетах под управлением Android.

Итак, в сегодняшней подборке игр вы найдете такие продукты, как: Aces of the Luftwaffe, Sine Mora, Radiant, AirAttack и знаменитый Sky Force 2014.

Aces of the Luftwaffe

  • Категория : Аркады и экшн
  • Разработчик : HandyGames
  • Версия : 1.3.6
  • Цена : Бесплатно – Google Play

Aces of the Luftwaffe – игра, которая появилась на просторах Google Play довольно давно. Первые версии игры можно было найти во времена правления Java-игр. Но, несмотря на свой приличный возраст популярная игровая серия смогла добраться до современных устройств оснащенных таким ОС, как Android, Windows Phone и iOS.

Игровой процесс в игре довольно стандартен. В нашем распоряжении окажется самолет, который будет лететь снизу вверх и попутно уничтожать врагов, а нам же остается лишь контролировать его движение и вовремя уворачиваться от препятствий и расстреливать врагов.

Так же в игре есть множество бонусов и различных улучшений, которые смогут разнообразить игровой процесс и сделать его более увлекательным. Единственным же минусом игры можно назвать обилие ярких эффектов, которые выражаются во взрывах, ярких вспышках и тому подобных явлений из-за чего становиться непонятно, где свои, а где чужие. Скачать игру можно бесплатно, но придется наблюдать рекламу и сталкиваться с внутриигрвоыми покупками.

Плюсы :

  • Красивая рисованная графика;
  • Динамичный геймплей;
  • Простое управление (одним пальцем);
  • Возможность улучшения самолета;
  • Сражения с боссами.

Минусы :

  • Рекламный баннер;
  • Плохой баланс сил;
  • Внутриигрвоые покупки.

Sine Mora

  • Категория : Аркады и экшн
  • Разработчик : Digital Reality
  • Версия : 1.29
  • Цена : 303,57 руб. - Google Play

Sine Mora – очень яркая и зрелищная игра для устройств на Android, выполненная в жанре вертикального скролл-шутера. Данная игра является одной из немногих, которая перешла на платформу Android с приставки Xbox 360. Поэтому мы получаем отличную трехмерную графику, интересный сюжет и качественный геймплей.

Кроме приятной графики хочется отметить довольно сложный игровой процесс, который заставит попотеть даже самых мастеровитых пользователей. Ко всему прочему здесь множество опасных боссов и очень удобное управление, которое осуществляется с помощью виртуального джойстика в левой части дисплея и четырех дополнительных кнопок с правой стороны. На первой взгляд под панель управления выделено очень большое пространство, но со временем понимаешь, что так намного удобнее управляться крошечным самолетом.

Игра классная и все любители данного жанра должны попробовать ее на своих устройствах. В Google Play игра распространяется только платно, но взамен вы получите интересную и увлекательную игру с приятной графикой, без рекламы и доната.

Плюсы :

  • Отличная трехмерная графика;
  • Увлекательный сюжет;
  • Сражения с боссами;
  • Простое и удобное управление;
  • Полноценный сюжет и множество интересных миссий.

Минусы :

  • Высокая стоимость.

Radiant

  • Категория : Аркады и экшн
  • Разработчик : Hexage Ltd
  • Версия : 3.19.5
  • Цена :
  • Бесплатная - версия – Google Play
  • Полная-версия за 89,16 руб. – Google Play

Radiant – современная версия классической игры под названием Galaga, которая некогда была популярна на игровой приставке Dandy. В данной игрушке вам предстоит взять на себя управление небольшим космическим кораблем, которому необходимо лететь по просторам космоса и уничтожать вражеские корабли и астероиды, которые будут лететь прямиком на вас.

Разработчики решили дать игре максимально простое управление, поэтому пользователю остается лишь передвигать корабль из левой части в правую, а выстрелы в это время будут производиться автоматически. В игре нас ждет три уровня сложности, каждый их которых отличается количество жизней, врагов и степенью урона, который может выдержать наш корабль.

В общем, в игре выдержаны классические элементы игр данного жанра, поэтому если вам хочется окунуться в детство, то возможно именно Radiant станет для вас настоящим подарком. В Google Play игра имеется в двух вариантах: бесплатная версия содержит в себе первые 30 уровней, а платная, включает в себя все остальные паки. Так же есть отдельная версия, выполненная в HD, которая практически ничем не отличается от вышеуказанных версий игры.

Плюсы :

  • Приятное оформление уровней;
  • Более 100 уровней и 10 боссов;
  • Три уровня сложности;
  • Классический игровой процесс;
  • Шесть видов оружия и многое другое.

Минусы :

AirAttack

  • Категория : Аркады и экшн
  • Разработчик : Art In Games
  • Версия : 1.5.1
  • Цена : Бесплатно – Google Play
  • HD-версия за 89,41 руб. – Google Play

AirAttack – одна из лучших игр, выполненных в жанре вертикальных скролл-шутеров. В игре вы найдете качественную трехмерную графику, интересный и увлекательный геймплей и несколько «фишек», которые приготовили для вас разработчики.

Сразу хочется сказать о том, что это единственная подобная игра, в которой пользователь сможет без труда переключаться между портретным и ландшафтным режимами без потери качества картинки. То есть разработчикам удалось сделать полностью объемную игру, которая будет подстраиваться по размеры вашего дисплея.

Сам геймплей же не отличается своей уникальностью и нам все так же предстоит управляться самолетом и выполнять различные миссии по уничтожению тех или иных объектов, вражеской техники и тому подобных вещей.

В Google Play имеется две версии игры: пробная, которая содержит в себе всего лишь три уровня и полная версия, которая покупается за 89 рублей. Игра стоит своих денег, не стоит жалеть потраченных средств и времени.

Плюсы :

  • Реалистичная трехмерная графика;
  • Изменение вида игры;
  • Огромное количество уровней;
  • Несколько разновидностей вооружения;
  • Три режима сложности игры;
  • Разрушаемые объекты и красивые эффекты.

Минусы :

  • Видимых минусов замечено не было.

Sky Force 2014

  • Категория : Аркады и экшн
  • Разработчик : Infinite Dreams
  • Версия : 1.33
  • Цена : Бесплатно – Google Play

Sky Force 2014 – лучший скролл-шутер для устройств на Android , который я когда-либо видел на мобильных платформах. Игра является переработанной версией игры, которая была выпущена более 10 лет назад. Разработчики изменили не только графику, но и сам геймплей, который сможет воскликнуть самых заядлых игроманов.

