Опасные вещества обж. Разработка урока по ОБЖ на тему: "Опасные вещества или средства бытовой химии"

В нашей повседневной жизни мы пользуемся самыми различными средствами бытовой химии, лекарствами, бытовым газом. Трудно представить себе дом, в котором не было бы красок или лаков, средств для чистки посуды и раковин, растворителей, жидкостей в аэрозольной упаковке. Химия, которую вы будете изучать позднее, поможет вам узнать о свойствах разных химических веществ. Пока же необходимо знать, что некоторые предметы бытовой химии (краски, лаки, растворители и др.) опасны. Многие из них ядовиты, поэтому на этикетках банок, бутылок и другой упаковке обычно пишут: «Хранить в месте, недоступном для детей».

Каждый из предметов бытовой химии имеет пояснительные надписи, объясняющие степень его опасности. Условно их можно разделить на четыре группы:

# безопасные (не имеют предупредительных надписей);
# относительно безопасные (наносят вред только при попадании на определённые участки тела, в глаза);
# огнеопасные (имеют надписи или условные обозначения, запрещающие их использование вблизи открытого огня);
# ядовитые (с надписью «Яд» или специальной маркировкой).

Все они снабжены инструкциями с описанием порядка и способов применения, а также мер безопасности при хранении и использовании. Эти инструкции необходимо строго выполнять.

Рассмотрим некоторые опасные ситуации, причина которых - отравление.

Бытовой газ. Использование в быту газовых плит очень облегчило приготовление пищи, однако при неполном сгорании бытовой газ создаёт опасность отравления, и при его утечке может произойти взрыв.

Распознать бытовой газ сложно, так как он не имеет цвета и запаха, правда, он раздражает глаза. В газ добавляют специальные вещества со специфическим запахом, чтобы можно было обнаружить его утечку. От взрыва газа в жилых домах могут быть разрушены жилые помещения, иногда целые подъезды многоэтажных домов, люди получают тяжёлые травмы, а некоторые погибают.

Чтобы избежать вредного воздействия бытового газа(надо выполнять следующие правила:

■ не открывать газовые краны максимально;
■ не оставлять включённую плиту без присмотра (слабый огонь может задуть сквозняк, закипевшая вода может вылиться из чайника или кастрюли, залить огонь, в результате этого из открытого крана в квартиру будет поступать газ).

Лекарства и медицинские приборы

Лекарства обычно считают не просто полезными, а даже спасительными. Но многие из них, если их употребляют в больших количествах, способны вызвать сильнейшее отравление и даже смерть, особенно у ребёнка. Очень вредно принимать лекарства в больших дозах, чем прописано врачом, ведь тогда полезная микстура может превратиться в сильный яд.

Причиной отравления может стать и обычный медицинский термометр: он содержит ядовитое вещество - ртуть. Если градусник разбился и своевременно не приняты меры, пары ртути могут вызвать отравление людей. Ртуть проникает в полы, мебель, домашние предметы, обнаружить и уничтожить её могут лишь специалисты санитарно-эпидемиологической службы или гражданской обороны.

Иногда при загрязнении помещений ртутью приходится выселять людей, а здания уничтожать.

Обезвредить ртуть очень сложно и дорого , а вылечить людей, отравившихся парами ртути, совсем не просто. Поэтому не стоит баловаться с приборами, содержащими ртуть, а тем более играть с шариками ртути.

Случайно разбив термометр или другое устройство, содержащее ртуть, надо сразу сообщить об этом взрослым.

Бытовая и прочая химия

Самое главное условие в обращении с различными химическими веществами - не брать их и не пользоваться ими без разрешения взрослых. Лучше, если они будут храниться в закрытых шкафчиках. Часто в хозяйственных целях приходится переливать краски и растворители, ацетон или керосин в первые попавшиеся флаконы или бутылки, на которых нет предупредительных надписей, а бывает даже, что на них написаны названия пищевых продуктов.

Представьте, что произойдёт, если у человека появится желание попробовать содержимое такого флакона...

