Правоохранительная политика как основа модернизации правоохранительной деятельности. Мораль, политика и правоохранительная деятельность Сущность, особенности и механизмы реализации правоохранительной политики государства

Понимают определенную направленность его деятельности. Функции государства конкретизируют его социальное назначение.

Есть несколько подходов к пониманию функций государства, но большинство ученых придерживается наиболее разработанной теории, согласно которой функции государства подразделяют на внешние (обеспечить независимость государства вовне) и внутренние (обеспечить верховенство власти внутри страны и заведование общими делами).

Внутренние функции государства:

  • хозяйственная - организация и регулирование экономической жизни;
  • стабилизационная — поддержание стабильности и мира в обществе;
  • координационная - обеспечение общественного согласия и единства;
  • социальная - социальное обеспечение, справедливое распределение благ;
  • культурно-воспитательная — поддержка культуры и духовных ценностей;
  • правовая - нормотворчество, защита конституционного строя, прав, законности;
  • экологическая - охрана природы, обеспечение здоровой окружающей среды.

Внешние функции государства:

  • отстаивание национальных интересов на международном уровне — обеспечение взаимовыгодного международного сотрудничества, координация усилий в решении глобальных проблем человечества, обеспечение работы ряда над государственных организаций — ООН, Совета Европы и т.д.;
  • организация обороны и охрана государственной безопасности - защита государственного суверенитета, осуществление военных действий против других государств и т.п.

Внутренние функции государства

Внутренние функции государства делятся на:

  • основные;
  • неосновные.

Основными называют функции, которые может осуществлять только государство.

Обеспечение общественного порядка, безопасности, прав и свобод граждан , в том числе:

  • борьба с преступностью;
  • учет и регистрация населения;
  • предотвращение различных катастроф;
  • меры для ликвидации последствий стихийных бедствий.
  • Установление и охрана общих правил социальной жизни: экономических, политических и других социальных отношений (гражданское законодательство, трудовое законодательство и т. д.).
  • Валютно-финансовое регулирование (особо выделяется эмиссия — выпуск денег).
  • Бюджетное регулирование, сбор налогов, пошлин; распределение доходов и расходов в бюджете.

Неосновные функции можно подразделить на традиционные (исторически сложившиеся) и «новые», возникшие в XX веке.

Традиционные функции выполняют не все государства. Они неодинаковы, каждое государство имеет свои исторически сложившиеся функции.

В России к традиционным функциям можно отнести:

  • управление транспортом и связью;
  • управление образованием и здравоохранением;
  • зашита неполноценных лиц и помощь им;
  • управление средствами массовой информации.

Иногда некоторые традиционные функции становятся избыточными, и государство отказывается их выполнять. В частности, так произошло с управлением средствами массовой информации, в России они были приватизированы, и сейчас государство номинально управляет на телевидении только двумя каналами: Первым — как акционер — и 2-м (канал «Россия»).

В число «новых» функций входят следующие.

  • Государственное предпринимательство. Государство непосредственно занимается производством в оборонной сфере и в других сферах, где оно от имени общества должно осуществлять контроль за производством. Данная функция была основной в социалистических странах, там государство было и собственником, и предпринимателем.
  • Влияние на экономические процессы для поддержания стабильного развития народного хозяйства. Государство осуществляет данную функцию как экономическими, так и административными мерами.
  • Социальные услуги. Под влиянием борьбы трудящихся государство занимается социальным обеспечением, то есть выплачивает различные пенсии, пособия многодетным семьям, по безработице, жилищное пособие малоимущим и т. д.

Внешние функции государства

Внешние функции государства

  • Использование вооруженных сил дня решения внешнеполитических задач государства.
  • Реализация геополитических и глобальных интересов страны посредством дипломатической деятельности. Геополитические интересы связаны с соседними государствами, глобальные касаются положения во всем мире (нераспространение ядерного оружия, экологические проблемы).
  • Стимулирование международной экономической деятельности, зашита и поддержка экономических интересов страны за рубежом.
  • Защита экономическою пространства от неблагоприятных внешних влияний на экономику (таможня; система мер, регулирующих импорт и экспорт).

Внешние функции — основные, так как их осуществляет только государство.

Внутренние функции

В современный период Российскому государству присущи следующие основные внутренние функции : экономическая, политическая, социальная, фискальная, экологическая, правоохранительная.

Экономическая функция

В теории государства и права советского периода эта функция обозначалась как хозяйственно-организаторская. Ее роль была велика в силу полного огосударствления экономики, что, как мы отмечали ранее, привело к негативным для нее последствиям — экономическому кризису (стал проявляться со второй половины 70-х годов XX в.), который привел, в свою очередь, к кризису во всех сферах жизнедеятельности общества.

В 1980-е годы эта функция несколько сместилась в сторону некоторого расширения самостоятельности предприятий, но это не дало ожидаемого результата. С начала 1990-х годов в России экономическая функция государства резко изменилась: государство, по существу, устранилось от экономики, пустив ее в стихию рыночных отношений. Однако и такой подход как другая крайность не принес положительного эффекта.

Как показана практика, указанные крайние подходы не способствуют эффективному развитию экономики. В настоящее время намечаются тенденции изменения экономической функции государства в сторону большего его вмешательства в экономику в разумных пределах, позволяющих, с одной стороны, должным образом стимулировать труд, а с другой — не допускать перекосов, приводящих к закрытию предприятий, безработице, вывозу капитала за рубеж в ущерб национальным интересам, ликвидации высокоразвитых отраслей экономики и др.

В условиях демонополизации экономическая функция охватывает следующие направления государственной деятельности:

  • реальная поддержка производителей, в том числе малого предпринимательства (субсидии, льготное налогообложение, отстаивание интересов российских компаний на внутреннем и мировом рынке и т. д.);
  • преимущественная поддержка стратегических, высококонкурентных на мировом рынке и социально значимых для России производств (создание специальных зон, таможенная политика);
  • целенаправленная инвестиционная политика (привлечение отечественного и иностранного капитала);
  • создание эффективного экономического механизма аграрного сектора, и прежде всего обеспечение права частной собственности на землю;
  • постепенное снижение темпов инфляции и торможение роста цен;
  • подготовка и переподготовка кадров; приостановление процесса «утечки мозгов».

