Кафедральный собор сошествия святого духа. Церковь на немиге

Авг 18, 2017 12:34 Последняя правка: Янв 16, 2018 20:48

Краткая информация

  • Дата основания - 1633 г.
  • Строительство - 1633-1642 гг.
  • Епархия - Минская
  • Архитектурный стиль - виленское барокко
  • Реликвии и святыни - Минская икона Божией Матери, мощи Софии Слуцкой
  • Расписание богослужений:
Будние 09.00, 18.00
Воскресенье 7.00, 10.00, 18.00
Праздничные дни 7.00, 10.00, 18.00

История

Здание собора было построено в 1633-1642 гг. в качестве храма католического монастыря бернардинок. Каменный монастырский комплекс был построен в 1652 г. По данным инвентарной описи 1784 г., почти на этом месте, но несколько в сторону бывшей Космодемьяновской (Козьмодемьяновской) улицы находился православный Космодемьяновский монастырь, который в начале ХYII в был насильственно обращен в униатский.

В 1741 г. бернардинский монастырь пострадал от пожара, после которого подвергся реконструкции. В 1852 г. монастырь был упразднен и переведен в Несвиж. С 1860 г. прежний костел стал православным храмом. Здание не раз перестраивалось. С северо-востока к храму прилегает П-образный двухэтажный корпус. В 1870 г. храм после ремонта был освещен во имя Святого Духа, и в том же году при нем открыли мужской православный монастырь, просуществовавший до 1922 г.


После подавления национально-освободительного восстания в 1863 г. в монастыре содержалась большая группа повстанцев, среди которых была дочь В. Дунина-Марцинкевича Камила.


Собор был закрыт в первые годы советской власти. Верующие смогли возобновить в нём богослужения только в условиях немецкой оккупации Беларуси. Подготовленный к службе собор освятил епископ Филофей (Нарко). Почти сразу после освобождения Минска советские власти закрыли главный православный храм города − Петропавловский собор, который также вновь стал действовать в годы оккупации, и таким образом Свято-Духовский собор стал кафедральным храмом Минской епархии.


В 1990-х

25 ноября 1990 года в Минске состоялся первый за многие десятилетия крестный ход - из Свято-Духова кафедрального собора во вновь освященную церкви Марии Магдалины перенесли в особом ковчежце частицу мощей равноапостольной Марии Магдалины.


Роль собора сегодня

Теперь Свято-Духовая церковь - Кафедральный собор Минска. В иконостасе есть целый ряд замечательных икон Московской академической школы.


Чудотворная икона Божией Матери

Самая ценная реликвия - чудотворная икона Божией Матери, обретенная минчанами в 1500 г. и именуемая Минской.

История этого дивного образа восходит к евангельским временам. По преданию, в числе многих других написал ее святой апостол и евангелист Лука. На протяжении многих столетий она находилась в Византии. Более тысячи лет назад, накануне Крещения Руси, список с нее привез на свою родину святой равноапостольный князь Владимир и установил его в возведенной в X веке Десятинной церкви. Пять столетий эта икона находилась в Киеве. В XY в. во время татарского нашествия на Киев икону бросил в Днепр татарин, сняв с нее украшения.

Но икона Божией Матери уцелела и через некоторое время явилась в Минске на реке Свислочь против замка, где по «необыкновенному сиянию примеченная жителями города 13 августа 1500 г. была взята и поставлена в замковой Рождества-Богородичной церкви и находилась в ней 116 лет» (в Нижнем замке Минска, в Соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы). С 1616 г. икона находилась в униатской церкви Святого Духа, входящей в комплекс базилианского мужского монастыря (с конца XYIII в - Петропавловский православный кафедральный собор). С 20-х годов ХХ в икона хранилась в музее до передачи ее в нынешний кафедральный собор Святого Духа. (Во время войны икона находилась в Петропавловском соборе).

В честь явления иконы Божией Матери в нашем городе ежегодно происходит торжественное служение и Божественная литургия во главе с Митрополитом Минским и Слуцким Филаретом, Патриаршим Экзархом всея Беларуси.


Мощи праведной Софии, княгини Слуцкой

  • День почитания по старому стилю - 19 марта
  • День почитания по новому стилю - 1 апреля
  • Дата обретения - 1 апреля 1612 года

Княгиня София была единственной дочерью Слуцкого князя Юрия Юрьевича III от брака с дочерью Литовского вельможи Екатериною Тенчинскою. Родилась Блаженная София 14 мая 1585 года, в том же году умерла её мать, а 19 мая следующего года умер и отец. После смерти отца опека над малолетней Софией, оставшейся почти с пелёнок круглой сиротой, перешла в руки ей родственников: сначала к жмудскому старосте Юрию Ходкевичу, а затем по смерти последнего, к Виленскому каштеляну, Брестскому старосте, Иерониму Ходкевичу.