Правила обращения со средствами бытовой химии:

■ нельзя пользоваться незнакомыми препаратами бытовой химии, если рядом нет взрослых;
■ нельзя пить жидкости из незнакомых бутылок и банок, особенно если они чем-то испачканы и стоят на полу или в укромном месте;
■ нельзя пользоваться спичками и другим огнём рядом с банками или бутылками с резким запахом;
■ хранить химически опасные вещества надо в закрывающихся шкафчиках;
■ если краску или лак перелили в другую бутылку, надо сделать на ней предупредительную надпись.

Все лекарства и опасные вещества (бытовые химикаты, растворители, бензин, керосин и др.) должны храниться в недоступном для детей месте.

Продукты питания

Отравление может быть вызвано не только вредными и ядовитыми веществами. Отравиться также можно ядовитыми растениями и грибами, недоброкачественными продуктами питания. Наибольшую опасность представляют варёные колбасы, сардельки, сосиски и другие варёные колбасные изделия, если они хранились не в холоде. В тёплое время года случаев отравления бывает особенно много. Заражение продуктов может быть также связано с неправильными условиями хранения или отсутствием необходимой кулинарной обработки.

При первых признаках отравления (колики в животе, слабость, головокружение) немедленно сообщить родителям или другим взрослым (соседям, родственникам, учителям).

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Назовите основные причины отравлений.
2. Расскажите об опасных ситуациях, причиной которых стало отравление.
3. Назовите основные правила обращения с опасными веществами.
4. Расскажите, какие средства бытовой химии встречаются в наших домах. Как они хранятся в вашей квартире? Какие надписи на них есть?
5. Чем опасна газовая плита?
6. Каковы правила пользования газовой плитой и газовой колонкой?
7. Как надо себя вести, чтобы не отравиться пищевыми продуктами?
8. Расскажите, что вы будете делать, если ваш младший брат в отсутствие родителей почувствовал себя плохо, попробовав какое- то вещество.
9. Вместе с родителями проверьте, какие в вашем доме есть опасные вещества, составьте их список, отметьте, в чём опасность каждого из них.
10. Изготовьте самодельные ярлыки для обозначения ядовитых веществ с надписями: «Лак», «Краска», «Ядовито», «Огнеопасно». Подумайте, как прикрепить их к флаконам и бутылкам.
11. Составьте с мамой список различных продуктов и отметьте, какие продукты и где надо хранить, какие можно употреблять в сыром виде, а какие надо варить, жарить и почему.

ЗАДАЧА 8. Придя домой, вы почувствовали запах газа. Выберите из предлагаемых вариантов дальнейшие действия и определите их очерёдность.

1. Позвонить родителям или в аварийную службу из дома.
2. Пойти к соседям и позвонить родителям или в аварийную службу.
3. Открыть окна и двери.
4. Проверить конфорки (если открыты, закрыть) и перекрыть основной вентиль.
5. Зажечь спичку, чтобы проверить, откуда идёт газ.
6. Включить свет, чтобы было виднее.

ЗАДАЧА 9. Вы пришли домой, поставили полный чайник на газовую плиту и пошли смотреть телевизор. Дверь в кухню плотно закрыта. Забыв о чайнике, вы почувствовали запах газа. На улице сумерки. Выберите из предлагаемых вариантов дальнейшие действия и определите их очерёдность.

1. Включить свет и посмотреть, в чём причина утечки газа.
2. Плотно закрыть дверь в кухню.
3. Выключить телевизор.
4. Зайти на кухню и перекрыть газовый кран.
5. Открыть окно.
6. Обратиться к соседям и попросить о помощи.
7. Сообщить родителям о случившемся.

ЗАДАЧА 10. Перед уходом в школу вы решили выпить чаю. Пытаясь достать с полки печенье, вы случайно разлили уксус. Выберите из предлагаемых вариантов дальнейшие действия и определите их очерёдность.

1. Взять мокрую тряпку и убрать пролившийся уксус.
2. Не предпринимать никаких действий.
3. Дать высохнуть луже уксуса.
4. Смочить полотенце раствором соды и дышать через него.
5. Взять маленькую тряпку и собрать вылившийся уксус обратно в ёмкость.
6. Открыть окно и проветрить помещение.

ЗАДАЧА 11. Вы, находясь дома, случайно разбили ртутный термометр. Капельки ртути раскатились по полу. Выберите из предлагаемых вариантов дальнейшие действия и определите их очерёдность.

