Саид Бурятский убит, но успел вовлечь в «джихад» некоторых молодых казахов. От саида бурятского до джихади-толика Кто такой саид бурятский

Саид абу Саад аль-Буряти (известен как Саид Бурятский; имя при рождении Александр Александрович Тихомиров; 1982, Улан-Удэ, Бурятия - 2 марта 2010, Экажево, Ингушетия, Россия) - террорист, исламский проповедник и один из идеологов северокавказского вооружённого подполья.

4 марта 2010 года источники в российских силовых структурах распространили сведения, что Саид Бурятский убит в Ингушетии. Личность убитого подтверждена результатами судмедэкспертизы, проведенной в Ростове-на-Дону.

6 марта 2010 года Президент Ингушетии Юнус-бек Евкуров подтвердил факт гибели Саида Бурятского.

Биография Саида Бурятского

Родился в городе Улан-Удэ (Бурятия). По отцу бурят, по матери русский. Отец умер, когда Саиду не было и года. Вырастила мать. Отчим - чеченец. В подростковом возрасте учился в буддийском дацане, затем в 15 лет принял ислам.

Самостоятельно (по другим данным, под влиянием друзей-ингушей) изучал исламскую литературу. Взял себе исламское имя Саид. Позже переехал в Москву, учился в медресе «Расуль Акраме», который, по его собственным словам, бросил из-за его прошиитской направленности, а затем учился в суннитском медресе в Оренбургской области.

В 2002 году, в составе группы студентов медресе Бугуруслана, отправился на учёбу в Египет. Последующие три года обучался в центре изучения арабского языка «Фаджр», изучал теологию в исламском университете «Аль-Азхар» в Египте, который считается лучшим среди университетов суннитского толка.

По данным сайта «Гураба», «среди студентов того времени известен своей искренностью к религии и постоянным чтением исламских книг. Знал наизусть 40 хадисов Навави с шархом, Акида Тахави, Умдатуль Ахкам».

В 2005 году вернулся из Кувейта и занялся самообразованием, служил при Московской соборной мечети. Работал в организации «Дар уль-Акрам» и сотрудничал с религиозным издательством «Умма».

С 2002 года стал записывать лекции на религиозные темы, которые быстро распространялись в среде исламской молодежи. Среди наиболее известных его лекций - циклы «Праведные предшественники», «Путешествие в вечную жизнь», «Талбис Иблис» (с арабск. «Покрывало сатаны»), «100 историй гибели несправедливых» и другие.

Также занимался переводом с арабского на русский язык религиозных документальных фильмов («Преступления шиитов на протяжении веков», «Описание молитвы Пророка»). Ездил с проповедями по регионам России и странам СНГ. Женившись, вернулся в Улан-Удэ, где проживали его сестра и мать. Часто давал уроки в режиме онлайн через систему PalTalk.

По причине активной просветительской деятельности и салафитской позиции пользовался большим авторитетом в среде исламской молодежи России и стран СНГ.

В 2007 году совершил паломничество (хадж) в Мекку и Медину, где записал цикл лекций «Священная Мекка».

«Кавказский эмират»

В начале 2008 года Саид Бурятский получил видеописьмо от известного арабского полевого командира Муханнада и решил присоединиться к северокавказскому вооружённому подполью. Через несколько месяцев он тайно прибыл в Чечню, где встретился с лидером подполья, т. н. «амиром» террористической организации «Кавказский эмират» (Имарат Кавказ) и сделал ему исламскую присягу (байат).

«После провозглашения Имарата Кавказ отпали все сомнения. У нас один амир и одно государство. И прямая обязанность каждого мусульманина сегодня выйти на Джихад и помогать Джихаду словом и имуществом».

