Передвижение органических веществ в животном организме. Движение и обмен веществ в организме (19 ч.)

Лекарственное средство вводится в организм для того, чтобы оказать какое-либо терапевтическое действие. Однако и организм оказывает влияние на лекарственное средство, и в результате этого оно может попадать или не попадать в определённые части организма, проходить или не проходить определённые барьеры, видоизменять или сохранять свою химическую структуру, покидать организм определёнными путями. Все этапы движения лекарства по организму и процессы, происходящие с лекарством в организме, являются предметом изучения особого раздела фармакологии, который называется фармакокинетикой .

Выделяют четыре основных этапа фармакокинетики лекарственных препаратов - всасывание, распределение, метаболизм и выведение.

Всасывание - процесс поступления лекарственного средства извне в кровеносное русло. Всасывание лекарственных препаратов может происходить со всех поверхностей организма - кожи, слизистых оболочек, с поверхности лёгких; при приёме внутрь поступление лекарств из желудочно-кишечного тракта в кровь идёт с использованием механизмов всасывания питательных веществ. Следует сказать, что лучше всего в желудочно-кишечном тракте всасываются лекарственные средства, которые обладают хорошей растворимостью в жирах (липофильные средства) и имеют небольшую молекулярную массу. Высокомолекулярные средства и вещества, нерастворимые в жирах, практически не всасываются в желудочно-кишечном тракте, и поэтому их следует вводить другими путями, например в виде инъекций.

После попадания лекарственного средства в кровь наступает следующий этап - распределение . Это процесс проникновения лекарственного средства из крови в органы и ткани, где чаще всего и находятся клеточные мишени их действия. Распределение вещества происходит тем быстрее и легче, чем больше оно растворимо в жирах, как и на этапе всасывания, и чем меньше его молекулярная масса. Однако в большинстве случаев распределение лекарственного средства по органам и тканям организма происходит неравномерно: в какие-то ткани попадает больше лекарства, в другие - меньше. Этому обстоятельству есть несколько причин, одна из которых - существование в организме так называемых тканевых барьеров. Тканевые барьеры защищают от попадания в определённые ткани чужеродных веществ (в том числе и лекарств), предотвращая повреждение ими тканей. Наиболее важными являются гематоэнцефалический барьер, препятствующий проникновению лекарств в центральную нервную систему (ЦНС), и гематоплацентарный барьер, который защищает организм плода в матке беременной. Тканевые барьеры, конечно же, не являются абсолютно непроницаемыми для всех лекарств (иначе у нас не было бы лекарственных средств, влияющих на ЦНС), однако значительно изменяют характер распределения многих химических веществ.



Следующим этапом фармакокинетики является метаболизм , то есть видоизменение химической структуры лекарства. Основной орган, где происходит метаболизм лекарств, - это печень. В печени в результате метаболизма лекарственное вещество в большинстве случаев превращается из биологически активного в биологически неактивное соединение. Таким образом, печень обладает антитоксическими свойствами в отношении всех чужеродных и вредных веществ, в том числе и лекарств. Однако в некоторых случаях происходит противоположный процесс: лекарственное вещество из неактивного «пролекарства» превращается в биологически активное лекарственное средство. Некоторые лекарственные средства вообще не подвергаются метаболизму в организме и покидают его в неизменном виде.

Последний этап фармакокинетики - выведение . Лекарственное средство и продукты его метаболизма могут выводиться различными путями: через кожу, слизистые оболочки, лёгкие, кишечник. Однако основной путь выведения подавляющего большинства лекарств - через почки с мочой. Важно отметить, что в большинстве случаев лекарственное средство подготавливается к выведению с мочой: при метаболизме в печени оно не только теряет биологическую активность, но и превращается из жирорастворимого вещества в водорастворимое.

Таким образом, лекарственное средство проходит через весь организм, прежде чем покинет его в виде метаболитов или в неизменном виде. Интенсивность этапов фармакокинетики отражается на концентрации и длительности нахождения активного соединения в крови, а это в свою очередь определяет силу фармакологического эффекта лекарства. В практическом отношении для оценки эффективности и безопасности лекарства важно определить ряд фармакокинетических параметров: скорость нарастания количества лекарства в крови, время достижения максимальной концентрации, длительность поддержания терапевтической концентрации в крови, концентрации препарата и его метаболитов в моче, кале, слюне и других выделениях и т.д. Этим занимаются специалисты - клинические фармакологи, которые призваны помочь лечащим врачам выбрать оптимальную тактику фармакотерапии конкретного больного.

