Перспективный план по экологической тропе. Планирование экскурсионной деятельности на экологической тропе детского сада
Наталья Ткаченко
Экологическая неделя для старшей группы
Экологическая неделя
Экологическое воспитание детей это не только природоохранительная работа с дошкольниками. Экологическое воспитание это система знаний о природе, о взаимосвязях в природе. Осознание влияния деятельности человека на окружающую среду. Результатом работы является не только овладение определёнными умениями и знаниями, но и развитию таких чувств у детей как, отзывчивость, сострадание; желание защищать, облагораживать природную среду.
Понедельник тема дня «Дом под небом голубым» .
Беседа по теме : «Земля наш общий дом» .
Цель : раскрывать идею единства и взаимосвязи живого и неживого в природе.
Игра – викторина «Земля – планета, на которой мы живём» .
Цель : продолжать знакомство с глобусом; формировать у детей понятие, что наша планета огромный шар, покрытый морями и океанами, материками, окруженные слоем воздуха; расширять знания детей об экосистемах, явлениях природы. Расширять словарный запас. Закрепить правила поведения в природе; воспитывать желание заботиться о природе.
Наблюдения за Солнцем.
Цель : формировать у детей представление о том, что Солнце является источником света и тепла.
Подвижная игра «День – ночь» .
Цель : закреплять знания о частях суток, активизировать двигательную активность.
Дидактическая игра «Кто, где живёт?»
Цель : развивать интерес к обитателям разных природных зон.
Инсценировка сказки «Лиса, кот и петух»
Цель : закреплять у детей умение играть в театральное представление. Развивать речь, память, внимание.
Вторник тема дня «Лес – многоэтажный дом» .
Чтение художественной литературы «Лесная газета» В. Бианки.
Цель : углублять знания детей об особенностях природы, расширять словарный запас.
Беседа о лесе.
Цель : уточнить и расширить представления детей о лесе.
Целевая прогулка по территории детского сада. «Все деревья блистают в разноцветном уборе…»
Цель : формировать представления о состоянии растений осенью, дать знания о плодах и семенах конкретных деревьев (липа, сосна, ель, дуб, берёза) .
Дидактическая игра «Чьи детки на ветке?»
Цель : закреплять знания детей о семенах деревьев.
Рисование по теме : «Осенние деревья» .
Цель : воспитывать умение видеть изменения в окружающей природе при разных погодных условиях. Учить изображать деревья в ветреную погоду. Закреплять навыки работы с цветными карандашами.
Среда тема дня «Пернатые соседи» .
Рассматривание альбома «Птицы нашего края» .
Цель : расширять знания детей о птицах нашего края. Воспитывать заботливое и доброжелательное отношение к птицам.
Беседа по теме : «Что мы знаем о птицах» .
Цель : уточнить представления детей о знакомых птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц.
Экологическая игра «Птичья столовая» .
Цель : дать детям элементарные представления о том, чем кормят птиц зимой; что птицы едят в природе.
Подвижная игра «вороны и воробышки» .
Цель : развивать умение говорить «громко – тихо» , вырабатывать силу голоса; активизировать двигательную активность.
Экологическая игра «Угадай, какая птица» .
Цель : учить узнавать птицу по повадкам, внешнему виду.
Четверг тема дня «Четвероногие друзья» .
Дидактическая игра «домашние и дикие животные» .
Цель : уточнить признаки домашних и диких животных.
Беседа по теме : «Животные у нас дома»
Цель : закрепить представления детей о домашних животных и их детёнышах. Уточнить знания детей о роли человека в жизни домашних животных, воспитывать доброжелательное отношение к животным.
Отгадывание загадок о животных. Имитация движений и звукоподражание.
Цель : развивать воображение и творческие способности детей.
Чтение художественной литературы. «Щенок» А. Барто.
Цель : развивать слуховое восприятие, память.
Подвижная игра «Море волнуется» .
Цель : упражнять детей в сохранении равновесия. Совершенствовать двигательные способности.
Пятница тема дня «Человек познаёт природу» .
Беседа по теме : «Земля в опасности» .
Цель : дать детям представления о том, что планета Земля сейчас в опасности : во многих местах вода, почва, воздух стали грязными. Всем трудно дышать, люди и животные болеют. Чтобы спасти нашу планету, надо с детства любить природу, изучать её, правильно с ней общаться.
Непосредственно образовательная деятельность художественное творчество. Изготовление поделок из природного материала.
Цель : развивать пространственное воображение, творческие способности.
Экскурсия в осенний парк.
Цель : уточнить представления детей об условиях жизни растений осенью. Учить устанавливать связи между состоянием растений и условиями среды, выявлять причины происходящих изменений. Познакомить с трудом взрослых в парке.
Познавательно-исследовательская деятельность «Огород на окне» . Посадка лука.
