Перспективный план по экологической тропе. Планирование экскурсионной деятельности на экологической тропе детского сада

Наталья Ткаченко
Экологическая неделя для старшей группы

Экологическая неделя

Экологическое воспитание детей это не только природоохранительная работа с дошкольниками. Экологическое воспитание это система знаний о природе, о взаимосвязях в природе. Осознание влияния деятельности человека на окружающую среду. Результатом работы является не только овладение определёнными умениями и знаниями, но и развитию таких чувств у детей как, отзывчивость, сострадание; желание защищать, облагораживать природную среду.

Понедельник тема дня «Дом под небом голубым» .

Беседа по теме : «Земля наш общий дом» .

Цель : раскрывать идею единства и взаимосвязи живого и неживого в природе.

Игра – викторина «Земля – планета, на которой мы живём» .

Цель : продолжать знакомство с глобусом; формировать у детей понятие, что наша планета огромный шар, покрытый морями и океанами, материками, окруженные слоем воздуха; расширять знания детей об экосистемах, явлениях природы. Расширять словарный запас. Закрепить правила поведения в природе; воспитывать желание заботиться о природе.

Наблюдения за Солнцем.

Цель : формировать у детей представление о том, что Солнце является источником света и тепла.

Подвижная игра «День – ночь» .

Цель : закреплять знания о частях суток, активизировать двигательную активность.

Дидактическая игра «Кто, где живёт?»

Цель : развивать интерес к обитателям разных природных зон.

Инсценировка сказки «Лиса, кот и петух»

Цель : закреплять у детей умение играть в театральное представление. Развивать речь, память, внимание.

Вторник тема дня «Лес – многоэтажный дом» .

Чтение художественной литературы «Лесная газета» В. Бианки.

Цель : углублять знания детей об особенностях природы, расширять словарный запас.

Беседа о лесе.

Цель : уточнить и расширить представления детей о лесе.

Целевая прогулка по территории детского сада. «Все деревья блистают в разноцветном уборе…»

Цель : формировать представления о состоянии растений осенью, дать знания о плодах и семенах конкретных деревьев (липа, сосна, ель, дуб, берёза) .

Дидактическая игра «Чьи детки на ветке?»

Цель : закреплять знания детей о семенах деревьев.

Рисование по теме : «Осенние деревья» .

Цель : воспитывать умение видеть изменения в окружающей природе при разных погодных условиях. Учить изображать деревья в ветреную погоду. Закреплять навыки работы с цветными карандашами.

Среда тема дня «Пернатые соседи» .

Рассматривание альбома «Птицы нашего края» .

Цель : расширять знания детей о птицах нашего края. Воспитывать заботливое и доброжелательное отношение к птицам.

Беседа по теме : «Что мы знаем о птицах» .

Цель : уточнить представления детей о знакомых птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц.

Экологическая игра «Птичья столовая» .

Цель : дать детям элементарные представления о том, чем кормят птиц зимой; что птицы едят в природе.

Подвижная игра «вороны и воробышки» .

Цель : развивать умение говорить «громко – тихо» , вырабатывать силу голоса; активизировать двигательную активность.

Экологическая игра «Угадай, какая птица» .

Цель : учить узнавать птицу по повадкам, внешнему виду.

Четверг тема дня «Четвероногие друзья» .

Дидактическая игра «домашние и дикие животные» .

Цель : уточнить признаки домашних и диких животных.

Беседа по теме : «Животные у нас дома»

Цель : закрепить представления детей о домашних животных и их детёнышах. Уточнить знания детей о роли человека в жизни домашних животных, воспитывать доброжелательное отношение к животным.

Отгадывание загадок о животных. Имитация движений и звукоподражание.

Цель : развивать воображение и творческие способности детей.

Чтение художественной литературы. «Щенок» А. Барто.

Цель : развивать слуховое восприятие, память.

Подвижная игра «Море волнуется» .

Цель : упражнять детей в сохранении равновесия. Совершенствовать двигательные способности.

Пятница тема дня «Человек познаёт природу» .

Беседа по теме : «Земля в опасности» .

Цель : дать детям представления о том, что планета Земля сейчас в опасности : во многих местах вода, почва, воздух стали грязными. Всем трудно дышать, люди и животные болеют. Чтобы спасти нашу планету, надо с детства любить природу, изучать её, правильно с ней общаться.

Непосредственно образовательная деятельность художественное творчество. Изготовление поделок из природного материала.

Цель : развивать пространственное воображение, творческие способности.

Экскурсия в осенний парк.

Цель : уточнить представления детей об условиях жизни растений осенью. Учить устанавливать связи между состоянием растений и условиями среды, выявлять причины происходящих изменений. Познакомить с трудом взрослых в парке.

Познавательно-исследовательская деятельность «Огород на окне» . Посадка лука.

