Тренинг по эмоциональному выгоранию приемных родителей. Особым детям особенно нужна семья

  • VII Межрегиональная Конференция "Взаимодействие: дети, родители, специалисты, общество"

    • Все новости

Эмоциональное выгорание у приемных родителей

В наше время можно найти много информации о проблемах семейной адаптации у детей, чуть меньше – о проблемах адаптации у приемных родителей, и несправедливо мало – о синдроме эмоционального выгорания.

Термин «Синдром эмоционального выгорания» (англ.burnout) ввел в психологию американский психиатр Герберт Фрейденбергер в 1974 году. Он определил, что этот синдром проявляется эмоциональным истощением.

Как же вовремя определить, что вы сгораете и своевременно обратиться за помощью?

Существует три стадии синдрома:

  1. Стадия напряжения . Эта стадия характеризуется повышенной раздражительностью и утомляемостью, нарастающими к концу дня. Вы ждете, когда ваше чадо уснет, чтобы вздохнуть спокойно, выпить кружечку чая и, наконец, принять ванну.
  2. Резистенция (стадия активного сопротивления). На этой стадии вы можете ловить себя на том, что стремитесь свести к минимуму переживания, оградить себя от них. Вы стараетесь избегать любых напряженных ситуаций, потому что ощущаете, что у вас уже нет сил с ними бороться. Вы начинаете экономить на эмоциях – это основной заметный фактор. Вы не только прекращаете переживать, когда что-то идет не так, но и просто стремитесь сбежать, спрятаться, забраться в укромный уголок хоть ненадолго. К сожалению, отключая отрицательные эмоции – вы отключаете также и положительные. В этот период вы можете поймать себя на том, что то, что раньше радовало – уже и не радует. Эмоции притупились, вы словно впадаете в анабиоз. Вы делаете обычные дела механически, не вовлекаясь в них, не живя ими. Из жизни пропадают инициатива и творчество.

На этой стадии страдают четыре сферы вашей жизни:

Вы начинаете негативно оценивать себя, как родителя. Можете начать сомневаться в правильности своего решения – принять ребенка. Можете решить, что переоценили свои силы. И даже у вас могут появиться мысли о том, чтобы сдаться.

У вас нарастает негативное отношение к близким: к ребенку, который так плохо себя ведет, к супругу, который вам не помогает и не поддерживает (хотя, на самом деле, это может быть совершенно не так), к друзьям и родителям – причем может раздражать как отсутствие поддержки, так и наоборот, попытки близких поддержать вас. Когда вам говорят: «Все пройдет!» - в состоянии выгорания вы в это не верите, вы можете злиться и думать, что это конец.

Отношение к миру – как к враждебному, либо безразличному. Могут возникать мысли, что весь мир против вас, либо что миру вообще безразличны вы и ваши переживания. Под миром могут пониматься учреждения (садик, школа, больница, ваша работа), просто окружающие вас люди, работники различных сфер обслуживания – в магазинах, парикмахерских.

Может быть утрачен смысл не только ваших жизненных перемен (принятие ребенка в семью), но, в крайнем случае, в принципе смысл жизни. Могут растаять и раствориться мечты о прекрасном будущем – с вашим ребенком, вам может показаться, что всегда все будет черно и беспросветно.

3. Стадия истощения (хроническое депрессивное расстройство). На этой стадии у вас могут начать развиваться психосоматические заболевания, зависимости (алкоголь, уход от реальной жизни в фантазии, компьютерные игры). Это крайняя, самая сложная стадия эмоционального выгорания.

Я думаю, что даже если вы начнете сгорать – вы не станете доходить до этой стадии!

Если начертить прямую вашей вовлеченности в вашу жизненную ситуацию, то в начале ее будет полная и абсолютная вовлеченность, а в конце – избегание эмоциональной вовлеченности.

Как видно из рисунка, синдром эмоционального сгорания наступает далеко не сразу, более того, если знать немного хитростей – с ним можно даже и не познакомиться!

Синдром эмоционального выгорания – это не болезнь, а лишь специфически измененное отношение к вашей жизни и деятельности.

Для наступления синдрома необходимы причины. Они могут быть внешними и внутренними.

К внутренним причинам относятся:

  • постановка нереалистичных целей (когда ваши ожидания высоки, а результат задерживается),
  • игнорирование собственных ограничений (когда вы думаете, что можете больше, чем можете на самом деле, переоцениваете свои силы),
  • неспособность реально оценивать свои достижения и результат (завышенные требования к себе),
  • неспособность адекватно оценивать отношение к себе от других людей (завышенные требования к близким, когда они не способны сделать для вас то, что вы от них ожидаете),
  • постоянная забота о здоровье другого человека (ребенка).