Цель : учить замечать изменения у подрастающего лука, создавать условия для роста растения.
Экологическая игра «Растения и животные Красной книги»
Цель : познакомить детей с Красной книгой, охраняемыми растениями и животными.
Наличие экологической тропы на территории детского сада предполагает различные экскурсии по точкам экологической тропы. Данные экскурсии запланированы по временам года: осень, зима, весна, лето. План экскурсий рассчитан на четыре возраста детей: младшая группа, средняя группа, старшая группа и подготовительная к школе группа.
В нашем детском саду существуют следующие точки экологической тропы:
Точка «Большая береза» , точка «Болото» , точка «Водоем» , точка «Огород» , точка «Черемуха» , точка «Рябина» , точка «Метеостанция» , точка «Альпийская горка» , точка «Кустарники» , точка «Уголок леса» , точка «Лекарственная грядка» , точка «Оздоровительная дорожка» , точка «Насекомые» , точка «Оранжерея» , точка «Птичья столовая» , точка «Птичий столб»
Осенние экскурсии:
Младшая группа:
- «Что же выросло на грядке?» - экскурсия на огород - наблюдение за сбором овощей.
- «Золотая береза» - экскурсия к большой березе» - наблюдение за деревом в осеннее время года.
- «Красивая полянка» - экскурсия на цветник - полюбоваться красотой осенних цветов.
- «Мы здоровье укрепляем, по дорожке все шагаем» - экскурсия на оздоровительную дорожку - укрепление здоровья детей.
Средняя группа:
- «Дует, дует ветер»
- «Вот наш огород, там морковка растет!» - экскурсия на огород - закрепление названия овощей.
- «Мы в лесок пойдем, там деревья найдем» - экскурсия в уголок леса- закрепление названия деревьев».
- «В гости к матушке Черемухе» - экскурсия к черемухе - закрепление название частей дерева.
Старшая группа:
- «Мы к болоту пойдем, там лягушку найдем» - экскурсия к болоту - наблюдение за лягушкой.
- «Наши зеленые помощники» - экскурсия к лекарственной грядке - расширение и закрепление знаний о лекарственных растениях.
- «Знакомство с деревом долгожителем» - экскурсия к большой старой березе – с целью получения знаний о возрасте дерева.
- «Распустила гроздья красные» - экскурсия к рябине - наблюдение за изменением окраски листьев осенью.
Подготовительная группа:
- «Ветер, ветер, ты могуч» - экскурсия на метеостанцию- наблюдение за направлением ветра.
- «Хороши у нас в саду цветочки» - экскурсия на цветник - уточнение представления детей о цветниках, о разнообразии цветущих растений.
- «Мы хотим знать» - экскурсия на лекарственную грядку - учить собирать и сушить лекарственные растения для использования в зимнее время года.
- «Поспел урожай, собирать помогай» - экскурсия на огород- помощь взрослым в сборе урожая овощей.
Зимние экскурсии:
Младшая группа:
- «Хороша береза в любое время года» - экскурсия к большой березе - наблюдение за деревом в зимнее время года.
- «Прилетели птицы, воробьи, синицы» - экскурсия к беседке (столовой для птиц) - наблюдение за птицами, прилетающими к кормушкам.
- «Снег как шапка на ветвях» - экскурсия в уголок леса - наблюдение за снегом, лежащим на ветках деревьев.
- «Экскурсия в оранжерею» - рассматривание фикуса.
Средняя группа:
- «Ловкая ворона» - экскурсия к беседке (птичьей столовой) » - наблюдение за вороной.
- «Все деревья знаем, их мы угадаем» - экскурсия к уголку леса - закрепление название деревьев.
- «Березонька, березонька, ты, что стоишь бела?» - экскурсия к большой березе - рассматривание ствола дерева.
- «Экскурсия в оранжерею» - сравнение цветов фикуса и бальзамина.
Старшая группа:
- «Мы узнать хотим про лес, много в нем живет чудес» - экскурсия в уголок леса - закрепление названий деревьев, их строение, внешние признаки.
- «Ветер – это хорошо или плохо?» - экскурсия к метеостанции - наблюдение за ветром.
- «Кустарники зимой» - наблюдение за изменениями кустарников зимой.
- «Птицы – наши друзья, их зимой бросать нельзя!» - экскурсия в беседку (птичья столовая) - с целью приведения в порядок кормушек.
Подготовительная группа:
- «Погода в разное время года»
- «Елочки – сосеночки» - экскурсия в уголок леса - систематизировать представления о хвойных и лиственных деревьях.
- «Все ребята должны знать – птицам надо помогать» - экскурсия в беседку (птичья столовая) - наблюдение за птицами, прилетающими к столовой и составление рассказа о них.
- «Дерево ты или куст?» - экскурсия к черемухе - закрепление название кустарника, систематизировать знания о черемухе.
