Основные правила поведения в экстремальной ситуации. Экстремальные ситуации в природных условиях Экстремальные ситуации в природе и их причины

Экстремальная ситуация, как правило, наступает неожиданно. Поэтому действовать при её возникновении надо быстро, организованно, без паники. Промедлив, можно потерять шансы на спасение.

В результате анализа таких ситуаций специалисты-спасатели выработали основные правила поведения в них:

  • уметь предвидеть опасность;
  • уметь контролировать своё поведение;
  • быть самостоятельным;
  • уметь думать, анализировать, находить выход из создавшейся ситуации;
  • быстро принимать решения;
  • быть настойчивым и упрямым, когда это потребуется;
  • уметь подчиниться, если это нужно;
  • не отчаиваться, если нет больше сил бороться за жизнь;
  • искать другие пути, прежде чем сдаться;
  • ...и даже в этом случае не сдаваться.

Если произошла авария самолёта (или автомобиля) , надо немедленно покинуть его, вынести раненых и по возможности - снаряжение, отойти на безопасное расстояние. При аварии возможна утечка топлива. Достаточно маленькой искры - и произойдёт взрыв.

При стихийном бедствии (сход лавины, наводнение, лесной пожар и т. д.) надо предпринять все усилия для выхода в безопасную зону.

Оказавшись в безопасном месте, прежде всего необходимо успокоиться.

Нельзя добиться успеха, начав лихорадочно метаться, заражая своей нервозностью товарищей. Наступит всеобщая паника. А этого допускать нельзя.

Надо успокоиться и незамедлительно оценить обстановку (схема 1). Проверить, нет ли раненых. Если необходимо, оказать пострадавшим первую помощь.

Посмотреть, что из продуктов, снаряжения, средств медицинской помощи имеется. Всё, что найдено, надо сохранить, укрыть от дождя и ветра.

Потом надо решить, оставаться на месте или выходить к населённому пункту, на дорогу (схема 2). От этого решения будет зависеть план дальнейших действий.

Если в группе есть взрослые, то всеми действиями будут руководить они. Если их нет, придётся действовать самостоятельно. Условимся, что далее будем рассматривать ситуации, когда группа детей или один ребёнок находится в экстремальной ситуации без взрослых.

Выход к населённому пункту нужно предпринять, если никто из взрослых не знает вашего предполагаемого местонахождения, а у вас нет средств радиосвязи, сотового телефона , т. е. вы не уверены, что скоро придёт помощь к месту вашего нахождения. При этом нужно оценить свои силы, состояние ослабленных, больных и их количество.

Если же есть уверенность в том, что помощь скоро придёт, или нет возможности двигаться, то надо остаться на месте и готовиться к ночлегу.

Даже первую ночёвку нельзя проводить без укрытия. Если мало времени для оборудования настоящего лагеря, делать аварийный лагерь. Всё зависит от того, в какое время суток случилось происшествие и что имеется для постройки временного жилища.

При оборудовании аварийного лагеря должны быть соблюдены следующие условия:

  • возможность укрыться от осадков, ветра и солнца;
  • возможность сосредоточить в одном месте все необходимые вещи и продукты питания;
  • возможность установить охрану, назначив одного или двух дежурных.

Затем следует определить место для устройства временного жилища, места для приготовления пищи и хранения продуктов.

Обязательно надо распределить обязанности между членами группы. Для этого выяснить, кто из них знаком с охотой и рыбалкой, знает съедобные растения и способы их приготовления, умеет оказывать первую помощь, собирать и готовить дрова, поддерживать костёр, строить жилище, ремонтировать и изготавливать снаряжение, производить разведку местности и определять своё местоположение, подготовить средства сигнализации.

Надо сделать так, чтобы работал каждый член группы. Это, кроме прочего, поможет всем отвлечься от горестных мыслей.

И последнее: любая группа работает эффективно, если в ней есть руководитель, командир. Это должен быть наиболее опытный и уравновешенный человек. Если такой уже есть - хорошо. Если нет, договоритесь сообща, кому можно доверить руководство. После этого надо выполнять все его распоряжения.

Командир должен планировать действия группы, распределять обязанности между всеми её членами с учётом способностей и возможностей каждого и контролировать их выполнение.