Однако задолжав князьям Радзивиллам значительные денежные суммы, Ходкевичи решили за счёт опеки поправить своё положение. По этим соображениям Ходкевичи и князья Радзивиллы заключили письменную сделку относительно выдачи княжны Софии Олелько, по достижении ею совершеннолетия, за сына Виленского воеводы Януша Радзивилла, князя Несвижского. Княжне Софии Юрьевне в то время было 11 лет, и с того времени считалась уже невестой Януша Радзивилла.

Со временем между Ходкевичами и Радзивилами возникло разногласие, едва не закончившееся кровопролитием, и только отправленные королём посредники успели предотвратить готовившуюся резню и склонить обе стороны к миру. Согласно новой сделки были уничтожениы все денежние претензии Радзивиллов к Ходкевичам, сверх того последние получили значительную денежную сумму и 500 волок земли в виде откупного. Следует особо отметить, что Праведная София поставила непременным условием, чтобы дети от этого брака, обоего пола, были православными.

Свадьба Софии Юрьевны с князем Янушем Радзивиллом состоялась 14 октября 1600 года по православному обряду в Брестском Соборе. Не красна была жизнь княжны Софии, когда она была под опекою Ходкевичей, но и не лучше была её жизнь и по замужестве, так как муж очень мало уделял её внимания и зачастую обижал её, выказывая алчность к её личным имениям.


Единственной отрадой и утешение для княгини Софии была православная вера. Всю печаль с самого раннего детства она возлгала на Бога. Ко всем житейским бедам присоединилось ещё одно страшное горе для княгни Софии - церковная уния с Римом, объявенная в нашем крае в 1596 году. В период объявления унии г. Слуцк принадлежал Софии, она то и явилась прежде всего для его православных святынь защитницей и охранительницей от унии. Своего мужа, хотя и католика, а в последствии кальвиниста, она настойчиво упросила исходатойствовать у Польского короля грамоту о воспрещении православных принуждать к унии. Благодаря плодотворной деятельности Слуцкой княгини Софии, город Слуцк, ещё при жизни этой великой угодницы Божией, получил особое значение в религиозном отношении для всего края, как сохранивший во всей своей чистоте и неприкосновенности православие.

Святая праведная София преставилась 1 апреля 1612 года от первых родов мертворождённой дочери, имея от роду 26 лет 10 месяцев и 18 дней.


Кафедральный собор Сошествия Святого Духа является главным храмом белорусского экзархата РПЦ. Это одна из главных духовных святынь Минска, которая ежегодно посещается тысячами верующих.

Собор Св. Духа, Минск (фото: Сергей Сандаков, 2009)

Здание было построено в первой пол. XVII в. как храм католического женского монастыря бернардинок. В 1852 году монастырь был упразднён, передан православной церкви и освящён в память Святых Кирила и Мефодия. В прилегающем двухэтажном корпусе был открыт Свято-Духов монастырь, который просуществовал вплоть до 1922 г.
С 1961 г. Свято-Духов храм стал именоваться собором.

Кафедральный собор на Немиге, Минск (фото: Сергей Сандаков, 2009)

Самой ценной реликвией Свято-Духова кафедрального собора является чудотворная икона Божией Матери, обретенная минчанами в 1500 г. и именуемая Минской.

Икона Божией Матери (фото: с сайта wikipedia.org)

Здесь также хранятся мощи внучки Анастасии Слуцой – Софии Слуцкой, и частицы мощей Святой Великомученицы Варвары.

  • В здании собора в разное время располагались: спортивный зал для пожарной команды, архив, пересыльная тюрьма.
  • В 1991 г. патриарх Алексий II совершил Всенощное бдение в соборе и наградил его правом служения Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами.
  • По преданию Минская икона Божией Матери была написана евангелистом Лукой. До XV в. она хранилась в Киеве пока во время татарского нашествия на этот город она не была брошена в реку Днепр. Спустя некоторое время она была найдена жителями города Минска на реке Свислочь против замка.

Время работы и расписание служб

Будние дни: 9.00 (Божественная Литургия), 18.00 (Вечернее Богослужение)
Праздничные дни: 7.00 (Ранняя Божественная Литургия), 10.00 (Поздняя Божественная Литургия), 18.00 (Накануне Всенощное Бдение)

Как добраться

Свято-Духов кафедральный собор находится по адресу ул. Кирила и Мефодия, 3
Доехать можно на метро, выход на станции «Немига»

Одной из самых выразительных архитектурных доминант сегодняшнего Минска в центральной части города по праву считается Свято-Духов кафедральный собор. Гармония его внешнего облика, сохранённая в соразмерности пропорций собора, мягкости очертания его колокольных башен, направленных вверх, очевидно контрастирует с грубыми, угловатыми формами зданий, которые находятся недалеко от храма.

