Кама река краткое описание характеристика. Интересные факты и красивые места на каме для сплава и рыбалки, флора и фауна реки


Река Кама является самым крупным притоком Волги. Она протекает по европейской части РФ и берет свое начало с Верхнекамской возвышенности неподалеку от деревни Карпушата. Характеризуется извилистым руслом, которое значительно расширяется после впадения в Каму Вишеры. На данном участке находится большое количество островов и мелей. Впадает река в Камский залив. Общая ее длина составляет 1805 км. Питание реки происходит преимущественно подземными водами.

Река Кама на карте


Среди самых крупных населенных пунктов, которые расположены на берегах Камы, можно выделить Соликамск, Краснокамск, Пермь, Сарапул, Нижнекамск, Набережные Челны. В Каму впадает более 70 тыс. притоков, наиболее значительными из которых являются Южная Кельтма, Чусовая, Вишера, Пильва, Лупья, Полрыш и прочие.

Рыбалка и отдых на реке Кама


В верхнем течении Камы обитают хариус и таймень. Кроме них в водах реки водится стерлядь, осетр, сазан, судак, налим, сом. Рыбаки не остаются без улова, на удочку хорошо идет окунь, ерш, язь. Ловится жерех, уклея, голавль, щука, карась, густера. Кроме того Кама имеет промысловое значение: в ее водах проживает множество рыб, таких как лещ, осетр, судак, стерлядь, сазан, окунь и многие другие.

На реке Кама созданы несколько водохранилищ и работают гидроэлектростанции. Наиболее крупной является Камская ГЭС, близ которой располагается Камское водохранилище. Кама судоходна: на ней находится множество портов и пристаней. Также водными путями она соединяется с другими крупными реками, такими как Обь, Волга, Нева, Дон и прочие. По реке проходят многочисленные круизные и пассажирские рейсы. Также здесь проводятся крупные парусные соревнования - «Кубок Камы».

Природа Камского бассейна и реки Камы весьма разнообразна. В верховьях к ее берегам подступают горные склоны Уральского хребта. Затем Кама течет по плоскогорью и низменным равнинам.

В верхнем течении реку обступают сибирская тайга и хвойные леса, в нижнем течении – дубовые рощи и смешанные леса. В лиственных лесах преобладает береза, клен, ясень, липа, осина. Как подлесок растет лещина, черемуха, крушина, жимолость, бересклет.

Животный мир представлен более 40 разнообразными видами. В лесах водятся куницы, белки, ласки. Встречаются лоси, кабаны, косули, волки, зайцы. В отдаленных глухих уголках обитает рысь. В таежных лесах встречается бурундук и кедровка.

Много лесной птицы: дятел, кукушка, синица, снегири, коростель. Обитают сойка филин, удод, орлан, лунь. Из редких видов, занесенных в Красную книгу, встречаются беркут, балобан, скопа, сапсан, черный аист.

У воды гнездятся чайки, утки-кряквы, лебедь шипун, вальдшнеп. В весеннее время в пойменных лугах встречаются журавли, дикие гуси. В зимнее время на открытых пространствах можно встретить полярную сову.

Из водной растительности преобладают кубышка желтая, кувшинка, рогоз, камыш. На поверхности воды, в затонах и заливах реки развита водная растительность. Хорошо развита и подводная растительность. Использованы фотоматериалы из Wikimedia © Foto, Wikimedia Commons

Все, кто живет в Татарстане, наверно не раз

Если нет, то это стоит срочно сделать - ибо тут открываются живописные просторы слияния двух великих российских рек! На десятки километров водные пространства, дальние берега, баржи и яхты, красивые горы на правом берегу Волги!
А где же берет исток одна из самых полноводных рек нашего края, Кама, которая может поспорить по водности с самой Волгой - про это будет наша статья!

Где берет исток Кама?
А также собственно и Волга. Мы-то в Удмуртии знаем, что на самом деле это Волга впадает в Каму, а не наоборот) Потому что до слияния с Волгой пробежать большее расстояние, и называться бы реке по всем статьям Камой. По этой же причине пермяки считают, что это не Вишера впадает в Каму, а Кама в Вишеру:)

Но исторически сложилось, что более полноводную в месте слияния Волгу посчитали и более длинной. А начало великой русской реки находится в Кезском районе Удмуртии в старообрядческом селе Кулига. Вот исток Камы на карте рядом с Кулигой.

Полчаса от Кеза на машине и вы на месте.

как доехать, где находится:

Попасть в Кез можно и по железной дороге. Из Перми, Ижевска и Кирова до Балезино следуют или электрички, или пассажирские поезда.

А от Балезино уже на электричке до Кеза.
Кулига - центр старообрядческой культуры, оно очень древнее ему уже почти 180 лет. Каждый год в Петров день 12 июля здесь проходит фестиваль старообрядческой культуры.

Село живописно растянулось на 5 километров. Вообще, русские деревни часто строились именно в 1-2 длинные улицы.
Раньше деревня Карпушата была отдельным населенным пунктом, но теперь она соединились с Кулигой и стала ее частью. Вот как раз за Карпушатами и

В месте начала без преувеличения великой реки обустроен сквер со скамейками и беседками. А у самого истока установлена стела «Исток Камы». А на большом камне надпись гласит: «Здесь берет начало уральская река Кама».
Среди березок родник пробивается из-под земли и стекает в небольшое озерцо. Здесь его называют «лывой». Вода в роднике очень вкусная.

Ручеек с веселым журчанием устремляется в путь.

Ему предстоит пробежать почти 2000 км до слияния с Волгой, значительную часть пути по территории Удмуртии. Сначала бойким говорливым ручьем, а потом вернуться еще раз, но уже полноводной неспешной судоходной рекой.
Правда здесь пока может проплыть только бумажный кораблик, зато можно стоять сразу на двух берегах великой реки. И горбатый затейливый мостик, перекинутый с одного берега ручейка на другой, совсем небольшой - длиной в несколько шагов.

фольклорный праздник на истоке Камы
Существует множество легенд о том, . Например, есть легенда про Кама-богатыря, который протащил по земле большой камень, и в этом месте и образовалось русло реки.
А название свое Кама получила, скорее всего, от ханты-мансийского «Кам», что значит - чистый, прозрачный. Есть версия, связанная и с финно-угорским словом «Кем» - большая великая долгая река.
Уже больше тысячи лет Кама является естественной природной дорогой. В русских летописях название Кама есть с 1220 года.
Удмуртия - край родников, и несколько из них, выбиваясь из-под земли около Кулиги, дают начало Каме. И только здесь можно увидеть младенчество великой реки, самое начало ее жизни.

водосвятный молебен на истоке Камы
КАМА ИЛИ ВОЛГА
“В географии многое значит традиция… а освоение Камы на Руси начиналсь с бассейна реки Волги.
На территории древней Руси реки Камы не было, Русь находилась на Волге и ее притоках,
и Волга считалась главной Русской рекой.
Но в 15-16 веках началось расширение территорий России, и в ее состав вошли новые земли.
Первые научные исследования были впервые проведены в 1875 году, и выяснилось, что по гидрологическим признакам, река Волга является лишь притоком Камы:

1.Кама полноводнее Волги.
Основная часть бассейна Камы расположена в таёжной зоне, где выпадает больше осадков,
что в совокупности с бесчисленными Уралькими притоками делает Каму могучей рекой.

первые шаги реки Кама
2.Кама древнее Волги.
После исследования илистых отложений этих рек, было доказано, что Кама существовала еще за несколько миллионов лет
до появления Волги. В первую половину четвертичного периода, до эпохи максимального оледенения, Волги в современном виде не было.

