Модели молекул различных веществ. Молекулы из пластилина

Сегодня мы проведем урок не только лепки, но и химии, и слепим модели молекул из пластилина. Пластилиновые шарики можно представить, как атомы, а показать структурные связи помогут обычные спички или зубочистки. Таким методом могут пользоваться учителя при объяснении нового материала по химии, родители – при проверке и изучении домашнего задания и сами дети, интересующиеся предметом. Более легкого и доступного способа создать наглядный материал для мысленной визуализации микрообъектов, пожалуй, не найти.

Здесь представлены представители мира органической и неорганической химии в качестве примера. По аналогии с ними могут быть выполнены и другие структуры, главное – разбираться во всем этом многообразии.

Материалы для работы:

  • пластилин двух или более цветов;
  • структурные формулы молекул из учебника (при необходимости);
  • спички или зубочистки.

1. Подготовьте пластилин для лепки шарообразных атомов, из которых будут складываться молекулы, а также спички – для представления связей между ними. Естественно, лучше показывать атомы разного сорта другим цветом, чтобы было понятнее представить себе конкретный объект микромира.

2. Чтобы сделать шарики, отщипните необходимое количество порций пластилина, разомните в руках и скатайте фигурки в ладонях. Для лепки органических молекул углеводородов можно использовать красные шарики большего размера – это будет углерод, и синие меньшего – водород.

3. Чтобы слепить молекулу метана, вставьте в красный шарик четыре спички так, чтобы они были устремлены к вершинам тетраэдра.

4. Наденьте на свободные концы спичек синие шарики. Молекула природного газа готова.

5. Подготовьте две одинаковых молекулы, чтобы объяснить ребенку, как можно получить молекулу следующего представителя углеводородов – этана.

6. Соедините две модели, убрав одну спичку и два синих шарика. Этан готов.

7. Далее продолжите увлекательное занятие и объясните, как происходит образование кратной связи. Уберите два синих шарика, а связь между углеродами сделайте двойной. Подобным образом можно слепить все необходимые для занятия молекулы углеводородов.

8. Такой же способ подойдет и для лепки молекул неорганического мира. Осуществить задуманное помогут те же пластилиновые шарики.

9. Возьмите центральный атом углерода – красный шарик. Вставьте в него по две спички, задавая линейную форму молекулы, на свободные концы спичек прикрепите два синих шарика, которые в данном случае олицетворяют атомы кислорода. Таким образом, мы имеем молекулу углекислого газа линейного строения.

10. Вода – это полярная жидкость, а ее молекулы представляют собой угловые образования. Они состоят из одного атома кислорода и двух атомов водорода. Угловое строение задает неподеленная пара электронов на центральном атоме. Ее тоже можно изобразить в виде двух зеленых точек.

Вот такие увлекательные творческие уроки обязательно нужно практиковать с детьми. Ученики любого возраста заинтересуются химией, будут лучше понимать предмет, если в процессе изучения им предоставить наглядное пособие, выполненное своими руками.

ГБПОУ НСО «Колыванский аграрный колледж»

Инструкционная технологическая карта № 1

по ОУД. 11 Химия

профессии 35.01.23 Хозяйка (ин) усадьбы, 19.01.04 Пекарь

Раздел 1: Органическая химия

Тема 1.1: Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений.

Наименование работы : Изготовление моделей молекул – представителей различных классов органических соединений.

Цель работы:

    обобщить и систематизировать знания учащихся о теории строения органических соединений;

    закрепить умение составлять структурные формулы углеводородов;

Студент должен достичь следующих результатов:

    личностных:

чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной химической науки; химически грамотное поведение в профессиональной деятельности и в быту при обращении с химическими веществами, материалами и процессами;

готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли химических компетенций в этом;

умение использовать достижения современной химической науки и химических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;

    метапредметных:

использование различных видов познавательной деятельности и основных интеллектуальных операций (постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов) для решения поставленной задачи, применение основных методов познания (наблюдения, научного эксперимента) для изучения различных сторон химических объектов и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;

использование различных источников для получения химической информации, умение оценить ее достоверность для достижения хороших результатов в профессиональной сфере;

    предметных :

сформированность представлений о месте химии в современной научной картине мира;

Понимание роли химии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;

владение основополагающими химическими понятиями, теориями, законами и закономерностями;

Уверенное пользование химической терминологией и символикой;

владение основными методами научного познания, используемыми в химии: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом;

Умение обрабатывать, объяснять результаты проведенных опытов и делать выводы;

готовность и способность применять методы познания при решении практических задач;

сформированность умения давать количественные оценки и производить расчеты по химическим формулам и уравнениям;

владение правилами техники безопасности при использовании химических веществ;

сформированность собственной позиции по отношению к химической информации, получаемой из разных источников.

