Урок обучения грамоте. Развитие творческого мышления учащихся начальных классов на уроках обучения грамоте

ваемым опережающим обучением, которое зачастую превращается в то, что из верхних этажей курса русского языка, из средних классов, спускаются вниз, в начальные классы, некоторые разделы и правила.

Главное при осуществлении пропедевтики в начальных классах – это налаживание постоянных наблюдений конкретного порядка, накопление их и практическое использование в устных и письменных видах речи. Начальные классы должны заложить прочный и надежный фундамент под последующее в среднем и старших звеньях школы теоретическое осмыслениe многих конкретных реалий грамматико-орфографического, орфоэпического и отчасти стилистического порядка.

Уроки обучения грамоте

Чаше всего уроки обучения грамоте в первом классе проводятся раздельно – сначала идет урок обучения первоначальному чтению, а за ним уже следует урок обучения элементарному письму.

Между тем существует давняя традиция проведения своего рода смешанных уроков обучения грамоте, когда работа над чтением связывалась с письмом букв, слогов, слов, списыванием печатного текста, если он невелик по объему; письмо перемежалось с чтением, звукобуквенным и звукослоговым анализом и т. д. Такого типа уроки практиковались Л. Н. Толстым и его учителями в Яснополянской школе и школах Кропивенского уезда Тульской губернии, которые, как сейчас говорят, курировались автором знаменитых учебников «Азбука», «Новая азбука», «Книги дли чтения». О таких уроках писал К. Д. Ушинский, в наше время их широко применял замечательный педагог и учитель Василий Александрович Сухомлинский и его учителя из Павлышской школы. Как писал автор знаменитой книги «Сердце отдаю детям», «опыт показал, что на первых порах в I классе не должно быть “чистых” уроков чтения, письма, арифметики. Однообразие быстро утомляет. Как только дети начинали уставать, я стремился перейти к новому виду работы. Могучим средством разнообразия труда было рисование, Вот вижу, что чтение начинает утомлять ребят. Говорю: “Откройте, дети, свои альбомы, нарисуем сказку, которую мы читали”...» (Сухомлинский В. Л. Сердце отдаю детям. Киев, 1969. С. 98).

В наши дни выдающимся мастером интегрированных уроков обучения грамоте является замечательная краснодарская учительница, по праву носящая высокое звание «заслуженный учитель школ России» Евгения Ивановна Бессчасная, ее опыт освещен во многих публикациях в журнале «Начальная школа», заснят на видеокассетах, представлен на семинарах в институтах повышения квалификации учителей многих областей и краев Российской Федерации. Евгения Ивановна часто приводит слова нашего выдающегося методиста Н. Л. Корфа, который утверждал: «Самое бездарное дите может и должно достигнуть сознательного чтения после семи или восьми месяцев обучения в школе, если учитель не бездарен, честен и знает дело» (Корф Н. А. Русская начальная школа. 4-е изд. СПб., 1984. С 120).

Сказанные почти сто пятьдесят лет тому назад эти слова не потеряли своего значения и в наше время. Профессионализм, любовь к детям, ответственное отношение к их судьбе, к их будущему, постоянное самообразование, поиск, творчество помогут каждому учителю уже при обучении детей грамоте заложить прочные основы всех последующих шагов ребенка в овладении богатствами родного русского языка, в развитии и совершенствовании своей

речи и судительных сил (выражение Ф. И. Буслаева).

В наше время существует много разных вариантов систем обучения грамоте. Остановимся на той из них, которая в значительной степени традиционна и рассчита-

на на применение ее в массовой начальной школе. И в традиционной, и в других системах обучения грамоте выделяются три этапа: подготовительный, основной и повторительнообобщающий. Занятия па каждом из этапов организуются и проводятся по преимуществу в форме уроков.

На подготовительном этапе, который имеет две ступени: 1) безбуквенную и 2) пяти гласных букв, – уроки строятся по такому плану:

1. Объявляется тема урока или называется вопрос, который должен быть разрешен в ходе урока. Например: «Сегодня мы вспомним сказки, какие вы знаете, и будем учиться их рассказывать и слушать».

2. Выясняется, кто из учеников какие сказки знает; каким образом узнал сказку: читал кто-то из родителей, старших, слышал в радиопередаче, видел по ТВ.

3. Привлекается внимание детей к иллюстрациям на сказочные сюжеты, помещенным

в азбуке. Предлагается рассказать сказку.

4. Из сказки выделяется какое-либо предложение; выясняется, какая мысль в нем заключена. Лучше всего, если это крылатые выражения:по щучьему велению, по моему хоте-

нию; тянут, потянут, вытянуть не могут и др.

5. Дается первичное представление о предложении и объясняется, как его можно изобразить с помощью линейной схемы:

6. Проводятся словарно-логические упражнения по предметным картинкам в букваре. Для этой цели используются картинки внизу букварной страницы.

На 3-м или 4-м уроке детям дается простейшее представление о слове. Показывается,

кик можно изобразить слово с помощью линейной схемы: Через два урока ученикам объясняется, что такое слог и ударение, и показывается, как

они могут быть изображены на схемах: (лиса, шары, книга). На уроках подготовительного этапа уже на безбуквенной ступени возможны своеоб-

разные диктанты, когда учитель показывает какую-нибудь предметную картинку, дети произносят слово – название предмета и записывают его линейной схемой, обозначают слоги и ударение.

Слова могут быть произнесены и без связи с картинкой: это могут быть отгадки на загадку, которую загадал учитель или кто-то из учеников. Можно записать даже отдельное предложение: учитель отчетливо и неспешно произносит предложение из нескольких слов (3–6), а дети записывают их линейными схемами:

Посадил дед репку. Стоит в поле теремок.