Свято-Духов собор обращает на себя внимание, так как напоминает нам про горний мир, воспринимается будто музыка, которая чудом воплотилась в построении. В то время, когда многое из окружающей архитектуры звучит диссонансом этому возвышенному чувству, подавляет в нас радостное настроение, пригнетая грозностью своих объёмов.

Таким является первое впечатление, которое возникает в душе, при знакомстве с Минским кафедральным собором, который круто возвышается над площадью Свободы.

Рождённый для жизни талантливыми мастерами, имена которых нам не известны, храм украшает исторический центр Минска, представляя собой в архитектурном отношении двухбашенную, трёхнефную базилику, сделанную в стиле виленского (белорусского) барокко.

Место, на котором расположился Минский Свято-Духов кафедральный собор, издревле принадлежало Православной Церкви. До насильственного введения в Минске церковной унии после 1596 года здесь размещался православный мужской монастырь во имя бессребренников Космы и Дамиана. Также этому монастырю принадлежали земли, прилегающие к современному кафедральному собору. Об этом историческом факте сохранились сведения в инвентарной описи 1784 года. В XVI веке это была восточная окраина древнего Минска. Монастырские здания были одними из сооружений, имевших оборонное значение.

Первые сведения об этом православном монастыре относятся к началу XV века. Упоминается он и в исторических документах начала XVII столетия. Белорусский этнограф и писатель Павел Шпилевский, изучивший в XIX веке древние акты и грамоты Минской губернии, указывает на существование к началу XVII столетия православной монастырской церкви – «Козьмодемьяновской …; при ней было училище». Встречается в документах упоминание и о Козьмодемьяновской горе, на которой ныне возвышается Свято-Духов кафедральный собор.

Надо заметить, что до конца XVI века преимущественное большинство храмов в Минске являлись православными церквями. Сохранились сведения о существовании в городе с конца ХI и до начала XVII века шестнадцати монастырских и приходских церквей: соборная Рождества Пресвятой Богородицы, Николаевского монастыря, Спасо-Вознесенская (монастырская), Свято-Духова (монастырская), Космо-Дамиановская (монастырская), Воскресенская, Георгиевская, Спасо-Преображенская (женского монастыря), Петро-Павловская (монастырская), во имя Праскевы Пятницы, Борисо-Глебская, Свято-Троицкая, Михайловская, во имя преподобной Евфросинии и во имя Предтечи и Крестителя Иоанна.

В начале XVII века имущество и сам Космо- Дамиановский монастырь были незаконно конфискованы польскими властями у православных и переданы униатам. Церковная уния была встречена православными минчанами всех сословий с неудовольствием и ропотом. Документально зафиксированы следующие массовые выступления минчан против церковной унии: 1 марта 1597 года – выступление горожан против униатского митрополита Михаила (Рогозы), в 1612 и 1616 годах, также, произошли массовые выступления горожан против Брестской церковной унии.

Из-за незаконной конфискации польским королем у православного населения Минска всех храмов и монастырей, в 1613 году минскими горожанами было учреждено Петро-Павловское братство (совр. Петро-Павловский собор на Немиге). Это братство было самым крупным из семи минских братств (соборное госпитальное при замковой церкви Рождества Богородицы, Воскресенское, Крестоносное, Святого Михаила, Святого Николая, Святого Иоанна Крестителя и Святой Анны), которые вели постоянную борьбу с унией. При братствах были устроены школы, богадельни и типографии. В 1620 году Петро-Павловское братство было утверждено Патриархом Иерусалимским Феофаном IV. К этому времени (конец XVI века) в городе Минске проживало около 5 тысяч человек. Из-за того, что минчане отказались принять Брестскую церковную унию и, следовательно, отказались посещать переданные униатам храмы и монастыри, для римско-католических церковных властей встал остро вопрос материального содержания всего недвижимого имущества конфискованного у православных. Из-за трудности его разрешения, многие бывшие православные храмы и монастыри, в том числе Космо-Дамиановский монастырь, были переданы униатами монашеским орденам латинского обрядя Римско-католической церкви. Это произошло в 1633 году. Таким образом, храмы и другое недвижимое имущество бывшего православного Космо-Дамиановского мужского монастыря отошло к женскому римско-католическому ордену бернардинок. Через некоторое время в бывшем монастыре произошел пожар, уничтоживший храмовые и иные постройки. Пожары в этот период были не редким явлением в Минске, отчего страдало местное население. До конца XVI века вся застройка Минска была деревянной и, только начиная с XVII века, во многих местах стали возводиться каменные здания.

После пожара в период с 1633 по 1642 годы на землях бывшего Космо-Дамиановского православного монастыря был возведен храм бернардинок (здание нынешнего собора). Каменный монастырский комплекс был построен позже в 1652 году.

В годы русско-польской войны (1654-1667) храм был значительно повреждён. Поэтому, неслучайно, в августе 1687 года его снова освятил епископ Виленский Николай Слупский.