Аптечка первой медицинской помощи

Состав аптечек отличается для различных сфер применения, однако существуют общие принципы комплектования. В состав обычно входит:

  • Набор для обработки ран и остановки кровотечений: бинты, пластыри, жгуты;
  • Антисептики (спиртовые растворы йода, бриллиантового зелёного, 3 % раствор перегидрата водорода, Марганцовокислый калий (он же перманганат калия или «марганцовка»), хлоргексидин и т. д.)
  • Анальгетики и иже с ними: Метамизол (он же анальгин), цитрамон, ацетилсалициловая кислота или аспирин, папаверин.
  • Антибиотики общего действия (ампициллин, стрептоцид) .
  • Нитроглицерин и/или валидол, их аналоги или производные.
  • Антигистаминные (противоаллергические) препараты (Дифенгидрамин (известный также, как димедрол) и/или супрастин).
  • Спазмолитические препараты (напр., Дротаверин (Но-шпа)).
  • Нашатырный спирт
  • Борная кислота и Бикарбонат натрия (известный также как питьевая сода)
  • Инструмент: ножницы, хирургические перчатки, шпатель или ложка, мерный стаканчик и др.
  • Средства для дезинтоксикации: активированный уголь или белый уголь, калия перманганат.

Также в состав индивидуальных аптечек могут включаться:

  • Средства для проведения вентиляции лёгких.
  • Противошоковые наборы.
  • Средства для обеззараживания (хлорирования) воды.
  • Антидоты и стимуляторы.

Маркировка

Знак первой помощи

Аптечка должна располагаться в футляре с жесткими стенками для предотвращения повреждения стеклянных упаковок лекарств. На аптечке должен быть нанесён отличительный знак для облегчения поиска сумки в случае необходимости. В качестве такого знака может использоваться красный крест на белом фоне, белый крест на зелёном фоне и другие.

43 ВОПРОС Техника измерения АД и частоты сердечных сокращений.

Измерение артериального давления проводится при помощи специального прибора – сфигмоманометра, или как его еще называют, тонометра. Прибор состоит непосредственно из сфигмоманометра, который служит для сжимания плечевой артерии и регистрации уровня давления, и фонендоскопа, которым выслушивают тоны пульсации артерии. Для того, чтобы измерить АД, необходимо обернуть манжетку тонометра вокруг плеча больного (то есть выше локтя на пару сантиметров). Далее к области локтевой ямки, немного кнутри прикладывается головка фонендоскопа. После этого грушей накачивается воздух в манжетку. Тем самым сживается плечевая артерия. Обычно достаточно довести давление в манжете до 160 – 180 мм рт.ст., но бывает необходимо поднять уровень давления и выше, если давление измеряется у больного, страдающего гипертонией. Дойдя до определенного уровня АД, воздух из манжетки начинают постепенно спускать с помощью вентиля. При этом слушают тоны пульсации плечевой артерии. Как только в фонендоскопе появляются биения пульсации артерии, этот уровень АД считается верхним (систолическое АД). Далее воздух продолжают спускать, и тоны постепенно ослабевают. Как только пульсация перестала слышаться, этот уровень АД считается нижним (диастолическим).

Кроме того, можно измерять давление и без фонендоскопа. Вместо этого уровень АД отмечается по появлению и исчезновению пульса на запястье. На сегодняшний день существуют и электронные аппараты для измерения артериального давления.

Иногда приходится измерять АД на обеих руках, так как оно может быть разным. Измерение давления следует проводить в спокойной обстановке, больной должен при этом спокойно сидеть.

ЧСС обычно подсчитывают на запястье (запястная артерия), на шее (сонная артерия), на виске (височная артерия) или на левой стороне грудной клетки. Для подсчета ЧСС с помощью этого метода человеку необходимо нащупать пульс в любой из указанных точек и включить секундомер непосредственно во время удара сердца. Затем начинаем подсчет последующих ударов и на 15 ударе останавливает секундомер. Предположим, что в течение 15 ударов прошло 20,3 с. Тогда количество ударов в минуту будет равно: (15 / 20,3) х 60 = 44 уд/мин.

Подробное решение параграф § 43 по биологии Школа 2100 для учащихся 8 класса, авторов Вахрушев А.А., Родионова Е.И., Белицкая Г.Э., Раутиан А.С. 2016

Вопросы для повторения

Вопрос 1. Что обеспечивает подвижность скелета человека?

Подвижность скелета обеспечивают соединения костей, суставы.

Вопрос 2. В чём преимущество внутреннего скелета человека по сравнению с внешним скелетом многих животных?

Преимущество внешнего скелета состоит в том, что он может расти вместе со всеми органами. Внутренний скелет не может расти вместе с органами – он состоит из хитина (по крайней мере у членистоногих) и пропитан солями кальция, поэтому животным с внешним скелетом приходится периодически линять – сбрасывать экзоскелет, чтобы "подрасти".

Вопрос 3. В чём смысл ограниченной подвижности суставов (сравните подвижность плечевого сустава с коленным)?

