Внеклассное мероприятие "день заповедников и национальных парков". Сценарий день заповедников и национальных парков в библиотеке День заповедников и национальных парков название концерта

Задачи:

Оборудование:

1.Организация начала занятия

Дорогие ребята «Всероссийский день заповедников и национальных парков» — сравнительно молодая дата в календаре экологов. Его стали отмечать начиная с 1997 года. Именно в том году, «Центр охраны дикой природы» и «Всемирный фонд дикой природы» выступили с инициативой ежегодно отмечать в Российской Федерации «День заповедников и национальных парков».

Ребята, а кто может сказать, что такое «Заповедник»? (ответы детей)

Заповедники и национальные парки - особо охраняемые природные территории - сегодня, пожалуй, единственный способ уберечь от гибели хотя бы небольшую часть дикой природы и животного мира.

Как вы думаете, а есть ли заповедники на территории Ленинградской области? (ответы детей)

В нашей области насчитывается около 40 различных заказников, заповедников и памятников природы. Перечислять их очень долго. Сегодня я хочу рассказать вам об одном из них.

2) Основная часть

Саблинский памятник природы

Саблинский памятник природы расположен возле поселка Ульяновка Тосненского района Ленинградской области, в 40 км от Санкт-Петербурга. Заповедная зона расположена на территории 220 га, и включает в себя два водопада, каньоны рек Саблинка и Тосна с обнажениями кембрийских и ордовикских пород, несколько пещер искусственного происхождения, а также ряд исторических мест: древние курганы, место стоянки Александра Невского перед битвой со шведами, хуторок «Пустынька» - бывшая усадьба графа Алексея Константиновича Толстого. «Саблинские пещеры» - это заброшенные подземные выработки по добыче кварцевого песка используемого для производства стекла. После прекращения добычи выработки перешли на естественный режим, и через некоторое время в них начались обрушения и затопления, которые к настоящему времени привели к разделению единых массивов разработки на несвязанные между собой фрагменты, образованию завалов и вторичных гравитационных полостей, лишь отдалённо напоминающих форму первоначальных штреков. Образовавшиеся при этом лабиринты достаточно сложны, и их прохождение требует определённой подготовки и соблюдения правил техники безопасности.

В настоящее время в Саблино насчитывается 4 больших пещеры: Левобережная, «Жемчужная», «Штаны», «Верёвка», и несколько малых пещер: «Трёхглазка», «Пляжная», «Мечта», «Санта-Мария», «Графский грот», «Лисьи норы» (названия местные).

Посмотрите, пожалуйста, на экран, хочу продемонстрировать вам один из заповедников Ленинградской области.

Я рассказала и показала вам сегодня о заповедниках, и в частности про «Саблинский». К сожалению, в наше время на природу действует человек, и не самым лучшим образом. Я хочу с вами немножко поиграть, и таким образом узнать, что вы знаете о природе и умеете ли ее охранять. Для того, чтобы играть было интереснее разделитесь на 2 команды.

1 задание: Опрос

1.Самый лучший пернатый певец России? (соловей)

2. Самый музыкальный цветок? (колокольчик)

4. Какой водой нужно поливать комнатные растения? (теплой, отстоянной, дождевой)

5. Назовите лучшее время для пересадки растений? (весна)

6. Какое животное всегда при деньгах? (поросенок, у него всегда есть пятачок)

7. Подземная часть растения? (корень)

8. Книга-каталог охраняемых растений и животных (Красная книга)

9. Круглый, овальный или квадратный цветник (клумба)

10. Какой гриб носит название лесного хищного зверя? (лисичка)

11. Наглядное восприятие детьми объектов и явлений природы (наблюдение)

12. Ель, сосна, береза, ива – это одним словом… (деревья)

13. Кто на себе лес носит?(олень)

14. Сколько надо взять «а», чтобы получить птицу? (сорок-а)

2 задание: Поле чудес.

Дорогие ребята, каждая команда получает кроссворд, ваша задача разгадать его. Чья команда справится первой, зарабатывает очки.

ЗА П ОВЕДНИК

Р ЕКА

ОДУВАНЧ И К

СТ Р АУС

ПОД О РОЖНИК

ДОЖ Д Ь

МУР А ВЕЙНИК

Вопросы:

  1. Особо охраняемая природная территория (заповедник)
  2. Мне не сидится, не лежится,

Я - очень быстрая водица.

Стоять совсем я не могу —

И с горных склонов вниз бегу. (река)

  1. Шариком пушистым белеет в поле чистом, а дунул ветерок,- остался стебелек? (Одуванчик).
  2. Главная птица Австралии? (Страус)
  3. Какое растение лечит ссадины и раны? (Подорожник)
  4. Меня частенько

Просят, ждут,

А только покажусь,

Так прятаться начнут.

  1. Вот за пнем стоит бугорок,

А в нем – большой городок.

Что же это за городок? (муравейник)

3 задание: Загадки о природе

— Встал стеною до небес

Перед нами чудо… (лес)

— Дом прозрачен, как окошко,

В доме том живут рыбешки. (Аквариум)

— Снится ночью червяку

Чудо-юдо на суку:

Длинный клюв и два крыла…

Прилетит – плохи дела!

А кого червяк боится?

Угадали? Это… (птица)

— Большой подсолнух в небе,

цветет он много лет,

Цветет зимой и летом,

А семечек все нет. (солнце)

— Кто так громко все стрекочет,

Рассказать нам что-то хочет?…(стрекоза)

— Возле леса на опушке,

Украшая тёмный бор,

Вырос пёстрый, как Петрушка,

Ядовитый …. (мухомор)

— Листья желтые летят,

Падают, кружатся,

И под ноги просто так

Как ковер ложатся!

Что за желтый снегопад?

Это просто …

(листопад)

— Тук-тук-тук с утра весь день.

Как стучать ему не лень?

Может, он немного спятил?

— Тук-тук-тук, — в ответ нам …

(дятел)

— Длинные ушки, быстрые лапки,

Серый, но не мышка.