1. Поиграть шариками ртути.
2. Постараться собрать их веником.
3. Выбросить собранную ртуть в помойное ведро.
4. Ничего не говорить родителям, чтобы не ругали.
5. Сообщить родителям о случившемся.
6. Поместить собранную ртуть в банку с водой.

Ядовитые растения

Слайдов: 64 Слов: 1402 Звуков: 0 Эффектов: 0

Для самого растения ядовитые вещества имеют большое значение. Волчье лыко цветет ранней весной, в апреле, до появления листьев. Ягода вороньего глаза черная, с синеватым налетом. При отравлении ягодами вороньего глаза возникает тошнота, рвота, боли в животе. Цветет вех с июня до сентября. Яд веха действует на мозг; смерть наступает от паралича дыхания. Вех - очень опасное ядовитое растение. Белена даже в малых дозах может быть токсична. Люди, отравившиеся беленой, приходят в буйное состояние. Высота багульника - 50-120 см. Цветет багульник в мае - июне белыми колокольчатыми цветками. - Яд.ppt

Опасные растения

Слайдов: 58 Слов: 376 Звуков: 0 Эффектов: 0

Акалифа (опасен сок растения). Адениум тучный (опасен млечный сок). Агератум или долгоцветка (опасны все части растения). Аглаонема (опасны все части растения, ядовит клеточный сок). Алламанда слабительная (опасны все части растения). Антуриум (опасны все части растения, клеточный сок). Аспарагус (опасны ягоды, ядовит сок). Аукуба японская (опасны ягоды). Бегония вечноцветущая (опасны все части растения). Броваллия (опасны все части растения). Брунфельсия (опасны все части растения). Самшит (опасны листья). Перец стручковый (опасны все части растения). Карисса (опасны все части растения, исключая плоды). - Растение.ppt

Виды ядов

Слайдов: 15 Слов: 632 Звуков: 0 Эффектов: 0

Классификация промышленных ядов по характеру действия на организм человека. Нейротропные токсические яды. Действие: наркотическое, поражение нервных клеток. Наиболее сильному воздействию подвержен мозг. Токсические яды внутренних органов. Яды крови. ТИПЫ: – нарушающие процесс костномозгового кроветворения; – разрушающие элементы крови. Яды раздражающего действия. Поражаются органы дыхания, легкие, кожные покровы, глаза. При отравлениях окислами азота, фосгеном, диметилсульфатом вызывается отек легких. Сенсибилизирующие яды. Вызывают сенсибилизацию организма с возрастанием восприимчивости организма к повторному воздействию яда. - Виды ядов.ppt

Вредные вещества

Слайдов: 59 Слов: 2504 Звуков: 0 Эффектов: 1

Информация о вредности. Что такое информация о вредности. Вредное химическое вещество. Как вредные химические вещества действуют на организм. Виды химических веществ. Твердые тела. Пары и волокна. Пыль. Жидкости. Туман. Газы и пары. Как химические вещества проникают в организм. Проглатывание. Вдыхание. Впитывание через кожу. Токсичность химических веществ. Хроническая и острая токсичность. PEL. Токсичные химические вещества. Канцерогены. Группы токсичных химических веществ. Сенсибилизаторы. Едкие химические вещества. Кожа. Вдыхание и глаза. Примеры едких химических веществ. Защита от едких веществ. - Вредные вещества.ppt

Классы опасных веществ

Слайдов: 42 Слов: 3019 Звуков: 0 Эффектов: 2

Классы опасных грузов. Взрывчатые вещества и изделия. Символ. Знаки опасности. Возможные дополнительные опасности. Вещества. Вещества и изделия. Обращение со взрывчатыми веществами. Газы. Токсичные газы. Легковоспламеняющиеся жидкости. Газойль, дизельное топливо. Легковоспламеняющиеся твердые вещества. Легковоспламеняющиеся вещества и изделия. Вещества, способные к самовозгоранию. Пирофорные вещества. Возможные дополнительные опасности. При реагировании с водой выделяют легковоспламеняющиеся газы. Окисляющие вещества. Самореактивные вещества. Вещества, выделяющие легковоспламеняющиеся газы. - Классы опасных веществ.ppt