Политическая функция

Это направление деятельности государства в политической сфере. Она имеет своей стратегической направленностью создание жизнеспособного демократического общества и обеспечение народовластия в различных формах. Об этом подробнее пойдет речь в других главах учебника.

Социальная функция

Социальная функция — это направление деятельности государства в социальной сфере. В ст. 7 Конституции РФ отмечается, что Российская Федерация — социальное государство.

Исходя из смысла этой статьи следует, что содержание данной функции состоит:

  • в обеспечении всех граждан Российской Федерации. Особое внимание при этом государс тво должно уделять жизненному уровню социально наименее обеспеченных слоев населения (пенсионеров, студентов, инвалидов и др.) путем выплаты пенсий, пособий, стипендий, создания и деятельности домов для престарелых, оказания иных видов социальной помощи. Для реализации социальной функции необходимо смягчение и преодоление таких издержек нынешнего переходного периода, как бедность, углубление неравенства и рост безработицы. Государству следует уделить внимание более равномерному распределению бремени экономических трудностей между различными группами населения;
  • охране здоровья населения путем создания медицинских учреждений, контроля за чистотой окружающей среды, качеством продуктов питания, обеспечения населения лекарствами;
  • охране детства, материнства, отцовства путем создания сети дошкольных учреждений, детских домов, интернатов, оказания помощи нуждающимся семьям и др.;
  • гарантировании минимальной оплаты труда путем установления соответствующего размера такой оплаты;
  • на всех предприятиях вне зависимости от форм собственности путем установления соответствующего законодательства и контроля за его соблюдением;
  • оказании помощи населению в экстремальных ситуациях (наводнение, землетрясение, пожар, вооруженный конфликт, притеснения по национальному признаку и др.) путем создания условий для деятельности страховых институтов, предоставления жилья, выплат единовременных пособий и др.

Составной частью социальной функции является деятельность государства по развитию культуры, науки и образования (в юридической литературе эта деятельность обозначается как отдельная функция).

Развитие науки реализуется:

  • созданием благоприятных условий для творческой деятельности научных коллективов и для свободной состязательности различных научных школ;
  • путем создания и поддержки научных институтов, лабораторий, испытательных полигонов, финансирования научных исследований, подготовки научных кадров, проведения конференций и т. д.
  • поддержкой приоритетного развития фундаментальных теоретических исследований и принципиально новых технологий.

Развитие культуры реализуется путем поддержки искусства, литературы, театра, кино, музыки, живописи; развития физической культуры и спорта; совершенствования работы радио, телевидения и других средств массовой информации; сохранения историко- культурных памятников, исторических комплексов, заповедных территорий, архивов, музеев, библиотек.

Развитие образования реализуется путем создания государственных образовательных учреждений и условий для негосударственных образовательных учреждений, улучшения качества образования во всех образовательных заведениях.

Экологическая функция

Основное содержание экологической функции заключается в охране природы и рациональном использовании природных ресурсов. Для реализации этой функции государство должно координировать и контролировать деятельность всех предприятий, учреждений, конкретных лиц в области охраны окружающей среды, регулирования природопользования, обеспечения экологической безопасности. Экологическая функция должна способствовать оздоровлению и улучшению качества окружающей среды, сохранению природных ресурсов.

Фискальная функция (функция налогообложения и взимания налогов)

Следует отметить, что перед рассматриваемой функцией стоит не только задача оптимального сбора налогов в казну, но и задача регулирующего воздействия на экономику.

Правоохранительная функция

Она включает в себя деятельность государства по трем важнейшим направлениям:

  • охрана прав и свобод граждан;
  • охрана всех форм собственности;
  • охрана правопорядка.

Каждый из этих неразрывно связанных между собой компонентов содержания этой триединой функции в настоящее время претерпевает существенные изменения.

Так, в правовом государстве (а именно таковым по Конституции является Россия) права и свободы граждан являются высшей ценностью общества. Как известно, ранее этот принцип не признавался.

Деятельность государства по обеспечению правопорядка также претерпевает изменения. В настоящее время от властей, прежде всего силовых структур, требуется принятие жестких, быстрых и решительных мер по своевременному предотвращению и пресечению бандитских вылазок террористов.

Внешние функции

Основными внешними функциями являются: оборона страны, обеспечение мира и поддержание мирового порядка, международное сотрудничество.

Функция обороны страны

Вооруженные Силы в соответствии с этой функцией предназначены для отражения агрессии, направленной против государства, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории страны, а также для выполнения задач в соответствии с ее международными договорами.

В каждом государстве на содержание вооруженных сил выделяется значительная доля государственного бюджета. И пока тенденций к сокращению расходов не просматривается. Это во многом объясняется сложной политической обстановкой в мире, что наглядно видно по событиям, произошедшим в Югославии в 1999 г., когда эта страна подверглась бомбардировкам силами НАТО, по событиям в Ираке, куда вторглись американские войска с войсками союзников, не имея на то соответствующих международных полномочий.

Функция обеспечения мира и поддержания мирового порядка

Без реализации данной функции будущего у человечества нет. Новая мировая война приведет к гибели цивилизации. В свою очередь, локальные военные конфликты могут привести к глобальному военному противостоянию.

Международное сотрудничество

Эта функция реализуется путем развития многосторонних связей с другими государствами, заключения договоров в различных сферах жизни мирового сообщества.

В юридической литературе функция международного сотрудничества разделяется на ряд более узких функций, например функцию сотрудничества и укрепления связей со странами СНГ, функцию сотрудничества с другими странами в решении глобальных проблем и др.

Функция сотрудничества и укрепления связей со странами СНГ возникла у Российского государства с образованием Содружества Независимых Государств.

Осуществляя рассматриваемую функцию, Российское государство выступает за укрепление содружества, прежде всего:

  • по линии формирования экономического союза;
  • системы коллективной безопасности;
  • совместной охраны границ;
  • комплексного решения проблемы соблюдения на всей территории бывшего СССР международно признанных стандартов в области прав человека и национальных меньшинств, гражданства и зашиты переселенцев;
  • заботы о россиянах, оказавшихся за пределами Российской Федерации;
  • создания единого информационного пространства.

