Работа с периодикой в библиотеках. Сценарий познавательного часа информации о периодике «Верные друзья

Вот полки, книги, переплеты…
Знакомцы давние мои,
Предмет вниманья и заботы
И возрастающей любви.
И переплет за переплетом,
Где по-соседству с прозой – стих,
Как поворот за поворотом
На карте судеб мировых.
Как разговор тысячелетий,
Ушедших поколений зов…
И вы, и я – мы просто дети
Пред этой мудростью веков.

В продолжении читайте материал в женском интернет журнале про цветок женское счастье

Здравствуйте, милые, дорогие, верные друзья нашей библиотеки! Вы, действительно, наши верные друзья, вам не страшен холод, зной, снег, ветер или дождь. В любую погоду вы смело шагаете в библиотеку. Она ждет вас всегда и встречает радостно, теплом и радушием сотрудников, новыми поступлениями литературы, интересными массовыми мероприятиями.

Сегодня библиотека должна выбрать своего самого верного друга. Им станет тот, кто больше других знает о самой библиотеке, о периодических изданиях, в общем, тот, кто ответит на большее количество вопросов и получит больше жетонов в течение всей нашей встречи.

Итак, начнем наш разговор. В Армизонском районе создана ЦБС. Кто знает, что это такое?
(Ответ: Централизованная библиотечная система)
А кто скажет, в каком году произошло это знаменательное событие?
(Ответ: В 1977 году)

ЦБС объединяет 12 библиотек: 11 сельских и одну центральную районную библиотеку с детским отделом. Думаю, вам будет интересно узнать некоторые результаты деятельности за 2011 год. Конечно, год был трудным, но плодотворным. Все показатели нашей работы (за исключением платных услуг) выше, чем в 2010 году. Даже число читателей на 10 человек больше, несмотря на то, что много читающих семей уезжают за пределы района и, кроме того, в районе большая смертность. Читателей у нас 5,5 тысяч. Книжный фонд составляет более 97 тысяч экземпляров и более 750 экземпляров периодической печати. За прошлый год было выдано читателям свыше 235 тысяч книг, газет и журналов. Для сравнения – в 2010 году – только 207 тысяч. То есть каждый читатель за год взял 42 экземпляра литературы, или 3 издания в месяц. Это — хороший показатель.

В прошлом году немного изменились функционирующие в библиотеке отделы, к нам пришли новые работники. Вот как это выглядит в данный момент: в библиотеке 4 отдела. Отдел обслуживания взрослых читателей (Г. А. Угрюмова, О. Н. Грудева, А. С. Печерина); детский отдел (В. А. Лукащук, Н. Ф. Печерина); отдел комплектования (Г. П. Горбунова, В. В. Марков); информационно-правовой отдел (Н. О. Жирякова, Е. В. Мауль).
Наверное, вам интересно будет узнать, что у нашей системы есть в интернете свой сайт armbibl.ucoz.ru. На нем мы помещаем свои планы работы, информации о проведенных мероприятиях, фотографии и другую полезную информацию.
В библиотеке открыт пункт коллективного доступа в Интернет, которым вы можете воспользоваться бесплатно в часы работы библиотеки.

Библиотеки нашей системы (в том числе и районная) расширяют свои функции и диапазон оказываемых услуг, как платных, так и бесплатных. Информацию об услугах библиотеки вы можете найти в Уголке читателя.
Главное направление работы библиотеки – предоставление населению информационных услуг через имеющиеся библиотечные документы, в том числе через периодические издания.
Поток информации, постоянно поступающий и потребляемый всеми нами, стал для человека цивилизованного не просто важен, но и жизненно необходим.

Давайте вспомним, что входит в этот разнообразный мир, называемый СМИ?
(Ответы)
Да, это пресса – периодические издания газетно-журнального типа и аудиовизуальные СМИ – радио и телевидение.

Сегодня мы поговорим о первой составляющей и мне, как библиотекарю, кажущейся самой важной, — периодической печати.
Очень сложно, почти невозможно, представить себе все эти периодические издания. Потому что современная пресса – это тысячи изданий, различных по тематике, целевому назначению, программе, периодичности, тиражу, региону распространения.

На какие два отряда мы можем разделить всю прессу?
(Ответ: Газеты и журналы)
Правильно. А чем отличается газета от журнала?
Газета обладает большей оперативностью, большей универсальностью, она более информативна и представляет собой листовое издание.
Журнал более аналитичен (т.е. анализирует события) и публицистичен. Журналы, согласно Госстандарту, должны быть сброшюрованы», т.е. печатные листы скреплены в корешке.

