Государственное устройство бельгии. Бельгия государственное устройство энциклопедический справочник

По форме государственно-территориального устройства Бельгия федеративное государство, состоящее из сообществ и регионов. Сообщества строятся по культурно-лингвистическому принципу, а регионы - по языково-территориальному. Бельгия включает 3 сообщества: Французское, Фламандское и Германоязычное и 3 региона: Валлонский, Фламандский и Брюссельский (двуязычный). Переход от унитарного к федеративному устройству в Бельгии произошел 1 января 1989 г. в связи с многолетним конфликтом между двумя основными национальностями - фламандцами и франкоязычными валлонами.

В сообществах и регионах созданы соответствующие представительные и исполнительные органы. Одновременно регионы Бельгии в административно-территориальном отношении делятся на 10 провинций (по 5 во Фландрии и Валлонии).

Действует Конституция 1831 г.

По форме правления Бельгия - конституционная парламентская монархия. Конституция закрепляет принцип разделения властей: законодательная власть осуществляется Королем и Парламентом, исполнительная - Королем и Правительством, судебная - судами. Политический режим - демократический.

Король является главой государства. В соответствии с Конституцией он осуществляет законодательную и исполнительную власть. Законодательные полномочия Король делит с Парламентом, в отношении которого он обладает значительными правами: утверждает и промульгирует законы, принятые Парламентом, может распустить его, созвать на чрезвычайную сессию, отсрочить заседания палат (но не более чем на 1 месяц), вправе оставить у власти Правительство, не пользующееся доверием Парламента, и назначить новые выборы. Отношения Короля с исполнительной властью строятся следующим образом. Король назначает и утверждает министров, однако ни один его акт не имеет силы без контрасигнации (подписи) соответствующего министра, который несет за него ответственность. Особа Короля неприкосновенна (ст.88 Конституции). Он обладает полномочиями в сфере международных отношений: заключает договоры с иностранными государствами, объявляет войну и заключает мир, является главнокомандующим вооруженными силами.



Парламент Бельгии - двухпалатный представительный орган. В Палате представителей к началу 2000 г. было 150 депутатов, избираемых на 4 года путем прямых выборов по системе пропорционального представительства. В составе Сената - 71 человек, из которых 1 - наследник короны, 40 избираются прямыми выборами (25 во Фландрии и 15 в Валлонии), по 10 человек - из состава Фламандского совета и совета Французского сообщества, 1- из совета Германоязычного сообщества и соответственно по 6 и 4 новых члена кооптируют сенаторы-фламандцы и сенаторы-франкофоны. Срок полномочий Сената также равен 4 годам. В соответствии с реформой 1921 г. право быть избранным в Сенат было ограничено рядом условий (в том числе имущественным цензом), которые не требуются при выборах в Палату представителей. Тем самым как бы подчеркивалась особая роль Сената. Однако обе палаты равноправны, их специфические права незначительны. Поправка, принятая в 1970 г., предусматривает создание в каждой из палат французской и фламандской лингвистических групп, чтобы предотвратить нарушение прав лиц, относящихся к различным языковым сообществам.

Ежегодно обе палаты собираются на сессии, которые длятся не менее 40 дней в году. Заседания палат проводятся раздельно, но в некоторых случаях (например, принятие присяги Короля) они собираются на совместные заседания. В палатах создаются комитеты, которые играют важную роль в законодательной деятельности Парламента. Через них, в частности, проходят все законопроекты. Правом законодательной инициативы обладают все депутаты Парламента и Правительство. Однако процедура принятия законов свидетельствует о приоритете правительственных законопроектов. В то время как правительственный законопроект сразу же после его представления ставится на обсуждение палат, законопроект, внесенный парламентарием, еще до рассмотрения депутатами может быть отклонен председателем палаты, если он решит, что данный билль не заслуживает внимания. В 1980 г. было установлено, что законы, касающиеся национальных и языковых проблем, могут быть поставлены на голосование только при наличии "специального большинства" (присутствие большинства членов в каждой лингвистической группе). Законопроект считается принятым, если за него проголосует не менее 2/3 "специального большинства".

Помимо основной функции - принятия законов Парламент обладает рядом других полномочий: утверждает бюджет, торговые договоры или соглашения, которые налагают на государство какие-то обязательства, ежегодно решает вопрос о численности вооруженных сил, предоставляет натурализацию, назначает членов Верховного суда. Без согласия Парламента Король не может назначить себе преемника при отсутствии мужского потомства, не может стать главой другого государства. Что касается контрольных функций Парламента, то, по существу, они исчерпываются интерпелляциями (запросами) и вопросами.

В Конституции нет определения Правительства, хотя специальный раздел посвящен министрам. Действующие под руководством Премьер-министра, они образуют Совет министров - Правительство Бельгии. Статья 96 Конституции устанавливает, что его члены назначаются и увольняются Королем, однако Король должен образовать такое Правительство, которое пользовалось бы доверием Парламента. В соответствии со ст.99 при формировании правительства учитывается национальный принцип: число министров представителей валлонов и фламандцев должно быть равным. Сразу же после образования Правительства на рассмотрение высшего законодательного органа вносится правительственная программа (декларация). Если программу не одобряет хотя бы одна палата, а Правительство не получает вотума доверия, оно вынуждено уйти в отставку.

Полномочия Правительства законодательно урегулированы в самых общих чертах. Достаточно широкими правами обладает Премьер-министр, хотя в Конституции ничего о нем не сказано. Его полномочия закреплены в ряде нормативных актов (в частности, в Королевском указе 1939 г. о создании службы общего управления и Регентском указе 1946 г.). Глава Правительства определяет основные направления деятельности Совета министров, организует работу его заседаний (сам определяет повестку дня, высказывает мнения, которые ложатся в основу принимаемых решений). Он является связующим звеном между Королем и исполнительными органами, регулярно информирует Короля об основных проблемах, стоящих перед государством, выступает от имени Правительства в Парламенте, излагает правительственную программу и несет за нее ответственность, к нему направляются интерпелляции.

