Доступные способы самостоятельного наведения патины на монеты после чистки. Патинирование монет (искусственное старение) Патина на монетах из серебра

Патинирование монет - это быстрый и эффективный способ придать им старинный вид. Способов нанесения темного налета много, выбирать их нужно в зависимости от типа металла и желаемого оттенка. Чаще всего процедуре подвергаются медные поверхности, но иногда состаривают монеты из никеля, бронзы и даже серебра.

Слово «патина» относится к терминам итальянского языка. Впервые о ней узнали после проведенного химического опыта, реакцией которого стала трансформация поверхности монеты. На серебряном или медном сплаве темный налет смотрится красиво, а вот на алюминии представляет собой мутную пленку, из-за чего подобные экземпляры теряют в цене.

Важным условием патины является полное покрытие металла, т.к. отдельные пятна не добавят очарования монете. Поэтому неравномерное покрытие убирают и наносят его искусственным путем. Но, если оксидная плена проникла глубоко в сплав, трогать ее не рекомендуется. Такие изделия после очистки превратятся в тонкие пластины с бесформенными рытвинами вместо рисунка.

Патинирование монет проводят по нескольким причинам:

  • экземпляр был куплен или найден в плохом состоянии, со следами коррозии, нуждающихся в очистке. Внешний вид откопанных денежных образцов во многом зависит от местности, в которой ее отыскали и качества грунта;
  • увеличение стоимости. Древние монеты с благородным коричневым налетом ценятся гораздо дороже экземпляров с зелеными пятнами на поверхности;
  • неосведомленность в истинной ценности монеты с естественными следами окисления и желание придать ей блеск приводит к потере изделия своей значимости. Чаще всего патина стирается или же монету бросают в кислоту, после чего ее окрас становится желто-оранжевым.

Патинирование проводится путем химической реакцией, в процессе которой образуется пленка или налет. Многолетняя практика показала, какие существуют способы нанесение патины и как выполнить процедуру в домашних условиях. В процессе нужно соблюдать пропорции веществ иначе можно навсегда потерять редкую монету.

Правила и методы патинирования

Ни для кого не секрет, что металлы под воздействием воздуха и воды со временем окисляются. Но происходит это у различных сплавов по-разному. Если сталь или железо в результате такого воздействия разрушаются, то медь покрывается темной защитной пленкой. Именно такой слой придает особый шик старинным вещам, свидетельствуя об их подлинности.

Часто в желании убрать с монеты загрязнения ее подвергают механической обработке, в результате которой происходи и снятие патины. Вернуть после этого благородный знак отличия вполне реально. Зачастую искусственное патинирование медных монет оправдано с эстетической точки зрения, поскольку помогает скрыть результаты их очистки.

Необходимые инструменты

В зависимости от выбранного метода нанесения патины необходимо подготовить инструментов и материалы. Минимальный набор включает в себя:

  • стеклянную или пластиковую емкость;
  • выбранный химический реактив;
  • мерный стакан;
  • палочки для размешивания;
  • синтетическую кисточку;
  • жидкость для обезжиривания;
  • резиновые перчатки;
  • респиратор;
  • мыло;
  • губку;
  • ненужные чистые тряпки;
  • ватный диски.

Когда все это будет собрано, можно приступать к проведению эксперимента.

Процесс нанесения патины

Конечно, наличие «родного» слоя окислов намного предпочтительней, ведь он не только говорит о ценности экземпляра, но и надежно предохраняет монету от порчи. Если есть возможность сохранить природный налет, то лучше его не трогать. Когда же без искусственного состаривания не обойтись, патину наносят самостоятельно. Патинирования обычно проводят одним из и следующих методов:

  • окунают монеты в подготовленный раствор;
  • помещают денежный образец в парогазовую среду;
  • наносят состав на поверхность кисточкой.

Качество конечного результата напрямую зависит от метода получения патины и от того, насколько хорошо была подготовлена монета.