Давайте совершим мысленно экскурсию в историю прессы…

Газета – это история мира за одни сутки. Сложно придумать лучшее определение для этого вида периодики.
Само слово «газета» по традиции связывают с названием итальянской монеты – gazzeta.
В середине XVI века она служила платой за листки, сообщавшие венецианским купцам торговые новости. История газетного дела ведет начало с 1609 года, именно тогда в Германии раз в неделю выходили газеты.
Первая русская газета «Куранты» появилась в 1621 году. Правда, она была рукописной, и читали ее только царь и бояре.
Журнал почти на полвека младше газеты. Это было в 1665 году в Париже, когда вышел первый номер издания. С тех пор прошло немало времени.
По региону распространения прессу можно разделать на три большие группы: общенациональная, региональная, местная.
Пресса может быть рассчитана либо на большинство потенциальных читателей, либо на конкретную группу.
По тематическому направлению прессу можно разделить на следующие темы, посвященные проблемам: здоровья, спорта, техники, науки.
У газет и журналов разная периодичность. Строгая периодичность – одна из важнейших характеристик СМИ. Некоторые издания выходят каждый день, другие – раз в неделю, некоторые — раз в месяц.
На первой полосе размещаются самые важные материалы, сенсационные фотоснимки. Что привлекает ваше внимание? Ну конечно, заголовок. Его главная задача – задержать наше внимание, заинтриговать. Иногда заголовок сопровождается кратким текстом, выделенный курсивом, который предваряет материал. Это и есть врез. Обычно это лозунг, цитата или комментарий, иногда краткое содержание материала, от которого зависит, будет ли читатель читать этот материал.
Ведь читая периодические издания, мы выбираем только то, что нам интересно, поэтому заголовок и врез стараются нас заинтересовать. Под шапкой «Сегодня в номере» располагают самые важные темы номера. Иногда в газеты и журналы вложены листы, которые называются вкладка. Вкладка – это издание в издании, ее можно вынуть из газеты, не нарушив при этом целостности издания (программа ТВ).
Сплошной текст на широкой газетной или журнальной полосе читать было бы неудобно. Поэтому в издательской практике принято разбивать его на несколько колонок — вертикальных столбцов.
В каждом издании печатаются выходные данные, содержащие информацию об издателе, главном редакторе, периодичности выхода издания, тираже и т. д. В каждой газете и в каждом журнале есть свои постоянные рубрики – разделы. У рубрики свое место и оформление
Сейчас предлагаем вам познакомиться с периодическими изданиями, представленными на стеллажах.

Итак, наша библиотека выписывает 94 периодических издания. Из них 37 газет и 57 журналов.
Все вы – наши постоянные читатели и сами знаете, какие журналы и газеты мы выписываем. Конечно, этот список не постоянен. В зависимости от ваших интересов происходит корректировка.

Например, когда-то мы выписывали журнал «Караван историй». Он пользовался спросом у женщин среднего возраста. Потом вдруг перестал быть востребованным. Но когда новых номеров журнала не стало, вдруг возник спрос на него. И вот с этого полугодия на наших стеллажах – ваш старый знакомый журнал «Караван историй».

Обратите внимание на новые журналы: «Даша», «Все для женщины», «Охота и рыбалка: XXI век».

1. В газете следует представлять себе постоянное расположение материалов, внутренних и международных.

2. Просмотр газеты следует начинать с передовой статьи. Её место – слева или вверху первой полосы. Передовая – пульс сегодняшнего дня. Она расскажет вам о первоочередных задачах и проблемах страны, науке, технике, культурной жизни. Заголовок передовой статьи всегда четко обозначает её тему.

3. Далее – общий просмотр газеты. Его технология сродни просмотру книги, только оглавлением-путеводителем служат рубрики и заголовки. Сопоставив заголовок статьи с рубрикой, под которой она помещена, почти всегда можно сказать тему очерка, фельетона, репортажа, информации. Уточнить эту тему поможет подзаголовок.

4. Интересно вам? – читайте.

5. Прочитанное вами должно непременно сработать – помочь в профессиональной деятельности или просто в разговоре.

6. Нет ни одного номера журнала, в котором бы не рассказывалось о чем-то нужном, интересном. Надо уметь увидеть эти материалы, прочитать их. Систематическое чтение газет и журналов позволит вам быть знающими людьми, которые всегда могут рассказать о том, что происходит в мире, в нашей стране.

7. Как же приучить себя к чтению периодики? На первых порах заставляйте себя прочитать хотя бы все заголовки на всех полосах газеты. Наверняка один — два из них привлекут ваше внимание. Прочтите статьи под этими заголовками. Вот уже есть одна – две темы, с которыми вы знакомы. Если вы сумеете и в дальнейшем заставлять себя следить за ними, то не только познакомитесь с мнениями других по заинтересовавшему вас вопросу, но сможете сформировать и своё.

8. Есть одно – единственное, обязательное условие развития интереса к газете, журналу. Это последовательность, регулярность чтения.

Вопросы викторины:

1. Что такое ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ?
2. Что такое газета?
3. Чем журнал отличается от газеты?
4. Чем журнал отличается от книги?
5. Назовите региональные периодические издания.
6. Как называется наша районная газета? Когда она выходит к читателям?
7. Расскажите о своем любимом журнале или газете.
8. Какие отделы есть в нашей библиотеке?
9. А сколько библиотек в ЦБС?
10. Каков книжный фонд всех библиотек системы?
11. А сколько у нас читателей?
12. Ну, и сколько экземпляров литературы выдано за 2010 год?

Спасибо всем за ответы. А самым верным другом, знающем о библиотеке почти все оказался _______________________ !

