Закон о добровольчестве волонтерстве принят. Федеральный закон «О добровольчестве (волонтерстве)

Май 7, 2018

Президент России Владимир Владимирович Путин подписал закон, который регулирует волонтерскую деятельность в стране. Закон вступил в силу с 1 мая.
Принятый законопроект, главным образом, признает равнозначными понятия «доброволец» и «волонтёр», добровольческая и волонтерская деятельность в документе определены как – «благотворительная деятельность, осуществляемая в форме безвозмездного выполнения работ и (или) оказания услуг».
Закон определяет также новые полномочия федеральных органов исполнительной власти: это разработка и реализация государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, содержащих мероприятия, направленные на поддержку волонтерства, участие в формировании единой информационной системы в сфере развития волонтерства, оказание поддержки организаторам добровольческой (волонтерской) деятельности, волонтерским организациям.
Первоначально план мероприятий по развитию добровольчества и волонтерства, а также все предложения по дальнейшим шагам в данном направлении с перспективой их закрепления на законодательном уровне были озвучены общественниками.
Среди разработчиков проекта закона - первый заместитель председателя Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по делам молодежи, развитию добровольчества и патриотическому воспитанию, председатель Высшего Совета Российского союза спасателей, Заслуженный спасатель РФ Сергей Щетинин.
- В эпоху социальных сетей становится гораздо легче обратиться к большой аудитории, но гораздо сложнее вывести активных граждан в «оффлайн», - отмечал Сергей Викторович. - Тем ценнее тенденция роста добровольчества и волонтёрства в разных направлениях. Добровольчество и волонтёрство становятся общепризнанными формами гражданского участия и получают все большую популярность в нашей стране, продолжая развиваться в различных формах.
Добровольчество в последнее время заметно набирает обороты: эксперты отмечают, что этому способствуют возникающие новые организации. Российский союз спасателей, председателем Высшего Совета которого является Сергей Щетинин, за время своего существования сумела помочь множеству людей, спасти тысячи жизней. Каждый год круг этих людей заметно расширяется благодаря добровольцам-спасателям, принимающим участие в аварийно-спасательных и поисковых работах, в спасении человеческих жизней. Очень важно, что сегодняшние профессиональные спасатели, как и волонтеры, четко понимают, что в обеспечении безопасности главную роль играют не только вовремя принятые меры, но и профилактика чрезвычайных ситуаций.
По итогам общественной экспертизы закона о добровольчестве, проводимой в середине января 2018-го в Общественной палате РФ, Сергей Викторович подчеркнул:
- Нами проделана масштабная работа, которая принесла свои плоды. Ещё 2 года назад была группа волонтёров, которая говорила: «никакой закон о добровольчестве (волонтёрстве) нам не нужен». Сейчас я вижу представителей волонтёрских движений, которые обсуждают некоторые изменения в законопроекте, вносят свои предложения, участвуют в мероприятиях, популяризирующих добровольчество и волонтёрство в России.
Напомним, что 26 января 2018 года на заседании Госдумы в окончательном чтении был принят законопроект, регулирующий волонтерские и добровольческие организации.
Документ был внесен в нижнюю палату правительством в ноябре 2017-го. Инициатива была разработана в ОП РФ после поручения, данного Президентом России Владимиром Путиным, по итогам встречи с общественниками, представителями НКО и волонтерских объединений, которая состоялась 26 июля минувшего года.

Полный текст Федерального закона от 05.02.2018 № 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам добровольчества (волонтерства)" опубликован на сайте правовой информации.

«Волонтерство — это тонкая материя, которая, с одной стороны, не должна регулироваться государством, поскольку это касается доброй воли человека. С другой стороны, мы видим необходимость регулирования деятельности людей в особых ситуациях, когда речь идет о работе в больницах, реставрационных работах, тушении пожаров, спасении людей, где личная жизнь одного человека пересекается с личной жизнью другого», — отметил Метелев.

«Мы проводили исследование и выяснили, что половина россиян выбирает слово „волонтер“, другая половина — „доброволец“, и разделять эти сообщества нелогично, поэтому в законе эти понятия унифицируются» — рассказал член ОП РФ.

«Раньше человек мог прийти, например, в региональное министерство культуры, запросить поддержку интересного проекта, а ему отвечали, что организация не занимается обозначенной темой. Сейчас же любой орган власти может вводить свои программы поддержки, выделять деньги, создавать условия для миллионов гражданских активистов в нашей стране, потому что закон дает им такие полномочия», — пояснил он.

Для добровольцев создается «Единая информационная система». Она представляет из себя интернет-ресурс (сайт), где может зарегистрироваться любой человек, желающий участвовать в социальных проектах и мероприятиях.

