Кто организовал оон. Оон краткая информация

История ООН

Создание Организации Объединённых Наций стало возможным в результате объединения усилий государств в борьбе с фашизмом в период Второй мировой войны .

Предшественником ООН была созданная после Первой мировой войны Лига Наций , которая хотя и провозгласила своими целями в соответствии с Версальским договором «развитие сотрудничества между народами и обеспечение мира и безопасности», но так и не стала эффективным инструментом в их осуществлении и не смогла воспрепятствовать развязыванию Второй мировой войны.

Название «Объединённые Нации» было предложено президентом США Франклином Д. Рузвельтом и впервые использовано в Декларации Объединённых Наций, подписанной 1 января 1942 года , в соответствии с которой представители 26 государств обязались от имени своих правительств продолжать совместную борьбу против стран Оси .

Структура ООН

Совет Безопасности состоит из 15 членов: пять членов Совета - постоянные (Россия, США, Великобритания, Франция и Китай), остальные десять членов (по терминологии Устава - «не постоянные») избираются в Совет в соответствии с процедурой, предусмотренной Уставом (пункт 2 статьи 23).

Руководство ООН

  • Председатель Генеральной Ассамблеи . Открывает и закрывает каждое пленарное заседание Генеральной Ассамблеи Организации Объединённых наций, полностью руководит работой Генеральной Ассамблеи и поддерживает порядок на ее заседаниях.
  • Генеральный секретарь . Главное административное должностное лицо, является символом Организации Объединённых Наций и выразителем интересов народов мира.

По уставу, Генеральный секретарь выполняет функции, возлагаемые на него Советом Безопасности, Генеральной Ассамблеей, Экономическим и Социальным Советом и другими органами Организации Объединённых Наций. Также, Генеральный секретарь уполномочен «доводить до сведения Совета Безопасности вопросы, которые, по его мнению, могут угрожать международному миру и безопасности».

Государства-члены ООН

К первоначальным членам ООН относятся 50 государств, подписавших Устав ООН на конференции в Сан-Франциско 26 июня 1945, а также Польша . В течение - в ООН было принято ещё 141 государство (реально в этот период входило в состав ООН больше государств, но цифра меньше за счет выхода из состава ряда государств, таких как Югославия , Чехословакия вследствие их раздела на независимые государства).

Среди 50 стран-основателей ООН, наряду с СССР были и две союзные республики: Белорусская ССР и Украинская ССР .

Языки ООН

Для организации работы органов в системе ООН установлены официальные и рабочие языки. Перечень этих языков определён в правилах процедуры каждого органа. На официальных языках издаются все основные документы ООН, включая резолюции. На рабочих языках издаются стенографические отчёты заседаний и на них переводятся речи, произнесённые на любом официальном языке.

Официальными языками Организации Объединённых Наций являются:

Если делегация желает выступить на языке, который не является официальным, то она должна обеспечить устный или письменный перевод выступления на один из официальных языков.

Бюджет ООН

Расчёт бюджета ООН

Расчет бюджета ООН - это процесс, в который вовлечены все члены организации. Бюджет выдвигается Генеральным секретарем ООН после согласования с органами организации и на основании их требований. В последствии предложенный бюджет анализируется Консультативным комитетом по административным и бюджетным вопросам, состоящим из 16 членов, и Комитетом по программе и координации, состоящим из 34 членов. Рекомендации комитетов направляются Административно-бюджетному комитету Генеральной Ассамблеи, включающему все государства-члены, который еще раз тщательно анализирует бюджет. Наконец, он представляется Генеральной Ассамблее для окончательного рассмотрения и утверждения.

Расчёт членских взносов

Главный критерий, используемый государствами-членами в Генеральной Ассамблее, - это платёжеспособность страны. Платёжеспособность определяется на основании величины валового национального продукта (ВНП) и ряда корректировок, в том числе корректировок на внешнюю задолженность и уровень дохода на душу населения.

Десять стран, внёсших наибольший вклад в бюджет ООН (2005 год)

Страна Процентная доля (%) Млн долл. США
США 22,00 362,7
19,47 279,6
8,66 124.4
6,13 88,0
6,03 86,6
4,89 70,2
2,81 40,4
2,52 36,2
Китай 2,05 29,5
1,88 27,0

Официальные документы

Декларации и конвенции ООН

Галерея

Деятельность ООН

Миротворческая миссия ООН

Важным инструментом поддержания мира и международной безопасности являются миротворческие операции ООН. Их деятельность определена рядом Резолюций Генеральной Ассамблеи , принятых в соответствии с Уставом Организации. В самом Уставе ООН проведение миротворческих операций не предусмотрено. Однако они могут быть обусловлены целями и принципами ООН, поэтому Генеральная Ассамблея регулярно рассматривает вопрос о необходимости той или иной миротворческой миссии.

Осуществление миротворческой операции ООН может выражаться в:

  • Расследовании инцидентов и проведении переговоров с конфликтующими сторонами с целью их примирения;
  • Проверке соблюдения договоренности о прекращении огня;
  • Содействии поддержанию законности и правопорядка;
  • Предоставлении гуманитарной помощи;
  • Наблюдении за ситуацией.

Первой миротворческой миссией ООН был контроль за перемирием, достигнутым в арабо-израильского конфликте в 1948 году . Также известны проведение миротворческих миссий на Кипре (в 1964 году - для прекращения военных действий и восстановления порядка), в Грузии (в 1993 году - для урегулирования грузино-абхазского конфликта), Таджикистане (1994 году - для урегулирования религиозного конфликта), а также миротворческие миссии ООН, направленные в Югославию и Сомали .

Права человека

Гуманитарная помощь

Оказание гуманитарной помощи

Гуманитарные катастрофы могут произойти в любом месте и в любое время. Какой бы ни была их причина - наводнение, засуха, землетрясение или конфликт, - они всегда ведут к гибели людей, перемещению населения, потере общинами способности своими силами обеспечивать свое существование и приносят огромные страдания.

Чрезвычайная помощь

В условиях таких катастроф организации системы Организации Объединённых Наций поставляют жертвам - в большинстве своем детям, женщинам и пожилым людям - продовольствие и медикаменты, дают им убежище и обеспечивают материально-техническую поддержку.

Для покрытия расходов, связанных с предоставлением этой помощи нуждающимся, Организация Объединённых Наций мобилизовала у международных доноров средства на миллиарды долларов. Только в 2003 году Управление по координации гуманитарной деятельности выступило с 22 межучрежденческими призывами, собрав около 3,4 млрд долл. США для оказания помощи 67,8 миллиона человек в 22 странах и регионах. Управление возглавляет Координатор чрезвычайной помощи Организации Объединённых Наций, который занимает также должность заместителя Генерального секретаря по гуманитарным вопросам.

В связи с предоставлением гуманитарной помощи Организации Объединённых Наций приходится преодолевать серьезные проблемы материально-технического снабжения и обеспечения безопасности на местах. Гуманитарному персоналу не дают доступа к нуждающимся, а стороны в конфликте умышленно наносят удары по мирным жителям и работникам, занимающимся предоставлением помощи. За период с 1992 года в составе гуманитарных операций погибли около 220 гражданских сотрудников Организации Объединённых Наций. В течение года, закончившегося 30 июня 2004 года, было совершено более 120 нападений на сотрудников Организации Объединённых Наций, включая 10 случаев изнасилований и сексуального насилия, а также 139 случаев домогательств. Было совершено семь нападений с применением насилия на комплексы и конвои Организации Объединённых Наций и 52 насильственных вторжения на территорию комплексов Организации Объединённых Наций. Стремясь предотвратить нарушения прав человека в условиях развившегося кризиса, Верховный комиссар Организации Объединённых Наций по правам человека играет все более активную роль в деятельности, разворачиваемой Организацией Объединённых Наций в связи с чрезвычайными ситуациями.

Организация Объединённых Наций координирует свои действия по урегулированию гуманитарных кризисов через комитет, объединяющий все ключевые гуманитарные подразделения и действующий под председательством Координатора чрезвычайной помощи Организации Объединённых Наций. В состав этого комитета входят Детский фонд Организации Объединённых Наций (ЮНИСЕФ), Программа развития Организации Объединённых Наций (ПРООН), Мировая продовольственная программа (МПП) и Управление Верховного комиссара Организации Объединённых Наций по делам беженцев (УВКБ ООН). В нем представлены и другие учреждения Организации Объединённых Наций, а также крупнейшие неправительственные и межправительственные гуманитарные организации, такие, как Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца.

