Опора тела и движение. Опора тела и движение Опора тела и движение 3

Урок окружающего мира в 3-м классе по теме "Опора тела и движение"

Цели и задачи:

  1. Продолжить знакомить детей со строением тела человека.
  2. Познакомить детей со значением скелета и мышц.
  3. Формировать у детей представление о здоровом образе жизни.
  4. Укреплять гигиенические навыки.
  5. Воспитывать внимательное отношение к своему телу.

Ход урока:

I.Организационный момент.

Сегодня на уроке мы продолжим разговор о том, как сохранить здоровье.

Давайте улыбнёмся друг другу и настроимся на хорошую и добрую волну.

II.Проверка домашнего задания.

Мы с вами говорили о том, что организм человека состоит из органов,

Которые работают согласованно и слаженно.

Я хочу, чтобы на сегодняшнем уроке при изучении новой темы вы тоже работали все сообща, чтобы всё, о чем мы будем говорить, помогло сохранить и укрепить ваше здоровье.

Начнём урок с повторения.

1. Как называется наука, изучающая строение тела человека? (Физиология)

2. Сколько органов чувств вы знаете? (5)

3. А сейчас мне бы хотелось, посмотреть насколько хорошо вы усвоили тему «Органы чувств»

Соедините следующие понятия – часть тела и орган чувств.

глаза орган осязания

уши орган вкуса

нос орган зрения

кожа орган обоняния

язык орган слуха

4. Игровая ситуация “Консилиум врачей”.

К нам скорая помощь привезла больного. Вы – врачи первой медицинской помощи. Сегодня перед вами предстоит задача: вылечить больного с ушибом правого колена и небольшой ранкой на руке.

Посоветуйтесь и окажите первую помощь больному.

ПРОВЕРКА:

а) рану промыть чистой водой, кожу вокруг ранки обработать йодом или зеленкой. Затем нужно перевязать чистым бинтом или приклеить бактерицидным пластырем.

Почему нужно обработать кожу йодом или зеленкой? (Убивают микробов, которые могут проникнуть в организм).

А можно рану обработать йодом или зеленкой ? (Нет, получится ожог.)

б) к ушибленному месту нужно приложить холод (лед, грелку с холодной водой, тряпку, смоченную холодной водой).

Микроитог. Оценки.

III. Актуализация знаний.

А сейчас вам нужно ответить на вопросы кроссворда. При правильных ответах мы получим слово, относящееся к теме нашего урока.

  1. Не часы, а тикают (сердце).
  2. Бесконечный поезд, развозящий по телу питательные вещества (кровь).
  3. Когда сытый, он молчит. Когда голоден – урчит (желудок).
  4. Орган дыхания человека (лёгкие).
  5. Орган, который чистит нашу кровь. (печень).
  6. И говорит, и кушает (рот).

Молодцы. А сейчас внимательно посмотрите на наш кроссворд и подумайте, какое же слово здесь спряталось

Какое слово получилось в выделенной строчке? (скелет)

IY. Работа над новой темой.

– Вчера, готовясь к уроку, я попыталась слепить из пластилина человечка, но он у меня все время падал и, в конце концов, он просто сплющился, изменил свою форму. Если вы будете лепить человека из глины или пластилина, смею вас заверить, вы получите тот же результат. Чтобы наш человечек не падал, нам нужна какая-то опора, например, проволочка. Если мы вставим проволочку внутрь тела, тогда пластилиновый человечек уже не будет валиться в сторону и не будет сплющиваться.

Вот такой проволочкой в нашем организме является скелет.

«СКЕЛЕТ» произошло от греческогослова «СКЕЛЕТОС»- высохший.

Скелет человека – совокупность костей. Служит опорой мягким тканям. Защищает внутренние органы.

– Какая же основная роль скелета?

Скелет - опора, защита

Тема нашего урока «Опора тела и движение»

– А вы знаете, как люди узнали, что у человека есть скелет и он состоит из костей? (Ответы детей).

В скелете различают более 200 различных костей.

– Из каких основных костей состоит наш скелет? (Череп, грудной отдел (клетка), позвоночник, тазовые кости (тазовый пояс), кости рук, кости ног).

– Подумайте! Какое значение имеет череп? Грудной отдел? Кости рук? Кости ног?

Череп – защищает головной мозг.

Грудной отдел – защищает сердце и легкие.

Кости рук (плечевой пояс) – обеспечивает прочное и подвижное соединение рук с туловищем.

Кости ног (тазовый пояс) – обеспечивает прочность и подвижность ног.

Как же кости соединяются друг с другом?

Неподвижно – черепная коробка (шлем).

