Авиационная комиссия мак. Межгосударственный авиационный комитет

Международная организация гражданской авиации (ИКАО). Учреждена на основании ч. II Чикагской конвенции 1944 г. Уставными целями ИКАО, существующей с 1947 г., являются обеспечение безопасного и упорядоченного развития международной гражданской авиации во всем мире и другие аспекты организации и координации международного сотрудничества по всем вопросам деятельности гражданской авиации, в том числе международных авиаперевозок.

Высшим органом является Ассамблея, в которой представлены все государства-члены. Собирается Ассамблея не реже одного раза в три года.

Постоянным органом ИКАО является Совет, ответственный за свою деятельность перед Ассамблеей. В Совет входят представители 33 государств, избираемых Ассамблеей.

Другими органами ИКАО являются Аэронавигационная комиссия, Авиатранспортный комитет, Юридический комитет, Комитет по совместной поддержке аэронавигационного обеспечения, Финансовый комитет, Комитет по незаконному вмешательству в деятельность гражданской авиации.

Юридический комитет играет большую роль в разработке проектов многосторонних договоров по воздушному праву, которые затем рассматриваются на дипломатических конференциях, созываемых под эгидой ИКАО.

В структуре ИКАО предусмотрены региональные бюро: Европейское (Париж), Африканское (Дакар), Ближневосточное (Каир), Южно-Американское (Лима), Азиатско-Тихоокеанское (Бангкок), Северной Америки и Карибского бассейна (Мехико), Восточно-Африканское (Найроби).

Постоянным обслуживающим органом ИКАО является Секретариат во главе с Генеральным секретарем – главным исполнительным должностным лицом. Штаб-квартира ИКАО находится в Монреале (Канада).

Европейская конференция гражданской авиации (ЕКАК) учреждена в 1954 г. Членами ЕКАК являются государства Европы, а также Турция. Принятие в члены ЕКАК новых государств осуществляется с общего согласия всех ее членов.

Цели: сбор и анализ статистических данных о деятельности воздушного транспорта в Европе и разработка рекомендаций по его развитию и координации, в частности – путем упрощения административных формальностей при оформлении пассажиров, багажа, грузов, отправления и приема воздушных судов при международных воздушных перевозках и полетах; систематизация и стандартизация технических требований к авиационному оборудованию; изучение вопросов безопасности полетов и авиационной безопасности. Функции – консультативные.

Высший орган – Пленарная комиссия, в которой представлены все государства – члены организации. Решения Комиссии, принимаемые большинством голосов ее членов, носят обязательный характер.

Исполнительный орган – Координационный комитет, руководит деятельностью ЕКАК в период между сессиями Пленарной комиссии. Рабочие органы: постоянные комитеты (экономический комитет по регулярному воздушному транспорту, экономический комитет по нерегулярному воздушному транспорту, технический комитет, комитет по упрощению формальностей), рабочие группы и группы экспертов. Штаб-квартира находится в Страсбурге.

Европейская организация по обеспечению безопасности аэронавигации (Евроконтроль) учреждена в 1960 г. на основании Конвенции о сотрудничестве в области аэронавигации, особенно в совместной организации обслуживания воздушного движения в верхнем воздушном пространстве Западной Европы. Согласно Протоколу 1981 г., изменившему указанную Конвенцию, ОВД в верхнем воздушном пространстве Западной Европы производится соответствующими органами государств-членов.

Цели: определение общей политики в отношении структуры воздушного пространства, средств аэронавигации, аэронавигационных сборов, координация и согласование национальных программ обеспечения ОВД.

Высший орган – постоянная Комиссия по обеспечению безопасности аэронавигации, в которой представлены все государства-члены. Комиссия заключает соглашения с любыми государствами и международными организациями, которые намерены сотрудничать с Евроконтролем. Решение Комиссии носят обязательный характер для государств-членов.

Исполнительный орган – Агентство по безопасности аэронавигации. Штаб-квартира находится в Брюсселе. Уставные цели – обеспечение безопасности полетов гражданских и военных воздушных судов.

Африканская комиссия гражданской авиации (АФКАК) учреждена в 1969 г. Условием членства в АФКАК является членство в Африканском Союзе.

Цели: разработка региональных планов развития и эксплуатации аэронавигационных служб; содействие во внедрении результатов исследований в области летной техники и наземных аэронавигационных средств; содействие интеграции государств-членов в области коммерческого воздушного транспорта; содействие в применении авиационных регламентов ИКАО по вопросам административных формальностей и разработка дополнительных норм по интенсификации воздушного движения; содействие применению тарифов, стимулирующих развитие воздушных перевозок в Африке.