Гуманитарная помощь

Координатор чрезвычайной помощи Организации Объединённых Наций отвечает за разработку политики гуманитарной помощи и привлечение внимания к гуманитарным вопросам, содействие повышению уровня информированности общественности, в частности о последствиях распространения стрелкового оружия или о гуманитарных последствиях санкций. УВКБ ООН оказывает помощь людям, бегством спасающимся от войны, преследований или нарушений прав человека - беженцам и перемещенным лицам, - оказывает помощь УВКБ ООН. В начале 2004 года в сфере внимания УВКБ ООН находились 17,1 миллиона человек примерно в 120 странах, в том числе 4,4 миллиона внутренне перемещенных лиц , причем только в одной Колумбии их было более 1,2 миллиона человек. Сюда также входило 9,7 миллиона беженцев, 1,1 миллиона возвратившихся беженцев и около 1 миллиона лиц, ищущих убежища.

МПП является крупнейшей в мире гуманитарной организацией по предоставлению чрезвычайной продовольственной помощи. В 2003 году она предоставила 6 млн тонн продовольственной помощи 110 миллионам человек в 83 странах, включая 56 миллионов голодающих детей.

В течение последнего десятилетия 300 тыс. детей были завербованы в качестве солдат, и за это время в ходе войн погибло 2 миллиона детей, а еще 6 миллионов получили тяжелые ранения или стали инвалидами. Результатом войн и гражданских беспорядков стало также появление 13 миллионов внутренне перемещенных детей и 10 миллионов детей-беженцев, многие из которых разлучены со своими родителями. ЮНИСЕФ направляет свои усилия на удовлетворение их потребностей, обеспечивая их продовольствием, питьевой водой, лекарствами и жильем. Кроме того, исходя из стремления содействовать защите детей в условиях вооруженных конфликтов и обеспечивать предоставление им самых необходимых услуг, ЮНИСЕФ разработал концепцию «дети как зона мира» и провозгласил «дни мирной жизни» и «коридоры мира».

Еще один элемент деятельности Организации Объединённых Наций в гуманитарной области связан с предупреждением стихийных бедствий и обеспечением готовности к ним. Когда происходят стихийные бедствия, ПРООН координирует работу по оказанию чрезвычайной помощи на местном уровне, одновременно способствуя восстановлению и долгосрочному развитию.

В странах, которые в течение длительного времени подвергаются стихийным бедствиям или оправляются от конфликта, гуманитарная помощь все больше рассматривается как один из элементов общих усилий по обеспечению миростроительства наряду с помощью в области развития, политической и финансовой помощью.

Пожалуй, самым драматическим стихийным бедствием в последние годы стало вызвавшее цунами землетрясение в Индийском океане. Рано утром в воскресенье, 26 декабря 2004 года, у западного побережья северной части Суматры произошло сильное землетрясение мощностью 9,0 балла по шкале Рихтера, которое привело к возникновению огромных цунами, достигавших в высоту 10 метров и двигавшихся по поверхности Индийского океана со скоростью 500 километров в час. Цунами обрушились на прибрежные районы в Индии, Индонезии, Шри-Ланке, Таиланде, на Мальдивских островах, Мьянме, на Сейшельских островах и в Сомали. Было подсчитано, что по состоянию на апрель 2005 года более 217 тыс. человек погибли, 51 тыс. пропали без вести и более полумиллиона человек остались без крова.

Организации системы Организации Объединённых Наций начали немедленно принимать меры, стремясь удовлетворить целый ряд гуманитарных потребностей, в том числе в таких областях, как сельское хозяйство, координация и вспомогательное обслуживание, восстановление экономики и инфраструктуры, образование, обеспечение семей жильем и непродовольственными товарами, питание, здравоохранение, меры, связанные с разминированием, защита прав человека и обеспечение верховенства права, безопасность и водоснабжение и санитария. С этой целью 5 января 2005 года был сделан «экстренный призыв» к мобилизации 977 млн долл. США для финансирования важнейших работ по оказанию помощи, осуществляемых примерно 40 учреждениями Организации Объединённых Наций и неправительственными организациями (НПО). А 1 февраля Генеральный секретарь назначил бывшего президента Соединенных Штатов Америки Уильяма Джефферсона Клинтона своим Специальным посланником в странах, пострадавших от цунами.

Задача президента Клинтона как Специального посланника включает следующее: обеспечивать координацию деятельности по восстановлению на политическом уровне; оказывать содействие переходу от оказания чрезвычайной помощи к работе по восстановлению и реконструкции; обеспечивать, чтобы доноры выделяли средства в рамках объявленных взносов и чтобы эти средства попадали в общины, которые наиболее в них нуждаются; добиваться поддержки региональной деятельности по созданию механизма предупреждения и смягчения последствий стихийных бедствий; и содействовать скоординированному и согласованному созданию в этом регионе предлагаемой системы раннего предупреждения.

Палестинские беженцы

Работу по предоставлению помощи палестинским беженцам с 1949 года ведет Ближневосточное агентство Организации Объединённых Наций для помощи палестинским беженцам и организации работ (БАПОР). Сегодня Агентство предоставляет основные услуги в области здравоохранения, образования, чрезвычайной помощи и социального обслуживания более чем 4 миллионам палестинских беженцев в этом районе и осуществляет программы организации деятельности, приносящей доходы. Координатор Организации Объединённых Наций осуществляет надзор за всей помощью в области развития, предоставляемой по линии Организации Объединённых Наций палестинскому населению в Газе и на Западном берегу.

Контроль оружия и разоружение

Социальное и экономическое развитие

А также

ООН проводит конференции и форумы, где обсуждаются и вырабатываются решения по многим насущным международным вопросам. В их числе:

Нобелевская премия

Критика ООН

Несмотря на свою уникальность, ООН дискредитировала себя недоработками и скандалами. Организация показала, что она не всегда способна своевременно адаптироваться в соответствии с быстро меняющимися мировыми политическими реалиями. В связи с этим ООН часто критикуют за неэффективность , недемократичность, недостаток внимания к проблемам развивающихся стран, бюрократизм, раздутость штатов и непомерный бюджет. С именем ООН также были связаны и некоторые громкие финансовые скандалы. В одном из них, по программе помощи Ираку «Нефть в обмен на продовольствие», был замешан даже Коджо Аннан (сын Кофи Аннана).

