Чем примечателен сентябрь. Народный календарь на сентябрь: приметы на каждый день

По-разному величали в народе первый осенний месяц – вересень (по времени цветения вереска), руень, руст («желтый»), ревун, дождезвон, хмурень (за первые осенние ненастья), внук июля (за теплые дни), вечер года – привнося в каждое прозвище эмоциональную нотку. Немало примет связано с этим месяцем, немало и праздников приходится на его долю.

На Фаддея (3 сентября) примечали погоду. Считалось, что ясный, солнечный день предвещает хорошую погоду еще на четыре недели.

На Агафона-гуменника (4 сентября) защищались от проказ лешего. По преданию, ночью из лесу выбирается леший, ходит по селам, проказничает – раскидывает и портит крестьянские припасы на зиму. Чтобы помешать этому, обводили кочергой по кругу погреб, амбар и т.д., читали особые заговоры, молитвы. А ночью мужики в тулупах наизнанку, с кочергами в руках отправлялись стеречь гумно. В некоторых местностях пытались гуменника задобрить, оставляли для него в овине пироги и рубили петуха.

8 сентября – Наталья-овсянница. Обычно в этот день заканчивалась уборка овса. Вечером устраивались народные гуляния, чаепития. Обязательно готовили угощение – овсяный кисель, блины, овсяное печенье.

На Куприяна (13 сентября) начинался сбор урожая корнеплодов, копали картофель. Считалось, что в этот день журавли устраивают птичий смотр, выясняют, у кого крылья сильнее, а глаза зорче. Человек, рожденный 13 сентября, посвящен в журавлиные тайны, умеет находить птичьи гнезда и никогда не подпадет под власть огонька, морочащего голову заплутавшим в болотах людям.

14 сентября – Семен-летопроводец, Симеон Столпник, Семин день. Этот день знаменовал собой конец лета. С него начинались осенние хороводы, смотрины невест.

Во многих селах на Семена-летопроводца было принято устраивать «похороны мух» (тараканов, комаров, блох и прочей «нечисти», одолевающей крестьян в избах). Выглядело это следующим образом. Девушки вырезали из моркови или репы небольшие гробики. В них сажали пойманных мух, закрывали и торжественной процессией, порой с плачем и причитаниями выносили гробики с мухами из избы, дабы предать их земле. В это время кто-то обязательно должен был полотенцем гнать мух из комнат, приговаривая, «Летите, мухи, мух хоронить!» Кое-где для изгнания мух вместо полотенца использовали штаны, в полной уверенности, что это более действенное средство, после которого мухи никогда не вернутся в избу.

В этот день происходит обновление в сердце человека «небесного огня», указывающего путь к счастью. Вечером в доме гасили все огни (перед закатом), а с появлением первой звезды зажигали свечи и молились.

На Неопалимую Купину (17 сентября) молились о защите своего имущества (дома, скота) от пожара, молнии. Начиналась массовая уборка лука. Еще в этот день принято было обходить стога сена, протыкая их вилами, чтобы избавить скот от забравшейся в сено «трясухи». Порой при этом крестьянам слышались стоны, и словно что-то шарахалось от вил. Это Кумоха – нечистая сила, под видом худой, изможденной странницы являющаяся людям и насылающая беды на тех, кто из жалости подаст ей хлеба или воды. Для ее изгнания из деревни использовали специальные обряды.

21 сентября – Рождество Пресвятой Богородицы. В этот день обязательно навещали родителей, поминали всех усопших. С 21 сентября в деревнях начиналась пора свадеб. Принято было жечь в этот день старые вещи, обувь. Для избавления от болезней готовили обереги. Детей сбрызгивали водой на пороге дома – от сглаза. Чтобы защититься от порчи, в комнатах развешивали лук и чеснок, а под крышу дома вывешивали лапти.

30 сентября. Всесветные бабьи именины. День памяти мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Один из тех редких дней в году, когда считается, что слезы – к счастью. С утра полагалось выплакать все проблемы и несчастья за целый год, а вечером – устроить посиделки и отметить девичий праздник.

Первый праздник месяца - Род и Роженица, приходящийся на 8 сентября : праздник, посвященный семейному благополучию. На 14 сентября выпадает целый букет важных праздников. Новолетие, или славянский Новый год, отмечался на Руси как церковно-государственный праздник аж с 15 века. Смыслом богослужения в этот день было воспоминание о проповеди Спасителя в Назаретской синагоге, когда Иисус Христос сказал, что пришел «исцелять сокрушенных сердцем». Тогда же, 14 сентября, справляли Первые Осенины - праздник урожая, когда хозяйственная деятельность переносилась с поля в дом и подсобное хозяйство-амбары, овины, кладовые. Еще на этот день выпадает Закрытие Сварги - момент, когда людской мир покидает богиня Жива, а духи предков перестают опускаться на землю из Ирия-рая.

После того как проходят обряды Закрытия Сварги, 21 сентября, празднуется день Сварога : влияние светлых богов ослабевает, земля остается на попечении скотьего бога Велеса. А чтобы люди могли пережить тяжелое время, Сварог подарил им топор и ремесла. Поэтому в этот день особо чествуют кузнецов, плотников и всех мастеров-умельцев. В Сварогов день также устраиваются посиделки девушек с парнями, на которых рассказывают страшные или истории, ворожат на любовь.

27 сентября - день народного календаря славян, именуемый Фекла Заревница , или Именины овина. Впрочем, иногда этот праздник справлялся и на осеннее равноденствие. Есть поверье, что в этот день все, что завяжешь, не развязать потом - ни узел, ни судьбу. Коли полюбили - так навсегда, если женятся - значит, долгим будет счастье супругов. А еще считалось, что зари (желания, страсти) одолевают людей в этот день. Поэтому к вечеру на Феклу Заревницу творили присушки.

Присушить - это значит призарить парня, сделать так, чтобы он обратил внимание. В ночь на Феклу Заревницу возжигали новый огонь. Перед началом добывания нового огня во всех домах гасили огни - и печи, и лучины, и даже лампадки (только в церкви лампады перед иконами не трогали). И начинался ритуал добывания нового огня. Проводили его только женатые мужчины, причем самым древним способом - трением. Живой огонь разносили по дворам - зажигали печи, окуривали скот для предотвращения мора, вносили в храм для зажигания свечей перед проведением молебна об избавлении от бедствия. Обновление огня символизировало всеобщее обновление. Ну это в старину делали, но и сегодня можно совершить небольшой ритуал, дабы заручиться благословением Высших сил.

В праздничную ночь (23 сентября на осеннее равноденствие или 27 сентября на Феклу) погасите все огни в доме и зажгите - обязательно от спички (тоже ведь трение) - свечу. Затем от той свечи зажгите несколько приготовленных заранее больших свечей, установленных в подсвечниках на полу «коридорчиком». Количество свечей с каждой стороны «коридорчика » может быть 5, 7 или 9. Нужно пройти меж зажженных свечей по этому огненному «коридору », чтобы огонь сжег негатив, беды и несчастья.

С Феклина дня начинались замолотки: при новом огне начинали молотьбу в овине. Перед этим испрашивали разрешения у овинника: «Батюшка-родимчик, дозволишь каменку истопить?» Овинник (он же - гуменник, подовинник, овинный, жихарь, дедушко, подовинушко, овинный батюшка, овиннушко, царь овинный) - дух, живущий в овине (на гумне). Он сродни домовому, хозяйничающему в доме, и баннику, заправляющему в бане.

На Феклу девушки в овине гадали на суженых. Приходили, совали в окошко калач овиннику да примечали: если рука, взявшая калач, теплая - быть жениху богатому, если холодная - за бедного выйдет. Ну а уж если не возьмет овинник калач, то сидеть тебе в девках. Гадали на суженых и в банях, вотчине банника: на зеркале или накрывали ужин на двоих. Правда, женихом-то черт прикидывался, так что гадание это опасное. ведь несмотр на то, что «баня парит, баня правит, баня все исправит», она издревле считается нечистым местом, а после полуночи даже страшным, таящим опасности.

Всем известен злой нрав банника. Но вредит он очень сильно (обдирает кожу или запаривает до смерти) только тем, кто нарушает запреты. Так, нельзя мыться в бане в четвертую очередь: это время банника. После трех перемен посетителей в бане моются черти, лешие, овинники и сами банники. Для людей же банная пора в деревнях обыкновенно полагается до 7 часов вечера.