Существовала Кама, которая, объединяясь с Вишерой, непосредственно впадала в Каспийское море.
Оледенение привело к переформированию гидрографической сети, и верхняя Волга, отдававшая раньше воду Дону, стала впадать в Каму, причем почти под прямым углом.

3.Русло Камы находится ниже.
В месте слияния Волги и Камы, русло Камы лежит ниже. Так как вода не течет вверх, логично, что именно Волга впадает в Каму.
Но…
Важными критерием в понимании людей, является исторически сложившиеся культурные традиции и названия.
И следуя этим традициям, выбор главной Русской реки остался за Волгой.”

Исток реки Камы как туристический объект
В Кезском районе Удмуртской Республики, вдали от цивилизации находится небольшое село Кулига. Поселение известно тем, что в нем проживает крупная община русских старообрядцев. Еще одна достопримечательность села - природная.
Именно в окрестностях Кулиги расположен исток реки Камы. «Там из крошки-родника - Кама выросла река!» - вот как описал это место пермский поэт Борис Ширшов. Кама действительно начинается из родника.
Мощная струя прохладной и вкусной воды вырывается из железной трубы, и маленький ручеек с веселым журчанием устремляется в свой длинный путь.
Исток реки Камы облагорожен и ухожен. Рядом разбит уютный сквер и установлена небольшая каменная стела с соответствующей надписью: «Здесь берет начало уральская река Кама».
Неподалеку через русло перекинут крохотный мостик. Приезжие туристы любят фотографироваться в этом месте, встав ногами на двух разных берегах великой русской реки. -

ПУТЕШЕСТВИЕ К ИСТОКУ КАМЫ
Первым пунктом нашей программы было неведомое доселе село Кулига, расположенное недалеко от границы Пермского края, но уже на территории Кезского района Удмуртской Республики. Это сельцо было единственно интересно тем, что на его окраине находится родник, который считается истоком не самой последней в России реки Камы.

Свернув с ижевской трассы на Очер, мы затем добрались до Верещагино, и далее повернули уже на запад по дорогам, по которым я еще никогда не ездил. Маршрут прокладывал навигатор, в котором была установлена настройка «Без грунтовых дорог». И все складывалась благоприятно, пока где-то на границе Пермского края девушка из коробочки не предложила нам свернуть на дорогу, которую трудно назвать асфальтированной. Здраво рассудив, что в принципе мы можем всегда вернуться и поискать другой путь, поехали как велел навигатор.

Возможно, когда-то эта дорога была проезжей, но сейчас, разбитая колесами тракторов, она превратилась в нечто неопределенное. В дождь здесь на легковой уже не проедешь. Но у нас «почти джип»! Аккуратно пробираясь между ямами и колеями, мы проехали лес, потом поле, пока не «сели на хвост» какой-то местной «Ниве», уверенно двигавшейся вперед.

Через десяток километров ухабистой грунтовки на горизонте появилась большая деревня, которая и оказалась целью нашего маршрута. В село Кулига мы заехали, так сказать, с «черного входа», откуда-то с полей, со стороны деревни Бузмаки. По ходу даже родился стишок «От Кулиги до Бузмаки одни сплошные буераки».

указатель на исток Камы
Указатель на исток Камы
Указатель на исток Камы в виде небольшой желтой стрелки мы сначала даже проскочили. Потом сориентировались по навигатору, развернулись и поехали уже в нужном направлении, по указателю, который привел нас к искомому месту.

По всему видно, что кулижская администрация пытается что-то сделать, чтобы превратить исток Камы в туристическую достопримечательность. В прошлом году даже прошел по ТВ ролик о том, что выделено 2 миллиона рублей на благоустройство территории.

Село Кулига
Село Кулига
Из видимых результатов пока только выложенная плиткой площадка у входа, да несколько метров забора, на которых висит план будущего превращения этого места в культурный центр. Там будут и беседки, и лодочная станция, и плавучая сцена со зрительским амфитеатром. Нью-Васюки, одним словом. Пока же за забором некошеные луга да тропинка, вдоль которой течет ручеек Камы. Через несколько десятков метров он впадает в пруд, вся поверхность которого сплошь покрыта тиной. На угоре ветхая деревянная сцена да деревянные столы. Судя по количеству пустых бутылок, здесь сельчане отмечают веселые праздники.

Исток Камы
Исток Камы
Мы приехали самыми первыми, и почти в одиночестве побродили по окрестностям родника. Перед дальнейшей дорогой решили подкрепиться домашним чаем с пирогами. И за каких-то двадцать минут могли наблюдать как с разных сторон подъехало 7 или 8 машин с такими же автотуристами. Что примечательно - все номера были пермские. Для жителей Удмуртии, очевидно, исток Камы немного значит. Река уходит на север и дальше течет уже по территории Кировской области, возвращаясь широкой, полноводной на север Пермского края, и протекая вдоль него с севера на юг.

Выезд из Кулиги был менее проблематичным. Задали следующую точку путешествия - поселок Балезино, и навигатор уверенно вывел нас по широкому тракту (пусть и без асфальта) к районному центру поселку Кез, а затем повернул на запад, снова вдоль железной дороги.

До Балезино мы добрались уже ближе к полудню без каких-либо забот. Здесь нашей скромной целью было заехать на привокзальную площадь и посмотреть паровоз на постаменте. Когда-то, лет десять назад, мне уже доводилось бывать в Балезино в служебной командировке, не говоря уже о множестве раз проездом в Москву или обратно. Поселок, живущий только за счет ж/д транспорта и сельского хозяйства ничего особенно интересного из себя не представляет.

Но мы же едем в выходной день! В день государственного праздника. И центр Балезино оказался перекрыт для движения автомобильного транспорта в связи с проходившим на стадионе каким-то спортивным мероприятием. Это не беда! Припарковались на обочине и пошли гулять пешком. Благо по пути как раз был еще один мемориал, посвященный памяти земляков, погибших в локальных военных конфликтах современности - БМП-2 на пьедестале. Подошли, сфотографировали. До вокзала идти буквально десять минут.

Памятник паровозу
Памятник паровозу
Паровоз увидели сразу, но сначала вышли на перрон, посмотрели на проходящие через узловую станцию поезда, а уж потом только подошли к памятнику-паровозу. Естественно, на нем красовалась табличка, запрещающая залезать наверх и грозящая штрафом. Но меня больше разочаровала историческая справка. Оказывается, этот паровоз был построен на болгарском заводе в 1947 году, т.е. уже после войны. Обошли его кругом, пофотографировали и отправились обратно к машине.

Выезд из Балезино запомнился только тем, что мы на площади перед носом гаишников нарушили правила, не уступив помехе справа на главной дороге, но они как-то на это не среагировали. Потом пропетляв по поселковым улицам, поднырнув под путями Транссиба, выехали на трассу, которая уже повела нас до Глазова. Пятьдесят километров ехать не долго, но погода за это время успела смениться. Голубое небо и солнце скрылись за грозовыми облаками, стало хмуро, и пошел дождь.

Глазов мы разглядывали через мокрые от дождя стекла. Но впечатление он произвел гораздо более сильное - сразу видно, что город, а не «пгт» как Балезино. Дома большие — в 9 этажей. Улицы широкие, на перекрестках светофоры.