К внешним причинам относятся:

  • физические ограничения (тяжелые заболевания ваши или ребенка),
  • жилищные ограничения,
  • финансовые затруднения,
  • социальная изоляция (удаленность и невозможность общения с другими приемными родителями).

Синдром эмоционального выгорания может проявиться в любой момент, а может не проявиться вовсе. Это не нечто обязательное и неотъемлемое, но это возможное затруднение на вашем пути к гармонии и радости. Как правило, этот синдром появляется в средней и конечной стадиях адаптации родителя к ребенку, когда первая радость и возбуждение от появления нового члена семьи прошли, и начался непростой путь привыкания и ежедневных забот.

Что же делать, как обезопасить себя, как предотвратить эмоциональное выгорание?

Есть несколько простых правил, при соблюдении которых вам не страшно никакое выгорание.

  1. Необходимо следить за тем, чтобы все сферы вашей жизни были наполнены: кроме ежедневных забот о новом члене вашей семьи, необходимо, чтобы у вас было здоровое питание, полноценный отдых, достаточно общения с близкими и друзьями. Также очень хорошо, если у вас есть какое-то хобби, любимое занятие, которому вы можете посвящать некоторое время.
  2. Избегайте изоляции! Очень важно, чтобы у вас была возможность встречаться и общаться с другими приемными родителями, чтобы вы могли делиться, обмениваться опытом, переживаниями, поддерживать друг друга.
  3. Регулируйте уровень вовлеченности в процессы. Помните, что вовлеченность – важнейшая составляющая. Но чрезмерная вовлеченность на протяжении длительного времени без возможности переключиться хоть ненадолго неминуемо ведет к эмоциональному выгоранию.
  4. Самое главное: если вы обнаружили, что начинаете экономить на эмоциях, быстро утомляетесь или постоянно раздражены – пора бить тревогу! Признайте, что вы на пути к эмоциональному выгоранию и начинайте действовать.

Если вы признали, что выгорание вас догоняет – то первое, что необходимо сделать – это отдохнуть. Отдых лучше выбрать тот, который предпочитаете именно вы. Это может быть просто возможность полежать на диване с книжкой, посмотреть любимое кино, пройтись по магазинам, выехать на природу, покататься на велосипеде или просто провести вечер с друзьями.

Не закрывайте эмоции в себе. Помните, что вы, как и любой нормальный человек, можете испытывать любые эмоции. Не пугайтесь, если вдруг чувствуете в адрес чада такие эмоции, как злость, раздражение, гнев или обиду. Выплесните эмоции любым безопасным для себя и малыша способом: рисуйте, пойте, танцуйте, делитесь переживаниями с близкими, плачьте. Не стесняйтесь обращаться за помощью и поддержкой к родным, будь то необходимость посидеть пару часиков с малышом или просто выслушать вас.

Главное – помните: синдром эмоционального выгорания – не болезнь и не приговор, это всего лишь способность вашей психики реагировать на эмоциональные перегрузки.

Будьте здоровы, гармоничны и счастливы!

Заседание Клуба

замещающих родителей

на тему:

«Профилактика синдрома эмоционального выгорания

замещающих родителей»

Подготовила: педагог-психолог

сопровождения замещающих семей

О.В. Понасийская

Повестка заседания:

    Кофе-брейк

    Вступительное слово

    Приветственное слово и информационное сообщение начальника отдела опеки и попечительства

    Анкетирование

Ход заседания:

    Приветственное слово начальника опеки и попечительства

    Тренинг «Профилактика синдрома эмоционального выгорания замещающих родителей»

Психолог. Дорогие участники, прежде чем начать наш практикум, я предлагаю всем встать в круг и с поклоном произнести: «Здравствуйте!», желая друг другу в первую очередь здоровья. Итак, здравствуйте! (Участники кланяются и опускают руки.)

Психолог. Древние утверждали, что во время поклона часть энергии как бы стекала с головы человека, таким образом, кланяясь, мы по доброй воле обмениваемся энергией. Мы все связаны и тем воздухом, которым дышим, и общей энергетикой, и интересами.

Сегодня нас здесь объединила и общая интересующая всех тема: «Профилактика синдрома эмоционального выгорания замещающих родителей» Целью, которой является знакомство с нетрадиционными способами сохранения и укрепления физического и психологического здоровья.

Психолог. За последние годы в России возросло число детей с нервно-психическими расстройствами. Возросло количество детей с психологической и педагогической запущенностью. Отклонения в соматическом, эмоциональном, сенсорном и моторном развитии проявляются в неспособности переносить физические, интеллектуальные и эмоциональные перегрузки. У детей возникает высокий уровень стрессоуязвимости (высокая способность к заболеваниям).

