Прохождение к игре Dishonored. Dishonored

Ни одна уважающая себя компания разработчик не станет просто так выпускать игру не «приправив» ее чем-нибудь интересным, таинственным и ссылающимся на другие не менее известные проекты. Не исключение и стелс под названием Dishonored. Вы, конечно, можете пройти и довольно шумно, но упор все же сделан на тихое прохождение. Но вернемся к нашим секретам и пасхалкам.

Так же вы можете узнать просто перейдя по ссылке.

Первая пасхалка это отсылка к довольно знаменитой игре Portal которую вы можете отыскать на базе в мастерской Пьеро. Просто походите по ней и наткнетесь на нарисованный портал, а рядом вы так же найдете и заметку которая называется «Дверь в никуда».

В доме наслаждений если хорошенько поискать то можно найти портрет некой дамы которая по сути является зеркальным отображением персонажа МаМа из ремейка фильма Судья Дредд. К такому выводу приходит довольно большое количество игроков.

Пожалуй самой заметной и значимой можно назвать отсылку к Thief: Dark Project. Ее вы можете отыскать когда будете проходить 7ую миссию. В принципе пропустить это будет сложно — вам необходимо по заданию двигаться в логово Дауда, где войдя через окно вы встретите двух ассасинов. Суть в том что если вы не потревожите их то сможете услышать диалог который на 80% повторяет диалог из игры Thief.

А теперь немного о интересных фактах. Например в начале вы можете встретить художника и позирующего человека — далее по игре вы встретите эту картину в хранилище верховного смотрителя. Если вы заберете бутылку слева на столе то в итоге и на картине ее тоже не будет.

Но на этом меняющиеся рисунки не заканчиваются. Если вы подняли уровень хаоса до высокого то в Золотой кошке вместо рисунка домика с цветочками вы найдете мрачную картинку на которой Эмили и близнецы. Так же в задании когда нужно будет отбить бар вы найдете портрет из множества листков — если уровень хаоса высокий то это будет маска а если низкий то просто лицо Корво.

Dishonored секреты и пасхалки


Также игроки пришли к выводу что сердце которое вручают главному герою и с помощью которого он проворачивает разнообразные магические трюки принадлежит императрице, о чем можно догадаться по некоторым комментариям от него.

На скриншоте как вы понимаете ее убийца.

На этом интересные моменты и секреты в Dishonored не заканчиваются. Как только пройдете миссию под названием «Дом наслаждений» то можете наблюдать на базе Пьеро который будет подсматривать в замочную скважину за служанкой Калисто и начнет оправдываться что чинил замок. Вы так же можете ворваться в комнату и попробовать с ней поболтать в столь неподходящий момент.

Последний прием леди Бойл

Исследование подвала и первого этажа поместья

Новое побочное задание: Поговорить с гостями для получения информации

Новое побочное задание: Пробраться наверх и обыскать три спальни

Лучше всего начать осмотр Поместья Бойлов с фойе (парадный вход). Здесь можно заглянуть в список гостей на приеме Бойлов и даже внести в него свое имя, на сюжет это не повлияет, но, при тщательном исследовании мира игры, вы сможете в последствии обнаружить "результат вашей дерзости". Неплохо будет заняться только что появившимся побочным заданием и поговорить с ближайшей группой гостей. В данном случае это не должен быть кто-то конкретный, т.е. можно обратиться к любому гостю. Можно побеседовать даже с безымянным персонажем.

От гостей, а также из собственных наблюдений, вы узнаете, что в поместье есть три леди Бойл – в белом, красном и черном платьях. Никто не знает, кто из них кто, и нам придется это выяснить. Между тем, можно, конечно, побеседовать с каждой из трех дам, однако это необязательно. Продолжайте исследование первого этажа и не забывайте собирать ценности , золото , еду и книги . Данная свобода действий не распространяется на уже упомянутые кошельки. Если вас поймают за этим занятием несколько раз, вы будете иметь дело со стражей.

Хорошей идеей будет подслушать разговор между Мисс Уайт и Рамзи. Вскоре после окончания разговора, вы получите задание, связанное с дамой. Идите в бальный зал и приготовьте напиток, воспользовавшись фонтаном (на скриншоте выше). Вернитесь к мисс Уайт с выпивкой, и вы узнаете полезную для вас информацию о сестрах Бойл.

После того как вы достаточно изучите первый этаж, найдите лестницу для прислуги, расположенную рядом с банкетным залом. Воспользуйтесь лестницей, чтобы попасть в кухонное помещение в подвале. Осмотритесь в поисках золота , еды , книги , целебного эликсира Соколова и духовного бальзама Пьеро . Стоит добавить, что на кухне находится только прислуга и никто не будет вас отсюда выгонять.

В самом подвале можно найти лишь золото и целебный эликсир Соколова , но берегитесь крыс, которые могут напасть на вас внезапно. Самое важное место в подвале – это фамильная сокровищница, в которую можно попасть двумя способами. Более легкий способ – пройти через вентиляционную шахту в виде крысы, но можно также украсть , если способность Вселения у вас не развита. Ключ можно украсть в спальне Лидии Бойл на втором этаже. В хранилище находится неплохая добыча в виде золота (включая аж пять слитков!), целебный эликсир Соколова , духовный бальзам Пьеро и руна .

Исследование второго этажа поместья Бойлов

Как я уже говорил, второй этаж недоступен для гостей. Гораздо проще преодолеть это препятствие, если войти через дверь наружного патио (внутреннего дворика) – ту, что охраняется одним стражником, поскольку она приведет вас в одну из трех спален на втором этаже. В противном случае, вам придется действовать более изобретательно. Самый простой способ – воспользоваться лестницей для прислуги, смежной с банкетным залом (т.е. той, которую вы, возможно, уже использовали, чтобы спуститься в подвал). Лестница охраняется одним стражником, однако, если вы подождете, он уйдет, и можно будет подняться наверх, чтобы попасть в одну из спален.

Другой способ – вселиться в крысу или в человека. В случае крысы вам придется найти вентиляционную шахту, ведущую наверх (на скриншоте выше). Что касается человека, то после вселения вам надо пересечь стену света в фойе и подняться по лестнице.

Последний способ заключается в отключении стены света, что, к сожалению, довольно сложно. Источник питания стены света находится справа от нее, а дверь к нему заперта. В итоге, вам придется украсть ключ от шкафа с ворванью у одного из стражников в фойе. Раздобыв ключ, отоприте боковую комнатку и перенастройте стену света или отключите ее, убрав бак с ворванью.

Второй этаж поместья патрулируется несколькими стражниками, так что нужно быть очень осторожными. Если вы планируете устранять стражников, прячьте тела в укромных местах, подальше от посторонних глаз. Не советую прятать их в туалете, поскольку стражники частенько туда наведываются. Лучше всего использовать для сокрытия тел спальни. Рекомендую не забывать обчищать тела стражников, поскольку у одного из них есть ключ от спальни Вейверли .

Неважно, избавились вы от стражи или нет, начните осмотр комнат на этом этаже. В вышеупомянутом туалете есть золото . В центральной комнате со шкафами и ценностями можно найти картину Соколова (на скриншоте выше). Последним из не особенно важных помещений является библиотека. Здесь можно найти две книги .

Спальня Лидии Бойл (на скриншоте выше) находится над фойе. Здесь можно найти золото (обязательно заберите жемчужины из обоих сундуков!), ключ от подвального хранилища и дневник Лидии Бойл .

Спальня Вейверли Бойл закрыта, но вы можете попасть в нее через чердак (это будет описано далее по тексту) или заполучив ключ от спальни Вейверли у одного из стражников, находящихся поблизости. В спальне есть золото , еда , дубликат ключа от спальни Вейверли и дневник Вейверли Бойл .

Спальня Эсмы Бойл – это та спальня, в которую можно попасть с балкона с улицы и со служебной лестницы. Здесь можно найти золото , еду , картину Соколова , универсальный ключ от башни Дануолла (пригодится чуть позже), духовный бальзам Пьеро , дневник Эсмы Бойл и записку для Эсмы Бойл , прочитав которую, вы определите свою жертву (подробнее об этом в подразделе Опознание жертвы ).

