Дочь виктории токаревой личная жизнь. Писательница Виктория Токарева: биография, фото, личная жизнь

Дочка моей любимой писательницы Виктории Токаревой

когда-то была замужем за режиссером Валерием Тодоровским. У них двое общих детей, один из которых недавно сделал писательницу прабабкой, а своего отца - дедом. Токареву не смутило новое состояние с приставкой "пра". Она, как всегда и ко всему, отнеслась к этому с юмором.
Я застала в журналистике такие времена, когда интервью брали не по "рейтингу", а по душе, я легко связалась с Викторией Токаревой и так же легко была приглашена к ней на интервью.
Хорошо помню ее 9-этажный блочный дом в районе Мосфильмосвской, обычную трешку с простой мебелью (сейчас она живет в доме, который построила в поселке Красная Пахра), мужа - молчаливого, симпатичного мужчину, который открыл мне дверь и растворился в квартире. Викторию Самойловну, которая вышла ко мне, кутаясь в платок, и наш долгий-долгий разговор за чаем, которого мы выпили, кажется, несколько литров.
...Она мне не ответила только на один вопрос: я спрашивала, о чем писал ее маэстро Федерико Феллини?
Когда книги Токаревой перевели на итальянский язык, великий режиссер прочитал ее рассказы и захотел с ней познакомиться. По его приглашению она приехала в Рим, долго и часто общалась с маэстро. Они планировали вместе сделать фильм, обговаривали детали сценария, но режиссер был уже болен, планы не осуществились. Но после отъезда и до конца своих дней Феллини писал ей письма. Их содержание Виктория Самойловна хранит в секрете:"После смерти пусть напечатают, там все очень личное".
Пусть не скоро будет опубликована эта переписка.
Я желаю ей долголетия, здоровья и много -много книг, жанр которых она сама определила как "Мелодрама с юмором"
.

Сегодня у известной писательницы - юбилей. Виктория Самойловна считает, что дожила до хорошего возраста. «Долгая счастливая жизнь» - так назывался фильм, который снял Геннадий Шпаликов. Этими же словами можно сказать и о ее жизни

Изменить размер текста: A A

«Как у алкоголика тяга к водке, у меня - тяга к письму»

Природа дает женщине 20 лет на то, чтобы вырастить детей, и еще 20 лет - на то, чтобы вырастить внуков, - объясняет мне писательница. - Дальше живи как хочешь. Но за свой счет.

- То есть?

Господь за тебя не отвечает. То время, когда он за меня отвечал, мне кажется, я потратила не зря. Вырастила дочку, умную, скромную, красивую. И внуки у меня, как с выставки. Может быть, кому-то мои слова покажутся нескромными. Но я ими восхищаюсь, и они меня любят. Три месяца назад у меня появилась правнучка. Толстая и с юмором, значит, в меня. Не это ли счастье?

Плюс у меня вышло 20 томов книг. Когда я бываю на книжной ярмарке, ко мне подходят люди и говорят: вы нас спасли, выжили благодаря вашим книгам. Однажды Неля Кобзон мне сказала: «Когда с Иосифом Давыдовичем я была в госпитале в Германии , спасалась только вашими книгами». Я надеюсь, что они действительно кому-то помогли.

- Это, наверное, и есть главный подарок к этому дню рождения?

Не знаю… Торжественно к себе не отношусь. Всегда писала, потому что мне хотелось писать. Как у алкоголика есть тяга к водке, так и у меня тяга к письму. Кто-то называет это талантом. Для меня это потребность, разновидность наркомании. Во всяком случае я никогда себя не заставляла, не писала по заказу. Я сажусь за стол и испытываю счастье.

«Мне все равно, кто приносит деньги в семью, главное, чтобы они были»

- Прямо идеальная жизнь, которая течет как по маслу.

Моя жизнь не была совсем уж легкой. Но я всегда занималась тем, что мне интересно. Это большая удача. Однажды Георгий Данелия мне сказал: «Мы с тобой счастливые люди. Мы делали только то, что нам нравилось. Ты занималась тем, чем хотела, и добилась того, чего хотела благодаря характеру и таланту».

- Что бы вы мечтали получить на день рождения?

Хочу, чтобы пришли все, кого я люблю. Олег Митяев обещал позвать своего друга музыканта Леонида Марголина (композитор и мультиинструменталист. - Ред.), и тот придет с баяном. И будем, как в деревне на завалинке, петь шлягеры 70-х. Я обожаю, когда орут песни, как на деревенских свадьбах.

- Вы тоже будет петь?

А как же! Все-таки окончила музыкальное училище, 14 лет училась музыке. Еще как буду!

В вашей семье вы добытчик, успешный и высокооплачиваемый. Никогда не задевало, что зарабатываете больше, чем муж?

Никогда! Лично мне все равно, кто приносит деньги, главное, чтобы они были. Муж - очень близкий мне человек, без которого жизнь свою не представляю. Не важно, сколько он зарабатывает. Важно, чтобы во мне работала творческая батарейка, а муж не мешал этой батарейке подзаряжаться. Это его самое большое достоинство. Другой бы мог требовать, чтобы я каждый день подавала на стол первое, второе, третье и еще холодную закуску. А он этого не требует. Зачем мне тратить время на то, чтобы чистить картошку? Он это понимает.

В вашей новой книжке «Дома стоят дольше, чем люди» вы пишете о дачно-строительном кооперативе «Советский писатель», где живете. Когда-то в этом ДСК землю писателям дал Сталин, каждому - по полгектара. Подкармливал интеллигенцию. В поселке жили: Александр Твардовский, Константин Симонов, Юрий Нагибин, Юрий Трифонов, поэт Павел Антокольский, режиссеры Эльдар Рязанов, Михаил Ромм, актер Зиновий Гердт, певица Людмила Зыкина... А сегодня?