Каждый уровень в игре получил отличную прорисовку, при этом каждая новая локация будет существенно отличаться от предыдущей. Кроме того, что будет меняться сама локация, вам предстоит бороться с более сложными врагами, которые выполнены в виде быстрых истребителей, мощных бомбардировщиков, крейсеров и даже танков. Ну и в конце вас, конечно же, ожидает колоритный босс.

Чтобы открыть новые уровни в игре вам понадобятся очки, получить, которые можно за выполнение заданий: уничтожить всех врагов, спасти бронетехнику или людей. Игровая валюта в игре представлена в виде звезд, которая выпадает из уничтоженных противников. Именно с ее помощью можно улучшить показатели нашего самолета.

Игра, которая заслуживает вашего внимания, и неважно играли вы в нее раньше или увидели впервые. Скачать ее можно в Google Play абсолютно бесплатно, но вместе с этим вы получите всплывающую рекламу и внутриигровые покупки.

Плюсы :

  • Переработанная трехмерная графика;
  • Множество разнообразных локаций и миссий;
  • Затягивающий геймплей;
  • Простое и удобное управление.

Игры, представленные в данном обзоре можно назвать классикой жанра скролл-шутеров. Если вы хотите окунуться в мир, когда балом правили консоли и игровые приставки, то смело заходите в Google Play и скачивайте (покупайте) понравившуюся вам игру. Мне же больше всех понравилась старая добрая игра под названием Sky Force 2014 . Ваш же выбор зависит исключительно от Вас.



Являясь жанром почти что настолько старым, как и сами видеоигры, скролл-шутеры представляют собой источник загадок и спекуляций. Когда-то доступные и близкие любому игроку, сегодня скролл-шутеры кажутся таинственным артефактом. И у непосвященных геймеров может возникнуть отторжение при взгляде на мутации, произошедшие с некогда простым жанром. Конечно, современные скролл-шутеры можно назвать продуктом времени и эволюции. Каждый игровой жанр прошел через похожий процесс, начиная с простого шаблона, который набирал в деталях по мере того, как аудитория требовала всё больше и больше нюансов. Простенькие битемапы стали показом мод стильных комбо на земле и в воздухе, а ролевые игры всё больше и больше уходят в экшен.

Причиной того, что скролл-шутеры чужды нам, является факт того, что мы редко их встречаем. Первоначальное место обитания шмапов, аркадные залы, практически исчезло при распространившемся игрании на домашних консолях и компьютерах. Трудно сказать, где в следующий раз появится этот мигрирующий жанр. Мы можем спросить себя: не всё ли нам равно? Если этот когда-то гордый жанр умрет, будут ли по нему скучать? Скролл-шутеры не просто реликвии, а часть богатого наследия игр, которое течет глубоко в наших сердцах. Хотя они кажутся простоватыми на первый взгляд, те игроки, кто найдет в себе силы дать им шанс, отыщут чистоту геймплея, с которой сравнимы редкие другие жанры. Погоня за первенством среди набранных очков кажется умершей, но она еще более уместна сейчас, в эру игр с френдлистами и онлайновыми таблицами лидерства.

"Ты играешь неправильно"



Фанаты скролл-шутеров любят напоминать вам, что вы играете в шмапы неправильно. Не понравилась игра? Играешь неправильно. Слишком тяжело? Играешь неправильно. Не заказал из-за границы лимитированное издание с альтернативной обложкой и саундтреком в комплекте? Играешь неправильно. В любом случае вы будете играть "правильно". Вам не обязана нравится каждая игра, и вы не обязаны быть хороши в них. И, несмотря на речи давних фанатов, вы не должны иметь аркадный стик, чтоб получать удовольствие от этих игр. Их обычно делают по заказу для аркадного сетапа, но даже некоторые мировые рекордсмены играли на клавиатуре. Любой сетап, который вам подходит, - правильный. Но зачастую новые игроки подходят к шмапам поверхностно. Они запускают игру, отстреливают противников, умирают несколько раз и жмут "продолжить", когда у них заканчиваются жизни. Когда они доходят до финальных титров, они чувствуют себя разочарованными.

Это чувство нормально, потому что многие скролл-шутеры блекнут, когда в них играют таким путем. В натуральной среде аркадного зала скролл-шутеры являются битвой за выживание, потому что смерть означает потерю четвертаков, на которые вы уже не сможете купить себе сэндвич. Когда у вас забирают этот выживательный аспект, теряется первоначальная задумка игрового дизайна и процесс игры становится беспорядочным. Фанаты скролл-шутеров играют на 1CC (прохождение "на одну монетку"), придавая значение каждой доступной жизни и бомбе. Может показаться странным отказ от использования доступного неограниченного ресурса, но исследования показали, что при таком подходе десятикратно увеличивается наслаждение игрой.

Конечно, многие игроки счастливо используют "продолжение" за "продолжением", прокладывая бесконечными монетками свой путь к концу и обожая каждую секунду игры. Это нормально. И не является неправильным путем игры до тех пор, пока вы получается столько удовольствия от игры, сколько можете. К сожалению, такое поведение часто ведет к чувству пустой траты времени. Дело не в том, играете ли вы правильно или неправильно. Речь о радости и чувстве вознаграждения от процесса игры. Поклонники жанры нацеливаются на 1CC, потому что они знают, что оно увеличивает притягательность и длительность игры.

Это может звучать надуманно, но скажу по своему опыту, что оно действительно так работает. Игры, некогда скупые на развлечение, становятся необычайно увлекательными, и проведенное за ними время может привести к тщательному изучению игровой механики. Если бы поклонники любого другого жанра дали бы мне такой же безошибочный вариант увеличить притягательность их любимых игр, я бы сделал это не задумываясь. Нацелившись на 1CC, начните с определения для себя небольших задач. Может, вы просто хотите выжить в борьбе с первым боссом, до того как у вас закончатся жизни. Нет никакой спешки в прохождении игры. Просто получайте удовольствие от процесса. Вы станете играть лучше в скролл-шутеры в целом быстрее, чем вы думали. И вам будет нравиться происходящее.

