Т 80 габариты. Т–80 оказался полной катастрофой

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОСНОВНОГО БОЕВОГО ТАНКА Т-80Б

Экипаж, чел. 3
Боевая масса, т 43,7
Габариты, мм:
длина по корпусу 6982
длина с пушкой вперед 9651
ширина 3582
высота 2219
Вооружение (калибр), мм:
пушка 125
пулемет 1x7,62; 1x12,7
комплекс управляемого вооружения 9К112-1
Боекомплект, шт.:
выстрелов 38
патронов 1250x7,62-мм; 300x12,7-мм
Мощность двигателя, л.с. 1100
Максимальная скорость, км/ч 70
Запас хода по топливу, км 335

Вслед за модернизацией вооружения танка Т-64 и созданием в 1976г. модификации Т-64Б аналогичную модернизацию прошел танк Т-80, получивший обозначение Т-80Б (принят на вооружение в 1978 г.).

В башне танка установлена модернизированная гладкоствольная 125-мм пушка 2А46М-1, в боекомплект которой введен выстрел с противотанковой управляемой ракетой 9М119 комплекса управляемого ракетного вооружения 9К112-1 «Кобра». В состав комплекса входит также станция наведения, смонтированная в боевом отделении за спиной наводчика. Ракета имеет головную и хвостовую части, по своим размерам не отличающиеся от размеров снаряда и метательного заряда соответственно. Благодаря этому они могут размещаться в любом лотке механизированной боеукладки автомата заряжания пушки. В головной части ракеты находятся кумулятивная боеголовка и пороховой маршевый двигатель, а в хвостовой - аппаратурный отсек и метательный заряд. Стыковка частей ракеты производится в лотке механизма заряжания при досылании в ствол пушки.

Ракета имеет полуавтоматическое наведение по узконаправленному радиолучу. Стрельба ракетой ведется с места и с коротких остановок на дальность от 100 до 4000 м. При этом вероятность поражения бронированной цели составляет 0,8.

На танке Т-80Б установлена новая система управления огнем 1АЗЗ, включающая в себя прицел-дальномер 1Г42, баллистический вычислитель 1В517, двухплоскостной стабилизатор вооружения 2726М, ночной прицел ТПН-3-49, блок разрешения выстрела и другие компоненты. Система позволяет эффективно поражать цели в любое время суток при ведении огня с остановок или в движении.

Кроме усовершенствованного вооружения, танк Т-80Б имеет и более мощное бронирование, однако радикальное усиление бронирования достигнуто в его варианте Т-80БВ, принятом на вооружение в 1985 г. и сразу же запущенном в серийное производство на Кировском заводе. Броневая защита лобовой части корпуса и башни этого танка состоит как из многослойной комбинированной брони, так и из навесной динамической защиты. Остальное бронирование корпуса и башни состоит из монолитной сварной брони. Обитаемые помещения обшиты поглощающим материалом системы защиты от проникающей радиации, которая представляет собой подбой на внутренней поверхности корпуса, люков, кабины механизированной боеукладки и других мест.

На танке Т-80БВ установлен новый газотурбинный двигатель ГТД-ЮООТФ мощностью 1100 л.с. В дополнение к термодымовой аппаратуре на башне Т-80БВ смонтированы 8 дымовых гранатометов 902Б «Туча».

Ранее выпущенные Т-80Б доводились до уровня Т-80БВ на танкоремонтных заводах во время их ремонта и модернизации.

Все танки Т-80Б и Т-80БВ оборудованы средствами радиосвязи, системной защитой от ОМП и автоматической противопожарной системой. Имеются также приспособления для навешивания минного трала КМТ-6 и устройства для самоокапывания.

Современные боевые танки России и мира фото, видео, картинки смотреть онлайн. В данной статье дается представление о современном танковом парке. В его основу положен принцип классификации, используемый в наиболее авторитетном на сегодняшний день справочнике, но в несколько измененном и улучшенном виде. И если последний в своем первозданном виде еще можно встретить в армиях целого ряда стран, то другие уже стали музейным экспонатом. И всего-то в течение 10 лет! Идти по стопам справочника Jane’s и не рассматривать эту боевую машину (весьма кстати любопытную по конструкции и ожесточенно обсуждаемую в свое время), составлявшую основу танкового парка последней четверти XX века, авторы посчитали несправедливым.

Фильмы про танки где до сих пор нет альтернативы этому виду вооружений сухопутных войск. Танк был и, вероятно, надолго останется современным оружием благодаря возможности сочетать в себе такие, казалось бы, противоречивые качества, как высокая подвижность, мощное вооружение и надежная защита экипажа. Эти уникальные качества танков продолжают постоянно совершенствоваться, а накопленные за десятилетия опыт и технологии предопределяют новые рубежи боевых свойств и достижений военно-технического уровня. В извечном противостоянии «снаряд - броня», как показывает практика, защита от снаряда все более совершенствуется, приобретая новые качества: активность, многослойность, самозащищенность. В то же время снаряд становится более точным и мощным.

Русские танки специфичны тем, что позволяют уничтожить противника с безопасного для себя расстояния, имеют возможность совершать быстрые маневры по бездорожью, зараженной местности, могут «пройтись» по территории, занятой противником, захватить решающий плацдарм, навести панику в тылу и подавить врага огнем и гусеницами. Война 1939-1945 гг стала наиболее тяжелым испытанием для всего человечества, так как в нее были вовлечены почти все страны мира. Это была битва титанов – ют самый уникальный период, о котором спорили теоретики в начале 1930-х и в ходе которого танки применялись в больших количествах практически всеми воюющими сторонами. В это время проходила "проверка на вшивость" и глубокое реформирование первых теорий применения танковых войск. И именно советские танковые войска все это затронуто в наибольшей степени.

Танки в бою что стали символом прошедшей войны, становым хребтом советских бронетанковых войск? Кто и в каких условиях создавал их? Каким образом СССР, потерявший большую часть своих европейских территорий и с трудом набиравший танки для обороны Москвы, смог уже в 1943 г выпустить на поля боев мощные танковые соединения?На эти вопросы призвана дать ответ эта книга, повествующая о развитии советских танков "в дни испытаний", с 1937-го по начало 1943 г. При написании книги использованы материалы архивов России и частных коллекций танкостроителей. В нашей истории был период, который отложился в моей памяти с каким-то гнетущим чувством. Он начался с возвращения наших первых военных советников из Испании, а прекратился только в начале сорок третьего, – рассказывал бывший генеральный конструктор САУ Л. Горлицкий, – ощущалось какое-то предгрозовое состояние.

Танки второй мировой войны именно М. Кошкин, чуть ли не подпольно (но, конечно, при поддержке "мудрейшего из мудрых вождя всех народов"), смог создать тот танк, что спустя несколько лет повергнет в шок немецких танковых генералов. И мало того, он не просто создал его, конструктору удалось доказать этим глупцам-военным что именно его Т-34 нужен им, а не очередной колесно-гусеничный "автострадник. Автор находится на несколько иных позициях, которые сформировались у него после знакомства с предвоенными документами РГВА и РГАЭ. Поэтому, работая над этим отрезком истории советского танка, автор неизбежно будет противоречить кое-чему "общепринятому". Данная работа описывает историю советского танкостроения в самые трудные годы – от начала радикальной перестройки всей деятельности конструкторских бюро и наркоматов в целом, во время бешеной гонки по оснащению новых танковых соединений РККА, перевода промышленности на рельсы военного времени и эвакуации.