Кстати, именно поэтому баню ставят подальше от дома. В старину добрые люди ночью в баню не совались. И редкий путник решался заночевать в бане, предпочитая лучше спать в стогу, а то и под кустом в чистом поле. Не то что теперь - ставят двухэтажные бани на участке, на втором этаже устраивают комнаты и спят там...

Сентябрь — значит седьмой. У древних римлян он был седьмым до календарной реформы Юлия Цезаря, произо-шедшей в 46 голу до н.э., после чего стал девятым, но на-звания своего не изменил. А на Руси этот месяц называли «ревун» (ревут во время гона олени и лоси), «вересень» (цветет вереск), «хмурень», «листопадник», «золотое лето», «летопроводец». Время боровиков и груздей, рыжиков и белянок. В сентябре лес реже и птичий голос тише.

Сентябрь — румянец осени.

Чем теплее сентябрь, тем позднее зима.

В сентябре одна ягода, и та — горька рябина.

В сентябре огонь и в поле, и в избе.

Батюшка-сентябрь не любит баловать.

В сентябре шуба за кафтаном тянется.

Холоден сентябрь, да сыт.

В сентябре днем погоже, да по утрам негоже.

Приметы сентября:

Сырое лето и теплая осень — к долгой зиме.

Если спелый овес зазеленеет вдругорядь — осень будет ненастной.

Много желудей на дубе — к лютой зиме.

Дружный листопад — к суровой зиме.

Выросли шишки на ели низко — быть ранним мо-розам, а если наверху — настоящие холода наступят в конце зимы.

В лесу много рябины — осень будет дождливой.

Обильный урожай рябины сулит дождливый и ветреный предстоящий год.

Ненастная осень, чистое опадание листьев дуба и бе-резы, листья с деревьев ложатся изнанкой — к урожаю будущего года.

Появление комаров осенью — к мягкой зиме.

Если еж устроил нору на опушке — зима будет теплой, если в глубине чащи — жди крепких морозов.

Суровой весне быть, если птица дружно в отлет пошла.

1 сентября

Андрей Стратилат и Фекла . Заметное потепление.

Ветер-тепляк в паутину одет, ушедшему лету кланяется вслед.

Стратилатов день пришел — овес дошел.

На Феклу копай свеклу.

Ветер теплый, южный — к хорошему урожаю овса.

2 сентября

День пророка Самуила, свекольница .

Самуил-пророк сам бога о мужике молит.

Наступает пора дергать свеклу и морковь.

Свекольница — девкам невольница.

3 сентября

День Фаддея. Если этот день ясный — стоит ожидать такой же погоды в течение еще четырех недель.

Кто Фаддей — тот своим счастьем владей!

4 сентября

День Агафона-огуменника . Крестьяне опасались лешего и ночью охраняли гумно, чтобы тот не раскидал снопы.

5 сентября

День Лупы-брусничника . Первые за-морозки.

На святого Лупа овес морозом лупит.

Приметы этого дня:

Если брусника доспевает, нужно поторопиться со жнит-вом овса.

Если журавли летят низко и молча — к ненастью.

6 сентября

День Евтихия .

Хорошо, коли Евтихий будет тихий, а то не удержишь льняное семя на корню: все дочиста вылупится.

7 сентября

День Тита и Варфоломея .

Тит, пошел молотить!

Листопадиик-Тит последний гриб растит.

Тащит Тит в корзине последний гриб — самый ядреный, без червоточинки.

8 сентября

День Натальи-овсянницы . Пора косить овес, варить овсяный кисель, печь блины.

Не вырастет овес — наглотаешься слез.

Холодный утренник на Наталью — к ранней и холод-ной зиме.

К Наталье не выкосишь овес — намотаешься до слез.

9 сентября

День Анфисы, рябинник.

Птицы первыми лакомятся ягодами рябины.

Милостива будет зима к крестьянину, если ягод на рябине останется много.

10 сентября

Анна Пророчица и Савва Псковский, скирдники. В этот день спешили убрать в скирды необихоженные снопы, славили урожай.

У хорошего хозяина копна со скирдой спорит, а у ле-жебоки — скирдешка с копенку.

Начинались веселые зазывные ярмарки. В этот день почитали также Моисея Мурина, которому молились об избавлении от пьянства и тяги к курению.

Южный ветер — к хорошему здоровью, северный, восточный и западный — к болезням.

День строго постный:

Кто перед Усекновением главы Иоанна Предтечи по-стится — от бедности, скудости и плохого здоровья со-хранится.

11 сентября

День Ивана Постного (День усек-новения главы Иоанна Предтечи), Ивана Пролетного . Под запретом все круглое — то, что может напомнить отсеченную голову (яблоки, картофель, капуста и т.д.), ножи в руки не берут. Строгий пост.

На Ивана круглого не едят, щей не варят.

Подходящий день для заготовки целебных кореньев. Осень все ближе:

Иван-постный пришел, лето красное увел.

С постного Ивана не выходит мужик без кафтана.

Иван-постный — осени рябой отец крестный.

Иван Предтеча гонит птицу за море далече.

Коли журавли на Киев пошли — к ранней зиме.

Красно лето работой, а Иван Пролеток — красными товарами.

На Ивана-постного собирай коренья рослые.

12 сентября

Тепло и звездно — к хорошему будущему урожаю.

13 сентября

День Куприяна .

Пора убирать морковь, копать картофель.

Картошка — хлебу присошка.

Всяк корешок к своей поре.

14 сентября

День Симеона Столпника , в народном календаре — Семён-летопроводец. В допетровской Руси (с середины XIV века до 1700 г.) он приходился на 1 сентября и считался началом Нового года. Этот день был сроком для взноса государственных податей и для явки к суду. Последний срок посева ржи и уборки яровых:

Семен-день — семена долой.

На Семен-день до обеда паши, а после обеда на пахаря вальком маши.

Хозяйки готовятся к зиме: солят огурцы, собирают лук, готовят зимнюю одежду для всей семьи. Начало «старого бабьего лета»:

Семен лето проводит, бабье лето наведет.

С бабьего лета — бабий праздник и бабьи заботы.

Если первый день бабьего лета ясен, то бабье лето будет теплым. Бабье лето сухое — осень мокрая.

На Семена тепло — вся осень тепла.

Считалось, что в этот день трехлетним детям самое время выходить из младенчества, а взрослым — начинать охоту:

На Семена дитя постригай, на коня сажай и на ловлю в поле выезжай.

После окончания полевых работ парни-рекруты гуляли в праздничной одежде до ноября: с Семенова дня до Гурия (28 ноября) — свадебные недели. Удачен этот день и для новоселья.

Змеи в этот день очень опасны, их укусы смертельны. Если угорь выметывается из воды в траву, значит, так он стряхивает в траву лихо. Подходить к нему нельзя, а взять в руки — значит навлечь на себя большое горе. По траве близ рек ходить нельзя.

15 сентября

День Мамонта-овчарника . Во избежа-ние несчастий скотину было принято этот день выгонять со двора только после полудня. Змеи очень опасны — босиком ходить нельзя, особенно у воды. По воде, по тому, как она течет, можно определить будущее.

16 сентября

День Василисы. Хозяйки готовили к прядению лен и коноплю.

Баба Василиса, со льном торопися, готовься к потрепушкам и супрядкам.

Старые, изношенные лапти, подвешенные в этот день у крыши, уберегали дом «от сглаза».

17 сентября

Луков день . Пора выкапывать лук. В этот день молились о защите домов и скота от пожаров.

18 сентября

День Елизаветы-предсказательницы .

Он считается удачным для предсказаний, так как именно в этот день святая Елизавета предсказала Деве Марии рождение Христа.

Очень опасно баламутить воду в реках и озерах: в этот день засыпает водяной дух Ичетик. Кто его беспокоит, тот может на следующий год утонуть.

19 сентября

Михайлов день . Похолодание — «Ми-хайловские морозцы».

Заморозком Михаил землю прихватил.

В этот день крестьяне не работали в поле — грех. В то же время именно он считался наиболее подходящим для решения всех семейных проблем.

Светлое время суток сокращается:

День укоротился на Михайлу уже на пять часов.

Третий отлет ласточек.

20 сентября

День мученика Созонта. «Луковый» день , день приема травных лечебных квасов, настоев, отваров. Последний срок выкапывания лука из грядок, начало луковой торговли.

Лук в косицы плетут девицы.

Лук — добро и в бою, и во щах.

