Сценарий зеленый мир наш общий дом. Сценарий внеклассного мероприятия на тему: "Земля – наш дом родной"

Пояснительная записка

Каждый человек зависит от состояния всей планеты, в том числе от состояния окружающей среды. Нет никакой возможности ни для кого избежать этой глубокой зависимости. Каждый из нас должны прийти к осознанию и принятию ответственности как за свой образ жизни, так и за то воздействие, которое он оказывает на планету. В этом и состоит одна из наиболее важных задач экологического образования: осознать эту ответственность самому и воспитать её в своих учениках.

Экологическое воспитание – это сложный и длительный процесс. Конкретные его результаты могут быть заметны только через несколько лет. Необходимо обеспечить непрерывность этого процесса на всех ступенях образования, от детского сада и начальной школы через среднюю школу, до высшего учебного заведения. Только в этом случае у человека формируется картина целостного восприятия окружающего мира.

Преподавание экологии на уроке я стараюсь сделать одновременно и рациональным, и развлекательным, так как оно должно быть обращено и к уму, и к сердцу ребёнка. Перенасыщение занятий научной информацией, особенно если дети не подготовлены к её восприятию, может дать только негативный эффект.

Проведение урока в виде игры, праздника, заочного путешествия по заповедникам, тематической физкультминутки, экологического калейдоскопа помогут сделать урок живым и интересным.

ТЕМА: ЗЕМЛЯ - НАШ ДОМ РОДНОЙ.

Цели:

Образовательная: формирование экологических знаний;
- воспитательная: воспитание любви к родной природе, Родине, самому себе;
- развивающая: развитие наблюдательности, внимания, интереса к окружающему миру.

Форма: заочное путешествие по музеям – заповедникам, экологический калейдоскоп.

Дидактическое обеспечение:

  1. плакаты и рисунки о защите природы, созданные учащимися;
  2. гербарии листьев;
  3. картины о природе известных русских художников;
  4. выставка книг об экологии России и родного края;
  5. Красная книга (в 2-х томах);
  6. магнитофон;
  7. кассета с записью «Пение птиц».

Словарик на доске:

«Экология – наука об окружающей среде»
«Экос» - дом, убежище
«Логос» - учение.

Эпиграф на доске:

«Все мы пассажиры одного корабля по имени «Земля», и пересесть из него просто некуда».
(Антуан де Сент – Экзюпери)

I. Вступительное слово учителя:

Добрый день, дорогие ребята и взрослые! Сегодня я предлагаю вам немного отдохнуть. А где самый лучший отдых? Конечно, на море, в горах, в лесу и т.д. Действительно, самый лучший отдых на природе. И совершить увлекательное путешествие в мир природы нам поможет познавательная игра «Экологический калейдоскоп».

Экология – это наука об окружающей среде. Все мы обязаны жизнью нашей планете – прекрасной Земле, стонущей сегодня от боли, взывающей о помощи и, увы, остающейся по-детски беззащитной перед… нами. Экологические проблемы не знают государственных границ и природных рубежей – они глобальны.

И только зная законы и тайны природы, мы сможем стать её верными друзьями и помощниками.

Недаром замечательный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери как-то заметил: «Все мы пассажиры одного корабля по имени «Земля», и пересесть из него просто некуда».

Экологический калейдоскоп – это интересные конкурсы, вопросы, сюрпризы, это ваши знания, эрудиция, находчивость.

Чем больше мы будем знать о мире природы, тем лучше сможем его защитить.

II. Основная часть.

1) Представление команд: название, девиз, эмблема.

2) Конкурс «Эрудит» - вопросы командам:

  • Кто из известных русских художников писал картины о природе?
  • Кто из известных поэтов и писателей писал о природе?
  • Какое дерево считается национальным деревом России? И почему?
  • (Лиственница. Так как занимает почти половину лесов нашей страны, даёт прочную древесину, быстро растёт и не боится морозов. Это решено на 5 Всемирном лесном конгрессе)
  • Какая древесина продаётся не кубометрами, а килограммами? (Карельская берёза)

    Почему погибает лес, когда вырубают старые дуплистые деревья?

  • (В дуплах живут птицы, летучие мыши. Они истребляют вредных
  • насекомых. Молодой лес погибает от вредных насекомых).
  • Бывают ли у деревьев лишние ветви? (Да, нижние)
  • Какое дерево даёт сладкий сок, как и берёза? (Клён).
  • Из какого дерева делают спички? (Из осины).
  • Какое дерево применяют для изготовления лыж? (Берёза).
  • Какие дрова самые жаркие? (Дуб и берёза).
  • Из какого дерева делают пианино? (Из ели).
  • Какой страшный зверь падок на малину? (медведь)
  • Листопаднички – кто они? (Зайчата, родившиеся осенью).
  • Растёт ли дерево зимой? (Нет).
  • Какой цветок называют цветком влюблённых? (Ромашка).
  • Косой ли заяц? (Нет).
  • Какое растение или дерево даёт лучший мёд? (Липа).
  • Что делает зимой ёж? (Спит).
  • Никто не пугает, а вся дрожит? (Осина).
  • Какое животное нашей полосы обладает самым громким голосом? (Лось)
  • Какое дерево в наших краях даёт всё, что бы одеть и обуть человека? (Ель).
  • Чем стрекочет кузнечик? (Трением ноги о крыло).
  • Назовите «карандашное» дерево? (Кедр).
  • Самый быстрый зверь? (Гепард).
  • Где у кузнечика ухо? (В коленях передних ног).
  • Какая рыба без чешуи? (Сом).
  • Самое большое животное? (Усатый синий кит, вес более 200 т).
  • У кого рот на брюхе? (У акулы).
  • Какие рыбы имеют оружие на носу? (Рыба-пила, рыба-меч).
  • Есть ли у скворца своя песня? (Нет, он подражает голосам других птиц, животных, человека)
  • Какие птицы ночуют, зарывшись в снег? (тетерева, рябчики).
  • Можно ли ящерицу поймать за хвост? (Нет, она его отбросит).