Высший орган – Пленарная сессия, созываемая раз в два года. Сессия определяет программу работы Комиссии на двухгодичный срок, избирает Президента и четырех вице-президентов Комиссии, образующих Бюро АФКАК, которое осуществляет программу работы АФКАК в период между заседаниями Пленарной сессии.

Агентство по обеспечению безопасности аэронавигации в Африке и на Мадагаскаре (АСЕКНА) учреждено в 1959 г. 12 африканскими государствами и Францией.

Цели: обеспечение регулярности и безопасности полетов воздушных судов над территорией государств-членов, за исключением Франции; предоставление полетной и технической информации, а также информации о воздушных перевозках на указанной территории; управление полетами воздушных судов, контроль за воздушным движением; управление, эксплуатация и содержание аэродромов.

По соглашению с государством-членом АСЕКНА может взять на себя обслуживание любого аэронавигационного объекта такого государства, заключать соглашения с третьими государствами и международными организациями, содействовать в качестве посредника в оказании финансовой и технической помощи государствам-членам.

Высший орган – Административный Совет, членами которого являются представители всех государств-членов. Решения Совета являются обязательными, не требуют одобрения государствами-членами. Обычные решения принимаются большинством голосов членов Совета, специальные решения (например, выборы президента АСЕКНА) – 2/3 голосов членов Совета.

По предложению президента Совета последний назначает Генерального директора, который ответствен перед Советом за реализацию решений Совета, представляет АСЕКНА в органах правосудия, а также во всех гражданских актах, совершаемых от имени Агентства.

Рабочие органы АСЕКНА: административное, эксплутационное, наземное, метеорологическое управления. Основной персонал Агентства обладает привилегиями и иммунитетами международных гражданских служащих. Штаб-квартира АСЕКНА находится в Дакаре (Сенегал).

Латиноамериканская комиссия гражданской авиации (ЛАКАК) учреждена в 1973 г. Члены ЛАКАК – государства Южной и Центральной Америки, включая Панаму и Мексику, а также государства Карибского бассейна.

Цели: координация деятельности воздушного транспорта государств- участников, сбор и публикация статистических данных об авиаперевозках по пунктам отправления и назначения, выработка рекомендаций в отношении тарифов, развития сотрудничества между членами ЛАКАК.

Высший орган – Ассамблея, которая избирает президента ЛАКАК, утверждает бюджет Комиссии, рабочую программу организации и принимает решения, подлежащие одобрению государствами-членами. Исполнительный комитет в промежутках между сессиями Ассамблеи проводит совещания по вопросам гражданской авиации, утверждает мероприятия по выполнению программы, принятой ЛАКАК, осуществляет сбор статистических данных об авиаперевозках в Южноамериканском регионе. Штаб-квартира находится в Мехико (Мексика).

Центральноамериканская корпорация по обслуживанию аэронавигации (КОКЕСНА) учреждена в 1960 г. Цели: разработка на основе САРПС ИКАО рекомендаций по унификации национальных авиационных регламентов по вопросам аэронавигации; координация исследований в области ОВД; управление воздушным движением, обслуживание его связью при аэронавигации в воздушном пространстве государств-членов, а также в тех районах воздушного пространства, которые специально определены региональным аэронавигационным планом ИКАО, и в других районах, в которых КОКЕСНА несет ответственность за ОВД; предоставление ОВД юридическим и физическим лицам на основании заключенных с ними контрактов.

Высший орган – Административный совет, обладающий правом давать командирам воздушных судов указания, подлежащие обязательному исполнению. Штаб-квартира КОКЕСНА находится в Тегусигальпе (Гондурас).

Совет гражданской авиации арабских государств (КАКАС) учрежден на основании резолюции Лиги арабских государств (ЛАГ) в 1965 г.

Цели: развитие сотрудничества в области гражданской авиации между государствами – членами ЛАГ; содействие внедрению САРПС в практику государств-членов; руководство научными исследованиями по различным аспектам аэронавигации и деятельности воздушного транспорта; содействие обмену информацией по этим вопросам между заинтересованными государствами-членами; разрешение споров и разногласий между государствами-членами по вопросам гражданской авиации; оказание помощи в подготовке и обучении авиационных специалистов для арабских стран.