Подвижно – место, где кости соединяются (сустав) спрятан в жёсткую сумку. В суставных сумках есть особая жидкость. С её помощью сустав легче сгибается и разгибается.

Головной мозг надежно укрыт в черепной коробке. А спинной мозг - заботливо спрятан в гибком футляре позвоночного столба.

Этот футляр состоит из 34 небольших костных коробочек, соединённых мягкими хрящиками.

Послушаем сообщение об одном из главных отделов скелета – позвоночнике.

Позвоночник слегка изогнут, как рессора в машине. Ведь он поддерживает череп, в котором лежит чувствительный ко всему мозг. И гибкий позвоночник, как упругая рессора, смягчает все толчки. Сколько бы ребёнок ни носился во время игры, как бы ни бегал и ни прыгал, мозг не испытывает тряски. Он лишь мягко покачивается на пружине позвоночника.

Y. Физкультминутка.

Вверх рука и вниз рука.

Потянули их слегка.

Быстро поменяли руки!

Нам сегодня не до скуки.

(Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)

Приседание с хлопками:

Вниз – хлопок и вверх – хлопок.

Ноги, руки разминаем,

Точно знаем – будет прок.

(Приседания, хлопки в ладоши над головой.)

Крутим – вертим головой,

Разминаем шею. Стой!

(Вращение головой вправо и влево.)

И на месте мы шагаем,

Ноги выше поднимаем.

(Ходьба, на месте высоко поднимая колени.)

Потянулись, растянулись

Вверх и в стороны, вперёд.

(Потягивания – руки вверх, в стороны, вперёд.)

И за парты все вернулись –

Вновь урок у нас идёт.

(Дети садятся за парты.)

– Как вы думаете, а достаточно ли для организма человека только скелета? (Ответы детей).

Видели ли вы, как просыпается утром кошка?

– Объясните, за счет чего мы смогли выполнить упражнения во время физминутки? Что мы разминали? (Мы не могли бы двигаться, если бы у нас не было бы мышц).

Всего в теле человека 656 скелетных мышц, которые прикрепляются к костям.

– Для чего нам нужны мышцы?

Мышцы обеспечивают движение.

Послушаем сообщение о том, как мышцы влияют на наш внешний вид.

Мышцы.

У людей, занимающихся спортом, широкие плечи, мощная грудь, крепкая шея, сильные руки, ноги. Почему они такие сильные и ловкие? Что помогает им летать с вышки, крутить сальто, выполнять рискованные упражнения на узеньком бревне, развивать бешеную скорость, несясь на лыжах с высоченной горы? (Скелет). Но главные силачи – мышцы. Они прикреплены к скелету и заставляют его двигаться. Без этих двигателей все большие и маленькие кости были бы неподвижны. У человека таких мышц и сухожилий, которые прикрепляют мышцы к костям, очень много. Большие и мощные – для грубой работы, а совсем маленькие – для тонкой. Мы подпрыгиваем, переворачиваемся, размахиваем руками, крутим головой, шевелим пальцами, жмуримся и поём. И всё это – работа мышц.

Мышцы можно тренировать, регулярно занимаясь физическими упражнениями. Тогда они будут сильными и здоровыми.

Итак, опорно – двигательная система – это совокупность скелета и мышц.

От скелета и мышц зависит ОСАНКА человека.

(Учитель приглашает к доске двух учеников)

Одному ученику учитель помогает надеть ранец, другому дает в руку портфель и просит пройтись перед всем классом, а затем повернуться спиной к ученикам. Ребенок, который держит в руке тяжелый портфель, наклоняется в сторону, у другого ученика спина не искривлена.

Ученики делают выводы о том, с чем лучше ходить в школу: с портфелем или с ранцем.

Как лучше носить, например, сумки, помогая маме. (Лучше разложить все покупки в две сумочки и нести в двух руках.)

Почему? (Чтобы не было искривления позвоночника, скалиоза)

От чего зависит осанка? (От скелета и мышц )

По происхождению, осанка – слово русское, означает привычку правильно держать свое тело в покое и движении.

При правильной осанке хорошо работают внутренние органы, свободно движется кровь по телу.

Осанка имеет важнейшее значение для красоты тела и здоровья. Она вырабатывается с детства.

- Посмотрите внимательно на следующий слайд. Здесь указаны правила, которые необходимо выполнять для того, чтобы иметь красивую осанку.

Какие ты можешь дать советы? (Сидеть ровно, низко при письме не наклоняться. При ходьбе груз распределять равномерно, больше двигаться, заниматься спортом))

Ходите по комнате, положив на голову тетрадь или небольшую книгу. В тот момент, когда ваша осанка окажется неправильной, тетрадь упадет. Это интересно!