Решения Правительства облекаются в форму королевских указов или министерских декретов. Кроме того, в определенных случаях Правительство осуществляет законодательные функции, делегированные ему Парламентом.

Государственный совет - правовой орган, который решает вопрос о соответствии Конституции законопроектов, представляемых на рассмотрение Парламента. Членов Совета назначает Король пожизненно из лиц, имеющих звание доктора права и не менее 10 лет выполнявших судебные функции или преподававших право в университете. Государственный совет состоит из 2 секций - законодательной и административной. Законодательная секция по требованию парламента и Правительства дает заключения о законности проектов нормативных актов, административная - о признании недействительными актов различных управленческих органов и разбирает административные споры, выступая как кассационная инстанция.

Во главе провинции стоят назначаемые Королем губернаторы, которые управляют совместно с выборными провинциальными советами и постоянными депутациями (исполнительный орган).

Правовая система

Общая характеристика

С момента образования самостоятельного бельгийского государства (1830 г.) основу его законодательства составили пять французских кодексов: Гражданский ("Кодекс Наполеона"), Торговый, Уголовный, Гражданский процессуальный и Уголовно-процессуальный, которые были изданы в 1804-1910 гг. (см. раздел "Франция"), когда территория Бельгии находилась под властью Наполеона. Все они оказали решающее воздействие на развитие бельгийского права, а Гражданский кодекс действует и поныне. Правда, при сохранении общей структуры заменены целые разделы, включены новые положения, изменились формулировки большинства статей. В частности, в результате реформ 1958 г. и особенно 1976 г. подверглись значительной переработке положения, относящиеся к правам и взаимным обязанностям супругов (заметно расширилась имущественная самостоятельность женщин, хотя юридическое неравенство полов сохраняется). В то же время статьи, регулирующие право собственности и обязательственное право, не подверглись принципиальным изменениям.

Торговый кодекс Бельгии, принятый в 1872 г., включил несколько разделов ранее действовавшего французского Торгового кодекса 1807 г. Он подвергался неоднократным реформам, важнейшие из которых были проведены в 1935, 1956 и 1975 гг. Так, в 1935 г. в него как самостоятельный раздел был включен Закон о компаниях (впоследствии также не раз подвергавшийся изменениям - например, в 1986 г. был издан Закон об индивидуальных товариществах с ограниченной ответственностью единственного участника).

Трудовые отношения в Бельгии во многом определяются Пактом о социальной солидарности, заключенным представителями профсоюзов и предпринимателей в 1944 г. в подполье во время нацистской оккупации. В соответствии с ним участие в управлении производством на предприятиях принимают делегации персонала; на уровне отраслей созданы паритетные комиссии из представителей профсоюзов и предпринимателей; на общегосударственном уровне функционируют Национальный совет труда, Центральный совет экономики и другие органы. Имеется развитая система трудового законодательства, включающая акты, которые регулируют общие условия труда (Закон о труде 1971 г.) и конкретные вопросы найма и увольнения, техники безопасности и др. В частности, Закон о договорах найма 1978 г. ввел понятие "справедливого увольнения", применяемого к конкретному работнику. В соответствии с Законом о коллективных договорах и паритетных комиссиях 1968 г. большинство вопросов трудовых отношений регулируется в коллективных договорах (при их заключении представители рабочих нередко берут обязательство не прибегать к забастовкам, если предприниматели не нарушат условий договора). В коллективных договорах (чаще всего отраслевых) определяются уровни заработной платы, возраст ухода на пенсию, санитарные нормы и др. Права государственных служащих на образование профсоюзов и заключение коллективных договоров признаны в Бельгии с 1974 г.

В стране имеется развитая система социального обеспечения. Законодательство в этой области в основном представляет собой реализацию постановлений Европейского союза (ЕС) и предусматривает условия и порядок назначения пенсий по старости и инвалидности, страхования от безработицы, болезней и др. (например, Закон 1971 г. и Королевское постановление 1987 г. о пособиях при несчастных случаях на производстве).

Законодательство об охране природы включает и акты общего характера, и весьма конкретные. Один из общих актов - Закон о сохранении природы 1971 г., предусматривающий защиту флоры, фауны, лесов, создание национальных парков. В 1960-х гг. были изданы законы о защите моря от загрязнений топливными отходами (1962), о борьбе с загрязнением атмосферного воздуха (1964), Королевский декрет о требованиях, предъявляемых к питьевой воде (1965) и др. В 1975 г. издан Закон о защите животных, установивший уголовные санкции за жестокое обращение с ними. В 1988 г. - королевские постановления о мерах против загрязнения воздуха автомобильными выхлопами и о мерах по сохранению рыбных запасов.

Действующий Уголовный кодекс 1867 г. составлен под влиянием французского УК 1810 г., однако существенно отличается от него, в том числе в трактовке ряда институтов Общей части (покушение, соучастие и др.), в стремлении к большей индивидуализации наказания в духе буржуазно-либеральных уголовно-правовых идей. С 1976 г. после создания соответствующей комиссии ведутся работы по подготовке нового уголовного кодекса. Смертная казнь, хотя и предусматривалась УК 1867 г., фактически была отменена за общеуголовные преступления с 1863 г. После казни нацистских преступников и коллаборационистов в 1944-1950 гг. смертные приговоры в исполнение не приводились. В 1996 г. Парламент Бельгии отменил смертную казнь за все преступления.

Уголовно-процессуальный кодекс 1878 г. с момента его принятия и по настоящее время включает целые разделы из УПК Франции 1808 г. В 1967 г. был принят Судебный кодекс, который регулирует "организацию судов и трибуналов, их компетенцию и процедуру деятельности" (ст.1). Сего принятием был отменен ранее действовавший Гражданский процессуальный кодекс, а регулируемым им прежде вопросам ныне посвящен раздел IV Судебного кодекса ("О гражданской процедуре").

