Авиационные бомбы: устройство и основные виды. Авиационная бомба

Впервые за 6 лет Сандийские национальные лаборатории в США провели серию испытаний бетонобойной ядерной бомбы, получившей обозначение B61-11. При этом была осуществлена съемка углубления бомбы в грунт (в рапиде). При этом бомба, естественно, не оснащалась ядерной частью и не взрывалась. Развитием проникающих авиационных бомб, которые также называют бетонобойными, в последние несколько лет заинтересовались во многих странах мира. С помощью такого можно достаточно легко уничтожить подземные бункеры, командные пункты или склады вероятного противника. Активнее всех разработкой боеприпасов такого типа занимаются Вашингтон и Тель-Авив. Ниже представлен небольшой обзор подобных авиационных бомб.

B61-11


Испытания ядерной бомбы B61-11 были проведены в США еще 20 ноября 2013 года, но Сандийские национальные лаборатории, которые занимались проведением испытаний, рассказали о них только в середине января 2014 года. В полигональных испытаниях применялась авиационная бомба без боевой части. Само испытание B61-11 осуществлялось при помощи специальной ракетной тележки, которая была установлена на рельсах. Данная тележка должна была разогнать бомбу до ее рабочей скорости (этот параметр является засекреченным). Перед проведением испытаний саму бомбу и тележку специально охладили до температуры, соответствующей большой высоте полета данного боеприпаса.

При этом каких-либо данных о проведенных испытаниях Сандийские лаборатории не приводят. Стоит отметить, что испытания такого рода не проводились в штатах с октября 2008 года. В тот раз у специальной ракетной тележки перед стартом произошло возгорание двигателя, один из работников лаборатории в результате этого инцидента получил сильные ожоги. До 2008 года подобные испытания проводились на регулярной основе. Проводятся они в рамках действующей в США программы поддержания ядерного арсенала в боеспособном состоянии, а также продления сроков службы боеприпасов.

Термоядерная авиационная бомба B61 была разработана еще в 1960-е годы прошлого века. С тех пор было изготовлено уже 11 ее модификаций, в настоящее время в разработке находится «Модель 12». Последний вариант – принятый на вооружение – B61-11 был разработан в 1997 году. Модификация 11 является противобункерной бомбой. Авиационные боеприпасы B61 – это бомбы переменной мощности от 10 до 340 кт. Последняя модификация данной бомбы, по сути, представляет собой старое зарядное устройство W-61-7, которое было упаковано в новый корпус иглообразной формы, который предварительно был усилен. Имеется информация, что усиление было выполнено за счет использования в конструкции корпуса бомбы обедненного урана.

B61-11 – это свободнопадающая авиационная бомба (основной носитель стратегический бомбардировщик B-2), она предназначена для сброса с большой высоты – 40 тысяч футов (около 12 200 м). Бомба не оснащается тормозным парашютом, поэтому к моменту ее столкновения с землей она может набрать очень большую скорость – до 610 м/с. Проведенные испытания показывают, что данная авиабомба в состоянии углубиться в сухой грунт средней плотности на глубину до 20 футов (6 м). Данная глубина невелика, но этого вполне достаточно для того, чтобы основная часть выделившейся при ядерном взрыве энергии (до 90%) ушла в сейсмическую волну. Мощности данной волны должно хватить для поражения любой хорошо защищенной подземной цели.

BLU-109/B

Одним из наиболее распространенных на сегодняшний день боеприпасов, находящихся на вооружении армии США, являются специализированные противобункерные бомбы с боевой частью BLU-109/B. Данные боеприпасы находятся на вооружении не только американских ВВС, но и ВВС Канады, Франции, Великобритании, Дании, Бельгии, Саудовской Аравии, ОАЭ и еще 7 стран мира. Масса боевой части составляет 240 кг, всей бомбы около 907 кг. Боеприпас имеет стальную оболочку толщиной 25,4 мм. Бомба в состоянии пробивать железобетонные конструкции толщиной до 1,8 м. При этом свободнопадающий боеприпас в основном используется с системами наведения на цель JDAM или Paveway III, которые превращают ее в управляемую авиационную бомбу – УАБ.


Авиационная бомба с JDAM и БЧ BLU-109/B получила индекс GBU-31. В ходе проведения испытаний данного боеприпаса его сбрасывали с истребителя F-16 с высоты 6 тысяч и 7,6 тысячи метров соответственно, на скорости полета 0,8 М. При этом бомбы смогли поразить точку прицеливания, при этом относ бомб составил 43,2 и 65 м соответственно. Согласно расчетам, которые были выполнены конструкторами компании «Боинг» УАБ GBU-31, оснащенная крылом, в состоянии обеспечить максимальный относ от точки сброса до 75 км, если высота сброса составит около 12 000 м, при этом скорость бомбы составит 0,9 М.

GBU-57 (MOP)

ВВС США используют тяжелую противобункерную бомбу GBU-57, начиная с ноября 2011 года, в том году их приняли на вооружение. При этом с момента принятия бомб на вооружение сразу же начался процесс их усовершенствования. По словам представителей Пентагона, мощности бомб недостаточно для поражения всех подземных бункеров, в первую очередь иранских. Работами над разработкой и усовершенствованием данной бомбы занимается авиастроительная корпорация «Боинг».

GBU-57 или MOP – Massive Ordnance Penetrator (MOP) - это корректируемая противобункерная авиационная бомба. Американцы специально разрабатывали данный боеприпас с целью борьбы с подземными и надземными укреплениями, расположенными на территории КНДР и Ирана, которые могли бы быть использованы для размещения ядерных объектов. Разработка данных бомб велась специалистами компании Boeing, начиная с 2007 года. Сообщается, что общая стоимость работ по проектированию MOP составила 400 миллионов долларов.


Длина сверхтяжелой авиабомбы МОР составляет 6 м, ее вес – 13 600 кг. Масса боевой части GBU-57 составляет 2,5 тонны. Так как данный боеприпас является корректируемым, на цель бомба выходит с помощью наводки по координатам GPS. Имеется информация, что первоначальный вариант данной авиационной бомбы в состоянии пробивать армированный бетон толщиной до 60 метров. При этом способности по пробитию бетона у усовершенствованного боеприпаса в настоящее время держаться в секрете.

GBU-28

В настоящее время GBU-28 считается одной из наиболее эффективных проникающих бомб, находящихся на вооружении американской армии. Является управляемой авиационной бомбой, которая изначально проектировалась для уничтожения высокопрочных подземных объектов, например командных пунктов вероятного противника. Бомба была создана в 1991 году. УАБ выполнена по аэродинамической схеме «утка» и оснащена раскрывающимся в полете крылом. Имеет полуактивную головку самонаведения на цель. Представляет собой образец удачной военной конверсии, так как производится с использованием 203-мм ствола снятой с вооружения САУ M110. Вес бомбы почти 2,3 тонны. Данный боеприпас в состоянии углубиться в грунт на глубину до 30 м и пробить железобетонное перекрытие толщиной 6 м. На испытаниях ушедший на 30-метровую глубину боеприпас решили даже не выкапывать.