Следует отметить, что при реализации данной функции могут возникнуть и новые проблемы для России. Очаги конфликтов вблизи се границ, затяжной кризис экономики, да и самой государственности в ряде стран СНГ создают серьезную угрозу безопасности нашей страны.

Важной стороной функции международного сотрудничества является взаимодействие России с другими странами мирового сообщества в решении глобальных проблем, затрагивающих интересы каждого народа и человечества в целом. Это — проблемы освоения космоса и безопасности планеты, защиты Мирового океана, охраны растительного и животного мира, предотвращения и ликвидации последствий крупных производственных аварий, катастроф, борьбы с эпидемиями и наиболее опасными болезнями и т. д.

В качестве отдельных внешних функций также можно выделить:

  • функцию борьбы с международным терроризмом;
  • экологическую функцию.

Эти функции по своему содержанию являются и внешними, и внутренними.

18.1.Сутнисть, особенности и механизмы реализации правоохранительной политики государства

18.2.Правоохоронни, правозащитные, судебные органы и их роль в реализации государственной правоохранительной политики (государственной политики в сфере охраны порядка)

Сущность, особенности и механизмы реализации правоохранительной политики государства

Согласно Конституции Украины, человек, его жизнь, здоровье, честь, достоинство признано наивысшей социальной ценностью. Такая задекларованисть определяет содержание и направленность деятельности государства и всех его органов по утверждению, обеспечения и гарантирования прав и свобод человека.

Для правового демократического государства признания и практическое осуществление прав и свобод человека и гражданина, обеспечения их защиты - одна из приоритетных функций. Правоохранительная функция является ведущей в системе внутренних функций государства и предусматривает гарантированную защиту прав и свобод граждан путем установления эффективного правового порядка, обеспечение законности, защиту национальной безопасности.

Правоохранительная функция реализуется через правоохранительную политику государства, которая является составляющей государственной политики.

Правоохранительная политика - это отдельный вид деятельности правительства и других общественных институтов общенационального и местного уровней, направленный на:

Защита и охрану конституционных ценностей украинского государства и общества;

Обеспечение принципа верховенства права;

Защита установленных Конституцией общественного строя, территориальной целостности;


Защита прав и свобод человека, охране правового порядка, восстановление нарушенного права, выявление и расследование преступлений.

Суть правоохранительной политики заключается в целенаправленной деятельности властных структур и органов государственного управления различных уровней, направленных на обеспечение правопорядка, как объективной потребности развития государства и общества, на предотвращение и пресечения правонарушений.

Важным направлением государственной правоохранительной политики является формирование правовой безопасности, которая является общезначимой ценностью, отвечает интересам общества и граждан. Категория "правовая безопасность" занимает приоритетное место в системе национальных ценностей. Она является фундаментальным принципом построения правовой системы, отраслей права и их институтов с точки зрения обеспечения безопасного функционирования и развития общественных отношений. Доминирующим в системе безопасности является создание условий для безопасного существования личности, реализации ее прав и свобод. Итак, государство должно гарантировать неукоснительное соблюдение законов, реализацию принципа законности, безопасности индивида в обществе, обеспечивать оптимальный баланс между защитой демократических институтов, общих интересов и защитой прав и свобод личности. Эффективная деятельность государства (и общества) по созданию безопасных условий существования обеспечивает естественное функционирование и развитие общественных отношений. Государство должно гарантировать такие средства, способы и формы деятельности правоохранительных и судебных органов, которые бы обеспечивали соблюдение прав и интересов лиц.

Государственная правоохранительная политика направлена также на обеспечение общественного порядка и общественной безопасности, гарантирует устранение определенных опасностей как для всего общества, так и для отдельных граждан. Важным является разграничение понятий "общественный порядок" и "общественная безопасность". Общественный порядок это система отношений, совокупность установленных правил, определенный порядок, сформировались в обществе и отвечают интересам государства и всех его граждан. Общественная безопасность - это система отношений, которая формируется в процессе предотвращения и устранения угрозы жизни, здоровью граждан, их имуществу. Общественная безопасность - это состояние, когда гражданам не грозит никакая опасность, нет угрозы нарушения нормального функционирования государственных и негосударственных организаций.

Правовыми основами реализации государственной политики в сфере защиты прав и свобод граждан, интересов общества и государства является Конституция Украины, Законы Украины: "О милиции", "Об оперативно-розыскной деятельности", "О службе безопасности", "О доступе к судебным решениям" , "О судоустройстве Украины", "О Конституционном Суде Украины", "О прокуратуре", "О Высшем совете юстиции", "О государственной исполнительной службе", "Об Уполномоченном Верховной Рады Украины по правам человека", "О государственной охране органов государственной власти Украины и должностных лиц "," Об организационно-правовых основах борьбы с организованной преступностью "," О мерах противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров и злоупотребления ими "," О государственной защите работников суда и правоохранительных органов ". Указы Президента Украины "О Национальной программе борьбы с коррупцией", "О совершенствовании координационной деятельности правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и организованной преступностью", Постановления Кабинета Министров Украины "О государственной службе охраны при МВД", "Об утверждении типовых положений о службе по делам несовершеннолетних "и другие.

Средства, которые используют органы государственного управления для обеспечения реализации прав и свобод человека и гражданина, формирования правовой безопасности, общественной безопасности и общественного порядка, по своим форме и содержанию должны разносторонний характер и зависят от компетенции органов и места, которое они занимают в системе исполнительной власти. Широкие полномочия в сфере обеспечения прав и свобод граждан, в формировании безопасности имеет высший орган в системе исполнительной власти - Кабинет Министров Украины. Защита прав и свобод человека - приоритетное направление деятельности правительства. Ее исполнение осуществляется в основном через процесс руководства и непосредственного контроля за работой министерств, центральных органов исполнительной власти, местных государственных администраций, а также через издание специальных постановлений и распоряжений. Деятельность правительства по реализации прав и свобод граждан, формирование правовой, гражданской безопасности, общественного порядка должно основываться на принципах верховенства права, законности, разделения государственной власти, коллегиальности, научности, гласности.