Танки википедия автор хочет выразить свою особую благодарность за помощь в подборе и обработке материалов М. Коломийцу, а также поблагодарить А. Солянкина, И. Желтова и М. Павлова, – авторов справочного издания "Отечественные бронированные машины. XX век. 1905 – 1941", так как эта книга помогла понять судьбу некоторых проектов, неясную прежде. Также хочется вспомнить с благодарностью те беседы с Львом Израэлевичем Горлицким, бывшим главным Конструктором УЗТМ, которые помогли по новому взглянуть на всю историю советского танка в годы Великой Отечественной войны Советского Союза. У нас сегодня почему-то принято говорить о 1937 -1938 гг. только с точки зрения репрессий, но мало кто вспоминает, что именно в этот период были рождены те танки, что стали легендами военной поры…" Из воспоминачий Л.И. Горлинкого.

Советские танки подробная оценка о них того времени звучала из многих уст. Многие старые люди вспоминали, что именно с событий в Испании всем стало ясно, что война все ближе подбирается к порогу и воевать придется именно с Гитлером. В 1937 г. начались массовые чистки и репрессии в СССР и на фоне этих непростых событий советский танк начал превращаться из "механизированной кавалерии" (в которой одно из его боевых качеств выпячивалось за счет снижения других) в сбалансированную боевую машину, обладающую одновременно мощным вооружением, достаточным для подавления большинства целей, хорошей проходимостью и подвижностью при броневой защите, способной сохранить его боеспособность при обстреле наиболее массовыми противотанковыми средствами вероятного противника.

Большие танки рекомендовалось вводить в состав дополнительно только специальные танки – плавающие, химические. Бригада имела теперь 4 отдельных батальона по 54 танка и была усилена за счет перехода от трехтанковых взводов к пятитанковым. Кроме того, Д. Павлов обосновал от каз от формирования в 1938 г. к четырем имеющимся мехкорпусам еще трех дополнительно, считая, что эти соединения немобильны и трудноуправляемы, а главное – требуют иной организации тылов. Тактико-технические требования к перспективным танкам, как и ожидалось, были скорректированы. В частности, в письме от 23 декабря начальнику КБ завода № 185 им. С.М. Кирова новый начальник потребовал усилить бронирование новых танков с тем, чтобы на дистанции 600-800 метров (эффективная дальность).

Новейшие танки мира при проектировании новых танков необходимо предусмотреть возможность увеличения уровня броневой защиты во время модернизации по крайней мере на одну ступень…" Эта задача могла быть решена двумя путями Во-первых, увеличением толщины броневых листов и, во-вторых, "применением брони повышенной сопротивляемости". Нетрудно догадаться, что второй путь считался более перспективным, так как применение особым образом упрочненных броневых листов, или даже двухслойной брони, могло при сохранении прежней толщины (и массы танка в целом) поднять ее стойкость в 1,2-1,5 раза. Именно этот путь (применение особо упрочненной брони) и был выбран в тот момент для создания новых типов танков.

Танки СССР на заре танкового производства наиболее массово применялась броня, свойства которой по всем направлениям были идентичны. Такая броня называлась гомогенной (однородной), и с самого начала броневых дел мастера стремились к созданию именно такой брони, ведь однородность обеспечивала стабильность характеристик и упрощала обработку. Однако в конце XIX века было замечено, что при насыщении поверхности броневой плиты (на глубину от нескольких десятых долей до нескольких миллиметров) углеродом и кремнием ее поверхностная прочность резко повышалась, тогда как остальная часть плиты оставалась вязкой. Так в обиход вошла гетерогенная (неоднородная) броня.

Военные танки применение гетерогенной брони было очень важно, так как увеличение твердости всей толщи броневого листа приводило к уменьшению его упругости и (как следствие) к увеличению хрупкости. Таким образом, наиболее прочная броня при прочих равных условиях оказывалась очень хрупкой и часто кололась даже от разрывов осколочно-фугасных снарядов. Поэтому на заре броневого производства при изготовлении гомогенных листов задача металлурга заключалась в том, чтобы достичь максимально возможной твердости брони, но при этом не потерять ее упругости. Поверхностно упрочненная насыщением углеродом и кремнием броня была названа цементированной (цементованной) и считалась в то время панацеей от многих бед. Но цементация – процесс сложный, вредный (например, обработка раскаленной плиты струей светильного газа) и сравнительно дорогой, и потому его освоение в серии требовало больших затрат и повышения культуры производства.

Танк военных лет даже в эксплуатации эти корпуса были менее удачными, чем гомогенные, так как без видимых на то причин в них образовывались трещины (преимущественно в нагруженных швах), да и ставить заплатки на пробоины в цементованных плитах в ходе ремонта было весьма затруднительно. Но все же ожидалось, что танк, защищенный 15-20-мм цементованной броней, будет эквивалентен по уровню защиты такому же, но укрытому 22-30-мм листами, без значительного увеличения массы.
Также к середине 1930-х в танкостроении научились упрочнять поверхность сравнительно тонких бронеплит неравномерной закалкой, известной с конца XIX века в судостроении как "метод Круппа". Поверхностная закалка приводила к значительному увеличению твердости лицевой стороны листа, оставляя основную толщу брони вязкой.

Как стреляют танки видео до половины толщины плиты, что было, конечно, хуже, чем цементация, так как при том, что твердость поверхностного слоя была выше, чем при цементации, упругость листов корпуса значительно снижалась. Так что "метод Круппа" в танкостроении позволял поднять прочность брони даже несколько больше, чем цементация. Но та технология закалки, что применялась для морской брони больших толщин, уже не годилась для сравнительно тонкой брони танков. До войны этот способ почти не применялся в нашем серийном танкостроении из-за трудностей технологического характера и сравнительно высокой стоимости.

Боевое применение танков наиболее отработанной для танков была 45-мм танковая пушка обр 1932/34 гг. (20К), и до событии в Испании считалось, что ее мощности вполне хватает для выполнения большинства танковых задач. Но бои в Испании показали, что 45-мм орудие может удовлетворять только задаче борьбы с вражескими танками, так как даже обстрел живой силы в условиях гор и леса оказывался малоэффективным, а уж вывести из строя окопанную вражескую огневую точку можно было только в случае прямого попадания. Стрельба же по укрытиям и ДЗОТам была неэффективна вследствие малого фугасного действия снаряда массой всего около двух кг.

Виды танков фото чтобы даже одно попадание снаряда надежно выводило из строя противотанковую пушку или пулемет; и в-третьих, чтобы увеличилось пробивное действие танковой пушки по броне вероятного противника, так как на примере французских танков (уже имевших толщину брони порядка 40-42 мм) стало ясно, что броневая защита иностранных боевых машин имеет тенденцию к значительному усилению. Для этого существовал верный путь – увеличение калибра танковых пушек и одновременное увеличение длины их ствола, так как длинная пушка большего калибра ведет огонь более тяжелыми снарядами с большей начальной скоростью на большее расстояние без исправления наводки.