В прошлые века местность современного Кезского района была покрыта дремучими лесами. Единственным путем продвижения через эти леса были реки. Заселение лесной зоны правобережья реки Чепца, куда входит территория нашего района, было длительным и сложным. С верховьев Камы и среднего течения Вятки земли осваивали ананьинско-пьяноборские племена. Интерес к землям северных удмуртов стали проявлять и волжские булгары, а в последствии на эти земли пришло и русское население. На рубеже 12-13 веков начинается заселение Вятской земли выходцами из русских княжеств. С тех далеких времен и живут на территории Кезского района в мире и согласии удмурты, русские, татары.

Более трех тысяч русского населения, проживающего на территории Кезского района - старообрядцы. Несмотря на почти 400-летнюю историю старообрядчество сохранило свою самобытную веру, культуру, обряды и традиции. А сохранившиеся до наших дней древние очаги старообрядчества представляют собой огромную ценность для изучения традиций русской культуры. В познании прошлого важная роль принадлежит памятникам истории и культуры, которые отражают материальную и духовную жизнь прошлых поколений. В селе Кулига силами энтузиастов создан музей старообрядческой культуры, единственный в Республике, который стоит на учете в ЮНЕСКО.

Кезский район имеет удивительно богатую историю. На территории района сохранились уникальные памятники истории, архитектуры и культуры. Это 4 городища и 10 могильников, изученных археологами и позволяющими представить уклад жизни наших предков.

Сибирский тракт - «великая государева дорога» - вне времени. История этого пути насчитывает пять веков. По Кезскому району через деревни Юрук, Озон, Бани, село Полом проезжали императоры государства Российского - Екатерина II, Александр I и будущий царь Александр II в сопровождении своего наставника - поэта Василия Жуковского. По Сибирскому тракту со звоном кандалов шли арестанты и ссыльные, которых гнали по этапу на каторгу в Сибирь. В селе Полом сохранился этапный пункт, запомнивший в своих стенах политических заключенных, декабристов и революционеров. По этой дороге в разное время шли в Сибирь Радищев, Герцен, Чернышевский.

Строительство железной дороги в Вятской губернии в 1899 году, которая связала центр России и Сибирью, привело к следующему этапу исторического развития нашего района. В глухом лесисто-болотистом крае было выбрано место для станции вблизи речки с целью устройства водокачки для заправки паровозов водой. Так на реке Лып возникла станция Кез. 1 ноября 1899 года специальной комиссией железная дорога была сдана в эксплуатацию. Эту дату и принято считать днем рождения станции и поселка Кез.

Трудно представить себе человека, который не имел бы представления о такой шишкинской картине, как "Утро в сосновом лесу", который не знал бы шишкинскую "Рожь" или "Корабельную рощу". На ряде своих полотен живописец запечатлел и окрестности родной Елабуги. На небольшей остановке зайдите в местный музей. В музее имеются экспозиции краеведческого характера и стенд, посвященный героине Отечественной

войны 1812 года Надежде Дуровой. Необыкновенная судьба "девицы-кавалериста" привлекала в разное время писателей и драматургов. Выйдя в отставку, Дурова поселилась в Елабуге и написала здесь свои

воспоминания, которые высоко оценил Пушкин. Могила Дуровой находится на старом городском кладбище.

Река Белая приходит к Каме между низменных берегов поймы, и возможно, с парохода устье притока было бы плохо различимым, если бы не цвет воды. Тут разница в окраске особенно резка и заметна. Воды реки Белой врезаются в камские и теснят их своим широким потоком, над которым кружатся чайки. Длина Белой, главного притока Камы, - 1420 километров. Начинаясь в горах Южного Урала, Белая устремляется затем на равнины Башкирии, связывая с Камой ряд городов этой автономной республики и ее центр Уфу. По существу в бассейне Белой находится почти вся равнинная часть Башкирии. По реке перевозится много леса, хлеба, нефти.

Пароход идет под мост казанской железной дороги, и почти тотчас же можно заметить еще далекий Сарапул. Невысокий остров сначала закрывает часть города, расположенную в низине. Но вот остров кончается, и Сарапул виден весь. Это один из наиболее привлекательно расположенных городов Прикамья. На фоне зеленого густого бора белеют кварталы, занявшие склоны долины речки Сарапулки, пересекающей город. Центральная часть Сарапула застроена каменными домами, среди которых особенно выделяются здания горсовета и ремесленного училища, обращенные к нам фасадами. Над всем этим господствует гора с крутыми склонами, оканчивающаяся резко очерченным мысом. Сарапул возник еще в конце XVI века. Приречная часть города в наибольшей степени сохранила черты далекого прошлого.

Здесь можно увидеть следы древнего городища, старинные монастырские стены. Кстати, само название города на языке стародавних обитателей Прикамья означало "желтая рыба", т. е. стерлядь, которая, очевидно, водилась тут в изобилии. При прогулке по городу следует обратить внимание на деревянные резные украшения оконных наличников, ворот и даже стен домов: резьбой по дереву сарапульские умельцы особенно славились.

Через два часа пароход завершит рейс у Молотовского речного вокзала, но близость большого города явственно чувствуется.

Вот слева пристань Закамск. Это уже заречный Кировский район Молотова. Вдоль берегового яра далеко уходит сосновый бор. Но присмотритесь: сосны остались только у самого берега, а дальше, вглубь, все занято кварталами жилых домов, цехами предприятий. Кое-где сосны гуще, под ними расположены либо дома дачного типа, либо легкие постройки пионерских лагерей. Вот над Камой отчетливо вырисовались пролеты

железнодорожного моста, построенного более полувека назад. И до него, и сразу после него справа от нас берег занят причалами промышленных предприятий. Дым фабричных труб стелется над рекой. Утесом вздыбился элеватор. Опять видны краны - это один из участков старого Молотовского порта.

В этом районе еще много неказистых домов и складов, построенных камскими пароходчиками. Но вот начались молотовские причалы пригородного сообщения. Видна башня картинной галереи и стоящее у

самого края откоса высокое здание с колоннами - управление Молотовлеса. Город Молотов, самый крупный промышленный и культурный центр Прикамья, значительно моложе многих уральских городов.

Шлюзовой мир реки Кама. Судно идет к шлюзу. Он не похож ни на одно из сооружений, которые

встречаются по пути из столицы. Дело в том, что Кама - первая в стране шлюзованная река с огромным сплавом леса. Шлюз обычной конструкции никогда не смог бы пропустить за навигацию те 10-12 миллионов

кубометров древесины, которые идут через "лестницу" Камского гидроузла. Правая по течению, или, как ее называют, "Западная нитка" шлюза предназначена исключительно для спуска плотов по Восточной, или левой; пропускают - в зависимости от надобности - и суда, и плоты. Все сооружения шлюза растянулись в длину на 2,5 километра. Наше судно направляется к левой "нитке".

