Речевое развитие аквариум средняя группа. Конспект НОД в средней группе: «Аквариумные рыбки и азы математики

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад№ 16 комбинированного вида

Красносельского района Санкт-Петербурга

КОНСПЕКТ

непрерывной образовательной деятельности

с детьми средней группы

по познавательному развитию

Тема: «Рыбы. Строение рыб»

подготовила

воспитатель А.А. Богославская

Санкт – Петербург

2017

Цель :

Дать элементарные представления о рыбах, .

Планируемые результаты : имеют представления о строении рыб и среде их обитания ; проявляют желание заботиться о рыбках.

Задачи :

1. Учить детей выделять части тела. (Рот, глаза, жабры, хвост, плавники, чешуйки) .

2. Закрепить имеющиеся представления об аквариуме, дать новую информацию о его обитателях (особенности поведения)

3. Вызвать желание заботиться о рыбах и о чистоте аквариума.

Активизация словаря :

Аквариум, хватает (ртом, корм, плавники, чешуйки, жабры, икринки.

Оборудование :

Заряженный аквариум с рыбками, иллюстрации, «Волшебный телевизор» , слайдов-DVD, музыкальное сопровождение.

Предварительная работа :

Экскурсия в «Уголок природы» , наблюдение за аквариумными рыбками, чтение сказки А. С. Пушкина «Золотая рыбка.

Ход НОД:

Дети сидят на стульчиках полукругом.

Воспитатель : Ребята, сегодня мы с вами поговорим о ком-то очень интересном. А о ком, вы узнаете, если отгадаете загадку :

Плаваю под мостиком-

И виляю хвостиком.

По земле не хожу,

Рот есть, да не говорю.

(рыба)

Правильно, это рыбка. (показ слайда) .

А какие они - рыбы ? Чем они отличаются от нас, людей? (перечисление детьми характерных особенностей) .

Всю остальную информацию педагог дает после высказывания детей : нет рук, ног; нет шерсти, а есть чешуя, плавники, дышат жабрами. (схематический рисунок) .

А где живут рыбки? (в воде) . Вы правильно сказали, рыбки живут в воде, но не в любой. Могут ли они жить в лужах? (ответы детей с добавлениями педагога) . Кроме воды рыбам нужно многое другое : свет, тепло, растения, корм.

А могут ли люди жить в воде? Правильно, не могут, но людей всегда привлекал подводный мир, ведь так хочется узнать, что там происходит! Под водой существует интереснейший и разнообразный мир, населенный удивительными обитателями (показ слайда и его рассматривание) . Но путешествовать под водой сложно и не всегда возможно, поэтому люди придумали специальный домик, в котором могут жить рыбки. Кто знает, как он называется? (аквариум) . А есть ли у нас аквариум? (да) . Где он находится? Но прежде чем мы пойдем туда, давайте с вами сделаем разминку :

Разминка.

Рыбки плавают в пруду,

Хвостиками машут.

Вот нырнули в глубину,

Испугались Машу.

Я фонариком свечу,

Позову их светом.

И, конечно, накормлю

Вкусным кормом этим.

А теперь, ребята, пошлите к нашему аквариуму. Вот он, наш аквариум! А для кого он приготовлен? А что есть в аквариуме? (камушки, водные растения, улитки) . Ребята, рыбкам стало тесно в одном аквариуме, поэтому мы с вами переселим маленьких рыбок в аквариум поменьше. Наши рыбки называются ГУППИ. (выпускаем с детьми рыбок в аквариум) .

А рыбки большие или маленькие? А где находятся глазки? А что есть у рыбок? А где находятся плавники? (на спине и на животе) Ребята, а покажите, как рыбка помогает себе плавать хвостом (показ движений детьми) .

А для того, чтобы рыбка жила в нашем аквариуме, что нужно делать? (кормить) .

Кормят рыбок специальным кормом для рыб. Давайте ее покормим. Что делает рыбка? (ест) . А чем она хватает корм? (ртом)

Новая информация : Рыбы никогда не бывают неподвижны, они постоянно двигаются : плавниками, жабрами, ртом.