Кто это?..

(зайчишка)

— А как сумерки настали,

Нам по радио сказали,

Что и завтра он придет,

И польет нам огород.(дождь)

3) Организация окончания занятия.

Молодцы ребята, сегодня мы с вами узнали много нового.

На доске вы видите три кружка, красный, желтый и зеленый. Если информация была для вас новой, интересной и полезной, то прикоснитесь к зеленому кружочку, если вам скучно, можете подойти к желтому, ну и если вам было совсем плохо на занятии и ничего не понравилось прикоснитесь к красному.

На последок хочу попросить вас выполнить домашнее задание, нарисуйте, пожалуйста,дома запрещающий знак «Запрещено в заповедниках». А на следующем занятии мы рассмотрим ваши рисунки.

Приложение 1

Кроссворд

Вопросы:

1) Особо охраняемая природная территория

2) Мне не сидится, не лежится,

Я - очень быстрая водица.

Стоять совсем я не могу —

И с горных склонов вниз бегу.

3) Шариком пушистым белеет в поле чистом, а дунул ветерок,- остался стебелек?

4) Главная птица Австралии?

5) Какое растение лечит ссадины и раны?

6) Меня частенько

Просят, ждут,

А только покажусь,

Так прятаться начнут.

7) Вот за пнем стоит бугорок,

А в нем – большой городок.

Что же это за городок?

Татьяна Шараева
Конспект занятия по экологическому воспитанию «День заповедников и национальных парков»

Тема : День заповедников и национальных парков .

Интеграция образовательных областей :

"Познание", "Коммуникация", "Чтение художественной литературы"

Цель : Расширять представление детей о природе родного края

Задачи :

1. Объяснить уникальность северной природы, познакомить детей с Красной книгой, растениями и животными, занесенными в нее.

2. Познакомить с основами науки экологии , правилами охраны природы.

формировать бережное отношение к родной природе.

3. Воспитывать уважительное отношение к природе родного края.

Материал :

фотографии животных, растений, птиц занесенных в красную книгу Ямала;

наборы разрезных картинок с изображением животных, занесенных в красную книгу Ямала.

Словарь :

Красная книга, заповедник , экология .

Планируемые результаты :

Имеют представления о Красной книге; знают и называют животных, занесенных в Красную книгу;

Ход занятия

Воспитатель : - Сегодня ребята, мы совершим увлекательное путешествие в мир растений и животных! Просим вас занять свои места ! Поезд отправляется! (слайд 1) Куда? Догадайтесь. Отгадайте загадку и узнаете, куда нас сегодня умчит веселый поезд.

Загадка про тундру.

Здесь березы – по колени.

Щиплют мох стада оленьи.

Их пасет семьей каюр,

Чум у них из дымных шкур. (Тундра)

Воспитатель : - Правильно, ребята, мы отправляемся с вами в путешествие в тундру. Да, мы подъезжаем. (Слайд 2) Посмотрите, какая тундра? Какие растения растут в тундре? Много и разных голосов раздается в тундре. (Слайд 3) Слышите? (Птичьи голоса, живущие в тундре)

В конце июня, начале июля в птичьих гнездах появляются птенцы. Заботливые родители кормят их, обогревают и, конечно же, охраняют.

Чуть посторонний звук, шум - мамы начинают покидать свое гнездо. Уводят врагов от птичьего домика. Об этом должны помнить люди! Поэтому они не должны шуметь, включать громко музыку, чтобы не спугнуть маму с гнезда, не оставить малышей без родителей. Конечно, надо соблюдать и другие правила поведения в тундре. Кто из вас знает?

Не разорять птичьи гнезда!

Не брать птенцов из гнезда!

Не ломать ветки, не рвать цветы!

Не разжигать костер! (Слайды 4, 5 ,6)

Воспитатель : - Кого из зверей, жителей тундры, вы знаете?

А как вы думаете, хорошо ли живется всем живым существам в тундре? (Тундра чистая, хорошо дышится, тундра - дом для животных, в тундре животные находят корм.)

Как надо вести себя в тундре, чтобы не причинить вреда тундре и его обитателям?

В народе сеть такие поговорки о родной сторонке.

Поговорки о родной сторонке :

Тот свой край не любит, кто его природу губит.

Береги землю родную, как мать любимую.

Кто не сажал дерева, тому не лежать в тени.

Не все стриги, что растет.

Был бы лес, соловьи прилетят.

Воспитатель : - Солнце, воздух, вода, грибы, рыба, и все это – природа. Человек живет в природе, от природы зависит жизнь человека. (Слайд 7)

А как вы думаете, ребята, от человека зависит красота природы? (люди сажают леса, оберегают животных, кормят птиц, очищают реки и др.)

А всегда ли человек помогает природе? А может ли человек губить природу? (загрязняет реки, вырубает леса, отлавливает животных и др.)

Люди могут приумножить природу, а могут погубить оставшееся. Есть много примеров, когда человек не чтил законы природы, наносил огромный вред растительному и животному миру и целым экологическим системам . С лица Земли стали исчезать многие виды живых существ. Но замечательно то, что человек умеет исправлять свои ошибки. Более ста лет назад был издан закон, который позволил создать в нашей стране заповедники . Что же такое заповедник ?

Заповедник – это место , где природа живет по своим законам. Это место, где охраняются государством травы, цветы, ягоды. Грибы, деревья, кустарники, звери, птицы, насекомые, рыбы. (Слайд 8)

11 января по всей стране отмечается день заповедников и национальных парков . (Слайд 9)

В заповеднике людям запрещается рвать цветы, ягоды, грибы, ловить рыбу, охотиться на птиц и животных. В заповедник приходят только на экскурсию. Где знакомятся с красотой и богатством заповедных мест .

Воспитатель : - Ребята, а вы знаете, что в нашем родном крае – на Ямале – тоже есть заповедники ? Заповедники – это островки спасения природы от человека. Заповедники – это наше богатство, золотой фонд нашей страны, которым каждый из нас может гордиться.