Из писателей в нашем поселке практически никого не осталось, если не считать Генриха Боровика , который ходит по аллее с двумя палками. И меня, которая ходит с одной палкой, а также Владимира Войновича , который редко выходит из дома.

Но сегодня каждый, кому не лень, может объявить себя писателем. Почему бы и нет? Всеобщая грамотность с 37-го года. Есть литераторы очень знаменитые, они во всех телепередачах. Их книжки печатаются большими тиражами, они хорошо зарабатывают, строят на заработанные деньги прекрасные дома. Состоятельные люди. Но это не значит, что они хорошие писатели.

Любопытно, что вы не прячете своих героев под вымышленными именами. Пишете, например, о том, как Иван Пырьев предложил Эльдару Рязанову снять «Карнавальную ночь», после чего молодой режиссер проснулся знаменитым…

Но для того чтобы Пырьев предложил, надо быть Рязановым . Он же не помогал всем подряд. Просто Пырьев дал Рязанову «золотой пинок».

- Не боитесь своих героев обидеть?

Я доброжелательно пишу. А те, кто меня хорошо знает, например, как Владимир Войнович, заранее на меня не обижаются…


НОВАЯ КНИГА

«КП» печатает фрагмент из книги «Дома стоят дольше, чем люди», которая только что вышла в издательстве «Азбука-Аттикус».


Семен

Семен - бомж. Он прибился к нашему поселку и живет здесь из года в год. Его приютила семья Мусатовых . Мусатов - детский писатель, давно покинувший этот мир. Сейчас здесь живет его сын. У него дом, гараж, а над гаражом скромное жилье, в котором ютится Семен. Семен - из Молдавии . Приехал на заработки, но у него не очень получается. Ничего не умеет и вдобавок пьет. Его любят. Семен - добрый и простодушный, как дворовая собака. Не специалист. Руки растут не из того места. Но он и не обольщается на свой счет. Согласен на любую работу, берет смешные деньги. А может и даром, за стакан. При этом довольно красивый. Если его отмыть с хлором, причесать, приодеть - вполне можно снимать в кино в роли белого офицера. Если, конечно, он будет молчать. Семен равнодушен к деньгам, в отличие от других гастарбайтеров. Гастарбайтеры приезжают на заработки, деньги застят им глаза. Семен - другой. Деньги как таковые его не интересуют. Он свободен от обязательств. У него нет семьи. Он никому ничего не должен. Он - никому. И ему - никто. Полная свобода. Как в космосе. Его ничто не держит. У него нет детей, нет амбиций и нет никаких планов на будущее. И даже на один день. Живет как птица. Утром встал и запел. Можно позавидовать. Каждый человек должен выполнять свой долг, и этот долг движет его по жизни и держит на поверхности. И делает рабом. А на Семена никто не рассчитывает, и он ни перед кем не виноват. Хорошо. Рассказывает, что был женат на женщине с высшим образованием. Работал шофером. Сбил человека насмерть. Сел. Тюрьма его сломала. Тюрьма ломает слабых. дома стоят дольше, чем люди Я не знаю, где он врет, где нет. Семен говорит, что больше не хочет жену с образованием. Очень высокомерная. Лучше попроще. Внутренний мир человека отражается на лице. Семен - симпатичный. Когда он появляется в моем доме, я всегда даю ему тарелку супа. Мне кажется, он питается всухомятку. Жидкое - только водка. Семен охотно садится за стол. Первое время я делила с ним трапезу, составляла компанию. Но компания с Семеном - мучение. Его словарный запас - пять слов. Он их переставляет в разных комбинациях. Общаясь с Семеном, я должна под него подстраиваться, как дикарь. Это скучно и утомительно. Моя маленькая внучка рада его приходу. Она говорит: - Семен, спасибо, что ты к нам пришел. Семена это трогает. Хоть кто-то рад. Работа у него не задается. Его нанимают и выгоняют. Он ничего не умеет и тянет время. Я наняла Семена корчевать корни на своем участке. Работа тяжелая, а сил у него маловато. Он взял у соседа ручную пилу - «болгарку», и сломал. Она у него перегорела. Сосед расстроился, а Семену хоть бы что. Подумаешь, пила… В конце рабочего дня я выдавала ему помимо денег стакан водки, который закрашивала рижским бальзамом. Получался благородный коньячный цвет, и вкус не такой вульгарный, как просто водка. Для Семена наступал час истины. Он выпрямлялся и медленно, торжественно, маленькими глотками посылал в свое нутро божественную влагу. После чего оживал, начинал любить всех и вся. Мир вокруг сверкал яркими красками. Он звал меня «Токаревна», используя фамилию как отчество. Я отзывалась. Какая мне разница? Семену сорок шесть лет. Расцвет. Он закрутил роман с Тамаркой, которая торговала на базаре курами. Тамарка - ровесница Семена, тоже ал- кашка, у них общие интересы. Семен был увлечен. Тамарка действительно была яркая. Единственный недостаток - тяга к деньгам. Она вытаскивала из Семена весь его заработок. Это возмущало мою домработницу. Моя домработница Ирина, в прошлом учительница, воспитывала Семена, как отстающего ученика, и требовала, чтобы Семен копил деньги себе на жилье. Он жил в гараже Мусатовых из милости. Его в любую минуту могли выгнать на улицу. Его первая задача - жилье. У птицы есть гнездо. У зверя есть нора. А у человека должна быть комната. Хотя бы одна комната, где стоит его кровать. Моя домработница требовала от Семена: взять себя в руки, накопить нужную сумму и купить комнату хотя бы в деревянном доме у старушки-пенсионерки. Однако Тамарка взяла над Семеном большую власть и царила до тех пор, пока они однажды не подрались. Тамарка подбила ему глаз и выгнала. Семен грустил. Но не долго. В соседней деревне он нашел себе Людмилу, о чем сообщил мне по секрету. И попросил никому не говорить, как будто это кому-то интересно. Я буду докладывать Эльдару Рязанову о том, что у Семена новая любовница…

Красивая? - спросила я для поддержания беседы.