Ну, что ж. Сейчас вы можете подойти к стеллажам, выбрать заинтересовавшие вас газеты и журналы, записать их в свой формуляр, придти домой, сесть в свое любимое кресло, включить настольную лампу и наслаждаться чтением!

А БИБЛИОТЕКА, СТАВШАЯ ВАШИМ ДРУГОМ НАВСЕГДА, БУДЕТ ВАС С НЕТЕРПЕНИЕМ ЖДАТЬ!

Н. О. Жирякова, заведующая информационно-правовым отделом Армизонской ЦРБ

КОНСПЕКТ БИБЛИОТЕЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКОГО УРОКА

В рамках Программы внеурочной деятельности «ОСНОВЫ КУЛЬТУРЫ ЧТЕНИЯ И БИБЛИОТЕЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ»

На тему: «Периодические издания для детей»

Выполнила:

Юрьева Е. А.,

библиотекарь

МБОУ «Гуманитарная гимназия № 8» г. Северодвинска

Архангельской области

Северодвинск

ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ

урок информационной культуры для учащихся 2 кл.

Цель: Воспитание информационной культуры читателей.

Задачи:

Дать понятия «пресса», «публицистика», «периодическое издание», «газета», «журнал», «рубрика», «статья»;

Рассказать о значении периодики в мире информации;

Познакомить учащихся с периодическими изданиями библиотеки гимназии, подходящими по возрасту;

Вызвать интерес к чтению периодических изданий;

Рассказать о возможностях использования периодики для подготовки сообщений, докладов, исследовательских работ и при поиске необходимого информационного материала.

Форма организации обучения : урок ознакомления, обзор.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения:

работа с периодическими изданиями

иллюстрация.

Средства обучения: периодические издания, компьютер, мультимедиа проектор.

План.

1. Вступление.

2.Объяснение понятий «пресса», «периодическая литература», «публицистика», виды периодических изданий (с помощью презентации).

3. Обзор периодических изданий библиотеки с помощью презентации.

Пункты 1-3 — 25 минут.

4.Практическое задание.

8 минут.

5. Вопросы для закрепления и выводы.

5 минут.

6.Свободное чтение.

5 минут.

7. Заключение.

2 минуты.

Ход урока.

1. Вступление

Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас интересный урок под названием «Увлекательная пресса для ребячьего интереса». Этот урок расширит границы нашего кругозора и поможет вам в подготовке докладов, сообщений, выполнении практических и исследовательских работ. Всё это необходимо, поэтому прошу вашего самого пристального внимания и буду рада вашим вопросам по окончании урока.

2 .Объяснение понятий.

(Презентация. Слайд 1)

Увлекательная пресса… А что же такое пресса?

(Презентация. Слайд 2)

«Пресса» - слово пришло к нам из Франции.

Пресса - это произведения печати… : журналы, газеты, вообще текущие новости печатного слова. Так написано в «Словаре иностранных слов вошедших в состав русского языка» А. Н. Чудинова

О журналах и газетах и пойдёт сегодня разговор.

Наверное, ваши родители выписывают или покупают газеты и журналы для себя и для вас, чтобы ознакомиться с новостями и узнать что-либо новое и интересное, и вы уже знаете, что пресса издаётся регулярно - под определённым названием выходят новые и новые номера. Т.е. журналы и газеты издаются периодически.

(Презентация. Слайд 3)

«Периодическое издание - издание (обычно печатное), выходящее с заявленной периодичностью». Так написано в Википедии, онлайн-энциклопедии.

«Периодика» — греческое слово, означающее «вновь наступающий», «возвращающийся».

К периодическими изданиям относятся газеты, журналы, ежегодники, календари и др.

То есть газеты и журналы - это печатные периодические издания или пресса.

Журналы и газеты могут быть разных видов.

(Презентация. Слайд 4)

По периодичности:

ежедневные;

еженедельные;

ежемесячные;

ежеквартальные;

ежегодные и т. д.

По назначению:

научно-популярные;

литературно-художественные и т. д.

В периодических изданиях разных видов печатаются самые различные интересные вещи: статьи о научных открытиях, о жизни в обществе, о культуре разных народов, о спортивных достижениях. Также пресса освещает исторические открытия и факты, разные полезные советы по организации образа жизни и быта, интересные вещи о животном и растительном мире и т. д. Также из газет и журналов мы можем узнать о различных событиях в жизни общества и об отношении людей к этим событиям.

(Презентация. Слайд 5)

Область литературы об актуальных общественно-политических вопросах, а также обсуждение в печати этих вопросов мы называем публицистикой. Публицистика - это вид литературы.

3. Обзор периодических изданий библиотеки.

На периодические издания можно оформить подписку на почте, а можно купить их прямо на почте или в киоске. Давайте ознакомимся с некоторыми периодическими изданиями для младших школьников, которые выписывает наша библиотека.

(Презентация. Слайд 6)

Любознательные и активные!

Приглашаем вас окунуться в газетно-журнальное море нашей библиотеки! Здесь вы можете найти для себя много нового, увлекательного и интересного.