Следующие несколько игр фокусируются на основной механике, которая делает их увлекательными при игре на 1CC. Поиграйте в них, если можете, или поищите любой другой скролл-шутер, который вы хотели бы про1CCить. Помните, что не стоит слишком расстраиваться от неудач, - иногда 1CC одного уровня уже является поводом для торжества.

Gate of Thunder (1992)​



Gate of Thunder позволяет игрокам менять направление, которым стреляют корабли-помощники. Как это может повлиять на паттерны атак врагов, которые вы видите в игре?

Zero Gunner 2 (2001)​



В Zero Gunner 2 присутствуют вертолеты, которые могут вращаться на 360 градусов, а враги наступают со всех сторон. Может ли подобная механика побудить игроков больше использовать доступное игровое пространство, чем в более традиционных скролл-шутерах?

Metal Slug 3 (2000)​



Эта игра близкого к скролл-шутерам жанра run"n"gun сосредоточена на трансформациях и использовании дополнительных транспортных средств, что увеличивает реиграбельность. Возможно, пройти ее на 1CC будет сложно большинству игроков. Попробуйте проходить на одну монетку каждый уровень за один раз и смотрите, что вы можете побить, а что нет. Изучайте скрытые альтернативные пути, чтобы уменьшать трудность и внести разнообразие.

Подсчет очков - при игре одному или с кем-то



Начиная с середины 1990-х разработчики стали ставить акцент на создание сложных систем подсчета очков. Работа на 1CC может предоставить игроку месяцы усилий, но гибкая система скоринга может побуждать игроков бесконечно играть по мере роста их мастерства. Для приспешников скролл-шутеров это ключевой фактор к получению удовольствия от игры. Позиция, ставящая в центр скоринг, часто считается одним из главных моментов, вводящих в замешательство игроков вне ниши. Причины для конфуза очевидны. Когда-то скоринг был неотъемлемой частью большинства игр. Вы достигали лучшего результата и получали шанс написать хулиганские три буквы вместо псевдонима в вершине таблицы лидеров.

Но, как только домашние консоли получили распространение, ситуация изменилась. Игры больше фокусировались на самом прохождении, и скоринг был вытеснен в угоду сюжетной ориентированности. Подсчет очков в первоначальном своем виде стал нетипичным для основной массы игр. Однако сам принцип подсчета очков не канул в лету. В мультиплеерных шутерах от первого лица играет роль соотношение фрагов и смертей. Файтинги ведут счет цепочкам побед игрока над оппонентами. В гонках фиксируется самое быстрое прохождение круга. В скролл-шутерах классический скоринг играет центральную роль. Это постоянное напоминание о мастерстве игрока над выбранной игрой, его совершенствовании через дни, месяцы и годы. Каждая игра становится вызовом самому себе и всем тем, кто играл в эту игру. Каждая игра - это рекорд, который нужно превзойти.

Принятие системы подсчета очков - это сложнейший этап в понимании скролл-шутеров, но всё становится привычнее по мере того, как вы играете снова и снова. Однажды поняв скоринг, вы откроете мир глубоких деталей, которые не были видны при поверхностном взгляде. Системы скоринга часто переплетены с игровым дизайном, и игнорирование их может заставить игру казаться разрозненной или нечестной. Некоторые игры привязывают систему скоринга к замедлению или отмене пуль, совмещая скоринг и выживание. Остальные задирают сложность, когда игрок набирает очки, и опускают ее, когда игрок умирает или использует бомбу, позволяя настраивать сложность каждый раз во время самого процесса игры. Одним из моментов, когда заводится разговор о скролл-шутерах, является суждение, что все они похожи друг на друга. Куда ни глянь - уклонение от пуль и стрельба в двухмерном пространстве. Но, как и с любым другим жанром, разница находится в деталях. Паттерны атак, расположение врагов, система пауер-апов. Бомбы, щиты. И бесконечные возможности для скоринговых стилей: комбо и чейнинг, медали и милкинг, близкие убийства, отмены и кэш-ин.

Попробуйте играть и переигрывать следующие игры с целью побить ваш счет. Если хотите узнать больше об игровой системе скоринга, посмотрите реплей на ютубе или поищите треды по стратегии в конкретной игре.

Star Parodier (1992)​



В Star Parodier есть двух- и пятиминутные режимы борьбы, которые сфокусированы на нахождении спрятанных бонусов для увеличения вашего счета. Почему кто-то предпочитает такое обычному режиму с прогрессией уровней?

Twinkle Star Sprites (1996)​



Twincle Star Sprites опирается на каркас шмапа, позволяя игрокам соревноваться бок о бок в эдаком гибриде скролл-шутера и паззла. Является ли прямое соревнование более интуитивным, чем борьба за лидерство в таблице очков? Как скролл-шутеры могут включить одновременную игру двумя игроками в более традиционную манеру игры?

Battle Garegga (1996)​



Скоринг Battle Garegga вращается вокруг быстрого собирания увеличивающих счет предметов, до того как они пропадут с экрана. По мере того как вы набираете очки, пауер-апы и жизни, игра становится последовательно сложнее, чтобы противостоять вашему возросшему скиллу и вооружению. Может ли быть это хорошей игрой, чтоб играть, когда вы становитесь лучше в скролл-шутерах? Как подобная система повлияет на игровой процесс, если вы стараетесь достичь 1CC?

Пытаясь понять "буллетхелл"



Допустим, вы поклонник скролл-шутеров, и вы проходили их годами. У вас твердый набор фаворитов: Gradius III, Super R-Type и Space Megaforce (SNES). Thunder Force III и IV, MUSHA и Truxton (MegaDrive). Gate of Thunder, Lord of Thunder и Blazing Lazers (Turbografx-16). Многие поклонники скролл-шутеров не любят остальные игры . Буллетхеллы, они же данмаку, они же "маниакальные шутеры". Волны и спирали сиреневых и розовых пуль заполоняют экран. Космические корабли вытеснены анимешными персонажами. Столько всего происходит одновременно, что это начинает напоминать чистый мазохизм. Часто именно эти игры содержат самые проработанные системы скоринга. С момента рождения жанра он продолжал развиваться с системами нестандартного мышления. Это игры, в которые фанаты могут играть бесконечно, набирая всё больше и больше очков каждый раз. Но стоят ли они того? При первом взгляде они даже не относятся к одному жанру. Давнего поклонника скролл-шутеров можно простить за мысль, что эти игр предназначены для кого-то другого.

