Какие опасности подстерегают в лесу. «Опасности в лесу»

Заблудиться в тайге можно, на охоте, собирая грибы и ягоду, добывая кедровый орех.

Заблудиться в тайге может любой, даже опытный человек, а что уж говорить о дилетантах, о новичках в лесных походах и прогулках. Именно они доставляют массу хлопот и себе, и спасателям.

Советов и рекомендаций для них написано много, да вот выполняются они не всегда.

Известно немало случаев, когда люди, отправившись в лес и не имея достаточного опыта и знаний местных условий, легко сбивались с дороги и, потеряв ориентировку, оказывались в бедственном положении.

Возьмите за правило: прежде чем войти в лес, запомните, в какой стороне дорога, река, солнце. Во время движения по лесу, время от времени примечайте ориентиры: деревья необычных форм, вывороченный пень, ручьи, ямы — в общем, все, что в случае беды окажет вам добрую услугу.

Передвигайтесь так: намечайте ориентир, к которому держите путь, а затем выбирайте следующий.

Если вы все же поняли, что заблудились, постарайтесь успокоиться. Паника в этом случае — страшный враг. Тайга ошибок не прощает.

Остановитесь и внимательно прислушайтесь: выйти к людям помогают звуки — работает техника, лает собака и т. д. Лучше всего выйти к воде и двигаться вниз по течению. Ищите линии электропередач или газопровод - идя вдоль этих объектов, всегда можно выйти к людям.

Если это не удастся, надо вспомнить знакомые ориентиры. Лучше всего протяженные и шумные: железную дорогу, судоходную реку, шоссе. Мимо деревни или лесничества легче "промахнуться".

Выйти к людям помогают звуки - работает трактор (слышно за 3-4 километра), лает собака (2-3 километра), идет поезд (до 10 километров). Помогает запах дыма: тут надо двигаться против ветра...

Если вокруг все незнакомо,то не надо метаться в разные стороны. Главное-спокойстие.

Надо немедленно остановиться и присесть на пенёк. И больше не делать ни одного шага, не подумав. Думать можно только об одном: как выбраться к тому месту, откуда начинается знакомый путь.

Ручьи, реки - это всегда хорошие ориентиры. Если, конечно, знать, куда они текут. Но даже не зная, лучше всего держаться около их. Если вам удалось выйти на любую проезжую дорогу или линию ЛЭП, не покидайте их ни при каком условии. Это ваш шанс на спасение.

Ручьи часто впадают в болото. Если болото не обширное, надо изменить направление.


Небольшие заболоченные места легко обойти, наступая на кочки или корневища кустарников, или перейти вброд, предварительно ощупав шестом дно.

Убедившись в невозможности пройти или обойти опасные участки, можно набросать немного веток, положить крест-накрест несколько жердей или связать мат из камыша, травы, соломы и по этому подготовленному "мосту" перебраться на твердую почву.

Помните, что даже знакомая местность может показаться чужой, когда человек не ожидает увидеть ее, если выйдет с непривычного направления и тем более если он испуган, находится в сильном волнении. Поэтому чаще оглядывайтесь, осматривайтесь, пытайтесь найти знакомые приметы и предметы, даже если уверены, что находитесь вдали от знакомых мест.

Находясь в тайге, трудно передвигаться среди завалов и буреломов, по- густолесью заросшему кустарником. Кажущаяся схожесть обстановки (деревьев, складок местности и т.п.) может полностью дезориентировать человека, и он будет двигаться по кругу, не подозревая о своей ошибке.

Надо стараться идти по более высоким местам. Раньше люди больше ходили пешком, поэтому, там должны находиться старые и новые тропы. Если тропа уходит в болото, то лучше по ней не идти. Это может быть звериная тропа. Можно ориентироваться по квартальным просикам. Они хоть и заросли, но затески остались. Обычно кварталки идут с запада на восток, и с юга на север. Бывают исключения, но это очень редко.

Зная различные приметы, можно ориентироваться по сторонам света даже без компаса.

Так, кора березы и сосны на северной стороне темнее, чем на южной, а стволы деревьев, камни, выступы скал гуще покрыты мхом и лишайниками. Смоляные капли на стволах хвойных деревьев выделяются с северной стороны менее обильно, чем с южной. Все эти признаки бывают отчетливо выражены у отдельно стоящего дерева на поляне или опушке.


Чтобы выдержать намеченное направление, обычно выбирают хорошо заметный ориентир через каждые 100-150 м. маршрута. Это особенно важно, если путь преградил завал или густой кустарник, которые вынуждают отклониться от прямого направления. Попытка идти напролом всегда чревата получением травмы.