Классы опасности веществ

Слайдов: 22 Слов: 700 Звуков: 0 Эффектов: 0

Химическая безопасность. Безопасность. Отсутствие недопустимого риска. Виды товаров. Воздействие на организм. Основные элементы. Группы тяжёлых металлов. Медь. Цинк. Кадмий. Свинец. Мышьяк. Ртуть. Группа металлов, менее опасных для человека. Железо и олово. Пестициды. Микотоксины. Нитраты. Антибиотики. Токсичные вещества. Пищевые добавки. Консерванты. - Классы опасности веществ.ppt

Химические вещества в товарах

Слайдов: 18 Слов: 945 Звуков: 0 Эффектов: 0

Химические вещества в товарах. Международные аспекты. Жизнь в мире. Токсичная нация. Токсичные вещества в пуповинной крови. Токсичные веществ в организме человека. Потребительские товары. Международные инициативы. Программы предоставления информации. Исполнение законодательства. Списки химических веществ. Списки веществ. Улучшение оценки риска. Производситель. Меры, принимаемые в результате нотификации товаров. Обязанность предоставлять информацию. Программа по химическим веществам. - Химические вещества в товарах.ppt

Вещества цитотоксического действия

Слайдов: 68 Слов: 5093 Звуков: 0 Эффектов: 0

Токсичные химические вещества цитотоксического действия. Виды СДЯВ по клинической картине поражения. Необходимость знания клиники. Опасное вещество. Повреждающее действие веществ. Наиболее токсичные цитотоксиканты. Группы цитотоксикантов. Токсичные модификаторы. Скрытый период. Модификаторы пластического обмена. Токсичные модификаторы пластического обмена. Диоксины. Физико-химические свойства. Токсикокинетика. Полихлорированные бифенилы. Желудочно-кишечный тракт. Основные проявления острой интоксикации. Несмертельные поражения. Увеличение врожденных аномалий. Механизм токсического действия. - Вещества цитотоксического действия.pptx

Аварийно химически опасные вещества

Слайдов: 18 Слов: 938 Звуков: 0 Эффектов: 36

Опасные вещества. Познакомить учащихся с АХОВ. Опасное химическое вещество. Вредные вещества. Классификация АХОВ. Соляная кислота. Хлор. Газы. Дыхательные пути человека. Нейтропные яды. Негорючие вещества. Ацетилен. Пожароопасные вещества. Минимальные размеры санитарно-защитных зон. Закрепление. - Аварийно химически опасные вещества.ppt

Характеристика аварийно химически опасных веществ

Слайдов: 16 Слов: 751 Звуков: 0 Эффектов: 78

Аукцион. Аварийно-химические опасные вещества. Две команды. Противоположная команда. Пример игровой схемы. Вопросы для игры. Слезотечение. Признаки интоксикации. Токсичное вещество. Вещество удушающего и общеядовитого действия. Период действия. Жидкость. Красный костный мозг. Яд удушающего действия. Низкомолекулярные органические соединения. - Характеристика аварийно химически опасных веществ.ppt

Отравление уксусной кислотой

Слайдов: 13 Слов: 330 Звуков: 0 Эффектов: 3

Бытовые химические ожоги пищевода уксусной кислотой у детей. Острые отравления детей. Уксусная кислота. Патогенез и клиническая картина отравления. Острый период. Период мнимого благополучия. Бужирование. Период формирование стриктуры. Пластики пищевода. Период поздних осложнений. -


Цель урока Научится определять степень опасности средств бытовой химии Научится определять степень опасности средств бытовой химии Расширить знания о правилах использования и применения домашней химии Расширить знания о правилах использования и применения домашней химии Разработать правила их хранения Разработать правила их хранения


Что такое бытовая химия?.Косметические средства,.Косметические средства, Синтетические моющие средства, Синтетические моющие средства, Средства для мытья посуды, Средства для мытья посуды, Средства для ухода за мебелью, Средства для ухода за мебелью, Освежители воздуха, и др. Освежители воздуха, и др.