Форма обучения : индивидуальная

Норма времени: 2 часа

Оснащение рабочего места : Набор шаростержневых моделей молекул, таблица “Предельные углеводороды”, периодическая таблица, инструкционные технологические карты, тетради

Литература:

Средства обучения: словесные (вербальные), наглядные

Техника безопасности: с правилами техники безопасности на рабочем месте и в кабинете ознакомлены.

Методические указания

Углеводороды это органические вещества, состоящие из атомов углерода и водорода. Атом углерода во всех органических соединениях четырехвалентен. Атомы углерода могут образовывать цепочки прямые, разветвленные, замкнутые. Свойства веществ завися не только от качественного и количественного состава, но и от порядка соединения атомов между собой. Вещества, имеющие одинаковую молекулярную формулу, но разное строение называются изомерами. Приставки указывают количество ди – два, три – три, тетра - четыре; цикло - означает замкнутый.

Суффиксы в названии углеводородов указывают на наличие кратной связи:

ан одинарная связь между атомами углерода (С - С); ен двойная связь между атомами углерода (С = С);
ин
тройная связь между атомами углерода = С);
диен
две двойных связи между атомами углерода (С = С - С = С);

Радикалы: метил -СН 3 ; этил -С 2 Н 5 ; хлор -Сl; бром -Br.

Пример. Составьте модель молекулы пропана.

Молекула пропана C 3 H 8 содержит три атома углерода и восемь атомов водорода. Атомы углерода соединены между собой. Суффикс – ан указывает на наличие одинарной связи между атомами углерода. Атомы углерода располагаются под углом 109 28 минут.

Молекула имеет форму пирамиды. Атомы углерода изображайте черными кругами, а атомы водорода – белыми, атомы хлора – зелеными.

При изображении моделей соблюдайте соотношение размеров атомов.

Молярную массу находим, пользуясь периодической таблицей

М (С 3 Н 8 ) = 12 · 3 + 1 · 8 = 44 г/моль.

Что бы назвать углеводород надо:

    Выбрать самую длинную цепочку.

    Пронумеровать, начиная с того края, к которому ближе радикал или кратная связь.

    Указать радикал, если радикалов несколько указывают каждый. (Цифра перед названием).

    Назвать радикал, начиная с меньшего радикала.

    Назвать самую длинную цепочку.

    Указать положение кратной связи. (Цифра после названия).

Пример

При составлении формул по названию надо:

    Определить число атомов углерода в цепочке.

    Определить положение кратной связи. (Цифра после названия).

    Определить положение радикалов. (Цифра перед названием).

    Записать формулы радикалов.

    В последнюю очередь определить количество и расставить атомы водорода.

Порядок выполнения работы

Задание №1 . Составьте модели молекул:

1) ряда алканов: метана, этана, бутана, пентана,гексана, гептана, октана, нонана и декана;

2) Циклоалканов: циклопропана, циклопетана

3) 2-метилпропана,

4) 1,2-дихлорэтана.

Зарисуйте модели молекул в тетради. Напишите структурные формулы этих веществ. Найдите их молекулярные массы.

Задание №2. Назовите вещества:

Задание №3. Составьте структурные формулы веществ:

а) бутен-2, напишите его изомер;

б) 3,3 - диметилпентин-1.

Контрольные вопросы

    Назовите общую формулу предельных углеводородов.

    Какие вещества называются гомологами, какие изомерами?

Преподаватель: Рачковская А.И.

органический химия молекула изология

В настоящее время считается общепринятым, что одна прямая линия, соединяющая два атома, обозначает одну двухэлектронную связь (простая связь), на образование которой затрачивается по одной валентности от каждого из связанных атомов, две линии - одну четырехэлектронную связь (двойная связь), три линии - одну шестиэлектронную связь (тройная связь).

Изображение соединения с известным порядком связей между всеми атомами с помощью связей такого типа называется структурной формулой:

Для экономии времени и места чаще применяют сокращенные формулы, в которых часть связей подразумевается, но не пишется:

Иногда, особенно в карбоциклических и гетероциклических рядах, формулы еще больше упрощаются: не пишутся не только некоторые связи, но и часть атомов углерода и водорода не изображается, а лишь подразумевается (в местах пересечения линий); упрощенные формулы:

Тетраэдрическая модель атома углерода

Основные представления о химическом строении, заложенные А. М. Бутлеровым, были дополнены Вант-Гоффом и Ле-Белем (1874), которые развили идею о пространственном расположении атомов в молекуле органического вещества и поставили вопрос о пространственной конфигурации и конформации молекул. Работа Вант-Гоффа «Химия в пространстве» (1874) положила начало плодотворному направлению органической химии - стереохимии, т. е. учению о пространственном строении.