На этом конкурс «Эрудит» закончен.

3) Игра «Превращения» с командами (Приложение 1).

4) Игра со зрителями: «Кто как кричит?

  • собака - … (лает)
  • корова - … (мычит)
  • лошадь - … (ржёт)
  • свинья - … (хрюкает)
  • воробей - …(чирикает)
  • курица - … (кудахчет)
  • медведь - …(рычит, ревёт)
  • голубь - …(воркует)
  • гусь - … (гогочет)
  • овца - …(блеет)
  • олень - …(ревёт, трубит)
  • лиса - … (лает)
  • волк - …(воет)
  • соловей - …(поёт)

5) Домашнее задание командам.

6) Продолжи фразу «А знаете ли вы …?»

Задание командам: «Определи дерево». По 1 человеку из команды выбирают одно растение из гербария и рассказывают о нём всё что знают.

7) Классный руководитель рассказывает о Красной книге и другой литературе на стенде. Красная книга - это книга, в которую заносят названия редких видов растений и животных. Представителей природы, занесённых в Красную книгу, охранять нужно особенно бережно. Первый том Красной книги вышел в 1966 году. Разделы Красной книги: «Млекопитающие», «Птицы», «Земноводные и пресмыкающиеся», «Высшие растения». Только животных более 150 видов.

8) Зрителям - загадки:

Её всегда в лесу найдёшь -
Пойдём гулять и встретим:
Стоит колючая, как ёж,
Зимою в платье летнем.
(ель).

Есть у родственницы ёлки
Неколючие иголки,
Но, в отличие от ёлки,
Опадают те иголки.
(лиственница).

У меня длинней иголки, чем у ёлки.
Очень прямо я расту в высоту.
Если я не на опушке,
Ветви – только на макушке.
(сосна).

С моего цветка берёт
Пчёлка самый вкусный мёд.
А меня все обижают:
Кожу тонкую сдирают.
(Липа).

Две сестры летом зелены;
К осени одна краснеет,
Другая – чернеет.
(чёрная и красная смородина).

Чёрная?
- Нет, красная!
- А почему белая?
- Потому что зелёная.
(красная смородина)

Этот кустарник похож на малину, только плоды его чёрные.
(ежевика).

10) Задание – командам: «Экологическая ситуация».

* Вам предстоит выбрать место для костра. Какое вы предпочтёте и почему:

Открытую поляну;
- берег реки;
- у подножия склона горы;
- одиноко стоящее дерево;
- хвойный молодняк.

* Что можно использовать в качестве топлива и как погасить костёр?

* Какую опасность представляют оставленные туристами свалки мусора из консервных банок, стеклянной посуды, полиэтиленовых пакетов? Ваши действия по уборке мусора.

* В суровые зимы, когда на озёрах и водоёмах лёд достигает большой толщины, происходит замор рыбы. Почему? Как помочь рыбам?

* После весеннего разлива рек в понизовьях остаётся много рыбы, особенно мальков, которые обречены на гибель. Какую помощь им можно оказать?

11) Задание «Кто это?»

Для участия в конкурсе приглашаются по 1-му художнику от обеих команд, а также от команды болельщиков. Вам нужно с закрытыми глазами потрогать зверька в ящике. НЕ БОЙТЕСЬ, ОН НЕ КУСАЕТСЯ! Он мягкий и добрый. А теперь нарисуйте его на бумаге. (В трёх ящиках – три различных мягких игрушки – зверушки).

12) Командам – игра «Перестановка» (Приложение 2).

13) Болельщикам – задание:

Поочерёдно называть блюда, приготовленные из лесных даров. Кто называет последним – тот побеждает.

14) Конкурс «Угадай следы». (Приложение 4, 5, 6, 7, 8) (Это – лиса, заяц, куница, белка, медведь).

15) Игра «Что это за чудища?» - командам (Приложение 9,10). Играет музыка (пение птиц) -1 минуту.

16) 1 – чтец:

Пора бы человечеству понять,
Богатство у природы отбирая,
Что землю нужно тоже охранять,
Она как мы, такая же живая.
Сейчас, то сушим мы, то обводняем,
А удобрений столько применяем,
Что сами же боимся умереть.
Так что ж, земля обязана терпеть?

А сколько выбросов мы дарим ей,
Дымы заводов, грязь от теплоходов.
У нас прекрасная земля людей,
Боюсь, не стала бы она землёй отходов.
Земля – наш дом и летом и зимой,
И осенью, весной.
Земля – наш дом.
Задумайся о том.

17) Подведение итогов. Награждение.

18) Заключительное слово учителя.

Состоялось наше краткое (очень краткое!) знакомство с экологией. Несмотря на то, что конкурсы были шуточными и простыми, кое–что новое вы всё-таки узнали. Вот, оказывается, какое это сложное мироздание – наш Общий Природный дом.

И светлый он, и радостный, и сказочно-прекрасный и, в то же время, беспокойный, тревожный и даже трагический. Дом, живущий по своим законам, но и зависящий теперь от самого высокоорганизованного, самого умного, но, к сожалению, не самого мудрого из его обитателей – Человека.

Может быть, самое важное для каждого – узнавать всё, что только возможно, о жизни окружающей среды. Чем больше все мы будем знать о мире природы, тем лучше сможем его защитить.