Воспитатель : - Ребята, а как вы думаете, только ли в заповедниках надо беречь природу ? (ответы детей) .

Воспитатель : - Правильно, охранять родную природу надо в любом месте.

Воспитатель : - Редкие животные и растения охраняются законом. Но люди часто нарушают этот закон. Человек порой бывает, жесток по отношению к животным. Очень часто люди уничтожают их для своих целей : из шкур тигров и гепардов шьют шубы, из кожи крокодилов делают обувь и сумки, ремни и портфели; слонов убивают для того, чтобы из бивней сделать дорогие украшения; моржей убивают потому, что у них съедобное мясо, а из клыков делают красивые сувениры. Постепенно животных остается все меньше и меньше. Задумались люди : как же остановить это безумие.

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

И вот ученые решили издать Красную книгу. (Слайд 10) Почему именно Красную? Потому что красный цвет – это цвет надвигающейся опасности. Внимание! Остановись. Оглянись, подумай, человек! Подумай о природе! Не слишком ли вольно мы пользуемся ее щедростью?

Человек неразрывно связан с растительным и животным миром. Потеря какого-нибудь вида животного или растения ведет за собой разрыв звена в цепочке природных процессов. Исчезает одно – болеет другое – умирает третье.

В Красную книгу Ямала занесены (показ иллюстраций) белый медведь, морж, тюлень. (Слайд 11)

Птицы Ямала : стерх (белый журавль, малый или тундровый лебедь, краснозобая казарка.

Воспитатель : - Ребята, мы с вами сделаем свою Красную книгу, которая будет находиться у вас в группе. Будем пополнять ее картинками, иллюстрациями, чтобы каждый запомнил растения и животных на тревожных страницах Красной книги.

Мы узнали на этом занятии , что есть Красная книга, в которой перечислены редкие животные и растения. Если их не сберечь, то они исчезнут. Но не забывайте, бережно нужно относиться ко всей природе. Так давайте дружить так, как говорится в стихотворении :

Давайте, люди,

Дружить друг с другом,

Как птица с небом,

Как травы с лугом.

Как ветер – с морем.

Поля – с дождями,

Как дружит солнце со всеми нами!

К тому стремиться,

Чтоб нас любили

И зверь, и птица

И доверяли

Повсюду нам

Как самым верным своим друзьям.

Давайте, люди,

Беречь планету –

Во всей Вселенной

Похожей нету.

Во всей Вселенной

На всех одна.

Что будет делать

Без нас она?

И. Мазнин

Публикации по теме:

Красивейшая среди всех цветов. Роза-представитель рода "шиповник". Впервые их стали выращивать в древнем Риме. Первое упоминание о выращивании.

Решила в своей группе сделать куколок в разных национальных костюмах, так как я живу в Чувашии то начинать надо с куколки в чувашском и.

Наш МАДОУ Детский сад № 9 (корпус 3) в городе Учалы принял участие в Марше парков, посвященный экологии. Учредителем Марша парков являлся.

В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных.

11 января - день национальных парков и заповедников России

(сл.1)

Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы поговорим о нац. парках и заповедниках России.

(сл.2) Фадеева А.

***

Есть особый день в России,

Он природе посвящен.

Заповедникам красивым

И нац. паркам всем поклон.

Про сохранность дикой флоры

Нам сей праздник говорит,

Чтобы Родины просторы

Каждый смог бы оценить.

(сл.3) Курсков В.

***

День заповедников и парков

В стране сегодня отмечают,

И пусть в январский день не жарко,

Но всем нам душу согревают

О красоте природы мысли,

Так сохраним ее все вместе,

Леса, поля, низины, выси,

Вершины гор до поднебесья!

(сл.4)

- Заповедники – это особо охраняемые территории или акватории, на которых стараются сохранить природу в первозданном виде.

Для этого на территории заповедника полностью запрещена любая хозяйственная деятельность и туризм.

(сл.5)

Нац. парки - почти то же самое, что и заповедники, только в парках разрешен туризм.

(сл.6)

Всего в России 101 заповедник и 35 национальных парков.

Больше всего заповедников на территории Красноярского, Приморского и Хабаровского краев.

(сл.7)

День заповедников начал отмечаться с 1997 году по инициативе Центра охраны дикой природы и Всемирного фонда дикой природы.

(сл.8)

В 2016г. В.В.Путин издал указ о признании 2017г – годом заповедников и нац. парков.(зачитываем слайд)

(сл.9)

в России был образован первый государственный заповедник - Баргузинский. Так что в этом году у него юбилей – 100 лет!

(сл.10)

Первый национальный парк – Сочинский был открыт в целях сохранения уникальных природных комплексов , использования их в природоохранных, рекреационных, просветительных и научных целях и «Лосиный остров» в Москве.

Крупнейшие национальные парки: «Удэгейская легенда», «Юдыг Ва», «Тункинский», «Водлозерский», Шорский.

Конечно же, и в Подмосковье есть заповедники и нац. парки. Самый известный – «Лосиный остров» (выходят Воронова А., Азаров Е., Полякова К., Бахметьев М.)

(сл.11-12) Воронова А.

Несомненно, это самый известный у москвичей национальный парк-заповедник. «Лосиный остров» считается самым большим лесопарком на Европейском континенте, расположенным в городской черте. Его общая площадь достигает размеров почти в 117 тысяч квадратных километров.

Большую часть этого национального заповедника – порядка 80% - занимают лесные насаждения: березняки, хвойные и широколиственные деревья. Богато представлена и фауна, где в естественных условиях можно увидеть оленей и лосей, диких кабанов, ондатр и бобров, а также белок и даже норок.

И, несмотря на то, что расположен заповедник в пределах Москвы, вы сможете насладиться тишиной русской природы, сделать прекрасные фото, подышать свежим воздухом и прекрасно отдохнуть.

(сл.13-14) Азаров Е.