Тамарка лучше?

Ащ… Много лучше. Людка страшная. И замужняя.

А зачем тебе страшная?

Неудобно говорить, но така потенция, така потенция…

Я не стала продолжать разговор. Я вообще на эти темы не разговариваю, тем более с Семеном.

Биография Виктории Токаревой необычайно интересная, содержит много незаурядных фактов. Писательница имела непростой характер. Он отображался в героях многих ее произведений. Женщина пережила достаточно испытаний, но смогла выстоять и посвятила себя творчеству.

Где и когда родилась

Биография Виктории Токаревой началась в непростое для страны время. Девочка родилась в 1937 году в Ленинграде. Семья пережила очень трудные годы оккупации. Писательница до сих пор помнит те голодные годы, а в ее семье бережно относятся к еде.

С детства девочка была приучена ценить даже крошки хлеба. Она отчетливо помнит, как мать отдавала последние кусочки своим детям, а сама оставалась голодной по несколько дней.

Родители писательницы

Наша героиня родилась в интернациональной семье. Отец был евреем, его звали Самуил Зильберштейн. Мама была украинкой, звали ее Наталья. Она жила в Донецкой области. Самуила туда послали на практику. Там пара и познакомилась. Биография Виктории Токаревой связана с военными годами. Отец ее был коренным ленинградцем и работал инженером. Семья Зильбертштейн жила скромно, но счастливо. У пары родилось две дочери.

Мир был нарушен началом ВОВ. Отца призвали в армию. После войны он вернулся домой, но прожил всего несколько месяцев. Отец попал в госпиталь с сильными болями в животе, ему диагностировали рак пищевода. Вскоре в 1945 году Самуил Зильберштейн скончался.

Мать девочек очень любила мужа. Больше она замуж не вышла. Она затрачивала все свои силы на Продолжительное время ей помогал старший брат мужа - Евгений.

Образ матери

В одной из книг отобразилась биография Виктории Токаревой. Писательница показывает безграничную любовь к детям героини. Этот образ она взяла из жизни, он соответствовал ее маме.

Токарева показывает в книге "Террор любви", что иногда чрезмерная опека над ребенком приносит только вред. Родители должны уделять время себе и не уходить "с головой" в воспитание детей.

Мама писательницы работала на швейной фабрике вышивальщицей. Она часто брала дополнительные заказы на дом, чтобы прокормить семью. Мать контролировала каждый шаг дочерей, поэтому сестры искали любую возможность, чтобы вырваться из дома.

Учеба писательницы

Девочка с подросткового возраста мечтала свою жизнь связать с медициной. После окончания школы она подала в университет документы, но ей было отказано. Тогда в биографии Токаревой Виктории Самойловны появился крутой вираж - она пошла поступать в музыкальное училище на факультет фортепиано.

Учеба девушке давалась легко, поэтому она продолжила получать образование в консерватории. Виктория уже смирилась с мыслью, что судьба ее связана с музыкой, и врачом ей не стать.

Переезд в Москву

Личная жизнь в биографии Виктории Токаревой имеет несколько бурный характер. Она живет в официальном браке с одним мужчиной, но изменяет ему.

Героиня нашего рассказа встретила своего избранника в Ленинграде. Их бракосочетание состоялось довольно скоро. Затяжного периода встреч у них не было. После свадьбы пара переехала в Москву. Виктор всегда оберегал ее и поддерживал в карьере.

Муж Токаревой был инженером. Молодожены переехали по его инициативе. В столице писательница устроилась работать в музыкальную школу. Ей эта профессия удовольствия не приносила, о чем было изложено в краткой биографии Виктории Токаревой в прессе.

В один из творческих вечеров она познакомилась с детским автором Сергеем Михалковым. Эта встреча стала судьбоносной в биографии писательницы Виктории Токаревой. Известный автор смог поспособствовать поступлению девушки во ВГИК на сценарное отделение.

Карьерный рост

В 1964 году был издан первый рассказ писательницы "День без вранья". Затем последовало 5 лет учебы на сценариста. После получения диплома вышел первый сборник "О том, чего не было".

В 1971 году Виктория становится членом союза писателей СССР. такой стремительный карьерный рост предал девушке сил, и она активнее начала издавать свои произведения. К 1990 году Виктория вошла в десятку самых известных писателей страны.

Токарева была награждена орденом "Знак почета" в 1987 году, а в 1997-м стала лауреатом премии Москва-Пенне. На Каннском фестивале сценаристка получила награду за вклад в кинематограф. Это событие произошло в 2000 году.

О чем пишет

Виктория Токарева в основном в своих произведениях ориентируется на женскую психологию. За границей эту писательницу относят к феминисткам, чем еще больше вызывают интерес к ее книгам.

Образ городской женщины появляется практически во всех произведениях. В книгах Токаревой прослеживается борьба за счастье дам и их реалии. Девушки в произведениях любят мечтать о лучшей жизни и часто ради нее идут на необдуманные поступки.

Многие героини имеют слабость не хранить верность своим мужьям. Скорее всего, эти образы списаны с биографии и личной жизни Виктории Токаревой. Муж - не единственный мужчина, который был в числе ее избранников.

Произведения писательницы переведены на разные языки:

  • Китайский.
  • Датский.
  • Французский.
  • Немецкий.

Жители этих государств с удовольствием перечитывают книги известной российской сценаристки.

Биография Виктории Токаревой: личная жизнь, национальность

Писательница имела по отцу еврейские корни. Из-за этого ее семья переживала разные трудности, особенно в военные годы. Во время эвакуации из Ленинграда их отправили в Свердловск. Там семье было непросто, потому что с еврейской фамилией жить становилось опасно. Мало кто хотел помочь семье, большинство окружающих боялись последствий для себя.