Система уже работает. Ее основная цель — обеспечение баланса между спросом и предложением на волонтерскую работу в России. Тем, кто нуждается в тех или иных услугах (музеям, школам, библиотекам, больницам, детским домам, приютам для животных), она предоставляет возможность сформулировать запрос на волонтерскую помощь в конкретных, количественно и качественно измеримых объемах, а волонтеры, в свою очередь, получают информацию о том, чем они могут быть полезны своему городу или поселку. «Человек буквально за два клика может стать волонтером, не проходя никаких дополнительных инстанций и не собирая справок», — говорит Артем Метелев, — «Буквально несколько дней назад в системе зарегистрировался стотысячный пользователь, и количество регистраций постоянно растет».

Кроме того, система как главный волонтерский интернет-ресурс страны будет содержать аналитические и статистические данные, которые дадут организаторам возможность видеть работу добровольческого движения в цифрах и фактах, и это, в свою очередь, позволит грамотно и обосновано корректировать государственную политику в этой области. «Таким образом, если мы видим, что люди больше интересуются сферой здравоохранения, значит, следует обратить на это внимание и создать условия для такого труда. Подобного рода данные позволят нам повышать эффективность волонтерской работы», — отметил член ОП РФ.

Как сообщил Артем Метелев, любой волонтер может зайти на сайт, сформулировать вопрос или проблему и найти типовой ответ. Если же быстрый ответ не найден, ресурс предоставляет возможность отправить специальный запрос. «После этого на защиту волонтера встает вся система, которая выстраивается в стране. С ним свяжутся коллеги из региона, отвечающие за Единую информационную систему. При необходимости к решению проблемы подключится региональная Общественная палата или тот орган власти, который отвечает за волонтерство. Таким образом, мы можем оперативно реагировать на проблемы, постепенно сводя их на нет и создавая добровольцам комфортные условия труда», — добавил он.

Правила будут в том числе определять, что должна предпринять конкретная волонтерская организация для получения возможности работать в том или ином учреждении, какие справки и документы могут затребовать у организаторов, а чего требовать не имеют права. «Это документ, который содержит простые и понятные правила игры, которые не будут меняться», — подчеркнул Артем Метелев.

С 1 мая вступил в силу закон о добровольчестве (волонтерстве). Документ призван обеспечить более четкое взаимодействие между волонтерами, организаторами добровольческого движения, теми, кто нуждается в помощи добровольцев, и органами власти. Закон также повысит правовую защищенность волонтеров.

По словам члена ОП РФ, председателя совета Ассоциации волонтерских центровАртема Метелева, работа над законом шла на протяжении 6 лет. В разных вариантах он предлагался членам Совета Федерации, Государственной думы, общественным организациям. В итоге финальная версия, которая вступила в силу 1 мая, стала консолидирующим проектом, который устраивает все стороны.

«Волонтерство - это тонкая материя, которая, с одной стороны, не должна регулироваться государством, поскольку это касается доброй воли человека. С другой стороны, мы видим необходимость регулирования деятельности людей в особых ситуациях, когда речь идет о работе в больницах, реставрационных работах, тушении пожаров, спасении людей, где личная жизнь одного человека пересекается с личной жизнью другого», - отметил Метелев.

Он сообщил, что закон отвечает на ряд важных вопросов, в первую очередь, о статусе добровольца, его правах и обязанностях. Документ устанавливает такие понятия, как «волонтер» и «организатор волонтерской деятельности», таким образом, определяя субъекты, для которых можно будет вводить меры поддержки и создавать условия труда.

«Мы проводили исследование и выяснили, что половина россиян выбирает слово „волонтер“, другая половина - „доброволец“, и разделять эти сообщества нелогично, поэтому в законе эти понятия унифицируются» - рассказал член ОП РФ.

По мнению Артема Метелева, ключевым аспектом нового закона является расширение полномочий органов власти всех уровней.

«Раньше человек мог прийти, например, в региональное министерство культуры, запросить поддержку интересного проекта, а ему отвечали, что организация не занимается обозначенной темой. Сейчас же любой орган власти может вводить свои программы поддержки, выделять деньги, создавать условия для миллионов гражданских активистов в нашей стране, потому что закон дает им такие полномочия», - пояснил он.

Согласно закону, у органов власти появилась возможность поддерживать организаторов волонтерской деятельности, в том числе в виде компенсации затрат и страхования. Аналогичную поддержку организаторы могут оказывать добровольцам. Ранее такие действия могли предприниматься лишь на основании гражданско-правового договора.

Для добровольцев создается «Единая информационная система». Она представляет из себя интернет-ресурс (сайт), где может зарегистрироваться любой человек, желающий участвовать в социальных проектах и мероприятиях.

Система уже работает. Ее основная цель - обеспечение баланса между спросом и предложением на волонтерскую работу в России. Тем, кто нуждается в тех или иных услугах (музеям, школам, библиотекам, больницам, детским домам, приютам для животных), она предоставляет возможность сформулировать запрос на волонтерскую помощь в конкретных, количественно и качественно измеримых объемах, а волонтеры, в свою очередь, получают информацию о том, чем они могут быть полезны своему городу или поселку. «Человек буквально за два клика может стать волонтером, не проходя никаких дополнительных инстанций и не собирая справок», - говорит Артем Метелев, - «Буквально несколько дней назад в системе зарегистрировался стотысячный пользователь, и количество регистраций постоянно растет».