Однако условия жизни, нравственная и эмоциональная атмосфера, в которой живёт ребёнок в детском саду, целиком и полностью зависит от взрослых (педагогов) и они, бесспорно, несут ответственность за счастье и здоровье детей.

Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоёмких. Для её реализации требуются огромные интеллектуальные и психические затраты.

Достаточно быстро происходит эмоциональное истощение родителей, известное как «синдром эмоционального выгорания». Став «пустым», утратив жизненную силу, каких результатов может достичь родитель?

Синдром хронической усталости лежит в основе многих психосоматических заболеваний, происхождение которых напрямую связано с состоянием души человека. Под действием этого личность вскоре приобретает ряд таких деформаций, как негибкость мышления, излишняя прямолинейность, поучающая манера говорить, чрезмерность пояснений, мыслительные и речевые стереотипы, авторитарность и т.д.

Делая вывод можно сказать, что проблемы педагога и ребёнка – это проблемы всего общества. Для укрепления своего физического и психологического здоровья, выможете использовать Арт-терапию, т.е. исцеление искусством.

Мозговой штурм: Что такое «Синдром эмоционального выгорания?»

Эмоциональное выгорание - это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.

Синдром эмоционального выгорания развивается постепенно.

Проходит три стадии (Маслач, 1982) - три лестничных пролета в глубины профессиональной непригодности:

1 стадия - начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний; специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но... скучно и пусто на душе; исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи; возникает состояние тревожности, неудовлетворенности; возвращаясь домой, все чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!»

2 стадия - возникают недоразумения с клиентами, профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них; неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии клиентов - вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. Подобное поведение профессионала - это неосознаваемое им самим проявление чувства самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровень.

3 стадия - притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни; такой человек по привычке может еще сохранять внешнюю респектабельность и некоторый апломб, но его глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.

1 . Снижение самооценки.

2. Стадия одиночества.

3. Эмоциональное истощение, соматизация, ПОТЕРЯ ТРУДОСПОСОБНОСТИ!

Экспресс оценка выгорания

На следующие предложения отвечайте «да» или «нет».

Количество положительных ответов подсчитайте.

То, насколько меня раздражают коллеги, ещё мелочи по сравнению с тем, как выводят меня из равновесия воспитанники.

    На протяжении последних трёх месяцев я отказывался (отказывалась) от курсов повышения квалификации, от участия в конференциях и т.д.

    Коллегам я придумал (придумала) обидные прозвища, которую использую мысленно

    С делами по службе я справляюсь «одной левой». Нет ничего такого, что могло бы удивить меня в ней своей новизной

    О моей работе мне едва ли кто скажет что-нибудь новое

    Стоит мне только вспомнить о своей работе, как хочется взять и послать её ко всем чертям

    За последние три месяца мне не попало в руки ни одна специальная книга, из которой я почерпнул бы что-нибудь новенькое

Оценка результатов:

0-1 балл - синдром выгорания Вам не грозит.

2-6 баллов - Вам необходимо взять отпуск, отключиться от рабочих дел.
7-9 баллов - пришло время решать: либо сменить работу, либо, что лучше, переменить стиль жизни.

10 баллов - положение весьма серьёзное, но в Вас ещё теплится огонёк, нужна, чтобы он не погас, помощь специалиста.

Упражнение «Пожелание» (адаптированное по Евтихову О.В)

Цель: создание благоприятной атмосферы в группе, акцент на положительных качествах, которые способствуют преодолению профессионального выгорания.

Материалы: мяч или мягкая игрушка по выбору участников группы.

Время :5 минут

Инструкция: «Вам предлагается высказать пожелание в круг, другим

участникам группы, о том качестве, которое, по вашему мнению, помогает

преодолевать эмоциональное выгорание»

Участники передают мяч по кругу и высказывают свое пожелание.

Способы ф изиологическ ой саморегуляции :

    Различные движения потягивания и расслабления мышц

    Посещение бассейна, тренажерного зала, занятия йогой и т.д.

    РЕЛАКСАЦИЯ - это метод, с помощью которого можно частично или полностью избавляться от физического или психического напряжения.

ЕСТЕСТВЕННЫЕ СПОСОБЫ РЕГУЛЯЦИИ ОРГАНИЗМА:

    длительный сон,

    вкусная еда,

    общение с природой и животными,

    движение,

    танцы,

    музыка.

    баня, сауна, массаж;

    горячая ванна

с пеной;

    SPA- процедуры.

Способы эмоциональной саморегуляции:

    смех, улыбка, юмор;

    размышления о хорошем, приятном;

    рассматривание цветов в помещении, пейзажа за окном, фотографий, других приятных или дорогих вещей;

    мысленное обращение к высшим силам (Богу, Вселенной, великой идее);

    «купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах;

    вдыхание свежего воздуха;

    чтение стихов;

    высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.

