Занятия по развитию речи дома. Конспект занятия по речевому развитию

Ребенок овладевает речью постепенно, начиная с самого рождения. Сначала он учится понимать обращенную к нему речь, а потом начинает говорить сам. Поэтому следует оберегать слух от сильных звуковых воздействий (не включать на полную мощность телевизор или музыку), не допускать хронических насморков, следить за здоровьем органов слуха.

Уже до года вы можете слышать от ребенка первые "пап" и "мама". К трем годам, как правило, ребенок уже начинает говорить фразами. Одновременно с развитием речи развивается мышление и воображение ребенка. Внимание, память, мышление - основы, на которых строится речь.

Разговаривая с ребенком, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть четкой и внятной. Не сюсюкайте, ребенок должен научиться говорить правильно. Не говорите с ребенком громко или слишком быстро.

Причинами плохо развитой речи у ребенка могут быть:

нарушения в развитии мышц артикулляционно-речевого аппарата, низкое развитие фонематического слуха, бедный словарный запас, недостатки в развитии грамматических навыков.

Нарушение звукопроизношения и артикуляции - ребенок неправильно произносит отдельные звуки, его речь отличается недостаточной внятностью и выразительностью, а ее темп медленнее, чем у сверстников.

Недостатки в развитии звукобуквенного восприятия и звукобуквенного анализа (низкое развитие фонематического слуха) - недостаточное развитие умения слышать, узнавать и различать звуки и их сочетания, не путать их. Не менее важны и навыки звукобуквенного синтеза - способности понимать взаимосвязь между звуками и их сочетаниями.

В число основных нарушений такого рода входят: неумение вычленить звуки последовательно или по месту их расположения; неумение различить звуки по твердости, мягкости, звонкости, глухости; неумение обозначать твердость - мягкость на письме. По этим же причинам тормозится приобретение навыка словообразования и словоизменения. Недостатки в развитии лексико-грамматического строя речи - ребенок не умеет грамотно составлять и понимать грамматические конструкции, неправильно использует роды и падежи. Сюда же относится неумение правильно ставить ударения, что ведет к искажению слова до неузнаваемости. Недостаточное развитие смысловой догадки - ребёнок не умеет, исходя из контекста, правильно предугадывать окончание слова или фразы. Недостаточное развитие лексики - бедный словарный запас, затруднения в понимании смысла слов из-за их отсутствия в активном словаре ребенка. Ребенку с трудом дается установление лексической связи между прочитанными словами, он не понимает новый смысл, который они приобретают в сочетании друг с другом.

Следует отметить, что качество и количество словарного запаса ребенка во многом определяют уровень развития речи в целом. Очень важно уделять внимание как пассивному (то есть тем словам, которые хранятся в запасе памяти), так и активному (слова, которые постоянно используются) словарному запасу. Необходимо, чтобы ребенок знал, какие значения есть у слова, умел правильно употреблять его в самостоятельной речи.

В данном разделе сайта Вы найдете занятия по развитию речи, предназначенные для занятий с детьми от 1 до 7-и лет (а возможно и старше, если ребенок и к школе плохо говорит). Первые занятия с ребенком - пальчиковые игры, ведь мелкая моторика очень влияет на развитие речевых способностей. Далее - стихи, поговорки, чтение книг. Статьи помогут понять, правильно ли говорит ваш ребенок: достаточно ли слов, которые он упортебляет, правильно ли он связывает их между собой и произносит.

Развитие речи ребенка раннего возраста (1-3 года) — очень важный этап овладения родным языком. Речь крохи не просто бурно развивается — она формируется. Поэтому помощь малышу в развитии речи в этот период особенно актуальна. Правильно организованное речевое общение и речевые занятия не только подстегивают развитие речи ребенка, но и помогают компенсировать возможные нарушения, например, отставание в речевом развитии.

Как определить уровень развития речи малыша?

Большинство современных родителей осознают важность развития речи ребенка и ревностно следят за тем, как говорит их малыш. Проявляется это прежде всего в сравнении уровня развития речи ребенка с тем, как говорят его сверстники. Прекрасно, если малыш говорит охотно и довольно разборчиво. Но если ребенок говорит совсем мало, настолько неразборчиво, что его невозможно понять, или вообще молчит, это не на шутку тревожит его близких.

Однако чтобы определить уровень развития речи ребенка недостаточно сравнить его речь с тем, как говорят его ровесники. Для определения соответствия речи малыша возрастным нормам используются таблицы динамики развития речи. Такого рода информация есть в открытом доступе и дает общее представление об этапах формирования речи у ребенка — в какие периоды появляются гуление, лепет, первые слова и фразы, как постепенно развивается его пассивный (то, что ребенок понимает, но пока не говорит сам) и активный словарь (то, что ребенок и понимает и употребляет в собственной речи). Внимательно протестировав речь ребенка, можно определить пробелы в ее развитии.

Создание развивающей среды

Чтобы речь ребенка развивалась, нужно создать для этого благоприятные условия. Самое главное — как можно больше говорить с ребенком, ведь в основе речи лежит подражание — повторение за взрослым слов и фраз. Речь должна постоянно окружать малыша, он должен "купаться" в речи. Для этого взрослый комментирует все бытовые ситуации, режимные моменты и другие события жизни малыша.

Например, умывание: "Идем умываться. Давай откроем кран. Нет, не в эту сторону, в другую. Вот так. А где мыло? Вот мыло. Бери мыло и намыливай руки. Клади мыло в мыльницу. Давай я тебе помогу. Три руки хорошенько. Теперь давай смоем мыло. Подставляй руки под водичку — вот так. А сейчас давай умоем лицо. Набери воды в ладошки и потри личико. Закрывай кран. Теперь давай стряхнем воду с рук — вот так. Где полотенце? Бери полотенце, вытирай лицо и руки. Молодец! Смотри, какой чистенький стал".