Небольшие таежные реки вполне проходимы для легких надувных лодок и плотов. Сделать плот можно использовать сухостои и веревки. Сырое дерево более тяжелое и не выдерживает вес человека. В центре плота можно соорудить небольшое укрытие (шалаш) от дождя и ветра и подготовить место для костра, насыпав слои песка или гальки. Для управления плотом вырубают два-три длинных шеста. Якорем может служить тяжелый камень с прочной веревкой .

Если человек идет шумно и не крадется, дикие животные его учуят и обойдут стороной. Поэтому не ищите сами встречи с животными (опасен и лось, и олень, и лисица, которая может оказаться больной бешенством и укусить), и если вы случайно на них наткнетесь, дайте возможность уйти.
Иногда животные нападают на человека - если они ранены, испуганы неожиданностью, защищают детенышей. При явно агрессивном поведении можно использовать в качестве защиты огонь, стучать палкой о дерево. При встрече с кабаном лучше вскарабкаться на дерево.

Но самое надежное - взять за правило, прежде чем войти в лес, посмотреть карту или хотя бы нарисованный от руки план местности. Запомнить ориентиры. Это займет не больше пяти минут, а чувствовать себя в лесу вы будете гораздо увереннее (разумеется, еще лучше, сделать ксерокопию).

Надеюсь - что эти советы помогут вам в тайге.

Берегите природу.

С уважением «Леший».

О рыбалке, охоте, о выборе места под таежную избушку, и о многом другом, мы поговорим в следующий раз.

Как правильно подготовится к походу в лес прочитайте

С уважением Леший

Галина Евгеньевна Будилова
«Опасности в лесу». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста

Цели занятия.

Образовательная: закреплять знания детей об элементарных правилах безопасности в лесу, ориентироваться в чрезвычайной ситуации.

Развивающая: развивать внимание, память, мышление при решении проблемных ситуаций, инстинкт самосохранения.

Воспитательная: воспитывать бережное отношение и ответственность за окружающую природу. Воспитывать чувство коллективизма, развивать коммуникативные навыки.

Ход занятия.

Воспитатель. Скажите, какое сейчас время года?

Дети. Весна.

Воспитатель. По каким признакам вы это определили?

Дети. Стало теплее. Стало пригревать солнце. Снег почти растаял. На деревьях набухают почки. Бегут ручейки. Люди одели облегченную одежду.

Воспитатель. В такую погоду очень хочется отправиться в лес на прогулку. Давайте закроем глаза и представим себе, что едем на автобусе в лес.

(Звучит тихая музыка.)

Мы с вами проезжаем по улицам города и выезжаем на большую широкую дорогу, ведущую к лесу. Светит яркое солнце. Слышится шум проезжающих мимо машин. Вот мы и приехали в лес.

Открываем глаза. Как красиво кругом.

И пока мы с вами не вошли в лес, скажите, какая опасность может поджидать нас в лесу?

Дети. В лесу можно заблудиться.

Воспитатель. Правильно, в лесу можно заблудиться, поэтому в лес ходить одному нельзя, особенно – детям.

«Самое главное правило

Должны всерьез все уяснить

Без взрослых в лес нельзя ходить!

Ведь заблудиться так легко:

Уйти из дома далеко

И не найти назад пути…

И больше к маме не дойти»

В лесу нужно держаться вместе с родителями. Но если вдруг ты потеряешь из вида родителей, кричи громче, чтобы можно было найти друг друга по голосу.

Если вы заблудились в лесу, не поддавайтесь панике, не бегите куда глаза глядят, присядьте, внимательно прислушайтесь к звукам, может быть, вы услышите шум машин, поездов, лай собак, говорящие о близости людей. Постарайтесь понять, откуда идет звук, и идите, в этом направлении. Если звук становится громче – вы идете правильно.

Собираясь отдыхать на природе, какую одежду нужно надевать?

Дети: на прогулку в лес нужно надевать длинные брюки, свитер с длинными рукавами, шапочку и поднять воротник. Одежда должна быть светлой. Открытые участки тела намазать мазью от комаров.

Воспитатель: почему?

Дети: такая одежда убережет от укусов насекомых. А на светлой одежде быстрее, чем на темной увидишь насекомое.

Воспитатель: каких лесных насекомых вы знаете?

Дети: комары, кузнечики, осы, мухи, стрекозы, клещи, божьи коровки, пчелы, бабочки, шершни, шмели, гусеницы.

Воспитатель: какие из этих насекомых жалящие? Почему?

Дети: комары, осы, пчелы, шмели, шершни.

У этих насекомых есть жало, они могут ужалить.

Воспитатель: как нужно поступить, если вас ужалило насекомое?

Дети: вытащить жало, промыть ранку, положить на ранку холод (можно положить носовой платок, смоченный холодной водой).