Опасные химические вещества входящие в состав бытовой химии Косметические изделия: Во многих видах косметической продукции и системах по уходу за ногтями используется формальдегид – токсичный бесцветный газ, который является раздражающим веществом и канцерогеном. Синтетические моющие средства: Все изготовлены из нефти, содержат энзимы, фосфаты, агрессивные отбеливающие средства, синтетические отдушки, красители, консерванты, загустители и т. д. Основа всех синтетических средств – анионные ПАВы. ПАВы коварны! Порой ни пациент, ни врач не догадываются, насколько серьёзно влияет на наше здоровье бытовая химия. Средства для мытья посуды: По своему составу средства для посуды мало отличаются от стиральных порошков. После мытья посуды на её поверхности остаётся от 20 до 40% моющего средства, которое представляет опасность для здоровья человека.


Бытовая химия у нас дома Шампунь для ковров и обивки «Ваниш»; Мыло «Антипятин» для выведения пятен на одежде; Стиральный порошок «АОС» для стирки белого белья; «Amway Dish Drops» концентрированная жидкость для мытья посуды; Шампунь против перхоти «Amway SATINIQUE» для предотвращения перхоти


Альтернатива использования бытовой химии (Советы моей бабушки) Тёплый мыльный раствор (добавьте туда пищевую соду – и в вашем распоряжении хорошее средство для мытья посуды, не содержащее абразивов и вредных химических веществ). Тёплый мыльный раствор (добавьте туда пищевую соду – и в вашем распоряжении хорошее средство для мытья посуды, не содержащее абразивов и вредных химических веществ). Уксус (удаляет пятна, дезинфицирует, очищает плитку, удаляет накипь) Уксус (удаляет пятна, дезинфицирует, очищает плитку, удаляет накипь) Натуральные природные травы могут служить заменителем освежителя воздуха в туалете Натуральные природные травы могут служить заменителем освежителя воздуха в туалете Хозяйственное мыло хорошее средство для борьбы с пятнами на одежде Хозяйственное мыло хорошее средство для борьбы с пятнами на одежде Заваренный в бане щёлок хорошая шампунь, без добавления вредных ароматизаторов Заваренный в бане щёлок хорошая шампунь, без добавления вредных ароматизаторов


Заключение. Для того, чтобы избежать опасности от использования бытовой химии необходимо: Знать названия опасных компонентов препаратов бытовой химии, знать, в чём их опасность; Знать названия опасных компонентов препаратов бытовой химии, знать, в чём их опасность; Быть внимательным при покупке препаратов бытовой химии, изучить состав препарата и убедиться в его безопасности; Быть внимательным при покупке препаратов бытовой химии, изучить состав препарата и убедиться в его безопасности; Использовать альтернативные способы препаратам бытовой химии. Использовать альтернативные способы препаратам бытовой химии.


УтвержденияСогласны Не согласны Насчитывается более 1000 препаратов бытовой химии Ежегодно около 300 тыс. отравлений, в том числе почти 20 тыс. со смертельными исходами связано в нашей стране с препаратами бытовой химии. Для эффективной очистки стекол можно использовать подсолнечное масло. Более 3 тыс. лет тому назад на Востоке научились получать мыло. После работы с препаратами бытовой химии нужно тщательно вымыть руки. Любой препарат бытовой химии можно заменить более простым и безвредным средством Обязательно после покупки препаратов бытовой химии внимательно прочитайте инструкцию. Все упаковки с препаратами бытовой химии должны быть обязательно подписаны. Вся «Домашняя химия» вредна для здоровья человека. Аэрозоли нельзя хранить вблизи источников тепла.










1.Хранить отдельно от пищевых продуктов, желательно, где есть вытяжка. 2.Нельзя использовать для игр и не по прямому назначению. 3.Не допускать попадания в рот, нос, глаза! 4.Хранить все вещества в заводской упаковке и обязательно подписанными. 5.Проверять сроки хранения и использования веществ. 6.Нельзя хранить вещества около огня! 7.Нельзя выбрасывать тару из-под средств бытовой химии у дома, в дороге, на лоне природы.


ОТРАВЛЕНИЕ ГРИБАМИ Отравления могут вызывать около 20 видов грибов. Наиболее ядовитые - бледная поганка и мухомор. Токсичные также сморжи, морщины, ненастоящий серый и кирпично-красный опенки. Отравления могут вызывать около 20 видов грибов. Наиболее ядовитые - бледная поганка и мухомор. Токсичные также сморжи, морщины, ненастоящий серый и кирпично-красный опенки.