Рис. 1 - Модели по Вант-Гоффу: метана (а), этана (б), этилена (в) и ацетилена (г)

Вант-Гофф предложил тетраэдрическую модель атома углерода. Согласно этой теории, четыре валентности атома углерода в метане направлены к четырем углам тетраэдра, в центре которого находится углеродный атом, а в вершинах - атомы водорода (а). Этан, согласно Вант-Гоффу, можно представить себе как два тетраэдра, соединенных вершинами и свободно вращающихся около общей оси (6). Модель молекулы этилена представляет собой два тетраэдра, соединенных ребрами (в), а молекулы с тройной связью изображаются моделью, в которой тетраэдры соприкасаются плоскостями (г).

Такого типа модели оказались весьма удачными и для сложных молекул. Они с успехом используются и сегодня для объяснения ряда стереохимических вопросов. Теория, предложенная Вант-Гоффом, хотя и пригодная почти во всех случаях, не давала, однако, обоснованного объяснения типа и существа связывающих сил в молекулах.

Инновационный путь развития технологии создания новых лекарственных средств

Вначале создается компьютерная модель объекта, а также применяется компьютерное моделирование для формирования молекул на месте проведения исследования. Модель может быть как двухмерной, так и трехмерной...

Инфракрасные спектры молекул

В отличие от видимого и ультрафиолетового диапазонов, которые обусловлены главным образом переходами электронов из одного стационарного состояния в другое...

Исследование строения органических соединений с помощью физических методов

Всевозможные положения молекул в трехмерном пространстве сводятся к поступательному, вращательному и колебательному движению. Молекула, состоящая из N атомов, имеет всего 3N степеней свободы движения...

Метод моделирования в химии

В настоящее время можно найти множество различных определений понятий «модель» и «моделирование». Рассмотрим некоторые из них. «Под моделью понимают отображение фактов, вещей и отношений определенной области знаний в виде более простой...

Научные основы реологии

Напряженно-деформированное состояние тела в общем случае является трехмерным и описать его свойства с использованием простых моделей нереально. Однако в тех редких случаях, когда деформируются одноосные тела...

Кроме наблюдения и эксперимента в познании естественного мира и химии большую роль играет моделирование. Одна из главных целей наблюдения - поиск закономерностей в результатах экспериментов...

Растворение твердых веществ

Для подавляющего большенства процессов кинетическая функция инвариантна относительно концентрации активного реагента и температуры. Иными словами, каждому значению безразмерного времени х соответствует вполне определенное значение...

Расчет квантово-химических параметров ФАВ и определение зависимости "структура-активность" на примере сульфаниламидов

Рефрактометрический метод анализа в химии

Синтез и анализ ХТС в производстве бензина

Химическая модель процесса каталитического крекинга имеет очень сложный вид. Рассмотрим наиболее простую из реакций протекающих вс процессе крекинга: СnН2n+2 > CmH2m+2 + CpH2p...

Синтез химико-технологической системы (ХТС)

Производственные процессы разнообразны по своим особенностям и степени сложности. Если процесс сложный и расшифровка его механизма требует большой затраты сил и времени, используют эмпирический подход. Математические модели...

Сравнение реакторов идеального вытеснения и полного смешения в изотермическом режиме работы

7.1. На рисунке показан опыт, иллюстрирующий, что тела при нагревании расширяются. Обведите ручкой на рисунке предмет, который нагревали в этом опыте – шар или кольцо. Ответ обоснуйте.

7.2. Выберите правильное утверждение.
Согласно современным представлениям, при остывании колбы с водой уровень воды в трубке опускается потому, что… .


7.3. Вещества состоят из мельчайших частиц. Какие явления и эксперименты это подтверждают?

7.4. В таблице приведены точные данные об изменении объема воды V от времени t при нагревании.

Ответьте на вопросы.
а) Можно ли утверждать, что в течение всего времени наблюдения вода в колбе нагревалась равномерно? Ответ поясните.

б) Как изменялся объем воды при нагревании?

8.1. Выберите правильное утверждение.
Если нагреть гвоздь, то он удлиняется и становится толще. Это происходит потому, что при нагревании… .

8.2. Слова молекула, капля, атом запишите в таком порядке, чтобы каждый последующий элемент входил в состав предыдущего.