Эколог – эта профессия становится всё более распространённой в мире. В нашей стране таких специалистов готовят в Москве и других институтах на экологических кафедрах. Природа ждёт своих защитников!

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Побединская средняя общеобразовательная школа»

Сценарий экологического праздника

«ЗЕМЛЯ – НАШ ОБЩИЙ ДОМ»

2010г
Земля – наш общий дом

1-й ВЕДУЩИЙ

Добрый день, жители нашей прекрасной планеты! Добрый день! Сегодня у нас праздник – день Матушки Земли!

Звучит песня «Я люблю свою Землю», муз. Е. Птичкина, слова В. Харитонова

2-й ВЕДУЩИЙ

Что же это за праздник – День Земли? И зачем он? Чтобы нам всем стало понятно, я приглашаю вас совершить путешествие по нашей чудесной планете! (слайды о природе) Всё это – наша родная планета. Сколько на ней прекрасного и удивительного: и бескрайние просторы, и горы, уходящие в небо, и синие-синие моря. А жителей на ней – не счесть, и каждый из них – маленькое чудо! Но часто люди забывают об этом, и тогда – дымят трубы, звучат выстрелы, гибнут животные. Чтобы напомнить людям о красоте нашей Земли, и существует этот замечательный праздник!

1-й ВЕДУЩИЙ

Кислый дождь стучит по крыше,
Пенья птиц давно не слышно.

Все живое погибает.
Царь! Наш остров пропадает!!!

1-й СКОМОРОХ

А за ними чередом
Рыбка шлет царю поклон.

ЗОЛОТАЯ РЫБКА

Грязь же в море всю сливают,
От нее все погибает.
Если в сеть не попадешься,
Так в отходах захлебнешься.
Жить здесь стало очень худо,
Надо плыть скорей отсюда.

Золотая рыбка уходит.

ЦАРЬ Что же делать, как мне быть?
Остров как не погубить?

2-й СКОМОРОХ

И чтоб остров свой спасти,
К мудрецу решил пойти!

ЦАРЬ

Дорогой ты мой мудрец,
Подскажи же, наконец,
Остров чтобы не сгубить,
Что мне делать? Как мне быть?

МУДРЕЦ

Буровую ты закрой!
Очистные здесь построй.
Вылов рыбы ограничь,
Площадь леса увеличь!
Елок больше посади,
За отбросами следи,
Чтобы воздух и вода -
Были чистыми всегда!

1-й СКОМОРОХ

Так как царь был очень мудрым,
Остров наш остался чудным!

2-й СКОМОРОХ

Сказка ложь, да в ней намек –
Добрым молодцам урок!

3-й СКОМОРОХ

Он летит над всей планетой:
«Берегите Землю эту!»

4-й СКОМОРОХ

Царь кричит всему народу:

ЦАРЬ

Надо всем беречь природу!
Коль беречь ее не будем,
Сами мы себя загубим!

БАБА-ЯГА

Я на ступе пролетала,

Сверху многое видала.

Нет порядка-то нигде!

В небе, на земле, в воде –

Всюду мусор, дым, зараза…

Уж признаюсь честно сразу,

От увиденного в шоке я.

Бедная ты, матушка Земля!

Знают взрослые и дети –

Мы не гости на планете.

Мы должны любить свой дом.

Соблюдать порядок в нём.

Тех, кто хочет этим пренебречь:

На лопату, да и в печь.

1-й ВЕДУЩИЙ

Так же надо отметить, что ежегодно площадь лесов уменьшается на 2%.

По данным Международного Союза охраны природы, с 1600 года на земле вымерли 94 вида птиц и 63 вида млекопитающих.

В настоящее время диких животных на земном шаре насчитывается более 2 миллионов видов.

За последние 56 лет исчезли 42 вида млекопитающих.

Под угрозой исчезновения находится 100 видов животных.

Исчезнувшие виды восстановить уже невозможно. Под охрану государства взяты редкие виды животных, они занесены в Красную книгу.

2-й ВЕДУЩИЙ

Мусорная лавина угрожает не только природе, но и жизни людей. На каждого из 6 миллиардов жителей нашей планеты приходится в среднем около 1 тонны мусора в год. Накопившийся мусор и бытовые отходы люди выбрасывают, куда попало, особенно в сельской местности: на улицу, на дорогу, в поле, в лог, в лес. Ну а около городов «дикие» свалки не только уродуют ландшафт, но и представляют угрозу для здоровья. Дым и запах разложения мешают проживающим вблизи людям. Дождевая вода вымывает из отходов ядовитые вещества. Это приводит к загрязнению и заражению открытых водоемов и грунтовых вод. У многих людей часто возникает ложное представление о том, что Природа способна сама устранить последствия вредных воздействий. Однако это не так.

Бумага будет лежать до полного разложения более 2-х лет,

консервная банка – более 90 лет,

полиэтиленовый пакет – более 1000 лет.

Каждый человек за одни сутки выбрасывает 2,5 кг. мусора,

за один выезд на природу отдыхающий оставляет 200-300 грамм мусора.

1 –й ВЕДУЩИЙ

Планета наша весьма засорена, но мы еще не осознали опасности жизни на огромной свалке. Мы-то пока на ней живем, но смогут ли жить наши дети?

Под музыку участники выходят на сцену и читают стихотворение

Наша планета Земля очень щедра и богата:

Горы, леса и поля – дом наш родимый ребята!

Давайте будем беречь планету,

Другой такой на свете нет.

Развеем над нею и тучи и дым,

В обиду её никому не дадим.

Беречь будем птиц, насекомых, зверей.

От этого станем мы только добрей.

Украсим всю землю садами, цветами

Такая планета нужна нам с вами.

Сценарий экологической игры, приуроченного ко Дню Земли.

Тема : Земля - наш общий дом.