Возможно, такой постоянный разговор с малышом поначалу будет вызывать у взрослых некоторые затруднения и потребует изменения стиля общения и поведения. Но как показывает опыт, это дело тренировки: если есть желание и достаточно настойчивости, то взрослый может со временем научиться общаться с малышом более конструктивно с точки зрения развития речи ребенка. При этом с опытом приходит "чувство баланса": говорить нужно постоянно, но при этом не переусердствовать и не быть излишне многословным, говорить с обычной громкостью, простыми фразами и только по существу.

Занятия по развитию речи

Принимая активную позицию в отношении развития речи своего малыша, родители помимо насыщенного речевого общения должны организовать регулярные занятия по развитию речи ребенка. Конечно, это потребует специальной подготовки и новых знаний.

В развитии речи малыша можно выделить два основных направления — развитие понимания речи и развитие собственной активной речи ребенка. Кроме этого, надо уделить достаточно внимания и таким дополнительным направлениям работы, как развитие дыхания и слуха, подражания и мелкой моторики.

Обратите внимание, что занятия по развитию речи не просто полезны, но необходимы всем детям — как нормально развивающимся (в этом случае такие занятия подстегнут все стороны развития малыша), так и детям, у которых наблюдается задержка в развитии речи (в этом случае есть возможность с успехом компенсировать задержку уже до достижения ребенком четырехлетнего возраста), а также детям с логопедическими проблемами, носящими системный характер — общее недоразвитие речи и др. (в этом случае в раннем возрасте можно заниматься по описанной здесь системе, а в дальнейшем организовать специальные занятия с логопедом).

Развитие понимания речи

Рассмотрим работу по развитию понимания речи подробнее. Прежде всего, эта работа предполагает накопление пассивного словаря, включающего разные части речи — существительные, глаголы, прилагательные и наречия. При этом работа ведется не только над словами, но и над фразами. Чтобы было понятнее, о чем идет речь, приведем примерный словарь рекомендуемых для запоминания слов по темам. Обратите внимание: для запоминания малышу предлагаются только те слова, которые обозначают знакомые предметы, действия, явления и состояния, с которыми он постоянно сталкивается в повседневной жизни, что может наблюдать, с чем может действовать, что чувствует.

Предметный словарь: игрушки ("мячик", "кубик", "машинка" и т.д.), части тела ("ноги", "руки", "голова", "глаза" и т.д.), одежда и обувь ("шапка", "шарф", "куртка" и т.д.), дом и квартира ("дом", "дверь", "замок", "лестница", "комната" и т.д.), мебель ("стол", "стул", "диван", "кровать" и т.д.), овощи и фрукты ("капуста", "картошка", "морковка", "апельсин", "банан", "яблоко" и т.д.), домашние животные и их детеныши ("корова/теленок", "лошадь/жеребенок", "свинья/поросенок" и т.д.), дикие животные ("волк", "лиса", "заяц" и т.д.), и др.

Глагольный словарь: собственные действия ребенка ("идет", "сидит", "стоит", "бежит", "прыгает" и т.д.), названия действий, которые совершают близкие ребенку люди ("читает", "пишет", "стирает" и т.д.) и др.

Прилагательные, наречия: названия цветов ("желтый", "красный", "синий", "зеленый" и т.д.), названия некоторых ощущений и состояний ("сладкий", "соленый", "холодный", "горячий", "больно", "вкусно" и т.д.), названия некоторых понятий ("большой", "маленький"; "много", "мало" и т.д.).

Предлагаемый словарь не является строгой рекомендацией, тем не менее, дает общее представление о том, в каких направлениях следует вести работу над развитием понимания речи у ребенка. Это, скорее, фундамент, на который постоянно будут надстраиваться новые слова и новые группы слов.

При этом работа над словарем предполагает как уточнение значений уже знакомых ребенку слов, так и знакомство с новыми словами. Происходит работа над словарем как в повседневном общении, так и в специально организованных играх, например, "Покажи нужную картинку!", "Послушай загадку, покажи отгадку!", "Найди предмет по цвету" и др.

Работая над словарем, необходимо стимулировать развитие фразовой речи. Для этого мы предлагаем ребенку для использования примеры простейших фраз, состоящих из слов (в том числе, облегченных вариантов слов), которые уже хорошо знакомы малышу. Эти первые фразы несут в себе разные функции — предложение, побуждение, вопрос, констатацию факта, например: "На морковку", "Дай пить", "Маша бай-бай", "Даня куп-куп", "Мишка топ-топ", "Где мама?", "Кто там?", "Вот большой дом", "Что это?", "Это красная машинка", "Это большой кубик" и т.д. Помните, что развитие фразовой речи — важнейшее направление развития речи малыша: фразовая речь не только помогает в общении, но и движет вперед все развитие ребенка.

Развитие активной речи

Конечно, всем родителям хочется, чтобы их ребенок поскорее заговорил, чтобы речь его была четкой и правильной. Развивая активную речь ребенка, мы прежде всего стимулируем его речевое подражание.

Речевое подражание — воспроизведение вслед за говорящим произнесенных им звуков, слов, фраз. Речевое подражание маленького ребенка вначале похоже на эхо: взрослый говорит — ребенок тут же повторяет. Со временем появляется возможность отстроченного во времени повторения. Чтобы подражание ребенком речи взрослого было осмысленным, речь должна быть тесно связана с практической деятельностью ребенка. По данным физиологов, подражание у человека — это безусловный рефлекс, то есть врожденное умение. Малыш, не осознавая того, перенимает речь, которую слышит из уст окружающих.