(В ходе рассказа приготовленные заранее газеты и журналы демонстрируются обучающимся).

(Презентация. Слайд 7)

Газета - периодическое издание в виде больших листов, обычно ежедневное, посвящённое событиям текущей политической и общественной жизни.
(С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова Толковый словарь русского языка).

Слово «газета» пришло к нам из Италии. Так называлась там мелкая монета, в которую оценивали ежедневный новостной листок.

Перед вами газета «Добрая Дорога Детства». (Показать газету).

(Презентация. Слайд 8)

«Добрая Дорога Детства» - Всероссийская газета. Выходит 2 раза в месяц. Газета о детях, о дорогах и Правилах дорожного движения.

Газета освещает новости и новые Правила, документы о безопасности детей на дорогах, печатает игровые материалы для детей.

Юным инспекторам движения;

Пост Юнкора (Материалы для юных корреспондентов - пропагандистов детской безопасности);

Игротека ДДД (публикуются настольные игры, пазлы, игры на воздухе, ребусы, кроссворды, викторины);

Собери коллекцию (фото и характеристики автомобилей, фото и сведения о гонщиках и т.д.);

Интервью со знаменитыми людьми;

Дети и Родина;

Здоровый образ жизни и др.

А вот журналы нашей библиотеки. (Показать стопку журналов).

(Презентация. Слайд 9)

«Журнал - периодическое издание в виде книжки, содержащей статьи, художественные произведения, иллюстрации» - гласит «Толковый словарь» Д. Н. Ушакова.

Я принесла несколько журналов.

(Презентация. Слайд 10)

«Детское чтение для сердца и разума» - самое первое периодическое издание для детей, появившееся в России. Очень интересный литературно-художественный журнал для детей и их родителей, несмотря на небольшой объём, 48 страниц, и чёрно-белые иллюстрации. Он печатает детскую классическую и современную литературу для чтения: сказки, стихи, рассказы, исторические зарисовки.

(Презентация. Слайд 11)

Ребята и зверята

Задушевное слово

Рассказ за рассказом

Поэзия детям

Читаем всей семьёй

Чудные мгновения

Бывает и такое

Кроме шуток

Чудеса в решете

Жила-была сказка

Занятные истории

История из истории

Вот всеми любимый журнал «Мурзилка».

(Презентация. Слайд 12)

Популярный детский познавательный литературно-художественный журнал. Выходит 1 раз в месяц с 1924 г.

Главный его герой - жёлтый пушистик Мурзилка, сказочное существо. Он знакомит читателя с интересным миром сказок, рассказов, стихов, комиксов, загадок и кроссвордов.

Авторы "Мурзилки" - современные талантливые писатели, художники и классики детской литературы: С. Я. Маршак, Г. Б. Остер, Ирина Ащеулова, Андрей Усачёв и многие другие. Часто авторами журнала выступают сами читатели.

(Презентация. Слайд 13)

Наши любимые писатели

Галерея искусств Мурзилки

Экологический урок Мурзилки

Я пишу письмо в «Мурзилку»

Приключения Мурзилки - рубрика коммиксов

Путешествия и открытия

Кроссворд Мурзилки и др.

«Статья - научное или публицистическое сочинение небольшого размера» - написано в «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой.

Статьи из «Мурзилки» помогут подготовить интересные сообщения, доклады в дополнение к школьной программе, расширить свой кругозор.

Следующий наш журнал называется «Детская энциклопедия».

(Презентация. Слайд 14)

Этот научно-популярный журнал издаётся 1 раз в месяц.

Он предназначен для детей с 12 лет, но и восьмилетним ребятам можно найти здесь понятный материал. "Детская энциклопедия" содержит интересные факты, он интересен и детям, и взрослым.

Каждый журнальчик посвящён отдельной теме и состоит из множества вопросов или глав, расположенных по алфавиту, раскрывающих содержание темы.

Это периодическое издание поможет в подготовке сообщений и докладов к урокам, в расширении кругозора. Его можно использовать при написании исследовательских работ.

«А почему?» - часто спрашивают любознательные дети. Есть журнал, который так и называется «А почему?», и мы его выписываем.

(Презентация. Слайд 15)

Этот научно-популярный исторический журнал для младших школьников - ежемесячное приложение к журналу «Юный техник».

В каждом из номеров издания можно получить знания во всех областях науки, техники, искусства, побывать в самых интересных уголках Земли, окунуться в подводное царство, познать тайны природы.

(Презентация. Слайд 16)

Сто тысяч «почему»

Наш Эрмитаж

Все цвета радуги

Преданья старины глубокой

Со всего света

Игротека

Любопытный факт

Настенька

Данила - мастер и др.

"А почему?" поможет в подготовке сообщений и докладов на уроках, в написании исследовательских работ, в повышении уровня эрудиции.

Очень увлекателен и интересен журнал «GEOлёнок».

(Презентация. Слайд 16)

В нём можно найти информацию про всё на свете.

Выходит он 1 раз в месяц.

«GEOлёнок» - журнал о планете Земля и нашей жизни на ней.