Лучшие танки мира имели пушку большого калибра, также имеет большие размеры казенной части, значительно больший вес и увеличенную реакцию отдачи. А это требовало увеличения массы всего танка в целом. Кроме того, размещение в замкнутом объеме танка больших по габаритам выстрелов приводило к снижению возимого боекомплекта.
Положение усугублялось тем, что в начале 1938 г. вдруг оказалось, что дать заказ на проектирование нового, более мощного танкового орудия просто некому. П. Сячинтов и вся его конструкторская группа были репрессированы, так же как и ядро КБ "Большевика" под руководством Г. Магдесиева. На воле осталась лишь группа С. Маханова, который с начала 1935 г. пытался довести свое новое 76,2-мм полуавтоматическое единое орудие Л-10, да коллектив завода № 8 неспешно доводил "сорокапятку".

Фото танков с названиями количество разработок велико, но в серийное производство в период 1933-1937 гг. не принят ни один…". В самом деле, ни один из пяти танковых дизелей воздушного охлаждения, работа над которыми велась в 1933-1937 гг. в двигательном отделе завода № 185, доведен до серии не был. Более того, несмотря на решения на самых верхних уровнях о переходе в танкостроении исключительно на дизельные двигатели, процесс этот сдерживался рядом факторов. Конечно, дизель имел значительную экономичность. Он расходовал меньшее количество топлива на единицу мощности в час. Дизельное топливо менее подвержено возгоранию, так как температура вспышки его паров была весьма высока.

Новые танки видео даже наиболее доведенный из них танковый двигатель МТ-5 требовал для серийного выпуска реорганизации двигательного производства, что выражалось в постройке новых цехов, поставках передового иностранного оборудования (своих станков нужной точности еще не было), финансовых инвестициях и укреплении кадров. Планировалось, что в 1939-м этот дизель мощностью 180 л.с. пойдет на серийные танки и артиллерийские тягачи, но из-за следственных работ по выяснению причин аварий танковых двигателей, которые длились с апреля по ноябрь 1938 г., эти планы выполнены не были. Также была начата и разработка немного увеличенного по высоте шестицилиндрового бензинового мотора № 745 мощностью 130-150 л.с.

Марки танков удельными показателями, вполне устраивавшими танкостроителей. Испытания танков проводились по новой методике, специально разработанной по настоянию нового начальника АБТУ Д. Павлова применительно к боевой службе в военное время. Основой испытаний был пробег протяженностью 3-4 дня (не менее 10-12 часов ежедневного безостановочного движения) с однодневным перерывом для техосмотра и производства восстановительных работ. Причем ремонт разрешалось производить только силами полевых мастерских без привлечения заводских специалистов. Далее следовала "площадка" с препятствиями, "купание" в воде с дополнительной нагрузкой, имитировавшей пехотный десант, после чего танк отправлялся на обследование.

Супер танки онлайн после работы по улучшению, казалось, снимали с танков все претензии. И общий ход испытаний подтвердил принципиальную правильность основных изменений конструкции – увеличение водоизмещения на 450-600 кг, применение двигателя ГАЗ-М1, а также трансмиссии и подвески "Комсомольца". Но в ходе испытаний в танках вновь проявились многочисленные мелкие дефекты. Главный конструктор Н. Астров был отстранен от работ и в течение нескольких месяцев находился под стражей и следствием. Кроме того, танк получил новую башню улучшенной защиты. Измененная компоновка позволила разместить на танке больший боекомплект к пулемету и два маленьких огнетушителя (прежде огнетушителей на малых танках РККА не было).

Танки США в рамках работ по модернизации, на одном серийном образце танка в 1938-1939 гг. прошла испытания торсионная подвеска, разработанная конструктором КБ завода № 185 В. Куликовым. Она отличалась конструкцией составного короткого соосного торсиона (длинные моноторсионы нельзя было использовать соосно). Однако такой короткий торсион на испытаниях показал недостаточно хорошие результаты, и потому торсионная подвеска в ходе дальнейших работ не сразу проложила себе дорогу. Преодолеваемые препятствия: подъемы не менее 40 градусов, вертикальная стенка 0,7м, перекрываемый ров 2-2,5 м".

Ютуб про танки работы по изготовлению опытных образцов двигателей Д-180 и Д-200 для разведывательных танков не ведутся, ставя под угрозу выпуск опытных образцов". Оправдывая свой выбор, Н. Астров говорил, что колесно-гусеничный неплавающий разведчик (заводское обозначение 101 или 10-1), равно как и вариант танка-амфибии (заводское обозначение 102 или 10-2), являются компромиссным решением, так как удовлетворить требованиям АБТУ в полной мере не представляется возможным. Вариант 101 представлял собой танк массой 7,5 т с корпусом по типу корпуса, но с вертикальными бортовыми листами цементованной брони толщиной 10-13 мм, так как: "Наклонные борта, вызывая серьезное утяжеление подвески и корпуса, требуют значительного (до 300мм) уширения корпуса, не говоря уже об усложнении танка.

Видео обзоры танков в которых силовой агрегат танка планировалось выполнить на базе 250-сильного авиамотора МГ-31Ф, который осваивался промышленностью для сельскохозяйственных самолетов и автожиров. Бензин 1-го сорта размещался в танке под полом боевого отделения и в дополнительных бортовых бензобаках. Вооружение полностью отвечало заданию и состояло из спаренных пулеметов ДК калибра 12,7-мм и ДТ (во втором варианте проекта значится даже ШКАС) калибра 7,62-мм. Боевая масса танка с торсионной подвеской составляла 5,2 т, с рессорной – 5,26 т. Испытания прошли с 9 июля по 21 августа по методике, утвержденной в 1938 г., причем особое внимание уделялось танкам.

Советский основной боевой танк Т-80 стал не только первым в мире запущенным в серию танком с газотурбинной силовой установкой, но и лучшим в своё время, превзойдя самые совершенные западные образцы.

В наши дни он удивляет своей подвижностью, маневренностью, способностью эффектно прыгать с трамплинов, его лёгкость управления покорила сердца многих военнослужащих, а защита от оружия массового поражения не уступает и превосходит защиту многих современных ОБТ .

Создание

Идея замены привычного дизельного двигателя на газотурбинную силовую установку (ГТД) витала в воздухе ещё с 1948 года, когда Старостенко проектировал тяжёлый танк с таким двигателем, к ней вернулись в 1955 году Чистяков и Оглоблин, разрабатывая Объект 278, а в 1957 году появились на свет первые образцы ГТД-1 мощностью 1000 л.с.

Но все эти танки так и остались проектами, и из-за курса правительства на новое вооружение, и из-за несовершенства тогдашних турбин.

Лишь в 1963 году была выпущена газотурбинная версия Т-64Т, получившая вертолётный ГТД мощностью 700 л.с. Инженеры ожидаемо столкнулись с проблемой очистки воздуха, которая доставляет хлопоты и в наши дни.

Из-за разработки США и Германией МВТ-70 было принято решение создать новый танк, превосходящий западный образец. Указ об этом подписали 16 апреля 1968 года.

В 1969 году появился Объект 219сп1, схожий с Т-64Т, но имевший ГДТ-1000Т, развивающий 1000 л.с., Объект 219сп2 получил глубоко усовершенствованную ходовую часть и башню, а 6 июля 1976 года, через 7 лет доработки, на свет появился и был принят на вооружение ОБТ Т-80.

Конструкция и компоновка

Ещё на испытаниях Объекта 219 стало ясно, что взятый за основу Т-64 придётся серьёзно перерабатывать. Ходовая не слишком подходила для танка с возросшей массой, установка ГТД требовала изменить моторно-трансмиссионное отделение(МТО).