Можно ли исправить осанку? (Конечно. Специальными упражнениями, самотренировкой, постоянным самоконтролем).

YI. Практическая работа. (Поурочные разработки стр. 178 - опыт)

1. Ходьба.

а) на месте;

б) на носках, руки вверх;

в) на пятках, руки за голову.

2. Упражнения с гимнастическими палками:

И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки на плечах, локти в стороны.

1 – 2 – приседания на носках, не сгибая спину.

3. Лодочка (раскачивание).

А теперь прочитайте 8 причин иметь правильную осанку.

VII. Закрепление.

Работа по группам. Ответы на вопросы.

1 группа: Что такое красивая осанка? Какие физические упражнения нужно выполнять, чтобы сохранить правильную осанку или исправить искривление позвоночника?

2 группа: Что такое сколиоз? Какие еще болезни позвоночника вы знаете?

3 группа: Что бы вы посоветовали, чтобы кости организма, позвоночник оставались здоровыми?

YIII. Подведение итогов урока.

Одному мудрецу задали вопрос: « Что для человека важнее – богатство или слава?»

Он ответил: « Ни то, ни другое, а здоровье. Здоровый нищий счастливее больного короля».

Прислушайтесь к словам мудреца и запомните, что надёжнее всех о своём здоровье можешь позаботиться только ты сам. Ваше здоровье в ваших руках!

Переходя от этих слов к итогу урока, давайте вспомним, чему мы сегодня учились.

Что нового узнали?

Оценки.

IX. Рефлексия

Изобразите на смайликах своё настроение.

Х. Домашнее задание

Д/З. Уч. стр.134 - 137, вопр., ТПО – стр. 76 – 77


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

лицей №1 г. Пролетарска Ростовской области

Предмет – окружающий мир

Класс - 3 класс

Учебник – А.А. Плешаков «Окружающий мир»

Тема урока - «Опора тела и движение»

г. Пролетарск

2016 год


Тема: Опора тела и движение

Цель урока : формировать представление об опорно-двигательной системе, её роли в жизнедеятельности человека.

Задачи:

    познакомить со скелетом человека, его основными частями;

    познакомить с ролью скелета и мышц;

    формировать представление о здоровом образе жизни;

    прививать гигиенические навыки;

    воспитывать чувство личной ответственности за состояние своего здоровья

Оборудование: А.А. Плешаков учебник «Окружающий мир» 3 класс 1 часть, А.А. Плешаков тесты «Окружающий мир» 3 класс, презентация, документ-камера, модель скелета, тряпичная кукла для кукольного театра, карточки с заданиями, пазл, выполненный в программе Jigs@w Puzzle 2, портфель, ранец, три одинаковых ведра с водой.

Ход урока

    Организационное начало

Прозвенел звонок весёлый!

Знать настал познанья срок.

А к работе вы готовы?

Ну, тогда начнем урок!

    Проверка изученного материала

А начнем урок с загадки. Вы же любите их разгадывать?

Мы в нее зимой и летом
С головы до ног одеты.
Даже на ночь снять не можем,
Потому что это… (Кожа).

А что вам известно про кожу?

Тест с. 37 (Учитель выполняет через Документ-камеру)

    Постановка учебной задачи, проблемы

Итак, тему прошлого урока вы усвоили хорошо. Сегодня мы продолжим изучать организм человека. А о чем пойдет речь, вы узнаете, выполнив задания по группам.

Задание для группы №1 - разгадать кроссворд и прочитать слово из выделенной строчки.

    Главный орган кровеносной системы.

    Жидкость красного света, доставляющая кислород, питательные вещества и уносящая вредные вещества.

    Орган пищеварительной системы, в котором переваривается пища.

    Главный орган дыхательной системы.

    Орган, очищающий кровь от вредных веществ.

    Организм человека.

Задание для группы № 2 - соединить органы чувств и выписать лишнюю пару.

Задание для группы №3 - разгадать ребус. (Осанка)

Задание для группы № 4 - собрать пазл. (Мышцы человека)

Проверка выполнения работы

По разгаданным словам попробуйте сформулировать тему нашего урока.


О чём должны узнать на уроке? Чему научиться?

    Работа по теме урока

Прощупайте у себя голову, грудь, руки, ноги. Что вы ощущаете под кожей? (Кости).

Если не было бы костей, тело человека напоминало бы бесформенный студенистый мешок, тело, как у медузы. (Показать тряпичную куклу для кукольного театра без опоры) . Кости придают телу форму, создают опору. (Посадить куклу на подставку) .