Составляющей государственной правоохранительной политики гарантии (гарантированность) реализации прав и свобод человека и гражданина, предусматривает условия, средства, способы, которые обеспечивают в полном объеме охрану прав и свобод личности. Поэтому спецификой деятельности исполнительной власти в отношении прав и свобод граждан является гарантированность их реализации. Ведь провозглашение каких-либо прав и свобод человека и гражданина, даже закрепление их соответствующими правовыми актами государства, ничего не стоит без реальных гарантий осуществления и реализации. Понятие гарантированности означает совокупность объективных и субъективных факторов, направленных на практическую реализацию прав и свобод и на устранение возможных препятствий для их надлежащего.

Гарантии прав человека и гражданина предусматривают обеспеченность мерами, указанными в внутригосударственном и международном законодательствах. Внутригосударственные институты защиты прав граждан - это система социально-экономических, культурных, политических и правовых средств и условий, обеспечивающих непосредственную защиту прав человека и гражданина. Важное значение в практической реализации прав и свобод гражданина приобретает система специальных юридических гарантий, среди которых ведущее место занимают административно-правовые. Следовательно, юридические гаранты прав и свобод личности, как нормативно-правовые средства их обеспечения, - это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих нормативно-правовых и институционально-организационных гарантий обеспечения реализации, охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина.

Нормативно-правовые гарантии обеспечения прав и свобод граждан - это совокупность правовых норм, определяющих объем прав, свобод, обязанностей граждан, а также средства, установленные для их реализации и охраны, от нарушений. То есть это установленные законом и нормами права средства, которыми охраняются и защищаются права граждан, прекращаются и устраняются их нарушения, восстанавливаются нарушенные права. Институционально-организационные гарантии обеспечения прав и свобод граждан - это предусмотренные в нормативно-правовых актах общественно-политические институты, на которые возложены соответствующие функции и полномочия по организации и осуществлению юридического обеспечения реализации, охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина. Нормативно-правовые и институционально-организационные гарантии обеспечения прав и свобод - тесно связаны, поскольку в нормативных актах подробно регламентируется деятельность государственных и общественных институтов по организации и осуществлению деятельности, направленной на обеспечение прав и свобод.

В институционально-организационном аспекте ведущая роль в обеспечении прав и свобод человека и гражданина принадлежит Президенту Украины, который, согласно ст. 102 Конституции Украины, является гарантом прав и свобод человека и гражданина. Реализация этих полномочий Президента осуществляется через инициирование законов, издания указов, направленных на обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Полномочия главы государства в сфере защиты прав и свобод граждан воплощено в праве вето в отношении принятых Верховной Радой Украины законов, в праве Президента отменять акты Кабмина, решения глав местных государственных администраций, некоторые другие нормативные акты в случае нарушения ими прав и свобод личности в Украине.

Полномочия Президента как гаранта прав и свобод человека и гражданина, реализуются также через деятельность таких органов как: Секретариат Президента; Комиссия при Президенте Украины по вопросам гражданства; Управление по вопросам помилования; отдел писем и приема граждан при Секретариате Президента. Основная цель указанных органов - усиление гарантий соблюдения прав граждан.

Институтами, которые обеспечивают реализацию гражданских прав и свобод, гарантирующих их защиту, является институт Уполномоченного Верховной Рады по правам человека, Комитет Верховной Рады Украины по вопросам правовой политики, правоохранительные, правозащитные органы, органы правосудия. Важную правозащитную функцию выполняют негосударственные образования и формирования (общественные правозащитные организации; общественные формирования по охране общественного порядка и государственной границы; правозащитные движения).

Рассмотрим подробнее особенности реализации правоохранительной политики через правоохранительную, правозащитную деятельность и осуществление правосудия.

Правоохранительная деятельность направлена на обеспечение принципа верховенства права в обществе. Правоохранительная деятельность - важная составляющая внутренней государственной политики, общие принципы которой определяет Верховная Рада Украины. Правоохранительная деятельность обеспечивает эффективность украинского государства.

Приоритетными задачами правоохранительной деятельности являются:

Защита установленного Конституцией Украины общественного строя государства;

Защита политической системы;

Защита прав и законных интересов граждан, предприятий, учреждений, организаций, субъектов всех форм собственности;

Противодействие возникновению нежелательных в обществе отношений, конфликтных проявлений.

Особое место в системе целей и задач правоохранительной деятельности занимает защита прав и свобод человека, его безопасности, жизни, чести, достоинства, неприкосновенности.

Правоохранительная деятельность - это государственная правомерная деятельность, основная цель которой - охрана прав, восстановления нарушенного права.

Составной правоохранительной деятельности есть специальная правоохранительная деятельность, суть которой заключается в приоритетном исполнении правоохраны конституционного порядка, национальной безопасности, выявлении, расследовании, пресечении преступлений, исполнении наказаний. Специальная правоохранительная деятельность реализуется через деятельность спецслужб и является инструментом осуществления руководства государства в решении вопросов политической, экономической, информационной, финансовой безопасности.

Правоохранительная деятельность государства осуществляется через систему правоохранительных органов. В Законе Украины "О государственной защите работников суда и правоохранительных органов" перечислены правоохранительных органов, к которым относятся:

Органы прокуратуры;

Органы внутренних дел;

Органы службы безопасности;

Органы военной службы правопорядка в Вооруженных силах Украины;

Таможенные органы;

Органы охраны государственной границы;

Органы и учреждения исполнения наказаний;

Органы государственной налоговой службы;

Органы государственной контрольно-ревизионной службы;

Органы рыбоохраны;

Органы государственной лесной охраны;

Другие органы, которые осуществляют правоприменительные или правоохранительные функции.