  • В мультсериале Футурама действует DOOP - демократический союз планет (англ. Democratic Order of Planets, DOOP ), созданный в 2945 году после Второй галактической войны (аллюзия на создание Организации Объединённых Наций в 1945 году после Второй мировой войны). В эту организацию входит Земля и множество других миров. Обитатели планеты Омикрон Персей VIII часто вступают в конфликт с DOOP. Логотип DOOP («doop») является амбиграммой . Несмотря на DOOP, межпланетные связи слабы, постоянно происходят войны и вторжения (как правило, плохо спланированные) и столкновения по глупым или отсутствующим причинам.
  • 5. Нормы международного права, их особенности и виды. Нормотворчество в международном праве
  • 2. По сфере действия:
  • 7. Решения международных организаций, их особенности, виды, юридическая сила
  • Тема 3. Принципы международного права 8. Понятие и классификация принципов между­народного права
  • 9. Содержание основных принципов междуна­родного права
  • Тема 4. Субъекты международного права
  • 12. Признание, его виды и юридические последст­вия. Правопреемство в международном праве
  • Тема 5. Мирное урегулирование международных споров 13. Международно-правовые средства разреше­ния международных споров
  • 14. Судебное разрешение международных спо­ров. Разрешение споров в рамках междуна­родных организаций
  • Тема 6. Международные договоры f
  • 15. Международный договор: понятие, виды. Венская конвенция о праве международных догово­ров 1969 г.
  • 16. Стадии заключения международных догово­ров. Ратификация. Вступление в силу. Регист­рация
  • 17. Форма и структура международных догово­ров. Оговорки
  • Тема 7. Права человека и их защита 19. Понятие прав и свобод человека и их класси­фикация
  • 20. Всеобщая декларация прав человека 1948 г.: содержание и оценка
  • 23. Международные стандарты прав человека. , Международные процедуры и механизмы за- f щиты прав человека
  • 25. Внутренние и зарубежные органы внешних сношений государств
  • 26. Дипломатические представительства. Дипло­матические привилегии и иммунитеты. Дипло­матический корпус
  • 27. Консульские учреждения: понятие, виды, состав. Классы консулов. Иммунитеты и привилегии
  • Тема 9. Право международных организаций 28. Понятие, классификация, правовая природа и
  • 29. Организация Объединенных Наций: история создания, цели и принципы. Структура и со­держание Устава оон
  • 30. Генеральная Ассамблея оон. Совет Безопасности оон. Экономический и социальный совет оон
  • 31. Краткая характеристика организации Северо­атлантического договора (нато) и Организа­ции американских государств (оаг) как регио­нальных международных организаций по Ус­таву оон
  • 32. Организация по безопасности и сотрудничест­ву в Европе: становление и развитие, источ­ники, органы
  • Тема 10. Обеспечение международной безопасности 33. Право международной безопасности: понятие, системы, цели
  • 34. Коллективная безопасность (универсальная и региональная)
  • 35. Разоружение, сокращение вооруженных сил и вооружений
  • 36. Международное право и ограничение ядер­ных вооружений. Конвенции
  • 37. Конвенции о запрещении бактериологическо­го и химического оружия
  • Тема 11. Международно-правовое регулирование экономического сотрудничества
  • 38. Международное экономическое право: поня­тие и субъекты, цели и принципы
  • 39. Международные организации, действующие в сфере экономических отношений
  • Тема 12. Территория и другие пространства 40. Территория в международном праве: понятие,
  • 42. Государственные границы: определение, виды, порядок установления, изменения и охраны
  • 2) Обмен небольшими участками государственных территорий сопредельных государств в целях наиболее благоприятного расположения границы;
  • 3) Обмен небольшими участками в случае демаркации границы.
  • 43. Международные реки. Конвенция о режиме судоходства на Дунае от 18 августа 1948 г.
  • Тема 13. Международно-правовой статус l арктики и антарктики
  • 44. Юридический статус и правовой режим Аркти­ки. «Секторная теория»
  • 45. Международно-правовой статус Антарктики и режим использования ее пространств и ре­сурсов. «Система Договора об Антарктике»
  • Тема 14. Международное морское право
  • 47. Внутренние морские воды- Территориальное f море. Открытое море
  • 48. Континентальный шельф. Исключительная экономическая зона
  • 50. Международные проливы: понятие, право транзитного прохода
  • Тема 15. Международное воздушное право f 51. Международное воздушное право. Понятие,
  • Тема 16. Международное космическое право
  • Тема 17. Международное экологическое право f
  • 55. Международное экологическое право. Понятие, специальные принципы
  • 56. Международно-правовая охрана воздушной среды, климата, озонового слоя. Конвенции
  • 57. Международно-правовая защита животного и растительного мира
  • 58. Международно-правовая охрана Мирового океана. Конвенции
  • Тема 18. Международное уголовное право f
  • 60. Международные преступления: субъекты, объ­екты. Понятие и виды международных престу­плений
  • 61. Виды и формы сотрудничества государств в борьбе с уголовными преступлениями между­народного характера
  • Тема 19. Вооруженные конфликты
  • 63. Начало войны и его правовые последствия. F Театр войны. Нейтралитет в войне f
  • 64. Запрещенные средства и методы ведения войны
  • 66. Международно-правовые последствия окон­чания войны
  • Тема 20. Ответственность в международном f праве f 67. Понятие и основания международно-право­вой ответственности субъектов международ­ного права
  • 68. Виды и формы международной ответственно­сти
  • 29. Организация Объединенных Наций: история создания, цели и принципы. Структура и со­держание Устава оон

    ООН была создана в период Второй мировой войны, ко­гда человечество основательно задумывалось над тем, как предотвратить в будущем такие страшные войны.

    14 августа 1941 г. Президент США Франклин Делано Рузвельт и премьер-министр Соединенного Королевства Уинстон Черчиль подписали документ, где обязались «ра­ботать вместе с другими свободными народами как в вой­не, так и в мире». Свод принципов международного со­трудничества в поддержании мира и безопасности полу­чил впоследствии название Атлантической хартии. Пер­вые контуры ООН были начерчены на Конференции в Ва­шингтоне на заседаниях, проходивших в сентябре - ок­тябре 1944 г., где США, Соединенное Королевство, СССР и Китай договорились о целях, структуре и функциях бу­дущей организации. 25 апреля 1945 г. делегаты 50 стран собрались в Сан-Франциско на Совещание Объединен­ных Наций и приняли Устав, состоящий из 19 глав и 111 статей. 24 октября Устав был ратифицирован пятью по­стоянными членами Совета Безопасности, большинством подписавших его государств и вступил в силу. С тех пор 24 октября в межд. календаре называется Днем ООН.

    ООН является самой авторитетной универсальной межд. межправительственной организацией. ООН - универсальная межд. организация, созданная в целях поддержания мира и межд. безопасности и развития сотрудничества между госу­дарствами. Устав ООН обязателен для всех государств.

    Цели ООН.

    Поддерживать межд. мир и безопасность.

    Развивать дружественные отношения между нация­ми на основе уважения принципа равноправия и са­моопределения народов.

    Осуществлять межд. сотрудничество в разрешении межд. проблем экономического, социального, куль­турного и гуманитарного характера.

    Быть центром для согласования действий наций в достижении этих общих целей.

    Принципы ООН:

    Суверенное равенство всех ее членов;

    Добросовестное выполнение обязательств по Уставу;

    Разрешение межд. споров мирными средствами;

    Отказ от угрозы силой или ее применения против территориальной целостности или политической не­зависимости любого государства;

    Обеспечение того, чтобы государства, не являющие­ся членами ООН, действовали в соответствии с принципами ООН, когда это необходимо для поддер­жания межд. мира безопасности;

    Невмешательство во внутренние дела государств;

    Уважение основных прав и свобод человека;

    Равноправие и самоопределение народов;

    Сотрудничество и разоружение.

    Главными органами ООН являются Генеральная Ас­самблея, Совет Безопасности, Экономический и соци­альный совет, Секретариат и Международный суд.

    Структура и содержание Устава ООН: цели и принци­пы ООН; члены организации; органы, мирное разреше­ние споров; действия в отношении угрозы миру; само­управляющиеся территории; региональные соглашения; межд. система опеки.

    30. Генеральная Ассамблея оон. Совет Безопасности оон. Экономический и социальный совет оон

    Генеральная Ассамблея (ГА) - наиболее представи­тельный орган ООН, обладает самой широкой компетен­цией. ГА - демократический орган. Каждый член незави­симо от размеров территории, численности населения, экономической и военной мощи имеет один голос. Реше­ния по важным вопросам принимаются большинством в 2/3 присутствующих и участвующих в голосовании чле­нов ГА. В работе ГА могут принимать участие государст­ва - не члены ООН, имеющие постоянных наблюдате­лей при ООН (Ватикан, Швейцария) и не имеющие их. Возглавляет ГА Генеральный секретарь.

    Компетенция.

    Обсуждает любые вопросы или дела в пределах Устава.

    Рассматривает общие принципы сотрудничества в деле поддержания мира, включая принцип разоружения, и дает соответствующие рекомендации.

    Рассматривает любые вопросы, относящиеся к под­держанию мира.

    Содействует межд. сотрудничеству в политической об­ласти и прогрессивному развитию МП и его кодификации.

    Формирует органы ООН, получает от них доклады об их деятельности.

    Совместно с СБ избирает члена Межд. суда.

    Совет безопасности состоит из 15 членов: 5 постоян­ных - Россия, Китай, Франция, Великобритания, США - и 10 непостоянных - избираемых ГА сроком на 2 года. На него возложена главная ответственность за поддержание мира и безопасности. Совет действует от имени госу­дарств - членов ООН и является главным исполнитель­ным органом ООН, ему отведена главная роль в мирном разрешении споров. Решения по процедурным вопросам в Совете принимают большинством в 9 голосов. По ос­тальным вопросам необходимо большинство в 9 голосов, но это число должно включать голоса постоянных членов.

    Компетенция.

    Контроль за исполнением государствами принципов ООН.

    Подготовка планов регулирования вооружений.

    Определение наличия угрозы миру, нарушения мира или актов агрессии.

    Экономический и социальный совет (ЭКОСОС) -несет ответственность за выполнение функций, изло­женных в главе IX Устава ООН. Состоит из 5 членов, из­бираемых ежегодно ГА сроком на три года.

