Народный миф о солнце. Ярило — бог солнца и посвященный ему праздник Ярилин день Мифы ярило солнце читать

Загадки о лете, пословицы и поговорки о лете, рассказы про лето

Про июнь для детей

«Сухой» дождь

В пустынях Туркмении дождь летом бывает очень редко. А если он и бывает, то только «сухой». Что же это за дождь?

Вспыхивают молнии, гремит гром. Начинается ливень. Однако дождь испаряется, не достигнув поверхности земли. Вот почему даже тот, кто прожил в пустыне десятки лет, почти не помнит летних дождей.

Ярило-Солнце и Мать Сыра Земля (Славянский миф)

Лежала Мать Сыра Земля во мраке и стуже. Мертва была — ни света, ни тепла, ни звуков, никакого движения.

И сказал вечно юный, вечно радостный светлый Яр: «Взглянем сквозь тьму кромешную на Мать Сыру Землю, хороша ль, пригожа ль она, придётся ли по мысли нам?» И пламень взора светлого Яра в одно мгновенье пронизал неизмеримые слои мрака, что лежали над спавшей Землёю. И где Ярилин взор прорезал тьму, там воссияло солнце красное.

И полились через солнце жаркие волны лучезарного Ярилина света. Мать Сыра Земля ото сна пробуждалася и в юной красе, как невеста на брачном ложе, раскинулась... Жадно пила она золотые лучи живоносного света, и от того света палящая жизнь и томящая нега разлились по недрам её.

Несутся в солнечных лучах сладкие речи бога любви, вечно юного бога Ярилы: «Ой ты гой еси, Мать Сыра Земля! Полюби меня, бога светлого, за любовь за твою я украшу тебя синими морями, жёлтыми песками, зелёной муравой, цветами алыми, лазоревыми; народишь от меня милых детушек число несметное...»

Любы Земле Ярилины речи, возлюбила она бога светлого и от жарких его поцелуев разукрасилась злаками, цветами, тёмными лесами, синими морями, голубыми реками, серебристыми озёрами. Пила она жаркие поцелуи Ярилины, и из недр её вылетали поднебесные птицы, из вертепов выбегали лесные и полевые звери, в реках и морях заплавали рыбы, в воздухе затолклись мелкие мушки да мошки... И всё жило, всё любило, и всё пело хвалебные песни: отцу — Яриле, матери — Сырой Земле.

И вновь из красного солнца любовные речи Ярилы несутся: «Ой ты гой еси, Мать Сыра Земля! Разукрасил я тебя красотою, народила ты милых детушек число несметное, полюби меня пуще прежнего, породишь от меня детище любимое».

Любы были те речи Матери Сырой Земле, жадно пила она живоносные лучи и породила человека... И когда вышел он из недр земных, ударил его Ярило по голове золотой вожжой — ярой молнией. И от той молнии ум в человеке зародился. Здравствовал Ярило любимого земнородного сына небесными громами, потоками молний. И от тех громов, от той молнии вся живая тварь в ужасе встрепенулась: разлетелись поднебесные птицы, попрятались в пещеры дубравные звери, один человек поднял к небу разумную голову и на речь отца громовую отвечал вещим словом, речью крылатою... И, услышав то слово и узрев царя своего и владыку, все древа, все цветы и злаки перед ним преклонились, звери, птицы и всякая живая тварь ему подчинились.

Ликовала Мать Сыра Земля в счастье, в радости, чаяла, что Ярилиной любви ни конца, ни края нет... Но по малом времени красно солнышко стало низиться, светлые дни укоротились, дунули ветры холодные, замолкли птицы певчие, завыли звери дубравные, и вздрогнул от стужи царь и владыка всей твари дышащей и не дышащей...

Затуманилась Мать Сыра Земля и с горя-печали оросила поблёкшее лицо своё слезами горькими — дождями дробными. Плачется Мать Сыра Земля: «О ветре-ветрило!.. Зачем дышишь на меня постылою стужей?.. Око Ярилино — красное солнышко!.. Зачем греешь и светишь ты не по-прежнему?.. Разлюбил меня Ярило-бог — лишиться мне красоты своей, погибать моим детушкам, и опять мне во мраке и стуже лежать!.. И зачем узнавала я свет, зачем узнавала жизнь и любовь?.. Зачем спознавалась с лучами ясными, с поцелуями бога Ярилы горячими?..» Безмолвен Ярило. «Не себя мне жаль,— плачется Мать Сыра Земля, сжимаясь от холода,— скорбит сердце матери по милым по детушкам».

Ярило утешил её, сказав, что скоро вернётся, а пока, чтобы люди не замерзали, послал он на землю Огонь.

Загадки про лето для детей

В щедром поле колосится

Золотистая пшеница.

Ягоды в лесу поспели,

Пчёлы прячут мёд по кельям. \

Много и тепла, и света,

Так бывает только... (летом.)

Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали,

А пошли искать их днём,

Ищем, ищем — не найдём. (Роса.)

Что за чудо-красота!

Расписные ворота

Показались на пути!

В них ни въехать,

Ни войти. (Радуга.)

В синем небе,

Как по речке,

Белые плывут овечки.

Держат путь издалека

Как зовут их?..

Пословицы и поговорки про лето

Июньское тепло милее шубы меховой.

На острую косу — много сенокосу.

В каждой копне, коль сгребена не в дождь,— пуд мёду найдёшь.

Хвались сеном, но не травой.

Травяного духу копён три зимы не развеют.

О чём поют жаворонки? (Молдавская народная сказка)

Жил-был когда-то король, и был у короля один-единственный сын. Случилось так, что заболел наследник. Созвал король врачей со всего королевства и приказал им вылечить сына.

Стали врачи больного смотреть, стали совещаться, чем его лечить. Не могут болезнь определить, не могут лекарства назначить. С тем и ушли.

Король тогда бросил клич на всю землю — кто королевича вылечит, тот получит подарки дорогие, богатства несметные.

И вот пришёл во дворец старец-ведун. Осмотрел королевича и сказал: «Выздоровеет королевич, когда съест язык птицы-нептицы, которую убьёт человек-нечеловек ружьём- неружьём, сделанным из дерева-недерева». Сказал старец эти слова и ушёл из дворца, не требуя подарка.

Созвал король своих бояр, сообщил им старцевы слова и спросил совета: что это за птица-нептица, кто тот человек-нечеловек, что это за ружьё-неружьё, сделанное из дерева-недерева.

Стали бояре думать, королевскую загадку разгадывать.

— Птица-нептица — это, конечно, жаворонок. Он хоть и летает, да больше по земле ходит. Он хоть и поёт, да только в небе, не как другие птицы. А, спев, на землю падает, ну точно камень.

— А человек-нечеловек,— сказали бояре,— это, конечно, пастух. Живёт он не в селе, как все люди, а в кодрах, как дикий зверь. Не с людьми время проводит, а с овцами — какой же он настоящий человек?

— А дерево-недерево, — решили бояре,— это, верно, липа. Древесина у липы мягкая, непрочная — где ей равняться с настоящим деревом!

А ружьё-неружьё — чего уж тут гадать! — это ведь лук со стрелами. Лук этот сделан целиком из липы, тетива из лыка.

Послушался король бояр. Сделали бояре лук и приказали привести пастуха.

— Вот тебе липовый лук,— сказали бояре.— Иди и застрели нам птицу-нептицу жаворонка. Мы вырвем у него язык, дадим королевскому сыну, и он выздоровеет.

Взял пастух лук и пошёл охотиться на жаворонка.

Жаворонок то прямо к солнцу взлетал и заливался там звонкой песней, то камнем вниз бросался — дразнил охотника. Пастух уже устал гоняться за ним, как вдруг жаворонок сел на землю и спросил человечьим голосом:

— Почему ты преследуешь меня, неужто убить хочешь? Ведь мы с тобой давние знакомые, прежде тебя никто на холм не взбирается — и я первый песню запеваю, когда тебя увижу. Друг я тебе, а ты стрелу на меня нацелил.