В завершение, стоит упомянуть чердак между спальнями Вейверли и Эсмы Бойл. В обоих спальнях есть красная веревка (на скриншоте выше), открывающая доступ на чердак. Его определенно стоит посетить, поскольку там вы найдете много ценных вещей.

Опознание жертвы

Как вы помните, в поместье находятся три дамы с именем мисс Бойл. Ваша цель – установить личность каждой из них, и определить ту, которая связана с Лордом-регентом. Это можно сделать любым из двух способов, описанных ниже.

Новое побочное задание: Принести мисс Уайт чего-нибудь выпить

1) Более безопасен и более трудоемок, но, в то же время, предполагает посещение первого этажа. Нужно сделать две вещи, первая из них была описана в подразделе Исследование подвала и первого этажа поместья . Вы должны поговорить с мисс Уайт, чтобы получить побочное задание, связанное с выпивкой для дамы. Для этого направляйтесь в банкетный зал и приготовьте напиток, воспользовавшись фонтаном (на скриншоте выше). Вернитесь к мисс Уайт со стаканом, она расскажет вам о цветах платьев сестер Бойл.

Новое побочное задание: Поговорите с лордом Брисби

Найдите лорда Брисби на первом этаже, он предложит вам его выслушать (на скриншоте выше). После повторной беседы с лордом Брисби, он объяснит вам, что человек, которого вы ищете, это Эсма Бойл. В то же время, он попросит вас не убивать ее (подробнее об этом в подразделе Выбор способа устранения Эсмы Бойл ). Поскольку вы уже знаете, в наряды какого цвета одеты дамы, вы можете сделать вывод, в каком наряде Эсма.

2) Этот способ позволит определить жертву быстро, но, в то же время, более опасно, поскольку он предполагает исследование второго этажа, запретного для гостей. Вам надо попасть в спальню Эсмы Бойл, которая была подробно описана в подразделе Исследование второго этажа поместья Бойлов (того, что связан с балконом и служебной лестницей). Как только окажетесь в спальне, тщательно обыщите ее, чтобы найти записку для Эсмы Бойл .

Выбор способа устранения Эсмы Бойл

Новое основное задание: Устранить Эсму Бойл

Новое побочное задание: Оглушить Эсму Бойл и живой отнести ее в подвал

После того как вы определите, что вашей целью является Эсма Бойл, вам придется поразмыслить над способом ее устранения. Вы можете, конечно, напасть на Эсму, но в этом случае готовьтесь к противодействию стражи. Проблему можно решить, применив умения (например, изгиб времени), или выстрелив усыпляющими дротиками в укромном месте, но, в целом, лучше найти другое решение.

Если вы прочли дневник Эсмы Бойл в ее спальне на втором этаже, вы должны знать, что у нее есть слабость к мужчинам. Поэтому имеет смысл поговорить с ней и предложить отправиться к ней в спальню.

Перед тем как идти в спальню Эсмы, хорошо бы поговорить с лордом Брисби на первом этаже (на скриншоте выше). Это откроет альтернативный способ устранения Эсмы без необходимости ее убивать.

Чтобы попасть в спальню Эсмы, советую воспользоваться лестницей для прислуги рядом с банкетным залом (на скриншоте выше), тем более, что вас некому будет остановить.

После того как доберетесь до спальни, вам надо будет решить, хотите ли вы убить Эсму или только оглушить ее. Последний вариант, естественно, лучше. Для нейтрализации Эсмы можно использовать усыпляющие дротики или придушить ее, подкравшись сзади.

Встреча с Самуэлем на лодке



Новое основное задание: Вернуться к лодке Самуэля

Новое побочное задание: Оглушить Эсму Бойл и живой отнести ее в подвал

Независимо от того, каким способом вы устранили Эсму Бойл, теперь вы должны вернуться к начальной точке. Лучше не идти по тем же местам, по которым вы добирались сюда. Вместо этого, снова воспользуйтесь служебной лестницей, чтобы попасть на кухню (на скриншоте выше). Если Эсма мертва, вы можете сразу идти вперед.

Если Эсма только оглушена, вам необходимо либо устранить всех людей в локации, либо использовать соответствующее умение. В последнем случае лучше всего применить ваши способности и умения.

Следующий шаг связан с тем, чтобы попасть в подвал через проход справа. Используйте переключатель и вы окажетесь в основной части подвала. Если вы несете бессознательное тело Эсмы, подойдите к лорду Брисби, стоящему в лодке, и получите его благодарность, а также заверения в том, что женщина не пострадает.

Чтобы покинуть территорию поместья, вам надо воспользоваться дверью в канализацию (на скриншоте выше). После того как вы окажетесь в новой локации, поищите вокруг золото и прыгайте в воду.

В конце концов, вы должны добраться до круглого вентиля и использовать его, чтобы открыть проход. НЕ спешите идти в место, обозначенное в игре, потому что вместо Самуэля вы встретите там толлбоя. Прочтите текущее задание.

Новое основное задание: Найти Самуэля – он где-то за воротами канала

Новое основное задание: Поговорить с лордом Пендлтоном в пабе «Песья яма»

Чтобы не попасться на глаза толлбою, вам надо погрузиться под воду и доплыть до Самуэля. Лучше нигде не останавливаться, чтобы на вас не напали миноги. Вы можете без опаски всплыть на поверхность только рядом с лодкой Самуэля, во время разговора с ним, подтвердите свою готовность покинуть это место (правый верхний пункт диалога).

Прохождение Dishonored возможно в самых разных вариациях действий - разработчики предусмотрели массу вариантов. Мы же попробуем рассказать вам, как пройти игру максимально скрытно, потому что это обычно наиболее тяжело. Это - та игра, в которой можно много экспериментировать, пробовать всевозможные альтернативные пути решения поставленных задач. Сюжет также нелинейный, потому многое будет зависеть именно от ваших действий здесь.

Нам здесь отводится роль лорда-защитника императрицы, которого незаслуженно обвинили в убийстве той, кого он должен был охранять. Его зовут Корво Аттано, и он стремится наказать своих предателей, а также их главарю, который после успешной подставы стал регентом. Большинство событий происходят в столице империи, в нашем распоряжении - огромное количество всевозможных средств, помогающих избавляться от противников, но при этом есть вариант и пройти всю игру, не убивая почти никого.

Специфика игрового процесса Dishonored выделяется среди других игр тем, что у нашего героя, помимо складного меча, пистоля, арбалета, гранат и мин, есть еще и сверхчеловеческие способности. Так, он владеет телепортацией, способен замедлять, а то и вовсе замораживать ход времени, умеет вселяться в небольших животных и людей, которыми после этого управляет, также при необходимости может вызвать множество крыс, которые атакуют врагов и поедают их трупы. К необычным способностям, прямо влияющим на специфику прохождения Dishonored, можно отнести и способность видеть противников и разные предметы через стены.

Учитывая все перечисленные навыки, пройти Dishonored можно очень быстро, если действовать предельно агрессивно. А вот чтобы пройти всю сюжетную линию и не поднять при этом тревогу, никого не убить, выполнить все возможные дополнительные задания - потребуется очень много времени и усилий. Игра в таком ключе становится в разы сложнее и интереснее, именно так мы ее и рекомендуем проходить, в чем вам и поможет эта наша статья.

Возвращение домой (Returning home)

Действие разворачивается в городе Данволл, пораженном эпидемией чумы, наш герой Корво возвращается домой, дабы сообщить императрице новость. Она об актуальной проблеме - о лекарстве от чумы, которая стремительно выкашивает городское население.

Непосредственно прохождение Dishonored начинается тем, что протагонист на лодке прибыл в башню Данволла, где обитает императрица. Покинув плавсредство, изучите местность - нам нужно найти императрицу. Для начала выходим из ангара и бежим в сторону моста, где нас встретит дочь правительницы Эмили. Она просится поиграть с ней в прятки - задание необязательное, но весьма важное. Оно несет в себе тренировочную функцию, от умения прятаться в этой игре будет очень многое зависеть. Я бы рекомендовал не отказываться от предложения девочки, но решение принимать вам.