У меня была такая же реакция. Но, когда прекращаешь смотреть на картинки и запускаешь игру, всё встает на свои места. Первое, что замечаешь, - они не настолько тяжелые, какими кажутся. Сотни пуль пульсируют на экране, но многие из них пролетят мимо вашего корабля. Какими бы они ни были сложными, буллетхеллы терпимы и честны. Вы ныряете сквозь грозди пуль на удивление невредимыми. На самом деле спрайт персонажа не является чем-то, на что игрок может ориентироваться. Игрока можно задеть только в хитбокс, маленькое место по центру спрайта. Это позволяет разработчику наполнить экран происходящим без дизбаланса игры. Возросшее количество пуль позволяет разработчикам экспериментировать с паттернами пуль. С одной пулей или несколькими группами игрок должен полностью увернуться от вражьих выстрелов масштабными скачками. Имея сотни пуль на экране, получаются быстрые нацеленные выстрелы, медленные дугообразные волны и прочие варианты, ограниченные лишь фантазией разработчика. Будучи сложными, эти паттерны позволяют найти путь игрокам, если они достаточно умелы для аккуратных уворотов сквозь ряды паттернов.

Поначалу паттерны заполняли ту же роль, что и традиционные очереди пуль, только массово. Они выстреливались кластерами в заданную скорость и в заданное направление. Но с развитием буллетхеллов пули окончательно оживились. Паттерны стали разнообразными, иной раз напоминая взмах хлыста или распускающийся цветок своей структурой. Они образуют новые ситуации, запирая вас или заставляя двигаться вперед. Каждая массивная волна пуль - это пазл, который нужно решить, ключевой элемент левел-дизайна данмаку. Многие поклонники классических сайдскроллеров жалуются на отсутствие преград и местности в буллетхеллах. Но эти преграды были здесь изначально. Это пули: живые, дышащие препятствия . Часто паттерны устрашают визуально. Их сложность поначалу может отталкивать, но пробивание через сложный паттерн становится танцем между огоньков фейерверка. Пули становятся артистизмом в движении, оптической преградой. Ничего подобного нет в любом другом жанре, и их запутанность порой вводит игрока в транс.

Игры жанра буллетхелл могут выглядеть или не выглядеть достойными вашего внимания, но не дайте себе быть сбитыми с толку картинками. Хоть и изначально сложные, булетхеллы обеспечивают невероятно воздающее чувство прогресса. Оттачивание сложных паттернов пуль и скоринговой системы требует как умения решения пазлов, так и быстрых рефлексов. Дайте этим играм шанс, прежде чем списать их со счетов. Вполне возможно, что этот жанр станет вашим любимым. Пробуя приведенные далее игры, подумайте об игре на 1CC и набор очков. Некоторые игры больше подходят к одному или другому - экспериментируйте и смотрите, что вам нравится больше. Если вы находите их слишком сложными, покредит-фидьте пару раз, чтоб изучить уровни, и попробуйте еще.

DoDonPachi (1997)​



DDP часто зовут первой буллетхелл-игрой, и это хорошее начало для погружения в жанр из-за более понятных паттернов и простой системы чейнинга. Попробуйте определить хитбокс корабля, когда играете. Кажется ли игра нечестной или проще, чем выглядит?

Eschatos (2011)​



Eschatos имеет густые паттерны пуль, но он также выдержан в более традиционном ключе шмапов. Фокусируя игру вокруг щита корабля и экспериментируя с традиционным расположением врагов, Eschatos воспринимается как классика, несмотря на современные элементы данмаку. Каковы основные принципы буллетхелла? Разделяют ли ключевые основы с классическими скролл-шутерами?

Mars Matrix (2000)​



Дримкастовский порт Mars Matrix может служить ультимативным примером для игры, поощряющей погоню за скорингом. Располагая кораблем, который использует очки как валюту, бонусными уровнями и воодушевляющими видеороликами прохождения игры мастерами, Mars Matrix устремляет игрока стараться лучше и лучше. Какими еще способами скролл-шутеры могут побудить игрока стремиться к 1CC и новым результатам в таблице очков? Можно ли их ввести в саму игру, не используя внешние средства?

Продолжая стрелять!


Мы всего лишь затронули поверхность жанра shoot "em up. Если вы заинтересованы в дальнейшем изучении скролл-шутеров, можете пройтись по следующим ссылкам форума поклонников шмапов ( ). Но прежде всего - получайте удовольствие от игры! Скролл-шутеры могут быть весьма неподдающимися, но это не повод злиться и раздражаться! Отдохните, и в следующий раз вы добьетесь еще лучших результатов, чем прежде!

Доброго времени суток всем читателям сайт. Как обычно в начале недели вас ждет новый выпуск еженедельного дайджеста приложений для операционной системы Android.

В сегодняшнем Большом обзоре мы решили посмотреть на игры в жанре Shoot ’em up. Наибольшей популярностью такие проекты пользовались в конце 80-х — начале 90-х годов. Но с развитием индустрии компьютерных игр они отошли на задний план, уступив место более продвинутым и динамичным проектам.

Однако про Shoot ’em up не забыли. С ростом популярности мобильных устройств подобные игры начали захватывать уже не игровые автоматы и консоли, а смартфоны и планшеты. Сегодня в Google Play и App Store можно найди достаточно много таких проектов. О пяти из них мы и поговорим в этом дайджесте.

Итак, в сегодняшнем Большом обзоре вы найдете: Aces of the Luftwaffe, Sine Mora, Radiant, AirAttack, Sky Force 2014 .

Проект под названием Aces of the Luftwaffe появился уже достаточно давно. Первые версии стали доступны еще в эпоху популярности Java приложений. Однако солидный возраст серии не помешал проекту добраться до современных «умных» платформ. Сегодня игра доступна на iOS, Android и Windows Phone.

Если говорить об игровом процессе, то тут все достаточно стандартно. В пользователей ждет самолет, который летит снизу вверх и автоматически стреляет. Задача игроков – сбивать врагов и уклоняться от пулеметных очередей, ракет и других смертоносных «подарков».