    Компетенция.

    Предпринимает исследования и составляет доклады по межд. вопросам в области экономики, социальной сфере, культуре, образовании, здравоохранении и ана­логичных областях. \

    Заключает соглашения со специализированными уч­реждениями и координирует их деятельность, получает от них доклады.

    Осуществляет связь с неправительственными межд. организациями.

    Организация Объединенных наций (ООН) – это интернациональная организация, важнейшая цель которой – обеспечение мира и спокойствия на всей планете.

    Что такое ООН?

    Цели ООН сформулированы следующим образом:

    — поддержание мира между странами и народами, предупреждение возможных конфликтов, подавление агрессии, улаживание споров дипломатическими средствами;

    — развитие дружеских связей между нациями и государствами;

    — поощрение сотрудничества в сфере экономики, политики, культуры.

    Важнейший принцип, который исповедует ООН – это равноправие всех наций и их право на самоопределение, а также равные права для всех людей, вне зависимости от их расы, пола, языковой и религиозной принадлежности.

    ООН – это крупная наднациональная организация, имеющая свои органы управления, штат сотрудников, регламент. Высший орган управления ООН – Генеральная ассамблея, состоящая из представителей всех 193 государств-членов. ГА ООН собирается на сессии, в рамках которых принимаются самые важные решения.

    Совет безопасности ООН – постоянно действующий орган, отвечающий за практическую реализацию решений. Именно СБ несет ответственность за поддержание международной безопасности и принимает конкретные меры (вплоть до направления миротворческих сил ООН в зоны конфликтов).


    В структуру ООН входят комитеты, отвечающие за конкретные направления деятельности, а также рабочие группы.

    Когда и для чего была создана эта организация?

    Идея объединить усилия разных государств для сохранения мира возникла еще в 19-м веке. В 1919 году была учреждена Лига Наций – организация, которая должна была бороться с ростом вооружений, предотвращать конфликты, способствовать дипломатическому урегулированию разногласий между странами. Но, как показала дальнейшая история, Лига Наций не справилась со своими задачами, и в 1946 году, по окончании Второй Мировой войны, была распущена.

    Еще в ходе войны представители государств-участников антигитлеровской коалиции начали обсуждать планы создания нового сообщества. Окончательно контуры будущего проекта были оформлены на знаменитой Ялтинской конференции, которая состоялась зимой 1945 года. Сталин, Черчилль и Рузвельт договорились о создании международной организации по поддержанию мира и безопасности во всем мире.

    Наконец, 25 апреля 1945 года делегаты от пятидесяти стран встретились в Сан-Франциско и начали работу над Уставом ООН. Учредительная конференция работала два месяца, и в июне 1945 года Устав был принят, однако ратификация его всеми участниками состоялась позже – 24 октября. Именно эта дата отмечается как День ООН.


    Историки утверждают, что создание ООН – это величайшее достижение человечества. Впервые страны (многие из которых имели экономические и политические противоречия, были противниками) объединились, чтобы не допустить новой глобальной войны.

    Для решения поставленных задач ООН работает по нескольким направлениям:

    Поддержание мира. С этой целью ООН организует миротворческие миссии в районы конфликтов. В «горячих точках» представители организации проводят переговоры между противоборствующими сторонами, контролируют соблюдение договоренностей, пресекают возможные провокации, организуют доставку и распределение гуманитарной помощи, наблюдают за ситуацией в целом.

    Соблюдение прав человека. ООН провозгласила Всеобщую декларацию прав человека и принимает все меры к популяризации, распространению и соблюдению этого документа.

    Гуманитарная помощь оказывается людям, оказавшимся в зонах катастроф (стихийных бедствий, военных конфликтов, техногенных потрясений). ООН не только обеспечивает население продуктами, медикаментами, предметами первой необходимости, но оказывает помощь в ликвидации последствий войн, восстановлении хозяйства, финансового сектора, образования и здравоохранения.

    Совершенствование международного права. ООН вырабатывает проекты документов, регламентирующих отношения между странами. Ведется работа по систематизации существующих и выработке новых норм международного законодательства.

    Помимо перечисленных направлений, Организация Объединенных Наций ведет работу в области экологии, социально-экономического развития, образования и т.д.

    Организация Объединённых Наций - это крупнейшая международная межгосударственная организация, созданная в 1945 году представителями 51 страны для поддержания и укрепления международного мира и обеспечения коллективной безопасности, развития международного сотрудничества и содействия глобальному социально-экономическому прогрессу. ООН представляет собой глобальный форум, который позволяет государствам высказывать свою точку зрения по широкому ряду вопросов, а также обеспечивает коллективный механизм урегулирования международных конфликтов, споров или проблем, и коллективные средства для решения наиболее важных вопросов, стоящих перед человечеством. В рамках этого форума все , вне зависимости от своего размера, экономического развития и политических систем, имеют право выразить своё мнение и принять участие в голосовании в рамках этого процесса.

    Цели и деятельность ООН

    ООН является организацией независимых государств, которые добровольно вступают в Организацию, принимая на себя обязательства, содержащиеся в Уставе ООН , представляющем собой международный договор, отражающий основные принципы международных отношений. При этом Устав ООН ни в коей мере не даёт Организации права вмешиваться в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства.

    Согласно Уставу, ООН преследует четыре основных цели:

    1. Поддержание международного мира и безопасности.
    2. Развитие дружественных отношений между странами.
    3. Сотрудничество в разрешении международных проблем и в обеспечении уважения прав человека.
    4. Согласование действий разных стран.

    Указанные цели реализуются в восьми основных направлениях деятельности ООН:

    1. Мир и безопасность.
    2. Экономическое развитие.
    3. Социальное развитие.
    4. Права человека.
    5. Окружающая среда.
    6. Международное право.
    7. Гуманитарные вопросы.
    8. Здравоохранение.

    Сфера деятельности ООН охватывает весь мир, а её всеобъемлющий мандат предусматривает удовлетворение социальных, экономических и чрезвычайных потребностей. Организация не представляет чьи-либо национальные или коммерческие интересы. В выработке наиболее важных стратегических решений ООН участвуют все страны. Выполнение решений, принимаемых ООН, зависит от политической воли её членов, а для финансирования деятельности Организации государства-члены вносят соответствующие взносы. В целом, благодаря усилиям ООН государствами заключено множество многосторонних соглашений, конвенций, договоров и норм, которые делают мир более безопасным и благополучным для жизни. Разработка этого всеобъемлющего свода норм международного права, включая стандарты в области прав человека, является наиболее крупным достижением Организации.

    Деятельность ООН ведётся на шести официальных языках. Официальными языками ООН являются английский, арабский, испанский, китайский, русский и французский языки. Первоначально в качестве рабочих языков ООН использовались английский и французский. Позже арабский, испанский, китайский и русский языки были добавлены к числу рабочих языков Генеральной Ассамблеи, Совета Безопасности и Экономического и Социального Совета. Рабочими языками Секретариата являются английский и французский.

    История создания ООН

    В конце XIX - начале XX века государствами и их объединениями для сотрудничества в отдельных областях начали создаваться первые международные организации. Так, нынешний Международный союз электросвязи был создан в 1865 году как Международный телеграфный союз, Всемирный почтовый союз был основан в 1874 году. Обе организации являются сегодня специализированными учреждениями ООН. Первая Международная конференция мира была созвана в Гааге в 1899 году для разработки соглашений по мирному разрешению кризисов, предупреждению войн и правилам ведения войны. Конференция приняла Конвенцию о мирном решении международных конфликтов и учредила Постоянную Палату Третейского Суда, которая начала свою работу в 1902 году.

    Непосредственным предшественником ООН была Лига Наций, - организация, задуманная при схожих обстоятельствах во время Первой мировой войны и учреждённая в 1919 году в соответствии с Версальским договором «для развития сотрудничества между народами и для обеспечения мира и безопасности». Однако в Лигу вошли далеко не все страны. Так, например, Соединённые Штаты Америки никогда не были членом, а некоторые страны, вступившие в Лигу, позже вышли из неё. В общей сложности, с 1920 по 1945 год 63 страны были членами этой организации. В целом, опыт Лиги Наций оказался неудачным и она прекратила свою деятельность вследствие своей неспособности предотвратить Вторую мировую войну. В дальнейшем, в процессе выработки основ международной организации безопасности инициаторы её создания стремились учесть негативный опыт Лиги Наций и избежать ошибок и недостатков, ей присущих. Официально Лига Наций была ликвидирована 20 апреля 1946 года, а её активы были переданы в ООН.

