Истребитель авианосцев – ракетный комплекс «Гранит. Истребитель авианосцев – ракетный комплекс «Гранит Что собой представляет орудие

МОМ была начата разработка противокорабельной ракеты дальнего действия «Гранит».
Еще в середине 60-х годов, в период разработки комплексов «Аметист» и «Малахит», генеральный конструктор В.Н.Челомей пришел к заключению о необходимости и возможности сделать новый шаг на пути универсализации условий старта для ракет дальнего действия. Он выступил с предложением о разработке нового комплекса с крылатыми ракетами, способными стартовать из-под воды, а по дальности и скорости полета не уступающими комплексу «Базальт ». Предполагалось этим комплексом оснащать как подводные лодки (проект 949 «Гранит»), так и надводные корабли. Новый комплекс получил наименование «Гранит». В процессе создания комплекса «Гранит» впервые все основные смежники разветвленной кооперации проработали множество (до одного-двух десятков) вариантов конструктивных решений по крылатой ракете, бортовой системе управления, по подводной лодке. Затем эти варианты оценивались по боевой эффективности, стоимости и срокам создания, реализуемости, и на основе анализа были сформулированы требования к крылатой ракете и другим элементам системы вооружения.
С момента создания первых ПКР, способных поражать надводные корабли на очень больших дальностях, встал вопрос обеспечения противокорабельных ракет данными целеуказания. В глобальном масштабе эта задача могла бы быть решена только с помощью космических аппаратов.
Теоретические основы построения такой космической системы, параметры их орбит, взаимное положение спутников на орбитах разработаны непосредственно с участием академика М.В.Келдыша. Система, создававшаяся в ЦКБМ, состояла из нескольких спутников радиолокационной и радиотехнической разведки, с которых данные об обнаруженных целях могли непосредственно быть переданы на носитель КР или на наземные пункты.
Комплекс «Гранит» обладал рядом качественно новых свойств. Впервые создали ракету большой дальности стрельбы с автономной системой управления. Бортовая система управления строилась на основе мощной трехпроцессорной вычислительной машины с использованием нескольких информационных каналов, что позволяло успешно разбираться в сложной помеховой обстановке и выделять истинные цели на фоне любых помех. Создание этой системы осуществлено коллективом ученых и конструкторов ЦНИИ «Гранит» под руководством его генерального директора Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской премии В.В.Павлова.
В ракете воплотился богатый опыт НПО по созданию электронных систем искусственного интеллекта, позволяющий действовать против одиночного корабля по принципу «одна ракета - один корабль» или «стаей» против ордера кораблей. Ракеты сами распределят и классифицируют по важности цели, выберут тактику атаки и план ее проведения. Для исключения ошибки при выборе маневра и поражения именно заданной цели в бортовую вычислительную машину ПКР заложены электронные данные по современным классам кораблей. К тому же в машине есть и чисто тактические сведения, к примеру, о типе ордеров кораблей, что позволяет ракете определить, кто перед ней - конвой, авианесущая или десантная группа, и атаковать главные цели в ее составе.
Также в бортовой вычислительной машине есть данные по противодействию средствам радиоэлектронной борьбы противника, способным постановкой помех уводить ракеты от цели, тактические приемы уклонения от огня средств противовоздушной обороны. Как говорят конструкторы, после пуска ракеты сами решают, какая из них будет атаковать какую цель и какие маневры для этого нужно осуществить в соответствии с заложенными в программу поведения математическими алгоритмами. Ракета имеет и средства противодействия атакующим ее противоракетам. Уничтожив главную цель в корабельной группе, оставшиеся ракеты атакуют другие корабли ордера, исключив возможность поражения двумя ракетами одной и той же цели.
В 1966-1967 гг. в ОКБ-670 М.М.Бондарюка готовился проект двигателя 4Д-04 оригинальной схемы для КР "Гранит", рассчитанной на скорость М=4. В дальнейшем для этой ракеты был выбран серийный маршевый ТРД КР-93 на М=2,2. Ракета имеет ТРД и кольцевой твердотопливный ускоритель в хвостовой части, начинающий работу под водой. Впервые была решена сложная инженерная задача запуска двигателя за очень короткое время при выходе ракеты из-под воды.
Возможность маневрирования ракет позволила реализовать рациональный боевой порядок их в залпе с наиболее эффективной формой траектории. Это обеспечило успешное преодоление огневого противодействия сильной корабельной группировки.
Следует сказать, что ни в одной из предыдущих крылатых ракет, созданных в НПОМ, не было сконцентрировано и успешно реализовано столь много новых сложнейших задач, как в ракете «Гранит». Сложнейшая конструкция ракеты потребовала проведения большого объема наземных испытаний в гидробассейнах, аэродинамических трубах, на теплопрочностных стендах и т.д.
После проведения полного объема наземной отработки по КР и основным ее элементам (системы управления, маршевого двигателя и др.) в ноябре 1975 г. начали летно-конструкторские испытания. На государственные испытания комплекс был предъявлен в 1979 г. Испытания проводились на береговых стендах и головных кораблях: подводной лодке и крейсере «Киров». Испытания были успешно завершены в августе 1983 года, и Постановлением СМ от 12 марта 1983 года комплекс «Гранит» приняли на вооружение ВМФ.
Ракеты нового универсального ракетного комплекса третьего поколения «Гранит» имели как подводный, так и надводный старт, дальность стрельбы 550 км, обычную или ядерную боевую часть, несколько гибких адаптивных траекторий (в зависимости от оперативной и тактической обстановки в морском и воздушном пространстве района операции), скорость полета в 2,5 раза больше скорости звука. Тротиловый эквивалент боевой части каждой ракеты равен 618 кг, радиус действия поражающих факторов - 1200 метров.
Комплекс обеспечивал залповую стрельбу всем боекомплектом с рациональным пространственным расположением ракет и помехозащищенную автономную селективную систему управления. При создании «Гранита» впервые был использован подход, основой которого является взаимная увязка элементов сложной системы (средства целеуказания - носитель - ПКР). В результате созданный комплекс впервые приобрел возможность решать любую задачу морского боя нарядом огневых средств одного носителя. По опыту боевой и оперативной подготовки ВМФ, сбить такую ракету практически невозможно. Даже если поразить «Гранит» противоракетой, ракета из-за своей огромной массы и скорости может сохранить начальную скорость полета и в результате долететь до цели.
Ракетным комплексом «Гранит» вооружены 12 атомных подводных крейсеров проекта 949А типа «Антей», по 24 ПКР на каждом, со скоростью подводного хода более 30 узлов. На четырех тяжелых атомных ракетных крейсерах проекта 1144 (типа «Петр Великий») размещено по 20 ракет в индивидуальных подпалубных пусковых установках СМ-233. ПУ расположены наклонно - под углом 47º. Перед пуском ракет контейнеры заполняются водой. Кроме того, этими ракетами оснащен ТАВКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» (пр. 1143.5) - 12 ПКР.
Каждый подводный крейсер стоит в 10 раз дешевле, чем авианосец ВМС США типа «Нимитц». Других сил в Вооруженных силах России, способных реально противостоять авианосной угрозе, сейчас фактически нет. С учетом проводимых модернизаций самих носителей, ракетного комплекса и ПКР «Гранит» созданная группировка способна эффективно действовать до 2020 г. Естественно, одновременно необходимо развивать и поддерживать в боеготовом состоянии и системы боевого управления силами, разведки и целеуказания. Кроме борьбы с АУГ боевые единицы группировки способны действовать не только против соединений кораблей всех классов в ходе вооруженных конфликтов любой интенсивности, но и эффективно поражать ракетами с обычной боевой частью цели на побережье противника. При необходимости корабли с комплексом «Гранит» могут явиться резервом решения задач Морских стратегических ядерных сил.
Первые фотографии секретной ракеты появились только в 2001 г. после трагической гибели подводной лодки К-141 «Курск» 12 августа 2000 г. После подъема подводной лодки 23 ПКР, бывшие на борту АПЛ в последнем походе, выгружаются для дальнейшей утилизации.