Эпиграф мероприятия : «Лес для умного, внимательного человека- это целый мир, для учёного- огромная книга, для поэта полная переливов радуга» (Л.Леонов.)

Цель: воспитание бережного, гуманного отношения к родной природе, чувства любви и ответственности за неё.

Задачи : 1. Расширять кругозор детей, уточнить необходимость изучения тайн природы для дальнейшей жизни;

2. Познакомить с неизвестными сведениями о природе, привлечь внимание детей к проблемам окружающей среды;

3. Воспитывать бережное отношение к природе.

Планируемые результаты : 1. Расширенный кругозор учащихся;

2. Желание детей внести посильный вклад в мероприятия по защите природы.

Оборудование: презентация, костюм природы, выставка рисунков на тему «Природа нашего края», музыкальное сопровождение.

Ход мероприятия.

Слайд 1 . На фоне музыки идёт смена картин, посвященных катастрофе на ЧАЭС 26 апреля 1986 г. В сопровождении музыки («Anytime, Anywhere» оригинал Sarah Brightman)

ученик 1 читает:

Была тёплая апрельская ночь, одна из лучших ночей года, когда листья зелёным туманом в поступают на деревьях. Спал город Припять…, спала Украина, спала вся страна, ещё не зная о великом горе, пришедшем на нашу землю.

Ученик 2 . Владычествует страшная беда

Над водной зыбью и земною твердью,

Чернобыля полынная звезда

Всё отравила, пронизала смертью.

Россия, родина! За что, за что

Тебе ещё и это испытанье!

Славяне, милые, вы, как никто,

Обречены судьбою на страданье?!

Слайд 2 . Музыка заканчивается. На слайде вопросы:

О каком событии идёт речь?
Когда это случилось?
Сколько лет исполняется в этом году?
Какие страны пострадали от этих событий?(Украина, Белоруссия, Россия, Финляндия, Австрия, Италия, Польша, Швеция, Румыния).
Чем опасны последствия данного события?
В каком городе это случилось?

Ученик 3. Авария на Чернобыльской АЭС, связанные с ней трагические события, её последствия ещё долго будут объектом пристального внимания всех людей на земле.
А какой праздник отмечается 22 апреля? И нельзя допустить, чтобы такая беда повторилась вновь.

Слайд 3. Появляется надпись «День Земли». Праздник чистой Земли, чистой воды, чистого воздуха.

Выходит чтец с глобусом в руках и читает.

Чтец 1. Смотрю на глобус-шар земной

И вдруг вздохнул он, как живой,

И шепчут мне материки:

"Ты береги нас, береги!"

В тревоге рощи и леса,

Роса на травах, как слеза!

И тихо просят родники:

"Ты береги нас, береги!"

Грустит глубокая река,

"Ты береги нас, береги!"

Остановил олень свой бег:

"Будь человеком, человек!

В тебя мы верим- не солги,

Ты береги нас, береги!"

Смотрю на глобус-шар земной

Такой прекрасный и родной!

И шепчут губы на ветру:

"Я сберегу вас, сберегу!"

Ведущий : Добрый день, ребята!

Очень часто мы слышим, как люди вокруг нас обсуждают проблемы охраны природы, частью которой они сами являются: вспоминают, что все мы очень зависим от того, какая среда нас окружает. Как нам хочется видеть чистые ручьи, реки и озера, ходить по чистому, никем не замусоренному лесу, видеть животных не только по телевизору и в зоопарке.

Слайд 4 . Сегодня мы с вами будем говорить о природе, о нашем отношении к ней, об уважении ко всему живому и о способности предвидеть последствия своего поведения в природной среде. Мы поговорим об ЭКОЛОГИИ.А кто знает, что это за наука?

«Ойкос» по - гречески значит «дом», «логос» - «ученье, наука». Экология - это наука о нашем общем доме. А что является нашим домом?

Правильно – ПРИРОДА.

Слайд 5 . Термин «экология» был предложен в 1866 году немецким биологом Эрнестом Геккелем. Но только со второй половины XX века человечество приступило к изучению взаимодействия организмов между собой и с окружающей средой. Всё живое на Земле взаимосвязано, причем так точно, что микроскопическое происшествие на уровне мельчайших бактерий способно привести к необратимым последствиям в жизни людей.

Слайд 6. Эпиграфом нашего мероприятия служат строки : « Лес для умного, внимательного человека - это целый мир, для учёного - огромная книга, для поэта полная переливов радуга» (Л.Леонов.)

Ведущий. Сегодня вам предстоит участвовать в разных конкурсах - шутливых и серьезных, для этого вам необходимо разделиться на 3 команды.

Конкурс для отбора первой команды: Отбирается команда «Умных любознательных людей».

Слайд 7 . Назовите на фото места, которые вы узнали. (Морской Глаз, мост на озере Яльчик, берёза на дороге в Карай, пришкольный участок, мост у источника деревни Отымбал, радуга на конце деревни Отымбал).

Конкурс для отбора участников во вторую команду: Отбирается команда « Учёных природоведов»

Слайд 8 . Фото 6 учёных (Пржевальский, Ломоносов, Дарвин, Вейцман, Мосолов, Мичурин).

Конкурс для отбора участников команды « Поэтов природы».

Слайд 9 . Фото 6 поэтов. (С.Есенин, А.К.Толстой,Ф.Тютчев, А.Фет, А.Пушкин, В.Колумб).

Слайд 10. Узнайте, что изображено на слайде (отбираются члены жюри).

Слайд 11. В конце прошлого века человечество осознало, что планета наша хрупкая и ранимая. Самое уязвимое на ней это - леса: ведь именно они дают столь необходимый нам кислород. Большинство думают, что лес - это множество деревьев, растущих вместе. Но тогда и парк и сад, и аллея - тоже лес? Нет, лес - это сообщество древесных, травянистых растений и различных животных.