Не менее важная обязанность командира - поддержание нормальных отношений между членами группы. Неожиданно возникшая экстремальная ситуация, нависшая опасность, голод и холод, жажда и многие другие возникшие обстоятельства вызывают большое нервное напряжение, раздражительность. Как следствие, между членами группы могут возникнуть конфликты, зачастую даже из-за мелочей.

    Запомните: в экстремальной ситуации нельзя конфликтовать, ведь в конфликте не бывает победителей и побеждённых - проигрывают и конфликтующие, и вся группа в целом.

Необходимо сдерживать себя, даже если что-то не нравится. Говорить ровным, спокойным голосом, не придираться к мелочам. Если назревает разногласие в серьёзном вопросе, то попросить командира обсудить этот вопрос на общем собрании, объективно.

В результате конфликта группа может разделиться на несколько частей, что недопустимо. Это только усугубит положение. При таком делении каждая часть группы будет выходить к населённому пункту по своему маршруту. Это значительно увеличит район поиска и добавит работы спасателям.

Итак, благополучное завершение автономного существования в природе в первую очередь зависит от участников похода.

Схема 1
Что нужно знать, попав в экстремальную ситуацию

Схема 2
Что нужно знать, попав в экстремальную ситуацию в природе

Надо усвоить простую истину: при автономном существовании всё придётся делать самим. Никто не поможет и ничего за членов группы не сделает. Нельзя опускать руки!

    Запомните: выдержка, самообладание, дисциплинированность, физическая подготовка, а главное, стремление и умение выжить - вот определяющие качества, которые помогут победить.

Вопросы и задания

  1. Расскажите о последовательности действий при возникновении экстремальной ситуации.
  2. В каких случаях надо выходить самостоятельно к населённым пунктам, дорогам, а в каких - ждать на месте?
  3. Какие способы успокоиться вы знаете?
  4. Как вы думаете, зачем надо стараться дать поручение каждому члену группы?
  5. Летом на даче вместе с родителями запланируйте прогулку в лес на целый день. Пригласите на прогулку друзей. Договоритесь, какие обязанности будет выполнять тот или иной член вашей группы. Выберите командира. Проведите соответствующую подготовку. После прогулки обсудите, как члены группы выполняли полученные задания, были ли конфликты или предпосылки к ним, как вы их устраняли.

Выживание в экстремальных ситуациях требует от человека выдержки и непоколебимой веры в то, что не бывает безвыходных положений. Мы собрали 5 историй, героям которых удалось выжить в сложнейших условиях.

Долгий полет и 4 дня борьбы

Рекордная высота, после падения с которой человеку удавалось выжить - 10 160 метров. Этот рекорд занесен в Книгу Гиннеса и принадлежит Весне Вулович, единственной выжившей после авиакатастрофы 26 января 1972 года. Она не только выздоровела, но и хотела снова вернутся к работе - страха полетов у нее не возникло, потому что сам момент катастрофы она не помнила.

24 августа 1981 года 20-летняя Лариса Савицкая и ее муж летели из свадебного путешествия на самолете Ан-24 из Комсомольска-на-Амуре в Благовещенск. В небе на высоте 5220 метров самолет, в котором летели молодожены, столкнулся с Ту-16.

Лариса Савицкая оказалась единственной из 38 человек, кому удалось выжить. На обломке самолета размером три на четыре метра она падала в свободном падении на протяжении 8 минут. Ей удалось добраться до кресла и вжаться в него.

Позже женщина утверждала, что в этот момент вспомнила эпизод из итальянского фильма "Чудеса еще случаются" где героиня выживает в схожих условиях.

Спасательные работы велись не слишком активно. Для всех жертв авиакатастрофы уже даже были вырыты могилы. Ларису Савицкую, в итоге, нашли последней. Она трое суток жила среди обломков самолета и тел погибших пассажиров. Несмотря на многочисленные травмы - от сотрясения мозга до повреждений позвоночника, со сломанными ребрами и переломом руки - Лариса Савицкая не только выжила, но и смогла соорудить себе что-то вроде шалаша из обломков фюзеляжа.
Когда поисковый самолет пролетал над местом крушения, Лариса даже махала спасателям, но они приняли её за геолога из разместившейся неподалеку экспедиции.