Если речь малыша развивается с задержкой, необходимо провести специальную работу по активизации потребности подражать слову взрослого. При этом попытки ребенка говорить принимаются в любом виде, даже если говорит он пока непонятно и искаженно.

Развивать речевое подражание лучше в интересных играх. Например, бегаем по комнате с расставленными в стороны руками — мы "самолеты", летим и гудим "У-у-у!"; или ходим по комнате и "крутим руль" - мы "машины", едем и сигналим "Би-би!"; изображаем игру на дудочке — "Ду-ду-ду!"; или укладываем куклу спать и поем ей песенку "Баю-бай!".

Особенно эффективным для развития речи является прием договаривания слов в знакомых потешках и стихах. Для этого мы делаем паузы, предлагая ребенку договорить последнее слово в стихотворной строке или целую строку. Например:

Птичка... (птичка),
Вот тебе... (водичка)!
Вот тебе... (крошки)
На моей... (ладошке)!

Петушок, петушок...
(Золотой гребешок)
Выгляни в окошко...
(Дам тебе горошка!)

Кроме этого, необходимо проводить специальную работу по развитию глагольного словаря ребенка, учитывая следующую закономерность: чем больше слов — названий действий в речи ребенка, тем выше уровень развития его речи! Развивая глагольный словарь ребенка поначалу используйте облегченные варианты слов: "топ-топ" — идет, "кач-кач" — качается на качелях, "ам-ам" — ест, "куп-куп" — купается, "бух" — упал и др. А чтобы ребенку было интереснее заниматься, можно подобрать фотографии самого ребенка и членов его семьи, на которых они выполняют какие-нибудь простые узнаваемые действия.

Конечно, работу по развитию активной речи лучше проводить с использованием наглядности — предметов, игрушек и картинок.

Как определить динамику развития речи малыша?

Необходимо предупредить, что не всегда результаты речевой работы с малышом проявляются быстро. Не волнуйтесь и наберитесь терпения — зачастую малышу необходим период накопления новых знаний и навыков, прежде чем он начнет их активно использовать. А чтобы все-таки увидеть динамику развития речи ребенка, можно завести "Дневник развития речи", в который не только вписывать новые слова и фразы, которые появляются в речи малыша, но и даты их появления. Пролистав записи за несколько месяцев, вы сможете наглядно увидеть результаты вашего с малышом общего труда.

Успехов вам в развитии речи вашего малыша!

Елена Янушко специалист по раннему развитию

Обсуждение

Главное - это разговаривать со своим ребенком часто, причем разговаривать правильно (не сюсюкаться и не коверкать слова), а также можно включать обучающие видеозанятия (мы, например, постоянно смотрели видео Логошкола Дома)

Комментировать статью "Ребенок не говорит? Развитие речи от 1 до 3 лет: как заниматься"

Группа Раннего МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ для детей от 2 х лет. ГБОУ ДО ЦДТ " Строгино " В составе Ансамбль Гусляров Веселый Перезвон (Победителя Международных Дополнительная информация и запись на занятия по телефону 8-916-435-26-02 Анастасия Андреевна Кубарева.

В новом году для детей я придумала ещё больше развлечений и образовательных программ, на этих 2 -х часовых занятиях ваш ребенок получит знания в таких направлениях как: математика, развитие речи, окружающий мир, разовьет свои сенсорные навыки...

Раннее развитие. Методики раннего развития: Монтессори, Доман, кубики Зайцева, обучение чтению, группы, занятия с детьми. Всего семь книжек: " Развитие цветовосприятия у детей от 1 года до 2 лет", " Развитие мелкой моторики рук для детей от 1 года до 3 лет ", "Подвижные...

Если ребенку 3 года,а развитие на 1,5 лет как с ним заниматься? Скачала с интернета развитие ребенка на наш возраст и на по-младше и сравнивала,что умеет делать,а что нет. Ну и найдите дефектолога для сопровождения ваших занятиЙ и консультаций.

Обсуждение

Сама была так же озабочена. Скачала с интернета развитие ребенка на наш возраст и на по-младше и сравнивала,что умеет делать,а что нет. Допустим: ребенок к 4годам умеет: Назвать свое имя,фамилию,возраст,город где живет и так.далее. И увидите на какой возраст ребенок развит. Дома сами,с помощью спец. догоните.У нас при возрасте 3,9г. было четко 3года,хотя должно было быть уже больше на 4г.

Дома сами определитесь, что ребенок понимает, к каким развивашкам готов, с чем играет, как. Если в ДР-поспрашивайте у персонала. Нанизывалки, крупные кубики, мячик, а там и сами сообразите, успехов!

ОТКРЫВАЕМ РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ от 1 года до 5 лет. адрес Москва, ул.Новосибирская, д.11 вопросы и запись по телефону Цвет, форма, размер,окружающий мир, развитие речи, развитие математических представлений.... 2. Для деток 2 - 3 лет ритмопластика.

Детские центры. Раннее развитие. Методики раннего развития: Монтессори, Доман, кубики Зайцева Оплата за месяц за 16 занятий по 30 минут 2200 рублей. Занятия проходят в отрезке с У нас проводятся занятия " Вместе с мамой " для детей от 1 года до 3 лет по методике...

Обсуждение

Некоммерческий Детско-родительский клуб "Добрая Мама" в Бирюлево -
Это пространство (как реальное, так и виртульное:)), где дети, мальчишки и девчонки, а также их родители, свободно общаются в дружеской обстановке на общие для нас всех темы, где дети знакомятся, играют, учатся общаться и взаимодействовать друг с другом, а все мы вместе также принимаем участие в каких-то добрых делах.
Нам кажется, что именно на собственном примере мы можем научить ребенка, что значит быть добрым, отзывчивым, делиться тем, что у тебя есть, с другими.