Бледная поганка мухомор красный опеньок серно- желтый ненастоящий ОТРАВЛЕНИЕ ГРИБАМИ отравления могут вызывать около 20 видов грибов. Наиболее ядовитые - бледная поганка и мухомор. Токсичные также сморжи, морщины, ненастоящий серый и кирпично-красный опенки.


Опаснейшее отравление возникает при потреблении бледной поганки. Яд этого гриба (фаллотоксини, аманитатоксини) не разрушается при кулинарной обработке, ее невозможно обнаружить бытовыми способами. Летальность при тяжелых отравлениях достигает 80 %. Опаснейшее отравление возникает при потреблении бледной поганки. Яд этого гриба (фаллотоксини, аманитатоксини) не разрушается при кулинарной обработке, ее невозможно обнаружить бытовыми способами. Летальность при тяжелых отравлениях достигает 80 %. Особенностью отравлений бледной поганкой является длительный латентный период. Со времени употребления грибов к первым клиническим признакам отравления проходит и больше часов. (Все же другие - условно съедобные грибы - проявляют свое токсичное действие намного раньше - через часа). Особенностью отравлений бледной поганкой является длительный латентный период. Со времени употребления грибов к первым клиническим признакам отравления проходит и больше часов. (Все же другие - условно съедобные грибы - проявляют свое токсичное действие намного раньше - через часа).


Яды быстро всасываются в пищеварительном канале. Через 2 год после поступления к организму 57 % их депонируется в печенке, 3 % - в почках, 9,5 % - в мышцах. Алкоголь потенцирует действие яда. Яды быстро всасываются в пищеварительном канале. Через 2 год после поступления к организму 57 % их депонируется в печенке, 3 % - в почках, 9,5 % - в мышцах. Алкоголь потенцирует действие яда. Смертельная доза (3-аманітину 0,1 мг/кг. Практически достаточно одного гриба, чтобы вызывать смертельное отравление взрослого человека. Летальность составляет %, а среди детей достигает 90 %. Смертельная доза (3-аманітину 0,1 мг/кг. Практически достаточно одного гриба, чтобы вызывать смертельное отравление взрослого человека. Летальность составляет %, а среди детей достигает 90 %.



Особенную актуальность острые отравления приобрели в последнее время в результате накопления в окружающей среде свыше 6 миллионов разных химических соединений и препаратов. Около 60 тысяч из них используют в быту в виде пищевых добавок, лекарственных средств, пестицидов, средств бытовой химии, косметических средств. Токсичных веществ, которые вызывают наибольшее количество острых отравлений, насчитывается около 500. Особенную актуальность острые отравления приобрели в последнее время в результате накопления в окружающей среде свыше 6 миллионов разных химических соединений и препаратов. Около 60 тысяч из них используют в быту в виде пищевых добавок, лекарственных средств, пестицидов, средств бытовой химии, косметических средств. Токсичных веществ, которые вызывают наибольшее количество острых отравлений, насчитывается около 500.


Острому отравлению чаще свойственно: неожиданность возникновения, бурная развития клинической картины, тяжелые осложнения. Следствие острого отравления в значительной мере зависит от своевременности представления медицинской помощи. Врач должен быстро определить источник и природу отравления, безотлагательно принять меры для выведения и обезвреживания яда, устранения опаснейших расстройств жизненно важных функций организма. Своевременное и адекватное лечение дает возможность избежать тяжелых осложнений и гибели потерпевшего. Острому отравлению чаще свойственно: неожиданность возникновения, бурная развития клинической картины, тяжелые осложнения. Следствие острого отравления в значительной мере зависит от своевременности представления медицинской помощи. Врач должен быстро определить источник и природу отравления, безотлагательно принять меры для выведения и обезвреживания яда, устранения опаснейших расстройств жизненно важных функций организма. Своевременное и адекватное лечение дает возможность избежать тяжелых осложнений и гибели потерпевшего.