Степень подвижности плечевых суставов также определяется здоровьем внутренних органов. Широко известен факт, что приступ ишемической болезни сердца может сопровождаться болью не только в самом сердце, но и в левом плечевом суставе, руке и лопатке. Факт менее известный: состояние правого плечевого сустава зависит от состояния печени.

Вопрос 4. Какова роль кожи в работе других систем органов?

Кожа защищает организм от негативного воздействия многих веществ. Кожные покровы защищают от проникновения в организм вредных вирусов и бактерий.

Вопрос 5. Почему обмен веществ в клетках человека невозможен без многоклеточных систем органов?

Для того, чтобы выводить продукты обмена веществ нужна целая система органов, одной клетке с такой задачей не справиться. Процесс выделения имеет важное значение для гомеостаза, он обеспечивает освобождение организма от конечных продуктов обмена, которые уже не могут быть использованы, чужеродных и токсических веществ, а также избытка воды, солей и органических соединений, поступивших с пищей или образовавшихся в результате обмена веществ. Основное значение органов выделения состоит в поддержании постоянства состава и объема жидкости внутренней среды организма, прежде всего крови.

Вопрос 6. Почему активный образ жизни способствует укреплению всех систем органов, а не только опорно-двигательной?

Все системы органов взаимосвязаны. Активный образ жизни укрепляет дыхательную систему, развивает легкие посредством нагрузок на сердце. Сердце – это уже кровеносная система. Опорно-двигательная система: укрепляется мышечная ткань. При физических нагрузках ускоряется обмен веществ.

Вопрос 7. Почему для организма необходимо не только питание, но и дыхание?

Процессы питания и дыхания неотделимы друг от друга. Они составляют один единый процесс – энергетический обмен. В процессе дыхания организм получает кислород, а выделяет углекислый газ, жидкость и отработанную энергию.

Вопрос 8. Почему мы едим 3–4 раза в день, а дышим каждую секунду?

Почему мы едим 3–4 раза в день, а дышим каждую секунду, так как для окисления пищи необходимо много кислорода.

Вопрос 9. Почему выделительная функция организма необходима? Почему в организме невозможно «безотходное производство»?

Выделительная функция необходима, потому что в продуктах жизнедеятельности содержатся вредные вещества, к примеру, токсины, а они отравляют организм.

Вопрос 10. Какую роль играет скелет в процессе дыхания?

Грудная клетка поддерживает органы дыхания, а также некоторые кости (губчатые в основном) участвуют в кроветворении.

Вопрос 11. Где в организме начинается и где заканчивается процесс питания? Какую роль в нём играет пищеварение? Какова функция других систем органов?

Процесс питания начинается в ротовой полости и заканчивается на выходе из прямой кишки. Пищеварение способствует расщеплению сложных органических молекул до простых соединений. Кровеносная система транспортирует питательные вещества к клеткам и тканям, а выделительная система – удаляет продукты обмена из организма.

Вопрос 12. Как разные системы органов участвуют в процессе движения?

В движении учувствует опорно-двигательная система, выделительная система, нервная система, а также органы чувств.

Что означают эти понятия?

Опорно-двигательная система – это функциональная совокупность костей скелета, их соединений (суставов и синартрозов) и соматической мускулатуры со вспомогательными приспособлениями, осуществляющих посредством нервной регуляции локомоции поддержание позы, мимики и других двигательных действиях, наряду с другими системами органов, образует человеческое тело.

Осевой скелет – это кости, лежащие посередине и образующие остов тела; это все кости головы и шеи, позвоночник, рёбра и грудина.

Скелет конечностей – это совокупность костей, находящихся в конечностях.

Пояса конечностей – это кости, служащие опорой скелету конечностей.

Кость – это твёрдый орган живого организма. Состоит из нескольких тканей, важнейшей из которых является костная.

Надкостница – это соединительнотканная пленка, окружающая кость снаружи. Имеет большое функциональное значение - служит источником костеобразования при росте кости в толщину у детей.

Хрящ – это один из видов соединительной ткани, отличается плотным, упругим межклеточным веществом, образующим вокруг клеток-хондроцитов и групп их особые оболочки, капсулы.

Связки – это части сустава, которые состоят из соединительной ткани. Они прикреплены к соединяющимся костям.

Сухожилия – это соединительнотканная часть мышц, посредством которой они прикрепляются к костям.

Суставы – это подвижные соединения костей скелета, разделённых щелью, покрытые синовиальной оболочкой и суставной сумкой.

Поперечно-полосатые мышцы – это упругая, эластичная ткань, способная сокращаться под влиянием нервных импульсов: один из типов мышечной ткани.

Гладкие мышцы – это сократимая ткань, в отличие от поперечнополосатых мышц не имеющая поперечной иссеченности.

Антагонисты – представляют собой мышечные группы или мышцы, выполняющие противоположные анатомические функции.