«Фото месяца»;

«Земляне» - об удивительных событиях планеты;

«Соседи по планете» - о животных;

«Вопрос на засыпку» - рубрика различных вопросов;

«Что новенького» - свежие новости;

«Комикс»;

«По следам ваших писем» и др.

Журнал поможет в написании исследовательских и практических работ, в подготовке к урокам и повышении уровня эрудиции.

Обязательно должна вам сказать, что найти нужную информацию в журналах удобнее всего по содержанию.

(Презентация. Слайд 17)

В каждом журнале есть содержание.

4. Практическое задание.

Итак, небольшое практическое задание: я раздаю вам журналы, вы рассматриваете в них:

название;

Также подумайте, к какому уроку можно подготовить сообщение по данному журналу.

5. Вопросы для закрепления и выводы.

А теперь прошу ответить на мои вопросы (фронтальный опрос):

Что такое пресса?

Почему газеты и журналы называют периодическими изданиями?

Что такое газета?

Что такое журнал?

Какие виды периодических изданий вы запомнили?

К какому уроку можно подготовить сообщение по журналу «Детское чтение для сердца и разума»?

Сколько названий журналов я сегодня показала?

Выписываете ли вы дома газеты и журналы? Покупаете ли их? Читаете ли их в библиотеке?

Итак, мы узнали сегодня…(рефлексия).

Вы сегодня молодцы. Вы были внимательны и заинтересованы.

(Презентация. Слайд 18)

Мы рассказали всего о нескольких журналах библиотеки гимназии и об одной газете. Журналы «Читайка», «Тошка и компания», «Классный журнал» и другие многие из вас уже видели в библиотеке.

Помните о правилах пользования журналами: выполнении сроков чтения и бережном их использовании.

Увлекательного путешествия в море периодических изданий!

6. Свободное чтение (5 минут).

(Презентация. Слайд 19)

7. Заключение.

Вы большие умники и умницы! Приглашаю вас в библиотеку! Спасибо за внимание!

Список литературы.

ГОСТ 7.60-90. Издания. Основные виды. Термины и определения: [Электронный ресурс] // Верстка. - Режим доступа: http://verstka.otrok.ru/law/gost76090.html . − Загл. с экрана.

Периодическое издание: [Электронный ресурс] // Википедия. Свободная энциклопедия - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/ . - Загл. с экрана.

Русский язык. Словари: [Электронный ресурс] // Classes.RU. - Режим доступа: http://classes.ru/all-russian/russian-dictionary-Dal-term-5353.htm . − Загл. с экрана.

Словарь иностранных слов русского языка. Пресса: [Электронный ресурс] // Академик. - Режим доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_fwords/29048 . - Загл. с экрана.

Толковый словарь Ушакова. Рубрика:[Электронный ресурс] // Академик. - Режим доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/1012226 . - Загл. с экрана.

В современном мире особо ценны две вещи: время и информация!

Библиотека - самое открытое и доступное учреждением культуры для граждан. Обладая огромным количеством книг, документов, периодических изданий, в том числе электронных, она способна удовлетворить право каждого на получение информации. Мы ценим ваше время и потребность в приобретении новых знаний и готовы помочь разобраться в огромном перечне услуг, которые оказывает Челябинская областная универсальная научная библиотека.

Мы начинаем новый проект «», который доступно расскажет читателям о наших услугах и возможностях. Специалисты библиотеки станут надежными навигаторами в поиске необходимой информации. Подскажут, как найти нужную информацию и не тратить на поиски много времени.

Первым в нашем проекте будет представлен «Зал периодических изданий» (зал № 4).

Участником первого «Открытого диалога» стала

Справка:

Челябинская областная универсальная научная библиотека (ЧОУНБ) с момента своего появления формирует фонд отечественных и зарубежных периодических изданий. Зал периодики готов принять до 50 читателей одновременно. Фонд составляет более 11 тысяч изданий - это более трехсот названий центральных и местных газет и журналов. Большинство из них находится в открытом доступе. С 2015 года спектр подписных периодических изданий существенно расширился.

«В зале периодики каждый найдет себе газету или журнал по душе. Представители старшего поколения помнят время, когда приобретение книг для домашних библиотек было массовым. А выписать популярный журнал считалось большой удачей. Огромным спросом у населения пользовались : «Огонек», «Юность», «Вокруг света», «Крестьянка», «За рулем», «Крокодил» и множество других. Для большинства граждан день начинался с прочтения «Правда», «Известия», «Комсомольская правда». За успехами наших спортсменов следили в «Советском спорте».

Сегодня читальный зал «Периодика» предлагает своим читателям не только журналы с биографией, но и современные. Например, «Профиль», «Курс дела», «Ключевые люди», «Земляки». У нас представлена периодика за последние 5 лет», - рассказывает в своем интервью Любовь Аверина.


- В ЧОУНБ функционирует специализированный зал периодики. Какие периодические издания собраны в этом зале?

Большинство изданий - это центральные и местные газеты. Широко представлены журналы по экономике, философии, истории, политологии, экологии, языкознанию и литературоведению, большой выбор литературно-художественных журналов и региональные издания.