И открылся жаворонку пастух.

— Не я тебя хочу убить — бояре. Так они порешили на королевском совете. Посчитали они меня человеком-нечеловеком, а про тебя сказали, что ты птица-нептица. Дали они мне в руки ружьё-неружьё — лук липовый, тетива лыковая — всё из дерева-недерева. Приказали убить тебя, чтобы лишить тебя языка твоего, а языком этим вылечат королевского сына.

Рассмеялся тут жаворонок.

— Обманули тебя бояре! Птица я, настоящая, неподдельная. Крыльями взмахну — взлечу высоко. Клюв открою — песня польётся. И птенцов вывожу, как другие птицы. А зима настанет — с вьюгой-метелицей борюсь, на родных местах остаюсь, в чужие земли не лечу. Ну-ка, скажи — много ли таких птиц на свете? И про себя подумай: какой же ты человек-нечеловек, если и в дождь, и в холод отару бережёшь, о каждом ягнёнке заботишься, сил своих не жалеешь ради людей. Самый ты и есть настоящий человек! И липа — дерево! — говорил жаворонок.— Ну-ка, вспомни, из чего стропила над твоей крышей, балки на твоём чердаке! А чем ты щи хлебаешь — разве из дуба твоя ложка вырезана? Настоящее-то дерево — липа. И лук твой со стрелами — доброе оружие. Сколько врагов отогнали от родных очагов этим оружием! Если же хочешь знать, что такое ружьё-неружьё,— так это трубочка из бузины, из которой мальчишки горохом стреляют. Бузина и есть дерево-недерево, потому что почти вся она из мякоти, только трубка твёрдая. А вот люди-нелюди — это те, кто тебя убить меня послал: баре-тунеядцы. Вот уж точно — люди-нелюди они, потому что не голова у них на плечах, а липовый чурбак!

У боярина под шапкой

Ума очень мало,

Ну, а может быть, и сроду

Его не бывало!

Спев эту песенку, жаворонок взлетел высоко в небо, к самому солнцу.

Все жаворонки, чуть завидев пастуха, то взлетают высоко-высоко, то падают камнем вниз и всё время поют:

У боярина под шапкой Ума очень мало,

Ну, а может быть, и сроду Его не бывало!

Песенку эту жаворонки поют и по сей день.

Про июль для детей

Праздник Ивана Купала для детей

Иван Купала принадлежал к числу самых почитаемых, самых важных, самых разгульных праздников в году, в нём принимало участие всё население, причём традиция требовала активного включения каждого во все обряды, действа; особого поведения, обязательного выполнения и соблюдения ряда правил, запретов, обычаев.

Иванов день заполнен обрядами, связанными с водой. Поутру в Иванов день купаться — обычай всенародный, и только в некоторых областях крестьяне считали такое купание опасным, так как именинник в Иванов день — сам водяной, который терпеть не может, когда в его царство лезут люди, и мстит им тем, что топит всякого неосторожного.

По древнему поверью, Иван Купала олицетворяет расцвет сил природы. В основе обрядов лежит почитание воды и солнца. Издревле было принято в ночь на Ивана Купалу на берегах рек и озёр разжигать обрядовые костры. Через них прыгали и бросали венки.

В день Ивана Купала старались исцеляться росой. Для этого нужно встать как можно раньше и пройтись босиком по целебной купальской росе. В этот день проходил массовый сбор лечебных трав. Особую целебную силу купальская трава обретает к восходу солнца, так вот, как говорится, «кто рано встаёт, тому и Бог даёт!»

По поверью, Ивановская ночь считалась временем разгула нечисти: на болотах устраивались сборища колдунов и ведьм.

Есть несколько народных примет на этот день.

На Иванов день солнце на восходе играет.

Сильная роса на Ивана — к урожаю огурцов.

На Ивана ночь звёздная — много будет грибов.

Если дождь заплачет, то через пять дней солнышко будет смеяться.

Купальские обрядовые песни

Во поле было, во поле,

Стояла берёза.

Она ростом высока,

Листом широка.

Как под этой берёзой

Лежал Кострома;

Он убитый — не убитый,

Да убрусом покрытый.

Девица-красавица

К нему подходила,

Убрус открывала,

В лице признавала:

«Спишь ли, милый Кострома,

Или чего чуешь?

Твои кони вороные

Во поле кочуют».

Девица-красавица

Водицу носила.

Водицу носила,

Дождичка просила:

«Создай, боже, дождя,

Дождичка частого,

Чтобы травоньку смочило,

Остру косу притупило».

Как за речкой, за рекой

Кострома сено косит,

Бросил свою косу

Среди покосу.

Ой, на святого Купалу

Ой, на святого Купалу

Там ласточка купалась,

На бережочке сушилась,

Красна девица журилась.

Было лето, иль не было,

Мати гулять не пускала,

Златым ключом замыкала.

Я ж на святого Купалу

До милого побежала...

«Купало, Купало,

Где ты зимовало?»

«Летовало в лесе,

Зимовало в плесе».

Девки ёлки собирали,

Собирали и не знали,

Собирали и не знали,

У Купалича пытали:

«Купала, Купала,

Что это за зелье,

Что это за зелье —

Святое коренье?»

Как на святого Купалу

Солнце ясно заиграло.

Ходил чижик по улице

Около Мареночки

Погуляти со синицей,

Собрать девок на Купалу

Да ребяток на гулянье,

А девочек венки вить,

А ребятам шапки бить.

У девочек своя воля

У ребяток — того боле.

Аромат Солнца

В Солнце звуки и мечты,

Ароматы и цветы —

Все слились в согласный хор,

Все сплелись в один узор.

Солнце пахнет травами,

Свежими купавами,

Пробуждённою весной

И смолистою сосной.

Нежно-светлоткаными

Ландышами пьяными,

Что победно расцвели

В остром запахе земли.

Солнце светит звонами,

Листьями зелёными,

Дышит вешним пеньем птиц,

Дышит смехом юных лиц.

Так и молви всем слепцам: будет вам!

Не узреть вам райских врат.

Есть у Солнца аромат,

Сладко внятный только нам,

Зримый птицам и цветам!

(К. Бальмонт)

Румяной зарёю

Покрылся восток.

В селе, за рекою,

Потух огонёк.

Росой окропились

Цветы на полях.

Стада пробудились

На мягких лугах.

Седые туманы

Плывут к облакам,

Гусей караваны

Несутся к лугам.

Проснулися люди,

Спешат на поля,

Явилося солнце,

Ликует земля.

(А. Пушкин)

Летний вечер

Уж солнца раскалённый шар

С главы своей земля скатила,

И мирный вечера пожар

Волна морская поглотила.

Уж звёзды светлые взошли

И тяготеющий над нами

Небесный свод приподняли

Своими влажными главами.

Река воздушная полней

Течёт меж небом и землёю,

Грудь дышит легче и вольней,

Освобождённая от зною.

И сладкий трепет, как струя,

По жилам пробежал природы,

Как бы горячих ног ея

Коснулись ключевые воды.

(Ф. Тютчев)

Какая бывает роса на траве

Когда в солнечное утро, летом, пойдёшь в лес, то на полях, в траве, видны алмазы. Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами — и жёлтым, и красным, и синим.

Когда подойдёшь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листах травы и блестят на солнце.

Листок этой травы внутри мохнат и пушист, как бархат.

И капли катаются по листку и не мочат его.

Когда неосторожно сорвёшь листок с росинкой, то капелька скатится, как шарик светлый, и не увидишь, как проскользнёт мимо стебля. Бывало, сорвёшь такую чашечку, потихоньку поднесёшь ко рту и выпьешь росинку, и росинка эта вкуснее всякого напитка кажется.

(Л. Толстой)

На поле летом

Весело на поле, привольно на широком! До синей полосы далёкого леса точно бегут по холмам разноцветные нивы.