    14 августа 1941 года президент Соединённых Штатов Америки Франклин Д. Рузвельт и премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль предложили свод принципов международного сотрудничества в поддержании мира и безопасности. Документ, подписанный во время встречи на борту боевого корабля в Атлантическом океане, известен как «Атлантическая хартия». Этот документ не был договором между двумя державами. Он не был также изложением какой-либо определённой официальной программы устроения мира. Как указывалось в самом документе, он только подтверждал «некоторые общие принципы национальной политики названных стран (Соединённых Штатов Америки и Великобритании), принципы, на которых они базировали свои надежды на лучшее будущее мира». В хартии провозглашались: отказ от захватов территорий; признание права всех народов избрать себе форму правления, при которой они хотят жить; намерение содействовать восстановлению суверенных прав и самоуправления тех народов, которые были лишены этого насильственным путём; призыв к послевоенному сотрудничеству; отказ от применения силы в международных отношениях.

    1 января 1942 года представители 26 союзных государств, воевавших против стран «оси» (Германия, Италия, Япония) и их союзников, от имени своих правительств заявили о поддержке «Атлантической хартии», подписав «Декларацию Объединённых Наций». В этом документе впервые было официально использовано название «Объединённые Нации», предложенное Франклином Д. Рузвельтом. Таким образом, руководители стран мира, которые совместными усилиями добивались окончания Второй мировой войны, понимали, что создание механизма, который позволил бы обеспечить мир и не допустить подобных войн в будущем, возможно только в том случае, если все страны будут действовать сообща в рамках всемирной организации. Тем самым были созданы основные предпосылки для оформления Организации Объеденных Наций.

    30 октября 1943 года в Москве представители Китая, Советского Союза, Великобритании и Соединённых Штатов Америки подписали Московскую декларацию и договорились о создании по окончании Второй мировой войны всеобщей международной организации для поддержания мира и безопасности. В Московской декларации, которая послужила первым практическим шагом по пути создания ООН, были закреплены такие принципы будущей организации, как принцип суверенного равенства всех миролюбивых государств, больших и малых, принцип особой ответственности великих держав в деле сохранения и упрочения мира, необходимость согласования их действий и сотрудничества в борьбе с агрессией не только в период войны, но и в послевоенное время. Эти принципы сыграли большую роль также в деле оформления механизма всей Организации. В то же время, основное внимание в ней концентрировалось на послевоенном регулировании не всей совокупности международных отношений, а части, касающейся вопросов мира и безопасности.

    Цель создания всеобщей организации безопасности была вновь подтверждена на встрече руководителей Советского Союза, Великобритании и Соединённых Штатов Америки в Тегеране 1 декабря 1943 года. На этой конференции выдвигались уже конкретные проекты создания в рамках будущей организации специального органа по поддержанию мира. В частности, президент США Франклин Д. Рузвельт предложил образовать так называемый «Полицейский комитет» из представителей четырёх государств, который «следил бы за сохранением мира» и в случае агрессии «мог бы действовать быстро». Но эффективность такого органа в борьбе с агрессией была бы сомнительна, если учесть замечания президента относительно характера всей организации и правовой силы принимаемых этой организацией решений. Рузвельт отмечал, что «никакой другой власти, кроме дачи рекомендаций, эта организация не должна будет иметь», хотя и подчёркивал, что в этом смысле будущая организация «не должна быть похожа на Лигу Наций». В свою очередь, премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль предлагал создать международную организацию с тремя региональными советами для Европы, Дальнего Востока и Америки и стоящим над ними «Мировым советом».

    С 21 августа по 7 ноября 1944 года руководители Китая, Советского Союза, Великобритании и Соединённых Штатов Америки провели ряд встреч на вилле Думбартон-Оукс под Вашингтоном, США, для выработки принципов и целей будущей международной организации по поддержанию мира и безопасности, а также обсуждения основных вопросов по её учреждению. На этой конференции был выработан подробный проект организации с рабочим названием «Предложения относительно создания всеобщей Международной организации безопасности».

    Одним из основных вопросов, обсуждавшихся на конференции, был вопрос о юридической структуре и месте Совета Безопасности в системе органов будущей Организации Объединённых Наций. Конференция заложила фундамент всей Организации и определила основные контуры Совета Безопасности, на который возлагалась главная ответственность за поддержание мира и безопасности народов. Предварительный проект создания Совета Безопасности показал, что основные недостатки организации и структуры Совета Лиги Наций были учтены и созданы необходимые предпосылки для плодотворной деятельности этого органа в сфере поддержания мира. Предлагаемый состав Совета Безопасности в значительной мере в целом отражал международную политическую ситуацию конца Второй мировой войны. Постоянные места в нём предоставлялись Советскому Союзу, Соединённым Штатам Америки, Великобритании, Китаю и в «надлежащее время» Франции, что придавало авторитет и силу решениям этого органа. Совет Безопасности был представительным органом всех членов организации (не только великих держав), так как в его состав входили ещё шесть непостоянных членов. В то же время этот орган не был и громоздким по составу, что, несомненно, повышало его оперативность. Важной особенностью правового статуса Совета Безопасности согласно Предложениям, выработанным в Думбартон-Оуксе, было то, что его предлагалось сделать постоянно действующим органом, принимающим обязательные для всех членов Организации решения. При этом, функции и полномочия Совета Безопасности были чётко определены и отделены от функций и полномочий другого главного органа Организации - Генеральной Ассамблеи, а главная ответственность и основные полномочия по поддержанию мира и безопасности были сконцентрированы в одном органе - Совете Безопасности.

    Важной вехой в деле выработки Устава ООН и правового оформления основ деятельности Организации послужила Ялтинская конференция, на которой 11 февраля 1945 года президент США Рузвельт, премьер-министр Великобритании Черчилль и председатель Совнаркома СССР Иосиф Сталин после встречи в Ялте, Советский Союз, объявили о своём твёрдом намерении создать Организацию Объединённых Наций. На этой конференции был согласован наиболее важный вопрос - процедура принятия решений Советом Безопасности. В соответствии с достигнутым соглашением решения в этом органе по всем вопросам, за исключением процедурных, принимаются голосами семи членов Совета, включая совпадающие голоса всех пяти постоянных членов, причём сторона, участвующая в споре, должна воздержаться от голосования по вопросу о мирном разрешении спора. В принятой на Ялтинской конференции процедуре голосования нашёл своё международно-правовое закрепление принцип суверенного равенства и полного равноправия постоянных членов Совета Безопасности, который послужил основой деятельности не только Совета Безопасности, но и всей Организации Объединённых Наций. Таким образом, Ялтинская конференция завершила подготовительный этап выработки Устава ООН и создания механизма безопасности Организации. На Ялтинской конференции было также принято решение созвать в апреле 1945 года в Сан-Франциско, США, конференцию Объединённых Наций для подготовки Устава Организации Объединённых Наций соответственно положениям, выработанным на переговорах в Думбартон-Оуксе.

    25 апреля 1945 года представители 50 стран, представляющие около 80 процентов населения планеты, собрались в Сан-Франциско на Конференции Объединённых Наций по созданию международной организации. В Конференции участвовали 850 делегатов, а вместе с их советниками, штатом делегаций и секретариатом Конференции общее число лиц, принимавших участие в её работе, достигало 3 500. Кроме того, было свыше 2 500 представителей прессы, радио и кинохроник, а также наблюдателей от различных обществ и организаций. Конференция в Сан-Франциско была не только одним из самых важных в истории, но, по всей вероятности, и самым многочисленным из всех международных собраний, когда-либо имевших место. Главы делегаций государств-инициаторов председательствовали поочерёдно на пленарных заседаниях. На Конференции председательствовали: Антони Иден (Великобритания), Вячеслав Михайлович Молотов (Советский Союз), Эдуард Стеттиниус (Соединённые Штаты Америки) и Сун Цзы-вень, (Китай). На более поздних заседаниях В. М. Молотова заменил А. А. Громыко, а А. Идена - лорд Галифакс. Всего состоялось 10 пленарных заседаний и 400 комитетских заседаний, на которых готовился Устав ООН.

