Парусный фрегат паллада. Фрегат «Паллада» — первое и второе пришествие

В творчестве И. Гончарова особое место занимают путевые очерки «Фрегат «Паллада». Они рассказали читателю много нового об устройстве иностранных государств, как цивилизованных европейских, так и колониальных на территории Африки, Азии, Дальнего Востока. Не меньший интерес вызвало и описание уклада жизни русского человека в Сибири.

Шедевр российского флота

В 1831 году по личному указанию Николая I произошла закладка одного из известнейших русских кораблей первой половины XIX века «Паллада». Фрегат был пущен в плавание спустя год и прослужил более 20 лет.

«Палладой» в разные годы командовали Н. Нахимов, П. Моллер, И. Унковский. Благодаря высоким техническим данным и умелым действиям экипажа судно не раз приходило на помощь попавшим в беду кораблям. Использовалось оно и для длительных поездок к берегам других стран. Последнее свое плавание судно совершило в Японию - его описал в своих очерках И. Гончаров. В 1855 году «Паллада» (фрегат перенес два мощных тайфуна и был порядком изношен) отправилась на покой в Постовую бухту на территории Императорской (Советской) гавани в Хабаровском крае.

Кругосветное путешествие

Целью предпринятой в 1852 году, стала необходимость наладить торговые отношения с Японией и провести инспекцию Аляски, принадлежавшей России. Был подобран опытный экипаж, заготовлен на длительное время провиант. Группу дипломатов возглавил вице-адмирал Е. Путятин, а секретарем стал служивший в то время в департаменте внешней торговли писатель И. Гончаров. Фрегат «Паллада» проплывал мимо Англии, Индонезии, Южной Африки, Китая, Филиппин и множества маленьких островов в Атлантическом, Индийском и Тихом океанах. Все путешествие растянулось почти на 3 года.

История написания книги «Фрегат "Паллада"»

И. Гончаров воспринял новость о путешествии позитивно, отметив, что оно значительно обогатит его жизненный опыт. С первых дней он стал записывать все увиденное в путевой журнал, хотя позже, во вступлении к очеркам, отметил, что желал лишь в художественной форме запечатлеть важнейшие моменты поездки. К впечатлениям от заморских стран добавились наблюдения за жизнью русской Сибири: Гончаров добирался в Санкт-Петербург сухопутным путем с берегов куда причалила «Паллада». Фрегат нуждался в ремонте и не мог перенести дальнейшее плавание.

Спустя два месяца после возвращения в столицу (в апреле 1855 года) в «Отечественных записках» появился первый очерк о путешествии. Затем в течение трех лет Гончаров публиковался в «Морском сборнике». Полностью журнал был издан в 1858 году и сразу же привлек внимание всей читающей публики. Впоследствии книга - чего не планировал изначально автор - «Фрегат "Паллада"» дополнилась еще двумя очерками. В первом рассказывалось о заключительном этапе путешествия по Сибири, во втором - о дальнейшей судьбе корабля.

Главными достоинствами путевых записей называли обилие и разнообразие зафиксированного фактического материала, сообщение о явлениях, до той поры мало знакомых русскому человеку, художественное мастерство писателя.

«Фрегат "Паллада"»: краткое содержание книги

Очерки представляют собой подробное описание жизни в различных странах. Причем взгляд автора чаще критичен и сопровождается ироничными замечаниями в адрес иностранцев, кем бы они ни были. Например, английская цивилизация, по мнению Гончарова, уничтожает все живое. Здесь все идет по плану и нет никакой душевности. Такому укладу противопоставляется широкая русская душа. Например, вспоминается рассказ о моряке Сорокине, решившем выращивать в Сибири хлеб. Его задумка удалась, но он не останавливается на достигнутом и осваивает все новые территории, отдавая плоды своего труда тунгусам и церкви.

Отдельного внимания заслуживают воспоминания автора, скучающего на корабле «Паллада» - фрегат писатель на чужбине часто называл родным домом - о жизни русского дворянина. Это неторопливое чаепитие, спокойное лежание на диване, бесконечные праздники. Для Гончарова они не шли ни в какое сравнение с постоянной суетой англичан.

Негры и китайцы не понравились своим запахом, отчасти потому, что натирались особыми маслами. Японцев писатель посчитал хитрыми (чем старше, тем более глупые рожи корчили) и нерасторопными. Он считал, что необходимо непременно разрушить их систему изоляции от внешнего мира и очеловечить. Зато преимуществом диких народов была близость к природе, совершенно утерянная англичанами. В этом плане интересны выводы писателя об итогах колонизации, которые он наблюдал практически на всем пути следования «Паллады». По мнению писателя, «дикие» китайцы при их недостатках могли поучить цивилизованных англичан и американцев и манерам, и общей и отношению к дарам природы.

В книге также рассказывалось (впервые!) о жизни чему способствовало личное знакомство писателя с некоторыми их представителями. Непоколебимая сам образ жизни (несмотря на нечеловеческие условия, лучшие представители дворянства старались поддерживать в своих избах-салонах необходимый уровень духовности) вызывали у писателя восхищение.