Гарантированность прав и свобод человека и гражданина характеризуется наличием эффективного правосудия - неотъемлемого атрибута демократического правового государства. Эффективное правосудия - квинтэссенция регуляционный и охранительной функций государства. Через правосудия граждане могут отстаивать свои права. Правосудие - это государственная деятельность, которую осуществляет суд рассмотрением и решением гражданских, уголовных, хозяйственных и административных дел в судебных заседаниях в особой, установленной законом, процессуальной форме. В Законе Украины мПро судоустройстве Украины "отмечается, что основным назначением суда является обеспечение защиты гарантированных Конституцией прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов юридических лиц, интересов общества и государства. Судебная деятельность является разновидностью юрисдикций - ной деятельности, которой присущи признаки и порядка, и правозащиты.

Основная цель судебной деятельности - осуществление правосудия, объединяет такие формы судопроизводства как конституционное, административное, хозяйственное, гражданское, уголовное. Суды обеспечивают правовую защиту конституционных и других правовых ценностей. Судебная деятельность - универсальный механизм по защите и охране прав, восстановления нарушенных прав, прекращения нарушения права, рассмотрения споров в суде. Механизм административно-правового обеспечения прав и свобод человека и гражданина охватывает прежде всего административное правосудие, деятельность административных судов, а также всю судебную систему в сфере защиты прав и свобод граждан. Судебная защита прав и свобод человека и гражданина рассматривается как вид государственной защиты, который должен обеспечивать государство в соответствии с ч. 2. ст. 55 Конституции Украины. Право на судебную защиту предполагает гарантии эффективного восстановления в правах через осуществление правосудия.

Важной функцией демократического государства является обеспечение охраны и защиты прав граждан через правозащитные организации, которые независимы от государственных органов, а также через отдельные государственные органы. им присуща открытость, демократичность. Правозащитная деятельность заключается в предоставлении правовой помощи гражданам, юридическим лицам, иностранцам, лицам без гражданства. Субъектами правозащитной деятельности являются: общественные организации (например, правозащитные организации, объединения по защите прав потребителей); предпринимательские структуры (частные предприниматели, юридические лица), оказывающих разнообразные юридические услуги; государственные органы (органы юстиции, Уполномоченный BP по правам человека); адвокатура; нотариате.

Направленность деятельности правоохранительных, правозащитных, судебных органов определяется пятью основными задачами:

1) сохранение и охрана существующего конституционного строя;

2) защита конституционных прав и свобод граждан;

3) защита правомерных интересов отечественного производителя;

4) борьба с преступностью;

5) целенаправленное развитие системы судебной и правоохранительной деятельности.

Важными факторами эффективности судебной, правоохранительной и правозащитной деятельности, как составляющих внутренней государственной политики, является высокий уровень компетентности и профессионализма персонала уполномоченных органов, а также совершенство исполнения организационно-управленческих функций.

Специфической особенностью правоохранительной деятельности в современных условиях является применение ее как средства управления и контроля за социальной сферой, за развитием хозяйственной деятельности, за ходом социально-экономических процессов. Наблюдается расширение влияния органов, юридической

практики на функционирование банковско-финансовой сферы, на деятельность различных отраслей народного хозяйства (таких как топливно-энергетический комплекс, транспортные перевозки), а также на процессы приватизации, на управление предприятиями, в уставном фонде которых доля государственных средств. Однако следует указать, что предусмотрен лишь влияние правоохранительных органов на экономические, финансовые, технические решения, принимаемые в процессе социального управления. Такое воздействие правоохранительных органов имеет предупреждающее действие. За обнаружения контрабанды, прекращение выпуска некачественной продукции правоохранительные органы (органы прокуратуры, службы безопасности, таможенные органы, пограничные войска, органы внутренних дел, адвокатура) способствуют решению одной из ключевых проблем экономики - защиты отечественного производителя, преодолению негативных товарообменных отношений. Такая направленность правоохранительной деятельности против нежелательных социально-экономических явлений, приостановлении противоправных действий имеет конструктивный характер и положительно влияет на политические процессы.

Эффективность государственной правоохранительной политики изрядно зависит от взаимодействия органов защиты правопорядка, объединение их усилий по борьбе с преступностью и с целью защиты прав и свобод граждан. Такая координация правоохранительной деятельности - одна из управленческих функций, объединяет и систематизирует усилия правоохранительных и других государственных и негосударственных органов и учреждений для достижения основных задач по борьбе с преступностью. Сущность координации состоит в объединении усилий правоохранительных органов в борьбе с преступностью, прежде всего организованной, в предотвращении ей, в согласовании действий, соблюдении законодательства.

Основными формами координации правоохранительной деятельности являются:

1) разработка и осуществление специальных операций;

2) совместные оперативные совещания;

3) создание совместных следственно-оперативных групп;

4) обмен информацией;

5) общий анализ информации;

6) совместные выезды в регионы (районы, области);

7) введение и использование единых банков данных;

8) проведение совместных семинаров, совещаний, конференций;

9) издание организационно-распорядительных документов;

10) обмен опытом.

Координация управления правоохранительными органами является неотъемлемой составляющей государственной политики и предусматривает формирование конкретных целей, обеспечения согласующих действий, определения содержания тактических операций.

Учитывая активизацию международного терроризма, транснациональной преступности, ведущую роль в координации действий правоохранительных органов любой страны играют международные соглашения. Международное сотрудничество правоохранительных органов базируется на Конвенции об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов, полученных преступным путем, а также на основе решений, принятых на правительственном или межведомственном уровне.

Правовой базой организации взаимодействия являются: конституционные требования по защите прав человека и гражданина; уголовно-процессуальное законодательство; отраслевые и специальные (функциональные) акты законодательства; указы, распоряжения Президента Украины; постановления Правительства по вопросам борьбы с преступностью и организацией правоохранительной деятельности; государственные программы борьбы с преступностью; международные договоры по вопросам взаимодействия в сфере борьбы с преступностью; ведомственные и межведомственные нормативно-правовые акты; акты Генеральной прокуратуры Украины по вопросам организации взаимодействия.

Реализация государственной политики в сфере защиты прав и свобод граждан, интересов общества и государства от противоправных посягательств, обеспечение общественного порядка, общественной безопасности относятся к сфере задач Президента Украины, Кабинета Министров Украины, Министерства внутренних дел и его органов на местах, местных государственных администраций и органов местного самоуправления. Министерство внутренних дел является центральным органом исполнительной власти, полномочия которого определены в Положении о Министерстве внутренних дел. В широком смысле, обеспечения общественного порядка и спокойствия граждан является задачей как государственных, так и негосударственных организаций.