Наше доброе меню:
"Добрая барахолка" (благотворительная ярмарка-обмен игрушек, одежды),
"Вкусный ужин" (вместе готовим еду для бедных людей)
"Праздник к нам приходит" - вместе с детьми готовим подарки на Рождество для пожилых людей, проживающих в домах престарелых

Пожалуйста, присоединяйтесь! будем очень рады!
Проект некоммерческий, а добровольческий, за вход плата - улыбка:)

звоните, пишите, будем вместе творить! Здоровья вам и вашим деткам!

тел.8903 976 9086 Алена

28.11.2016 15:12:51, Алена "Добрая мама"

Дорогие друзья! Приглашаем Вас в новую студию творческого развития "Ритм" для детей и взрослых! г. Москва, Лебедянская ул., 38 Телефон: +7 936 777 936 0
ritm-studio.ru

Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни, режим дня и развитие бытовых навыков. Раздел: Развитие, обучение (конспекты занятий с детьми 1- 2 года колдиной).

Конспект занятия по развитию речи с включением детского экспериментирования на тему: «К нам пришел Зайка» (младшая группа)


Задачи :
1. Познакомить со свойствами бумагами:
— узнавать и называть вещи, сделанные из бумаги;
— вычленять качества и свойства бумаги (лёгкая, гладкая, мнётся, рвётся, намокает).
2. Продолжать обучать детей навыкам экспериментирования, производя разнообразные действия с бумагой (учить рассматривать, ощупывать, гладить, обследовать предмет, материал).
3. Формировать познавательный интерес и умение разрешать проблемную ситуацию: как помочь? что сделать? что произойдет, если…?
4. Закреплять знание о воздухе и его действии на бумагу.
5. Закрепить у детей представление о диком животном- зайце, его внешнем виде, питании, образе жизни.
6. Закрепить знание о цвете (жёлтый, серый), форме (круг, круглое, кружок).
7. Развивать активную речь детей:
— отвечать на вопросы при рассматривании игрушки, по содержанию сказки;
— использовать слова – определения, слова прилагательные, синонимы (хитрый, добрый, смелый);
— активизировать употребление глаголов, называя действия;
— согласовывать существительное с прилагательным;
— образовывать уменьшительно – ласкательное название животного, используя суффиксы (-онок, -ишка, -инька и др.);
— активизировать речь детей, побуждая повторять слова за воспитателем.