А сейчас ребята давайте пойдем в наш кинозал (Показ слайдов-шоу) . Посмотрите, рыбы бывают разными по размеру, окраске. Они живут в различных водоемах и в пресной воде (реки, озера) и в соленой воде (моря и океаны) . Но у всех рыб есть плавники, жабры, глаза, рот, чешуйки, хвост.

А кто знает, откуда появляются рыбы ? (ответы и рассуждения детей) Рыбы мечут икру , а из икринок вылупляются рыбки, сначала маленькие, а затем они вырастают.

В заключение можно попросить детей показать те части тела рыбок, которые они запомнили на иллюстрации.


Непосредственно образовательная деятельность по образовательной области «Познавательное развитие» в средней группе на тему «В гостях у речных рыб»
Автор конспекта ННОД: Колобова Гельсина Фидаиловна, воспитатель I квалификационной категории
Задачи приоритетной образовательной области ("Познавательное развитие"): приобщать детей к основам экологической грамотности; способствовать освоению детьми представлений о речных рыбах, их внешнем виде, чем питаются, как размножаются; развивать умение пользоваться моделью и схемой.Развивать мышление, память, логику, умение анализировать, выражать свои мысли в активной речи.Воспитывать у детей любовь к живой природе.
Задачи ОО в интеграции:

Скачать конспект
Речевое развитие: продолжать учить подбирать определения, упражнять в образовании прилагательных от существительных; обогащать активный словарь новыми словами (размножение, икра, личинка, мальки).
Социально-коммуникативное развитие: развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками
Оборудование: мольберт, конверт, схема-модель для описания рыб, голубая ткань («река»), картинки водорослей, камней, речных рыб, бытовые отходы (кульки, банки, коробки, крышки и т.п.), эмблемы «Защитники природы», схема развития рыбы.

Содержание ННОД:
Вводная часть:
Воспитатель вносит в группу Письмо, на конверте «SOS».
- Что означают эти буквы? (бедствие)
В конверте модель «Рыбы».
- От кого письмо?
-Где могут жить рыбы?
-Отгадайте от каких рыб это письмо?
Загадка про речку:
-Перекаты, повороты,
Мели и водовороты.
Разливая берега,
Мчится быстрая...(река)

Значит письмо пришло от каких рыб? (речных). А если рыбы живут в озере, то как они называются – озерные, в море – морские, в океане – океанические. А нам нужно спешить на речку к каким рыбкам? (речным)

Основная часть:
Дети проходят, на полу из ткани имитация реки. Кругом мусор (пакеты, коробочки из - под сока, бутылки пластиковые, фантики, кожура от фруктов).
- Что же случилось с рекой? Сколько мусора. Откуда он здесь взялся? (выводы детей). - А вы, когда отдыхаете на берегу реки, озера, вы что делаете с мусором?
-Как же нам помочь жителям реки и самой реке? (предложения детей)
Что бы нам начать убирать мусор, что нужно одеть? Надеваем сапоги (имитация), а какие сапоги? (резиновые), а перчатки? (резиновые). Игра «Собери мусор».
Вот молодцы, дружно, вместе мы навели чистоту. А чтобы больше такой беды не случилось, мы поставим около речки запрещающий знак. (Педагог еще раз обращает внимание, что мусор надо всегда за собой убирать, чтобы было чисто).
После того, как мы с вами очистили от мусора дно нашей реки, стало видно, какая рыба водится здесь. Я сейчас загадаю загадки, а вы покажете, что это за рыба. Загадки:
Под водою проплыла
Рыба с пастью, как пила.
Всех пугала эта злюка.
Оказалась это (щука).
-Ребята, почему в загадке говорится, что щука злюка? (хищник)
-На какое животное похожа щука? (на крокодила)

Колюч, да не еж.
Кто это? (Ерш)
-Зачем ершу такие на плавнике колючки?

На дне, где тихо и темно,
Лежит усатое бревно.
Ответ: Сом

От зубастой щуки скрылся,
В зарослях он притаился.
Выплыл с тины серебрясь...
Как зовут его (карась).

Хоть и рыба и мала,
Очень все ж она сильна,
Трудно вынуть из пруда,
Небольшого (окунька).
-А окунь тоже хищник, нападает на маленьких рыбок.