    занятие любимым делом - хобби

Психолог : Для укрепления своего физического и психологического здоровья и здоровья дети и родители могут использовать Арт-терапию, т.е. исцеление искусством. Арт-терапия позволяет освободиться человеку от зажимов, расслабиться, снять запреты, быть свободным. В таком состоянии возврата к самому себе и черпаются силы для дальнейшего творческого подъёма.

Вот несколько , которые вы можете применять самостоятельно при лечении депрессии , чтобы облегчить свое состояние.

Тренинговое упражнение:

Вам потребуется пластичный материал- пластилин, глина или тесто. Подумайте о проблеме, которая вас беспокоит. А теперь вылепите эту проблему. Поговорите с ней, выскажите ей все, что хотите. А затем трансформируйте ее во что хотите. Можете просто смять в бесформенный комок, распластать в лепешку или вылепить что-то новое, во что превратится ваша проблема. Может быть что-то красивое?

Обсуждение.

Подведение итога. Рефлексия.

Психолог: «Наше занятие закончилось. Я, надеюсь, что вы смогли отдохнуть на нем, отключиться от своих проблем, а главное, от проблем, связанных с нашими детьми. Надеюсь, что занятие также заинтересовало вас, так как на нем мы говорили с вами о самом главном для вас, о том, чем вы живете и о чем думаете.

Педагог-психолог Центра Кочергина Елена Ивановна предлагает свой вариант приемов и упражнений для проведения занятия по профилактике эмоционального выгорания.

1. Метафора.

Скажи, в каком мире ты живешь?...Глядя из окна, ты видишь звездное небо…или серые тучи? Вершину горы…или горы мусора? Гладь океана или грязные лужи?

-…Каждая наша мысль создает все то, что окружает нас.

-…Каждым своим поступком, словом, мыслью мы создаем тот мир, в котором живем!

В одно окно смотрели двое:

Один увидел смерть и страх,

Огонь, страдание и горе,

Привычного нам мира крах.

Другой увидел там весну,

Цветущие сады и небо голубое,

Прекрасную зелёную листву…

В одно окно смотрели двое…

Психолог раздает каждому участнику в подарок Притчу «Окно» .

2. Упражнение «10 Заповедей Начала дня». (текст заповедей в приложении)

Сегодня, я предлагаю вам «прожить» миг в позитивном, ярком, успешном и счастливом мире! Я приглашаю вас на солнечную поляну, но для начала дня нам нужен особый настрой!

Участникам раздаются в подарок «10 заповедей Начала дня» и зачитываются ведущим под музыку.

3. Упражнение «Свеча».

Мы отправляемся в путь…, но вы знаете, что в дорогу идут надежные, дружные, сплоченные, понимающие друг друга люди…вот сейчас и проверим, в какой степени вы сплочены? Как вы понимаете, друг друга? Сможете ли вы преодолеть препятствие, которое нас ждет впереди (психолог проводит с участниками упражнение из «веревочного курса» - «Свеча»).

Инструкция к упражнению: все участники выстраиваются в шеренгу. Психолог дает свечу в руки крайнему слева человеку, а справа - дает коробок со спичками. Задача группы: не сходя с места и не передавая свечу и коробок спичек, зажечь свечу! Условие: все делать молча. Если группа затрудняется, то дать возможность обсудить 1 минуту. (Каждый участник, по цепочке, получает 1 спичку, затем спичка крайнего участника зажигается, огонь передается от спички к спичке и последний участник зажигает свечу).

4. Упражнение «Розовые очки» (звучит сказочная музыка) . Психолог поздравляет участников мастер-класса с успешным прибытием на «Солнечную поляну», далее проводит упражнение «Розовые очки».

Что мы обычно делаем, если нам в глаза светит яркое солнце?...Правильно! Надеваем очки от солнца. А я вам предлагаю надеть не просто солнечные очки, а розовые очки … и посмотреть на мир в розовом свете. Стоя в кругу, каждый участник одевает «Розовые очки» и говорит, что он видит,…какой мир его окружает,…(Психолог резюмирует: что каждый видит то, что он хочет видеть…)

5. Фильм «Как распускаются цветы».

А сейчас я предлагаю вам лицезреть красоту цветов на нашей солнечной поляне… (психолог показывает фильм «Как распускаются цветы».)

Обсуждение (психолог резюмирует: что люди также как цветы: растут, расцветают, становятся совершенными…).

6. Игра «Кто Я?»

(Для повышения настроения, формирования оптимистичного взгляда на свою жизненную ситуацию, понимание себя, мотивов других людей)

- …Сейчас каждый придумает себе необычное имя и ассоциацию себя с цветком, деревом или растением, запомните все или запишите на листочке, но так, чтобы никто не видел. Затем, нужно найти себе пару.