Затем Виктории не раз приходилось испытывать жизненные трудности из-за своей национальности. Ее заявление отклонили при поступлении в медицинское учебное заведение. И, возможно, одной из причин были еврейские корни.

Личная жизнь у писательницы сложилась непросто. Она вышла замуж еще в Ленинграде за Виктора Токарева. Он всегда держался в тени. О нем очень мало информации.

Из немногих фактов можно понять, что Виктор очень любит жену, потому что неоднократно прощал ей случаи измены. Окружающие утверждают, что муж Виктории имеет очень спокойный характер и отличается необыкновенной добротой. В браке у пары родилась одна дочь Наталья.

Биография Виктории Токаревой: личная жизнь дочери

Наша героиня родила в 27 лет, хотя замуж вышла рано. Она очень гордится своей единственной дочерью. Наталья пошла по стопам матери, закончила ВГИК (отделение сценаристов).

Дочь Виктории не любит публичности, информация о ней появляется в прессе чрезвычайно редко. Самой известной работой Натальи является написанный сценарий к сериалу "Каменская". Этот фильм принес ей успех.

Дочь Токаревой начала встречаться со своим будущим мужем в 16 лет, но серьезные отношения с Валерием Тодаровским завязались только в студенческие времена. Выйдя замуж, Наталья родила сына Петра, а через 10 лет дочь Екатерину.

Брак продлился 20 лет. Известный продюсер и сценарист всегда в своем кругу отличался как примерный семьянин. Для всех было новостью, что он уходит жить к По словам Виктории Токаревой, именно ее дочь после такого признания от мужа подала на развод.

Сейчас Наталья живет в гражданском браке с достойным мужчиной. Они посвящают себя работе и воспитанию внуков. У старшего сына Натальи Тодаровской (Токаревой) родилось двое детей - Сергей и Анна.

Книги

Произведения этой писательницы имеются в домашних библиотеках многих жителей постсоветского пространства. Ее книги читаются быстро и легко. Одним из первых сборников стал "Террор любовью". В нем собраны произведения, в которых описывается непростая судьба послевоенных вдов и их дочерей, пытающихся не совершать ошибок матерей. Писательница посвятила эту книгу своей многострадальной маме, которая так и не смогла забыть отца.

"Короткие гудки" - это описание разных поломанных жизнью судеб. Люди пытаются, несмотря на предательство и измены, простить друг друга и обрести счастье. Понимание ценности любви и преданности к ним проходит через ряд трудностей, которые они должны преодолеть.

Чаще всего в сюжетах всех произведений писательницы прослеживается городская жизнь героев. Поэтому практически все книги Токаревой относят к особенному типу прозы. Читатели привыкли их называть "городскими".

Такая страсть к крупным городам довольно просто объяснима. Вся биография и личная жизнь Виктории Токаревой, фото которой приведены в нашей статье, связана с двумя большими мегаполисами - Санкт-Петербургом и Москвой. Женщина любит оба города и не представляет свою жизнь за их пределами.

Виктория Токарева признается, что является плохой хозяйкой в доме. Она считает, что от нее будет больше пользы, если напишет несколько новых страниц произведения, чем сварит обед. Хотя кулинарные навыки у нее есть. Писательница иногда балует внуков вкусными блюдами собственного приготовления.

Виктория утверждает, что никогда не вмешивается в личную жизнь своей дочери и внуков. Она находится в хороших отношениях как с бывшим зятем, так и теперешним. По словам сценаристки, она может помочь семье дочери только финансово и поддержать морально, но вмешиваться в отношения никогда не будет.

Виктория Токарева не использует в написании своих книг никакую технику (например, компьютер). Она считает, что обычная бумага и ручка вносят в ее произведения особую чувственность и реальность.

Писательница признается, что на протяжении 50 лет брака она несколько раз изменяла мужу. Виктория утверждает, что ей всегда не хватало в жизни ярких красок, и она их искала на стороне. Ее муж всегда был в курсе похождений Виктории, но прощал жену и делал вид, что ничего не замечает.

Писательница никогда не собиралась разводиться с Виктором. Она четко понимала, что Наталье нужен родной отец, а не отчим. Виктория отчетливо помнила свое детство без папы и не хотела такой судьбы для дочери.

Токарева утверждает, что об изменах мужа она не знает и, скорее всего, их не было. Но даже если такие факты имели место, то она благодарна ему за то, что он смог их утаить от нее.

Сейчас писательнице 80 лет. Она продолжает писать и издавать новые книги. По ее произведениям снят не один фильм. Эти книги до сих пор пользуются большой популярностью. Виктория Токарева признается, что с каждым разом у нее получаются новые рассказы с большей глубиной мысли и с элементами анализа разных поступков героев. Скорее всего, это связано с большим жизненным опытом писательницы и с ее возрастом.

Несмотря на это, в книгах присутствует большая доля юмора. Виктория Самойловна признается, что на протяжении всей жизни только он помогал ей выйти из трудных ситуаций. Благодаря чувству юмора семейный союз с Виктором сохранился, и они оба очень рады этому факту.

Валерий Петрович Тодоровский. Родился 8 мая 1962 года в Одессе. Советский и российский режиссёр, сценарист, продюсер, актер. Сын кинорежиссёра Петра Тодоровского.

На Одесской киностудии часто устраивались кинопоказы для детей, Валерий особенно любил фильмы с . "Я не просто смотрел кино, я растворялся в нем", - рассказывал он.

Когда ему исполнилось 10 лет, семья переехала в Москву, где он и вырос.

Будучи школьником, дебютировал в кино - сыграл роль Володи Шевелева (сын главной героини) в мелодраме Юлия Райзмана «Странная женщина».

Валерий Тодоровский в фильме "Странная женщина"

Стать режиссером было его мечтой с самого детства. Дважды он поступал на режиссерский факультет ВГИКа, но неудачно. Однако от своего не отступал. И в конце концов таки стал студентом, правда, сценарного факультета.