Следующий в нашем списке национальных заповедников Москвы – природный памятник «Серебряный Бор». Лесной массив произрастает на искусственно появившемся острове, расположенном в излучине Москвы-реки. Этот зеленый уголок столицы стал излюбленным местом отдыха москвичей. Памятником природы объявлен в 1991 году.

Свое название «Серебряный Бор», где в основном растут величественные сосны, получил из-за интересного природного явления, когда поутру, погожим днем сосны излучают свет, сравнимый с блеском тщательно надраенной серебряной утвари. К сожалению, в наши дни такое явление наблюдается довольно редко из-за сильно загрязненного воздуха в его окрестностях.

Сегодня в «Серебряном Бору» расположены коттеджи высоких государственных чинов и иностранных представительств, но здесь же имеется несколько пляжей, в том числе и для нудистов, различные развлекательные заведения, а также рестораны и кафе.

(сл.15-16) Полякова К .

Национальный заповедник Москвы – ландшафтный заказник «Теплый Стан» расположен на юго-западе города, на так называемой Теплостановской возвышенности. Интересно, что на сегодняшний день именно здесь находится высшая точка мегаполиса (253,4 метра над уровнем моря).

По территории национального парка протекает речушка Очаковка. Ее водный бассейн в этом районе вместе с истоком и всеми притоками, а также родник Холодный неподалеку от Коньково, которые известны по летописям 8-вековой давности, внесены в реестр памятников природы.

Местная фауна богата своими представителями. Здесь можно встретить кротов и белочек, зайцев и даже ласку. В лесопарке гнездятся дятлы, соловьи, дрозды, поползни и сойки.

Сегодня на этой территории оборудована зона отдыха «Тропарево» с прекрасной инфраструктурой: аттракционы, городок для детей, собранный из деревянных конструкций, «лягушатник» для водных процедур.

В глубине заказника расположены два родника – Тропаревский и Сергиевский Кукринского ручья. У истока последнего стоит часовня во имя Сергия Радонежского.

(сл.17-18) Бахметьев М.

Первый в нашем списке национальных заповедников Московской области – Приокско-Террасный биосферный резерват. Раскинулся он недалеко от подмосковного Серпухова. Местная флора включает в себя более 1000 видов растений, но основу лесных зон составляют сосны.

Здесь, в естественных условиях, можно встретить лосей и оленей, волков и лис, диких кабанов и даже рысь. В летний период на деревьях и в зарослях гнездятся зяблики, мухоловки, синички и ястребы. Большую часть местного ландшафта – порядка 92% - занимают лесонасаждения.

(сл.19) Четвериков А.

Приходится хранить природу под замком,

И пропускать туда народ лишь по билетам,

Заводы, фабрики, коммуникации кругом,

И спам на улицах, не только в интернете.

День заповедников и парков, Помни - ТЫ!

Начни с себя и расскажи всем детям,

Если растут на клумбочке цветы,

Их завтра может и не быть, на этом белом свете.

Выходят Тепикин Д., Зайченко К., Миронов М., Иванова В.

(сл.20-21) Тепикин Д.

Национальный заповедник Московской области – Государственный заказник «Журавлиная родина» - раскинулся на территории двух районов Подмосковья – Сергиево-Посадского и Талдомского. На географических картах России место обозначается как Дубнинский болотный массив.

Посещать «Журавлиную родину» рекомендуется с последней декады августа месяца и до последних чисел сентября, когда на местных лугах можно увидеть великое множество журавлей – по нескольку тысяч в день. Именно здесь они собираются в стаи, которые периодически взмывают ввысь и отправляются на зимовку в дальние страны. Зрелище незабываемое!

Было бы неверным сказать, что в другое время года здесь неинтересно. В те же теплые месяцы можно наблюдать за жизнью прекрасных журавлей, выходящих к водоемам или идущих по лесным тропкам, и даже появляющихся у рядом проходящих автотрасс. Опытные путешественники берут с собой бинокли, отправляясь на «Журавлиную родину». Так будет сподручней.

(сл.22-23) Зайченко К.

Национальный парк Завидова разместился на площадях Московской и Тверской областей, на так называемой Верхневолжской низменности. Международная организация ЮНЕСКО признала этот заповедник самым экологически чистым местом на Земле.

Государственный комплекс «Завидово» имеет богатую флору и фауну. В местных лесах растут лиственные и хвойные деревья, а также многочисленные кустарники и ягоды. В местном ландшафте присутствуют прекрасные луга и водоемы с редкими водными растениями. Есть места, выйдя к которым будто попадаешь в сказочный мир, знакомый многим из детских мультипликационных фильмов.

Местная фауна также представлена весьма широко, где только млекопитающих животных имеется порядка 41 вида. В озерах водятся сазаны, щуки, лещи, а также налимы, окуни и судаки.

(сл.24-25) Миронов М.

Этот огромный лесной массив расположен в Шатурском районе Московской области. Заповедник – часть древней Мещеры. Состоит он из сменяющих одна другую лесных дубрав, липовых рощ, сосняков, ареалов черной ольхи и множества других типов лесных насаждений.

Тут и там по всей территории находятся заболоченные места: верховые с растущей на них клюквой, переходные с тянущимися из трясины березками, низинные и сенокосные луга.

Как и на «Журавлиной родине», которую мы описывали выше, здесь можно встретить множество серых журавлей.

(сл.26-27) Иванова В.

Да, этот национальный парк расположен не непосредственно в Подмосковье, но близко от него. Этот национальный заповедник – прекрасное место для любителей активного отдыха и туризма, почему мы и решились о нем рассказать.

Само Плещеево озеро возникло еще в эпоху ледникового периода, а со времени его образования прошло порядка, только вдумайтесь, 30 тысяч лет – 300 веков!

В национальном парке богатое представительство флоры и фауны: 710 видов растительности (35 находятся в российской Красной Книге), более 60 видов животных и 200 видов птиц. Это место – действительно красивейший уголок нашей русской природы!

(сл.28) Ювкина С.

Как прекрасна наша зелёная планета,

Когда вокруг полно тепла и света.