Особенно обращу внимание юристов, для них мы можем предложить более 50 названий по вопросам права: «Государство и право», «Российский судья», «Российский следователь» и многое другое. Для педагогов и врачей у нас представлен большой выбор журналов по педагогике и медицине.

- На какую аудиторию ориентирована работа зала периодики? Есть постоянные читатели?

Наши постоянные посетители - это преподаватели, юристы, врачи, ученые, студенты и пенсионеры. Читатели привыкли к ежедневному поступлению свежей прессы, поэтому многие из них приходят почти каждый день на протяжении несколько десятилетий. Потому что привычка читать и быть в курсе событий остается с человеком навсегда.


- Какие подсказки существуют для новичков зала периодики?

Фонд периодики отражен в системе каталогов и картотек библиотеки. Электронный каталог ЧОУНБ содержит перечень всех имеющихся периодических изданий. В нем читатель сможет получить доступно информацию о том, что выписывает библиотека, за какие годы, и в каком зале искать интересующее издание. Ведь периодика также поступает в зал краеведения, литературы по искусству, отдел книгохранения. Электронный каталог представлен также на портале библиотеки. Это дает возможность поиска необходимых документов прямо из дома или офиса.


- Кроме чтения периодики, что может заинтересовать молодых продвинутых читателей

Посетители зала получают консультации библиотекаря по поиску и подбору источников информации. Даже если у нас нет необходимого издания или статьи, которую просит читатель, мы поможем подобрать другой материал по запрошенной теме. Такая услуга называется - тематическая справка . Она предоставляется бесплатно.

По запросу предприятия для проведения какого-то тематического мероприятия мы можем организовать и привезти выездную тематическую выставку прямо в учреждение, провести обзор последних статей по нужной теме - эта услуга платная ,но очень востребованная.

Для работы с электронными версиями периодических изданий читатели могут воспользоваться компьютерами, размещенными в зале периодики. Все они имеют доступ к интернету, также в библиотеке работает бесплатный wi- fi . Это позволяет читателям использовать и собственные технические устройства на автономном питании (ноутбуки, диктофоны, аудиоплееры). Ведь помимо традиционного чтения газет и журналов мы предлагаем своим читателям возможность свободного доступа к полнотекстовым электронным вариантам. Доступ к ним осуществляется также с компьютеров отдела электронных ресурсов (зал № 5).

На сайте библиотеки в разделе Ресурсы / Электронные / Путеводители расположен , насчитывающий свыше 80 ссылок на сайты общероссийских и местных газет и журналов. Они сгруппированы по отраслям знания: экономике, политике, праву, педагогике и др.

Вы можете воспользоваться услугой удаленного доступа к периодическим изданиям, представленных в базах данных и электронных библиотеках Виртуального абонемента ЧОУНБ : ЛитРес, IPRbooks, Руконт, Издательство «Лань», Polpred.com и КнигаФонд.


- Какие дополнительные услуги оказывают специалисты зала периодики?

Мы составляем тематические списки по запросу читателей. Форма предоставления информации может быть разная: по телефону, по электронной почте, традиционный список литературы. Воспользоваться подобной услугой может индивидуальный и коллективный абонент. Для специалистов ведется групповое информирование (оказываем информационную поддержку по новинкам отрасли, которые публикуются в специализированных журналах). Любая организация может стать коллективным абонентом. На протяжении уже нескольких лет кафедра математического и функционального анализа ЮУрГУ и АНО Учебно-инжиниринговый центр являются нашими постоянными абонентами.

Отдел обслуживания, и зал периодики в том числе, планирует и проводит много мероприятий в помощь учебному процессу. Педагогическим коллективам образовательных учреждений, которые являются нашими партнерами, предоставляются площадки для проведения педсоветов, семинаров, других мероприятий. Библиотекари организуют информационное сопровождение: выставки, просмотры, обзоры по теме. Для учащихся проводятся занятия в литературной гостиной, встречи с писателями, интересными людьми.

Если вам необходимо сделать копию необходимого документа - в зале предусмотрен ксерокс. Наш сотрудник поможет сделать нужное количество копий формата А4.Хотя в других залах библиотеки возможно копирование документов и большего формата, а также сканирование и распечатка электронных версий. Эти услуги являются платными.


- Как стать читателем зала периодики?

Чтобы читать периодику, надо стать читателем Публичной библиотеки. У нас стандартные требования - с паспортом, студенческим билетом (для учащихся) и фотографией ждем всех желающих по адресу: г. Челябинск, пр. Ленина, д. 60, 3-й этаж, зал № 4.

Если вы еще не являетесь нашим читателем, то можете пройти Удаленную регистрацию в ЧОУНБ и получить цифровой код читательского билета, в отделе регистрации библиотеки можно получить читательский билет при первом посещении.

Вы можете задать вопрос профессионалу на нашем портале в Виртуальной справочной службе (ВСС) .

Интервью подготовлено пресс-службой ЧОУНБ

Роль периодической печати в жизни общества велика. Газеты и журналы несут читателям оперативную информацию обо всем, что происходит вокруг, освещают наиболее интересные события, факты, сведения, отвечают на интересующие нас вопросы.