Интересные воспоминания о жизни монахинь-бернардинок оставил стольник российского царя Петра І, П.А. Толстой, который в 1697 году проезжал через Минск: «Был я в кляшторе панен барнадынок, – отметил он, – девицы барнадынки ходят в черном… носят власяницы толстыя и подпоясаны веревками с узлами, ступают всегда босыми ногами в зиме и в лете, и на колодках, в костел ходят тайной лестницей, устроенной в стене, и стоят на хорах, смотря в костел малыми скважинами сквозь решетки, чтобы люди их не видели. Те барнадынки при мне играли на органах и пели зело предивно…».

Сохранились сведения о том, как выглядел храм бернардинок в начале XIX века. По обеим его сторонам имелись небольшие каменные часовни. На башнях звучали 3 маленьких колокола; на центральном фронтоне (где сегодня видим мозаику иконы Божьей Матери) был большой колокол, весь костёл был побелён, его крыша покрыта гонтом, а колокольные башни – жестью. Рядом с монастырём находился ряд построений хозяйственного назначения.

В 1741 г. храм сильно пострадал от пожара, после которого подвергся реконструкции. Серьезным бедствием для Минска были частые пожары. Большой ущерб нанесли они городу в 1809, 1813, 1822 годах, но самый сильный пожар вспыхнул 30 мая 1835 г. во время контрактовой ярмарки. Тогда первым, как раз, загорелся женский бернардинский монастырь – здание современного кафедрального собора с прилегающими к нему постройками. Из-за бездействия пожарной команды огонь быстро охватил всю центральную часть города. Пламя бушевало около 8 часов. Ущерб, нанесенный городу, был поистине ужасным: пострадало много жилых домов, большая часть культовых сооружений, в том числе сам женский монастырь бернардинок, гимназия, городской театр.

Пострадавший от пожара храм монахиням-бернардинкам восстановить в первоначальном виде не удалось, а в 1852 году, из-за сокращения количества монахинь в нем, храм и вовсе закрывают. Оставшихся нескольких монахинь перевезли в бернардинский монастырь в город Несвиж. Всё своё имущество, кроме колокола, оставленного на фронтоне храма, бернардинки забрали с собой. Храм оставался некоторое время бесхозным.

Несмотря на то, что имущество Космо-Дамиановского мужского монастыря было незаконно конфисковано польскими властями у православных и передано униатам, а потом монахиням-бернардинкам, которые возвели свой храм на его месте, народная память о православном монастыре сохранялась в течение более чем трех веков вплоть до XX века. Об этом факте свидетельствует то, что до 1931 года улица, которая спускалась вниз от Соборной площади (совр. площадь Свободы) носила название Козьмодемьяновской. Эта улочка была короткой и кривой и считалась одной из древнейших в Минске. В древности она пролегала по кратчайшему пути на юго-востоке от городской крепости и связывала нижнюю часть Минска – Замчище – с верхней его частью (выходила к нынешнему Свято-Духову кафедральному собору). Улица Козьмодемьяновская отмечена на карте Минска, датированной 1793 годом. На плане видно, что ее границами служили монастырь бернардинок (современный кафедральный собор) и улица Немизская (тогдашнее название Немиги).

В XVIII веке Козьмодемьяновская улица была единственной в городе, целиком застроенная каменными домами. Являлась уникальным памятником градостроительства эпохи Ренессанса. Узкая, искривленная, темная, мощенная булыжником улица круто поднималась в гору. Застроена она была двух- и трехэтажными домами, на первых этажах которых размещались многочисленные мастерские, лавочки и мелкие магазины. В обиходе улицу называли «Темными крамами» или «Памиж темных крам». Сказывалась на жизни Козьмодемьяновской и близость к Низкому рынку. В выходные и праздничные дни улица была заполнена многочисленными торговцами самым разным товаром. Были здесь и свои промышленные предприятия.

В 1933 году Козьмодемьяновскую улицу переименовали в честь советского поэта и писателя Демьяна Бедного (настоящее имя Ефи́м Алексе́евич Придво́ров).

До войны улица Козьмодемьяновская (с 1933 года Д.Бедного) еще сохраняла свой облик. Однако во время Великой Отечественной войны фашистские бомбардировки превратили улицу в руины. Полностью же следы улицы исчезли в 1989 г. в связи со строительством станции метро «Немига». От прежней Козьмодемьяновской улицы не осталось и следа…

До 1860 года здание бывшего женского бернардинского монастыря (современный Свято-Духов собор) пустовало. В этом году храм вернулся Православной Церкви, в нем был сделан небольшой ремонт, и он был освящён в память равноапостольных Мефодия и Кирилла. На протяжении нескольких последующих лет в церкви проводились богослужения для учащихся Духовной семинарии, переведенной из Слуцка в Минск. Семинаристы проживали в соседних монастырских корпусах. Таким образом, через 250 с лишним лет, историческая справедливость восторжествовала, и земли некогда незаконно отобранного у православных минчан Космо-Дамиановского мужского монастыря возвратились прежнему и законному его собственнику – Православной Церкви.