(Работа в паре). Посмотрите внимательно друг на друга и определите, на какой цветок похож ваш друг, нарисуйте этот цветок втайне от него. Вновь объединившись, предложите свой вариант видения, и узнайте: каким цветком представил вас ваш друг. Если совпали ваши представления, то это здорово. Это говорит о том, что вы могли прочувствовать друг друга, угадать настроение, значит ваше «душевное состояние на одной волне». А если еще совпало ваше имя с названием цветка, который возник у Вашего партнера относительно Вас, то это вообще супер-игра! Поблагодарите друг друга. Если даже не совпали представления относительно друг друга, то все равно поблагодарите. Мы думали о прекрасном, позитивном мире, проецировали его на себя, других. Это замечательно.

(На полу или столе разложены метафорические ассоциативные карты из серии «Хранительница сада». Психолог предлагает найти ту карту, на которой изображен ваш цветок. Участники зачитывают послание-запись на карте).

Психолог благодарит всех участников мастер - класса за работу!

Материал подготовлен Кочергиной Е.И.,

педагогом-психологом Центра

У нас в городе завершается цикл интереснейших семинаров-тренингов психолога Л.В. Петрановской, организованный троицким Содружеством приёмных семей «Твердь» при поддержке Отдела опеки... для усыновителей, опекунов и приёмных родителей. Каждая тема - кладезь новых знаний!!! Огромное спасибо Людмиле за то, что она к нам ездит и просвещает нас, а также Тане- ejevika_t и ее мужу Юрию за то, что организуют для нас эти встречи.
По результатам одного из семинаров и по материалам книги «Как ты себя ведёшь? 10 шагов по изменению трудного поведения» подготовила публикацию в "ГР" № 4, 2011 для своего газетного проекта "Солнечный зайчик" (давненько кстати ничего не писала по проекту, поднадоел он мне, если честно, но в свете новых семейных "проектов" думаю он воспрянет;)).

БЕРЕГИ СЕБЯ, МАМА!

Люди, которые по семейным обстоятельствам или по долгу службы, на протяжении длительного времени постоянно соприкасаются с человеческой болью, знают, что такое эмоциональное выгорание. Это когда регулярно приходится отдавать много душевных сил другим людям, конца-края их проблем не видно, а собственный «резервуар» любви и тепла пополнить неоткуда. Часто эта беда не обходит и приёмных родителей.

Что за недуг?
Эмоциональное выгорание, или по-другому нервное истощение, - профессиональное «заболевание» медицинских и социальных работников, священнослужителей и психологов, сотрудников Отделов опеки и попечительства и детских домов, волонтёров самых различных направлений благотворительности. Люди идут в эти профессии по зову сердца, чувствуя в себе потребность помогать людям, дарить им тепло и заботу, обладая в определённый период жизни повышенным запасом душевных сил. Однако чем больше человек отдаёт, тем больше становится запросов. Мир не совершенен. Открыв дверь в царство боли и несчастья, человек видит, насколько оно огромно и многолико. В какой-то момент становится очевидно, что сделать ещё нужно так много, а сил и душевного тепла с каждым днём остаётся всё меньше! Если в такие моменты не дать себе передышки, не пополнить запас своих душевных сил, здоровье и психическое состояние человека окажется под угрозой.
Усыновители, опекуны и приёмные родители подвержены этому недугу не меньше. Ими движут те же добрые побуждения: обогреть сироту, утешить, подарить ему любовь и ласку. А ведь приёмный ребёнок всегда травмирован: он так долго не получал должной заботы и внимания, столько бед пережил за свою маленькую жизнь, что, попадая, наконец, в благоприятные условия, стремится как можно быстрее наверстать упущенное. Вырвавшийся из учреждения ребёнок ещё долго и часто болеет, он полон разнообразных страхов и какое-то время не верит, что все его беды позади, и по многу раз «проверяет» новых родителей, не вернут ли они его обратно… Процесс его реабилитации растягивается на многие месяцы, а то и годы. В таких экстремальных условиях годами копившийся в приёмных родителях запас любви вычерпывается за несколько месяцев, прозвенев монеткой в пустом колодце души несчастного ребёнка. Ему нужно ещё и ещё, ему нужно так много, а родители уже выдали всё, что запасли. Где взять ещё любви? Сам ребёнок ответить на чувства пока не в состоянии, у него их просто ещё не накопилось. Если в семье нет биологических детей, которые своей любовью могут поддержать душевные силы родителей, и нет рядом значимых близких, всегда готовых прийти на помощь, мамам и папам приходится по-настоящему несладко. Причём, мамы на порядок чаще страдают от эмоционального выгорания, чем папы, в силу более тонкой душевной организации, большей чувствительности и зависимости от эмоциональной сферы, а также потому, что именно на их плечи ложатся основные заботы о детях и решение их проблем.