Если решили не тратить время на обучение, можете проследовать вверх к беседке. Ну а если таки будете получать ценный опыт стелс-маневров, то пройдитесь вслед за девочкой, вместе спустимся под мостик, где она нам объяснит правила ее игры. После начнет отсчитывать до десяти, за этот отрезок времени мы должны будем спрятаться (клавиша С), причем мест для этого там более чем хватает, просто выбирайте одно из них, переходя в стелс-режим. К примеру, понимайтесь по лестнице, затем спрячьтесь за перилами. Есть и другие варианты, но они не столь эффективны, как этот.

А вообще, разработчики любезно упростят нам изучение игрового интерфейса, выдавая подсказки, как выглядывать из укрытия. Если хорошо спрятались, через какое-то время Эмили скажет, что мы победили - подойдите к ней, пообщайтесь, чтобы завершить задание. Если спрятались не очень, на прохождение Dishonored это особо не повлияет, все также пойдем в компании Эмили наверх к беседке, чтобы пообщаться с императрицей. Как вы уже поняли, цель этой мини-миссии была показать вам, как использовать укрытия, тот случай, когда важна не победа, а участие.

По пути к беседке нас еще раз задержат, на сей раз побеспокоит художник, рисующий портрет командира с натуры. Можете как выслушать весь его треп, так и пропустить все это, нажав на кнопку в нижнем углу слева на мониторе. Так или иначе, поднимаемся наверх к императрице, там выслушаем ее диалог с начальником охраны. Когда разговор закончится, передаем письмо с новостями (клавиша F), причем новостями не самыми радужными. Соседние города, находящиеся на этом же острове, заблокировали Данволл, дабы не допустить распространения вируса чумы на свою территорию, а лекарства от опаснейшего недуга все еще не существует...

Неприятности на этом не заканчиваются - сюда врываются ассассины, которые нас атакуют. Пытайтесь защитить себя и императрицу, это будет ваш первый боевой опыт в прохождении Dishonored. В вашем распоряжении имеется пистолет в левой руке и меч в правой, ними и пробуем отбиваться от врагов. Для защиты от вражеских выпадов используйте клавишу Ctrl. К сожалению, усилия тщетны - как бы вы ни старались, результат один и тот же. Императрица, которую мы должны были любой ценой защищать, убита. Ее дочь - похищена. Наш герой - подставлен. После всего этого действа видим логотип игры - прямой намек на то, что эта интригующая завязка - всего лишь начало грандиозного проекта, в чем вы еще непременно убедитесь.

В роли Корво Атано, телохранителя Императрицы Джессамины, вы на лодке прибываете в Башню Дануолла с важным донесением. Выбирайтесь из лодки и проходите к мосту. На нем к вам подбегает Эмили, дочь Императрицы. Если вы согласитесь сыграть с ней в прятки, начнется дополнительное задание с обучением скрытности.

Следуйте за Эмили в беседку, чтобы встретиться с Императрицей. Джессамина говорит там с Берроузом, главной тайной службы. Теперь вы можете сами поговорить с ней и отдать письмо [F].

Похоже, новости оказались дурными, лекарства от Чумы пока нет. Внезапно на вас нападают, начинается первый бой. В правой руке у Корво меч, в левой - пистолет. можно отразить удары ассасинов. Впрочем, пистолет решает все проблемы за один выстрел.

Невинно осужденный

Корво был осужден за убийство Императрицы. Хайрем Берроуз сам себя назначил регентом, ему осталось только добиться признания Корво, хотя и без него есть достаточно оснований для казни.

Вы оказываетесь в «Тюрьме Колдридж». Подойдите к решетке и съешьте [F] хлеб, который лежит на полу. Под ним лежит анонимное сообщение, прочтите его. Под письмом лежит ключ. Такая вот матрешка. Откройте дверь и выбирайтесь. Возьмите со стола палаш городской стражи. Также на столе лежат монеты. Подкрадитесь [C] к стражнику, стоящему в проходе. Вы можете оглушить его, зажав [левый Ctrl], а затем взять тело [F] и оттащить его подальше от лишних глаз. Второй стражник также скоро умудряется подставить вам спину, так что не мешкайте. Остается только прогуливающийся часовой, нападайте, когда он пойдет в противоположную от вас сторону.

Путь вперед открыт. Вскарабкайтесь наверх с помощью [Пробела], по подсвеченным красным цветом опорам. Здесь вы найдете пистолет. Следующий часовой на пути за дверью. Очень неосмотрительно смотрит вниз с мостика. Украдите его ключ и оглушите. Проходите дальше на «Прогулочную дорожку». Еще один стражник. Наконец спускаемся вниз и идем к «допросной комнате». Здесь есть нужный нам сейф со взрывчаткой.

Теперь нужно установить её. Проходим вслед за удаляющимся стражником через решетку вниз, в «Тюремный двор». Стражников можно обойти, идя в тени по самому краю двора. Проберитесь в «Крыло поста». Легче всего пробраться за первую же дверь слева, оглушить охранника, пройти через следующую дверь, оглушить охранника, и воспользоваться рычагом. Теперь можно выйти и оглушить прогуливающегося часового. Снимаете часового, что стоит за открывшимися воротами, когда второй отвернется. Потом убираете и его. Заложите бомбу и бегите [Левый Shift] подальше. Разворачивайтесь и бегите в образовавшийся проход. Мост поднимается, прыгаем в воду. Переплывите на другую сторону, ко входу в «Катакомбы».

Беглец

Побег из тюрьмы успешно осуществлен. Теперь нужно пересечь «Катакомбы», чтобы добраться до реки «Ренхевен» и встретиться со связным.

Решетка не откроется. Зато на ящике лежит записка, адресованная Корво. Заберитесь на ящики и полезайте между трубами. Вам в любом случае придется присесть [C]. Под вами крысы заживо сжирают двух охранников. Спрыгиваете вниз, решетка сзади также заперта, поэтому идти можно только вперед, в канализацию. Спрыгивайте в воду, придется проплыть в сторону маркера «спрятанных вещей». Когда увидите лестницу, выбирайтесь из воды и идите по ней. Уберите труп [зажать F], чтобы воспользоваться вентилем. Пройдите вперед и поднимитесь выше, так решетку можно миновать. Небольшая сценка со сбросом трупов, умерших от чумы. Похоже, выполняющим эту грязную работу дали какой-то «эликсир», который их защищает от заражения. Кто в выигрыше - так это плотоядные крысы, которым преподнесли бесплатный обед. Крысы не побрезгуют и живым Корво, так что пробегите понизу и поднимитесь на платформу в центре. Оттуда сбросьте три тела крысам, чтобы отвлечь. Сами же бегите и поворачивайте вентиль, чтобы открыть шлюз. Проходите вперед. Здесь вы увидите свисающую цепь. Прыгайте на неё и нажмите [F], либо просто подойдите с удобной стороны. Поднимитесь наверх и спрыгните на площадку. Будьте осторожны: здесь есть растяжки, если порвать проволоку, граната взорвется. А в ответвлении есть даже стрелковая растяжка. А вот и то самое спрятанное снаряжение, вместе с письмом Лорду-защитнику.

Итак, нужно пойти на встречу с Самуэлем. У вас теперь есть отличное оружие - клинок и арбалет. В последнем нас интересуют усыпляющие дротики. Зажмите [колесико мыши] и выберите «усыпляющий дротик». Теперь вы можете отпереть решетку с помощью полученного ключа. Новая растяжка, но в этот раз учимся подкату: разбегаетесь и нажимаете пригнуться [C]. И пролетаете под растяжкой.

Можно двигаться дальше. Поднимитесь наверх уже привычным движением. Затем спрыгивайте в дыру, туда, откуда слышны голоса. Подстрелите стражника усыпляющим дротиком. Следующих двоих можно снять простым оглушением. Также есть вариант проплыть под ними и тихонько вылезти из воды, когда они отвернутся. Пожалуй, проплыть мимо них всех - самый простой способ. Минуете охрану и попадаете в проход на поверхность. Здесь вас ждет лодочник Самуэль.