Кроме того, система как главный волонтерский интернет-ресурс страны будет содержать аналитические и статистические данные, которые дадут организаторам возможность видеть работу добровольческого движения в цифрах и фактах, и это, в свою очередь, позволит грамотно и обосновано корректировать государственную политику в этой области. «Таким образом, если мы видим, что люди больше интересуются сферой здравоохранения, значит, следует обратить на это внимание и создать условия для такого труда. Подобного рода данные позволят нам повышать эффективность волонтерской работы», - отметил член ОП РФ.

Общественник также рассказал о создании «единого окна», предназначенного для оказания помощи гражданам, которые столкнулись с проблемами в рамках своей гражданской активности. «Единое окно» создано по поручению председателя оргкомитета Года Добровольца Сергея Кириенко.

Как сообщил Артем Метелев, любой волонтер может зайти на сайт, сформулировать вопрос или проблему и найти типовой ответ. Если же быстрый ответ не найден, ресурс предоставляет возможность отправить специальный запрос. «После этого на защиту волонтера встает вся система, которая выстраивается в стране. С ним свяжутся коллеги из региона, отвечающие за Единую информационную систему. При необходимости к решению проблемы подключится региональная Общественная палата или тот орган власти, который отвечает за волонтерство. Таким образом, мы можем оперативно реагировать на проблемы, постепенно сводя их на нет и создавая добровольцам комфортные условия труда», - добавил он.

После вступления закона в силу общественникам предстоит большая работа по налаживанию взаимодействия органов власти и организаторов волонтерского движения. В первую очередь, речь идет об уточнении правил работы в области здравоохранения, а также социальной защиты. Именно эти сферы деятельности добровольцев приняты в качестве тестовых на текущий год.

Правила будут в том числе определять, что должна предпринять конкретная волонтерская организация для получения возможности работать в том или ином учреждении, какие справки и документы могут затребовать у организаторов, а чего требовать не имеют права. «Это документ, который содержит простые и понятные правила игры, которые не будут меняться», - подчеркнул Артем Метелев.

В сентябре текущего года Общественная палата РФ планирует провести мониторинг правоприменения нового закона, проконтролировать ход его реализации, определить позитивные и негативные изменения, с тем чтобы составить планы дальнейшего развития добровольческого движения в России.

Одним из главных государственных «подарков», приуроченных к году волонтерства, стало принятие Федерального закона от 05.02.2018 N 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам добровольчества (волонтерства)», который впервые в истории современной России установил официальный статус волонтеров и добровольцев и организационные основы их деятельности.

Федеральный закон, регулирующий волонтерскую деятельность в России, прошел долгий путь: на протяжении шести лет идея «волонтерского» закона обсуждалась на разных уровнях, резко критиковалась некоммерческим сообществом и вызывала опасения добровольческого корпуса.

За этот период до широкой общественности были доведены два проекта Федерального закона о добровольческой деятельности. Один из них был внесен на рассмотрение в 2013 г. Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (), второй в 2016 г. выдвинут от фракции ЛДПР.

Активные участники волонтерского движения неоднократно выступали против принятия специального закона, он оценивался как попытка установления государственно-бюрократического контроля над сферой проявления гражданской активности и самоорганизации граждан, свободного общественно значимого волеизъявления людей, против принятия законопроекта в 2013 были даже подписаны петиции.

На время обсуждение закона приостановили.

Вновь о необходимости развития и законодательного регулирования волонтерской деятельности официально и публично, с трибун, заявил Президент в Послании Федеральному Собранию еще 01 декабря 2016 г. «Необходимо снять все барьеры для развития волонтерства», — подчеркнул Президент.

Вышеобозначенное поручение Президента и состоявшаяся 26 июля 2017 г. встреча Президента с представителями социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворительных организаций и волонтёрского движения, стали началом работы по законодательному регулированию данного вопроса:

По итогам встречи было подготовлено соответствующее поручение Правительству Российской Федерации при участии Общественной палаты Российской Федерации и автономной некоммерческой организации «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов»: в период осенней сессии Государственной Думы 2017 года обеспечить внесение изменений в законодательство Российской Федерации, предусматривающих регулирование волонтерской деятельности.

От подхода по созданию отдельного, самостоятельно закона о добровольческой деятельности отказались. Нормы о регулировании добровольческой деятельности внесли в Федеральный закон от 11 августа 1995 года N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», откорректировав и дополнив его, а также расширили ряд нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций.

И уже 14 ноября 2017 г. проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам добровольчества (волонтерства)» был внесен на рассмотрение в Государственную Думу.