Воспитатель: а сейчас поиграем в игру (физкультминутка) . Я буду называть вам насекомых, а вы будете хлопать в ладоши, если услышите название жалящего насекомого; топать ногами, если услышите название других насекомых.

(Божья коровка, кузнечик, пчела, стрекоза, комар, саранча, оса, муха, жук, шмель, бабочка, светлячок, клещ, гусеница)

Воспитатель: вот мы с вами вышли на лесную полянку. Посмотрите сколько здесь ягод. Давайте соберем ягоды в корзину.

(Дети по очереди берут картинку, называют ягоду, описывают ее).

Молодцы, вы знаете много лесных ягод.

(Воспитатель показывает картинки ядовитых ягод).

Как называются эти ягоды?

(Волчье лыко, белена, вороний глаз.)

Чем они опасны?

(Если дети затрудняются, рассказывает воспитатель) .

При сборе диких ягод в лесу следует проявлять осторожность, чтобы в корзинку не попали ягоды ядовитые. По своим внешним данным они весьма красивы, аппетитны и не вызывают опасений, поэтому и могут попасть не только в корзинку, но и в рот неопытному и незнающему собирателю, а это грозит порой смертельной опасностью.

Основное правило - "Сомневаешься - не бери!"

Что еще можно найти в лесу?

Дети: грибы.

Воспитатель: какие грибы вы знаете?

(Дети перечисляют грибы)

На какие группы мы можем разделить грибы? (Съедобные и несъедобные).

Почему грибы называются несъедобные?

Дети: эти грибы ядовитые, ими можно отравиться.

Воспитатель: можно ли срывать и топтать ядовитые грибы?

Дети: ядовитые грибы нужны лесным жителям, они ими лечатся.

Воспитатель: На нашей полянке много разных грибов, давайте соберем съедобные грибы, а ядовитые трогать не будем.

(Дети собирают муляжи съедобных грибов, называют эти грибы, а муляжи ядовитых грибов не трогают) .

Ни все грибы - наши друзья. Есть и враги – ядовитые грибы.

И если человек съест их, тогда наступит тяжелое отравление.

Что надо сделать, если вы сомневаетесь съедобный гриб или ядовитый?

Дети: Спросить у взрослых.

Воспитатель: А если вы так и не знаете съедобный или не съедобный тогда не срывайте.

О каких опасностях в лесу мы говорили? О чем мы должны помнить, отправляясь в лес?

Лесные просторы России кажутся почти безграничными. Но даже при таких масштабах, человек в процессе хозяйственной деятельности, умудряется наносить им урон. Вырубки с целью заготовки древесины в некоторых местах приобретают массовый характер. Такое интенсивное и неразумное использование постепенно приводит к тому, что лесной фонд начинает истощаться. Это заметно даже в таежной зоне.

Быстрое разрушение лесных массивов приводит к исчезновению уникальной флоры и фауны, а также к ухудшению экологической обстановки. Особенно сильно это сказывается на составе воздуха.

Основные причины вырубки лесов

Среди основных причин вырубки леса в первую очередь стоит отметить возможность его использования в качестве строительного материала. Также очень часто лесные массивы вырубают с целью застройки или использования земли под сельскохозяйственные угодья.

Особенно остро эта проблема встала в начале 19 века. С развитием науки и техники большую часть работ по вырубке стали выполнять машины. Это позволило значительно увеличить производительность, а соответственно и количество вырубленных деревьев.

Еще одна причина массовых вырубок – это создание пастбищ для сельскохозяйственных животных. Эта проблема особенно актуальна в тропических лесах. В среднем для выпаса одной коровы потребуется 1 га пастбища, а это несколько сотен деревьев.

Почему следует сохранять лесные массивы? К чему приводит вырубка лесов

Лесной массив – это не только древесно-кустарниковая растительность и травы, это еще и сотни различных живых существ. Вырубка леса – это одна из самых распространенных проблем экологии. С уничтожением деревьев в системе биогеоценоза нарушается экологическое равновесие.

Неконтролируемое уничтожение лесов очень приводит к следующим негативным последствиям:

  1. Исчезают некоторые виды флоры и фауны.
  2. Снижается видовое разнообразие.
  3. В атмосфере начинает возрастать количество диоксида углерода ().
  4. Возникают почвенные эрозии, которые приводят к образованию пустынь.
  5. В местах с высоким уровнем грунтовых вод начинается заболачивание.

Интересно! Более половины всех лесных массивов приходится на тропические леса. При этом в них обитает около 90% всех известных животных и растений.

Статистика по вырубке лесов в мире и в России

Обезлесивание – проблема мирового масштаба. Она актуальна не только не для России, но и для целого ряда других стран. Согласно статистике по вырубке лесов, в год по всему миру вырубается порядка 200 тыс км 2 лесов. Это приводит к гибели десятков тысяч животных.