Не забыли разработчики и про бонусы и улучшения, которые очень разнообразят геймплей. Правда, в некоторых особенно жарких сражениях из-за обилия различных снарядов, взрывов и самолетов становится очень сложно разобрать, где свои, а где чужие. Также стоит выделить приятную графику. Игра выполнена в фирменном мультяшном стиле HandyGames.

Игра от разработчиков из студии Digital Reality под названием Sine Mora вышла еще несколько лет назад. Однако перед тем, как посетить мобильные устройства этот горизонтальный скролл-шутер вначале появился на домашних консолях и настольных компьютерах.

Игра выделяется очень качественной графикой (что не удивительно) выполненной в стимпанк стиле. Пользователей ждут динамичные сражения, достаточно сложный геймплей, колоритные боссы и даже небольшая история. Также можно выделить наличие у «главного героя» нескольких способностей.

К минусам Sine Mora стоит отнести не совсем удачное управление, которое иногда добавляет игрокам головной боли и относительно высокую цену. Но, несмотря на некоторые недостатки, проект определенно заслуживает внимания.

Radiant – это хорошо известный пиксельный скролл-шутер для мобильных устройств, по своей стилистике похожий на легендарные Space Invaders. В игре от разработчиков из компании пользователей ждет цветастая графика, динамичный геймплей и даже небольшой сюжет.

Авторы решили не отходить от классических механик, поэтому в Radiant игроки будут управлять небольшим истребителем, который перемещается по уровню и попутно воюет с самыми разнообразными противниками. На пути может встретиться, как небольшое судно пришельцев, так и внушительный корабль.

Radiant Free

Игра под названием хорошо известна любителям вертикальных леталок-стрелялок. Несмотря на то, что проект появился в Google Play и App Store уже достаточно давно, он до сих пор пользуется популярностью.

Отличительной особенностью AirAttack является графика. Разработчики постарались создать впечатление, что самолет игрока летит не по плоской поверхности, а как бы движется вперед к горизонту. В остальном игра практически на 100% следует всем канонам жанра скролл-шутеров.

В AirAttack пользователей ждут динамичные сражения с самыми разнообразными противниками (в игре даже встречаются летающие тарелки), которые имеют свои особенности и разнообразные бонусы. Наверное, главным недостатком этого проекта является небольшое количество уровней.

AirAttack Lite AirAttack

В этом году разработчики из студии Infinite Dreams решили возродить легендарную классику и перевыпустили на Android игру Sky Force. Новинка не только получила в названии приставку «2014», но и может похвастаться продвинутой графикой и классическим геймплеем.

Первое, что бросается в глаза это кардинально обновленная графика. Внешне игра значительно похорошела. Пользователей ждут красочные пейзажи, детализированные противники и впечатляющие взрывы. Однако за все «красоты» приходится платить. В сравнении с другими скролл-шутерами Sky Force 2014 достаточно требовательна к начинке устройства. Поэтому на бюджетных устройствах в особо «горячих» сражениях могут наблюдаться небольшие подтормаживания. Кстати, игра переведена на русский язык. Правда, это относится только к текстам. Разговаривают герои на английском.

Наверное, единственным серьезными минусом переиздания Sky Force является модель распространения. Сама игра доступна в Google Play бесплатно, однако сразу стоит говориться к наличию в этой аркаде внутриигрового магазина.

Shoot "em up англ.  -  «перестреляй их всех» ), также shmup и STG , на русский язык это название чаще всего переводится как «беги и стреляй» - подвид компьютерных игр в жанре шутер . В этих играх игровой персонаж продвигается вперёд автоматически и часто представляет собой летающее транспортное средство типа воздушного судна или космического аппарата , которое расстреливает множество врагов, одновременно уворачиваясь от препятствий. По вопросу о том, какие именно игровые элементы наиболее характерны для жанра «беги и стреляй», общепризнанного мнения нет: для некоторых рецензентов таковыми являются наличие в игре космического аппарата и определённых типов передвижения персонажа, другие считают уместной более широкую трактовку определения, включая в жанр игры с персонажами, перемещающимися пешком, и с различной графической перспективой. Игры в этом жанре известны требовательностью к реакции игрока, а также необходимостью запоминать игровые уровни и последовательности вражеских атак. Особенностью игр типа «пулевой ад» (англ. bullet hell ) является вражеский огонь большим количеством снарядов.

Истоки жанра можно отследить вплоть до игры Spacewar! , одной из самых первых компьютерных игр, разработанной в 1962 году и со временем распространившейся в залах игровых автоматов в первой половине 1970-х годов. В течение 1970-х годов благодаря играм типа Space Invaders и Asteroids популярность жанра нарастала. Наибольшая популярность жанра приходится на 1980-е и начало 1990-х годов. В середине 1990-х годов игры в жанре заняли свою нишу. Начиная с этого времени, игры основываются на условном типовом геймдизайне , созданном в течение 1980-х годов. В жанре всё большее участие принимают специалисты и энтузиасты, в первую очередь из Японии.

Характеристика [ | ]

Shoot "em up (в иностранной прессе также встречаются варианты shmup и, чаще в японской, STG , где этой аббревиатурой обозначаются все игры о стрельбе) - это компьютерные игры, в которых протагонист сражается с большим количеством врагов посредством стрельбы по ним, уклоняясь при этом от вражеского огня. Для успеха игрок должен в первую очередь полагаться на свою реакцию. Помимо этого критики различают, из каких именно элементов геймдизайна сделан тот или иной shoot "em up. Некоторые ограничивают этот жанр играми, в которых представлен какой-либо летательный аппарат с фиксированным или движущимся экраном. Другие расширяют жанр до игр с протагонистами типа роботов или перемещающихся пешком людей, включают в него игры с движениями типа «по рельсам» (или «внутрь экрана»), а также run’n’gun. Марк Волф (Mark Wolf) считает играми в жанре такие, где представлено большое количество антагонистов (то есть «"em» является сокращением от «them»). Он назвал «боевыми» игры со стрельбой типа «один на один». Изначально критики причисляли к shoot "em up любую игру, в которой стрельба составляет основу геймплея. Однако позднее shoot "em up оформился в отдельный своеобразный жанр, который основывается на условном дизайне, выработанном в играх о стрельбе к концу 1980-х годов.