Законопроект претерпел небольшие доработки после первого чтения: положения об осуществлении добровольческой деятельности, связанной с участием в организации богослужений и иных религиозных обрядов, были закреплены не путем внесения изменения в ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», а посредством изменений в Федеральный закон от 26 сентября 1997 года N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Что изменилось благодаря Федеральному закону? (подробнее об изменениях см. Памятку «Обзор изменений законодательства о волонтерстве» ).

На законодательном уровне закрепили условия и порядок осуществления добровольческой (волонтерской) деятельности:

Уровнялись понятия «волонтерство» и «добровольчество».

Определен статус волонтерских организаций, организаторов волонтерской деятельности и волонтеров, закреплены требования, которым должны соответствовать такие организации и лица.

Установлено, что условия осуществления добровольцем благотворительной деятельности от своего имени могут быть закреплены в гражданско-правовом договоре, который заключается между добровольцем и благополучателем и предметом которого являются безвозмездное выполнение добровольцем работ и/или оказание им услуг в целях в общественно полезных целях.

Определены полномочия органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере поддержки и развития волонтерских организаций. Предусматривается утверждение регламентов взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов, органов местного самоуправления, подведомственных им государственных и муниципальных учреждений и других организаций с волонтерскими объединениями. Установлены новые полномочия федеральных органов исполнительной власти - разработка и реализация государственных программ, содержащих мероприятия, направленные на поддержку волонтерства.

Обеспечивается формирование и ведение единой информационной системы в сфере развития добровольчества.

Религиозные организации в соответствии со своими внутренними установлениями вправе привлекать добровольцев для участия в организации богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, а также для выполнения работ, оказания услуг, направленных на поддержку и обеспечение видов деятельности религиозных организаций, предусмотренных их уставами.

Сами волонтеры получили право на поддержку в форме предоставления питания, форменной и специальной одежды, оборудования, средств индивидуальной защиты, помещения во временное пользование, оплаты проезда до места назначения и обратно, уплаты страховых взносов на добровольное медицинское страхование добровольца (волонтера) либо на страхование его жизни или здоровья или в форме возмещения понесенных добровольцем (волонтером) расходов на приобретение указанных товаров или услуг.

Одна из главных задач всех произведенных изменений – обеспечить единую позицию по отношению к волонтерам во всех регионах и на всех уровнях власти.

Этому способствует развитие инфраструктуры поддержки волонтерства, которая стала активно развиваться еще до принятия соответствующего закона:

Приказом Минэкономразвития России от 28.09.2017 г. №524 уже сформирована межведомственная комиссия по вопросам развития добровольчества и определены положения ее деятельности. В перспективе комиссия будет заниматься координацией добровольцев в различных отраслях (поисковики, медики, природоохрана), также будет создана концепция развития волонтерских центров, в которых будут организованы курсы подготовки добровольцев.

Исходя из Плана мероприятий по развитию волонтерского движения в Российской Федерации, утвержденного Правительством Российской Федерации 5 июля 2017 г. N 4723п-П44, предусмотрена регулярная, в т.ч. совместная, работа федеральных органов власти и органов власти субъектов по обеспечению поддержки добровольческой деятельности, причем в разнообразных форматах.

В регионах планируют открыть специальные ресурсные центры, которые обеспечат налаживание коммуникации между чиновниками и волонтерами. Так, Ассоциация волонтеров России планирует до конца обучить около 20 тысяч государственных служащих практикам работы с волонтерами.

Сами регионы присоединяются к законотворческой работе: Московская область, разрабатывавшая местный закон о волонтерстве еще до принятия федерального документа, намерена написать обновленный «добровольческий» законопроект с учетом региональных особенностей.

Уже реализованы положения по формирования единой информационной системы — для добровольцев заработал интернет-ресурс , где может зарегистрироваться любой человек, желающий участвовать в социальных проектах и мероприятиях. Ее основная цель обеспечить баланс между спросом и предложением на волонтерскую работу в России.

При этом по поручению председателя оргкомитета Года Волонтерства Сергея Кириенко с июня 2018 г. интернет-ресурс будет обеспечен справочной службой для волонтеров «единое окно», предназначенной для оказания помощи гражданам, которые столкнулись с проблемами в рамках своей гражданской активности, на сайте можно сформулировать вопрос или проблему, найдя типовой ответ или отправить специальный запрос, к решению которого подключается выстроенная система волонтерства в РФ и регионах.

Юрист Коллегии адвокатов «Терновцов и партнеры»
Наталья Непочатых

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам добровольчества (волонтерства)

Статья 1

Внести в Федеральный закон от 11 августа 1995 года N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 33, ст.3340; 2002, N 12, ст.1093; N 30, ст.3029; 2003, N 27, ст.2708; 2004, N 35, ст.3607; 2007, N 1, ст.39; 2009, N 1, ст.17; 2010, N 52, ст.6998; 2014, N 19, ст.2308) следующие изменения:

1) наименование изложить в следующей редакции:

"О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)";

2) дополнить частями второй и третьей следующего содержания:

"Под добровольческой (волонтерской) деятельностью понимается добровольная деятельность в форме безвозмездного выполнения работ и (или) оказания услуг в целях, указанных в пункте 1 статьи 2 настоящего Федерального закона.