Социальное назначение государства Элективный курс по политологии 10-11 классы Составила Кущенко Г.В., учитель истории МКОУ «Гауфская СОШ» «Вне государства — владычество страстей, война, страх, бедность, мерзость, одиночество, варварство, дикость, невежество; в государстве — владычество разума, безопасность, богатсво, благопристойность, изысканность, знание и благосклонность.» Т.Гоббс Социальное назначение государства в обществе    1. Государство решает общие дела, управляет людьми, проживающими на его территории. Государство выявляет общие интересы своих граждан: стремления к безопасности, стабильности, комфорту. Оно способствует сохранению общественного порядка, организует и контролирует выполнение видов деятельности, необходимых для развития общества в целом     2. Государство разрешает социальные споры (национальные, классовые, религиозные и т. п.). Полическая элита ищет компромиссы, которые, сохраняя основы социальной системы, отодвигали бы опасность лобового столкновения социальных групп. Обязанность разрешения конфликтов между отдельными гражданами, организациями, государственными органами ложиться на суды. На государственную власть возлагается также обязанность урегулирования внешних конфликтов    3.Государство применяет легальное и легитимное насилие. Легальность принуждения - соответствие мер принуждения закону. Легитимность насилия — степень поддержки применяемых мер населением.  Принужденние выступает в виде уголовного наказания,  административных, имущественных и др. санкций.   Легитимность подтверждается данными общественного мнения, голосований, референдумов. Универсальный критерий легитимности принуждения — соответствие его общечеловеческим ценностям. «Штыки годятся для всего, но сидеть на них нельзя» Талейран Функции государства Функции государства — это основные направления его деятельности, выражающие сущность и назначение государства в обществе. Функции государства внутренние внешние Внутренние Политическая Правоохранительная Внешние Дипломатия Оборона Внешнеполитическая  Правоохранительная Социальная Социальная Развитие здравоохранения, образования, науки, культуры Обеспечение национальной безопасности Экологическая Информационная Культурное сотрудничество Содействие укреплению мировой законности Экологическая Информационная Транспортная Строительство общественных систем (дорог, ирригационных, мелиоративных, оборонительных и др) Боьба с последствиями чрезвычайных ситуаций Сотрудничество в разршении глобальных проблем Экономическая Внешнеэкономическая Основные внутренние функции 1. Политическая: Она обуслловлена необходимостью сбалансировать интересы разных социальных групп Государство формирует парламент, обеспечивая народовластие. Государство обеспечивает защиту конституционного строя и государственного суверенитета Государство осуществляет правотворческую деятельность   2. Экономическая Она выражается в выработке программ экономического развития страны  Государство устанавливает налоги  Выдает кредиты, инвестиции    Устанавливает льготы для субъектов хозяйственной деятельности Создает правовые основы рынка Управляет предприятиями, собственником которых является    3.Правоохранительная Она направлена на обеспечение точного и полного выполнения законов всеми гражданами, организациями и гос. ОрганамиГосударство применяет меры юридического воздействия Борется с правонарушениями с помощью системы правоохранительных органов    4. Экологическая На современном этапе — одна из основных функций государства. Государство разрабатывает природоохранительное законодательство Внешние функции государства 1. Дипломатическая:  Государство способствует поддержанию приемлемых отношений со всеми странами, независимо от их идеологии, системы хозяйствования   2.Функция обороны: Государство держит свои вооруженные силы в состоянии боевой готовности для отражения внешней агрессии 3.Внешнеполитическая:   Государство осуществляет политическое сотрудничество с другими государствами с целью исключения глобальных вооруженных конфликтов Основные органы координации политических интересов стран: ООН, Совет безопасности ООН 5.Внешнеэкономическая:  Связана с развитием взаимовыгодного сотрудничества с другими государствами, проявляется в международном разделении труда, обмене технологиями, кординации товарооборота, развитии кредитнофинансовых связей. 6. Правоохранительная:   Заключается в разрешении споров между государствами, защите тех государств и народов, которые не способны за себя постоять. Проявляется в борьбе с международным терроризмом, преступностью. 8. Социальная:  Проявляется в социальной помощи и поддержке развивающихся стран, а также стран, находящихся на переходном этапе развития (помощь, финансовая, гуманитарная и др) 9. Культурное сотрудничество:   Осуществляется на основе двухсторонних и многосторонних договоров между государствами, неправительственными организациями (МОК). Деятельность в рамках ООН координируется ЮНЕСКО 10. Содействие установлению мировой законности:  Проявляется в разработке норм международного права (Международное гуманитарное право, Международная хартия прав человека) 11. Информационная:  Предъявление мировому сообществу и своим народам правдивой информации о международных событиях. 12.Экологическая:  Участие в ликвидации последствий экологических катастроф 13. Сотрудничество государств в решении глобальных проблем современности:  Организация рационального использования природных ресурсов, сохранение энергии, поддержание мира, проведение демографической политики, др.

Функции государства - это основные направления его деятельности, выражающие сущность и назначение государства в обществе.

В функциях государства проявляется та реальная роль, которую оно играет в решении основных вопросов общественного развития и прежде всего в удовлетворении разнообразных интересов населения страны.

Функции государства устанавливаются в зависимости от основных задач, стоящих перед государством на том или ином этапе его развития, и представляют собой средство реализации этих задач. Содержание же задач государства определяется различными внутренними и внешними факторами. Если кризисные явления в экономической жизни выдвигают на первое место задачу по реформированию экономики, то социальные катаклизмы заставляют государство прежде всего решать политические задачи. Рост преступности обусловливает принятие государством мер по ее выявлению и устранению причин, ее порождающих. Угроза внешней агрессии вынуждает активнее вести дипломатическую работу и подготовку населения к отражению агрессии.

Различают внутренние и внешние функции государства {рис. 1.2).

Внутренние функции - это основные направления деятельности государства по управлению внутренней жизнью страны.