Если рассматривать данные в тыс га по отдельным странам выглядеть они будут следующим образом:

  1. Россия — 4.139;
  2. Канада — 2.45;
  3. Бразилия — 2.15;
  4. США — 1.73;
  5. Индонезия — 1.6.

Проблема вырубки меньше всего касается Китая, Аргентины и Малайзии. В среднем за одну минуту на планете уничтожается около 20 гектаров лесонасаждений. Особенно остро эта проблема стоит для тропической зоны. Например, в Индии за 50 с небольшим лет покрытая лесом площадь сократилась более чем в 2 раза.

В Бразилии большие площади лесов были вырублены с целью застройки. Из-за этого популяции части видов животных сильно сократились. На Африку приходится приблизительно 17% от мирового лесного запаса. В перерасчете на га – это составляет около 767 млн. Согласно последним данным ежегодно здесь вырубается порядка 3 млн гектар. За последние столетия в Африке было уничтожено свыше 70% лесов.

Статистика вырубки в России также неутешительна. Особенно много у нас уничтожается деревьев хвойных пород. Массовая вырубка в Сибири и на Урале способствовала образованию большого количества заболоченных участков. При этом стоит отметить, что большая часть вырубок является незаконной.

Группы лесов

Все леса на территории России по их природоохранному и хозяйственному значению можно классифицировать на 3 группы:

  1. К этой группе относятся насаждения, имеющие водоохранную и защитную функцию. Например, это могут быть лесополосы по берегам водоемов или лесистые участки на горных склонах. Также в эту группу относятся леса, выполняющие санитарно-гигиеническую и оздоровительную функцию, национальные заповедники и парки, памятники природы. На долю лесов первой группы приходится 17% от всего лесного массива.
  2. Ко второй группе относят насаждения в районах с высокой плотностью населения и хорошо развитой транспортной сетью. Сюда же включают леса с недостаточной лесосырьевой базой. На долю второй группы приходится порядка 7%.
  3. Самая многочисленная группа на ее долю в лесофонде приходится 75%. В эту категорию относят насаждения эксплуатационного назначения. За счет них удовлетворяются потребности в древесине.

Более подробно деление лесов на группы описано в «Основах лесного законодательства».

Виды вырубок

Заготовка древесины может осуществляться во всех без исключения группах леса. При этом все рубки делят на 2 вида:

  • главного пользования;
  • по уходу.

Рубки главного пользования

Рубки главного пользования осуществляются только в насаждениях достигших периода спелости. Их подразделяют на следующие виды:

  1. Сплошные. При этом типе рубок вырубается все за исключением подроста. Осуществляют их за один прием. Ограничение на их проведение накладывается в лесах, имеющих природоохранное и экологическое значение, а также в заповедниках и парках.
  2. Постепенные. При этом типе вырубок древостой убирают в несколько приемов. При этом в первую очередь вырубают деревья, мешающие дальнейшему развитию молодняка, поврежденные и больные. Обычно между приемами этой рубки проходит от 6 до 9 лет. В первый прием убирается около 35% от общего древостоя. При этом основную массу составляют перестойные деревья.
  3. Выборочные. Их основное назначение формирование высокопродуктивных насаждений. Во время них вырубаются больные, сухостойные, буреломные и другие неполноценные деревья. Все рубки ухода подразделяют на следующие виды: осветление, прочистка, прореживание и проходная. В зависимости от состояния леса рубка ухода может быть и сплошной.

Законная и незаконная вырубка

Все работы по вырубке леса строго регламентируются российским законодательством. При этом самым главным документом является «Порубочный билет». Для его оформления понадобятся следующие документы:

  1. Заявление, с указанием причины вырубки.
  2. План местности с выделением участка, отведенного под рубку.
  3. Таксационное описание вырубаемых насаждений.

Порубочный билет также будет необходим и при вывозе уже заготовленной древесины. Его цена пропорциональна стоимости компенсации за пользование природными ресурсами. Спил деревьев без соответствующих документов классифицируется как незаконная рубка.

Ответственность за нее предусмотрена ст.260 ч.1. Применима она только в тех случаях, когда сумма ущерба превышает 5000 рублей. При более мелких нарушениях применима административная ответственность. Она подразумевает наложение штрафа в размере от 3000 до 3500 рублей на граждан и от 20 до 30 тыс на должностных лиц.

Последствия вырубки лесов

Последствия вырубки леса – это проблема идущая далеко вперед. Уничтожение лесных массивов затрагивает всю экосистему. Особенно сильно это касается проблемы очищения и насыщения воздуха кислородом.