Описание
Разработчик ЦКБМ
Обозначение комплекс П-700 «Гранит»
ракета 3М45
Обозначение NATO SS-N-19 «Shipwreck»
Первый пуск 1975
Система управления инерциальная с активным радиолокационным конечным наведением
Геометрические и массовые характеристики
Длина, м 10
Размах крыла, м 2,6
Диаметр, м 0,85
Стартовый вес, кг 7000
Тип боеголовки фугасно-кумулятивная ядерная (500 кт)
Масса БЧ, кг 750
Силовая установка
Маршевый двигатель ТРД КР-93
Тяга, кгс (кН)
Стартово-разгонная ступень твердотопливная
Летные данные
Скорость, км/ч (М=) на высоте 2800 (2,5)
у земли (1,5)
Дальность пуска, км 550 (625)
Маршевая высота полета, м

В 1969 году в ЦКБМ Министерства общего машиностроения (ОКБ – 52 в г.Реутове) была начата разработка противокорабельной ракеты дальнего действия «Гранит». Еще в середине 60-х годов, в период разработки комплексов «Аметист» и «Малахит», генеральный конструктор В.Н.Челомей пришел к заключению о необходимости и возможности сделать новый шаг на пути универсализации условий старта для ракет дальнего действия.

П-700 Гранит - видео

Он выступил с предложением о разработке нового комплекса с крылатыми ракетами, способными стартовать из-под воды, а по дальности и скорости полета не уступающими комплексу «Базальт». Предполагалось этим комплексом оснащать как подводные лодки (проект 949 «Гранит»), так и надводные корабли. Новый комплекс получил наименование «Гранит». В процессе создания комплекса «Гранит» впервые все основные смежники разветвленной кооперации проработали множество (до двух десятков) вариантов конструктивных решений по крылатой ракете, бортовой системе управления, по подводной лодке.
Затем эти варианты оценивались по боевой эффективности, стоимости и срокам создания, реализуемости, и на основе анализа были сформулированы требования к крылатой ракете и другим элементам системы вооружения. Создание этой системы осуществлено коллективом ученых и конструкторов ЦНИИ «Гранит» под руководством его генерального директора Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской премии В.В.Павлова.

Ракета 3М45 комплекса "Гранит"

В ракете воплотился богатый опыт НПО по созданию электронных систем искусственного интеллекта, позволяющий действовать против одиночного корабля по принципу «одна ракета – один корабль» или «стаей» против ордера кораблей.
Ракеты сами распределят и классифицируют по важности цели, выберут тактику атаки и план ее проведения. Для исключения ошибки при выборе маневра и поражения именно заданной цели в бортовую вычислительную машину ПКР заложены электронные данные по современным классам кораблей. К тому же в машине есть и чисто тактические сведения, к примеру, о типе ордеров кораблей, что позволяет ракете определить, кто перед ней – конвой, авианесущая или десантная группа, и атаковать главные цели в ее составе.

Пуск ракеты "Гранит" с ракетного крейсера "Петр Великий" пр.1144.2

Также в бортовой вычислительной машине есть данные по противодействию средствам радиоэлектронной борьбы противника, способным постановкой помех уводить ракеты от цели, тактические приемы уклонения от огня средств противовоздушной обороны. Как говорят конструкторы, после пуска, ракеты сами решают, какая из них будет атаковать какую цель и какие маневры для этого нужно осуществить в соответствии с заложенными в программу поведения математическими алгоритмами.
Ракета имеет и средства противодействия атакующим ее противоракетам. Уничтожив главную цель в корабельной группе, оставшиеся ракеты атакуют другие корабли ордера, исключив возможность поражения двумя ракетами одной и той же цели.
На государственные испытания комплекс был предъявлен в 1979 году. Испытания проводились на береговых стендах и головных кораблях: на подводной лодке и на крейсере «Киров».