В конце 60-х годов XIX века храм выглядел очень плохо, из-за чего он требовал капитального ремонта. Представить себе состояние церкви в то время можно, ознакомившись с рапортом направленным епархиальному начальству от Петра Елиновского, протоиерея Минского Петро-Павловского собора. «При внимательном осмотре Кирилло-Мефодиевской церкви, – писал протоиерей П.Елиновский, – нашел, что здание это в самом жалком состоянии… Оно было в пожаре 30 мая 1835 года и 30 ноября 1852 года. После пожара крыша построена в первый раз деревянная, а в другой – железная, но наружность церкви не была исправлена с 1825 года, а колоколенных башен не покрывали ни после первого, ни после второго пожара».

Особую роль в истории храма сыграл архиепископ Минский и Бобруйский (Туровский) Александр (Добрынин) (1868-1877). Это был всесторонне образованный человек, воспитывавшийся под непосредственным руководством приснопамятного Митрополита Литовского и Виленского Иосифа (Семашко). С 1879 года он стал достойным преемником выдающихся и ревностных пастырей-митрополитов Иосифа (Семашко) и Макария (Булгакова) на Литовской кафедре. Для укрепления православия в Беларуси и Литве он построил и лично освятил церкви, открыл новые и возобновил старые братства. Его стараниями и заботами многие церкви и причты в крае были обеспечены угодьями и постройками. Эта деятельность, в связи с замечательными личными качествами архиепископа Александра – кротостью, сердечностью, простотой и приветливостью в общении, а также доступностью для всех и религиозностью, сопровождавшейся делами любви и милосердия, оставила по нем глубокую память у населения Минской и Виленской губерний.

В 1869 году, по ходатайству архиепископа Александра (Добрынина), из казны были выделены необходимые средства для приведения храма и прилегающего к нему здания в должный порядок, чтобы открыть здесь мужской православный монастырь. Выделена была сумма в 13 тысяч рублей (по тем времена очень значительная сумма), половину которой использовали при ремонте храма и на устройство в нём нового иконостаса.

Протоиeрей П.Елиновский был признан ответственным за ремонт церкви. Взявшись за это сложное дело, он произвел капитальный ремонт. Под его началом был отреставрирован не только сам храм, но и монастырский корпус.

Открытие монастыря состоялось 4 января 1870 года, а в мае последовало предписание Синода именовать его Свято-Духовым. Освящение главного престола монастырского храма в честь Сошествия Святого Духа было совершено 22 октября 1870 года, а 1 ноября того же года был освящён правый придел храма в честь святых Мефодия и Кирилла.

Братию составили монахи древнего Слуцкого Свято-Троицкого монастыря. В Минск были переведены его библиотека, ризница и многое другое монастырское имущество. Приехавших из Слуцка монахов встретили празднично. Епископ Минский Александр (Добрынин) благословил монахов иконой Виленских мучеников – Антония, Иоанна и Евстафия. Из Киево-Печёрской лавры также, в качестве благословения, была прислана икона Успения Пресвятой Богородицы, – копия с чудотворной иконы, которая с древних времён сохранялась в знаменитом Киевском монастыре.

Приехавшие из Слуцкого Свято-Троицкого монастыря иноки, как дорогую им память, «возложиша на престол» Свято-Духовой церкви древнее Евангелие, лично переписанное в 1582 году православным князем Юрием II Юрьевичем Олельком. На серебряной обложке того Евангелия имелась надпись: «во имя Пресвятыя и Живоначальныя Тройцы Отца и Сына и Святаго Духа: сие святое Евангелие рукою властною Юрий Юрьевич Олелько, княжо Слуцкое вписан от Р.Х. 1582 июня 4 дня и подал вечными часи, до Святой Тройцы благочестивой Архимандрии Слуцкой, для вечного богомоления и спасения души своея в незабитную память, как прародителей наших Князей Слуцких и родителей и самого себя. Лето 1584”.

Кроме Слуцкого Евангелия в Свято-Духовой церкви хранились другие святыни, среди которых – икона святителя Никиты, епископа Новгородского, с частицей его мощей; прижизненный портрет святителя Тихона Задонского, четыре посеребренных креста, служивших ковчежцами для мощей. Имевшаяся на одном из крестов надпись свидетельствовала, что в крестах содержатся частицы святых мощей многих угодников Божиих.

Свято-Духова церковь действовала до начала 1918 года и являлась монастырской. В 1905 году число насельников обители не превышало десяти. Среди них был один архимандрит, один игумен, четыре иеромонаха, два иеродиакона и двое монахов. При монастыре существовала ремесленная школа, в которой дети-сироты учились мастерству плотников.