Что в целом образуют кости человека? (Скелет). (Показать модель скелета)

В скелете различают более 200 различных костей. Они твердые и прочные. Кусочек косточки размером в палец может выдержать вес слона (это около 9 тонн) вместе с вами и не сломаться!

Основные части скелета – это череп, позвоночник, грудная клетка, кости таза, кости рук, кости ног. (Показать на модели скелета)

Кости соединены друг с другом. Там, где они не двигаются, например, в черепе (кроме нижней челюсти), между ними образуется неподвижное соединение. В подвижных органах, таких как рука, кости скреплены подвижно. Попробуйте, обхватить пальцами левой руки правый кулак и повернуть его в разные стороны. Вот примерно так одна кость соединяется с другой и двигается с ней, образуя сустав. А чтобы кости не рассоединялись, они крепко-накрепко, как бинтами, связаны между собой гибкими связками.

Скелет не только опора, но и защита внутренних органов.

Какие органы защищает череп? позвоночник? грудная клетка? (Ответы обучающихся)

А нам пора защитить себя от переутомления.

    Физминутка

Буквой Л расставим ноги.

Словно в пляске - руки в боке.

Наклонись влево, вправо,

Влево, вправо,

Влево, вправо,

Получается на славу!

Выполните повороты головы, круговые движения руками вперед-назад (Выполняют)

VI . Продолжение работы по теме урока

Как вы думаете, что сейчас заставило вас двигаться? (Двигаться организм заставляют мышцы) .

Кости не двигаются сами, их приводят в движение прикреплённые к ним мышцы (Показать макет мышцы руки)

Название «мышца» произошло от латинского слова «мускулюс», что в переводе означает «маленькая мышь», «мышонок».

Учёные, наблюдая сокращения скелетных мышц, заметили, что они как бы бегают под кожей.

Прощупайте мышцы руки при её сгибании и разгибании и вы заметите это.

Мышцы могут сокращаться или расслабляться. Когда мышца сокращается, она действует на кость, как на рычаг, и заставляет кость двигаться.

Анимационный плакат «Вращение плеча»


В теле человека 650 мышц. Мышцы помогают нам не только двигаться, поднимать тяжести, но и петь, дышать, смеяться. Улыбнитесь друг другу. Сейчас вы задействовали в среднем 17 мышц,от 5 до 53 мышц (смотря кто как улыбнулся).

А кто командует мышцами? (Мозг)

Итак, скелет и мышцы образуют опорно-двигательную систему.

Что обеспечивает эта система? (Она обеспечивает опору и движение)

Выходит ученица и выполняет «мостик»

Все ли так смогут сделать?

Что нужно делать для того, чтоб выполнить это упражнение? (Развивать мышцы).

- Как можно развить мышцы? (Необходимо заниматься физкультурой, спортом, физическими нагрузками).

VII . Практическая работа по выявлению причин неправильной осанки

От скелета и мышц зависит осанка. У человека с хорошей, правильной осанкой прямая спина, расправленные плечи, поднятая голова. Такой человек выглядит стройным, красивым. Но правильная осанка – это не только красиво, она ещё полезна для здоровья. Если с детства приучить себя держаться прямо, тогда в более старшем возрасте тебя не будут мучить боли в спине. Ведь плохая осанка приводит к перенапряжению мышц и сухожилий, которые прикрепляются к позвоночнику. От этого перенапряжения и болит спина. К тому же человеку с плохой осанкой труднее дышать, у него хуже работают сердце и другие внутренние органы.

Как вы думаете, почему?

Осанка вырабатывается в детстве. Дети часто сами портят свою осанку.

Проведем эксперимент – когда человек может навредить своей осанке.

По очереди вызвать пару учеников. Сравниваются осанки ребенка, который несет в одной руке портфель, и который надел ранец на спину. Затем осанка ребенка, который несет ведро в одной руке, и который несет воду в двух руках. Делаются выводы.

VIII . Составление памятки. Работа с учебником.

- Прочтите статью в учебнике ан с. 135-136 и дополните основные правила сохранения правильной осанки.

Какие правила можно добавить еще?

Чтобы вы не забывали о сохранении осанки, я вам даю памятку «8 причин иметь правильную осанку».

IX . Самостоятельная работа Тест с. 39-40. Проверка по образцу

X . Итог. Рефлексия

XI . Оценивание

Кто по вашему мнению был наиболее активным на уроке? Кого бы вы хотели выделить?

XII . Домашнее задание (по выбору)


А еще я рекомендую прочитать журнал «Человеческое тело» выпуск 3. В нем вы найдете интересные факты о строении и работе костей, можете провести домашний эксперимент, а так же узнать, как и почему ломаются кости как этого не допустить.