Цель : учить замечать изменения у подрастающего лука, создавать условия для роста растения.

Экологическая игра «Растения и животные Красной книги»

Цель : познакомить детей с Красной книгой, охраняемыми растениями и животными.

Наличие экологической тропы на территории детского сада предполагает различные экскурсии по точкам экологической тропы. Данные экскурсии запланированы по временам года: осень, зима, весна, лето. План экскурсий рассчитан на четыре возраста детей: младшая группа, средняя группа, старшая группа и подготовительная к школе группа.

В нашем детском саду существуют следующие точки экологической тропы:

Точка «Большая береза» , точка «Болото» , точка «Водоем» , точка «Огород» , точка «Черемуха» , точка «Рябина» , точка «Метеостанция» , точка «Альпийская горка» , точка «Кустарники» , точка «Уголок леса» , точка «Лекарственная грядка» , точка «Оздоровительная дорожка» , точка «Насекомые» , точка «Оранжерея» , точка «Птичья столовая» , точка «Птичий столб»

Осенние экскурсии:

Младшая группа:

  1. «Что же выросло на грядке?» - экскурсия на огород - наблюдение за сбором овощей.
  2. «Золотая береза» - экскурсия к большой березе» - наблюдение за деревом в осеннее время года.
  3. «Красивая полянка» - экскурсия на цветник - полюбоваться красотой осенних цветов.
  4. «Мы здоровье укрепляем, по дорожке все шагаем» - экскурсия на оздоровительную дорожку - укрепление здоровья детей.

Средняя группа:

  1. «Дует, дует ветер»
  2. «Вот наш огород, там морковка растет!» - экскурсия на огород - закрепление названия овощей.
  3. «Мы в лесок пойдем, там деревья найдем» - экскурсия в уголок леса- закрепление названия деревьев».
  4. «В гости к матушке Черемухе» - экскурсия к черемухе - закрепление название частей дерева.

Старшая группа:

  1. «Мы к болоту пойдем, там лягушку найдем» - экскурсия к болоту - наблюдение за лягушкой.
  2. «Наши зеленые помощники» - экскурсия к лекарственной грядке - расширение и закрепление знаний о лекарственных растениях.
  3. «Знакомство с деревом долгожителем» - экскурсия к большой старой березе – с целью получения знаний о возрасте дерева.
  4. «Распустила гроздья красные» - экскурсия к рябине - наблюдение за изменением окраски листьев осенью.

Подготовительная группа:

  1. «Ветер, ветер, ты могуч» - экскурсия на метеостанцию- наблюдение за направлением ветра.
  2. «Хороши у нас в саду цветочки» - экскурсия на цветник - уточнение представления детей о цветниках, о разнообразии цветущих растений.
  3. «Мы хотим знать» - экскурсия на лекарственную грядку - учить собирать и сушить лекарственные растения для использования в зимнее время года.
  4. «Поспел урожай, собирать помогай» - экскурсия на огород- помощь взрослым в сборе урожая овощей.

Зимние экскурсии:

Младшая группа:

  1. «Хороша береза в любое время года» - экскурсия к большой березе - наблюдение за деревом в зимнее время года.
  2. «Прилетели птицы, воробьи, синицы» - экскурсия к беседке (столовой для птиц) - наблюдение за птицами, прилетающими к кормушкам.
  3. «Снег как шапка на ветвях» - экскурсия в уголок леса - наблюдение за снегом, лежащим на ветках деревьев.
  4. «Экскурсия в оранжерею» - рассматривание фикуса.

Средняя группа:

  1. «Ловкая ворона» - экскурсия к беседке (птичьей столовой) » - наблюдение за вороной.
  2. «Все деревья знаем, их мы угадаем» - экскурсия к уголку леса - закрепление название деревьев.
  3. «Березонька, березонька, ты, что стоишь бела?» - экскурсия к большой березе - рассматривание ствола дерева.
  4. «Экскурсия в оранжерею» - сравнение цветов фикуса и бальзамина.

Старшая группа:

  1. «Мы узнать хотим про лес, много в нем живет чудес» - экскурсия в уголок леса - закрепление названий деревьев, их строение, внешние признаки.
  2. «Ветер – это хорошо или плохо?» - экскурсия к метеостанции - наблюдение за ветром.
  3. «Кустарники зимой» - наблюдение за изменениями кустарников зимой.
  4. «Птицы – наши друзья, их зимой бросать нельзя!» - экскурсия в беседку (птичья столовая) - с целью приведения в порядок кормушек.

Подготовительная группа:

  1. «Погода в разное время года»
  2. «Елочки – сосеночки» - экскурсия в уголок леса - систематизировать представления о хвойных и лиственных деревьях.
  3. «Все ребята должны знать – птицам надо помогать» - экскурсия в беседку (птичья столовая) - наблюдение за птицами, прилетающими к столовой и составление рассказа о них.
  4. «Дерево ты или куст?» - экскурсия к черемухе - закрепление название кустарника, систематизировать знания о черемухе.