Когда везде растут деревья и цветы -

Яркие большие, непревзойденной красоты.

Как хорошо, что есть места на планете,

Которые радуют душу взрослым и детям.

Где играют зверушки без всяких невзгод.

Где о них заботятся круглый год.

Так давайте поддержим в столь радостный день

Каждый листочек, цветочек, тигренка,

Кролика, зайца, слоненка и львенка,

Всех обитателей заповедных лесов,

Зелёных парков и прекрасных садов.

(сл.29) Солодихин Д.

Гринпис (англ. green peace - «зелёный мир») - международная неправительственная экологическая организация, созданная в 1971 году в Канаде. Она объединяет 28 национальных и региональных организаций в 47 странах Европы, Америки, Африки, Азии и Тихоокеанского региона. (Annual Report 2015).

В поле зрения организации находятся такие проблемы, как глобальное изменение климата, сокращение площади лесов от тропиков до Арктики и Антарктики, чрезмерный вылов рыбы, коммерческий китобойный промысел, радиационная опасность, развитие возобновляемых источников энергии (ВИЭ) и ресурсосбережение, загрязнение окружающей среды опасными химическими веществами, устойчивое сельское хозяйство, сохранение Арктики.

Гринпис использует прямые действия (акции и протесты), лоббирование и научные исследования для достижения своих целей.

Принципы организации:

    Независимость . Гринпис существует только на пожертвования граждан и частных благотворительных фондов, не принимает денег от государственных, коммерческих структур и политических партий. Гринпис ответственен за эффективное использование выделяемых средств и тратит их только на природоохранные проекты.

    Ненасильственность . Гринпис не приемлет никаких форм насилия в качестве метода достижения целей. Все акции - выражение мирного протеста, даже если эти действия выглядят неоднозначными. Гринпис никогда не отвечает на агрессию тем же, даже когда сталкивается с запугиванием или угрозой.

    Протест действием . Гринпис верит в протест, который приносит результаты, верит в то, что акции смогут вдохновить людей и организации и изменить их отношение к природе. Это далеко не единственный, но, наверное, самый заметный способ привлечь внимание к экологической проблеме и добиться нужных изменений.

(сл.30) Чернышов К.

Кра́сная кни́га - аннотированный список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и грибов.

Красная книга является основным документом, в котором обобщены материалы о современном состоянии редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных, на основании которых проводится разработка научных и практических мер, направленных на их охрану, воспроизводство и рациональное использование.

В Красную книгу заносят виды растений и животных, которые постоянно или временно растут либо обитают в естественных условиях на определенной территории (преимущественно территории отдельно взятой страны), и находятся под угрозой исчезновения. Виды животных и растений, занесенные в Красную книгу подлежат особой охране на всей отдельной взятой территории, которую охватывает конкретное издание Красной книги.

Красные книги бывают различного уровня - международные, национальные и региональные.

А теперь немного поиграем. Пока команда разгадывает кроссворд болельщики отгадают ребусы.

(сл.31) Кабан

(сл.32) Волк

(сл.33) Лиса

(сл.34) Крот

(сл.35) Тигр

(сл.36) Береза

(сл.37) Выдра

(сл.38) Зубр

(сл.39) Сокол

(сл.40) Снегирь

(сл.41) Сорока

(сл.42) Стриж

(сл.43)

А теперь команды меняются кроссвордами и проверяем.

Следующее задание командам – придумать и написать плакат-лозунг об охране окружающей природы, а болельщики отгадают пока голоса птиц Подмосковья.

(сл.44) Большой пестрый дятел

(сл.45) Ворон

(сл.46) Обыкновенная горлица

(сл.47) Озерная чайка

(сл.48) Перепел

(сл.49) Серый гусь

(сл.50) Снегирь

(сл.51) Сойка

(сл.52) Соловей

(сл.53)

А теперь посмотрим, что получилось у наших команд (демонстрируют свои плакаты-лозунги).

Молодцы! Вас просили подготовить 3 загадки про птиц Подмосковья, пожалуйста, начинаем.

И, наконец, последнее домашнее задание – конкурс пантомим! Кондратьев А.

(сл.54)

Заповедная природа,
Заповедный дивный край,
Радуга под небосводом -
Цвет любимый выбирай!

Эти чистые озёра,
Лес и реки, и луга
Под защитой государства -
Заповедны берега.

Здесь животные и птицы
По полям без страха бродят.
Сохраним эти крупицы,
Сохраним нашу природу!

(сл.55)

Спасибо за внимание.

Дополнительные задания

1 задание: Опрос

1.Самый лучший пернатый певец России? (соловей)

2. Самый музыкальный цветок? (колокольчик)

4. Какой водой нужно поливать комнатные растения? (теплой, отстоянной, дождевой)

5. Назовите лучшее время для пересадки растений? (весна)

6. Какое животное всегда при деньгах? (поросенок, у него всегда есть пятачок)

7. Подземная часть растения? (корень)

8. Книга-каталог охраняемых растений и животных (Красная книга)

9. Круглый, овальный или квадратный цветник (клумба)

10. Какой гриб носит название лесного хищного зверя? (лисичка)

11. Наглядное восприятие детьми объектов и явлений природы (наблюдение)

12. Ель, сосна, береза, ива – это одним словом… (деревья)

13. Кто на себе лес носит?(олень)

14. Сколько надо взять «а», чтобы получить птицу? (сорок-а)

2 задание: Вопросы

    Ветки каких деревьев можно встретить в бане? (берёза, дуб)

    Что есть у сосны, тополя, осины, а у берёзы нет? (буква о)

    Какой зверь в лесу знает, где находится мёд? (медведь)

    Какую часть дерева в старину очень боялись ученики в школе? (ветки, из которых делали розги)

    В названии какой птицы есть цифра 3? (стриж)

    От чего утки плавают? (от берега)

    Сколько ног у паука? (8)

    Первые весенние птицы (грачи)

    Что делает ёж зимой? (спит)

    Каркуша - это (ворона)

    Какая змея самая большая? (анаконда)

    Самое быстрое морское животное (дельфин, касатка)

    Какому дереву дети очень радуются зимой? (ель)

    Какие камни в море? (мокрые)

    Целый день летает, всем надоедает (муха)

    В пруду купался, а сух остался. (Гусь)

    Какие животные вылезают из кожи вон (змея)

    Рыжая плутовка (лиса)

    Он начинает неделю (понедельник)

    Первый весенний цветок (подснежник)

    Какая рыба напоминает шахматную фигуру? (морской конёк)

3 задание:

Вопросы викторины

1.Его производит обыкновенная корова.