НИЖНЕКАМСК - ПРИСТАНЬ - КРАСНЫЙ КЛЮЧ

ПРЕДАНИЯ О РЕКЕ КАМА

Это было в те далекие времена, когда на пространстве от Белого моря до Уральских гор и от Уральских гор до Черного моря жили древние Ведические Боги. Они рождались,обустраивали землю,просвещали людей, сменяли друг друга. И то, что совершалось на небе, обязательно оставляло следы на Земле. Настало время, когда у рожденной от лучей Золотистых звезд Златы Майи и Бога Вышня родился сын Крышень. Во лбу у него сияла, а в руках у него Звездная книга Вед. Много знаний он открыл Богам и много совершил добрых дел на небе. У богини Вод Водыни и Бога солнца Ра выросла красивая дочь Рада. Встретились Крышень и Рада и полюбили друг друга. Как родился у них сын Кама - вся природа ликовала, цветы расцветали, соловьи распевали, было на небесах пирование великое. Как - то ехал Кама по полюшку - видит в поле наездница Ока, конь играет, шлем сверкает, на руке соловушка. Стали они пускать друг в друга любовные стрелы. И в любовном поединке оба погибли. Там, где протекла кровь Камы - протекает река Кама, где кровь Оки - река Ока. На небе Бог Кама стал Богом любви. Звездную книгу Вед восприняли Волхвы и передали ее людям. Крышень появляется на небе легким, золотистым облачком, Рада обернулась и приносит людям радость. Река Кама стала источником и символом чистой, дарующей силу и наслаждение воды. В старину на Руси шаман именовался Кам. Камлание - обрядовое действо шамана. Сейчас среди учёных идёт спор, где действительно начинается Кама. Одни утверждают, что в соседней деревне Жерноково, другие выяснили, что первый правый приток Камы - Камка полноводнее и длиннее. Но в Кулиге самый бурный родник (колодец 6 м наполняется и вытекает ручейком).

УСТЬЕ РЕКИ ЗАЙ - ТАТАРСТАН

Мифы и предания славян - Ра, Ока, Кама и Алатырка

Когда бог Ра состарился, он сказал Небесной Корове: «Я живу, только сердце устало жить... Подыми меня ввысь на рогах своих! Стану я небесной рекою - той, что Явь и Навь разделяет».

И он протек Ра-рекою с гор, которые потом назвали Уральскими, ибо они расположены у Ра-реки. Ныне эту реку именуют Волгой, в верхнем течении - Белой Воложкой, в нижнем - Доном (в древности Волга и Дон сходились близ Волге-Донского канала).

На Солнечном Острове у Рады и Крышня родился сын - бог любви Кама. Черный Ворон украл Каму и понес его над морем, а потом сбросил с высоты.

Бога Каму проглотил кит, но Кама попросил помощи у Всевышнего и был услышан. Всевышний повелел, и кит изверг бога Каму на Землю. И Кама пошел в Ирий. Там его приветствовали все боги.

Лук и стремы дал ему Крышень,

привела коня ему Рада,

я Сварог дал Каме колечко.

Лада-матушка - розу алую.

Если Кама выстрелит в сердце -

вспыхнет сердце любовной страстью.

Коль наденет кольцо на палец -

значит, вскоре сыграют свадьбу.

Коль подарит он розу алую -

будет вечно цвести любовь!

«Книга Коляды», 11 е

Как то раз, проезжая чистым полюшком, Кама встретил прекрасную богиню любви Оку. Они полюбили друг друга. И вскоре сыграли свадьбу.

На свадьбе Кама и Ока заспорили - чьи любовные чары сильнее? Тогда Кама предложил поехать во полюшко и пускать Друг во дружку стрелы, дабы выяснить кто кого сразит любовной стрелою. Чары их оказались такими сильными, что как только стрелы, а ими были алые розы, поразили сердца Камы и Оки, они пали на землю и умерли от любви. Из их сердец потекли потоки крови и стали реками Камой и Окой.

А река Алатырка образовалась так. Как-то раз Крышень на Белогривом коне поехал к Алатырской горе. Вдруг он увидел, что на Алатыре сидит Черный Ворон. Крышень вынул золотую стрелу и натянул лук. Но Ворон ему сказал:

Ты не бей в меня, не стреляй в меня! А послушай-ка весть мою! Призывает тебя Всевышний! Истекла вода из крыницы - и окончилось время Крышня! Наступает иное время! Колесо небес повернулось.

Крышень не послушал и пустил стрелу, но стрела обернулась и попала в сердце Крышня. Кровь, текущая из сердца Крыш- ня, стала рекой Алатыркой.

А когда к Алатырской горе пришли Рада и Майя, они увидели, как Крышень поднимается по склону горы к трону Всевышнего.

Ра - древнее славянское имя Бога Солнца, а также название Ра-реки (Волги) в «Книге Велеса», Ведах Индии (Раса) и Авесте (Ранха), в трудах античных греков и римлян (Ра, Рос).

Наиболее полно миф о боге Ра, о его сыне Хорсе сохранила египетская мифология («Книга Коровы»), что говорит об едином для славян и египтян истоке этого мифа, лежащем в Атлантиде. Ра был женат на Амелфе, когда тек в Черное море, потом потек в Каспийское (Хвалынское) и стал женат на Волыни. О Свадьбе Ра и Волыни (Вялкани) рассказано в «Веде славянъ» (I т.)

Кама и Ока - реки, втекающие в Волгу. Текст о Каме и Оке восстановлен по различным изложениям былин о Дунае (вариант - Доне) и его жене. Заметим, что Дон в древности часто также назывался Ра- рекой, ибо было время, когда Ра-река впадала не в Каспий, а в Черное море. Значит, былина о Доне-Дунае имеет отношение и к Волге, и к Каме (старое имя - Белая Воложка), и к Оке. Истоком Ра-реки (Волги) в древности считали не источник близ озера Селигер, а Урал. То есть Кама тогда именовалась Волгой (в Авесте река Ранха стекает с горы Хукарья, то есть с Урала), а Камой тогда называли реку, вытекающую из источника близ Селигера.

В Индии Каму почитают богом любви. Ока - подобна индийской Лакшми (на Клязьме, впадающей в Оку, сегодня существует город Лакинск).

УСТЬЕ РЕКИ ИЖ Река Кама

ИСТОРИЯ СУДОХОДСТВА НА КАМЕ

Человек с древнейших времен обживал ее берега, использовал в качестве выгодного и удобного транспортного пути, ну и, наконец, слагал о Каме легенды и предания. Путеводители по Каме известных пароходных товариществ не только приглашали милостивых господ отправиться в путешествие по одной из красивейших рек Восточно-Европейской равнины, но рассказывали об истории прикамских городов, больших сел и небольших поселков. В этих путеводителях и называли Каму рекой былых легенд, грозной соперницей Волги…

«Кама долго с Волгой спорила - не хотела в нее течь. Сначала воду ее хотела отбить, отбила половину, а дальше не смогла. Поднялась Кама на хитрость. Сговорилась с коршуном: «Ты, коршун, крикни, когда я на той стороне буду, чтобы я слышала, а я под Волгу подроюсь и выйду в другом месте». - «Ладно», - отвечает коршун. Вот Кама и начала рыться под Волгу. Рылась, рылась, а тем временем коршуна беркут заметил и погнался за ним. Тот испугался и закричал как раз над серединой Волги. Кама услышала этот крик, думала, что она уже на том берегу, выскочила из-под земли и прямо в Волгу угодила». Вот так и несет Кама свои воды вдаль, к Волге, как и сотни лет назад.

ПЛОТ НА КАМЕ

Заселение края, освоение его богатств, - все это неразрывно связано с рекой. Старинные летописи упоминают о том, что еще четырнадцать веков назад торговые караваны с Ближнего Востока плыли по Каме в Пермь Великую и Пермь Вычегодскую. Хотя кто сейчас может с уверенностью сказать, что именно это и стало началом судоходства на Каме. Ибо сама река гораздо древнее.

В арабских источниках обычно называлась Кама - Аги-дель. Можно встретить утверждение и о том, что в старину Кама носила название - Идель, и при том едва ли на том протяжении, какое ей дается ныне, то есть до встречи с Волгой, а до самого конца, до впадения ее в Каспийское море, где был знаменитый город того же имени.