Тайные союзники

Самуэль доставил вас в «Песью яму». Следуйте за ним. Войдите в Паб и поговорите с «Лоялистами». Им нужна помощь опытного человека, лояльного империи, и Корво идеально подходит на эту роль. Вас отправляют к Пьеро. Выйдите из Паба так же, как вошли, и зайдите в мастерскую. Подберите «пустой бак для ворвани» и поднимитесь по лестнице. Поместите бак в наполнитель, дерните рычаг, вытащите бак, спуститесь вниз, установите бак с ворванью на место. Теперь Пьеро доделает вашу маску ассасина. Также теперь он может модифицировать вашу амуницию. Для начала я посоветовал бы прикупить усыпляющих дротиков и монтажный инструмент. Остальные предметы явно смертельны. Также можно купить улучшения на другой вкладке. Когда закончите, ложитесь спать.

Корво проснется под стук дождя по крыше, ваша комната находится на чердаке Паба. Но это не самое странное: за дверью творится что-то совсем ненормальное. Поднимайтесь наверх к «странному притяжению». Чужой, как он себя назвал, подарит Корво магическую силу - телепортацию на короткие расстояния. Полезный навык, нечего сказать. Чтобы его использовать, зажмите [правую кнопку мыши], нацельтесь на свободное место на другой стороне и отпустите кнопку. Перемещайтесь по цепочке висящих в воздухе каменных глыб. Если не будете «долетать», подойдите ближе к краю платформы, чтобы уменьшить расстояние телепортации.

Следующий подарок от Чужого - «сердце», которое указывает на расположение магических рун и костяных амулетов. Если вы направите его в сторону, где есть один из предметов, сердце будет сигнализировать об этом. Найти его можно во вкладке устройств в инвентаре. Сейчас же просто двигайтесь к руне. Вам придется много спускаться. Крутите колесико мыши, чтобы менять сердце на телепорт и обратно. В конце поднимите руну. С её помощью можно приобретать новые умения или улучшения на свой выбор. Так как мы проходим игру без убийств, рекомендую взять «Темное зрение».

Корво, наконец, действительно просыпается. Это приключение не было обычным сном, ведь отметина на руке и способности всё еще при вас.

Поговорите Амиралом Хевлоком в пабе. Он поручит вам устранить Кемпбелла. Выходите наружу и идите к Самуэлю, по дороге вам встретится Каллиста, она попросит спасти её дядю - капитана городской стражи Карноу. Также можно зайти к Пьеру, у него появились на продажу руны. Когда закончите все дела, поговорите с Самуэлем и отправляйтесь в «Винный квартал».

Вы оказываетесь в локации «Винный квартал». Стражника можно оглушить, или дождаться, пока он уйдет. Вскоре вы выйдите к «стене света». Её можно отключить, или как-то миновать. Проще всего - просто извлечь бак с ворванью. Хотя можно выполнить любой другой способ, описанный в подсказке. Можно подняться по ящикам на крышу, которые находятся здесь же. Если вы изучили способность вселения, можете попробовать себя в качестве мыши. Не стану обременять вас подробностями каждого способа, Dishonored хороша как раз тем, что пройти к цели можно очень многими путями.

Старая Ветошь (дополнительно)

Вы можете отправиться направо, в дом Старой Ветоши. Её донимают визитеры. Вооружитесь усыпляющими дротиками (в комнате справа от двери можно найти несколько), откройте дверь и перестреляйте бандитов. Поговорите со старухой, поднимитесь наверх и возьмите руну.

Гости (дополнительно)

Ветошь предлагает вам продолжить борьбу с бандой Боттл-стрит. Проберитесь по крышам и трубам в «контору доктора Гальвани». Вам нужно оглушить охранника, чтобы получить ключ от лаборатории. Найдите «муляж книги» на книжной полке, откроется потайная дверь. Возьмите потроха чумной крысы и выбирайтесь из конторы. Теперь нужно попасть на «Винокурню Дануолла». По крышам и трубам проберитесь к входной двери, справа на столике лежит ключ от всей винокурни. Войдите внутрь. Запрыгните на бочки, телепортируйтесь позади растяжки. Прыгайте на цепь. С неё телепортируйтесь или прыгайте на трубу, и так до двери. Спуститесь вниз, ключ вам не нужен - под бочонком можно просто пролезть пригнувшись. Заразите содержимое перегонного куба. Можно возвращаться к Старой Ветоши за новой руной.

Вторую стену света миновать труднее. К примеру, я спустился на самый низ и прошел левее, телепортами миновав зону видимости бандитов с Боттл-стрит. Следующая цель «Площадь Холджера». Внизу столько укрытий, что оглушить солдат одного за другим не составляет никакого труда. На площади вас ждет Смотритель Мартин. Вы можете освободить его, активировав рычаг от кандалов слева от него.

Поднимитесь на крышу крыльца с помощью телепортации и перелезьте через ограду. Теперь нужно пробраться в «Кабинет». Для этого нужно миновать еще одну решетку. К примеру, с помощью телепортации, я влез в окно здания слева. Выйдя из другой двери, спуститесь вниз по лестнице - труба ведет прямо в Канцелярию. Выбирайтесь наверх по цепи. Войдите в дверь на «Псарню», откуда легко можно пробраться внутрь Канцелярии. Поднимитесь наверх, мы ищем «инструкцию по клеймлению». Оглушите стражника внутри и прочтите инструкцию на столе. Теперь, когда мы знаем о клейме, можно идти в кабинет Кемпбелла. Активируйте любой из бокалов на столе и выберите «вылить оба бокала». Теперь спрячьтесь в один из темных углов и ждите. Когда Кемпбелл и Карноу выйдут из кабинета, следуйте за ними в подвал, в «потайную комнату Кембелла». Когда верховный смотритель вытащит меч, оглушите его. Теперь тащите в «допросную». Можно, например, вылезти через окно на карниз. В допросной посадите Кемпбелла на стул для допросов. Теперь нужно достать «клеймо еретика». Спуститесь назад и поставьте клеймо Кемпбеллу. Спуститесь вниз и проберитесь к двери на задний двор. Осталось по крышам добраться до Лодочника Самуэля.

Вы вернулись в «Песью яму». Поднимитесь с причала и встретьтесь с «Лоялистами». Пока они будут расшифровывать дневник, вам нужно поспать. На этот раз сновидений не будет. Поговорите с Хевлоком. Затем спускайтесь в катакомбы через люк здесь же. Чтобы усыпить «плакальщика» (плачет он, кстати, не слезами - а кровью), вам понадобятся усыпляющие дротики. Если у вас закончились, их продает Пьеро. В канализации вы найдете двух плакальщиков. Подстрелите их, подберите две руны и возвращайтесь. Теперь у вас есть ключ от двери, которая раньше не открылась. Поднимитесь по цепи прямо в Паб. Найдите адмирала. Поговорите с лодочником, чтобы отправиться в путь.

Дом удовольствий

Братья Пендлтоны, владельцы купален «Золотая кошка», помогают лорду-регенту прятать Эмили. Их следует устранить.

Вы уже были здесь совсем недавно. Та же самая пристань «Винного квартала». Доберитесь до «Винокурни Дануолла». Здесь вам нужно найти Слекджова. Никого оглушать не надо, все свои. Слекджов предлагает свои услуги по проникновению в «Золотую кошку» в обмен на помощь с одним делом. Вернитесь в Винный квартал. Отправляйтесь в «контору доктора Гальвани». Будьте осторожны, здесь появились ассасины, не стоит привлекать их массовое внимание. Пройтись по крышам будет хорошим решением. Конкретно в саму контору можно попасть по трубам наверху, через балкон. Поднимитесь по лестнице на самый верх, к «осведомителю Слекджова». Одного охранника оглушаем, когда тот отвернется, второго тут же поражаем усыпляющим дротиком. Возьмите аудиограмму и вернитесь к Слекджову обратным ходом. В награду он даст ключ от здания, через которое можно пробраться прямо на крышу «Золотой кошки». А также предложит поменяться местами: он сам похищает близнецов Пендлтонов, а вы делаете его работу. Это бескровный вариант.