Особое место отводится уроку по усвоению представления о звуке как физическом явлении и звуке речевом.

В букваре рассматриваются картинки, напоминающие детям, когда можно явственно услышать естественные, природные звуки: жужжание осы, шипение воздуха, вырывающегося из мяча или велосипедной шины, рычание собаки и т. п. Отталкиваясь от этих представлений, учителю легче подвести детей к пониманию речевых звуков.

Так начинается введение детей в обучение грамоте. Уроки на буквенной ступени подготовительного этапа усложняются, проводятся по такой схеме:

1. Объяснение темы урока: звук [а] и его буква А/а.

2. Рассматривание предметных картинок и произнесение «исходных» слов – названий изображенных предметов: аист, астра, арбуз...

Литература к разделу

«Азбука» И. Федорова: факсимильное издание. – М., 1974. Амонашвили, Ш. Л. Здравствуйте, дети! / Ш. Л. Амонашвили. – М., 1986.

Вахтеров, В. П. Избр. пед. соч. / В. П. Вахтеров. – М., 1987.

Выготский, Л. С. Собр. соч.: в 6 т. / Л. С. Выготский. – М., 1982.

Горецкий, В. Г.

Уроки обучения грамоте /

В. Г. Горецкий,

В. А. Кирюшкин,

А. Ф. Шанько. – М., 1993,

Егоров, Т. П. Очерки психологии обучения детей чтению / Т. П. Егоров. – М., 1953.

Жедек, П. С. Звуковой и звукобуквенный анализ на разных этапах обучения грамоте /

П. С. Жедек // Начальная школа. – 1991. – № 8.

Жедек, П. С. Методика обучения письму / П. С. Жедек // Русский язык в начальных

классах. Теория и практика / под ред, М. С. Соловейчик. – М., 1997.

От «Азбуки» И. Федорова до современного букваря. – М., 1974.

Редозубов, С. П.

Методика обучения чтению

и письму в

начальной школе /

С. П. Редозубов. – М., 1961.

Толстой, Л. Н. Пед.соч. / Л. Н. Толстой. – М., 1953.

Тумим, Г. Г. Обучение грамоте: Исторический обзор / Г. Г. Тумим // На уроках родного языка. – Пг., 1917.

Эльконин, Д. Б. Как учить детей читать / Д. Б. Эльконин. – М., 1976.

Задания дня самостоятельной работы

1. Укажите лингвистические основы обучения грамоте в разных методических системах (включая современных авторов В. Г. Горецкого, Н. В. Нечаеву, В. Левина, В. Репкнна, Д. Б. Эльконина и др.).

2. Объясните механизмы чтения ребенка на разных этапах овладения чтением.

3. Укажите главные особенности методики обучения грамоте в системах Л. Н. Толстого, И. Н. Шапоникова, Д. Б. Эльконина.

4. Как и для чего нужно классифицировать методы обучения грамоте?

5. Определите роль слога в методике обучения грамоте.

6. В чем суть позиционного принципа чтения?

7. Каковы механизмы и методы обучения письму?

8. Составьте схему (порядок) анализа букваря. По этой схеме проанализируйте основные современные буквари (В. Левина, Д. Б. Эльконнна, Л. Ф. Клименовой, В. Г. Горецкого и др., Н. В. Нечаевой). Какой из ныне действующих букварей вы предпочитаете? Почему?

В современных социально-экономических условиях актуальным стало непрерывное образование, сопровождающее человека в течение всей его жизни. Ряд проблем начального, общего и профессионального образования объединяются вокруг целостного процесса профессионального становления креативной личности. Это позволяет сформулировать главную концепцию и основные концептуальные положения современного креативного образования. Целью современного креативного образования является обеспечение становления, т. е. формирования и развития, креативной личности обучаемого.

Федеральный государственный образовательный стандарт нацеливает педагогов не столько на передачу знаний, сколько на умение использовать эти знания, то есть на формирование универсальных учебных действий. Одним из метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования является освоение способов решения проблем творческого и поискового характера .

В статье описан пример использования методов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) Г. С. Альтшуллера в обучении учащихся начальной школы на этапе обучения грамоте.

Методология творчества дает и преподавателю, и учащемуся интеллектуальные инструменты для формирования творческого системного мышления, учит смотреть на мир системно и управлять процессом мышления.

Логика построения уроков творчества обусловлена целью сделать процесс обучения подлинно развивающим. Креативные уроки строятся на основе инновационной структуры, предложенной М. М. Зиновкиной :

1 блок - Мотивация (удивление).

3 блок - Психологическая разгрузка.

Физкультминутка.

4 блок - Интеллектуальная разминка.

5 блок - Перерыв.

6 блок - Интеллектуальная разминка.

8 блок - Компьютерная интеллектуальная поддержка.

9 блок - Резюме.

Мотивационная аранжировка уроков состоит в том, что специально продуманы системы заданий для поддержания устойчивой положительной мотивации в ходе урока. К концу каждого цикла учебной работы у школьников активно поддерживаются положительные эмоции успеха и желание перейти к следующему этапу работы.

Система работы в данном направлении позволяет развивать критическое мышление, творческие способности школьников с учетом их индивидуальных особенностей; активизировать креативность, мотивацию и силу воли.

Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед учителем, является развитие творческого мышления, которое позволит детям логически рассуждать и строить умозаключения, приводить доказательства и делать выводы, фантазировать, и, в конечном итоге, расти не просто носителем определённой суммы энциклопедических знаний, а настоящим решателем проблем в любой области человеческой деятельности.