Весенние экскурсии:

Младшая группа:

  1. «Ай, да, березка, белый ствол!» - экскурсия к березе - наблюдение за деревом в весеннее время года.
  2. «Одуванчик золотой – солнышка сынок родной» - наблюдение за первоцветами (одуванчик) .
  3. «Экскурсия на огород» - наблюдение за перекопкой грядок.
  4. «Бабочка – капустница» - экскурсия к альпийской горке - наблюдение за первыми бабочками.

Средняя группа:

  1. «Распустила косы, белая береза» - экскурсия к березе - разнообразить знания детей о березе, ее внешнем виде.
  2. «Пришла весна» - экскурсия в уголок леса - наблюдение за изменениями деревьев весной.
  3. «Тает снег, бегут ручьи» - экскурсия к водоему - наблюдение за ручейками.
  4. «Расцвела черемуха» - экскурсия к черемухе - наблюдение цветом черемухи.

Старшая группа:

  1. «Мы посадим огород» - экскурсия на огород - посильная помощь в посадке семян овощей.
  2. «Распустились почки на большой березе» - экскурсия к большой березе - наблюдение за появлением листочков.
  3. «Травка зеленеет» - экскурсия в уголок леса - наблюдение за появлением первой травки.
  4. «Ласточка с весною в сени к нам летит» - экскурсия в беседку (птичья столовая) - беседа о перелетных птицах.

Подготовительная группа:

  1. «Прилетел скворец, весны певец» - экскурсия к большой березе - наблюдение за скворцами в скворечнике.
  2. «Свеклу и морковку мы посадим ловко» - экскурсия на огород - помощь взрослым в подготовке грядок, в посадке семян овощей.
  3. «Мы посадим здесь цветы, удивительной красы» - экскурсия на цветник - с целью расчистки клумб для посадки семян цветов.
  4. «Черемуха, черемуха, ты, что стоишь бела?» - экскурсия к черемухе - наблюдение за ее цветением.

Летние экскурсии:

Младшая группа:

  1. «Как красиво вокруг!» - экскурсия к цветнику - доставить детям удовольствие от наблюдения за цветущими растениями.
  2. «Отдохнем мы у пруда» - экскурсия к водоему - наблюдение за водными растениями.
  3. «У нашей, у березки белый сарафан» - экскурсия к большой березе - наблюдение за деревом в летнее время года.
  4. «Жужжащие и ползающие» - экскурсия в уголок леса - наблюдение за ползающими насекомыми.

Средняя группа:

  1. «По воде жучок бежит, смешно лапками шевелит» - экскурсия к водоему – наблюдение за насекомыми, обитающими на поверхности воды.
  2. «По дорожке, по дорожке побежали наши ножки» - экскурсия к оздоровительной дорожке» - укрепление здоровья детей.
  3. «Мы пришли в огород, там укропчик растет» - экскурсия в огород - рассматривание укропа и лука (сравнение) .
  4. «Мы вокруг березки встанем в хоровод» - экскурсия к большой березе- проведение игр возле березы.

Старшая группа:

  1. «У природы нет плохой погоды» - экскурсия на метеостанцию - наблюдение за состоянием погоды.
  2. «Экскурсия по всей экологической тропе» - закрепление названий точек.
  3. «Ромашка полевая, полезная такая» - экскурсия к лекарственной грядке - знакомство с лекарственными свойствами ромашки.
  4. «На болоте, посмотри, вдруг цветочки расцвели!» - экскурсия к мини – болоту- рассматривание растений растущими рядом с болотом.

Подготовительная группа:

  1. «На камнях растут цветы, чудо – горка – посмотри!» - экскурсия к альпийской горке - дать знания о составляющих частях альпийской горки, о сочетании объектов живой и неживой природы.
  2. «Не обижайте муравья» - экскурсия к большой березе - наблюдение за муравьями, углубить знания о муравьях, их образе жизни.
  3. «Ноготки и подорожник при болезни нам помогут» - экскурсия к лекарственной грудке - с целью продолжить знакомство в лекарственными растениями и способами их применениями.
  4. «Цветочный хоровод» - экскурсия к цветнику- с целью закрепления названий цветов, растущих в цветниках.

Д/и «На лугу»

Ц.: изменять глаголы по числам и лицам.

Д/и «Как сказать правильно?»

Ц.: учить детей образовывать множественное число глаголов.

Д/и «Что забыл нарисовать Незнайка?»

Ц.: развивать умение видеть недостающее.

Экскурсия в плодовый сад – «Яблонька душистая, подружись со мной…». См. кн. «Листок на ладони», с.53.