По Каме с севера пришли в лесной край новгородские и московские люди. В русских летописях впервые название «Кама» упоминается в 1220 году, когда «Василько Константинович из Ростова полк посла, а другим с Устюга на верх Камы». Но самыми древними поселенцами в верхнем и среднем течении реки были финно-угорские племена, а в нижнем течении Камы - булгары.

&nnbsp;bsp; РЕКА КАМА ОКОЛО ВЕЛИКИХ БУЛГАР

Благодаря Каме Урал, начиная с XIV века, поставлял Русскому государству пушнину, а позднее соль. С падением же Казанского ханства в 1552 году был открыт сквозной путь по Каме. Это способствовало расширению торговых связей между Уралом и другими русскими землями. И со второй половины XVI века берега Камы начинают активно заселяться русским населением, во многом благодаря Строгановым, основавшим здесь свои солеварни. В верхнем течении Камы появлялись «городки» и «острожки», а наряду с ними и монастыри (Пыскарский Спасо-Преображенский монастырь, основанный на месте старого строгановского монастыря в г. Кангорь). К этому же времени относится и основание нескольких монастырей в среднем и нижнем течении реки. Так, в XVII веке был основан Успенский, бывший Лихотин, монастырь в с. Яромаска.

Однако плавание в XVI веке по Каме было сопряжено с очень большими опасностями. Грабеж был тогда обычным явлением, как видно из «Жития Святого Трифона», написанного в XVII веке: «По реке Каме грабят суда и торговых людей всяких чинов убивают…» Плавание Святого Трифона совершалось на струге в 1572 году вверх по течению реки в Пыскор. Да и суда, использовавшиеся тогда, главным образом, для перевозки грузов, были не самоходными. Получили распространение уже упоминавшиеся струги, ладьи, дощаники, беляны. И строились они здесь же, на Чусовой и на Каме.

СТРЕЛКА НА СЛИЯНИИ РЕК КАМА И ЧУСОВАЯ

Сама река определяла характер сплавных судов: краткий период навигации - лишь шесть месяцев в году, и мелководье большинства притоков Камы. Наиболее совершенным для своего времени стал тип грузового судна, хорошо приспособленный к плаванию по Каме и Волге, причем, как по течению, так и против него, и получивший название расшивы. Расшива была вместительной, и доставляла от восьми до двадцати пяти тысяч пудов груза.

Вниз по течению суда шли под парусом, на веслах, вверх их уже тянули бечевой бурлаки. Бурлачеством занимались прибрежные жители Волги и ее притоков. В крупных городах, таких как Пермь, Чистополь и других, существовало даже что-то вроде бурлацких базаров. Обыкновенно хозяин судна брал бурлаков, исходя из общего веса груза. И на каждую тысячу пудов приходилось от двух до шести бурлаков в зависимости от условий сплава. А в том случае, если судно было большим, то численность артели бурлаков доходила до 60 - 100 человек. Наибольшего развития бурлачество получило в первой половине XIX века, в особенности перед введением пароходства.

УСТЬЕ РЕКИ ШЕШМА - ТАТАРСТАН

Возникновение и развитие в XVII - XVIII вв. крупных заводов и промыслов, отсутствие других видов перевозки грузов, - все это заставляло искать талантливых инженеров и механиков способ механизировать движение судов. Так, еще в 1804 году И.П. Кулибин предложил идею «водоходного судна», движущей силой для которого стала бы сила течения реки. Однако эта идея не нашла практического применения.

В это же время мастер Огурдинского лесопильного завода на Каме А.И. Дурбажев сконструировал и построил «коноводную машину». В народе эта «коноводная машина» получила название «коноводки».

«Коноводка» состояла из плоскодонного судна, на середине которого устанавливался в вертикальном положении ворот. На уровне нижней палубы от вала ворота отходили в радиальном направлении рычаги, в каждый из которых впрягалось по нескольку лошадей. Беспрерывно двигаясь по кругу, лошади вращали вал, на верхний конец которого наматывался канат. Коноводка подтягивалась за канат к якорю, а в это время завозили второй якорь. Именно таким образом судно шло вверх по течению практически беспрерывно. «Коноводки» зачастую вели за собой караван судов, а количество лошадей, в них находившихся, доходило до двух сотен.

Изобретение «коноводок» приписывали и французскому инженеру Поуодебару, служившему при заводах Всеволожского. Так, в «Летописи губернского города Перми» составленной Ф.А. Прядильниковым, говорилось, что в 1816 году «во время сплава соляных караванов показались впервые коноводные машины».

Однако вскоре коноводки были заменены кабестанами, в которых паровые (сорокасильные) ворота заменили конную тягу. Скорость движения кабестанов против течения составляла 2,5-3 версты в час, что было лишь немногим более скорости «коноводки» (в среднем около 2 верст в час). Применение кабестанов также не решило проблем судоходства и оказалось непродолжительным.

Первая половина XIX века ознаменовалась значительным развитием судоходного дела. В 1815 году на Неве появился первый в России пароход, построенный в Петербурге на заводе Берда. В 1817 г. был построен и первый пароход в Волго-Камском бассейне на Пожевском заводе В.А. Всеволожского. Весной 1819 г. жители г. Перми были удивлены появлением на Каме двух пароходов г. Всеволожского. Именно В.А. Всеволожский стал первым строителем и пароходовладельцем на Каме и Пожве. Это событие перевернуло весь существовавший до этого строй и ознаменовало начало нового этапа в истории судоходного дела.

Первый пожевский пароход имел узкий деревянный корпус. Мощность машины составляла всего 24 лошадиные силы. Применение паровых судов доказало преимущество перед «коноводками» и кабестанами. Вскоре были построены еще два парохода в 36 и 6 лошадиных сил.

Первый рейс этих пароходов («паровых ботов» или «стимботов», как их тогда называли), однако, оказался неудачным. В августе 1817 г. они отправились в рейс на Волгу. Подразумевалось, что они дойдут до Нижнего Новгорода и проследуют далее, в Москву. Но рано начавшаяся зима заставила суда вернуться на Каму, где они и зазимовали. А весной 1818 г. были срезаны ледоходом.

СОРОЧЬИ ГОРЫ - САМЫЙ ДЛИННЫЙ В ТАТАРСТАНЕ МОСТ

Часто зачинателем пароходного дела становилось купечество. Купцы, владельцы заводов стремились иметь суда для обеспечения собственных грузоперевозок. Так, в 1839 г. один из пароходов купца Киселева с грузом товаров поднялся с Волги на Каму до г. Перми, и ушел обратно на Волгу. Купец А.В. Татаринов в 1841 г. на своем пароходе «Опыт» возил хлеб. Вместе с Татариновым вошел в компанию его родственник, сарапульский купец И.С. Колчин. И уже совместно ими был построен пароход «Вера». Однако при строительстве третьего парохода, компаньоны потерпели неудачу, в результате которой Татаринов разорился, и взятый им подряд по доставке водой 150 тыс. кулей муки в Кронштадт не был выполнен.

В 1846 году в Перми было образовано «Пермское пароходное товарищество». Значимым этот факт стал, потому что этим пароходным товариществом был построен пароход «Пермь», и сделано объявление об открытии регулярного сообщения вниз по Каме. В дальнейшем образование пароходств лишь набирало темп. Не проходило ни одного года, чтобы не возникало на Каме нового пароходства или компании. В конце 40-х гг. XIX века открыли свои пароходства - И.С. Колчин и П.А. Саваж.