У оставшейся «световой стены» спуститесь вниз, под неё, слева будет проход на площадь. Но что куда интереснее: теперь там можно встретить женщину, которую грабят два стражника. Вы можете подстрелить их обоих усыпляющими дротиками. В награду Выжившая даст вам ключ от дома торговца картинами – того самого. Впрочем, нам нужно попасть в «Золотую кошку». Вертящаяся смотровая башенка смотрит только вниз, но не на крыши. Войдите через дверь в локацию «Золотая кошка».

Поверните налево в тупичок и заберитесь на самую крышу. Отсюда можно переправиться аж до самого окна «купальни». Торговец картинами находится в «серебряной» комнате. Начинайте пытать его разрядами, пока он не скажет шифр. Теперь нужно найти «Кабинет мадам». Подкрадитесь к даме и украдите универсальный ключ. А слева на подоконнике лежит записка, в которой указано, куда поместили Эмили. Выходите из кабинета и поднимитесь по винтовой лестнице. Здесь в «комнате куртизанок» сидит Эмили. Следуйте за ней к «выходу для особо важных персон». Теперь считается, что Эмили спасена. Ура! Осталось найти Слекджова и сказать ему код от сейфа. Затем встречайтесь с Самуэлем и Эмили на пристани.

Высокая гостья

Эмили в целости и сохранности доставлена в «Песью яму». Корво хочет видеть лорд Пендлтон. Он стоит прямо за разрушенной башней и смотрит на закат. Он отправит вас к адмиралу. Он с Мартином сидит в пабе.

Королевский лекарь

Новая цель - Соколов, художник и придворный лекарь. Автор одного из двух действующих эликсиров против Чумы. Посетите Пьеро, завершите все дела и воспользуйтесь услугами Самуэля.

Вот и Мост Колдуина. Самуэль очень советует отключить прожектора. Поднимайтесь наверх. Здесь полно стражников. Передвигайтесь по верху. Вы увидите прожектор (не тот, который нужно отключать - просто прожектор). Слева от него есть дверь, нам туда. Поднимитесь по лестнице, возьмите «ключ от пакгауза» - он открывает дверь внизу, так тоже можно пройти. Но мы поднимаемся на самый верх лестницы. Крутаните вентиль, чтобы цепь переехала, тогда можно будет перепрыгнуть и достать ворвань. Вставьте бак в аппарат на стене. Залезайте в тележку на рельсах и дергайте рычаг. Теперь вы на другой стороне. Спускайтесь вниз и прошмыгните мимо охранников к двери на «Дробридж».

Прошмыгните через жилые дома под мост. Переплывите и поднимитесь наверх. Стражника можно усыпить дротиком, остальные ничего не заметят. Пройдите дальше по мосту. Извлеките ворвань, чтобы обеспечить разрядник. Поднимайтесь по лестнице на самый верх. Дерните рычаг, вернитесь, заберитесь на поднятый мост с помощью телепортации. Пройдите до конца и также телепортируйтесь повыше. Там вы сможете извлечь баки с ворванью. Теперь нужно аккуратно спуститься вниз. К примеру, можно просто пройти по натянутым креплениям. Но, увы, там слишком много света для такого маневра, если только у вас нет замедления времени (в этом случае вас никто и не заметит). А вот и дверь к «подстанции Мидроу».

Вам нужно попасть в кабинку наверху, в которой есть рычаг, останавливающий «колеса». Тогда вы сможете пролезть через них и отключить стену света. За ней проход к «Северной стороне». Как раз через неё можно попасть в «Дом Соколова». Заберитесь на его крышу. Соколов занят своей формулой. Оглушите его и тащите вниз по лестнице. На время Соколова можно опускать на пол, чтобы оглушить мешающих охранников и прислугу. Можно даже найти лифт. Словом, выберитесь из дома через задний вход. Возле спуска к лодке вы увидите клетку с людьми. Их можно освободить, вынув ворвань. Женщина расскажет вам о сейфе. Заберите содержимое и найдите Самуэля.

Допрос

Антон Соколов (неужели «плохой русский»?) доставлен для допроса в паб «Песья яма». Самое время отдохнуть.

Сесилия в пабе укажет вам месторасположение ключа от укрытия, на всякий случай. Соколов был помещен в клетку. Оказывается, старого лекаря можно подкупить. Это очевидно менее кровавый способ, чем использование стаи крыс-людоедов. Идите к Пьеро, он согласен продать вам бренди «Кинг-стрит» за 150 золотых. Если у вас не хватает, можете обокрасть паб, там должно быть много больше. Принесите бутылку Соколову.

Прием леди Бойл

Соколов раскрыл лишь фамилию любовницы лорда-регента. Еще нужно узнать, какая из женщин семейства Бойлов нам нужна.

Навестите Самуэля, чтобы отправиться на бал-маскарад в имение Бойлов. Прыгайте с лодки в воду и выбирайтесь к лестнице. Первый мост нам не подходит - Верзила засечет. Зато второй проходится очень легко. Перелезайте через ограду прямо над рельсами. На этой территории вам не нужно красться. Подойдите к беседующим гостям. Поймайте улетевшее приглашение. Теперь покажите его привратнику. Обойдите вокруг пристройки и пройдите внутрь поместья. Вы можете обокрасть гостей.

Теперь можно идти на бал. Поговорите с гостями, кто-нибудь наверняка расскажет про три спальни и цвета обитателей поместья. Ищите мисс Уайт а первом этаже в маске мотылька. Она попросит принести ей выпить. Найдите фонтан с игристым вином, наполните бокал и принесите мисс Уайт. Она расскажет, какая из сестер в какой цвет одета. Походите по нижнему этажу и найдите лорда Брисби, в уродливой кошачьей маске. Он хочет поговорить с вами. Лорд Брисби предлагает помощь в устранении Лидии Бойл (а нужна вам, по его словам, именно она).

Проберитесь наверх, в спальни. Грозный охранник сам покинет пост и спустится вниз. Вам нужно найти комнату Лидии Бойл. В дневнике указано, что ей нравятся музыканты. Спуститесь вниз тем же путем и найдите Лидию в черном платье. Назовите её имя, а затем предложите уединиться в музыкальной комнате с клавесином. Следуйте за Лидией. Она огорчится от того, что вы не умеете играть на нем и… сама спустится в подвал! Очень странно. Оглушите её и волоките в лодку.

Здесь же есть проход в Катакомбы. Грязно, зато точно не возникнет проблем со стражей. Поднимите решетку с помощью вентиля. Теперь плывите на всех порах к закрывающемуся шлюзу и лодке Самуэля. Лучше всего - вселиться в рыбу. Отправляйтесь в «Песью яму».

P.S. Имя леди Бойл, а также её увлечение - могут быть сгенерированы для вас иначе! Впрочем, последовательность действий от этого изменится не сильно.

Решающий удар

Встретьтесь с лордом Пендлтоном. Затем с Адмиралом Хевлоком.

Собирайтесь в дорогу, навестите Пьеро. Кстати, если вы прошли предыдущее задание «бескровно», в вашей комнате на чердаке будет лежать руна с запиской.

Когда закончите все дела, воспользуйтесь услугами Самуэля.

Возвращение в Башню

Пришла очередь лорда-регента Берроуза - быть униженным.

Та самая Башня Дануолла, в которой жила императрица и где началась игра. Прыгайте в воду и плывите в шлюз. По трубам, по разным переходам, поднимайтесь наверх. Не пытайтесь пройти через дверь, за которой стоит шокер. Телепортация куда уместнее. Оглушите по одному всех стражников. Вам будет мешать стена света. Справа можно выйти на балкон и телепортироваться прямо к баку с ворванью, который нужно вынуть, чтобы отключить стену. Да и просто пройти мимо также можно. Еще парочка офицеров придет прямо к вам в руки. Опасные центральные посты можно обойти справа. Оттуда же можно телепортироваться на главное здание, и найти технический ход в «Вестибюль Башни».

