День воздушного флота россии. Хмурый полдень XXI век


28 сентября 1992 года официальные власти России приняли постановление «Об установлении праздника День Воздушного флота России». В нем указывалось, что отмечать данное событие надлежит в третье воскресенье августа — в 2016 году этот день выпал на 21 августа.

Немного истории:

  • 30 июля 1912 года император Российской Империи Николай II постановил сформировать первую в стране авиационную часть. Тогда использовался старый календарь. Поэтому при переходе на новые даты, день основания воздушного флота перенесся на 12 августа.
  • 28 апреля 1933 года Совет Народных Комиссаров СССР постановил праздновать День авиации — 18 августа. Праздник также назывался День воздушного флота СССР.
  • 28 сентября 1992 года уже российские власти постановили проводить торжества в третье воскресенье августа.
  • 31 мая 2006 года появился еще один указ, который объединил День Военно-воздушных сил (12 августа) с Днем воздушного флота России. С тех пор все праздничные мероприятия проводятся под конец августа.

В 2016 году с поздравлением выступил глава Росавиации Александр Нерадько:

Уважаемые коллеги! Дорогие ветераны гражданской, государственной и экспериментальной авиации!

День Воздушного Флота - профессиональный праздник всех, кто связал свою жизнь с небом, управляет летательными аппаратами в воздухе, обеспечивает их полеты на земле, работает над созданием новых и совершенствованием созданных крылатых машин, готовит новые поколения покорителей пятого океана.

Авиатор — не просто профессия, это призвание воплощать в реальность мечту о полете, свойственную каждому человеку.

От имени Центрального аппарата Федерального агентства воздушного транспорта и от себя лично сердечно поздравляю всех российских авиаторов и любителей авиации с нашим общим праздником! Искренне желаю всем вам крепкого здоровья, благополучия, новых высот в службе и на работе, мирного и ясного неба, а также удачи во всех ваших начинаниях!

В преддверии профессионального праздника, 18 августа, министр транспорта РФ Максим Соколов вручил государственные и ведомственные награды работникам гражданской авиации.

Праздничные мероприятия пройдут сегодня в разных городах России.

В Хабаровске состоялось авиашоу от «Соколов России». Многочисленные зрители смогли наблюдать показательные полеты истребителей СУ-27, СУ-35С, СУ-30СМ и легких фронтовых истребителей МиГ-29. Фигуры высшего пилотажа на малой высоте и высоких скоростях показывала пилотажная группа «Соколы России». Парашютисты специальных групп продемонстрировали прыжки с малой высоты. А продолжились праздничные мероприятия выступлениями танцевальных и вокальных коллективов.

В небе на Пермью состоится праздничная программа «Авиамания на Каме». Здесь главным событием также станут выступления пилотов. Зрители смогут увидеть в небе самолеты P-96 Golf, Cessna-172, LA-4, Flamingo, Vilga-35, ЯК-52 и ЯК-54.

В иркутском аэропорту День воздушного флота России решили отметить выставкой техники. Посетители смогут увидеть следующие модели самолетов — АН-24, АН-26, АН-148, Sukhoi Superjet, CRJ-200. Кроме того, им покажут несколько видов вертолетов, а также специальную наземную технику для обслуживания воздушных судов. Ну а на главной сцене города пройдет праздничный концерт.

День ВВС в 2016 году

День ВВС России 2016 – это символ подвига отважных пилотов, время воздаяния мужеству всех тех, кто посвятил свои силы, да и всю жизнь нашим воздушным силам. И пусть этот праздник военный, но разве есть люди, больше других мечтающие о мире, чем защитники Родины?

День ВВС в 2016 году: какого числа

Президентский Указ, подписанный 31 мая 2006 года, утверждает время празднования Дня ВВС. По этому документу День Военно-Вооруженных Сил России приходится на 12 августа. Время это выбрано не случайно: именно 12 августа сто два года назад в Российской Империи был создан Штат Воздухоплавательной части – первые воздушные войска огромной Империи. День ВВС России, дата празднования которого не зависит от дня недели, то есть не является переменной, отмечается в воздушных военных частях с большим размахом. Однако большая часть разнообразных мероприятий, призванных отметить эту торжественную дату, проводится в День Воздушного флота России, всегда выпадающего на выходной день.

Поздравления с днем ВВС, вы найдете

История ВВС

12 августа, дата, когда день Военно-Воздушных Сил 2016 будет отмечаться на всей территории нашей огромной страны, выбрана обоснованно. Именно в этот знаменательный день ровно 102 года назад Военное Ведомство Российской Империи издало указ о создании Воздухоплавательного Штата – особого ведомства, долженствующего руководить воздушными силами при управлении Генерального штаба. Этому указу предшествовал ряд чрезвычайных обстоятельств.

Первой вехой на пути создания воздушных сил стоит считать образование в 1904 году аэродинамического института в Кучино. Жуковский, отец аэродинамики, начал подготовку летчиков-пилотов первых самолетов Империи. Однако до постройки собственного военного самолета должно было пройти еще несколько лет.