Общие элементы [ | ]

Жанр shoot "em up - это разновидность жанра шутер , который, в свою очередь, является разновидностью экшн-игр . Обычно в этих играх используется вид сверху или со стороны, а игроки используют оружие дальнего боя для поражения удалённых целей. Аватар игрока обычно представлен в виде транспортного средства, на которое постоянно нападают враги. Поэтому основной целью игрока является максимально быстрое уничтожение любого движущегося объекта, который может представлять угрозу. В каких-то играх персонаж может выдержать несколько попаданий, тогда как в других единственное попадание приводит к его уничтожению. Основами мастерства игрока в таких играх являются хорошая реакция и способность запоминать последовательности вражеских атак. Особенностью некоторых игр является крайне большое количество снарядов, выпускаемых врагами, последовательности запуска которых игроку требуется запоминать для «выживания» его персонажа. Ещё одна особенность игр в этом жанре - весьма быстротечный игровой процесс.

В играх жанра shoot "em up обычно представлено большое разнообразие вражеских персонажей. Каждый из этих врагов может придерживаться особой линии поведения, свойственной его типу, либо атаковать в формациях, что игрок должен научиться предугадывать. Основы геймплея этих игр имеют тенденцию к упрощению, что во множестве игр пытаются компенсировать посредством битв с боссами и разнообразием вооружений. В играх shoot "em up редко встречается реалистичная физика. Так, персонажи могут мгновенно изменять направление движения без какой-либо инерции , а снаряды двигаются по прямой на постоянных скоростях. Игрок может собирать разнообразные «бонусы», которые будут улучшить защиту персонажа, давать дополнительную «жизнь», либо улучшить оружие. Зачастую для борьбы с некоторым типом врагов требуется использовать определённое оружие, однако в этих играх редко уделяют такое же внимание боеприпасам. Как результат игрок может стрелять, не останавливаясь, при этом его оружие будет наносить урон только подходящим целям.

Разновидности [ | ]

Игры в жанре shoot "em up можно разделить на типы по ключевому элементу дизайна, используемой точке обзора, а также движению.

Фиксированный шутер (англ. fixed shooter ) - игры наподобие Space Invaders . В фиксированных шутерах протагонист может перемещаться вдоль одной оси, враги также атакуют с одного направления (например, планируют с верхней части экрана), а каждый уровень представлен полностью на одном экране. Также эти игры иногда называют «галерейными шутерами» (англ. gallery shooter ). Игра Centipede от Atari является гибридной, поскольку в ней персонаж может свободно перемещаться, однако зона этого свободного перемещения ограничена областью в нижней части экрана. Игра не в полной мере соответствует определению фиксированного шутера из-за таких особенностей.

Рельсовый шутер (англ. rail shooter ). В этих играх персонаж ограничен в движении экраном, в то время как точка обзора следует определённым маршрутом. Особенностью рельсовых шутеров является специфическое движение точки обзора «внутрь экрана». Игрок наблюдает за действием из-за спины игрового персонажа, причем точка обзора постепенно перемещается «внутрь экрана», а игрок управляет движениями уклонения персонажа. Примерами таких игр могут служить: Space Harrier (1985), Captain Skyhawk (1990), Star Wars: Rebel Assault (1993), Panzer Dragoon (1995), Star Fox 64 (1997), а также Sin and Punishment (2000). Игры для светового пистолета не относятся к жанру shoot "em up, это шутеры от первого лица . Тем не менее этот термин применяется как характеристика скриптованных элементов из игр наподобие Call of Duty .

Тоннельный шутер (англ. tube shooter ). Особенностью данной разновидности является полёт персонажа внутри абстрактного тоннеля. Фактически тоннельный шутер представляет собой вариант фиксированного шутера, поскольку движение персонажа возможно только влево и вправо, осуществляемое соответственно формы тоннеля.

Скролл-шутер (англ. scrolling shooter ). Этим названием могут называться:

  • Вертикальный скролл-шутер (англ. vertically scrolling shooter , также англ. vertical scroller ): игрок наблюдает за действием сверху, прокрутка экрана осуществляется по направлению вверх (очень редко - вниз).
  • Горизонтальный скролл-шутер (англ. horizontally scrolling shooter , также англ. horizontal shooter и англ. side-scrolling shooter ): игрок наблюдает сбоку, прокрутка осуществляется горизонтально.
  • Изометрический скролл-шутер (англ. isometrically scrolling shooter ): особенностью небольшого числа скролл-шутеров, например, Zaxxon от Sega является изометрический вид .

Мультинаправленный шутер (англ. multidirectional shooter ). Особенностью этих игр является свобода движений на все 360 градусов, протагонист может поворачиваться и перемещаться в любом направлении. Мультинаправленные шутеры, в которых один джойстик используется для перемещения, а второй - для независимого задания направления стрельбы, иногда называют twin-stick shooters (с англ.  -  «шутер для двух стиков»).

Пулевой ад (англ. bullet hell ), от яп. 弾幕 - заградительный огонь, огневая завеса. Это - разновидность жанра shoot "em up, в котором игровой экран зачастую оказывается почти полностью заполнен вражескими пулями. Эта разновидность также известна как curtain fire (с англ.  -  «огневая завеса»), manic shooter и maniac shooter (с англ.  -  «маниакальный шутер»). Этот тип игр зародился в середине 1990-х годов и является ответвлением скролл-шутеров.

Cute "em up . Особенностью этого направления является яркое и красочное графическое оформление, изображающее сеттинги и врагов в стиле сюрреализма. Современные игры направления cute "em up могут намеренно демонстрировать откровенно сексуальных персонажей и намекающие образы. В играх этого направления обычно присутствуют необычные, порой весьма странные или эксцентричные враги, с которыми должен сражаться игрок, примером чего являются игры серии Parodius .

Беги и стреляй (англ. run"n"gun ) - это игра в жанре shoot "em up, в которой протагонист перемещается пешком, иногда с возможностью совершать прыжки . Игры направления «беги и стреляй» могут быть с вертикальной или горизонтальной прокруткой , а также с изометрическим видом , в них может быть представлено мультинаправленное движение. Примерами таких являются: серия Contra , Gunstar Heroes , Alien Soldier , серия Metal Slug , Cuphead .