Синергисты – это мышцы, которые действуют вместе в одном направлении, вызывая сходный эффект (пример - сгибание)

Утомление – это физиологическое и психологическое состояние человека, которое является следствием напряжённой или длительной работы.

Осанка – это привычная поза (вертикальная поза, вертикальное положение тела человека) в покое и при движении.

Вывих – это нарушение конгруэнтности суставных поверхностей костей, как с нарушением целостности суставной капсулы, так и без нарушения, под действием механических сил (травма) либо деструктивных процессов в суставе.

Растяжение связок – это распространённый вид травмы. Растяжение обычно возникает при резких движениях в суставе, превышающих его нормальную амплитуду.

Перелом – это полное или частичное нарушение целостности кости при нагрузке, превышающей прочность травмируемого участка скелета.

Эпидермис – это наружный слой кожи. Является многослойным производным эпителия.

Дерма – это собственно кожа, соединительнотканная часть кожи у позвоночных животных и человека.

Гиподерма – это 3-й, последний, нижний слой кожи. Находится непосредственно под дермой, но чёткая граница между этими слоями отсутствует.

Потовые железы – это кожные железы млекопитающих, выделяющие пот. Относятся к железам наружной секреции. Имеют простую, не разветвлённую трубчатую форму.

Сальные железы – это железы наружной секреции, которые располагаются в коже человека, относятся к голокриновым железам.

Волосяные луковицы – это корень волоса вместе с окружающим его корневым влагалищем. К фолликулу прикреплены сальные железы, а также иногда потовая железа.

Легочное дыхание – это газообмен между организмом и окружающим его атмосферным воздухом.

Клеточное дыхание – это совокупность биохимических реакций, протекающих в клетках живых организмов, в ходе которых происходит окисление углеводов, липидов и аминокислот до углекислого газа и воды.

Носовая полость – это полость, в которой у позвоночных расположены органы обоняния.

Трахея – это орган позвоночных животных и человека, являющийся частью воздухоносных путей; расположен между гортанью и бронхами.

Бронхи – это ветви дыхательного горла у высших позвоночных (амниот) (в том числе человека). Бронхи составляют воздухоносные пути, в них не идёт газообмен (так называемое анатомическое мёртвое пространство).

Легкие – это органы воздушного дыхания у человека, всех млекопитающих, птиц, пресмыкающихся, большинства земноводных, а также у некоторых рыб (двоякодышащих, кистепёрых и многопёров).

Альвеолы – это структурно-функциональная единица легких, оплетены густой сетью капилляров. в альвеолах происходит газообмен.

Закаливание – это метод физиотерапии по воздействию на организм человека различными природными факторами: воздухом, водой, солнцем, низкими и высокими температурами (относительно температуры тела).

Искусственное дыхание – это комплекс мер, направленных на поддержание оборота воздуха через легкие у человека (или животного), переставшего дышать.

Пищеварительные железы – это железы, вырабатывающие пищеварительные соки и ферменты.

Слюнные железы – это железы в ротовой полости, выделяющие слюну.

Молочные зубы – это первый комплект зубов у людей и многих других млекопитающих. Молочные зубы у людей прорезываются после рождения в определённой последовательности.

Кариес – это сложный, медленно текущий патологический процесс, протекающий в твёрдых тканях зуба и развивающийся в результате комплексного воздействия неблагоприятных внешних и внутренних факторов.

Перистальтика – это волнообразное сокращение стенок полых трубчатых органов (пищевода, желудка, кишечника, мочеточников и др.), способствующее продвижению их содержимого к выходным отверстиям.

Желудочный сок – это ложный по составу пищеварительный сок, вырабатываемый различными клетками слизистой оболочки желудка.

Печень – это жизненно важная железа внешней секреции позвоночных животных, в том числе и человека, находящаяся в брюшной полости (полости живота).

Поджелудочная железа – это орган пищеварительной системы; крупнейшая железа, обладающая внешнесекреторной и внутренне-секреторной функциями.

Желчный пузырь – это орган позвоночных животных и человека, в котором накапливается поступающая из печени жёлчь для высвобождения в тонкий кишечник под воздействием гормона холецистокинина.

Желчь – это жёлтая, коричневая или зеленоватая, очень горькая на вкус, имеющая специфический запах, выделяемая печенью и накапливаемая в жёлчном пузыре жидкость.

Аппендикс – это придаток слепой кишки.

Кишечная флора – это микроорганизмы, которые живут в желудочно-кишечном тракте в симбиозе с носителем.

Незаменимые аминокислоты – это необходимые аминокислоты, которые не могут быть синтезированы в том или ином организме, в частности, в организме человека. Поэтому необходимо их поступление в организм с пищей.

Пищевой рацион – это количество и состав продуктов питания, необходимых человеку в сутки; питание считается рациональным.