В 1984 году окончил ВГИК, сценарный факультет, мастерская К.К. Парамоновой и И.К. Кузнецова.

В период 1986-1990 годов выступил сценаристом картин «Двойник», «Человек свиты», «Бич божий», «Морской Волк», «Гамбринус».

В 1990-м снял свой дебютный фильм как режиссер - ленту «Катафалк» по мотивам рассказа Фланнери О"Коннор «Береги чужую жизнь - спасёшь свою». По сюжету на берегу Черного моря в уединенном старом доме, где живут вдова партийного функционера, ожидающая собственную кончину, и слегка не от мира сего ее 18-летняя дочь, появляется молодой человек. Его визит - это сделка с матерью, желающей выдать дочь замуж.

Режиссер вспоминал, что свой первый фильм «Катафалк» снимал "невыносимо, мучительно тяжело". "И только спустя время потихоньку стал понимать, что все сомнения, муки, может быть, и есть смысл моей работы. Хотя по сути это чудовищное испытание: как будто сам, добровольно, идешь на казнь. Но какое упоение наступает, когда потом все складывается. Вообще я убежден: кино дает шанс пообщаться с собственным бессознательным. Разобраться в себе и что-то дать почувствовать другим. Выплеснуть ощущение от жизни и от себя в этой жизни. И в этом - великое счастье моей профессии", - говорил он.

Дебютная работа Валерия Тодоровского была отмечена спецпризом прессы и призом кинофестиваля «Дебют-90» в Москве, а также Гран-при Международного кинофестиваля в Мангейме.

В 1994 году успешной стала драма «Подмосковные вечера» с , и в главных ролях. Лента представляет собой современную интерпретацию повести Лескова «Леди Макбет Мценского уезда». Премьера фильма состоялась на Каннском фестивале. Во французском прокате картина шла под названием «Katia Izmailova». За эту работу он получил Премию «Зеленое яблоко» за лучший фильм года в Москве, а также Приз кинопрессы «Фильм, определяющий киностиль года» в Москве.

С марта 2000 года занимал должность заместителя генерального директора РТР (позже - телеканала «Россия») по кинопроизводству, с 2003 года - советника генерального директора по кинотелепроектам. В данном качестве работал руководителем Отдела кинопроизводства канала, курировал создание телесериалов, в частности, произведённых его фирмой «Рекун-ТВ». С октября 2001 по май 2002 года также был ведущим ток-шоу «Панорама кино» на РТР. Покинул телеканал в конце 2007 года. Продюсировал на телеканале «Россия» сериалы «Бригада», «Идиот», «Мастер и Маргарита» и многие другие.

В 2008 году режиссер представил фильм «Стиляги» , ставший событием в российском кино. Фильм посвящен жизни одноимённой молодёжной субкультуры в 1950-е годы. Главные роли исполнили , и .

В 2013-м Валерий Тодоровский снял сериал «Оттепель» . Герои сериала - советские кинематографисты, жившие в 1960-х годах, когда начинал работу его отец, Пётр Тодоровский. «Этот фильм, конечно, посвящён моему папе и его друзьям, многие из которых уже ушли, их не так много осталось. А это были фантастические люди, и они прожили фантастически яркую жизнь», - говорил Валерий. Телесериал «Оттепель» получил специальный приз Совета Российской академии кинематографических искусств «Ника» «За творческие достижения в искусстве телевизионного кинематографа» за 2013 год. В 2015 году картина была удостоена премии Правительства Российской Федерации.

Валерий Тодоровский на съемках сериала "Оттепель"

В 2017-м режиссер представил фильм «Большой» , в основе сюжета которого - история восхождения молодой провинциальной девушки на сцену Большого театра. «Все, что связано с балетом, главная тема - это тема судьбы: вот сложится - не сложится, произойдет - не произойдет. Это мир, в котором один год проживается как 5 лет, потому что у людей мало времени: в 35 лет уже пенсия, и чувства страсти, разочарования, счастье умноженное на сто», - говорил режиссер.

В 2005 году вместе с Леонидом Лебедевым и Вадимом Горяниновым основал кинокомпанию «Красная стрела».

В 2012 году был доверенным лицом кандидата в Президенты РФ .

Валерий Тодоровский в программе "Большие родители"

Рост Валерия Тодоровского: 180 сантиметров.

Личная жизнь Валерия Тодоровского:

Дважды был женат.

Первая жена - Наталья Токарева (1965 г.р.), дочь писательницы и сценариста Виктории Токаревой.

В браке в 1986 году родился сын Пётр Тодоровский, журналист, режиссёр. У него есть сын Сергей (2007 г.р.) и дочь Анна (2008 г.р.).

В 1995 году у пары родилась дочь Екатерина Тодоровская, окончила факультет иностранных языков МГУ.

Валерий Тодоровский, Алика Смехова и Наталья Токарева

Сценарии Валерия Тодоровского:

1986 - Двойник (Dubultnieks)
1987 - Человек свиты (Svītas cilvēks)
1988 - Бич божий
1990 - Морской Волк
1990 - Гамбринус
1991 - Циники
1991 - Отдушина
1991 - Любовь
1992 - Над тёмной водой
1998 - Страна глухих
2006 - Последний забой
2007 - Тиски
2013 - Оттепель
2013 - Географ глобус пропил
2014 - Охотники за головами

Продюсерские работы Валерия Тодоровского:

1991 - Любовь
1991 - Кикс
1997 - Змеиный источник
1999-2000 - Каменская-1
1999 - Поклонник
2001 - Семейные тайны
2002 - Тайга. Курс выживания
2002 - Леди на день
2002 - Каменская-2
2002 - Закон
2002 - Дневник убийцы
2002 - Бригада
2003 - Три цвета любви
2003 - Темная лошадка
2003 - Тартарен из Тараскона
2003 - Прощальное эхо
2003 - Небо и земля
2003 - Лучший город Земли
2003 - Линии судьбы
2003 - Каменская-3
2003 - Идиот
2003 - Вокзал
2004 - Человек-амфибия. Морской дьявол
2004 - Сёстры
2004 - Охотники за иконами
2004 - Мужчины не плачут
2004 - Курсанты
2004 - Красная капелла (Sarkanā Kapela)
2004 - Команда
2004 - Женщины в игре без правил
2005 - Частный детектив
2005 - Счастливый
2005 - Призвание
2005 - Мужчины не плачут-2
2005 - Мастер и Маргарита
2005 - Каменская-4
2005 - Граф Монте-Негро
2005 - Бухта Филиппа
2006 - Поцелуй бабочки
2006 - Последний забой
2006 - Охота на пиранью
2006 - Обратный отсчет
2006 - Девять дней до весны
2006 - Вакцина
2006 - 7 кабинок
2007 - Шутка
2007 - Тиски
2007 - Стикс
2007 - Свадьба
2007 - Реальный папа
2007 - Комната с видом на огни
2007 - Качели
2007 - Ваша честь
2008 - Сумасшедшая любовь
2008 - Стиляги
2008 - С.С.Д.
2008 - Побочный эффект
2008 - Отцы и дети
2008 - Любовь как мотив
2008 - Каменская-5
2008 - Жизнь взаймы
2008 - Дорога, ведущая к счастью
2009 - Суд
2009 - Пикап: Съём без правил
2009 - Кислород (Kislorod)
2009 - Кандагар
2009 - Детективное агентство "Иван да Марья"
2010 - Детям до 16...
2011 - Расплата за любовь
2012 - Поддубный
2012 - Любви целительная сила
2013 - Оттепель
2013 - Ладога
2013 - Географ глобус пропил
2014 - Весёлые ребята;)
2014 - Бесы
2016 - Большой
2017 - Частица Вселенной
2017 - Оптимисты
2017 - Ваш репетитор
2018 - Садовое кольцо

Призы и награды Валерия Тодоровского:

1990 - Спецприз прессы и приз кинофестиваля «Дебют-90» в Москве - за фильм «Катафалк»;
. 1991 - Гран-при Международного кинофестиваля в Мангейме - за фильм «Катафалк»;
. 1992 - Приз за лучшую работу режиссёра с актёрами на кинофестивале «Созвездие» в Смоленске - за фильм «Любовь»;
. 1994 - Премия «Зеленое яблоко» за лучший фильм года в Москве - за фильм «Подмосковные вечера»;
. 1994 - Приз кинопрессы «Фильм, определяющий киностиль года» в Москве - за фильм «Подмосковные вечера»;
. 1998 - Гран-при VI кинофестиваля «Виват, кино России!» в Санкт-Петербурге - за фильм «Страна глухих»;
. 1998 - Главный приз IV кинофорума «Серебряный гвоздь» в Сочи - за фильм «Страна глухих»;
. 1998 - Национальная премия кинокритики и кинопрессы «Золотой Овен»: Лучший фильм года - за фильм «Страна глухих»;
. 2002 - Гран-При XIII Открытого Российского кинофестиваля «Кинотавр» - за фильм «Любовник»;
. 2004 - Гран-При XV Открытого Российского кинофестиваля «Кинотавр» - за фильм «Мой сводный брат Франкенштейн»;
. 2004 - Приз гильдии киноведов и кинокритиков кинофестиваля «Кинотавр» - за фильм «Мой сводный брат Франкенштейн»;
. 2004 - Приз за лучший фильм российской программы XXVI Московского Международного кинофестиваля в Москве - за фильм «Мой сводный брат Франкенштейн»;
. 2004 - Приз Жюри Международной кинокритики ФИПРЕССИ на Международном кинофестивале в Карловых Варах - за фильм «Мой сводный брат Франкенштейн»;
. 2004 - «Золотой орёл» - премия в категории «Лучшая режиссёрская работа» и номинация на премию за лучший игровой фильм - за фильм «Мой сводный брат Франкенштейн»;
. 2009 - «Золотой орёл» - премия в категории за лучший игровой фильм - за фильм «Стиляги»;
. 2009 - Премия «Ника » за лучший игровой фильм - за фильм «Стиляги»;
. 2013 - Специальный приз Совета Российской академии кинематографических искусств «Ника» «За творческие достижения в искусстве телевизионного кинематографа» за 2013 год - за сериал «Оттепель»;
. 2015 - Премия «Золотой орёл» за лучший телевизионный сериал - за сериал «Оттепель»;
. 2015 - Премия Правительства Российской Федерации в области культуры за 2015 год - за создание телевизионного сериала «Оттепель»



Я не могла оттаскивать дочь от родного отца и тащить к другому - чужому дядьке, которому она совершенно не нужна

Правила ее жизни гениально просты: делать только то, что нравится. При этом она в отличие от любимой жены саудовского шейха, дочери нефтяного магната или подруги сердца банкира за все свои «хочу» платит сама. Для этого надо всего ничего: в 26 лет сочинить рассказ «День без вранья», написать сценарии картин «Джентльмены удачи» (совместно с Георгием Данелия), «Мимино», «Шла собака по роялю» и других.

- Виктория Самойловна, а у вас получается жить без вранья?

Получается после пятидесяти. Раньше мои главные приоритеты были любовь и творческий успех. А к этому возрасту уже покончено и с тем, и с другим. Успех добыт, любовь вычерпана. Все в порядке.

- А когда вы влюблялись в последний раз?

В 57 лет. И это было ужасно. Во-первых, пятьдесят семь - это уже много, а во-вторых, того человека можно обозначить тремя буквами - чмо.