В итоге на Т-80 появилась оригинальная ходовая часть, а длина была увеличена из-за продольного расположения мотоблока массой 1050 кг, который включал в себя турбину, радиаторы, фильтры и т.д., также появилась новая башня.

При этом осталось много сходства с компоновкой Т-64, его боевым отделением и механизмом заряжания.

Экипаж по-прежнему остался в составе 3 человек - командира, наводчика и механика-водителя.

Корпус

Корпус сварной, имеет сильно дифференцированную защиту. Лобовой лист состоит из комбинированной металлокерамической брони и расположен под углом 65°, остальные части произведены из монолитной стальной брони.

Борта Т-80 прикрыты резинотканевыми экранами, защищающими от кумулятивных снарядов.

Изнутри, в боевом отделении, листы брони покрыты полимерным подбоем специального состава, защищающего не только от осколков, но и от гамма-излучения вместе с нейтронным.

Дополнительно имеется плита под местом механика-водителя, защищающая его от облучения на заражённой местности.

Также имеется полуавтоматическая система коллективной защиты, состоящая из прибора радиационной разведки, фильтровентиляционной установки и уплотнений корпуса и башни.

Башня

Уже 2 опытный образец получил свою башню, отличную от Т-64. Она производилась с помощью литья и имела заливаемые стержни в лобовой части, а её толщина достигала около 450 м в наиболее толстом месте.

Как и в корпусе, в башне был установлен подбой для защиты экипажа от облучения и динамическая защита.

Позже, в 1985 году, Т-80БВ получил усовершенствованную сварную башню с меньшей площадью ослабленных зон и дополнительным наполнителем.

Вооружение

Т-80 унаследовал 125 мм орудие 2А46-1 / 2А46-2 от Т-64, способное стрелять управляемыми ракетами. Кобра, Рефлекс и Инвар в зависимости от модификации. На серийных танках пушка получила термокожух.

Механизм заряжания остался прежним, с гидроэлектромеханическим приводом и расположенными в себе вертикально 28 снарядами из 45 всего. Благодаря ему скорострельность находится в районе 6-9 выстрелов в минуту.

В роли вспомогательного вооружения выступает два пулемёта. Спаренный с орудием 7,62 мм ПКТ с боекомплектом 1250 патронов и зенитный пулемёт с ручным управлением калибром 12,7 мм НСВТ с боекомплектом 300 патронов.

Для постановки дымовых завес используются дымовые гранатомёты Туча.

Двигатель и трансмиссия

Больше всего Т-80 от других ОБТ отличает его силовая установка газотурбинного типа. Двигатель ГТД 1000Т мощностью 1000 л.с. ставился с начала производства, после чего несколько раз заменялся на более современные версии, мощностью до 1250 л.с.

Именно ГТД даёт танку как плюсы, так и минусы, временами заставляя спорить приверженцев одного из типа силовой установки.

Турбина с лёгкостью запускается при температурах от -40 до +40 градусов, при этом оперативная готовность всего 3 минуты, практически не расходует масло, обладает пониженным уровнем шума, способна работать на практически любом топливе и не глохнет при внезапном увеличении нагрузки. Приятным бонусом является лёгкая управляемость, позволяющая меньше утомляться механикам-водителям.

Самым главным недостатком является сложность фильтрации воздуха, однако, её можно считать решённой. Ещё в 70-х годах специалисты создали уникальный способ очистки с помощью пневмоударников вокруг сопла, которые созданной вибрацией стряхивали все отложения. Эффективность такого решения неоднократно была подтверждена, в том числе во время испытаний в Греции и Индии. Двигатели Т-90 , например, индийские испытания не выдержали.

Также недостатком принято считать повышенный расход топлива, однако, с появлением вспомогательного агрегата, обеспечивающего питание всех систем без запуска основного двигателя, расход заметно снизился и стал даже ниже, чем у танков с традиционной силовой установкой.

Последним минусом является стоимость, достигавшая 167000 рублей в момент появления ГТД-1000Т и снизившаяся до 100000 во время массового производства. Стоимость Т-64А всего 174000 рублей.

Обороты ГТД могут достигать 26650 оборотов в минуту, её мощность передаётся на редуктор и трансмиссию. Благодаря тому, что двигатель вместе со своими узлами и дополнительными агрегатами помещён в моноблок, время его замены составляет 5 часов, а каждой из коробок передач всего 4,5.

Для сравнения Т-72 требует на замену двигателя 24 часа, а на замену коробки передач - 10,5.

Ходовая часть

Для Т-80 создали полностью переработанную ходовую часть. По причине возросшей мощности и веса понадобились новые ведущие и направляющие колёса, опорные и поддерживающие катки тоже были заменены. Также разработали гусеницы, отличающиеся обрезиненными беговыми дорожками и применили гидроамортизаторы вместе с усовершенствованными торсионными валами.

Телескопические амортизаторы считаются основной проблемой, но при этом беспроблемно и весьма быстро заменяются при необходимости.

Многие считают ходовую Т-80 самой лучшей, превосходящей используемые на Т-72 и Т-64. Вполне вероятно, что это правда, поскольку именно гусеница Т-80 перешла на новые версии Т-72 и Т-90.

Модификации

На базе газотурбинного ОБТ было создано несколько машин, например, Ладога, Пион, Мста-С и С300-В, также танк получил множество модификаций, не прекращающихся и сейчас. Ниже будут перечислены самые значимые из них.

Т-80Б 1978 года получил новую систему управления огнём, пушки 2А46-2/2А46М-1, усиленное бронирование, башню, двигатель ГТД-100ТФ.

Т-80БВ 1985 года получил навесную динамическую защиту Контакт.

Т-80У 1985 года получил ракетный комплекс рефлекс, новую СУО Иртыш, новую броню и двигатель ГТД-1250.

Т-80АТ получил орудие 2А46М-4, встроенную динамическую защиту Кактус, новую башню с вынесенным в кормовую нишу автоматом заряжания, новую СУО, систему Айнет, комплекс спутниковой навигации и двигатель ГТД-1250Г.

Т-80УД вариант с дизельным двигателем, выведенные из состава российской армии и нашедшие применение в украинской.

Эпилог

Т-80 получился неоднозначным. С одной стороны он имел отличные характеристики и неоднократно назывался одним из лучших в мире, с другой стороны потребовалось много времени на доводку силовой установки и решение её проблем, да и высокая цена мешала массовости.

Во время боевых действий в Чечне Т-80 не смогли себя никак проявить, впрочем, это с лёгкостью объясняется неадекватным применением бронетехники без поддержки и прикрытия. Этого урока к счастью хватило, чтобы в следующих боевых конфликтах более обдуманно использовать танки.

Именно на базе Т-80 создавался Чёрный Орёл , жаль, что в итоге проект закрыли. Сейчас Т-80 остаётся в строю в количестве около 5000 и продолжает совершенствоваться.

Вторым по численности танком российской армии в настоящее время является Т-80 . В общей сложности в частях и на базах хранения имеется не менее 4500 таких бронемашин. Самой массовой модификацией при этом является Т-80БВ, которых насчитывается около 3 тысяч единиц. Производство таких танков продолжалось до конца девяностых годов.