Лариса Савицкая дважды внесена в Книгу рекордов Гиннеса: как человек, выживший после падения с огромной высоты, второй раз - как человек, получивший минимальную сумму компенсации физического ущерба в авиакатастрофе - 75 рублей (в деньгах 1981 года).

На маленьком плоту

23 ноября 1942 года немецкая субмарина торпедировала английский корабль "Беломонд". Все члены его экипажа погибли. Почти все. Матросу Линь Пэну удалось выжить. Ему повезло - в ходе поисков на поверхности воды он обнаружил спасательный плот, на котором был запас продуктов.

Линь Пэн, конечно, понимал, что продукты и вода рано или поздно закончатся, поэтому с первого дня своей «робинзонады» он начал готовить инвентарь для сбора дождевой воды и ловли рыбы. Растянул над плотом тент, из нитей веревки, найденной на плоту,сделал леску; из гвоздя и проводов от фонарика – крючки; из металла от консервной банки – нож, которым разделывал пойманную рыбу. Интересный факт: Линь Пэн не умел плавать, поэтому все время был привязан к плоту.

Рыбы Линь Пэн ловил очень немного, но заботился о её сохранности – вялил на веревках, растянутых над палубой своего «корабля». На протяжении ста дней его рацион составляла одна рыба и вода. Иногда за бортом попадались водоросли, потребление которых не дало Линь Пэну заболеть цингой.

Горькая ирония рекордного плавания Линь Пэна в том, что он мог быть спасен несколько раз. Однажды его не стали брать на борт грузового судна только потому, что он китаец. Потом его заметили американские ВМФ и даже бросили ему спасательный буй, но разразившийся шторм не дал американцам завершить спасательную миссию. Кроме того, Линь Пэн видел несколько немецких субмарин, но обращаться к ним за помощью по понятным причинам не стал.

Только в апреле 1943 года Линь Пэн заметил, что цвет воды изменился, а в небе начали то и дело стали появляться птицы. Он понял, что находится в прибрежной зоне, а значит его шансы на успех многократно увеличились. 5 апреля он был найден бразильскими рыбаками, которые сразу доставили его в больницу. Удивительно, но Линь Пэн после своего путешествия мог передвигаться самостоятельно. Он потерял за время вынужденной «робинзонады» всего 9 килограмм.

Начитанный юнга

"Робинзонада" - это выживание человека в одиночку на протяжении долгого времени в природной среде. Рекордсменом в этой "дисциплине" стал Джереми Бибс, который прожил на острове 74 года.

В 1911 году во время урагана в южной части Тихого океана затонула английская шхуна "Прекрасное блаженство". Добраться к берегу и спастись на необитаемом острове удалось только 14-летнему юнге Джереми Бибсу. Мальчику помогла его эрудированность и любовь к чтению - он знал наизусть роман Даниэля Дефо.

По примеру героя своей любимой книги, Бибс стал вести деревянный календарь, построил хижину, научился охотиться, ел фрукты и пил кокосовое молоко. Пока Бибс жил на острове, в мире произошло две мировые войны, была создана атомная бомба и персональный компьютер. Он про это ничего не знал. Нашли Бибса случайно. В 1985 году экипаж немецкого судна неожиданно обнаружил рекордсмена среди робинзонов, уже достигшего возраста 88 лет, и доставил его на родину.

Папина дочка

В истории о Ларисе Савицкой мы вспоминали фильм "Чудеса ещё случаются". Он основан на реальных событиях. 24 декабря 1971 года самолёт Lockheed L-188 Electra перуанской авиакомпании LANSA попал в обширную грозовую область, получил удар молнией, вошел в зону турбелентности и начал разрушаться в воздухе на высоте 3,2 километра. Упал он в джунгли, в 500 километрах от Лимы.

Единственной выжившей оказалась 17-летняя школьница Джулиана Маргарет Кепке. В момент падения девочка была пристегнута к креслу. У нее оказалась сломана ключица, поранена правая рука, она на один глаз ослепла. Выжить Джулиане помогло то, что её отец был известным зоологом, с детства привившим своей дочери навыки выживания в экстремальных условиях. Сразу после крушения, отставив попытки найти среди тел погибших свою мать, девочка обследовала багаж на предмет еды, но нашла только несколько конфет - тоже результат.

