Хризантемовый трон: самая древняя правящая династия в истории. Императорская династия

В Токио (Япония).

Прямой потомок Джимму, легендарного первого императора Японии. Родился в семье императора Хирохито и императрицы Кодзюн, став их пятым ребенком, но первым сыном . При рождении получил имя Цугу-но мия.

Следуя традиции получения образования членами японской императорской фамилии, с 1940 по 1952 год учился у персональных наставников, а также в школе для членов императорской фамилии и высшей аристократии (Гакусюин).

В последние годы Второй мировой войны Акихито был временно вывезен вместе со своими соучениками из Токио в горы Никко, но после окончания войны возвратился на родину и продолжил учебу в школе.

В результате поражения Японии в войне власть японского императора была в значительной мере ограничена: за ним были оставлены, в основном, функции церемониального характера. Новые условия и новые пределы императорской власти потребовали внесения изменений и в характер получаемого наследником трона образования : принц выучил английский язык и приобрел широкие познания в области западной культуры. В этом помогала ему американская воспитательница Элизабет Грей Вининг, известный автор детских книг.

В 1952 году принц поступил на отделение политики факультета политики и экономики университета Гакусюин.

В ноябре 1952 года он достиг совершеннолетия и был официально объявлен наследным крон-принцем .

Акихито окончил обучение в университете в марте 1956 года, получив специальное образование по широкому кругу предметов, включавших историю Японии и конституционное право.

10 апреля 1959 года, в нарушение 1500-летней традиции, Акихито вступил в морганатический брак с Митико Сёда (Michiko Shoda) (родилась 20 октября 1934 года), дочерью богатого японского бизнесмена, воспитанницей женского Римско-католического университета в Токио. Женитьба наследного принца на простолюдинке была единогласно одобрена Советом императорского двора, возглавляемого премьер-министром.

Зарубежные поездки стали визитной карточкой наследника японского престола: до своей интронизации он посетил 37 стран.
В сентябре 1988 года из-за болезни отца Акихито принял на себя ряд обязанностей императора.

7 января 1989 года после кончины императора Хирохито Акихито был провозглашен императором Японии. В стране начался новый период национального летосчисления (соответствующий периоду императорского правления). Эра правления Акихито началась 8 января 1989 года под девизом Хэйсэй (Heisei), что в переводе значит "мир повсюду ", "становление умиротворенности".

После ухода императора из жизни название эры становится его посмертным именем. Предыдущего императора Хирохито полагается называть "император Сёва" в память об эре его правления ("просвещенность и гармония").

Официальная коронация императора Акихито состоялась 12 ноября 1990 года в присутствии представителей 158 стран и двух международных организаций.

Согласно конституции Японии, император не наделен полномочиями , связанными с осуществлением государственной власти. Акихито соблюдает полный нейтралитет в отношении текущей политики, однако изредка (по согласованию с японским политическим руководством) делает заявления и совершает поступки, оказывающие значительное влияние на положение Японии в мире и отношение к ней других стран.

В Японии религия и государство формально разделены, но император остался . Он отправляет ритуалы при дворце и в великом храме Исэ, посвященном прародительнице императорского рода, богине Солнца Аматерасу-но Омиками, где, как считается, общается со своими божественными предками.

Император известен как ученый-ихтиолог и путешественник. Он является автором нескольких десятков научных статей по вопросам ихтиологии, соавтором двух книг о рыбах Японии, включая коллективный труд The Fishes of the Japanese Archipelago (1984). Он также является почетным членом лондонского Общества Линнея (Linnean Society of London) (1986), лондонского Зоологического общества (Zoological Society of London) (1992) и Исследовательского института естественных наук Аргентины (Research Institute for Natural Science of Argentina) (1997).

У императорской четы трое детей: нынешний наследный принц Нарухито (Хиро-но мия), принц Акисино (Ая-но мия) и принцесса Саяко (Нори-но мия). Вместе с супругой Акихито изменил уклад жизни в императорской семье. Несмотря на постоянную занятость официальными мероприятиями, они сами воспитывали своих детей , не отдавая их на попечение нянек и камердинеров.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

В мире существует не так много стран, где сохранилась монархия. Как ни странно, Япония является одной из них. Нигде не встретишь такого отношения к персоне императора, как в Стране восходящего солнца. При этом Япония является одной из самых высокотехнологичных стран в мире. Если разобраться, то пост президента Японии занимают как бы два человека – император и премьер-министр.

Статус президента формально принадлежит императору, который представляет страну на внешнеполитической арене. В то же время фактические обязанности президента исполняет премьер-министр Японии, который является главой правительства. Тем не менее, ментальность японцев, которые свято чтут свои древние традиции, обеспечили императору Японии всенародную любовь. Это в полной мере можно увидеть во время Дня основания государства, который является национальным японским праздником. Он отмечается 11 февраля. Именно в этот день родился первый японский император Дзимму, который получил этот статус в VII веке до нашей эры

В новой конституции Японии чётко определена роль императора. Он является «символом государства и единства народа». По факту, Япония с 1945 года управляется парламентом, который проводит реформы, издаёт указы, ставит задачи и цели по дальнейшему развитию страны. Однако император должен подписывать все государственные важные бумаги.