Первым делом монеты очищают от жира и окислов. Делают это ватным диском, смоченным в уайт-спирите или бензине. Эти жидкости хорошо убирают жирные следы, мешающие процессу окисления и возникновения реакции патинирующего раствора с медью. Также необходимо обязательно надеть перчатки, т.к. на оставленных следах от пальцев патина ляжет неровно.

Особенности и способы патинирования монет в домашних условиях

В зависимости от металла, существует достаточно большое количество методов нанесения на монету патины. Все они выполнимы и не требуют знаний древних алхимиков и специальной лаборатории. Большинство видов патины наводится простыми способами, но не стоит ожидать от нее сверхэффекта. Дефекты монеты, такие как дыры, рытвины, забоины, подтеки, образовавшийся слой не скроет, а только изменит их окраску.

Чем качественней будет выполнено патинирование, тем ценней станет монета. Опытные коллекционеры знают, что искусственный налет не добавляет финансовой значимости изделиям. Но патина, наведенная по всем правилам, ничем не отличается от естественной. Монета приобретает благородный раритетный вид в глазах потенциальных покупателей. Универсального метода окисления не существует и наиболее подходящий из всех подбирается только экспериментальным путем.

Патинирование медных монет

Патинирование медной монеты выполняют серной кислотой. Средство наносится на металл, и буквально в течение нескольких секунд она темнеет. После процедуры изделие обязательно промывают с мылом, чтобы окислительные процессы не продолжались. Получившаяся от серной мази патина имеет достаточно насыщенный черный цвет, но она неустойчива. Если потереть поверхность тканью, налет сотрется, поэтому данным методом стоит пользоваться в крайнем случае.

Патинирование медных монет нашатырным спиртом проводят в хорошо проветриваемом помещении, т.к. пары вещества довольно едкие. Обрабатываемую монету окисляют в закрытой банке или контейнере. Для этого ее помещают в емкость с нашатырем так, чтобы она контактировала только с его испарениями, а не с жидкостью. Емкость плотно закрывают и выжидают 15-30 секунд. Если же монету оставить на долгий срок, то ее можно испортить. Патина не станет темнее, а на изделии появятся очаги коррозии.

Справиться с задачей обработки монеты нашатырными испарениями проще на словах, чем на деле. Ее либо подвешивают, либо кладут на ватный диск внутри банки. Это позволит ей покрываться патиной равномерно с двух сторон. Спирт наливают в самом конце, после проведения подготовительных манипуляций. Затем плотно закрывают емкость крышкой.

Пары нашатырного спирта способны за несколько минут покрыть монету ровным слоем патины приятного коричневого цвета. Блеск устраняется, и изделие приобретает красивый раритетный вид.


Патинирование монет марганцовкой и медным купоросом дает быстрый результат и налет коричневого оттенка. Посуду для работы берут ненужную, т.к. после патинирования она вряд ли отмоется и ее придется выбросить. Для приготовления раствора берут 200 мл дистиллированной воды и по одному грамму порошков. Все тщательно перемешивают, доводят на плите до кипения и в получившийся состав опускают монету на 1-2 минуты.

Чем дольше монета находится в растворе, тем патина более темного цвета получится. Через 10 минут изделие приобретет почти черный цвет. Это нужно учитывать при достижении желаемого оттенка оксидной пленки.

Патинирование серебряных монет

Придать серебряным монетам темный цвет довольно просто. Для этого понадобится аммиак или нашатырный спирт. Изделие на 20-30 минут помещают в морозильную камеру. После этого ее достают, берут пинцетом за один край и подносят к открытому флакону нашатыря. Она буквально сразу начинает реагировать на пары нашатыря и покрывается серым налетом патины. Процедуру прекращаю тогда, когда серебро приобретет нужный оттенок.