Несколько интересных моментов из очерков И. Гончарова

Современному читателю книга интересна описанием того, что сегодня кажется абсурдным. Например, смех и иронию вызвала у Гончарова привычка англичан здороваться. «Сначала попробуют оторвать друг у друга руку», - писал он. Откуда писателю было знать, что принятый у мужчин-англичан способ приветствия скоро появится и в России.

Другой забавный эпизод касается японцев. Одному из местных жителей матрос дал пустую бутылку. Вслед за этим переводчик-японец попросил забрать подарок назад. А на слова: «Да выкиньте ее (бутылку) в море» серьезно ответил, что нельзя. «Мы привезем, а вы уж бросьте … сами». Оказалось, таким образом местные власти боролись с контрабандой.

Так описывает свое необычное путешествие И. Гончаров, фрегат «Паллада» для которого на два с половиной года стал не только домом и напоминанием о Родине, но и позволившим создать высокохудожественное произведение.

Самый красивый на Свете русский парусник Фрегат "Паллада" остался цел и невредим, после затопления. В это трудно поверить, но и сейчас стоит в Англии, как Катти Сарк.

Фрегат с первыми в Мире круглыми иллюминаторами, был заложен русскими мореплавателями на Охтинской Верфи в Санкт-Петербурге для дипломатической миссии по заказу русского Царя. Чтобы спасти эту красоту во время Крымской Войны,
"Паллада" была отправлена с дипломатической миссией в Японию. Нам повезло, что на этом самом изящном паруснике отправили с дипмиссией и писателя Гончарова, благодаря которому нам осталась память обэтом красивейшем корабле. Замечательные записи, облетевшие весь мир есть в каждом доме. По легенде древний и устаревший русский Фрегат "Паллада" был затоплен в ходе Крымской Войны в 1855 году, но судя по отлично сохранившимся кораблям на фотографиях Фрегат "Паллада" благополучно ходил и после затопления только под другими именами " до того, как его поставили на прикол в Англии в качестве военно-морского Музея под названием "Катти Сарк" - что в переводе означает "Рваная рубашка". Посмотрите на это чудо - похоже на равную рубашку? Или на ведьму может быть похож? По моему носовая фигура больше похожа на русскую богиню Мудрости и справедливой войны Афину Палладу.

Русский Фрегат "Паллада". 1874 год. С момента строительства корабля прошло ровно 40 лет и он вполне хорошо сохранился. S hip 1874 "Pallada". А в 1855 во время Крымской Войны говорили, что это Паллада полная развалюха, поэтому она была затоплена в Николаевской, ныне Советской бухте.
Величественная Афина Паллада в греческой тунике и русском кокошнике.


Русский кокошник. Великая Греко-Российская Восточная Империя

Как Вы все видите, наш Парусник прекрасно сохранился, после официального затопления в бухте "Постовая" на против Советской гавани и отлично себя чувствует!


А по английской легенде от нашего русского Фрегата "Паллада" остались рожки да ножки и вот эта доска. Главное подписать и все поверят и потом будут говорить - я сам читал!


Якобы, это все, что осталось от легендарноого самого быстого русского парусника Фрегата "Паллады" - кусок обшивки легендарного Фрегата "Паллада" был выставлен в экспозиции Дальневосточного литературного музея. Почему Литературного музея, а не военно-морского? Моряки-то что молчат? И зачем вообще понадобился такой экспонат нарочито доказывающий никчемность русского флота? Давайте разберемся. Фото найдено тут: http://debri-dv.com/article/13239/fregat_pallada_so_dna_sovgavanskoy_buhty_navernoe_uzhe_nikogda_ne_podnimut
Причем там тоже возмущаются, что сохранилась даже не сама доска, а только эта фотография обшивки, причем самого этого литературного музея больше нет! Как нет и Центрального Военно-Морского Музея в Питере на прежднем месте- в здании Биржи. Теперь на СтрелкеВасильевского Острова тоже не существует, музея. И музей после выселения согнали в казармы лейбгвардии какого то там полка, где осталось только то, что влезло и не успели вывезти в Лондон за годы "Перестройки". "С глаз долой, из сердца вон!"
А место нашему кораблю Фрегату Паллада у здания Биржи, у храма Посейдону и музею ВМФ тоже. Ну или на худой конец в Новой Голландии - в новом Адмиралстействе.

А правда, почему у русских сейчас нет ни одного макета Фрегата "Паллада" в натуральную величину? Почему нет современного интерактивного Военно-Морского музея, как в Англии - ведь там стоит именно наша "Паллада". По идее, после пожара там должен стоять абсолютный новодел, если все сгорело до тла. Почему тогда нам невоссоздать достойн ый памятник легендарной Палладе?


А Вы видели, как наши русские моряки рыдали, как дети по поводу гибели Катти Сарк? Они убивались узнав о гибели корабля, как по своему ребенку. Если бы они знали тогда, что это и есть русский "Фрегат Паллада"!