Роль императора в японской истории

Императорская власть в Японии, как и во многих азиатских странах, имеет религиозную подоплёку. Первый японский полулегендарный император Дзимму был прямым потомком богини солнца Аматэрасу Омиками. Неизвестно точно существовал ли этот правитель на самом деле, но в божественной сущности императорской власти в Японии сомневаться не принято. Такая позиция во все времена была очень удобна для правящей верхушки общества. Любые недовольства расценивались как богохульства и жестоко наказывались. Распоряжения императора воспринимались как воля всевышнего.

Японская императорская власть, согласно некоторым источникам, существует на протяжении 2 600 лет, поэтому японские императоры могут по праву считаться самой древней династией в мире, которая сохранилась до наших времён. Если сравнить её с Европейскими правящими династиями, можно увидеть, что разница в возрасте между ними составляет более 1 500 лет.

Первые императоры в истории Японии

Как уже было сказано выше, первым японским императором считается Дзимму, который правил страной с 660 по 585 годы до нашей эры. Хотя многие европейские историки не раз выдвигали сомнения, является ли он реальной личностью, в Японии никто не сомневается в его реальности. В японском эпосе «Кодзики» император Дзимму не только упоминается, там чётко указано время его рождения, годы правления и смерти. Так как император Дзимму был выходцем с острова Кюсю, где по археологическим находкам можно понять, что культура была более развита, вполне можно предположить, что именно ему удалось создать мощный племенной союз, основанный на завоеваниях.

Первым японским императором, существование которого подтверждено в официальных документах, дошедших до наших дней, был Судзин. Именно ему предписывают создание первого японского государства Ямато. Правил этот император с 97 по 29 годы до нашей эры. Судзин был 10 по счёту японским императором эпохи Яёи. Ещё в те древние времена императорская власть в Японии существенно отличалась от европейской, которая сформировалась значительно позднее. Японские династии не относились к одному роду, а были представителями одной династической линии.

Когда император восходил на престол, он получал титул «Тенно Хэйка», что значит Его Величество Император. Настоящее имя правителя не употреблялось вплоть до его кончины. Через несколько столетий императорский титул в Японии «оброс» различными титулами и рангами, которые подчёркивали божественность и исключительность императорской особы. Данная традиция перекочевала на остров из Китая.

Хотя Императорский правящий дом в Японии считается древнейшим в мире, официальный статус «императорского» он приобрёл только в VI – VII веке. Это произошло благодаря странствующим монахам, которые побывав в Китае, смогли наладить правовой механизм верховной власти в Японии по образу и подобию китайского.

Чтобы поднять императорский титул на недостижимую для простого народа высоту, было объявлено, что император является первосвященником, и его божественное происхождение не подлежит сомнению. Только таким образом можно было укрепить власть в средневековом обществе и избавить его от постоянных войн между княжествами.

Именно в это время появились первые официальные регалии императорской власти в Японии, которые сохранились до наших дней:

  • Главным символом императорской власти считается меч. Он символизирует мужество;
  • Ожерелье из драгоценных камней. Главным из них является яшма, которая символизирует богатство;
  • Зеркало, символизирующее мудрость.

Данные символы передавались от одного императора к другому в процессе церемонии престолонаследия.

Золотая эра правления императоров Японии

Золотой век японской императорской власти начался с наступлением эпохи Ямато, которая сформировалась в период с 400 до 539 года нашей эры. Кроме укрепления императорской власти в Японии, данный период характеризуется:

  • Распространением буддизма по всей стране;
  • Признанием японских императоров потомками богов на земле;
  • Формированием структуры управления страной;
  • Налаживанием торговых и политических связей с Китаем и Кореей.

Именно китайская культура оказала огромное влияние на развитие японской государственности, а внедрение её произошло благодаря стараниям буддийских монахов.

Эпоха Ямато связана с именами двух японских императоров: Юряку и Кэйтай. Они старались укрепить государственную власть в Японии, за счёт развития восточных религиозных учений. Все японские императоры данной эпохи приняли буддизм.

Именно в эпоху Ямато сформировался устойчивый принцип престолонаследия. Императорская власть переходила старшему сыну погибшего императора. Хотя юридически императором в Японии могли быть только мужчины, нередко страной управляли женщины, которые становились регентами при своих малолетних сыновьях.

Укрепление императорской власти в Японии

Во время эпохи Нара, которая наступила в начале VIII века и продолжалась до его конца, императорская власть в Японии значительно укрепилась. Страна превратилась в настоящее государство со своими законами и органами управления. Данный период был достаточно спокойным, его особенностью было внедрение в общество китайской культуры. Даже японские города строились по китайским стандартам.

Хотя во время эпохи Нара японский император получил реальную власть, она не являлась безграничной. Её ограничивал большой государственный совет, что было даже прописано в японских законах того времени. Именно в период Нара появился такой государственный праздник, как День рождения Императора, который отмечается и сейчас.

В те же годы происходила борьба за власть между правящим императорским домом и буддийскими монахами, которые имели огромную власть в стране. В середине VIII века буддийские монахи попытались даже свергнуть законного императора, но благодаря вмешательству клана Фудзивара, данная попытка провалилась.