Присоединение Тихомирова к вооружённому подполью вызвало неоднозначную реакцию в среде русскоязычных мусульман. Публицист Гейдар Джемаль, неоднократно выражавший симпатии террористам, назвал Тихомирова «символом нового поколения в эпопее кавказской борьбы», подчеркнув, что «мы и раньше видели проповедников (носителей да’вата), принадлежащих к различным этническим группам. Видели аварцев, лакцев, карачаевцев, черкесов, арабов…

Но все эти достойные люди были либо представителями кавказского ареала, либо, по крайней мере, принадлежали к тому или иному традиционно мусульманскому народу. В данном случае впервые от имени Имарата Кавказ выступает как идеолог, как авторитетный представитель человек евразийского происхождения, в жилах которого течет русская и бурятская кровь». Журналистка «Эха Москвы», Юлия Латынина назвала Саида Бурятского «исламским Че Геварой бурятского разлива».

В последующие месяцы Саид Бурятский принимал участие в диверсионных операциях и вылазках бандгрупп. Находясь в лесу он записал несколько видообращений, аудио лекций и статей о джихаде и ситуации на Северном Кавказе, которые были опубликованы на «Кавказ-Центре» и других экстремистских сайтах.

Террористическая деятельность Саида Бурятского

По данным российских правоохранительных органов, Саид Бурятский причастен к покушению на президента Ингушетии Юнус-бека Евкурова, организации террористического акта в Назрани. Также Саид Бурятский взял на себя ответственность за подрыв поезда «Невский экспресс».

По утверждению президента Чеченской республики , Александр Тихомиров «главный идеолог бандподполья» и именно он готовил террориста-смертника Рустама Мухадиева, который подорвал бомбу на Театральной площади в Грозном 26 июля 2009 года.

Саид Бурятский не отрицал свои причастность к таким атакам, но, по его словам, его помощь заключалась в приготовлении «поясов смертника», нарезке арматуры для создания осколочного поражения и т. п. Негативно оценивало Тихомирова информационное агентство «Чечня сегодня», характеризуя его как «невежду, нахватавшегося верхушек от религии», «оборотня в чалме», которому «нужна кровь чеченского народа».

Следственным управлением при МВД по Чеченской Республике 30 июля 2009 года в отношении Александра Тихомирова было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного частью 2 статьи 208 Уголовного кодекса России: «участие в вооруженном формировании, не предусмотренном федеральным законом».

Основанием для начала проверки перед возбуждением дела стали видеозаписи и фотографии, на которых Тихомиров появлялся с боевиками и которые были размещены в Интернете.

Рамзан Кадыров, оценивая призывы Тихомирова, сказал: «Это говорит человек, который не имеет понятия об исламе. Его слушают Докку Умаров и ему подобные бандиты. Эти люди призывают чеченцев ненавидеть свою историю, традиции, культуру».
Сообщения о гибели

В конце августа 2009 года на сайте «Хунафа» (информационном ресурсе ингушского бандподполья) появилось сообщение, что за рулем заминированного автомобиля «ГАЗель», который утром 17 августа 2009 года протаранил ворота ГОВД города Назрань и осуществил подрыв здания, находился лично Саид Бурятский.

Мощность взрыва, в результате которого по официальным данным погибло 25 сотрудников милиции и было ранено 260 человек, составила по разным оценкам от 400 до 1000 кг в тротиловом эквиваленте. Здание Назрановского ГОВД было полностью разрушено.

Через два дня эта информация была опровергнута командованием ингушского подполья, а через некоторое время на сайте «Хунафа» появилось видео, в котором Саид Бурятский лично опроверг свою гибель и сообщил, что за рулем автомобиля находился другой боевик.

4 марта 2010 года появились сообщения российских силовых структур, что в ходе контртеррористической операции в Назрановском районе Ингушетии близ села Экажево был убит Саид Бурятский.

По данным ФСБ, утром 2 марта подразделения спецназа обнаружили и блокировали бандгруппу на окраине села. Боевики рассредоточились по нескольким домам и на территории заброшенной фермы.