1910 год – дата большой закупки самолетов во Франции. С этого момента началась государственная подготовка пилотов, а самолеты поступили в распоряжение военных сил.

Следующая значимая дата в истории воздухоплавания России – 1913 год. Сикорский, известный изобретатель, оказавший огромное влияние на развитие авиации не только в России, но и во всем мире, строит свои знаменитые самолеты – «Илью Муромца» и «Русского витязя». С этих самолетов началась история русского самолетостроения.

Бурное развитие отрасли не могло не сказаться и на военных силах. Самолеты становятся полноценной частью государственной императорской армии, сначала как способ ведения разведки, а затем уже и самостоятельной боевой единицей. Летчик Несторов, легенда мировой авиации, первым выполнил боевой воздушный таран, ставший примером мужества отечественных пилотов.

После подписания знаменитого указа в 1912 году о создании специального воздушного подразделения можно было уже смело говорить о наличии в стране полноценных вооруженных военно-воздушных сил.

К сожалению, с октябрьской революцией 1917 года развитие воздухоплавания серьезно замедлилось. Однако уже в 30-х года прошлого века страна стремительными темпами взялась нагонять остальной мир, ушедший вперед в этой области. Резкое увеличение количества самолетов, строительство школ по подготовке пилотов, проектирование и строительство собственных истребителей и бомбардировщиков – все это стало основой сегодняшних Военно-Воздушных сил России.

Свои истоки она находит еще в Российской империи, которая стала ее прародительницей, закупив воздушные суда у Франции. Это стало предпосылкой к основанию летных школ, а затем и к созданию военной авиации. До сих пор Россия отдает дань уважения летчикам, не вернувшимся с поле боя, ценой своей жизни добившихся победы, чествует военных, проходивших учения и достигших успехов в службе. Однако не каждый знает, какого числа праздник ВВС, несмотря на его государственный статус. Чтобы внести ясности, следует обратиться к истории.

Зарождение празднования

Изначально, можно считать 12 августа. Именно этого числа 1912 года Николай II подписал указ о создании первой авиационной части, находившейся в составе Главного Управления Генерального Штаба. До этого авиация была частью И только с подписанием Указа стала выполнять самостоятельные функции разведки.

Почему же тогда возникает вопрос о том, какого числа праздник ВВС?

Необходимо помнить, что когда-то в России было советское и постсоветское пространство.

Первой предпосылкой к изменению даты празднования стало создание рабоче-крестьянского Красного флота в 1918 году.

Уже тогда большевики избавлялись от всех символов и пережитков, напоминавших о существовавшей когда-то Российской империи.

Начнем исследование темы. Праздник ВВС, какого числа утвержден со времен СССР?

В 1933 году, под стать новому флоту, избирается новая дата празднования - 18 августа. Основным мотивом в выборе дня стало совмещение торжества с окончанием летнего периода боевой подготовки и демонстрацией заслуг авиационного производства. Теперь праздник включает в себя обязательные состязания по воздухоплавательной технике, представление в области мастерства пилотажа, а также огневых учений.

Целью создания Дня Военно-воздушного флота стала пропаганда развития социализма за счет роста авиационного строительства и укрепления воздушной обороны. Однако было бы справедливо отметить, что флот СССР состоял из нескольких авиаций, а это значит, что вскоре они стали отделяться, требуя собственного дня почести. Так, к примеру, появился День Гражданской авиации.

Итак, вопрос, когда праздник его отмечать, остается по-прежнему открытым.

Неизбежной становится ситуация, когда Военно-воздушные силы присоединяются к общей тенденции и ходатайствуют об отдельном проявлении уважения.

В 1997 году Президент Российской Федерации, внимая просьбам военных авиаторов и учитывая их заслуги, как в сухопутных, так и в морских военных действиях, издает указ, о признании Дня Военно-воздушных сил и возвращает историческую дату - 12 августа.

Теперь-то вопрос о том, какого числа праздник ВВС, кажется, решен. Но, нет.

Запутав окончательно народ, было принято решение утвердить третье воскресенье августа официальным Днем Военно-воздушных сил. Основанием для этого стала необходимость совмещения Дня основания российской авиации с выходным днем. Таким образом, правительство смогло найти консенсус, не забывая об исторических корнях.

Небольшая путаница

Некоторые не просто задаются вопросом даты празднования, а спрашивают: «Какого числа праздник ВВС, ПВО?»

Не стоит совмещать эти два великих события в одно. Несмотря на некую схожесть в датах, День ВВС, как мы выяснили, отмечается третьего воскресенья августа, а День Противовоздушной обороны - второго воскресенья апреля - праздники являются разными.

Ко всему прочему, торжество по случаю Дня ПВО более молодое. Первое участие в бою этих войск было ознаменовано началом Великой Отечественной войны. Именно за заслуги во время этого тяжелого для страны периода, войско было награждено своим собственным памятным днем.