Кто ест лук, того Бог избавит от вечных мук.

Чтобы не засох весь луковый урожай, строго-настрого запрещалось пробовать лук, пока он не будет полностью убран с грядок. Связки луковиц развешивали по всему дому и на шею животным, чтобы уберечь их от мора. Считалось, что он не только спасает от всяческой напасти, но и очищает воздух.

21 сентября

Аспасов день, Рождество Пресвятой Богородицы .

В мудрости и молитве день провести — счастье об-рести.

Осенины, оспожинки, вторая встреча осени.

Осенины прошли — прощайся с теплом.

Конец всякого лета, большой праздник. Женщины встречали его у воды. Дети обходили дворы и дарили хозяевам маленькие «осенинные» снопики. В песнях они желали хозяевам благополучия и призывали щедрую осень.

Осень не браните,

Осень не журите -

Осень славную,

Листопадную.

Пышки, лепешки,

Свиные ножки

В печи сидели,

На нас глядели,

В кошель полетели —

Осенинщичкам,

Славильщичкам!

В этот день принято было ходить в гости к новобрач-ным, чтобы посмотреть на их житье-бытье и поучить уму- разуму. Родственники целую неделю гостевали друг у друга в семьях. Устраивались общие застолья, после которого внучата надолго оставались у бабушек и дедушек. Нелег-кие семейные отношения иногда подслащивали медом — в этот день пчеловоды убирали пчел с пасек и от души угощали медом всех своих близких.

С этого времени начинались посиделки.

22 сентября

Никола осенний . Прекращаются вы-езды в ночное:

Никола весенний лошадь откормит, а осенний — на двор загонит.

Змеи очень опасны. Нельзя поднимать змей и ужей выше глаз — можно получить обморок, сглаз, порчу. Убивать змей нельзя — змеиные цари будут мстить весь год.

Кто путает и рвет ветки — змей в дом приглашает.

23 сентября

День Петра и Павла — рябинников.

Собирали рябину, украшали ею жилища. День сравнялся с ночью.

Рябина гроздна — зима морозна.

Если рябины в лесу мало, то осень сухой будет,

24 сентября

Федора — замочи хвосты . Последние проводы лета. Осеннее равноденствие, начало дождей и слякоти.

Под Федору лето кончается, осень начинается.

Не каждое лето до Федоры дотянет.

Осенние Федоры подол подтыкают, а зимние (12 ян-варя) платком рыло закрывают.

Хлеборобы прозвали Федору обдерой, так как именно к этому сроку они старались обить последний оставшийся на корню хлеб. Все полевые работы подходят к концу:

Пришла преподобная Федора, и всякому делу аминь.

В этот день полагалось смотреть озимые всходы.

25 сентября

День Артамона . По поверьям, в этот день змеи уходят в лес и прячутся. Шуметь нельзя — змея зазе-вается и останется близ дома. Шум призывает и ведьм — те навлекают на дом зло.

26 сентября

День Корнилия . Все корневые овощи, кроме репы, должны быть выкопаны к этому дню:

Корнилий святой — из земли корневища долой!

Корнильев день на дворе — всяк корешок в своей норе.

С Корнилья корень в земле не растет, а зябнет.

27 сентября

Воздвижение , третья встреча осени, первые заморозки. Стихии готовы слушаться тех людей, которые проводят этот день в церкви. Последний срок уборки хлеба. Птицы потянулись на юг, медведь залег в берлогу. Крестьяне в этот день опасались лешего и не ходили в лес. Самое время рубить капусту.

Кафтан с шубой сдвинется, последний воз — с поля, птицы в отлет пошли, а холода надвинутся.

Воздвиженье кафтан с плеч сдвинет, тулуп надвинет — зима не за горами.

На Воздвиженье птица в отлет двинулась.

На Воздвиженье у доброго молодца капуста у крыльца.

В этот день проводили шутливый обряд «похорон та-ракана». В вырезанный из клубня репы гробик помещали «покойника» и зарывали его в огороде, притворно при-читая:

Ой, таракашенько,

Да наш батюшко,

Да наш соколенько,

Да как мы тебя хороним,

Да как в землю зарываем.

Ой, таракан наш помер,

На «могиле» устанавливали холмик, ставили крестик и украшали его веночком. Оставшихся в доме тараканов выманивали на улицу:

Таракан к таракану, идите таракана хоронить.

Считалось, что подобное ритуальное действие поможет избавиться от тараканов хотя бы до следующей весны. Хоронили и других насекомых, если они становились слишком назойливыми: мух, пауков, вшей. Обычай этот распространен у всех славянских народов.

28 сентября

Никита-гусепролет, репорез, Никита-гусятник .

Гуси летят — зимушку на хвосте тащат, снег несут на носу.

Водяной бесится, спать готовится — его нужно за-добрить гусем. Самим птицу есть нельзя, иначе водяной весь, следующий год вредить будет.

Пора собирать репу и начинать стрижку овец.

Репа — мясо, режь да ешь!

29 сентября

Последний срок отлета ласточек.

30 сентября

День Веры, Надежды, Любови и матери их Софьи , всесветные бабьи именины. Читают заговоры на память и разумение.

Наступил девятый месяц 2018 года и первый месяц осени - сентябрь. В русском народном календаре есть множество обычаев, обрядов и примет, связанных с этим месяцем.

Сентябрь-хмурень. Имя и символика месяца

Русский народный календарь. Древнее и современное название месяцев.

Сентябрь наречен поэтами вечером года. Но есть у этого времени своя неповторимая особенность: ясность далей. Прозрачный воздух как бы раздвигает горизонт, приоткрывает далекий окрестный вид. Осень яснее лета.

В садах доцветают астры, гладиолусы, настурции. Поникают, вянут пышные георгины. При виде их невольно навертываются фетовские строчки: «Дохнул сентябрь, и георгины дыханьем ночи обожгло». Ночи еще теплые, но для цветов осенняя свежесть губительна.

Древнерусское название сентября - «руен» - связывалось с желтым цветом осени, «ревун» - с дождями и непогодой, «рюин» - с гоном, ревом оленей, «хмурень» - с угасанием солнечного света, хмурым небом и ранними сумерками.

Нынешнее название сентября происходит от латинского «септимус», что означает «седьмой». В древнеримском календаре он был седьмым по счету (первым считали март). И хотя астрономическая осень начинается с 23 сентября - дня осеннего равноденствия, все же активность всего живого и сейчас заметно ослабела. Наступает «пышное природы увяданье». День заметно пошел на убыль. Солнце как бы «съезжает с горы».

В Древней Руси первый день сентября по старому стилю был первой встречей осени и назывался в народе летопроводцем - проводами лета. С этого дня начиналось так называемое бабье лето. Оно продолжалось, по одним подсчетам, одну неделю, по другим - две. Дело в том, что наши предки трижды встречали осень. Первого сентября - первый праздник встречи осени или первые осенины, восьмого - вторые, а третьи осенины - 14 сентября, на Воздвиженье (сдвиженье), когда «хлеб с полей сдвинулся, а птица в отлет пошла».

Сентябрьский календарь

Жуковский Станислав Юлианович (1873-1944). Ясная осень. Бабье лето. 1899 г.

1 сентября . День Андрея Стратилата. Андрей Тепляк. Бабье лето. Начало осени. По современному календарю сентябрь открывается днем Стратилата Тепляка. Тепляк держится, ушедшему лету вслед кланяется.

3 сентября . День Фаддея. На Фаддея было принято убирать лён. Улежи-ка, мой ленок, белый да мягкий, не бойся ни ветру, ни вихрю, ни частого дождичка, ни красного солнышка.

4 сентября . День Агафона Огуменника. В этот день леший из леса в поля выходит, бегает по деревням и селам и разбрасывает снопы по гумнам.

5 сентября . День Луппы Брусничника. Первые заморозки - «лупповские». На Луппа - овсы морозом лупит. Коли брусника поспела, так и овес «отбронел» (дошел). Заморозки первые, если в это время журавли на юг потянули - ранняя зима.

6 сентября . День Евтихия. Тихий и безветренный день на Евтихия предвещал хорошее льняное семя будет на корню.

7 сентября . День Тита Листопадника. День Варфоломея. Пришел Варфоломей, жито будут на золу сеять. Тит Листопадник последний гриб растит. Кто раньше на Тита встает, больше других грибов наберет, а кто поздно встает, тот только за крапивой пойдет.