8. Развивать артикуляционный аппарат и речевое дыхание:
— умение чередовать длительный, плавный, сильный и прерывистый выдохи;
— закреплять правильное произношение звуков: “ф – п”.
9.Развивать слуховое восприятие – умение определять музыкально – шумовые звуки.
10.Развивать мелкую моторику пальцев рук.
11. Развивать любознательность, эмоциональную отзывчивость и желание общаться.
12. Воспитывать бережное отношение к предметам рукотворного мира (книгам, вещам из бумаги).
Материал :
Игрушка – заяц; книга “Заюшкина избушка”; книга для починки; ножницы, скотч; лист бумаги; полоски бумаги на каждого ребёнка; ёмкости для воды; музыкальное сопровождение- аудиозапись мелодии “Ветер- ветерок”; салфетки жёлтого цвета на каждого ребёнка; изображение солнышка на листе бумаги, середина на клеящей основе; коробка в виде моркови с конфетами.
Ход занятия :
Дети сидят на стульчиках. Раздаётся стук в дверь:
В-ль: Ой, ребята, слышите, кто-то стучит.
Вы сидите тихо, а я пойду, посмотрю, кто же к нам пришёл?
Воспитатель вносит зайца – игрушку с пакетом.
В-ль: Кто это?
Дети: Зайчик.
В-ль: Здравствуйте ребята, меня зовут Ушастик.
Дети: Здравствуй Ушастик.
Воспитатель подносит игрушку к уху.
В-ль: Дети, вы знаете, что мне сказал зайчик? Он очень хочет, чтобы вы рассказали о нём, какой он. Какая у него шёрстка?
Дети: Серая, пушистая, мягкая, тёплая.
В-ль: А уши, какие?
Дети: Длинные.
В-ль: А какой хвост?
Дети: Маленький, пушистый, короткий.
В-ль: Глазки?
Дети: Чёрные, блестящие, весёлые.
В-ль: Носик?
Дети: Розовый, маленький, круглый.
В-ль: Где живёт зайка?
Дети: В лесу.
В-ль: Что любит, есть?
Дети: Морковку, капусту.
В-ль: Давайте назовём его ласково: зайчик, заинька, зайчонок, зайчишка.
Дети: Зайчик, заинька, зайчонок, зайчишка.
В-ль: Послушайте стихотворение про зайчика:
А у кочки под кусточком
Белый заинька сидит
Хвостик у него дрожит.
Как дрожит хвостик? Давайте покажем.
Упражнение “Зайкин хвостик”, (артикуляционная гимнастика). Приготовим язычок (движение языка вправо – влево).
В-ль: Ушастику очень понравилось, как вы про него сказали. И что-то он принёс, что же это?
Дети: Книга.
В-ль: Сейчас мы угадаем, как же называется эта сказка?
Дети: Это сказка “Заюшкина избушка”.
В-ль: А кто герои этой сказки?
Дети: Лиса, петушок, собаки, медведь.
В-ль: А какая лиса в этой сказке?
Дети: Хитрая, обманщица.
В-ль: Почему она хитрая?
Дети: Она обидела, обманула зайчика, выгнала его из дома.
В-ль: А петушок, какой в сказке?
Дети: Добрый, смелый.
В-ль: Почему он смелый?
Дети: Он не побоялся, прогнал лису, помог зайчику.
В-ль: Что случилось с лисой?
Дети: Она испугалась, убежала.
В-ль: Ушастик очень любит сказки, а вы любите?
Дети: Да.
В-ль: Вот ещё одна книга, но что же с ней случилось?
Дети: Порвалась.
В-ль: Посмотрите, и зайка огорчился, стал грустный. Ребята как помочь зайке?
Дети: Надо заклеить книгу.
Воспитатель вместе с детьми заклеивает книгу.
В-ль: Ушастик обрадовался, говорит детям спасибо и хочет поиграть.
Игра “Зайка серенький сидит” Зайка серенький сидит — Дети присели на корточки,
И ушами шевелит — и шевелят кистями поднятых рук,
Зайке холодно сидеть
Надо лапочки погреть — встают, хлопают в ладоши,
Зайке холодно стоять
Надо зайке поскакать — прыгают на месте.
Кто- то зайку испугал — Убегают,
Зайка прыг и ускакал — садятся на стульчики.
В-ль: Вот мы помогли зайке и книгу его заклеили. А разве можно рвать книги?
Дети: Нельзя.
В-ль: Книги надо беречь, хранить их делают специально, чтобы читать, рассматривать картинки. Вы любите рассматривать иллюстрации (картинки) в книгах?
Дети: Да.
В-ль: Эти иллюстрации рисуют художники. А вы любите рисовать?
Дети: Да.
В-ль: А на чём вы рисуете?
Дети: На бумаге.
В-ль: Рисовать можно на специальной бумаге и рвать можно специальную бумагу. Вот посмотрите у меня полоска из бумаги, бумажная. Сейчас мы с нею поиграем, но сначала давайте сядем за столы.
Игра “Ветерок”.
(Речевое дыхание, слуховое восприятие).
Звучит запись на магнитофоне “Ветер – ветерок”.
В-ль: Послушайте, что вы слышите? Что это шумит?
Дети: Ветер.
В-ль: Давайте покажем, как дует ветер. Вот налетел сильный ветер и подул вот так: ффф (выдох глубокий длительный).
А теперь подул слабый ветерок, и дует он не ровно вот так п-п-п (выдох прерывистый).
Игра – эксперимент “Весёлая полоска”
Будем мы сейчас играть
И полоску оживлять.
Раз – два – три посмотри!
В-ль: Давайте возьмём бумажную полоску, вот так будем держать её за один конец, а затем подуем на неё.
Дети дуют на свои полоски.
В-ль: Что произошло? Почему она движется?
Дети: Она лёгкая.
В-ль: Для того чтобы бумажная полоска двигалась надо дуть на неё. А теперь положим бумагу на стол и погладим её, проведём по ней пальчиком. Какая бумага?
Дети: Гладкая.
В-ль: Бумагу можно рвать, порвём её на мелкие кусочки.
Дети: Бумага рвётся.
В-ль: А теперь бумажные кусочки опустим в воду. Что произошло с бумагой?
Дети: Бумага намокает.
Игра “Бумажный шарик”
В – ль: Что это?
Дети: Салфетка.
В-ль: Да, салфетка тоже бумажная, какая?
Дети: Бумажная.
В-ль: Для чего нам нужна салфетка?
Дети: Руки вытирать.
В-ль: Правильно. А сейчас мы её помнём и сделаем бумажный шарик.
Дети: Салфетка мнется.
В-ль: Какого цвета шарик?
Дети: Желтого.
В-ль: Что еще бывает желтое, круглое как шарик?
Дети: Солнышко.
Игра “Солнышко”
Смотрит солнышко в окошко (дети подымают руки, показывая солнышко.)
Светит в нашу комнату.
Мы захлопаем в ладоши
Очень рады солнышку. (Хлопают в ладоши.)
Изготовление бумажной мозаики.
В-ль: Посмотрите, Ушастик нарисовал солнышко, но не закрасил его, давайте украсим его, приклеим жёлтые шарики.
Дети приклеивают.
В-ль: Какие вы молодцы, какое замечательное получилось солнышко, как оно сразу засияло, стало жёлтое, тёплое, светит нам.
Сейчас мы встанем в кружок, возьмемся дружно за руки и покажем какое у нас круглое солнышко.
Игра “Кружок”
Ой, кружок, кружок, кружок
Покатился наш кружок,
Он катился, он катился
Вдруг кружок остановился.
Раз и два, раз и два
Вот и кончилась игра.
Дети идут по кругу, проговаривая слова.
В-ль: Зайка благодарит – спасибо малыши, мне очень у вас понравилось, все дети молодцы, помогли мне, книгу мою заклеили и солнышко красивое сделали. А для вас у меня есть подарок. Что нам зайчик подарил?
Дети: Морковку.
В-ль: Морковка эта непростая, чудесная. Сейчас узнаем, почему она чудесная, но сначала вспомним, с каким материалом мы познакомились?
Дети: С бумагой.
В-ль: Какая она?
Дети: Легкая, мнется, намокает.
В-ль: Из чего мы сделали солнышко?
Дети: Из бумаги.
В-ль: На чем мы рисуем?
Дети: На бумаге.
Давайте посмотрим, что за необычную морковку подарил зайчик.
(открывает коробку в форме моркови, достает конфеты).

Программное содержание:

Продолжать учить детей составлять короткие сюжетные рассказы;

Продолжать учить использовать в рассказе разные виды предложений, рассказывать интонационно выразительно;

Развивать эмоциональное отношение к художественным произведениям, учить сопереживать, понимать героев;

Развивать творческое воображение;

Индивидуальная работа.

Предварительная работа:

Упражнение детей в составлении (придумывании) различных сказок и рассказов;

Заучивание сказки 2 детьми;

Заучивание слов Красной Шапочки

Оборудование:

Красная шкатулка, зубная щетка, зубная паста, цветок;

Костюм Красной Шапочки, корзиночка, конфеты;

Материалы для игр «Сказка соберись» и «Сказочные герои»;

Аудиозапись– «Песня Красной Шапочки», «Пение птиц».