Волнуется золотистая рожь; вдыхает она крепительный воздух. Синеет молодой овёс; белеет цветущая гречиха с красными стебельками, с бело-розовыми медовыми цветочками. Подальше от дороги запрятался кудрявый горох, а за ним — бледно-зелёная полоска льна с голубоватыми глазками. На другой стороне дороги чернеют поля под струящимся паром.

Жаворонок трепещется над рожью, а острокрылый орёл зорко смотрит с вышины: видит он и крикливую перепёлку в густой ржи, видит он и полевую мышку, как она спешит в свою нору с зёрнышком, упавшим из спелого колоса. Повсюду трещат сотни невидимых кузнечиков.

(К. Ушинский)

Водяной

(Словенская народная сказка)

Один мальчик очень любил купаться. И даже в половодье, когда река вздулась и поднялась, не усидел он дома, не послушался отца с матерью и убежал купаться. Разделся на берегу и прыгнул в воду. Бурный поток подхватил его и понёс. Мальчик изо всей мочи боролся с течением, рассекая волны, плыл сажёнками, да видит — не хватит сил. Стал он кричать, звать на помощь. Услышал его водяной. И хорошо, что услышал,— маленький пловец уже захлебнулся и сознание потерял. Когда водяной подоспел к утопающему, тот уже был недвижим, и волны относили его всё дальше и дальше. По правде говоря, водяной терпеть не мог, когда кто-нибудь из людей живьём попадал к нему на дно. Но маленький пловец понравился ему. Жаль стало ребёнка топить, и он решил спасти его. К тому же водяному наскучило вечно сидеть одному в обширном царстве, и он обрадовался красивому мальчугану, который мог составить ему теперь отличную компанию.

Водяной взял ребёнка на руки и отнёс в свой прекрасный город на дне реки.

Никогда ещё в его владения не попадал живой человек — впервые так случилось. Положил водяной мальчика на кровать. Потом тихонько отошёл и спрятался, ожидая, когда его маленький гость проснётся.

Проснулся мальчик, посмотрел вокруг и увидел, что лежит на стеклянной кровати посреди стеклянной комнаты. Возле постели — столик, а на нём — полно игрушек, и все из хрусталя. Игрушки так заманчиво переливались и такие были красивые, что парнишка потянулся к ним — хотел поиграть. Но в тот же миг вспомнил свой дом и горько заплакал.

Водяной подбежал к нему и спрашивает:

— О чём ты, маленький, плачешь?

— Домой хочу,— всхлипывал мальчик.

— Неужели у тебя дома лучше, чем в моём чертоге? — удивился водяной.

— Лучше! — ответил мальчик и заплакал ещё громче.

Понял водяной,- что все его утешения напрасны, и ушёл. А парнишка, наплакавшись вволю, уснул. Тогда водяной подкрался к нему на цыпочках и перенёс в другую комнату. Проснулся мальчик, посмотрел вокруг и увидел, что лежит он на серебряной кровати посреди серебряной комнаты — и стены, и пол, и потолок серебряные, у постели серебряный столик с игрушками, и все игрушки из чистого серебра. Этакое богатство! Как заворожённый смотрел на них парнишка. Потом взял серебряные игрушки и стал ими играть. Но через минуту забава ему надоела. Вспомнил он, как весело было возиться дома с братцем и сестричкой, и заплакал навзрыд.

— О чём ты плачешь, маленький?

— Хочу к брату и к сестричке,— ответил мальчик и зарыдал ещё пуще.

Водяной никак не мог его утешить и ушёл. А мальчик заснул. Водяной снова подкрался к нему на цыпочках и перенёс в третью комнату. Когда мальчик проснулся, то увидел, что лежит он в золотой горнице на кровати из чистого золота. Всё там было золотое: и столик, и стулья, и игрушки. Мальчику часто рассказывали о волшебных сокровищницах, где хранится золото. Но такое сияние ему и во сне не снилось — от него слепило глаза! Очарованный, взялся было мальчик за игрушки из чистого золота. Но недолго они его забавляли. Вспомнились мальчику мать и отец, и он снова заплакал.

Прибежал водяной и спрашивает:

— О чём ты плачешь, дитя моё?

— Хочу к отцу и к матери,— проговорил мальчик, рыдая всё громче и громче.

Удивился водяной — ведь он-то не знал, что такое отец, мать, братья и сёстры.

— Неужели отец и мать для тебя дороже чистого золота? — воскликнул он.

— Дороже,— сказал мальчик.

Водяной удалился и собрал весь жемчуг, какой таили в себе глубины его подводного царства. Собрал и высыпал перед мальчиком. Груда жемчуга выросла до самого потолка, и водяной спросил:

— Да неужели отец и мать дороже тебе такой груды жемчуга?

Зажмурился парнишка, чтобы сверканье сокровищ не ослепило его. Кругом будто зарево полыхало; казалось, в комнате занялся пожар.

— Напрасно ты трудишься! — ответил мальчик.— Всё равно не узнать тебе цену моим отцу и матери. Они мне дороже золота и жемчуга, дороже всего на свете!

Понял водяной, что ничем ему не утешить мальчишку, подождал, пока ребёнок уснул, осторожно вынес его сонного из воды и положил на берег. Здесь дожидалась хозяина бедная одежонка, которую мальчик скинул перед тем, как прыгнуть в воду. Водяной отыскал в ней карманы, наполнил их золотом и жемчугом и скрылся.

Проснулся мальчик и увидел, что лежит на берегу у самой воды. Он встал и оделся.

И тут же вспомнил про водяного и подводное царство. Сначала мальчик подумал, что всё это ему приснилось, но, когда полез в карман и вытащил оттуда золото и жемчуг, понял, что был то не сон, а сущая правда. Бросился паренёк домой к отцу и матери, к брату и сестрице и нашёл всю семью в слезах: все уже думали, что он утонул. Зато и радости не было конца! Да ещё и в доме теперь всего стало вдоволь, ведь мальчик принёс из подводного царства скатного жемчуга да червонного золота. Семья распростилась с бедностью, узнала достаток. Построили себе счастливцы новый дом и зажили в нём припеваючи.

Мальчик по-прежнему ходил на реку купаться, да только теперь уж не плавал в разлив. Да и вообще старался мелководья придерживаться — туда водяному не добраться.

А водяной вернулся в своё подводное царство опечаленный. Он-то думал, что собрал в своих владениях самые ценные сокровища на свете. И вдруг оказалось, что у людей есть сокровища дороже золота и жемчуга. Есть у людей отец и мать, братья и сёстры. А у водяного никого не было! Загрустил он и проплакал три дня подряд; от его рыданий сотрясались берега, а волны шумели, словно при наводнении. Потом водяной отправился осматривать каждый уголок своего царства,— может, где-нибудь затаились особые сокровища, какие до сих пор не попадались ему на глаза.

Пастух и три русалки

(Македонская народная сказка)

Пас молодой пастух своё стадо у речки, на зелёном лугу меж дубравами. И вот видит он — в речке купаются три прекрасные девушки. Загляделся на них пастух, глаз не мог оторвать. «Был бы я к ним поближе,— подумал он,— так схватил бы одну из красавиц да и взял себе в жёны!»

А девицы искупались, быстро сорочки надели — и скрылись.

На другой день, ещё до рассвета, пастух погнал стадо на ту же лужайку. Овцы стали пастись, а пастух притаился на опушке дубравы — всё хотелось ему оказаться поближе к реке и получше рассмотреть купальщиц. Ну что ж, как солнце взошло, появились три девушки, в воду вошли. А пастух не посмел приблизиться к ним, побоялся спугнуть.

Третье утро настало. Пастух снова спрятался в кустарнике у самой воды. Солнце встало, и девушки вновь у реки показались. Молодые, весёлые, словно ясные звёздочки. Быстро разделись и в речку вошли. А пастух думает, как бы ему изловить хоть одну из юных красавиц! И решил он похитить у них одежду.