Во время проведения испытаний в Сандийских национальных лабораториях в 1995 году данная УАБ после разгона на специальной ракетной тележке смогла пробить железобетонные плиты общей толщиной 6,7 м. При этом бомба сохранила достаточно кинетической энергии, для того чтобы после этого пролететь еще порядка 1,6 км. За способность бороться даже с очень толстыми перекрытиями, она получила прозвище «глубока глотка». В военных условиях данная бомба использовалась лишь дважды. Две бомбы были применены во время операции «Буря в пустыне» для поражения иракских военных бункеров возле Багдада. Одна бомба прошла мимо цели, вторая успешно поразила бункер командования на авиабазе Аль-Таджи, который ранее неоднократно бомбился, но без вывода его из строя.

В феврале 2012 года собственную бетонобойную бомбу представил Израиль, бомба получила обозначение MPR-500. Это боеприпас калибра 500 фунтов (227 кг). Данная бомба в состоянии пробивать бетонные перекрытия толщиной до 1 метра или пробить сразу до 4-х бетонных перекрытий толщиной по 200 мм каждое. При взрыве данной бомбы образуется очень большое количество осколков – до тысячи, которые разлетаются на расстояние до 100 метров, эффективно поражая живую силу противника. Выбор в пользу такого сравнительно небольшого калибра был сделан по причине того, что один самолет может нести большое количество таких бомб.


Израильская бетонобойная бомба является свободнопадающей, при этом она достаточно легко может с помощью специального комплекта трансформироваться в корректируемую бомбу. Боеприпас израильтяне разрабатывали с учетом имеющейся у них информации о постройке на территории Ливана подземных укреплений и бункеров, которые иногда располагают внутри обыкновенных жилых домов или школ.

БетАБ
В России бетонобойные бомбы имеются на вооружении ВВС, но не обладают такими выдающимися характеристиками, как американские боеприпасы. В настоящее время в нашей стране такие бомбы обозначаются как БетАБ. Данные бомбы представлены тремя основными версиями: БетАБ-500, БетАБ-500У и БетАБ-500ШП. Все они отличаются конструкцией, массой боевой части и калибром. К примеру, масса БатАБ500У составляет 510 кг. Данная бомба используется для уничтожения ядерного оружия, командных пунктов управления, узлов связи, подземных складов боеприпасов, укрытий из железобетона. Бомба в состоянии пробить железобетонное перекрытие толщиной до 1,2 м или на 3 м уйти в грунт. Масса боевой части бомбы в тротиловом эквиваленте составляет 45 кг. Может использоваться с высот от 150 до 20 тысяч метров. Бомба оснащается стабилизирующим парашютом.


Другая версия БетАБ-500ШП оснащается боевой частью массой 77 кг. При этом в бомбе применяется реактивный ускоритель. В первую очередь, данный авиационный боеприпас предназначен для вывода из строя аэродромов противника – бетонных взлетных полос и рулежных дорожек. Данная бомба в состоянии пробить броню толщиной до 550 мм, железобетонные перекрытия толщиной до 1,2 м. Одна такая бомба в состоянии повредить до 50 квадратных метров ВПП. При этом при взрыве в среднем грунте она оставляет после себя воронку в 4,5 м в диаметре. В настоящее время БетАБ состоят на вооружении ВВС России и Индии.

Источники информации:
http://lenta.ru/articles/2014/02/26/penetrating
http://vpk-news.ru/articles/16288
http://first-americans.ru/news-usa/353-gbu-57
http://www.dogswar.ru/boepripasy/snariady-rakety/982-aviacionnaia-ypravli.html

Многообразие авиационных снарядов и пуль

Ни одна авиапушка или пулемёт не сможет успешно поразить самолёт врага, если в неё не заряжен хотя бы один единственный патрон. Тем не менее, важно понимать и то, каким именно может оказаться этот патрон и в какую часть вражеского самолёта будет лучше всего им выстрелить, чтобы гарантированно уничтожить цель.

Ниже представлены подробные описания всех основных типов авиационных боеприпасов используемых в игре:

Типы авиационных боеприпасов

Практический снаряд

Практические снаряды

Практический снаряд

Это самые простые и слабые по конструкции снаряды, изготовленных из корпусов осколочно-фугасных снарядов (или других), без наполнителя или с ним, но всегда без боевых наполнителей (зажигательных или взрывчатых веществ). В качестве наполнителя может использоваться инертное вещество (не склонное к взрыву), которое призвано имитировать массу взрывчатки. Пробивная способность практических снарядов ниже, чем у бронебойных, хотя принцип воздействия на цель схожий - пробить и повредить внутренний модуль. Разница заключается в том, что если модуль окажется защищен броней, то практический снаряд может просто расплющиться об нее (если не хватит пробития) не причинив защищенному модулю никакого вреда.
Практические снаряды применяются из-за более низкой стоимости и простоты изготовления, а также для обучения стрельбе.

В игре подобные снаряды являются наиболее слабой составляющей ленты (чаще всего «стандартной»), которую лучше заменить на что-то более подходящее сразу после изучения соответствующей модификации.

Патрон с пулей общего назначения

  • П - практический снаряд

Пуля общего назначения

Представляет собой обычную пулю без бронебойного (стального например или из карбида вольфрама) сердечника. Пуля как правило сделана из свинца. Соответственно такая пуля имеет уменьшенное по сравнению с бронебойными пулями пробитие и не имеет зажигательного действия.

В игре подобные пули являются наиболее слабой составляющей ленты (чаще всего «стандартной»), которую лучше заменить на что-то более подходящее сразу после изучения соответствующей модификации.

Игровые обозначения этого типа боеприпасов:

  • П - Пуля общего назначения

Патрон с трассирующей пулей

Трассирующие снаряды и пули

Трассирующие снаряды (или пули) оставляют за собой дымный или светящийся след и служат для оперативной корректировки огня. След образуется за счет медленного сгорания специального пиротехнического состава запрессованного, как правило, в задней части снаряда или пули. Такой состав воспламеняется в момент выстрела, за счёт нагрева пороховых газов в гильзе.
Наличие трассера изменяет баллистические свойства пули за счёт снижения её массы и балансировки, которые меняются в процессе полёта, что может негативно сказаться на точности стрельбы.
Трассирующая пуля должна оставлять за собой хорошо различимый след, одновременно имея максимально приближенную траекторию полета к боевой пуле. Из за трассера она часто делается длиннее, а что бы сохранить размеры патрона она утапливается глубже в гильзу, в сравнении с обычной пулей. При этом удлинение сказывается на ее баллистических характеристиках, и тогда уже нужно менять вес и баланс пули. Трассирующие боеприпасы по сложности проектирования являются лидирующими. От того насколько трассирующая пуля точно повторяет траекторию полета пули обыкновенной/бронебойной/разрывной, зависит точность стрельбы. Наличие же трассера в боеприпасах более крупного калибра, от 12,7 мм и более, на основные свойства снаряда влияет уже не сильно.
Существуют специальные варианты трассирующих пиротехнических составов для ночных истребителей в процессе горения имеющих приглушенную яркость. Приглушённое свечение ночного трассера затрудняет обнаружение стрелка противником, а также не слепит его и позволяет сосредоточиться на ведении огня.