Воспитатель обращает внимание на, то с помощью чего так быстро плавают рыбы (тело плоской формы, плавники, хвост).
-Ребята подойдите тихонько сюда к водорослям, здесь происходит чудо - рыба мечет икру, потом из икры появятся малыши их называют – мальки, мальки подрастут и будут похожи на рыбку, которая метала икру. Вот так рыбки размножаются. Поэтому их так много.
-А сейчас присядем на берегу и попробуем выложить из картинок как рыбка размножается. Вывешивается схема размножения, дети сравнивают.
Пальчиковая игра «Рыбка озорница».
Рыбка плавает в водице
Рыбке весело играть
Рыбка, рыбка озорница
Мы хотим тебя поймать.
Рыбка спинку изогнула,
Крошку хлебную взяла
Рыбка хвостиком махнула.
Рыбка быстро уплыла.

А чтобы рыбки были здоровые, веселые им конечно же нужно питаться. А чем питаются рыбы? Дети называют и вывешиваются заготовленные заранее
картинки с изображением того, чем питается рыба: водоросли, икра, червячки, насекомые, рыба.
- Ребята, посмотрите, что у меня есть? (внесение картинки с изображением рыбки в аквариуме). Аквариум с рыбкой вуалехвост. Если рыбка живет в аквариуме как она называется? (аквариумная) Каких еще аквариумных рыбок вы знаете? Может выпустим ее в речку, чтобы ей было не скучно? Можно? Почему? (яркая окраска, привыкла, что за ней ухаживают, нет корма, нападут хищные рыбы, не умеет прятаться).

Заключительная часть:
-Молодцы, сколько мы добра сделали. Наше пребывание на речке закончилось.
-Что мы сегодня делали?
-Что понравилось? На память о нашем путешествии я вам хочу подарить эмблемы «Защитники природы».

Конспект НОД «В гостях у золотой рыбки» (средняя группа)

Области: «Коммуникация» (развитие речи), «Художественная литература», «Познание» (природный мир).

Цели и задачи :

Познакомить с отрывком из «Сказки о золотой рыбке» А.С Пушкина, объяснить значение слов «невод», «чешуя»; развивать связную речь, чувство рифмы, активизировать словарь детей по темам «Море», «Небо», учить детей составлять предложения на заданную тему: «Чтобы я попросил у золотой рыбки» и др.

Ход занятия :

1. Ритуал приветствия :

Собрались все дети в круг.

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Воспитатель : Ребята, прислушайтесь! (звучит шум морского прибоя). Что за шум? Это море шумит. Как называется наше море? Балтийское море. Давайте представим, что мы вышли из детского сада и пришли на берег моря. Над головой у нас голубое небо с облаками, под ногами золотистый песок, а впереди - море. Как красиво вокруг!

А сколько слов можно найти, если присмотреться и подумать. Ведь слова можно найти везде.

Я слова найду везде -

И на небе, и в воде,

На полу, на потолке,

На носу и на руке.

Вы не слышали такого?

Не беда! Сыграем в слово!

Дидактическое упражнение «Найди слова »

Найдите слова на небе.

(Облака, птицы, ветер, тучи, самолет, луна, молния, солнце)

Найдите слова в море.

(Вода, волна, рыба, водоросли, шторм, краб, дельфин, медуза, корабль)

Воспитатель : В море живет много самых разных рыб. Есть рыбы съедобные для человека. Рыбаки их ловят, а мы покупаем, готовим и едим. Это сельдь, ставрида, камбала, скумбрия, лещ и многие другие. Есть опасные рыбы. Они могут уколоть ядовитым шипом, как морской кот и морской дракон; и даже ударить током, как скат. Рыбаки их не ловят, ведь встреча с такими рыбами очень неприятна.

У всех рыб есть хвост. Он служит их рулем. Еще у рыб есть плавники. Как вы думаете для чего рыбам плавники? Само слово вам подскажет. Плавники нужны рыбам для того, чтобы плавать. Конечно же у рыб есть глаза. Для чего нужны глаза? Тело рыб покрыто пластинками - чешуей.

Ребят, послушайте забавное стихотворение про то, как рыбы любят улыбаться. И не просто слушайте, а подсказывайте мне словечки.

Дидактическая игра «Подскажи словечко »

Если это рыбка - у нее улыбка.

Если это рыбочка - у нее … (улыбочка)

Если это рыба - у нее … (улыба)

Если это рыбина - у неё … (улыбина).