Сказано — сделано! Вышел пастух из засады и сорочки украл. Увидели это девушки, всполошились, стали просить пастуха, чтоб вернул им одежду,— большую награду сулили. А пастух уже понял, что девицы исполнят любое его повеленье, и молвил:

— Пусть одна из вас станет моею женою! А откажете — тотчас костёр разведу и сорочки спалю, так и знайте. В чём хотите тогда добирайтесь до дома!

— Всё понятно нам, парень, да только и ты должен знать, что мы — сёстры-русалки. Коли женишься, люди начнут издеваться, вот, мол, какая жена у тебя — водяница!

— Да хоть ведьма! — сказал паренёк.— Что за важность! Хочу — и женюсь! Соглашайтесь, а не то спалю сорочки.

Увидали сёстры, что он не шутит.

— Ну что ж, скажи нам, какая тебе приглянулась, да верни поскорее рубашки — нам пора домой возвращаться, живём-то мы далеко!

— Отдайте мне младшую! — ответил парень.

Тогда старшие сёстры отвели его в сторонку и сказали:

— Помни! Как станет сестрица твоею женой — не давай ты ей рубашку, а не то — убежит. Та рубашка — волшебная, в ней вся русалочья сила.

Запомнил пастух тот совет, отдал старшим сёстрам-русалкам рубашки, и они исчезли. А младшая поздним вечером нагой вошла в дом пастуха. Справил пастух ей подвенечное платье и вскоре женился на ней. Стал жить он с женой-русалкой, на всём свете не было женщины красивее её.

Долго ли, быстро ли — год пролетел. И вот пригласили пастуха с женой на свадьбу к кому-то из родичей. На свадьбе женщины стали водить хоровод, одна лишь жена пастуха отказалась. Все стали её уговаривать. Она отвечала:

— По-вашему — я не умею, а вот по- русалочьи — можно. Да только наряд не годится. Попросите моего супруга, чтоб отдал мне хоть на минуту русалочью сорочку. Вот тогда я покажу наши пляски.

Ну, женщины стали просить пастуха! А тот ни в какую — нельзя, да и только. Женщины пуще пристали, проклятые, просят! Пастух уступил им, сходил домой, достал из укромного места рубашку, на свадьбу принёс, велел затворить все окна и двери и отдал жене сорочку.

Оделась она, вошла в хоровод и стала плясать по-русалочьи. Все, кто там был, не могли налюбоваться красавицей. Но лишь только музыка смолкла, русалка подбежала к мужу, взяла его за руку, молвила:

— Ну, а теперь — будь здоров, господин мой!

И была такова — улетела. Парень, как бешеный, выскочил тут же из дома и крикнул ей вслед:

— Жена, дорогая жена! За что ты меня покидаешь! Скажи мне хоть слово, скажи, где искать мне тебя, чтоб хоть раз повидаться!

— Ищи меня в краю далёком, в селе Кушкундалеве, муж дорогой! — сказала она и исчезла.

Вскоре отправился пастух в путь разыскивать это село. Долго-долго ходил он да спрашивал всюду, не знает ли кто, как добраться до того места.

Но все лишь дивились такому названью — мол, и слыхом о нём не слыхали! Объездив все сёла и все города, отправился паренёк на поиски в горы и пустыни. Однажды встретил он в горах старика, стоявшего с палкой в руке у столетнего дуба.

— Да как же ты, сыночек, забрёл в мою глухомань? — удивился старик.— Ведь здесь и петух не поёт, и люди сюда не заходят!

— Беда загнала меня, дедушка,— молвил пастух.— Прошу тебя, будь мне другом, помоги — не знаешь ли, где есть такое село — Кушкундалево? Может быть, в этих горах затаилось?

— Не слышал я, сыночек, чтоб в наших краях было такое село,— отвечал старик.— Лет двести я здесь живу, а такого названья не слышал. А что тебе нужно там, парень?

Пастух рассказал ему всё, что случилось. Подумал старик, покряхтел — и ответил:

— Не слышал, сынок. Только ты не кручинься, иди себе дальше. Дойдёшь через месяц до других гор — и встретишься со вторым стариком, моим братом, таким же, как

я. Передай ему привет от меня, ведь он ещё старше, чем я,— ему триста лет, и он над всеми зверями царь. Попроси его хорошенько, он и поможет.

— Ну что ж, ты здесь посиди,— отвечал старик,— а я всех зверей соберу, спрошу у них,— может, они знают.

И послал он гонцов во все стороны. Вскоре собрались все звери, поднялись на задние лапы, старику поклонились. А старик говорит:

— Эй вы, львы и медведи, лисицы и волки и все звери лесные, хочу кое о чём вас спросить. Часто вы мимо сёл пробегаете — может быть, и село Кушкундалево знаете?

— Не слыхали такого мы, батюшка царь! — отвечали все звери.

— Ну вот, видишь! — сказал старичок пастуху.— Нет такого села на земле! Только ты не печалься и, если не лень тебе, иди дальше. Добредёшь через месяц до новых гор, увидишь там третьего старца — он повелитель всех птиц. Птицы повсюду летают — так они, может, знают, где твоё село!

Вновь пастух отправился в путь. Через месяц и впрямь встретился он с третьим старцем, повелителем птиц. Поклонился ему пастух, передал привет от двух старцев, ну, а потом о своей беде рассказал — все как есть, без утайки. Послал старичок быстрокрылых гонцов за своими пернатыми слугами. Сутки только прошли — и собралась громадная стая — все птицы слетелись к царю!

— А скажите-ка мне, орлы и вороны, большие и малые птицы, не знает ли кто, где село Кушкундалево?

— Государь, не слыхали! — ответили птицы.

— Да... Наверное, и нет его, парень,— сказал старичок пастуху.— Даже птицы такого не знают, а они ведь повсюду летают! Да и я не слыхал, хоть живу на свете уже четыреста лет.

И как раз в ту минуту к царю подлетела хромая сорока. Увидал её царь и спросил:

— Это что же такое? Отчего ты так опоздала? Позднее всех птиц прилетела. Разве это порядок, сорока?

— Да ведь я хромая, государь! — отвечала сорока. И лететь мне всех дальше,— я живу далеко, в самом Кушкундалеве, батюшка,— там, где русалки живут! Как услышала я, что ты кличешь,— уж совсем собралась, да ведь я у русалок в служанках. Вот злая хозяйка взяла да и стукнула меня по ноге. Я от боли-то еле летела, ты прости уж меня, светлый царь!

— Слыхал, паренёк, что сказала сорока? — спросил старик пастуха.— Ну, садись-ка верхом на орла, а сорока дорогу покажет.

— Вот спасибо тебе, государь, вовек тебя не забуду! — ответил пастух.

А старик приказал одному из орлов — тому, что сильнее всех прочих,— отнести пастуха в Кушкундалево. Сорока вперёд полетела, а за нею — пастух на орле. Прилетели в село рано утром, слез наш парень с орла и вошёл в первый двор — расспросить, где живут три сестрицы. По счастью, попал прямо к ним. Вмиг узнали его обе старшие русалки. «Ай-ай-ай! Как измучился бедный зятёк, по горам и долинам скитаясь,— подумали сёстры.— Значит, любит жену не на шутку, а раз так, то нужно ему помочь!» Вышли из дому старшие сёстры, спросили — как же это случилось, что он их совету не внял и отдал волшебную рубашку? Рассказал паренёк по порядку, как беда приключилась, и стал упрашивать двух сестёр, чтоб супругу ему вернули.

— Не тревожься! Жена твоя — здесь, в нашем доме,— ответили сёстры.— Ты возьми-ка вот это седло и ступай вслед за нами. Жена твоя спит ещё. Мы её сонную свяжем да к седлу и привяжем. Ты сядешь с ней рядом, и взовьётся седло выше гор. Только помни: как взлетите, проснётся сестрица и крикнет, коня своего позовёт. Ты старайся, зятёк, добраться к тому времени до трёх заветных гор. Коли минуешь их, всё хорошо будет, если ж нет — настигнет тебя конь и на куски разорвёт: он волшебный!