Высший орган – Совет КАКАС, в котором на равных основаниях представлены все государства – члены ЛАГ. Совет раз в год проводит пленарные заседания, на которых подводит итоги деятельности организации, принимает решения по текущим вопросам, утверждает планы деятельности КАКАС на очередной годовой период, раз в три года избирает президента и двух вице-президентов организации. Исполнительный орган – Постоянное бюро. Штаб-квартира находится в Рабате (Марокко).

Межгосударственный совет по авиации и использованию воздушного пространства (МСАИВВ) учрежден в декабре 1991 г. уполномоченными глав правительств 12 государств, ранее входивших в состав СССР, на основании Соглашения о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства 1991 г.

Цели: разработка межгосударственных нормативных актов и стандартов с учетом требований ИКАО; сертификация международных эксплуатантов воздушных судов, международных воздушных трасс, аэродромов, воздушных судов, систем управления воздушным движением, навигации и связи, летного и диспетчерского составов; расследование авиационных происшествий; организация разработки и осуществления межгосударственных научных программ; разработка и координация согласованной политики в области международных воздушных сообщений; участие в работе ИКАО; развитие единых систем аэронавигации, связи, аэронавигационной информации, регулирования потоков воздушного движения; координация межгосударственного расписания воздушного движения; координация общей политики в области авиационных тарифов и сборов.

Исполнительный орган – Межгосударственный авиационный комитет (МАК). Штаб-квартира организации находится в Москве (Россия).

Международная ассоциация воздушного транспорта (иата) – неправительственная организация, членами которой являются ведущие авиационные предприятия всех регионов мира. Учреждена в 1945 г.

Цели: содействие развитию безопасного, регулярного и экономичного воздушного транспорта, поощрение авиационной коммерческой деятельности и изучение связанных с этим проблем.

ИАТА разрабатывает рекомендации по уровню, построению и правилам применения тарифов, единые общие условия перевозок, в том числе стандарты обслуживания пассажиров, ведет работу по обобщению и распространению экономического и технического опыта эксплуатации авиалиний, включая стандартизацию и унификацию перевозочной документации и коммерческих соглашений, согласование расписаний и т.п. Решения по экономическим и финансовым вопросам носят характер рекомендаций.

В рамках И АТ А действует Клиринговая палата (в Лондоне) для взаимных расчетов между авиапредприятиями-членами и Контрольное бюро (в Нью- Йорке) для контроля за соблюдением Устава Ассоциации, решений Общего собрания и Региональных конференций. Имеет консультативный статус при ЭКОСОС. Штаб-квартира ИАТА находится в Монреале (Канада).

воздушный право гражданский авиация

Все международные организации гражданской авиации можно разделить на две группы.

К первой группе относятся организации, в рамках которых представлены различные государства в лице их правительств, министерств, авиационных ведомств и т.п. Это межправительственные организации в области гражданской авиации.

Ко второй группе относятся международные неправительственные организации в области гражданской авиации. Это достаточно развитая форма международного сотрудничества. Субъектами правоотношений являются авиакомпании, аэропорты и другие авиационные объединения.

К первой относятся организации, которые занимаются обеспечением региональной международной аэронавигации, направленной на обеспечение, планирование и организацию международного воздушного движения в конкретном регионе. Так, для совершенствования управления воздушным движением (УВД) на территории Западной Европы в 1960 г. был создан Евроконтроль - Европейская организация по обеспечению безопасности аэронавигации. В том же 1960 году было образовано Агентство по обеспечению безопасности аэронавигации в Африке и на Мадагаскаре - АСЕКНА. С этими же целями с 1961 года начала функционировать Центральноамериканская организация по обслуживанию аэронавигации - КОКЕСНА.

АСЕКНА преследует следующие основные цели:

  • - обеспечение регулярности и безопасности полетов над территориями государств-членов (кроме Франции);
  • - предоставление полетной, технической и перевозочной информации;
  • - контроль воздушного движения;
  • - управление полетами и т.п.

Высшим органом АСЕКНА является Административный совет, принимающий обязательные решения. Исполнительные функции осуществляют управления, счетное бюро и генеральный директор. Штаб-квартира АСЕКНА находится в Дакаре.

КОКЕСНА была учреждена в целях непосредственного обслуживания управления воздушным движением. КОКЕСНА предоставляет обслуживание как юридическим, так и физическим лицам по специально заключаемым контрактам или по международным соглашениям. Высшим органом КОКЕСНА является Административный совет.

Ко второй подгруппе межправительственных международных организаций можно отнести организации, ориентированные на решение экономико-правовых проблем регионального воздушного транспорта.