Испытания были успешно завершены в августе 1983 года, и Постановлением Совета Министров от 12 марта 1983 года комплекс «Гранит» приняли на вооружение ВМФ. Ракета нового универсального ракетного комплекса третьего поколения «Гранит» (дальнейшее развитие ПКР – SS-N-3 «Шэддок» и SS-N-12 «Сенбокс») имеет как подводный, так и надводный старт, дальность стрельбы 600 км, обычную или ядерную боевую часть, несколько гибких адаптивных траекторий (в зависимости от оперативной и тактической обстановки в морском и воздушном пространстве района операции), скорость полета в 2,5 раза больше скорости звука.
Тротиловый эквивалент боевой части каждой ракеты равен 750 кг, радиус действия поражающих факторов - 1200 метров, мощность ядерного заряда равна 500 кт. Стартовый вес ракеты равен 7 тонн. Развивает скорость полете до 2,5М. Длина ракеты – 10м., диаметр – 0,85 м. Двигательная установка: кольцевой твердотопливный ускоритель и маршевый турбовентиляторный двигатель КР-93.

Комплекс обеспечивает залповую стрельбу всем боекомплектом с рациональным пространственным расположением ракет и помехозащищенную автономную селективную систему управления. Во время полета ракеты обмениваются информацией о целях.
Ракета-лидер для затруднения перехвата и лучшего обнаружения цели идет на большой высоте, остальные ракеты движутся на малой высоте над поверхностью моря. В случае перехвата ракеты-лидера ее место автоматически занимает другая ракета.
Ракетным комплексом «Гранит» вооружены 13 атомных подводных крейсеров проекта 949 типа «Гранит» и 949А типа «Антей» («Оскар-1» и «Оскар-2»), по 24 ракеты на каждом, со скоростью подводного хода более 30 узлов. Перед пуском ракет контейнеры заполняются водой.

Разрезная схема устройства ПКР 3М45 комплекса 3К45 "Гранит". Красным цветом
обозначена фугасно-проникающая боевая часть

На четырех тяжелых атомных ракетных крейсерах проекта 1144 (типа «Петр Великий») размещено по 20 ракет в индивидуальных подпалубных пусковых установках СМ-233. Пусковые установки расположены наклонно – под углом 47º. Пусковые установки СМ-233 изготавливались ПО «Ленинградский металлический завод». Так как «Гранит» рассчитывался на подводный старт, на атомных крейсерах «Орлан» перед запуском в ракетные шахты закачивают забортную воду. Кроме того, этими ракетами оснащен ТАВКР проекта 1143.5 «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» – 12 пусковых установок.

Разрез фугасно-проникающей БЧ ПКР 3М45 "Гранит"

Каждый подводный крейсер стоит в 10 раз дешевле, чем авианосец ВМС США типа «Нимитц». Других сил в Вооруженных силах России, способных реально противостоять авианосной угрозе, сейчас фактически нет. С учетом проводимых модернизаций самих носителей, ракетного комплекса и ПКР «Гранит» созданная группировка способна эффективно действовать до 2020 года. Естественно, одновременно необходимо развивать и поддерживать в боеготовом состоянии и системы боевого управления силами, разведки и целеуказания.
Кроме борьбы с АУГ боевые единицы группировки способны действовать не только против соединений кораблей всех классов в ходе вооруженных конфликтов любой интенсивности, но и эффективно поражать ракетами с обычной боевой частью цели на побережье противника. При необходимости корабли с комплексом «Гранит» могут явиться резервом решения задач Морских стратегических ядерных сил.

Пуск ракеты "Гранит" с ТАКР "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов" пр.11435

Первые фотографии секретной ракеты появились только в 2001 г. после трагической гибели подводной лодки К-141 «Курск» 12 августа 2000 г. После подъема подводной лодки 23 ракеты П-700, бывшие на борту АПЛ в последнем походе, были выгружены для дальнейшей утилизации.
04 октября 2013 г - в ходе учений силами Северного флота выполнены успешные пуски противокорабельных крылатых ракет по мишеням в центральной части Баренцева моря. В том числе, по одному пуску ракет «Гранит» из акватории Баренцева моря произвели ПЛАРК «Орел» и «Воронеж» пр.949А. Так же один пуск произвел атомный ракетный крейсер «Петр Великий» пр.1144. Дальность пусков составила не более 400 км.

Пусковые установки СМ-233А ПКР "Гранит" на ТАКР пр.1143.5

Тактико-технические характеристики П-700 «Гранит» (3М45)

Размеры Длина, м - 10
Диаметр, м - 0,85
Размах крыла, м - 2,6
Стартовый вес, кг 7000
Скорость на высоте, км/ч (М=) 2800 (2,5)
Скорость у земли/воды, км/ч (М=) 1,5
Дальность, км 550 (625) по комбинированной траектории
145 (200) по исключительно маловысотной траектории
Потолок, м 14 000-17 000 на маршевом участке,
в зависимости от схемы траектории
Минимальная высота полёта, м до 25 (на участке атаки)
Система управления ИНС + АРЛГСН
Боевая часть Проникающая 518-750 кг (данные расходятся) или
ядерная, до 500 кт

Фото выгрузки ракет 3М45 Гранит" с ПЛАРК "Курск" пр.949А. Видна конструкция
СРС и складывающиеся аэродинамические поверхности ракеты


Эскиз противокорабельной ракеты П-700 «Гранит» Тип Противокорабельная ракета Статус стоит на вооружении Разработчик НПО машиностроения (ОКБ-52) Главный конструктор В. Н. Челомей Годы разработки -1983 годы Начало испытаний ноябрь 1975 года Принятие на вооружение 19 июля 1983 года Производитель НПО машиностроения Основные эксплуатанты ВМФ СССР
ВМФ России Изображения на Викискладе

При создании комплекса впервые был использован подход, основой которого является взаимная увязка трёх элементов: средств целеуказания (в виде космических аппаратов), носителя и ПКР. Созданный комплекс приобрёл возможность решать сложнейшие задачи морского боя нарядом огневых средств одного носителя.