8 сентября . День Натальи Овсяницы и Андриана. На Наталью Овсяницу овес косят. «Не вырастет овес - наглотаешься слез»,- приговаривал крестьянин. Тогда же отмечали осеннего Петро-Павла Рябинника. Срывали рябину и кистями вешали под крышу, чтоб прозябла, провяла, сахару понабралась. Часть рябины предусмотрительно оставляли на кусту - дроздам-рябинникам, снегирям-краснозобам и всякой другой птичьей сестре-братье.

9 сентября . День Пимена Великого и Пимена Палестинского. На Пимена крестьяне выходили кланяться рябине и собирали ягоды. В этот день рябину заваривали с чаем, варили из нее варенье, заготавливали на зиму.

10 сентября . День Анны и Саввы Скирдников. Скоро начнутся дожди, поэтому снопы в этот день начинали складывать в скирды.

11 сентября . День Ивана Постного. Иван постный - осени отец крестный. С постного Ивана - не выходит мужик без кафтана. После Ивана приступают дергать корнеплоды (кроме репы), копают картошку. Всяк корешок в своей поре.

12 сентября . День Александра Сытника. В его день было принято накрывать богатые столы, собирать гостей, устраивать пиры.

13 сентября . День Киприана или Куприяна. На Куприяна журавли собираются на болоте и держат совет: как лететь на юг, когда отправляться, какой путь выбрать.

14 сентября . День Семена Столпника или Летопроводца. Первая встреча осени. В допетровской Руси Новый год начинался 1 (14) сентября, в Семен-день. Оттого-то крестьянский численник приурочивал к этой дате завершение многих летних работ, последний посев ржи. Кто не убрал колосовые, считай, пропали: зерно выпало наземь. На Семен-день до обеда сей-паши, а после обеда на пахаря вальком маши. К этому времени часто устанавливаются погожие теплые деньки - бабье лето. По давним заметам, оно длится всего неделю - с 14 по 21 сентября. Припекает солнышко, лазурный свод неба чист и ясен, каж ется, ненароком лето вернулось. Если первый день бабьего лета ясен, то и осень будет теплая. Бабье лето ненастно - осень сухая. На Семеновы осенины много тенетника - осень долгая да ясная. Иногда Семен слыл гусепроводом, провожающим диких гусей в ж аркие страны. Но вообще-то этот срок для отлета гусей слишком ранний. Если гусь отлетит в такую пору, ожидали ранней зимы. Когда-то на Семен-день устраивали мушиные похороны. Завернутых мух зары вали в землю. Совершали такой обряд девушки, причем с песнями и в праздничных нарядах. А парни, конечно, подглядывали за ними, выбирая себе пару.

15 сентября . День Мамонта Овчарника - покровителя коз и овец. День Федота и Руфины. На Федота и Руфинн не выгоняй скотину. Скотину выгоняли - беду нагоняли.

Саврасов Алексей Кондратьевич (1830-1897). Осень. 1871 г.

16 сентября . День Домны. Торопились убрать лен до наступления сильных дождей и холода.

17 сентября . Неопалимая Купина. Праздник иконы Божьей Матери «Неопалимая Купина», которая считалась охранительницей от пожара и молнии.

18 сентября . День Захария и Елизаветы. Девушки гадали на суженого, пытаясь узнать свою судьбу.

19 сентября . День Михаила. День становится на пять часов короче. На Михаила работать нельзя - Бог накажет. Начинались первые морозы. Михаил заморозком прихватил. Действительно, прихватывают михайловские утренники!

20 сентября . День Луки. В этот день убирали лук: чернушку и севок - на семена, а репку или «лук второй земли» - для стола. Чудодеями лука когда-то слыли ярославские огородники, поднимавшие гряды подле Ростова Великого. Этими умельцами был выведен превосходный сорт лука «кубастый», слава которого и поныне не померкла. Уже в те давние годы были известны лечебные свойства лука. Лук да баня всем правят.

21 сентября . Рождество Богородицы. Осенины, вторая встреча осени. По утрам воздух свеж, ознобен. На травах - глубокая роса. Солнце встает как бы нехотя, понуро. К полудню еле доберется до высоты в 34 градуса, а ведь в летнее солнцестояние поднималось на 57 градусов. Оттого-то и дни на 5 часов укоротились и тепла поступает в два раза меньше. Бабье лето покрасовалось, побаловало теплом и отошло. Вскоре за ним перевалила и рубежная дата - осеннее равноденствие. Этот момент считается астрономическим началом осени. Припадают дождички. Сентябрьские осадки благотворны для садов и озимых. Полезны они и для ярового клина. Интересно, что в мартовское и сентябрьское равноденствия Солнце посылает на Землю одинаковое количество тепла. Но наш март значительно холоднее сентября.

22 сентября . День Акима и Анна. День Рожениц. Поздравляли молодых матерей, чествовали повивальных бабок. Пекли пироги, варили кашу и приглашали женщин на пир.

23 сентября . День Петра и Павла Рябинника. В этот день срывали ягоды рябины и вешали под крышу. Из рябины делали рябиновый квас. По ней также пытались судить о дальнейшей погоде. Много рябины - будет много дождей, а зима будет суровой. Мало рябины - осень будет сухая.

24 сентября . День Федоры, всякое лето кончается. Не всякое лето до Федоры дотянет. Разнепогодилось, дожди, слякоть одолевают. Две Федоры в году: осенняя и зимняя, одна - с грязью, другая - со стужей. Осенние Федоры подол подтыкают, а зимние Федоры платком рыло закрывают.

25 сентября . День Артамона Змеевика. В этот день всякая змея уходит в лес и прячется до весны.

26 сентября . День Корнилия. Считалось, что начиная с этого дня корень более не растет. Корнилий корень в земле не растет, а зябнет.

27 сентября . Воздвиженье, третья встреча осени. Первые зазимки. Сдвиженье тепло сдвинет, а холод надвинет. Воздвиженье к зиме двигает. Воздвиженье - последний воз с поля сдвинулся, а птица в отлет пошла. С этого дня медведь залегает в берлогу. Набрался жирку Потапыч, отведал корней крушины слабительной, очистил желудок и в берлогу. Змеи, сбившись клубками, под трухлявые пни попрятались, в спячку впадают. На Воздвиженье ни змеи и никакой гад по земле не движется. На Воздвиженье первая барыня - капуста (срубают капусту). С полей тянутся возы с тугими кочанами, со спелым овощем. Молодежь по такому случаю затевала вечеринку - «капустник». Дергают репу, обрезают ботву и корень: «Не дремли, баба, на репорезов день». О репе в загадке говорится так: «В землю крошки - из земли лепешки». Репу ели пареную, вареную (в похлебках и каш ах), вяленую и просто так.

28 сентября . День Никиты Гусятника - гусепролет, гусарь. Гуси летят - зимушку на хвосте тащат. На «гусаря» стригли овец. До больших холодов они успеют обрасти новой шерстью, а снятую, промазанную жиром, на валенки да на шерстяные онучи, на суконки пустят. Зимой в лапотках без суконок не выйдешь за порог. Последние дни сентября оглашены кликам и отбывающих гусей и журавлей. Не могут пернатые спокойно улететь с милой стороны. «Колесом дорога, колесом дорога! Возвращайтесь весной обратно!»

29 сентября . День Ефимии. Птичья косточка. По косточкам птиц гадали о том, какой будет зима.

30 сентября . День Софии, Веры, Надежды и Любови. Всесветные бабьи именины. В этот день праздновали свои именины многие девушки и женщины, поэтому со временем начали отмечать Вселенские бабьи именины. С ним поздравляли всех женщин.

Природа в сентябре

Грабарь Игорь Эммануилович (1871-1960). Рябинка. 1915

Золотая пора! Чистое светло-голубое небо. Воздух стал прозрачнее. Прибило пыль дождями. Цветочная пыльца не разносится ветром. «Осень яснее лета»,- гласит народная примета. А в эту пору обширнее открываются дали, и все окружающие нас предметы видятся четко, словно смотришь сквозь волшебное стекло.

Сентябрь во многих краях - самый сухой месяц осени. За 30 дней выпадает менее 10 процентов годовой нормы осадков. В затишье против солнца тепло, а то и жарко, но в тени прохладно. В отдельные пасмурные и ветреные дни даж е холодно. По утрам плывут туманы. Вода в речках просветлела, остыла и за день не успевает прогреться.