Если эта рыбища - у нее … (улыбища).

Воспитатель: Ребята, вы представляете еще в море живет удивительная рыба, которая может говорить человеческим голосом и исполнять желания. О такой рыбки написал сказку Александр Сергеевич Пушкин. Эта сказка так и называется «Сказка о золотой рыбке». Прежде чем мы прослушаем отрывок из этой сказки, в которой рассказывается о том, как старик забросил в море невод - такую большую рыбацкую сеть для ловли рыбы, и в этот невод попала золотая рыбка, давайте немножко поиграем.

Физкультминутка «РЫБКА»

Рыбка плавает в водице,

(Сложенными вместе ладонями дети изображают, как плывет рыбка.)

Рыбке весело играть.

(хлопают в ладоши)

Рыбка, рыбка, озорница,

(Грозят пальчиком.)

Мы хотим тебя поймать.

(Делают хватательное движение обеими руками.)

Рыбка спинку изогнула,

(Руки над головой, прогибаемся в спине)

Крошку хлебную взяла.

(Приседаем)

Рыбка хвостиком махнула,

Рыбка быстро уплыла.

(Снова «плывут».)

Чтение отрывка из «Сказки о золотой рыбке» А.С. Пушкина

Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
Раз он в море закинул невод, —
Пришел невод с одною тиной.
Он в другой раз закинул невод,
Пришел невод с травой морскою.
В третий раз закинул он невод, —
Пришел невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой, — золотою.
Как взмолится золотая рыбка!
Голосом молвит человечьим:
«Отпусти ты, старче, меня в море,
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь чем только пожелаешь.»
Удивился старик, испугался:
Он рыбачил тридцать лет и три года
И не слыхивал, чтоб рыба говорила.
Отпустил он рыбку золотую
И сказал ей ласковое слово:
«Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;

Ступай себе в синее море,

Гуляй там себе на просторе».

Воротился старик ко старухе,
Рассказал ей великое чудо.
«Я сегодня поймал было рыбку,
Золотую рыбку, не простую;
По-нашему говорила рыбка,
Домой в море синее просилась,
Дорогою ценою откупалась:
Откупалась чем только пожелаю.
Не посмел я взять с нее выкуп;
Так пустил ее в синее море».
Старика старуха забранила:
«Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!
Хоть бы взял ты с нее корыто,
Наше-то совсем раскололось».

Вопросы по прочитанному отрывку.

Воспитатель : Ребята, а давайте немножко пофантазируем. А что было бы, если бы нам золотая рыбка предложила исполнить наши желания? О чем вы попросили рыбку? Подумайте! Вот я бы попросила у рыбки, чтобы мои детки в группе никогда не ссорились и жили дружно.

Проводится дидактическая игра «Чтобы я попросил у золотой рыбки»

Воспитатель хвалит детей.

Занятие по развитию речи во второй младшей группе

План-конспект занятия по развитию речи «Аквариумные рыбки»

Подготовила и провела воспитатель логопедической группы
старшего дошкольного возраста: Тимирева Людмила Валерьевна

Цели

Коррекционные:

  • расширение и уточнение словаря по теме: «Аквариумные рыбки»;
  • совершенствование естественно-научных представлений (рыбка, туловище, голова, хвост, плавники, жабры, чешуя и т. д.) ;
  • развитие связной речи;
  • развитие слухового и зрительного внимания, памяти, фонематического слуха;
  • развитие наблюдательности, мышления;
  • развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;
  • активизация познавательной деятельности:

Образовательные:

  • согласование прилагательных с существительными;
  • образование относительных прилагательных, употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных;
  • закрепление падежных окончаний и формирование предложно - падежных конструкций.

Воспитательные:

  • повышение активности, сознательности, интереса к логопедическим занятиям;
  • воспитание чувства любви к природе, заботливое отношение и желание ухаживать за рыбками.

Ход занятия

1. Организационный момент.

{Загадывание детям загадки.}

Воспитатель:

Этот дом не деревянный,

Не из камня этот дом,

Он прозрачный, он стеклянный

Нету номера на нем

И жильцы в нем не простые

Не простые, золотые.

Эти самые жильцы - знаменитые пловцы.

Дети: Аквариум.