Начиная с 781 года, в стране началась новая эпоха, получившая название в истории как эпоха Хэйан. Она продолжалась до 1198 года. Данный период считается одним из самых драматичных в истории Японии, так как в это время шла борьба за власть между сильными и знатными японскими кланами. Императорская власть была сильно ослаблена, что в итоге отрицательно сказалось на экономике всей страны. Постепенно соперничающие кланы практически полностью отстранили императора от управления страной, оставив его только для видимости.

Могущественные японские императоры превратились в марионеток, которые могли только рекомендовать крупным партиям как управлять страной. За время эпохи Хэйан в стране сменилось 33 императора, судьба многих из которых сложилась достаточно трагично. Дворцовые перевороты, заговоры и даже открытые убийства императоров в это время происходили достаточно часто.

Полный упадок императорской власти в стране начался, когда в Японии был образован сёгунат – новое правительство, в состав которого вошли представители знатных самурайских родов и высокие вельможи. Хотя сторонники императора неоднократно пытались силой возродить право императора на единоличную власть в стране, богатые самураи , каждый из которых имел своё собственное сильное войско, быстро и эффективно расправлялись с недовольными.

Императорский дом обеднел, особенно сильно ударил по его бюджету перенос столицы Японии в город Хэйан (современный Киото). Все распоряжения и указы императора касались в основном государственных ритуалов и церемоний, а финансовое благополучие теперь полностью зависело от продажи дворянских титулов и государственных должностей.

Эпоха Камакура (1198-1339 годы) не принесла для императорской власти ничего хорошего в плане её укрепления. Первым японким императором, который попытался возродить силу императорской династии, стал Го-Дайго. Он провел серию реформ, направленных на восстановление полноты власти императора. Эталоном в те времена была эпоха Нара, поэтому Го-Дайго пытался вернуть страну к этому периоду. К сожалению, данные попытки привели к кровопролитным войнам, которые хотя и привели к разгрому сёгуната, но раскололи императорский правящий дом на северную и южную династии.

После раскола правящей династии страна погрузилась в хаос. Именно тогда самураи стали главной силой в стране, и смогли развить военное искусство до немыслимых высот. К сожалению, они оттачивали в основном личное мастерство, а подготовке ополченцев совершенно не уделяли должного внимания.

С приходом к власти правителей эпохи Муромати, императорская власть нисколько не усилилась. Каждый богатый самурай мог открыто указывать императору как ему нужно поступать в той или иной ситуации, а в случае чего, мог пойти войной на своего формального господина. Только наступившая эпоха Эдо смогла вернуть японскому императорскому дому прежнее могущество.

В начале XIX века императорская власть в Японии стала считаться основным символом государства. С этого времени Япония превратилась в настоящую империю, обладающую сильной армией и практически безграничной властью над своими подданными.

Женщины во главе власти Японии

В Японской истории существовало много знатных женщин, которые сумели стать ровней императорам, так как титул регента, который они носили, фактически приравнивался к титулу императора. В официальных хрониках, которые носят название «Анналы Японии» упомянуты следующие женские имена:

  • Императрица Суйко занимала императорский трон в течение 35 лет. Она являлась регентом своего племянника Сётоку. Именно она смогла сделать буддизм основной религией в стране, хотя это предписывается заслугам её племянника Сётоку. Ещё одним её значительным достижением является первый в истории Японии свод официальных законов, так называемое «Законоположение 17 статей»;
  • Императрица Когёку-Саймэй - женщина, которая занимала императорский трон дважды: с 642 года по 645 под именем Когеку и с 655 по 661 год как Саймэй;
  • Дзито - японская императрица (686-697) и поэтесса;
  • Гэммэй - 43 императрица Японии(707-715), заняла престол после смерти сына, что было нарушением существовавших обычаев. Обратилась к авторитету императора Тэнти, который якобы допускал, что умирающий император в праве сам выбирать себе преемника. Создала прецедент непрямого наследования, который впоследствии очень часто встречается в истории Японии. По ее приказу была создана хроника императорской власти «Кодзики», а также «Анналы Японии»;
  • Гэнсё - японская императрица, которая занимала трон с 715 по 724 год;
  • Кокэн-Сётоку - одна из двух правителей Страны восходящего солнца, которые занимали престол дважды(первой была императрица Когеку-Саймэй). Стала 46 императрицей после отречения ее отца, императора Сему и занимала пост под именем Кокэн с 749 по 758, пока не отказалась от власти в пользу внука. В следующий раз взошла на престол в 765 году и правила до 770 года под именем Сетоку;
  • Мэйсё - стала императрицей после отречения отца, императора Го-Мидзуно в 1629 году и занимала трон до 1643 года, после чего отказалась от власти в пользу своего младшего брата. Считалась первой женщиной на японском престоле со времен императрицы Сетоку;
  • Го-Сакурамати - была последней из восьми женщин, занимавших японский престол, и правила с 1762 по 1771г., после чего уступила трон своему племяннику.

Регентами, а фактически императрицами, женщины могли становиться вплоть до 1889 года, в котором был принят Статут императорской фамилии. В нём официально прописывалось, что женщины не могут носить высший титул Японской Империи.