Весенние экскурсии:
Младшая группа:
- «Ай, да, березка, белый ствол!» - экскурсия к березе - наблюдение за деревом в весеннее время года.
- «Одуванчик золотой – солнышка сынок родной» - наблюдение за первоцветами (одуванчик) .
- «Экскурсия на огород» - наблюдение за перекопкой грядок.
- «Бабочка – капустница» - экскурсия к альпийской горке - наблюдение за первыми бабочками.
Средняя группа:
- «Распустила косы, белая береза» - экскурсия к березе - разнообразить знания детей о березе, ее внешнем виде.
- «Пришла весна» - экскурсия в уголок леса - наблюдение за изменениями деревьев весной.
- «Тает снег, бегут ручьи» - экскурсия к водоему - наблюдение за ручейками.
- «Расцвела черемуха» - экскурсия к черемухе - наблюдение цветом черемухи.
Старшая группа:
- «Мы посадим огород» - экскурсия на огород - посильная помощь в посадке семян овощей.
- «Распустились почки на большой березе» - экскурсия к большой березе - наблюдение за появлением листочков.
- «Травка зеленеет» - экскурсия в уголок леса - наблюдение за появлением первой травки.
- «Ласточка с весною в сени к нам летит» - экскурсия в беседку (птичья столовая) - беседа о перелетных птицах.
Подготовительная группа:
- «Прилетел скворец, весны певец» - экскурсия к большой березе - наблюдение за скворцами в скворечнике.
- «Свеклу и морковку мы посадим ловко» - экскурсия на огород - помощь взрослым в подготовке грядок, в посадке семян овощей.
- «Мы посадим здесь цветы, удивительной красы» - экскурсия на цветник - с целью расчистки клумб для посадки семян цветов.
- «Черемуха, черемуха, ты, что стоишь бела?» - экскурсия к черемухе - наблюдение за ее цветением.
Летние экскурсии:
Младшая группа:
- «Как красиво вокруг!» - экскурсия к цветнику - доставить детям удовольствие от наблюдения за цветущими растениями.
- «Отдохнем мы у пруда» - экскурсия к водоему - наблюдение за водными растениями.
- «У нашей, у березки белый сарафан» - экскурсия к большой березе - наблюдение за деревом в летнее время года.
- «Жужжащие и ползающие» - экскурсия в уголок леса - наблюдение за ползающими насекомыми.
Средняя группа:
- «По воде жучок бежит, смешно лапками шевелит» - экскурсия к водоему – наблюдение за насекомыми, обитающими на поверхности воды.
- «По дорожке, по дорожке побежали наши ножки» - экскурсия к оздоровительной дорожке» - укрепление здоровья детей.
- «Мы пришли в огород, там укропчик растет» - экскурсия в огород - рассматривание укропа и лука (сравнение) .
- «Мы вокруг березки встанем в хоровод» - экскурсия к большой березе- проведение игр возле березы.
Старшая группа:
- «У природы нет плохой погоды» - экскурсия на метеостанцию - наблюдение за состоянием погоды.
- «Экскурсия по всей экологической тропе» - закрепление названий точек.
- «Ромашка полевая, полезная такая» - экскурсия к лекарственной грядке - знакомство с лекарственными свойствами ромашки.
- «На болоте, посмотри, вдруг цветочки расцвели!» - экскурсия к мини – болоту- рассматривание растений растущими рядом с болотом.
Подготовительная группа:
- «На камнях растут цветы, чудо – горка – посмотри!» - экскурсия к альпийской горке - дать знания о составляющих частях альпийской горки, о сочетании объектов живой и неживой природы.
- «Не обижайте муравья» - экскурсия к большой березе - наблюдение за муравьями, углубить знания о муравьях, их образе жизни.
- «Ноготки и подорожник при болезни нам помогут» - экскурсия к лекарственной грудке - с целью продолжить знакомство в лекарственными растениями и способами их применениями.
- «Цветочный хоровод» - экскурсия к цветнику- с целью закрепления названий цветов, растущих в цветниках.
Д/и «На лугу»
Ц.: изменять глаголы по числам и лицам.
Д/и «Как сказать правильно?»
Ц.: учить детей образовывать множественное число глаголов.
Д/и «Что забыл нарисовать Незнайка?»
Ц.: развивать умение видеть недостающее.
Экскурсия в плодовый сад – «Яблонька душистая, подружись со мной…». См. кн. «Листок на ладони», с.53.
Цель: учить детей устанавливать простейшие связи: изменение условий в окружающей среде (солнечный свет, тепло, влага) приводит к изменению состояния растений (рост, цветение). Познакомить детей с особенностями весеннего состояния плодовых деревьев – цветением (различать 2-3 вида деревьев и кустарников по виду их цветов). Учить видеть красоту цветущих деревьев.