Вскоре, вслед за буксирным пароходством, в 1858 году состоялось открытие и пассажирского сообщения между Пермью и Нижним Новгородом, а в 1860 году вверх по течению Камы - от Перми до Усолья. Вот только пассажиров найти на эти пароходы было сложно. Существовало убеждение, что грешно плавать на таком «огненном самоходе». Даже бесплатно не соглашались. Одними из первых пассажиров, вернувшихся в Сарапул в 1858 г. из поездки на богомолье в Киев, были сарапульский купец Д.Г. Ижболдин и мещанин В.И. Смагин. Путешествовали они на пароходе компании «Кавказ и Меркурий».

К слову сказать, первые пассажирские пароходы не отличались особой комфортабельностью. Вплоть до 70-х гг. XIX века пароходы строились без второй палубы. Все каюты и первого, и второго классов располагались в корпусе: одна общая для мужчин и вторая для женщин. Отапливались каюты железными печками, а освещались свечами. Труднее приходилось пассажирам третьего класса - для них на пароходах не предусматривалось совсем никаких удобств. Пассажиры размещались на открытой палубе как в летний зной, так и под проливным дождем. Но самым, пожалуй, значительным неудобством были вылетавшие из трубы искры, сажа и мелкие кусочки угля, прожигавшие шляпы и платья пассажиров. И лишь начиная с навигации 1856 года на пассажирских судах стали применяться железные крыши, а с боков пароходы старались закрывать на первых порах парусиновыми шторами, позже загораживать рейкой.

Постоянная конкуренция между владельцами пароходств и судовладельцами приводила к совершенствованию флота, и, следовательно, созданию комфортабельных условий пассажирам. Деревянные корпуса пароходов с течением времени заменялись железными, дрова, используемые в качестве топлива и ранее грузившиеся почти на каждой пристани, заменил мазут. Общая вместимость таких судов уже составляла около 80-100 пассажиров.

КАМА - НИЖНЕКАМСКИЙ - ЧИСТОПОЛЬСКИЙ РАЙОНЫ

Все больше плавало по Каме больших трехэтажных пароходов, освещавшихся электричеством. Эти гиганты предлагали уже своим пассажирам максимально возможный в то время перечень услуг и необходимого комфорта. Помещения I, II и III классов отапливались в холодное время года паром. Наиболее комфортабельные каюты I и II классов, помимо общих помещений, имели и отдельные одноместные, двухместные и трехместные каюты. IV класс, появившийся на пассажирских пароходах, предполагал размещение рабочих, едущих по артельным билетам. Пассажирам I класса предлагалось в качестве услуг пианино, которым господа пассажиры могли пользоваться с 10 часов утра до 10 часов вечера. На новых пароходах имелись уже ванны и душ.

Буфеты пароходов того времени достойны особого внимания. Обыкновенно пассажирам предлагался обед из 2, 3 и 4 блюд по выбору из семи блюд дневной карты обеда (в том числе: 2 горячих, 1 соус, 2 жарких и 2 пирожных). А меню было способно удивить самого искушенного гурмана. Не менее интересен и тот факт, что с пассажиров, приносивших в буфет свои напитки, взималась плата…с каждой пробки. Причем достаточно весомая. Так, за пробку иностранного шампанского пассажиры платили - 2 руб, русского - 1 руб, за бутылку водки - 50 коп. И это при стоимости копмлексного обеда из 4 блюд с чашкой кофе в 1 руб. 10 коп. Также вносили плату в буфет и за игру в карты своей колодой. Данное удовольствие обходилось в 40 коп.

КАМА - ПЕРМСКИЙ КРАЙ

Река Кама

Но все это отнюдь не означало, что все усилия пароходств отныне были направлены на развитие лишь пассажирского сообщения. По-прежнему важным видом перевозок оставался и сплав грузов, особенно лесоматериалов. Лес-кругляк стремились сплавлять на плотах, а другие виды лесоматериалов (брус, доски и т.д.) перевозили на судах (белянах, насадах, барках).

Частью всей судоходной жизни Камы были и пристани. Как и на других реках, они одновременно предназначались для обслуживания речного транспорта, а подчас становились и центрами торгово-промысловых районов. Были как небольшие пристани, функционировавшие, как правило, весной, так и пристани большие, имевшие многомиллионные обороты. На таких пристанях за долгий зимний период скапливалось значительное количество товаров, предназначенных для отправки с началом навигации в Нижний Новгород, Рыбинск, Екатеринбург и Сибирь.

Такой и была Сарапульская пристань.

…О ней говорили много, чаще ругали. Ругали за грязь, необустроенность и невнимание городского общества к нуждам большой судоходной реки, что собственно не выделяло Сарапул из ряда других таких же портовых городов.

Ближе к берегу Камы стояли деревянные лабазы, каменные склады и лавки, брезентовые палатки, харчевни, ряды с рыбой и прочей снедью. Летом шумела ярмарка, сновали лоточники, крутилась карусель с деревянными лошадками, так радовавшая местную детвору. Здесь же, на пристани, матросы и пассажиры запасались черным хлебом сарапульского производства, по праву снискавшего себе славу лучшего в этом крае, и совсем недурно исполненными открытыми письмами с видами города и его окрестностей. Сюда, при приближении парохода, стекалась сарапульская публика.

План самой пристани был утвержден Казанским Окружным Управлением путей сообщения в 1847 году. Однако, еще в 1816 году, в документах смотрителя дистанции Мунгалова значилось, что пристань в Сарапуле не только существует, но имеет самый большой грузооборот из всех пристаней, входящих в дистанцию. Следовательно, пристань существовала и ранее.

ЗИМА НА РЕКЕ КАМА

По утвержденному плану пристань обозначалась выше речки Юрманки, против слободы «Оползино». Прежде на месте слободы стояли жилые избы рыбаков, бурлаков, портовых грузчиков, - всех тех, чья жизнь была тесно связано с рекой. Здесь же, почти у самой воды разместились и частные пристани (причалы) с конторками судовладельцев и агентами пароходных товариществ. Так, на каждую частную пристань отводилось по сорок сажень берега. Здесь разместили свои представительства пароходство «Братьев Каменских», акционерное общество «Любимов и Ко» и другие. Немного ниже речки Юрманки размещались четыре причала общего пользования и городской перевоз.

На протяжении всей истории существования пристани тема ее благоустройства была наиважнейшей. В 1872 году сарапульский уездный исправник г. Волкович, обращаясь в Городскую Думу, писал: «Проезд пристани загроможден, засорен, не выровнен и не вымощен, не проходимая грязь по загроможденной дороге и зловоние неприятно поражает всякого пассажира, ступающего на городскую землю Сарапула…»

И уважаемому читателю будет не сложно представить всю ту грязь и неустроенность, что отличало городскую пристань. Судовладельцы и купцы, получавшие от грузоперевозок значительные капиталы, тем не менее не спешили вкладывать средства в благоустройство той самой пристани, от которой они так зависели. Пока, наконец, в 1878 году Городская Дума не приняла решение «подъезды выровнять и засыпать гравием с песком, для пешеходов устроить тротуары в две доски». С этого момента началось хотя бы относительное ее благоустройство. Уже в 1890-х гг. частично вымостили камнем подъезды к пристани и укрепили сваями берега от речки Юрманки до перевоза.