Наряду с указанными основными кодексами действует ряд консолидированных актов, которые нередко (официально или в частных публикациях) также называются кодексами: Избирательный, Лесной, Сельскохозяйственный, Налоговый и др.

Начиная с 1960-х гг. в Бельгии работает комиссия по подготовке к изданию на нидерландском языке (на нем говорит около 55% населения) текстов Конституции, кодексов и других важнейших законов. В результате официально изданы пользующиеся одинаковой силой с французским оригиналом нидерландские тексты Конституции, Гражданского и Уголовного кодексов и других актов.

Научные исследования в области права сосредоточены на юридических факультетах Свободного университета в Брюсселе, Католического в Лувене, а также университетов в Генте и Льеже.

Политическое устройство
Королевство Бельгия является конституционной парламентской республикой. Главой страны является король. В стране действует Конституция от 7 февраля 1831 года с последними изменениями от 14 июля 1993, когда был одобрен пакет законов о создании федеративного государства и сегодня в Бельгии действует три уровня власти — федеральный, региональный и языково-общинный с чётким разграничением полномочий и ответственности.

Высшим законодательным органом является двухпалатный парламент: Сенат и палата депутатов (выборы в эти органы происходят одновременно каждые 4 года). Сенат состоит из 71 члена (40 избираются прямым народным голосованием, 31 - косвенным). В палату депутатов (150 мест) выборы происходят на основе пропорционального представительства путём прямого голосования.

Главой государства является король. Главой правительства является премьер-министр. Члены кабинета министров равно как и премьер назначается королем и утверждается парламентом. Согласно Конституции в правительстве соблюдается языковый паритет: половина министров должна быть представителями нидерландскоязычного сообщества, половина - представителями франкоязычного сообщества.

Основной тезис внутренней политики - государственная федеративная структура Бельгии может быть эффективной только в случае соблюдения баланса между солидарностью и финансовой автономностью её трёх основных регионов.
Главные внешнеполитические приоритеты страны на ближайшую перспективу: содействие расширению и трансформированию Евросоюза в более централизованную организацию. Речь идёт прежде всего о создании новой государственной структуры, особенно в сфере формирования единой внешней политики Европы и боеспособных Вооружённых сил, с тем чтобы занять подобающее место в современной мировой политике. При этом Бельгия не забывают подчеркнуть и традиционную приоритетность своего участия в НАТО и ЗЕС.

Судебная власть Бельгии опирается на прецедентное право. Судьи назначаются королём пожизненно, но подбираются правительством страны.

Административное-территориальное деление Бельгии
В Бельгии параллельно существует двойная система административного деления. Первое деление: Бельгия делится на три региона: Фламандский, Валлонский, Брюссельский столичный регион. Фламандский и Валлонский регионы делятся в свою очередь на провинции: во Фламандском — пять провинций (Антверпен, Лимбург, Восточная Фландрия, Западная Фландрия, Фламандский Брабан), в Валлонском — тоже пять (Эно, Льеж, Люксембург, Намюр, Валлонский Брабант)

Второе деление: на три языковых сообщества: Фламандское сообщество (Фламандский регион и Брюссельский столичный регион), Французское сообщество (Валлонский регион и Брюссельский столичный регион), Немецкоязычное сообщество (часть провинции Льеж).

Провинциями управляет губернатор, назначаемый королем по представлению правительства и подчиняется министру внутренних дел. Он контролирует деятельность всех административных органов на территории провинции, в том числе провинциального совета, избираемого одновременно с парламентом, и городских бургомистров.

Основные партии современной Бельгии :
Партия граждан (ФЛД) — Фламандские либералы и демократы — образовалась в результате раскола бельгийской Партии свободы и прогресса в 1972. С 1999 года ФЛД – наиболее сильная партия Бельгии: ее лидер Ги Верхофстадт возглавляет правительство страны. Партия выступает за самостоятельность Фландрии в составе федеративной Бельгии и федеративной Европы, за плюрализм, политическую и экономическую свободу граждан и развитие демократии. ФЛД призывают ограничить влияние государства с помощью дерегулирования и приватизации при сохранении социальных гарантий за теми, кто в них нуждается. Партия также выступает за предоставление гражданских прав иммигрантам и их интеграцию в бельгийское общество при сохранении культурного своеобразия.

«Социалистическая партия – Иначе» — партия фламандских социалистов, возникшая в 1978 в результате раскола общебельгийской Социалистической партии. Опирается на профсоюзное движение, пользуется влиянием в кассах взаимопомощи и кооперативном движении.

Вооружённые силы Бельгии состоят из сухопутной армии, Военно-воздушных сил, Военно-морского флота и федеральной полиции. Территория страны делится на три военных округа (Брюссель, Антверпен, Льеж). Ежегодное число призывников (мужчин) составляет 63,2 тыс. чел. Призывной возраст — 19 лет. Расходы на оборону достигли почти 3 млрд долл. (2002), их доля в ВВП — 1,4%.

- 102.00 Кб

Министерство экономического развития РФ


Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Всероссийская академия внешней торговли

Дальневосточный филиал

Юридический факультет

Кафедра «Публичное право»

Курсовая по дисциплине Конституционное право зарубежных стран

Тема: Бельгийская федерация и ее особенности

Научный руководитель:

Декан кафедры «Публичное право»

Насонова О.О

г. Петропавловск-Камчатский


Введение ……………………………………………………… ………………3

Глава 1. Понятие и признаки федеративных государств……………..…..5

Глава 2. Бельгийская федерация……………………………………………..8

2.1 История создания Бельгийской федерации…………………………….8

2.2 Основные причины федерализации Бельгии……………………… …..11

3.1 Система государственного управления…………………………..……13

3.1.1 Федеральное правительство…………… ……………………….…….14

3.1.2 «Брюссельский столичный регион»……………………………..……17

Заключение…………………………………………………… ……………….21

Список использованной литературы………………………………………..23

Введение

Тема федеративного устройства государства, как нельзя актуальна в современном мире. В настоящее время существует порядка 200 суверенных государств, и только 26 из них являются федерациями. Однако, не смотря на столь малое количество, их значение для современного общества неоценимо. Из этих двадцати двух государств 1 является всемирным банковским центром (Швейцария), 4 входят в "большую восьмерку" (США, Канада, Россия, Германия), 6 имеют высокий уровень экономического развития (Канада, Австралия, Австрия, Бельгия, Малайзия, ОАЭ). Федеративные государства имеются на всех континентах и, как правило, занимают там лидирующие позиции. Федеративное государство является самой молодой формой государственно- территориального устройства, большинство из них возникло в 20 веке (кроме Швейцарии(1291г.) и США(1787г.)). Но за свое менее чем столетнее существование они уже успели наделать много шума в мире и перехватить пальмовую ветвь прогресса.