    В процессе работы Конференции возникали серьёзные разногласия и расхождения во мнениях, включая кризисные ситуации, в ходе которых некоторые наблюдатели высказывали опасения, что Конференция может закончится преждевременно, не придя к соглашению. Наиболее острые разногласия вызвал вопрос о праве каждой державы «большой пятёрки» накладывать «вето» на решения Совета Безопасности - органа, обладающего наибольшими полномочиями. Был момент, когда разногласия по этому вопросу угрожали срывом Конференции. Малые державы опасались, что, в случае угрозы миру со стороны одного из постоянных членов, то есть одной из держав «большой пятёрки», Совет Безопасности будет лишён возможности принимать решения, а в случае столкновений между двумя державами, не являющимися постоянными членами Совета Безопасности, «большая пятёрка» сможет принимать произвольные решения. Руководствуясь этими соображениями, малые державы стремились ограничить право «вето». Однако, великие державы единодушно настаивали на том, что это положение является жизненно важным, и подчёркивали, что главная ответственность за поддержание международного мира ложится всей своей тяжестью на них. В конце концов, в интересах создания международной организации, малые державы уступили в этом вопросе. Этот вопрос, как и другие жизненно важные вопросы, очевидно был разрешён только благодаря тому, что государства были преисполнены решимости создать, если не совершенную международную организацию, то хотя бы самую лучшую из возможных.

    Работа Конференции в Сан-Франциско продолжалась ровно в два месяца. В основу работы делегаты положили предложения, выработанные представителями Великобритании, Китая, Советского Союза, и Соединённых Штатов Америки в Думбартон-Оукс в августе - октябре 1944 года. Устав ООН, в в ста одиннадцати статьях которого изложены цели, принципы и структура Организации, был единогласно принят 25 июня 1945 года и подписан 26 июня 1945 года представителями 50 стран (Польша, не представленная на Конференции, подписала его позднее и стала 51-м государством-основателем ООН). Однако с подписанием Устава Организация ещё не начала существовать. Во многих странах Устав должен был быть ещё одобрен Конгрессом или парламентом. Поэтому было предусмотрено, что Устав вступит в силу, когда правительства Китая, Франции, Великобритании, Советского Союза, Соединённых Штатов Америки и большинства других стран, подписавших Устав, ратифицируют его и пришлют о том извещения Государственному департаменту США. 24 октября 1945 года это условие было выполнено и Организация Объединённых Наций стала реальностью. С этого времени 24 октября ежегодно отмечается как День Организации Объединённых Наций.

    10 января 1946 года в Вестминстерском дворце, Лондон, открылась первая Генеральная Ассамблея, на которой были представлены делегаты 51 государства. 17 января 1946 года в Вестминстерском дворце впервые собрался Совет Безопасности, который принял свои правила процедуры. 24 января 1946 года Генеральная Ассамблея приняла первую резолюцию, посвящённую мирному использованию атомной энергии и ликвидации оружия массового уничтожения. 1 февраля 1946 года Трюгве Ли, который был министром иностранных дел Норвегии и возглавлял делегацию Норвегии на сессии Генеральной Ассамблеи в Лондоне, был избран первым Генеральным секретарём ООН. 10 декабря 1948 года Генеральная Ассамблея приняла Всеобщую декларацию прав человека. 24 октября 1949 года был заложен первый камень в фундамент нынешнего комплекса зданий Центральных учреждений ООН в Нью-Йорке, который начал свою работу 21 августа 1951 года.

    Система ООН

    Система Организации Объединённых Наций включает шесть главных органов, учреждённых в соответствии с Уставом ООН, а также множество программ, вспомогательных органов и подразделений, и специализированные учреждения, которые координируют свою работу с ООН, являясь при этом отдельными, самостоятельными организациями.

    Шесть главных органов ООН

    Основная структура ООН имеет шесть главных органов:

    1. Генеральная Ассамблея ООН.
    2. Совет Безопасности ООН.
    3. Экономический и Социальный Совет ООН.
    4. Совет по Опеке ООН.
    5. Международный Суд ООН.
    6. Секретариат ООН.

    Все эти органы расположены в Центральных учреждениях ООН в Нью-Йорке, за исключением Международного Суда, который находится в Гааге, Нидерланды. Хотя штаб-квартирой Организации считаются Центральные учреждения в Нью-Йорке, руководство рядом других важных направлений деятельности осуществляется из отделений, расположенных в разных странах мира. Заседания различных органов ООН часто проводятся вне Центральных учреждений. Так, например, Экономический и Социальный Совет проводит одну из своих двух очередных ежегодных сессий в Женеве, а специальные комитеты Генеральной Ассамблеи часто проводят заседания в разных странах мира. Конференции по таким темам, как народонаселение, продовольствие, охрана окружающей среды и права человека, проводились в разных регионах мира.

    1. Генеральная Ассамблея ООН

    Генеральная Ассамблея ООН , учреждённая в 1945 году в соответствии с Уставом ООН, - главный совещательный, директивный и представительный орган Организации, в который входят все её члены. Ассамблея является форумом для многостороннего обсуждения всего спектра международных проблем, о которых говорится в Уставе ООН. Она может рассматривать любые вопросы, предусмотренные в Уставе ООН, и выносить членам ООН свои рекомендации.

    Основные функции и полномочия Генеральной Ассамблеи:

    • обсуждение разных вопросов (за исключением вопросов, находящихся на рассмотрении Совета Безопасности) и вынесение рекомендаций;
    • обсуждение вопросов, касающихся военных конфликтов и вооружений;
    • обсуждение путей и средств улучшения положения детей, молодёжи, женщин и других категорий людей;
    • обсуждение вопросов устойчивого развития и прав человека;
    • установление размера взноса каждого государства-члена в бюджет ООН и порядка расходования этих средств.

    В Генеральной Ассамблее все страны-члены, большие и малые, имеют один голос. Решения по отдельным важным вопросам, таким, как рекомендации в отношении мира и безопасности и выборы членов Совета Безопасности, принимаются большинством в две трети голосов государств-членов; решения по другим вопросам принимаются простым большинством голосов. Член Организации, за которым числится задолженность по уплате Организации денежных взносов, лишается права голоса в Ассамблее. Однако некоторым из государств-членов с числящейся задолженностью по уплате взносов, Генеральная Ассамблея может разрешить участвовать в голосовании.

    Ассамблея заседает каждый год в период с сентября по декабрь. Предварительная повестка дня очередной сессии Генеральной Ассамблеи составляется Генеральным Секретарём ООН и сообщается членам ООН не менее чем за 60 дней до открытия сессии. По просьбе Совета Безопасности или большинства членов ООН Ассамблея может созывать специальные сессии. Работу Генеральной Ассамблеи выполняют также шесть её главных комитетов, Совет по правам человека, другие вспомогательные органы и Секретариат ООН. Наряду с этим, Генеральная Ассамблея учредила ряд вспомогательных органов (советов, рабочих групп, комитетов и комиссий) для выполнения определённых функций. После обсуждения вопросов повестки дня, поиска вариантов согласования подходов различных государств, вспомогательные органы представляют свои рекомендации, обычно в форме проектов резолюций и решений, для обсуждения в ходе пленарных заседаний Ассамблеи. Генеральная Ассамблея разработала и утвердила собственные правила процедуры, в соответствии с которыми она избирает своего Председателя на каждую новую сессию.

    Совет Безопасности ООН , учреждённый в 1945 году в соответствии с Уставом ООН, несёт главную ответственность за поддержание мира и безопасности. Он может созываться в любое время при возникновении угрозы миру. Своё первое заседание Совет провёл 17 января 1946 года в Чёрч-Хаусе, Вестминстер, Лондон. В Совет Безопасности входят 15 членов, включая пять постоянных членов: Китай, Великобритания, Соединённые Штаты Америки, Россия и Франция. Остальные 10 членов избираются Генеральной Ассамблеей по принципу географического представительства сроком на два года. Для принятия решений требуется девять голосов; за исключением голосования по процедурным вопросам, решение не может быть принято, если один из постоянных членов голосует против него (это называется «правом вето»). Кроме того, Совет выносит Генеральной Ассамблее рекомендации относительно назначения нового Генерального секретаря и приёма новых членов в . Многие страны добиваются расширения состава Совета с включением в него новых постоянных и непостоянных членов. Каждый из членов Совета должен постоянно иметь представителя в Центральных учреждениях ООН, в тем чтобы Совет мог собраться в любое время, когда в этом возникнет необходимость.