Постепенно все имеющиеся Т-80 выработают свой ресурс и отправятся на утилизацию. За предшествующее этому событию время возможно проведение ремонта и модернизации имеющихся машин с продлением срока службы. Для того чтобы старые танки после обновления могли оставаться в строю, в последние годы было создано несколько вариантов модернизации с заменой различных систем и агрегатов.

«Объект 219АМ-1»

В ходе работ над этим вариантом обновления имеющейся техники исходный Т-80У получил ряд новых систем. Модернизированный танк, кроме «объектного» обозначения также обзавелся новым индексом – Т-80УА. Наибольшие изменения коснулись вооружения и его вспомогательной аппаратуры. Так, родное орудие-пусковую установку заменили на пушку 2А46М-4 с устройством учета изгиба ствола УУИ-2.

Для управления огнем танк получил новый прицельный комплекс 1А45-1 и новые прицельные системы наводчика и командира. После модернизации они располагают комплексами ТО1-КО4 (дневной и ночной) и ТО1-КО5 (ночной) соответственно. Проект модернизации также позволяет использовать тепловизионные прицелы других моделей. Шасси, силовая установка и ходовая часть танка Т-80У при модернизации не претерпела никаких изменений. То же самое можно сказать и о башне.

Отсутствие каких-либо обновлений конструкции обусловлено требованием как можно более простого обновления танка в условиях ремонтного завода. Прежние ходовые качества после модернизации компенсируются более высокими боевыми характеристиками. Так, максимальная скорость разворота боевой машины, при которой возможна прицельная стрельба, выросла почти в два раза и теперь равна 40 градусам в секунду.

Одновременно с этим сократилось время подготовки выстрела командиром. Теперь он тратит на все необходимые приготовления к выстрелу почти в два раза меньше времени. Новое орудие 2А46М-4 с устройством УУИ-2 позволили ощутимо повысить точность стрельбы. Наконец, техническое обслуживание и диагностика прицельного комплекса теперь производится при помощи специального выносного пульта.

Танк «Объект 219АМ-1»/Т-80УА был разработан в начале двухтысячных годов и после всех необходимых испытаний был принят на вооружение в 2005 году. Поскольку производство машин Т-80 прекратилось за несколько лет до принятия танка на вооружение, было принято решение модернизировать часть имеющихся в строю бронемашин модели Т-80У. Точное количество переделанных танков неизвестно.

«Объект 219АМ-2»

Одновременно с разработкой танка Т-80УА шли работы по более простой модернизации Т-80У, направленной на повышение его уровня защиты. Для этого на базовый танк предложили установить комплекс активной защиты «Арена». Стоит отметить, в случае удачного завершения такой проект модернизации позволил бы повысить уровень защиты всех или почти всех имеющихся танков семейства Т-80.

Относительно хода проекта «Объект 219АМ-2» известно только то, что в первой половине двухтысячных годов единственный прототип с системой «Арена» проходил государственные испытаний. Их результаты нигде не публиковались, но из имеющихся сведений о дальнейшей судьбе танков Т-80 можно сделать выводы, что бронемашина с литерами «АМ-2» на вооружение не принималась. В то же время, работы по оснащению танков семейства Т-80 комплексами активной защиты продолжились.

«Объект 219АС-1»

Еще один проект модернизации имеющихся Т-80 подразумевал изменение силовых и энергетических агрегатов танка, доработку прицельного оборудования и улучшение защиты. Для этого было предложено на шасси танка Т-80БВ установить башню с боевым отделением от Т-80УД. Кроме того, на «Объекте 219АС-1» смонтировали газотурбинный двигатель ГТД-1250 мощностью 1250 лошадиных сил.

Для повышения эффективности работы двигателя и увеличения глубины брода танк оснастили специальным воздухозаборным устройством. Благодаря нему «Объект 219АС-1» способен без предварительной подготовки преодолевать водоемы глубиной до 1,8 метра. В ходе разработки силовой установки для нового проекта модернизации был принят ряд мер по сохранению мощности двигателя и одновременному уменьшению расхода топлива.

Для повышения боевых качеств к оригинальному комплексу управления оружием танка Т-80УД добавили устройство ввода поправок 1В216М с 15 предустановленными алгоритмами вычисления баллистики. Потребление электроэнергии агрегатами танка в целом осталось на прежнем уровне, но использование газотурбинного двигателя со свойственным ему высоким расходом топлива вынудило установить на танк автономный генератор мощностью 18 киловатт. С помощью этого агрегата электроника танка может работать даже при выключенном газотурбинном двигателе.

Корпус, башня и бронирование «Объекта 219АС-1» остались почти такими же, как были на исходных танках Т-80БВ и Т-80УД. Некоторые изменения были внесены в конструкцию встроенной динамической защиты. Отсутствие серьезных доработок конструкции бронированного корпуса и башни позволило одновременно решить несколько задач. Во-первых, удалось повысить боевой потенциал имеющейся техники, а во-вторых, сэкономить на утилизации башен снятых с вооружения танков Т-80УД.

В 2005 году «Объект 219АС» был принят на вооружение российской армии под названием Т-80УЕ-1. По различным данным, к настоящему времени в этот вариант переделано не менее нескольких десятков танков Т-80БВ.

Танки Т-80БВ. Учебно-методический сбор ЗВО, 138-я стрелковая бригада, Ленинградская область. Май 2011 г.

«Объект 219М»

Одним из самых интересных вариантов модернизации танка Т-80БВ стал «Объект 219М». При внимательном рассмотрении этого проекта создается впечатление, что его авторы пытались радикально повысить все имеющиеся характеристики боевой машины, но при этом старались уложиться в возможности ремонтных заводов. По этой причине «Объект 219М», сохранив основные детали конструкции, сменил большую часть электронного оборудования, а также обзавелся рядом новых систем.



Изменения в составе оборудования танка видны даже при первом взгляде. Верхняя лобовая деталь корпуса и башня танка теперь закрыты модулями системы динамической защиты «Реликт». Кроме того, на башне заметен антенный блок комплекса активной защиты «Арена». Примечательно, что оба этих комплекса ранее неоднократно применялись на танках различных моделей, но впервые использованы вместе именно на «Объекте 219М». При разработке проекта модернизации предполагалось, что сочетание новейших систем динамической и активной защиты позволит ощутимо снизить вероятность поражения танка, в том числе и самыми современными боеприпасами.

Серьезной доработке подвергся комплекс вооружения нового танка. Он получил новое орудие (предположительно 2А46М-4) и обновленную электронику. Точный состав комплекса управления оружием не публиковался, но известно, что он обеспечивает возможность боевой работы днем и ночью, а также значительно повышает точность стрельбы. Для использования новых снарядов был доработан автомат заряжания пушки. Боекомплект, по-видимому, остался прежним – около 40 выстрелов.

По имеющимся данным, в ходе капитального ремонта и модернизации танки Т-80БВ, переделываемые в «Объект 219М», должны были получать доработанный вариант газотурбинного двигателя ГТД-1250. Главной его особенностью была возможность кратковременного увеличения мощности до 1400 л.с. Благодаря этому незначительно потяжелевший танк мог в течение небольшого времени двигаться с большей скоростью или преодолевать более серьезные препятствия.

Несколько лет назад завершились испытания единственного прототипа танка «Объект 219М». На них он показал интересные результаты, однако так и не смог заинтересовать потенциального заказчика. В результате идея комплексной модернизации имеющихся Т-80БВ так и осталась очередным не слишком удачливым проектом.

