Жизнь в пресных водах 4. Пресные воды

Подойдем в погожий, солнечный день к берегу небольшого пруда. Издали он кажется безжизненным. Его поверхность спокойна, ни волн, ни малейшего движения на ней не заметно. Но присмотревшись, увидим спустя минуту, что этот заглохший, тихий пруд полон жизни. Испугались наших неосторожных шагов и шлепнулись в воду две-три зеленые лягушки. Загребая задними лапками, они ушли на дно пруда и притаились там среди тины. Быстро пронеслась мимо нас стрекоза, а вот и другая, и третья. По поверхности пруда скользят на широко расставленных ножках водомерки. Их обычно называют «водяными пауками», но это неправильно. На самом деле это водные клопы. У водомерки, как и у обычного постельного клопа, длинный и острый хоботок, которым она высасывает сок из добычи. Подпрыгивая над водой, она ловит мелких комаров и мошек или поражает своим хоботком крошечных рачков, плавающих у, самой поверхности воды. Сцепление частиц воды у поверхности больше, чем в толще водоема. Поэтому на своей поверхности вода образует более плотную пленку. По этой поверхностной пленке и бегают водомерки, словно конькобежцы по льду.

Блестящий жучок вертячка еще быстрее водомерки описывает по поверхности пруда спирали и круги. Он не только скользит по воде, но и ныряет вглубь. У этого жучка интересная особенность: каждый глаз у вертячки двойной - одна половина его смотрит вверх, в воздух, другая - под воду. Поэтому поймать вертячку сачком очень трудно.

А вот еще хороший пловец. От водных жучков его легко отличить: тело его как бы обтянуто серебристой пленкой воздуха. Это водный клоп гладыш. Плавает он на спине брюшком вверх и на добычу свою - на личинок насекомых, на головастиков - нападает, как акула, снизу.

Есть в пруду обитатели, которые периодически подплывают из глубины к поверхности, чтобы подышать или даже набрать запас воздуха. Таков, например, большой жук плавунец. Он поднимается из глубины, загребая задними широкими лапками-веслами, выставляет наружу кончик своего брюшка, набирает воздух в полость под надкрыльями и через несколько минут снова ныряет вглубь.

Поднимается к поверхности за воздухом и водная улитка прудовик. В толще воды она плавать не может и медленно ползет вверх по стеблю растения. Наверху прудовик отделяется от стебля и долго плавает, подвесившись снизу к поверхностной пленке широкой площадью своей «ноги». Раскрыв дыхательную трубочку, прудовик набирает в свое тело воздух. Если тронуть прутиком плавающую у поверхности улитку, ее мясистая «нога» съежится, сцепление с поверхностной пленкой нарушится и прудовик погрузится на дно. Помогает прудовику плавать у поверхности и обильное выделение слизи, которая тянется за ним, как серебристая дорожка.

Но многим водным животным не нужно добираться до поверхности воды, чтобы дышать. Они дышат воздухом, растворенным в воде. Так дышат, например, длинная черноватая пиявка, водные личинки стрекоз, ручейников и других насекомых, ракушка беззубка, сидящая глубоко в донном песке.

Жизнь пресного водоема

МЕСТО ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ: МКОУ ПЬЯНКОВСКАЯ ООШ

СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Окружающий мир 4 класс. Школа России. Плешаков А.А.

Тема: Жизнь пресного водоема

Цель: сформировать представления обучающихся о пресном водоёме, как о природном сообществе.

Задачи

обучающие:

    ознакомить с разнообразием живых организмов пресного водоема, с ролью человека;

развивающие:

    развивать познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы;

воспитательные:

    учить детей понимать красоту пресного водоема;

    воспитывать любовь, бережное отношение к природе родного края.

Формируемые УУД:

Познавательные – выявлять известное и неизвестное, осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию;

Коммуникативные – участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

Регулятивные – действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения;

Личностные – приобретать новые знания, умения

Ход урока

I. Орг. момент (1 мин.)

Мы начнем урок с разминки

Выпрямляем свои спинки.

На носочках потянулись,

Вправо влево повернулись

И друг другу улыбнулись.