Обычная трассирующая пуля имеет свинцовый сердечник и плохо пробивает броню, поэтому существуют бронебойные и бронебойно-зажигательные (с дополнительным зажигательным составом) трассирующие пули и снаряды со стальным сердечником. Бывают зажигательно-трассирующие снаряды (с сильным зажигательным действием). В игре трассеры являются неотъемлемой составляющей множества различных типов снарядов и пуль. Благодаря наличию трассеров в составе ленты, игроки могут успешно наводить огонь на цель и лучше узнавать баллистику той или иной модели оружия. Нельзя не отметить, что трассирующая пуля по своей сути еще и зажигательная пуля, в случае попадания в легковоспламеняющуюся среду она с легкостью поджигает ее (хотя делает это похуже, чем специальные зажигательные пули).

Игровые обозначения этого типа боеприпасов:

  • Т - трассирующая пуля
  • ПТ - практический трассирующий снаряд

Зажигательные снаряды и пули

Зажигательный снаряд

Зажигательно-трасирующие патроны

Зажигательные пули, снаряженные желтым фосфором, впервые появились в Первую мировую и предназначались для зажигания аэростатов и самолетов. Ведь как огромные «Цеппелины», так и юркие аэропланы оказались весьма уязвимы от огня. Боевой опыт показал, что и обычная трассирующая пуля обладает большим зажигательным эффектом, а уж одной специальной зажигательной часто хватало для уничтожения вражеского летательного аппарата. Поэтому зажигательные пули получили самое широкое распространение именно в авиации. И именно зажигательная пуля стала могильщиком боевых дирижаблей, так как крохотный истребитель одной очередью уничтожал гигантский цеппелин, в котором несущим газом являлся горючий водород. В период Первой мировой войны наибольшее распространение получили следующие 5 типов зажигательных пуль: французская Ph (Phosphore); французская Парно; французская калибра 11 мм; германская S.Pr.; английская S.A. типа Букингам. Зажигательные пули первых двух образцов имеют в общих чертах следующее устройство: внутри пули имеется цилиндрический канал, наполненный белым фосфором. Сзади вставлены два металлических диска с прокладкой. В нижней части пули, в боковой ее стенке у самых дисков имеется отверстие для выхода фосфора, заполненное особым легкоплавким составом (пробкой). При выстреле пороховые газы расплавляют этот состав и фосфор начинает вытекать из открытого отверстия в стенке пули.

Зажигательные пули последних двух образцов имеют несколько иное устройство: в медную никелированную оболочку пули вложен белый фосфор, сзади вставлена свинцовая пробка; с внутренней стороны к свинцовой пробке примыкает свободный свинцовый цилиндрик с продольными каналами для прохода фосфора. В оболочке, как и у пуль вышеописанной конструкции, на расстоянии примерно в 1/5 длины пули от ее заднего среза имеется отверстие для выхода фосфора, залитое легкоплавким составом. При выстреле пороховые газы расплавляют этот состав (открывают отверстие), а при ударе пули о преграду (цель) свободный свинцовый цилиндрик по инерции стремится продвинуться вперед и выжимает фосфор через свои каналы в выходное отверстие. Зажигательный состав современной пули состоит из двух компонентов: окислителя (перхлорад калия или азотнокислый барий) и горючего вещества (сплавы магния и алюминия).

Горение зажигательного состава может с лёгкостью поджечь горючие материалы (соломенные крыши, сухую траву) и жидкости вроде того же бензина в баках самолёта.
Из-за сниженного веса зажигательные снаряды и пули имеют худшие баллистические и пробивные характеристики, чем сплошные боеприпасы. По причинам невысокой эффективности против бронированных целей, зажигательные пули редко производятся в чистом виде, в основном применяясь в комбинации с другими типами патронов, например с бронебойными.

В игре такие боеприпасы лучше всего подходят для поджога топливных баков и других легковоспламеняющиеся узлов при условии, что зажигательный состав достиг горючего вещества.

Игровые обозначения этого типа боеприпасов:

  • З - зажигательная пуля
  • ЗТ - зажигательный трассирующий снаряд (или пуля)
  • ЗТ* - зажигательный трассирующий снаряд (с самоликвидатором) - самоликвидатор это взрыватель замедленного действия, который автоматически срабатывает через некоторое время после выстрела даже если снаряд не попал в препятствие. Смысл подобной технологии заключается в том, чтобы снаряд, даже пройдя мимо цели все равно имел шанс нанести ей урон за счёт силы разрыва или осколков, либо поджечь её попаданием частицы разлетающегося в разные стороны зажигательного состава.

    Пуля комбинированного действия (ЗТ) 1 – оболочка пули, 2 – бронебойный наконечник, 3 – разрывной заряд, 4 – стаканчик, 5 – зажигательный состав, 6 – трассирующий состав, 7 – запальный состав.

    Польские зажигательные патроны: 1 – патрон с зажигательной (фосфорной) пулей для пехоты, 2 – патрон с зажигательной (фосфорной) пулей для авиации.

    12,7-мм американский патрон с зажигательной пулей.

    7,92-мм немецкие зажигательные патроны: Патрон с бронебойно-зажигательной пулей PtK, патрон с пристрелочной пулей В. Patrone, патрон с зажигательной (фосфорной) пулей.

    Виды зажигательных пуль: А – пристрелочно-зажигательная; Б – бронебойно-зажигательная; B – бронебойно-зажигательно-трассирующая. 1 – оболочка – плакированная томпаком сталь; 2 – зажигательный состав; 3 – стальной сердечник; 4 – свинцовая рубашка; 5 – латунный кружок; 6 – стаканчик латунный; 7 – стальной ударник с жалом; 8 – латунный предохранитель (разрезное кольцо); 9 – капсюль; 10 – железная прокладка; 11 – трассирующий состав; 12 – колечко; 13 – отверстие.

    7,7-мм английские винтовочные патроны: 1 – патрон с зажигательной (фосфорной) пулей, 2 – патрон с бронебойно-зажигательной (фосфорной) пулей.

    7,7-мм японский винтовочный патрон с зажигательной (фосфорной) пулей.

    7,62-мм американский винтовочный патрон с зажигательной пулей.