Как видим, только за последние несколько лет российские танкостроители создали целый ряд проектов модернизации танков семейства Т-80. Не все обновленные машины дошли до строевых частей, однако они представляют определенный интерес. После того, как имеющиеся Т-80 выработают свой ресурс, их отправят на металлолом. Поэтому имеющиеся проекты модернизации вдвойне выгодны, ведь в случае их осуществления наши бронетанковые войска в течение нескольких лет будут иметь, как минимум, не устаревшую технику.

В таком случае, когда в войсках будет достаточно новейших , в строю еще останется некоторое количество модернизированных Т-80, не выработавших свой ресурс и способных продолжать службу. Однако, согласно нынешним планам командования российской армии, танки Т-80 к 2020 году постепенно выйдут из эксплуатации. Поэтому проекты модернизации, оставшиеся на уровне прототипов, так и останутся без внимания.

Танк Т-80БВК. Учебно-методический сбор ЗВО, 138-я стрелковая бригада, Ленинградская область. Май 2011 г.

Примечательно, что модернизированные танки могли бы стать еще одной статьей дохода. К примеру, Украина уже не первый год, снимая с хранения, ремонтирует и модернизирует бывшие в эксплуатации танки, после чего продает странам третьего мира. Очевидно, что модернизированные Т-80 с продленным ресурсом будут стоить ощутимо дешевле в экспортной версии, а тем более «Армат». Таким образом, Россия сможет расширить список предлагаемых к продаже танков и привлечь небольшие и небогатые страны. Сможет. Но станет ли?

Основной боевой танк Т-80У «Объект 219АС»


"Объект 219СБ1"

История создания

В 70-е годы ХКБМ была проведена большая работа по совершенствованию серийного танка Т-64Б включавшая установку нового дизеля 6ТД-1 мощностью 1000…1200 л.с. и повышению характеристик системы управления вооружением.

Было разработано новое боевое отделения, которое затем без изменений было принято и для установки на танке Т-80У. Танк Т-80У конструктивно отличался от серийного танка Т-64Б в основном двумя особенностями:

Применением опорных катков с внешней ошиновкой (вместо катков с внутренней амортизацией);

Установкой газотурбинного двигателя (ГТД) вместо дизельного двигателя.

Компоновка танка Т-80У аналогична принятой на Т-64 и основана на наработках по его модернизации.

Танк Т-80 с ГТД возник как альтернатива танку Т-64 с двухтактным дизельным двигателем (5ТДФ).


Поэтому конструктор Н.С. Попов был категорически против установки двигателя 6ТД-1 в танк Т-80 даже в качестве резервного варианта. Танк Т-80 принятый на вооружение в 1976 г., постоянно совершенствовался, но основные разработки новейших достижений по защите, управлению вооружением осуществлялись в ХКБМ, разработки же конструкторов «Спецмаш » были в основном заняты проблемами интеграции ГТД в конструкцию танка и обеспечения ее работоспособности.

В начале 80-х годов влияние сторонников газотурбинной силовой установки в высших рядах правительства, включая первых лиц государства. С целью унификации танкового парка было принято решение о производстве на заводе им. Малышева (Харьков), Ленинградском кировском заводе и заводе омском заводе «Октябрьской революции» основного танка Т-80У. Решение принималось без достаточной научной и экономической базы и основывалось на мнениях ряда влиятельных государственных деятелей СССР, в первую очередь Д. Ф. Устинова и Н.С. Попова, при поддержке ряда влиятельных государственных деятелей.


Время создания Т-80У- 1979...1990.

Основной проблемой Т-80и его модификаций оставался высокий расход топлива, превышавший расход у дизелей равной мощности в 1,5…1,7 раза.

В конце 70-х, начале 80-х годов ЛНПО им. Климова активно работало над созданием двигателя ВГТД-1000ФМ со сниженным расходом топлива, для производства этого двигателя велось строительство нового завода в Харькове.

Но решаемые задачи были слишком сложными, двигатель не выдерживал испытаний. Негативные результаты испытаний явились основной причиной неоднократных переносов сроков официального предъявления двигателя на приемочные испытания. По этой причине не был он предъявлен и в июле 1983 года - очередной установленный срок, который такжене был выдержан.

Даже перед самыми большими сторонниками ГТД встал вопрос: в каком направлении двигаться дальше?

Стало очевидным, что дальше упорствовать в доводке ВГТД-1000ФМ нет смысла. В Харькове считали, что надо прекратить работы по ГТД и приступить к организации серийного производства двигателя 6ТД-1 мощностью 1000 л.с. Но это бы означало поражение сторонников ГТД, а в эту аферу были втянуты первые лица государства.

Для обсуждения создавшегося положения было собрано совещание в ЦК КПСС, где было решено на заводе им. В. А. Малышева организовать производство модернизированного двигателя ГТД-1100Ф, выпускаемого Калужским опытным моторным заводом, форсированного до 1200- 1250 л.с.

По удельному расходу топлива ГТД-1100Ф проигрывал двигателю ВГТД-1000ФМ. Указанные предложения вскоре были официально утверждены постановлением № 604-137 от 11.06.84 г.

Затраченные средства на проектирование и изготовление оснастки для экономичного ВГТД-1000ФМв объеме примерно 30% первоначальной стоимости, изготовление и доводку двигателя и танка с ним выброшены на ветер . Выброшены на ветер миллиарды рублей.

Началась новая гонка - теперь по модернизированному двигателю ГТД-1100Ф, который существенно отличался от предыдущего двигателя ВГТД-1000ФМ.

Переход на новый двигатель существенно облегчал задачу его доводки в ЛНПО им. В.Я. Климова, так как он базировался на серийном двигателе, но усложнил задачу заводу им. В.А. Малы-шева, так как построение произ-водственных линий нужно было начинать с нуля. Время показало, что серийное производство Т-80У с ГТД-1250 быстро наладить не удалось. Первые два двигателя были предъявлены на приемочные испытания в апреле 1985 года и показали невысокий ресурс. С указанными двигателями, выпущенными Калужским опытным моторным заводом, заводом им. В. А. Малышева была изготовлена установочная партия танков Т-80У в количестве 45 шт. Таким образом, завод имени В.А. Малышева приступил к реализации Постановления ЦК КПСС.

На этом производство танков с ГТД в Харькове закончилось. Обстановка начала изменяться после смерти Д.Ф. Устинова 20 декабря 1984 г. 23 января 1985 г. С уходом Д. Ф. Устинова изменилось и мнение многих сторонников ГТД, занимавших высокие посты.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 02.09.85 г. № 837-249 принят на серийное производство с формулировкой «Танк Т-80У с двигателем 6ТД». Но существовало Постановление об освоении на предприятии «Завод имени В.А. Малышева» танка Т-80У с ГТД.

Результаты сравнительных испытаний танков Т-80У с двигателями ГТД и 6ТД-1 мощностью 1000 л.с. были доложены представителями 38 НИИ БТВТ. Танк с двигателем 6ТД-1 не уступал по своим характеристикам танку с ГТД, а по показателям расхода топлива был значительно более экономичным.

Из сборочного цеха 27 декабря 1987 года ушел последний танк Т-64. Это было прощание с целой эпохой, оставившей глубокий след в отечественном танкостроении. Его место занял танк Т-80УД .