Ведущий . Какой праздник отмечается в конце марта? (День птиц).

Наш первый конкурс называется «Узнайте птиц».

Слайд 12. (Воробей, утки, гуси, глухари, фазан, синица, снегирь). Участники пишут названия на листочках и сдают жюри.

Чтец 2.

Всебогатства русского пейзажа
В полное владенье нам даны:
Вьюжных зим серебряная пряжа,
Кружева зеленые весны.
Летний полдень в поволоке зноя,
Вечер, заглядевшийся в речей
Узорочье луговин цветное,
Теплый воск желтеющих полей.
Расписные крылья листопада
Над бездонной синевой озер-
Всеэтотвое, и сердце надо
Вцелый мир влюбить,
В родной простор.

Слайд13. Конкурс второй. Как называется птичий домик (Гнездо). Где птицы любят строить свои гнезда? (На деревьях).Поэтому наш второй конкурс называется « Лесная викторина » и мы будем говорить о самых разных деревьях. Каждый ответ оценивается в 2 балла. Вопросы командам по очереди.

1.Какое хвойное дерево сбрасывает на зиму хвою? (лиственница)

2. Можно ли вырубить в лесу все дуплистые деревья? (нет, в них гнездятся птицы и летучие мыши)

3. Почему в сосновом лесу много отмерших сучьев, а у самих сосен зеленеют верхушки (сосна - светолюбивое растение).

4. Почему лесные дороги после дождя дольше не просыхают, чем в поле (нет ветра, поэтому испарение меньше)

5. Какие растения можно использовать в лесу для заварки чая? (земляника, малина, душица и др.)

6. Какие растения в лесу можно использовать для лечения простуды? (мать-и-мачеха, чабрец, земляника и др.)

7. Древесина какого дерева очень прочна и устойчива против гниения. Постройки из неё сохраняются 300-500 лет? (лиственница)

8. Из древесины какого дерева делают спички? (осина)

9. Древесина каких деревьев идет на изготовление бумаги и искусственного шелка? (ель, сосна).

Слайд 14. Жюри подводит промежуточные итоги. Звучит песня «Во поле березка стояла».

Слайд 15 . Конкурс третий. «Угадай эмблему».

Ведущий: Следующий конкурс, который называется «Угадай эмблему».

Участники команд должны угадать эмблемы(заповедник «Большая Кокшага», герб Волжского района, зона радиационного загрязнения, «Беловежская пуща»).

Пока игроки обдумывают свои ответы, мы проведем шутливую экологическую игру с болельщиками. Я задаю вопросы, а вы отвечаете:

1. Под каким деревом прячется суслик во время дождя? (суслики во время дождя прячутся в норы, т.к. в степи, где они живут деревьев нет)

2. Кто над нами вверх ногами? (муха)

3. Что находится между городом и селом? (союз «и»)

4. Летели 3 страуса, охотник одного убил, сколько страусов осталось? (страусы не летают)

5. Можно ли о воду порезать руки? (да, когда она превращается в лед)

6. Как далеко в лес может забежать заяц? (до средины, а потом он уже выбегает).

Слайд 16. « Не дразните собак…» (поют учащиеся 1-2 классов)

Слайд 17. Ведущий: наш четвертый конкурс называется «Живые барометры ». Он требует от игроков не только знаний экологических закономерностей, но и смекалки, быстроты и умения объяснить проблему или ситуацию. Итак, внимание:Продолжи примету

Каждого человека интересует, какая погода будет завтра, послезавтра, через неделю. Однако синоптики довольно часто ошибаются. Но на нашей планете есть существа, которые без всяких расчетов в состоянии предсказать погоду. Ученые называют сейчас около 600 видов животных и 400 видов растений, которые могут выступать как барометры, индикаторы влажности, температуры воздуха, предсказатели штормов, бурь или хорошей безоблачной погоды.Знаете ли вы народные приметы?

    Муравьи стремительно закрывают все входы в муравейник (Будет дождь )

    Грачи рано прилетают весной (Весна будет тёплой)

    Синичка с утра начинает пищать (Жди мороза )

    Собака свертывается и лежит калачиком (Наступят холода )

    Воробьи купаются в пыли или в луже (Будет дождь ).

    Если ночью был иней (снега не будет).

Слайд 18. Ведущий. А теперь пятый « Конкурс загадок о природе».

По какой дороге

Полгода ездят

И полгода ходят? (Река)

Два братца

В воду глядятся,

Век не сойдутся. (Река и берега)

Посреди поля

Лежит зеркало:

Стекло голубое,

Рама зеленая. (Пруд)

Кругом вода,

А с питьем беда. (Море)

По морю идет, идет,

А до берега дойдет –

Тут и пропадет. (Волна)

Не море, не земля,

Корабли не плавают,

А ходить нельзя. (Болото)

Белая морковка

Зимой растет. (Сосулька)

Что вверх корнем растет? (Сосулька)

В огне не горит,

В воде не тонет. (Лед)

В новой стене,

В круглом окне,

Днем стекло разбито,

За ночь вставлено. (Прорубь)

Меня бьют, колотят,

Ворочают, режут,

Я все терплю

И всем добром плачу. (Земля)

Что на свете всех жирнее? (Земля)

Дышит, растет,

А ходить не может. (Растение)

Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью умирает.