8.3. На рисунке представлены модели молекул воды, кислорода и углекислого газа. В состав всех молекул входит атом кислорода (черный). Заполните пропуски в тексте.

8.4. Измерьте длину своей руки от локтя до мизинца и сравните полученное значение с размером молекулы воды.


9.1. Заполните пропуски в тексте. «В ____ г. английский ботаник Роберт Броун, рассматривая в микроскоп…»

9.2. На рисунке схематически представлены молекулы жидкости, окружающие крупинку краски, помещенную в эту жидкость. Стрелками указаны направления движения молекул жидкости в определенный момент времени.

9.3. Отметьте те явления, которые являются примером броуновского движения.

9.4. На рисунке показана ломаная линия, вдоль которой перемещалась пылинка в воздухе в течение нескольких секунд.

а) Объясните, почему пылинка много раз поменяла направление своего движения за время наблюдения за ней.
Из-за столкновения с молекулами воздуха и другими пылинками.

б) На рисунке обозначьте точки, в которых на пылинку действовали окружающие ее молекулы.

10.1. В стеклянный цилиндр сверху налита чистая вода, а на дно через узкую трубку залит раствор медного купороса. Цилиндр находится в покое при постоянной температуре. Покажите на рисунке, как будет выглядеть содержимое цилиндра через различные промежутки времени.

10.2. Два одинаковых резиновых шарика соединены прозрачным шлангом (см. рис.), причем левый шарик в обоих случаях заполнен водородом (закрасьте водород синим цветом), правый – на рисунке а пуст, а на рисунке б заполнен воздухом (закрасьте воздух зеленым цветом). Шланг между шариками зажат зажимом.

10.3. Зачеркните по одному из выделенных слов, чтобы получилось верное объяснение описанного эксперимента.

10.4. Домашний эксперимент.
Положите на дно стакана с холодной водой кусочек сахара, но не перемешивайте. Запишите, через какое время вам удалось обнаружить присутствие молекул сахара на поверхности воды в стакане и какой «прибор» при этом вы использовали.

11.1. Заполните пропуски в тексте, используя слова: сильнее; слабее; притяжение; отталкивание.

11.2. Соедините линиями явления и соответствующие им объяснения.

11.3. Зачеркните по одному из выделенных слов, чтобы получилось верное объяснение описанного эксперимента.

11.4. Допишите предложение, чтобы получилось правильное объяснение явления.

11.5. Заполните пропуски в тексте. «В быту мы часто сталкиваемся с явлениями смачивания и несмачивания.»

12.1. Какое состояние вещества характеризуется перечисленными признаками?

На рисунке изображены модели молекул четырёх химических веществ. Сколько химических элементов образуют эти вещества? Запишите символы этих элементов.

первое это молекула воды, второе молекула углекислого газа, третье молекула метана, четвёртое молекула сернистого газа.

Здравствуйте,помогите пожалуйста решить контрольную работу 2 по химии

8класс
по теме ”Простые вещества. Количество вещества”.

Вариант 1.
А1. Знак элемента, образующего простое вещество – неметалл:
1) Na 2) C 3) K 4) Al
А2. Простое вещество – металл:
1) кислород 2) медь 3) фосфор 4) сера
А3. Агрегатное состояние простого вещества ртути при обычных
условиях:
1) твердое 2) жидкое 3) газообразное
А4. Химическая связь является ковалентной неполярной
в веществе:
1) железо 2) хлор 3) вода 4) медь
А5. Аллотропная модификация кислорода:
1) графит 2)белый фосфор 3) озон 4) уголь
А6. Запись 3О2 означает:
1) 2 молекулы кислорода
2) 3 молекулы кислорода
3) 5 атомов кислорода
4) 6 атомов кислорода
А7. Масса 3 моль сероводорода H2S равна:
1) 33 г. 2) 34 г. 3) 99 г. 4) 102 г.
А8. Объем, который занимает 2 моль газообразного вещества с
формулой SO2 (н.у):
1)22,4 л. 2) 33,6 л. 3) 44,8 л. 4) 67,2 л.
А9. Группа веществ с ионным типом химической связи:
1) Cl2, H2, O2 2) KCl, NaBr, CaI2
3) H2O, CO2, NaCl 4) K2O, MgO, NaI

А10. Молярный объем – это. . .
1)объем любого газа при н.у. 2) объем 2 г.любого газа при н.у
3) объем 1 моль любого газа при н.у 4) объем 12*1023 молекул при н.у
А11. 3 молекулы хлора:
1)3Cl2 2)3Cl 3)Cl2 4)6Cl
В1.Определите твердое мягкое вещество, оставляющее след на бумаге, имеет слабый металлический блеск, электропроводно:
1) алмаз 2) уголь 3) графит 4) фосфор белый
В2. Число молекул в 2 ммоль воды равно:
1) 12*1023. 2) 12*1020. 3) 18*1020 4) 12*1018
В3. Вещества расположенные в порядке возрастания неметаллических
свойств:
1) К, Na, Rb, Li 2) Li, Na K, Rb 3) Rb, K, Na, Li 4) Na, Rb, K, Li
С1. Рассчитайте объем 140 кг. азота N2 при н.у.