Витамины – это незаменимые органические вещества пищи, поступающие в организм в очень малых количествах

Авитаминоз – это заболевание, являющееся следствием длительного неполноценного питания, в котором отсутствуют какие-либо витамины.

Макроэлементы – это вещества, необходимые для нормальной жизнедеятельности организма человека.

Микроэлементы – это химические элементы, присутствующие в тканях человека, животных и растений в так называемых следовых количествах.

Почки – это образования бобовидной формы, снаружи покрытые плотной фиброзной капсулой.

Мочеточники – это полый трубчатый орган, соединяющий почку с мочевым пузырём (у большинства млекопитающих) или клоакой (у птиц, рептилий и земноводных).

Мочевой пузырь – это непарный полый орган выделительной системы позвоночных животных и человека, расположенный в малом тазу.

Мочеиспускательный канал – это непарный трубчатый орган мочевыделительной (мочеполовой) системы человека и других позвоночных животных, соединяющий мочевой пузырь со внешней средой.

Нефрон – это структурно-функциональная единица почки.

Первичная моча – это жидкость, образующаяся в почечных тельцах почек непосредственно после отделения (ультрафильтрации) растворённых в крови низкомолекулярных веществ.

Вторичная моча – это жидкость, образующаяся в почках после удаления из первичной мочи избытков воды, ценных для организма минеральных солей и органических веществ.

Мочекаменная болезнь – это заболевание, проявляющееся образованием камней (конкрементов) в почках и других органах мочевыделительной системы.

У большинства многоклеточных животных осуществляются при помощи специальных органов, строение которых своеобразно у разных животных и зависит от типа их локомоции и условий окружающей среды (наземная, водная, воздушная). Но и в этих случаях движение организма и его частей - результат немногих типов клеточной подвижности.

Для некоторых животных (например, гидроидных полипов) и многих растений характерны ростовые движения.

Формы клеточной подвижности

  • Псевдоподии (ложноножки) обеспечивают амёбоидное движение (медленное перетекание цитоплазмы, связанное с изменением формы клетки)
  • Реснички и жгутики обеспечивают ресничное и жгутиковое движение
  • Миоциты (клетки мышечной ткани) обеспечивают мышечное сокращение

Кроме этих основных форм, существуют и другие, слабее изученные (скользящее движение грегарин , миксобактерий и нитчатых цианобактерий , сокращение спазмонем сувоек и др.).

Двигательный аппарат и органы локомоции многоклеточных животных

  • Специальные придатки тела, с помощью которых животные цепляются за неровности субстрата (щетинки, чешуйки, щитки) или прикрепляются к нему (присоски).
  • Конечности, представляющие систему рычагов, приводимую в движение сокращениями мышц (наиболее распространённая конструкция).

Органы могут использоваться организмами, имеющие свободу движения. При отсутствии таковой (у прикреплённых водных животные - губки, кораллы и др., ведущих неподвижный образ жизни), используют реснички и жгутики для того, чтобы приводить в движение окружающую их среду, доставляющую им пищу и кислород.

Целенаправленные движения возможны лишь при согласованной работе значительного числа мышц или ресничек, координация которых, как правило, осуществляется нервной системой.

Классификация

По путям перемещения (движения)

  • По субстрату, то есть по твёрдой или жидкой опоре (ходьба , бег , прыжки, ползание, скольжение)
  • Свободное в воде - плавание
  • Свободного в воздухе - летание, планирование , парение
  • В субстрате (бурение)

По активности

Пассивное

В воде и воздухе движения может быть и пассивным:

  • перемещения на большие расстояния некоторые пауки выпускают паутинки и уносятся воздушными течениями.
  • парение, наблюдаемое у птиц, использующих воздушные течения
  • Некоторые водные животные имеют приспособления, обеспечивающие поддержание их тела во взвешенном состоянии (вакуоли в наружном слое протоплазмы радиолярий, воздушные пузыри в колониях сифонофор и т. п.).

Активное

  • В воде осуществляется:
    • с помощью специализированных гребных устройств (от волосков и жгутиков до видоизменённых конечностей водяных черепах, птиц, ластоногих)
    • изгибаниями всего тела (большинство рыб, хвостатых земноводных и др.)
    • реактивным способом - выталкиванием воды из полостей тела (медузы, головоногие моллюски и др.).
  • В воздухе - летание - свойственно большинству насекомых, птиц и некоторым млекопитающим (летучие мыши). Передвижение по воздуху т. н. летучих рыб, лягушек, млекопитающих (белки-летяги и др.) - не летание, а удлинённый планирующий прыжок, осуществляемый при помощи таких поддерживающих приспособлений, как удлинённые грудные плавники, межпальцевые перепонки ног, складки кожи и др.