1. Политическая функция. Эта функция государства обусловлена необходимостью гармонизировать интересы различных социальных групп. Используя такие методы, как проведение референдумов, плебисцитов, выборов, государство способно выявить действительную расстановку социальных сил, учесть в функции государства Внешние

Внутренние Политическая Экономическая Социальная Правоохранительная -

Поддержка и развитие образования, здравоохранения, науки и культуры

Строительство дорог, ирригационных, мелиорационных и других общественных систем -

Транспортная -

Экологическая -

Информационная -

Обеспечение национальной безопасности -

Борьба с последствиями стихийных бедствий -

Оборона -

Дипломатическая -

Внешнеполитическая -

Содействие установлению мировой законности -

Внешнеэкономическая -

Правоохранительная -

Социальная Экологическая -

Информационная -

Культурное сотрудничество

Сотрудничество в разрешении глобальных проблем Рис. 1.2. Функции государства

своей политике интересы различных социальных групп и не допустить их открытого столкновения. Особо важен процесс формирования парламента, который (в идеале) должен представлять срез общества. Организация этого процесса, обеспечивающего народовластие, возлагается на государство. Помимо этого государство обеспечивает защиту конституционного строя, государственного суверенитета, осуществляет правотворческую деятельность и официально представляет население всей страны как во внутренних, так и во внешнеполитических делах.

2. Экономическая функция. Она выражается в выработке и координации государством стратегии и тактики его экономического развития в наиболее оптимальном режиме. Если говорить конкретнее, то экономическая деятельность государства проявляется в установлении налогов, выдаче кредитов, вложений инвестиций, определении льгот для некоторых субъектов хозяйственной жизни, выработке программ экономического развития и т. п. Государство должно создать правовые основы рынка, т.

Е. разработать «правила игры» для хозяйствующих субъектов, принимать меры по борьбе с монополизмом, стимулировать предпринимательскую деятельность, охранять права потребителей и др. Кроме того, государство может осуществлять непосредственное управление отдельными предприятиями, некоторыми особо важными отраслями народного хозяйства (энергетика, связь, атомная, оборонная промышленность, космонавтика, информатика и т. д.). Здесь оно выступает собственником средств производства, производителем материальных благ. 3.

Социальная функция. Ее выполнение позволяет обеспечить нормальные условия жизни для всех членов общества вне зависимости от их непосредственного участия в производстве материальных благ, а также от возраста, пола, здоровья и т. п. Установление минимального уровня оплаты труда, пенсий, стипендий, пособий больным, инвалидам, пожилым людям, студентам, детям, матерям, безработным; выделение необходимых средств на строительство жилья для малообеспеченных и др. - это все то, что позволяет людям вести достойную и активную жизнь, способствующую их развитию, а не только существованию. Правда, и здесь нужна осмотрительность: социальная политика проводится за счет налогов, отчисляемых от предпринимательской деятельности, и если они неоправданно высоки, то у предпринимателей теряется стимул к работе. Социальное регулирование по принципу уравниловки не способно обеспечить прогресс общества. Общество по этой причине может деградировать. 4.

Правоохранительная функция. Это деятельность государства по обеспечению точного и полного выполнения положений законодательства всеми гражданами, организациями, государственными органами. Эта функция выполняется различными методами. Среди них можно выделить методы: а) правотворчества (разработка и принятие законов и других нормативных актов); б) организационно-правовой, осуществляемый органами исполнительной власти (регулирование ценообразования, разрешение митингов, демонстраций); в) правоприменения (деятельность компетентных органов по применению мер юридической ответственности) и др. Очень важная сторона правоохранительной деятельности государства - борьба с правонарушениями. Она ведется с помощью всей системы правоохранительных органов. Средства, вкладываемые в правоохранительную систему, существенны, и общество вправе рассчитывать на спокойную и безопасную жизнь. Если эти средства не дают отдачи и преступность не снижается, правящей элите стоит задуматься над тем, эффективно ли она управляет обществом.

5. Экологическая функция. В последнее время выдвигается в разряд основных функций государства. Человечество подошло к такому рубежу, когда его деятельность ставит под угрозу само существование человека: интенсивное и экстенсивное использование природных ресурсов, применение некоторых современных технологий нарушают баланс в естественной среде, что изменяет условия жизни на Земле, делая их для него невозможными. Безудержная эксплуатация природы ведет человечество в пропасть. Государство обязано предусмотреть и обуздать этот процесс своими установлениями. Во многих странах разработано обширное природоохранительное законодательство, которое четко регулирует деятельность людей и различных организаций в области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, а к его нарушителям применяет суровые меры (начиная от предупреждений, солидных штрафов и кончая ликвидацией предприятий, являющихся источниками загрязнения окружающей среды, лишением свободы).

Государство осуществляет дополнительно и такие функции, как поддержка и развитие образования, здравоохранения, науки и культуры, строительство дорог, ирригационных, мелиорационных и общественных систем, транспортная, информационная, обеспечение национальной безопасности, борьба с последствиями стихийных бедствий.

Внешние функции - это основные направления деятельности государства на международной арене. Их выполнение обеспечивает полноправное существование государства в современном мире, который становится все более и более взаимосвязанным. 1. Функция обороны. Эта функция имела первостепенное значение в прежние времена. Сейчас же мир становится все более цивилизованным, международные организации берут на себя регулирование территориальных притязаний и разрешение конфликтов между государствами, предупреждая их военное столкновение. И тем не менее даже развитые страны, накопившие немалый опыт в мирном сосуществовании, предпочитают держать свои вооруженные силы в состоянии боевой готовности, поскольку еще далеко не все правящие элиты прислушиваются к мировому сообществу, а современное вооружение позволяет нецивилизованным правителям в короткие сроки и на большие расстояния наносить разрушительные удары. 2.

Дипломатическая функция. Выполнение этой функции способствует поддержанию приемлемых отношений со всеми странами независимо от того, какой идеологии они придерживаются, какую систему хозяйствования используют. Нормальные добрососедские отношения - это тот минимум общения на международной арене, который позволяет достичь стабильности и процветания всего человечества. 3.