    12,7-мм итальянский патрон с бронебойно -зажигательно – трассирующей пулей БЗТ. 1 – наружная оболочка пули, 2 – оболочка носика, 3 – бронебойный сердечник, 4 – носик, 5 – трассирующий стаканчик, 6 – трассирующее кольцо, 7 – рубашка, 8 – зажигательный состав, 9 – трассирующий состав, 10 – целлулоидная прокладка (кружок)

Разрывные пули

Разрывные пули, как это следует из названия, разрываются при попадании в цель за счет детонации небольшого заряда взрывчатого вещества расположенного в головной части. Разрывная пуля, по сути, является уменьшенной версией фугасного снаряда, несущей внутри себя гораздо более скромный заряд взрывчатки. Довольно часто, в целях увеличения поражающего эффекта, взрывчатое вещество в такой пуле при детонации дополнительно оказывает еще и зажигательный эффект, либо целиком состоит из зажигательного состава.
Главной особенностью, которая отличает разрывные пули от простых зажигательных, является наличие специального детонатора который срабатывает при ударе пули в препятствие и вызывает принудительный поджог, либо детонацию основного заряда.
Как правило, разрывная пуля полностью разрушается при попадании даже в относительно тонкие препятствия вроде фанеры, веток и даже простой брезентной обшивки самолёта, а потому не способна пробить даже самую тонкую броню.

МДЗ патрон

В игре подобные снаряды хорошо подходят для повреждения внешней обшивки и оперения самолёта, поражения топливных баков и иных легковоспламеняемых, но не защищенных бронёй внутренних модулей.

Игровые обозначения этого типа боеприпасов:

  • ПЗ - пристрелочно-зажигательная пуля - разрывная пуля, позволяющая корректировать стрельбу, ориентируясь на вспышки разрывов зажигательного состава.
  • МДЗ - пуля мгновенного действия зажигательная - разрывная пуля, по принципу действия схожая с пристрелочно-зажигательными патронами, но содержащая в себе намного больше разрывного зажигательного вещества.

Бронебойные снаряды и пули

Патрон бронебойный

Бронебойный каморный снаряд

Бронебойные снаряды предназначены специально для поражения бронированных целей. Такие снаряды изготавливаются из более прочной или закаленной стали и имеют специальные бронебойные наконечники, которые не разрушаются при ударе о броню.
Бронебойные же пули чаще всего скрывают внутри своей мягкой свинцовой оболочки прочные бронебойные сердечники, которые и пробивают броню при контакте оставляя весь свинец на поверхности брони. Однако, за свои высокие бронебойные качества такие пули часто расплачиваются уменьшенной массой, а значит и сниженными баллистическими характеристиками. Также, помимо сердечника, бронебойные пули часто содержат внутри небольшое количество зажигательного состава, чтобы вызывать пожары в пробитых баках и узлах цели.

В игре бронебойные снаряды и пули с высокой вероятностью выводят из строя двигатели, поражают пилота, а также все прочие внутренние модули самолёта (топливную и охлаждающую системы, тяги рулей, лонжероны). Тем не менее, в случае попадания такого боеприпаса в часть плоскости или фюзеляжа за которыми не будет расположено жизненно важного модуля, повреждения самой пробитой обшивки окажутся крайне незначительными - снаряды просто пройдут навылет оставив лишь небольшую дыру, и потребуется немало попаданий для того, чтобы разрушить силовую конструкцию самолёта.

Игровые обозначения этого типа боеприпасов:

  • Б - бронебойный снаряд (или пуля).
  • Б - бронебойный каморный снаряд - аналогичен обычному бронебойному снаряду, но дополнительно имеет внутри полость (камору) с зарядом взрывчатого вещества и донный взрыватель. После пробития брони взрывчатое вещество детонирует, поражая экипаж и внутренние модули цели осколками и продуктами взрыва. В целом, этот снаряд отличается заметно более высоким заброневым воздействием и несколько сниженной бронепробиваемостью (по причине меньшей массы и прочности снаряда).
  • БП - бронебойный подкалиберный снаряд (сокращенно просто подкалиберный) - боеприпас, диаметр отделяемой (при ударе, либо еще в процессе полёта) бронебойной части которого меньше диаметра ствола пушки. По принципу действия больше всего напоминает бронебойные пули с сердечником. Такие снаряды применяется для увеличения начальной скорости и лучшей бронепробиваемости и используются в основном для борьбы с хорошо бронированными целями. Еще одно преимущество - увеличение дальности стрельбы за счет более пологой траектории. Тем не менее, из-за меньшей массы снаряда его бронебойное действие с расстоянием падает значительно сильнее, чем у обычных калиберных бронебойных боеприпасов.
  • БТ - бронебойный трассирующий снаряд (или пуля).
  • БЗ - бронебойно-зажигательный снаряд (или пуля).
  • БС-41 - советская бронебойно-зажигательная пуля БС-41, обладает повышенной бронепробиваемостью. Пуля состоит из свинцовой рубашки, металлокерамического сердечника на основе вольфрама и зажигательного состава.
  • БЗТ - бронебойно-зажигательный трассирующий снаряд (или пуля).

Фугасный снаряд

Фугасные снаряды

Фугасные снаряды наносят повреждения при контакте с целью за счёт детонации взрывчатого вещества. Наиболее распространённый тип снарядов (наряду с осколочными, осколочно-фугасными и подобными) для борьбы с небронированными воздушными и наземными целями.
Стенки фугасных снарядов, как правило, очень тонкие, а вся внутренняя полость забита взрывчатым веществом, которое и выступает основным поражающим фактором такого снаряда. Взрыватели на фугасных снарядах обычно устанавливаются в носу и детонируют, либо мгновенно при контакте с целью, либо с небольшой задержкой за которую снаряд успевает проникнуть под внешнюю обшивку самолёта, тем самым нанося бóльшие повреждения модулям расположенным за ней.

Под авиационными боеприпасами понимают составную часть вооружения летательного аппарата, предназначенную для уничтожения или вывода из строя воздушных, наземных, подземных и морских целей противника разрушающим действием удара и огня. Различают боеприпасы основного и вспомогательного (специального) назначения. К основным боеприпасам относятся разовые бомбовые кассеты, бомбовые связки, патроны авиационных пулемётов и пушек, авиационные неуправляемые и управляемые ракеты, мины, торпеды, гранаты, а также авиационные бомбы. Вспомогательные боеприпасы обеспечивают возможность решения задач, связанных с тренировкой лётного состава (стрельба, бомбометание, самолётовождение), а также ряда специальных задач, решаемых авиацией в интересах сухопутных войск и кораблей военно-морского флота. Они подразделяются на практические (учебные), осветительные (светящие), фотографические, ориентирно-сигнальные, имитационные, помеховые (противорадиолокационные) и др.

Разовые бомбовые кассеты — тонкостенные авиабомбы, снаряженные авиационными противотанковыми и другими минами или мелкими осколочными, противотанковыми, зажигательными и другими бомбами массой от 1 до 10 кг. В одной кассете может быть до 100 и более бомб (мин), которые разбрасываются в воздухе.