Также возможно использование и для уничтожения береговых целей.

История создания

Работы по созданию дальнобойной сверхзвуковой крылатой ракеты подводного старта в СССР были начаты постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 539-186 от 10 июля 1969 года в ЦКБМ МОМ . К этому времени на вооружении подводных лодок уже состояла сверхзвуковая крылатая ракета П-6 ; однако запуск её был возможен только с поверхности, что сильно повышало уязвимость субмарины, и с учётом демаскирующего эффекта ракетного залпа подвергало лодку значительному риску. Кроме того, П-6, спроектированная ещё в конце 1950-х, спустя десятилетие уже не удовлетворяла требованиям по скорости, дальности и высоте полёта.

Разработка новой крылатой ракеты подводного старта была инициирована параллельно с созданием развития П-6 - крылатой ракеты П-500 «Базальт», на которую собирались перевооружить существующие носители. Однако П-500 «Базальт» была также непригодна к запуску из-под воды. Требовалось создать полностью новую ракету. Проект получил обозначение П-700 «Гранит». В дальнейшем было принято решение разрабатывать новую ракету для применения не только с подводных лодок, но и с надводных кораблей, дублировав разработку П-500.

Этап лётно-конструкторских испытаний ракеты проходил с ноября 1975 года. Государственные испытания комплекс «Гранит» прошёл в период с 1979 по июль 1983 годов. Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР № 686-214 от 19 июля 1983 года комплекс был принят на вооружение следующих кораблей:

  • атомных подводных лодок проектов 949 «Гранит» и 949А «Антей» ;
  • тяжёлых атомных ракетных крейсеров проектов 1144 «Орлан» и 1144.2 «Орлан» ;
  • тяжёлых авианесущих крейсеров проекта 1143.5 «Кречет» .

Существовали проекты и иных носителей, которые однако не были реализованы.

Конструкция

Ракета П-700 «Гранит» имеет сигарообразную форму с кольцевым воздухозаборником в передней оконечности и складывающимся крестообразным хвостовым оперением. Короткое крыло большой стреловидности, раскладывающееся после запуска, установлено в центральной части фюзеляжа.

В движение ракету приводит расположенный по центральной оси турбореактивный двигатель КР-21-300. Запуск ракеты осуществляется из-под воды при помощи расположенного позади ракеты блока из четырёх твердотопливных ускорителей. Ракета хранится в герметичном транспортно-пусковом контейнере со сложенными крыльями и оперением, воздухозаборник прикрыт куполообразным обтекателем. Перед стартом установка заполняется забортной водой (эта процедура применяется и на надводных кораблях во избежание повреждения установки выхлопом), после чего включившийся ускоритель выталкивает ракету из шахты и доставляет на поверхность воды. В воздухе обтекатель воздухозаборника отбрасывается, крылья и оперение распрямляются, отгоревший ускоритель отбрасывается и ракета продолжает полёт при помощи маршевого двигателя.

Ракета оснащается боевыми частями различных типов . Это может быть либо полубронебойная (фугасно-проникающая) боевая часть весом в 584-750 кг , либо тактическая ядерная тротиловым эквивалентом до 500 килотонн. В настоящее время в связи с международными соглашениями о запрете ядерных крылатых ракет морского базирования, все П-700 оснащены только конвенционными боевыми частями.

Наведение ракеты осуществляется с помощью активной радиолокационной головки наведения. Бортовая автономная селективная система управления ПКР построена на основе трёхпроцессорной бортовой вычислительной машины (БЦВМ) с использованием нескольких информационных каналов, что позволяет успешно разбираться в сложной помеховой обстановке и выделять истинные цели на фоне помех. При групповом пуске ракет (залпе), ракеты, обнаружив противника своими головками самонаведения, обмениваются информацией, идентифицируют и распределяют цели по их размерам, взаимному расположению и иным параметрам. В БЦВМ заложены электронные данные по современным классам кораблей; тактические сведения, например, о типе ордеров кораблей, что позволяет ракете определить, что перед ней - конвой, авианесущая или десантная группа, и атаковать главные цели в её составе; данные по противодействию средствам радиоэлектронной борьбы противника, способные постановкой помех уводить ракеты от цели; тактические приёмы уклонения от огня средств противовоздушной обороны.

Для повышения боевой устойчивости П-700 оснащена станцией постановки радиопомех 3Б47 «Кварц» и устройствами сброса дипольных отражателей и ложных целей.

Характеристики

Параметр Значение
Длина, м 10
Диаметр, м 0,85
Размах крыла, м 2,6
Стартовый вес, кг 7000
Скорость на высоте, 2,5
Скорость у земли/воды, 1,5
Дальность, км 550 (625) по комбинированной траектории,
145 (200) по исключительно маловысотной траектории
Потолок, м 14 000 -17 000 на маршевом участке,
в зависимости от схемы траектории
Минимальная высота полёта, м до 25 (на участке атаки)
Система управления ИНС + АРЛГСН
Боевая часть Проникающая 518-750 кг (данные расходятся) или
ядерная, до 500 кт

Применение

Ракеты запускаются из контейнерных наклонных пусковых установок СМ-225 (для подводных лодок) или СМ-233 (для надводных кораблей), располагающихся под палубой корабля-носителя под углом в 60 градусов. Перед стартом, для снижения термических нагрузок на пусковую установку, контейнер заполняется забортной водой .

Так как время полёта ракеты на большую дальность значительно, и цель может выйти за границы радиуса обнаружения ГСН ракеты, комплекс нуждается в точном целеуказании, осуществляемом авиационным комплексом «Успех» с самолётов Ту-95 РЦ или вертолётов Ка-25 Ц, или космическим комплексом разведки и целеуказания МКРЦ «Легенда» Ракета также может быть использована для поражения наземных целей .