Для всех моряков в Мире - Катти Сарк это святое. Попробуйте, хоть слово сказать против их Кати - убьют! Все мальчишки с детсва были влюблены в эту красотку с детства и мечтали прикоснуться, хоть раз в жизни к этой святыне рукой. Многие вообще стали моряками, после книги "Фрегат Паллада", чтобы потом зайти в Порт Гринвича и увидеть своими глазами живую легенду - живую Катти Сарк. Но она сгорела!

"Её сгоревший такелаж
Не подойд ёт для долгих гонок"

Прочтя в газете репортаж........





Платье, как у Катти Саарк



Точно такие же богини с венком на Колоннах у Галлерного канала из Новой Голландии или Нового Адмиралтейства в старое Адмиралтейство у здания Манежа в Питере.

А теперь, представьте, как у наших русских моряков в Крымскую Войну душа рыдала в 1853 году, когда затопили наши корабли. Представьте, как выли морские офицеры со слезами, когда им сообщили, что они навсегда лишились своего любимчика Фрегата "Паллада"

Вот этот корабль Катти Сарк, который боготворит уже не одно поколение русских, как будто чуяли, что это и есть наше Всё... наш Фрегат "Паллада";-)

В Крымскую Войну англичане нарочно деморализовали русских этой шокирующей новостью, ошарашив ей весь русский народ, не только моряков, одним очень хитрым и очень действенным способом- сообщив русским морякам, что их любимой "Паллады" больше нет - война была автоматически проиграна в головах и в сердцах русских людей. Русские сдались. Представляете, что было, когда сообщили, что затопили парусные корабли в бухте Севастополя, чтобы английские корабли не вошли в порт? Я до сих пор не понима зачем им было туда заходить или зачем запирать наши корабли в гавани? Англичане и американцы и с моря отлично бомбили город. Но когда Нахимов узнал, что затопили Фрегат "Паллада", который он проектировал и с нуля создавал и вылизывал. Нахимов построил красивейший в Мире парусный корабль - он строил изначально корабль - совершенство. Тысячелетний опыт строительства и эксплуатации парусных кораблей, научно-технические достижения, накопленные русскими моряками будущий Адмирал Павел Степанович Нахимов собрал в самом своем красивом творении человеческой мысли - Паруснике своей мечты с самыми изящными очертаниями с харрактеристиками на десятки лет опережающий время. И представляете, что было с царем, когда он узнал, что его любимой игрушки, которую он так холил и лелеял и спасал в Японии подальше от англичан больше нет! Что же Стало с самим Нахимовым? Для всех моряков - это был удар ниже пояса. А и до сих пор не понимаю, как же это можно топить красивейшие парусные корабли - это как утопить своего ребенка! Английские дельцы просто нажились на этой сделке и под шумок войны продали все русские корабли в Америку. Им наплевать было, что пережили русские с такой утратой. Я никогда не поверю, чтобы русские Моряки, дай им волю не вышли в открытое море и не дали бой и не выиграли бы битву в честном бою. То что в Севастополе остались похоронены лучшие русские адмиралы и морские офицеры, это явно дело рук английской короны.

И не смотря на всё это русские рыдали, как дети, когда горела их Кати Саарк.


Всё четко зафиксировали, - и все видят, что это пожар именно на "Катти Сарк".





Катя Горел очень основательно, а все англичане стояли и спокойно смотрели.

Но вернитесь сейчас на то же мето место стоянки, где стоит корабль "Катти Сарк" - он по прежнему цел и не вредим!


Только странная пакля у ведьмы в руке и это уже не красавица богиня Афина "Паллада", вместо венка и платье немного сменила открыла телеса и Андреевского флага нет как на первой фотографии и на его месте солнышко. И в руке вместо паклине хватает именно копья Паллады

И солнышко - тоже наш знак, который был на всех русских флагах. Именно Россия, а не Англия была страной незаходящего Солнца - см. предыдущие с картами России 1513 года.
На Кате носовая фигура больше похожа на Ведьму. Но почему платье-то, как на Афине Палладе?




Продолжение куреряшки приделано ни к селу ни к городу и современный шрифт тоже не сочетается с хохломскими завитками.

Теперь у Катти Саарк абсолютно другое убранство кормы. Новая корма настоящей Кати разительно отличается от предыдущей
И у Паллады был второй запасной Якорь - тут один.

Полнейшая безвкусица и странный набор узоров со звездой, но очень похоже на какарду на русских фуражках.

На фото была же абсолютно другая надпись, поэтому англичане и говорят, что фотографий Кати вообще не сохранилось, хотя музей был эвакуирован во аремя ремонта и горело только то, что хотели скрыть от нас, получить страховку и попилить бабло и замести следы.

Это две абсолютно разные кормы!


А вот точно такая же корма была изначально, когда решили делать Музей.


Фрегат "Паллада" с надписью "Кати Саарк". Раньше тут было название корабля "Паллада" Россия


Узнаете ту же самую шишечку храма, как купол Исаакия или Казанского?
Теперь корма со звездой, а не русской кучеряшкой и надпись по бокам.

У настоящей Катти Сарк было полное вооружение и там были квадратные пушечные порты.


Катти Сарк с квадратными пушечными портами.