Это прежде всего Европейская конференция гражданской авиации ЕКАК, которая была учреждена в 1954 году. ЕКАК приняла рекомендации с целью упрощения процедур оформления пассажиров, груза, багажа. Согласно статье 1 Устава ЕКАК основными задачами этой организации являются рассмотрение и разрешение проблем, связанных с деятельностью воздушного транспорта.

Юридическим основанием деятельности Африканской комиссии гражданской авиации (АФКАК) является Устав и Процедурные правила, принятые на специальной Конференции представителей 32 африканских государств 18 января 1969 года. В соответствии с Уставом АФКАК эта организация обязуется содействовать выработке общей политики государств-членов в области гражданской авиации, способствовать более эффективному использованию африканского воздушного транспорта. АФКАК была создана для осуществления консультативных функций. Целями ее деятельности являются:

  • - подготовка региональных планов аэронавигационного обслуживания;
  • - содействие интеграции политики государств-членов в области воздушного транспорта;
  • - реализация исследований по использованию аэронавигационных средств;
  • - содействие применению стандартов и рекомендаций в регионе и др.

В состав Комиссии входят:

Пленарная сессия - высший орган АФКАК;

в 1991 году была создана такая международная межправительственная организация, как Межгосударственный авиационный комитет (МАК). МАК был учрежден на основании межправительственного Соглашения о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства (Соглашения), заключенного 12 новыми независимыми государствами, и в соответствии с установленными правилами и процедурами включен в реестр ИКАО.

Образование Межгосударственного авиационного комитета позволило не только предотвратить разрушение авиатранспортного рынка и авиационного производства СНГ, защитить политические и экономические интересы региона, но и предложить правительствам государств Содружества новые подходы в реализации совместных проектов разработчиков, производителей и эксплуатантов авиационной техники.

Основными направлениями деятельности Межгосударственного авиационного комитета являются:

  • - сохранение единых авиационных правил и процедур в области гражданской авиации и использовании воздушного пространства в регионе Содружества и их гармонизация с авиационными правилами других мировых систем;
  • - сохранение единой системы сертификации авиационной техники и ее производства;
  • - сохранение профессионально независимого органа по расследованию авиационных происшествий, признанного аналогичными структурами мира (обеспечивает объективное расследование авиационных происшествий не только на территории государств Содружества, но и за ее пределами);
  • - сохранение для СНГ рынка авиатранспортных услуг через межгосударственные соглашения и согласованные нормативные акты;
  • - развитие конструктивного сотрудничества с ИКАО, ИАТА и другими международными авиационными организациями.

МАК действует на основе и в полном соответствии с международным законодательством и национальными законодательствами государств - участников Соглашения, имея от них полномочия, делегированные в соответствии с указами президентов, постановлениями правительств и другими законодательными актами.

Штаб-квартира Межгосударственного авиационного комитета располагается в Москве, где его деятельность обеспечивается в соответствии с законом, ратифицированным Федеральным Собранием Российской Федерации, и Воздушным кодексом.

Среди неправительственных авиационных организаций, которые существуют в настоящее время (их около 200), безусловным лидером является Международная ассоциация воздушного транспорта (ИАТА), основы которой были заложены 28 августа 1919 г. в Гааге рядом частных авиакомпаний с целью "установления единообразия при эксплуатации воздушных линий международного значения". Эта позиция была сформулирована в учредительных документах Международной ассоциации воздушных перевозок в 1919 году. Годом образования ИАТА, которая является фактическим правопреемником этой ассоциации, считается 1945 год.

Основными целями ИАТА являются:

  • - содействие развитию безопасного, регулярного и экономичного воздушного транспорта в интересах народов мира;
  • - поощрение авиационной коммерческой деятельности, изучение связанных с этим проблем;
  • - обеспечение развития сотрудничества между авиатранспортными предприятиями;
  • - прямое сотрудничество с ИКАО и другими международными авиационными организациями.

ИАТА разрабатывает рекомендации по построению и правилам применения тарифов, устанавливает единые стандарты обслуживания пассажиров, перевозки грузов, багажа, ведет работы по стандартизации и унификации перевозочной документации

Международная организация гражданской авиации (ИКАО от англ. ICAO -- International Civil Aviation Organization) -- специализированное учреждение ООН, устанавливающее международные нормы гражданской авиации и координирующее её развитие с целью повышения безопасности и эффективности.