Бомбовые связки — устройства, в которых несколько авиабомб массой 25-100 кг каждая, связаны специальными приспособлениями в одну подвеску. Разъединение бомб происходит в момент сбрасывания с самолёта или в воздухе.

Патроны авиационных пулемётов и пушек различают по типу пуль и снарядов, которые бывают одинарного действия (осколочные, фугасные, бронебойные, зажигательные, трассирующие), двойного (осколочно-фугасные) и тройного действия (осколочно-фугасно-зажигательные). Наиболее распространены калибры авиационных пуль 7,62 и 12,7 мм, снарядов — 20,23,30 и 37 мм. Масса снарядов колеблется от 100 до 1000 г.

Авиационные неуправляемые ракеты — снаряды, состоящие из боевой части (фугасной, осколочно-фугасной, кумулятивной), реактивного двигателя (порохового, жидкостного) и взрывателя (ударного или неконтактного действия). Масса ракеты — от нескольких килограмм до сотен килограмм.

Авиационные управляемые ракеты — беспилотные летательные аппараты с реактивным двигателем, снабженные боевой частью и системой управления, предназначенной для автоматического наведения на цель или полёта по заданной траектории.

Авиационные мины (противотанковые, противопехотные, морские и др.) — устройства, состоящие из боевой части, взрывателя и дополнительных приспособлений; предназначены для постановки с воздуха минных заграждений на суше и море.

Авиационные бомбы , один из видов авиационных боеприпасов, сбрасываемых с самолёта или другого летательного аппарата и отделяющийся от держателей под действием силы тяжести или с небольшой скоростью принудительного отделения для поражения наземных, морских и воздушных целей. Авиабомбы специальной конструкции используются для постановки дымовых завес, освещения местности и выполнения других вспомогательных задач.

К началу Первой мировой войны ни одна страна мира не имела серийных более или менее эффективных авиационных бомб. Вместо них применяли ручные гранаты и винтовочные (ружейные) гранаты. При этом выражение «аэропланная бомба» первоначально означало, собственно, тяжелую ручную гранату, которую сбрасывали с аэропланов летчики. Часто в качестве авиационных бомб использовали артиллерийские снаряды калибра 75 мм и выше. Но уже к концу войны в 1918 г. в Англии, Франции и Германии были созданы достаточно эффективные осколочные, фугасные, бронебойные, химические и дымовые бомбы. Эти бомбы снабжались крыльевыми или кольцевыми стабилизаторами и имели вполне современный вид. В период Второй мировой войны было создано несколько образцов новых авиационных бомб (противотанковые, осколочно-фугасные) и модернизированы довоенные. Происходило усовершенствование конструкции, повышалась эффективность их поражающего действия в различных условиях боевого применения, созданы ядерные, и управляемые (корректируемые) авиационные бомбы.

Типовая авиабомба состоит из корпуса, взрывателя, снаряжения, подвесных ушков, стабилизатора и баллистического кольца. Корпус, обычно овально-цилиндрической формы с конической хвостовой частью, соединяет все элементы авиационной бомбы в единую конструкцию и предохраняет её снаряжение от разрушения. В донной и головной частях корпуса (реже сбоку) имеются запальные стаканы для установки взрывателей. Стабилизатор и баллистическое кольцо обеспечивают устойчивый полёт бомбы в воздухе после сбрасывания. Авиабомбы имеют перистую, перисто-цилиндрическую или коробчатую форму стабилизаторов. Для подвески на бомбодержатели самолета к корпусу приварены ушки. У авиационных бомб калибра менее 25 кг подвесные ушки отсутствуют, т.к. эти бомбы применяются в виде бомбовых кассет, связок бомбовых или из контейнеров многоразового применения. В качестве снаряжения авиационных бомб в зависимости от их назначения используются взрывчатые вещества, пиротехнические составы, зажигательные вещества, отравляющие вещества и др. Бомбы, предназначенные для сбрасывания с малых высот, имеют тормозные устройства (парашюты), которые уменьшают скорость полёта бомб, благодаря чему они отстают от бомбардировщика на расстояние, необходимое для его безопасности. При подготовке авиабомбы к боевому применению в них устанавливаются один или несколько взрывателей (контактного, дистанционного или неконтактного действия), которые приводят в действие снаряжение — заряд взрывчатого вещества или пиротехнический состав (зажигательный, осветительный).

Ударные взрыватели вызывают действие авиабомбы в момент удара в преграду или через некоторое время — от долей секунды до нескольких часов и даже суток. Дистанционные взрыватели приводят бомбы в действие в воздухе через определённое время после сбрасывания, а неконтактные — на заданной высоте от земли.

Для удержания авиабомб при транспортировке к цели, приведения их в активное состояние перед сбросом и осуществления самого сброса применялись различные дистанционные устройства подвески бомб. При расположении боеприпасов внутри фюзеляжа (внутренняя подвеска) конструктивно предусматривались специальные отсеки вооружения (грузовые отсеки), закрываемые в полёте створками. Внутри такого отсека, как правило, находились кассетные бомбовые держатели, представляющие собой раму с направляющими, электрозамками, механизмами подъёма грузов, цепями блокирования и сброса. На каждую кассету может подвешиваться несколько авиабомб в ряд. Также достаточно широко применялись различные контейнеры, которые снаряжались боеприпасами на земле и поднимались в грузоотсек уже полностью готовыми к применению. В грузоотсеке могли находиться и другие виды держателей и различных устройств для перевозки и применения различных грузов — балочные держатели, катапультные устройства и др. При расположении боеприпасов снаружи на конструкции самолёта (внешняя подвеска) часто применялись универсальные многозамковые балочные держатели, позволяющие подвешивать несколько авиабомб. Также специализированные балочные держатели применяются для подвески ракетного оружия.

Основные характеристики авиационных бомб: калибр, коэффициент наполнения, характеристическое время (скорость), показатели эффективности поражающего действия и диапазон условий боевого применения. Калибром авиационной бомбы называется её масса, выраженная в килограммах или других единицах (например, в фунтах). В зависимости от массы авиационные бомбы условно подразделяются на бомбы малого (менее 100 кг), среднего (100-1000 кг) и крупного (более 1000 кг) калибра. Минимальный калибр авиационной бомбы — менее 0,5 кг, максимальный — 20 т. Коэффициент наполнения (отношение массы снаряжения авиационной бомбы к её полной массе) у авиационной бомбы с тонкостенным корпусом (противолодочных) 0,6-0,7, с толстостенным корпусом (бронебойные, осколочные) 0,1-0,2. Характеристическое время (G) — основной показатель баллистических качеств авиационной бомбы, выражаемый временем падения авиационной бомбы, сброшенной с самолета при скорости 40 м/с в нормальных атмосферных условиях с высоты 2000 м. Чем лучше аэродинамические свойства авиационной бомбы, чем меньше её диаметр и больше масса. Ожидаемый результат боевого применения авиационной бомбы зависит от показателей эффективности её поражающего действия — частных (объём воронки, толщина пробиваемой брони, температура и количество очагов пожара и т.д.) и обобщённых (среднее число попаданий, необходимых для поражения цели, и приведённая зона поражения). Эти показатели служат для определения величины ожидаемого ущерба, который может быть нанесён цели. В качестве меры ущерба обычно принимается время, в течение которого цель, получившая поражение, не сможет функционировать как боевая единица. Диапазон условий боевого применения включает данные о минимальных и максимальных значениях высоты и скорости бомбометания. Ограничения по их максимальным значениям определяются условиями устойчивости авиационных бомб на траектории и прочности корпуса в момент встречи с целью, а по минимальным — условиями безопасности самолета и характеристиками применяемых взрывателей.