Правда, и здесь не обошлось без смены дат. Изначально, отмечался 11 апреля, но уже в 1980 году был перенесен на второе воскресенье этого же месяца.

И все же различия между этими памятными датами сильнее, чем их сходство.

Заключение

Великие даты нашей Родины следует помнить, ведь этого история, борьба предков за ту жизнь, которую мы сейчас имеем.

Какого числа праздник ВВС, необходимо знать всем, этот праздник нужно отмечать, отдавая дань всем тем, кто боролся за наше мирное небо.

Праздник был установлен как для военных и гражданских авиаторов, так и для разработчиков и создателей авиатехники.

Первое празднование Дня Воздушного Флота прошло 18 августа 1933 года. В этот день в Москве, на Центральном аэродроме имени М.В. Фрунзе (на территории Ходынского поля) был проведен авиационный праздник, в ходе которого были показаны образцы советской авиационной техники, мастерство и мужество авиаторов. На воздушном параде присутствовали члены Советского правительства и Центрального комитета ВКП(б) во главе со Сталиным. С этого дня 18 августа стал всенародным праздником, однако, несмотря на то, что был объявлен День "всего" воздушного флота, то есть всей авиации СССР, включая авиацию Военно-морского флота, Гражданского воздушного флота, Общества содействия обороне, авиации и химическому строительству СССР (Осоавиахим) и др., Военно-воздушные силы Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА) и по численности, и по многообразию решавшихся задач играли в этом празднике ведущую роль.

Начиная с 1935 года авиапарады, посвященные Дню Воздушного Флота СССР, проводились в Тушино в выходные дни, т.е. не были жестко привязаны ко дню 18 августа, а иногда переносились на другой день или вообще отменялись по метеоусловиям.

После Великой Отечественной войны воздушные парады проводились не каждый год, иногда их проводили в июле (в 1951 году — 8 июля, в 1952 году — 27 июля). Последний воздушный парад в Тушино состоялся 9 июля 1961 года. В дальнейшем воздушные показы новых образцов военной и гражданской авиатехники проводились в Домодедово. Последний из них прошел в 1967 году.

В 1970-е и 1980-е годы центральные авиапарады не проводились. Однако, традиция проведения воздушных праздников, посвященных Дню Воздушного Флота СССР, сохранилась на региональном уровне. Ежегодно воздушные праздники проводились в Жуковском (силами летчиков-испытателей Летно-исследовательского института имени М. М. Громова), в Монино, в Кубинке и других авиационных центрах страны.

С 1972 года праздник стали отмечать в третье воскресенье августа.

Официально перенос даты празднования Дня Воздушного Флота СССР на третье воскресенье августа был узаконен указом Президиума Верховного совета СССР от 1 октября 1980 года "О праздничных и памятных днях".

В 1997 году у военных летчиков появился свой праздник — День Военно-воздушных сил, отмечаемый 12 августа. Поэтому с 1997 года День Воздушного Флота является профессиональным праздником для коллективов предприятий и организаций, работников и ветеранов гражданской авиации.

Гражданская авиация в России начала свое развитие с того момента, как в феврале 1923 года Совет Труда и Обороны РСФСР принял постановление "О возложении технического надзора за воздушными линиями на Главное управление воздушного флота и об организации Совета по гражданской авиации", положившее начало государственному регулированию деятельности воздушного транспорта в стране.

В 1923 году в Москве создано первое авиационное общество "Добролет" для организации на коммерческой основе перевозок пассажиров, почты, производства аэрофотосъемок и других работ. К июню 1923 года "Добролетом" была оборудована первая в СССР регулярная пассажирская авиалиния Москва — Нижний Новгород.

В 1931 году в Москве на центральном аэродроме (Ходынское поле) открылся первый в стране пассажирский аэровокзал. 25 февраля 1932 года было образовано Главное управление Гражданского воздушного флота (ГУ ГВФ) и учреждено официальное сокращенное наименование гражданской авиации страны — Аэрофлот. В 1932 году Президиум Центрального исполнительного комитета СССР утвердил первый Воздушный кодекс СССР. В 1936 году СССР вступил в члены Международной авиационной федерации (ФАИ).

В годы Великой Отечественной войны, авиаторы гражданского воздушного флота внесли весомый вклад в победу над врагом. Специальные подразделения Аэрофлота участвовали в боевых операциях. За годы войны летчики совершили более полутора миллионов боевых вылетов, из них около 40 тысяч в тыл врага, перевезли 1,6 миллиона человек, свыше 400 тысяч тонн военных грузов.

После окончания войны в Советском Союзе восстановили разрушенные объекты гражданской авиации и продолжили развивать сеть союзных и местных линий, сооружать новые аэровокзалы и взлетно-посадочные полосы. На трассы Аэрофлота стали выходить представители нового поколения авиационной техники.

В 1970 году СССР вступил в члены Международной организации гражданской авиации (ИКАО). В рамках этой организации советские специалисты участвовали в подготовке международных правовых норм, связанных с ответственностью за ущерб, причиненный воздушным судном, внесли вклад в разработку конвенции о правах и обязанностях командира воздушного судна.