Бельгия является одним из классических примеров «государства-нации». После окончания второй мировой войны процессы национализации в государствах приобрели новое звучание в связи с официальным признанием принципа самоопределения народов в качестве одного из основополагающих принципов современного международного права. И уже с середины ХХ в. с новой силой о своем стремлении к независимости стали заявлять Квебек в Канаде, Северная Ирландия в Великобритании, Страна Басков в Испании, Падания в Италии, Корсика во Франции, Фландрия в Бельгии. Бельгия сделала ставку на мирный путь постепенной федерализации.

Объектом данной курсовой является Бельгийская федерация.

Цель данной курсовой работы – раскрыть особенности Бельгийской федерации.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

  1. установление сущности понятия федерация
  2. История создания Бельгийской федерации
  3. выделение особенностей федеративного устройства Бельгии

Глава 1. Понятие и признаки федеративных государств

Федерация (лат. foederatio - объединение, союз) - форма государственного устройства, при которой части федеративного государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью.

Семь из восьми крупнейших государств мира имеют федеративное устройство. Их общая территория охватывает половину всей площади Земли, а население превышает 1,5 млрд. человек. Всего в мире насчитывается 26 федеративных государств, занимающих 51,8% поверхности Земли, жители которых составляют 39% мирового населения. Среди них два крупных североамериканских государства - США и Канада, европейские - ФРГ, Австрия, Швейцария, Бельгия, ряд государств Афро-Азиатского региона (Индия, Танзания, Объединенные Арабские Эмираты, Папуа - Новая Гвинея и др.).

Федерация как форма государственного устройства обладает рядом специфических признаков:

1. Федерацию составляют государственные образования (штаты в США, Мексике, Индии, Австралии, земли в ФРГ и Австрии, провинции в Канаде, кантоны в Швейцарии), которые имеют статус субъектов федерации с собствен ным административно- территориальным устройством и собственной организацией власти. Эти образования обладают собственной компетенцией.

2. В отличие от унитарного государства территория федеративного государства не представляет собой единого целого. Она состоит, как правило, из территорий субъектов федерации.

3. Субъекты федерации не являются государствами в собственном смысле слова, они не обладают суверенитетом, хотя он формально провозглашается в некоторых федерациях. Субъекты федерации, как правило, либо полностью лишены права участия в международных отношениях (Австрия), либо их внешнеполитическая компетенция сильно ограничена и осуществляется под контролем федерации (США, Канада, ФРГ, Швейцария). Как правило, она касается вопросов, отнесенных к компетенции субъектов федерации и не затрагивает сферу политических отношений.

4. В большинстве зарубежных федераций наряду с общефедеральной конституцией и общефедеральными законами действуют конституции и законы субъектов федерации (США, ФРГ, Канада, Австрия, Швейцария и др.). При этом обеспечивается верховенство федеральной конституции и федеральных законов.

5. В большинстве зарубежных федераций наряду с федеральным гражданством существует и гражданство субъектов федерации. Следует, однако, иметь в виду, что речь идет не о наличии двойного гражданства, а о двух уровнях гражданства одного государства. Предпосылкой получения гражданства субъекта федерации является наличие общефедерального гражданства.

6. Отличительным признаком федеративного государственного устройства является двухпалатная структура парламента. В прошлом имели место однопалатные парламенты при федеративном государственном устройстве (например, в Пакистане по Конституции 1962 г.).

В настоящее время бикамерализм (двухпалатная внутренняя структура парламента) принят практически во всех федеративных государствах (исключение - Федеративная Республика Коморские острова, где существует однопалатный парламент). При этом нижняя палата повсеместно- орган общенационального представительства и формируется путем выборов по территориальным избирательным округам. Верхняя палата, напротив, может быть выборной или невыборной, она обеспечивает представительство субъектов федерации. При этом в одних странах (США,Австралии, Бразилии, Мексике, Швейцарии и др.) устанавливается равное представительство субъектов федерации в верхней палате, в других (ФРГ, Канаде, Индии, Австрии) представительство субъектов федерации в верхней палате определяется в зависимости от численности населения в том или ином субъект государства.

7. В федеративном государстве наряду с федеральной системой законодательной, исполнительной и судебной власти существуют системы законодательной, исполнительной и судебной власти субъектов федерации. Порядок их организации и компетенцию определяют, как правило, конституции субъектов федерации.

При этом субъект федерации не имеет права выхода из состава федерации (сецессии) и, как правило, не может быть субъектом международных отношений. Субъекты федерации могут иметь различные наименования, которые, как правило, определяются историческими или правовыми факторами: штаты, провинции, республики, земли или федеральные земли (как в Германии и Австрии) и иное 1 .

Глава 2. Бельгийская федерация

2.1 История создания Бельгийской федерации

Унитарное государство Бельгия возникло в результате революционных действий в сентябре 1830 года, завершившихся свержением власти короля Нидерландов Вильгельма I. В декабре того же года оно было признано на международном уровне пятью великими державами.

Первая и единственная конституция Бельгии была принята в 1831 году. С учетом многочисленных поправок и глобального пересмотра её структуры в 1994 году она действует и по сей день, и является вторым в мире «долгожителем» после конституции США 1778 года.