Когда бить тревогу?
Процесс эмоционального выгорания проходит в несколько стадий.
На первой стадии приёмные родители мобилизованы, собранны, готовы отдать всё. Они могут плохо есть и мало спать, и не страдать от этого, к ним не прилипают инфекции, они чувствуют, что способны свернуть горы. Именно в таком состоянии родители пребывают в момент принятия ребёнка в семью и в первые недели, месяцы совместной жизни. Они готовы посвятить себя ему полностью, выложиться, пожертвовать всем.
Рано или поздно силы кончаются. Подступает усталость, организм и психика настоятельно требуют отдыха. Но как бы не так! Отдыхать не время, нужно так много сделать. Собрав волю в кулак, стиснув зубы, родители через силу продолжает и дальше отдавать, соскребая уже крохи любви по сусекам души и не заботясь о пополнении своего «резервуара». Это вторая стадия выгорания. У находящихся на ней людей особенное «стоическое» выражение на лице, усталый голос и словно бы тяжесть во всем теле. Постоянное напряжение не отпускает. Все мысли - о делах, проблемах. Конфликты надолго выбивают из колеи, замечания воспринимаются крайне болезненно.
Если человек по-прежнему ничего не предпринимает, чтобы восстановиться, наступает третья стадия. Запредельная усталость. Раздражительность. Плаксивость. Полное безразличие, перемежающееся истериками, вспышками гнева. Ребёнок уже «просто бесит», кажется, что в нём нет ничего хорошего, «он просто нами пользуется». Именно на этой стадии зачастую находятся родители, которые от отчаяния стали прибегать к жёстким наказаниям. В результате появляется чувство вины, ещё больше усиливается стресс. На этой же стадии возникает мысль о возврате ребёнка в детский дом. Хочется «сбежать от всего на край света», «всё бросить», а иногда и «сдохнуть». Больше ничего не радует, всё теряет смысл. Наступает полное эмоциональное истощение.
Казалось бы, дальше некуда. Но находятся герои, которые, по-прежнему, не жалея себя, движутся дальше - к четвёртой стадии выгорания. Им больше нечего дать детям, людям вообще, и они начинают имитировать заботу и внимание. Приходит равнодушие, цинизм, душевная чёрствость. Забота сменяется контролем, сочувствие - всезнанием и самодовольной уверенностью, что «все видны насквозь». Окружающие воспринимаются враждебно, все кажутся тупыми, злобными, мелкими, недостойными уважения и хорошего отношения. В общем, до этой стадии себя нельзя доводить ни в коем случае.
Стадии не обязательно следуют одна за другой. Иногда человек даже в течение дня может проходить все состояния и возвращаться обратно. На второй стадии бывали практически все, и на третьей - многие. Само по себе это не так страшно, если вовремя остановиться и осознать, что происходит.

Как восстанавливаться?
Если вы заметили у себя признаки выгорания, срочно принимайте меры.

Обязательно выделяйте время для себя. Не по остаточному принципу, «когда получится», а совершенно обязательно. Если вы твёрдо будете знать, что, скажем, по субботам с ребёнком на несколько часов остаётся бабушка, а вы тем временем занимаетесь собой, пережить трудные моменты в течение недели станет гораздо легче.Подумайте, какие занятия вас восстанавливают? Бассейн, прогулка, встреча с друзьями, наведение красоты, валяние с книжкой, выход в свет с супругом, рукоделие, спорт… Всё, что лично вам помогает отдохнуть и расслабиться, должно присутствовать в жизни регулярно!
Устраивайте себе «тайм-ауты» до того, как подступит невыносимая усталость. Поставьте детям мультик и спокойно выпейте кофе или примите душ. В этот момент забудьте про предупреждения врачей, что телевизор дольше 15 минут в день - это вредно. Поверьте, мама на третьей стадии выгорания гораздо вреднее! Когда вы будете в лучшей форме, вы сможете играть и заниматься с детьми.Любыми способами избегайте хронического переутомления, особенно недосыпа. Пусть хозяйство будет не в идеальном порядке, но у вас останутся силы улыбаться детям. Находите время для совместных удовольствий и развлечений. Вместо генеральной уборки в воскресенье махните с детьми в парк или в кино. Пусть не все уроки будут сделаны, но поцелуй перед сном - это святое.
Если вам вдруг покажется, что вы поступаете эгоистично и безответственно, предаваясь отдыху в то время, как кто-то другой следит за ребёнком, напомните себе, что это вклад в ваше семейное благополучие и в будущее вашего ребёнка. Главное в жизни вашего ребёнка - это вы. Чудо уже произошло, вы встретились и теперь живёте одной семьёй. Помните, что вы берёте приёмного ребенка не для того, чтобы стать для него идеальным родителем, а для того, чтобы просто у него быть. Берегите себя!
Материал подготовлен по результатам семинара-тренинга психолога Л.В. ПЕТРАНОВСКОЙ