Технологии системы НФТМ-ТРИЗ очень хорошо сочетаются с групповыми формами работы.

При совместной деятельности проявляется, в первую очередь, активность учащихся в малых группах - там им комфортнее. Учащийся первого класса пока еще не может по разным причинам публично выступать и высказывать свои мысли вслух перед всем классом и учителем, но зато в группе он может занимать активную позицию, обсуждать наравне со всеми предложенные вопросы и задания. Учащийся в такой ситуации чувствует себя увереннее, что достаточно важно, особенно на первом этапе обучения.

Цели организации совместной учебной работы:

1. Дать каждому ребенку эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие первоклассники вообще не могут добровольно включиться в общую работу класса, без которой у робких и слабо подготовленных детей развивается школьная тревожность, а у лидеров неприятно искажается становление характера.
2. Дать каждому ребенку возможность утвердиться в себе, попробовать свои силы в микроспорах, где нет ни огромного авторитета учителя, ни подавляющего внимания всего класса.
3. Дать каждому ребенку опыт выполнения тех рефлексивных учительских функций, которые составляют основу умения учиться. В первом классе - это функция контроля и оценки, позже - целеполагания и планирования.
4. Дать учителю, во-первых, дополнительные мотивационные средства вовлечь детей в содержание обучения, во-вторых, возможность и необходимость органически сочетать на уроке «обучение» и «воспитание», строить и человеческие, и деловые отношения детей.

А. Б. Воронцов выделяет 5 элементов в модели совместной учебной деятельности в группе :

1. позитивная взаимозависимость, т. е. понимание учащимися того обстоятельства, что он связан со своими товарищами в такой мере, которая не позволяет достичь успеха одному, если его не достигнут остальные;
2. личное взаимодействие, при котором дети должны общаться между собой, помогать друг другу в решении задач, выполнении заданий, в поиске идей и сюжетов;
3. индивидуальная ответственность, при которой каждый ученик лично отчитывается за свою работу, а оценка дается и персональному вкладу, и коллективному результату;
4. навыки общения, которые прививаются ученикам с тем, чтобы они использовали их в учебном процессе;
5. совместная оценка хода работы, при которой группы учащихся должны регулярно подводить итоги сделанного и определять, каким образом каждый из них и группа в целом может действовать более эффективно.

На уроке обучения грамоте приведенном в статье, первоклассники, работая в группе, через игру и фантазирование представляют изученные на уроках письма буквы разными необычными способами. После этого урока в классе стартует долгосрочный проект (ноябрь - март) «Весёлая азбука», цель которого создать и представить свою «необычную» букву.

Тема: Секреты письма букв О, А, У, Э, ы необычными способами.

Цель: познакомить обучающихся с разными способами написания букв А, О, У, Э, ы через развитие творческого воображения и фантазии.

Задачи:

Развитие любознательности;

Формирование системного мышления и развитие творческих способностей;

Формирование учебно-познавательного интереса к новому способу действия через работу в группах при изучении написания букв А, О, У, Э, ы разными способами.

Оборудование: листы с буквами, написанными воском для 5 групп, на столах - акварельные краски, кисточки, баночки с водой, рисунки с буквами - изографы, листы для конструирования букв, пластилин, разные материалы - макаронные изделия, пуговицы, крупа гречневая, рис, бусинки, плакат «Правила работы в группе».
Срок проведения: начало ноября.

Таблица 1

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Формирование УУД

Блок 1. Мотивация (удивление, сюрприз)

Детям предлагается прочитать изученные буквы с листа на доске. Письменные буквы а,о,у,ы,э написаны воском, их не видно на строке.
- Что здесь написано?
- Хотите узнать?
Учитель проводит красками по листу и буквы «оживают» на глазах у детей.
- А теперь можете прочитать?

Высказывают предположения.

Отвечают на вопросы.

Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение.
2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные результаты.
1. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

А) Актуализация знаний и постановка учебной цели, правила работы в группе.

1. Беседа.
- Все ли секреты написания этих букв вы знаете?
- Как вы думаете, что нам предстоит узнать сегодня?
На доске появляется запись: Секреты букв.
2. Работа в группах.
- Работать вы будете в группах. Выберите организатора группы.

Давайте вспомним правила работы в группе.На доске плакат «Правила работы в группе.
- У вас на столах тоже есть листы с буквами - это название вашей группы. С помощью красок и кисточки «оживите» ваши буквы.

Ребята отвечают.

Ребята совещаются и выбирают: организатора группы, который руководит деятельностью в группе.
Ребята называют.
Каждая группа красками «оживляет» буквы и называет «имя» своей группы: группы «А», «О». «У», «Э», «ы».

Познавательные УУД

2. На основе анализа объектов делать выводы.
Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД
1. Прогнозировать предстоящую работу

Б) Пропедевтика ТРИЗ.

1-е задание группам
Каждой группе раздаются листы с изографами.
- Какие буквы спрятались в рисунках?

2-е задание группам.
- А теперь сами попробуйте спрятать изученные письменные буквы в рисунках.

Посмотрите, что получилось у первой группы. Какие буквы здесь спрятались?

Ребята обсуждают и называют найденные буквы.

Ребята обсуждают задание и на листах А3 каждая группа оформляет свои рисунки.

После выполнения рисунков ребята предлагают отгадать другим группам, какие буквы спрятались на их рисунках.
Аплодисментами ребята отмечают работу групп.

Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из рисунков.
2. Представлять информацию в виде рисунка.