Слайды на ноутбуке.

Ход занятия.

Дети здороваются с гостями и присаживаются на стульчики.

Воспитатель: Ребята, послушайте внимательно и отгадайте загадку.

Бабушка девочку очень любила.

Шапочку красную ей подарила.

Девочка имя забыла свое.

А ну, подскажите имя ее.

(после правильного ответа демонстрируется слайд)

Звучит музыка «Песня Красной Шапочки». Появляется девочка с корзинкой в руке. Подходит к воспитателю, и здоровается со всеми присутствующими.

Воспитатель: Красная Шапочка, а что у тебя в корзиночке?

Красная Шапочка:

Я от бабушки бежала,

И шкатулку увидала.

Под кустом она стояла,

И записочка лежала:

«Кто найдет шкатулку эту-

Отнесите в садик к детям».

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, что же лежит в этой красивой шкатулке?

Воспитатель вынимает из шкатулки зубную щетку, зубную пасту и цветок.

Воспитатель: Я знаю, чьи это предметы! Они принадлежат зубастому волку из веселой сказки, которая называется «Раз в неделю», а написал ее Валерий Шульжик. Зубастый волк использует эти предметы один раз в неделю. А что бы вам хотелось еще узнать о нем?

Заслушиваются вопросы детей.

Воспитатель: Чтобы узнать, как использует зубастый волк эти предметы, надо послушать сказку. Марк, расскажи нам, пожалуйста, начало сказки.

Раз в неделю волк зубастый

Чистит зубы мятной пастой.

Моет окна, белит печку,

Стелет коврик по крылечку

И с цветочком у дверей

В гости ждет к себе зверей.

Воспитатель: Ребята, давайте с вами придумаем продолжение этой сказки. Мы сейчас с вами попадем в лес, где живет зубастый волк. И под пение птиц представьте, что же приключится с главным героем. Кто может придти к нему в гости? Чем они будут заниматься? А может зубастый волк попадет в беду?

Под музыку «Пение птиц» дети "отправляются в сказочный лес" (прогуливаются по группе), и самостоятельно придумывают продолжение сказки.

Заслушиваем 3-5 рассказов. Воспитатель оценивает рассказы вместе с детьми, отмечая творчество ребенка, кто интереснее придумал.

Воспитатель: Красная Шапочка, а что у тебя еще лежит в корзиночке?

Красная Шапочка: Я ребятам принесла игру. И хочу, чтобы мы все вместе поиграли.

Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на картинки. Герои, каких сказок здесь изображены. (Герои из сказок "Гуси-лебеди", "Три поросенка", "Волк и семеро козлят")

Мы сейчас с вами поиграем в игру «Сказка соберись». Возьмите каждый по одному герою. Когда будет звучать музыка, вы будете бегать врассыпную, а когда она остановится, вы должны «собрать сказки», собраться в три группы.

Игра повторяется 3-4 раза под музыку «Песня Красной Шапочки».

Затем дети присаживаются на стульчики.

Воспитатель: Ребята, давайте еще раз послушаем начало сказки «Раз в неделю».

Марк рассказывает начало сказки.

А теперь послушайте, что в конце придумал автор Валерий Шульжик. Саша расскажи нам, пожалуйста, конец сказки.

Но, увы! Лесные звери

Не стучатся

К волку в двери.

Высока, конечно, честь,

Но опасно –

Могут съесть!

Воспитатель: Ребята, мне сейчас Красная Шапочка рассказала, что с некоторыми героями сказок приключилась беда. Злая ведьма их заколдовала, и разрезала картинки с их изображением. Чтобы спасти этих героев, вам надо из частей собрать целую картинку. И тогда вы узнаете, какого героя вы спасли.

Дети садятся за столы. Под музыку проводится игра «Сказочные герои». Собрав разрезную картинку героя, дети придумывают про него загадку, и загадывают их друг другу.

Дети возвращаются на свои места.

Красная Шапочка: Ребята, за то, что вы спасли моих друзей, сказочных героев, я хочу угостить вас сказочными конфетами.

Красная Шапочка: Ребята, мне пора домой. Меня ждет мама. До свидания.

Под музыку «Песня Красной Шапочки» девочка прощается и покидает группу.

Занятие по развитию связной речи

в средней группе

Тема: «Пересказ рассказа Е.Чарушина «Кошка»

ВОСПИТАТЕЛЬ

МАЛЫШЕВА ЛЮБОВЬ НИКОЛАЕВНА

Р.п. Северо-Енисейский

Программное содержание.

Образовательные задачи:

учить пересказывать ранее незнакомый текст; добиваться передачи его содержания без пропусков и искажений; поощрять использование авторских слов и словосочетаний; побуждать к выразительной речи; упражнять в соотнесении названий животных и их детенышей

Развивающие задачи:

Воспитательные задачи:

формировать умение слушать своих товарищей, при затруднениях в пересказе оказывать помощь; воспитывать доброжелательное отношение к животным.

Обогащение словаря: фыркает, пыжится, топорщится

Активизация словаря: чулан, мурлычет, сытая, довольная.

Наглядный материал: картинки животных с детенышами (кошка, котята, собака, щенята, курица, цыплята, утка, утята, сорока). Карточки - схемы для последовательного рассказа.

Ход занятия.

Дети заходят в группу, здороваются с присутствующими. Воспитатель приглашает их пройти на стульчики.

Воспитатель: Давайте с вами, ребята, поиграем. Вспомните гимнастику для пальчиков «Коготки»

Пальчиковая гимнастика.

У кошкиной дочки

На лапках коготочки.

Ты их прятать не спеши,

Пусть посмотрят малыши!