Целевая прогулка к водоему:
Цель: познакомить детей с водоемом и его обитателями; показать, что на берегу и в воде живут те растения и животные, которые не могут обходиться без воды. Познакомить с правилами поведения возле водоема.
Наблюдения:
За цветущими растениями и кустарниками.
За распусканием почек, появлением и ростом листьев. Цель: формировать знания об основных состояниях растений в весенний период.
Длительное наблюдение за одуванчиком (в течение месяца).
Цель: Формировать представления о процессе роста и развития растения.
Наблюдение за первыми насекомыми.
Цель: наблюдать за поведением, закреплять знания о строении.
За первой весенней грозой.
Цель: знакомить с разнообразием природных явлений.
Наблюдение за божьей коровкой.
Цель: познакомить детей с божьей коровкой, предложить рассматривать ее, понаблюдать за ее движениями, рассказать об особенностях перемещения божьей коровки. Учить употреблять в речи слова и словосочетания: насекомые, пробуждаются, просыпаются, выползают, жуки, стрекозы, божьи коровки, красивые бабочки, крылья.
Наблюдение за травой.
Цель: предложить детям рассмотреть траву, прослушать загадки о ней, выявить свойства травы: является для множества животных основным кормом, местом обитания некоторых насекомых. Формировать у детей представления о взаимосвязях в природе.
Беседа о насекомых.
Цель: Учить выделять существенные признаки насекомых.
См. кн. «Добро пожаловать в экологию» О.А. Воронкевич, с. 89.
Беседа «Зачем утке и лягушке такие лапки»
Цель: учить детей выделять особенности внешнего вида некоторых животных, позволяющие приспособится к жизни в экосистеме.
Знакомство детей с народными приметами:
«Когда цветет черемуха – к холодам».
«Коли в мае дождь – будет и рожь».
Цель: учить устанавливать связь между состоянием объектов природы в зависимости от сезонных изменений.
Игровые проблемные ситуации «Увидели выпавшего птенца», «Увидели мальчишку с рогаткой в руках», « Увидели птичку, севшую к вам на подоконник»
Цель: Сформировать представление о том, что животные и растения- живые, их нужно беречь.
Дидактические игры:
«Одуванчик», «Магазин», «Цветы»(См.кн. «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с природой», Дрязгунова В.А.. с.21)
«Четвертый лишний» (См. кн. «Добро пожаловать в экологию» О.А. Воронкевич, с. 132); «Отбери цветы, какие ты знаешь»,
«Когда это бывает?» (См. кн. «Добро пожаловать в экологию» О.А. Воронкевич, с. 132.).
Цель: закрепление сезонных изменений в природе, классификация растений, птиц, цветов.
«Что изменилось в жизни человека с приходом весны?»,
«Что хорошего и что плохого бывает весной?»
Цель: закреплять знания детей о весенних изменениях в природе.
Подвижные игры:
«Беги в дом, какой назову». См.кн. «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с природой», Дрязгунова В.А.. с.25.
«Кто быстрее найдет березу, тополь, клен». См.кн. «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с природой», Дрязгунова В.А.. с.25.
Игры с элементами драматизации: «Ласточки и мошки». См.кн. «Игровые экологические занятия с детьми. Молодова Л.П., с.10.
Цель: объяснить детям, что птицы очень полезны, что многие из них истребляют назойливых и вредных насекомых.
«Стрекозы, бабочки, пчелы, кузнечики». См.кн. «Игровые экологические занятия с детьми. Молодова Л.П., с.9.
Цель: учить детей не причинять вреда полезным видам насекомых, а также уметь видеть и радоваться красоте всего живущего на земле.
«Козы, кыш от березы!». См.кн. «Игровые экологические занятия с детьми. Молодова Л.П., с.27.
Цель: учить детей беречь деревья, вступаться за них, когда кто-либо причиняет им вред независимо от того, козы это или дети.
Опыты: «Как спрятаться бабочкам».
Цель: найти особенности внешнего вида некоторых насекомых, позволяющие приспособиться к жизни в окружающей среде.
Знакомство с поговоркой: «Апрель с водой, май с травой».
Цель: Учить замечать изменения в природе.
Опыт: «Сколько воды накапало, если плохо закрыт кран».
Цель: Учить детей бережному обращению с водой.
Знакомство с приметой «Коли в мае дождь, будет и рожь».
Цель: учить понимать значение воды для жизни растений.
Словесное упражнение «Когда это бывает?». См. кн. «Добро пожаловать в экологию» О.А. Воронкевич, с. 132.
Цель: закрепление знаний детей времен года и сезонных проявлений природы.
Экскурсия на луг «Весенняя мозаика». См. кн. «Листок на ладони» с. 31.