К концу 1980 х годов "Аэрофлот" перевозил ежегодно более 120 миллионов пассажиров, около трех тысяч тонн грузов, свыше 400 тысяч тонн почты.

На долю воздушного транспорта приходилось до 20% общего пассажирооборота СССР, а на дальних магистралях (4 тысяч километров и более) — свыше 80%. Доля авиаперевозок в грузообороте страны была невелика (менее 0,1%). Самолеты гражданской авиации СССР выполняли регулярные полеты в 4000 городов и населенных пунктов Советского Союза и в аэропорты почти 100 зарубежных государств.

В 1991 году , после распада СССР и провозглашения Россией суверенитета, наступил новый этап в истории отечественной гражданской авиации. В бывших союзных республиках и регионах России были созданы собственные авиакомпании. "Аэрофлот" перестал быть общесоюзной структурой и стал одной из нескольких сотен авиакомпаний и производственных объединений гражданской авиации.

В 1992 году началась работа по реструктуризации отрасли, акционированию и приватизации. Авиапредприятия разделились на самостоятельные аэропорты и авиакомпании.

19 марта 1997 года был принят Воздушный кодекс Российской Федерации, устанавливающий правовые основы использования воздушного пространства России и деятельности в области авиации. В соответствии с кодексом разработаны федеральные правила использования воздушного пространства и федеральные авиационные правила.

Сегодня отечественная гражданская авиация демонстрирует высокие темпы роста, расширяется география полетов российских авиакомпаний. На основе международных и региональных узловых аэропортов — хабов формируется маршрутная сеть, обеспечивающая растущие потребности в магистральных, региональных и местных авиационных перевозках пассажиров и грузов.

По состоянию на 2016 год, в реестр аэродромов гражданской авиации РФ включено 259 аэродромов, из них 81 аэропорт допущен к международным полетам.

В транспортной системе государства гражданская авиация является важной составляющей. В 2015 году российскими авиапредприятиями было перевезено около 92,1 миллиона пассажиров и более одного миллиона тонн грузов и почты.

За первое полугодие 2016 года авиаторы перевезли около 38,1 миллиона человек и более 436,9 тысяч тонн грузов и почты.

В жизни России с ее огромной территорией значение воздушного транспорта огромно. Он обеспечивает мобильность людей, решает важнейшие социальные задачи по снабжению жителей труднодоступных районов продуктами питания, медикаментами и другими предметами первой необходимости, содействует развитию деловой активности, обеспечивает межрегиональные связи.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников


День Военно-воздушных сил (ВВС) авиаторы Воздушно-космических сил (ВКС) России, конструкторы и строители летательных аппаратов празднуют в условиях масштабного технического обновления авиационного парка, средств поражения, интенсивных полетов и боевого применения российских самолетов и вертолетов.

День Военно-воздушных сил России установлен указом президента РФ в 2006 году. В этот день в 1912 году военный министр подписал приказ № 397, по которому все вопросы воздухоплавания и авиации передавались в ведение главного управления Генерального штаба, где создавалась воздухоплавательная часть.

В День ВВС России РИА Новости отмечает ряд знаковых позиций, которые характеризуют новый облик военной авиации на данном этапе ее развития.

Составляющая ВКС России

В соответствии с указом президента РФ 1 августа 2015 года к выполнению поставленных задач приступил новый вид Вооруженных сил (ВС) России - Воздушно-космические силы, сформированные путем слияния ВВС и Войск воздушно-космической обороны.

Создание нового вида ВС было обусловлено необходимостью объединения под единым командованием всех сил и средств, отвечающих за обеспечение безопасности России в воздушно-космическом пространстве.

"ВКС стали самым мощным видом Вооруженных сил. Мы своевременно получаем новейшие образцы вооружений и военной техники. Благодаря этому именно Воздушно-космические силы с успехом ломают хребет международному терроризму в Сирийской Арабской Республике (САР)", - заявил главнокомандующий ВКС России генерал-полковник Виктор Бондарев на открытии финала международных соревнований "Авиадартс-2016" в Рязанской области.

Военно-воздушные силы как составляющая ВКС России предназначены для отражения агрессии в воздушной сфере и защиты от ударов с воздуха пунктов управления высших звеньев государственного и военного управления, административно-политических центров, промышленно-экономических районов, важнейших объектов экономики и инфраструктуры страны и группировок войск; поражения объектов и войск противника с применением как обычных, так и ядерных средств поражения; авиационного обеспечения боевых действий других видов и родов Вооруженных сил РФ.

По предназначению и решаемым задачам авиация ВВС подразделяется на дальнюю, фронтовую, военно-транспортную и армейскую. ВВС России имеют в своем составе летательные аппараты бомбардировочной, штурмовой, истребительной, разведывательной, транспортной и специальной авиации.

Вооружение и военная техника ВВС России в настоящее время активно обновляются.