Весной оживает. (Лес)

Летом вырастают,

А осенью опадают. (Листья)

Зимой и летом

Одним цветом. (Ель, сосна)

Стоят столбики белены,

На них шапочки зелены. (Березы)

Стоит красавица на поляне:

В белом сарафане,

В зеленом полушалке.. (Береза)

Никто ее не пугает,

А она вся дрожит. (Осина)

Стоят казаки,

На них белы колпаки. (Пни под снегом)

Мягок, а не пух,

Зелен, а не трава. (Мох)

Белые овечки

Бегают по свечке. (Верба)

Под ярусом, ярусом

Висят кисти

С красным гарусом. (Рябина)

Снесли птички

Синеньки яички,

Развесили по дереву:

Скорлупка мяконька.

Белок сладенький,

А желток костяной. (Слива)

Синий мундир,

Белая подкладка,

В середине -

Сладко. (Слива)

Сижу на тереме,

Мала, как мышь,

Красна, как кровь,

Вкусна, как мед. (Вишня)

Красненька матрешка,

Беленько сердечко. (Малина)

Стоит Егорка

В красной ермолке,

Кто ни пройдет,

Всяк поклон подает. (Земляника)

На лесной поляне

Красуется Татьяна:

Алый сарафан,

Белые крапинки. (Земляника)

Две сестры летом зелены,

К осени одна краснеет,

Другая - чернеет. (Смородина черная и красная)

Черненька,

Маленька,

Сладенька,

Ребятам миленька. (Черника)

Стоит Антошка

На одной ножке,

Сам маленький,

А шляпа большая. (Гриб)

Стоит на полянке

В красном платье Татьянка:

Вся в белых крапинках. (Мухомор)

Слайд 19. Ведущий : шестой конкурс СКОРОГОВОРОК . (Каждая команда получает скороговорку)

Плавниками трепеща,

И зубаста, и тоща,

Пищи все себе ища,

Ходит щука вкруг леща.

Свили цапли гнездо из пакли.

С хмурого неба закапали капли.

В гнезде из пакли промокли цапли.

Слышен шорох в камышах-

От него шумит в ушах:

Сто бесстрашных лягушат

Цаплю шёпотом страшат.

Слайд 20. Ведущий. Игра со зрителями. А сейчас будет блиц-гейм. Я задаю вопрос, вы сразу даете ответ.

    Какая самая маленькая птица? (Колибри.)

    Самое быстрое морское животное? (Дельфин.)

    Каких птиц больше всего на земле? (Куры, воробьи.)

    Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина.)

    Кит – рыба или зверь? (Морской зверь.)

    Самое быстрое животное суши? (Гепард.)

    Никто не пугает, а вся дрожит. Какое дерево? (Осина.)

    Где у кузнечика ухо? (На ножке.)

    Какой зимний месяц самый холодный? (Январь.)

    Какой зверь любит малину? (Медведь.)

    Растет ли дерево зимой? (Нет.)

    Какое национальное дерево России? (Береза.)

    Какой великой реке посвящали свои стихи русские поэты? (Волга.)

    Чего в решете не унесешь? (Воду.)

    Название, какого цветка состоит из частицы, предлога и сторожевой будки? (Незабудка.)

Жюри подводит итоги прошедших конкурсов.

Слайд 21. Ведущий : наш седьмой конкурс - « Пантомима»

Каждой команде предлагается мимикой и жестами показать экологические правила поведения в селе и на природе. А болельщики должны догадаться, о каких правилах идет речь. Участники конкурса вытягивают листочки- задания:

1. Не рвите цветы! 2. Ловля рыбы в реке запрещена! 3. Внимание, дикие звери!

4. Береги воду! 5. Не шуми в лесу! 6. По газону не ходить!

(Команды изображают экологические правила, жюри оценивает конкурс).

Слайд 22. Ведущий. Восьмой конкурс «Угадай экологические знаки».

(не разоряй муравейники, не трогай птенцов ни в гнезде, ни на земле, не ломай растения, не лови в лесу животных, не повреждай кору деревьев, защитим окружающую среду).

Слайд 23. Жюри подводит итоги конкурса, называет общий счет. Звучит песня «Не рвите цветы, не рвите». (1,2,3 4 классы).

Слайд 24.

Чтец 3. Монолог природы. (идёт музыкальное сопровождение).

Я- Природа. Я- великий мастер.

Вечный мастер жизни. Я могу…

Александра Климова
Сценарий праздника «Земля - наш общий дом»

Под музыку дети забегают в зал, в руках у них

разноцветные воздушные шары

Танец «Звенящая весна"

В заключение танца дети остаются на своих местах

1Ведущий : Посмотрите, сколько собралось ребят.

Самый теплый праздник света и добра .

Празднует сегодня наша детвора.

2Ведущий : Облака по небу ветерок несет,

Жаворонок песню весело поет.

Прекрасный вальс Весна танцует

И солнце светит в вышине.

Весна добро несет всем людям,

Любовь и счастье на Земле !

1Ребенок : Из далеких краев, где морская волна

Кружевной рассыпается пеной,

К нам на крыльях ветров прилетает Весна

И приносит с собой перемены.

2Ребенок : Украшает Весна и сады и поля,

Покрывает цветами овраги.

Оживает прогретая солнцем земля ,

Пьет душистые капельки влаги.

3Ребенок : Будит ласково Весна

всю природу ото сна.

Засветило солнце ярче,

заглянуло в каждый дом.

Даже дышится иначе,

Аромат Весны кругом!

4Ребенок : И весенние капели

Целый день выводят трели.

Вот и лес зашевелился,

Растормошенный Весной.

И подснежник появился,

Все украсив синевой.

5 Ребенок : Шумят леса, цветет Земля ,

Поет, звенит ручей :

«Пришла Весна, пришла Весна

Все очень рады ей!»

В заключение песни дети садятся на стульчики

1Ведущий : Только появились на деревьях почки,

Новенькое платье сшила мать для дочки.