Поверил двум сёстрам пастух, привязал жену к седлу, сам сел, взлетел, и помчались они словно вихрь. Миновали три горы, и тут вдруг проснулась русалка, поняла, что случилось, стала кликать коня. Помчался конь по небу, да как только достиг он гор, вмиг исчезла его волшебная сила, и пришлось ему воротиться назад. А пастух добрался до родного села, снял с жены рубашку и сжёг, чтоб исчезла русалочья сила. Ну, и стал он жить- поживать с молодою женой-русалкой. А она родила ему дочек — красивых-красивых.

Вот от этих-то дочек и повелись все красавицы, что есть на свете.

Славянский мифологический персонаж, символ яркого солнечного света, связан с плодородием земли и началом расцвета природы. Праздник в честь него отмечался в начале или в конце весны. В этот день водили хороводы и закликали солнце.
* * *

Ночь рассеивается. На востоке, где земля сходится с небом, Золотой Петух пробуждает утреннюю Деву-Зарю, и она в злато-багряных одеждах расстилает по небу свою розовую фату. Рассвет-кудрявич для неё выводит запряжённую алыми конями ослепительную повозку. Дева-Заря выезжает перед восходом солнца, открывает небесные врата света и затворяет врата тьмы. Земля просыпается.
За Девой-Зарёй выезжает на светозарной колеснице, запряжённой белыми огнедышащими конями, Солнце и совершает свой обычный путь по небосводу. Чем ретивее погоняет Солнце своих коней, тем трусливее поджимают хвосты духи мрака и тьмы: приходит конец их времени.
Ночь – божество мрака, ждёт-выжидает своего часа, когда можно будет отворить небесные врата тьмы. Не дремлет её сестра – Дева Полуночная Заря. Плывёт на водоплавающих птицах по подземному океану, завершая дневной путь. Выждав положенное время, выводит тройку лихих чёрных коней. Как только открываются небесные врата тьмы, мчится она в чёрной повозке, выпускает на волю духов мрака и тьмы.
День и Ночь – раздорники. День – божество света, укрывает мир от враждебных чар, отгоняет всякое зло. Ночь – божество тьмы, покровительствует нечистой силе. Идёт между ними вечная, нескончаемая борьба за владычество над миром.
Ночь говорит:
– Вечно ты, братец День, больше меня по земле гуляешь, а мне времени властвовать над миром совсем мало оставляешь.
День отвечает:
– Гляди, приходит время Осени, и ты всё больше времени землю не покидаешь, во тьме пребываешь. Не спеши, дай мне насладиться миром и покоем.
* * *
Осенница-царица едет по земле на золотой колеснице. А за ней вслед спешит Листогон, срывает с деревьев листья вон. Дорогу ими устилает, словно золотой парчой накрывает.
Подули холодные ветры, полили частые дожди…
Живёт среди топей и трясин на краю болота владычица лечебных трав и кореньев Мокоша. Умеет творить добро. К ней осенью спускается Солнце. У неё и проводит все долгие осенние и зимние ночи. Мокоша заботится об ослабевшем зимнем Солнышке, лечит его целебными травами да заговорами, и к весне оно опять становится сильным и могучим.
Ночь узнала, что Солнце ослабело и его лучи не в силах пробивать тёмные облака и согревать землю. Надумала она, как ей остаться вечной владычицей мира. Прошептала страшное заклятие и пробудила злого мрачного духа Несвета. Он взмыл в небо, окутал его покровом темноты, напустил на землю клубы мрака, похожие на тучи. Ночь сделалась длиннее, пришло её владычество на землю.
В подземный мир пришла весть о победе тьмы над светом. Карачун – дух зимних бурь – узнал, что пришло его время властвовать на земле. Принялся готовиться к дикой охоте.
* * *
На земле в кромешной тьме раздался протяжный вой, гул и свист. Появился свирепый Карачун – подземный владыка, повелевающий морозами. Грозный и неумолимый, напускает он на землю холод и стужу. Призывает тёмные силы на дикую охоту:
– Медведи-шатуны, оборачивайтесь буранами, стаи белых волков – метелями, а вы, мои гончие псы, – позёмками и вьюгами! Эй, Зимобор, бери ледяной топор, выходи на двор! На земле мрак и тьма, пришла наша пора!
Проносится по небу вместе с зимней бурей сонм призраков и злых духов. Во главе их зловещий Карачун в сопровождении своих гончих псов. Несётся дикая охота с рёвом и воем над землёй. Опасна встреча с ней для путника, оказавшегося в дороге. Вьётся вокруг него снежный вихрь, заметает хлопьями снег, и пути ему нет, гибнет он от холода в дороге.
Идёт по следам дикой охоты Морозун, сковывает воду ледяными оковами, ставит снеговые заслоны на лесных тропах; бегает по полям, стучит по деревьям и пням. От его ударов трескаются брёвна в домах, лопается кора на деревьях. Сипят Ма́россы – позёмку и снеговую порошу надувают. Трудятся Снегосей и Снегогон на дорогах, наметают сугробы.
* * *
Свет месяца померк, вихри воют и гудят, деревья ломаются и с треском падают. В разрушительной буре несётся по воздуху Карачун – в сопровождении злобных духов. Продолжается дикая охота. Ветры гонят перед собой облака, они в виде невиданных чудовищ с рогами, хоботами и клыками, и нет им конца.
Помнит свирепый Карачун о своей мести людям. Вывел из ледяной горы, из чёрной дыры истукана из инея и льда. И говорит:
– Нет в твоём теле сердца, ты непобедим! Иди, убей всякого путника на дороге!
Показался на дороге ледяной истукан. Из его рта холод-стужа белым туманом по земле стелется, из ушей пороша во все стороны летит. Где он ступает ногой, там сугроб встаёт горой; где трясёт рукой, там покрывается всё ледяной корой. От его голоса земля дрожит, воздух гудит. Великан подходит к домам, кричит:
– Выходите ко мне, земные букашки! Я вас всех заморожу, в сосульку превращу, в лёд закую! У-ух, берегись…
Принялся ледяной истукан кричать так, что поднялся ветер и стал поднимать снежные вихри, ломать в лесу деревья. Чем больше истукан кричит, тем голос его становится тише. Начал он уставать, полился с него холодный пот. От крика совсем ледяной истукан лишился силы. На землю упал и рассыпался, одни ледяные осколки от него остались.
Дикая охота подошла к концу. К утру буря утихла, небо очистилось от туч, но на нём не появился блеск зари.
* * *
Во мраке и стуже лежит Мать-Сыра-Земля, словно мёртвая – ни света, ни тепла. Зима всем надоела, весь хлебушек подъела, скотинку голодом поморила и всё не уходила. Вышел народ из дворов, встал у ворот и Ярилу зовёт:
Разъярись, Ярило,
Свети во всю силу!
Разъярись покруче,
Разгони тучи!
Разъярись вовсю -
Развей мрак и тьму!
Ярило услышал песню в поднебесном золотом тереме. Взглянул сквозь тьму кромешную, пронизал мрак своим светлым пламенным взором, прорезал тьму, и там воссияло красное солнце. Полились через мрак жаркие волны лучезарного Ярилина света. Могучий враг Зимы тусклоокой – Ярило-молодец идёт, снежный саван по всей Руси рвёт. Мать-Сыра-Земля проснулась от сна. Пьёт золотые лучи живоносного света. Разукрасилась цветами, зелёными лугами, цветущими садами.

Летят птицы вереницей в родные края гнездиться. Возвращаются журавли и кричат: «Курлы-си, курлы-си – летим с юга по Руси!» За ними грачи. Им кричат: «Вы чьи, вы чьи?» Они отвечают: «Мы свои, мы свои, мы домой пришли!» Крестьяне с сохой-бороной в поле спешат. Дети в горелки играют, солнышко величают:
Солнышко-погодушко,
Выйди из-за облышка!
Не свети далеко,
Принеси нам тепло!
Прогони мороз,
Чтоб никто не мёрз!
Растопи ледок
На весь годок!
В Ярилин день праздник «Ярилки» на холме справляют.