4. На основе анализа объектов делать выводы.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

4. Умение работать в группе.
Личностные результаты


Регулятивные УУД

3. Прогнозировать предстоящую работу.
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Блок 3. Психологическая разгрузка.

Упражнение «Кулак-ребро-ладонь» (для развития межполушарного взаимодействия)

Упражнение «Качание головой» (упражнение для стимуляции мыслительных процессов)
Упражнение «Ленивые восьмерки» (упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания)

Ребята поочередно сначала правой рукой ставят кисть кулачком на стол, потом ребром, потом ладонью. Повторяют с левой рукой, затем двумя руками одновременно.

Ребята медленно качают головой влево и вправо.
Ребята «рисуют» головой восьмерки.

Личностные УУД:
1.Формируем саморегуляцию.

Блок 4. Головоломки.

Танграм
Складывание по танграм схемам способствует развитию усидчивости, внимания, воображения, логического мышления, помогает создавать целое из частей и предвидеть при этом результат своей деятельности, учит следовать правилам и действовать по инструкции.
Можно предложить ребятам сложить букву - имя своей группы из деталей танграма.

Ребята собирают в группе фигуры танграма по схеме.

Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

Блок 5.
Интеллектуальная разминка: нахождение закономерностей, необычное использование объектов.

1-е задание. Найди «лишнюю» букву.
Группам выдаются карточки с буквами:
а, о, ы, Э , у
О, А, У, ы , Э
а, у, н , ы, э, о
Письменные буквы написаны по строчкам, выделений другим шрифтом букв нет.
- Найдите в каждой группе «лишнюю» букву.

2-е задание. Работа с цепочкой.
- Какие инструменты для письма вам известны?

А что еще вы могли бы использовать для написания букв?
- Интересно, а могут ли вам пригодиться цепочки, которые у вас на столах?

Попробуйте сконструировать изученные письменные буквы с помощью цепочки.

Ребята выполняют задания и проверяют, как их выполнили другие группы. Объясняют свой выбор, называют закономерности в каждой строке.

Ребята отвечают на вопросы.

Высказывают предположение о письме букв цепочкой.

Ребята конструируют буквы в группе.

Познавательные УУД


3. Развиваем в ребенке способность уходить от тривиальных ответов. Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в группе.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё мнение, выражать свои эмоции.
2. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Блок 6.
Содержательная часть

Задание «Необычные буквы»
- Создайте в группах буквы из разных материалов.

Ребята выполняют задание в группах:
1-я группа «пишет» макаронными изделиями,
2-я группа - пуговицами,
3-я группа - гречкой,
4-я группа - рисом,
5-я группа - бусинками.
Каждая группа «пишет» свою букву - имя своей группы.
Ребята представляют свои работы, создавая выставку на доске.

Познавательные УУД
1. Представлять информацию в виде рисунка необычными материалами.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы об их использовании.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в группе.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё мнение, выражать свои эмоции.
2. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Регулятивные УУД
1. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию

Блок 7. Компьютерная интеллектуальная поддержка мышления.

Медиаресурс «Учимся вместе с гномом»
http://pedsovet.su/load/238-1-0-39450
Задания:
«Мозаика». Собери мозаику из мультфильма.
«Подбери слово». Чистоговорка. Слово «гном» и картинка появляются по щелчку, после того как чистоговорку составят дети.
«Найди гласные и согласные». Распределение букв на два столбика по щелчку.
«Найди букве картинку». После выполнения задания по щелчку каждая картинку перемещается к своей букве.

Ребята выполняют задания на iPad.

Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из текстов.
2. Обобщать и классифицировать по признакам.
3. Развиваем в ребенке воображение
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в группе.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё мнение, выражать свои эмоции.
2. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Блок 8. Резюме

1. Итог урока
- Какие секреты письма букв вы узнали сегодня?2. Рефлексия работы групп
- Удалось ли вашей группе работать по правилам?
- Если «Да», поднимите карточку - «Молодцы», если что-то не получалось - карточку «Задумчивый человечек».
- Почему не получилось работать по правилам?
3. Рефлексия работы каждого на уроке.
- Закройте глаза. Поднимите руки те, кому урок понравился. Теперь поднимите руки те, кому урок не понравился.
Все это делается с закрытыми глазами.

Ребята отвечают на вопросы.

Ребята анализируют работу группы.

Ребята оценивают свое эмоциональное и качественное ощущения от урока.

Регулятивные УУД
1. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД
1. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Ссылки на источники
1.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897)
2. Зиновкина М. М., Гареев Р. Т., Горев П. М., Утёмов В. В. Научное творчество: инновационные методы в системе многоуровневого непрерывного креативного образования НФТМ-ТРИЗ: учебное пособие. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2013. - 109 с. [Дата обращения 14.11.2016]
3. Утёмов В. В., Зиновкина М. М. Структура креативного урока по развитию творческой личности учащихся в педагогической системе НФТМ-ТРИЗ // Современные научные исследования. Выпуск 1. - Концепт. - 2013. - ART 53572. - URL: http://e-koncept.ru/2013/53572.htm - Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X [Дата обращения 14.11.2016].
4. А. Б. Воронцов. Основные составляющие развивающего эффекта образовательной системы Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова. - М., 2000.

Дидактические игры на уроках обучения грамоте

Составил: учитель начальных классов

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным

изучением отдельных предметов №28»

Тимошенко О.Н.

Курск 2016

В данном пособии представлены разнообразные игры и задания, направленные на формирование знаний, умений и навыков по обучению грамоте. Эти игры помогут развить речь, внимание, творческое воображение, логическое мышление, коммуникативные качества ребят.