Короткая, но дивная пора… Наступают дни возврата тепла, солнечной погоды. «Весь день стоит как бы хрустальный»,- сказал Ф. Тютчев. На фоне позолоченного осеннего ландшафта - теплынь и тишина. В беззвучном воздухе над полем, словно в воде, плывет тонкое шелковистое прядево с паучками-путешественниками. Народ назвал эту пору «бабьим летом».

В сентябре на южных лугах еще отрастает отава. Она радует глаз свежей, сочной зеленью, среди которой изредка встречаются цветущие растения. Во время сенокоса кульбаба осенняя, ястребинка зонтичная, жгун-корень, горечавка легочная находились в стадии прикорневой розетки листьев. Потому и зацвели только в августе. А клевера, горошки, многие луговые злаки цветут вторично за счет побегов, образовавшихся из почек.

Среди увядших и приготовившихся к покою трав в эту пору вновь распускаются фиалки, васильки, золотистые лютики. К закату «бабьего лета» иногда зацветают плодовые деревья.

Но цветущих растений все же мало. Они лишь навевают грусть по ушедшему лету. А вот кущение у луговых и степных трав в самом разгаре. На растущих укороченных побегах трав быстро формируется новая корневая система. У лесных деревьев и многих кустарников в сентябре также активно растут корни.

Осень незаметно, как бы крадучись, входит в лес, в поле. На деревьях и кустарниках чем дальше, тем больше желтых листьев, а с некоторых они уже совсем опали. Одним из первых «раздевается» терн, а с его ветвей на крепких плодоножках свисают темно-фиолетовые, с сизым налетом круглые плоды.

В палитре художницы-осени играют все цвета радуги. Огнем пылают клен и рябина. В торжественном порфирном наряде осина. На одном дереве можно найти желтые, оранжевые, красные, лиловые листья. Этот секрет природы до сих пор еще никто не разгадал. Известно только, что дневной свет и холод способствуют образованию в листьях веществ, порождающих волшебные краски леса, а зеленый пигмент - хлорофилл - разрушается.

Пленительны осенние пейзажи. Не потому ли именно осенью чаще всего манит художников природа богатством своей палитры?

Пополняют свои запасы на зиму зверьки. Лесные мыши тянут в норы орехи лещины, желуди, плоды шиповника, боярышника. У стройных косуль наступает осенняя свадьба. Среди поля, где-то под кустарником или в зарослях сорняков, приносят приплод зайцы.

Ясные дни первоосенья пронизаны солнцем и ароматом поздних цветов и яблок. И хотя уж е скошены поля, добрый запах хлеба держится еще долго. Величава золотая осень! Она никогда не бывает грустной, ибо наполнена плодами человеческого труда.

Погода в сентябре

Грабарь Игорь Эммануилович (1871-1960). Осень. Рябина и березы, 1924

Осень подкрадывается поначалу тихая да ласковая, с букетом лазоревого гелиотропа у цветника, с наливным яблоком в саду.

Лето, порадовав нас благодатью солнца, сохранило свою величавую красу и силу до календарной осени. Верное сезону, оно и в финале его защитилось от возможных в эту пору заморозков теплыми ливнями с юга.

Во всю ширь Русской равнины - от Черного моря до Белого - прошумели спорые дожди. В Москве, например, за сутки выпало около 40 миллиметров осадков - половина для обычного августа. В Белоруссии и некоторых других местах небо залпом выдало месячную норму влаги. А чем больше ее сегодняшние запасы, тем выше «теплоемкость земли». Тем труднее Северу сменить режим погоды.

Сентябрь - переломный рубеж в ее характере, крутой в выборе маневра. Он никогда не бывает теплее своего предшественника, чаще всего на треть снижает среднесуточную температуру воздуха в Подмосковье - до 10- 11 градусов.

Из всех известных нам сезонов особенно лучезарным выдалось в Подмосковье первоосенье 1938 года. Тогда сентябрь продолжил жаркое лето. И хотя он существенно ослабил зной, но все-таки сохранил за собой почти июньскую температуру - без малого 15 градусов. Всего на градус меньше набрал сентябрь предыдущего 1937 года. Абсолютный максимум месяца удивительно высокий: 3 сентября 1890 года термометры показали в Москве 32,3 градуса.

Однако не случайно сентябрь на Руси называли хмурень. За скоротечным блеском солнца нередко устанавливалось хмурое ненастье, лили неуемные дожди.

«Вся осень была дождлива,- читаем в Новгородской летописи за 1143 год,- …и была вода, большая очень в Волхове». «В ту осень начались дожди сильные, и день и ночь: от 15 августа почти до середины октября » ,- сказано о 1228 годе.

Случалось, что почти сразу за летом начиналась зима. «5-9 сентября беспрестанно шел дождь, потом выпал снег, и были морозы и холод сильный»,- написано о 1389 годе. Подобное отмечено в 1421 году: «В сентябре были сильные морозы, в 15-й день того же месяца выпал снег, который шел два дня и две ночи».

Осени последних десятилетий гораздо благосклонней, чем в те далекие сезоны. Наиболее холодные сентябри остались в прошлом веке: в 1884 году среднемесячная температура месяца была всего 8 градусов, а в 1894 году - 7,3 градуса. Да и абсолютный минимум даты довольно далек от нас: 29 сентября 1881 года термометры показали в Москве минус 8,5 градуса.

Так что при всех нынешних оказиях погоды мы не можем сетовать на нее. В наши годы только треть первоосенних дней пасмурные. Солнце сияет в среднем 140 часов в месяц. Метеорологи заметили, что в некоторых районах средней полосы в сентябре стало несколько теплее, чем прежде, а к северу - чуть-чуть прохладнее. Эта едва уловимая контрастность может проявиться в усилении противоборства воздушных фронтов на смене сезонов.

Но, судя по характеру ушедшего лета, осень подарит нам свое солнечное диво, хотя и не обещает долгого тепла.

Выходит, правы великие поэты, прозорливо благоволившие осени. Вспомним А. Пушкина: «И с каждой осенью я расцветаю вновь». Или Н. Некрасова: «Славная осень! Здоровый, ядреный воздух усталые силы бодрит…» И в этом ведь тоже диво первоосенья. Мудрая природа вселяет в нас заряды здоровья, подъема жизненных сил.

Сентябрьские приметы

Мясоедов Григорий Григорьевич (1834-1911). Осеннее утро. 1893

Характерная примета сентября - созревание плодов у дикорастущих деревьев и кустарников. Осыпаются на лесную подстилку орехи лещины и желуди дуба, разлетаются крылатые семена березы, клена и ясеня. На юге страны начинается сбор орехов фисташки настоящей и грецкого ореха, созревают плоды облепихи. В средней полосе вызревают плоды терна, шиповника, лесных груш и яблонь, рябины, калины. На болотах начинается массовая заготовка клюквы. Достигает зенита увлекательная грибная охота, и грибники разнесут цепкие плоды череды, лопуха, дурнишника.

Другая примета сентября - осеннее расцвечивание листьев, начало массового листопада у деревьев и кустарников. Первыми желтеют и начинают опадать листья берез, позже багрянец трогает клены и осины, и вот уже осень «в багрец и золото» украсила леса.

Считали, что чем суше и теплее сентябрь простоит, тем позднее наступит зима.

Если на Бабье Лето стоит хорошая погода, то осень будет мокрая, а если Бабье Лето с ненастьями, то осень будет сухая.

Если на Бабье Лето много тенетника, то это сулило ясную, теплую осень и холодную зиму.

Если в сентябре прогремит гром, то это сулит долгую и теплую осень.

Если в сентябре утром туманы стоят густые, то это означает начало грибного сезона.

Если шиповник поспел, значит, осень уже пришла.

Облака на небе стали перистые, это означает, что вскоре птицы будут улетать в жаркие страны.

Если в сентябре много желудей, то значит, зима будет суровая.

В народе говорят. Пословицы и поговорки сентября

Шишкин Иван Иванович (1832-1898). Осенний лес. 1876

Сентябрь - это вечер года.

Сентябрь - зоревник, хмурень, холодно и сиверко…

В сентябре холодно, да сытно.

Сентябрь без плодов, что зима без снега.

Синица в сентябре кличет осень в гости.

В сентябре лишь одна ягода - рябина.

В сентябре месяце и листья на деревьях не держатся.

В сентябре огонь и в хате и на поле.

В сентябре и лист реже становится, и птицы тише поют.

Сентябрь пришел и дождь за собой привел.