Цель: учить детей устанавливать простейшие связи: изменение условий в окружающей среде (солнечный свет, тепло, влага) приводит к изменению состояния растений (рост, цветение). Познакомить детей с особенностями весеннего состояния плодовых деревьев – цветением (различать 2-3 вида деревьев и кустарников по виду их цветов). Учить видеть красоту цветущих деревьев.

Целевая прогулка к водоему:

Цель: познакомить детей с водоемом и его обитателями; показать, что на берегу и в воде живут те растения и животные, которые не могут обходиться без воды. Познакомить с правилами поведения возле водоема.

Наблюдения:

За цветущими растениями и кустарниками.

За распусканием почек, появлением и ростом листьев. Цель: формировать знания об основных состояниях растений в весенний период.

Длительное наблюдение за одуванчиком (в течение месяца).

Цель: Формировать представления о процессе роста и развития растения.

Наблюдение за первыми насекомыми.

Цель: наблюдать за поведением, закреплять знания о строении.

За первой весенней грозой.

Цель: знакомить с разнообразием природных явлений.

Наблюдение за божьей коровкой.

Цель: познакомить детей с божьей коровкой, предложить рассматривать ее, понаблюдать за ее движениями, рассказать об особенностях перемещения божьей коровки. Учить употреблять в речи слова и словосочетания: насекомые, пробуждаются, просыпаются, выползают, жуки, стрекозы, божьи коровки, красивые бабочки, крылья.

Наблюдение за травой.

Цель: предложить детям рассмотреть траву, прослушать загадки о ней, выявить свойства травы: является для множества животных основным кормом, местом обитания некоторых насекомых. Формировать у детей представления о взаимосвязях в природе.

Беседа о насекомых.

Цель: Учить выделять существенные признаки насекомых.

См. кн. «Добро пожаловать в экологию» О.А. Воронкевич, с. 89.

Беседа «Зачем утке и лягушке такие лапки»

Цель: учить детей выделять особенности внешнего вида некоторых животных, позволяющие приспособится к жизни в экосистеме.

Знакомство детей с народными приметами:

«Когда цветет черемуха – к холодам».

«Коли в мае дождь – будет и рожь».

Цель: учить устанавливать связь между состоянием объектов природы в зависимости от сезонных изменений.

Игровые проблемные ситуации «Увидели выпавшего птенца», «Увидели мальчишку с рогаткой в руках», « Увидели птичку, севшую к вам на подоконник»

Цель: Сформировать представление о том, что животные и растения- живые, их нужно беречь.

Дидактические игры:

«Одуванчик», «Магазин», «Цветы»(См.кн. «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с природой», Дрязгунова В.А.. с.21)

«Четвертый лишний» (См. кн. «Добро пожаловать в экологию» О.А. Воронкевич, с. 132); «Отбери цветы, какие ты знаешь»,

«Когда это бывает?» (См. кн. «Добро пожаловать в экологию» О.А. Воронкевич, с. 132.).

Цель: закрепление сезонных изменений в природе, классификация растений, птиц, цветов.

«Что изменилось в жизни человека с приходом весны?»,

«Что хорошего и что плохого бывает весной?»

Цель: закреплять знания детей о весенних изменениях в природе.

Подвижные игры:

«Беги в дом, какой назову». См.кн. «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с природой», Дрязгунова В.А.. с.25.

«Кто быстрее найдет березу, тополь, клен». См.кн. «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с природой», Дрязгунова В.А.. с.25.

Игры с элементами драматизации: «Ласточки и мошки». См.кн. «Игровые экологические занятия с детьми. Молодова Л.П., с.10.

Цель: объяснить детям, что птицы очень полезны, что многие из них истребляют назойливых и вредных насекомых.

«Стрекозы, бабочки, пчелы, кузнечики». См.кн. «Игровые экологические занятия с детьми. Молодова Л.П., с.9.

Цель: учить детей не причинять вреда полезным видам насекомых, а также уметь видеть и радоваться красоте всего живущего на земле.

«Козы, кыш от березы!». См.кн. «Игровые экологические занятия с детьми. Молодова Л.П., с.27.

Цель: учить детей беречь деревья, вступаться за них, когда кто-либо причиняет им вред независимо от того, козы это или дети.

Опыты: «Как спрятаться бабочкам».

Цель: найти особенности внешнего вида некоторых насекомых, позволяющие приспособиться к жизни в окружающей среде.

Знакомство с поговоркой: «Апрель с водой, май с травой».

Цель: Учить замечать изменения в природе.

Опыт: «Сколько воды накапало, если плохо закрыт кран».

Цель: Учить детей бережному обращению с водой.

Знакомство с приметой «Коли в мае дождь, будет и рожь».

Цель: учить понимать значение воды для жизни растений.

Словесное упражнение «Когда это бывает?». См. кн. «Добро пожаловать в экологию» О.А. Воронкевич, с. 132.

Цель: закрепление знаний детей времен года и сезонных проявлений природы.