Есть еще один способ патинирования серебряных монет - вареными яйцами. Их отваривают до крутого состояния, разрезают пополам и кладут в емкость с достаточно узким горлышком. Туда же отправляют и монету. Яйцо начинает выделять сероводород, из-за чего монета покрывается серой пленкой. Этот способ хорош тем, что с его помощью достигается наиболее равномерное покрытие.

Нюансы патинирования монет естественным образом

Нанести на монету патину можно и без использования вышеописанных материалов. Существует способ патинирования бронзы естественным путем. Для этого изделия выносят на солнце и оставляют их там на довольно длительное время. В течение 1-2 лет нужно следить, чтобы монета все время подвергалась воздействию солнечных лучей. Конечно, быстрым такой процесс трудно назвать, но его плюс в том, что медь приобретет природный состаренный вид. «Солнечную» патину будет сложно отличить от природного слоя окислов.

В домашних условиях можно попробовать навести темный налет деревом. Некоторые породы дерева выделяют танины, способствующие получению «кабинетной» патины.

Если в патинировании монет нет никакого опыта и даже четкого представления, как этот процесс происходит, лучше отказаться от затеи или предоставить сделать это специалисту.

Любая монета с течением времени покрывается естественным налетом (тонкой окисной пленкой), которую называют патиной. Это происходит в результате постоянного контакта поверхности монеты с окружающей средой. Этот налет подобен ржавчине на железе. Разница лишь в том, что на монетах из меди, серебра и др. цветных металлов, в отличие от железа, налет имеет иную химическую структуру, а следовательно и внешний вид, который может как повышать стоимость монеты в разы, так и обесценивать ее. В любом случае, если монета достаточно старая, патина лишь указывает на ее подлинность, придавая ей уникальность и особый шарм, чаще всего, увеличивая ее ценность, за исключением случаев явного разрушения поверхности монеты и деталей рельефа.

Серебряный памятный рубль 1896 года в честь коронации Николая II в состоянии UNC . За время хранения покрылся естественной оранжево-красной патиной, которая значительно увеличивает цену монеты по сравнению с аналогичной, но без патины.

Для начинающего нумизмата монета в хорошей сохранности, покрытая слоем окисной пленки, может показаться испорченной, поблекшей, он бы предпочел взять такую же, но блестящую, в то время как истинный ценитель искусства выберет именно ту, на которой отпечатался ее многолетний жизненный опыт в виде патины.

Серебряный полтинник 1925 годп в состоянии UNC. Обильно покрыт переливающейся радужной патиной. С тоимость такой монеты за счет разноцветного радужного "налета" может доходить до 20000-30000 рублей.


Серебряный полтинник 1925 года в состоянии UNC, аналогичный предыдущему, но практически лишенный следов патины. Стоимость такого экземпляра - около 1000 руб, т.е. в 20-30 раз ниже такого же, но в красивой патине.

Если смыть патину каким-либо чистящим средством - старая монета будет выглядеть как новая, приобретет неестественный блеск для своих, скажем, 100 или 200 лет, в результате чего значительно снизится ее стоимость. Кроме того, после обработки старой монеты с густым слоем патины, на месте окисных наложений могут оставаться достаточно глубокие впадины - каверны, которые могут окончательно уничтожат интерес опытных нумизматов к данному экземпляру.

Бронзовая монета 3 копейки 1938 года до чистки - покрыта толстым слоем окисной пленки и после чистки - видны каверны на тех местах, где располагались наиболее глубокие окисные наложения. Данная монета не является редкой, но на ее примере хорошо видно, к чему может привести чистка таких окислившихся экземпляров.