Лорд-регент общается со своей стражей по коммуникатору. Он находится в своей спальне. Но мы идем не туда, а на «станцию вещания». По карнизу пройдите направо, войдите в башенку через дверь. Вытащите бак с ворванью, чтобы отключить шокер. Поднимайтесь по лестнице и найдите «офицера пропаганды». Он скажет, что Берроуз записывает на аудиограммы даже свои самые темные секреты. Это бескровный путь. Теперь есть два пути:

  1. Можно включить сирену тревоги (одна находится внизу в вестибюле, вторая на крыше), чтобы лорд-регент покинул свои покои и заперся в потайной комнате.
  2. Можно дождаться, пока лорд-регент закончит диалог и останется один. Тогда просто проникаете в покои и оглушаете его. Ну или используете усыпляющий дротик, как получится.

Сейф найти просто - он даже не спрятан. В нем лежит аудиограмма. Несите её в башенку станции вещания. Пусть секреты лорда-регента услышат все! Спуститесь вниз и насладитесь сценой ареста. Дело за малым - покинуть всё еще враждебную Башню Дануолла. Самуэль будет ждать вас там же, где вы его покинули - перед шлюзом.

Накануне коронации

Пройдите в паб, все уже празднуют. Поднимитесь к себе наверх и ложитесь спать.

По течению

Это как раз тот случай, когда ждешь подвоха всю игру, и никакой интриги не получается. Лоялисты - оказались лояльны только к самим себе. Отравленный Корво попадает прямиком в лапы Дауда - настоящего ассасина, который убил императрицу. Вы оказываетесь в знакомой мистической области, где с вами заговорит Чужой.

Затопленный квартал

Корво сбросили какой-то резервуар. Ну, хоть не убили. Берите кирпичи и бросайте их вверх, в доски, которыми накрыта дыра. Теперь используйте телепортацию, чтобы выбраться. Подберите со стола клинок, он может пригодиться. Поднимайтесь по лестнице наверх. Здесь два охранника. Вы можете оглушить одного из них, телепортировав прямо на перила, а затем утащить на лестницу. Со вторым намного проще. Прыгайте в воду. Весьма контрастное зрелище, после пестрого поместья Бойлов, или королевской крепости.

Вернуть снаряжение (дополнительно)

Прежде чем соваться к Дауду, нужно вернуть свои вещи. Постарайтесь приблизиться к их отметке. Когда увидите цепь, поднимайтесь по ней. На ближнем здании раньше была стеклянная крыша, но сейчас вы можете беспрепятственно спрыгнуть вниз и воспользоваться переходом «на жироварню Гривза». Подойдите к указанному зданию как можно ближе. Чтобы попасть туда, нужно выдвинуть лестницу. А для этого нужно восстановить питание. Войдите в ближайшее к указанной крыше здание, здесь же находится инструкция, рычаг, и контейнер для ворвани. С задней стороны можно получит пустой бак. Здесь же, совсем рядом, его можно наполнить ворванью. Пройдите через здание и установите полный бак на место. Активируйте рычаг для спуска лестницы. Поднимитесь по ней и обойдите вокруг, по трубам, цепям и прочему металлолому. Здесь же вы подслушаете разговор ассасинов. Поднимитесь по цепи, и вот вы внутри. Нужно включить мост. Справа можно найти баки, для этого разрушьте доски, мешающие пролезть за решетку. Заправьте бак ворванью на обратном пути, вставьте бак на место и дергайте ручку. Спуститесь по цепи на самый низ и хватайте своё снаряжение. Поднимитесь по лестнице, откройте ворота с помощью вентиля и убирайтесь из этой локации.

А вот и снова он, «причал Радшора». Пробраться в «центр Радшора» не сложно, хотя здесь самые лучшие патрульные - телепортирующиеся. Однако, чтобы пройти, нужно спереть у одного из них ключ. «Центр Радшора» - настоящий ад. По началу кажется, что проскользнуть мимо патрулирующих ассасинов - просто невозможно. Но, на самом деле, это не так. Очень советую спрыгнуть в воду, и повернуть налево. А уже отсюда можно начинать оглушать врагов по одному. Самое сложное - это вырубить парочку первых, чтобы не заметили остальные. Вы можете выработать собственную стратегию, разумеется. Наша цель - «логово Дауда». Внутри становится совсем легко - очень темно. Когда выберитесь наружу, нужно будет залезть в окно этажом выше. Дауд прячется здесь. Бескровный вариант. Достать его кошелек Дауда. Есть разные варианты. Самый просто и очевидный - победить его в поединке. Избежать его - практически невозможно, негодяй тоже владеет остановкой времени. Вам нужно побить его, используя все доступные агрессивные методы. Зато, когда вы его победите, можно будет взять его кошелек и уйти с миром. Осталось забрать «Ключ Дауда». Вам нужно спуститься в «туннель к воротам».

Теперь осталось только выбраться из этого проклятого «Затопленного квартала». После туннеля сверните налево. Сюда сбрасывают тела умерших от Чумы. Да и не только умерших. Выбирайтесь наверх, мимо двух болтающих бедолаг. Дальше у вас есть разные пути. Например, вы можете подняться на крышу одного из зданий. Проще всего на то, на крыше которого лежит руна. Тогда вы сможете прыгнуть на «труповозку» и проехать чуть дальше. Спрыгивайте перед световой стеной, туда, где виден бак с ворванью, вытащив который вы отключите световую стену. Конечно, можете пробраться через стражников и верзил иным путем, дело ваше. Итак, после вытаскивания бака, нужно спуститься вниз. Здесь на стене есть рычаг от ворот. В них вам и надо, к двери служебного входа. За ней проход «в предместья Старого Порта». Здесь нужно добраться до входа в катакомбы. Делаем так: становитесь сверху на люк и крутите вентиль. Упали вниз, ну и хорошо. В катакомбах укрылись выжившие, они не будут на вас нападать. Проберитесь к выходу из катакомб. Дверь ведет прямо в Паб «Песья яма», будь он не ладен.

Лоялисты

Сесилия вкратце перескажет вам ужасные события, которые произошли после «отплытия» Корво. Поднимитесь из подвала, не пропустите два ключа, висящих на крючках. Один из них откроет дверь от заброшенного убежища. Снаружи двое болтливых стражников и верзила. Проберитесь в паб. На стойке лежат приказы Хевлока страже. Теперь поднимитесь наверх в свою бывшую комнату, прочтите письмо от Эмили.

Спасти Пьеро и Соколова (дополнительно)

Пробраться к этим двоим можно из старой комнаты Корво на чердаке паба. Открытое окно выходит на крышу мастерской. Спрыгните на карниз со стороны реки, чтобы влезть через окно. Пьеро попросит принести его чертеж. Он уже был у меня с собой, кажется из паба. В диалоге выберите вариант усыпляющего воздействия разрядного столба, чтобы усыпить всех врагов. Теперь нужно найти пустой бак на втором этаже, наполнить его ворванью, пробраться по карнизу на крышу мастерской и подсоединить бак к установке на крыше. Дерните рычаг, чтобы открыть гнезда для баков. Доставьте сюда еще один бак, так, чтобы все три гнезда были заняты. Теперь ученые в безопасности. Вы можете в последний раз воспользоваться услугами Пьеро.

Навестите Каллисту в башне. Это как раз дальше по дороге от крыши мастерской Пьеро. Она добавит небольшую часть мозаики. Используйте рычаг, чтобы запустить сигнальную ракету. Возьмите ключ с кровати, на которой сидит Каллиста. Откройте дверь из башни и прыгайте навстречу Самуэлю.

Путеводный маяк

Пришло время спасти принцессу из заточения!

Сразу оговорюсь: у меня на момент прохождения был «низкий уровень хаоса» - если у вас другой, то и миссия может выглядеть иначе.