Также согласно последним исследованиям было установлено, что массовые вырубки способствуют глобальному потеплению. Связано это с углеродным циклом, протекающим на поверхности Земли. При этом не стоит забывать и о круговороте воды в природе. В нем деревья принимают самое активное участие. Поглощая влагу своими корнями, они испаряют ее в атмосферу.

Эрозия почвенных слоев – еще одна проблема, сопутствующая проблеме обезлесивания. Корни деревьев предотвращают размывание и выветривание верхних плодородных слоев почвы. При отсутствии древостоя ветра и осадки начинают разрушать верхний гумусный слой, превращая тем самым плодородные угодья в безжизненную пустыню.

Проблема вырубки лесов и пути её решения

Одним из путей решения проблемы вырубки лесов поможет посадка деревьев. Но полностью компенсировать нанесенный урон она не сможет. Подход к этой проблеме должен быть комплексным. Для этого необходимо придерживаться следующих направлений:

  1. Планировать лесопользование.
  2. Усилить охрану и контроль за использованием природных ресурсов.
  3. Разработать систему мониторинга и учета лесного фонда.
  4. Совершенствовать лесное законодательство.

В большинстве случаев высадка деревьев не покрывает нанесенный ущерб. Так, например, в Южной Америке и Африке несмотря на все предпринятые меры, площадь лесов продолжает неумолимо сокращаться. Поэтому для снижения негативных последствий вырубок необходимо принимать и целый комплекс дополнительных мер:

  1. Ежегодно увеличивать площади посадок.
  2. Создавать охраняемые территории с особым режимом лесопользования.
  3. Направлять значительные силы на предотвращение лесных пожаров.
  4. Внедрять вторичную переработку древесины.

Политика защиты лесов в разных странах может существенно отличаться. Кто-то вводит ограничение на использование, а кто-то просто увеличивает объемы восстановительных посадок. Но, совершенно новый подход к этой проблеме разработала Норвегия . Она планирует полностью отказаться от вырубки .

Эта страна официально заявила о том, что на ее территории будет реализовываться политика так называемой «нулевой вырубки лесов». На протяжении многих лет Норвегия активно поддерживала различные программы по защите леса. Так, например, в 2015 году она выделила 1 млрд рублей Бразилии для сохранения дождевых лесов Амазонки. Инвестиции Норвегии и целого ряда других стран помогли сократить объем вырубок на 75%.

С 2011 по 2015 год норвежское правительство выделило 250 млн рублей и другой тропической стране – Гайане. А с этого года Норвегия официально объявила о «нулевой терпимости» к заготовкам леса. То есть она больше не будет закупать продукцию лесопользования.

Специалисты в области экологии заявляют, что бумага может производиться и методом вторпереработки соответствующих отходов. А в качестве топлива и строительных материалов можно использовать и другие ресурсы. На это заявление государственный пенсионный фонд Норвегии отреагировал изъятием из своего портфеля всех акций предприятий связанных с нанесением ущерба лесному фонду.

Согласно данным фонда дикой природы, ежеминутно с поверхности Земли исчезают леса площадью сопоставимой с площадью 48 футбольных полей. При этом также значительно увеличивается выброс парниковых газов, способствующих глобальному потеплению.

Людмила Овчинникова
Конспект занятия «Лесные опасности»

Тема : Лесные опасности .

Введение в новую тему.

Ребята, я предлагаю вам отправиться в путешествие по лесу.

Слайд № 2 :

Чем является лес для человека? А зачем вы ходите в лес?

Ответы учащихся.

А как вы думаете, может ли лес таить в себе опасности ? Что для вас может быть опасного ? (Лесные ягоды , грибы, насекомые)

– Как вы думаете, зачем нам необходимо знать какие опасности есть в лесу ?

Ответы учащихся : чтобы применять эти знания в жизни, расширить свой кругозор, чтобы летом было приятно бывать в лесу.

– Вы готовы к открытиям? Отправляемся в лес!

4. Изучение новой темы урока.

1. Лесные опасности

2. Ядовитые ягоды и растения

3. Несъедобные грибы

4. Жалящие насекомые

I. Ядовитые растения и ягоды леса.

А знаете ли вы, какие лесные ягоды можно есть ?

Отгадайте загадки.

1. Какую ягоду собирает медведь в лесу? (Малину)

2. Я капелька лета на тоненькой ножке,

Плетут для меня кузовки и лукошки.

Кто любит меня, тот и рад поклониться.

А имя дала мне родная землица. (Земляника)

3. В сенокос - горька, а в мороз - сладка, что за ягодка? (Калина)

Молодцы! Сегодня мы поговорим о ягодах и растениях, которые вы должны обходить стороной.

Часто в газетах появляются сообщения об отравлении детей и взрослых травами или ягодами, причем, иногда это заканчивается весьма печально. То, что за детьми нужен постоянный присмотр, это очевидно. Но ведь и взрослые, зачастую, могут позволить себе отведать красивую ягодку или пожевать случайно сорванный листик.