Несмотря на то, что Т-80У с ГТД был принят на вооружение раньше, его производство реально началось только в конце 80-х годов.Крупносерийное производство танка Т-80У с более мощным двигателем ГТД-1250 началось 1990 г. Было внедрено также устройство защиты силовой установки от перегрева и меры улучшения по топливной экономичности. Даже с этими мерами Т-80У не достиг уровня экономичности по топливу танка с двигателем 6ТД-1.

На период середины 90-х годов МТО с ГТД мощностью 1250 л.с. было отработано для серийного производства и обеспечивало требуемый уровень надежности, поставлялось на экспорт. Принципиального решения вопроса топливной экономичности в серийном производстве ГТД в достигнуто не было.

Тем не менее при отсутствии реальных альтернатив в виде современных и мощных дизелей серии В2 и 2В в России на данный момент развитие и модернизация ГТД может быть перспективной.

Огневая мощь

Как и все отечественные танки, начиная с Т-64А танк Т-80У вооружен гладкоствольной 125 мм пушкой.

На Т-80У установлена ее усовершенствованная модификация 2А46М-1. Скорострельность до 8 выстрелов в минуту в движении. В конвейере механизма заряжания находится 28 выстрелов, общий боекомплект 45 выстрелов. Основным противотанковым вооружением Т-80У являются бронебойные подкалиберные снаряды 3БM-42 с сердечником изготовленным из вольфрамового сплава и выстрелы ЗБМ32 с сердечником из обедненного урана. Особое место занимает комплекс управляемого вооружения «Рефлекс» с ракетами 9М119М и 9М119М1, которые обеспечивают поражение танков на дистанции до 5000 м.


Комплекс «Рефлекс»может применяться по низколетящим целям - вертолетам. Ракета 9MI19, управляемая по лучу лазера, обеспечивает дальность поражения цели типа «танк» при стрельбе на дальностях 5000 м с вероятностью 0.8 и на дальность 4000 с вероятностью 0.9.

Танк оснащен комплексом управления огнем 1А45 в состав которого входят:

Система управления огнем дневного прицела включающая:

Дневной прицел наводчика 1Г46 с независимой в двух плоскостях стабилизацией поля зрения и лазерным дальномером;

Стабилизатор вооружения, состоящий из электрогидравлического привода ВН (вертикальное наведение), электромеханического привода ГН (горизонтальное наведение), блока управления стабилизатора и датчиков;

Баллистический вычислитель 1В528, состоящий из двух блоков и переключателя баллистик,

Комплект датчиков условий стрельбы, состоящий из датчиков: поперечного ветра, крена, скорости танка, курсового угла (косинусный потенциометр);

Ночной прицел наводчика «Буран-ПА» с зависимой стабилизацией поля зрения в двух плоскостях (прибор связан с пушкой параллелограммом, стабилизация поля зрения обеспечивается стабилизацией пушки и башни, наведение поля зрения осуществляется при наведении пушки и башни). Прицел оснащен механизмом для ручного измерения дальности с «базой на цели» и ручным вводом дальности по баллистическим шкалам в поле зрения. Стрельба производится только при выключенном баллистическом вычислителе (ТВП «Агава-2» для изделий 640А).

Дневно-ночной прицел командира ТКН-4С с независимой стабилизацией поля зрения по ВН и зависимой стабилизацией поля зрения по ГН (стабилизация поля зрения обеспечивается стабилизацией башни). ТКН-4Соснащен механизмом для ручного измерения дальности с «базой на цели», ручным вводом дальности по баллистическим шкалам в поле зрения, стрельба через который производится с автоматическим отключением баллистического вычислителя (режим ДУБЛЬ).

Аппаратура установщики временных интервалов УВИ, включаю-щую пульт управления ПУВИ, блок управления, стыковочное устройство и концевой выключатель КВ-СУ, обеспечивающую стрельбу снарядами дистанционного подрыва на траектории полета (для изделий 640А).

Дневной и ночной прицелы расположены на месте наводчика, а дневно-ночной - на месте командира.



Дневной оптический прицел 1Г46 «Иртыш» с встроенным лазерным дальномером позволяет наводчику обнаруживать малоразмерные цели. Независимо от орудия прицел стабилизирован в двух плоскостях. Его панкреатическая система изменяеткратность увеличения оптического канала в пределах х3.6…12.0.

Ночью наводчик осуществляет поиск и прицеливание с помощью активно-пассивного прицела «Буран-ПА»,также имеющего стабилизированное полезрения. Дальность распознавания целей ночью - 1200 м.

Командир ганка ведет наблюдение и дает целеуказания наводчику посредствам прицельно-наблюдательного дневного ночного комплекса ПНК-4С, стабилизированного в вертикальной плоскости.

Цифровой баллисти-ческий вычислитель учитыва-ет поправки на дальность, фланговую скорость цели, ско-рость своего танка, угол накло-на цапф пушки, износ канала ствола, температура воздуха, атмосферное давление и боко-вой ветер.

Зенитная пулеметная установка на Т-80У открытого типа с тумбовой установкой, что является серьезным недостатком по сравнению с Т-80УД.

Защита

При создании танка Т-80У значительное внимание уделялось усилению его защищенно-сти. Работы велись в нескольких направлениях. За счет применения нового камуфлирующей ок-раски, искажающей внешний вид танка, удалось снизить вероятность обнаружения Т-80У в види-мом и ИК-днапатонах .

Первые серии танка оснащались навесным комплектом динамической защиты «Контакт-1». Позднее на танк был установлен комплекс универсальной динамической защиты «Контакт-5». Этот тип ДЗ работает как против кумулятивных средств (КС), так и против бронебойных подкалиберных снарядов (БПС). Крышка блока ДЗ из толстой высокопрочной стали при ударе в нее БПС генерирует поток высокоскоростных осколков, которые и детонируют ЭДЗ. Воздействие на БПС движущейся толстой крышки оказывается достаточным, чтобы снизить бронепробивные характеристики как кумулятивных средств, так и БПС.

Встроенная динамическая защита прикрывает более 60% поверхности в курсовых углах обстрела ±20° (по корпусу) и ±35° (по башне).Сочетание усовершенствованной многослойной комбинированной брони и ВДЗ уменьшает угрозу поражения танка наиболее массовыми кумулятивными и кинетическими средствам поражения, такими как М829 и М829А1.

Важным достоинством Т-80У стала его совершенная система защиты от ОМП, превосходящая подобную защиту лучших зарубежных танков НАТО.

На танке применены подбой и надбой водородосодержащих полимеров с добавками свинца, лития и бора, экраны локальной защиты из тяжелых металлов и система автоматическойгерметизации обитаемых отделений и очистки воздуха.


Повышению выживаемости способствует применение на танке системы самоокапывания с бульдозерным отвалом шириной 2140 мм и системы постановки дымовых завес при помощи системы «Туча», включающей восемь мортирок-гранатометов 902Б. На танке может устанавливаться, также, навесной колейный трал КМТ-6, исключающий подрыв мин пол днищем и гусеницами.

Существенным нововведением стало применение на танке вспомогательного энергоагрегата ГТА-18A мощностью 30 л.с, позволяющего экономить топливо во время стоянки танка, при ведении оборонительною боя, а также в засаде. Экономится и ресурс основного двигателя.