Форт Кингспарроу имеет два входа: «со стороны моря» и «со стороны гавани». Какой бы вы не выбрали, сперва нужно отключить световые стены. Идите к «входу со стороны моря». Слева от него в стене вы можете увидеть трубу, из которой течет вода. Слишком широкую трубу. Из этого помещения - вы сможете отключить сразу обе световых стены, от обоих входов. Теперь можете выбрать и зачистить любой из двух «входов», и попадете внутрь форта. Теперь нужно попасть в караулку. Сперва, пройдя по двору на другую сторону, вы должны пробраться внутрь и отключить питание очередной световой стены. Теперь можно пройти в караулку. После световой стены сразу же поднимитесь вверх по лестнице, снимите с крючка «ключ от подъемника на маяк». На самом верху будет мост в сторону маяка. Чтобы не попасть под разрядник, пройдите по нижней части моста, там где виднеется панель управления. Залезайте в подъемник через дверь и дергайте рычаг, поехали.

Мы уже на маяке. Поднимитесь по лестнице и окажетесь внутри. Оглушите Хевлока. Похоже, об остальных «лоялистах» он уже позаботился. Возьмите со столика ключ от комнаты Эмили и отоприте дверь. Осталось лишь узнать конец этой истории.

На просторах игрового рынка можно встретить массу различных интерактивных проектов, которые поражают своим повествованием и различными особенностями. Рассматривать все мы не будем, а только обратим свой взор на игру под названием Dishonored, которая в свое время захватила умы многих игроков. Данный игровой проект прославился интересным сеттингом, простым управлением и отличной смесью стелса с мистикой. Помимо обзора игры и особенностей, мы хотим рассмотреть, какие есть в Dishonored секреты, что в ней особенного и на что следует обратить внимание. Но сразу хочется отметить, что она получилась уникальной, поэтому на данный момент есть ее прямое продолжение. Но об этом мы поговорим позже, а пока окунемся в объятия первой части приключения.

Что это за игра?

Но прежде чем мы раскроем, какие есть в Dishonored секреты, стоит разобраться с самой задумкой приключения. Dishonored - стелс с элементами экшена от первого лица, в котором игроки получают роль человека, ставшего в центре внимания всего мира. Он был пойман на месте преступления и обвинен в смерти королевы. Правда, на самом деле он ничего подобного не совершал, его подставили. Теперь нужно не только оторваться от преследования, но и постараться принять кардинальные меры, чтобы уничтожить тех, кто подставил главного героя, и выбраться из огромного мегаполиса, охваченного чумой.

Игра Dishonored предлагает для прохождения целый арсенал возможностей, начиная со сверхъестественных способностей, к примеру телепорта и магических заклинаний, и заканчивая навыками быстрого перемещения и ближнего боя. В дополнение главный герой получает массу интересных изобретений, позволяющих за секунды расправиться с противником на ближнем и дальнем расстоянии. Используя все эти возможности, игрок должен пройти массу испытаний, уничтожить все ключевые фигуры и постараться остаться в живых.

Главная цель приключения

Игра Dishonored сразу бросает игрока в гущу событий, не позволяя особо разобраться с тем, что происходит. Поэтому во время прохождения сомнений возникать не должно - нужно действовать быстро. Как только вы вырветесь на свободу, нужно будет обдумать план действий и ознакомиться со списком подозреваемых. Ими могут быть самые разные люди, начиная с простого начальника стражи и заканчивая предпринимателем с китобойного завода. Их профессия не суть, главное - то, что все приключение построено на правосудии. Нужно будет проникать в их логова и искать способ уничтожения. В ход могут пойти самые разные приемы и способы, главное - уничтожить всех, кто хоть как-то связан с убийством королевы. Но не стоит забывать, что главные злодеи не будут так легко доступны, поначалу придется пройти всю локацию, постараться миновать охранников, стражу и ловушки, а уже потом уничтожать свои цели.

Сделать это будет не так просто, но тем не менее возможно. Поэтому не стоит терять время, лучше заняться развитием своего персонажа и постараться достичь хорошего результата. Ведь именно от навыков зависит весь успех приключения. И чем способностей больше, тем шире вариативность прохождения.

Наличие секретов

В Dishonored секреты играют второстепенную роль, так как они представлены в смешанном формате. Имеется возможность отыскать скрытые способности героя, по локациям разбросаны намеки и прочие интересные моменты, руны тоже можно отнести к этой категории, так как их не так просто получить. Но если разбирать детально все эти элементы, то пасхалок в игре в разы больше, нежели скрытых элементов. В Dishonored секреты и пасхалки плавно переплетаются друг с другом, порой сложно догадаться, что именно вы отыскали, но не это главное.

Само наличие этих элементов дает возможность внимательнее играть с большим интересом. Действительно, если игрока завлекать подобным элементом, то он начинает изучать каждый камешек на локации, стараться вникнуть в каждое сказанное слово и каждый найденный предмет. Поэтому в Dishonored секреты играют своеобразную роль мотивации для прохождения приключения. И это не может не радовать, так как пользователи сами внимательно изучают историю игры, находят интересные моменты и с радостью делятся ими с другими любителями тематического приключения. Кроме того, сами разработчики серьезно подошли к данному вопросу и добавили подобные элементы практически на каждую локацию.

К примеру, во время миссии «Дом наслаждений» можно отыскать персонажа по имени Пьеро, который якобы делает улучшенные замки по дому. Но не стоит ему доверять, так как его затея сводится к тому, что он просто подглядывает за местными девушками. И в один прекрасный момент можно поймать его с поличным. Он, конечно, заявит об обратном и покинет место, а вот вы можете подглядеть за юной девушкой, которая принимает ванну, и ворваться к ней в комнату, где состоится интересный разговор. Кроме того, именно в этой комнате можно отыскать интересную книгу с дополнительной информацией по миру игры.

Есть ли в игре пасхалки?

В процессе игры в Dishonored требования к приключению могут быть самыми разными. Одни стараются находить интересные места, другие просто получают наслаждение от игрового процесса, а третьи ищут пасхалки. Не стоит удивляться, действительно, есть ряд игроков, которые только этим и занимаются. И в большинстве случаев они находят нужный элемент игрового процесса, да еще и в больших количествах. В Dishonored требования в плане поиска пасхалок не такие высокие, как может показаться на первый взгляд. Достаточно просто быть предельно внимательным и осматривать все помещения.

К примеру, если внимательно изучить мастерскую Пьеро, то на стене можно обнаружить рисунки, которые изображают портал из игры Portal. Возможно, Пьеро хотел изобрести нечто подобное, а может, это просто отсылка к знаменитой игре? А если внимательно изучить локацию "Дом наслаждений", то можно отыскать картину, на которой изображена женщина, напоминающая героиню из фильма "Дредд" по имени Мама. Без внимания не может остаться и Логово убийц, в котором можно наблюдать сцену обучения новобранца. Это не такая уж и простая сцена, так как она является копией поведения персонажей из игры Thief.

Это всего лишь малая часть интересных моментов, которые можно найти в игре. Не нужно использовать для Dishonored коды и прочие программы, чтобы отыскать пасхалки. Все будет зависеть только от вашей внимательности и готовности принимать нужные решения. Просто гуляйте по локациям, старайтесь замечать мелкие детали и принимайте верные решения, которые наверняка позволят вам достичь успеха в игре. Правда, не стоит слишком торопиться, стоит прочувствовать всю атмосферу игры, которая хорошо сочетается с этими маленькими, но приятными моментами.

Возможность использования кодов и читов

Кстати, можно ли использовать в игре Dishonored коды? На самом деле можно, правда только в формате специального трейнера. Данная программа представляет собой дополнительное ПО для игрового клиента, которое добавляет в игру ряд кнопок, отвечающих за получение преимущества. К примеру, с помощью определенной кнопки можно получить полное бессмертие, другая моментально восстанавливает здоровье, а третья позволяет вашим атакам сразу уничтожать противника.