Дождь в сентябре на радость мужику.

В сентябре любое семя из колосков плывет.

В сентябре у людей, полны и закрома и карманы.

Сентябрьские обычаи и традиции

Волков Ефим Ефимович (1844-1920). Золотая осень. Тихая речка (Лесной пейзаж с рекой). 1893

Сентябрь красно лето провожает, осень золотую встречает. Издавна на Руси один из дней месяца посвящался рябине - отмечали «рябинники». В этот день ягода считалась именинницей - становилась сладкой. По ее урожаю издавна предсказывают погоду не только на осень, но и на будущую зиму. Обильный урожай - к сильным морозам.

Именинницей в сентябре считалась и «первая барыня» - капуста. А в середине месяца отмечался «праздник острых вил». Теперь они «копен не кидают и пластов не поднимают, на работу не спешат, тихо впусте лежат». К этим праздникам следовало тщательно готовиться. Народные месяцесловы рекомендовали прибраться в доме, вымыть полы, украсить избу пестрыми половиками…

С бабьего лета начинался своеобразный праздник. С третьих осенин наступала пора «капустных вечорок», которые длились две недели. Проходило все это при свете лучин в долгие осенние вечера. Девушки и женщины рубили капусту и пели, пряли и шутили. Видимо, отсюда и пошло название особого периода в начале осени - «бабье лето». Лето прошло, а унылая осенняя пора еще не настала.

Отмечают празник осени и в дургих странах.

В Японии в сентябре устраивается праздник хризантем. В Швейцарии отмечается праздник цветов и винограда. В церемониальном шествии участвуют нарядые колесницы. На севере Шотландии вот уже 650 лет ежегодно проводится спортивный праздник. В первую субботу сентября мужчины, а с некоторых пор и женщины соревнуются в различных видах спорта. Большое число зрителей собирает спор метателей… тяжелого бревна и своеобразного «молота», который представляет собой камень или железный шар с деревянной ручкой.

5 сентября – Луппа — брусничник

У брусники вкус особый:
То ли кислый, то ли нет.
Сколько ты ее ни пробуй,
Не найдешь на то ответ.
А зеленые листочки
Не желтеют и зимой.
Приносили мы из леса
Эту ягоду домой.

Убирают овес и лен. Улетают журавли.
Если журавли летят низко, то зима будет теплой, если высоко – то холодной. Если журавли летят низко, быстро, молчком – скоро будет ненастная погода.

Поиграем в словесную игру «Кузовок».
Возьмите коробку – это будет наш игровой «кузовок». Бруснику собирают в корзинку или в кузовок. А у нас кузовок будет особенный: «Вот кузовок, кладём туда слова на –ок». По очереди называем слова, которые заканчиваются на –ок (замок, грибок, лепесток, колобок, гребешок, воротничок, утюжок, сапожок, литок). Кто ошибется или не сможет придумать слово – кладет в кузовок свою вещь. В конце игры свою вещь надо отыграть – выполнить задание: загадать загадку, спеть песенку, сплясать по веселую музыку и т.п.

Грамматическая игра со словами – «Морс». Морс из брусники как называется – догадайся (вспомни, если малыш его уже пил) — ? (Брусничный! Правильно!). А из черники? (Черничный) А из клюквы? А из малины? А из смородины? Догадайся, какой морс я больше всего люблю? (малыш догадывается: «Клюквенный? Нет? Черничный? Нет? и так далее). В игре закрепляется умение образовывать прилагательные от существительных и развивается языковое чутье.

7 сентября. Тит и Варфоломей

Святой Тит последний гриб растит.

Раньше говорили так: «Кто пораньше встаёт – тот грибов наберет. А сонливый да ленивый идут после за крапивой». И так – «Не всякий гриб в лукошко кладут». Познакомьте малыша со съедобными и ядовитыми грибами. И прочитайте замечательную осеннюю сказку о грибах.

Храбрый опенок.
Э. Шим

Много по осени грибов уродилось. Да какие молодцы - один другого краше!
Под темными елками деды боровики стоят. У них кафтаны белые надеты, на головах-шляпы богатые: снизу желтого бархата, сверху - коричневого. Загляденье!
Под светлыми осинками отцы-подосиновики стоят. Все в мохнатых серых курточках, на головах красные шапки. Тоже красота!
Под высокими соснами братцы маслята растут. Надеты на них желтые рубашки, на головах картузики клеенчатые. Тоже хороши!
Под ольховыми кустиками сестрицы сыроежки хороводы водят. Каждая сестрица в льняном сарафанчике, голова цветным платочком повязана. Тоже неплохи!
И вдруг возле поваленной березы вырос еще один гриб-опенок. Да такой невидный, такой неказистый! Ничего нет у сироты: ни кафтана, ни рубашки, ни картуза. Стоит босиком на земле, и голова непокрыта - белобрысые кудерьки в колечки завиваются. Увидали его другие грибы и ну - смеяться: - Глядите, неприбранный какой! Да куда ж ты на свет белый вылез? Тебя ни один грибник не возьмет, никто тебе не поклонится! Опенок тряхнул кудрями и отвечает:
- Не поклонится нынче, так я подожду. Авось когда-нибудь и пригожусь.
Но только нет - не замечают его грибники. Ходят меж темных елок, собирают дедов боровиков. А в лесу холоднее становится. На березах листья пожелтели, на рябинах покраснели, на осинках пятнышками покрылись. Ночами студеная роса на мох ложится.
И от этой студеной росы сошли деды боровики. Ни одного не осталось, все пропали. Опенку тоже зябко в низинке стоять. Но хоть ножка у него тонкая, да зато легкая - взял да и повыше перебрался, на березовые корни. И опять грибников ждет.
А грибники ходят в перелесках, собирают отцов подосиновиков. На Опенка по-прежнему не глядят.
Еще холоднее стало в лесу. Засвистел ветер-сиверко, все листья с деревьев оборвал, голые сучья качаются. С утра и до вечера льют дожди, и укрыться от них некуда.
И от этих злых дождей сошли отцы подосиновики. Все пропали, ни одного не осталось.
Опенка тоже дождем заливает, но он хоть и щупленький, а прыткий. Взял и вскочил на березовый пенек. Тут его никакой ливень не затопит. А грибники все равно не замечают Опенка. Ходят в голом лесу, собирают братцев маслят и сестриц сыроежек, в кузовки кладут. Неужели так и пропасть Опенку ни за что, ни про что?
Совсем холодно стало в лесу. Мутные тучи надвинулись, потемнело кругом, с неба снежная крупа сыпаться начала. И от этой снежной крупы сошли братцы маслята и сестрицы сыроежки. Ни одного картузика не виднеется, ни один платочек не мелькнет.
На непокрытую голову Опенка крупа тоже сыплется, застревает в кудрях. Но хитрый Опенок и тут не оплошал: взял да и прыгнул в березовое дупло. Сидит под надежной крышей, потихоньку выглядывает: не идут ли грибники? А грибники тут как тут. Бредут по лесу с пустыми кузовками, ни одного грибка не могут найти. Увидели Опенка да так-то обрадовались: - Ах ты, милый! - говорят. - Ах ты, храбрый! Ни дождей, ни снега не побоялся, нас дожидался. Спасибо тебе, что в самое ненастное время помог! И низко-низко поклонились Опенку.

8 сентября. Наталья — овсяница

В этот день в одних районах закашивают овес, в других его уже убрали. Дома можно испечь овсяное печенье и сварить овсяную кашу. В этот день варили овсяный кисель и пекли блины.

Поиграем в этот день в игру «Овёс». Все игроки берутся за руки и поют или ритмично приговаривают на каждый шаг по кругу: «Кто хочет знать, как сеют овёс? Мой батюшка сеял так…» И показывают движения. «А потом отдыхал вот так» (встать, сложив руки). Вместе приговариваем: «Овёс! Овёс! Чтобы ты рос!»

Следующий куплет – «Кто хочет знать, как жнут овес? Мой батюшка жинал его вот так! (показ жеста) А потом отдыхал вот так! (показ жеста). Овёс, овёс, чтобы ты рос!»

В следующем куплете проговариваются слова: «Кто хочет знать, как вяжут овёс», затем «Как молотят овёс».

Так в игре проговаривается последовательность выращивания овса (сеять – жать – вязать – молотить) и дети уточняют представления об окружающем мире.