Раз, два, три, четыре, пять

Нам урок пора начать.

II. Актуализация опорных знаний

1. Тест (на карточках) (5 мин.)

Слайд № 1-6

1. На лугу растут:

А) только травянистые растения

Б) мхи и лишайники

В) кустарники и травянистые растения

2. На лугу живут:

А) лебеди, рябчики, шелкопряды

Б) шмели, совы, глухари

В) трясогузки, жуки-навозники, кобылки

3. Растениями луга являются:

А) тимофеевка, клевер, нивяник

Б) ландыш, осока, ягель

В) черника, пион, типчак

4. Санитарами луга и леса называют:

А) жуков навозника и могильщика, дятла

Б) пчёл, кабанов, соек

В) жужелиц, кузнечиков, жуков-короедов

5. Какие цепи питания характерны для лугового сообщества?

А) жёлуди→мыши→совы

Б) мятлик→мыши→совы

В) остатки растений→дождевой червь→трясогузка 

Ключ: 1 – а, 2 – в, 3 – а, 4 – а, 5 – б, в

2. Сообщения, кроссворды, цепочки питания (5 мин.)

III. Самоопределение к деятельности (5 мин.)

Посмотрите на экран. (на экране подписанные – река, озеро, пруд, лес)

Слайд № 8

Исключите лишнюю иллюстрацию.

Обоснуйте свой ответ. (Лес - суша, остальное –вода) я считаю, что …… (убрать лес)

Как одним словом назвать оставшиеся объекты природы. (Водоем)

- О чем будем говорить на уроке? (О жизни в водоемах.)

Слайд № 9

Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой? (Узнать о животных и растениях в водоемах, об их взаимосвязи.)

Что мы будем делать для достижения этой цели? (Работать по учебнику, в тетради, с атласом-определителем, в группах, парами, будем рассуждать, делать выводы, доказывать свою точку зрения.)

Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Сформулируйте свои вопросы.

Записываю на доску.

IV. Открытие нового знания

1. Беседа. (2 мин.)

Вспомним, что водоёмы по происхождению делятся на две группы. Какие? (Естественные и искусственные)

А по составу воды? (пресные и соленые.)

Какие типы пресных водоемов вы можете назвать? (река, озеро, ручей, канал, пруд, водохранилище)

2. Работа в группах (10 мин.)

Сегодня у нас будут работать три отдела редакции журнала «Жизнь пресного водоема».

Условия игры:

    Класс поделим на три отдела.

    Каждый отдел получает карточку – задание.

    Все сотрудники должны активно участвовать в обсуждении всех вопросов и подготовить отчет о работе отдела в виде плаката.

Раздаются карточки, дети делятся на 3 отдела:

    1 отдел работает по теме «Растения водоема»

    2 отдел работает по теме «Животные водоема»

    3 отдел работает по теме «Человек и водоем»

Карта №2

Выяснить:

    Назовите животных водоёма.

Животные водоёма

Карта №3

Выяснить:

Человек

Физминутка

Отчёт отделов о проделанной работе (6 мин.)

Является ли пресный водоём - сообществом? Докажите. (Растения выделяют в воду кислород, которым дышат животные.Караси питаются растениями и личинками насекомых, а щука – карасями).

Вы хорошо поработали, а сейчас применим полученные знания

V. Включение нового знания в систему знаний

1. Моделирование. В парах (3 мин.)

Используя иллюстрации на с. 180-181, запишите 2-3 цепи питания, характерные для пресного водоёма (тетрадь с. 84 № 6).

ПРОВЕРКА

2. Задания в тетради. Самостоятельно (3 мин.)

ПРОВЕРКА

VI. Подведение итогов урока (2 мин.)

КАКОВА БЫЛА ЦЕЛЬ УРОКА?

КАКИЕ ЗНАНИЯ МЫ СЕГОДНЯ ОТКРЫЛИ?

ГДЕ МОЖНО ПРИМЕНИТЬ НОВЫЕ ЗНАНИЯ?