На добровольческую (волонтерскую) деятельность распространяются положения, предусмотренные настоящим Федеральным законом для благотворительной деятельности.";

3) в пункте 1 статьи 2 :

а) абзац первый после слова "Благотворительная" дополнить словами "и добровольческая (волонтерская)";

б) абзац десятый изложить в следующей редакции:

"содействия деятельности в области физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), участия в организации и (или) проведении физкультурных и спортивных мероприятий в форме безвозмездного выполнения работ и (или) оказания услуг физическими лицами;";

в) абзац шестнадцатый после слова "добровольческой" дополнить словом "(волонтерской)";

4) пункт 1 статьи 3 дополнить абзацем следующего содержания:

"Особенности привлечения добровольцев (волонтеров) для осуществления деятельности религиозных организаций определяются Федеральным законом от 26 сентября 1997 года N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях"." ;

5) в статье 5 :

а) часть первую после слова "добровольцы" дополнить словом "(волонтеры)", дополнить предложением следующего содержания: "Участниками добровольческой (волонтерской) деятельности являются добровольцы (волонтеры), организаторы добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческие (волонтерские) организации.";

б) часть четвертую изложить в следующей редакции:

"Добровольцы (волонтеры) - физические лица, осуществляющие добровольческую (волонтерскую) деятельность в целях, указанных в пункте 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, или в иных общественно полезных целях.";

в) часть пятую дополнить словом "(волонтеров)";

г) дополнить частями шестой - восьмой следующего содержания:

"Организаторы добровольческой (волонтерской) деятельности - некоммерческие организации и физические лица, которые привлекают на постоянной или временной основе добровольцев (волонтеров) к осуществлению добровольческой (волонтерской) деятельности и осуществляют руководство их деятельностью.

Государственные органы и органы местного самоуправления вправе привлекать добровольцев (волонтеров) к осуществлению добровольческой (волонтерской) деятельности.

Добровольческая (волонтерская) организация - некоммерческая организация в форме общественной организации, общественного движения, общественного учреждения, религиозной организации, ассоциации (союза), фонда или автономной некоммерческой организации, которая осуществляет деятельность в целях, указанных в пункте 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, привлекает на постоянной или временной основе добровольцев (волонтеров) к осуществлению добровольческой (волонтерской) деятельности и осуществляет руководство их деятельностью.";

6) признать утратившей силу;

7) в пункте 3 статьи 10 слова "в качестве добровольцев" заменить словами "на безвозмездной основе";

8) в статье 15 :

а) абзац шестой после слова "добровольцев" дополнить словом "(волонтеров)";

б) абзац десятый дополнить словом "(волонтеров)";

9) дополнить разделом III_1 следующего содержания:

"Раздел III_1. Условия и порядок осуществления добровольческой (волонтерской) деятельности

Статья 17_1. Права и обязанности добровольца (волонтера)

1. Доброволец (волонтер) имеет право:

1) осуществлять свою деятельность индивидуально, под руководством организатора добровольческой (волонтерской) деятельности, в составе добровольческой (волонтерской) организации;

2) получать от организатора добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческой (волонтерской) организации информацию о целях, задачах и содержании осуществляемой им добровольческой (волонтерской) деятельности, а также информацию об организаторе добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческой (волонтерской) организации;

3) получать в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации или договором, заключенным с организатором добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческой (волонтерской) организацией:

поддержку в форме предоставления ему питания, форменной и специальной одежды, оборудования, средств индивидуальной защиты, помещения во временное пользование, оплаты проезда до места назначения и обратно, уплаты страховых взносов на добровольное медицинское страхование добровольца (волонтера) либо на страхование его жизни или здоровья или в форме возмещения понесенных добровольцем (волонтером) расходов на приобретение указанных товаров или услуг;

психологическую помощь, содействие в психологической реабилитации;

возмещение вреда жизни и здоровью, понесенного при осуществлении им добровольческой (волонтерской) деятельности;

4) получать от организатора добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческой (волонтерской) организации информационную, консультационную и методическую поддержку в объемах и формах, которые установлены указанными организациями;

5) получать поощрение и награждение за добровольный труд, в том числе в рамках федеральных, региональных и муниципальных конкурсов и программ.

2. Помимо прав, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, доброволец (волонтер) имеет также иные права, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

3. Доброволец (волонтер), организатор добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческая (волонтерская) организация обязаны не разглашать ставшие им известными в ходе осуществления добровольческой (волонтерской) деятельности сведения, составляющие специально охраняемую законом тайну.