Цель: учить детей устанавливать простейшую связь между внешним видом растений и условиями их существования (свет, тепло, влага нужны для роста и развития). Учить детей различать правильно называть весенние цветы (одуванчик, мать-и-мачеха), выделять и описывать, их характерные признаки, строение (стебель, листья, цветок), понимать их роль в природе (насекомые собирают с них нектар).
Наблюдение за цветами «Не дожидаясь лета зацвели первоцветы»
См. кн. «первоцвет», с.47.
Цель: знакомить с первоцветами (примулой, мускарями, нарциссами, тюльпанами) и их особенностями (листья и цветы появляются одновременно, быстро отцветают). Обратить внимание на яркую окраску цветов, ощутить их запах, форму листьев. Подвести к пониманию, что культурные растения нуждаются в определенном уходе (прополка, полив, рыхление), сравнивать с дикорастущими, выявить общие признаки растений, используя предложенные схемы-модели.
Дидактическая игра «Что лишнее». См. кн. «Добро пожаловать в экологию» О.А. Воронкевич, с. 132.
Цель: учить детей классифицировать цветы по месту прорастания.
Дидактическая игра «Что сажают в огороде». См.кн. «1,2,3,4.5 начинаем мы играть» Белоусова Л.Е.,с.22.
Цель: закрепление знаний об овощах.
Экологическая тропа – это специальный образовательный маршрут в природных условиях, где есть экологически значимые природные объекты.
На этих маршрутах происходит знакомство детей с естественными биоценозами, многообразием растений и животных, связями, которые имеются между ними, представить на практике природоохранную деятельность.
Экологическая тропа играет важную роль в системе накопления каждым ребенком личного опыта экологически правильного взаимодействия с природой ближайшего окружения.
С целью повышения интереса детей дошкольного возраста по экологическому воспитанию в нашем детском саду разработан проект — экологическая тропа с которая включает в себя различные видовые точки: «Поляна сказок», «Грибное царство», «Мини-водоем», «Казачье подворье», «Зеленая аптека», «Альпийская горка», «Цветник», «Метеостанция» и др.
Актуальность проекта: В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с живой и неживой природой. Наш детский сад малокомплектный, территория небольшая, клумбы на территории сада недостаточно озеленены. Каждый год перед летне-оздоровительной компанией встает проблема благоустройства территории и максимальное использование ее во время прогулок, т.к. большую часть времени дети находятся на свежем воздухе.
Новизна проекта заключается в содержании и в форме организации экологической работы с детьми – цикл экскурсий по экологической тропе.
Педагогами ДОУ, активно используется экологическая тропа в летний период и не менее активно осенью. Дети проявляют познавательную активность при работе на тропе. Это заметно в проявлении такого качества как любознательность, ребята стали задавать много вопросов, и ждут на них ответы.
Реализация проекта предполагает достижение следующих результатов:
— озеленение территории растениями;
— оснащение детской игровой площадки новыми объектами, пригодными для игры;
— создание нескольких зон:«деревенский дворик», лесная поляна, «во саду ли, в огороде», «тихий уголок», мини-стадион, цветник.
Предполагаемый результат:
1. Создание экологической тропы с разнообразными видовыми точками.
2. Обогатить опыт по экологическому воспитанию.
3. Участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями, по охране и защите природы.
4. Создание атрибутов к видовым точкам.
5. Создание презентации на тему: «Экологическая тропа на территории МБДОУ д/с № 38».
Этапы реализации проекта
I этап: Поисково-исследовательский
— обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных мест;
— составление карты-схемы тропы с нанесением маршрута всех ее объектов;
— составление паспорта «Экологической тропы»;
— подготовить литературу по экологическому развитию детей;
— наметить план работы по реализации проекта.
II этап: Практический
— создание на групповых верандах и участках видовые точки из имеющихся материалов;
— создание дополнительного материала по теме своей видовой точки;
— создание видовых точек на прилегающей к зданию детского сада территории;
— создание метеоплощадки, террариума, мини огорода с лекарственными травами, видовой объект – коллекции;
— составление паспорта по своей видовой точке и рекомендаций по использованию объектов тропинки для работы с детьми разных возрастных групп;
— создание красочной картинки для указателя своей видовой точки;
III этап: Заключительный
Создание экологической тропы, с различными видовыми точками, каждая из которых имеет свою цель, методические рекомендации по ее использованию.
С целью повышения интереса детей дошкольного возраста по экологическому воспитанию видовым точкам были даны названия Станция … И дети отправлялись в путешествие по станциям. Хозяйки тропы безусловно стала Василиса Прекрасная.
Путешествие по видовым точкам начинается с центрального входа в детский сад и первая станция расположенная на экологической тропе.
Точки № 1, 4, 5 «Поляна сказок»
Целью данной видовой точки является: знакомство детей с разнообразием сказок о природе.