Вспомогательный энергоагрегат , расположенный в корме машины в бункере на левой надгусеничной полке, «встроен» в общую систему работы ГТД и не требует каких-либо дополнительных устройств для своего функционирования.

Защита экв . (мм.)

башня

корпус

от БПС с ВДЗ «Контакт- V »

от КС с ВДЗ «Контакт- V »

1100

900…1100

Характеристики подвижности

На Т-80У, принятом на вооружение СА в 1985 году, был установлен газотурбинный двигатель ГТД-1000ТФ мощностью 1100 л .с. , в последствии на танке Т-80У установлена более мощная силовая газотурбинная установка 1250 л.с.

На двигателе был применен "циклонный" метод очистки воздуха от пыли. Высокоэффективный комбинированный прямоточный циклон с центральной конусной решеткой (важнейший элемент воздухоочистителя) с эффективностью воздухоочистки до 98,5%. Но в проточной части все же оседают неотфильтрованные частицы пыли. Для их удаления, при движении танка в особо тяжелых условиях, предусмотрена процедура виброочистки лопаток и продувка проточной части сжатым воздухом.

Блок воздухоочистителя и радиаторов установлен поперечно корпусу танка и крепится к передней опоре двигательного моноблока. Воздух для системы очистки забирается через прикрытые сетками жалюзи на крыше моторно-трансмиссионного отделения. Вентиляторы системы очистки и охлаждения имеют привод от основного двигателя.

Усовершенствование двигателя ГТД-1000Т проходило поэтапно в направлении повышения его мощности путем увеличения температуры газов без увеличения габаритных размеров. Сначала двигатель был форсирован до 1100 л.с. (ГТД-1000ТФ) и установлен на танки Т-80Б, Т-80БВ и T-80У раннего выпуска. В 1990 г. началось производство танка T-80У с новым вариантом двигателя ГТД-1250 мощностью 1250 л.с.Когда встал вопрос о дополнительных мерах обеспечения двигателя более чистым воздухом, наиболее реальным вариантом казалось устройство забора чистого воздуха на высоте башни танка.

к реализации была принята конструкция, представляющая собой овальный, расширяющийся в нижней части короб, устанавливаемый на башне при помощи кронштейнов. В нижней части короб имел двухпозиционное приводное уплотнительное устройство, обеспечивающее две позиции стыковки с входными жалюзями . При обычной эксплуатации герметизация обеспечивалась только с помощью мягкого воротника по всему контуру жалюзи. Такая стыковка не препятствовала вращению башни и производству стрельбы из пушки. А при преодолении водных преград вводилось в работу дополнительное уплотнение, обеспечивающее герметизацию стыковки. С этим устройством танк получил возможность преодолевать водные преграды глубиной до 1,8 м.

Преимуществом Т-80У является наличие вспомогательной силовой установки ГТА-18А, что позволило существенно уменьшить суммарный расход топлива на 1 час работы систем танка ~ 60 л/ч (суммарное время работы танка составляет - 50% на месте и 50% в движении).

Существенным фактором экономии топлива стала установка дополнительного энергоагрегата ГТА-18А в моторно-трансмиссионное отделение (МТО) танка. Этот агрегат состоит из одновального газотурбинного двигателя и спаренного с ним генератора постоянного тока мощностью 18 кВт Основное назначение энергоагрегата — обеспечение энергопитанием тех потребителей, которые будут работать во время стоянки машины. Разработчиком и изготовителем энергоагрегата стало специальное конструкторское бюро «Турбина», начавшее серийное производство энергоагрегатов .

Энергоагрегат обеспечивает увеличение на 1/3 моторесурса , снижает демаскирующие шумы и теплоизлучение, увеличивает периодичность технического обслуживания и срока службы аккумуляторных батарей.

Были изготовлены 10 танков с пониженным эксплуатационным расходом топлива.

У пяти из них была установлена система автоматического включения режима стояночного малого газа и система автоматического уменьшения режима работы двигателя. Также было внедрено ограничение перемещения рычага ручного сектора газа (не выше малого газа), система раскрытия РСА силовой турбины в положение максимального проходного сечения при запуске. У других 5 танков, дополнительно к названным мероприятиям, установлены вспомогательные энергоагрегаты ГТА-18А.

Для сравнения с экспериментальными десятью танками были выделены 5 обычных машин. На базе учебного полка создали экспериментальную танковую роту, в которую вошли 15 танков. Председателем комиссии по испытаниям был назначен начальник бронетанковой службы Группы советских войск в Германии генерал-майор Владимир Иванович Владимиров. Испытания проводились в различных дорожных условиях, в разное время суток и неоднократно выполнялись все виды боевой учебы.

Средний объем наработки танка при условиях войсковой эксплуатации составил 3000 км, двигатели отработали 290 моточасов . Подчеркну, что на танках с энергоагрегатом наработка в среднем составила 197 моточасов основного двигателя и 106 моточасов вспомогательного агрегата. Танки участвовали во всех видах стрельб и учений. Марши проходили в условиях густой сети автомобильных и железных дорог и, благодаря хорошей организации, без происшествий.

Результаты испытаний показали, что танки, принимавшие участие в испытаниях, имели расход топлива в 1,5 раза меньший по сравнению с серийными танками. После экспериментальной проверки эффективности мероприятий в ГДР было принято решение о внедрении наших предложений в серийное производство на танках Т-80У.

Для танка с дизельным двигателем без вспомогательной силовой установки мощностью 1500 л. с, расход топлива составляет 120…150 л/ч. Главным недостатком турбин считается их невысокая топливная экономичность.

В ходе сравнительных испытаний запас хода при движении по горным, грунтовым и дорогам с асфальтовым покрытием для Т-80У составил 350 км, а для Леопарда-2А5 - 370 км, что в целом сравнимые показатели.

Тактико-технические характеристики

Параметр

Единица измерений

Полная масса

46 (46,5)

Экипаж

чел.

Удельная мощность

л.с./т

27,2 (26,8)

Двигатель (ГТД-1250)

л.с.

1250

Энергоагрегат газотурбинный (ГТА-18А)

л.с.

Ширина танка

Удельное давление на грунт

кгс/см 2

0,91

Температурный режим работы

°С

40…+55

(со снижением мощности)

Длина танка

с пушкой вперед

мм

9654

корпуса

мм

6900

Ширина танка

по гусенице

мм

3400

по съемным защитным экранам

мм

3670

Высота по крыше башни

мм

2202

Длина опорной поверхности

мм

4290

Дорожный просвет

мм

Ширина колеи

мм

Скорость движения

Средняя по сухой грунтовой дороге

км/ч

40…45

Максимальная по дороге с твердым покрытием

км/ч

На передаче заднего хода, максимальная

км/ч

Расход топлива на 100 км

По сухой грунтовой дороге

л, до

450…790

По дороге с твердым покрытием

л, до

430…500

на основных топливных баках

км

с дополнительными бочками

км

Боекомплект

Выстрелов к пушке

шт

(из них в конвейере механизма заряжания)

шт

Патронов:

к пулемету (7,62 мм)

шт

1250

к пулемету(12,7 мм)

шт

Аэрозольных гранат

шт


Использовались данные из книг

«Танк, бросающий вызов времени». М.В. Ашик , А.С. Ефремов, Н.С. Попов. 2001 г.

«Моторы и судьбы. О времени и о себе». Н.К. Рязанцев. 1991 г.