ПАК ФА на подходе

ПАК ФА (перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации) - это истребитель пятого поколения Т-50, оснащенный принципиально новым комплексом авионики и перспективной радиолокационной станцией с фазированной антенной решеткой. Его первый полет состоялся 29 января 2010 года в Комсомольске-на-Амуре, первый публичный показ - 17 августа 2011 года на международном авиационно-космическом салоне МАКС-2011 в подмосковном Жуковском.

"Машина на самом деле прекрасная - по пилотажным, навигационным и другим характеристикам, она обнаруживает другие самолеты на очень большом удалении, ей нет в этом равных. Нам есть чем гордиться, и мы рады, что такая машина к нам придет", - сказал главком ВКС России Виктор Бондарев.

По словам заместителя министра обороны РФ Юрия Борисова, серийные поставки ПАК ФА в ВВС России начнутся в 2018 году, хотя ранее начать их планировалось в 2016-2017 годах.

Как заявил заместитель генерального конструктора Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК) Виктор Белоусов, первые опытные образцы штатного двигателя "второго этапа" ПАК ФА будут изготовлены к 2017 году, первые испытания пройдут в 2018 году.

"Пока рано говорить о создании первого опытного образца двигателя второго этапа, пока готовы лишь двигатели-демонстраторы, на основе которых будет создан этот опытный образец ("изделие 30"). Думаю, что сам опытный образец будет готов к 2017 году, и, соответственно, первые полеты с ним пройдут в 2018 году", - сказал Белоусов.

ПАК ФА планируется вооружить в том числе модернизированной авиационной ракетой ближнего боя на базе Р-73. Об этом сообщил РИА Новости генеральный директор авиационного предприятия "Дукс" (разработчик ракеты) Юрий Клишин.

По его словам, у новой ракеты будут расширены возможности диапазона пуска, по углу атаки, по перегрузкам, захвату головки наведения, увеличена защищенность от различного рода ловушек, повышены надежность, автономность, универсальность. "Вот и работаем над таким изделием, которое в ближайшее время должно поступить на вооружение. В общем, ее эффективность будет увеличена на 25-30%… Конечно, эти ракеты будут устанавливаться и на ПАК ФА. Там целый комплекс вооружения на внутренней и на внешней подвесках", - сказал Клишин.

На сегодняшний день Р-73 -самая пускаемая и надежная ракета класса "воздух-воздух" в ВВС России. Она способна поражать цели на высоте от 5 метров до 20 километров, движущиеся со скоростью до 2,5 тысячи километров в час.

Хотя истребитель пятого поколения Т-50 еще не выпускается серийно, по данным открытых источников, в России уже идут работы по созданию боевого самолета шестого поколения. Он будет гиперзвуковым, одноместным, невидимым для противника, сверхманевренным, многофункциональным, выполненным из композитных материалов. Самолет будет иметь кабину, но при этом сможет летать как с пилотом в ней, так и без него, то есть объединит в себе и пилотируемый, и беспилотный вариант. Первый полет опытного образца истребителя шестого поколения планируется в период до 2025 года.

Система радиоэлектронной борьбы (РЭБ), создаваемая Концерном "Радиоэлектронные технологии" (КРЭТ) для истребителя шестого поколения, позволит создать полностью автоматизированный бортовой комплекс обороны, сообщили РИА Новости в пресс-службе КРЭТ.

"В концерне создадут специальную систему РЭБ для боевого самолета шестого поколения. В новом образце этого средства будет достигнута практически полная автоматизация всего процесса работы бортового комплекса обороны, при интеграции антенных систем и приборных блоков с основным бортовым радиоэлектронным оборудованием летательного аппарата", - отметил представитель концерна.

Сухие универсалы

Самолет Су-34 в перспективе заменит не только бомбардировщики Су-24, но и штурмовики Су-25, дав основу универсальной линейке бомбардировочной и штурмовой авиации, заявил Бондарев. "Этот самолет заменит Су-24, когда тот выработает свой установленный ресурс. Су-34 будет идти по программе как истребитель-бомбардировщик, и мы будем рассматривать его в перспективе как самолет штурмовой авиации", - сказал он в ходе посещения Новосибирского авиазавода.

"В будущем он, может быть, заменит и Су-25, и мы выйдем на одну линейку различных модификаций Су-34. Будет достигнута универсальность", - добавил главком.

По его словам, Су-34 в ходе эксплуатации в ВВС показал себя "с самой прекрасной стороны": у него "очень хорошая" бомбовая нагрузка - 8 тонн, прекрасные точностные характеристики, "позволяющие ему работать обычной бомбой практически как высокоточным оружием", а также надежность. Самой главной положительной характеристикой этого самолета является отсутствие отрицательных отзывов от летчиков авиационных частей.

"Самолет сегодня практически доведен до того состояния, которое удовлетворяет всем требованиям техзадания, выданного Воздушно-космическими силами", - отметил Бондарев. "Мы получаем все запланированное количество самолетов и, что меня радует особо, второй год подряд завод выдает нам сверх плана по два самолета. Мы получаем без малого целый полк Су-34", - подчеркнул он.