По конституции 1831 года вновь образованное государство Бельгия являлось парламентарным правовым государством, основанным на принципе гибкого разделения властей в форме конституционной монархии.

Главой государства являлся монарх, наделенный полномочиями в сферах исполнительной, законодательной и судебной властей. Носителями законодательной власти являлись совместно Король, Палата представителей и Сенат. Исполнительная власть осуществлялась Королем и его министрами, которые имели право контрассигнации всех актов Короля и несли ответственность перед Парламентом. Судебная власть осуществлялась судами.

По структуре Бельгия была простым унитарным государством, состоявшим из девяти провинций, разделенных на административные округа и коммуны. Помимо этих административно- территориальных единиц, она не включала никаких автономных образований.

Организация центральной и местной государственной власти и характера их взаимоотношений позволяет охарактеризовать Бельгию как относительно децентрализованное унитарное государство. Центральные органы власти имели полномочия вмешиваться в процесс проведения местной политики. В провинциях и коммунах наряду с выборными органами (советами) имелись должностные лица, назначавшиеся Королем или подчинявшиеся непосредственно центральной власти. Такая структура унитарного государства в основных чертах оставалась неизменной до 70-х годов XX века.

Унитаризм, предполагающий наличие сильной центральной власти, являлся наиболее приемлемой формой государственного устройства для молодого бельгийского государства, освободившегося от голландского господства в 1830 году, поскольку отвечал целям сохранить и упрочить свою независимость и объединить бельгийскую нацию.

Хотя в стране превалировало население, говорящее на голландском языке и его диалектах (57%), политическую элиту государства составляли представители франкоязычного населения (42%), которые удерживали власть с помощью избирательной системы, основанной на имущественных цензах. Единственным официальным языком в стране являлся французский, население фламандских провинций было сильно ущемлено таким положением.

Уже в первой половине XIX века фламандцы (жители севера) начали борьбу за отстаивание своего культурно-лингвистического своеобразия. Существование такого движения обнаружило наличие настоящего национального самосознания у фламандцев, живших в унитарной Бельгии.

В ходе политической борьбы во второй половине XIX века фламандцы добились права употребления на фламандских территориях своего языка в отдельных сферах (школьного образования, уголовного судопроизводства, административной сфере). Благодаря введению всеобщего избирательного права в 1893 году повысился политический вес фламандцев, и во вновь избранном Парламенте они добились принятия Закона, признавшего голландский язык в качестве официального наравне с французским (так называемый Закон о равенстве языков 1898 года).

Активность валлонов была направлена на сдерживание «фламандского натиска» и отстаивание своей культурной, экономической и политической гегемонии.

Последовали несколько этапов лингвистических реформ, в ходе которых в 1963 году впервые были установлены условные границы четырех лингвистических областей (три одноязычные области: французская, голландская и немецкая, и одна двуязычная область: Брюссель с пригородом) 2 .

Урегулирование межэтнических проблем оказалос ь невозможным в условиях унитаризма, и глобальное преобразование структуры государства становилось неизбежным. Путь к разрешению конфликтов между общинами заключался в необходимости признания их культурной автономии.

2.2 Основные причины федерализации Бельгии

Основной причиной федерализации Бельгии послужило языковое разнообразие, имеющее глубокие исторические корни, которыми оно уходит в конец периода римской колонизации и переселения народов в результате вторжения германских племен. С тех пор разногласия углублялись под влиянием различных исторических событий, а языковая граница между нидерландоязычными и франкоязычными бельгийцами приобретала все более четкие очертания.

2.1 История создания Бельгийской федерации…………………………….8
2.2 Основные причины федерализации Бельгии…………………………..11
Глава 3. Бельгийская модель федерализма. ………………………….……13
3.1 Система государственного управления…………………………..……13
3.1.1 Федеральное правительство…………………………………….…….14
3.1.2 «Брюссельский столичный регион»……………………………..……17
Заключение…………………………………………………………………….21
Список использованной литературы…………

Бельгия - федеративное государство, c формой управления - конституционная парламентская монархия. В стране действует конституция 1831 г., в которую неоднократно вносились изменения. Последние поправки были внесены в 1993 г. Глава государства - монарх. Он официально называется «королем бельгийцев». Конституционная поправка 1991 г. предоставила женщинам право занимать трон. Монарх обладает ограниченными полномочиями, но служит важным символом политического единства.

Исполнительная власть осуществляется королем и правительством, которое несет ответственность перед палатой представителей. Король назначает премьер-министра как главу правительства, семь министров, говорящих по-французски, и семь министров, говорящих на нидерландском языке, и ряд государственных секретарей, представляющих политические партии в правящей коалиции. За министрами закрепляются конкретные функции или руководство управлениями и отделами правительства. Члены парламента, которые становятся членами правительства, утрачивают статус депутата вплоть до очередных выборов.

Законодательная власть осуществляется королем и парламентом. Бельгийский парламент двухпалатный, он избирается сроком на 4 года. В сенате заседает 71 сенатор. 40 избирают прямым всеобщим голосованием - 25 от фламандского населения и 15 - от валлонского. 21 сенатор (10 от фламандского населения, 10 - от валлонского и 1 от немецкоязычного) делегируется советами сообществ. Эти две группы кооптируют еще 10 членов Сената (6 нидерландоязычных, 4 франкоязычных). Помимо вышеперечисленных лиц, членами Сената, согласно Конституции, имеют право стать достигшие совершеннолетия дети короля. Палата представителей состоит из 150 депутатов, избираемых прямым, всеобщим тайным голосованием на основе пропорционального представительства. Один депутат избирается примерно от каждых 68 тыс. человек. Каждая партия получает число мест, пропорциональное числу поданных за нее голосов: ее представители отбираются в порядке, зафиксированном в партийных списках. Участие в голосовании обязательно, уклоняющимся от него грозит штраф.

Министры правительства руководят своими ведомствами, набирают в штат личных помощников. Кроме того, в каждом министерстве существует постоянный штат государственных служащих. Хотя их назначение и продвижение по службе регулируются законами, при этом также учитывается их политическая принадлежность, владение как французским, так и нидерландским языками, и, конечно, квалификация.