По назначению авиабомбы делятся на основные (предзначенные непосредственно для уничтожения целей) и вспомогательные, создающие ситуации, способствующие решению боевых задач и задач учебно-боевой подготовки войск. К последним относятся дымовые, осветительные, фотоавиабомбы (осветительные для ночного фотографирования), дневные (цветного дыма) и ночные (цветного огня) ориентирно-сигнальные, ориентирно-морские (создают цветное флуоресцентное пятно на воде и цветной огонь), агитационные (снаряжены пропагандистскими материалами), практические (для учебного бомбометания — не содержат взрывчатого вещества или содержат очень малый его заряд; не содержащие заряда практические авиабомбы чаще всего изготовляются из цемента).

По типу действующего материала авиабомбы подразделяются — на обычные, ядерные, химические, токсинные, бактериологические.

По характеру поражающего воздействия авиабомбы классифицируются на:

— осколочные, которые имеют массивный корпус для образования большого числа осколков. Они применяются для поражения осколками живой силы, артиллерии, автотранспорта, самолётов на аэродромах и других целей. Их масса, как правило, составляла от 1 до 100 кг;

— осколочно-фугасные, которые служат для поражения различных целей осколками и фугасным действием;

— фугасные, которые поражают объекты фугасным действием взрыва и применяются для разрушения военно-промышленных сооружений, складов, аэродромов, мостов, железнодорожных узлов и других целей. Их масса, как правило, состояла от 50 кг до 10 т. Разновидностью фугасных авиабомб есть

проникающие фугасные бомбы или фугасные толстостенные, или «сейсмические бомбы».

— бетонобойные инертные авиабомбы, не содержащие заряда взрывчатого вещества, поражая цель только за счёт кинетической энергии;

— бетонобойные разрывные авиабомбы, содержащие фугасный заряд;

— бронебойные кумулятивные (противотанковые) авиабомбы, поражающие броню кумулятивной струёй. Разрывной заряд имеет кумулятивную выемку с металлической облицовкой, из которой при взрыве образуется кумулятивная струя, пробивающая броню и зажигающая пары топлива. Сбрасываются эти бомбы с самолётов в разовых кассетах. При массе 2,5-5 кг пробивают броню до 100-200 мм.

— бронебойно-осколочные/кумулятивно-осколочные, поражающие цель кумулятивной струёй и осколками;

— бронебойные авиабомбы на основе принципа «ударного ядра»;

— зажигательные авиабомбы, поражающие цель пламенем и температурой. Применяются для создания пожаров и поражения огнём живой силы и техники на поле боя и в местах скопления. Масса их от 1 до 500 кг.. Снаряжаются твёрдыми пиротехническими составами и органическими горючими веществами (бензин, керосин), загущенными специальными составами;

— фугасно-зажигательные авиабомбы, поражающие цель фугасным и бризантным действием, пламенем и температурой. Применялись для поражения промышленных сооружений, нефтехранилищ, строений городского типа и др.

— осколочно-фугасно-зажигательные авиабомбы, поражающие осколками, фугасным и бризантным действием, пламенем и температурой;

— зажигательно-дымовые авиабомбы, поражающее цель пламенем и температурой. Кроме того, такая бомба производит задымление местности;

— отравляющие/химические и токсинные авиабомбы воздействующие на живую силу противника боевым отравляющим веществом;

— отравляюще-дымовые авиабомбы, поражающие живую силу ядовитым дымом одновременно задымляя местность;

— осколочно-отравляющие/осколочно-химические авиабомбы, поражающие живую силу осколками и отравляющим веществом;

— инфекционного действия/бактериологические авиабомбы, поражающие живую силу болезнетворными микроорганизмами или их носителями из числа насекомых и мелких грызунов;

— ядерные (атомные) авиабомбы, поражающие фугасно-зажигательным воздействием с дополнительным поражением радиоактивным излучением.

По характеру цели авиабомбы могут быть противобункерные, противолодочные, противотанковые и мостовые авиабомбы (последние предназначались для действия по мостам и виадукам);

По конструкции боевой части авиабомбы подразделялись на моноблочные, модульные и кассетные;

Различались авиабомбы также и по массе , выраженной в килограммах или фунтах (для неядерных бомб). Среди авиационных ракет различали управляемые ракеты, неуправляемые и реактивные снаряды.

Характиризируя разработку и выпуск авиабом во Второй мировой войне следует отметить, что авиационные боеприпасы получили существенное, революционное развитие, как раз в период войны. Появились планируемые управляемые и неуправляемые бомбы, реактивные неуправляемые и управляемые системы, бомбы специального назначения (сейсмические, бетонобойные, бронебойные). И венцом всех научных и технлогических достижений необходимо признать появление атомной бомбы, ознаменовавшей появление атомного оружия.

Среди воюющих стран наибольших достижений в разработке и выпуске авиационных боеприпасов достигли Германия и США. При этом, если Германия осуществляла разработку и выпуск всего спектра новейших авиабомб, то США осущетствили прорыв в управляемых планируемых бомбах и атомном оружии. Достижением Великобритании было создание сейсмической бетонобойной бомбы. Достижением СССР – массовый выпуск обычных бомб и доминирование в некоторое время выпуском противотанковых бомб. Остальные страны участники войны ни новыми разработками, ни объемом выпуска авиационных боеприпасов не отличались.

В СССР за годы войны было выпущено 56,1 млн. авиабомб, в т.ч.: 6,3 млн. фугасных, 26,2 млн. – осколочных, 5.9 млн. зажигательных, 602 тыс. – осветительных, 17 млн. – специализированных. В массе это количество составляло около 1 млн. тонн, или десятую часть от выпущенных боеприпасов всех видов.

Авиабомбы — средства поражения, сбрасываемые с летательных аппаратов. Предшественниками бомб были металлические дротики, которые пилоты пачками выбрасывали на пехоту и кавалерию противника. Такой металлический предмет, брошенный с самолета, прошивал насквозь всадника вместе с конем.