Главком также заявил, что ВКС России и промышленность планируют перейти на полный жизненный цикл обслуживания истребителей-бомбардировщиков Су-34. Это поможет обеспечить надежность службы техники и повысить ее исправность, которая должна быть не менее 90-95%.

Истребители-бомбардировщики Су-34 прошли проверку боевым применением против международных террористов в Сирии.

Стратегические крылья

По информации замминистра обороны РФ Юрия Борисова, "Воронежское акционерное самолетостроительное общество" (ВАСО) в 2016 году передаст Минобороны России специализированный пункт управления на базе Ил-96-400. Подобная техника есть только в США - там аналогичный комплекс назван "самолетом Судного дня".

Воздушный пункт стратегического управления предназначен для применения в условиях оперативного развертывания войск, отсутствия наземной инфраструктуры, а также в случае выхода из строя наземных пунктов управления, узлов и линий связи.

Составной частью ВВС является дальняя авиация (ДА) - средство верховного главнокомандующего Вооруженными силами РФ, компонент стратегических ядерных сил. ДА предназначена для решения стратегических, оперативно-стратегических и оперативных задач на театрах военных действий (стратегических направлениях).

Основной ее задачей в масштабе ВВС считается как ядерное, так и неядерное сдерживание вероятных противников. В случае начала войны ДА будет выполнять задачи по снижению военно-экономического потенциала противника, поражению важных военных объектов, нарушению государственного и военного управления. На вооружении соединений и частей ДА состоят стратегические и дальние бомбардировщики, самолеты-заправщики и самолеты-разведчики. Основу авиапарка составляют стратегические ракетоносцы Ту-160 и Ту-95МС, дальние ракетоносцы-бомбардировщики Ту-22М3, самолеты-заправщики Ил-78 и самолеты-разведчики Ту-22МР.

Основное вооружение самолетов - авиационные крылатые ракеты большой дальности и ракеты оперативно-тактического назначения в ядерном и обычном снаряжении, а также авиационные бомбы различного предназначения и калибра.

Дальнейшее развитие ДА осуществляется за счет проведения модернизации бомбардировщиков Ту-160, Ту-95МС, Ту-22М3 с продлением срока службы, а также за счет создания перспективного авиационного комплекса дальней авиации (ПАК ДА) - стратегического бомбардировщика пятого поколения.

По планам Минобороны России, первые ПАК ДА должны взлететь к 2020 году. Ожидается, что новый бомбардировщик будет обладать высокой боевой мощью, малой заметностью и будет способен преодолевать современную противовоздушную оборону. ПАК ДА будет решать задачи, которыми сейчас заняты сразу три типа самолетов дальней авиации - Ту-160, Ту-95МС и Ту-22 М3.

Ожидается, что к 2040 году будет создан стратегический бомбардировщик шестого поколения, который станет уже беспилотным. Пока стратегические бомбардировщики пятого и шестого поколений не созданы, ведутся работы по модернизации проверенных практическими задачами Ту-160. В 2015 году стало известно о решении возобновить производство этих бомбардировщиков в модернизированном варианте Ту-160М2 и перенести завершение разработки бомбардировщика нового поколения ПАК ДА на более поздний срок.

В Минобороны России сообщили, что серийный выпуск Ту-160М2 должен начаться в 2023 году. При этом ВКС России планируют приобрести не менее 50 машин.

Первый полет модернизированного стратегического бомбардировщика может состояться уже в конце 2018 года. Об этом сообщил главком ВКС России в ходе международных соревнований "Авиадартс-2016". "Первый Ту-160М2 должен в конце 2018-го взлететь, а потом 2021 год - подъем первого серийного. И пойдут закупки", - сказал Бондарев.

Первый модернизированный топливозаправщик Ил-78М-90А будет готов к испытаниям в ноябре-декабре 2016 года, сообщил РИА Новости управляющий директор АО "Авиастар-СП" Андрей Капустин.

Опытный образец Ил-78М-90А строится на ульяновском предприятии "Авиастар-СП". Он станет первым самолетом-топливозаправщиком, произведенным в России. До этого все самолеты Ил-78 собирались в Узбекистане на Ташкентском авиационном производственном объединении имени Чкалова.

"В ноябре-декабре этого года самолет будет готов. Эта машина в этом году должна быть передана ОАО "Ильюшин" для испытаний. Далее уже ОАО "Ил" будет заниматься ее доработкой" - сказал Капустин. По его словам, запуск самолета в серию планируется в 2018 году.

Ил-78М-90А является модификацией самолета Ил-76МД-90А. Он будет основным летающим танкером, приспособленным для дозаправки в воздухе самолетов дальней, фронтовой и специальной авиации. Ил-78М-90А позволит производить одновременную заправку двух самолетов фронтовой авиации типа Су-27, МиГ-29 с использованием агрегатов заправки, установленных на крыле.