Киселева Светлана Павловна, НОУ Школа «Ника», г. Москва

учитель начальных классов

Окружающий мир. (К учебнику А.А. Плешакова, 3 класс)

Тема. Опора тела и движение.

Цели:

    познакомить со строением тела человека, выявить значение опорно-двигательной системы и ее функции;

    развивать наблюдательность, умение анализировать и делать выводы в ходе практической деятельности; развивать монологическую речь, расширять кругозор и обогащать словарный запас;

    прививать интерес к ведению здорового образа жизни; укреплять гигиенические навыки.

Оборудование:

    компьютер;

    пластилин; тряпичная кукла (для кукольного театра); зеркальце

    кассета с музыкой;

Литература:

1. Елкина Н.В. Тарабарина Т.И. Популярное пособие для родителей и педагогов. 1000 загадок. – Ярославль.: Академия развития. – 1996.

2. Максимова Т. В. Целоусова Т.Ю. Поурочные разработки по курсу «Мир вокруг нас». – М.: ВАКО. – 2003.

3. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Школа докторов природы. М.: ВАКО. – 2004.

4. Смирнова О.М. – Дифференцированный подход в обучении природоведению. – М.: Новая школа. – 1997.

5. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Все предметы начальной школы в викторинах. – М.: АСТ-Астрель. – 2002.

6. Я иду на урок в начальную школу. Природоведение. Книга для учителя. – М.: Первое сентября. – 2000.

Ход урока:

    Организационный момент.

    Проверка домашнего задания.

    Индивидуальный опрос. (Карточки для индивидуальной работы).

    Фронтальный опрос:

В. – Какое значение имеет кожа, как орган осязания?

В. – Какую роль играет жир и пот, которые выделяет кожа?

В.- Как нужно ухаживать за кожей?

В. – Расскажи о первой помощи при небольших ранениях кожи, ушибах, ожогах, обморожениях?

    Актуализация знаний.

У. – Как вы думаете, может ли быть такое, чтобы брюки или платье могли сами стоять вертикально? (Нет)

У.- Чтобы они не лежали на полу, как тряпка, их надо на что-нибудь или на кого-нибудь надеть.

У. – Посмотрите на эту тряпичную куклу.

В. – Какие части тела у нее есть?

О.- Голова, руки, тело.

В. – Если мы ее поставим на стол, будет ли она стоять?

О.- Нет, потому что…..

В. – А если я уберу руку из куклы, что с ней произойдет?

О. – Она упадет, стоять не будет и т.п.

    Сообщение темы и целей урока.

У. –Так бы и человек был бы бесформенным и некрасивым, если бы у него не было опоры. На сегодняшнем уроке мы будем говорить об опоре человека, узнаем, как она называется, поговорим об осанке, разучим комплекс упражнений.

    Изучение нового материала.

Практическая работа (исследование)

У. – Ребята, давайте выполним практическую работу.

Возьмите кусочек пластилина, разомните его и скатайте шарик. Затем из шарика сделайте «колбаску», из «колбаски» - колечко. Сделайте из «колечка» «монетку».

В. – Легко ли было работать с пластилином? Почему?

У. – Рассмотрите пальцы на руках. Прощупайте каждый палец.

В. – Что почувствовали?

У. – Постарайтесь пощупать свои руки, ладони.

В. – Что обнаружили?

Вывод: под кожей находятся кости.

В. – А что приводит кости в движение?

О. – Мышцы.

У. – Назовем основные части тела человека.

О. – Голова, руки, ноги, туловище.

У. – Вот у меня в руках тряпичная кукла. У нее есть руки, ноги, голова, туловище. Я сейчас поставлю ее.

В. – Что с ней произошло?

О. - Она упала, не стоит, не держится.

У. – Верно. Она не будет стоять, сидеть, как бы мы не старались.

В.- А почему?

О. – У нее нет опоры.

У. – Верно.

У. – Еще раз ощупайте пальцами лоб, затылок, локоть, колено, руки.

В. – Что вы прощупали?

О. – Что-то твердое.

У. - Верно. Это кости. Они очень прочные. Кости соединены друг с другом и образуют скелет.

В. – А у нашей куклы он есть?

О. – Нет.

Давайте рассмотрим СКЕЛЕТ человека и выявим его функцию.

В. – Из каких костей он состоит? (Смотри учебник с. 141).

О. – Череп, лопатка, грудина, ребра, позвоночник, тазовые кости, кости рук, кости ног.

У. – Скелет придает форму нашего тела. А у куклы нашей нет формы (сжать в руке, сгибать ее).

У. – Давайте рассмотрим подробнее скелет человека и выявим его функции.

В. – Какой важный орган человека защищает череп от внешних воздействий?