Ferreira rigged as a barquentine, 1922 Cutty Sark Trust . Катти Сарк - Рванная рубашка. Довели бедную до кондиции, до неузнаваемости.


Ферейра, она же Катти Сарк с ведьмой на носу. Тут звезда там где теперь солнышко.

Через 150 лет, после затопления Фрегат "Паллада" стоит в Гринвиче а, в Мае 2007, когда горела "Катти Сарк" русские моряки плакали, как дети, как по своему кораблю. Чопорные англичане даже не шелохнулись. Стояли и спокойно смотрели и ничего не делали.

Англичане стоят спокойно и сморят, как горит Катя и даже не помогают тушить огонь.

Песня "Когда сгорела Катти Сарк" .... В комментариях под видео слезы и искреннее горе всех без исключения русских. Все переживали и восприняли, это как свою беду, Все без исключения, не только моряки.

Слова песни
"Когда сгорела Катти Сарк"

"Похоже, мир кончается?
И чайки возвращаются,
Прощаются, уходят в небеса.
И больше нет ни паруса,
От Бристоля до Кадиса,
Когда сгорела "Катти Сарк".

Когда сгорела "Катти Сарк"
В лучах холодного рассвета,
И, словно инеем одета,
Ушла на лёгких парусах.

Открыв газету поутру,
Один моряк сказал другому:
"Давай, приятель, ближе к дому,
Помянем старшую сестру!

Её сгоревший такелаж

Не подойд ёт для долгих гонок"
И штурман плакал, как ребёнок,
Прочтя в газете репортаж,-

И вдоль прибрежных городов
Летел сигнал, быстрее вздоха,-
Сгорела, кончилась Эпоха
Великих Парусных Судов!

Когда сгорела "Катти Сарк",
Я видел сон в своей каюте:
Дома, где спят чужие люди,
Холодный утренний Гайд-Парк,

Но, выше кранов и мостов,
Причалов и безлюдных баров,
На грани яви и кошмаров
Скользит серебрянный остов -

Куда-то вдаль, за маяки,
Оставив крест на звёздном небе,
И корабли на ближнем рейде
Дают протяжные гудки,

И вдоль прибрежных городов
Летит сигнал быстрее вздоха:
Сгорела, кончилась Эпоха
Великих Парусных Судов.

Похоже, мир кончается,
И чайки возвращаются,
Прощаются, уходят в небеса.
И больше нет ни паруса
От Бристоля до Кадиса,
Когда сгорела "Катти Сарк"
Когда сгорела "Катти Сарк" "
Слова и Перевод песни на английский язык
http://song-pad.ru/?mode=song&id=1054660

При нарочно устроенном пожаре 2007 года, совпадающим со страшнейшим кризисом, получив страховку, просто отмывали бабки, но на самом деле горела их настоящая английская Катти Сарк, измотанная в португальских рейдах под именем Ферейра с квадратными портами. Аглийская корона понимала,что Катю уже не восстановить и решили видимо проще сжечь до тла и поставить на его место Фрегат "Паллада", русского красавца, на который глазела английская Корона ещё в далеком 1853 году устроив русским Крымскую Войну, как погоню за "Палладой". Но парусника в Крыму не оказалось. Русские его отправили от греха подальше в Японию, как точно так же потом, позже таким же способом спасали Русский Балтийский флот, отправив его двумя эскадрами в 1863 в Америку.


Афина Паллада с копьем.

Во время Крымской Войны англичане искали Фрегат "Паллада" и на Севере, на Балтике и в Соловецком Монастыре и в старейших Верфях в Архангельске, и на Коле, на против Мурманска и на Камчатке, но её нигде было не было видно. А "Паллада" была спрятана в Японии с дипмиссией.
"В 1853 году в Японию на 4-х военных кораблях с Флагманом "Паллада" прибыло Российское посольство во главе с вице-Адмиралом Е. Путятиным. Ему было поручено провести переговоры о заключении торгового договора, тескт которого, утвержденный Николаем I, был у Путятина с самого начала на руках. Переговоры были особо секретными и никому на флоте не сообщалось куда ушла наша "Паллада". В тот момент переговоры уже в разгар Крымской Войны не привели к заключению договора. Лишь только 7 Февраля 1855 года был подписан первый Российско-японский Трактат об установлении дипломатических отношений. Договор предусматривал о создании границ между государствами, открытии трех портов для русских кораблей, а так же начало консульских отношений и заключение выгодных торговых сделок. Подписание договора стало грандиозным событием, свидетелем которого стал писатель Гончаров, автор книги Фрегат "Паллада"


Гончаров. Goncharov. Автор "Фрегат Паллада"



Команда "Паллады"
Так Куда же делись многочисленные фотографии самого корабля "Паллада"?

Теперь на самом видном месте, у всех на виду, в Англии, в Гринвиче спрятан от русских глаз русский Фрегат "Паллада" под именем "Катти Сарк" - рванная рубашка. Видимо в руке у бывшей Паллады точно рваная рубашка - пакля. Копье Афины "Паллады" заменили на паклю. И все русские преклоняются перед нашим же чудом, приезжают в благополучную Англию, не знавшую войн уже лет 300, и думают, что действительно англичане придумали все корабли, раз там у них все благополучно и стоит такая красота, близкая нашему сердцу. И они даже не догадываются, что приезжают в гринвич и тратят деньги, чтобы восхищаться своей же русской красотой, не подозревая, что преклоняются при этом перед своим же русским Фрегатом "Паллада". Многим конечно по прежднему хочется снять перед англячанами шляпу, но посмотрите на этот жестокий мир без розовых очков.