Условия жизни, нравственная и эмоциональная атмосфера, в которой живёт ребёнок, целиком и полностью зависит от взрослых и они, бесспорно, несут ответственность за счастье и здоровье детей. Достаточно быстро происходит эмоциональное истощение родителей, известное как «синдром эмоционального выгорания». Став «пустым», утратив жизненную силу, каких результатов может достичь родитель. Синдром хронической усталости лежит в основе многих психосоматических заболеваний, происхождение которых напрямую связано с состоянием души человека. Под действием этого личность вскоре приобретает ряд таких деформаций, как негибкость мышления, излишняя прямолинейность, поучающая манера говорить, чрезмерность пояснений, мыслительные и речевые стереотипы, авторитарность и т.д. Делая вывод можно сказать, что проблемы педагога(родителя) и ребёнка – это проблемы всего общества. Для укрепления своего физического и психологического здоровья, вы можете использовать Арт-терапию, т.е. исцеление искусством.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Заседание Клуба

замещающих родителей

на тему:

«Профилактика синдрома эмоционального выгорания

замещающих родителей»

Подготовила:

Педагог-психолог Службы

О.В. Понасийская

  1. Тренинг «Профилактика синдрома эмоционального выгорания замещающих родителей»

Психолог. Дорогие участники, прежде чем начать наш практикум, я предлагаю всем встать в круг и с поклоном произнести: «Здравствуйте!», желая друг другу в первую очередь здоровья. Итак, здравствуйте! (Участники кланяются и опускают руки.)

Психолог. Древние утверждали, что во время поклона часть энергии как бы стекала с головы человека, таким образом, кланяясь, мы по доброй воле обмениваемся энергией. Мы все связаны и тем воздухом, которым дышим, и общей энергетикой, и интересами.

Сегодня нас здесь объединила и общая интересующая всех тема: «Профилактика синдрома эмоционального выгорания замещающих родителей» Целью, которой является знакомство с нетрадиционными способами сохранения и укрепления физического и психологического здоровья.

Психолог. За последние годы в России возросло число детей с нервно-психическими расстройствами. Возросло количество детей с психологической и педагогической запущенностью. Отклонения в соматическом, эмоциональном, сенсорном и моторном развитии проявляются в неспособности переносить физические, интеллектуальные и эмоциональные перегрузки. У детей возникает высокий уровень стрессоуязвимости (высокая способность к заболеваниям).

Однако условия жизни, нравственная и эмоциональная атмосфера, в которой живёт ребёнок, целиком и полностью зависит от взрослых (педагогов, родителей) и они, бесспорно, несут ответственность за счастье и здоровье детей.

Общеизвестно, что профессия педагога (приемного родителя) – одна из наиболее энергоёмких. Для её реализации требуются огромные интеллектуальные и психические затраты.

Достаточно быстро происходит эмоциональное истощение родителей, известное как «синдром эмоционального выгорания». Став «пустым», утратив жизненную силу, каких результатов может достичь родитель?

Синдром хронической усталости лежит в основе многих психосоматических заболеваний, происхождение которых напрямую связано с состоянием души человека. Под действием этого личность вскоре приобретает ряд таких деформаций, как негибкость мышления, излишняя прямолинейность, поучающая манера говорить, чрезмерность пояснений, мыслительные и речевые стереотипы, авторитарность и т.д.

Делая вывод можно сказать, что проблемы педагога и ребёнка – это проблемы всего общества. Для укрепления своего физического и психологического здоровья, выможете использовать Арт-терапию, т.е. исцеление искусством.

Мозговой штурм: Что такое «Синдром эмоционального выгорания?»

Эмоциональное выгорание - это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.

Синдром эмоционального выгорания развивается постепенно.

Проходит три стадии (Маслач, 1982) - три лестничных пролета в глубины профессиональной непригодности:

1 стадия - начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний; специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но... скучно и пусто на душе; исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи; возникает состояние тревожности, неудовлетворенности; возвращаясь домой, все чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!»

2 стадия - возникают недоразумения с клиентами, профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них; неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии клиентов - вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. Подобное поведение профессионала - это неосознаваемое им самим проявление чувства самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровень.

3 стадия - притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни; такой человек по привычке может еще сохранять внешнюю респектабельность и некоторый апломб, но его глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.