О. – Головной мозг.

У. - Самый важный и нежный орган нашего тела. Кости черепа неподвижны, кроме одной кости – это нижней челюсти лицевой части черепа. При приеме пищи или разговоре она поднимается, то опускается. Откройте рот несколько раз, держась за лицо.

От черепа вдоль спины проходит позвоночник, который состоит из отдельных позвонков. Они защищают тоже важный орган – это спинной мозг. К позвонкам прикрепляются ребра (12 ребер с одной стороны и 12 с другой стороны). Позвоночник и грудная кость вместе образуют грудную кленку, которая защищает ……

В. – Какие органы?

О. – Сердце, легкие.

У. – Верно. Нижняя часть позвоночника соединена с костями таза. Скелет руки состоит из многих костей. Самая большая - плечевая кость. Все кости рук соединены друг с другом подвижно с помощью суставов, поэтому рука может сгибаться и разгибаться во многих местах и совершать разнообразные движения. Скелет ноги также состоит из многих костей, самой большой из которых является бедро. Кости ног соединены подвижно с помощью суставов, что позволяет производить различные движения.

ВЫВОД:

Кости скелета – это опора нашего тела, основная функция – защищать внутренние органы от повреждений.

МЫШЦЫ.

У. – О худых людях говорят: «У него только кожа да кости».

В. – Может ли быть такое на самом деле?

О. – Нет.

В. – Почему?

Помощник-консультант

Если бы это было так, то человек не смог бы двигаться. Чтобы бегать, ходить, поднимать грузы и даже моргать, человеку нужны мышцы . Мышцы – главные силачи. Они прикрепляются к скелету и заставляют его двигаться. Мышцы могут сокращаться или расслабляться. Когда мышца сокращается, она действует на кость, как на рычаг, и заставляет кость двигаться.

Помощник-консультант (проводит практическое занятие)

Упражнение 1

Попробуйте согнуть руку: при этом мышца, которая сгибает руку (сгибатель), сокращается, и кость движется. В это время мышца-разгибатель расслабляется.

Под кожей как бы что-то движется.

В.- Что это движется?

О. – Это мышцы. Мышцы напоминают маленьких мышат, бегающих под кожей. Вот почему слово «мышца» очень похожа на слово «мышь». Оно и происходит от слова «мышь», а мускул – от латинского слова «мускулус», т.е. «мышонок».

Мышц очень много, они разные. Каждая часть тела имеет свои мускулы (мышцы). Мышцы есть на внутренних органах.

В. – Какую функцию выполняют мышцы?

О. – Мышцы помогают нам двигаться, благодаря мышцам мы меняем мимику лица. По мимике можно определить рад ли человек или печален, грозен или весел.

Упражнение 2

Посмотрите в зеркало. Улыбнитесь. Сдвиньте брови, придайте хмурый вид.

В. - Что произошло с вашими мышцами? (Они пришли в движение).

В.- Как вы думаете, а кто управляет нашими мышцами и скелетом?

О. – Ими управляет – головной мозг.

ВЫВОД:

Основная функция мышц - помогают нам двигаться и управлять мимикой лица.

    Работа с учебником.

У. – Откройте учебник на странице 141.

Давайте прочитаем статью и узнаем, как управляет мозг мышцами.

(Учащиеся читают самостоятельно статью).

У. – Вот как все связано в организме.

У. – Иногда у человека бывают неприятности. То он ушиб руку, ногу, а иногда даже может произойти несчастный случай – перелом руки, ноги ил другой части тела человека. Чаще всего это происходит по неосторожности

В.- Что же происходит при ушибе?

О. – Начинает болеть ушибленное место.

В. – Какую первую помощь надо оказать при ушибе?

О. – Наложить тугую повязку, холод и обратиться к врачу.

В. – А при переломе кости?

О. – Надо зафиксировать ногу, руку и обратиться к врачу.

В. – Каковы будут действия врача?

О. – Сделают рентген, наложат гипс, который даст возможность находиться ноге или руке или другой части тела неподвижно до момента выздоровления. Необходим полный покой, иначе кость неправильно срастется, ее будут ломать уже специально.

V .Физкультурная пауза.

Упражнения для осанки.

Стоя, поставьте ноги вместе, руки опущены, спина прямая. Сделайте спокойно вдох и выдох, плавно поднимите руки вверх. Держите их ладонями друг другу, пальцы вместе. Потянитесь всем телом. Вытягиваясь вверх, представьте крепкое, сильное деревце. Высокий, стройный ствол тянется к солнцу. Организм, как деревце, наливается силой, бодростью, здоровьем. Опустите руки и расслабьтесь. (Выполняют под музыку).