Экскурсия на луг «Весенняя мозаика». См. кн. «Листок на ладони» с. 31.

Цель: учить детей устанавливать простейшую связь между внешним видом растений и условиями их существования (свет, тепло, влага нужны для роста и развития). Учить детей различать правильно называть весенние цветы (одуванчик, мать-и-мачеха), выделять и описывать, их характерные признаки, строение (стебель, листья, цветок), понимать их роль в природе (насекомые собирают с них нектар).

Наблюдение за цветами «Не дожидаясь лета зацвели первоцветы»

См. кн. «первоцвет», с.47.

Цель: знакомить с первоцветами (примулой, мускарями, нарциссами, тюльпанами) и их особенностями (листья и цветы появляются одновременно, быстро отцветают). Обратить внимание на яркую окраску цветов, ощутить их запах, форму листьев. Подвести к пониманию, что культурные растения нуждаются в определенном уходе (прополка, полив, рыхление), сравнивать с дикорастущими, выявить общие признаки растений, используя предложенные схемы-модели.

Дидактическая игра «Что лишнее». См. кн. «Добро пожаловать в экологию» О.А. Воронкевич, с. 132.

Цель: учить детей классифицировать цветы по месту прорастания.

Дидактическая игра «Что сажают в огороде». См.кн. «1,2,3,4.5 начинаем мы играть» Белоусова Л.Е.,с.22.

Цель: закрепление знаний об овощах.

Экологическая тропа – это специальный образовательный маршрут в природных условиях, где есть экологически значимые природные объекты.

На этих маршрутах происходит знакомство детей с естественными биоценозами, многообразием растений и животных, связями, которые имеются между ними, представить на практике природоохранную деятельность.

Экологическая тропа играет важную роль в системе накопления каждым ребенком личного опыта экологически правильного взаимодействия с природой ближайшего окружения.

С целью повышения интереса детей дошкольного возраста по экологическому воспитанию в нашем детском саду разработан проект — экологическая тропа с которая включает в себя различные видовые точки: «Поляна сказок», «Грибное царство», «Мини-водоем», «Казачье подворье», «Зеленая аптека», «Альпийская горка», «Цветник», «Метеостанция» и др.

Актуальность проекта: В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с живой и неживой природой. Наш детский сад малокомплектный, территория небольшая, клумбы на территории сада недостаточно озеленены. Каждый год перед летне-оздоровительной компанией встает проблема благоустройства территории и максимальное использование ее во время прогулок, т.к. большую часть времени дети находятся на свежем воздухе.

Новизна проекта заключается в содержании и в форме организации экологической работы с детьми – цикл экскурсий по экологической тропе.

Педагогами ДОУ, активно используется экологическая тропа в летний период и не менее активно осенью. Дети проявляют познавательную активность при работе на тропе. Это заметно в проявлении такого качества как любознательность, ребята стали задавать много вопросов, и ждут на них ответы.

Реализация проекта предполагает достижение следующих результатов:

— озеленение территории растениями;

— оснащение детской игровой площадки новыми объектами, пригодными для игры;

— создание нескольких зон:«деревенский дворик», лесная поляна, «во саду ли, в огороде», «тихий уголок», мини-стадион, цветник.

Предполагаемый результат:

1. Создание экологической тропы с разнообразными видовыми точками.

2. Обогатить опыт по экологическому воспитанию.

3. Участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями, по охране и защите природы.

4. Создание атрибутов к видовым точкам.

5. Создание презентации на тему: «Экологическая тропа на территории МБДОУ д/с № 38».

Этапы реализации проекта

I этап: Поисково-исследовательский

— обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных мест;

— составление карты-схемы тропы с нанесением маршрута всех ее объектов;

— составление паспорта «Экологической тропы»;

— подготовить литературу по экологическому развитию детей;

— наметить план работы по реализации проекта.

II этап: Практический

— создание на групповых верандах и участках видовые точки из имеющихся материалов;

— создание дополнительного материала по теме своей видовой точки;

— создание видовых точек на прилегающей к зданию детского сада территории;

— создание метеоплощадки, террариума, мини огорода с лекарственными травами, видовой объект – коллекции;

— составление паспорта по своей видовой точке и рекомендаций по использованию объектов тропинки для работы с детьми разных возрастных групп;

— создание красочной картинки для указателя своей видовой точки;

III этап: Заключительный

Создание экологической тропы, с различными видовыми точками, каждая из которых имеет свою цель, методические рекомендации по ее использованию.

С целью повышения интереса детей дошкольного возраста по экологическому воспитанию видовым точкам были даны названия Станция … И дети отправлялись в путешествие по станциям. Хозяйки тропы безусловно стала Василиса Прекрасная.

Путешествие по видовым точкам начинается с центрального входа в детский сад и первая станция расположенная на экологической тропе.