На этой станции с детьми проводится, как индивидуальная, так и групповая работа. Ребятам с учетом их возрастных особенностей, предлагается и чтение литературных произведений, и обыгрывание сказок, и просмотр театрализованных представлений, самостоятельные игры, разнообразие пальчиковых, дидактических, настольных и других игр.
Точки № 2, 3 «Цветники»
Цель: обогащать представление детей о цветниках, о разнообразии цветущих растений, их названиях, строении, способах ухода и условиях роста; учить понимать пользу и значение природы для хорошего настроения и самочувствия.
Точка № 10 «Чудо огород»
Целью видовой точки, является знакомство детей с овощными культурами произрастающими на нашей территории, дети наблюдают высадку выращенной рассады в групповом помещении, совместно с педагогами ухаживают за растениями, наблюдают рост и сбор урожая. Пробуют выращенный своим трудом урожай.
«Огород»
В огороде много гряд,
Есть и репа, и салат.
Тут и свекла горох,
А картофель разве плох?
Наш зеленый огород
Нас прокормит целый год.
(Ф. Гуринович)
Точка № 11 «Альпийская горка»
Цель: побуждать детей радоваться первым весенним цветам, закреплять их название; учить находить различия у растений в особенностях стебля, цветков, листьев;
Воспитывать у детей чувство прекрасного.
Точка № 9 «Зеленая аптека»
Цель: Расширять и закреплять знания о лекарственных растениях; развивать умения рационального использования лекарственных растений для здорового образа жизни; учить собирать и сушить лекарственные растения для оздоровительных мероприятий в холодное время года.
Показать разнообразие лекарственных растений, их биологические особенности (лечебные свойства), учить распознавать части растений, исследовать форму, цвет, размер, запах листьев и цветков, проводить тактильные обследования (листья шершавые, гладкие, ворсистые и т.п.); проводить сенсорное обследование их частей и семян, с биологическими и лечебными свойствами, правилами сбора этих растений
Точка № 8 «Метеостанция»
Цель: Формирование у детей элементарных представлений о погоде и ее значении в жизни человека. Метеостанция с размещенным на ней специальным оборудованием, предназначена для обучения детей элементарному прогнозированию состояния погоды.
Дети наблюдают за изменениями погоды, учатся анализировать, делать выводы. На станции имеется:флюгер, барометр, термометр, дождемер.
Точка № 7«Мини-водоем»
Цель этой видовой точки: знакомство детей с обитателями рек и морей, учить называть и различать морских и речных обитателей.
Закреплять полученные раннее знания, уточнять и расширять знания о подводном мире. Ребятам также предлагаются различные формы работы: и рыбалка, и дидактические игры.
Педагоги самостоятельно определяют маршрут следования по станциям, проводит на этих станциях образовательную деятельность согласно задачам своей возрастной группы. Воспитателями активно использовалась тропа в летний период и не менее активно осенью. Дети проявляют познавательную активность при работе на тропе. Это заметно в проявлении такого качества как любознательность, стали задавать много вопросов, и ждут ответы на свои вопросы. Наша тропа функционирует на протяжении уже полугода, некоторые объекты видовых точек являются в настоящий момент мини тропой в здании детского сада на зимний период. В летний период экологическую тропу украшали множество цветников, в зимний период мы предполагаем будет дополнена снежными постройками.
Дата ___________
Тема недели: Экологическая тропа.
Итоговое занятие: выставка детских работ из природного материала «Дары осени».
Цель: освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни, развитие познавательного интереса к миру природы .
Задачи: 1. Приобщать детей к наблюдению за природой, окружающей действительностью, развитие познавательной активности.
2. Знакомить с новыми природными объектами, развивать внимательность, наблюдательность, смекалку, учить устанавливать причинно – следственные связи, размышлять формулировать выводы, отстаивать свое мнение.
3. Учить правильному поведению в природе на примере литературных произведений Е. Чарушина и В. Бианки.
4. Воспитывать интерес к окружающему миру и любовь к природе, расширять кругозор.
ОД детей и взрослых
Понедельник.
Физи-ческое разви-тие
Организация ОД
на основе двигательной деятельности в интеграции с познавательной деятельностью.
Тема: Цифра 5
Цель: Познакомить с цифрой 5.Закрепить представление о количественном составе числа 5 из единиц.
2. Физическое развитие. (физ. культ. на улице)
Тема: Упражнение в чередовании ходьбы и бега .
Цель: Упражнять в чередовании ходьбы и бега; развивать быстроту и точность движений при передаче мяча, ловкость в ходьбе между предметами.
Прием детей.
Проведение УГ (комплекс № 2)
Беседа «Земля наш общий дом» .
Чтение «Лесная газета» В. Бианки.
На прогулке наблюдение за птицами на участке.