От времени написания книги до выхода ее в свет проходят годы. Между тем, в газетах этот промежуток времени исчисляется днями, а в журналах – несколькими месяцами. Поэтому именно в периодике так ощутимо дыхание времени.

В журналах содержатся оперативные сведения практически по любой теме. Надо только уметь их вылавливать, пропуская через решето своего интереса. С помощью периодических изданий можно работать над расширением познавательного интереса, воспитывать лучшие черты характера.

Периодические издания играют неоценимую роль в воспитании молодого поколения: как очень мобильный способ получения информации, они отражают многие современные проблемы молодежи и тем самым способствуют ее социализации. Детские газеты и журналы способствуют расширению познавательных интересов детей, стремятся формировать сознательное отношение к учению – главной трудовой деятельности учащихся.


Репертуар детских и подростковых журналов сейчас достаточно интересен и разнообразен. Почти вся детская газетно-журнальная продукция прекрасно иллюстрирована, издается на хорошей бумаге. Молодое поколение часто предпочитает книге журнал, так как разнообразное жанровое содержание и хороший информационный материал удовлетворяют их вкусам и интересам. То же самое можно сказать о подростковой периодике.

К сожалению, из-за постоянного роста стоимости подписки периодические издания становятся доступными все более ограниченному кругу людей. Между тем библиотеки, в большей или меньшей степени, располагают подпиской на периодические издания. Придя к нам, ребенок встретит и квалифицированного библиотекаря, который поможет ему в определении приоритетов чтения.

Всю информацию, которую содержит периодическая печать, условно можно разделить на текущую (или событийную) и базисную. Текущая информация посвящена конкретным событиям, учит разбираться в нравственных конфликтах детей и подростков, оценивает их, анализирует сложные ситуации, требующие морального выбора.

Базисная информация помогает осмыслить те отдельные факты, явления, с которыми дети сталкивались сами, о которых прочли или услышали, и обобщить в мировоззренческие категории.

Если текущая информация, как правило, устаревает быстро, теряет свою актуальность, то базисная носит долговременный характер.

Собирая читателю информацию, детская пресса активно принимает участие в формировании политического опыта (интернационализма, толерантности), формировании здорового образа жизни.

Чтобы научить ребят правильно и регулярно читать журналы и газеты, следует использовать различные формы наглядной и массовой работы. Пропаганда периодических изданий должна быть оперативной, т.е. информация «на злобу дня» должна быть доведена до читателя в короткий срок. Оперативность достигается организацией открытого доступа и справочно-библиографического аппарата, позволяющих быстро удовлетворить запрос читателя.

Предлагаем названия выставок , так или иначе связанных с представлением периодики:

·«Наша пресса – на все интересы»,

·«Газета – окно в мир, где живет твой кумир»,

·«Что лист печатный нам готовит»,

·«Страна Журналия»,

·«Почтовый дилижанс»,

·«По страницам модных журналов»,

·«О чем рассказывают журналы» и др.

На стеллаже с периодикой можно поместить плакат или памятку с рекомендациями:

«Не читай все подряд. Прежде, чем читать, просмотри заголовки всех статей, это поможет тебе выбрать нужное и интересное. Объяснение непонятных слов найди в словаре; пользуйся картой, найди на ней те места, о которых прочитал».

Текст памятки, адресованной старшеклассникам, может быть таким:

2. В газете (журнале) следует представлять себе постоянное расположение материалов, внутренних и международных.

3. Просмотр газеты следует начинать с передовой статьи . Ее место – слева или вверху первой полосы. Передовая – пульс сегодняшнего дня. Она расскажет тебе о первоочередных задачах и проблемах страны, науке, технике, культурной жизни. Заголовок передовой статьи всегда четко обозначает ее тему.

4. Далее – обширный просмотр газеты (журнала). Его технология сродни просмотру книги, только оглавлением-путеводителем служат рубрики и заголовки. Сопоставив заголовок статьи с рубрикой, под которой она помещена, почти всегда можно сказать тему очерка, фельетона, репортажа, информации. Уточнить эту тему поможет подзаголовок.

5. Интересно тебе? – Читай! Останови свое внимание и на фамилии журналиста, на звании или должностном положении автора.

6. С особым вниманием читай материалы, которые могут тебе пригодиться – на уроке, в сочинении, в разговоре.

7. Нет ни одного номера журнала, в котором бы не рассказывалось о чем-то нужном, интересном. Надо уметь увидеть эти материалы , прочитать их. Систематическое чтение газет и журналов позволит тебе быть знающим человеком, который всегда может рассказать о том, что происходит в мире, в стране.

8. Как же приучить себя к чтению периодики? На первых порах заставляй себя прочитать хотя бы все заголовки на всех полосах газеты (журнала). Наверняка один-два из них привлекут твое внимание. Прочти статьи под этими заголовками. Вот уже есть одна-две темы, с которыми ты знаком. Если ты сумеешь и в дальнейшем заставлять себя следить за ними, то не только познакомишься с мнениями других по заинтересовавшему тебя вопросу, но сможешь сформировать и свое.