Затем Джулиана нашла неподалеку от места падения ручей и пошла вниз по его течению. Только через девять дней ей посчастливилось выйти к лодке на берегу реки. Бензином из канистры девочка обработала рану на правом плече, в которой уже расплодилось не менее 40 личинок.

Хозяева лодки, которые оказались местными лесорубами, появились только на следующий день. Джулиану накормили, обработали раны и доставили в больницу ближайшего поселка.

Наедине со снегом

13 октября 1972 года самолет, на борту которого находились игроки уругвайской команды по регби Old Christians из Монтевидео, а также их родственники и спонсоры, потерпел крушение в высокогорном районе Анд. В живых после падения осталось 27 человек. Позже из-за сошедшей лавины погибло ещё 8 человек, ещё трое умерли от ран.

То, что помощи ждать неоткуда, уругвайцы поняли через 11 дней после аварии, когда по радио сказали, что их поиски прекращены, и они признаны погибшими. Тяжелейшая ситуация, в которой оказались пассажиры, усугублялась тем, что припасы очень быстро уходили. Чудом выжившие после крушения, они приняли непростое решение - есть мясо погибших.

Спасли пострадавших только спустя 72 дня после катастрофы. Только благодаря тому, что группа снарядила в дорогу трех человек, которым необходимо было перейти Анды и сообщить о случившемся. Сложнейший переход одолели двое. З

а 11 дней, без снаряжения и теплой одежды, они прошли 55 километров по заснеженным Андам и вышли к горной речке, где встретили чилийского пастуха, который и сообщил властям о выживших пассажирах.

Основные виды экстремальных ситуаций в природных условиях. Понятие об опасной и экстремальной ситуации. Основные виды экстремальных ситуаций в природе (смена климатогеографических условий, резкое изменение природных условий, требующие экстренной медицинской помощи заболевания или повреждения, вынужденное автономное существование) и их причины. Наиболее распространенные случаи вынужденного автономного существования: потеря ориентировки на местности, отставание от группы, авария транспортного средства в малонаселенной местности. Понятие о выживании.

Факторы и стрессоры выживания в природных условиях. Причины, влияющие на поведение человека, - факторы выживания. Группы факторов выживания: личностные, природные, материальные, постприродные. Понятие о стрессорах выживания. Различные стрессоры и способы их побороть.

Психологические основы выживания в природных условиях. Свойства человеческой психики, помогающие выживать. Как развивать в себе полезные способности и черты (внимание и наблюдательность, ощущение и восприятие, память и мышление, установку на выживание). Как воспользоваться ими в условиях вынужденного автономного существования.

Страх - главный психологический враг. Страх и его негативное влияние на человека в опасной ситуации. Паника и оцепенение как опасные состояния. Способы побороть страх. Как работа над собой повышает шансы выжить в экстремальных ситуациях. Систематическое воспитание воли.

Подготовка к походу и поведение в природных условиях. Основные способы избежать экстремальных ситуаций в природных условиях. Подготовка к походу: обеспечение безопасности, распределение обязанностей, продуктов и снаряжения, выбор маршрута. Правила безопасного поведения на природе: соблюдение дисциплины, передвижение группой, внимательность, бережное отношение к природе, соблюдение границ полигона, поиск и запоминание ориентиров.

Надежные одежда и обувь - важное условие безопасности. Требования к одежде и обуви. Правила ухода за одеждой и обувью (проветривание и просушивание) в походе. Особенности подготовки к походу в зимнее время.

Поведение в экстремальной ситуации в природных условиях. Основные правила поведения в экстремальной ситуации. Правила поведения в случае аварии самолета или автомобиля, при стихийном бедствии. Принятие решения двигаться к населенному пункту или оставаться на месте. Правила безопасного поведения: оборудование аварийного лагеря, назначение командира, распределение обязанностей, предотвращение конфликтов.



Действия при потере ориентировки. Основные правила поведения в случае, когда человек заблудился. Как вспомнить пройденный путь, оценить расстояние до источников звука и света, воспользоваться маркировкой маршрутов. Чего нельзя делать, если вы заблудились. Определение направления по встреченным дорогам и тропам, ручьям и рекам. Выход к населенному пункту в зимнее время по лыжне. Определение направления выхода при отставании в походе от группы.