Оценка проекта

Опыт боевой и оперативной подготовки ВМФ показывает, что большая масса и высокая скорость ракет комплекса затрудняют их поражение зенитными ракетами противника.

Ракета ни разу не применялась в боевых условиях, мнения о её реальной эффективности разнятся.

Носители

Разработчики

  • Головная организация - НПО машиностроения . Главный конструктор -

Черт, как же мне нравится эта машина! Сверхзвуковой крылатый корабль с хищным, продолговатым фюзеляжем и острыми треугольниками плоскостей. Внутри, в тесной кабине пилота, взгляд теряется среди десятков циферблатов, тумблеров и переключателей. Вот ручка управления самолетом, удобная, из ребристой пластмассы. В нее встроены кнопки управления оружием.

Левая ладонь сжимает ручку управления двигателем, прямо под ней пульт управления закрылками. Впереди стеклянный экран, на него проецируется изображение прицела и показания приборов – быть может, в нем когда-то отражались силуэты «Фантомов», но сейчас прибор отключен и потому совершенно прозрачен…

Пора покидать кресло пилота – внизу, у лестницы, столпились другие желающие попасть в кабину . Последний раз окидываю взглядом синюю панель приборов и спускаюсь с трехметровой высоты на землю.

Уже прощаясь с МиГом, я неожиданно представил, как 24 таких же самолета движутся где-нибудь под поверхностью Атлантики, ожидая своего часа в пусковых шахтах атомной субмарины. Такой боекомплект противокорабельных ракет находится на борту российских «убийц авианосцев» — подводных атомоходов проекта 949А «Антей». Сравнение МиГа с крылатой ракетой — не преувеличение: массогабаритные характеристики ракеты комплекса П-700 «Гранит» приближаются к характеристикам МиГ-21.

Твёрдость гранита

Длина исполинской ракеты — 10 метров (в некоторых источниках — 8,84 метра без учета СРС), размах крыла «Гранита» – 2,6 метра. Истребитель МиГ-21Ф-13 (в дальнейшем мы будем рассматривать эту известную модификацию) при длине фюзеляжа 13,5 метров, имеет размах крыла 7 метров. Казалось бы, отличия существенные – самолет крупнее ПКР, но последний аргумент должен убедить читателя в правильности наших рассуждений.

Стартовая масса ПКР «Гранит» равна 7,36 тонны, в это же время, нормальная взлетная масса МиГ-21Ф-13 составляла… 7 тонн. Тот самый МиГ, который дрался с «Фантомами» во Вьетнаме и сбивал «Миражи» в раскаленном небе над Синаем, оказался легче советской противокорабельной ракеты!

Противокорабельная ракета П-700 «Гранит»

Сухая масса конструкции МиГ-21 составляла 4,8 тонны, еще 2 тонны приходилось на топливо. В процессе эволюции МиГа взлетная масса увеличилась и, у наиболее совершенного представителя семейства МиГ-21бис достигла 8,7 тонн. При этом масса конструкции подросла на 600 кг, а запас топлива увеличился на 490 кг (что никак не отразилось на дальности полета МиГ-21бис – более мощный двигатель «сожрал» все резервы).

Фюзеляж МиГ-21, как и корпус ракеты «Гранит» представляет собой сигарообразное тело со срезанными передними и задними концами. Носовая часть обеих конструкций выполнена в виде воздухозаборника с регулируемым с помощью конуса входным сечением. Как и на истребителе, в конусе «Гранита» располагается антенна РЛС. Но, несмотря на внешнее сходство, в конструкции ПКР «Гранит» имеется немало отличий.

Рассекреченное фото. Так выглядит боевая часть ПКР «Гранит».

Компоновка «Гранита» значительно плотнее, корпус ракеты имеет большую прочность, т.к. «Гранит» рассчитывался на подводный старт (на атомных перед запуском в ракетные шахты закачивают забортную воду). Внутри ракеты находится огромная боевая часть массой 750 кг. Мы говорим о вполне очевидных вещах, но сравнение ракеты с истребителем неожиданно приведет нас к необычному выводу.

Полёт на пределе возможностей

Вы бы поверили фантазеру, утверждающему, что МиГ-21 способен пролететь дистанцию 1000 км на предельно малой высоте (20-30 метров над поверхностью Земли), на скорости, в полтора раза превышающей скорость звука? При этом неся в своем чреве огромный боеприпас массой 750 килограммов? Разумеется, читатель недоверчиво покачает головой – чудес не бывает, МиГ-21 в крейсерском режиме на высоте 10.000 м мог преодолеть 1200-1300 км. Кроме того, МиГ-21, в силу своей конструкции, мог показать свои отличные скоростные качества только в разреженной атмосфере на больших высотах; у поверхности земли скорость истребителя ограничивалась 1,2 скоростями звука.

Скорость, форсаж, дальность полета… Для двигателя Р-13-300, расход топлива в крейсерском режиме 0,931 кг/кгс*час., на форсаже — достигает 2,093 кг/кгс*час. Даже увеличение скорости не сможет компенсировать резко возросший расход топлива, кроме того, в таком режиме никто не летает больше 10 минут.

Согласно книге В.Марковского «Жаркое небо Афганистана», где подробно описываются боевая служба авиации 40-й армии и Туркестанского военного округа, истребители МиГ-21 регулярно привлекались к нанесению ударов по наземным целям. В каждом эпизоде боевая нагрузка МиГов состояла из двух 250 кг бомб, а во время сложных вылетов, она вообще сокращалась до двух «соток». При подвеске более крупных боеприпасов стремительно сокращалась дальность полета, МиГ становился неповоротлив и опасен в пилотировании. Необходимо учесть, речь идет о наиболее совершенных модификациях «двадцать первого», применявшихся в Афганистане — МиГ-21бис, МиГ-21СМ, МиГ-21ПФМ и т.д.