Региональное управление

В ответ на требования фламандцев после 1960 прошли четыре волны пересмотра конституции, что позволило постепенно осуществить децентрализацию государства, превратив его в федеративное (формально с 1 января 1989). Особенности федеративного устройства Бельгии заключаются в параллельном функционировании двух видов субъектов федерации - регионов и сообществ. Бельгия делится на три региона (Фландрию, Валлонию, Брюссель) и три культурных сообщества (французское, фламандское и германоязычное). Представительская система включает Совет фламандского сообщества (124 члена), Совет валлонского сообщества (75 членов), Брюссельский региональный совет (75 членов), Совет франкоязычного сообщества (75 членов из Валлонии, 19 из Брюсселя), Совет фламандского сообщества (который объединился с фламандским региональным советом), Совет германоязычного сообщества (25 членов) и комиссии фламандского сообщества, французского сообщества и Объединенную комиссию Брюссельского региона. Все советы и комиссии избираются путем всеобщего голосования на пятилетний срок.

Советы и комиссии имеют широкие финансовые и законодательные полномочия. Региональные советы осуществляют контроль над экономической политикой, в том числе и над внешней торговлей. Советы и комиссии сообществ контролируют здравоохранение, охрану окружающей среды, местные органы социального обеспечения, образование и культуру, включая международное сотрудничество в области культуры.

Местное управление

596 коммун местного самоуправления (входящих в состав 10 провинций) являются почти автономными и обладают большими полномочиями, хотя их деятельность зависит от вето губернаторов провинций; они могут обжаловать решения последних в Государственном совете. Коммунальные советы избираются путем всеобщего голосования на основе пропорционального представительства и состоят из 50-90 членов. Это законодательный орган. Коммунальные советы назначают главу правления совета, работающего вместе с бургомистром, который управляет городскими делами. Бургомистр, обычно член совета, выдвигается коммуной и назначается центральным правительством; он может быть также членом парламента и часто является крупной политической фигурой.

Исполнительные органы коммун состоят из шести членов совета и губернатора, назначаемого, часто пожизненно, центральным правительством. Создание региональных и общинных ассамблей значительно уменьшило объем властных полномочий провинций, и они могут их дублировать.

Судоустройство

Судебная система независима в принятии решений и отделена от других ветвей власти. Она состоит из судов и трибуналов и пяти апелляционных судов (в Брюсселе, Генте, Антверпене, Льеже, Монсе) и Кассационного суда Бельгии.

Мировые судьи и судьи трибуналов назначаются лично королем. Члены апелляционных судов, председатели трибуналов и их заместители назначаются королем по представлениям соответствующих судебных инстанций, провинциальных советов и совета региона Брюссель. Члены Кассационного суда назначаются королем по представлениям этого суда и поочередно палаты представителей и Сената.

Судьи назначаются пожизненно и уходят в отставку лишь по достижении установленного законом возраста. Страна разделена на 27 судебных округов (каждый с судом первой инстанции) и 222 судебных кантона (каждый с мировым судьей). Обвиняемые могут прибегнуть к суду присяжных, в компетенции которого находятся гражданские и уголовные дела, а судебные решения выносятся на основе мнения большинства из 12 членов суда.

Существуют также специальные суды: по урегулированию трудовых конфликтов, коммерческие, военные трибуналы и т.д.

Высшей инстанцией административной юстиции является Государственный совет.

Внешняя политика

Будучи небольшой страной, сильно зависящей от внешней торговли, Бельгия всегда стремилась к заключению экономических соглашений с другими странами и решительно поддерживала европейскую интеграцию. Уже в 1921 г. между Бельгией и Люксембургом был заключен экономический союз (БЛЭС). После Второй мировой войны Бельгия, Нидерланды и Люксембург сформировали таможенный союз, известный под названием Бенилюкс, который позже (в 1960 г.) был преобразован во всеобъемлющий экономический союз. Штаб-квартира Бенилюкса находится в Брюсселе.

Бельгия была членом-основателем Европейского объединения угля и стали (ЭОУС), Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом) и Европейского экономического сообщества (ЕЭС), которое преобразовано в Европейский союз (ЕС). Бельгия входит в состав Совета Европы, Западно-Европейского Союза (ЗЕС) и НАТО. Штаб-квартиры всех этих организаций, а также ЕС находятся в Брюсселе. Бельгия является членом Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и ООН.

Вооруженные силы

По последним данным, в вооруженных силах страны насчитывалось более 75 тысяч человек. Расходы на оборону составляют ок. 1,3% ВВП Внутренние войска обеспечивают порядок в стране. Сухопутные силы, состоящие из наступательных войск, служб боевого и материально-технического обеспечения, насчитывают 63 тыс. человек личного состава. Военно-морской флот насчитывает 4,4 тыс. человек. ВМФ Бельгии осуществляет траление мин для НАТО. Военно-воздушный флот имеет 20,5 тыс. человек в тактических военно-воздушных силах, учебных частях и частях материально-технического обеспечения.