Способы ориентирования и определение направления движения. Ориентирование по компасу, по собственной тени, по звездам, по часам. Ориентирование по местным признакам: таянию снега, густоте травы, влажности земли, строению муравейника, расположению мхов и т. д. Движение по азимуту с использованием двух ориентиров,

Техника движения в природных условиях. Правила безопасного движения по склонам холмов и гор, вдоль ручья. Способы переправы через реку. Особенности передвижения в зимнее время: по снегу, руслам замерзших рек, по льду. Преодоление заболоченных участков.

Сооружение временного жилища, добывание и использование огня. Основные требования, предъявляемые к месту сооружения временного жилища. Виды и способы сооружения временного жилища в летнее и зимнее время (шалаш, навес, иглу). Особенности укрытий в горах. Выбор места и правила разведения костра (в том числе в ненастную погоду и зимнее время). Соблюдение мер пожарной безопасности. Виды костров и их назначение. Способы разжигания и сохранения огня.

Обеспечение питанием и водой. Чувство голода и обеспечение питанием из резервов природы. Обеспечение водой из водоемов, снега, льда. Способы добывания воды, ее очистка и обеззараживание в условиях вынужденного автономного существования.

Поиск и приготовление пищи. Кипячение воды и приготовление растительной пищи при отсутствии посуды. Способы приготовления на костре корней и клубней, рыбы, мелких животных. Основные правила рыбалки.



Особенности лыжных, водных и велосипедных походов. Подготовка к лыжным походам: тренировки, выбор одежды и обуви, группового снаряжения. Правила безопасного поведения в водном походе. Подготовка к велосипедному походу, основные правила безопасности.

Безопасность на водоемах. Виды опасности на воде. Правила безопасного поведения на зимних водоемах (при передвижении по льду). Правила безопасного поведения на водоемах летом (при купании).

Сигналы бедствия. Способы подачи сигналов бедствия. Специальные знаки международной кодовой таблицы символов. Устройство и изготовление простейших сигнальных средств.

Может повести себя необдуманно, что в конечном счете станет фактором, который подвергнет его жизнь крайней опасности.

Классификация экстремальных ситуаций

Различные экстренные ситуации можно классифицировать несколькими способами:

  1. С точки зрения их значимости.
  2. С точки зрения опасности или безопасности того или иного события.
  3. С точки зрения субъективности и объективности и так далее чаще всего выделяют чрезвычайные и экстремальные ситуации.

В чем же отличия

Это некая обстановка, сложившаяся в результате аварии на определенной территории. Это может быть катастрофа или стихийное бедствие. То есть явления которые могут повлечь за собой человеческие жертвы или сильный ущерб для здоровья той или иной группы людей.

Экстремальная ситуация — это ситуация, которая выходит за рамки обычного. Это явление, которое связано с неблагоприятным или угрожающим фактором для жизни человека. Несмотря на свою схожесть, эти два понятия немного отличаются. Экстремальная ситуация представляет собой прямое взаимодействие человека с обстановкой, которая имеет место быть в течение короткого периода времени. В конечном счете это приводит его к потребности в адаптации для того, чтобы сохранить собственную жизнь.

Если говорить о том, что хуже для человеческой жизни, несомненно, примеры экстремальных ситуаций представляются не просто чрезвычайными явлениями, а особо опасными событиями или даже целым рядом угроз для жизни.

Землетрясения

Данные природные явления происходят довольно часто в России. Наибольшей опасностью во время землетрясения становятся обвалы зданий. В такой ситуации люди оказываются под разрушенными стенами и бетонными перекрытиями. Выбраться самостоятельно практически невозможно, и даже если такая возможность существует, любое лишнее неправильное движение может привести к дополнительным обвалам, поэтому лучше всего оставаться на месте и подождать спасателей.

Находясь в таком замкнутом пространстве, у большинства людей начинается паника. Нужно по возможности постараться справиться с этим состоянием, так как в подобной ситуации воздуха в вашем расположении будет очень мало.

Чем больше вы будете нервничать, соответственно, тем чаще вы будете дышать, и тем быстрее будут переводиться запасы драгоценного кислорода. Именно поэтому нужно постараться спокойно оценить ситуацию и определить, что лучше на данный момент сделать.

Пожар

Природные экстремальные ситуации или явления, вызванные деятельностью человека, могут привести к довольно опасным последствиям. Например, в ходе землетрясения обрывы электропроводок приводят к пожарам. Конечно, вызваны они могут быть и просто невнимательностью или засухой.