___________________________________________________________________________________________

ИСТОЧНИК МАТЕРИАЛА И ФОТО:

Архивы Кочующих

Сайт Википедия

http://www.geocaching.su/

http://www.uraltravel.com/

http://nordural.ru/article/reka_kama/

http://clubs.ya.ru/

http://www.trip-guide.ru/

http://www.legendy.net/

фото Михаила Плотникова, Владимир Прокошин, Дмитрий Щукин.

http://club.foto.ru/

http://fotki.yandex.ru/

http://mozhga18.ru/

http://www.pronk.ru/photo/

http://images.esosedi.ru/panoramio/

Река Кама протекает по европейской части России и является левым и самым крупным притоком Волги. Её длина составляет 1805 км . Площадь бассейна равняется 507 тыс. кв. км. Исток реки находится на Верхнекамской возвышенности на высоте 330 метров над уровнем моря . Это Удмуртия, село Кулига. Именно в пределах его территории из земли бьют ключи, которые и дают жизнь великой уральской реке. А свой долгий путь она заканчивает в Куйбышевском водохранилище на Волге .

От истока водный поток движется на северо-запад, а через 125 км поворачивает на северо-восток. В таком направлении он течёт до села Лойно Верхнекамского района Кировской области. Это порядка 200 км. А после этого река делает крутой поворот на юг и несёт свои воды по территории Пермского края. Вначале водный поток не производит впечатление. Он узкий, извилистый. Разливается и становится многоводной рекой после впадения реки Пильвы, которая несёт свои воды из Республики Коми и имеет длину 214 км.

Ниже по течению в Каму впадает река Вишера. Это, как и Пильва, левый приток. Своё начало он берёт на границе Коми и Свердловской области. Длина его водного пути составляет 415 км. В устье Вишера разливается в ширину до 900 метров и делает могучую уральскую реку ещё более полноводной. Далее левый берег становится возвышенным и обрывистым, а правый остаётся низменным.

Река Кама

Водохранилища

На реке имеются 3 крупных водохранилища . Первое из них - Камское . Берёт оно начало от впадения реки Уролки. Это небольшой речной поток длиной 140 км. Является правым притоком. Сама же плотина Камской ГЭС, образующая водоём, находится в городе Перми. В длину Камское водохранилище достигает 350 км. Его ширина равняется 14 км, а наибольшая глубина составляет 30 метров.

Далее наступает очередь Воткинского водохранилища . Образует его плотина Воткинской ГЭС. Находится она в городе Чайковском. Это административно-районный центр с населением около 100 тыс. человек. Длина Воткинского водохранилища достигает 365 км. Ширина составляет 9 км, а максимальная глубина равняется 29 метрам.

Следующее и последнее водохранилище называется Нижнекамским . Образует его Нижнекамская ГЭС, находящаяся возле города Набережные Челны. Его длина составляет 185 км. Ширина равна 20 км, а максимальная глубина дотягивает до 22 метров. В мае 2010 года на ГЭС произошла авария. В результате взрыва в машинном зале погибли 2 человека и ещё 10 человек получили ранение. На работе гидростанции это никак не отразилось.

До создания каскада ГЭС скорость течения в могучей уральской реке была в 1,5 раза выше, чем сейчас. Водохранилища изменили и оттенок воды. Она стала темнее. Сравнивают её обычно с волжской водой, которая гораздо светлее.

Река Кама на карте

Устье Камы

До того как было создано Куйбышевское водохранилище на Волге, река Кама в месте впадения вначале текла параллельно великой русской реке. Она была отделена от неё каменистой грядой, длина которой достигала 12 км. В наши дни как такового камского устья нет. В этом месте плещутся воды Куйбышевского водохранилища. В месте воссоединения двух могучих рек оно достигает наибольшей ширины, которая равняется почти 40 км.

Лишь после впадения правого притока Вятки наблюдаются отдельные рукава, на которые распадется уральская река. Но затем они поглощаются водами водохранилища. Таким образом, можно говорить лишь о низовье реки, а не об её устье, которое по ширине в прежние времена превосходило Волгу. Да и вообще следует заметить, что Кама полноводнее. Но в Каспийское море впадает не она, а Волга. Так уж исторически сложилось. С Волгой связаны бурлаки, крестьянские восстания. Поэтому уральская река и отошла на второй план, а зелёную улицу дали более узкой и менее полноводной реке.

Гидрологический режим

Питание у реки снеговое, дождевое и подземное . Половодье в марте-июне. Оно включает в себя 60% годового стока. Ледостав начинается обычно в первой декаде ноября. Река покрыта льдом до апреля месяца. Весенний ледоход продолжается 2 недели.

Судоходство

Река судоходна от устья до Соликамска . Официальный судоходный путь считается до посёлка Керчево. Он находится выше по течению от Соликамска на 60 км. Раньше это был самый крупный в мире лесоплоточный рейд. Он прекратил свою деятельность в 1995 году. От Перми по воде можно попасть в Москву, Нижний Новгород, Астрахань. Река Кама славится своими живописными берегами. Это привлекает множество туристов, желающих приобщиться к дикой природе. Но первозданная среда в наши дни сильно загрязнена промышленными стоками.

«Открывать» слово – это не только проникать в его значение, но и одновременно постигать мир своего древнего собрата. «Кама» – слово нерусское. Но чье? Какой смысл заложен в нем? Вот что пишут исследователи. Название слова «Кама» по своему происхождению идет от племен, в древности обитавших в Прикамье. Коми-зыряне называют Каму «Кама-Яс» – «светлая река», удмурты – «Буджим-Кама» – «длинная, большая река», чуваши – «Жорд-Адыл», черемисы – «Челман-Вис», татары – «Чолман-идель» и так далее.

Географические сведения о Каме

Кама – река в европейской части России, левый и самый крупный приток реки Волги.

Занимает 6 место по протяжности в Европе. Длина её составляет 1805 км, площадь бассейна 507 тыс. кмІ. Берёт начало в центральной части Верхнекамской возвышенности из четырёх ключей у бывшей деревни Карпушата, ныне вошедшей в состав села Кулига, Кезский район Удмуртской Республики. По территории Пермской области она течёт в восточном направлении, а затем поворачивает на юг. Более половины своего пути Кама протекает по нашей области. Течёт в основном между возвышенностями Высокого Заволжья по широкой, местами сужающейся долине. В верховьях (от истоков до устья реки Пильвы) русло неустойчиво и извилисто, на пойме старицы. После впадения реки Вишера становится многоводной рекой; берега меняются: правый остаётся низменным и носит преимущественно луговой характер, левый почти везде становится возвышенным и местами обрывистым. На этом участке много островов, встречаются мели и перекаты. Ниже впадения реки Белой у Камы высоким становится правый берег и низким левый.

Фото активные туры

В низовьях Кама течёт в широкой (до 15 км) долине, ширина русла 450–1200 м; разбивается на рукава. Ниже устья реки Вятка река впадает в Камский залив Куйбышевского водохранилища (подпор от которого иногда доходит до устья реки Белой).

В бассейне реки Кама 73718 рек, из них 94,5% составляют мелкие реки длиной менее 10 км. Основные притоки слева – Южная Кельтма, Вишера с Колвой, Чусовая с Сылвой, Белая с Уфой, Ик, Зай; справа – Коса, Обва, Вятка. Все правые притоки Камы (Коса, Уролка, Кондас, Иньва, Обва) и часть левых (Весляна, Лунья, Леман, Южная Кельтма) – это равнинные реки, текущие с севера. Горные, холодные и стремительные реки берут начало в Уральских горах и впадают в реку Кама слева (Вишера, Яйва, Косьва, Чусовая и ряд их притоков).

На реке создано 3 водохранилища и ГЭС: от устья реки Уролка (996 км от устья Камы) начинается Камское водохранилище (Камская ГЭС), непосредственно ниже его – Воткинское водохранилище (Воткинская ГЭС), за ним – Нижнекамское водохранилище (Нижнекамская ГЭС).