1 . Снижение самооценки.

2. Стадия одиночества.

3. Эмоциональное истощение, соматизация, ПОТЕРЯ ТРУДОСПОСОБНОСТИ!

Экспресс оценка выгорания

На следующие предложения отвечайте «да» или «нет».

Количество положительных ответов подсчитайте.

Когда в воскресенье пополудни я вспоминаю о том, что завтра снова идти на работу, то остаток уик-энда уже испорчен

Если бы у меня была возможность уйти на пенсию (по выслуге лет, инвалидности), я сделал (а) бы это без промедления

Коллеги на работе раздражают меня. Невозможно терпеть их одни и те же разговоры

То, насколько меня раздражают коллеги, ещё мелочи по сравнению с тем, как выводят меня из равновесия воспитанники.

На протяжении последних трёх месяцев я отказывался (отказывалась) от курсов повышения квалификации, от участия в конференциях и т.д.

Коллегам я придумал (придумала) обидные прозвища, которую использую мысленно

С делами по службе я справляюсь «одной левой». Нет ничего такого, что могло бы удивить меня в ней своей новизной

О моей работе мне едва ли кто скажет что-нибудь новое

Стоит мне только вспомнить о своей работе, как хочется взять и послать её ко всем чертям

За последние три месяца мне не попало в руки ни одна специальная книга, из которой я почерпнул бы что-нибудь новенькое

Оценка результатов:

0-1 балл - синдром выгорания Вам не грозит.

2-6 баллов - Вам необходимо взять отпуск, отключиться от рабочих дел.
7-9 баллов - пришло время решать: либо сменить работу, либо, что лучше, переменить стиль жизни.

10 баллов - положение весьма серьёзное, но в Вас ещё теплится огонёк, нужна, чтобы он не погас, помощь специалиста.

Упражнение «Пожелание» (адаптированное по Евтихову О.В)

Цель: создание благоприятной атмосферы в группе, акцент на положительных качествах, которые способствуют преодолению профессионального выгорания.

Материалы: мяч или мягкая игрушка по выбору участников группы.

Время:5 минут

Инструкция: «Вам предлагается высказать пожелание в круг, другим

участникам группы, о том качестве, которое, по вашему мнению, помогает

преодолевать эмоциональное выгорание»

Участники передают мяч по кругу и высказывают свое пожелание.

Способы физиологической саморегуляции:

  • Различные движения потягивания и расслабления мышц
  • Посещение бассейна, тренажерного зала, занятия йогой и т.д.
  • РЕЛАКСАЦИЯ - это метод, с помощью которого можно частично или полностью избавляться от физического или психического напряжения.

ЕСТЕСТВЕННЫЕ СПОСОБЫ РЕГУЛЯЦИИ ОРГАНИЗМА:

  • длительный сон,
  • вкусная еда,
  • общение с природой и животными,
  • движение,
  • танцы,
  • музыка.
  • баня, сауна, массаж;
  • горячая ванна с пеной;
  • SPA-процедуры

Способы эмоциональной саморегуляции:

  • смех, улыбка, юмор;
  • размышления о хорошем, приятном;
  • рассматривание цветов в помещении, пейзажа за окном, фотографий, других приятных или дорогих вещей;
  • мысленное обращение к высшим силам (Богу, Вселенной, великой идее);
  • «купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах;
  • вдыхание свежего воздуха;
  • чтение стихов;
  • высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.
  • занятие любимым делом - хобби

Психолог : Для укрепления своего физического и психологического здоровья и здоровья дети и родители могут использовать Арт-терапию, т.е. исцеление искусством. Арт-терапия позволяет освободиться человеку от зажимов, расслабиться, снять запреты, быть свободным. В таком состоянии возврата к самому себе и черпаются силы для дальнейшего творческого подъёма.

Вот несколько арттерапевтических упражнений , которые вы можете применять самостоятельно при лечении депрессии , чтобы облегчить свое состояние.

Тренинговое упражнение:

Вам потребуется пластичный материал- пластилин, глина или тесто. Подумайте о проблеме, которая вас беспокоит. А теперь вылепите эту проблему. Поговорите с ней, выскажите ей все, что хотите. А затем трансформируйте ее во что хотите. Можете просто смять в бесформенный комок, распластать в лепешку или вылепить что-то новое, во что превратится ваша проблема. Может быть что-то красивое?

Обсуждение.

Подведение итога. Рефлексия.

Психолог: «Наше занятие закончилось. Я, надеюсь, что вы смогли отдохнуть на нем, отключиться от своих проблем, а главное, от проблем, связанных с нашими детьми. Надеюсь, что занятие также заинтересовало вас, так как на нем мы говорили с вами о самом главном для вас, о том, чем вы живете и о чем думаете.