Воспитатель: Я сегодня приготовила для вас сюрприз. Хотите узнать что это?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда отгадайте еще одну загадку:

К нам из сказки приплыла,

Там царицею была.

Рыбка эта непростая,

Рыбка эта...

Дети: Золотая.

Воспитатель: Правильно. Это золотая рыбка. Вы уже слышали сказку о ней? А кто ее написал?

Дети: А. С. Пушкин.

Воспитатель: А где жила золотая рыбка в сказке?

Дети: В море - океане.

Воспитатель: Правильно. Ну раз вы отгадали мою загадку и ответили правильно на все мои вопросы, смотрите, что за сюрприз я приготовила для вас.

2. Рассматривание картины «Золотая рыбка». Беседа.

{Расширение словаря по теме «Аквариумные рыбки». Совершенствование диалогической речи.}

Воспитатель показывает картину, на которой изображена золотая рыбка в аквариуме и позволяет детям 20 - 30 секунд полюбоваться золотой рыбкой, а затем задает вопросы и руководит наблюдением.

Воспитатель: Кто это?

Дети: Золотая рыбка.

Воспитатель: Как вы догадались?

Дети: Она оранжевая, золотая, как в сказке.

Воспитатель: Что делает золотая рыбка?

Дети: Она плавает.

Воспитатель: Она плавает в аквариуме. Так называется её дом, этот стеклянный ящик. Золотая рыбка большая или маленькая? Сравните ее с улиткой, которая сидит на листочке.

Дети: Она больше улитки. Она большая.

Воспитатель: Что вы еще можете сказать о золотой рыбке? Какая она?

Дети: Она очень красивая, сказочная.

Воспитатель: Правильно. Посмотрите на рыбку внимательно. У неё есть туловище, голова, длинный хвост, плавники. На голове у рыбки расположены жабры. Они помогают рыбке дышать. У рыбки красивые золотистые глазки и небольшой ротик. Тело рыбки покрыто чешуёй. Каждая чешуйка похожа на маленькую золотую монетку, такая же круглая и блестящая. Как вы думаете, а для чего нужны рыбке хвост и плавники?

Дети: Чтобы плавать.

Воспитатель: Конечно же! Плавники нужны рыбке, чтобы она могла плавать. Послушайте, как похожи эти слова: «плавать», «плавники».

Воспитатель: А чем питается золотая рыбка?

Дети: Она питается кормом.

Воспитатель: Правильно её кормит человек сухим кормом, а сейчас давайте немного отдохнём и вспомним наше упражнение «Рыбка».

3. Физкультурная минутка «Рыбка» (Нищева) .

{Координация речи с движением, развитие подражательности. Уточнение словаря по теме.}

Рыбка плавает в водице

Рыбке весело гулять.

(Соединяют поочередно пальчики от, указательного до мизинца и обратно)

Рыбка, рыбка, озорница,

(Погрозить указательным пальцем)

Мы хотим тебя поймать.

(Закручивают руками вперед - назад)

Рыбка спинку изогнула,

(Приседают, крутя туловищем)

Крошку хлебную взяла.

(Показать руками хватательные упражнения)

Рыбка хвостиком махнула,

(Приседают, крутя туловищем)

Очень быстро уплыла.

4. Игра с мячом «Назови ласково».

{Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами) . Развитие ловкости.}

Воспитатель приглашает встать на ковёр.

Воспитатель: Встаньте в круг. Поиграем в мяч. Я буду бросать вам мяч и называть слова, а вы будете ловить мяч и называть это слово ласково.

5. Игра «Аквариум».

{Развитие зрительного восприятия, внимания, мышления, ориентировки в пространстве.}

Воспитатель приглашает детей к макету аквариума, на котором закреплены плоскостные изображения рыб.

Воспитатель: Посмотрите внимательно на аквариум, в нем плавают сказочные рыбки. Найдите и покажите одинаковых рыбок. Какого они цвета?

Дети: Выполняют задание и отвечают на вопросы.

Воспитатель: А теперь правильно сосчитайте всех рыбок.

Дети: Выполняют задание.

Воспитатель: А теперь покажите рыб, которые плывут вправо (влево) . Которые плавают вверху аквариума и на самом дне?

Дети: Отвечают на вопросы.