П\ и « День – ночь» .
Гимнастика после сна «Птицы»
Игра – викторина «Земля – планета, на которой мы живём» .
Экологические ситуации для детей:
– Что было бы на Земле без воды?
– Что нужно для того, чтобы воздух был чистым?
– Почему умирает лес?
– Что ты можешь сделать для сохранения и приумножения природы? И т. д.
Инсценировка сказки «Лиса, кот и петух»
Внести необходимую атрибутику для игры.
Индивидуальные беседы и консультации по запросам родителей.
Приоритетные виды детской деятельностиОД детей и взрослых
Образовательная деятельность в режимных моментах по реализации образовательной темы на основе интеграции различных видов деятельности
Индивидуальная ОД детей (виды деятельности и соответствующие формы работы)
Проектирование предметно-пространственной среды в рамках реализации образовательной темы
Взаимодействие с родителями /социальными партнёрами
Втор-ник.
Речевое разви-тие
Организация ОД на основе речевой деятельности в интеграции с двигательной и изобразительной деятельностью.
1.Физическое развитие (физ. культура).
Тема: Упражнение детей в ходьбе и беге с четким фиксированием поворотов (ориентир - кубик или кегля)
Цель: Упражнять детей в ходьбе и беге с четким фиксированием поворотов (ориентир - кубик или кегля); развивать ловкость в упражнениях с мячом, координацию движений в задании на равновесие.
2.Речевое развитие (обучение грамоте).
Тема: «Слова и слоги» - закрепление. Слог как часть слова, графическое изображение слова (прямоугольник). Чтение пословиц. Игровое упр. «Соедини правильно», «Кто в каком домике живёт».
Цель: Продолжать знакомить с многообразием слов. Побуждать к самостоятельному чтению пословиц.
3.Художественно-эстетическое развитие (рисование).
Тема: Золотая осень.
Цель: Учить детей отражать в рисунке впечатления от золотой осени, передавать ее колорит; закреплять умение рисовать разнообразные деревья, используя разные цвета для стволов.
Прием детей.
Проведение УГ (комплекс № 2)
Беседа: «Мусор Земле не к лицу…»
Чтение и заучивание стихотворения А. Усачева «Мусорная фантазия»
Просмотр презентации «Откуда берется и куда девается мусор?»
На прогулке наблюдение за деревьями на участке.
П\ и «Солнечный зайчик»
Гимнастика после сна «Птицы»
Просмотр фильма «Самая лучшая планета в Галактике»
Цель: вызвать интерес к проблеме экологического кризиса на Земле и последствий деятельности человека; формировать эмоционально-положительное отношение к окружающему миру, понимать его состояния от действий человека; воспитывать любовь к природе.
Литературный день «Мы читаем Л.Н. Толстого
Цель: Познакомить детей с известным автором детских книг и его произведениями.
Индивидуальная работа с Андреем Н, Таней -продолжать развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки (перелезать, подползать, приземляться в прыжках).
Презентация «Откуда берется и куда девается мусор?»
Видеозапись фильма «Самая лучшая планета в Галактике».
аНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Экологическое образование в семье»
Приоритетные виды детской деятельности
ОД детей и взрослых
Образовательная деятельность в режимных моментах по реализации образовательной темы на основе интеграции различных видов деятельности
Индивидуальная ОД детей (виды деятельности и соответствующие формы работы)
Проектирование предметно-пространственной среды в рамках реализации образовательной темы
Взаимодействие с родителями /социальными партнёрами
Среда
Соци-ально – комму-ника-тивное разви-тие.
Организация ОД
на основе коммуникативной деятельности в интеграции с познавательно-исследовательской и конструктивной деятельностью.
1.Познавательное развитие (ФКЦМ).
Тема: «Дружная семья»
Цель: Обобщать и систематизировать представления детей о семье.
Расширять представления о родовых корнях семьи; активизировать познавательный интерес к семье, к близким. Закреплять знания имен и отчеств родителей, дедушек и бабушек. Развивать речь. Воспитывать чувство гордости за свою семью, желание заботиться о близких.
2. Познавательное развитие. (ПИПКД).
Тема: Превращение.
Цель: Знакомство со словом «превращается», поиск превращений. Развитие умения фиксировать действие превращения на основе употребления пар слов: «был – будет», «был – стал (станет)», например: тигренок был маленький, будет (станет) большой. Формирование действия превращения на основе практических действий с пластилином, резиной.
Прием детей.
Проведение УГ (комплекс № 2)
Беседа « Что мы знаем о воде?»
Опытно – экспериментальная деятельность: «Текучесть воды», «Окрашивание воды», «Как вытолкнуть воду?»
Цель: познакомить детей с некоторыми свойствами воды
На прогулке наблюдение за солнцем.
П\ и : «Земля, вода, огонь, воздух», «Выше ноги от земли».