Эволюция

В ходе эволюции типы движения животных усложнялись. Возникновение жёсткого скелета и поперечнополосатой мускулатуры было одним из важных этапов эволюции. В результате усложнилось строение нервной системы, появилось разнообразие движений, расширились жизненные возможности организмов.

Движения человека

Являются наиболее важным способом его взаимодействия с окружающей средой и активного воздействия на неё.

Отличаются большим разнообразием:

  • Движения, связанные с вегетативными функциями
  • локомоции
  • трудовые
  • бытовые
  • спортивные
  • связанные с речью и письмом.

«…все внешние проявления мозговой деятельности действительно могут быть сведены на мышечное движение» И. М. Сеченов

Изучение

Можно выделить два направления в изучении движения животных и человека:

  • выявление биомеханических характеристик опорно-двигательного аппарата, кинематическое и динамическое описание натуральных движений
  • нейрофизиологическое - выяснение закономерностей управления нервной системой движением

Мышцы, осуществляющие движение, рефлекторно управляются импульсами из центральной нервной системы.

Основные локомоторные движения, будучи унаследованными (безусловно рефлекторными), развиваются в ходе индивидуального развития и вследствие постоянных упражнений. Овладение новыми движениями - сложный процесс формирования новых условнорефлекторных связей и их упрочения. При многократных повторениях произвольные движения выполняются согласованнее, экономичнее и постепенно автоматизируются. Важнейшая роль в регуляции движения принадлежит сигналам, поступающим в нервную систему от расположенных в мышцах, сухожилиях и суставах проприорецепторов, сообщающих о направлении, величине и скорости совершающегося движения, активирующих рефлекторные дуги в разных частях нервной системы, взаимодействие которых и обеспечивает координацию движения.

Движения у растений

Пассивные (гигроскопические)

Связаны с изменением содержания воды в коллоидах, составляющих оболочку клетки.

Играют большую роль для цветковых растений при распространение семян и плодов.

  • У растущей в пустыне Аравии иерихонской розы в сухом воздухе веточки свёрнуты, а в сыром развёртываются, отрываются от субстрата и переносятся ветром
  • Плоды ковыля и журавельника благодаря гигроскопичности зарываются в землю
  • У жёлтой акации зрелый боб высыхает, две его створки спирально скручиваются, а семена с силой разбрасываются.

Активные

В основе активных движений - явления раздражимости и сократимости белков цитоплазмы растений, а также ростовые процессы. Воспринимая влияния окружающей среды, растения реагируют на них усилением интенсивности обмена, ускорением движения цитоплазмы, ростовыми и др. движениями. Воспринятое растением раздражение передаётся по цитоплазматическим тяжам - плазмодесмам, а затем уже происходит ответ растения как целого на раздражение. Слабое раздражение вызывает усиление, сильное - угнетение физиологических процессов в растении.

Медленные (ростовые)

К ним относятся:

  • тропизмы (раздражение действует в одном направлении и происходит односторонний рост, в результате чего возникает изгиб органа - геотропизм, фототропизм, хемотропизм и др.)
  • настии (ответ растения на действие раздражителей, не имеющих определённого направления - термонастии, фотонастии и т. д.)

Быстрые (сократительные)

Вызываются односторонним действием раздражителей (по направлению к раздражителю или от него): света (фототаксис), химических веществ (хемотаксис) и др.

Осуществляется:

  • (в большинстве случаев) с помощью жгутиков (жгутиковые водоросли, бактерии, зооспоры неподвижных водорослей, а также низших грибов, сперматозоиды водорослей, грибов, мхов, папоротников и некоторых голосеменных растений)
  • (реже) в результате одностороннего выделения слизи (зелёная водоросль Closterium), активных змееобразных изгибов (синезелёная водоросль Oscillatoria, серобактерия Beggiatoa), одностороннего движения протоплазмы (подвижные диатомовые водоросли) или образования протоплазменных выростов (миксомицеты)

Эволюция

Эволюция растений шла в направлении потери ими способности к локомоторному движению. В вегетативном состоянии подвижны лишь бактерии, некоторые водоросли и миксомицеты: у остальных водорослей и низших грибов Локомоторные движения присущи лишь зооспорам и сперматозоидам, у высших растений (мхи, плауны, хвощи, папоротники, саговники и гинкго) - только сперматозоидам.