Позже с аэропланов стали бросать ручные гранаты, и артиллерийские снаряды, однако в 1918 году в Англии, Франции и Германии были созданы осколочно-фугасные авиационные бомбы с хвостовым оперением, которые имели вполне современный вид.
Интересный факт, первые летчики-бомбардировщики, приветствовали друг друга в воздухе, и совсем не стремились уничтожить врага, пока какой-то француз не открыл стрельбу из пистолета по встречному самолету, с этого началась эра воздушных боев.

1 ФАБ-5000 4900 кг

Самая мощная фугасная авиационная бомба времен Великой Отечественной Войны.

2 ХБ-2000 2000 кг
Самая тяжелая химическая бомба в мире. Ничего неизвестно об отравляющем веществе, его маркировка Р-35.

3 КАБ-1500Л -Ф 1560 кг


Управляемые или корректируемые авиационные бомбы последний виток развития авиабомб, позволяют «выпиливать» врага послав маленькую бомбу прямо в окно автомобиля в центре города.
Эта полуторатонная «малышка», самая большая в РФ управляемая бомба, фугасного действия.

4 КАБ-1500Л -ПР 1500 кг
Такие бомбы в зарубежной литературе называют «умные бомбы».

5 ОДАБ-1000 1000 кг


Объемно-детонирующие авиационные бомбы обладают большим радиусом поражения. Аэрозольное облако «затекает» в окопы, укрытия, усиливая поражающее действие ОДАБ.

6 КАБ-500кр 560 кг
Управляемые бомбочки превосходят по коэффициенту наполнения, ракеты из-за отсутствующего двигателя и топливных баков.

7 КАБ-500Л 534 кг

8 ЗАБ-500 500 кг


Огромная зажигательная бомба. За счет высокой температуры разливающегося нутра, поджигает все вокруг. Особенно отличились «америкосы» поливая зажигательными бомбами, Вьетнам, напалмом сжигая строения и людей.

9 БЕТАБ-500 430 кг


Самая большая в РФ бетонобойная авиационная бомба, предназначена, для «выпиливания» врагов подло укрывшихся в бункерах, ЗКП, и прочих сооружениях.

10 РБК-500АО 380 кг


Разовая бомбовая кассета. Снаряжена 15-ю самоприцеливающимися противотанковыми боевыми элементами, оснащенными двухрежимными инфракрасными координаторами цели. Предназначена для «выпиливания» современных танков и другой бронетехники в любых условиях. Одновременно может «стереть» шесть танков.

Кроме того, нельзя не упомянуть АН602 «Царь-бомбу» или «Кузькину мать» , которую Никита Сергеевич обещал показать «америкосам» - масса 26,5 тонн с парашютной системой, самая тяжелая бомба в истории человечества.

Самая маленькая авиационная бомба «Мышиная бомба» (зажигательная) весит 17 грамм, выпускалась опытной серией, на вооружение не поступила. Предполагалось, что носителями этих бомб будут сбрасываемые с самолетов в специальных самораспаковывающихся контейнерах летучие мыши.

Авиационная бомба или просто авиабомба — один из видов авиационных боеприпасов, сбрасываемых с самолёта или другого летательного аппарата и отделяющийся от держателей под действием силы тяжести или с небольшой скоростью принудительного отделения.

К началу Первой мировой войны ни одна страна мира не имела серийных более или менее эффективных авиационных бомб. Тогда бомбами или бомбочками в обиходе называли также ручные гранаты и винтовочные (ружейные) гранаты. При этом выражение «аэропланная бомба» первоначально означало, собственно, тяжелую ручную гранату, которую сбрасывали с аэропланов летчики.

Часто в качестве авиационных бомб использовали артиллерийские снаряды калибра 75 мм и выше. Но к концу войны в 1918 году в Англии, Франции и Германии были созданы достаточно эффективные осколочные, фугасные, бронебойные, химические и дымовые бомбы. Эти бомбы снабжались крыльевыми или кольцевыми стабилизаторами и имели вполне современный вид.

…9 сентября 1943 года. Муссолини арестован, жаждет перемирия правительство Италии, а итальянский флот идёт на Мальту сдаваться. В 15:41 в линкор «Рома» (46 000 т, девять орудий калибром 381 мм) попала немецкая бомба, носившая название Fritz-X (она же SD-1400). Прошив корпус, она разорвалась под котельными отделениями. Второе попадание
подорвало погреба боезапаса…

Самые мощные авиабомбы второй мировой: Tallboy и Grand Slam

Страна: Великобритания
Разработана: 1942
Масса: 5,4 т
Масса ВВ: 2,4 т
Длина: 6,35 м
Диаметр: 0,95 м

Барни Уэллис не стал известным авиаконструктором: его проект бомбардировщика Victory был отклонен британскими военными. Зато он прославился как создатель самых мощных боеприпасов Второй мировой. Знание законов аэродинамики позволило ему сконструировать в 1942 году авиабомбу Tallboy. Благодаря совершенной аэродинамической форме бомба быстро набирала скорость и даже преодолевала в падении звуковой барьер, если ее сбрасывали с высоты более 4 км.

Она могла пробить 3 м железобетона, углубиться в грунт на 35 м, а после ее взрыва оставалась воронка диаметром 40 м. Снаряженное торпексом – мощным ВВ на основе гексогена– детище Уэллиса продемонстрировало эффективность при применении по высокозащищенным целям (бункерам, тоннелям), а также по крупным кораблям.

Так, двумя попаданиями был сначала поврежден германский линкор «Тирпиц», отстаивавшийся в норвежском фьорде и представлявший огромную опасность для конвоев, шедших в СССР. 12 ноября 1944 года, получив еще два «Толлбоя», корабль перевернулся. Словом, бомбы эти были настоящим боевым оружием, а не бесполезной гонкой за рекордами, и в годы войны их применили не так уж мало – 854 штуки.

Такой успех гарантировал Барни Уэллису место в истории (впоследствии он получил рыцарский титул) и вдохновил его на создание в 1943 году самой мощной авиабомбы Второй мировой, в конструкции которой многое было заимствовано у Tallboy. Grand Slam также оказалась успешной, демонстрируя устойчивый (благодаря придаваемому стабилизаторами вращению) полет и высокую проникающую способность: прежде чем разорваться, она могла пробить до 7 м железобетона.

Правда, для Grand Slam не нашлось такой цели, как известный всему миру линкор, но ее попадания в защищенные пятиметровым слоем бетона укрытия для германских подводных лодок произвели должное впечатление. Разносила она и не поддававшиеся менее мощным бомбам акведуки и плотины. Взрыватель Grand Slam мог устанавливаться на мгновенное действие (для поражения целей ударной волной) или на замедление (для разрушения укрытий), но и в последнем случае здания «складывались» за сотни метров от взрыва: хотя ударная волна от заглубленной детонации была сравнительно слабой, колебания грунта смещали фундаменты.