История [ | ]

Истоки и становление [ | ]

В вопросе о происхождении жанра до сих пор нет ясности. Журналист компьютерных игр Брайан Эшкрафт (Brian Ashcraft) называет Spacewar! (оду из наиболее ранних компьютерных игр) первой игрой в жанре shoot "em up, однако появившуюся позднее Space Invaders «первой» или «изначальной» игрой в жанре называют чаще. Spacewar! разработана в в 1961 году для развлечения самих разработчиков, тем не менее она была переделана четыре раза в игру для арканных автоматов на протяжении первой половины 1970-х годов. Игра представляет собой сражение между двумя космическими аппаратами.

Популярность жанра, всё же, оставалась невысокой до 1978 года, когда Taito Corporation выпустила игру Space Invaders, разработанную Nishikado. Space Invaders помещает игрока напротив многочисленных врагов, пикирующих с верхней части экрана с возрастающей скоростью. Инопланетные создания, образы которых вдохновлены романом «Война миров » Герберта Уэллса , использованы в игре из-за того, что разработчики не могли реализовать в игре движения воздушного судна. Кроме того, враги-люди заменены инопланетными из соображений морали (недопущение изображения убийства людей) и по настоянию Taito Corporation. Так же как и в вышедших позднее играх в жанре «перестреляй их всех» той поры, действие происходит в космосе, поскольку доступные на момент создания технологии позволяли отображать только чёрный фон. В этой игре также вводится идея предоставить игроку некоторое количество «жизней ». Сопутствовавший игре коммерческий успех оказался настолько большим, что на его фоне в Японии произошёл дефицит наличных монет, игра также снискала большую популярность в США. Игра придала популярности более интерактивному типу геймплея, когда враги отвечают на движения управляемого игроком орудия, эта игра также впервые представила концепцию наивысших достижений, причём впервые осуществлялось сохранение набранных игроком очков. В игре инопланетные антагонисты отвечают огнём на действия протагониста, и это первая игра, где у врагов представлено подобное поведение. Игра Space Invaders стала образцом в жанре shoot "em up, большинство из выпущенных впоследствии в жанре игр испытали её влияние.

Золотой век [ | ]

Примерно в это же время возникли вертикальные скролл-шутеры. Xevious от Namco , изданный в 1982 году, часто называют первым вертикальным скролл-шутером и, несмотря на выход перед ним нескольких других игр, считается одним из оказавших наибольшее влияние. Также в Xevious впервые достаточно хорошо отображались реалистичные ландшафты, что выделялось на фоне игр с полностью фантастическими сеттингами. Хоть вышедшая в 1979 году игра Asteroids позволяла игроку поворачивать космический аппарат, игра 1982 года Robotron: 2084 , снискавшая похвалу критиков, стала наиболее влиятельной в зарождавшемся направлении мультинаправленных шутеров.

Дальнейшее развитие [ | ]

Рельсовый шутер Rez.

Новое направление в жанре shoot "em up было открыто в начале 1990-х годов. Эти игры, называемые по-разному: «пулевой ад» (англ. bullet hell ), «маниакальные шутеры» (англ. manic shooters и англ. maniac shooters ) или «данмаку» (яп. 弾幕 - заградительный огонь), заставляют игрока уклоняться от огромного количества выпущенных врагами снарядов и требуют ещё более отточенной реакции игрока. Игры типа «пулевой ад» появились, ввиду того, что для конкуренции с трёхмерными играми разработчики двумерных shoot "em up вынуждены были привлекать к своим играм внимание, и большое число снарядов на экране было призвано впечатлить игрока. Игра Batsugun (1993) от Toaplan определила очертания этого нового направления, тогда как компания Cave (созданная бывшими работниками Toaplan, включая присоединившегося после закрытия этой компании главного создателя Batsugun Цунеки Икеда) закрепила особенности этого типа игр с выходом с 1995 году DonPachi . Появление маниакальных шутеров стало ещё одним свидетельством того, что игры жанра стали подстраиваться под более преданную аудиторию. Игры типа Gradius были более сложными, нежели Space Invaders или Xevious, однако направление «пулевой ад» продвинулось в этом ещё дальше, делая упор прежде всего на тех фанатов жанра, кто искал для себя новые вызовы. Несмотря на то, что шутеры с передвигающимся пешком протагонистом начали стремительный переход в жанры, основанные на трёхмерной графике, такие существующие долгое время серии как Contra или Metal Slug продолжили пополняться сиквелами. Рельсовые шутеры в новом тысячелетии выходят относительно редко, исключениями тут являются Rez и Panzer Dragoon Orta , получившие культовый статус.

Игра Radiant Silvergun от Treasure’s внесла в жанр повествовательные элементы. Критики высоко оценили эту игру, несмотря на то, что она не издавалась за пределами Японии и является весьма редкой коллекционной вещью. Ikaruga , вышедшая после неё в 2001 году, обладала улучшенной графикой и снова была отмечена критиками как одна из лучших игр в жанре. Обе эти игры впоследствии были переизданы в рамках Xbox Live Arcade. По состоянию на 2017 год серия Touhou Project включает в себя 26 игр, созданных в течение 21 года. Эта серия в октябре 2010 года была включена в книгу рекордов Гиннесса как «самая большая игровая серия, сделанная фанатами». С выходом игровых приставок Xbox 360 , PlayStation 3 и онлайн-служб Wii жанр испытал своеобразное «возрождение», однако в Японии аркадные shoot "em up остаются играми с хорошей популярностью в своей нише. Вышедшая в 2005 года для Xbox Live Arcade игра Geometry Wars: Retro Evolved заметно выделялась среди разнообразных переизданий казуальных игр . На ПК также выходят игры в жанре, в основном от японских непрофессиональных разработчиков, например, Crimzon Clover, Jamestown: Legend of the Lost Colony, Xenoslaive Overdrive и серия eXceed. Несмотря на то что жанр продолжает занимать свою нишу и является продуктом, прежде всего, для энтузиастов, финансовая поддержка существенно возросла благодаря домашним приставки и их игрокам.