Точки № 1, 4, 5 «Поляна сказок»

Целью данной видовой точки является: знакомство детей с разнообразием сказок о природе.

На этой станции с детьми проводится, как индивидуальная, так и групповая работа. Ребятам с учетом их возрастных особенностей, предлагается и чтение литературных произведений, и обыгрывание сказок, и просмотр театрализованных представлений, самостоятельные игры, разнообразие пальчиковых, дидактических, настольных и других игр.

Точки № 2, 3 «Цветники»

Цель: обогащать представление детей о цветниках, о разнообразии цветущих растений, их названиях, строении, способах ухода и условиях роста; учить понимать пользу и значение природы для хорошего настроения и самочувствия.

Точка № 10 «Чудо огород»

Целью видовой точки, является знакомство детей с овощными культурами произрастающими на нашей территории, дети наблюдают высадку выращенной рассады в групповом помещении, совместно с педагогами ухаживают за растениями, наблюдают рост и сбор урожая. Пробуют выращенный своим трудом урожай.

«Огород»

В огороде много гряд,

Есть и репа, и салат.

Тут и свекла горох,

А картофель разве плох?

Наш зеленый огород

Нас прокормит целый год.

(Ф. Гуринович)

Точка № 11 «Альпийская горка»

Цель: побуждать детей радоваться первым весенним цветам, закреплять их название; учить находить различия у растений в особенностях стебля, цветков, листьев;

Воспитывать у детей чувство прекрасного.

Точка № 9 «Зеленая аптека»

Цель: Расширять и закреплять знания о лекарственных растениях; развивать умения рационального использования лекарственных растений для здорового образа жизни; учить собирать и сушить лекарственные растения для оздоровительных мероприятий в холодное время года.

Показать разнообразие лекарственных растений, их биологические особенности (лечебные свойства), учить распознавать части растений, исследовать форму, цвет, размер, запах листьев и цветков, проводить тактильные обследования (листья шершавые, гладкие, ворсистые и т.п.); проводить сенсорное обследование их частей и семян, с биологическими и лечебными свойствами, правилами сбора этих растений

Точка № 8 «Метеостанция»

Цель: Формирование у детей элементарных представлений о погоде и ее значении в жизни человека. Метеостанция с размещенным на ней специальным оборудованием, предназначена для обучения детей элементарному прогнозированию состояния погоды.

Дети наблюдают за изменениями погоды, учатся анализировать, делать выводы. На станции имеется:флюгер, барометр, термометр, дождемер.

Точка № 7«Мини-водоем»

Цель этой видовой точки: знакомство детей с обитателями рек и морей, учить называть и различать морских и речных обитателей.

Закреплять полученные раннее знания, уточнять и расширять знания о подводном мире. Ребятам также предлагаются различные формы работы: и рыбалка, и дидактические игры.

Педагоги самостоятельно определяют маршрут следования по станциям, проводит на этих станциях образовательную деятельность согласно задачам своей возрастной группы. Воспитателями активно использовалась тропа в летний период и не менее активно осенью. Дети проявляют познавательную активность при работе на тропе. Это заметно в проявлении такого качества как любознательность, стали задавать много вопросов, и ждут ответы на свои вопросы. Наша тропа функционирует на протяжении уже полугода, некоторые объекты видовых точек являются в настоящий момент мини тропой в здании детского сада на зимний период. В летний период экологическую тропу украшали множество цветников, в зимний период мы предполагаем будет дополнена снежными постройками.

Дата ___________

Тема недели: Экологическая тропа.

Итоговое занятие: выставка детских работ из природного материала «Дары осени».

Цель: освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни, развитие познавательного интереса к миру природы .

Задачи: 1. Приобщать детей к наблюдению за природой, окружающей действительностью, развитие познавательной активности.

2. Знакомить с новыми природными объектами, развивать внимательность, наблюдательность, смекалку, учить устанавливать причинно – следственные связи, размышлять формулировать выводы, отстаивать свое мнение.

3. Учить правильному поведению в природе на примере литературных произведений Е. Чарушина и В. Бианки.

4. Воспитывать интерес к окружающему миру и любовь к природе, расширять кругозор.

ОД детей и взрослых

Понедельник.

Физи-ческое разви-тие

Организация ОД

на основе двигательной деятельности в интеграции с познавательной деятельностью.

Тема: Цифра 5

Цель: Познакомить с цифрой 5.Закрепить представление о количественном составе числа 5 из единиц.

2. Физическое развитие. (физ. культ. на улице)

Тема: Упражнение в чередовании ходьбы и бега .

Цель: Упражнять в чередовании ходьбы и бега; развивать быстроту и точность движений при передаче мяча, ловкость в ходьбе между предметами.

Прием детей.

Проведение УГ (комплекс № 2)

Беседа «Земля наш общий дом» .