НА ВСЕ ЛИ ПОСТАВЛЕННЫЕ В НАЧАЛЕ УРОКА ВОПРОСЫ МЫ С ВАМИ ОТВЕТИЛИ?

VII. Рефлексия (2 мин.)

ДОПОЛНИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ: «Теперь я знаю, что…»

Что на уроке у вас хорошо получилось?

Выставление оценок.

VIII. Домашнее задание (дифференцированное) (1 мин.)

На выбор:

Сообщение о растениях и животных водоёма из Красной книги нашего края.

Проиллюстрировать цепи питания, характерные для пресного водоёма.

Составить кроссворд «Жизнь водоёма»

Приложение

Карта №2

План работы 2 отдела «Животные водоёма»

Выяснить:

    Назовите животных водоёма.

    Богат ли водоём разнообразием животных? (Составьте схему «Животные водоёма»)

Животные водоёма

    Особенности жизни некоторых животных водоёма.

Карта №3

План работы 3 отдела «Человек и водоём»

Выяснить:

    Значение пресных водоёмов для человека. (В виде схемы)

Человек

    Какие действия людей могут привести к нарушению экологического равновесия водоёма?

    Составьте правила поведения у воды. (Правила могут быть в рисунках.)

Тест

ФИ _________________________

Оценка

Тест

ФИ _________________________

Оценка

Тест

ФИ _________________________

Оценка

Тест

ФИ _________________________

Оценка

Тест

ФИ _________________________

Оценка

Тест

ФИ _________________________
























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели: сформировать представления учащихся о жизни пресноводного водоёма; ознакомить с растительным и животным миром пресноводных водоёмов; сформулировать правила поведения, направленные на охрану обитателей водоёма.

Оборудование : компьютер, мультимедийный проектор, учебник “Окружающий мир 4 класс 1 часть” авторов А.А. Плешакова, Е.А. Крючковой, “Рабочая тетрадь”, атлас-определитель, таблицы с изображением растений и животных водоёмов, карта Приморского края.

Ход урока

І. Организационный момент.

ІІ. Актуализация опорных знаний.

1. Беседа.

Почему луг называют природным сообществом? (Привести примеры ).

Приведите примеры экологических связей луга.

Вопросы к кроссворду:
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел –
Он вспорхнул и улетел. (Бабочка )

С ветки на тропинку,
С травинки на травинку
Прыгает пружинка –
Зелёненькая спинка. (Кузнечик )

На лугу он живёт,
И всё время спать зовёт!
- Пить-пирю, спать пора!
Так до самого утра!
Кто такую птичку знает?
Кто загадку отгадает? (Перепел )

Та птичка хвостиком трясёт
И на земле жучков клюёт.
Живёт она, где есть вода,
Её узнаешь без труда! (Трясогузка )

Словно синий огонёк
Кто-то вдруг во ржи зажёг.
Яркий полевой цветок.
Что же это? (Василёк )

Это растение узнают по мелким треугольным плодам, похожим на сумки. (Пастушья сумка )

Быстрая и юркая,
В змеевидной шкурке я,
А за хвост меня поймаешь,
Сразу тут же потеряешь. (Ящерица )

Это очень ценный злак – кормовое растение с тонкими листьями и мелкими колосками, образующими метёлку. (Мятлик )

Тёплым днём, весною, в мае
Каждый про меня узнает.
Я не муха, не паук.
Я жужжу! Я майский... (жук )

Выпуча глаза сидит,
По-французски говорит,
По-блошьи прыгает,
По-человечьи плавает. (Лягушка )

Это насекомое назвали в честь врача – героя греческих мифов. В настоящее время - это редкое животное. (Махаон )

Прочитайте ключевые слова. (Берегите луга )

3. Проверка задания 7 на стр. 81 “Рабочей тетради”.

Какие условные знаки нарисовали по теме “Как вести себя на лугу”?

Выставка рисунков условных знаков. Повторение правил поведения на лугу.

ІІІ. Самоопределение к деятельности.

Прочитайте стихотворение и добавьте последнее слово.

Тихо плещется вода,
Ряска, лилии, рогоз,
И кубышка, и тростник,
Есть беззубка, прудовик,
Водомерка вот бежит –
Бурно жизнь кипит в нём.
Это пресный... (водоём).