2.В небольших количествах он очень полезен.

3.Когда его слишком много, это становится настоящим бедствием.

4.При попадании в водоемы он разрушается, рыба и другие водные животные начинают задыхаться.

5.Его необходимо компостировать.

(Навоз)

1. Из нее делают очень много игрушек.

2.Она бывает разноцветной, и ее очень трудно сделать.

3.Предметы, изготовленные из нее, мало весят.

4.Если ее поджечь, то появляется много черного дыма, который плохо пахнет.

5.Ее нельзя выбрасывать, т. к. она сама по себе в природе не разлагается.

(Пластмасса)

1.Ее изобрели китайцы.

2.У нас ее получают из дерева.

3.Она легко горит.

4.Из нее получается очень много мусора.

5.На ней обычно рисуют или пишут.

(Бумага)

1.Его делают из песка.

2.Чаще всего оно прозрачное.

3.Когда падает, оно разбивается.

4.Если его нагреть, оно становится тягучим, как тесто.

5.Брошенное в лесу, оно может стать источником пожара.

(Стекло)

1.Это то, чего много в городе, но мало в деревне.

2.Особенно много этого в промышленном городе, где много заводов и фабрик.

3.От этого люди болеют, много нервничают, громко кричат, и этого становится еще больше.

4.Его издают разные приборы, машины.

5.Он вызывает загрязнение воздуха и окружающей среды, если этого много, то это вызывает опьянение и действует как наркотик.

(Шум)

1.Этого почти не видно.

2.Этого очень много в промышленном городе, где работают фабрики и заводы.

3.От этого у людей бывает астма, бронхит, рак.

4.Это могут собрать на свои листья зеленые растения.

5.В городе, где этого много, не растут лишайники.

(Газовые отходы)

1.Это получается, когда что-то становится старым или ломается.

2.Это можно увидеть везде - в городе, в деревне, даже вдоль дорог.

3.Это можно сдать и получить деньги.

4.Из этого можно сделать что-то новое.

5.Это бывает цветным и за него можно получить деньги.

(Металлолом)

    Всегда черного цвета.

    Этого много в городе, особенно где есть заводы и фабрики.

    Это очень вредно.

    У человека вызывает болезни, а одежда его делается грязной.

    Этого много при горении.

(Сажа)

1.Это легче воды.

2.Это может плавать на воде и не тонет.

3.В речке этого много, когда в ней моют машины.

4.Это мешает дышать рыбам.

5.Это надо удалять с поверхности воды.

(Машинное масло)

Сценарный план проведения тематической беседы, посвященной

Дню заповедников и национальных парков

В рамках Года Экологии в России

Участники мероприятия: учащиеся МБУДО «ДШИ «Берёзка»

Ответственный: Сазонова М.П.

Ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья! Мы с вами собрались здесь сегодня, в первый учебный день после каникул, неслучайно. Наступил новый, 2017 год, и в нашей стране он официально объявлен Годом Экологии. Мы знаем, что обязанность каждого из нас - бережно относиться к окружающей среде, заботиться о сохранности наших богатых природных ресурсов, делать все для того, чтобы жизнь человечества не наносила вред живой природе.

В российском праздничном календаре вчера была особая дата. Кто знает, чем знаменит день 11 января? Это День заповедников и национальных парков. Праздник этот сравнительно «молодой» - впервые его начали отмечать в 1997 году по инициативе Центра охраны диких животных и Всемирного фонда дикой природы.

А почему именно 11 января принято отмечать этот праздник? Дело в том, что в этот день, сто один год назад, в 1916 году в России был образован первый государственный заповедник – Баргузинский, название которого произошло от реки Баргузин. Главной целью его создания стала охрана баргузинского соболя и других животных на Байкале. Сегодня этот заповедник является составной частью объекта Всемирного природного наследия «Озеро Байкал» вместе с остальными заповедниками и национальными парками, входящими в так называемое «заповедное ожерелье», включающее в себя, помимо Баргузинского, Байкальский, Байкало-Ленский заповедники, Забайкальский национальный парк. В Баргузинском заповеднике обитают , чёрношапочный , - всего 41 вид млекопитающих. В водах заповедника встречаются , и другие виды рыб.

Озеро Байкал… величайший водный заповедник, «колодец планеты», хранящий в себе до 70 процентов мировых запасов чистейшей питьевой воды. Это самое глубокое и древнее озеро в мире, уникальное природное явление, оно по праву считается одним из священных мест на планете. Среди всех озер на Земле Байкалу нет равных по возрасту, ему примерно 25 миллионов лет. По мнению ученых, большинство водоемов в среднем живут 10-15 тысяч лет. Среди озер земного шара Байкал занимает первое место по глубине, она составляет примерно 1800 метров! (это притом, что на Земле всего только шесть озер имеют глубину более 500 метров).

Давайте посмотрим краткий видеосюжет об удивительном озере.

Демонстрация видеосюжета 1

Ведущий: А теперь обратимся к названию нашего праздника. В нем есть слова «Заповедник» и «Национальный парк». А как вы думаете, в чем разница между заповедником и национальным парком?

Заповедник – это участок земли или водного пространства, охраняемый государством. Но заповедник – не просто охраняемая территория, а научное учреждение, при котором ведутся серьезные исследования о живой природе. Конечно, внутри заповедника строго запрещена любая деятельность, нарушающая природные комплексы или угрожающая их сохранности.