См. также

Примечания

Литература

  • Тимирязев К. А., Избр. соч., т. 4, М., 1949, лекция 9
  • Курсанов Л. И., Комарницкий Н. А., Курс низших растений, 3 изд., М., 1945.
  • Дарвин Ч., Способность к движению у растений, Соч., т. 8, М. - Л., 1941
  • Зенкевич Л. А., Очерки по эволюции двигательного аппарата животных, «Журнал общей биологии», 1944, т. 5, № 3: Энгельгардт В. А., Химические основы двигательной функции клеток и тканей, «Вестник АН СССР», 1957, № 11, с. 58
  • Калмыков К. ф.. Исследования явлений раздражимости растений в русской науке второй половины 19 в., «Тр. института истории естествознания и техники АН СССР», 1960, т. 32, в, 7
  • Магнус Р., Установка тела, пер. с нем., М. - Л., 1962
  • Любимова М. Н., К характеристике двигательной системы растений Mimosa pudica, в кн.: Молекулярная биология. Проблемы и перспективы, М., 1964
  • Поглазов Б. Ф., Структура и функции сократительных белков, М., 1965
  • Бернштеин Н. А., Очерки по физиологии движений и физиологии активности, М., 1966
  • Суханов В. Б., Материалы по локомации позвоночных, «Бюллетень Московского общества испытателей природы», 1967, т. 72, в. 2
  • Александр Р., Биомеханика, пер. с англ., М., 1970.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Движение (биология)" в других словарях:

    Содержание 1 Физика 2 Философия 3 Биология … Википедия

    БИОЛОГИЯ - БИОЛОГИЯ. Содержание: I. История биологии.............. 424 Витализм и машинизм. Возникновение эмпирических наук в XVI XVIII вв. Возникновение и развитие эволюционной теории. Развитие физиологии в XIX в. Развитие клеточного учения. Итоги XIX века … Большая медицинская энциклопедия

    - (от греч. bios – жизнь и logos – учение) наука о жизни, основанная на данных психологии, ботаники, зоологии, антропологии. Формы жизни и их структура изучаются морфологией, которая как органология, анатомия и гистология ставит себе целью… … Философская энциклопедия

    - (от Био... и...Логия совокупность наук о живой природе. Предмет изучения Б. все проявления жизни: строение и функции живых существ и их природных сообществ, их распространение, происхождение и развитие, связи друг с другом и с неживой… …

    БИОЛОГИЯ - уч. предмет в школе; основы знаний о живой природе. Отражает совр. достижения наук, изучающих строение и жизнедеятельность биол. объектов всех уровней сложности (клетка, организм, популяция, биоценоз, биосфера). Шк. курс Б. включает разделы:… … Российская педагогическая энциклопедия

    ДВИЖЕНИЕ - общее понятие. объединяющее характеристики перемещений, совершаемых объектами, взаимодействий между ними, изменений, с ними происходящих, превращений одних объектов в другие. В обычном опыте человека Д. противопоставляется покою. Самое простое… … Современный философский словарь

    Портал «Биология» … Википедия

    Наука, ставящая своей задачей познание природы явлений жизнедеятельности путём изучения биологических объектов и систем на уровне, приближающемся к молекулярному, а в ряде случаев и достигающем этого предела. Конечной целью при этом… … Большая советская энциклопедия

    Изучает осн. свойства и проявления жизни на молекулярном уровне. Важнейшими направлениями в М. б. являются исследования структурно функциональной организации генетического аппарата клеток и механизма реализации наследственной информации… … Биологический энциклопедический словарь

    Философские категории, являющиеся мировоззренческими основаниями науки в рамках материалистнч. философских учений. С точки зрения материалистич. диалектики, материальное единство мира, представляющего собой движущуюся материю, служит философским… … Физическая энциклопедия

Для осуществления процессов жизнедеятельности растениям нужна вода и растворенные в ней минеральные (неорганические) вещества. Получить их растение может в основном из увлажненной почвы. За всасывание водного раствора у растений отвечают корни. Однако не столько корни нуждаются в воде, сколько листья и другие надземные органы растения (развивающиеся почки, побеги, цветки, плоды). Поэтому у высших растениях в процессе эволюции получила развитие проводящая система, обеспечивающая транспорт веществ. Наиболее сложное строение она имеет у покрытосеменных растений.

За передвижение воды и минеральных веществ как по стеблю, так и по листьям и в корнях, отвечают сосуды . Они представляют собой мертвые клетки. Движение воды и минеральных веществ вверх обеспечивается за счет корневого давления и испарения воды листьями.

У древесных растений сосуды находятся в древесине стеблей. В этом можно убедиться, если поставить ветку в подкрашенный водный раствор. Через некоторое время на поперечном спиле можно увидеть, что окрасится только древесина. Это значит, что только по ней передвигаются вода и растворенные в ней минеральные вещества.

Передвижение по стеблю органических веществ

В зеленых листьях растений происходит фотосинтез, в процессе которого синтезируются органические вещества. Из этих веществ в дальнейшем синтезируются другие органические вещества, используемые в различных процессах жизнедеятельности и для получения энергии.

В органических веществах нуждаются не только зеленые части растения, но и другие органы и ткани. Кроме того, часть органических веществ откладывается про запас. Поэтому в растениях осуществляется передвижение не только воды и минеральных веществ, но и транспорт органических веществ. Обычно он идет в противоположную сторону от тока водного раствора.