Цели и задачи ИКАО определены статьей 44 Чикагской конвенции 1944 года

Ими являются:

  • - обеспечение безопасного и упорядоченного развития международной гражданской авиации во всем мире;
  • - поощрение искусства конструирования и эксплуатации воздушных судов;
  • - создание и развитие воздушных трасс, аэропортов и аэронавигационных средств для международной гражданской авиации;
  • - удовлетворение потребностей народов мира в безопасном, регулярном, эффективном и экономичном воздушном транспорте;
  • - предотвращение экономических потерь, вызванных неразумной конкуренцией;
  • - содействие безопасности полетов.

Безусловным лидером первой группы является Международная организация гражданской авиации (ИКАО). Если деятельность ИКАО как специализированной организации ООН носит всемирный характер, то деятельность других межправительственных организаций распространяется, как правило, на отдельные регионы.

СК сравнит данные «черных ящиков» севшего на поле А321 с видео очевидцев ... другие документы, «имеющие значение для установления истины». Источник ТАСС в Межгосударственном авиационном комитете (МАК) сообщил, что ведомство расшифровало запись с бортовых самописцев лайнера... по расследованию ЧП ознакомились с расшифровкой, отметил он. Промежуточный отчет комитета о результатах расследования будет подготовлен в 30-дневный срок, добавил... МАК показал самописцы A321 после аварийной посадки на поле в Подмосковье ... в нормальном состоянии, записи на них сохранились, отметили в МАКе. Межгосударственный авиационный комитет (МАК) опубликовал на своем сайте фотографии бортовых самописцев с пассажирского... восстанавливать его не будут. 18 августа специалисты с разрешения Следственного комитета начали демонтаж салона и пассажирских кресел. По факту произошедшего заведено... В МАКе сообщили о ходе расшифровки «черных ящиков» севшего в поле А321 ... «запись четкая, хорошая». Говорить об окончании расшифровки специалисты считают преждевременным. Межгосударственный авиационный комитет (МАК) скопировал данные с бортовых самописцев пассажирского самолета Airbus A321 ... МАК опубликовал промежуточный отчет по катастрофе Ан-24 в Бурятии ... рекомендовал проверить тормозные системы всех Ан-24 и Ан-26. Межгосударственный авиационный комитет (МАК) пришел к выводу, что июньской аварии самолета Ан-24 ... . Об этом говорится в промежуточном отчете (.pdf), размещенном на сайте комитета . «... на снижении отказал левый двигатель, экипаж выполнил действия для флюгирования... Как проходил полет SSJ100 перед аварией. Реконструкция РБК по данным МАКа Только 14% россиян готовы летать на самолете российского производства. 5 мая SSJ100 «Аэрофлота» экстренно приземлился в Шереметьево и загорелся. Погиб 41 человек. РБК реконструировал события, опираясь на данные отчета МАКа. По данным опроса Сбербанка «Потребительский индекс Иванова», проведенного после катастрофы SSJ100, выполнявшего рейс Москва - Мурманск, ... МАК ответил на обвинения ЦБ в адрес экс-совладельцев «Трансаэро» ... , что его председатель Татьяна Анодина продавала все акции законно. Председателю Межгосударственного авиационного комитета (МАК) Татьяне Анодина ничего не известно о манипулировании акциями компании... их дальнейшей передачи «Аэрофлоту» по решению правительственной комиссии, заявили в комитете . В начале 2016 года было общеизвестно, что состояние компании было... МАК заявил о 10 попытках изменения траектории сгоревшего SSJ за 18 секунд ... пытался получить нужную траекторию полета. Это следует из предварительного отчета Межгосударственного авиационного комитета (МАК). «Для создания крена около 20 градусов летчик выполнил более... МАК проведет служебное расследование из-за публикаций о гибели SSJ100 ... , подчеркнули в МАК Межгосударственный авиационный комитет (МАК) проведет служебное расследование по фактам публикации в СМИ материалов. Об этом говорится в сообщении комитета . В публикациях... МАК просит СМИ направить аудио-, видеоподтверждения опубликованных высказываний Кофмана. В комитете подчеркнули, что он не входит в состав технической комиссии, которая...