Японские императоры нового времени

Япония получила официальный статус империи во время правления императора Мэйдзи. Именно он смог поднять страну на необычайно высокий уровень. За годы правления императора Мэйдзи (1876-1912 годы) страна добилась следующих успехов:

  • Вышла из экономической и политической изоляции;
  • В обществе начали активно прививаться западные системы ценностей;
  • Были проведены реформы в промышленности, государственном управлении, экономике и банковском секторе;
  • Начала развиваться промышленность, причём такими стремительными темпами, что Япония смогла выиграть в русско-японской войне 1904-1905 года;
  • Япония вошла в тройку крупнейших морских держав мира;
  • В 1889 году в Японии появилась первая конституция.

Именно в тексте конституции японского императора официально приравнивали к божеству, а его власть была практически безграничной. Хотя все распоряжения и законы, принятые императором должны были быть утверждены парламентом, он играл лишь второстепенную роль, так как в конституции за императором было закреплено право роспуска парламента.

Все задачи, которые ставились императорами эпохи Мэйдзи, являлись основой японской внешней и внутренней политики, и тут же закреплялись на законодательном уровне. Император обладал следующими правами:

  • Он мог созывать и распускать парламент;
  • Являлся первым лицом государства;
  • Был главнокомандующим Вооружённых Сил Империи;
  • Мог даровать титулы и назначать на государственные должности;
  • Объявлять войны или заключать мир;
  • Заключать всевозможные военные, политические и экономические союзы.

После смерти императора Мэйдзи императором Японии стал Тайсё, больше известный под именем Ёсихито. Период его правления для японцев был относительно спокойным как в политическом, так и в экономическом плане. Эпоха правления императора Ёсихито вошла в историю японской государственности как «Великая Справедливость».

В 1926 году императором Японии стал Сёва, который более известен как Хирохито. Именно при нём Япония приняла участие во Второй мировой войне на стороне фашистской Германии. Несмотря на то, что многие до сих пор уверены, что именно Хирохито стал идейным вдохновителем вступления Японии в войну, сам император до последнего пытался урегулировать всё мирным путём. Поставленный в безвыходное положение, он вынужден был подписать указ о начале боевых действий, в результате которых Япония потерпела сокрушительное поражение.

Поняв, что от войны никуда не деться, Хирохито до последнего поддерживал свою армию и народ. После войны Япония чуть было не потеряла своего императора, так как союзники (особенно СССР) настаивали на отречении императора от престола. В итоге императорскую власть удалось сохранить, хотя новая конституция Японии 1946 лишила его реальной власти в стране.

Функции японского императора в настоящее время

После окончания Второй мировой войны в Японии установилась конституционная монархия, которая существует там до сих пор. Такие же монархии существуют в Великобритании, Швеции и Нидерландах. Примечательно то, что власть японского императора значительно меньше, чем власть английской королевы. Японский император Хирохито, который носил этот титул до своей смерти в 1989 году, как и его приемник Акихито, который является императором в настоящее время, никак не участвует в управлении государственными делами Японии.

Японский император уступил все свои полномочия Кабинету Министров, который возглавляется премьер-министром. В ведении императорского двора остались представительские функции, организация и участие в государственных церемониях. Кроме того, император имеет право:

  • Подавать парламенту кандидатуры на роль премьер-министра и Главу Верховного Суда. При этом это право носит исключительно рекомендательный характер;
  • В качестве личной инициативы японский император может подавать в парламент поправки к действующим законам;
  • Провозглашать выборы депутатов;
  • Предоставлять амнистии;
  • Утверждать министров и крупных государственных чиновников;
  • Принимать всевозможные грамоты от иностранных послов.

Сегодняшний император Японии Акихито правит страной с 1989 года. У него имеется трое детей и жена – императрица Митико. Сейчас ему уже 84 года, но он ведёт активный образ жизни, появляясь вместе со своей женой на многих официальных мероприятиях в Японии. В случае смерти императора Акихито, новым императором станет его старший сын Нарухито. В 2017 году японский парламент принял новый закон, согласно которому действующий император может отречься от престола в добровольном порядке в пользу своего старшего сына.

В настоящее время резиденция японских императоров находится в Токио. Именно там расположен дворцовый комплекс Койко. Резиденция императора появилась в Токио в 1869 году. Именно тогда император Мэйдзи переехал из Киото в Токио. Дворец выглядит как настоящая крепость, и в этом нет ничего удивительного, ведь он построен на месте замка Эдо, который и был настоящей крепостью.

Во время Второй мировой войны дворцовый комплекс японского императора неоднократно подвергался бомбардировкам и был серьёзно повреждён. Восстановить его полностью удалось только в 1968 году. Теперь резиденция японских императоров является самой крупной резиденцией во всём мире. Именно здесь находятся покои императора, тут же проходят официальные церемонии и встречи. Во время крупных государственных праздников, к которым относится и день рождения императора, туристов пускают в некоторые части дворцового комплекса.

Первый письменный памятник в истории Японии — «Кодзики», «Записи о деяниях древности», — появился лишь в 712 году, спустя почти 14 веков после того, как внук мифического Ниниги-но Микото, легендарный император Дзимму построил в Касихаре (на территории нынешней префектуры Нара) дворец, где вступил на престол. Это произошло 11 февраля 660 года до н. э.