    Осанка человека.

У. – Предлагаю провести конкурс на самую красивую и правильную посадку за партой.

В. – Как вы узнали, какая посадка считается правильной? Назовите особенности такой посадки.

2. Расправленные плечи

3. Поднятая голова.

Такой человек выглядит стройным, красивым.

У. – Ученые провели наблюдения. Оказалось, что, если человек низкого роста, но держится прямо и он, кажется выше. А вот высокий, но сутулый – ниже.

В. – А как выглядит человек с плохой осанкой?

У. – К тому же при плохой осанке труднее дышать, хуже работает сердце и другие внутренние органы. Осанка вырабатывается с детства. Чтобы выработать хорошую осанку, нужно выполнять правила, многие из которых ты уже знаешь.

Упражнение

Ходите по комнате, положив на голову тетрадь или небольшую книгу. В тот момент, когда ваша осанка окажется неправильной, тетрадь упадет.

У. – У некоторых детей возникает нарушение осанки. Это заболевание называется сколиозом. Это значит, что деформирован позвоночник. Начинается он, как правило, в 8-10 лет. Лечится долго, иногда даже в больнице – делают сложнейшую операцию.

Правила для поддержания правильной осанки.

    Укрепляй мышцы тела. (Спорт)

    Сиди за столом правильно, не горбись.

    Тяжести носи в руках равномерно.

    Лучше ходить в школу с ранцем, чем с портфелем.

    Спи на жесткой кровати.

У. – Особенно нарушается осанка в школе. Учись правильно сидеть

У. – Итак. Чтобы была правильная осанка, что надо делать?

ВЫВОД:

Надо сидеть за партой ровно, спать на жесткой кровати, носить ранец, и делать упражнения для осанки.

У. – Когда-то древние греки высекли на камне: «Хочешь быть здоровым – бегай. Хочешь быть красивым – бегай. Хочешь быть умным – бегай».

В. – Что же позволит вам быть здоровым?

О. – Выполнение зарядки, занятие спортом, физическим трудом.

У. – Есть профессии, для которых очень важна стройность, сила, ловкость, выносливость? Назови их.

О. – Это военные, балерины, спортсмены.

Домашнее задание с. 141 – 144, задания в рабочей тетради (к учебнику А.А. Плешакова)

    Итог урока.

В. – Из каких частей состоит скелет человека?

В. - Какую функцию выполняют мышцы?

ТЕСТ

    Какова роль скелета человека?

а) сокращаясь и расслабляясь, скелет приводит в движение мышцы;

б) пугать на ночь детей

в) скелет является опорой тела;

    Назови орган, расположенный внутри черепа.

а) почки;

б) головной мозг;

в) желудок.

    От чего зависит осанка человека?

а) от скелета и мышц;

б) от связок и сухожилий;

в) от хрящей и костей.

(Проверка теста на компьютере)

Тип урока: комбинированный

Цель

— формирование целостной картины мира и осознание ме-ста в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

Проблема:

что является опорой тела человека?

Задачи:

познакомить с опорно-двигательной системой, её ролью в организме; раскрыть роль правильной осанки для здоровья человека.

Предметные результаты

Научатся характеризовать роль скелета и мышц в жизнедеятельности организма; раскрывать роль правильной осанки для здоровья человека, роль физической культуры в поддержании тонуса мышц

Универсально учебные действия (УУД)

Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Личностные результаты

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; установка на здоровый образ жизни.

Основные понятия и определения

Опорно-двигательная система. Осанка

Подготовка к усвоению нового материала

Узнаем о строении и работе опорно-двига- тельной системы человека. Будем учиться выра-батывать правильную осанку.

Выполни задания: 1. Прощупай у себя голову, грудь, руки, ноги. Что ты ощущаешь под кожей?

1.Вспомни, как нужно правильно сидеть. Всег-да ли ты выполняешь эти правила?

Рассмотри рисунки 1 и 2. Что на них изоб-ражено? Как ты думаешь, какую работу в орга-низме выполняют скелет и мышцы?

Под кожей человека находятся кости и мыш-цы. Кости составляют скелет. Его значение очень велико: он является опорой тела, а также защищает внутренние органы от повреждений.

Мы не могли бы двигаться, если бы у нас не было мышц. Мышцы прикрепляются к костям. Сокращаясь и расслабляясь, мышцы приводят в движение кости, а значит, и наше тело. Это происходит по команде мозга

Изучение нового материала

Скелет и мышцы образуют опорно-двигатель-ную систему. Главная её роль — обеспечение опоры и движения организма.

Прочитай текст. Используй полученную инфор-мацию при характеристике опорно-двигательной системы.