Помимо самого факта наличия патины, наиболее важно соответствие ее интенсивности году выпуска монеты. Если перед Вами 10-летняя монета, сплошь покрытая пятнистым грязно-зеленым или даже черным налетом, стоит задуматься, нужна ли она для Вашей коллекции, и, как она будет выглядеть через 30-40 лет. Вероятно, лучшим решением будет взять аналогичную монету, но со слегка заметной патиной или вообще без нее. При этом надо учитывать, что сильно окислившаяся монета может передавать свою «болезнь» другим монетам при совместном хранении в определенных условиях. Именно такие экземпляры можно пытаться подвергнуть какой-либо щадящей обработке, без использования жестких химических и абразивных средств, не опасаясь за потерю ей ценности и возвращая монете первозданный вид, потерянный в результате неправильного хранения.


Серебряная юбилейная монета СССР 10 рублей 1978 года Proof , выпущенная к Олимпиаде 1980г в Москве. Реверс монеты покрылся неравномерным слоем зеленоватой пятнистой патины, вероятно в результате неправильного хранения. Такую патину можно смыть, не опасаясь за потерю ценности данного экземпляра. Как это можно сделать рассказано в отдельной статье .

Надо понимать, что грань между коллекционной монетой, покрытой естественной патиной и монетой, испорченной внешней средой, подвергшейся коррозии, очень тонка. Разница абсолютно субъективна, за исключением случаев явного разрушения монеты химическими веществами, например в результате длительного нахождения в почве, или, напротив, невероятно красивого радужного налета на старинной коллекционной монете, хранившейся в течение десятилетий в специальном «кабинете» из красного дерева.



Медная монета США 1 цент 1911 года в состоянии N , покрывшаяся равномерной зеленоватой патиной.


Серебряный памятный рубль 1898 года в честь открытия памятника Александру II в состоянии UNC. За время хранения данный экземпляр покрылся прекрасной кабинетной патиной.

Приобретая монету с удивительной патиной, всегда держите в голове вариант, что её мог образовать не естественный ход событий, а умелые руки продавца. Существует множество способов наведения искусственной патины. Это может быть глубокий шоколадный оттенок на меди или ровная матовая поверхность на серебре. Мастера работы с монетами, не слишком напрягаясь, накладывают даже патину, сверкающую всеми цветами радуги. И всё же, невзирая на предостережения, большинство нумизматов признаёт, что монета с красивой патиной смотрится куда притягательнее, чем рядовой экземпляр. Поэтому при покупке монеты для собственной коллекции именно вам решать, какой процент стоимости приобретаемого экземпляра станет занимать патина, так радующая глаз.

Патина – это налет на поверхности монеты, который образуется в результате реакции металла с внешней средой. Патина на старинной монете подчеркивает ее древнее происхождение, делает монету более естественной и чаще всего поднимает в цене. По поводу увеличения ценности – здесь не так все однозначно и необходимо каждый случай рассматривать отдельно. В некоторых случаях патина наоборот может значительно снизить цену на монету. Конечно же, речь в данном случае идет о натуральной патине.

Патина является естественным процессом окисления металла. Этот процесс чем-то схож с появлением ржавчины на железе. Но в данном сравнении есть небольшой нюанс. Натуральная патина на монете может образовываться в течение длительного времени, десятилетия, зачастую столетия. Подобное окисление не только гарантирует подлинность монеты, но и предотвращает металл от полного разрушения коррозией. Кроме того, патина говорит о том, что с монетой не производили механических действий, не чистили ее, не реставрировали рельеф, она сохранилась именно в первозданном виде.

В общем, цвет патины зависит от многих факторов, в том числе от толщины окисления и от времени, когда патина начала образовываться. Монеты, изготовленные из одного металла, могут покрываться пленкой по-разному. Также цвет и оттенок может завесить от того, часто ли монета находилась в незащищенных руках, каким способом она чеканилась, как хранилась, имела ли соприкосновение с соленой водой, пережила ли воздействие повышенной температуры (например, пожар) и многое другое. Существует несколько разновидностей патины: рыхлая или «дикая», радужная, переливчатая, «пулевая».