О чём будем говорить на уроке?

Что бы вам хотелось узнать по этой теме?

ІV. Работа над новым материалом.

1. Беседа.

Что такое водоём?

  • Водоём – место скопления или хранения воды.
  • Вспомните, что водоёмы по происхождению делятся на две группы. Какие? (Водоёмы бывают естественные и искусственные. Бывают солёные и пресные .)
  • О каких водоёмах мы будем говорить на уроке? (О пресных )
  • Какие пресные водоёмы есть у нас в Приморском крае?

2. Показать на карте.

Типы водоёмов.

Какие из этих водоёмов относятся к естественным, а какие к искусственным?

Какие растения можно встретить в водоёмах? На берегу водоёмов?

Выполнить задание 1 на стр. 82 “Рабочей тетради”.

Проверка. Что интересного узнали?

Какое растение есть в водоёмах нашего края, а не упоминается в учебнике? (Лотос )

4. Какую роль играют растения в жизни водоёмов?

Роль растений в жизни водоёма.

  • Дом для животных
  • Выделяют кислород, необходимый для дыхания организмов.
  • Пища для животных.

5. Самостоятельная работа.

По рисунку на стр. 180-181 познакомьтесь с живыми организмами пресных водоёмов.

Кого можно увидеть на поверхности воды?

В толще воды?

На дне водоёма?

Слайды 8-9.

Отгадайте загадки.

Пёстрая крякушка
Ловит лягушек,
Ходит вразвалочку-
Спотыкалочку. (Утка )

Под водой
Живёт народ,
Ходит задом
Наперёд. (Рак )

У родителей и деток
Вся одежда из монеток. (Рыба )

На дне, где тихо и темно,
Лежит усатое бревно. (Сом )

Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик. (Стрекоза )

Строят дом без топора,
Дом без хвороста и тины
И плотину. (Бобры )

У кого глаза на рогах,
А дом на спине. (Улитка )

V. Обобщение знаний.

Кто где живёт

На поверхности воды

-> растения: кубышка, рогоз (корни в воде), ряска, кувшинки

-> насекомые: клоп-водомерка, жуки-плавунцы

В толще воды

-> головастики лягушек и жаб

-> разные виды рыб

-> водоросли

-> моллюски: перловица, прудовик, катушка

-> речные раки

Связаны с водоёмами

-> птицы: утки, цапли

-> млекопитающие: бобры, водяные крысы, выдры

Вывод по изученному материалу.

Мы узнали, что водоём – это природное сообщество. В нём все взаимосвязано. Растения и животные умирают. Мёртвые остатки перегнивают, разрушаются под воздействием микроорганизмов. Образуются соли, а их для роста используют растения. Растениями, в свою очередь питаются животные.

Но человек вмешивается в жизнь этого сообщества, рвет редкие растения, ловит раков-санитаров, губит головастиков и лягушек. Чтобы не случилось экологической катастрофы, нужно научиться ценить жизнь во всех ее проявлениях.

VІ. Дополнительный материал “Пресные водоёмы нашего края”

Озеро Ханка, река Раздольная.

Слайды 13-18.

Озеро Ханка.

  • Расположение: Дальний Восток
  • Высота: 68-70 м
  • Площадь: 4070 км?
  • Объём: 18,3 км?
  • Наибольшая глубина: 10,6 м
  • Средняя глубина: 4,5 м
  • Площадь водосбора: 16 980 км?
  • Впадающие реки: Лефу, Мельгуновка, Синтуха и др.
  • Вытекающая река: Сунгача

Слайды 19-21.

Река Раздольная.

  • Река Раздольная протекает по территории России и Китаю.
  • Исток – слияние рек: Сяосуйфэньхэ и Дасуйфэньхэ.
  • Устье: Амурский залив Японского моря.
  • Длина: 245 км
  • Площадь бассейна: 16 830 км?