Сотня новейших авиаединиц

Более 100 единиц новейшей авиационной техники поступит, как ожидается, в российские авиачасти в 2017 году, сообщил главнокомандующий ВКС России.

"В 2017 году по госпрограмме вооружений, по гособоронзаказу меньше, чем в 2016 году, не будет. Тем более, мы будем получать новую технику - истребители Т-50, новые вертолеты", - отметил Бондарев.

По информации начальника главного управления вооружения ВС РФ генерал-лейтенанта Анатолия Гуляева, во втором квартале 2016 года "для ВКС приняты … 4 новых и 54 прошедших ремонт с модернизацией самолетов, 23 новых вертолета и 11 вертолетов, прошедших ремонт, 15 беспилотных летательных аппаратов, более 8 тысяч единиц авиационных средств поражения".

"Досрочно сдаются вертолеты Ми-8АМТШ. Завершен ремонт с модернизацией семи самолетов Ил-76МД, которые в ближайшее время будут переданы в воинские части", - добавил генерал-лейтенант.

Модернизированный боевой вертолет Ми-28НМ "Ночной охотник" с двойным управлением и усиленным вооружением, как ожидается, серийно поступит в войска к началу 2018 года, сообщил главком ВКС России. По его словам, обновленный вертолет стал проще в управлении и удобнее для пилотов. "На нем увеличили вооружение, увеличили тягу двигателей, плюс ко всему защита вертолета от переносных зенитных ракетных комплексов стоит в полном объеме. И, конечно, двойное управление", - перечислил Бондарев.

Как заявил командующий военно-транспортной авиацией (ВТА) генерал-лейтенант Владимир Бенедиктов, ВКС России к 2020 году получат порядка 30 модернизированных самолетов Ил-76МД-90А. Всего Минобороны России должно получить 39 самолетов Ил-76МД-90А до 2021 года. Начиная с 2021 года, планируется наладить их серийный выпуск по 21 единице в год.

"Согласно комплексной программе развития ВТА до 2020 года предусмотрено получение новых самолетов Ил-76МД-90А, порядка 30 машин. Также в рамках программы модернизации предусмотрена модернизация практически всех образцов авиационной техники - это и самолеты Ан-124 и Ил-76МД", - сказал Бенедиктов. Он добавил, что к 2020 году ВТА планирует повысить свой потенциал как за счет поступления новой техники, так и за счет модернизации уже имеющейся.

Самолеты Ил-76 военно-транспортной авиации, которые в настоящее время могут поднять и высадить одну десантно-штурмовую бригаду, к концу 2020 года смогут взять на борт одну воздушно-десантную дивизию, заявил командующий Воздушно-десантными войсками (ВДВ) России генерал-полковник Владимир Шаманов. Он отметил, что производство самолетов Ил-76 перенесено из Ташкента в Ульяновск.

Водород для беспилотников и взрыватель для авиабомб

Россия в ходе операции ВКС в Сирии испытала новые беспилотники на водородном топливе, которое позволяет увеличить время полета, сообщил РИА Новости высокопоставленный представитель оборонно-промышленного комплекса.

"Беспилотники на этом новом топливе могут гораздо дольше выполнять задачи, которые от них ждут: вести разведку, обрабатывать информацию. Это позволит более качественно, более быстро выполнять задачи, которые мы выполняем по борьбе с международным терроризмом", - считает первый заместитель председателя комитета Госдумы по обороне Андрей Красов. По мнению депутата, это большое достижение России, так как изначально страна "отставала в разработке беспилотных летательных аппаратов". "Но сейчас, с появлением этого беспилотника, мы начинаем догонять, у нас уже даже появляется то, чего нет за рубежом", - отметил он.

Об успешных испытаниях новейшего неконтактного взрывателя для авиабомб и оснащении им боеприпасов нового поколения, которые вскоре поступят на вооружение российской армии, сообщил РИА Новости генеральный директор концерна "Техмаш" Сергей Русаков.

Авиабомба с неконтактным взрывателем по своим возможностям и поражающим свойствам значительно превосходит бомбы, которые сейчас находятся на вооружении ВКС России и комплектуются контактными взрывателями.

В пресс-службе "Техмаша" отметили, что наиболее сложная задача заключалась в обеспечении защиты и работоспособности неконтактного взрывателя в условиях воздействия повышенной температуры в результате кинетического нагрева при транспортировании на внешней подвеске носителя со сверхзвуковыми скоростями.

"Для обеспечения защиты узлов неконтактного взрывателя от теплового кинетического нагрева конструкторы НИИЭП "Техмаш" разработали оригинальную конструкцию теплозащитного колпака, сбрасываемого в процессе эксплуатации при автономном полете в составе авиабомбы после ее сброса с носителя", - рассказал официальный представитель концерна.

При использовании эксплуатируемых в настоящее время авиабомб с контактным взрывателем большая часть энергии взрыва расходуется на образование воронки и разрушение грунта, что в результате снижает радиус поражения противника и дает меньшую эффективность применения боезаряда.