9. Есть одно-единственное, обязательное условие развития интереса к газете (журналу). Это последовательность, регулярность чтения .

Практически все формы работы с читателями: индивидуальные и групповые беседы, обзоры, выставки – должны включать рекомендацию статей из журналов и газет. Полезно вести папки газетных и журнальных вырезок, куда помещать важный, актуальный материал. Тематические папки часто становятся уникальными пособиями для читателей в изучении, например, истории родного края.

I.Нужно ответить на вопросы, касающиеся журналов и газет на выставке в библиотеке. Можно использовать вопросы, касающиеся периодики в целом. Например:

·Постоянный раздел в газете или журнале (рубрика).

·Кто отвечает за исправление грамматических ошибок? (корректор)

·Что означают цифры, написанные на обложке журнала? (номер журнала и год его издания)

·Он главный в издательстве. Приводит в порядок авторские материалы (редактор).

·С него начинается знакомство с текстом, расположен по центру, напечатан крупными буквами (заголовок).

II.Изготовить макет собственного журнала, придумать название и содержание. При выполнении этого задания ребята могут проявить свои творчество и фантазию.

Неделя журнальных открытий для молодежи «Планета периодика» может состоять из мероприятий:

·Пресс-час «Королевство красоты»,

·Круглый стол «Пресса нашего края»,

·Пресс-весы «Периодика: за и против».

Примерная программа Дня молодежной периодики «Журнальное ассорти»:

Выставка периодических изданий «ЖурнаLAND »,

Блиц-опрос «Мой любимый журнал».

«Призовым фондом» в подобных мероприятиях могут стать постеры из тех же самых журналов.

Одним из заданий в любом посвященном периодике мероприятии может стать составление шутливого «Словаря новых журнальных терминов»:

* Журналята – юные корреспонденты;

* Журналюди – люди, работающие в журнале;

День периодики . На уроке информационной грамотности следует познакомить ребят с такими понятиями, как «периодические издания», «газета», «журнал», «рубрика», «корреспондент», «юнкор», обучить навыкам работы с газетами и журналами. Затем можно провести КВН с заданиями от героев журналов: решить кроссворды, отгадать загадки, ответить на вопросы викторины.

Работа с газетами и журналами – это своеобразная лаборатория творческих идей и креативных мыслей. Благодаря этому читатель сможет не только многое узнать, но и выразить, показать себя. На основе периодики для детей и подростков можно провести немало интересных мероприятий :

Пресс-тур по журналам о животных «Зоологический вернисаж»,

Библиотечно-библиографические занятия: «Мои друзья – журналы», «Калейдоскоп событий, историй и открытий», «Этот многоликий мир информации», и многие другие.

Сами библиотекари могут использовать газеты и журналы в качестве методического материала: многие публикации можно даже не перерабатывать и использовать в сценариях или для составления викторин. Но есть одно правило, которому нужно следовать: дети должны удивляться. Способность эта – одна из главных и необходимых для человека. И викторина – это не просто вопросы и ответы, это – открытие. И не так уж важно, знают дети ответ на трудный вопрос или нет. Они будут думать, предлагать варианты, искать ответы в книгах и энциклопедиях, а для нас, библиотекарей, это и есть самое главное: пробудить интерес ребят к чтению и творчеству.

В заключение хочется сказать, что, развертывая работу с периодическими изданиями, библиотекари оказывают помощь читателям в удовлетворении их запросов, формировании художественного вкуса и культуры чтения. Не менее важно повышение авторитета библиотеки, увеличение читательского спроса на периодику и, как следствие, возникновение интереса к другой печатной продукции, приток читателей в библиотеку.

24.01.2017

20 января в детской библиотеке-филиале № 3 состоялся день периодики «Журнально- газетная карусель» , который был полностью посвящен периодическим изданиям для детей и подростков.

Широкому кругу читателей была представлена выставка-просмотр «Страна Журналия» . У выставки проводились обзоры «Про всё интересное на свете, узнай в журнале и газете» . В течение дня ребята посещали читальный зал и удовольствием листали любимые журналы.

В этот день гостями библиотеки стали воспитанники старшей комбинированной группы МБДОУ № 41 (воспитатель Коротова Г.А.). Для них были проведёны экскурсия по библиотеке «Приглашаем в Книжкин Дом!» и библиотечный урок «Книг, конечно, есть немало, только я люблю журналы» (Школа маленького читателя ).

Библиотекарь познакомила дошкольников с понятиями: газета, журнал, статья, заметка, журналист. Вместе с ребятами выявили отличительные и схожие признаки газет и журналов. Дети узнали, что обложка – это лицо журнала, на ней есть вся нужная информация. Выяснили, что детские журналы нужны для дополнительного чтения, получения интересных сведений об окружающем мире, развития мышления, развлечения и отдыха. Один за другим были представлены ребятам журналы, о каждом следовал небольшой рассказ о том, какие познавательные и развлекательные материалы он содержит.

В заключение ведущая пригласила всех чаще посещать читальный зал библиотеки, где их ждет их любимая пресса.