Национальный парк – это также территория, на которой охраняются уникальные объекты природы. Но от заповедника у национального парка есть существенное отличие: в парке разрешен допуск посетителей для отдыха. Первый в мире национальный парк основан еще в конце 19 века в США, а к 1982 году в мире создано более 1200 национальных парков и других охраняемых территорий.

А интересно, сколько же в нашей стране заповедников и национальных парков? Как вы думаете? На сегодняшний день в России насчитывается более 100 заповедников и более 35 национальных парков. И те и другие в сумме занимают около 3% всей площади России, Совсем немного, на первый взгляд, правда? А сохраняют они при этом 80% богатства растительного и животного мира!

На всей территории Российских природных заповедников запрещается использование земли, воды, недр, растительного и животного мира, так как они имеют особую ценность как образцы живой природы, типичные именно для этих мест, сохраняющие генетический фонд растительного и животного мира. Таёжные лесные массивы, чистые реки, суровые ледники – всё это позволяет сохранить допустимую для жизни человека экологическую обстановку в России.

И сейчас я хочу предложить вашему вниманию фрагмент замечательного видеофильма о дикой природе таежных лесов Приморья.

Демонстрация видеосюжета 2

Иногда под воздействием различных факторов природным зонам, чрезвычайно важным для жизнедеятельности человека, наносится серьезный урон. Возьмем, к примеру, лес. Порой мы не задумываемся, насколько велико значение леса для жизнедеятельности человека. А, между тем, неслучайно в старину на говорили: «Рядом с лесом жить - голодному не быть», «Лес - богаче царя», «Лес не только волка, но и мужика досыта кормит». Лес – это источник пищи, энергии, строительного материала, сырья для производства. Кроме того, в воздухе природных лесов присутствует более 300 наименований различных химических соединений, благотворно влияющих на живые организмы; леса активно преобразовывают атмосферные загрязнения.

Горько отзываются в нашей памяти лесные пожары в Центральной России летом 2010 года, вызванные аномальной жарой и отсутствием природных осадков. Стихийное бедствие понесло за собой удручающие последствия: погибли более 50 человек, были уничтожены более 1200 домов. За минувшее лето от пожаров пострадали, в общей сложности, около 130 населенных пунктов. Разрушительной силе огня противостоял срочно организованный Штаб по предупреждению и ликвидации лесных пожаров; жители населенных пунктов отчаянно боролись с пламенем, защищая свои дома. В тушении пожаров оказались задействованы ведущие активистские объединения городов и областей. Непосредственное участие в тушении принимал коломенский поисковый отряд «Суворов» во главе с его руководителем Ольгой Стружановой, которая предоставила нам эти кадры:

демонстрация видеосюжета 3

Казалось бы, стихийные пожары мало зависят от воли человека. Однако не стоит преуменьшать роль «человеческого фактора». Дело в том, что именно люди – причина подавляющего большинства возгораний в лесах и на торфяниках. Зачастую одна-единственная непотушенная сигарета может стать причиной трагедии.

Конечно, для нас с вами огромное значение имеет экологическая ситуация в нашем городе, ведь именно от неё зависит наш комфорт. Экология Коломны признается достаточно приемлемой для жизни людей, если сравнивать её с общей экологической ситуацией, наблюдаемой в Московской области. При этом с каждым месяцем экология Коломны претерпевает целый ряд серьезных негативных влияний со стороны многочисленных промышленных предприятий, а также увеличения количества автомобилей на наших дорогах. Выхлопные газы от транспортных средств загрязняют воздух в несколько раз активнее и мощнее, нежели выбросы заводов и промышленных комбинатов. Пагубное влияние на экологию Коломны имеет и загрязнение Москвы-реки и реки Оки. Но, надо отметить, что вопросам экологии Коломны в последние годы уделяется немало внимания. Выделяются дополнительные финансовые средства на строительство новых очистительных систем, строго контролируются выбросы в атмосферу вредных веществ. Но экология Коломны зависит и от каждого из нас. Ведь нет ничего проще, чем воспользоваться лишний раз общественным транспортом, а свой автомобиль оставить в гараже, не жечь листья на своем дачном участке, пользоваться пореже химическими средствами, разрушающими озоновый слой планеты и так далее.

Каждый может внести свой вклад в экологическую обстановку своего родного города, а объединенные усилия многих могут серьезно повлиять на состояние всей планеты. С 2010 года вступил в силу городской проект «Парки, сады и скверы г. Коломны», в котором приняли участие учебные учреждения города – школы, колледжи, институты.

А теперь послушайте внимательно мой рассказ и догадайтесь, о каком известном парке города Коломны идет речь:

В далеком 1949 году, когда огромная страна только-только начала приходить в себя после ужасающей Второй мировой воины, началось строительство ЭТОГО ПАРКА . Первые четыре тысячи деревьев были высажены весной, а впоследствии ПАРК был украшен более 30 тысячами кустарников и 8 тысячами деревьев со всех уголков нашей необъятной страны. Рядом с липами, березами, кленом появились лиственницы, каштаны, пирамидальные тополя. Зацвели яблони, груши, рябина, калина, сирень, жасмин. Совсем не зря местные жители называли ПАРК не иначе, как «Зеленое чудо города». Ну, что, догадались?

Да, речь идет о ПАРКЕ МИРА, любимым местом отдыха коломчан. В 1966 году начались масштабные работы по благоустройству и реконструкции Парка Мира в Коломне . В обустройстве парка принимали участие все горожане – от мала до велика, и уже через три года обновленный парк культуры и отдыха радушно встречал своих гостей. Примечательно, что при строительстве фонтана использовался опыт строительства фонтана в московском парке "Сокольники". Всего же за двадцать лет с конца сороковых по конец шестидесятых на территории парка Мира было посажено 8200 деревьев сорока пород и более 30000 кустарников со всех уголков страны (например, Сибири, Дальнего Востока, Украины). В результате уже более 60 лет сюда приходят дети и взрослые, более 60 лет Парк Мира в Коломне дарит людям покой и радость.