Требовать от летописцев точности в освещении событий седой старины, и особенно в датах, было бы затруднительно. При записи легенд легко ошибиться на пару-другую столетий. Тем не менее историографы определили, как была высчитана эта условная дата восшествия Дзимму на трон. По китайской теории циклов, от одного события, потрясающего мир, до другого проходит 1260 лет. Одно из наиболее древних официально признанных японскими историками потрясений имело место на рубеже V и VI веков — время важных государственных реформ в Японии, модернизации управления страной на китайский лад и распространения на островах буддизма. Отсчитав от этой точки в истории 1260 лет в прошлое, исследователи и пришли к дате 660 год до н. э.

Можно было бы проверить мифы наукой, в данном случае — археологией. Ведь в окрестностях бывшего дворца Дзимму, на равнине Нара обнаружено немало древних погребальных курганов, где нашли упокоение былые правители страны, в том числе и первый монарх. Но Управление императорским двором разрешения на раскопки не дало, чтобы не тревожить останки великих предков. А это значит, что можно верить в появление на земле праправнука богини Солнца, а можно и сомневаться. И то и другое ныне не возбраняется.

ПОДЪЕМ КЛАНА ФУДЗИВАРА

Официальная историография выстроила детализированное генеалогическое древо японских императоров, начиная с Дзимму. Оно, конечно же, не безупречно. Существование первых 28 правителей вообще не подкреплено никакими данными, кроме мифологии. К тому же среди первых императоров было немало долгожителей, что для тех времен явно фантастично. Например, утверждается, что сам Дзимму прожил 126 лет.

Далеко не всегда власть передавалась от отца к сыну. Хризантемовый трон (гербом императорского дома был и остается 16-лепестковый цветок хризантемы) переходил и к дядьям, и к племянникам, и к троюродным братьям, и к детям, рожденным не супругой императора, а наложницей. В истории можно обнаружить период, когда в стране одновременно было два императора и, соответственно, два враждующих между собой двора.

Случалось, хотя и очень редко — всего 10 раз за время существования династии, — что императорские регалии попадали в женские руки. Две женщины — Когиоку и Кокэн — восходили на престол дважды. В конце XIX века императорский указ окончательно вывел всех представительниц правящей династии за рамки списка кандидатов на престолонаследие.

Первых императоров именовали длинным и пышным титулом «Великий король, который правит всем в поднебесной» — «Амэ-но сита окими». Имя «Великого короля» при этом не упоминали, поскольку у японцев не принято было называть других людей, особенно высокого ранга, по имени. В VII веке, когда у Японии установились прочные контакты с Китаем, вместе с различными сведениями из сфер религии, науки и культуры японцы позаимствовали у западных соседей и более легко произносимый титул для своего правителя. Его стали именовать «тэнно» (небесный правитель), а иногда — «тэнси» (сын небес), тем самым подчеркивая его родство с божественными силами.


Изначально на тэнно была возложена сакральная роль главного жреца, верховного отправителя культа богини Аматэрасу. При восшествии на трон новый император обязан был совершить некую религиозную церемонию. Уединившись в одной из закрытых для прочих людей комнат храма Исэ, посвященного богине Солнца, он общался с духами предков, включая, естественно, и богиню-прародительницу. В результате, как считалось, император приобретал ряд чудодейственных способностей. Соответственно, заниматься повседневной рутиной, связанной с управлением страной, ему было неуместно. Вся полнота «низких» дел возлагалась на помощников. Тэнно лишь нисходил до закрепления подготовленных законов и указов наложением своей печати.

Среди толпящихся вокруг трона придворных всегда находились желающие подставить свое плечо под тяжкий груз решения государственных проблем. Вначале эту работу успешно освоил род Мононобэ, потом — семья Сога. В VII веке в ходе ожесточенной борьбы, в результате интриг, заговоров и убийств, своих предшественников от трона оттеснил род Фудзивара.

Именно этот род вскоре монополизировал право поставлять императору супруг и наложниц. Глава клана становился не только советником императора, но и его тестем. Однажды по настоянию советников император был вынужден взять в жены собственную тетю все из того же клана.

В дальнейшем главы дома Фудзивара закрепили за собой два придворных титула — регента при малолетнем императоре и канцлера при правителе, достигшем совершеннолетия. Управлять желаниями ребенка было проще, поэтому придворные Фудзивара зачастую заставляли взрослеющего императора покидать трон, уступая место очередному малолетнему отпрыску рода. Поэтому нет ничего удивительного, что влияние этого феодального клана на жизнь в стране усилилось до невообразимой степени.

Недаром историки часто именуют VIII-XI века «периодом Фудзивара». Даже столица, заложенная в 682 году для императора Тэмму, получила название Фудзивара-кё. Правда, сам Тэмму не дожил до переезда в новую резиденцию, и осваивать Фудзивара-кё пришлось его вдове, императрице Дзито.


СТОЛИЦА ПО НАУКЕ

Пожалуй, первой из японских столиц, о которых сохранилась память, была Нанива-кё. Она располагалась на месте одного из пригородов нынешней Осаки. В дальнейшем резиденцию монарха перенесли на болотистую равнину Асука, в Киёмихару, потом — в маленькое поселение Оцу на берегу озера Бива. И уже оттуда двор перебрался в Фудзивара-кё.

Охота к перемене мест у императоров и их приближенных объясняется просто. Синтоизм, основная религия, которую в то время исповедовали японцы, напрямую связывает смерть с духовным загрязнением. Место, где умер человек, особенно занимавший высокую ступень в государственной иерархии, считалось оскверненным. Продолжать жить во дворце после смерти императора, пользоваться его вещами было неприемлемо. Вот поэтому каждый новый правитель, вступив на трон, стремился сменить место жительства. А вслед за ним приходилось перебираться в новый город и придворной челяди, стражникам, торговцам.