Классификация отравлений за причинами и местом их возникновения: 1.Случайные отравления: 1.Случайные отравления: а)производственные; а)производственные; б)бытовые (самолечение, передозировка врачебных б)бытовые (самолечение, передозировка врачебных средств, алкогольная или наркотическая интоксикация); средств, алкогольная или наркотическая интоксикация); в)медицинские ошибки. в)медицинские ошибки. 2.Преднамеренные отравления: 2.Преднамеренные отравления: а)криминальные (с целью убийства); а)криминальные (с целью убийства); б)суицидни. б)суицидни. В последнее время наблюдается постоянный рост случаев острых отравлений, Количество случайных отравлений составляет около 80%, суицидних - 18%, производственных - 2 % всех отравлений. В последнее время наблюдается постоянный рост случаев острых отравлений, Количество случайных отравлений составляет около 80%, суицидних - 18%, производственных - 2 % всех отравлений.




Пищеварительная система – это система органов, при помощи которых тело получает питательные вещества. Задачей пищеварительных органов является прием пищи, ее механическое раздробление в процессе жевания и химическое расщепление под действием слюны, желудочного сока, желчи и секрета поджелудочной железы.






Пищевые отравления в основном сопровождаются тошнотой, рвотой, поносом, болями в области желудка и кишечника. Болезнь длится 2-5 дней, затем, почти во всех случаях, наступает самоизлечение. Пострадавшему от пищевого отравления рекомендуется покой, большое количество жидкости, постельный режим и голодание. Потребление пищи обычно вызывает ухудшение общего состояния.








Наиболее распространенные типы пищевых отравлений это: 1. Микробные отравления (пищевые токсикоинфекции) 2. Отравления, связанные с употреблением в пищу ядовитых растений и животныхОтравления, связанные с употреблением в пищу ядовитых растений и животных 3. Отравления химическими веществами различных категорий. Отравления химическими веществами различных категорий








Как оказать первую помощь? до прихода врача промыть желудок как можно быстрее большим количеством воды; дать слабительное (2 столовые ложки касторового масла); сделать глубокую клизму с 2 ложками касторового масла или крепким настоем ромашки; через каждые полчаса давать горячее питье, крепкий чай, кофе, горячее вино; полезны теплые ванны и общее согревание; растереть тело суконкой, смоченной в уксусе или водке; вызвать «скорую помощь».


2. Приготовить раствор яблочного уксуса в воде (2 ст. ложки на стакан). Пить по 1 ч. ложке раствора каждые 5 минут в течение суток. Ничего не есть. 3. На второй день вновь поставить клизму с разбавленным уксусом и пить раствор яблочного уксуса в течение дня по 1 ч. ложке. Ничего не есть. 4. На третий день начинать есть протертые каши и чай с сухарями. Пить разбавленный яблочный уксус 3 раза в день по 1 стакану (1 ст. ложка уксуса на стакан). Схема лечения 1. Промыть желудок теплой кипяченой и немного подсоленной водой. Поставить очистительную клизму с добавлением яблочного уксуса (2 ст. ложки уксуса на 2 литра теплой воды). После этого лечь в постель и положить теплую грелку на живот.



Цели:

  • Обучающая: расширить знания учащихся об опасных веществах в быту, о возможности отравления лекарствами, недоброкачественными продуктами питания. Сформировать представление о необходимости потребления натуральных продуктов.
  • Развивающая: развивать коммуникативные способности учащихся, умение работать коллективно, вести продуктивную беседу, практически применять теоретические знания.
  • Воспитательная: воспитывать ответственное отношение к своему здоровью, аккуратность в быту. Ориентировать на использование продуктов, произведенных в России.

Форма организации учебной деятельности учащихся – групповая.

Наглядность: компьютерная презентация, дидактический материал, наглядные пособия (зубная паста, флаконы “Жидкое мыло”, “Жидкость для мытья посуды”, “Жидкость для чистки ванн” и т.д.)

Ход урока

I. Организационное начало урока.

Проверка готовности учащихся к уроку.

Устный опрос по домашнему заданию. Закрепление пройденного материала с использованием презентации.

1. Что может привести к затоплению в квартире?

2. Как уберечься от затопления?

3. Что нужно делать в случае затопления? (Слайд-активная презентация, при правильном выборе последовательности действий, всплывает оценка)

Изучение нового материала.