С яркими цветами и голубизною,

Маленькую дочку назвала Весною.

2Ведущий : Улыбнулась нежно девочка – Весна,

Потянулась веточкой к солнышку она.

Подсадила скворушку в терем – теремок,

Подарила матери тоненький цветок.

1Ведущий : Засмеялась, расцвела Мать – Земля травами и цветами .

Праздник у Земли , а значит и у всех нас, живущих на этой Земле .

Звучит тихая музыка, идет презентация «Земля – наш общий дом »

И мне радостно слышать ваши слова.

1Ведущий : Земля , Земля , ты нас слышишь? Ты говоришь с нами?

Земля : Я слышу вас всегда, но и вы прислушайтесь ко мне. Я в беде, я не в силах исправить все – то зло, которое творит человек. Я не в силах спасти гибнущих зверей и птиц, очистить от дыма и гари воздух… Я не могу справиться со всем мусором, который разбросал по Земле человек .

2Ведущий : Земля , ведь ты такая красивая, голубая, цветущая! Неужели ты можешь погибнуть?

Земля : Да, у меня много цветов, рек и лесов, но их становится все меньше и меньше… у вас есть время, чтобы спасти меня и самих себя. Только вы можете сделать это…

2Ведущий : Ребята, а как можно помочь планете?

1Ребенок : Посадить цветы, деревья и их поливать.

2Ребенок : Не бросать мусор на улице.

3Ребенок : Не загрязнять воздух.

4Ребенок : Не загрязнять реки и моря.

5Ребенок : Не обижать животных и птиц.

Внезапно за дверью слышится свист, в зале появляется Шалтай – Болтай

с большим рюкзаком

1Ведущий : Это что за свистун к нам пожаловал? Кто нарушил наш покой?

Шалтай : Громче хлопайте, давайте,

Шалтая – Болтая вы встречайте.

С вами буду я дружить,

Если будете сорить.

Все для Шалтая – Болтая сойдет,

Разный мусор подойдет :

Фантики, скорлупки, пробки.

Книги старые, коробки.

Больше мусора бросайте,

Никогда не убирайте.

Эй, где вы, мои верные друзья,

Выходите поскорей,

Пошалим тут веселей!

Танец мальчишек – хулиганов

1Ведущий : Вот это хулиган у нас появился. Правильно тебя зовут Шалтай – Болтай, потому что ты бездельник, хулиган и без дела шатаешься и болтаешься.

У тебя такой большой рюкзак, что в нем?

Шалтай : Подарки для ребят.

1Ведущий : Ну, давай, Шалтай, показывай свои подарки.

Шалтай : Вот рогатка вам, ребятки,

Чтобы в птичек пострелять.

Вот вам шумный пистолетик,

Чтоб друг друга попугать!

Этим камнем тяжеленным

Можно окна выбивать!

Этой палкой – выручалкой

Во все стороны махать!

Ну как, хорошие мои подарки?

1Ведущий : И нисколько не хороши, забери их назад. Никакие это не подарки, это очень плохие вещи. Их срочно надо выбросить!

Ребята, верните Шалтаю – Болтаю все обратно.

Дети отдают вещи Шалтаю - Болтаю

Шалтай : Как же с вами скучно, неинтересно. Как мне хочется на полянку прибежать, под кусточком полежать, веточку сломать, птиц перепугать и рогаткой в них пострелять!

1Ведущий : Шалтай – Болтай, разве так можно с птицами обращаться? Птицы – наши друзья и обижать их нельзя!

Послушай одну поучительную историю, которая произошла во фруктовом саду.

Выходят двое детей

1Ребенок : Мальчишка из рогатки

Стрелял в веселых птиц.

Он целился украдкой в щеглов, скворцов, синиц.

И птицы загрустили, не стали щебетать,

И все они решили туда не прилетать.

2Ребенок : В саду уже не слышен веселый перелив,

В нем нет ни красных вишен,

И нет в нем спелых слив.

Ни яблока, ни груши никто в нем не найдет.

На кухне у старушек

Не варится компот.

1Ребенок : Все сохнет, увядает,

Страдает все село.

2Ребенок : Страдает и не знает,

Что в нем произошло…

1Ведущий : Ребята, как вы думаете, почему теперь нет в саду ароматных фруктов? (Ответы детей) .

Потому что птички в сад больше не прилетают и не радуют своим пением.

Деревьям в саду стало грустно и тоскливо, поэтому они перестали расти.

1Ведущий : А как приятно встать на рассвете и услышать за окном веселое и звонкое пение птиц.

Дам ребятки вам один совет :

Гнезда вы не разоряйте, птичьих гнезд не трогайте.

Яичек теплых не берите, птиц, друзья вы, берегите.

1Ребенок : Нет, мы не будем разорять, вот слово всех ребят.

2Ребенок : Пусть птичьи песенки опять повсюду зазвенят!

Песня «Птичий хор» слова Р. Фархади, музыка А. Берлина

Шалтай : Я никогда не буду обижать птичек, а тем более стрелять в них из рогатки. Они ведь такие маленькие, такие беззащитные. Кто угодно их может обидеть.

2Ведущий : Кажется, наш озорник стал исправляться.

Кстати, Шалтай –Болтай, а ты знаешь каких – нибудь птиц?

Шалтай : Конечно, знаю, вот, например : макароны, нет – вороны, а вот еще, ватрушка, подушка, нет, кукушка.

А еще я знаю скалку, нет, наверное, галку.

2Ведущий : Эх ты, скалка – галка!

Ребятки, давайте расскажем Шалтаю – Болтаю про птиц.

Мы сейчас поиграем в одну интересную игру, которая называется , а ты, Шалтай – Болтай, внимательно слушай и запоминай.