Дидактическое упражнение "Угадай по описанию"
Заучивание стихотворение Н. Григорьевой «Песня дождя»
Беседа «Пожарная безопасность»
Рассматривание иллюстраций.
Рисование в книжках-раскрасках.
Ёмкости с водой (холодной и тёплой), краска, палочки для размешивания, мерные стаканчики. Мерная ёмкость с водой, камешки, предмет в ёмкости.
Совместный рисунок родители и дети «Берегите Землю»
Приоритетные виды детской деятельности
ОД детей и взрослых
Образовательная деятельность в режимных моментах по реализации образовательной темы на основе интеграции различных видов деятельности
Индивидуальная ОД детей (виды деятельности и соответствующие формы работы)
Проектирование предметно-пространственной среды в рамках реализации образовательной темы
Взаимодействие с родителями /социальными партнёрами
Четверг
Познава-тельное развитие
Организация ОД
на основе познавательной деятельности в интеграции с художественно – эстетической деятельностью.
1. Познавательное развитие (ФЭМП).
Тема: Цифра 6.
Цель: Познакомить с цифрой 6. Учить составлять число 6 из единиц.
2. Художественно – эстетическое развитие (аппликация).
Тема: Осенний ковер .
Цель: Закреплять умение работать ножницами. Упражнять в вырезывании простых предметов из бумаги, сложенной вдвое (цветы, листья). Развивать умение красиво подбирать цвета.
3. Физическое развитие (физическая культура).
Тема: Упражнение детей в ходьбе и беге с четким фиксированием поворотов (ориентир - кубик или кегля)
Цель: Упражнять детей в ходьбе и беге с четким фиксированием поворотов (ориентир - кубик или кегля); развивать ловкость в упражнениях с мячом, координацию движений в задании на равновесие.
Прием детей.
Проведение УГ (комплекс № 2)
Беседа « Лес богатство и краса! Береги свои леса!»
Дид. игра «Экологический светофор»
На прогулке наблюдение за погодой.
Трудовая деятельность.
Сбор палок, сломанных веток.
Цель: побуждать к желанию трудиться, работу выполнять чисто и аккуратно.
П. игры «Совушка»; «Веревочка»
Гимнастика после сна: «Птицы»
Чтение сказок об охране природы «Серая Шапочка и Красный Волк», «Жила – была река»
Цели: познакомить со сказками о природе; развивать умение видеть и чувствовать красоту родной природы; пробуждать любовь и бережливое отношение к родной природе и ко всему живому; обучать правильному поведению в природе.
Беседа «Бережное отношение к живой природе»
Цель: Познакомить детей с правилами поведения в природе (запрещающие знаки). Учить бережно относиться ко всему живому.
Самостоятельная двигательная деятельность детей с физоборудованием: скакалками, обручами, мячами, кеглями.
Инвентарь для трудовой деятельности: совки, веники, пакет для мусора.
Для игровой деятельности: скакалки, обручи, мячи.
Консультация для родителей на тему : « Экологическое воспитание детей в семье».
Приоритетные виды детской деятельности
ОД детей и взрослых
Образовательная деятельность в режимных моментах по реализации образовательной темы на основе интеграции различных видов деятельности
Индивидуальная ОД детей (виды деятельности и соответствующие формы работы)
Проектирование предметно-пространственной среды в рамках реализации образовательной темы
Взаимодействие с родителями /социальными партнёрами
Пятни-ца
Художественно-эстети-ческое разви-тие
Организация ОД
на основе изобразительной деятельности в интеграции с музыкальной деятельностью.
1.Речевое развитие (развитие речи)
Тема: Звуковая культура речи
Цель: Выяснить, как дети владеют умениями, которые были сформированы в старшей группе.
2.Художественно- эстетическое развитие (рисование).
Тема: Придумай, чем может стать красивый осенний листок»
Цель:
Закреплять умение передавать сложную форму листа. Развивать ассоциативные связи. Упражнять в аккуратном красивом закрашивании.
3. Художественно-эстетическое развитие (музыкальная деятельность)
по плану музыкального руководителя.
Прием детей.
Проведение УГ (комплекс № 2)
Беседа об охране природы.
На прогулке наблюдение за сезонными изменениями, которые произошли в природе.
П\ и «Птички в гнёздышках», «Выше ноги от земли».
Самостоятельная деятельность. Рисование на песке
Чтение экологической сказки: «Кто землю украшает», «Могучая травинка».
Гимнастика после сна «Птицы»
Д/игра «Составь картинку»
Экологическая викторина «Знатоки природы».
Рассматривание иллюстраций осенний лес .
Сюжетно-ролевые игры.
Иллюстрации по теме.
Пополнение книжного уголка.
Плакат «Береги планету эту, ведь другой на свете нету»