В ходе перестрелки, длившейся несколько часов, было убито несколько боевиков, оставшиеся в живых сдались в плен. После спецоперации в Экажево сотрудники правоохранительных органов обнаружили большое количество оружия и взрывчатки (несколько гранатомётов, пулемёт, автоматы и пистолеты, более трёх тысяч патронов, девять 50-литровых бочек с натриевой селитрой, три мощных самодельных взрывных устройства).

На месте столкновения был обнаружен сильно обгоревший труп, у которого почти отсутствовала голова и при котором был найден паспорт на имя Александра Тихомирова (настоящее имя Саида Бурятского). Судебная экспертиза в Ростове-на-Дону также подтвердила эти сведения.

РИА «Новости» со ссылкой на высокопоставленный источник в Северо-Кавказском федеральном округе сообщило, что труп Тихомирова будет закопан в безымянной могиле, что связано с практикой не выдавать тела террористов родственникам.

Рамзан Кадыров выразил удовлетворение ликвидацией Тихомирова, отметив, что эта же участь ждёт Докку Умарова. Кадыров также назвал Тихомирова бандитом, работавшим на западные спецслужбы.

Религиозно-идеологическая позиция

Значительную часть деятельности Саида Бурятского до его ухода в подполье составляла критика различных исламских течений - шиитов, суфиев, и прочих. В обобщённой форме сведения о существующих 73-х течениях в исламе, Саид Бурятский изложил в своих лекциях по книге Абуль Фараджа аль-Джаузи «Талбис Иблис».

Критика шиизма

Ещё с самого начала своего обучения исламским наукам (фикху и акиде) Саид Бурятский стал и оставался, по словам лидера движения НОРМ Харуна ар-Руси, «непримиримым противником шиизма». Обучение в медресе «Расуль Аркам» Бурятский, по его же словам, бросил из-за шиитской направленности этого учебного заведения.

Позднее Саид Бурятский записал лекции о Хусейне ибн Абу Талибе, Усмане ибн Аффане, противостоянии Али и Муавии, в которых изложил салафитскую версию истории первой смуты (фитны) среди мусульман, сделав тем самым опровержение шиитской версии историй эпохи праведных халифов. Также Саид Бурятский перевёл на русский язык арабский документальный фильм «Преступления шиитов на протяжении веков».

Критика суфизма

Несмотря на то, что у Саида Бурятского нет отдельных лекций, посвященных критике суфизма, в целом за ним закрепилась слава противника суфизма из-за его жесткой салафитской позиции по отношению к исламским течениям в целом, а также критики суфистского зикра, суфисткого метода тассаввуфа (посредничество) и ряда других положений суфизма. Из лекций Бурятского и его ответов на вопросы читателей сайта «Хунафа» следует, что он считает популярность суфизма следствием невежества мусульман.

Критика такфиристов

«Джамаат Такфир валь-Хиджра» и его российское отвлетвление, лидером которого считается проповедник Аюб Астраханский, проповедуют идеи о всеобщем вероотступлении мусульман; по их мнению в современном мире мусульман фактически не осталось. Из-за сильно пошатнувшего авторитета ДУМ РФ (то есть официального духовества), в начале 2000-х идеи такфиристов быстро распространялись среди российских мусульман.

Одно из наиболее сильных опровержений идей Аюба Астраханского сделал Саид Бурятский в своих лекциях «Такфир и хаваридж», «Иман и куфр», «Аль-Валя валь-бара», в которых он предостерег мусульман от взаимного обвинения в куфре, безосновательного вынесения такфира и призывал к взаимному братству и согласию.

Примечательно, что сам Саид Бурятский считал хариджитом Усаму бен Ладена, однако позже он заявил, что поменял своё мнение о Бен Ладене.

Критика мадхалитов

Наиболее яростными критиками Саида Бурятского были и продолжают оставаться мадхалиты. Течение мадхалитов, самым видным деятелем которого считается саудовский богослов Раби ибн Хади аль-Мадхали, распространилось сравнительно недавно, после войны в Персидском заливе в 1991 году.