Из тридцати тысяч растений, встречающихся в нашей стране, около тысячи являются ядовитыми. А как вы понимаете слово ядовитый?

Ответы учащихся

В толковом словаре Ожегова дается такое толкование слову яд.

Яд - это вещество, вызывающее отравление.

Ядовитые растения - это растения, вырабатывающие и накапливающие в процессе жизнедеятельности яды, вызывающие отравления человека и животных.

В некоторых растениях есть яд. Он может содержаться в разных частях растений (лист, цветок, корень, ягоды.)

А теперь давайте поближе познакомимся с некоторыми ядовитыми растениями, которые растут в наших лесах.

Слайд № 4

Вы смотрите на картинки -

Эти ягоды, друзья, собирать в лесу нельзя!

В каждой яд опасный есть .

Если их однажды съесть,

Можно сильно отравиться,

И придётся вам лечиться.

Картинки ядовитых растений.

Слайд № 5

1. Волчье лыко.

Это красивое, но очень опасное растение . Отравиться можно его ярко-красными ягодами или корой веток, которые обрывают ради красивых, напоминающих сирень, цветов. Сок волчьего лыка содержит яд - дафнин. При попадании сока растения на кожу появляется боль, краснота, отек, затем пузыри и язвы. При отравлении ягодами - жжение во рту и глотке, затруднение глотания, боли в желудке, расстройство желудка, рвота, в тяжелых случаях - остановка сердца.

Слайд № 6

2. Вороний глаз.

Если увидишь четыре широких листа, а между ними чёрную круглую ягоду - это растение вороний глаз. Крупная чёрно-синяя ягода напоминает глаз птицы. Ягода очень красива, но не бери её в рот - она ядовита. Ядовитые вещества оказывают вредное действие на сердце, а главным образом на желудок и кишечник. Растение обладает неприятным запахом и часто вызывает головную боль.

Слайд № 7

3. Белена чёрная, дурман, красавка (белладонна) .

Белена встречается по оврагам, пустырям, вдоль дорог. Ядовитое растение.

Попробовав молодые сладкие ростки, семена или отведав аппетитные ягодки, человек ощущает сухость во рту, расстройство речи и глотания. У него расширяются зрачки и нарушается зрение, учащается пульс, возможны бред и галлюцинации, в тяжелых случаях - потеря сознания.

Это растение не едят даже животные.

Рассказ о белладонне.

Белладонна помогла жителям одной шотландской деревни избавиться от врагов. Деревню захватили датские солдаты. Выпив пива по случаю победы, они из победителей превратились в побежденных. Ядовитый сок белладонны, который жители деревни подмешали в пиво, превратил датских солдат из победителей в побеждённых.

Слайд № 8. Жимолость обыкновенная (волчья ягода) .

Высота кустарника от 1 до 2,5 м. Он имеет желтовато-белые цветки, а затем темно-красные ягоды, расположенные на общем стебле.

Слайд № 9. Ландыш майский.

Все части растения ЯДОВИТЫ, при выращивании и размножении следует соблюдать осторожность. Яд содержится даже в вазе с водой. Листья, трава и цветки ландыша содержат сердечные гликозиды. В листьях содержатся сапонины, флавоноиды, органические кислоты алкалоид-майлин.

Слайд № 10

В мировой флоре известно более 10 тысяч видов ядовитых растений. Сейчас посмотрим, кто был внимательным и найдёт ядовитые растения на слайде?

Вы внимательно изучили материал о ядовитых растениях и правильно сумели их назвать на слайдах. Все ядовитые растения очень красивые, но нужно быть осторожными при общении с ними. Многие ядовитые растения стали редкими, некоторые из них в небольших дозах применяются в медицине. Это : чистотел, ландыш и др.

Кроме тех растений, с которыми мы уже познакомились, есть растения, которые не едят домашние животные. Как думаете, почему? Они ядовиты. Эти растения растут на полях. Посмотрите на них внимательно и запомните.

Слайд № 11 - 14

Показать картинки растений : лютик едкий, болиголов пятнистый, черемица, вех.

Самостоятельная работа : Составление памятки «Как избежать отравления растениями»

Самостоятельная работа в группе.

Какую памятку вы составили? (Один человек из группы рассказывает памятку) .

Итак, какой вывод можно сделать из услышанного?

(не есть никаких ягод, кроме малины и земляники, не собирать в букеты незнакомые растения и цветы, не пробовать незнакомые ягоды).

II. Ядовитые и съедобные грибы.

Интересные существа - грибы. Это не растения, и не животные. Это целое отдельное царство. Но не только съедобные грибы растут в наших лесах, но и встречаются ядовитые, которые очень опасны для человека .