Цель: с формировать представление о боге Яриле, познакомить с обрядами чествования его народом посредством выразительных средств литературы и изобразительного искусства.

Задачи:

обучающие:

формировать:

    речевые умения, навыки чтения, слушания;

    навыки учебного, творческого сотрудничества детей в процессе художественно-практической созидательной деятельности;

    навыки работы в технике бумагопластика, графика;

развивающие:

развивать:

    способность полноценно воспринимать художественное произведение, эмоционально откликаться на прочитанное;

    память, образное мышление, творческое воображение;

    активный интерес к истокам славянской культуры;

воспитывающие:

воспитывать:

    любовь к родине, интерес к её многотысячелетней истории;

    культуру нравственно-эстетического восприятия и потребность в сохранении

    художественного наследия славянского народа;

здоровьесберегающая:

    способствовать сохранению здоровья детей с разным типом психического восприятияинформации путем смены видов деятельности.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Учитель по литературному чтению:

Ребята, сегодня мы с вами окунемся в мир прошлого нашей Родины. В то время, когда люди жили в гармонии с природой, любили и обожествляли ее. Данные слова могут послужить эпиграфом к нашему уроку ( )

Народ, не знающий своей истории, своих древних корней, обречён на гибель. Счастье, что наши древние сказания о славянских богах хотя бы частично сохранились, переданные нам неизвестными сказителями, нашими далёкими предками. И, прочитав их, вы с гордостью можете сказать, что вы - наследники древних славян. Вы, так же как и они, будете знать и любить свою историю, уважать предания своего народа и гордиться его многотысячелетней историей.

2. Повторение изученного материала .

Предания, сказания, как можно по-другому назвать? (мифы )

А что же такое миф? Какие признаки мифа вы знаете? (повествование о богах, героях, мифы отражают фантастические представления людей)

Учитель, подводя итог сказанному, даёт определение мифа.

Миф – это рассказ (повествование) о богах, героях, духах, отражавший фантастические представления людей о мире, природе и человеческом бытии.

С мифами каких народов мы познакомились на предыдущих уроках? (греческого, хакасского ) Назовите их. (“Арион”,”Дедал и Икар”, “Луна и Чилбиген” и др.)

Возвращаясь к нашим словам на слайде, скажите, с мифом какого народа мы будем знакомиться сегодня? (славянского )

Если миф - это повествование о богах, и мы будем знакомиться со славянским мифом, нельзя не вспомнить о славянских богах. Давайте вспомним, с какими славянскими богами мы познакомились на уроках окружающего мира ( )

На слайдах картинки с изображениями некоторых славянских богов, их именами и краткой характеристикой. Учащиеся зачитывают эти сведения.

Бог Сварог – Верховный Небесный Бог, управляющий течением Жизни нашей и всем Мироустройством Вселенной.

Бог Перун – Бог – Покровитель всех воинов, защитник Земель от Тёмных сил.

Богородица Макошь – Небесная Богородица, Справедливая Богиня счастливого жребия и Судьбы, вместе со своими дочерьми Долей и Недолей определяет Судьбы Небесных Богов, а также судьбы всех людей.

Даждьбог – Бог-Хранитель древней Великой Мудрости, податель всяческих благ, счастья и благополучия.

Стрибог – Бог, который управляет молниями, вихрями, ураганами, ветрами и штормами морскими.

Ярила - ….?( картинка и характеристика отсутствует на слайде )

Что же представляет собою Бог Ярила? Давайте прочитаем миф, и, возможно, там найдём ответ на этот вопрос.

3. Изучение нового материала.

А) Первичное чтение текста.

Миф “ Ярило - Солнце” читают четыре хорошо читающих ученика, соответственно логическим частям, на которые разбит весь текст.

О чём рассказывается в мифе? (о зарождении жизни на Земле, о происхождении человека, о Боге Яриле)

Какие чувства вызвало это произведение? (восхищение, гордость за человека, радость)

Учитель : Наша главная цель сегодня на уроке – из отдельных сведений в тексте составить образ бога Ярилы, нарисовать его словесный портрет.

Сначала попытаемся понять, почему он так назван? Давайте подберём однокоренные слова к слову Ярило (ярый, яркий, яростный). Найдём значение слова “ярый” в толковом словаре С. Ожегова и прочитаем.

Б) Анализ литературного образа Ярилы

1 группа : Прочитать 1 абзац по цепочке по одному предложению и ответить на вопросы:

Какая была Мать Сыра Земля до появления Ярилы ? (мертва была, ни тепла, ни звуков)

- Есть ли в тексте описание Ярилы?(вечно юный, вечно радостный светлый Ярило )

Что сделал Ярило, чтобы разбудить Землю?(пронизал, прорезал слои мрака, полились жаркие волны лучезарного света)

2 группа : прочитать 2 и 3 абзацы “про себя” и ответить на вопросы:

Как Земля изменилась с появлением Ярилы? (проснулась, в красе раскинулась, разукрасилась злаками, цветами и т.д. )

Как понять выражение “жадно пила она золотые лучи живоносного света”? Какое средство художественной выразительности здесь используется? (олицетворение)

- Кто появился на Земле под воздействием Ярилина света ? (рыбы, звери, птицы)

3 группа : ответить на вопросы к 4 и 5 абзацам выборочным чтением.

Как произошло рождение человека и как у него зародился ум?

Как Ярила приветствовал рождение человека?

Что оставил Ярила вместо себя, когда его сила ослабела? (огонь)

Учитель литературного чтения подводит ито г:

Таким образом, мы можем сказать, что Ярила – бог Солнца, вносящий в жизнь природы молодую свежесть, расцвет и плодородие, пробуждающий жизнь.

Физкультминутка

А теперь тихонько встали,
Руки к небу мы подняли,
Потянулись, улыбнулись
“Здравствуй, солнышко!”, - сказали,
“Поклонились вправо, влево,”- говорит учитель изобразительного искусства и продолжает физкультминутку
Вправо, влево
Дружно сели – вновь за дело!

В) Знакомство с художественными образами Ярилы.

Вступает

- Интересно было бы знать, а как Бога Ярилу изображал народ? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте соберём его образ. (Учащиеся собирают иллюстрацию с изображением Ярилы, разрезанную на несколько частей)

Учитель:

- Так выглядел, Ярила – вешний, молодой юноша в белой рубахе, босой, с венком из полевых цветов на голове, разъезжающий на белом коне. ( )

23 апреля – День Ярилы Вешнего. Что же происходило в это день?

Из первой группы три ученика рассказывают информацию, которая лежит у них на столе:

1-ый ученик: В этот день Ярила “отмыкает” Мать Сыру-Землю и выпускает росу, отчего начинается бурный рост трав.

2-ой ученик: В народе говорили: “Ярила Землю отмыкает, весну из-под спуда выпускает, зелёную траву выгоняет”.

3-ий ученик: В этот день совершался торжественный выгон скота на пастбище. По обычаю скот и ребятишек слегка ударяли вербовыми ветвями и приговаривали: “Принесла верба здоровья! Как вербочка растёт, так и ты расти!”

Учитель:

- ( ) - Но образ Ярилы не был однозначным, он менялся в течение лета, и этому было посвящено множество праздников.

А 4 июня Ярило представлялся народу иным . В одной руке он держал пучок ржи, а в другой палицу. Что это за день?

Выходят три учащихся из второй группы:

1-ый ученик: День чествования Ярилы Сильного или еще его называли Ярилой Мокрым.

2-ой ученик: В этот день хозяин обязательно ходил в поле – “смотреть жито”. Для чего во всходы кладётся специально испечённый пирог. Затем хозяин отходит на несколько шагов и смотрит – видно пирог во всходах или нет. Если пирог не видно, значит, урожай будет хорошим.