    Основные функции и полномочия Совета Безопасности:

    1. поддерживать международный мир и безопасность в соответствии с принципами и целями ООН;
    2. расследовать любой спор или любую ситуацию, которая может привести к международным трениям;
    3. выносить рекомендации относительно методов урегулирования подобных споров или условий их разрешения;
    4. вырабатывать планы в отношении определения существования угрозы миру или акта агрессии и выносить рекомендации в отношении необходимых мер;
    5. призывать членов ООН к осуществлению экономических санкций и других мер, не связанных с применением силы, для предупреждения или прекращения агрессии;
    6. предпринимать военные действия против агрессора;
    7. выносить рекомендации относительно приёма новых членов и условий, на которых государства могут стать участниками Статута Международного Суда;
    8. осуществлять в «стратегических районах» функции ООН по опеке;
    9. выносить Генеральной Ассамблее рекомендации относительно назначения Генерального секретаря и совместно с Ассамблеей выбирать судей Международного Суда.

    Комплекс Центральных учреждений был спроектирован группой из 11 всемирно известных архитекторов во главе с Уоллесом К. Гаррисоном (США). Первоначально архитекторы намеревались построить 45-этажное здание стоимостью 85 миллионов долларов. Позже стоимость была снижена на 20 миллионов долларов, а высота здания была уменьшена до 39 этажей. Первый камень в фундамент здания был заложен 24 октября 1949 года, а через 19 месяцев, 21 августа 1951 года, сотрудники ООН начали занимать свои новые помещения.

    Комплекс Центральных учреждений включает несколько взаимосвязанных зданий: 39-этажное здание Секретариата, конференционный корпус (в нём расположены залы Советов, залы заседаний, ресторан и несколько кафе), здание Генеральной Ассамблеи, Мемориальную библиотеку Дага Хаммаршельда, подземную трехэтажную типографию и кафетерий. Имеется также трехэтажный подземный гараж, в котором могут разместиться более тысячи автомобилей. В комплексе зданий ООН расположены собственная пожарная служба и служба безопасности, а также почтовое отделение, входящее в систему государственной почты США, но обладающее специальным правом производить операции с марками ООН. Перед комплексом зданий ООН расположена площадь Объединённых Наций, на которой вывешены в алфавитном порядке флаги всех государств-членов ООН. В таком же порядке размещаются делегации в здании Генеральной Ассамблеи. Таким образом, в штаб-квартире ООН созданы все необходимые условия для проведения заседаний её главных органов, их вспомогательных подразделений, а также для проведения многочисленных встреч, совещаний, консультаций по самым разным вопросам и практически на всех уровнях.

    Организация Объединённых Наций (ООН) - международная организация, созданная для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами.

    Основы её деятельности и структура разрабатывались в годы Второй мировой войны ведущими участниками Антигитлеровской коалиции. Название «Объединенные Нации», предложенное Президентом США Франклином Д. Рузвельтом, было впервые использовано 1 января 1942 г. в Декларации Объединенных Наций, когда во время Второй мировой войны представители 26 государств обязались от имени своих правительств продолжать совместную борьбу против стран оси.

    Примечательно, что ранее для сотрудничества в отдельных областях создавались первые международные организации: Международный телеграфный союз (1865 г.), Всемирный почтовый союз (1874 г.) и др. Обе организации являются сегодня специализированными учреждениями ООН.

    Первая Международная конференция мира была созвана в Гааге в 1899 г. для разработки соглашений по мирному разрешению кризисов, предупреждению войн и правилам ведения войны. Конференция приняла Конвенцию о мирном решении международных столкновений и учредила Постоянную Палату Третейского Суда , которая начала свою работу в 1902 г.

    Всемирная продовольственная программа (ВПП);

    Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД);

    Программа Организации Объединенных Наций по международному контролю над наркотиками (ЮНДКП);

    Программа Организации Объединенных Наций по населенным пунктам (ООН-Хабитат; ПНПООН);

    Программа Организации Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП);

    Программа добровольцев Организации Объединенных Наций (ДООН);

    Фонд капитального развития Организации Объединенных Наций (ФКРООН);

    Центр по международной торговле (ЦМТ);

    Фонд Организации Объединенных Наций в области народонаселения (ЮНФПА).

    Учебные и научно-исследовательские учреждения:

    Институт Организации Объединенных Наций по исследованию проблем разоружения (ЮНИДИР);

    Межрегиональный научно-исследовательский институт ООН по вопросам преступности и правосудия (ЮНИКРИ);

    Научно-исследовательский институт социального развития при ООН (ЮНРИСД);

    Учебный и научно-исследовательский институт Организации Объединенных Наций (ЮНИТАР).

    Другие подразделения ООН:

    Колледж персонала системы Организации Объединенных Наций (КПСООН);

    Международный вычислительный центр (МВЦ);

    Объединенная программа Организации Объединенных Наций по ВИЧ/СПИДу (ЮНЭЙДС);

    Университет Организации Объединенных Наций (УООН);

    Управление Организации Объединенных Наций по обслуживанию проектов (ЮНОПС), ООН-женщины.

    Комиссия по наркотическим средствам;

    Комиссия по народонаселению и развитию;

    Комиссия по науке и технике в целях развития;

    Комиссия по положению женщин;

    Комиссия по предупреждению преступности и уголовному правосудию4

    Комиссия по устойчивому развитию;

    Комиссия социального развития;

    Статистическая комиссия;

    Форум Организации Объединенных Наций по лесам.

    Региональные комиссии ЭКОСОС:

    Европейская экономическая комиссия (ЕЭК);

    Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО);

    Экономическая и социальная комиссия для Западной Азии (ЭСКЗА);

    Экономическая комиссия для Африки (ЭКА);

    Экономическая комиссия для Латинской Америки и Карибского бассейна (ЭКЛАК).

    Постоянные комитеты ЭКОСОС: Комитет по неправительственным организациям, Комитет по переговорам с межправительственными учреждениями, Комитет по программе и координации.

    Специальные органы ЭКОСОС: Специальная рабочая группа открытого состава по информатике.

    Экспертные органы, состоящие из правительственных экспертов:

    Группа экспертов Организации Объединенных Наций по географическим названиям;

    Комитет экспертов Организации Объединенных Наций по управлению глобальной геопространственной информацией;

    Комитет экспертов по перевозке опасных грузов и согласованной на глобальном уровне системе классификации и маркировки химических веществ;

    Межправительственная рабочая группа экспертов по международным стандартам учета и отчетности.

    Экспертные органы, состоящие из членов, выступающих в личном качестве: Комитет по политике в области развития, Комитет по экономическим, социальным и культурным правам, Комитет экспертов по государственному управлению, Комитет экспертов по международному сотрудничеству в области налогообложения, Постоянный форум по вопросам коренных народов.

    Связанные с Советом органы : Исполнительный совет Международного учебного и научно-исследовательского института по улучшению положения женщин, Комитет по присуждению Премии Организации Объединенных Наций в области народонаселения, Координационный совет Совместной программы Организации Объединенных Наций по ВИЧ/СПИДу, Международный совет по контролю над наркотиками.

    При создании международной системы опеки Уставом ООН был учрежден Совет по Опеке в качестве одного из главных органов Организации Объединенных Наций, на который была возложена задача по наблюдению за управлением подопечными территориями, подпадающими под систему опеки.

    Главные цели системы заключались в содействии улучшению положения населения подопечных территорий и их прогрессивному развитию в направлении к самоуправлению или независимости. Совет по Опеке состоит из пяти постоянных членов Совета Безопасности - РФ, США, Великобритании, Франции и КНР. Цели системы опеки были достигнуты, когда все подопечные территории достигли самоуправления или независимости либо в качестве самостоятельных государств, либо посредством объединения с соседними независимыми странами.

    В соответствии с Уставом Совет по Опеке уполномочен рассматривать и обсуждать отчеты управляющей власти, касающиеся политического, экономического и социального прогресса народов подопечных территорий и прогресса в области образования, а также в консультации с управляющей властью рассматривать петиции, поступающие из подопечных территорий, и устраивать периодические и другие специальные посещения подопечных территорий.

    Совет по Опеке приостановил свою работу 1 ноября 1994 г. после того, как последняя оставшаяся подопечная территория Организации Объединенных Наций, Палау, обрела 1 октября 1994 г. независимость. Посредством резолюции, принятой 25 мая 1994 г., Совет внес в свои правила процедуры поправки, предусматривающие отмену обязательства о проведении ежегодных заседаний, и согласился собираться по мере необходимости по своему решению или решению своего Председателя, или по просьбе большинства своих членов или Генеральной Ассамблеи, или Совета Безопасности.