Ну вот и подходит к концу наша встреча, но перед тем как попрощаться, я хотела бы вам сказать, что 11 января в праздничном календаре – это не только День заповедников и национальных парков. 11 января – это еще и самая «вежливая» дата в году. В этот день отмечается Всемирный день «спасибо».

Всем известно с детства, что «спасибо» - слово «волшебное». Слово «спасибо» - устоявшееся сокращение от фразы «Спаси бог» – этой фразой на Руси выражали благодарность.

Мы прекрасно осознаем значение хороших манер, их необходимость в повседневной жизни, но большую часть благодарностей мы выражаем как бы на ходу, не задумываясь об их смысле. А между тем, слова "спасибо" и "пожалуйста" обладают магическими свойствами. Психологи считают, что слова благодарности – это знаки внимания, способные согреть своей теплотой.

Поблагодарите сегодня всех, кто рядом с Вами, всех, кого любите и цените. И помните: «спасибо» - это слово-светлячок!

Спасибо вам за внимание! До новых встреч!

Беседа

Назовите местные экологические проблемы вашего города. Что сделано и что планируется сделать для их решения?

2. Экологические проблемы России и попытки их решения:

· Опасность радиационного загрязнения окружающей среды. Чернобыльская авария показала опасность использования примитивных ядерных реакторов. Позднее была увеличена степень защиты реакторов от взрыва. Подземные атомные взрывы для решения народнохозяйственных целей были проведены на севере Пермской области в районе озера Чусовское. Строители хотели с помощью взрывов прорыть канал из Печёры в Каму, но из этой затеи ничего не вышло. Было проведено десять ядерных взрывов, из которых семь подземных и три приповерхностных взрыва. В результате возникли несколько огромных ям, наполненных радиоактивной водой. На севере области возросло количество людей, больных раком.

· . Огромный вред окружающей среде от использования минеральных удобрений и средств от вредителей растений, когда большая их часть попадает в водоёмы вместе со сточными водами. Было запрещено использовать самые вредные средства против вредителей растений.

· Загрязнение водоёмов стоками промышленных отходов и канализационными стоками. Чтобы этого избежать сегодня строят и используют пресную воду по замкнутому циклу, предлагают закачивать вредные стоки в шахтные пустоты.

· Засоление почвы в результате обильного орошения речной водой. Засоление почвы в результате обильного полива речной водой в древности произошло в Верхней Месопотамии. Озеро Арал в значительной степени высохло, и ветер разносит по окрестностям соль со дна озера. Это произошло в результате сокращения стоков рек, впадающих в озеро из-за того, что значительная часть воды ушла из рек в оросительные каналы. С целью удешевления строительства эти каналы были построены в виде канавы в песке, поэтому окружающие канал земли превратились в болото в пустыне. Чтобы уменьшить потерю воды нужно строить каналы с железобетонным дном или в форме железобетонной трубы. Полив недистиллированной речной водой в пустыне неизбежно приводит к засолению этой пустыни. Чтобы решить эту проблему в Израиле и Америке применяется капельное орошение при поливе овощей, когда пластмассовая трубка подходит к каждому растению, из которой вода сочится «капля за каплей».

· Строительство гидроэлектростанций в низменных районах, которое привело к затоплению самых плодородных земель. В Голландии земли отвоёвывают у моря, а в России их затопляют. Примером могут служить «энергетические каскады» на Волге и Каме. Чтобы избежать этого, сегодня рекомендуют строить гидроэлектростанции только в горах.

· Экологические проблемы в лесной отрасли. Много брошенной древесины остаётся на лесных делянках. В результате молевого сплава, когда деревья весной плывут сами собой до устья небольшой речки, и сплава в плотах много древесины тонет и отравляет воду продуктами гниения. Сегодня в России запрещён молевой сплав древесины.

· Крушение танкеров с нефтью или прорывы трубопроводов . Чтобы этого избежать, сегодня используются танкеры с двойным корпусом.

1. Атмосфера планеты Земля состоит из этого газа больше, чем наполовину.
2. Процесс, при котором зеленые растения, поглощая воду и углекислый газ, при участии солнечной энергии производят кислород.
3. Источник загрязнения атмосферы (средство передвижения).
4. Газ, необходимый для дыхания человека.
5. Организмы, частично нейтрализующие вредное воздействие загрязненной атмосферы.
6. Устройство в конструкции автомобиля, поглощающее угарны газ.
7. Вид органического топлива.
8. Защитное приспособление, позволяющее дышать в условия загрязненной атмосферы.
9. Более экологичное, по сравнению с бензином, топливо.

Какие существуют способы снижения выбросов угарного газа? В некоторых странах Европы заменяют автомобили электромобилями. Электромобили более дороги в эксплуатации, но жители идут на это, чтобы дышать более чистым воздухом.

В Дании, например, большая часть жителей городов ездит на велосипедах на работу, в магазин - полезно и для здоровья, и для чистоты воздуха.

Во многих странах в конструкции автомобилей предусмотрены специальные устройства - фильтры, которые задерживают часть вредных газов.

ВОПРОСЫ ВИКТОРИНЫ

1. Газ в составе атмосферы, доля которого составляет 78 %? (азот)
2. Погодное явление, способствующее очищению атмосферы? (дождь)
3. Есть ли в составе атмосферы ядовитые газы? (да)
4. Что такое озон? (газ в составе атмосферы, поглощающий ультрафиолетовое излучение)
5. Верхняя граница атмосферы проходит на высоте а) 10 км, б) 130 км, в) 500 км? (500 км)
6. Как называется газ, увеличение концентрации которого ведет к возникновению парникового эффекта? (углекислый газ)
7. Как называется густой туман, состоящий из смеси загрязняющих веществ, часто наблюдаемый в больших промышленных городах? (смог)
8. В каком агрегатном состоянии находится вода в атмосфере? (твердом, жидком, газообразном)
9. Почему дожди называют "кислыми"?