Вы как-то сказали про Сергея Довлатова: «Он бы меня соблазнил и бросил на другой день, и я бы его возненавидела». Безответная любовь - это не про вас?

Если я вижу, что ответной любви быть не может, я просто не иду на эти отношения. А с Довлатовым мы даже не были знакомы, но все произошло бы именно так. Он был очень востребован, очень красив и имел большой выбор.

- Но почему потом обязательно ненавидеть? Разве нельзя быть благодарным за какие-то прекрасные мгновения?

Нет, нельзя. Благодарность строится на чем-то основательном, фундаментальном.

Вы сохранили копию любовного письма, которое написали Георгию Данелия на пике чувств. Как это возможно - думать о втором экземпляре, когда эмоции преобладают над разумом?

- (Смеется.) Это чисто профессиональное. Я знала, что такой пик чувств я вряд ли еще испытаю. Однажды я сломала ногу. Был поздний вечер, почти ночь, а в нашем дачном поселке все живут за высокими заборами. Лежала я на снегу и думала о том, что я чувствую, потому что знала: это может мне пригодиться. Не было ни отчаяния, ни паники, даже боль не ощущалась.

- Почему среди тех, кого вы называете архитекторами вашей жизни, нет ни одного женского имени?

Если и была какая-то женщина, то только моя мама, которая создала мне такие невыносимые условия, что я должна была бежать от нее куда-то подальше. Она меня тиранила и при этом очень любила.

- У вас не было в детстве мысли: вот я умру, и тогда все поймут, но будет уже поздно?

Было, конечно. Это заложено в детской психологии.

- Вы унаследовали что-то от мамы, кроме внешнего сходства?

Характер, наверное. Я тяжелая. Мне очень часто дочка говорит: «Привет от Натальи Степановны!» О родителях я написала хорошую книгу «Муля, кого ты привез?»

- Именно этими словами мать вашего папы встретила его юную избранницу, вывезенную из-под Донецка.

Мне недавно сестра привезла фотокарточку, где вся семья моего отца в сборе, и среди них моя мать. Это, я вам скажу, такая белая ворона! Такая деревня! Я не могла понять, где были его глаза. Но, видимо, их брак нужен был для того, чтобы родилась я. Значит, он не был случайным, это провидение Господне.

Как вы думаете: если бы ваш отец не умер так рано, в 36 лет, он бы сохранил семью или все-таки нашел бы другую женщину - по образу и подобию?

Думаю, что родители жили бы вместе. Существует такое понятие, как чувство семьи. У одних оно есть, а у других отсутствует. Это прежде всего чувство ответственности. Мой отец никогда не ушел бы от матери, имея двух дочерей, а мать никогда бы не бросила отца по той же причине.

Вы никогда не рассказываете о своем муже. Известно только, что он инженер с синими глазами. Это была любовь с первого взгляда и скоропалительный брак, оказавшийся прочным.

Есть женщины, которые любят мужчину больше, чем ребенка. А есть женщины, которые детей любят больше всех на свете, и мужчина занимает уже следующее место. Я из этих вторых. Я не могла бы строить счастье на слезах своей дочки. У нее с отцом была и есть такая страстная, бесконечная любовь, что раздирать их, растаскивать значило бы просто уродовать ребенка. Я не могла оттаскивать дочь от родного отца и тащить к другому - чужому дядьке, которому она совершенно не нужна. И в этом причина моего долгого и непрекращающегося брака. А когда я вижу семьи, где у мужа одни дети, у жены - другие, это как будто искусственное. Потому что любовь-страсть между мужчиной и женщиной проходит, а остается только разное прошлое.

- Но у вашей дочери брак с Валерием Тодоровским не сложился…

Валерий Петрович Тодоровский очень хорошо себя повел в этой ситуации. Он без памяти любит своих детей и очень их поддерживает.

То самое чувство семьи - якорь, который вас всегда удерживал, но были, наверное, мгновения, когда вы готовы были сорваться?

Не только мгновения…

У вас есть счастливое ощущение, когда можно сказать: «Я выиграла свою жизнь». А что могло стать проигрышем? Если бы вы остались учительницей пения?

Да. Это было бы ужасно.

- Вы общаетесь с Георгием Данелия?

Сейчас мы общаемся очень много. Разговариваем по телефону два-три раза в неделю, и все, что он говорит, мне безумно интересно. Несмотря на возраст и болезни, его мозги работают, как раньше, и юмора - море. Внутренний мир не тронут, и индивидуальность не полиняла.

- В вашей жизни это тоже была одна из самых ярких страниц.

Самая яркая! Дело в том, что он очень интересный человек. Господь Бог создал природу, животный мир, но он не может выразить себя через шум дождя, через лай, мяуканье или кваканье, он может выразить себя только через человека. Но не через каждого, а через очень редкие экземпляры, которые он выбирает. Данелия - один из них.

Когда начался ваш роман, вам было 28, Данелия - 36, а его гражданской жене, актрисе Любови Соколовой - 46. Она, как луна перед рассветом, на вашем фоне исчезла с его небосклона.

Она никогда и не была в зените. Просто она родила ему замечательного сына, который составил счастье всей семьи. Я помню Колю, это был очень красивый и талантливый мальчик. Данелия его любил и любит до сих пор, несмотря на то, что Коля ушел рано, в 25 лет. Когда я сейчас вижу по телевизору молодые фотографии Георгия Данелия, я замечаю, как похож был на него Коля.

- Его мама, Мери Анджапаридзе, ваш роман не приветствовала.

Мама вначале была в меня влюблена. Это потом она не приветствовала, когда стало все опасно. И я ее сейчас очень хорошо понимаю. Она хотела, чтобы у Коли была полная семья. Это нормально.

- А вы тогда не испытывали угрызений совести?

Моменты были, конечно, но любовь - как поезд, который все сметает на своем пути. И моральные запреты уже не работают.