Боевая нагрузка МиГ-21Ф-13 состояла из одной встроенной пушки НР-30 с боекомплектом 30 снарядов (масса 100 кг) и двух управляемых ракет «воздух-воздух» Р-3С (масса 2 х 75 кг). Осмелюсь предположить, что максимальная дальность полета 1300 км была достигнута вообще без внешних подвесок.

Силуэт F-16 и ПКР «Гранит». Советская ракета выглядит солидно даже на фоне крупного F-16 (взлетная масса 15 тонн) .

Противокорабельный «Гранит» более «оптимизирован» для маловысотного полета, площадь фронтальной проекции ракеты, меньше чем у истребителя . У «Гранита» отсутствует убирающееся шасси и тормозной парашют. И все-таки, на борту противокорабельной ракеты меньше топлива – пространство внутри корпуса отнимает 750 кг боевая часть, пришлось отказаться от топливных баков в консолях крыла (у МиГ-21 их два: в носовой и средней корневой части крыла).

Учитывая, что «Граниту» придется прорываться к цели на предельно малой высоте (ПМВ), сквозь плотные слои атмосферы, становится понятно, почему реальная дальность полета П-700 намного меньше заявленной в 550, 600 и, даже, 700 км. На ПМВ на сверхзвуке дальность полета тяжелой противокорабельной ракеты составляет 150…200 км (в зависимости от типа БЧ). Полученное значение полностью совпадает с тактико-техническим заданием ВПК при СМ СССР от 1968 г. на разработку тяжелой противокорабельной ракеты (будущего «Гранита»): 200 км на маловысотной траектории.

Отсюда следует еще один вывод – красивая легенда о «ракете-лидере» остается всего лишь легендой: низколетящая «стая» не сможет следовать за «ракетой-лидером», летящей на большой высоте.

Впечатляющая цифра 600 км, которая часто появляется в СМИ, справедлива только для высотной траектории полета, когда ракета следует к цели в стратосфере, на высоте от 14 до 20 км. Этот нюанс влияет на боевую эффективность ракетного комплекса, летящий на большой высоте объект может быть легко обнаружен и перехвачен — мистер Пауэрс свидетель.

Легенда о 22 ракетах

Несколько лет назад один уважаемый адмирал опубликовал воспоминания о службе 5-ой ОПЭСК (Оперативной Эскадры) ВМФ СССР в Средиземном море. Оказывается, еще в 80-е годы советские моряки точно рассчитали количество ракет для поражения авианосных соединений Шестого американского флота. Согласно их выкладкам, ПВО АУГ способна отразить одновременный удар не более 22-х сверхзвуковых противокорабельных ракет. Двадцать третья ракета гарантировано поражает авианосец, а дальше начинается адская лотерея: 24-я ракета может быть перехвачена ПВО, 25-я и 26-я снова прорвут оборону и попадут в корабли…

Бывший моряк говорил правду: одновременный удар 22 ракет — это предел для ПВО авианосной ударной группировки. В этом легко убедиться, самостоятельно рассчитав возможности Иджис-крейсера типа «Тикондерога» по отражению ракетных атак.

USS Lake Champlain (CG-57) — ракетный крейсер типа «Тикондерога»

Итак, атомный подводный крейсер проекта 949А «Антей» вышел на дистанцию запуска 600 км, успешно решена проблема с целеуказанием.
Залп! – 8 «Гранитов» (максимальное число ракет в залпе) пробивают толщу воды и, взметнувшись огненным смерчем на высоту 14 км, ложатся на боевой курс…

Согласно фундаментальным законам природы, сторонний наблюдатель сможет увидеть «Граниты» на дальности 490 км – именно на таком расстоянии ракетная стая, летящая на высоте 14 км, поднимается над горизонтом.

По официальным данным, фазированная антенная решетка РЛС AN/SPY-1 способна обнаружить воздушную цель на дальности 200 американских миль (320 км). Эффективная площадь рассеяния истребителя МиГ-21 оценивается в пределах 3…5 кв. метров – это достаточно много. ЭПР ракеты меньше – в пределах 2 кв. метров. Грубо говоря, радар Иджис-крейсера обнаружит угрозу на расстоянии 250 км.

Групповая цель, расстояние … пеленг … Смятенное сознание операторов командного центра, обостренное импульсами страха, видит 8 страшных «засветок» на экране радара. Зенитное оружие к бою!

Полминуты потребовалось команде крейсера на подготовку к ракетной стрельбе, с лязгом откинулись крышки УВП Марк-41, первый Standard-2ER (extended range – «большой дальности») выбрался из пускового контейнера, и, распушив свой огненный хвост, исчез за облаками… за ним еще один… и еще…

За это время «Граниты» на скорости 2,5М (800 м/с) приблизились на 25 километров.

По официальным данным, пусковая установка Марк-41 может обеспечить темп выпуска ракет 1 ракета в секунду. На «Тикондероге» две пусковые установки: носовая и кормовая. Чисто теоретически предположим, что реальная скорострельность в боевых условиях в 4 раза меньше, т.е. Иджис-крейсер выпускает за минуту 30 зенитных ракет.

Standard-2ER, как и все современные ЗУР большой дальности, представляет собой ракету с полуактивной системой наведения. На маршевом участке траектории «Стандарт» летит в направлении цели, ведомый дистанционно перепрограммируемым автопилотом. За несколько секунд до точки перехвата, включается головка самонаведения ракеты: РЛС на борту крейсера «подсвечивает» воздушную цель и ГСН ракеты ловит отраженный от цели сигнал, рассчитывая свою опорную траекторию.

Примечание . Осознав этот недостаток зенитных ракетных комплексов, американцы возликовали. Ударные самолеты могут безнаказанно атаковать морские цели, сбрасывая с узлов подвески «Гарпуны» и тут же «смываться», ныряя на предельно малую высоту. Отраженный луч пропал – зенитная ракета беспомощна.