Спецпредложения

  • Продается гостиница на 30 номеров в городе Антиб Франция Продается гостиница на 30 номеров в городе Антиб, который считается жемчужиной Лазурного берега Франции.
  • Продается компания работающая в направлении управления финансовыми активами в Швейцарии. Любой, кто хочет купить готовый бизнес в Швейцарии имеет возможность почувствовать себя в роли партнера, приобретя часть акций, либо стать обладателем 100 % стоимостью в 5 миллионов франков. Предложение стоящее и заслуживает внимания.
  • Готовые фирмы в Швейцарии Предлагаются на продажу готовые фирмы в Швейцарии, с полностью оплаченным уставным капиталом, без долгов
  • Бизнес иммиграция - бюджетные варианты Владение бизнесом в Европе не означает предоставление автоматического вида на жительство, но является главным фактором и предпосылкой к его получению.
  • Вид на жительство ВНЖ в Испании для финансово-независимых Вид на жительство в Испании - для обеспеченных лиц.
  • Гражданство Мальты - ЕС Правительство Мальты предлагает новую легальную возможность получить паспорт ЕС. Гражданство Мальты можно получить по Мальтийской Программе Индивидуального Инвестора, которая работает с начала 2014 года.
  • Новый дом в Португалии Только построенная вилла - готова к заселению. Стоимость: 270 000 евро
  • Продажа уютного отеля в центре Ниццы Отель 35 номеров в шаговой доступности от пляжа. Занимает территорию 1 500 кв. м с красивым садом и частной парковкой. Все номера комфортабельные и просторные более 20 м2. Постоянные клиенты пишут положительные отзывы на популярных сайтах бронирования. Загрузка отеля в год достигает 73%, а годовой оборот 845 000 евро. Полная стоимость стен и бизнеса 6 миллионов евро.
  • Новые квартиры в Барселоне с видом на море Новые квартиры в элитном комплексе Барселоны с панорамным видом нат море. Площадь: от 69 кв. м. до 153 кв. м. Стоимость: от 485 000 евро.
  • ВНЖ, бизнес, инвестиции в Австрию, Швейцарию, Германию. Экономический потенциал Австрии, Швейцарии и Германии можно смело назвать опорой всей экономики Европы.
  • Лазурный Берег как на ладони: продажа пентхауса, Франция, Антиб Пентахус с панорамным видом, Франция, Антиб
  • Красивые дома и виллы в Швейцарии Выгодные приобретения от CHF 600.000
  • Уникальный проект в Швейцарии - возрождение термальных источников Предлагается принять участие в проекте, который входит в число 30-ти проектов, имеющих национальное значение и получающих государственную поддержку. Цель проекта - строительство нового оздоровительного комплекса, состоящего из отеля на 174 номеров на территории с природными термальными источниками.
  • Аренда вилл на курортах Европы Аренда вилл в Европе, на море Выбор и критерии Ваши, комфортная организация отдыха - наша!
  • Коттедж в историческом центре Лондона Очаровательный уникальный коттедж расположенный в самом центре великолепной тихой площади недалеко от метро и парка. £699,950 - 2 спальный коттедж
  • Лигурийская ривьера - резиденция от застройщика с бассейном и садом Резиденция состоит из трех двухэтажных зданий, с видом на море, окруженных парком площадью 5га из олеандров и оливковых деревьев.
  • Квартиры в Монако Вы хотите снять, купить в Монако недорогую (по этим меркам) квартиру? Мы Вам поможем в этом!
  • Доходный дом с землей на Лазурном берегу, Вильнев Любе

Бельгия - страна федеративной парламентской демократии в условиях конституционной монархии. Действует Конституция, принятая 7 февраля 1831. Последние изменения вносились 14 июля 1993 (парламентом был одобрен конституционный пакет законов о создании федеративного государства).

Административное деление: 3 региона (Фландрия, Валлония и столичный округ ) и 10 провинций (Антверпен, Западная Фландрия, Восточная Фландрия, Флаамс-Брабант, Лимбург, Брабант-Валлон, Эно, Льеж, Намюр, ). Наиболее крупные города (2000): Брюссель, Антверпен (932 тыс. чел.), Льеж (586 тыс. чел.), Шарлеруа (421 тыс. чел.).

Принципы государственного управления основаны на разделении властей. Высшим законодательным органом является двухпалатный парламент, который включает Сенат и палату депутатов (выборы в эти органы происходят одновременно каждые 4 года). Сенат состоит из 71 члена (40 избираются прямым народным голосованием, 31 - косвенным). В палату депутатов (150 мест) выборы происходят на основе пропорционального представительства путём прямого голосования. На выборах 1999 в состав Сената вошли представители 10 политических партий, палаты депутатов - 11.

Главой государства является король Альберт II (он взошёл на престол 9 августа 1993), его наследник - принц Филипп. Глава правительства (т.е. исполнительной власти) и члены его кабинета назначаются королём (обычно из представителей партий, лидирующих в Сенате и палате депутатов). Затем они одобряются законодательной властью (т.е. парламентом). В результате конституционных изменений (от 14 июля 1993) Бельгия превратилась в федеративное государство, в рамках которого действует три правительственных уровня (федеральный, региональный и языково-общинный) с чётким разграничением полномочий и ответственности.

Судебная власть опирается на прецедентное право. Судьи назначаются королём пожизненно, но подбираются правительством страны.

Во главе действующей правительственной коалиции, которая в западной прессе обычно именуется как «радужная шестёрка», находится представитель Фламандской либерально-демократической партии (VLD) Г. Верхофстадт. На выборах 1999 она получила 15,4% голосов в Сенате и 14,3% - в палате депутатов. Далее следует Франкофонская социалистическая партия (PS) - 9,7 и 10,2%, две Партии «зелёных» - «ЭКОЛО» (Валлония) - 7,4 и 7,4% и «АГАЛЕФ» (Фландрия) - 7,1 и 7,0% и др.

Избирательная система и общественно-политическая структура Бельгии характеризуются рядом особенностей. Прежде всего в стране существует весьма характерный европейский набор политических партий (христианские демократы, социал-демократы, либеральные демократы и «зеленые»), но проблема состоит в том, что действует большое число и нетрадиционных партий, многие из которых не представлены в законодательных органах, поскольку не смогли преодолеть 5%-го барьера необходимого числа набранных голосов избирателей. Более того, и традиционные партии оказались слишком небольшими, чтобы обеспечить солидное представительство.

Такая ситуация сложилась в силу того, что в последние десятилетия происходил процесс серьёзной федерализации общественно-политической жизни, сменивший прежний по существу унитарный характер государственного устройства с преобладанием франкофонского меньшинства. За этот период в стране почти все общенациональные бельгийские партии разделились по языково-общинному признаку (фламандские и валлонские). Это привело к тому, что в законодательные органы страны стало входить не менее десятка сравнительно небольших партий. Для создания правительственной коалиции они вынуждены набирать не менее полдюжины партнёров различной социально-общественной ориентации. Достижение согласия в подобных альянсах становится поэтому проблемой весьма сложной.