Какие съедобные грибы вы знаете? (ответы детей)

Слайд № 14. Съедобные грибы

Какие несъедобные грибы вы знаете?

Давайте поговорим с вами о несъедобных грибах.

Слайд № 15. Мухомор

А этот красавец на беленькой ножке

Он в красненькой шляпке,

На шляпке горошки.

Мухомор очень красив. Спутать его с другими грибами невозможно - он очень заметный. Он опасен для человека , яд вызывает удушье, обмороки. Но им любят лакомиться сороки, белки. А лоси проглатывают эти грибы целиком, иногда сразу по нескольку штук. Считается, что мухоморы для лосей - лекарство. Не сбивайте мухомор, проходите мимо.

Слайд № 16. Бледная поганка.

Гриб, по мировой статистике вызывающий наибольшее число смертельных отравлений. Плодовое тело полностью покрытое плёнкой. Шляпка 5-15 см, оливковая, зеленоватая или сероватая с белыми пластинками. Мякоть белая, мясистая, не меняет цвет при повреждении, со слабовыраженным вкусом и запахом. У основания ножки утолщение и тонкое белое кольцо. Путают с шампиньоном или с сыроежкой

Слайд № 17

2. Белый гриб и желчный гриб.

Я стою на ножке толстой,

Я стою на ножке гладкой,

Под коричневою шапкой

Снежной, бархатной прокладкой (боровик или белый гриб)

Несъедобный двойник есть у белого гриба. Это желчный гриб. Вот чем они отличаются : у боровика шляпка внизу белая или желтоватая, на ножке рисунок в виде белой сеточки. У желчного гриба шляпка снизу розовая, на ножке чёрная сеточка, мякоть на срезе розовеет, а у настоящего остаётся белой. В желчном грибе яда нет, просто он очень горький, как желчь.

Слайд № 18

3. Опята и ложные опята.

Эти дружные ребята,

На пеньке растут в лесу

Называют их : (опята)

Ложноопёнок кирпично-красный. У этого ядовитого гриба более яркая кирпично-красная шляпка, а пластинки серые или даже чёрные. Мякоть у него жёлтая с неприятным запахом.

А теперь тихонько сядем правильно на свои места.

Отравление грибами самое опасное , оно называется - ботулизм.

Ботулизм - крайне тяжелое заболевание, характеризуется высокой летальностью или смертностью (60-70%) .

Учитывая сложную, часто не благополучную экологическую обстановку и тот факт, что грибы активно впитывают и накапливают в себе различные вещества, в том числе и ядовитые (пестициды, соли тяжёлых металлов) необходимо знать о том, что грибы надо тщательно обрабатывать и собирать в определённых местах. Как вы думаете, можно ли собирать грибы у дороги?

Люди, бывая в лесу, часто сбивают ядовитые грибы ногами, растаптывают их.

Как вы думаете, можно ли так делать?

Ответы учащихся.

А теперь попробуйте снова все вместе составить памятку для тех, кто любит собирать в лесу грибы.

Самостоятельная работа : Составление памятки для грибника. Работа в группе.

Проверка памятки

Сделаем вывод из услышанного.

1. Не собирайте неизвестные вам грибы, не пробуйте на вкус.

2. Нельзя собирать старые и червивые грибы.

3. Нельзя собирать грибы вдоль автодорог, надо углубиться в лес на 300-500 м от автострад.

4. Не срывайте грибы зря : ими питаются многие животные.

5. Придя с прогулки, обязательно надо помыть руки.

III. Жалящие насекомые.

Слайд № 19. Насекомые

А теперь поговорим о насекомых.

Каких насекомых нужно опасаться в лесу ? (ответы детей)

Кусали вас когда-нибудь жалящие насекомые, и что вы при этом испытывали?

Слайд № 20.

Отгадайте загадки

Укусы ос, пчел.

Жаля, пчела вводит небольшое количество яда. От этого укуса погибают многие насекомые, даже крупные птицы и звери. Интересно, что ёж совершенно не реагирует на пчелиный яд. Пчела, которая не смогла вынуть из жертвы своего жала, погибает.

Но тот же пчелиный яд успешно используется для исцеления от некоторых болезней. Из пчелиного яда изготавливают лечебные препараты.

Пчела не ужалит, если ее не трогать, не махать руками.

Слайд № 21

Шершни относятся к роду крупных ос.

Гнездятся в дуплах, на чердаках, гнёзда подвешивают к ветвям деревьев.

Слайд № 22. Клещи.

В последние годы существенной опасностью стал лесной клещ , к тому же переносящий энцефалит, это заболевание нервной системы.

Наибольшая опасность клеща отмечается в мае-июне.