Виктория Самойловна, меня завораживает ваша открытость. Такими бывают только самодостаточные и независимые люди.

Это во-первых, а во-вторых, врать унизительно. И если можно не врать, то это очень удобно. Бывают унизительные подробности, которые не хочется из себя вытаскивать, но в моем прошлом ничего унизительного нет. Есть только то, что является поводом для прекрасных рассказов. Художественное произведение интересно тогда, когда узнаваемо, когда в нем все - правда. Я пишу о том, что происходит в жизни практически каждой женщины.

- Многие узнают себя в ваших героинях.

Однажды позвонила женщина со скандалом: «Кто вам рассказал мою историю?» Я спросила: «Какую? - «Я ехала отдыхать, и наша машина перевернулась. Я попала в больницу и влюбилась во врача».

- А вы узнали себя в фильме «Осенний марафон»?

Не совсем, потому что Алла была машинисткой, а я - писателем. Это разные социальные слои. Вот она печатает, сидя, сгорбившись, за машинкой, а писатель - это другой уровень. Машинистка зарабатывает гроши, ищет приработок, а писатель, если он еще и сценарист, идет в другом материальном коридоре. И потом я была замужем и с ребенком, а Алла одинокая. Общее у нас только то, что Бузыкин был женат. Вот и все.

- В общем, параллелей нет?

Параллели есть, потому что Александр Володин писал свою историю. У него была именно такая Алла, которую он очень любил. А у Данелия - другая история, и он пытался эту Аллу ко мне подтянуть. И к концу работы они даже поссорились.

Вы еще и очень независимы в отличие от Аллы. В этом ваша сила. Но не хотелось хоть однажды стать слабой женщиной?

Не понимаю, что значит быть слабой. Моя независимость - от материальной независимости и от профессиональной состоятельности.

- Но в советское время ваши книги выходили редко.

Книги редко, а фильмы часто. Тогда сценарий стоил, как машина «Волга». А сейчас - как «Вольво».

- На что вам не хватает сегодня денег?

Чтобы купить остров, хотя на самом деле он мне не нужен. Мой дом - это мой остров.

- Вы только что закончили новую книгу.

Я ее еще не читала. Только написала, и все.

- Вы сказали, что теперь будете полгода отдыхать. Чтобы родник наполнился?

Нет, мне просто надоело.

- Может, вы просто устали, пройдет время - и вам захочется вернуться к столу?

Может быть, и так.

- А кто вам нравится из нынешних прозаиков?

Мне нравится Прилепин. Он очень талантливый человек. Но очень брутальный. Читала его рассказ, где он описывает убийство: как взял его за волосы и семь раз ударил затылком об асфальт со всей яростью и злобой. Семь раз! Пока изо рта не пошли кровавые пузыри. Так написано, что я почувствовала, как убивают.

- Раньше вам нравился Лимонов.

И сейчас нравится. Это очень большой писатель. Из-за известной сцены с негром на помойке в книге «Это я - Эдичка», внушившей людям такое отвращение, никто не хочет видеть главное - его отчаяние от потерянной любви. Это ведь его самоубийство, его суицид. Довлатов говорил о Лимонове, что как личность он ничтожен. Мне он близок по своему проценту правды, которая вспарывает пространство.

- Кто еще в вашем коротком списке?

Петрушевская, хотя у нее другое, какое-то изломанное сознание. Очень люблю Толстую, она в последнее время пишет короткие вещи, например, как она варит холодец. Или рассказывает, как утонул «Титаник»: вроде все знают, а все равно очень интересно.

- Было время, когда книги Татьяны Устиновой шли нарасхват.

Ни одной не читала. Хотя саму Устинову очень люблю.

- Дарья Донцова тоже очень плодовитая.

Она такая очаровательная, и нежная, и трогательная. Болела, выздоровела и всем об этом рассказала. Некоторые думают, что она себя так пиарит. А я верю, что это было на самом деле, и всегда, когда ее вижу, радуюсь, что она здорова и жива. И пусть пишет свои иронические детективы, раз хочет. Но я их не читаю, потому что я люблю другую иронию. А именно иронию Фазиля Искандера, Сергея Довлатова, Александра Володина.

- Вы на своем острове вдали от политики?

Я вовсе не вдали.

- Вы по-прежнему первый тост поднимаете за Горбачева?

Теперь уже нет. Но перестройка дала мне очень много. Именно в перестройку я заключила договор со швейцарским издательством. И сумела на эти деньги построить дом, который составил мое счастье. Так что недооценивать Горбачева - несправедливо. У моего поколения появилась возможность хорошо одеваться, чего не было во времена СССР.

Благодаря Горбачеву у меня даже появилась норковая шуба. Был такой случай. Мы с Эдвардом Радзинским путешествовали по маршруту Самарканд - Хива - Бухара, и нас принимал председатель колхоза. Стояла осень, но было, как ни странно, холодно, и я взяла с собой легкую норковую шубку. Председатель подал мне ее и сказал: «Иди ко мне в гарем!» Я удивилась: «Мне уже 40 лет, зачем тебе такая старая жена?» Он ответил: «Женщина, которая приносит в дом доход, ценится как молодая!» - «А с чего ты взял, что я приношу доход?» - «Вон на тебе какое пальто! Сколько из него шапок можно нашить!»

- Статусные вещи имеют для вас значение? Если платок, то от Эрме, если сумка, то Диор.

У меня есть косыночка «Берберри», которую мне подарила Лариса Рубальская. У меня есть две брошки, эмаль в золоте, которую мне подарил Олег Митяев, вернее, его жена Марина Есипенко. У меня есть профессия, которая составляет мое счастье, двое внуков и правнук Илья невиданной красоты. И больше мне ничего не надо.

- В вашем поселке, наверное, много историй с людьми происходит. Или ничего не доносится из-за высоких заборов?

Все доносится, но я их не обсуждаю, а то мне дом подожгут.