Цвет патины

На медных монетах может сильно варьироваться. Черная или темно-коричневая – это реакция на оксид меди. Патина зеленых и голубых оттенков вызвана сульфидами или сульфатами меди. Мучнистые зеленые или зелено-голубые пятна на монете – это так называемая «бронзовая болезнь». В этом случае в состав патины входит соляная кислота. Такое окисление может со временем полностью уничтожить плоскость монеты. Кроме того, «бронзовая болезнь» может перекинуться и на другие монеты, поэтому хранить такие экземпляры следует отдельно.

Древние монеты из бронзы могут иметь красивую патину песчаного или светло-коричневого цвета. Такой налет появляется из-за крупинок соли кремниевой кислоты, содержащийся в почве, богатой песком или непосредственно в песке.

Никелевые монеты патине подвергаются незначительно. Цвет налета на никеле светло-серый, иногда светло-голубой или даже слегка золотистый.

Существует также термин «кабинетная патина», который получил распространение главным образом в России. «Кабинет» в дореволюционной России – это специальный деревянный шкафчик для хранения монет. Испарения древесины и различных лаков провоцировали образование патины на предметах коллекционирования.

Зачастую после чистки монета выглядит совсем плохо, я бы даже сказал не реально плохо. В основном это из за того, что так называемая патина была уничтожена и монета осталась в «неглиже». Продать такую монету весьма проблематично. Надо ее немного подготовить к продаже (как автомобиль) т.е. наложить патину.

Патинировать медные монеты, в принципе, не очень сложно. Основная трудность в том, чтобы приобретенный цвет как можно больше походил на натуральный. Способов патинирования медных монет много, у каждого есть свои плюсы и минусы. Я использую только три способа. Расскажу немного о них.

Патинирование медных монет с помощью марганца и медного купороса . Многие нумизматы считают этот способ наиболее «идеальным», так как цвет у монеты можно сделать от красного до темно коричневого, причем эта наведенная патина будет весьма похожа на натуральную. Патинирование происходит следующим образом – в нагретую до 90 градусов воду (0,5 литра), добавляете 3-4 грамма марганца и около 10 грамм медного купороса. Перемешиваете все и помещаете в этот раствор монеты. По мере остывания раствор немного подогреваете. Каждые 5 минут монеты переворачиваете и проверяете их цвет. Добиваетесь того, чтобы цвет стал ярко коричневым. Большой плюс этого патинирования в том, что цвет получается красивым и относительно устойчивым к смыванию.

Патинирование медных монет с помощью серной мази . «Настоящие» нумизматы презирают этот способ, который достаточно прост. Берете монету и намазываете ее слегка пальцами серной мазью. Все это делать нужно в едва теплой воде. Вода нужна для того, чтобы процесс окрашивания происходил медленнее. На выходе цвет у монеты будет от темно-коричневого до матового черного. Плюс в том, что самую убиенную монету можно немного оживить, а минус в том, что цвет ненатуральный и патина очень легко смывается. Для того, чтобы патину сделать естественной, после патинирования серной мазью, монету нужно натереть мягкой тряпочкой, смоченной в масле. Иногда можно добиться весьма недурственного цвета.

Очень мне нравится патинировать медные монеты естественным путем, т.е. солнцем и воздухом. Проводил такой эксперимент – очищенные до самой «наготы» монеты положил на крышу дома. Каждые две недели монеты переворачивал. Монеты четыре месяца жглись солнцем и омывались дождем. Итог был нормальным – цвет от ярко красного стал тускло коричневым. Если бы монеты пролежали на открытом воздухе хотя бы 7-8 месяцев, то они бы стали идеальными. Очень рекомендую этот способ для тех, кто не торопится. Результат будет восхитительным.

Что такое патина?

Окисление называют ржавчиной. Окисление других металлов – патиной. С первой борются. За второй гонятся.

Гонятся не чтобы изгнать, а напротив, удержать. Коллекционеры , к примеру, говорят, что «патина на монетах – это жизненный опыт денежных знаков».