Для профилактики укусов подбирают одежду, полностью закрывающую и облегающую тело, шею и уши защищают капюшоном. Дома проводят полный осмотр тела и одежды.

Самостоятельно.

Игра “Найди лишнее”.

– Мухомор, сыроежка, груздь, масленок.

– Смородина, малина, вороний глаз, черника.

– Пчела, муха, шмель, оса.

V. Рефлексия

Наша прогулка закончилась. Выполнили мы задачи урока?

Слайд № 23

1) Собирай грибы и ягоды, которые хорошо знаешь.

2) Жалящих насекомых пчёл, ос : не трогай, не тревожь.

3) После прогулки обязательно :

4) В лесу не .


Лето - пора пикников на природе и походов за грибами и ягодами.
Для городского ребёнка выезд в лес - и праздник, и диковинная неизвестность. Но такой поход таит в себе не только ряд интересных открытий, но и множество неожиданных опасностей. И неважно, что идёте Вы в лес, где не были замечены хищные животные и змеи. Неприятные неожиданности могут подстерегать малыша даже в лесопарке.

Ветки. Ошалевший от обилия пространства малыш летит вперёд, не разбирая дороги, и может наткнуться на торчащие во все стороны ветки. Если Вы только раз предупредите его об этом - обязательно позабудет и, в лучшем случае, обдерётся, а о худшем и говорить не хочется. Поэтому постоянно напоминайте ему об этой неприятности.
С собой в лес возьмите влажные салфетки, ватку и перекись водорода, чтобы можно было продезинфицировать ссадины и порезы, если их не удалось избежать.

Ямы. Сами по себе неопасны, но если носиться, не глядя под ноги, можно и больно упасть. Предупредите ребёнка, что бегать в лесу нельзя (и, конечно, не забывайте об этом лишний раз напоминать).

Несъедобные грибы и ягоды. Строго говоря, всё, что может найти ребёнок в лесу - несъедобно. Даже если это обычная земляничка. Прежде чем малыш положит её в рот - взрослому необходимо подтвердить происхождение этой ягоды, да и ополоснуть её водичкой будет нелишним. Имейте в виду, что земляникой дети могут называть любые ягоды, в том числе, волчьи. Поэтому не стоит им верить на слово. Честно предупредите малыша, что в лесу встречается много ядовитых растений, ягод и грибов, а потому, как бы красивы не были мухомор и обсыпанный фиолетовыми ягодами куст, рвать и пробовать на вкус что-либо строго запрещается.
Помните и о собственной безопасности и о примере, который Вы подаёте детям: если сомневаетесь в каком-то грибе или ягоде - смело выбрасывайте их из корзинки. И не надо созывать “совет опытных грибников” и лизать гриб на срезе. Гениальна банальная истина: здоровье дороже.

Насекомые (комары, клещи и Ко). Собираясь в лес, щедро намажьте ребёнка кремом от комаров, наденьте на него нежаркую, но закрытую одежду (футболки и шорты не подойдут), кроссовки вместо босоножек и обязательно головной убор. Девочкам волосы лучше собрать в хвостик или косичку и спрятать под одежду. Объясните малышу, что коварные клещи живут на ветках деревьев и кустарников, поэтому, если он будет трясти или рвать эти ветки, клещи окажутся на нём самом. По той же самой причине следует избегать зарослей высокой травы.
Вернувшись домой, не забудьте осмотреть тело и одежду ребёнка, расчесать ему волосы. Если клещ всё-таки обнаружен, намажьте место укуса маслом или жирным кремом и подождите, пока он сам отвалится. Если этого не происходит, не отрывайте его самостоятельно, так как это может получиться только наполовину, а обратитесь в поликлинику.
Вообще, обращение ко врачу - самый лучший вариант в такой ситуации, так как ребёнку может понадобиться прививка.

Опасность заблудиться. Ну что тут можно сказать? Ни в коем случае не теряйте ребёнка из виду, ведь дети даже в двух соснах вполне могут потеряться. Но если вы заблудились вместе с ребёнком в действительно глухом лесу - не паникуйте. Постарайтесь выйти к дороге, линии электропередач или к воде (реке, ручью) и по ним добраться до населённого пункта. Если это не удалось - размещайтесь на стоянку, разжигайте костёр, экономно используйте еду и воду и ждите спасения.
Безрадостно, но готовым надо быть ко всему, поэтому, собираясь в лес даже ненадолго, одевайтесь теплее и прихватите с собой нож, спички, запас воды и какую-нибудь провизию.

Не стоит бояться леса и пугать им ребёнка, но нельзя забывать об опасностях, которые могут подстерегать Вас на таком отдыхе. Зная определённые правила поведения в лесу, всех этих неприятностей вполне можно избежать и получить от прогулки не проблемы, а такое редкое и полезное для городского человека удовольствие.