Питание преимущественно снеговое, а также подземное и дождевое; за весеннее половодье (март – июнь) проходит более 62,6% годового стока, летом и осенью – 28,3%, зимой – 9,1%. Размах колебаний уровня до 8 м в верховьях и 7 м в низовьях. Средний расход у Камской ГЭС 1630 куб. м/сек, у Воткинской ГЭС около 1750 куб. м/сек, в устье около 3500 куб. м/сек, наибольший около 27500 куб. м/сек. Замерзание сопровождается обильным образованием внутриводного льда и ледоходом от 10 до 20 суток. Ледостав с начала ноября в верховьях и конца ноября в низовьях до апреля. Весенний ледоход от 2–3 до 10–15 суток. Создание водохранилищ улучшило судоходные условия. Кама судоходна до посёлка Керчевский (966 км) – крупнейшего сплоточного рейда, а в высокую воду – ещё на 600 км. Судоходные глубины на нижней Каме поддерживаются дноуглубительными работами.

Основные порты и пристани: Соликамск, Березники, Левшино, Пермь, Краснокамск, Чайковский, Сарапул, Камбарка, Набережные Челны, Чистополь. От Перми регулярные пассажирские рейсы до Москвы, Нижнего Новгорода, Астрахани и Уфы. Живописные берега Камы привлекают большое количество туристов.

В реке обитают стерлядь, осётр, лещ, сазан, карась, жерех, густера, язь, голавль, уклея, судак, окунь, ёрш, щука, налим, сом и др. В верховьях (и местами в притоках) встречаются таймень и хариус. Водная растительность развита неплохо, особенно в многочисленных заливах и затонах.

Происхождение слова «Кама»

Во многих языках мира есть слово «Кама». Для каждого народа оно несет свое значение. Доподлинно известно, что «Кама» – слово нерусское. Попробуем проанализировать разные точки зрения на происхождение данного слова и связь с названием крупной европейской реки.

Происхождение названия Камы теряется в тех же невообразимых глубинах общечеловеческой истории, когда народы и их языки были едины. Кама – в ряде финно-угорских языков означает «река». С тем же самым смыслом, но в несколько иной вокализации – кемь, известен целый ряд гидронимов и топонимов на территории Евразии. Например, река с названием Кемь есть в Карелии и Восточной Сибири. В заповедное Белоозеро на Вологодчине впадает река Кема. Но с точно таким же «речным» смыслом данная корневая основа употребляется у китайцев и монголов. Тувинцы и хакасы также именуют Енисей – Кемь. На Алтае Ак-Кем («Белая вода») – приток Катуни, а в окрестностях священной горы Белухи – целый комплекс с аналогичным названием: два озера, тающий ледник, перевал…

Сходные гидронимы встречаются в Средней Азии и Европе. При этом лингвисты утверждают, что корень «кемь» имеет индоевропейское происхождение. В этом случае название уральской Камы не просто случайно совпадает с именем древнеиндийского бога любви Камы (по имени которого назван трактат «Камасутра»), но и наверняка имеет общий источник происхождения. Нельзя не вспомнить и о Камчатке…

Двигаясь мысленно по следам древних индоевропейцев в Европу, мы и здесь обнаруживаем сходные топонимы: Кембридж («Город на реке», а река сия именуется Кем) – в Англии; Кемпер (от старобретонского названия, означающего «Слияние рек») – во Франции; Кемери – древнее поселение (а ныне известный курорт) на месте целебного источника в Латвии. Не случайно, видимо, и одно из самоназваний древних египтян – кеми, – связанное с разливом Нила. Но и это еще не все. Известно, что в старину шаман на Руси назывался кам. Заимствовано слово было у половцев, исповедавших шаманизм. Отсюда и дожившее до наших дней слово камлание – обрядовое действо шамана. Возможно, и древнеарийский бог любви Кама был когда-то шаманом?

О происхождении названий многих географических объектов человечество составило мифы, сказки, легенды. Интересна легенда коми-пермяцкого народа.

О происхождении главной водной артерии Пермского края – реки Камы в легенде говорится, что однажды все лето лил дождь, и не было ни одного солнечного дня. Реки все разлились, берега у них обвалились, а земля стала жидкой. Люди, животные и звери спасались на высоких горах. Только Кама-богатырь (мифологический герой коми-пермяцкого) народа мог передвигаться по залитой водой местности. Он обошел все окрестности и обнаружил, что течение рек перекрыто рухнувшей от размыва горой. Богатырь заарканил огромный камень, протащил через запруду, как плугом вспахав землю. Образовалось новое русло, в него хлынула вода и появилась новая река – могучая Кама, названная так по имени богатыря.

Слово «Кама» имеется и в древнеиндийском языке и означает «любовь». В глубокой древности существовали огромные связи Прикамья с Ираном и с Индией. Может быть, слово «Кама» занесено оттуда.

Кама, наиболее значительная река Приуралья, левый приток Волги. В русских летописях впервые упомянута в 1220 г. Есть множество объяснений, и среди них, например, будто бы Кама от древнерусского «камы» – «камень».

С зырянско-пермяцкого языка перевоится как «сильно пал», то есть «вода, имеющая сильное падение» (первоначально Камва). Но река Кама равнинная. Поэтому данное предположение можно считать абсурдным.

Не лучше и предположение, что Кама из удмуртского «кам» – «долгий», «длинный», хотя бы потому, что по-удмуртски «долгий», «длинный» не «кам», а «кема».

В середине XIX столетия было высказано мнение, что Кама одного происхождения с «Комму» – «Страна коми». Эту версию потом повторяли многие, но профессор В.И. Лыткин доказал, что слово «коми» родственно мансийскому «хум», «кум», то есть «человек» и ничего общего не имеет с гидронимом Кама.

Возможны еще несколько способов объяснения этого слова. Каму, как и Волгу, тюркские народы зовут Идель – «река», и, поскольку названия больших рек часто означают просто «Река», может быть, что в топониме Кама скрыт именно такой смысл. Тогда название Кама очень древнее и связано с каким-то неизвестным языком. Название реки Кама имеет и такие толкования: «Кама» – образовано от удмуртского слова «кам», что значит «вода». По другой версии в основе названия Кама лежит обско-угорское (хантыйское) «кам» – «прозрачный», «чистый», то есть Кама – «Чистая».

Близки по смыслу рассуждения академика Н. Марра. Он высказал предположение, что река носила название древнего племени, населявшего ее берега. А в переводе на русский язык Кама – «белая, светлая, длинная и большая река».

В переводе с булгарского «Кама» означает «любовь». Но такое толкование вряд ли связано с названием реки.

Нельзя оставить без внимания и такое рассуждение. Камы (нем., единственное число Kamm, буквально – гребень) – холмы и гряды в областях распространения антропогенового материкового оледенения. Встречаются одиночно и группами, преимущественно на северо-западе Европейской части России (Карелия, Прибалтика, Ленинградская область). Высота от 2–5 до 20–30 м. Сложены песками с линзами и прослоями глин с включениями отдельных валунов и их скоплений. Характерна облекающая слоистость, приблизительно повторяющая контур поперечного профиля Камы, сверху часто перекрыты суглинками, нередко валунами. Вопрос о происхождении Камы не вполне ясен. Согласно одной из наиболее распространённых гипотез, Камы возникали вследствие аккумулирующей деятельности потоков, которые циркулировали на поверхности, внутри и в придонной части крупных глыб мёртвого льда в период деградации ледника. Ледники сыграли важную роль в почвообразовании и формировании рельефа Пермского края. Поэтому происхождение слова «Кама» от немецкого «Камы» вполне правдоподобно.