В 1914-1916 годах богослужения в церкви часто проводил Преосвященный Феофилакт (Клементьев), епископ Слуцкий, викарий Минской епархии, который в 1917 году уехал на Поместный собор в Москву. После Феофилакта непродолжительное время настоятелем храма служил архимандрит Афанасий (Вечёрка), которому принадлежит авторство интересной книги о праведной Софии, княгини Слуцкой и Копыльской, нетленные мощи которой и ныне сохраняются в соборе. Эта книжка вышла в Минске в 1912 году и представляет собой библиографическую редкость.

В 1918 году после прихода к власти большевиков монастырь был закрыт, и вскоре богослужения в Свято-Духовом храме прекратились. После этого многое из церковной утвари бесследно исчезло. В самом храме новые власти распорядились устроить спортивный зал для пожарной команды, затем архив. По некоторым свидетельствам, криптовая часть храма в конце 1920-х – начале 1930-х годов была приспособлена под пересыльную тюрьму, в которой содержались «раскулаченные» крестьяне. Как свидетельствуют минские сторожилы, новые хозяева храма сняли с башен собора кресты и водрузили на их место красные флаги. Однако порывами ветра они были сорваны и сброшены вниз.

Сохранилась история, что в советские времена от уничтожения здание Свято-Духова собора спасло только чудо. В 1938 году население города согнали к его стенам на митинг. Для соответствующего антуража недалеко от входа разложили костер, где сжигали религиозную литературу. Чтобы поздравить трудящихся, на трибуну поднялся оратор, который поклялся не сойти с места, если храм не будет разрушен. Но, спускаясь с трибуны, он оступился и сломал обе ноги. А когда на следующий день ветер сорвал с башен красные флаги, повешенные вместо крестов, большевики посчитали лучшим не трогать здание.

После конфискации Свято-Духовой церкви у православных верующих, её иконостас разобрали и перенесли на сохранение в женский Спасо-Преображенский монастырь , который находился на том месте, где находятся в настоящее время здания Генеральной прокуратуры и кинотеатра «Победа». Отсюда в 1921 году этот иконостас попал в приходскую церковь деревни Прилепы, которая находится под Минском. Там его снова собрали и на Вербное воскресение освятили. Вместе с иконостасом в Прилепы перевезли ещё некоторые иконы, которые раньше находились в Свято-Духовой церкви. Среди них выделялись следующие: запрестольная икона Пресвятой Троицы, иконы равноапостольных Мефодия и Кирилла, бесребренников Космы и Дамиана, великомученика и целителя Пантелеимона, великомученицы Варвары, апостола архидиакона и первомученика Стефана. Все они были уничтожены в 30-е годы во время закрытия храма в Прилепах…

Во время Великой Отечественной войны богослужения в Свято-Духовом храме возобновились. Освящение церкви совершил Преосвященный Филофей (Нарко), епископ Могилевский и Мстиславский. По проекту инженера Антона Яковлевича Васильева в начале 1943 года в храме поставили новый трёхъярусный иконостас (разобранный в 1961 году). Жертвователем храма стал один горожанин, который предоставил на ремонт собора средства, вырученные им от продажи двух собственных домов.

Одновременно с храмом возродился и Свято-Духов мужской монастырь, в котором жило трое монахов. Настоятелем церкви в военное время служил игумен Пантелеимон (фамилия неизвестна). Ему помогал иеромонах Юлиан (Троцкий). Позже к ним присоединился архимандрит Серафим (Шахмудь) (1901-1946), и в 1943 году он был назначен настоятелем Свято-Духовой церкви. Архимандрит Серафим пользовался широкой известностью, поскольку принимал участие в годы войны в открытии многих церквей. В Минске о.Серафим принял на себя добровольное попечение над больницами города, инвалидными домами и детскими приютами. Его можно было часто видеть посещающим людей, обездоленных войной. Он исполнял свой пастырский долг неукоснительно строго. В 1944 году с приходом Красной Армии он был арестован. На допросах арестованный священнослужитель держался с мужеством. Не скрывая от «следователя» своих взглядов, архимандрит Серафим на вопрос о том, что он говорил во время проповедей, когда ездил по Беларуси, прямо сказал, что часто обращался к народу примерно со следующими словами: «Россия была верующая. Верили наши предки, деды, прадеды, отцы, и теперь мы вновь заживем счастливо через веру. Нехорошо, что безбожники закрывали наши святыни, что ваши отцы и матери умирали без напутствия Святых Тайн и хоронились без священника, а дети росли не крещеные и не венчались…». В 1946 году священномученик скончался, находясь в заключении в тюрьме НКВД СССР. В 2000 году он был причислен к лику святых новомучеников и исповедников Русской Церкви XX века.