Чтение «Лесная газета» В. Бианки.

На прогулке наблюдение за птицами на участке.

П\ и « День – ночь» .

Гимнастика после сна «Птицы»

Игра – викторина «Земля – планета, на которой мы живём» .

Экологические ситуации для детей:

Что было бы на Земле без воды?

Что нужно для того, чтобы воздух был чистым?

Почему умирает лес?

Что ты можешь сделать для сохранения и приумножения природы? И т. д.

Инсценировка сказки «Лиса, кот и петух»

Внести необходимую атрибутику для игры.

Индивидуальные беседы и консультации по запросам родителей.

Приоритетные виды детской деятельности

ОД детей и взрослых

Образовательная деятельность в режимных моментах по реализации образовательной темы на основе интеграции различных видов деятельности

Индивидуальная ОД детей (виды деятельности и соответствующие формы работы)

Проектирование предметно-пространственной среды в рамках реализации образовательной темы

Взаимодействие с родителями /социальными партнёрами

Втор-ник.

Речевое разви-тие

Организация ОД на основе речевой деятельности в интеграции с двигательной и изобразительной деятельностью.

1.Физическое развитие (физ. культура).

Тема: Упражнение детей в ходьбе и беге с четким фиксированием поворотов (ориентир - кубик или кегля)

Цель: Упражнять детей в ходьбе и беге с четким фиксированием поворотов (ориентир - кубик или кегля); развивать ловкость в упражнениях с мячом, координацию движений в задании на равновесие.

2.Речевое развитие (обучение грамоте).

Тема: «Слова и слоги» - закрепление. Слог как часть слова, графическое изображение слова (прямоугольник). Чтение пословиц. Игровое упр. «Соедини правильно», «Кто в каком домике живёт».

Цель: Продолжать знакомить с многообразием слов. Побуждать к самостоятельному чтению пословиц.

3.Художественно-эстетическое развитие (рисование).

Тема: Золотая осень.

Цель: Учить детей отражать в рисунке впечатления от золотой осени, передавать ее колорит; закреплять умение рисовать разнообразные деревья, используя разные цвета для стволов.

Прием детей.

Проведение УГ (комплекс № 2)

Беседа: «Мусор Земле не к лицу…»

Чтение и заучивание стихотворения А. Усачева «Мусорная фантазия»

Просмотр презентации «Откуда берется и куда девается мусор?»

На прогулке наблюдение за деревьями на участке.

П\ и «Солнечный зайчик»

Гимнастика после сна «Птицы»

Просмотр фильма «Самая лучшая планета в Галактике»

Цель: вызвать интерес к проблеме экологического кризиса на Земле и последствий деятельности человека; формировать эмоционально-положительное отношение к окружающему миру, понимать его состояния от действий человека; воспитывать любовь к природе.

Литературный день «Мы читаем Л.Н. Толстого

Цель: Познакомить детей с известным автором детских книг и его произведениями.

Индивидуальная работа с Андреем Н, Таней -продолжать развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки (перелезать, подползать, приземляться в прыжках).

Презентация «Откуда берется и куда девается мусор?»

Видеозапись фильма «Самая лучшая планета в Галактике».

аНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Экологическое образование в семье»

Приоритетные виды детской деятельности

ОД детей и взрослых

Образовательная деятельность в режимных моментах по реализации образовательной темы на основе интеграции различных видов деятельности

Индивидуальная ОД детей (виды деятельности и соответствующие формы работы)

Проектирование предметно-пространственной среды в рамках реализации образовательной темы

Взаимодействие с родителями /социальными партнёрами

Среда

Соци-ально – комму-ника-тивное разви-тие.

Организация ОД

на основе коммуникативной деятельности в интеграции с познавательно-исследовательской и конструктивной деятельностью.

1.Познавательное развитие (ФКЦМ).

Тема: «Дружная семья»

Цель: Обобщать и систематизировать представления детей о семье.

Расширять представления о родовых корнях семьи; активизировать познавательный интерес к семье, к близким. Закреплять знания имен и отчеств родителей, дедушек и бабушек. Развивать речь. Воспитывать чувство гордости за свою семью, желание заботиться о близких.

2. Познавательное развитие. (ПИПКД).

Тема: Превращение.

Цель: Знакомство со словом «превращается», поиск превращений. Развитие умения фиксировать действие превращения на основе употребления пар слов: «был – будет», «был – стал (станет)», например: тигренок был маленький, будет (станет) большой. Формирование действия превращения на основе практических действий с пластилином, резиной.

Прием детей.

Проведение УГ (комплекс № 2)

Беседа « Что мы знаем о воде?»

Опытно – экспериментальная деятельность: «Текучесть воды», «Окрашивание воды», «Как вытолкнуть воду?»

Цель: познакомить детей с некоторыми свойствами воды

На прогулке наблюдение за солнцем.