Английская Корона у нас раннее украла и русскую корону. "Это факт, Мисье Дюк" - Русскую Корону сперли и теперь английская королева красуется в нашей Русской Короне с русскими бриллиантами на всех приемах. Об этом есть много материалов в интернете, а вот про Русских Белокрылых лебедей, русских парусников, теперь называемых клипперами, без пара, намного опережающих время - нет и не может быть материалов, потому что все были уничтожены.

Когда русские снимают шляпу перед явным врагом и кланяются, хочется как-то остановить уже наконец это безобразие. Это не гоже, что все преклоняются перед явными обманщиками и создают пабы в Питере - Родине Паллады с английскими флагами за бортом, то же слизанными с нашего Андреевского гюйса.
Наш русский парусник был выставлен в Англии на всеобщее обозрение толко после того, как какой-то англичанин прочитал русскую книгу "Фрегат Паллада" и понял на сколько же русские любят Море и решил прославлять море у себя. И его поддержадо правительство. Это лучший способ доказать русским свое превосходство, поставив их любимый парусник у себя в Гринвиче.
Теперь после подмены всех уверяют, что у них даже фотографий настоящей Кати не осталось, кроме одной. Как это не осталось?
Сами же наподписали... Теперь видимо отрекаются от Кати, потому, что стоит другой корабль.

Катти Саарк с квадратными иллюминаторами, в которых было полное вооружение. Португальская труженница Ферейра.


Более четкая фотография "Катти Сарк". Вот этьо Катя, а там была Паллада.

После того, как Фрегат "Паллада" на всех парусах доставлял русское золото в Лондон, обгоняя другие парусники, на 30 лет опережая время, его ещё тогда и присмотрела Английская Корона. Началась Крымская Война, закрывшая русским выход в Море на 20 лет. Чтобы русские на таких быстрых кораблях не могли ходить в Америку, Сказали, что флот уничтожен. Но уже в 1863 году русские спасая свои Эскадры от очередной угрозы увели свой флот - две экспедиции Лисянского и Попова подальше, в Америку. Чтобы оставшиеся на Балтике русские корабли не постигла участь Севастополя и Крыма, при создании англичанами очередного Междуморья, наш Флот снялся с Якоря ушел в Америку, везя на борту русское золото для спасения Свободы Америки..... Но это уже совсем другая История

Продолжение следует.

Фрегат «Паллада», - пожалуй, один из наиболее известных парусных кораблей русского флота. Своей популярностью он обязан, во-первых, замечательному одноименному произведению писателя И. А. Гончарова, а во-вторых, тому обстоятельству, что в течение чуть ли не ста лет идут разговоры о подъеме фрегата со дна моря. О знаменитом корабле много написано, пишут о нем и в наши дни (см., например, «Вокруг света» № 3 за 1966 г.).

Этот 52-пушечный фрегат (длина 52,7 м; ширина 13,3 м) был построен в Петербурге на Охтинской верфи известным тогда кораблестроителем - находящимся на русской службе англичанином полковником корпуса корабельных инженеров В. Ф. Стоке. При постройке корпуса использовались наилучшие породы дерева, подводную часть тщательно обшивали медными листами. Все работы по оборудованию и вооружению производились под непосредственным наблюдением командира корабля - 30-летнего капитан-лейтенанта (будущего прославленного адмирала) П. С. Нахимова, «Государю императору угодно, чтобы фрегат «Паллада» отделан был с особенным тщанием», - такое предписание дал Кораблестроительный комитет строителям, причем разгадка особого внимания к этому кораблю современникам была ясна: ходили слухи, что командовать фрегатом должен был сам генерал-адмирал...


Как бы то ии было, «1 сентября 1832 г. пополудни в 1 час фрегат со стапеля был спущен на воду благополучно», а Нахимову за успешные труды было объявлено «высочайшее благоволение». По признанию знатоков, это был «самый красивый» тогда корабль.

Почти 20 лет фрегат «Паллада» нес службу в составе Балтийского флота, а 7 октября 1852 г. вышел в далекое плавание вокруг м. Доброй Надежды в Японию с важной дипломатической миссией во главе с Е. В. Путятиным (Гончаров был у него секретарем).

Командиром корабля был один из лучших русских моряков, сын известного кругосветного мореплавателя, капитан 2 ранга (впоследствии адмирал и сенатор) И. С. Унковский. Уместно напомнить, что Иван Семенович был и страстным яхтсменом. Так, в 1848 г. он на яхте «Ореанда» за три месяца перешел вокруг Европы из Николаева в Кронштадт, где принял участие в гонках, взял первый приз, а затем в тяжелых штормовых условиях возвратился на Черное море.