VІІ. Составление памятки “Человек у воды”

  • Не рви кубышки, кувшинки, лотосы!
  • Не лови раков, двустворчатых моллюсков, стрекоз!
  • Не разрушай жилища животных!
  • Береги лягушек и головастиков!
  • Помогай взрослым в охране животных водоёмов!
  • Не бросай мусор в воду и на берегу водоёмов!
  • Не мой велосипед и другие транспортные средства на берегу водоёмов!

VІІІ. Подведение итогов урока.

Какова была цель урока?

Какие знания вы получили?

ІX. Рефлексия.

Дополните предложение: “Теперь я знаю, что...”

Кого можно поблагодарить за урок?

X. Домашнее задание.

  • Прочитать текст на стр. 178-186 учебника.
  • Выполнить задания 5-7 “Рабочей тетради”.
  1. Рассмотрите в гербарии растения пресного водоёма. Определите их с помощью атласа-определителя.
  2. По рисунку познакомьтесь с живыми организмами пресных вод. Попробуйте сначала самостоятельно назвать их, закрыв полоской бумаги подписи, а затем проверьте себя.

1. Утка-кряква: самка (а) и самец (б). 2. Бобр, его плотина и хатка. 3. Камыш. 4. Клоп-водомерка. 5. Жук-плавунец. 6. Карась. 7. Двустворчатые моллюски. 8. Речной рак. 9. Микроскопические зелёные водоросли. 10. Тростник. 11. Цапля. 12. Стрелолист. 13. Рогоз. 14. Кубышки. 15. Лягушка. 16. Кувшинка. 17. Щука. 18. Головастики. 19. Катушка. 20. Элодея. 21. Прудовик.

  1. С помощью этого рисунка расскажите об экологических связях в пресных водах.

Природное сообщество пресных вод

Живые организмы пресных вод (растения, животные, бактерии) образуют природное сообщество.

Некоторые растения (рогоз, камыш, тростник, стрелолист) своими корнями прикрепляются ко дну, а стебли и листья этих растений поднимаются над водой. Корни кубышки и кувшинки тоже на дне, а их широкие листья плавают на поверхности. Но есть и такие растения, которые ко дну совсем не прикрепляются. Это, например, ряска, которая плавает на поверхности воды. А в толще воды плавают мельчайшие (микроскопические) зелёные водоросли. Разглядеть их можно только под микроскопом. Зато иногда их бывает так много, что вода кажется зелёной.

Велика роль растений в водном сообществе. Они служат пищей животным, выделяют в воду кислород, необходимый для дыхания организмов. Подводные заросли растений служат убежищем для животных.

Понаблюдаем за животными. Вот по поверхности воды стремительно бегают клопы-водомерки. Их длинные ножки снизу покрыты жиром, и поэтому водомерки не тонут. Они хищники, охотятся на комаров и другую мелкую живность.

В толще воды плавают хищные жуки-плавунцы, растительноядные головастики лягушек и жаб, разные виды рыб, например карась, щука.

Карась питается растениями, личинками насекомых. Щука относится к хищным рыбам.

На дне живут речные раки. Они кормятся остатками мёртвых животных. Обитают на дне и двустворчатые моллюски. Их мягкое тело защищено раковиной, которая состоит из двух створок. Питаются эти моллюски очень интересно. Они всасывают и пропускают через своё тело воду, в которой попадаются водоросли и другие мелкие живые существа.

На водных растениях живут другие моллюски - растительноядные улитки прудовик и катушка. У них закрученные раковины.

Жизнь многих птиц, например уток и цапель, тоже связана с водой. Живут у воды и млекопитающие - бобр, ондатра, водяная крыса, выдра. Информацию о них и изображения этих животных ты можешь найти в атласе-определителе.

В пресноводном сообществе, как и в других сообществах, происходит круговорот веществ. Когда растения и животные умирают, их остатки попадают на дно. Здесь под действием бактерий мёртвые остатки перегнивают, разрушаются.

Из них образуются соли. Эти соли растворяются в воде, и тогда их могут использовать для питания растения.

Человек у воды

Ты уже знаешь, как вредит всему живому загрязнение воды. Но не только над этим нам стоит задуматься.