Ещё одна особенность общественно-политической структуры просматривается достаточно чётко в растущем разрыве показателей результатов всенародных выборов на федеральном, региональном и локальном уровнях. Так, например, праворадикальная фламандская партия «Флаамс блок» (VB) на федеральных выборах набрала лишь 5,6% голосов избирателей (она не была включена в правительственную коалицию). Но на выборах в крупных фламандских городах её показатели были в несколько раз выше (в Генте - около 20%, а в Антверпене - 33%). Эта националистическая партия выступает не только против притока иммигрантов в страну, но и против финансового субсидирования Валлонии за счёт растущей экономики Фландрии. Понятно, что в таких условиях федеральная вертикаль власти не всегда может функционировать достаточно эффективно.

Многие другие общественные организации и элементы гражданского общества также достаточно чётко разделены по региональному признаку. Но вполне определённое исключение просматривается в деловой сфере. Профсоюзы страны не едины, но их разделение происходит по религиозному признаку. Существуют христианские и социалистические профсоюзные объединения. Действует единая влиятельная Федерация бельгийских промышленников, а также многочисленные отраслевые ассоциации (банковские, и пр.).

Внутренняя политика действующего коалиционного правительства направлена прежде всего на проведение крупномасштабных реформ общественной жизни в стране. Необходимость их обозначилась достаточно чётко, поскольку за в течение уже не одного десятилетия в ЕС закрепился имидж страны с «вялой общественной структурой». Вполне определённая ответственность за сложившееся положение лежит на фламандских и валлонских христианских демократах, которые впервые за 40 лет были вытеснены в оппозицию.

Основной тезис во внутренней политике - государственная федеративная структура страны может быть эффективной только тогда, когда она опирается на принцип нахождения необходимого баланса между солидарностью и финансовой автономностью её трёх основных регионов. Постоянные финансовые трансферты из Фландрии в Валлонию всегда считались спорными для более обеспеченных фламандцев (их среднедушевой ВВП на 10% выше). Основные регионы страны должны получить большую фискальную самостоятельность, с правом умеренного маневрирования ставками налогообложения.

Коалиционному правительству в целом удалось существенно улучшить отношения между основными регионами. Это было достигнуто на базе регулярных совещаний представителей федерального, региональных и языково-общинных правительств. Именно на таком уровне и обсуждались проблемы внедрения большей автономии регионов в проведении налоговой политики, закрепление права на самостоятельное решение многих местных хозяйственных вопросов, проблем образования и общинной культуры. Впервые в рамках коалиционного правительства стали преобладать политические, а не языково-общинные различия.

В результате проведения столь крупномасштабной административной реформы, которая была направлена на устранение напряжённости между двумя основными регионами, страна вступила в новую стадию формирования эффективной федеративной структуры. Однако эта проблема всё ещё остаётся одной из сложнейших. Согласно опросам, около 27% бельгийцев считают, что фактор присутствия инородцев всегда вызывает беспокойство. Это самый высокий показатель в ЕС. Правда, в стране существует мнение, что действующее коалиционное правительство, в состав которого вошли в основном профессиональные эксперты (т.н. сорокалетние), способно решать и эти проблемы.

Внешняя политика Бельгии во многом определяется её особым положением в системе европейской интеграции. Главный бельгийский город не случайно считается «европейской столицей», и не только потому, что в ней размещены многие исполнительные органы ЕС. Термин «брюссельские чиновники» уже давно стал синонимом руководящей элиты ЕС, что не лишено основания. Эта небольшая европейская страна превратилась в своего рода опытную лабораторию ЕС, поскольку пути решения многих её проблем становятся эталоном для выработки общей европейской стратегии.

Не случайно согласно внешнеполитической концепции действующего коалиционного правительства Бельгии стремится выступать с масштабными планами постоянного расширения ЕС с его одновременной трансформацией в более централизованную организацию. Речь идёт прежде всего о создании новой государственной структуры, особенно в сфере формирования единой внешней политики Европы и боеспособных Вооружённых сил, с тем чтобы занять подобающее место в современной мировой политике.

Бельгийцы полагают, что при европейском строительстве роль малых стран, выступающих вместе с несколькими ведущими державами, может быть уникальной. Они незаменимы как посредники между большими странами. Именно малые государства в подобных союзах могут выдвигать стратегические инициативы относительно перспектив развития, поскольку их трудно заподозрить в «имперских амбициях».

Особая роль Бельгии в европейской интеграции основывалась на уникальном опыте сочетания в этой стране двух ключевых европейских культур - латинской и германской (позднее добавились англосаксонская и скандинавская, а скоро появится и славянская). Страна постепенно превращалась в «универсального посредника», без усилий которого принятие каких-либо решений затруднительно. Бельгийцы надеются получить для своей страны статус, соответствующий сегодняшнему положению Брюсселя, который уже давно живёт по «всемирному времени».

Возвысить свой «собственный голос» в мировой политике страна стремится, опираясь на принципы «человечности, демократии, защиты слабых, толерантности». В рамках европейской интеграции Бельгия совместно со своими партнёрами по Бенилюксу выдвинула концепцию «продвинутой кооперации» (enhanced cooperation), обосновывающую для малых стран право формировать небольшие группы для «продвижения» определённых проектов в рамках реформирования ЕС.

Вооружённые силы страны состоят из сухопутной армии, Военно-воздушных сил, Военно-морского флота и федеральной полиции. Территория Бельгии поделена на три военных округа (Брюссель, Антверпен, Льеж). Ежегодное число призывников (мужчин) составляет 63,2 тыс. чел. Призывной возраст - 19 лет. Расходы на оборону достигли почти 3 млрд долл. (2002), их доля в ВВП составляет 1,4%.

Бельгия имеет дипломатические отношения с РФ (установлены с СССР в 1925).