Во время пожара главное вспомнить все основы безопасности. Если вы находитесь в помещении, из которого нет возможности выйти, постарайтесь заполнить все щели и дверные проемы влажными тряпками, дабы преградить огню и едкому дыму дорогу. Оставайтесь внизу, так как именно там воздух остается наиболее чистым и приемлемым для дыхания.

Нередки примеры экстремальных ситуаций, когда в случае паники во время пожара люди просто выпрыгивали из окон, и чаще всего это заканчивалось летальным исходом, хотя на самом деле после обследования помещений выяснялось, что если бы пострадавшие остались внутри, то шанс выжить был бы намного выше.

Таким образом начиная паниковать, вы не только можете принять неверное решение, но и привести себя и окружающих к самым печальным последствиям. Выживание в экстремальных ситуациях требует предельного спокойствия.

Несомненно, что любая угроза жизни или здоровью человека вынуждает его действовать импульсивно и чувствовать сильное напряжение. На самом деле именно это является самой главной опасностью.

Во время экстремальной ситуации пострадавшие тратят огромное количество своей энергии, и, таким образом, все ресурсы в организме начинают быстро истощаться. Жизненные силы намного быстрее покидают человека, который поддается панике, а также его психоз становится заразительным для окружающих. Примеры экстремальных ситуаций свидетельствуют о том, что в первую очередь очень важно постараться держаться уравновешенно и не поддаваться отчаянию.

В подобных стрессовых ситуациях делится на две категории.

  1. Рациональное поведение. Наиболее благоприятное адаптированное состояние, которое позволяет человеку полноценно контролировать не только себя, но и окружающих. Чем быстрее пострадавший адаптируется в сложившейся ситуации, тем быстрее он сможет найти пути выхода из проблемы.
  2. Негативное. Наиболее часто встречающаяся модель. Проявляется в нерациональном поведении, которое становится опасным не только для самого человека, но и для окружающих. Такой «паникер» может завести всю толпу, и даже если вся группа была спокойна до этого, то под его влиянием истерии подвеграются все. Если вы оказались рядом с человеком, который не может контролировать свои эмоции, находится в постарайтесь его успокоить.

Заключение

Как известно, не бывает, и чем быстрее вы рационально оцените свое положение, тем быстрее вы справитесь со своим внутренним стрессом. Многочисленные примеры экстремальных ситуаций наглядно демонстрируют, что только спокойствие может стать решающим фактором.

При любом виде опасности для человека создается экстремальная ситуация. Экстремальной называется такая ситуация, при которой возникает угроза жизни, здоровью или имуществу человека и исключает возможность быстрой помощи со стороны других людей.

Экстремальные ситуации, возникающие в результате взаимодействия человека с окружающей средой, очень разнообразны. В то же время их можно разделить на две большие группы: экстремальные ситуации в природной среде и экстремальные ситуации в социуме.

Для любой экстремальной ситуации характерны:

Неожиданность;

Стрессовое состояние;

Причинение ущерба организму человека или его имуществу;

Необходимость активных действий.

Создавая искусственную среду обитания, человек изменял условия своей жизни, всё более отдаляясь от существования в естественной природной среде. Изменились условия жизни, изменились и отношения подготовки человека к жизни в природных условиях. Однако, природа существует и человек вынужден взаимодействовать с ней. В силу незнания или слабого знания этой среды такое взаимодействие может привести к возникновению экстремальной ситуации.

Экстремальные ситуации в природе – это ситуации, которые могут возникнуть в результате взаимодействия человека с природной средой и представлять угрозу его жизни, здоровью или имуществу. Например, всевозможные травмы, отравления растительными и животными ядами, поражение молниями, заражение природно-очаговыми заболеваниями, горная болезнь. Тепловые удары и переохлаждения, укусы ядовитых животных и насекомых, инфекционные болезни, потеря имущества во время переправы или при неосторожном обращении с костром и т.д.

Характер экстремальности той или иной ситуации определяется различными условиями.

Первое условие – это намерение. Человек, стремящийся к рискованной работе или видам отдыха в природных условиях (геологи, геодезисты, охотники, туристы и т.п.) вероятнее попадет в экстремальную ситуацию, но имеет больше возможностей ее предвидеть и подготовиться к ней. Человек, в намерение которого не входит попадание в рискованное положение, более от этого застрахован, но при возникновении подобной ситуации будет чувствовать себя неуверенно и такая ситуация может оказаться для него экстремальной.