Сладкая жизнь летчиков закончится с появлением зенитных ракет с активным наведением, когда ЗУР станет самостоятельно подсвечивать цель. Увы, ни перспективная американская «Стандарт-6», ни «дальняя» ракета комплекса С-400 с активным наведением, до сих пор не могут успешно пройти испытания – конструкторам еще предстоит решить много технических вопросов.

Останется главная проблема: радиогоризонт. Ударным самолетам даже не обязательно «светиться» на радаре – достаточно выпустить ракеты на самонаведении, оставаясь незамеченными ниже радиогоризонта. Точное направление и координаты цели «подскажет» им самолет ДРЛО, летящий в 400 км позади ударной группы. Впрочем, и здесь можно найти управу на обнаглевших авиаторов – не зря для ЗРК С-400 создана ракета большой дальности .

На надстройке Иджис-крейсера хорошо заметны два полотна ФАР радара AN/SPY-1 и две РЛС подсветки целей AN/SPG-62 на крыше надстройки.

Возвращаемся к противостоянию 8-ми ПКР «Гранит» и «Тикондероги». Несмотря на то, что система «Иджис» способна одновременно вести обстрел 18 целей, на борту крейсера имеется лишь 4 радара подсветки AN/SPG-62. Одно из преимуществ «Иджиса» в том, что помимо наблюдения за целью, БИУС автоматически контролирует количество выпущенных ракет, рассчитывая стрельбу так, чтобы в каждый момент времени на конечном участке траектории находится не более 4-х из них.

Финал трагедии

Противники быстро сближаются друг с другом. «Граниты» летят со скоростью 800 м/с. Скорость зенитных «Стандарт-2» 1000 м/с. Начальное расстояние 250 км. 30 секунд ушло на принятие решения о противодействии, за это время расстояние сократилось до 225 км. Путем несложных вычислений было установлено, что первый «Стандарт» встретится с «Гранитами» через 125 секунд, в этот момент расстояние до крейсера будет равно 125 км.

На самом деле ситуация американцев гораздо хуже: где-то на расстоянии 50 км от крейсера, головки самонаведения «Гранитов» засекут «Тикондерогу» и тяжелые ракеты начнут пикировать на цель, исчезнув на время из зоны видимости крейсера. Они возникнут вновь на удалении 30 км, когда будет уже слишком поздно что-либо предпринимать. Зенитные автоматы «Фаланкс» не смогут остановить ватагу русских монстров.

Запуск ЗУР Standard-2ER с эсминцев «Арли Берк».

В запасе у ВМС США остается всего 90 секунд – именно за такое время «Граниты» преодолеют оставшиеся 125-50=75 километров и спикируют на малую высоту. Эти полторы минуты «Граниты» будут лететь под непрерывным обстрелом: «Тикондерога» успеет выпустить 30 х 1,5 = 45 зенитных ракет.

Вероятность поражения самолета зенитными ракетами обычно дается в пределах 0,6…0,9. Но табличные данные не совсем соответствуют действительности: во Вьетнаме на один сбитый «Фантом» зенитчики тратили 4-5 ракет. Высокотехнологичный «Иджис» должен быть эффективнее радиокомандного ЗРК С-75 «Двина», тем не менее, инцидент со сбитием иранского пассажирского «Боинга» (1988 г.) не дает четких доказательств увеличения эффективности.

Не мудрствуя лукаво, примем вероятность поражения цели 0,2. Не каждая птица долетит до середины Днепра. Только каждый пятый «Стандарт» поразит цель. Боевая часть содержит 61 кг мощного взрывчатого вещества – после встречи с зенитной ракетой, «Гранит» не имеет шансов добраться до цели.

В итоге: 45 х 0,2 = уничтожено 9 целей. Крейсер отбил ракетную атаку.
Немая сцена.

Последствия и выводы

Иджис-крейсер, вероятно, способен в одиночку отбить восьмиракетный залп атомного подводного ракетоносца пр. 949А «Антей», израсходовав при этом около 40 зенитных ракет. Отобьет и второй залп – для этого у него достаточно боекомплекта (в 122 ячейках УВП размещаются 80 «Стандартов»). После третьего залпа крейсер погибнет смертью храбрых.

Конечно, в составе АУГ не один Иджис-крейсер… С другой стороны, в случае прямого военного столкновения, авианосную группировку должны были атаковать разнородные силы советской авиации и флота. Остается поблагодарить судьбу, что мы не увидели этого кошмара.

Какие можно сделать выводы из всех этих событий? А никаких! Все вышесказанное было справедливо только для могучего Советского Союза. Советские моряки, как и их коллеги из стран НАТО, давно знали, что противокорабельная ракета превращается в грозную силу только на предельно малой высоте. На больших высотах нет спасения от огня ЗРК (мистер Пауэрс свидетель!) — воздушная цель становится легко обнаружима и уязвима. С другой стороны, дистанции пуска в 150…200 км было вполне достаточно, чтобы «прищучить» авианосные группировки. Советские «щуки» не единожды царапали перископами днища авианосцев ВМС США.

Конечно, здесь нет места «шапкозакидательским» настроениям – американский флот был тоже силен и опасен. «Полеты Ту-95 над палубой авианосца» в мирное время, в плотном кольце перехватчиков «Томкэт», не могут служить достоверным доказательством высокой уязвимости АУГ — требовалось подобраться к авианосцу незамеченным, а это уже требовало определенных умений. Советские подводники признавали, что тайно приблизиться к авианосной группировке были делом непростым, для этого был нужен высокий профессионализм, знание тактик «вероятного противника» и Его Величество Случай.

В наше время американские АУГи не представляют угрозы для сугубо континентальной России. Никто не станет использовать авианосцы в «маркизовой луже» Черного моря — в этом регионе есть крупная авиабаза «Инжирлик» на территории Турции. А в случае глобальной ядерной войны авианосцы станут далеко не первостепенными целями.

Что касается противокорабельного комплекса «Гранит», то сам факт появления такого оружия стал подвигом советских ученых и инженеров. Только сверхцивилизация была способна создавать такие шедевры, сочетающие в себе самые передовые достижения электроники, ракетной и космической техники.