4. Условия осуществления добровольцем (волонтером) благотворительной деятельности от своего имени могут быть закреплены в гражданско-правовом договоре, который заключается между добровольцем (волонтером) и благополучателем и предметом которого являются безвозмездное выполнение добровольцем (волонтером) работ и (или) оказание им услуг в целях, указанных в пункте 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, или в иных общественно полезных целях.

5. Условия участия добровольца (волонтера) в деятельности организатора добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческой (волонтерской) организации могут быть закреплены в гражданско-правовом договоре, который заключается между организатором добровольческой (волонтерской) деятельности или добровольческой (волонтерской) организацией и добровольцем (волонтером) и предметом которого являются безвозмездное выполнение добровольцем (волонтером) работ и (или) оказание им услуг в рамках деятельности указанных организатора, организации для достижения общественно полезных целей.

Условия договора между добровольческой (волонтерской) организацией и добровольцем (волонтером) могут предусматривать обязанность добровольца (волонтера) соблюдать при выполнении им работ и (или) оказании им услуг в рамках деятельности указанной организации иные обязательные требования, предусмотренные внутренними документами указанной организации, а также право добровольческой (волонтерской) организации в одностороннем порядке расторгнуть договор с добровольцем (волонтером) в случае нарушения им таких обязательных требований.

6. Договор, указанный в пункте 4 настоящей статьи, может предусматривать возмещение связанных с его исполнением расходов добровольца (волонтера) на питание, приобретение форменной и специальной одежды, оборудования, средств индивидуальной защиты, предоставление помещения во временное пользование, оплату проезда до места назначения и обратно, уплату страховых взносов на добровольное медицинское страхование добровольца (волонтера) либо на страхование его жизни или здоровья при осуществлении им добровольческой (волонтерской) деятельности.

Договор, указанный в пункте 5 настоящей статьи, может предусматривать обязанности организатора добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческой (волонтерской) организации по предоставлению добровольцу (волонтеру) питания, форменной и специальной одежды, оборудования, средств индивидуальной защиты, помещения во временное пользование, оплате проезда до места назначения и обратно, уплате страховых взносов на добровольное медицинское страхование добровольца (волонтера) либо на страхование его жизни или здоровья при осуществлении им добровольческой (волонтерской) деятельности, а также по возмещению связанных с исполнением договора расходов.

Статья 17_2. Правовые условия осуществления организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями своей деятельности

Организаторы добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческие (волонтерские) организации имеют право:

1) получать поддержку органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) осуществлять взаимодействие с органами государственной власти и органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями и иными организациями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

3) информировать, в том числе совместно с заинтересованными организациями, граждан о возможностях участия в добровольческой (волонтерской) деятельности;

4) участвовать в формировании и деятельности координационных и совещательных органов в сфере добровольчества (волонтерства), создаваемых при органах государственной власти и органах местного самоуправления;

5) получать иную поддержку в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.

Статья 17_3. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере добровольчества (волонтерства)

1. Правительство Российской Федерации утверждает:

1) общие требования к порядку взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, подведомственных им государственных и муниципальных учреждений, иных организаций с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями;

2) перечень видов деятельности, в отношении которых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления утверждается порядок взаимодействия государственных и муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями.

2. Федеральные органы исполнительной власти осуществляют следующие полномочия в сфере добровольчества (волонтерства):

1) разработка и реализация государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, содержащих мероприятия, направленные на поддержку добровольчества (волонтерства);

2) участие в формировании единой информационной системы в сфере развития добровольчества (волонтерства) в целях реализации государственной политики в сфере добровольчества (волонтерства);

3) оказание поддержки организаторам добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческим (волонтерским) организациям, в том числе в их взаимодействии с государственными и муниципальными учреждениями, социально ориентированным некоммерческим организациям, государственным и муниципальным учреждениям, обеспечивающим оказание организационной, информационной, методической и иной поддержки добровольцам (волонтерам), организаторам добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческим (волонтерским) организациям;

4) утверждение порядка взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, в том числе их территориальных органов, подведомственных им государственных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями;

5) методическое обеспечение органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и содействие им в разработке и реализации мер по развитию добровольчества (волонтерства) в субъектах Российской Федерации и на территориях муниципальных образований.

3. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют следующие полномочия в сфере добровольчества (волонтерства):

1) участие в реализации государственной политики в сфере добровольчества (волонтерства);

2) разработка и реализация государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, содержащих мероприятия, направленные на поддержку добровольчества (волонтерства), с учетом национальных и региональных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей;

3) утверждение порядка взаимодействия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подведомственных им государственных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями;

4) оказание поддержки организаторам добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческим (волонтерским) организациям, в том числе в их взаимодействии с государственными и муниципальными учреждениями и иными организациями, социально ориентированным некоммерческим организациям, государственным и муниципальным учреждениям, обеспечивающим оказание организационной, информационной, методической и иной поддержки добровольцам (волонтерам), организаторам добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческим (волонтерским) организациям;

5) популяризация добровольческой (волонтерской) деятельности;

6) поддержка муниципальных программ (подпрограмм), содержащих мероприятия, направленные на поддержку добровольчества (волонтерства);

7) методическое обеспечение органов местного самоуправления и содействие им в разработке и реализации мер по развитию добровольчества (волонтерства) на территориях муниципальных образований;

8) формирование координационных и совещательных органов в сфере добровольчества (волонтерства), создаваемых при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

4. Органы местного самоуправления осуществляют следующие полномочия в сфере добровольчества (волонтерства):

1) формирование и осуществление муниципальных программ (подпрограмм), содержащих мероприятия, направленные на поддержку добровольчества (волонтерства), с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей;

2) утверждение порядка взаимодействия органов местного самоуправления, муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями;

3) оказание поддержки организаторам добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческим (волонтерским) организациям, в том числе в их взаимодействии с муниципальными учреждениями и иными организациями, социально ориентированным некоммерческим организациям, государственным и муниципальным учреждениям, обеспечивающим оказание организационной, информационной, методической и иной поддержки добровольцам (волонтерам), организаторам добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческим (волонтерским) организациям.

Статья 17_4. Поддержка добровольческой (волонтерской) деятельности органами государственной власти и органами местного самоуправления

Органы государственной власти и органы местного самоуправления осуществляют поддержку добровольческой (волонтерской) деятельности в формах, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 17_5. Единая информационная система в сфере развития добровольчества (волонтерства)

1. Формирование и ведение единой информационной системы в сфере развития добровольчества (волонтерства) в целях реализации государственной политики в сфере добровольчества (волонтерства) осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг в сфере государственной молодежной политики.

2. Порядок функционирования единой информационной системы в сфере развития добровольчества (волонтерства), требования к технологическим и лингвистическим средствам данной информационной системы, в том числе требования к обеспечению автоматизации процессов сбора, обработки информации в данной информационной системе, порядок информационного взаимодействия единой информационной системы в сфере развития добровольчества (волонтерства) с иными информационными системами устанавливаются Правительством Российской Федерации.

3. Единая информационная система в сфере развития добровольчества (волонтерства) включает сведения о добровольцах (волонтерах), организаторах добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческих (волонтерских) организациях.

Предоставление сведений для включения в единую информационную систему в сфере развития добровольчества (волонтерства) осуществляется добровольно.

Наличие в единой информационной системе в сфере развития добровольчества (волонтерства) сведений о добровольцах (волонтерах), организаторах добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческих (волонтерских) организациях не является обязательным условием оказания поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления добровольческой (волонтерской) деятельности указанных участников добровольческой (волонтерской) деятельности.";

10) пункт 7 статьи 19

Статья 2

Внести в (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст.145; 2010, N 15, ст.1736; 2011, N 29, ст.4291; 2012, N 53, ст.7650; 2013, N 27, ст.3464, 3477; N 52, ст.6961; 2014, N 42, ст.5611; N 45, ст.6139; N 52, ст.7551; 2015, N 18, ст.2618; N 48, ст.6724; 2016, N 11, ст.1494; N 27, ст.4220; N 52, ст.7498) следующие изменения:

1) в подпункте 8 пункта 1 слова "содействия благотворительности и добровольчества" заменить словами "организации и поддержки благотворительности и добровольчества (волонтерства)";

2) подпункт 1 пункта 3 после слова "добровольцев" дополнить словом "(волонтеров)";

3) пункт 12_1 после слова "добровольцев" дополнить словом "(волонтеров)".

Статья 3

(Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 39, ст.4465; 2013, N 27, ст.3477) дополнить пунктами 4-6 следующего содержания:

"4. Религиозные организации в соответствии со своими внутренними установлениями вправе привлекать добровольцев (волонтеров) для участия в организации богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, а также для выполнения работ, оказания услуг, направленных на поддержку и обеспечение видов деятельности религиозных организаций, предусмотренных их уставами.

5. Религиозные организации вправе заключать с добровольцами (волонтерами) гражданско-правовые договоры о добровольческой (волонтерской) деятельности, предметом которых являются безвозмездное выполнение добровольцами (волонтерами) работ и (или) оказание ими услуг.

Существенным условием договора о добровольческой (волонтерской) деятельности является соблюдение добровольцем (волонтером) внутренних установлений религиозной организации, являющейся стороной договора. Договор о добровольческой (волонтерской) деятельности может предусматривать возмещение связанных с его исполнением расходов добровольца (волонтера) на питание, приобретение форменной и специальной одежды, оборудования, средств индивидуальной защиты, предоставление помещения во временное пользование, оплату проезда до места назначения и обратно, уплату страховых взносов на добровольное медицинское страхование добровольца (волонтера) либо на страхование его жизни или здоровья при осуществлении им добровольческой (волонтерской) деятельности.