1) Знак элемента, образуещего простое вещество - неметалл:

А.Na Б.C В.K Г.Al
2) Простое вещество - металл:
А. кислород Б. Медь В. Фосфор Г. Сера
3) Агрегатное состояние простого вещества ртути при обычных условиях:
А. Твёрдое Б. Жидкое В. Газообразное
4) Химическая связь является ковалентной неполярной в веществе:
А. Железо Б. Жидкое В. Газообразное
5) Аллотропная модификация кислорода:
А. Графит В. Озон
Б. Белый фосфор Г. Алмаз
6) Атом элемента, образующему простое вещество - металл, соответствует электронная схема:
А. +18))) Б. +3)) В. +6)) Г. +15)))
288 21 24 285
7) Запись ЗО2 означает:
А. 2 молекулы кислорода
Б. 3 молекулы кислорода
В. 5 атомов кислорода
Г. 3 атома кислорода
8) Масса 3 моль сероводорода Н2S равна: (с решением)
А. 33 г. Б. 34 г. В. 99 г. Г. 102г.
9)Объём, который занимает 2 моль газообразного вещества с формулой SO2 (н. у.): (с решением)
А. 22,4 л. Б. 33,6 л. В. 44,8 л. Г. 67,2 л.
10) количество вещества углекислого газа СО2, в котором содержится 36*10(23) молекул, равно: (с решением)
11) Соотнесите:
Тип химической связи:
1. Ионная Б. Ковалентная полярная В. Металлическая
Химическая формула вещества:
А.CI2 Б.K В.NaCI Г.Fe Д.NH3
12) Рассчитайте объём кислорода О2 массой 160 г. (н. у.) (с решением)
13) Дополните определение: "Аллотропия - это явление..."
14) Выберите свойства, характеризующие графит.
А. Твёрдый
Б. Мягкий, Оставляет следы на бумаге.
В. Бесцветный, прозрачный.
Г. Имеет слабый металлический блеск
Д. Электропроводен.

1.Пара химических элементов, имеющих на внешнем электронном

уровне 3 электрона?

1) Mg и Al 2) O и S 3) N и S 4) B и Al

2. Атому элемента, образующему простое вещество - неметалл, соответствует
электронная схема?

1) +11)2)8)1 2) +8)2)6 3) +12)2)8)2 4) +4)2)2

3. Азот проявляет наибольшую степень окисления в соединении с формулой:

1) NO2 2)NO 3)NH3 4)N2O5

4. какое из веществ имеет ковалентный неполярный вид связи?

1) O2 2) H2O 3) CaCl2 4) Ba

5. Электронная формула 1s2 2s2 2p1 соответствует атому:

1) бериллия 2) кремния 3) углерода 4) бора

6.С увеличением заряда ядер атомов в ряду F -Cl - Br -I неметаллические
свойства?

1) усиливаются 2) ослабевают 3) не изменяются 4) изменяются периодически

7. укажите формулу соединения с ковалентной полярной химической связью:

1) H2 2) NH3 3) Ca3N2 4) C

8. Степенью окисления фосфора в соединениях P2O5, PH3, Ca3P2 соответственно
равна?

1) +3, -3, +5 2) -3, +3, +5 3) +5, +5, -3 4) +5, -3, -3

9. Верны ли следующие высказывания?

А. В периоде металлические свойства атомов элементов с увеличением порядкового
номера усиливаются.

Б. В периоде металлические свойства атомов элементов с увеличением порядкового
номера ослабевают.

1) верно только А 2) Верны оба суждения 3) верно только Б 4) оба суждения не
верны

10. Химический элемент, в атоме которого электроны распределены по слоям так:
2,8,8,2, в периодической системы находится:

А)в 4-ом периоде, 2-ой группе побочной подгруппе

Б)в 4-ом периоде, 2-ой группе главной подгруппе

В)в 3-ом периоде, 5-ой группе главной подгруппе

Г)в 3-ом периоде, 5-ой группе побочной подгруппе