Пособие можно использовать учителям начальных классов для коллективной и индивидуальной работы в 1 классе.

Введение ………………………………………………………….. 4

Игры со словами.

Слово – звук …………………………………………………………. 6

Слово – цвет …………………………………………………………. 9

Слово – образ …………………………………………………………. 12

Слово – ассоциация ……………………………………………………….. 13

Слово – понятие ……………………………………………………….. 17

Слово – действие ………………………………………………………… 20

Слово – творчество ……………………………………………………….. 21

Список литературы ………………………………………………………… 23

Введение.

Поступив в школу у детей происходит резкая смена ведущих видов деятельности: игровая деятельность сменяется учебной, что отрицательно сказывается на развитии ребёнка. Очень хорошо в роли переходной формы от игры к учёбе выступает дидактическая игра, которая органично соединяет обучение с игровой формой его организации.

Сущность игры заключается в том, что в ней для ребёнка важен не результат, а сам процесс. В этом то и «плюс» для нас, учителей, что мы можем программировать и ставить конкретные цели, а ребёнок не заметно для себя, играя, достигать результатов, которых мы и хотим от него добиться.

Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным интересом, эмоциями, не становятся полезными – это ненужный груз.

Ученик на уроке пишет, читает, отвечает на вопросы, но эта работа не затрагивает его мыслей, не вызывает интереса. Он пассивен. Конечно, что-то он усваивает, но пассивное восприятие и усвоение не могут быть опорой прочных знаний. Дети запоминают слабо, так как учёба их не захватывает.

Занимательность может быть задана неожиданной для учащихся постановкой или формулировкой вопроса, созданием проблемной ситуации, необычной формой ведения урока (опрос в виде интервью и т.д.). Нужно только отыскать что-то интересное и увлекательное в русском языке.

Надо только найти золотую середину: не усложнять – дети не поймут – и не упрощать, облегчая учение, - дети будут постоянно искать лёгкие пути, чтобы поменьше трудиться. Необходимо сменить кнут если не на пряник (он и так порой в избытке в семьях как замена радости общения), то уж во всяком случае на интересные уроки.

Играя и занимаясь тем, что нравится, дети часто проявляют необычную усидчивость и устойчивое внимание. При систематическом использовании игр на уроках психические процессы (память, внимание) начнут приобретать произвольность, что необходимо для дальнейшего успешного обучения.

Дидактические игры разделены на четыре группы:

фонетические

графические

грамматические

игры, направленные на развитие связной речи.

В этом пособии подобраны игры на развитие связной устной

речи. Цель данного пособия – обеспечить учителей материалом, который поможет обучать детей в игровой форме. Представленные игры способствуют развитию речи, внимания, творческого воображения, логического мышления, коммуникативных качеств. Место игры в структуре урока зависит от той цели, с которой её использует учитель. В начале урока игра может применяться для подготовки учеников к восприятию учебного материала, на операционном этапе – с целью активизации учебной деятельности или на этапе закрепления и систематизации новых понятий.

Игра « Восстанови сказку»

Цель : Поможет в развитии логического мышления, фонематического слуха, сосредоточенности.

Оборудование : текст сказки.

Взрослый говорит детям о том, что хотел прочесть им сказку, но в его книге исчезли почти все буквы, и ему придётся рассказывать сказку, произнося лишь ту часть слов, которая осталась. Дети должны будут угадать её название. Примеры знакомых сказок:

Жи… -бы…де…и ба… . И бы…у ни… Ку… Ря…

Сне… Ку… яй… не…про…,а зо… . Де… би… би… - не ра… . Ба… би… би… - не ра… ю Мы… бе… хво… мА…, я… упа… и ра… . Де… пла…, ба… пла… , а Ку… ку… . Не пла… де…, не пла… ба… . я сне.. ва… я… не зо… , а про…. .

Идё… бы…ка… ,

Взды… на хо… .

Во… до… ко… .

Се… я упа… .

На… Та… гро… пла… .

Уро… в ре… мя… .

Ти… ,Та…, не пла… .

Не у… в ре… мя… .

По… де… ре… . Вы… ре… бо… - пре… .

Ста… де… ре… тя… . Тя… - потя… вы… не мо… . По.. де… ба… . Ба… за де.. , де… за ре… . Тя… - потя… , вы… не мо… .

Игра « Зашифрованные песни»

Цель : Научит умению слушать, концентрировать внимание, поможет в развитии фонематического слуха.

Оборудование : образцы текстов.

Взрослый предлагает детям угадать детскую песенку, которая зашифрована на специальном языке. Первая строчка из песенки может быть написана на доске и несколько раз произнесена взрослым.

Например:

Шыр пир ю пяпюжгы

Зэлемъгый гёсрыг,

Фёд гяг, фёд гяг,

Зэлемъгый гёсрыг.

Или:

Ф дляфэ зытэр гюсмэщыг,

Ф дляфэ зытэр гюсмэщыг,

Зёфзэн гяг ёкюлэщыг.

Сэромэмъгы ём пир.

Ключ к разгадке следующий:

Звонкие согласные заменены глухими, глухие – звонкими, «л» меняется на «р», «м» на «н», «ч» на «щ», «й» остаётся незаменённой.

Игра «Каламбуры»

Цель: научит слышать слово, сравнивать слова, делать логические выводы.

Оборудование: стихотворные тексты.

Учитель просит детей вслушаться в текст стихотворения и ответить, что необычного в нём.(Тексты стихотворений основаны на игре слов: столкновении в одном тексте различных значений слова или омонимов).