Предыдущие столицы ждала бесславная гибель. Оставшись без должного надзора, они выгорали от случайного пожара или сгнивали на корню из-за сырого климата. И уже через несколько лет крестьяне распахивали былые улицы и площади под новые рисовые поля.


Фудзивара-кё принципиально отличалась от прежних дворцовых комплексов и их окружения. Строить город решено было «по-китайски». Это означало прямоугольную планировку, ориентированную по сторонам света. Одной из главных особенностей китайского градостроительства было соблюдение принципов геомантии — псевдонауки, увязывающей социальное, финансовое и даже телесное благосостояние горожан и их правителей с окружающими географическими объектами.

За образец градостроители взяли китайский город Лоян. Фудзивара-кё разделялась на две части дорогой, ведущей от дворца на юг. Тогда впервые в жизни главного японского города появились термины «сакё» и «укё» («левая столица» и «правая столица»). По тому, где обитала та или иная семья, можно было судить о ее общественном положении: чем ближе к дворцу, тем выше статус.

Раскопки позволяют составить представление о размерах Фудзивара-кё. С севера на юг город простирался примерно на 3 километра, с запада на восток — на 2 километра. По оценкам, население города императрицы Дзито достигало 30 тысяч человек.

Облик этой столицы воспроизвести ныне довольно сложно. От былой пышности остались лишь кучки пепла, обугленные деревянные таблички с записями некоторых правительственных и хозяйственных распоряжений да куски черепицы, которой покрывали дома состоятельных жителей. Однако не надо недооценивать роли Фудзивара-кё в японской истории. Именно с этого города (а не с Нары) начинается список постоянных столиц Японии, именно он стал первой попыткой планомерного градостроительства, зримым результатом развития которого были позднее Нара и Киото, в чьем облике еще можно разглядеть старые черты.

История отвела процветанию Фудзивара-кё довольно короткий срок. Уже через полтора десятилетия это место забросили. И дело было не только в смерти обитательницы дворца. Государственной религией стал буддизм. Императорский двор становился все пышнее, придворный ритуал усложнялся, требуя все новых покоев и дворцов. Двор уже не хотел (да и не мог) переезжать с места на место в случае смерти очередного императора, очищая тем самым себя от скверны. К тому же буддизм, в отличие от синтоизма, этого не требовал.

Стабильность была нужна и централизованному государственному аппарату. И вот в VIII веке императрица Гэммэй решила основать новую постоянную столицу. Местом для этого была выбрана долина Нара, где вырос город Хэйдзё-кё — «столица цитадели мира», в дальнейшем сменивший имя на Нара. Он также был выстроен по модным тогда китайским канонам.

Потом были Киото и Эдо (нынешний Токио). Однако этим список главных городов Японии не исчерпывается. Помимо основных (императорских) столиц в стране существовало и несколько альтернативных столиц, порой не уступавших основным ни в красоте, ни во влиянии на жизнь общества.


КОНЕЦ ДВОЕВЛАСТИЯ

Альтернативные столицы появились в ходе борьбы за власть, которая не прекращалась ни при смене монархов, ни при переводе дворца на новое место. Причем подобное «перетягивание каната» происходило не только среди придворных аристократических кланов. Сами императоры, которым до смерти надоело назойливое и корыстное опекунство канцлеров и регентов, пытались отстоять право поступать по собственному разумению.

Иногда эта борьба принимала весьма причудливые формы. Так, в XI веке сформировалась система инсэй — монастырского правления. Стремясь уйти из-под тяжелой руки Фудзивара, император добровольно отрекался от трона в пользу наследника, а сам, приняв монашеский сан, как бы удалялся от мира, прекращал контакты с ненавистными опекунами, посвящая себя сугубо религиозной практике. Однако на деле император-монах имел свой штат придворных, дворцовую стражу и прочие атрибуты власти.

Из монастыря он пытался по-своему управлять государством, ведя борьбу с кланом Фудзивара за ключевые посты в правительстве, за новые земли, поместья и, следовательно, за доходы. Система инсэй позволила постепенно ослабить влияние этого рода.

Вертикаль столичной власти подверглась постепенной коррозии, что не могло не сказаться на жизни в провинции. Крестьяне, задавленные непосильными налогами, покидали деревни, чтобы зарабатывать на хлеб насущный грабежом на дорогах. Владетельные князья отказывались сотрудничать с посланцами императора, то есть со сборщиками налогов от Фудзивара.

Власть аристократии стала уступать место власти военных феодалов, обладавших собственными вооруженными отрядами. Даже монастыри обзавелись своими дружинами, которые не только успешно отбивались от вооруженных грабителей, но и сами совершали рейды против соседей. Междоусобицы разгорались. На политическую арену вышли обладавшие серьезной военной силой династии Тайра, Минамото, Асикага, а позднее и Токугава.


Разгромив в 1185 году своих конкурентов из клана Тайра, вместе с которыми погиб и будущий император — шестилетний принц Антоку, семья Минамото получила от нового тэнно право управлять страной военными методами. Глава клана был удостоен высшего военного титула — сэйи-тайсёгун («великий полководец, покоритель варваров» — раньше подобным титулом увенчивали лишь полководцев, успешно воевавших против аборигенов из племен айну и эмиси).