Примечания [ | ]

  1. Горностаев С.В. Пути проникновения и стилистическое варьирование англицизмов сферы игровой индустрии в современном русском языке (рус.) . Cyberleninka . Известия Волгоградского государственного педагогического университета (29 сентября 2014). Проверено 11 декабря 2017.
  2. Jonti Davies. The Shooting Never Stops (англ.) . GameSpy (30 July 2008). Проверено 11 декабря 2017.
  3. John Polson. Final Form On Jamestown"s Origins, Mechanics (англ.) . Game Set Watch (5 April 2011). Проверено 11 декабря 2017.
  4. Buchanan, Levi. op 10 Classic Shoot "Em Ups (англ.) . IGN (8 April 2008). Проверено 17 декабря 2017.
  5. Beck, Ian Jets"n"Guns (неопр.) . (19 мая 2006). Проверено 20 июля 2008. Архивировано 6 декабря 2008 года.
  6. , p. 70.
  7. Bielby, Matt. The Complete YS Guide to Shoot "Em Ups (англ.) // Your Sinclair: журнал. - 1990. - July (no. 55 ). - P. 33 .
  8. Prof. Jim Whitehead. Game Genres: Shmups (англ.) . UC Santa Cruz (29 January 2007). Проверено 11 декабря 2017.
  9. Provo, Frank. Bloody Wolf (англ.) (недоступная ссылка) . Gamespot (7 July 2007). Проверено 12 декабря 2017. Архивировано 12 декабря 2008 года.
  10. Mark J. P. Wolf. The video game explosion: a history from PONG to PlayStation and beyond . - ABC-CLIO , 2008. - P. 272. - ISBN 0-313-33868-X .
  11. Rollings, Andrew. Fundamentals of Game Design . - Prentice Hall, 2006.
  12. Parkin, Simon Gradius Collection (неопр.) . Eurogamer (21 сентября 2006). Проверено 14 февраля 2009. Архивировано 3 июля 2009 года.
  13. , p. 66.
  14. Provo, Frank. Galaga "90 (англ.) (недоступная ссылка) . Gamespot (10 August 2007). Архивировано 12 декабря 2008 года.
  15. Goldstein, Hilary. Panzer Dragoon Orta (англ.) (недоступная ссылка) . IGN (10 January 2003). Архивировано 7 марта 2009 года.
  16. Kurt Kalata. Space Harrier 3D (англ.) . Hardcore Gaming 101 (23 August 2017). Проверено 11 декабря 2017.
  17. , p. 147.
  18. Call of Duty: Black Ops Review (неопр.) . Game Rant (11 ноября 2010). - «"it becomes a little disappointing when you"re forced to sit there and watch scripted walkthroughs of story moments. Going to the Pentagon is something that should be pretty exciting, but it"s essentially a rail-shooter without the shooting."». Проверено 27 ноября 2010. Архивировано 12 ноября 2010 года.
  19. Robert Howarth. Call of Duty 4 First Impressions (неопр.) . Voodoo Extreme . IGN (8 ноября 2007). Проверено 7 мая 2011. Архивировано 11 ноября 2007 года.
  20. Kristan Reed. Gyruss Of historical uninterest. (англ.) . Eurogamer (19 April 2007). Проверено 11 декабря 2017.
  21. Smith, Rachael. Sidewize (англ.) // Your Sinclair: журнал. - 1987. - October (no. 22 ). - P. 38 .
  22. Onyett, Charles Crystal Quest (неопр.) . IGN (13 февраля 2006). Проверено 17 июня 2008. Архивировано 22 июля 2016 года.
  23. McAllister, Graham A Guide To iOS Twin Stick Shooter Usability (неопр.) . Gamasutra . Think Services (30 марта 2011). Проверено 5 марта 2014. Архивировано 25 апреля 2014 года.
  24. Yin-Poole, Wesley Microsoft"s policy means this indie twin-stick shooter can"t launch on Xbox One (неопр.) . Eurogamer . Gamer Network (9 декабря 2013). Проверено 5 марта 2014. Архивировано 5 марта 2014 года.
  25. Brandon Sheffield. Q&A: Capcom"s Kujawa On Revisiting Classics, Bullet Hell (англ.) . Gamasutra (22 April 2008). Проверено 12 декабря 2017.
  26. , p. 77.
  27. , p. 82.
  28. Jeremy Dunham. FIRST LOOK: ALIEN HOMINID (англ.) . IGN (27 July 2004). Проверено 12 декабря 2017.
  29. Bielby, Matt. The YS Complete Guide To Shoot-"em-ups Part II (англ.) // Your Sinclair: журнал. - 1990. - August (no. 56 ). - P. 19 .
  30. , p. 72.
  31. The Next Generation 1996 Lexicon A to Z: Shooter (англ.) // Next Generation: журнал. - 1996. - March (no. 15 ). - P. 40 .
  32. Buchanan, Levi. Space Invaders (англ.) (недоступная ссылка) . IGN (31 March 2003). Проверено 12 декабря 2017. Архивировано 8 декабря 2008 года.
  33. Tim Surette. Gaming pioneer passes away (англ.) . Gamespot (7 June 2006). Проверено 12 декабря 2017.
  34. Edwards, Benj. Ten Things Everyone Should Know About Space Invaders (неопр.) . 1UP.com . Проверено 11 июля 2008.
  35. , pp. 72-73.
  36. Geddes, Ryan. IGN"s Top 10 Most Influential Games (неопр.) . IGN (10 декабря 2007). Проверено 11 июля 2008. Архивировано 23 июля 2008 года.
  37. Nishikado-San Speaks (англ.) // Retro Gamer: журнал. - No. 3 . - P. 35 .
  38. Kevin Bowen. The Gamespy Hall of Fame: Space Invaders (неопр.) . GameSpy . Проверено 27 января 2010. Архивировано 8 апреля 2008 года.
  39. Guinness World Records Gamer"s Edition 2008 / Craig Glenday. - Record Breaking Games: Shooting Games Roundup: Guinness. - С. 106–107. - ISBN 978-1-904994-21-3 .
  40. Players Guide To Electronic Science Fiction Games (англ.) // Electronic Games: журнал. - 1982. - March (vol. 1 , no. 2 ). - P. 34-45 .
  41. Essential 50: Space Invaders (неопр.) . 1UP.com . Проверено 26 марта 2011.
  42. Buchanan, Levi. Galaxian Mini (англ.) (недоступная ссылка) . IGN (21 April 2003). Проверено 12 декабря 2017. Архивировано 13 июля 2011 года.