Например:

Вместо рубахи не носите брюк вы ,

Вместо арбуза не просите брюквы ,

Цифру всегда отличите от буквы ,

И различите ли ясень и бук вы ?

Говорили тиграм львы:

Эй, друзья, слыхали ль вы,

Что не может носорог

Почесать свой нос о рог ?

Не ходи, как все разини ,

Без подарка ты к Розине ,

Но ей делая визиты ,

Каждый раз букет вези ты .

Такса

Сев в такси спросила такса

За проезд какая такса ?

А водитель:

Денег с такс

Не берём совсем,

Вот так-с.

Игра « Разноцветные слова»

Цель : Обогатит словарный запас, расширит цветовое восприятие, поможет в развитии образного мышления.

Оборудование : карточки с заданиями.

Взрослый объясняет, что в русском языке есть много слов, которые обозначают цвета. Одни из них связаны с минералами, другие – с плодами, третьи – с цветами. Учитель даёт детям тему: «Животные», «Птицы», «Минералы», «Цветы», и ребята должны назвать как можно больше цветов, соответствующих данной теме. Можно упростить задание, позволив ученикам соединить стрелочками слова левого и правого столбиков.

Например:

Продукты золотой

стальной

серебрянный

молочный

кремовый

Минералы салатный

кофейный

изумрудный

Плоды рубиновый

бирюзовый

лимонный

абрикосовый

Металлы малиновый

Игра «На вкус и цвет…»

Цель : Обогатит словарный запас, расширит цветовое восприятие, научит сравнивать и делать логические выводы.

Оборудование : карточки с заданиями.

Учитель раздаёт детям карточки, разделённые на две половины.

Алый

Апельсиновый

Брусничный

Васильковый

Вишнёвый

Жемчужный

Изумрудный

Каштановый

Кирпичный

Лазурный

Молочный

Морской волны

Пурпурный

Пшеничный

Сиреневый

Хаки

Шоколадный

Янтарный

Ярко-зелёный

Светло-синий

Тёмно-оранжевый

Беловатый

Коричневый

Тёмно-красный

Тёмно-голубой

Сине-зелёный

Фиолетово-красный

Золотисто-жёлтый

Светло-лиловый

Коричневато-зелёный

Коричневый

Прозрачно-жёлтый

Беловатый с переливами

Густо-розовый

Оранжевый

Ярко-красный

Слева и справа слова, обозначающие цвета. В левой колонке есть цветовые термины, соответствующие словам в правой колонке, и наоборот. Дети должны отыскать это соответствие.


Игра «Сказки из разноцветных слов»

Цель: поможет в развитии творческого воображения, фантазии, речи.

Оборудование : тексты цветных сказок И. Зиедониса или другие.

Учитель предлагает детям САМИМ сочинить Сказку, используя какой – либо из цветов.

Для начала он читает сказку Иманта Зиедониса «Серая сказка».

Серая сказка.

Я – серый .

Я – серый , как мышонок, как птица, как пепел, как пыль.

Я – серый , но что бы без меня делали яркие краски!

Где я? Повсюду.

Вот растаял снег, обнажилась земля – серо вокруг, скучно. Весна пока что серая . Но вот лопнула серенькая скромная почка – расцвела верба. Разве она была бы так хороша и бела, если б я не был таким серым ?

Вот вылезает из серой земли тюльпан, а вот и ревень высовывает свои красные, как у чёрта, рога. В серых сумерках плывут над лугом белые простыни тумана!

Затем можно предложить детям начало цветных сказок для того, чтобы они могли придумать продолжение.

Например:

«Синий-синий конь в горохе!..»

Продолжите.

«Вчера выпал снег…»

Продолжите.

«Солнце, как яичный желток…»

Продолжите.

Игра «Только весёлые слова»

Цель : Расширит словарный запас, поможет развить наблюдательность и сосредоточенность.

Играть лучше в кругу. Ведущий определяет тему. Нужно называть по очереди, допустим, только весёлые слова. Первый игрок произносит: «Клоун». Второй: «Радость». Третий: «Смех» и т.д. Игра движется по кругу до тех пор, пока слова не иссякнут. Можно сменить тему и называть только зелёные слова, только круглые, только колючие и т.п.

Игра «Автобиография»

Цель: Научит вести рассказ, перевоплощаться, мыслить логически.

Вначале учитель берёт на себя ведущую роль и представляет себя предметом, вещью или явлением и от его имени ведёт рассказ. Дети должны его внимательно выслушать и путём наводящих вопросов выяснить, о ком или о чём идёт речь. Тот из детей, который это угадает, пробует взять на себя роль Ведущего и перевоплотиться в какой-либо предмет или явление.

Например:

« Я есть в доме у каждого человека. Хрупкая, прозрачная, неизящная. От небрежного обращения погибаю. И становится темно не только в душе…»

«Могу быть толстым и худым. Красивым и не очень. Со мной можно играть, но аккуратно. Когда я однажды похудел по вине Пятачка, Ослик Иа всё равно мне очень обрадовался…»

Игра «Если бы, да кабы»

Цель : Научит детей умению строить логически завершённое предложение, перевоплощаться, вставать на точку зрения другого.

Оборудование : карточки для игры.

Учитель предлагает детям закончить начатое им предложение. Оно строится по следующей схеме: «Если бы я был(а) кет-то(чем-то), то я бы…, потому что(чтобы)… .

Учитель поясняет: чтобы предложение получилось законченным, надо представить себя тем, о ком(о чём) идёт речь.

Например:

Если бы я был фруктом, то зелёным и невкусным мандарином, чтобы меня никто не съел.

Если бы я была кузнечиком, то сидела бы в зарослях картофеля и таращила на мир жёлтые глаза.