В Сирии и любой точке планеты

Свою эффективность ВВС ВКС России доказали в ходе воздушной операции РФ в Сирии, начавшейся 30 сентября 2015 года по запросу президента САР Башара Асада. Операция ВКС России в Сирии показала, что они способны быстро создавать боеспособные группировки в любой точке планеты. Авиация ВКС способна надежно поражать любого противника, вести длительные боевые действия с максимальным боевым напряжением, а также быстро, уверенно и спокойно возвращаться на аэродромы постоянного базирования.

В операции против международных террористов участвовали экипажи бомбардировщиков дальней авиации Ту-160, Ту-95МС, Ту-22М3, истребителей-бомбардировщиков Су-34, многоцелевых истребителей Су-30СМ, фронтовых бомбардировщиков Су-24, штурмовиков Су-25, ударных и транспортных вертолетов армейской авиации.

Учитывая, что соглашение между Россией и Сирией о размещении авиационной группы вооруженных сил РФ на территории САР, подписанное в августе 2015 года, носит бессрочный характер, российским военным летчикам еще предстоит боевая работа.

Более 500 учений и конкурсов

"В целях реализации поставленных перед Воздушно-космическими силами задач в летнем периоде обучения 2016 года … спланировано проведение командно-штабного учения с 1-й армией противовоздушной и противоракетной обороны, более 500 учений различного уровня", - сообщило управление пресс-службы и информации российского военного ведомства.

Отмечено, что более 1,3 тысячи сборовых мероприятий будет проведено с военнослужащими по специальностям, состоятся конкурсы по воздушной выучке среди экипажей, основные из которых - "Авиадартс", "Ключи от неба", "Воздушные рубежи".

В Минобороны сообщили, что российские военные пилоты заняли первые места в большинстве номинаций конкурса "Авиадартс-2016" и получили общекомандный кубок состязаний. Эту награду из рук главнокомандующего ВКС России Виктора Бондарева получил глава команды РФ - замглавкома, командующий ВВС генерал-лейтенант Андрей Юдин.

"Мы приобрели огромный опыт, учились друг у друга, смотрели, как обслуживается техника, как она работает на полигоне, смотрели за применением боеприпасов. Нам есть чему учиться и куда совершенствоваться", - сказал Бондарев.

Будут новые летчики

Первоначальная летная практика в российских военных вузах возобновилась после трехлетнего перерыва - курсанты Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков имени А.К. Серова совершили первые учебные полеты на самолетах Л-39, заявил 26 мая 2016 года командующий ВВС - заместитель главкома ВКС России Андрей Юдин.

"Сегодня знаменательный день для всех ВКС России - впервые после трехлетнего перерыва в воздух самостоятельно взлетели молодые парни, которые когда-нибудь заменят нас на нашем боевом посту", - сказал Юдин. "Мы достигли хорошего конкурса в летные училища. Это позволяет нам отбирать во время обучения лучших, за которых мы не будем переживать. Это самое важное при выполнении боевых задач", - добавил командующий ВВС.

Он отметил, что самолетом для первоначальной летной подготовки по-прежнему является реактивный Л-39 "Альбатрос", а на четвертом и пятом курсах будущие летчики постепенно учатся летать и на новых учебно-тренировочных самолетах Як-130. "Каждый год по плану в Борисоглебск и Армавир поступают не менее 10 самолетов Як-130. Они адаптированы под современные типы самолетов. У Як-130 достаточно сложное оборудование и многофункциональные системы", - сказал Юдин.

Он также сообщил, что в ближайшие несколько лет в летных училищах ожидают первые поступления самолетов для первоначальной подготовки Як-152.

"Сегодня ряды Воздушно-космических сил пополняются отрядом высококвалифицированных специалистов, которым предстоит осваивать новейшие комплексы и системы вооружения, обеспечивать военную безопасность страны, приумножать воздушно-космическую славу России", - сказал главнокомандующий ВКС России в ходе посещения церемонии выпуска молодых офицеров, завершивших обучение в Военном учебно-научном центре Военно-воздушных сил (ВУНЦ ВВС) "Военно-воздушная академия имени Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина" в Воронеже.

По его словам, офицеры будут проходить службу в самом молодом виде Вооруженных сил, который менее чем за год существования показал свою высочайшую эффективность и перспективу развития.

"Во время учебы в академии молодые специалисты изучали существующие и современные образцы летательных аппаратов и авиационного вооружения, которые поступают на вооружение ВВС", - подчеркнул главком.

Летать с 14 лет

По информации российского оборонного ведомства, в Москве откроется президентское кадетское училище (ПКУ), которое станет первым в мире довузовским учебным учреждением, где воспитанники с 14 лет будут осваивать начальные навыки управления самолетами.

В настоящее время российское военное ведомство готовит специализированные учебно-образовательные программы, "в которых будут интегрированы программы среднего и дополнительного образования, направленные на подготовку кадет к обучению в профильных авиационных и ракетно-космических вузах".