Очередной настоятель Свято-Духова собора протоиерей Серафим Стефанович Баторевич в 1951 году также был арестован и осуждён на 25 лет заключения. Протоиерей С.Баторевич в период с 1947 по 1951 годы являлся настоятелем Минского Свято-Духовского кафедрального собора. Одновременно он исполнял обязанности благочинного приходов города Минска и епархиального секретаря. По воспоминаниям прихожан, протоиерей С.Баторевич совершал богослужения благоговейно и ревностно. Он был замечательным проповедником, обладал художественным и певческим даром, с любовью относился к своей пастве и был горячо любим прихожанами. Скончался 21 апреля 1960 года, на Пасху Христову, от последствий лучевой болезни, полученной в заключении.

После своего открытия в 1942 году Свято-Духова церковь более не закрывалась. В 1945 году из закрытого Петропавловского собора в Свято-Духов храм была внесена древняя святыня – чудотворная Минская икона Пресвятой Богородицы . В 1947 году над собором были воздвигнуты кресты. В первой половине 1950-х годов был осуществлён капитальный ремонт внутренней части храма, на что была израсходована значительная по тем временам сумма в 500 тысяч рублей.

В 1953 году с северной стороны храма был устроен придел в честь великомученицы Варвары , котором была помещена частица святых мощей этой святой . В 1968 году в южном приделе собора был утверждён престол в честь Казанской иконы Божией Матери . У северной стены храма установлена рака с мощами праведной Софии, княгини Слуцкой , а в криптовой части собора устроен придел в честь равноапостольных Мефодия и Кирилла , который действует как крестильная церковь.

С 1961 года Свято-Духову храму присвоен статус кафедрального собора Минской епархии.

Свято-Духов кафедральный собор является главным храмом Беларуси.
Это название он носит с 1870 года

На протяжении лет двадцати, если не больше, приезжая в Минск по самым разным делам, желая того или нет, волею судьбы, обстоятельств или Бога, я всегда оказываюсь в кафедральном соборе Сошествия Святого Духа. Даже если не планирую и даже если совсем нет времени... Как только оказываюсь где-то поблизости или не оказываюсь там, все равно хоть на пару минут оказываюсь в этом соборе.
Для меня это пока остается тайной, почему так происходит. И над этой тайной или загадкой я пока не думала.
Нет времени подумать на эту тему.
А вот о соборе Сошествия Святого Духа я решила рассказать. Фото сделаны во время нашей последней поездки в Минск, в ближайшее время планируем снова поездку в Минск по делам, глядишь, и снежный пофотографируем. Хотя и снежный тоже где-то в постах есть.

Свято-Духов кафедральный собор является главным храмом Беларуси более полувека.

Он так же является одной из ярких достопримечательностей Минска.
Кафедральный собор Сошествия Святого Духа находится в старинной части Минска — в Верхнем Городе. Стоит на высоком холме и прекрасно виден издалека.
Кафедральный собор Сошествия Святого Духа — главный храм белорусского экзархата Русской Православной церкви.

История собора начинается в 1633—1642 годах. Именно тогда было построено здание, служившее храмом католического монастыря бернардинок.
В 1741 году здание сгорело во время пожара. Монастырь после пожара реконструировали, а в 1852 году упразднили и перевели в Несвиж.
В некоторых сохранившихся документах, например, в инвентарной описи 1784 года говорится, что там, где находится собор, но немного в сторону бывшей Космодемьяновской (Козьмодемьяновской) улицы существовал православный Космодемьяновский монастырь, который в начале XVII века был насильственно обращен в униатский.

Однако, с 1860 года прежний костел стал православным храмом.
Здание не раз перестраивалось. С северо-востока к храму прилегает П-образный двухэтажный корпус.
В 1869 году, по ходатайству архиепископа Минского и Бобруйского Александра (Добрынина), из казны были выделены необходимые средства для приведения храма и прилегающего к нему здания в должный порядок, чтобы открыть здесь мужской православный монастырь.

Необходимая сумма была выделена. А это 13 тысяч рублей. Половина суммы была использована на ремонт храма и на внутренние убранства в нём.
Открытие монастыря состоялось 4 (по старому стилю) января 1870 года.
Монастырскую братию составили монахи древнего Слуцкого Свято-Троицкого монастыря.

Из Слуцкого монастыря в Минск были переведены библиотека, ризница и другое монастырское имущество.
Освящение монастырского храма в честь Сошествия Святого Духа было совершено 22 октября 1870 года.
Монастырь просуществовал до Октябрьской революции.

После революции, в 1918 году монастырь был закрыт и разграблен. С храма были сняты кресты, а вместо них установили красные флаги. Здание храма стало тюрьмой для раскулаченных крестьян.

В храме в честь Сошествия Святого Духа богослужения восстановили только во время ВОВ войны в условиях немецкой оккупации. Верующие подготовили собор к службе, а освятил его епископ Филофей (Нарко).
Сразу же после освобождения Минска советские власти закрыли главный православный храм города - Петропавловский собор, который тоже вновь стал действовать в годы оккупации.
После закрытия Петропавловского собора Свято-Духовский собор стал кафедральным храмом Минской епархии.