Табличные значения и коэффициенты — www.airwar.ru

В 1969 г. ОКБ-52 приступило к разработке противокорабельной работы дальнего действия П-700 «Гранит». В 1970 г. был закончен эскизный проект. Комплекс предназначен для нанесения ударов по соединениям боевых кораблей (в первую очередь АУГ), конвоям и десантным отрядам противника с усиленными ПВО и ПРО.

Ракетный комплекс «Гранит», создававшийся ОКБ-52 (ныне НПО Машиностроения), должен был отвечать чрезвычайно высоким требованиям: максимальная дальность - не менее 500 км, максимальная скорость - не менее 2500 км/ч. От предшествующих комплексов аналогичного назначения «Гранит» отличали гибкие адаптивные траектории, универсальность по старту (подводный и надводный), а также носителям (подводные лодки и надводные корабли), залповая стрельба с рациональным пространственным расположением ракет, помехозащищенная селективная система управления. Допускалась стрельба по целям, координаты которых известны с большими погрешностями, а также при большом времени устаревания данных. Все операции по повседневному и стартовому обслуживанию ракет автоматизировались. В результате «Гранит» приобретал реальную возможность решать любую задачу морского боя нарядом одного носителя. Однако эффективность противокорабельного ракетного комплекса большой дальности в значительной степени определялась возможностями средств разведки и целеуказания. Система «Успех», основу которой составлял самолет Ту-95, уже не обладала необходимой боевой устойчивостью. Была создана новая система морской космической разведки и целеуказания (МКРЦ) - «Легенда».

Испытания «Гранита» начались в ноябре 1975 г. с наземного стенда, а закончились в августе 1983 г., при этом с декабря 1980 г. пуски производились с подводных лодок пр.949. Постановлением СМ от 12 марта 1983 г. комплекс «Гранит» был принят на вооружение.

Ракета ЗМ-45, снаряжаемая как ядерной (500 кт), так и фугасной боевыми частями массой 750 кг, оснащена маршевым турбореактивным двигателем КР-93 с кольцевым твердотопливным ракетным ускорителем, начинающим работу под водой. Максимальная дальность стрельбы до 600 км, максимальная скорость соответствует М=2.5 на большой высоте и М=1.5 - на малой. Стартовая масса ракеты - 7000 кг, длина – 9.15 м, диаметр корпуса – 0.85 м, размах крыла – 2.6 м.

В ракете воплотился богатый опыт советских конструкторов по созданию электронных систем искусственного интеллекта, позволяющий действовать против одиночного корабля по принципу «одна ракета - один корабль» или «стаей» против ордера кораблей. Ракеты могут выстреливаться как одиночно, так и залпом (до 24 ПКР, стартующих в высоком темпе). ПКР П-700 после старта полностью автономны, имеют сложную траекторию полета и многовариантную программу атаки соединений противника. Благодаря изменению скорости полета ПКР одного залпа способны формировать плотную группировку, что облегчает преодоление средств ПРО противника, а благодаря бортовым СУ и взаимному обмену информацией – оптимально распределять цели между собой. Организация полета всех ракет залпа, допоиск ордера и «накрытие» его включенным радиолокационным визиром позволяет ПКР выполнять полет на маршевом участке в режиме радиомолчания. В процессе полета ракет осуществляется оптимальное распределение между ними целей внутри ордера (алгоритм решения этой задачи был отработан Институтом вооружения ВМФ и НПО «Гранит»). При подлете к отряду кораблей противника ракеты сами распределят и классифицируют по важности цели, выберут тактику атаки и план ее проведения. Для исключения ошибки при выборе маневра и поражения именно заданной цели в бортовую вычислительную машину ПКР заложены электронные данные по современным классам кораблей. К тому же в машине есть и чисто тактические сведения, к примеру, о типе ордеров кораблей, что позволяет ракете определить, кто перед ней - конвой, авианосная или десантная группа, и атаковать главные цели в ее составе. Также в бортовой вычислительной машине есть данные по противодействию средствам радиоэлектронной борьбы противника, способным постановкой помех уводить ракеты от цели, тактические приемы уклонения от огня средств противовоздушной обороны. Как говорят конструкторы, после пуска ракеты сами решают, какая из них будет атаковать какую цель и какие маневры для этого нужно осуществить в соответствии с заложенными в программу поведения математическими алгоритмами. Ракета имеет и средства противодействия атакующим ее противоракетам. Уничтожив главную цель в корабельной группе, оставшиеся ракеты атакуют другие корабли ордера, исключив возможность поражения двумя ракетами одной и той же цели.

На ТАРКР пр.1144 размещено 20 ракет «Гранит» в индивидуальных подпалубных пусковых установках СМ-233. Двенадцатью ракетами оснащен ТАВКР пр.1143.5 «Адмирал Кузнецов». Кроме того, ракетами «Гранит» вооружены 3 атомные подводные лодки пр.949 и 9 подводных лодок пр.949А. Оба типа лодок имеют по 24 пусковые установки. Корабельная СУ может обеспечивать одновременную подготовку и пуск всех 24 ПКР. Целеуказание может быть получено от системы МКРЦ «Легенда», самолетов Ту-95РЦ или вертолетов Ка-25РЦ.

Сверхзвуковая скорость и сложная траектория полета, высокая помехозащищенность радиоэлектронных средств и наличие специальной системы отвода зенитных и авиационных ракет противника обеспечивают «Граниту» при стрельбе полным залпом высокую вероятность преодоления систем ПВО и ПРО авианосного соединения. В настоящее время подводные лодки пр.949(А), вооруженные комплексом «Гранит», совместно с морской ракетоносной авиацией являются основой противоавианосных сил русского флота. Благодаря уникальным техническим решениям, заложенным конструкторами еще в 80-х гг. прошлого века, комплекс «Гранит» еще долгое время будет сохранять свои отличные боевые качества.