Позиционируя себя как салафиты, мадхалиты отличаются от последних почти полным отрицанием джихада в современном мире и проповедью идей безукоснительного подчинения правителям, даже если те нарушают или отрицают предписания ислама. Главным проводником идей Раби аль-Мадхали в СНГ выступает проповедник Ринат Абу Мухаммад.

Первая полемика между Саидом Бурятским и сторонниками Рината Абу Мухаммада возникла ещё до отъезда первого на Северный Кавказ. Противостояние началось после публикации в интернете брошюры Рината Абу Мухаммада «Отведение сомнений в вопросах джихада и такфира» и ряда заявлений Рината о неправомерности джихада на Кавказе.

История 28-летнего палача ИГИЛ, русского по происхождению, Анатолия Землянки, который в Сирии публично казнил своего российского земляка из Чечни (обвинив его в причастности к нашим спецслужбам), сильно потрясла российскую общественность. И вновь заставила вернуться к обсуждению темы русских мусульман, причастных к исламистских террористическим организациям...

Это темы я уже касался на нашем сайте. Но очевидно, что писать об этом придётся ещё не раз и не два. Потому что ситуация, к сожалению, отнюдь не меняется к лучшему.

Вначале было слово...

Итак, с некоторых пор к радикальному исламистскому подполью стали проявлять большой интерес русские молодые люди. О причинах такого интереса мы поговорим чуть ниже, а полка замечу, что своеобразным «пионером» в этом плане выступил боевик Саид Бурятский, воевавший против российских силовых ведомств в составе экстремистской организации «Имарат Кавказ». Вот что об этом человеке пишет весьма информированный сайт «Кавказский узел»:

«Александр Тихомиров (Саид Бурятский). Родился в 1982 году в г.Улан-Удэ. По отцу — бурят, по матери — русский. В подростковом возрасте учился в буддийском дацане. Самостоятельно изучая исламскую литературу, в 15 лет принял ислам. Позже переехал в Москву, учился в медресе „Расуль Акраме“, суннитском медресе в г.Бугуруслан Оренбургской области.

С 2002-го по 2005-й год Александр Тихомиров обучался в центре изучения арабского языка „Фаджр“, изучал теологию в исламском университете „Аль-Азхар“ в Египте, а затем у различных авторитетных ученых-шейхов в Египте и Кувейте. Из-за проблем с египетскими спецслужбами вынужден был вернуться.

Вместе с тем, по данным Генпрокуратуры РФ А.Тихомиров в это время „проходил длительную подготовку в Саудовской Аравии“.

После возвращения из Кувейта занимался самообразованием, работал в религиозном издательстве „Умма“ в Москве, служил при Московской соборной мечети. Благодаря многочисленным лекциям, распространяемым на аудио- и видеоносителях и в Интернете и пользующимся большой популярностью в среде исламской молодежи, Александр Тихомиров стал известен как учёный-богослов (шейх), проповедник ислама. Ездил с проповедями по России и странам СНГ. Женившись, вернулся в Бурятию, в Улан-Удэ, где жили его сестра и мать.

В мае 2008 года Александр Тихомиров тайно прибыл на Северный Кавказ, где встретился с лидером кавказских моджахедов, „военным амиром Имарата Кавказ“ Докку Умаровым и принес ему присягу (байат). По словам Тихомирова: „После провозглашения Имарата Кавказ отпали все сомнения. У нас один амир и одно государство. И прямая обязанность каждого мусульманина сегодня выйти на Джихад и помогать Джихаду словом и имуществом“.

За год участия в „священной войне против России“ А.Тихомиров участвовал в ряде диверсионных операциях вооруженных формирований, возглавляемых Доккой Умаровым. Выступал с видеообращениями на русском языке в Интернете с призывом к исламской молодежи в странах СНГ присоединяться к вооруженной борьбе на Кавказе, писал статьи для сайта „Кавказ-центр“ и давал интервью о джихаде. В среде радикальных исламистов снискал славу „моджахеда-интернационалиста“, своего рода „исламского Че Гевары“.