Игра «Цепочка ассоциаций»

Цель : поможет в развитии ассоциативного мышления, расширит словарный запас.

Игра проводится в кругу. Учитель называет какое-либо слово, допустим «мед», и спрашивает у игрока, стоящего рядом, что он представляет себе, когда слышит это слово?

Игрок, допустим, отвечает: «пчелу». Следующий игрок, услышав слово «пчела», должен назвать свою ассоциацию на это слово, например «боль» и т.д. Что может получиться?

Мёд пчела боль врач красный крест флаг страна Казахстан Астана и т.д.

Пиктограммы.

Цель: познакомит со словосочетаниями, поможет в развитии ассоциативного и образного мышления, внимания и памяти.

Оборудование : карточки со словосочетаниями по тематике занятия, карандаш, тетрадь.

Во время этой игры учитель использует карточки со словосочетаниями, соответствующие тематике занятия.

Он предлагает детям зарисовывать пиктограммами, простенькими рисунками те словосочетания, которые будет диктовать.

После того как дети выполнят это задание, они должны будут переключиться на какую-либо другую игру, а затем вспомнить те словосочетания, которые они зарисовали. Допустим тема «Осень»

Учитель может продиктовать следующие словосочетания:

золотая осень, прощальный крик, перелётные птицы, холодный ветер.

Игра «Рисунок – ассоциация»

Цель : Поможет в развитии ассоциативного и образного мышления, внимания и памяти, научит сосредоточенности и усидчивости.

Оборудование : карточки с рисунками ассоциациями

Во время этой игры учитель использует карточки с рисунками-пиктограммами и словами – ассоциациями на них. Дети,получив карточку, должны соединить рисунок и слово, объединив их по смыслу на своё усмотрение.

Примерные слова:

    ветер

    радость

    туман

    любовь

    красота

    непогода

    цветение

ветер

шум

красота


С помощью ассоциаций можно запомнить любой стихотворный текст. Учитель диктует текст, а ключевые слова ребёнок зарисовывает в тетради. Затем по опорным словам он вспоминает стихотворение.

Примерное стихотворение для тренировки :

«Когда я взрослым стану» В. Лунин

Когда я взрослым стану

Я всё позволю сыну:

Руками есть сметану,

И прыгать мне на спину.

Валяться на диване, На стенке рисовать,

Жука хранить в кармане,

лица не умывать,

Кричать,

По лужам бегать,

Спилить у стула ножки,

Не спать и не обедать,

Скакать верхом на кошке.

Крутить в часах пружину,

Пить воду из-под крана.

Я всё позволю сыну,

Когда я взрослым стану.

Игра «Тайны двойного»

Цель : познакомит с понятием «антонимы», поможет в развитии логического мышления, научит сосредоточенности.

Если ученик уже знаком с понятием «антонимы», ему проще включиться в эту игру. Если же нет, учитель объясняет, что это такое, и предлагает с помощью антонимов поиграть в загадки (научиться их сочинять и отгадывать).

Берём два слова: мокрый и сухой. Предлагаем детям угадать: что может быть одновременно мокрым и сухим? (лодка, лист, обувь и т.д.).

Даём ещё одну загадку (берём два слова: гладкий и шероховатый):

Что может быть одновременно гладким и шероховатым? (зубная щётка, наждачная бумага и т.д.).

Что может быть одновременно горячим и холодным? (утюг, холодильник, лампа и т.д.).

Игра «Слова-мячики»

Цель : расширит словарный запас; закрепит понятия об антонимах, синонимах, омонимах; поможет в развитии внимания и логического мышления; научит сосредоточенности, сдержанности, умению владеть своими эмоциями и др.

Оборудование : мяч.

    Игра «Антонимы – синонимы».

Дети стоят в кругу. Учитель бросает мяч одному из игроков и одновременно произносит слово, допустим, «тихий». Ребёнок должен вернуть мяч и произнести слово с противоположным значением («громкий»). Игра движется по кругу таким образом, чтобы каждый участник мог произнести слово-антоним.

Аналогично можно играть:

    с синонимами (весёлый – радостный);

    с омонимами (клуб дыма – клуб собаководов);

    с отглагольными существительными (бег–бежать, стук–стучать);

    со словосочетаниями (красивый – дом, быстро – бежать);

    с животными и их детёнышами (лошадь – жеребёнок) и многим, многим другим.

    Игра «Первый, второй, третий, четвёртый».

Дети стоят в кругу. Учитель передаёт мяч одному из участников игры и просит назвать признак какого-либо явления или предмета. То же самое делают ещё двое участников, а четвёртый игрок должен по трём признакам назвать предмет (явление).

Допустим:

1 –й игрок произносит слово «серебряный»,

2 –й – «лёгкий»,

3 –й – «маленький»,

4 – й называет предмет – «кубок».

Или:

1 –й произносит «далёкий»,

2 –й – «круглый»,

3 –й – «твёрдый»,

4 –й называет предмет – «шар».

Игра «Устный кроссворд»

Цель : обогатит словарный запас, поможет в развитии логического мышления, научит правильно задавать вопросы и давать конкретные ответы и определения словам.

Ведущий загадывает слово, например, «земля», но вслух не произносит. Называет первую букву. Участники игры, чтобы угадать слово, задают примерно такие вопросы Ведущему:

Это та, которая больно кусает?

Нет, это не змея.

Это те, которые водятся в Беловежской пуще?

Нет, это не зубры.

Это то место, где живём все мы?

Да, это земля.

Если же Ведущий не может угадать то, о чём его спрашивают, он должен назвать вторую букву слова.