Общество, 20 мар, 03:54

Число жертв авиакатастроф в России выросло в два с половиной раза ... катастрофы, погибли 128 человек, следует из отчета, опубликованного на сайте Межгосударственного авиационного комитета (МАК). При этом в 2017-м было зафиксировано 39 авиапроисшествий... погибших из-за авиакатастроф. «По предварительной оценке, в 2018 году авиационные происшествия по всем видам работ, обусловленные человеческим фактором, составляют 75 ... Правительство одобрило проект соглашения о создании аналога МАК в ЕАЭС ... проект соглашения о создании Международного бюро по расследованию авиационных происшествий и серьезных инцидентов - аналога Межгосударственного авиационного комитета (МАК) в странах ЕАЭС. Документ, внесенный Минтрансом... СНГ (кроме Грузии). Россия в 2015 году изъяла из ведения комитета функции сертификации самолетов, двигателей и аэродромов - их распределили между Росавиацией... Назван срок подписания соглашения о создании аналога МАК для стран ЕАЭС ... союз (ЕАЭС), могут до сентября подписать документ о создании аналога Межгосударственного авиационного комитета (МАК), который будет расследовать авиапроисшествия на территории стран союза, рассказал... должен будет заменить МАК. Как сообщала газета «Коммерсантъ», работа Международного авиационного комитета вызывает вопросы у «многих» государств и Международной организации гражданской авиации. «Саратовские авиалинии» обвинили МАК в клевете из-за слов об убийстве ... ведомству В авиакомпании «Саратовские авиалинии» заявили о клевете со стороны Межгосударственного авиационного комитета (МАК). В связи с этим компания направила обращение в прокуратуру... февраля в Подмосковье. Жертвами катастрофы стал 71 человек. По версии Межгосударственного авиационного комитета , причиной катастрофы стало обледенение приемников полного давления, которое исказило показания... МАК подключился к расследованию катастрофы Ту-154 ... Специалисты Межгосударственного авиационного комитета (МАК) вылетели в Сочи, чтобы принять участие в расследовании авиакатастрофы Ту-154 Минобороны над Черным морем Эксперт Межгосударственного авиационного комитета (МАК) войдет в комиссию по расследованию крушения Ту-154 Минобороны над Черным морем. Об этом РБК рассказала пресс-секретарь комитета ... Крушением самолета в ХМАО займется Межгосударственный авиационный комитет ... Межгосударственный авиационный комитет (МАК) сформировал комиссию по расследованию крушения самолета A-22L в... сообщало РБК Тюмень, самолет «А-22LS», эксплуатируемый ООО «Сибирская база авиационной охраны лесов», потерпел крушение 16 августа в 85 километрах от...

Общество, 23 мар 2016, 10:41

Эксперты начали выкладку фрагментов разбившегося в Ростове Boeing ... марта. Об этом сообщает «Интерфакс» со ссылкой на официального представителя Межгосударственного авиационного комитета (МАК). «Выкладка началась, фрагменты самолета - в различном состоянии. В основном... и семь членов экипажа. Все они погибли. После авиакатастрофы Следственный комитет (СК) назвал основными версиями произошедшего ошибку пилотов, плохую погоду и...

Общество, 21 мар 2016, 21:56

МАК скопировал информацию с речевого самописца разбившегося Boeing ... Межгосударственный авиационный комитет (МАК) завершил работы по копированию информации с бортового речевого самописца... самолета и экипажа. Ранее замглавы МАКа Сергей Зайко говорил, что комитету удалось получить информацию с параметрического самописца Boeing. Звуковой самописец, как... Власти рассмотрят возможность лишения МАКа функции по сертификации ... получить функции и полномочия по сертификации, которые ранее были предоставлены Межгосударственному авиационному комитету . Обсуждение этого вопроса содержится в повестке заседания правительства России в... передаче функций МАКа в федеральные органы исполнительной власти, отвечающие за авиационную безопасность, в начале ноября в правительство обратилась общественная палата. Как...

Авиационного комитета . Напомним, что последний раз Межгосударственный авиакомитет публиковал новости о результатах расследования авиакатастрофы в... с пикировкой МАК и Росавиации вышла на высокий уровень, поэтому Межгосударственному авиационному комитету необходимо обозначить свою позицию», - заявил он. По словам О.Пантелеева...

Эхо казанской катастрофы: почему у МАКа возникли претензии к Boeing 737 ... 2013 году. РБК вспомнил обстоятельства этой аварии ​​В пятницу утром Межгосударственный авиационный комитет объяснил, с чем связан отзыв российских сертификатов самолетов Boeing 737 ... системы управления рулем высоты, утверждают в МАКе. Сам комитет 29 июн 2015, 10:49 МАК завершил расследование крушения вертолета Eurocopter в Нижегородской области Межгосударственный авиационный комитет (МАК) завершил расследование крушения вертолета Eurocopter AS-350B3 RA-04032 ... ноябре минувшего года в Нижегородской области. Отчет опубликован на сайте комитета .Воздушное судно, принадлежавшее ООО "НаноСтройИнвест", которое сдало вертолёт в аренду...