Второе условие – подготовленность. Подготовленность – это знания и опыт действий в той или иной возникшей ситуации. Однако, степень подготовленности не всегда совпадает с профессиональной подготовкой даже для людей, чья профессия связана с риском. Зачастую человек, считающий, что с ним ничего никогда не случится, в трудной ситуации вынужден на собственном опыте, методом проб и ошибок приходить к тому, что известно подготовленным людям и специалистам.

Третье условие – степень экстремальности. Это значит, что одна и та же ситуация в зависимости от материальных (экипировка, снаряжение, наличие аварийных укладок) или особенностей климатогеографических условий (наличие водоисточников, возможность оборудовать укрытие, добыть пищу и т.п.) имеет различные последствия. Например, вынужденная посадка вертолета в пустыне будет более экстремальной, чем вынужденная посадка в тайге.Как правило, степень экстремальности влияет на фактор жизненного времени, определяющий возможность выживания.Экстремальность ситуации носит личностный, индивидуальный характер. Люди по своему характеру делятся на холериков, сангвиников, меланхоликов и флегматиков. Холерики и сангвиники обладают большей эмоциональностью и возбудимостью по сравнению с меланхоликами и флегматиками. Это значит, что одна и та же ситуация будет восприниматься ими по-разному. Для одних она не несет экстремальности или воздействует на них в меньшей степени, для других – это угроза здоровью и даже жизни.

Из выше изложенного можно сделать вывод, что вероятность экстремума одной и той же ситуации для людей различных профессий и образа жизни существенно отличаются. Для людей, чьи профессии связаны с деятельностью в природе (моряки, летчики, геологи, военные и т.п.), экстремальная ситуация может возникнуть чаще и риск больше, но, как правило, они лучше подготовлены к внешним неблагоприятным воздействиям природной среды, особенно, если работают в одной климатической зоне.

Наиболее характерными причинами возникновения экстремальных ситуаций при взаимодействии человека с природой являются:

● профессии, связанные с деятельностью в природе;

● смена климатогеографических условий;

● акклиматизация и реакклиматизация;

● переход «холод» – «тепло» и наоборот;

● резкая смена часовых поясов;

● воздействие внешних факторов на организм человека;

● подбор защитной одежды и экипировки;

● режим питания, питьевой режим;

● нарушение экологического равновесия в природе.

Наряду с отрицательными факторами следует отметить и факторы, снижающие экстремальность, обеспечивающие защитные функции, способствующие нормальной жизнедеятельности людей в экстремальных ситуациях природной среды. К ним относятся: защитная одежда, водно-пищевой запас, аварийное снаряжение, устройства для сигнализации и связи, подручные средства, используемые для различных целей, аварийные плавсредства и др.

Безопасность на воде. Как показывает статистика, в кораблекрушениях гибнет людей меньше, чем во время купания. Умение плавать - еще не гарантия безопасности на воде. Открытый водоем всегда представляет риск. Можно оказаться в воде, не умея плавать; мож­но заплыть далеко от берега и устать. Во время плавания вас может подхватить сильное те­чение или вы можете запутаться в водорослях. Зимой замерзший водоем также таит в себе опасность - можно провалиться под лед. Соблюдая меры безопасности, вы сможете избе­жать этих непредвиденных ситуаций.

Несколько мер предосторожности помогут предотвратить подавляющее чис­ло утоплений:

Учитесь плавать с детства;

Если плаваете плохо, не доверяйте надувным матрасам и кругам;

Помните, что паника - основная причина трагедий на воде, поэтому не поддавай­тесь ей никогда; достаточно лечь на спину и сделать один вдох, слегка шевеля нога­ми и руками, чтобы убедиться, что спокойный человек действительно не тонет;

Обращайте внимание на первые признаки усталости во время своего пребывания в воде;

Не купайтесь и тем более не ныряйте в незнакомых местах, не заплывайте за буйки;

Не выплывайте на судовой путь и не приближайтесь к судам;

Не купайтесь, не катайтесь на лодке в нетрезвом виде и в шторм.