3-ий ученик: Начиная с этого дня, Вешняя сила Ярилы идёт на убыль вплоть до Купалы.

Учитель:

7 июля это не только день Купалы, но и день проводов Ярилы. Который мыслится уже не молодым, а седобородым старцем, отдавшим всю свою живительную силу Земле . ( )

1-ый ученик: В этот день было принято скатывать горящие колеса с ближайшей возвышенности.

2-ой ученик: Проводились шуточные “похороны” Ярилы. Для этого изготавливалось соломенное чучело состарившегося Ярилы, которое по Закону подобия хоронил такой же старик.

3-ий ученик: Другой вариант проводов Ярилы заключался в следующем: вокруг старика, изображающего Ярилу, водили хоровод.

Учитель изобразительного искусства:

-Мы много узнали о боге Яриле и можем сделать вывод, кто же он такой.

( ).

- Ярило – образ Бога-Солнца. Бог пробуждающейся природы и плодородия, символ силы и любви. Покровитель растительного мира. В честь него стали люди давать имена своим детям, чтобы быть им сильными, ярыми - Ярополк, Яромир, Ярослав.

Но мы не знаем, с какими словами обращались люди к Яриле. Их мы узнаем после того, как по подобию Ярилы преобразим нашу Землю (на доске образ неожившей Земли ). Для этого поработаем в группах.

4. Закрепление материала.

Творческая работа в группах. (во время выполнения работы звучит музыка с пением птиц)

1 группа: создают образы людей в народных костюмах;

2 группа: создают образ цветущей Земли (цветы, деревья);

3 группа: создают образ неба (облака, птицы, солнце)

5. Создание коллективной работы.

После выполнения работы в группах, создаётся коллективная работа, изображающая целостный образ мира.

Учитель изобразительного искусства:

Мы преобразили нашу Землю? Какой она стала?( красивой, нарядной, цветущей)

Благодаря вашему творческому труду, на нашей работе появились слова, с которыми люди обращались к Яриле, чествуя его. ( )

Ученик выразительно читает слова, записанные на слайде.

Здравствуй, Ярила Трисветлый!
Славен и Триславен будь!
Яришь ты плоды полей наших
И силу нашу молодецкую!
Да во славу Рода Небесного
И Земли- Матушки!
Так было, так есть
И так будет!

6. Итог урока.

Учитель литературного чтения:

Давайте подведём итог урока. Что же нового вы узнали на уроке? Чему научились? Что вам показалось самым интересным?

7. Домашнее задание.

1 группа. Найти и выписать устаревшие слова, объяснить их значение.

2 группа. Найти и выписать из текста метафору, сравнение и олицетворение.

3 группа. Выразительное чтение отрывка “Пробуждение Земли”.

8. Рефлексия.

Учитель изобразительного искусства:

Если урок вам понравился, вы узнали много нового и интересного, пусть каждый из вас дополнит наше солнышко (на доске на листе ватмана солнце без лучей) своим лучиком знаний.

Вы сегодня хорошо поработали, молодцы! А мне хочется закончить урок словами заповеди, оставленной нам нашими предками-славянами ( )

Каждое совершённое вами деяние оставляет свой неизгладимый след на извечном Пути жизни вашей, а посему сотворяйте, люди, только прекрасные и благие деяния, да во Славу Богов и Предков ваших, в назидание потомкам вашим!

Лежала Мать-Сыра-Земля во мраке и стуже. Мертва была - ни свете, ни звуков, никакого движенья. И сказал вечно юный. вечно радостный светлый Ярило: "Взглянем сквозь тьму кромешную на Мать-Сыру-Землю, хороша ль, пригожа ль она?" И пламень взора светлого Ярилы в одно мгновение пронизал неизмеримые слои мрака, что лежали над спавшею Землёю, и где Ярилин взор прорезал тьму, там воссияло солнце красное.И полились через солнце жаркие волны лучезарного Ярилиного света.
Мать-Сыра-Земля от сна проснулась и в юной красе раскинулась.
Жадно пила она золотые лучи живоносного светила, и от того света палящая жизнь и томящая нега разлилась по недрам её... Любы Земле Ярилины речи, возлюбила она бога светлого и от жарких поцелуев его разукрасилась злаками, цветами, тёмными лесами, синими морями, голубыми реками, серебристыми озёрами...
Пила она жаркие поцелуи Ярилины, и из её недр вылетали поднебесные птицы, из вертепов выбегали лесные и полевые звери, в реках и морях заплавала рыба, в воздухе затолкалась мелкие насекомые, мушки, да мошки.
И всё жило, и всё любило, и всё пело хвалебные песни Отцу Яриле, Матери-Сырой-Земле. Потом Земля породила человека. И когда он вышел из недр земных, ударил его Ярило по голове золотой вожжой - яркой молнией, и от той молнии ум у человека зародился. Здравствовал Ярило любимого земнородного сына небесными громами, потоками молний, и от тех громов, от той молнии вся живая тварь в ужасе встрепенулась: разлетелись поднебесные птицы,
попрятались в пещеры дубравные звери, один человек поднял к небу разумную голову и на речь отца громовую отвечал словами вещими, речью крылатою...И услыша то слово и узрев царя своего и владыку, все древа, все цветы и злаки пред ним преклонились.
Потом стала слабеть сила Ярилы, Мать-Сыра-Земля стала тосковать, боясь, что всё замёрзнет. Ярило утешил её, сказав, что опять вернётся, а пока для поддержания тепла на земле послал Огонь.
Так мыслили люди о смене лета зимою и о начале Огня. Оттого наши праотцы сжигали умерших - заснувшего смертным сном Ярилина сына отдавали живущему в огне отцу. А потом стали отдавать мертвецов матери - опуская их в ложе её, т.е. зарывая в землю. Оттого наши предки и чествовали великими праздниками дарования огня человеку.
(Из романа П.И.Мельникова - Печёрского "В лесах")

Другие статьи в литературном дневнике:

  • 05.07.2012. Народный миф о солнце.
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора . Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом . Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании

Иногда так хочется найти сказку и читать славянские мифы! Сказочные времена были когда-то давно, примерно в то время, когда все в мире было красивым, чистым и светлым, когда люди были доверчивы и веселы, когда люди любили и верили в счастье. Когда это было? Это было очень давно или просто в нашем детстве? Читайте славянский миф - милую, душевную историю из книги «Боги и люди», сказку о Ярило. И почему так хочется плакать? Сказка-то о Ярило со счастливым концом. Прекрасная славянская мифология о солнце, о Боге Ярило и его помощи в любви.

«Сказка о том, как Ярило в любви помог»

На всю округу из нашей деревни что парни, что девки очень ценились как женихи–невесты. Парни хозяйственные, девки работящие. А уж попеть–поплясать, да хороводы водить – никому за ними не поспеть. А самый завидный жених был Гордыня, Путятин сын. Всем взял парень: и рост подходящий, и плечи с косую сажень, и лицом светел. Но норов у него был никчемный - задиристый, горделивый, себя выше всех считал. Не зря Гордыней его прозвали. Но в работе тоже всегда первый, все в руках горело. Тут уж худого слова не скажешь. Ну и девки все обхаживали его, как могли. Только он на девок вроде и не смотрит. На гулянье, бывало во всех играх первый, столб вслепую всегда первый срубал, да так, что его столб соперника столб сваливал. Но как до хороводов дело доходит, поворачивается – и прочь. Постепенно так всех девок от себя и отвадил.

Только одна, Ясуня, Милованова дочка, не отступалась. На других парней и не смотрела, сватам отказывала. Милован, на что уж дочку любил и не неволил, поругивать ее стал: – Смотри, Ясуня, пробросаешься! Будешь век одна куковать! Она только вздыхает.

И вот, однажды наступил день Открытия Сварги. Ярилу, Бога ярого весеннего солнца, любовной страсти и плодородия, в деревне у нас очень чтили. Вся деревня с утра участвовала в празднике – и стар, и млад. Ждали его, чтоб отомкнул он своим ключом Матушку–Землю, да потекли по ней весенние воды.