Многие птицы на юг улетают,

Многие зиму у нас коротают.

Галка, ворона, снегирь, воробей,

Ну – ка, ребята, их вспомним скорей!

Игра «Перелетные и зимующие птицы»

1Ведущий : А сейчас вас ждет друзья, интересная игра.

А ты, Шалтай – Болтай, слушай и мотай себе на ус.

А игра называется «Если я приду в лесок» .

Я вам буду задавать вопросы, а вы на них будете отвечать «да» или «нет» .

Игра «Если я приду в лесок»

Если я приду в лесок и сорву ромашку? НЕТ

Если съем я пирожок и выброшу бумажку? НЕТ

Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? ДА

Если ветку подвяжу, колышек поставлю? ДА

Если разведу костер, а тушить не буду? НЕТ

Если сильно насорю и убрать забуду? НЕТ

Если мусор уберу, банку закопаю? ДА

Я люблю свою природу, я ей помогаю! ДА

Шалтай : Друзья мои, я все понял, все запомнил и намотал себе на ус :

Птичек обижать нельзя,

Костер разводить нельзя,

Мусорить нельзя,

Природу любить нельзя… ой, что – то я запутался, природу любить нужно и беречь ее всегда!

1Ведущий : Да, природу невозможно не любить. Она нам дарит столько красоты! Особенно весной прекрасна наша Земля , когда вся природа оживает и все вокруг расцветает и душа ликует и поет от такой красоты!

Шалтай : Особенно у меня! Сегодня я хочу дарить всем цветы! Вот сейчас пойду, нарву много, много красивых цветов и подарю их вам, ребята!

Собирается убегать, но ведущий останавливает Шалтая – Болтая

1Ведущий : Постой, Шалтай – Болтай,

Если ты сорвешь цветок,

Если я сорву цветок,

Если все : и я, и ты, если мы сорвем цветы –

Опустеют все поляны

И не будет красоты.

2Ведущий : С удовольствием хотим

Мы цветы сюда позвать.

Пусть они прекрасным видом

Землю будут украшать !

Звучит нежная фоновая музыка, в зале появляются девочки – цветы

Ромашка : Я – ромашка полевая,

Про меня все дети знают.

Растем всегда на воле,

Красивее нас нет.

Любуйтесь нами в поле,

Не рвите нас в букет!

Лилия : Я – лилия, я – лилия!

Я скромная, красивая,

Я очень ароматная,

И взгляду я приятная!

Фиалка : Фиалка – сказочный цветок,

Никто не может с этим спорить.

Создание дивной красоты

И удивительных историй.

Зимою стужа и метель,

Природы дивной замиранье.

А где фиалка, там свирель

И вечное весны дыханье.

Роза : Меня называют царицей цветов!

За цвет и за запах моих лепестков.

Хоть куст мой зеленый вас ранить готов,

Но кто не простит мне колючих шипов!

Мак : Мой наряд всегда красным бывает,

Зернышки черные во мне созревают.

Бабушка зернышки эти берет,

Вкусные булочки с маком печет!

Лилия : А где же наши подружки – пчелки,

Золотистые челки?

Вы скорее к нам летите,

Нас на танец пригласите!

Звучит музыка, в зале появляются пчелки, «подлетают»

каждая к своему цветочку

1Пчелка : А вот мы и прилетели,

На свои цветочки сели.

Мы весело жужжим,

Над цветами вьемся.

Как за горку солнце сядет,

В улье соберемся.

2Пчелка : С цветка на цветок

Летаем весь день.

Готовить медок

Совсем нам не лень.

3Пчелка : С зари до зари

В трудах и заботах.

Без дела сидеть

Нам совсем неохота.

4Пчелка : Наша профессия – летать,

Медом соты насыщать.

5Пчелка : Да еще мохнатым брюшком

Все цветочки опылять.

Танец «Пчелки и цветы»

1Ребенок : Нас в любое время года

Учит мудрая природа.

Учит, по календарю –

По живому букварю :

2Ребенок : Птицы учат пению,

Паучок - терпению.

3Ребенок : Учит нас пчелиный рой

Дисциплине трудовой.

4Ребенок : Учит снег нас чистоте,

Учит солнце доброте.

5Ребенок : У природы круглый год

Обучаться нужно.

Нас деревья всех пород,

Весь большой лесной народ

Учит крепкой дружбе!

6Ребенок : Давайте, ребята,

Дружить друг с другом.

Как птицы с небом,

Как травы с лугом!

7Ребенок : Как ветер с морем,

Поля с дождями.

Как дружит солнце

Со всеми нами!

Коммуникативный танец - игра «Ку - ку»

1Ведущий : Уважаемые гости, наши ребята к празднику приготовили стихи о птицах, о животных, о растениях и сейчас вам их прочитают.

Дети читают стихи

Шалтай : Ребята, мне так нравится в вашем детском саду,

От вас, наверное, я не уйду.

Ловко вы играете, хорошо поете,

Хорошо танцуете и дружно все живете!

1Ведущий : Шалтай – Болтай, мы рады принять тебя в свои ряды, мы уверены, что ты подружишься с нашими ребятами, а ребята с тобой.

2Ведущий : Ну, вот и хорошо, что все хорошо закончилось. И наш праздник подходит к концу .

1Ведущий : А напоследок мы хотим вам пожелать :

Берегите нашу планету,

Другой такой на свете нету.

Берегите птиц, насекомых, зверей,

От этого станете только добрей.

Украшайте Землю цветами , садами

Такая планета нужна нам с вами!

Парный танец «Дорога к солнцу»

Ведущий : Спасибо всем за внимание, наш праздник окончен .

Под веселую музыку дети выходят из зала