Органические вещества у покрытосеменных растений передвигаются по ситовидным трубкам . Это живые клетки, их поперечные перегородки, которыми они соприкасаются друг с другом, похожи на сито.

У древесных растений ситовидные трубки расположены в лубе, который является часть коры, расположенной ближе к камбию (с внутренней стороны от камбия находится древесина).

Если кора стебля растения повреждается достаточно глубоко, и это препятствует оттоку органических веществ, то на стволе образуются так называемые наплывы, или наросты. В них скапливаются органические вещества. За их счет на повреждении ствола образуется раневая пробка. Далее в этом месте могут начать развиваться корни и почки.

Органические вещества у растений часто накапливаются в различных органах и тканях (корнях, стеблях, сердцевине). Весной эти вещества используются для того, чтобы у растения появились листья и новые побеги. Для этого запасенные органические вещества должны раствориться в воде и переместиться туда, где они требуются. И получается, что в это время органические вещества двигаются не по ситовидным трубкам, а по сосудам с водой и минеральными веществами.

1 какие два процесса обеспечивают восходящий ток воды с растворенными в ней веществами по ксилеме?

2какое значение имеет то,что сосуды ксилемы представлены мертвыми клетками с толстыми стенками, способными поддерживать постоянную форму?
3 зачем растению нужен восходящий ток воды и минеральных солей? Когда этот процесс идет активнее ночью или днем?
4 зачем растению нужен нисходящий ток органических веществ?куда деваются эти вещества?
5 может ли осуществляться движение органических веществ по флоэме снизу вверх? Когда это может быть необходимо ратсению
6основная ткань растений называется паренхима.где можно встретить различные модификации этой ткани?
7 в чем арзличие в строении и функциях столбчатой и губчатой пренхимы?
8почему стебли двудольных растений могут растив. Толщину,а однодольных нет?
9когда мы ставим черенок смородины в воду,то на нем образуется корни.какие это корни? Из какой ткани они образуются?
10 почеу. Дерево легко расколотб топором вдоль ствола и сложно поперек

1. К реакциям пластического обмена в организме человека относят процесс

1) транспорта питательных веществ по пищеварительному каналу
2) выделения сальными железами кожного сала
3) синтеза белков в клетках печени
4) фильтрации плазмы крови в нефроне
2. Установите уровневую организацию строения слухового анализатора чело-
века, начиная с его периферического отдела − уха. В ответ запишите соот-
ветствующую последовательность цифр.
1) рецепторные волосковые клетки
2) улитка
3) внутреннее ухо
4) перепончатый лабиринт
5) кортиев орган
3. Вставьте в текст «Процессы, происходящие в толстом кишечнике человека»
пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого
цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем
получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую
ниже таблицу.
Процессы, происходящие в толстом кишечнике человека
В толстом кишечнике в кровь всасывается большое количество ________ (А).
Железы толстого кишечника вырабатывают много ________ (Б) и облегчают,
таким образом, продвижение и выведение непереваренных остатков пищи.
Бактерии толстого кишечника синтезируют некоторые ________ (В). Непере-
варенные остатки пищи попадают в ________ (Г) и удаляются из организма.
Перечень терминов
1) слизь
2) вода
3) глюкоза
4) фермент
5) витамин
6) прямая кишка
7) слепая кишка
8) поджелудочная железа
4. К реакциям энергетического обмена в организме человека относят процесс
1) синтеза белков в мышечных волокнах
2) переноса кровью питательных веществ по организму
3) окисления глюкозы в нейронах мозга
4) обратного всасывания первичной мочи в извитых канальцах почек
5. Почему врачи рекомендуют включать в рацион питания продукты, содержа-
щие йод?
1) йод влияет на изменение состава плазмы крови
2) йод нормализует деятельность щитовидной железы
3) йод предупреждает заболевание ангиной
4) йод способствует синтезу в организме витамина С
6. Во время тренировки спортсмена в первую очередь расходуются запасы
1) витаминов 2) белков 3) жиров 4) углеводов
7. Вред загара заключается в том, что
1) темнеет кожа
2) может возникнуть меланома
3) вырабатывается избыток витамина D
4) в расширяющиеся сосуды кожи оттекает большое количество крови
8. В каком отделе пищеварительного канала в основном происходит всасыва-
ние органических веществ пищи?
1) в ротовой полости 3) в толстом кишечнике
2) в желудке 4) в тонком кишечнике
9. Установите уровневую организацию строения зрительного анализатора чело-
века, начиная с его периферического отдела. В ответ запишите соответствую-
щую последовательность цифр.
1) глаз
2) сетчатка
3) глазное яблоко
4) колбочки
5) фоторецепторы