Сёгун обосновался подальше от дворцов и вилл придворных с их непрекращающимися кознями и интригами — в небольшой рыбацкой деревушке Камакура (чуть южнее современного Токио). Там было создано военное правительство бакуфу, которое и занялось решением всех насущных государственных проблем. При этом сёгун принял серьезные меры не только по обеспечению безопасности Камакуры, но и по превращению ее в истинно столичный город, мало уступавший красотой, числом храмов и, главное, влиянием официальной столице.

В той или иной форме подобное двоевластие продержалось в стране до 1867 года. В январе 1868 года император Мэйдзи стал полноправным самодержцем. Своей столицей он избрал Эдо, где раньше находилась штаб-квартира сёгуна Токугава, переименовав по этому случаю город в Восточную столицу — Токё, или, как мы привыкли писать, Токио.


СИМВОЛ СТРАНЫ

Конституция 1869 года наделила императора высшей законодательной, исполнительной и военной властью. Именно с этого времени во внешней переписке его стали именовать императором, чтобы титул тэнно не уступал титулам монархов Франции, Австрии, России, Германии, Китая.

Но реставрация полноты прав императора была лишь кажущейся. Он по-прежнему оставался как бы над проблемами жизни и правил страной через сложную систему новоявленных институтов власти — кабинета министров, тайного совета, генеральных штабов сухопутных и морских сил, совета старейшин. Их мнение, а главное, практическая деятельность не всегда совпадали с позицией монарха.


Достаточно вспомнить, как в августе 1945 года, когда Япония оказалась на грани поражения во Второй мировой войне, император Хирохито записал на магнитную пленку свой призыв к нации сложить оружие и капитулировать. Эту запись пришлось доставлять на радиостанцию тайно, чтобы генералы, собиравшиеся продолжать военные действия, не перехватили столь важный для всей страны документ.

Именно тогда японцы впервые услышали по радио голос своего монарха. До того все связанное с тэнно и его семьей было укрыто плотной завесой тайны. А 1 января 1946 года Хирохито публично отрекся от божественного происхождения императорской династии.

Новая конституция Японии, вступившая в силу в мае 1947 года, сохранила монархию, но существенно ограничила права и возможности императора, провозгласив его символом государства и единства народа. Императору оставили его извечное право быть первосвященником синтоистской религии, а также целый комплекс представительских задач — открывать заседания вновь избранного парламента, подтверждать списки новых кабинетов министров, принимать высоких иностранных гостей, раздавать награды.

Сейчас страной правит Акихито, 125-й по счету (от Дзимму) император Японии. В январе 1989 года в возрасте 56 лет он унаследовал трон после смерти отца. Акихито уже приближается к 80-летнему рубежу, здоровье начинает сдавать, а значит, пришло время задуматься о наследниках. И тут есть о чем подумать. Императорская семья в последнее время испытывает те же самые проблемы, что и вся нация, связанные с демографией. В 2001 году после долгих попыток зачать ребенка наследная принцесса Масако, супруга старшего сына императора, Нарухито, родила дочку. В нынешнем декабре Масако исполнится 49 лет, и надежды на появление мальчика уже не осталось.

Передача же императорских регалий и трона женщине в соответствии с законом об императорской фамилии запрещена. Других наследников мужского пола в правящей династии не было. В парламенте принялись обсуждать возможность пересмотра закона с тем, чтобы разрешить внучке Акихито в свое время унаследовать трон.

Положение спас младший сын императора, принц Акисино, в семье которого в 2006 году родился мальчик — первый младенец мужского пола в императорском доме за долгие десятилетия. Юный принц Хисахито является третьим в очереди на престолонаследие, после кронпринца Нарухито и своего отца. Но что будет, если Хисахито по какой-то причине не дождется своей очереди? Японцы говорят об этом с трепетом, понимая, что тогда страна столкнется с острой проблемой продления жизни самой древней династии на планете. 


Япония и сегодня во многих отношениях остается загадкой для европейских обывателей. Там, наряду с высокими технологиями соседствуют многовековые традиционные уклады, а страной управляет самая древняя в мире монархическая династия. В этом обзоре представлено 6 фактов о японских императорах, которые могут показаться европейцам весьма странными.

1. Японская монархия - самая древняя в мире



Японская монархия считается старейшей непрерывной правящей династией. Ее основателем является император Дзимму, вошедший на трон в 660 году до н. э. Для сравнения: в Британии монархия воцарилась в 1066 году, а в Дании – с 935-го года. Нынешний правитель страны Акихито – 125-й по счету. Такая стабильность объясняется тем, что реальная политическая власть находилась не у императора, а сосредотачивалась в руках политиков, которые управляли страной от лица монарха.

2. Японский император - прямой потомок богов



Синтоизм является доминирующей религией в Японии. Согласно верованиям, все японские императоры - прямые потомки синтоистских божеств. Первого императора Дзимму называли правнуком богини Солнца Аматерасу. По мнению японцев, если бы эту правящую династию заменила другая, то боги тут же отвернулись бы от страны, обрекая ее жителей на голод и страдания. Император, являясь верховным жрецом синтоизма, выполняет некоторые обряды для получения хорошего урожая. Современные японцы до сих пор придают этому большое значение.