Но стоит понимать, что чит на Dishonored обладает специфическим назначением и способен полностью испортить впечатления об игре. Поэтому не рекомендуется его использовать, если вы решили полностью погрузиться в атмосферу приключения. Но в то же время данное программное обеспечение имеет полезное свойство. Можно чит на Dishonored использовать для комплексного изучения локаций, получения уникальных скриншотов, для записи нужного видео и многих других моментов. Главное, творчески подойти к этому вопросу и постараться решить, что именно вам может пригодиться. Поэтому, прежде чем вооружаться столь специфическим программным обеспечением, следует продумать все свои действия и цели.

Секреты в игре

В игре Dishonored секреты и тайники имеют между собой что-то общее. Секреты мы уже немного разобрали ранее, а как они могут быть связаны с тайниками? Дело в том, что сами тайники - это специальные сундуки или сейфы, содержащие в себе ценные и полезные предметы. Найти их поначалу не так сложно, но потом они спрятаны настолько хорошо, что на первый взгляд не сразу можно догадаться, где именно они скрываются. Поэтому данный элемент игрового мира можно смело приписывать к секретам, так как нужна определенная доля внимательности и любопытства, прежде чем вы отыщите нужный сейф. Поэтому в Dishonored секреты и тайники должны стать первоначальной задачей поиска, а потом уже сама сюжетная линия.

К примеру, несколько сундуков можно отыскать на первоначальных локациях. Один сейф находится на втором этаже конторы доктора Гальвани. Второй можно отыскать в псарне верховного смотрителя. Затем следует заглянуть в дом торговца картинами, дом Пратчетта, покои лорда-регента и т. д. Практически каждый ключевой дом приключения имеет в себе специальный сейф. Но если вам покажется, что отыскать их не так сложно, то не стоит забывать о том, что они заперты, и для открытия понадобится использовать либо шифр, либо другой способ взлома. Поэтому просто так получить ценные вещи не получится.

Прохождение приключения

В Dishonored секреты прохождения не имеют какого-либо специального плана или задач. Вы просто отправляетесь в приключение и выполняете поставленные миссии секретного подразделения города. Весь игровой процесс представляет собой тщательное исследование локаций, скрытное перемещение или сражение со стражей. В общем, побочные действия имеют привычный процесс, разве что поиск секретов и сейфов вызывает бурный интерес и требует больше времени. В остальном вы будете находить книги, разговаривать с персонажами, читать их дневники и постепенно выполнять свои цели - убивать высокопоставленных или ключевых персонажей.

Для Dishonored секреты и советы не имеют особого назначения, так как процесс игры построен таким образом, что вы постепенно приобретаете свой стиль игры и используете его для достижения цели. Да, игровая вселенная не будет вас ограничивать в плане действий, поэтому вы вольны свободно разгуливать и решать, как именно нужно проходить игру. Но не стоит торопиться с решениями, так как они имеют свои последствия. К примеру, в Dishonored концовки имеют 3 направления развития.

Если в конце вам удается спасти Эмили и при этом уровень хаоса будет достаточно низким, то Корво умирает естественной смертью, а императрица Эмили Колдуин Мудрая правит империей, справляется с чумой, и во время ее правления наступает «Золотой век». Если вам не удается удерживать уровень хаоса на низком уровне и он нарушает все пределы, то Эмили предстоит править в век ужаса и распада. Но даже в такой ситуации она не забудет своего спасителя. Если все же Эмили не удается спасти, то империя приходит в полный упадок, а Корво сбегает на корабле.

Как видите, в Dishonored концовки играют ключевую роль в плане конечного пункта истории. То есть ваши действия предопределят, какой именно будет империя, кто будет императрицей и что станет с главным героем после всех этих событий. Поэтому перед каждым своим решением стоит хорошо задуматься и понять, а какой концовки желаете именно вы.

А какие в Dishonored секреты прохождения? В качестве совета можно порекомендовать только внимательность, любопытство и тотальное использование способностей. Старайтесь поначалу оценивать ситуацию на локации, а только потом продумывать спектр своих действий. Комбинируйте свои и вооружение, так вы получите сильнейший эффект полезности обмундирования. Не забывайте искать специальные руны, которые станут предопределяющим фактором успеха. А также попутно взламывать все сейфы, которые встретите на своем пути.

Что за сейфы в игре?

В Dishonored сейфы занимают далеко не последнее место в игровом процессе. Они содержат в себе массу полезных вещей, начиная с книг с интересными данными, заканчивая новым снаряжением. Найти сейфы не так сложно, хоть их и пытаются хорошо спрятать. Но проблема в другом - нужно их еще как-то открыть, ведь каждый сейф защищен специальным замком, узнать код которого нужно с помощью побочных предметов.

В качестве примера приведем несколько интересных моментов:

  • сейф в катакомбах Дануолла - чтобы отыскать комбинацию цифр для этого тайника, необходимо очистить от мусора полки за ним, на одной из них вы обнаружите записку с подсказкой;
  • сейф в псарне верховного смотрителя - для его открытия вам понадобится решить головоломку, поначалу будут доступны три интересные фразы, олицетворяющие некоторые действия, каждая из них имеет в качестве основы специальное число, а вот чтобы найти ключ к этому шифру, придется отыскать книгу на этой же локации, прочтя которую, можно сопоставить цифры с указанными фразами.

И это только два простых примера, которые вы встретите в начале игры. В Dishonored сейфы не такие частые, всего их можно отыскать 10 штук. Чтобы открыть каждый из тайников, достаточно быть внимательным и исследовать локации полностью. Кроме того, различные дневники, книги и письма укажут вам верный путь. Поэтому не нужно откладывать текстовую информацию в долгий ящик и лучше сразу с ней знакомиться, так как это единственный верный ключ к обогащению.

Качество игрового проекта

Вот, собственно, и все, что нужно знать о некоторых моментах игры. Мы не стали предлагать вам полное прохождение, так как приключение может потерять всякий смысл и интерес. Но, используя наши рекомендации, вы обязательно добьетесь успеха. Хотелось бы отметить, что игровой проект получился качественным, интересным и атмосферным. Буквально каждый элемент пропитан мраком, историей и олицетворением жизни в игре.

А какая в Dishonored русская озвучка! Вы даже не представляете, как сильно старались актеры передать всю эту уникальную атмосферу. Практически каждый герой имеет свой уникальный голос, манеру поведения и интонацию. Через голос передается характер, намерения и другие элементы психологического манипулирования. Все это настолько затягивает, что вы с большим интересом будете наблюдать за игрой и стараться вникнуть в суть происходящих событий. Для Dishonored русская озвучка стала интересным элементом атмосферы, который практически идеально вписался в окружение. На самом деле такое происходит редко, и мы рады, что такой гениальный игровой проект получил столь качественную локализацию для русскоговорящей аудитории.

Помимо всех вышеприведенных советов, нам бы хотелось отметить еще один нюанс. В Dishonored руны играют ключевую роль, так как они обеспечивают основу для прокачки героя. Необходимо хорошо постараться, чтобы отыскать все 39 рун, которые дают возможность прокачивать те или иные способности. Все они хорошо спрятаны, поэтому сразу отыскать их не получится, но, если вы будете прислушиваться к комментариям «Механического сердца», которое обладает влечением к этим рунам, то наверняка поймете, что и как нужно делать для нахождения артефакта. Руны можно случайно пропустить, и это остро скажется на процессе прохождения игры, так как вам катастрофически не будет хватать способностей. Опять же, чтобы иметь возможность найти все руны, достаточно быть внимательным и любопытным игроком, а также слушать «Механическое сердце».

Для Dishonored руны стали основой для системы развития героя. Чем больше вы отыщите этих артефактов, тем лучше сможете прокачать героя, а значит, сможете более свободно исследовать локации, на которых будет очень много врагов. Поэтому решать вам, проходить игру с большим удовольствием или на поздних стадиях приключения прятаться от каждого шороха.

Dishonored получился достаточно интересным игровым проектом, с которым обязательно нужно ознакомиться. Атмосфера, сюжет, персонажи, способности, секреты и многое другое - все это насыщено отличным взаимодействием и создает первоклассное впечатление от игры. Игра не такая долгая, как хотелось бы, но этого времени достаточно, чтобы полностью изучить всю историю, узнать особенности мира и принять судьбоносные решения. Приятной игры!