Официально Grand Slam именовали более чем скромно – «Medium Capacity, 22000 lbs» – «средней мощности, 22000 фунтов» (имелось в виду среднее значение отношения веса бомбы и ее снаряжения), хотя в прессе она получила прозвище «Earthquake Bomb» («бомба-землетрясение»). Grand Slam поступила на вооружение Королевских ВВС в конце войны, и за оставшиеся до победы несколько месяцев британские летчики сбросили 42 такие бомбы. Стоила она довольно дорого, так что если цель обнаружить не удавалось, командование настоятельно рекомендовало экипажам не сбрасывать Grand Slam над морем, а садиться с ней, хотя это и было рискованно. В Королевских ВВС носителями огромных бомб были четырехмоторные «Галифаксы» и «Ланкастеры». Копии «Грэнд Слэм» изготавливались и в США.

Самая первая управляемая авиабомба: Fritz-X

Страна: Германия
Разработана: 1943
Масса: 1,362 т
Масса ВВ: 320 кг, амматол
Длина: 3,32 м
Размах оперения: 0,84 м

Fritz-X стал первым боевым образцом управляемого оружия. Его система наведения FuG 203/230 работала на частоте около 49 МГц, и после сброса самолет должен был выдерживать курс, чтобы оператор мог следить за целью и бомбой. При отклонении до 350 м по курсу и на 500 м по дальности полет бомбы можно было скорректировать.

Не маневрирующий носитель уязвим для истребителей и зенитного огня, но защитой служило расстояние: рекомендованная дистанция сброса, как и высота, составляли 5 км. Союзники спешно разрабатывали аппаратуру помех, немцы наращивали выпуск бомб, и кто знает, чем бы закончилось эта гонка, если бы не конец войны…

Самое первое серийное ядерное оружие: Мк-17/24

Страна: США
Начало производства: 1954
Масса: 10,1 т
Энерговыделение: 10–15 Мт
Длина: 7,52 м
Диаметр: 1,56 м

Эти термоядерные бомбы (Мк-17 и Мк-24 различались только типами плутониевых «запалов») – первые, которые можно отнести к категории настоящего оружия: с ними бомбардировщики В-36 ВВС США вылетали на патрулирование. Конструкция была не очень надежной (часть «запала» хранилась у экипажа, который устанавливал его в бомбу перед сбросом), но все подчинялось одной цели: «выжать» максимум энерговыделения (узлов, регулирующих мощность взрыва, не было).

Несмотря на замедление падения бомбы 20-метровым парашютом, не слишком скоростной В-36 едва успевал уйти из зоны поражения. Производство (Мк-17 – 200шт., Мк-24 – 105 шт.) продолжалось с июля 1954 года по ноябрь 1955-го. Были испытаны и их «упрощенные» копии, чтобы выяснить, можно ли в условиях ядерной войны использовать как суррогат термоядерного топлива гидриды лития, не прошедшие изотопное обогащение. С октября 1956 года бомбы Мк-17/24 стали переводиться в резерв, на смену им пришли более совершенные Мк-36.

Страна: СССР
Испытана: 1961
Масса: 26,5 т
Энерговыделение: 58 Мт
Длина: 8,0 м
Диаметр: 2,1 м

После взрыва этой «» на Новой Земле 30 октября 1961 года ударная волна трижды обогнула земной шар, в Норвегии было выбито немало стекол. Бомба не годилась для боевого применения и не представляла серьезного научного достижения, но, вероятно, помогла сверхдержавам ощутить тупик ядерной гонки.

Самая универсальная бомба: JDAM (Joint Direct Attack Munition)

Страна: США
Начало производства: 1997
Дальность применения: 28 км
Круговое вероятное отклонение: 11 м
Стоимость комплекта: 30–70 тысяч долларов

JDAM – это не совсем бомба, а комплект из навигационного оборудования и управляемого оперения, который позволяет превратить в управляемую практически любую обычную бомбу. Такая бомба наводится по сигналам GPS, что делает наведение независимым от погодных условий. Впервые JDAM применены при бомбардировках Югославии. Начиная с 1997 года компания Boeing выпустила более 2000 комплектов JDAM.

Самые первые бомбы объёмного взрыва: BLU-72B/76B

Страна: США
Начало производства: 1967
Масса: 1,18 т
Масса топлива: 0,48 т
Энергия ударной волны: эквивалент 9 т ТНТ

Первые примененные в боях (во Вьетнаме) объёмно-детонирующие бомбы. Горючее в BLU 72B – сжиженный пропан, в BLU 76B, применявшейся со скоростных носителей, – окись этилена. Объёмная детонация не обеспечивала бризантного эффекта, но оказалась эффективной для поражения живой силы.

Самая массовая ядерная бомба: В-61

Страна: США
Начало производства: 1962
Масса: 300–340 кг
Энерговыделение: тактические – 0,3–170 кт; стратегические – 10–340 кт
Длина: 3,58 м
Диаметр: 0,33 м

В 11 модификациях этой самой массовой бомбы – заряды переключаемой мощности: чистого деления и термоядерные. «Проникающие» изделия утяжелены «отвальным» ураном, мощные снабжены парашютами и срабатывают даже после удара об угол здания на околозвуковой скорости. С 1962 года их произведено 3155 штук.

Самая мощная серийная неядерная бомба: GBU-43 MOAB

Страна: США
Разработана: 2002
Масса: 9,5 т
Масса ВВ: 8,4 т
Длина: 9,17 м
Диаметр: 1,02 м

Отобрала у BLU-82 корону «величайшей бомбы», но, в отличие от экс-королевы, активно применявшейся при расчистке посадочных площадок, пока применения не нашла. Более мощное снаряжение (гексоген, тротил, алюминий) и система наведения, казалось бы, повышают боевые возможности, однако поиск подходящей цели для изделия такой стоимости вызывает серьезные трудности. Официальное название MOAB (Massive Ordnance Air Blast – тяжелая фугасная авиабомба) часто неофициально расшифровывают как Mother Of All Bombs, «мать всех бомб». В арсенале США имеется 15 единиц авиабомб MOAB.

Самый первый кассетный боеприпас: SD2 Schmetterling

Страна: Германия
Начало производства: 1939
Масса: 2 кг
Масса ВВ: 225 г
Размеры: 8 х 6 х 4 см
Радиус поражения живой силы: 25 м

Родоначальники кассетных боеприпасов, проверенные боями в Европе и Северной Африке. Люфтваффе применяли кассеты, содержавшие от 6 до 108 бомб SD2 (Sprengbombe Dickwandig 2 kg), которые комплектовались взрывателями различных типов: мгновенного и замедленного действия, а также «сюрпризами» для сапёров. Благодаря способу рассеивания суббоеприпасов, напоминающему порхание бабочки, бомба получила название Schmetterling («бабочка»).

/По материалам popmech.ru , ru.wikipedia.org и topwar.ru /