Многие красивые, интересные растения и животные, обитающие в пресных водах или на берегах, нуждаются в особой охране. Давайте не будем рвать кубышку и кувшинку, ловить раков, двустворчатых моллюсков, стрекоз! Не будем разрушать жилища ондатр и бобров! Будем беречь лягушек и головастиков!

Зимой подо льдом рыбам часто не хватает кислорода. Нужно делать во льду лунки, чтобы в воду поступал кислород. Ты можешь участвовать в этой работе, но обязательно вместе со взрослыми, потому что находиться на льду порой бывает опасно. Весной принимай участие в другой работе - спасении молоди рыб. Дело в том, что после весеннего разлива в разных местах остаются лужи. В них обычно бывает много мальков рыб. Им угрожает гибель, когда лужи высохнут. Чтобы спасти мальков, ребята их вылавливают и переносят в банках или вёдрах в безопасные места.

  • По своим наблюдениям расскажи, какие растения и животные пресных вод встречаются в вашем крае.
  • Построй модель цепи питания, характерной для пресноводного сообщества вашего края. Попроси соседа по парте проверить твою работу. Если потребуется, исправь ошибку, видоизменяя модель.
  • Дай характеристику пресноводного сообщества вашего края.

Обсудим!

  1. Названия каких растений и животных говорят об их жизни в воде?
  2. Как приспособлены к жизни в воде и у воды различные растения и животные?
  3. Если исчезнут лягушки, как повлияет это на комаров, на цапель? Из-за чего могут исчезнуть лягушки?

Проверь себя

  1. Какие живые организмы составляют пресноводное сообщество?
  2. Какие растения и животные пресных вод нуждаются в особой охране?
  3. В какой работе по охране водных обитателей могут участвовать школьники?

Задания для домашней работы

  1. В тёплое время года проведите наблюдения у реки, озера или пруда. Воспользуйтесь атласом-определителем. Возможно, вам удастся послушать лягушачьи концерты, увидеть, как поднимается к поверхности воды для дыхания жук-плавунец, как бегает по воде клоп-водомерка, как цапля высматривает свою добычу. Эти наблюдения подарят вам немало новых открытий и ярких впечатлений.
  2. В книге «Зелёные страницы» прочитай главу о бобрах. Какие экологические связи раскрыты в этой главе? Приведи примеры. Что из этой главы показалось тебе самым интересным? Подготовь сообщение.
  3. В книге «Великан на поляне» прочитай рассказы «Берегите раков!», «Зачем нужны в реке ракушки». Приходилось ли тебе сталкиваться со случаями, похожими на те, которые описаны в рассказах? Что ты об этом думаешь?

Боль природы

Надо ли охранять болота?

Когда люди научились осушать болота, они стали делать это, не задумываясь о последствиях. И неудивительно: ведь люди считали болота ненужной и даже вредной частью природы.

Но теперь стало ясно, что это не так.

Болота - замечательные природные хранилища воды, из них берут начало многие реки! К тому же болота, словно огромные фильтры, очищают воду. Проходя через густые заросли мхов и трав, через толстый слой торфа, вода в болотах освобождается от пыли, вредных веществ, болезнетворных бактерий. В реки из болот поступает чистейшая вода!

Болота - это место жизни многих видов растений и животных. Вот удивительное хищное растение росянка. Её листья покрыты волосками, на концах которых блестят капельки клейкого сока, похожие на капельки росы. Это привлекает насекомых. Насекомое садится на лист и... приклеивается. Лист закрывается, и насекомое переваривается в капельках сока. Так росянка получает дополнительное питание.

А вот клюква. Ягоды этого растения вкусные и целебные. Да только болот, где растёт клюква, из-за осушения остаётся всё меньше и меньше. Журавли, цапли, кулики находят себе на болотах пищу, устраивают гнёзда...

Вот и подумай, к каким последствиям может привести неумеренное осушение болот.

На следующем уроке

Узнаем о работе растениеводов в нашем крае. Будем учиться различать отрасли растениеводства, соотносить с ними сорта культурных растений.

Вспомни, на какие отрасли делят сельское хозяйство. Какие культурные растения выращивают в вашем крае?