Внешнеполитическая функция. Заключается в политическом сотрудничестве государств, с тем чтобы исключить глобальные вооруженные конфликты. Основным международным органом, координирующим политические интересы современных государств, является ООН, вопросами же политического урегулирования конфликтов занимается Совет Безопасности - постоянный орган ООН. Поддержанию политической стабильности и безопасности в мире содействуют и региональные международные организации (Лига арабских государств, Организация африканского единства, Организация американских государств, Ассоциация стран Тихоокеанского региона и др.). 4.

Содействие установлению мировой законности. Эта деятельность приобретает самостоятельный характер и проявляется в участии в разработке норм международного права. 5.

Внешнеэкономическая функция. Эта функция связана с развитием взаимовыгодного сотрудничества государств, которое проявляется в международном разделении труда, специализации и кооперировании производства, обмене новейшими технологиями, координации товарооборота, развитии кредитно- финансовых связей. Экономическое сотрудничество наиболее эффективно между странами, территориально связанными друг с другом (страны ЕЭС, СНГ и др.). 6.

Правоохранительная функция. Заключается в обеспечении мирового правопорядка, разрешении споров между государствами, защите тех государств и народов, которые не способны самостоятельно устоять против агрессоров или отстоять свои права. Она также проявляется в борьбе с международным терроризмом, преступностью, не знающей границ (Интерпол), и т. п. 7.

Социальная функция. Она выкристаллизовывается все ярче. В рамках этой функции социальная помощь и поддержка осуществляются в отношении развивающихся стран (например, Сомали, Эфиопии и др.), а также стран, находящихся на переходном этапе (например, страны СНГ). Здесь используются различные формы помощи, начиная от выделения финансовых средств целевого назначения (на развитие банковской системы, образования, здравоохранения, регулирование рождаемости и проч.) и кончая гуманитарной помощью. 8.

Экологическая функция. Эта функция в настоящее время выдвигается в разряд внешних. Пришло понимание того, что экологические катастрофы (аварии нефтеналивных танкеров, атомных электростанций и т. д.) в отдельно взятых странах в конечном счете наносят ущерб интересам всех народов и устранение их последствий не может оставаться только внутренним делом. 9.

Информационная функция. Ее выделение лишь только намечается. Но и сейчас осуждение вызывают страны, которые блокируют для своих народов поступление правдивой информации о событиях в мире.

В современном мире внешняя деятельность государств будет эффективной, только если она базируется на общечеловеческих ценностях, международных правовых актах, учитывает национальные, экономические, культурные и иные особенности и интересы всех народов, входящих в мировое сообщество. 10.

Культурное сотрудничество. Оно осуществляется на основе двусторонних и многосторонних договоров между государствами, неправительственными организациями (Международный союз архитекторов, Международная шахматная федерация, Международный олимпийский комитет и др.). В рамках ООН эту культурную деятельность координирует ЮНЕСКО.

П. Сотрудничество государств в решении глобальных проблем современности. Осуществляется по таким проблемам, как рациональное использование природных ресурсов, сохранение энергии, поддержание мира, проведение демографической политики и др., затрагивающим интересы всех народов.

Рассматривая функции государства, следует обратить взгляд и в будущее. По мере развития общества количество этих функций будет неуклонно возрастать. Причина лежит на поверхности: развитие взаимосвязей между людьми и народами порождает новые точки их соприкосновения и общие проблемы, урегулировать которые под силу будет только государству. "

Наряду с моралью и правом в обществе действует ряд других социальных регуляторов, важнейшим среди которых является политика.

Основной вопрос политики – это вопрос о власти, ее завоевании, использовании и удержании.

Различия:

Наличие различий между политикой и моралью при определенных условиях может обернуться проявлением противоречий между ними:

1. Политика более изменчива, чем мораль, поэтому политические действия могут противоречить устаревшим нормам морали, которые становятся тормозом на пути реализации политических целей, отражающих сформировавшиеся в обществе потребности.

2. Существует проблема соблюдения принципа справедливости при осуществлении политики в сфере правоохранительной деятельности. Речь идет о том, что в равной мере должны защищаться интересы как потерпевших, так и правонарушителей.

3. В ситуациях, когда политика не отвечает интересам общества, она вступает в противоречие с верными нравственными установками.

4. Противоречие между моралью и политикой может реально не осознаваться людьми (сталинские репрессии), и наоборот, реально такое противоречие может не существовать но в силу тех или иных причин человек может его воспринимать (забастовки работников акционированных предприятий).

Фундаментальный принцип морали - гуманизм проявляется в зако­нодательном закреплении обязанности, сотрудников полиции обеспечивать лицам, получившим телесные повреждения при применении средств принуждения оказание доврачебной помощи и уведомление в возможно короткий срок их родственников (п.4, 5, ст. 19).

Важным является также определение для каждого специального средства в отдельности оснований и порядка их применения. Кроме того, российский закон разрешил полиции использовать все специаль­ные средства в случаях, когда возможно применение огнестрельного оружия, что вполне объяснимо сравнительно меньшей степенью опас­ности специальных средств.

Анализ статьи 22 показывает, что этический характер носит также запрещение применять специаль­ные средства «при пресечении незаконных собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований ненасильственного характера, которые не нарушают общественный порядок, работу транспорта, средств связи и орга­низаций» (п. 1.2)..

В соответствий с основополагающим моральным принципом гуманиз­ма запрещено применять специальные средства в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инва­лидности и малолетних лиц, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения группового или иного нападения, угрожаю­щего жизни, здоровью людей (п. 1.1).

Гуманным является запрет на применение огнестрельного оружия с производством выстрела на поражение в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда возраст очевиден или известен сотруднику, кроме случаев оказания ими вооруженного или группового нападения, угрожающего жизни людей, а также при значительном скоплении людей, когда от этого могут пострадать посторонние лица (п. 5, 6).

Применение физической силы, специальных средств и огнестрельно­го оружия с превышением полномочий влечет за собой ответствен­ность, установленную законом.

Следует отметить, что хотя полиция и имеет более широкий, чем другие органы государственного управления, объем прав на применение принудительных мер, их использование не является единственным средством, имеющимся в ёе распоряжении. Полиция - это орган не для принуждения, насилия, ее цель - защита, обеспечение личной безопасности граждан, государства и общества в целом.