(Поочередно загибают пальцы правой руки, крепко прижимая к ладони. Большой палец прижат к указательному. После последней фразы, с силой раскрыть ладошку, сказать «Мяу!».

Повторить с левой рукой, затем обеими руками)

Воспитатель. А сейчас я загадаю загадку. Чтобы её правильно отгадать, надо внимательно слушать и подумать, прежде чем дать ответ.

Хоть и бархатные лапки,

Но зовут меня «царапка».

Мышек ловко я ловлю,

Молоко из блюдца пью.

(ответы детей)

А как вы догадались, что это кошка? (подводится итог ответов детей)

Я предлагаю вам послушать новый рассказ про кошку. Он так и называется «Кошка». Автор рассказа уже знакомый вам писатель Евгений Чарушин. (обратить внимание детей на портрет писателя)

Евгений Чарушин

Это кошка Маруська. Она в чулане мышь поймала, за это её хозяйка молочком накормила. Сидит Маруська на коврике сытая, довольная. Песенки поет - мурлычет, а её котёночек маленький - ему мурлыкать не интересно. Он сам с собой играет - сам себя за хвост ловит, на всех фыркает, пыжится, топорщится.

Какие слова вам не понятны?

А, что такое чулан?

Второе чтение

О ком говорится в рассказе?

Во время беседы по содержанию проводится словарная работа, индивидуально повторяются слова: чулан, хозяйка, сытая, довольная, мурлычет, фыркает, пыжится, топорщится; словосочетания: поет песенки, котеночек маленький.

Воспитатель выставляет картинки - схемы.

Установка. Ребята, я еще раз прочитаю рассказ. Слушайте внимательно, постарайтесь запомнить все по порядку. Обратите внимание, с какой интонацией я читаю, потому что вы его потом будете пересказывать сами.

Третье чтение.

После чтения небольшая пауза, для подготовки детей к пересказу. Пересказывают 3 - 4 ребенка.

Оцениваются первые два пересказа. Необходимо указать на 1 - 2 качества положительного характера, привлекать к оценке детей?

Если дети затрудняются, воспитатель подсказывает трудные слова, предлагает хором повторить фразу или слово еще раз.

Физминутка

Воспитатель. А сейчас я предлагаю вам поиграть. Вставайте в круг.

Я буду мама кошка, а вы мои котята. С помощью своей волшебной палочки и заклинания, я превращу вас в настоящих котят. Закройте глаза и вытяните руку: «Мяу - мяу - мяу - кис, ты котенком становись!»

(Палочкой коснуться рук детей)

Ах, мои милые, котятки, вы так долго спали, но вот встало солнышко и пора вам просыпаться. Открывайте глазки. Просыпайтесь, протрите лапками глазки. Потянитесь вверх, (встать на колени) лапки вверх, голову вверх, прогните спинки, а теперь лапки опустите, голову наклоните вниз, спинки округлите. Сели, почистили шерстку лапками, вытерли мордочку. Какие чистые котята!

Захотели есть. Замяукали: «Мяу - мяу, дай нам, мама, молочка!» (Дети повторяют предложение)

Пейте, на здоровье!

Наелись, теперь можно поиграть. Котята любят играть друг с другом (в парах прыгают), и со своими хвостиками (повилять).

Наигрались, устали, пора отдыхать. А вам пора в деток превращаться. Закройте глазки, вытяните лапку. «Мяу - мяу - мяу - кис, ты ребенком становись!»

После физминутки дети садятся на стулья.

Воспитатель.

Чтение рассказа с показом картинок и договором детей.

У девочки Вари была кошка с котятами, собака со щенятами, крица с цыплятами, утка с утятами.

Как-то раз малыши побежали к реке. Утята стали нырять и плавать, а котята, щенята, цыплята смотреть на них. Как вдруг «Тра-та-та-тах!» Испугались малыши и побежали к своим мамам: котята к кошке, щенята к собаке, цыплята к курице, утята к утке. Успокоили мамы своих деток и они снова побежали к реке. Бегут котята от кошки, щенята от собаки, цыплята от курицы, утята от утки. Только прибежали к реке, как снова: «Тра-та-та-тах!». Пуще прежнего испугались малыши и опять побежали к своим мамам. К кошке бегут котята, к собаке щенята, к курице цыплята, к утке утята. Прибежали и спрашивают: «Кто это так страшно трещит?» смотрят метнулась к лесу какая-то птица: сама черная, бока белые, хвост длинный. Затрещала: «Тра-та-та-тах!» - и скрылась.

Если дети не назвали, показать картинку с изображением сороки.

А теперь узнали?

И малыши узнали сороку и успокоились и пошли каждый по своим делам - кто искать червячков, кто играть.

Просмотр содержимого документа
«Занятие по развитию речи»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СЕВЕРО-ЕНИСЕЙСКИЙ ДЕТСКИЙ САД № 3»

Занятие по развитию связной речи

в средней группе

Тема: «Пересказ рассказа Е.Чарушина «Кошка»

ВОСПИТАТЕЛЬ

МАЛЫШЕВА ЛЮБОВЬ НИКОЛАЕВНА

Р.п. Северо-Енисейский

Программное содержание.

Образовательные задачи:

    учить пересказывать ранее незнакомый текст;

    добиваться передачи его содержания без пропусков и искажений;

    побуждать к выразительной речи;

    упражнять в соотнесении названий животных и их детенышей

Развивающие задачи:

    развивать связную речь, через воспроизведение художественного произведения.

Воспитательные задачи:

    формировать умение слушать своих товарищей, при затруднениях в пересказе оказывать помощь;

    воспитывать доброжелательное отношение к животным.

Обогащение словаря: фыркает, пыжится, топорщится

Активизация словаря: чулан, мурлычет, сытая, довольная.