В скелете взрослого человека более 200 костей.

В теле человека 650 мышц. 200 из них используются при ходьбе, 43 — для того, чтобы намор-щить лоб, 17 —для того, чтобы улыбнуться.

Осанка

От скелета и мышц зависит осанка человека. У человека с хорошей, правильной осанкой пря-мая спина, расправленные плечи, поднятая го-лова. Такой человек выглядит стройным, кра-сивым. Совсем по-другому выглядит человек с плохой осанкой. К тому же человеку с плохой осанкой труднее дышать, у него хуже работают сердце и другие внутренние органы.

Осанка вырабатывается в детстве.

Сиди всегда прямо, голову лишь слегка на-клоняй вперёд. Расстояние между грудью и сто-лом должно быть равно ширине ладони. Опи-райся на спинку стула. Руки клади на стол сво-бодно, не опирайся на них. Ноги ставь на пол всей ступнёй. Почувствовав усталость, измени позу, проделай несколько упражнений сидя или встав со своего места.

При ходьбе держись прямо, не сутулься. Если несёшь что-нибудь тяжёлое, распредели груз равномерно в обе руки. Когда это невозможно, неси его то в одной, то в другой руке. Нельзя спать на сильно прогибающейся кровати. Пос-тель должна быть ровной, не очень мягкой.

Хорошей осанки никогда не будет у того, у ко-го слабые мышцы. Ведь именно мышцы под-держивают и спину, и плечи, и голову. А мышцы будут крепкими у того, кто занимается физиче-ским трудом, физкультурой. Ребята, у которых осанка испорчена, могут её исправить. Для это-го нужно заниматься лечебной физкультурой.

Осмысление и понимание полученных знаний

Прочитайте текст «Осанка». Найдите в нём правила выработки хорошей осанки. Проделайте упражнения по этим правилам

Обсудим!

1.Рассмотри фотографии. Правильно ли сидит девочка? Какие правила посадки за столом она нарушила?

2.Какие мышцы (туловища, рук, ног) развива-ются при беге, плавании, игре в мяч?

Вывод

Скелет и мышцы человека образуют опорно-двигательную систему. Она обеспечивает
опору и движение организма. От скелета и мышц зависит осанка человека. Чтобы выра-
ботать правильную осанку, надо следить затем, как ты сидишь и ходишь, заниматься
физическим трудом, физкультурой.

Самостоятельное применение знаний

Проверь себя

1.Из каких частей состоит скелет человека? Какое значение он имеет? 2. Какое значение для человека имеют мышцы? Как они работают?

3.Почему важна правильная осанка? 4. Как вы-работать правильную осанку?

Задания для домашней работы

1.Запиши в словарик: скелет, мышцы, опорно-двигательная система, осанка.

2.Запомни, как надо вырабатывать правиль-ную осанку, и выполняй эти правила. Попроси взрослых проследить за твоей осанкой. Не оби-жайся на замечания.

Опора тела и движение

Скелет и мышцы образуют опорно - двигательную систему .

Скелет
Тело поддерживает костный "каркас", скелет. Он защищает внутренние органы и служит креплением для мышц. Например, кости головы защищают головной мозг, а кости позвоночника - спинной мозг, который находится внутри позвоночника. В скелете человека более 200 костей.
Мышцы
Придают форму телу и позволяют нам двигаться. В организме около 650 мышц, 200 из них используются при ходьбе, 43 - для того, чтобы наморщить лоб, 17 - для того, чтобы улыбнуться. Мышцы присоединяются к костям и работают за счёт сокращения, то есть укорачивания. Когда мышца сокращается, она приводит в движение кость, к которой крепится. Любое движение - от бега до жевания - зависит от мышц.
Мышцы находятся по всему организму и отличаются формой и размерами. Самые длинные находятся в бедрах, самые крупные - ягодичные, они необходимы, чтобы бегать и карабкаться; самые маленькие находятся в ухе.
Мышцы составляют примерно половину веса тела человека.

Что образует опорно - двигательную систему? Заполни схему.

Рассмотри рисунки. Закрась кружочек около рисунка, на котором показана правильная осанка за партой.


Напиши, как выглядит человек с правильной осанкой.
У человека с хорошей, правильной осанкой прямая спина, расправленные плечи, поднятая голова. Такой человек выглядит стройным, красивым.

Рассмотри рисунки. Подумай, к чему может привести такое поведение детей.

По рисункам придумай и запиши правила о том, как нельзя себя вести.
Нельзя бить по голове, заламывать конечности. Нельзя толкаться и ставить подножки, особенно, так делать опасно на лестнице. Всё это может привести к серьёзным травмам.