10 сентября – Скирдницы

«Красно поле снопами, а гумно – скирдами». В этот день снопы убирают в скирды, люди спешат убрать хлеб перед сезоном осенних дождей.

В этот день давайте заготовим соломку для поделок или попробуем сделать небольшие поделки вместе с детьми из заранее заготовленной соломы.

Как заготовить соломку?

После уборки хлеба по обочинам полей остаются колоски. Их можно срезать и получить из них соломку. Для соломки можно использовать и травы – мятлик, лисохвост, тимофеевку.

Как сделать соломку:

— У каждого колоска отрезаем верхушку — метелку (колосок), снимаем верхний слой с листьями. Нарезаем на стебли нужной длины.

— Готовую соломку держим на солнце 2- 3 дня.

— Запариваем соломку в тазу или большой кастрюле горячей водой (длительность от 5 минут до 1-2 часов).

— Даем воде стечь. Игрушки и поделки делаем только из влажной соломы, в процессе работы ее можно смачивать.

В видео Вы более подробно увидите, как подготовить соломку к работе и как сплести из нее колокольчик для украшения интерьера:

Колокольчик из соломы

Очень подробный пошаговый мастер-класс о подготовке соломки к аппликации и изготовлению панно из соломки с малышами и детьми постарше Вы найдете в статье

13 сентября. Куприян

С Куприяна начинают дергать корнеплоды (кроме репы) и выкапывают картошку.

Поиграйте на прогулке в подвижную игру «Картошка». А после прогулки сделаем картофельные игрушки.

Мы с удовольствием играли в эту игру еще во время моего детства. Все встаем в круг и бросаем друг другу мяч. Мяч нужно отбивать друг другу. Если игрок не отбил мяч – то он садится на корточки и становится «картошкой». Чтобы выбраться из круга и снова встать на ноги «картошке» надо поймать мяч, который перебрасывают другие игроки. Мяч можно ловить, только из сидячего положения. Если «картошка» поймала мяч, она снова становится игроком.

Картофельные поделки . Рассмотрите с детьми разные по форме картофелины. Часто встречаются картофелины очень причудливой формы, похожие на разные предметы и зверюшек. Их можно использовать для изготовления картофельной игрушки.

В картофельных игрушках как в конструкторе соединяются друг с другом картофелины разного размера (например, маленькая – это голова, а большая – это туловище), половинки картошки (для устойчивости поделки). Картофелины соединяются в игрушке с помощью спичек (зубочисток, коротких палочек). Например, в картошку можно воткнуть палочки – ножки, и получится зверек. В поделках обращаем внимание на глазки картофеля. Их можно использовать как глазки игрушки.

14 сентября. Симеон Столпник. Семён – летопроводец (провожает лето). 16 сентября – Василиса. Василиса – со льнами торопися

С этого времени наступает бабье лето.

Если в этот день теплая погода, то и зима будет теплая. Если гуси улетают в этот день, то жди ранней зимы.

В Семенов день справляли Осенины – первую встречу осени.

С этого дня начинались работы в избах при огне. Гасили старый огонь, а утром добывали новый огонь. С этого дня начинали сушить и мять лен. К Семенову дню старались завершить старые дела и начать новые дела, начинали убирать корнеплоды, заканчивали посев озимых культур.

Мальчиков после трех лет (вышедших из раннего возраста) постригали и сажали на коня в торжественной обстановке. Прядь волос с их головы состригали с молитвой и ее потом хранили. Крестный отец держал повод коня и обводил ее кругом по двору. Отсюда пошел обычай дарить мальчикам деревянного коня — качалку как традиционную мальчишескую игрушку.

Раньше знания об окружающем мире передавались детям из народных игр. Давайте и мы расскажем и покажем нашим детям, как много работы нужно сделать людям, чтобы получить льняную ткань. Покажите дома или в магазине льняную салфетку или скатерть. Расскажите о льне – Вам поможет рассказать об этом детям в занимательной форме статья , и поиграйте в народную игру о выращивании льна «Ленок». В этой игре по ходу пения мы изображаем действия, о которых поется в песне.

Лён мой зеленой
При горе, при крутой,
Уж я сеяла, сеяла ленок, (изображаем, как сеют лен)
Уж я, сеяв, приговаривала,
Чеботами приколачивала,
Ты удайся, удайся, мой лён,
Ты удайся, мой белый ленок.

Лён мой зеленой
При горе, при крутой,
Я полола, полола ленок, (изображаем, как мы пололи лен)
Я, половши, приговаривала,
Ты удайся, удайся, мой лён,
Ты удайся, мой белый ленок.

Лён мой зеленой
При горе при крутой,
Уж я дёргала, дергала, лён, (изображаем, как дергают лен и т.д.)
Уж я, дёргав, приговаривала
Ты удайся, удайся, мой лён,
Ты удайся, мой белый ленок.

Лён мой зеленой
При горе при крутой,
Уж я стлала, стлала ленок,
Уж я, стлавши, приговаривала,
Ты удайся, удайся, мой лён,
Ты удайся, мой белый ленок.

Лён мой зеленой
При горе при крутой,
Я мочила, мочила ленок,
Я, мочивши, приговаривала,
Ты удайся, удайся, мой лён,
Ты удайся, мой белый ленок.

Лён мой зеленой
При горе при крутой,
Я сушила, сушила ленок,
Я, сушивши, приговаривала,
Ты удайся, удайся, мой лён,
Ты удайся, мой белый ленок.

Лён мой зеленой
При горе при крутой,
Уж я мяла, я мяла ленок,
Уж я мявши, приговаривала,
Ты удайся, удайся, мой лён,
Ты удайся, мой белый ленок.

Лён мой зеленой
При горе при крутой,
Я трепала, трепала ленок,
Я, трепавши, приговаривала,
Ты удайся, удайся, мой лён,
Ты удайся, мой белый ленок.

Лён мой зеленой
При горе при крутой,
Я чесала, чесала ленок,
Я, чесавши, приговаривала,
Ты удайся, удайся, мой лён,
Ты удайся, мой белый ленок.

Лён мой зеленой
При горе при крутой,
Уж я пряла, я пряла ленок,
Уж я, прявши, приговаривала,
Ты удайся, удайся, мой лён,
Ты удайся, мой белый ленок.

17 сентября. Луков день.

Начинают выкапывать лук из гряд.

Загадайте загадки про лук : «Сидит дед во сто шуб одет. Кто его раздевает – тот слёзы проливает».

Прочитайте армянскую народную сказку «Отчего лук горький?» и обсудите ее с детьми.

«В старину сладкий Лук и горький Арбуз жили по-соседству. Тогда лук был таких размеров, как Арбуз сейчас. Арбуз же такой величины, как Лук в наши дни. Поскольку Лук рос большим и сладким, его поливали. Ему не приходилось заботиться о себе. Беззаботный Лук полнел и тяжелел. Одно плохо: скучно было ему.
Однажды за оградой Лук услышал шорох. Он знал, что ему ничего не грозит, но от нечего делать начал прислушиваться. Шорох перерос в частое дыхание. Хотел было Лук посмотреть, кто там объявился, да было ему лень. В конце концов не выдержал, повернулся грузным телом. За оградой, из кочек, обливаясь потом, на свет пробивался хилый Подорожник. Лук был хорошо напоен водою, поэтому сколько не пытался, не смел промолчать.

— Послушай, голопуз, — обратился он к Арбузу, — ты слышишь, Подорожник снова пыхтит.
— Нелегко бедняге, — отозвался тощий Арбуз.
— Какой бедняга? Просто нахал, — возмутился Лук, — не успели его вышвырнуть с грядки, как он уцепился за кочки.
— Нелегко ему, — вздохнул Арбуз.
— Заладил: нелегко, нелегко, — рассердился Лук.

Он пожалел, что заговорил с Арбузом. Отвернулся, замолк. Но сытого всегда донимает скука, и Лук даже снизошёл до беседы:

— Как ты сумел пробиться из твёрдых кочек, Подорожник?
— Я довольствуюсь малым и много тружусь, — еле слышно прошептал Подорожник, поскольку до плеч был ещё в земле.
— Тебя вырезают здесь, а ты прорастаешь там. Вырвут с корнем, а ты пробиваешься рядом. Откуда у тебя столько силы духа, что не погибаешь в бесконечных гонениях?
— Сила духа крепнет от борьбы, — ответил Подорожник чуть громче, освобождая грудь от стиснувших глыб.
— От борьбы, говоришь? А чем ты силён?
— Врагами силён! – ответил Подорожник звонко.