Налет свидетельствует о древности экспоната, бережном отношении к нему предыдущими владельцами.

Однако, помимо естественной патины, образующейся при взаимодействии металла с атмосферой, окружающей средой, есть и .

Приобретая и прочий антиквариат, следует проверять «подлинность» налета.

Нанесение патины

Нанесение патины искусственно делают не только для того, чтобы обмануть неопытных кладоискателей и коллекционеров.

Главное назначение рукотворной пленки – декоративное. Люди с удовольствием приобретают дверные ручки, предметы, вазы и , сделанные под старину.

Нет нужды искать истинные памятники древности, платить за них баснословные суммы. Можно просто купить предмет с ненатуральной патиной.

Ее создают при помощи различных и окислителей. Они входят в составы специальных смесей.

Так, фирма «АК» выпускает целый спектр жидкостей и мазей для состаривания творений авиамодельных кружков и клубов.

Купив в магазине стандартный набор деталей для модели самолета, к примеру, можно сделать из конструктора уникальный экземпляр.

Указанная выше компания предлагает составы, образующие патину на , , серых металлах.

Кстати, так называемое, – тоже «творение рук патины». Она бывает разных цветов.

Патина на металле

На одних металлах пленка , на других рыжая, на третьих . Тон налета зависит и от условий, в которыххранился, эксплуатировался предмет.

На , стоящих на улицах городов, патина зеленоватая. Но, есть металлические , с налетом других красок.

Это уже искусственно полученные экземпляры. Как можно облачить в разные «одежки» один и тот же металл, расскажем на примере .

Чернь на металле появляется после опускания его в печень. Это смесь едкого и .

Для получения искусственной патины ее густую массу разводят в воде. Раствор нагревают до 70-ти градусов Цельсия.

Иногда, изделие не опускают в состав полностью. Это делают, если почернить нужно лишь отдельные участки или предмета декора.

Как ни странно, но есть и старое с ненатуральным налетом. Искусством воссоздавать патину владели в древнем .

Об этом свидетельствовал Плиний Старший. Писатель, прибывший в Египет из Рима, зафиксировал: — «Здесь не чеканят, а расписывают.

С ним смешивают пыль и серу. с добавками переплавляют в плотно закрытом сосуде из ».

В зеленовато-серый окрашивать научились лишь в 20-ом веке. Тогда смешали иодид , воду и .

В раствор опустили металл и, он покрылся благородной пленкой. Она представляет не что иное, как иодид .

Под воздействием света налет частично разрушается. Из-под зеленой «дымки» местами видна чистая основа.

Золотистую и коричневую патины на не увидишь. То ли это не возможно, то ли, еще не придуман нужный реагент.

Коричневатым налетом можно покрыть только медь, бронзу, . Темный оттенок «венги» дает раствор все той же серной печени.

Краски добиваются с помощью медного купороса. Для реакции требуется смесь вещества с водой и перманганатом калия.

Металл выдерживают в смеси 4, 5 минут. Опыт не удастся, если предварительно не обработать поверхность . Она должна быть обезжиренной, сухой.

Рукотворная патина эффектна, но не всегда защищает предмет. На границе пленки и металлической основы нет .

Это слой, предотвращающий дальнейшее распространение коррозии. Именно он замедляет процесс разрушение старинных вещиц.

К примеру, чтобы монета превратилась в песок, потребуется примерно сто тысяч лет. Без куприта, металл обратился бы в пыль гораздо быстрее.

Особенности срединного слоя между изделиями и покрывающей их пленкой открыли в СССР.

В союзном государстве обширно применялся метод перепатинирования. Снимали исторический налет и заменяли искусственным.

Последний, был более эстетичным. Но, после обработки, некоторые ценности начинали быстро разрушаться.

Ученые схватились за головы, и те додумались до причин бедствия. В ходе изучения состава натуральной патины физики и химики открыли куприт и его спасительные для металла свойства.