Люди, регулярно следящие за новостями, особенно связанными с темой авиационных перевозок, например, авиакатастрофами, периодически встречаются с аббревиатурой, обозначенной буквами МАК. Многие не знают, что расшифровывается данное сокращение как «Международный авиационный комитет», называемый также межгосударственным.

Специальное ведомство было создано для наблюдения за порядком в любой отрасли, касающейся деятельности воздушного транспорта. Организация сотрудничает с ИКАО, осуществляющей надзор за гражданской авиацией, и выполняет важную миссию.

В конце 1991 года между двенадцатью странами планеты было заключено особое Соглашение, разработанное с целью обеспечения максимальной безопасности и эффективности воздушным судам, выполняющим гражданские авиаперевозки.

В данном документе прописано множество нюансов, затрагивающих особенности развития пассажирских перевозок, а поскольку за соблюдением принятых правил необходим контроль, было решено создать ведомственный орган – Межгосударственную организацию по делам авиации. Официальный сайт международного авиационного комитета рассказывает о деятельности учреждения:

  • разработка правил, по которым осуществляются перелеты;
  • порядок создания и эксплуатации воздушной техники;
  • система выдачи сертификатов и разрешений на использование авиационного оборудования;
  • нормы пригодности воздушных судов к полетам;
  • оценка состояния аэродромов, присуждение им определенных категорий;
  • участие как независимого эксперта в выяснении причин крушений и чрезвычайных ситуаций, относящихся к гражданской авиации;
  • организация общего порядка использования воздушного пространства, координация и управление развитием пассажирских авиаперевозок.

Всего через полгода Комитет попал в список органов, имеющих статус международных, то есть оказывающих влияние на определенные отрасли многих мировых государств. Для этого была проделана огромная работа, ведь все нормы, предлагающиеся к принятию, обязательно проверялись на соответствие законодательству стран, присоединившихся к Соглашению. Однако, в итоге, консенсус был достигнут. Перечень участников на сегодняшний день выглядит таким образом:

  • Азербайджанская Республика;
  • Республика Армения;
  • Беларусь;
  • Казахстан;
  • Кыргызская Республика;
  • Молдовская Республика;
  • Российская Федерация;
  • Туркменистан;
  • Украина (существуют упоминания о выходе государства из состава Комитета, однако, официальных подтверждений на настоящее время не имеется);
  • Республика Таджикистан;
  • Республика Узбекистан.

Головной офис организации находится в столице России, представительства расположены в государствах, присоединившихся к МАК.

Естественно, о работе Международного авиационного комитета можно написать очень длинную статью, поскольку количество стран и обширная территория, занимаемая ими, обуславливает крайне широкое поле деятельности. Действия членов МАК осуществляются при полной законодательной поддержке руководства стран, входящих в Комитет.

Полномочия, которыми наделена организация, подтверждены официальными указами, постановлениями и другими документами, принятыми на территории конкретной страны. В основном, представители общества занимаются следующими пунктами:

1. Выдача сертификатов и разрешений на изготовление летательных аппаратов и их технических элементов. Чтобы обеспечить пассажирам безопасность во время рейсов, а самолетам – долгий срок службы, были подготовлены нормативы, в соответствии с которыми сертификация выполняется ступенчатым методом. Основой послужили общемировые и европейские стандарты, то есть данная процедура проводится адаптированно к мировым нормам. Предприятия, прошедшие проверку, получают сертификат, действие которого распространяется, помимо стран-участников, на следующие государства:

  • Соединенные Штаты Америки;
  • Индонезию;
  • Канаду;
  • Египет;
  • Индию;
  • Бразилию;
  • члены Европейского Союза;
  • Китай;
  • Южно-Африканскую Республику;
  • Иран;
  • Мексику и еще некоторые страны.

2. Оценка взлетно-посадочных территорий, их устройства и функционирования, присвоение категорий и проведение сертификации. Согласно принятым нормам, после разрешения комиссии, организованной Комитетом, аэродромы стран-партнеров имеют право принимать и отправлять самолеты, а также при необходимости осуществлять техническое обслуживание авиалайнеров.

3. Разбор ситуаций, требующих проведения проверки независимыми экспертами. Авиакатастрофы и чрезвычайные происшествия периодически случаются с воздушными судами многих государств планеты, в том числе экстренные ситуации происходят и с самолетами стран, входящих в Межгосударственный АК. Международный авиационный комитет расследует причины возникших проблем на территории любой страны, если лайнер принадлежит к подведомственной местности.