Старшим офицером шел лейтенант И. И. Бутаков, в дальнейшем ставший последним командиром «Паллады» (впоследствии вице-адмирал); в числе офицеров были будущие прославленные моряки - И. П. Белавенец (активный участник обороны Севастополя, видный ученый, специалист по вопросам судовождения), А. А. Пещуров. П. А. Тихменев, Н. Савич, опытнейшие штурманы А. А. Халезов (за свою жизнь трижды обогнувший земной шар под парусом) и В. Попов (впоследствии генерал). В составе посольства находился капитан-лейтенант К. Н. Посьет - выдающийся моряк, в дальнейшем адмирал, государственный деятель, почетный член Академии Наук.


Выучка команды была высокой. Неудивительно, что уже старый фрегат снова продемонстрировал великолепные мореходные качества. Вот только несколько фактов.

После выхода из Англии в январе 1853 г. «Паллада» взяла на буксир железную винтовую шхуну «Восток» водоизмещением 210 т. При тихом ветре со шхуной на буксире фрегат имел от 4½ до 6 узлов. Когда ветер усилился, идя в бейдевинд, фрегат продолжал буксировку со скоростью временами до 8 узлов. Сильное волнение вынудило отдать буксир, и «Паллада» пошла II-узловым ходом.

Вот что писал в одном из писем К. Н. Посьет:

«Отойдя от мыса (Доброй Надежды- О. К.) на 12 миль, встретили мы жестокую бурю с оста, которая выдержала нас в течение 19 часов под одними триселями. Волнение шло горами, фрегат ложился то на один, то на другой бок и, несмотря на повсеместную оконопатку в Саймонсбее, потек всеми палубами и показал движение в подводных частях корпуса. Буря сменилась ровным северо-западным пассатом, и мы были столь счастливы, что до Зондского пролива нас сопровождали попутные ветры: так, что расстояние 5700 миль мы прошли за 32 дня. Быстрее, сколь известно, этот переход еще не свершался ни одним парусным судном...»

Неслись верст по семнадцати в час, иногда даже по двадцати в час, и так избаловались, что чуть пойдем десять или двенадцать - уж ворчим.»

На переходе от Гонконга до о-вов Бонин фрегат перенес жесточайший шторм, причинивший серьезные повреждения, однако и это не помешало ему оставаться хорошим ходоком. Следующий 850-мильный этап (до Нагасаки) при умеренном юго-восточном ветре он прошел менее чем за пять с половиной суток, при чем опять-таки ведя на буксире тот же «Восток».

Надвинувшиеся события Крымской войны прервали мирную деятельность русских моряков - с «Паллады» производилась опись берегов Японского моря (в память об этом именем Паллады и именем Унковского были названы рейд и бухта на северо-востоке Кореи). Поврежденный штормами старый фрегат не мог противостоять появившимся здесь превосходящим силам противника и укрылся в гавани Хаджи (Императорской - ныне Советской Гавани). Попытка отбуксировать фрегат в Николаевск-на-Амуре оказалась безуспешной и его привели обратно. Разоруженный, почти без команды, он простоял около полутора лет. Затем, уже зимой, последовал приказ из Петербурга: затопить фрегат, чтобы он не достался неприятелю. И это в то время, когда гавань была покрыта льдом и вражеская эскадра все равно не могла войти в нее!

Тщетно пытался контр-адмирал Г. И. Невельской добиться отмены приказа. Такова была сила бюрократической машины, что и сам камчатский военный губернатор - заслуженный адмирал, участник Наварина В. С. Завойко не рискнул задержать его выполнение. В начале 1856 г. лейтенант Г. Д. Разградский - штурман Амурской экспедиции - на собаках добрался к гавани Хаджи и затопил заброшенный и разоруженный фрегат...

Корабль обследовали водолазы в 1888, 1914 и 1936 гг. Последнее обследование вызвало широкое обсуждение вопроса о возможности его подъема. Было даже принято решение о подъеме, но началась война. Последний раз «Палладу» осматривали в 1962 г. сотрудники группы подводных исследований Союзморниипроекта. В. Ажажа и А. Рогов поделились своими впечатлениями в печати. Даже после 108-летнего пребывания на дне корпус казался «монументальным и добротным», но в то же время общий вывод не обнадеживал: «С грустью убеждаемся, что подъем корабля уже невозможен, время его доконало», - пишет А. Рогов. Однако факты последнего времени показывают, что в ряде случаев удавалось поднять суда, затонувшие не только 100 лет назад, но и в средние и даже в древние века, причем имевшие большие разрушения. Так, в Швеции, например, успешно поднят затонувший в 1628 г. корабль «Ваза». Необходимо, на мой взгляд, привлечение специалистов для новой всесторонней проверки на месте и изыскания способов спасения останков «Паллады» - драгоценной реликвии времен расцвета парусного флота.

Строительство

Фрегат строился под руководством известного судостроителя XIX века, полковника корпуса корабельных инженеров В. Ф. Стокке. Первым капитаном фрегата стал капитан-лейтенант П. С. Нахимов (с 1831 по 1834).