6. Игра «Четвертый лишний».

{Развитие диалогической речи, зрительного восприятия и внимания, мышления и памяти.}

Воспитатель помещает на мольберт предметные картинки, на которых изображены обитатели морей и аквариумная рыбка: дельфин, осьминог, морской конек и золотая рыбка. Просит детей назвать лишнюю картинку и объяснить, почему она лишняя, а затем предложить на её место подходящую картинку.

7. Артикуляционная гимнастика.

{Развитие артикуляционной моторики.}

Дети садятся перед зеркалом, воспитатель следит за правильной посадкой детей.

Воспитатель: Покажите, как золотая рыбка открывала рот. Не торопитесь, не напрягайтесь. Выполняйте упражнение спокойно (5 - 6 раз) .

8. Разрезные картинки «Аквариумные рыбки».

Развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса.

Воспитатель раздает детям картинки, предлагает рассмотреть и назвать рыб, изображенных на них. Дети называют рыбок.

Воспитатель: А теперь «разберите» картинки, перемешайте их, а затем снова сложите изображения.

Дети выполняют задание

9. Окончание занятия.

{Оценка работы детей.}

Воспитатель: С кем вы познакомились сегодня?

Дети: С золотой рыбкой.

Воспитатель: Какая она?

Дети: Красивая, золотая, проворная, небольшая.

Воспитатель: Где она живет?

Дети: В аквариуме.

Воспитатель: Что она делает?

Дети: Она плавает в аквариуме и радует нас.

Воспитатель: Чем её можно кормить?

Дети: Сухим кормом.

Воспитатель: Вы очень хорошо работали на занятии, были внимательными, старались правильно говорит. Вы молодцы.

Конспект НОД по художественному творчеству в средней группе

Конспект НОД по художественному творчеству в средней группе по теме «Золотая рыбка».


Недопекина Антонина Викторовна, воспитатель ГБОУ Детский сад № 1524, г. Москва.
Описание материала: Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей средней группы(4-5 лет) по теме « Золотая рыбка». Данный материал будет полезен воспитателям средней группы, родителям, детям дошкольного возраста. Этот конспект направлен на воспитание интереса дошкольников к художественному творчеству.
Цель: Изображение рыбки на основе овала и аккуратно закрашивание формы, добавление соответствующих деталей (хвостик, чешую, плавники, глаз).
Задачи: Уточнять представление о внешнем виде рыб.
Развивать чувство формы и цветовое восприятие.
Продолжать воспитывать интерес к сотворчеству с педагогом и с другими детьми в создании коллективной композиции.
Упражнять детей в подборе разных оттенков одного цвета.
Развивать чувство композиции (красиво располагать рыбок по цвету друг за другом).
Совершенствовать технические умения и навыки.
Продолжать развивать умение рассматривать и оценивать созданные изображения.
Демонстрационный материал: Иллюстрации с изображением рыб.
Предварительная работа: Кормление рыб в аквариуме и наблюдение за их поведением. Беседы о внешнем виде и образе жизни рыб. Рассматривание иллюстраций с изображением рыб. Чтение сказки А.С. Пушкина « Сказка о рыбаке и рыбке»
Раздаточный материал: «Дно подводного мира» изображенного на листе бумаги синего цвета(форматом 35см на 55 см,для коллективной работы), гуашь, набор кистей № 8, № 3 ,баночки с водой, салфетки.
Ход занятия:
Воспитатель: Послушайте и отгадайте загадку.
Вильнёт хвостиком туда-сюда -
И нет её, и нет следа.
Дети: Рыбка.
Воспитатель: Правильно, а каких рыб вы знаете? (Показ картинки с рыбками)


Дети: 1 - жемчужный гурами; 2 меченосец; 3 - молинезия; 4 - бойцовая рыбка; 5 - гуппи.
Воспитатель: Послушайте, из какой сказки А. С Пушкина этот отрывок?
В третий раз закинул он невод,-
Пришел невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой,- золотою.
Дети: Сказка о рыбаке и рыбке.
Воспитатель: О ком говорится в сказке?
Дети: О золотой рыбке. (Дети кратко пересказывают сюжет сказки.)
Воспитатель: А где живет золотая рыбка?
Дети: В подводном мире.
Воспитатель: Давайте заглянем в подводный мир! Что там происходит? Как там красиво: на песчаном дне разноцветные камешки, водоросли зеленые под водой изгибаются. А это кто плывет? Золотая рыбка.(Показ заготовки для коллективной работы)