    Международный Суд.

    Является главным судебным органом Организации Объединенных Наций. Он был учрежден Уставом ООН, для достижения одной из главных целей ООН: «проводить мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживание или разрешение международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира». Суд функционирует в соответствии со Статутом, который является частью Устава, и своим Регламентом. Он начал работать в 1946 г., заменив собой Постоянную палату международного правосудия (ППМП), которая была учреждена в 1920 г. под эгидой Лиги Наций. Местопребыванием Суда является Дворец мира в Гааге (Нидерланды).

    Секретариат.

    Секретариат - это международный персонал, работающий в учреждениях по всему миру и выполняющий разнообразную повседневную работу Организации. Он обслуживает и другие главные органы ООН и осуществляет принятые ими программы и политические установки. Во главе Секретариата стоит Генеральный секретарь, который назначается Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности сроком на 5 лет с возможностью переизбрания на новый срок.

    Обязанности, выполняемые Секретариатом, столь же разнообразны, как и проблемы, которыми занимается ООН, - от руководства миротворческими операциями до посредничества в международных спорах, от составления обзоров экономических и социальных тенденций и проблем до подготовки исследований по правам человека и устойчивому развитию. Кроме того, персонал Секретариата ориентирует и информирует мировые средства информации о работе ООН; организует международные конференции по проблемам мирового значения; следит за выполнением решений органов ООН и осуществляет перевод выступлений и документов на официальные языки Организации.

    Специализированные учреждения ООН и связанные с ней органы. Специализированные учреждения ООН - это самостоятельные международные организации, связанные с Организацией Объединённых Наций специальным соглашением о сотрудничестве. Специализированные учреждения создаются на основе межправительственных соглашений.

    Специализированные учреждения:

    Всемирный почтовый союз (ВПС);

    Группа Всемирного банка;

    Международная ассоциация развития (МАР);

    Международная финансовая корпорация (МФК);

    Международный банк реконструкции и развития (МБРР);

    Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС);

    Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям (МИГА);

    Всемирная метеорологическая организация (ВМО);

    Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ);

    Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС);

    Всемирная туристская организация (ЮНВТО);

    Международная морская организация (ИМО);

    Международная организация гражданской авиации (ИКАО);

    Международная организация труда (МОТ);

    Международный валютный фонд (МВФ);

    Международный союз электросвязи (МСЭ);

    Международный фонд сельскохозяйственного развития (МФСР);

    Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО);

    Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО);

    Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций (ФАО).

    Связанные с ООН организации:

    Всемирная торговая организация (ВТО);

    Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ);

    Организация по Договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ОДВЗЯИ);

    Организация по запрещению химического оружия (ОЗХО).

    Cекретариаты конвенций:

    Конвенция о правах инвалидов;

    Конвенция Организации Объединенных Наций по борьбе с опустыниванием в тех странах, которые испытывают серьезную засуху и/или опустынивание, особенно в Африке (КООНБО);

    Рамочная конвенция Организации Объединенных Наций об изменении климата (РКООНИК).

    Целевые фонды ООН:

    Фонд демократии Организации Объединенных Наций (ФДООН);

    Фонд международного партнерства Организации Объединенных Наций (ФМПООН).

    Руководство ООН представлено в лице Председателя Генеральной Ассамблеи и Генерального секретаря.

    Председатель Генеральной Ассамблеи . Открывает и закрывает каждое пленарное заседание Генеральной Ассамблеи Организации Объединённых Наций, полностью руководит работой Генеральной Ассамблеи и поддерживает порядок на её заседаниях.

    Генеральный секретарь . Главное административное должностное лицо, является символом Организации Объединённых Наций и выразителем интересов народов мира.

    По Уставу, Генеральный секретарь выполняет функции, возлагаемые на него Советом Безопасности, Генеральной Ассамблеей, Экономическим и Социальным Советом и другими органами Организации Объединённых Наций.

    Генеральный секретарь назначается Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности сроком на 5 лет с возможностью переизбрания на новый срок.

    В настоящее время действует джентльменское соглашение, по которому гражданин государства - постоянного члена Совета Безопасности ООН (Россия, США, Великобритания, Франция и КНР) не может быть Генеральным секретарём ООН.

    Генеральные Секретари ООН:

    Государства - члены ООН.

    К первоначальным членам ООН относятся 50 государств, подписавших Устав ООН на конференции в Сан-Франциско 26 июня 1945 г., а также Польша. С 1946 г. в ООН было принято около 150 государств (но при этом ряд государств, таких как Югославия и Чехословакия, разделились на независимые государства). 14 июля 2011 г., с принятием в члены ООН Южного Судана, число государств - членов ООН составило 193.

    Членами ООН могут быть только международно признанные государства - субъекты международного права. Согласно Уставу ООН, приём в члены ООН открыт для всех «миролюбивых государств, которые примут на себя содержащиеся в Уставе обязательства и которые, по суждению Организации, могут и желают эти обязательства выполнять». «Приём любого такого государства в Члены Организации производится постановлением Генеральной Ассамблеи по рекомендации Совета Безопасности».

    Для приёма нового члена требуется поддержка как минимум 9 из 15 государств - членов Совета Безопасности (при этом 5 постоянных членов - Россия, США, Великобритания, Франция и КНР - могут наложить на решение вето). После утверждения рекомендации Советом Безопасности вопрос передаётся в Генеральную Ассамблею, где для принятия резолюции о вступлении требуется большинство в две трети голосов. Новое государство становится членом ООН с даты резолюции Генеральной Ассамблеи.

    Среди первоначальных членов ООН были страны, не являвшиеся полноправными международно-признанными государствами: наряду с СССР, две его союзные республики - Белорусская ССР и Украинская ССР; колония Великобритании - Британская Индия (разделённая на ныне независимые члены - Индия, Пакистан, Бангладеш и Мьянма); протекторат США - Филиппины; а также фактически независимые доминионы Великобритании - Канада, Австралийский Союз, Новая Зеландия, Южно-Африканский Союз.

    В сентябре 2011 г. заявку на принятие в члены ООН подала Палестинская автономия (частично признанное Государство Палестина), однако удовлетворение этой заявки отложено до палестинско-израильского урегулирования и всеобщего международного признания Палестины.

    Кроме статуса члена, существует статус наблюдателя ООН, который может предшествовать вступлению в число полноправных членов. Статус наблюдателя присваивается путём голосования в Генеральной Ассамблее, решение принимается простым большинством. Наблюдателями ООН, а также членами специализированных учреждений ООН (например, ЮНЕСКО) могут быть как признанные, так и частично признанные государства и государственные образования. Так, наблюдателями в данный момент являются Святой Престол и государство Палестина, а также некоторое время были, например, Австрия, Швейцария, Италия, Япония, Финляндия, и другие страны, имевшие право вступления, но временно им не воспользовавшиеся по разным причинам.

    Для организации работы органов в системе ООН установлены официальные и рабочие языки. Перечень этих языков определён в правилах процедуры каждого органа. На официальных языках издаются все основные документы ООН, включая резолюции. На рабочих языках издаются стенографические отчёты заседаний и на них переводятся речи, произнесённые на любом официальном языке.

    Официальными языками Организации Объединённых Наций являются : английский, французский, испанский, русский, китайский, арабский. Если делегация желает выступить на языке, который не является официальным, то она должна обеспечить устный или письменный перевод выступления на один из официальных языков.

    Расчёт бюджета ООН - это процесс, в который вовлечены все члены организации. Бюджет выдвигается Генеральным секретарём ООН после согласования с подразделениями организации и на основании их требований. Впоследствии предложенный бюджет анализируется Консультативным комитетом по административным и бюджетным вопросам, состоящим из 16 членов, и Комитетом по программе и координации, состоящим из 34 членов. Рекомендации комитетов направляются Административно-бюджетному комитету Генеральной Ассамблеи, включающему все государства-члены, который ещё раз тщательно анализирует бюджет. Наконец, он представляется Генеральной Ассамблее для окончательного рассмотрения и утверждения.

    Главный критерий, используемый государствами-членами в Генеральной Ассамблее, - это платёжеспособность страны. Платёжеспособность определяется на основании величины валового национального продукта (ВНП) и ряда корректировок, в том числе корректировок на внешнюю задолженность и уровень дохода на душу населения.