Наглядный материал: картинки животных с детенышами (кошка, котята, собака, щенята, курица, цыплята, утка, утята, сорока). Карточки – схемы для последовательного рассказа.

Ход занятия.

Дети заходят в группу, здороваются с присутствующими. Воспитатель приглашает их пройти на стульчики.

Воспитатель: Давайте с вами, ребята, поиграем. Вспомните гимнастику для пальчиков «Коготки»

Пальчиковая гимнастика.

У кошкиной дочки

На лапках коготочки.

Ты их прятать не спеши,

Пусть посмотрят малыши!

(Поочередно загибают пальцы правой руки, крепко прижимая к ладони. Большой палец прижат к указательному. После последней фразы, с силой раскрыть ладошку, сказать «Мяу!».

Повторить с левой рукой, затем обеими руками)

Воспитатель. А сейчас я загадаю загадку. Чтобы её правильно отгадать, надо внимательно слушать и подумать, прежде чем дать ответ.

Хоть и бархатные лапки,

Но зовут меня «царапка».

Мышек ловко я ловлю,

Молоко из блюдца пью.

(ответы детей)

А как вы догадались, что это кошка? (подводится итог ответов детей)

Я предлагаю вам послушать новый рассказ про кошку. Он так и называется «Кошка». Автор рассказа уже знакомый вам писатель Евгений Чарушин. (обратить внимание детей на портрет писателя)

Кошка.

Евгений Чарушин

Это кошка Маруська. Она в чулане мышь поймала, за это её хозяйка молочком накормила. Сидит Маруська на коврике сытая, довольная. Песенки поет – мурлычет, а её котёночек маленький – ему мурлыкать не интересно. Он сам с собой играет – сам себя за хвост ловит, на всех фыркает, пыжится, топорщится.

Какие слова вам не понятны?

Как вы понимаете слова - фыркает, пыжится, топорщится?

А, что такое чулан?

Второе чтение

О ком говорится в рассказе?

Что произошло с кошкой Маруськой?

Какой был котеночек у Маруськи?

Во время беседы по содержанию проводится словарная работа, индивидуально повторяются слова: чулан, хозяйка, сытая, довольная, мурлычет, фыркает, пыжится, топорщится; словосочетания: поет песенки, котеночек маленький.

Воспитатель выставляет картинки – схемы.

Установка. Ребята, я еще раз прочитаю рассказ. Слушайте внимательно, постарайтесь запомнить все по порядку. Обратите внимание, с какой интонацией я читаю, потому что вы его потом будете пересказывать сами.

Третье чтение.

После чтения небольшая пауза, для подготовки детей к пересказу. Пересказывают 3 – 4 ребенка.

Оцениваются первые два пересказа. Необходимо указать на 1 – 2 качества положительного характера, привлекать к оценке детей?

Как Полина рассказала громко или тихо?

Как вы думаете, она все рассказала? Ничего не пропустила? Все рассказала по порядку?

Если дети затрудняются, воспитатель подсказывает трудные слова, предлагает хором повторить фразу или слово еще раз.

Понравилось вам самим пересказывать?

Физминутка

Воспитатель. А сейчас я предлагаю вам поиграть. Вставайте в круг.

Я буду мама кошка, а вы мои котята. С помощью своей волшебной палочки и заклинания, я превращу вас в настоящих котят. Закройте глаза и вытяните руку: «Мяу – мяу – мяу – кис, ты котенком становись!»

(Палочкой коснуться рук детей)

Ах, мои милые, котятки, вы так долго спали, но вот встало солнышко и пора вам просыпаться. Открывайте глазки. Просыпайтесь, протрите лапками глазки. Потянитесь вверх, (встать на колени) лапки вверх, голову вверх, прогните спинки, а теперь лапки опустите, голову наклоните вниз, спинки округлите. Сели, почистили шерстку лапками, вытерли мордочку. Какие чистые котята!

Захотели есть. Замяукали: «Мяу – мяу, дай нам, мама, молочка!» (Дети повторяют предложение)

Пейте, на здоровье!

Наелись, теперь можно поиграть. Котята любят играть друг с другом (в парах прыгают), и со своими хвостиками (повилять).

Наигрались, устали, пора отдыхать. А вам пора в деток превращаться. Закройте глазки, вытяните лапку. «Мяу – мяу – мяу – кис, ты ребенком становись!»

После физминутки дети садятся на стулья.

Воспитатель.

У меня для вас есть еще одна интересная история. Но мне потребуется ваша помощь, вы будете мне подсказывать.

Чтение рассказа с показом картинок и договором детей.

У девочки Вари была кошка с котятами , собака со щенятами , крица с цыплятами , утка с утятами .

Как-то раз малыши побежали к реке. Утята стали нырять и плавать, а котята, щенята, цыплята смотреть на них. Как вдруг «Тра-та-та-тах!» Испугались малыши и побежали к своим мамам: котята к кошке , щенята к собаке , цыплята к курице , утята к утке . Успокоили мамы своих деток и они снова побежали к реке. Бегут котята от кошки , щенята от собаки , цыплята от курицы , утята от утки . Только прибежали к реке, как снова: «Тра-та-та-тах!». Пуще прежнего испугались малыши и опять побежали к своим мамам. К кошке бегут котята , к собаке щенята , к курице цыплята , к утке утята . Прибежали и спрашивают: «Кто это так страшно трещит?» смотрят метнулась к лесу какая-то птица: сама черная, бока белые, хвост длинный. Затрещала: «Тра-та-та-тах!» - и скрылась.

А вы, ребята, догадались, что это за птица?

Если дети не назвали, показать картинку с изображением сороки.

А теперь узнали?

И малыши узнали сороку и успокоились и пошли каждый по своим делам – кто искать червячков, кто играть.

Нам тоже с вами пора отдохнуть.