4. Специалисты МАК занимаются также повышением спроса на пассажирские авиаперевозки, увеличивая конкурентоспособность подконтрольных авиакомпаний. В частности, по данному направлению предпринимаются такие действия, как:

  • улучшение квалификации обслуживающего персонала;
  • отслеживание ценообразования и маркетинговой политики;
  • облегчение операций, связанных с таможенными досмотрами;
  • развитие и совершенствование медицинской помощи в аэропортах и на борту самолетов;
  • эффективная антитеррористическая деятельность;
  • предоставление возможности совершать процедуры, связанные с перелетами, посредством интернет-ресурсов.

Официальный сайт международного авиационного комитета гласит, что объединение успешно сотрудничает с всемирно известными организациями, занимающимися подобной деятельностью, и имеет несколько подписанных соглашений, разработанных специалистами МАК.

После более чем двух десятилетий напряженного труда и успешной деятельности полномочия организации были практически ликвидированы по распоряжению руководства Российской Федерации. В 2015 году сертификацией и расследованием воздушно-транспортных происшествий стали заниматься Министерство по транспорту России и Федеральное агентство воздушного транспорта. Тем не менее, Комитет не был упразднен, и определенная активность пока сохраняется.

Проблема возникла не на пустом месте. Причиной недоверия к результатам работы МАК явились итоги некоторых несчастных случаев, произошедших с лайнерами стран-участниц Соглашения. После нескольких подобных расследований права и обязанности альянса были ограничены, а большая часть передана Росавиации и Минтрансу. Все началось в 1997 году, когда самолет, летевший по маршруту из Иркутска в Фанранг, рухнул в жилой части одного из городов.

К катастрофе привело прекращение работы большей части двигателей, перестали функционировать три, а всего их было четыре. Специалисты Комитета заявили, что пилотом была допущена ошибка, которая, вкупе с переполненностью лайнера, и привела к крушению воздушного судна. Однако, учитывая, что выдача разрешения на эксплуатацию также производилась работниками Международного авиационного комитета, было решено привлечь к работе дополнительных независимых экспертов. После проведенного осмотра, они выявили нарушения в работе отказавших двигателей.

Через четыре года трагедия произошла в Крыму, где проводились учения российских и украинских военно-воздушных сил. Ракета, пущенная украинцами, сбила авиалайнер воздушного перевозчика S7 Airlines. Сотрудники авиационного комитета однозначно решили вопрос не в пользу украинских военных, но киевский судебный орган счел предоставленные аргументы недостаточными для положительного решения о материальном возмещении. На данный момент ситуация до сих пор не разрешена, так как ни одна сторона не признает себя виновной в случившемся.

В 2006 году авиалайнер, принадлежавший армянскому воздушному перевозчику Armavia, упал в море вместе со всеми пассажирами. Выживших после крушения не осталось. Согласно экспертам МАК, летчиками были предприняты некоторые шаги, послужившие толчком к авиакатастрофе, тогда как нужных действий не производилось, по-видимому, в состоянии паники. Проведенное одновременно независимое расследование выявило, что в заключении Комитета не имеется данных о наличии на аэродроме прибытия техники, облегчающей посадку в сложных погодных условиях, и исправной ее работе.

В 2010 году над Смоленском произошла громкая воздушная авария. Упал самолет с почти сотней пассажиров, летящий из Варшавы и несущий на борту членов правительства нескольких стран. Естественно, разбор чрезвычайного происшествия велся как членами МАК, так и зарубежными организациями, эксперты которых пришли к выводу о плачевном состоянии взлетно-посадочной полосы в аэропорту прилета, что и послужило причиной крушения. Однако, специалисты Комитета посчитали, что летчики, которые вели самолет, имели низкий уровень подготовки и совершили ряд ошибок при посадке.

В итоге накопившихся прецедентов стало настолько много, что Международный авиационный комитет вынужден был приостановить свою деятельность. Помимо подозрения в подтасовке результатов аварий, произошедших в воздухе, вышестоящее руководство выказало недовольство слишком долгими сроками делопроизводства.

Некоторые случаи находились на стадии разбора годами. Кроме того, участники МАК, защищенные дипломатическим статусом, избегали наказания даже за очевидно явные ошибки, совершенные во время проведения различных процедур.

МАК приостановил действие сертификата типа Boeing 737 в России