Фрегат был построен согласно личному указанию императора Николая I , сделанному в сентябре 1831 года полковнику В. Ф. Стокке . В «Императорском повелении» указывалось, что фрегат надлежит строить по Сеппингсовой системе со скреплением корпуса диагональными ридерсами и раскосинами и с применением для скрепления корпуса фрегата железных связей. Особо указывалось строительство фрегата по чертежам английского фрегата «Президент», являвшегося точной копией американского фрегата «Президент», который был взят английским флотом в качестве трофея и который являлся тогда одним из наилучших кораблей для океанского плавания и рейдерства. Чертежи в Англии добыл штабс-капитан Корпуса корабельных инженеров И. А. Амосов , но Стокке решился на перепроектирование фрегата ради применения круглой (более прочной и лёгкой) кормы и тем самым рискнул нарушить императорское указание.

Фрегат получил много новинок кораблестроения тех лет, вроде применения вместо якорных канатов цепей, установки чугунных якорных клюзов и применения вместо бочек для хранения питьевой воды квадратных в плане цистерн из лужёного металла. Кроме того, как показали исследования документов фондов № 165 и № 421 в РГАВМФ, командование флота рассматривало «Палладу» и как опытную артиллерийскую площадку для разработки оптимального артиллерийского вооружения океанского фрегата. Особенно много в этом направлении сделал командовавший фрегатом с 1847 года великий князь Константин Николаевич.

История

Фрегат «Паллада» вступил в строй летом 1833 г. Командиром корабля был назначен один из лучших офицеров флота - 30-летний капитан-лейтенант П. С. Нахимов. Каждый год «Паллада» вступала в кампанию и совершала практические плавания по большей части в Финском заливе, лишь изредка выходя за его пределы. В 1834 г. Нахимова переводят на Черноморский флот командиром линейного корабля «Силистрия», и командиром «Паллады» назначается капитан-лейтенант П. А. Моллер. В этом же году во главе отряда судов фрегат сопровождал пароход «Ижора», доставивший принца и принцессу Пруссии из Мемеля в Петергоф, а затем в Свинемюнде, откуда с документами для русского посланника в Дании пошёл в Копенгаген, затем вернулся в Кронштадт. В следующем 1835 г. фрегат ходил в Англию со специальным поручением: доставил из Монетного Двора в Лондон золото в слитках. В 1846 году «Паллада» была отправлена на капитальный ремонт (тимберовку), во время которого обновили надводную и подводную части корпуса. Также фрегат был перевооружён на новую артиллерию, послужив всему флоту для отработки всефлотского перевооружения. В 1847 г. в составе эскадры совершил плавание в Северное море и пролив Ла-Манш с заходом в Портсмут и Копенгаген. В августе 1848 г. «Палладу» перевели из 4-го флотского экипажа в Гвардейский флотский экипаж. Следует отметить, что в кампании 1847-го и 1848 г. во время плаваний обязанности командира фрегата исполнял ЕИВ великий князь Константин Николаевич, генерал-адмирал и будущий руководитель российского флота. В 1849-1850 гг. «Паллада» совершила дальнее плавание в Атлантический океан и Средиземное море с заходом на остров Мадейра и в Лиссабон (Португалия), пройдя в общей сложности 13438 миль. В кампанию 1851 г. под флагом ЕИВ великого князя Константина Николаевича фрегат находился в практическом плавании в Финском заливе и Балтийском море. мае-июне 1837 года фрегат доставлял в Англию груз золота с Монетного двора . При тимберовке, то есть капитальном ремонте со сменой обшивки корабля, фрегат был перевооружён на новую артиллерию, послужив примером всему флоту для отработки перевооружения.