Для того чтобы обезопасить себя перед тем, как купаться , задайте себе следующие вопросы:

Какова глубина?

Есть ли под водой опасные предметы?

Какова температура воды?

Есть ли течения, приливы и отливы?

Водятся ли опасные рыбы, животные?

▪ Кроме того, проверьте наличие спасательных средств и выясните, легко ли будет вос­пользоваться ими в случае необходимости. Лодка, спасательный круг, веревка или длинный шест могут спасти жизнь тонущего и избавить неподготовленного человека от опасных для него попыток оказать помощь в воде.

Особенно важно получить ответы на эти вопросы, если место предстоящего купания совсем незнакомо и не патрулируется спасателями.

Действия в экстремальной ситуации на воде. Если вы не умеете плавать и оказались в воде, лягте на воду лицом вверх, широко раскиньте руки и дышите как можно глубже и ре­же. Находясь в вертикальном положении, двигайте ногами так, как будто крутите педали.

Если вы устали, то отдыхайте на воде, лежа на спине. Для этого расправьте руки и ноги, лягте головой на воду и расслабьтесь.

Другой способ - поплавок: вдохните, погрузите лицо в воду, обнимите колени рука­ми и прижмите их к телу, медленно выдохните в воду, затем - опять быстрый вдох над водой и снова «поплавок».

Если вы замерзли, согревайтесь, по очереди напрягая руки и ноги. Отдохнув, снова плывите к берегу. Если вас подхватило течение реки, двигайтесь по диагонали к ближайшему берегу. Для преодоления морского прибоя отдыхайте при движении волны от берега и активно плы­вите при ее движении к берегу. Если у вас свело ногу, погрузитесь с головой в воду и, распрямив ногу, с силой рукой потяните на себя ступню за большой палец.

Помощь утопающему. Прежде всего, спасатель сам должен уметь хорошо плавать. Используйте для спасения лодку, веревку, спасательный круг или подручные средства. Ус­покойте и ободрите пловца, убедите или заставьте его держаться за плечи спасателя. Если он не контролирует свои действия, то, подплыв к утопающему, поднырните под него и, взяв сзади одним из приемов захвата (классическим - за волосы; или обхватив его грудную клетку своей ведущей рукой так, чтобы руки утопающего оказались сверху вашей руки, а голова - над поверхностью воды), транспортируйте его к берегу. Если утопающему удалось схватить вас за руку, шею или ноги, немедленно ныряй­те - инстинкт самосохранения заставит потерпевшего вас отпустить. Если утопающий на­ходится без сознания, транспортируйте его к берегу, взяв рукой под подбородок, чтобы его лицо постоянно находилось над поверхностью воды. Если человек уже погрузился в воду, не оставляйте попыток найти его на глубине, а затем вернуть к жизни.

Доставив пострадавшего на берег, освободите его легкие от ила и воды; положите его на свое согнутое колено: ваше колено должно при этом упираться в солнечное сплетение по­страдавшего. Таким образом вы вызовете рвоту. Затем положите пострадавшего на спину, освободите его ротовую и носовую полости от рвотных масс и - при необходимости - приступайте к реанимационным мероприятиям. После проведенных мероприятий тепло укутайте пострадавшего и доставьте его в ме­дицинское учреждение.

Действия при проваливании под лед . Если вы вынуждены переходить реку или озеро, покрытые льдом, помните следующее:

Лед может быть непрочным около стока вод, например, с фермы или фабрики;

Лед всегда тоньше под слоем снега, в тех местах, где быстрое течение, бьют ключи или в реку впадает ручей;

Около берега лед может неплотно соединяться с берегом;

Ни в коем случае не проверяйте прочность льда ударом ноги.

Если под вами провалился лед, удерживайтесь от погружения с головой, широко раскинув руки. Выбирайтесь на лед, наползая грудью и поочередно вытаскивая на поверх­ность ноги. Выбравшись, откатитесь, а затем ползите в сторону.

Оказывая помощь провалившемуся человеку, приближайтесь к полынье ползком, широко раскинув ноги. Подложите под себя лыжи, доску, фанеру. За 3-4 м до полыньи бросьте пострадавшему спасательное средство - лестницу, веревку, спасательный шест, связанные ремни или шарфы, доски и т. д. Вытащив пострадавшего, выбирайтесь из опас­ной зоны ползком.