П\ и : «Земля, вода, огонь, воздух», «Выше ноги от земли».

Дидактическое упражнение "Угадай по описанию"

Заучивание стихотворение Н. Григорьевой «Песня дождя»

Беседа «Пожарная безопасность»

Рассматривание иллюстраций.

Рисование в книжках-раскрасках.

Ёмкости с водой (холодной и тёплой), краска, палочки для размешивания, мерные стаканчики. Мерная ёмкость с водой, камешки, предмет в ёмкости.

Совместный рисунок родители и дети «Берегите Землю»

Приоритетные виды детской деятельности

ОД детей и взрослых

Образовательная деятельность в режимных моментах по реализации образовательной темы на основе интеграции различных видов деятельности

Индивидуальная ОД детей (виды деятельности и соответствующие формы работы)

Проектирование предметно-пространственной среды в рамках реализации образовательной темы

Взаимодействие с родителями /социальными партнёрами

Четверг

Познава-тельное развитие

Организация ОД

на основе познавательной деятельности в интеграции с художественно – эстетической деятельностью.

1. Познавательное развитие (ФЭМП).

Тема: Цифра 6.

Цель: Познакомить с цифрой 6. Учить составлять число 6 из единиц.

2. Художественно – эстетическое развитие (аппликация).

Тема: Осенний ковер .

Цель: Закреплять умение работать ножницами. Упражнять в вырезывании простых предметов из бумаги, сложенной вдвое (цветы, листья). Развивать умение красиво подбирать цвета.

3. Физическое развитие (физическая культура).

Тема: Упражнение детей в ходьбе и беге с четким фиксированием поворотов (ориентир - кубик или кегля)

Цель: Упражнять детей в ходьбе и беге с четким фиксированием поворотов (ориентир - кубик или кегля); развивать ловкость в упражнениях с мячом, координацию движений в задании на равновесие.

Прием детей.

Проведение УГ (комплекс № 2)

Беседа « Лес богатство и краса! Береги свои леса!»

Дид. игра «Экологический светофор»

На прогулке наблюдение за погодой.

Трудовая деятельность.

Сбор палок, сломанных веток.

Цель: побуждать к желанию трудиться, работу выполнять чисто и аккуратно.

П. игры «Совушка»; «Веревочка»

Гимнастика после сна: «Птицы»

Чтение сказок об охране природы «Серая Шапочка и Красный Волк», «Жила – была река»

Цели: познакомить со сказками о природе; развивать умение видеть и чувствовать красоту родной природы; пробуждать любовь и бережливое отношение к родной природе и ко всему живому; обучать правильному поведению в природе.

Беседа «Бережное отношение к живой природе»

Цель: Познакомить детей с правилами поведения в природе (запрещающие знаки). Учить бережно относиться ко всему живому.

Самостоятельная двигательная деятельность детей с физоборудованием: скакалками, обручами, мячами, кеглями.

Инвентарь для трудовой деятельности: совки, веники, пакет для мусора.

Для игровой деятельности: скакалки, обручи, мячи.

Консультация для родителей на тему : « Экологическое воспитание детей в семье».

Приоритетные виды детской деятельности

ОД детей и взрослых

Образовательная деятельность в режимных моментах по реализации образовательной темы на основе интеграции различных видов деятельности

Индивидуальная ОД детей (виды деятельности и соответствующие формы работы)

Проектирование предметно-пространственной среды в рамках реализации образовательной темы

Взаимодействие с родителями /социальными партнёрами

Пятни-ца

Художественно-эстети-ческое разви-тие

Организация ОД

на основе изобразительной деятельности в интеграции с музыкальной деятельностью.

1.Речевое развитие (развитие речи)

Тема: Звуковая культура речи

Цель: Выяснить, как дети владеют умениями, которые были сформированы в старшей группе.

2.Художественно- эстетическое развитие (рисование).

Тема: Придумай, чем может стать красивый осенний листок»

Цель: Закреплять умение передавать сложную форму листа. Развивать ассоциативные связи. Упражнять в аккуратном красивом закрашивании.

3. Художественно-эстетическое развитие (музыкальная деятельность)

по плану музыкального руководителя.

Прием детей.

Проведение УГ (комплекс № 2)

Беседа об охране природы.

На прогулке наблюдение за сезонными изменениями, которые произошли в природе.

П\ и «Птички в гнёздышках», «Выше ноги от земли».

Самостоятельная деятельность. Рисование на песке

Чтение экологической сказки: «Кто землю украшает», «Могучая травинка».

Гимнастика после сна «Птицы»

Д/игра «Составь картинку»

Экологическая викторина «Знатоки природы».

Рассматривание иллюстраций осенний лес .

Сюжетно-ролевые игры.

Иллюстрации по теме.

Пополнение книжного уголка.

Плакат «Береги планету эту, ведь другой на свете нету»