Воспитатель: Какого цвета рыбка? Большая или маленькая? А как вы думаете, что помогает рыбке плавать?
Дети: Хвост, плавники.
Когда рыбка плывет, её хвостик двигается из стороны в сторону.
(Воспитатель показывает движения рыбки рукой и предлагает детям тоже сделать рукой так, как рыба хвостом) .
Воспитатель: Как вы думаете, рыбка нас видит?
Дети: Да, ведь у неё есть глаза.
Воспитатель: На что похоже её глаза?
Дети: На маленькие черные бусинки.
Воспитатель. А вы хотите поиграть в рыбок?
Физкультурная минутка:
У реки росла рябина (присев постепенное выпрямление туловища, руки вверх покачивая).
А река текла, рябила (плавными движениями рук впереди).
Посредине глубина (наклоны вперед, руки прямые).
Там гуляла ры-би-на (ходьба).
Эта рыба – непростая (прыжки).
Называется – золотая (ходьба на месте).
Рыбка плавает в водице (плавными движениями рук впереди)
Рыбке весело играть (прыжки)
Рыбка, рыбка озорница
Мы хотим тебя поймать.
Рыбка спинку изогнула, (прогнуться назад и потянуться)
Глазиком нам подмигнула.
Рыбка хвостиком махнула,
Рыбка быстро уплыла. (Дети изображают резвящихся рыбок)
Воспитатель: Золотая рыбка что-то сообщить нам хочет. Видите, белые пузыри от ее губ вверх поднимаются. Ой, беда, беда! Растеряла рыбка своих сестричек золотых рыбок. Ей грустно без них. Ребята надо помочь рыбке!
Воспитатель: Хотите научиться рисовать красками Золотую рыбку? (показ нарисованного образца рыбки)


Подумайте, какая форма лежат в основе ее изображения?
Дети: Овал.
Воспитатель: А что ещё есть у рыбки?
Дети: Хвостик, чешуя, плавники, глаза.
Воспитатель: Попробую нарисовать рыбку, для работы возьму большую кисточку и желтого цвета гуашь. Нарисую сверху дугу и снизу дугу так, чтобы получился овал. В одном месте дуги должны пересекаться, это будет хвостик рыбки. (Показ последовательности рисования).


Воспитатель: Овал аккуратно закрашиваю. И даю подсохнуть.


Воспитатель: Затем беру кисточку поменьше и рисую рыбке хвостик, плавники.


Воспитатель: Что ещё надо добавить рыбке?
Дети: Чешуйки и глазки.
Воспитатель: Правильно. Рыбке обязательно надо прорисовать чешую. (показ)
Воспитатель: Вот у меня получилась золотая рыбка.


А сейчас Вы попробуйте нарисовать Золотой рыбке ее сестричек, как запомнили. Но сначала разомнем пальчики.
Пальчиковая гимнастика: « Рыбки»
Рыбки плавали, ныряли
В чистой тепленькой воде (сложить пальцы щепоткой, совершая волнообразные движения всей рукой – от плеча до кисти):
То сожмутся (очень плотно сжать пальцы),
Разожмутся (растопырить пальчики в стороны),
То зароются в песке (сложить пальчики вместе и поочередно совершать движения руками, как будто раскапываете песок).
Воспитатель: Пальчики размяли, приступаем к рисованию рыбок.
(Дети рисуют золотых рыбок. Воспитатель оказывает индивидуальную помощь, обращает внимание, как дети набирают краску, правильно ли держат кисть)
Воспитатель: Молодцы, красивых рыбок нарисовали! Ребята, посмотрите, Золотая рыбка обрадовалась, что нашлись ее сестрички. Она благодарит вас за оказанную помощь. Они могут исполнить ваши желания.


Воспитатель: Ребята, объясните пословицу: « Без труда не вытянешь и рыбку из пруда».
(Дети объясняют смысл пословицы.)
Воспитатель: Правильно, если стараться и много трудиться, то все получиться. Вы научились рисовать Золотых рыбок и помогли рыбке. Молодцы!