Идут на Ярилину Горку, каждый хозяин несет хлеб–соль, складывают его кучкой, а специально выбранный хозяин троекратно кланяется на три стороны и произносит обращение к Яриле:

Гой ты, Ярила огненная Сила!
С неба грядучи, ты возьми ключи,
Отомкни ты Матерь–Сыру Землю,
Пусти теплу росу да на всю весну,
На сухое лето да на ядрено жито!
Гой! Слава!

А весь народ повторяет это за ним и тоже кланяется на три стороны. Потом идут на поля, трижды обходят их и поют:

Волочился Ярило
По всему белу свету,
Полю жито родил,
Людям деток плодил.
А где он ногою –
Там жито копною,
А где он глянет,
Там колос цветет.


А вечером выбирали самого красивого парня, надевали ему венок на голову, в руки давали черемуховую ветку и водили вокруг него хороводы, распевая песни.

А у нас Ярилин день,
Я травку–муравку вытопчу,
Тебя, молоденьку, подержу…

На эти вечерние игрища допускались только молодые парни и девушки. После хоровода они разбивались на пары и разбредались, кто в поле, кто в лес. Ярило любовь очень одобрял. Он даже проверял, все ли парни и девки в гулянье участвуют. Ходит, смотрит, спрашивает, если что не так.

Вот как-то в такой вечер идет по деревне мимо Гордыниного дома. Смотрит, молодой парень вместо того, чтобы с девушкой миловаться, во дворе дрова колет. Удивился Ярило. Думает: «Что-то не то с этим парнем». Подходит ближе. Всмотрелся и ужаснулся: «Сердце-то у парня ледяное! Видно Морена, Богиня Зимы и Смерти поцеловала парня! Не дело это! Как же я это не усмотрел! Надо парня выручать!». Пошел дальше и все думает, как помочь. И видит на скамеечке сидит девушка, такая милая, как ландыш лесной, но печальная. И одна сидит. Тоже непорядок. Подсел к ней, разговор завел. А она отворачивается, глаза прячет. Но разве против Бога Ярилы устоит кто. Узнал, что Ясуней зовут. Выспросил про ее несчастную любовь к Гордыне. Вот и лекарство есть для Гордыни,- обрадовался Ярило. И сказал: «Помогу я тебе, только делать должна точно, как я скажу. Согласна? – спрашивает, а Ясуня шепчет:

– «А Гордыне от этого худа какого не будет?».

Восхитился про себя Ярило: «Вот она, настоящая любовь! За милого беспокоится, а не о себе думает!»

А вслух говорит: «Будешь делать, как скажу, только добро будет. Сердце его ледяное растопить нужно, а то недолго ему тут оставаться, может скоро в Навь, мир теней и смерти, уйти». И протягивает ей ветку черемухи с цветом. По этой ветке Ясуня и признала Ярилу. В ноги хотела упасть, да он не позволил. «Слушай дальше, – говорит. – Ветку эту из рук на минутку не выпускай, чтобы сила в ней оставалась. Утром, как пойдет он скотину выгонять, подойди к нему, да встань прямо перед ним и, не мешкая, чтоб не одумался, подай ему ветку, гляди в глаза и быстро так скажи: – Одно сердце страдает, другое не знает. Он растеряется, отвык уже, чтобы девки на шею вешались, ветку возьмет и глянет на тебя. А как глянет, так и присохнет. Но ты тут же повернись и прочь иди.

Вот после этого начнется самое трудное для тебя. Гордыня твой начнет следом за тобой ходить, любви ответной просить. Но ты каждый раз отвечай: – С чем пришел, с тем и пошел, поворачивайся и уходи, виду не подавай, что любишь. Если ответишь на любовь, поцеловать разрешишь, сердце его заледенеет пуще прежнего, уже ничем не поможешь, а он быстро в Навь отойдет.

И продержаться так тебе надо до следующей Ярилиной Стречи. Сватов будет засылать, отказывай. Отцу можешь намекнуть, что, мол, Ярило так велел, а больше никому ни слова. За этот год сердце его полностью оттает, Морена власть над ним потеряет. Продержишься, через год я сам на Гордыню венок надену. Как увидишь на нем мой черемуховый венок, так к отцу веди, чтобы благословил. Тогда и милуйся, сколько хочешь».

Прижала Ясуня ветку к груди, вдохнула духмяность черемуховую. Подняла глаза на Ярилу, чтобы поблагодарить, а его уже и нет, только рядом сидел, а уж и след простыл. Но Ясуня все же сказала, то, какие добрые слова хотела сказать: «Бог, он Бог и есть – все слышит, все знает».

В эту ночь Ясуня так и не ложилась спать, ветку к лицу прижимала и смелости набиралась, как она к Гордыне подойдет. А утром, только рассвет занимался, Ясуня уже Гордыню поджидает. Он один жил, родители померли, так за скотиной он сам и ходил. Гонит Гордыня скотину в стадо, а наперерез ему девушка спешит. Скользнул он по ней взглядом, хотел дальше идти. А она встала перед ним, протягивает цветущую черемуховую ветку. Он от неожиданности ветку взял и на нее глаза поднял. А она ему в глаза глядит и говорит: «Одно сердце страдает, другое не знает». Как жар прошел у него по телу, смотрит на девушку, а она ему милее всех на свете кажется. «Как зовут тебя, милая? Чья ты дочка будешь?».

А красавица повернулась и пошла прочь. Он за ней. И про скотину забыл. Догнал, не пускает. А она ему так строго: «С чем пришел, с тем и пошел!». Оторопел Гордыня. Гордость в нем взыграла, тоже повернулся и пошел, но ветку Ярилину из рук не выпускает, память о девушке ветка хранит. А Ясуня домой бегом, слезами захлебывается и не знает, о чем плачет – то ли, что Гордыня наконец-то ее заметил, то ли, что оттолкнуть его пришлось.

Хоть и рассердился Гордыня, но вечером на гулянье пришел, Ясуню высматривает, все о ней у парней выспрашивает. Но как подойдет только к ней, она ему опять: «С чем пришел, с тем и пошел!». Так и пошло день за днем. Он к ней, она от него.

Вся деревня уже смеяться над ними устала, а Ясуню осуждать стали, что нос от такого парня воротит, сватов засылал, отказала. Стали выговаривать, что, мол, испортила девка паренька. Навела девка на парня сухоту. Но Ясуня хорошо помнит, что Ярило наказывал: «Уступишь, парня в Навь загонишь».

Вот опять Ярилины праздники наступили. Стоит Гордыня в сторонке, смотрит, как Ясуня хороводы водит. Сердце от любви тает, вспоминает, как в народе говорят: «Без солнышка нельзя пробыть, без милой нельзя прожить». Не заметил, как незнакомый парень подошел, наблюдает за ним, улыбается. А потом парень и говорит: «Она черемуху любит. Надень на себя мой венок черемуховый, подари ей ветку черемуховую, От такого подарка девушки не отказываются».

Гордыня даже отказаться не успел, как венок уже на голове, а ветка в руках, а сам он быстрым шагом к Ясуне идет. И про парня забыл. Тут и Ясуня его увидела – венок у него на голове, в руках черемуха, не обманул Ярило, не забыл обещание, выскочила из хоровода и, будто случайно, навстречу пошла.

Встретились, он ей ветку отдал, обнял, да так, обнявшись, пошли. И всю жизнь, обнявшись, и прожили. Настоящая любовь и ледяное сердце растопит.

Такая вот сказка о Ярило вышла у нас! Скоро уж наступит время хороводы водить, весну–красну встречать. Вспомните тогда славянскую сказку о Ярило, порадуйтесь вместе со всем миром тому, что зима отступила, а сердца людей оттаяли, наполнились любовью!

Эту сказку о Ярило, да другие волшебные истории в книге «Боги и Люди» найдете. Читайте славянские мифы, пусть наполняют они душу радостью!