6. Добровольческая (волонтерская) деятельность, предусмотренная пунктом 4 настоящей статьи, не может регулироваться порядком взаимодействия государственных и муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями.".

Статья 4

В пункте 11 статьи 16_1 Федерального закона от 31 июля 1998 года N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3833; 2012, N 53, ст.7612; 2017, N 30, ст.4457) слово "(волонтеры)" заменить словами "(добровольцы (волонтеры)".

Статья 5

Подпункт 9_1 пункта 2 статьи 26_3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 42, ст.5005; 2003, N 27, ст.2709; 2005, N 1, ст.17, 25; 2006, N 1, ст.10; N 23, ст.2380; N 30, ст.3287; N 31, ст.3452; N 44, ст.4537; N 50, ст.5279; 2007, N 1, ст.21; N 13, ст.1464; N 21, ст.2455; N 30, ст.3747, 3805, 3808; N 43, ст.5084; N 46, ст.5553, 5556; 2008, N 29, ст.3418; N 30, ст.3613, 3616; N 48, ст.5516; N 52, ст.6236; 2009, N 48, ст.5711; N 51, ст.6163; 2010, N 15, ст.1736; N 31, ст.4160; N 41, ст.5190; N 46, ст.5918; N 47, ст.6030, 6031; N 49, ст.6409; N 52, ст.6984; 2011, N 17, ст.2310; N 27, ст.3881; N 29, ст.4283; N 30, ст.4572, 4590, 4594; N 48, ст.6727, 6732; N 49, ст.7039, 7042; N 50, ст.7359; 2012, N 10, ст.1158, 1163; N 18, ст.2126; N 31, ст.4326; N 50, ст.6957, 6967; N 53, ст.7596; 2013, N 14, ст.1663; N 19, ст.2331; N 23, ст.2875, 2876, 2878; N 27, ст.3470, 3477; N 40, ст.5034; N 43, ст.5454; N 48, ст.6165; N 51, ст.6679, 6691; N 52, ст.6981, 7010; 2014, N 11, ст.1093; N 14, ст.1562; N 22, ст.2770; N 26, ст.3371; N 30, ст.4256, 4257; N 42, ст.5615; N 43, ст.5799; N 45, ст.6138; 2015, N 1, ст.11; N 13, ст.1807, 1808; N 27, ст.3947; N 29, ст.4359; N 41, ст.5628; 2016, N 23, ст.3283; N 26, ст.3866; N 27, ст.4222; 2017, N 1, ст.6; N 31, ст.4828; N 45, ст.6573; N 50, ст.7563; 2018, N 1, ст.26, 27, 87) изложить в следующей редакции:

"9_1) поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворительной деятельности и добровольчества (волонтерства), организации и осуществления региональных и межмуниципальных программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворительной деятельности и добровольчества (волонтерства);".

Статья 6

Внести в Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 40, ст.3822; 2005, N 1, ст.17, 25; 2006, N 1, ст.10; N 23, ст.2380; N 30, ст.3296; N 31, ст.3452; N 43, ст.4412; N 50, ст.5279; 2007, N 1, ст.21; N 21, ст.2455; N 25, ст.2977; N 43, ст.5084; N 46, ст.5553; 2008, N 48, ст.5517; N 52, ст.6236; 2009, N 48, ст.5733; N 52, ст.6441; 2010, N 15, ст.1736; N 49, ст.6409; 2011, N 17, ст.2310; N 29, ст.4283; N 30, ст.4572, 4590, 4591, 4594, 4595; N 48, ст.6730; N 49, ст.7015, 7039; 2012, N 26, ст.3444, 3446; N 50, ст.6967; 2013, N 14, ст.1663; N 19, ст.2325; N 27, ст.3477; N 43, ст.5454; N 48, ст.6165; N 52, ст.6981, 7008; 2014, N 14, ст.1562; N 22, ст.2770; N 26, ст.3371; N 30, ст.4235; N 42, ст.5615; N 43, ст.5799; N 52, ст.7558; 2015, N 1, ст.11, 52; N 27, ст.3995; N 48, ст.6723; 2017, N 1, ст.6; N 31, ст.4828; 2018, N 1, ст.27, 47, 87) следующие изменения:
3) в части 4 статьи 31_3 слово "волонтеров" заменить словами "добровольцев (волонтеров)".

Статья 8

Пункт 20 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст.7007; 2014, N 30, ст.4257; 2017, N 47, ст.6850) после слова "добровольцев" дополнить словом "(волонтеров)".

Статья 9

Пункт 3 статьи 1 Федерального закона от 23 декабря 2010 года N 383-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" и статью 7 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 52, ст.6998) признать утратившим силу.

Статья 10

Президент
Российской Федерации
В.Путин

Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по.