В конце 40-х годов XIX века в Японию для заключения «торгового трактата» была направлена русская дипломатическая миссия во главе с вице-адмиралом Е. В. Путятиным. В качестве судна был выбран фрегат «Паллада» под руководством флигель-адъютанта И. С. Унковского. Фрегат вышел из Кронштадта 7 октября 1852 года, укомплектованный экипажем из 426 матросов и офицеров. Плавание началось неудачно, выйдя из Кронштадта и держа курс на Портсмут, «Паллада» попала в густой туман в проливе Зунд и села на мель возле датских берегов. Потребовался ремонт, который занял больше месяца. В Портсмуте к экспедиции присоединяется парусно-винтовая шхуна «Восток» (бывшая английская торговая шхуна «Fearless»), которую Путятин приобрел в Бристоле. «Восток» планировалось использовать как посыльное судно и для гидрографической съемки. Командиром шхуны был назначен капитан-лейтенант В. А. Римский-Корсаков, вместе с ним «Восток» переходит 5 офицеров и около 30 низших чинов. Уже в начале ноября «Паллада» была готова выйти в океан. Но выйти в Атлантику ей удалось лишь спустя 2 месяца в январе 1853 г. Причиной задержки стали сильные встречные ветры с запада, нередко переходившие в шторм. Время было упущено, и Путятин решает изменить маршрут, опасаясь штормовой погоды и дрейфующих льдов при переходе в Тихий океан через мыс Горн. Командир «Паллады» Унковский решает идти в Японию по новому маршруту, через Индийский океан вокруг мыса Доброй Надежды. Атлантика встретила экспедицию непогодой. На третий день пути поднялась большая волна, и перегруженная «Паллада», переваливаясь с борта на борт, зарывалась в воду по самые коечные сетки. Но уже через сутки погода улучшилась и ровный умеренный ветер сопровождал фрегат до самого мыса Доброй Надежды. За время перехода через Атлантику «Паллада» в среднем проходила по 185 миль в сутки, иногда развивая скорость в 12 узлов. После 78-дневного перехода через Атлантику, 24 марта 1853 года «Паллада» вошла в бухту Симонстаун у подножия Столовой горы (южная оконечность Африки). Здесь экспедиция провела целый месяц, выполняя работы по подготовке к длительному переходу через Индийский океан. Корпус «Паллады» дал течь, и его пришлось снова конопатить как изнутри, так и снаружи. 12 апреля «Паллада», вышла из бухты. В 120 милях к востоку от мыса Игольного фрегат попал в очередной сильный шторм. От сильной качки и ударов волн несколько бимсов стронулись с мест, а в пазах под русленями открылась течь. Путятин решает, что необходимо заменить «Палладу» и отправляет в Санкт-Петербург депешу с просьбой выслать на смену «Диану» - новый фрегат, спущенный на воду в Архангельске в мае 1852 года. Несмотря на тяжелые штормы, от мыса Доброй Надежды до Зондского пролива «Паллада» прошла за 32 дня 5800 миль. В последствии в своем отчете Путятин писал:

« …вполне оправдало заслуженную фрегатом репутацию отличного ходока, ибо, сколько известно, этот переход не совершался быстрее ни одним парусным судном. »

12 июня «Паллада» пришла в Гонконг. Дальнейший курс кораблей лежал в Японию. На пути к островам Бонин в районе Филиппинской впадины 9 июля фрегат попал в свирепый тайфун. Размахи качки достигали 45 градусов, один раз корабль так накренился, что нок и грота-рея ушли на мгновение в воду. Более 30 часов продолжалась схватка со стихией. «Какую энергию, сметливость и присутствие духа обнаружили тут многие!» - с восхищением писал И. А. Гончаров о поведении команды во время тайфуна. 26 июля «Паллада» вошла в порт Ллойд (Футами) на острове Пиль (Титидзима). Весь переход от Англии до острова Пиль, сквозь штормы и тайфуны, продемонстрировал исключительные мореходные качества фрегата. После исправления повреждений отряд Путятина 4 августа покинул порт Ллойд и через 6 дней бросил якорь в средней гавани Нагасаки. Хотя японские власти приняли русских любезно, в переговорах они придерживались тактики проволочек. Не имея возможности ускорить переговоры, Путятин прервал их и в конце января 1854 года увел свои корабли в Манилу. После кратковременной стоянки «Паллада» направилась для гидрографического описания почти не исследованного восточного берега Кореи. Тогда под руководством К. Н. Посьета русские моряки открыли заливы Посьета и Ольги, бухты Унковского и Лазарева, острова Хализова и Гончарова и рейд «Паллада». .

«Паллада» – российский линейный фрегат Балтийского Флота. Парусник был построен в Санкт-Петербурге на Охтинском Адмиралтействе в 1831-1832 гг. Строили «Палладу» по чертежам английского фрегата «Президент» , которые добыл в Англии штабс-капитан Корпуса корабельных инженеров И. А. Амосов.

Руководил строительством фрегата полковник В.Ф. Стокке . По приказу императора Николая I новый корабль должен был в точности соответствовать английскому фрегату, но Стокке отступил от этого приказа, снабдив «Палладу» круглой кормой, более прочной и легкой, нежели корма «Президента» . В длину фрегат был 52,73 метра, в ширину – 13,6 метра, вооружение состояло из 52 пушек.

Первым капитаном «Паллады» был назначен капитан-лейтенант Павел Степанович Нахимов , один из самых выдающихся русских флотоводцев.

Летом 1837 года «Паллада» совершила плавание в Англию, везя золото с Монетного Двора.

В 1846 году фрегат был капитально отремонтирован и перевооружен, а с 1847 года «Палладой» командовал сам Великий Князь Константин Николаевич, который использовал фрегат как опытную площадку для размещения корабельных орудий.

В 1852 году фрегат «Паллада» отправился с дипломатической миссией к берегам Японии. Капитаном корабля был тогда И.С. Унковский , дипломатическую миссию возглавлял вице-адмирал Е.В. Путятин , секретарем которого стал известный писатель Иван Александрович Гончаров , написавший впоследствии книгу «Фрегат Паллада» , повествовавшую об этом путешествии.

С 1639 года Япония была страной, закрытой для иностранцев. Любой чужеземец, сошедший на берег Японии, немедленно подвергался смертной казни. Единственным портом, куда могли заходить китайские и голландские корабли (две страны, для которых было сделано послабление) был порт Нагасаки. Наладить торговые связи с Японией пытались неоднократно как европейские страны, так и США. Именно с этой целью фрегат «Паллада» и был направлен к японским берегам.