3. Три имени монарха



Древние японские монархи имели три имени. Первое имя император получал при рождении, вторым его нарекали после провозглашения наследником, а третье давали посмертно. Последнее имя содержало в себе девиз, которому следовал правитель при жизни. Для исторических летописей важны были только третьи имена.

К примеру, нынешний император Японии Акихито правит под девизом «Хэйсэй», что означает «Мир и спокойствие». Когда он уйдет в мир иной, то потомки будут называть его «император Хэйсэй», тем самым отдавая дань уважения эпохе его правления.

4. На императора нельзя было смотреть



На сегодняшний день королевская чета принимает активное участие в общественных мероприятиях. Однако много веков назад жители страны Восходящего солнца испытывали фанатичное благоговение перед своим правителем. Считалось, что можно ослепнуть от той благодати, которую излучает император, поэтому смотреть на него категорически запрещалось. Нельзя было даже писать его портреты. Зачастую, даже со своими чиновниками монарх общался через ширму. Частично отошел от традиций император Мэйдзи, правивший в XIX веке. При жизни он повелел написать два своих официальных портрета. Более того, он разрешил себя фотографировать.

5. Японский правитель не должен ездить на коне



Раньше жизнь в императорском дворце проходила очень размеренно. Любование природой, поэзия, каллиграфия подразумевали неспешное времяпрепровождение. Императоры перемещались исключительно в паланкине. Они не были обучены верховой езде. Когда в XIX веке будущий правитель Мэйдзи захотел отправиться во дворец своего отца не в паланкине, а на лошади, вся придворная свита пришла в замешательство. И если Мэйдзи можно простить своеволие, т. к. он сломал немало устоявшихся стереотипов, то, летопись Х века повествует об императоре Кадзан, которого назвали душевнобольным только за то, что он решил сесть на коня.

6. После смерти императора хоронили не сразу



После смерти императора его не торопились предавать земле. Процесс перехода в мир иной мог затягиваться на недели, а то и месяцы. Пока синтоистские жрецы совершали ритуалы, выбирали благоприятный день для похорон, а чиновники определялись с наследником, покойнику продолжали приносить еду, мыть его, переодевать.

Несмотря на то, что правящая династия старается следовать древним традициям, современная жизнь вносит свои коррективы.

Япония знает лишь одну императорскую династию, она никогда не прерывалась и не сменялась. Это уникальный случай в истории, учитывая продолжительность правления семьи (более 2,5 тысяч лет) и значимость страны на мировой арене. Фамилии у правящей династии нет, лишь имена. Это еще раз подчеркивает ее исключительность и постоянство. Ныне императором Японии является Акихито – 125-ый представитель своей семьи на троне.

Уникальная династия

Императорский дом берет свое начало от Дзимму, который возглавил Японию в 660 году до нашей эры. По легенде, он был потомком Аматэрасу, верховной богини, таким образом, в жилах всех императоров Японии течет божественная кровь.

Собственно, это и является одной из причин столь долгого правления: согласно преданию, если правителя свергнут, боги отвернутся от Японии, и она погибнет.

Вторая причина до банальности земна и проста: император практически ничего не решает. Поэтому во все времена борьба шла не за престол Японии, а за право управлять страной от имени государя.

Сохранились имена всех правителей страны восходящего солнца. Женщины власть получали редко – девять раз за всю историю, последний раз императрица возглавляла государство чуть меньше 400 лет назад – в середине 17 века. Сейчас престолонаследие в Японии передается исключительно по мужской линии.

Главные атрибуты правителя, передающиеся по наследству, – меч, зеркало и яшмовая печать. Иногда эта печать – хризантема с 16 желтовато-охристыми лепестками – используется как герб Японии, так как у страны нет официального герба.

Кстати, сейчас это единственный император на земле. Больше такой формы правления в мире нет нигде.

Что могут императоры

В политике страны роль императора довольно номинальная. По европейским представлениям, это скорее Папа Римский, чем президент. Сходство усиливает и тот факт, что император также является верховным жрецом синтонизма и, соответственно, проводит важные церемонии, которые даже для современных японцев имеют большое значение.

Одна из главных привилегий императора – выбирать свой девиз правления. Например, Акихито выбрал «Мир и спокойствие». По этим девизам идет летоисчисление – такая система была принята еще в VII веке. С объявления нового девиза в Японии начинается новая эра.

Ранее один император мог несколько раз менять девиз. Обычно это происходило после различных бедствий в стране или в честь важного события в жизни правителя. Такая система привела к тому, что Годайго за 21 год своего правления поменял 21 девиз.

И каждый раз начиналась новая эра. Лишь чуть более 100 лет назад было решено, что у одного правителя может быть лишь один девиз. Например, 2018 год – это 29 год эры «Мир и спокойствие» («Хэйсай»), так как Акихито пришел к власти в!989 году.

Однако истории известно, как минимум два случая и более глобального влияния японских императоров на ход истории. В конце XIX века молодой Мэйдзи санкционировал реформирование Японии по европейским образцам, а спустя полвека Хирохито взял ответственность за тяжелое и важное для всего мира решение – капитуляцию своей страны во Второй мировой войне.