Игра «Из плохого – в хорошее».

Учитель предлагает детям поиграть в превращения: из плохого сделать хорошее, из злого – доброе, из слабого – сильное и т.д. внимательный

заботливый

добрый

Можно взять любую пару антонимов и пробовать сделать то же самое.

Игра «Восстанови пословицу»

Цель : Познакомит с новыми пословицами, поможет понять смысл народных высказываний, научит строить логически завершённое предложение.

Оборудование : тексты пословиц.

На доске или на карточках в левом столбике – начало пословиц, в правом – окончание. Нужно найти начало и окончание пословицы, соединить их в одно целое и объяснить её смысл.

Век живи,

Дарёному коню

Как аукнется,

Любишь кататься,

Не зная броду,

Лес рубят-

Делу время –

Не в свои сани

Поспешишь –

Семь раз отмерь,

В гостях хорошо,

а дома лучше.

щепки летят.

век учись.

в зубы не смотрят.

не суйся в воду.

тем больше дров.

так и откликнется.

люби и саночки возить.

потехе час.

не садись.

людей насмешишь.

один раз отрежь.

Игра «Волшебное слово»

Цель: Поможет в развитии образного мышления, творческого воображения, речи.

Учитель пишет на доске слово, с помощью которого нужно будет сочинить сказку (рассказ, стихотворение).

Например:

С - сани

О - облако

Л - лучик

Н - набор

Ц - царевна

Е – енот

На основе этих шести слов дети должны будут сочинить свой рассказ или сказку.

Игра «Сказки наизнанку»

Цель : Научит умению фантазировать, сочинять, рассказывать.

Учитель предлагает детям в известной сказке поменять главных героев местами, т.е. добрых сделать злыми, а злых – добрыми, смелых – трусливыми и наоборот, и на основе этого сочинить новую сказку.

Например:

Волк в сказке «Волк и семеро козлят» добрый, а Коза -злая.

В сказке «Теремок» не медведь рушит Теремок, а Мышка.

Поросята в сказке «Три поросёнка» голодные, злые, а волк трусливый, несчастный.

В «Сказке о рыбаке и рыбке» не старик просит у рыбки подарки, а рыбка - у старика.

Литература:

Исаенко В.П «Игры наших детей»

М.: Культура и спорт, 1996

Калугин М.А. «Развивающие игры для младших школьников»

Академия развития, 1996

Максимук Н.Н « Игры по обучению грамоте и чтению»

М.: «ВАКО» ,2006

Мищенкова Л.В. «36 занятий для будущих отличников»

Синицына Е.И «Через игру к совершенству»

М.: «Лист» 1997

Дидактические игры способствуют формированию внимания, наблюдательности, развитию памяти, мышления, самостоятельности, инициативы; решают определенную дидактическую задачу: изучение нового материала или повторение и закрепление пройденного, формирование учебных умений и навыков.

Характер деятельности учащихся в игре зависит от места ее на уроке или в системе уроков. Она может быть проведена на каждом этапе урока и на уроке любого типа.

«Внимательные покупатели»

Учитель раскладывает на своем столе различные предметы.

Названия некоторых из них начинаются на один и тот же звук, например: кукла, кубик, кошка; мишка, мяч, миска; матрешка, мышка.

Задание: Из всех игрушек вы можете взять только те, названия которых начинается со звука [к], затем отобрать игрушки, названия которых начинается со звука [м’].

«Рассеянный поэт и доверчивый художник»

Подготовить иллюстрации и стихотворения.

Задание: Посмотрите, какой рисунок получился у доверчивого художника (показывает иллюстрацию).

Он утверждает, что нарисовал эту картину к такому стихотворению:
Говорят, один рыбак

В речке выловил башмак,

Но зато ему потом

На крючок попался дом!

Как вы думаете, что нужно было нарисовать? Какие слова перепутал художник? Чем они похожи? Какой звук у них разный? Какой первый звук в слове сом? Давайте протянем этот звук и внимательно его послушаем.

«Рыбалка»

Задание: Поймайте слова со звуком [л] (или любыми другими звуками).

Ученик берет удочку с магнитом на конце лески и начинает ловить нужные картинки со скрепками. Пойманную «рыбку» он показывает другим ученикам, которые хлопком отмечают правильный выбор.

Задание: «Вылови местоимение – рыбку, определи лицо и число, положи в нужное ведерко».

«Телевизор»

На доске или наборном полотне учитель вывешивает картинки на каждую букву спрятанного на экране телевизора слова по порядку.

Задание: Ученики должны из первых звуков слов сложить это слово. Если ученики правильно назвали слово, то экран телевизора открывается.

Например: спрятанное слово - месяц. Картинки: медведь, ель, сирень, яблоко, цапля.

«Речевое лото»

Ученикам раздаются большие карты с изображением шести картинок (под картинками написаны соответствующие названия предметов).

Задание: Нужно определить, какой звук есть во всех словах. Затем учитель показывает картинки, называет слова и спрашивает: «У кого есть это слово?» Выигрывает тот, кто первым закроет все картинки на большой карте без ошибок.

«Узнай букву»

Учитель называет буквы, вырезанные из плотного картона, затем одному ученики завязывают глаза и просят его ощупать букву и назвать ее.

После того как назовут все буквы, они составляют из букв р с а у к л слова: рука, сук, мак, рак, лук, русак (можно использовать любые другие буквы).

Игра помогает не только усвоить начертания печатных букв, но и развить умение составлять из букв слова.

«Угадай слово»

Задание: Вставьте пропущенные буквы и составьте из них новое слово. Какое слово получилось?