25 ноября 1990 года в Минске состоялся первый за многие десятилетия крестный ход — из Свято-Духова кафедрального собора во вновь освященную церкви Марии Магдалины перенесли в особом ковчежце частицу мощей равноапостольной Марии Магдалины.
Теперь Свято-Духовая церковь — Кафедральный собор Минска. В иконостасе есть целый ряд замечательных икон Московской академической школы.

Соборе есть чудотворная Минская икона Божей Матери, обретенная минчанами в 1500 году. К ней всегда приезжает много паломников.
Здесь же, среди множества мощей, находятся нетленные мощи святой Софии Слуцкой, внучки Анастасии Слуцкой. Они в боковой нише слева от алтаря.

Собор представляет собой трех-нефную базилику, являющуюся «базовой» для белорусских католических и униатских церквей. Западный фасад завершают две многоярусные башни, оформленные пилястрами, арочными нишами и пролетами. Фронтон между ними напоминает щит с криволинейным контуром.
Здание построено в стиле сарматского барокко, распространившееся на территории Великого княжества Литовского в XVII — начале XVIII века.
При перестройке собора использовали элементы Виленского барокко — стиля более легкого и пышного.
Свято-Духов собор состоит из основного храма и двух приделов — южного (во имя Кирилла и Мефодия) и северного (во имя великомученицы Варвары). Стены украшены множеством мозаик и витражей.

Кафедральный собор Сошествия Святого Духа - один из самых почитаемых и красивых храмов Минска.

Адрес Кафедрального собора Сошествия Святого Духа:
ул. Кирилла и Мефодия 3, Минск

Это центр города. Недалеко ст.метро Немига.

Информация частична взята из рассказов служителей храма, книг, а так же из открытых источников интернета.

Чудотворная Минская икона Божей Матери, обретенная минчанами в 1500 году.

Свято-Духов кафедральный собор Минска (Белоруссия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Горящие туры в Белоруссию
  • Туры на Новый год по всему миру

Свято-Духов кафедральный собор - одно из самых ярких исторических сооружений Минска . Главный православный храм Белоруссии располагается, как и положено, в самом сердце столицы страны. Эта красивейшая церковь, построенная в стиле виленского барокко, сначала вмещала в своих стенах католиков, а с 19 века - православных.

Вообще, за всю историю своего существования Кафедральный собор Сошествия Святого Духа успел побыть тюрьмой, архивом и даже спортзалом.

В наши дни Кафедру ежедневно посещают тысячи людей: как паломников, так и туристов.

История

История храма берет начало в 1633-1642 годах - времени, когда здесь был построен костел при бернардинском монастыре. В 1741 г. его сильно разрушил пожар, из-за чего была проведена масштабная перестройка.

В 1852 г. послушницы обители переехали в Несвиж , а в 1860 г. католический костел переосвятили в православную церковь. Спустя 10 лет при ней организовали мужской Свято-Духов монастырь, в котором поселились монахи из Свято-Троицкой обители Слуцка. Там они жили до самого 1918 г., а вообще обитель просуществовала до 1922 г.

Вскоре после революции собор закрыли. Он не принимал прихожан вплоть до Великой Отечественной войны, когда немецкая администрация разрешила проводить здесь богослужения. После освобождения от нацистов советские власти решили переоборудовать Петропавловский собор - главный на то время православный храм Минска - под архив. В результате таких пертурбаций Свято-Духов собор стал кафедральным.

Что посмотреть

Свято-Духов собор - это классическая барочная базилика, напоминающая католические храмы Вильнюса и северо-запада Белоруссии. Главный фасад храма увенчан 2 высокими башнями с нишами и арками. В церкви находится большое количество святынь, в частности, паломники приходят сюда поклониться нетленным мощам святой Софии Слуцкой и чудотворной иконе Минской Божией Матери (1500 г.)

Согласно легенде, эту икону написал сам апостол Лука. В течение нескольких веков она находилась в Византии, а перед Крещением Руси Владимир доставил ее в Киев . Икону перенесли в Десятинную церковь, где она и хранилась на протяжении 500 лет. В 15 веке во время татаро-монгольского нашествия захватчики выбросили ее в Днепр. 31 августа 1500 г. ее вынесло на берег Свислочи. С тех самых пор она ни разу не покидала Минск, в разные времена находясь в разных его храмах.

Сегодня Кафедральный собор Сошествия Святого Духа считается одним из самых красивых храмов столицы Белоруссии. Приятное дополнение - площадь перед входом - позволяет оценить как величие этого прекрасного памятника архитектуры, так и живописную панораму Свислочи.

Практическая информация

Адрес: Минск, ул. Кирилла и Мефодия, 3. Веб-сайт .

Координаты GPS: 53.904714, 27.551741.

Ближайшая станция метро: «Немига».