Лук не переносил высоких тонов – сытость больше нуждается в созерцательном покое. Поэтому он поморщился и с усмешкой спросил:

— Скажи, Подорожник, что тяжелее всего на свете: умирать от жажды на солнцепёке, быть раздавленным Копытом, вырванным с корнем, или быть порубленным неумолимым Железом?
— Самое трудное – не обидеть другого.

Лук с удивлением приподнялся и ахнул: Подорожник уже выращивал детей. Испугался Лук: «Вырастут его дети – выпьют всю влагу, которой люди поливают меня. Тогда самому придётся доставать воду из твёрдой, жадной, мрачной глубины. Нет, нет – только не это!» — ужаснулся Лук и закричал:
— Же-ле-зо! Сюда!!!
Напрасно пытался Арбуз остановить его. Лук кричал всё сильнее.
Явилось Железо и начало кромсать бунтаря. Кромсать за то, что живёт… да ещё и на своей земле.
— О Лук! – закричал погибающий. – Праздность и лень породили в тебе зависть и довели тебя до предательства! Если есть на свете справедливость, пусть сделает тебя таким горьким, как моя судьба! Арбуз же за доброту – полным, как мои надежды! И сладким, как сон.

Острым было свирепое Железо. Острым, но слепым. Чувствовало оно, что уничтожило Подорожник, но не видело, что сеет его детей, омытых вместо влаги слезами и соком самого Подорожника.
Рядом вскоре на свет начали пробиваться его дети. В разрыхлённой и влажной земле им было легче, и они росли быстрее. Увидел их Лук – горечь обожгла его и начала сушить. От бессильной ярости сам себя он грыз, уменьшаясь на глазах.

Увидел и Арбуз детей Подорожника – сладость радости разлилась в его душе. А когда внуки пробились на свет, то увидели Лук уже таким, какой он сейчас. И Арбуз увидели другим – какой он в наши дни».

Почему так говорят: «Лук – от семи недуг»? (то есть от разных болезней помогает).

Из луковой шелухи можно сделать аппликацию с помощью клея ПВА. Для этого шелуху нужно запарить в горячей воде (подержать в ней 15 минут) и прогладить затем горячим утюгом. Цвет шелухи изменится. Можно шелуху прокипятить.

На основу – картон наносится рисунок. Кусочки шелухи намазываются клеем ПВА и наклеиваются на основу в соответствии с рисунком. Можно наклеить кусочки на очень тонкую бумагу, дать высохнуть. А потом по изнаночной стороне вырезать нужные силуэты. Детям понадобится помощь взрослых при такой работе.

Подробный мастер-класс об изготовлении поделки из луковой шелухи с детьми дошкольного возраста Вы найдете в статье

21 сентября. Рождество Богородицы.

Это вторая встреча осени, встречали в этот день Матушку Осенину с овсяным хлебом и песнями.

Можно отметить с малышами праздник урожая. В этот день ходим в гости, угощаемся овощами и пирогами. Говорим об овощах и фруктах, вместе делаем простой салат и интересные блюда из даров осени и украшения для овощных блюд.

К празднику урожая можно вместе с детьми сделать осенние открытки и подарить их гостям и близким, друзьям. Простые техники выполнения осенних открыток Вы найдете в статьях ,

23 сентября. Петр – Павел – рябинники

Этот день – именины рябины.

С этого дня срывали ягоды рябины – после заморозков она становилась более сладкой. Часть ягод оставляли на дереве для разных птиц.

Если рябины в лесу много – осень дождливая, если мало – сухая.

Когда-то раньше люди украшали рябиной зимние окна: клали ветки между двойными рамами до весны. Люди верили, что рябина защитит их от злых сил. Можно и сейчас попробовать это сделать на даче.

В честь праздника – рябинника поводите с детьми хоровод «Рябинушка».

Идем по кругу:

«Вот и осень наступила,
Сад стал золотистым.
И рябинушка надела
Красные мониста.

Выполняем танцевальные движения:
А надев убор красивый,
Всех нарядней стала.
С нами яркая рябина
Вместе заплясала.

Свои ветки опустила (наклон вперед – поклон земле),
В пояс поклонилась,
Золотистою листвою
С ветром закружилась (кружение на месте).

Мы с рябиной во долине
Лето провожали
И осенним вечерочком
Дотемна гуляли».

Сделайте в этот день с детьми традиционные русские женские бусы из рябины – нанизывайте ягоды на иголку с ниткой, соедините в бусы. Когда бусы полностью высохнут, то можно покрыть лаком. Для бус можно использовать и ягоды боярышника, шиповника, кизила.

Прежде чем делать бусы, поговорите с рябинкой и аккуратно возьмите у нее ягодки.

Из этого короткого видео Вы узнаете много интересного о рябине и о том, как к ней раньше относились люди.

Видео «Рябиновые бусы – древний женский оберег».

В день рябинника также можно сделать с детьми замечательную поделку в технике квиллинг —

27 сентября. Воздвиженье

Этот день – третья встреча осени. В этот день с детьми можно отметить день капусты. Раньше говорили так: «На Воздвиженье первая барыня – капуста», ее срубали и завершали уборку урожая.

Срубают капусту и приступают к заготовке квашеной капусты на зиму. Даже название такое было – «капустные вечера». Работу делали сообща, дружно, с песней. Хозяйки пекли пироги с капустой к чаю.

Давайте поиграем в народную игру «Капуста». На середину комнаты или игровой площадки положите разные вещи (это будет наша капуста). Выбираем хозяина огорода, который будет сторожить «капусту» от волков, синиц, бобров, куниц, зайцев и медведей (то есть будет сторожить наши положенные в середину вещи от нас — игроков). Все игроки приговаривают или поют:

«Я на камушке сижу,
Мелки колышки тешу,
Мелки колышки тешу,
Огород свой горожу.
Чтоб капустку не украли,
В огород не прибегали
Волки и синицы, бобры и куницы,
Заяц усатый,
Медведь толстопятый».

После этих слов все игроки стараются забежать в «огород», быстро схватить «капусту» и убежать. Если хозяину удалось запятнать игрока – он из игры убывает. Кто больше всего унес капусты – тот стал самым ловким и побеждает.

Говорят, что в этот день медведь в берлогу залегает на зиму.

Поиграйте в игру «Медведь»

В одной стороне комнаты или игровой площадки нарисуйте линию – это дом, в котором мы будем прятаться от медведя. С другой стороны площадки линией обозначьте берлогу медведя. Выбираем, кто будет медведем, и начинаем играть. Изображаем, как будто мы осенью собираем грибы и ягоды в корзину. Медведь изображает, как будто он спит в берлоге. Говорим хором слова:

«У медведя во бору
Грибы, ягоды беру,
А медведь не спит
И на нас глядит».

На слово «глядит» медведь просыпается и догоняет игроков. Его задача – запятнать их рукой. Игроки должны успеть убежать от медведя в «дом».

28 сентября. Никита – гусепролёт

С этого дня начинают собирать с грядок репу. Дикие гуси улетают в эти дни на зимовку в дальние страны.

Поиграйте на прогулке в подвижную народную игру «Гуси».

Выбираем площадку и чертим палочкой на земле линию. Сбоку площадки чертим линию, за которой будет прятаться волк. С одной стороны площадки чертим линию, с которой начнут лететь гуси. С другой стороны площадки – линию, где будет их «дом», куда им надо перелететь к хозяйке.

Выбираем, кто будет волком, кто хозяйкой, а кто – гусями. Гуси становятся в линию с одной стороны площадки, волк притаился с другой стороны площадки.

Хозяйка зовет гусей:
Гуси- гуси!
Гуси отвечают:
— Га-га-га!
— Есть хотите?
— Да-да-да!
— Так летите!
— Нам нельзя!
Серый волк
Под горой
Не пускает нас домой!
— Так летите как хотите,
Только крылья берегите!

Гуси должны перебежать с одной стороны площадки на другую – в свой дом, откуда их звала хозяйка. Волк их ловит.
Если волк поймал гуся, то этот игрок становится волком в следующей игре.
Сделайте из бумаги гусей, которые умеют летать, двигать крыльями. Можно сделать целое панно – гуси, улетающие в теплые края. Как сделать гуся просто в несколько движений Вы узнаете из этого видео

С малышами в этот день можно инсценировать сказку про репку , которую начинают убирать с огорода в эти дни.