Целепологание: сегодня на уроке мы узнаем, в чем заключается опасность средств бытовой химии, газа, лекарств, и как они действуют на организм человека, какое отрицательное влияние на организм человека. (Запись темы урока)

Тема урока “Опасные вещества”.

Учебные задачи:

1. Изучить: опасные вещества в быту, о возможности отравления лекарствами, недоброкачественными продуктами питания.

2. Научиться правильно обращаться с опасными веществами. Грамотно действовать в случае появления запаха газа.

II. Основная часть урока.

Группы опасных веществ в быту.

Мотивация учебной деятельности.

Учащиеся дают ответы на поставленные учителем вопросы.

Вопросы: 1. “К какой группе можно отнести “жидкое мыло”, “зубную пасту”, “жидкость для мытья посуды”?

2. К какой группе можно отнести “средство для чистки ванн, раковин”?

3. К какой группе можно отнести “сжиженный газ”, “ацетон”?

4. К какой группе можно отнести “средство для борьбы с насекомыми”?

После каждого вопроса просматривается слайд в презентации.

Учащиеся записывают в тетрадь группы и вещества относящиеся к ним.

Бытовой горючий газ.

Распознать бытовой газ сложно, так как он не имеет цвета и запаха, правда, он раздражает глаза. В газ добавляют специальные вещества со специфическим запахом, что бы можно было обнаружить утечку газа.

Правила пользования газом (записать в тетрадь)

Не открывать газовые краны максимально;

Не оставлять включенную плиту без присмотра.

Как же себя вести, если вы обнаружили запах газа в квартире.

Просматривается слайд с алгоритмом действий.

Лекарства. Слайды : Лекарства-помощники, Лекарства-враги.

Бытовая и прочая химия.

Работа с учебником стр. 43 (2 человека читают по абзацу)

Вывод: Все лекарства и опасные вещества (бытовые химикаты, растворители, бензин, керосин и другие) должны храниться в недоступных для детей месте. (прочитать)

Продукты питания.

Беседа с классом

В каких случаях, по вашему мнению, продукты могут вызвать отравление?

Да, летом, в жару очень быстро портятся почти все продукты, особенно мясомолочные (мясо, колбаса, творог). В них с огромной скоростью размножаются опасные для человека микроорганизмы. Особый колбасный яд может накапливаться не только в колбасе, но и в ветчине, соленой свинине, мясных консервах, причем эти продукты зачастую не имеют плохого запаха и сохраняют “свежий вид”. Поэтому продукты следует употреблять, если только вы уверены в их свежести или после горячей обработки. Хранить их лучше в темном прохладном месте, т.е. где? (В холодильнике). Пищу надо употреблять сразу же после приготовления, а перед следующим употреблением надо либо сильно охладить, либо прокипятить (прожарить, промыть кипятком, в зависимости от вида продукта).

Как избежать пищевого отравления.

Учащиеся читают на слайде “Профилактика пищевых отравлений”

Закрепление новых знаний и умений.

Для закрепления полученных знаний проведем тестирование

Слайд: “Веселые тесты”

III. Подведение итогов урока

Вывод: Все лекарства и опасные вещества (бытовые химикаты, растворители, бензин, керосин и другие) должны храниться в недоступном для детей месте.

Заключительная часть.

Повторить основные положения урока и проверить, как понята тема.

Контрольные вопросы.

1. Чем опасна газовая плита?

2. Как не отравиться пищевыми продуктами.

Домашнее задание: В.В. Поляков 5 класс. Тема 2.5. стр.40-46.

Составить памятку:

“При покупке продуктов питания в магазине необходимо обращать внимание на следующие характеристики (записать в тетрадь):

Памятка “Как правильно выбрать продукты”

1. Внешний вид и целостность упаковки.

2. Срок годности.

3. Наличие пищевых добавок.

В натуральных продуктах (соках, молоке и т.д.) для сохранности используют не химические добавки-консерванты, а метод пастеризации (быстрое нагревание до высоких температур и быстрое охлаждение). Во многих импортных кондитерских изделиях, напитках используются эмульгаторы, пищевые красители, ароматизирующие вещества, поэтому нужно обращать внимание на букву Е с индексом, означающую виды пищевых добавок.

4. Полнота информации.