Президент Чечни Рамзан Кадыров заявлял, что, по его сведениям, Александр Тихомиров является „главным идеологом бандподполья“ и, что он полтора года готовил террориста-смертника Рустама Мухадиева, который 26 июля 2009 года подорвал бомбу на Театральной площади в Грозном.

30 июля 2009 года Следственное управление при МВД по Чеченской Республике возбудило в отношении А.Тихомирова уголовное дело...

2 марта 2010 года сотрудники федеральных спецслужб блокировали несколько домов в селе Экажево (Ингушетия), где по оперативной информации скрывались боевики. В ходе боя погибли шесть сепаратистов, ещё 16 человек были арестованы по подозрению в причастности к НВФ. 4 марта представители силовых структур Чечни заявили, что среди погибших в Экажево 2 марта боевиков был и Александр Тихомиров. Вскоре эта информация была подтверждена и сепаратистами, на сайтах которых опубликованы сообщения о „шахиде“ А.Тихомирова (Саида Бурятского)».

Кстати, проповеди Саида Бурятского пользовались огромной популярностью среди российской молодёжи, и не только у традиционных мусульман. Под влияние этих проповедей попало немало русских. Это стало ясно в конце 2013 года, когда прогремела серия взрывов в Волгограде, унесшие жизни десятков человек.

Российские спецслужбы в этой связи разыскивали некоего Павла Печёнкина, уроженца Республики Марий Эл, активного члена буйнакской террористической группировки Дагестана. Скорее всего, именно этот человек непосредственно разработал и осуществил теракты...

До какого-то времени Павел был вполне нормальным парнем и работал медиком у себя на родине. Но потом увлёкся исламским вероучением. Несколько лет назад он принял ислам и взял себе новое имя Ансар Ал-руси (руси – по-арабски значит русский), после чего исчез. А скоро спецслужбы получили информацию о том, что новоявленный мусульманин объявился в Дагестане уже как активный подпольщик-террорист.

В течение 2013 года родители Печёнкина трижды через видеообращения призывали его сдать оружие и вернуться к обычной жизни. Они даже специально приезжали в Дагестан, чтобы встретиться с сыном. Однако Павел никак не реагировал на их призывы. Только однажды, через YouTube он ответил родителям. Он заявил, что приехал в Дагестан сознательно, дабы заработать себе «попадание в рай», и не намерен возвращаться домой.

После этого он прервал с миром всякую внешнюю связь. «Напомнил» о себе уже через трагедию в Волгограде...

Увы, фигура Печёнкина – это, к сожалению, не исключение в террористическом подполье. Предыдущий теракт в том же Волгограде, который совершила террористка-смертница Наида Асиялова, взорвавшая троллейбус со студентами, также имеет отчётливый русский след. На «подвиг» Асиялову подвигнул её гражданский супруг 21-летний Дмитрий Соколов, подрывник диверсионно-террористической группы «Махачкалинская». Его мусульманское имя – Абдулжабар.

Путь в бандитское подполье у Соколова был примерно такой же, как и у Печёнкина. После школы в 2009 году он поступил в Московский государственный университет лесного хозяйства. Однако через два месяца взял академический отпуск, а затем и вовсе забрал документы из вуза. Причина – увлечение идеями радикального ислама.

Летом 2013 года об исчезновении сына заявили его родители, которые рассказали, что он однажды ушёл в мечеть – и домой больше не вернулся. Дальше Соколов фигурировал лишь в оперативных сводках спецслужб.

Через несколько недель после подрыва Асияловой Дмитрия в Дагестане выследили сотрудники ФСБ и блокировали в одном из домов. Сдаваться он отказался, и был уничтожен...

Сестра по смерти

А вот какие сообщения приходили из Астрахани. Газета «Известия»:

«Российские спецслужбы предотвратили очередной теракт. Во время масштабной антитеррористической зачистки в Астрахани оперативники задержали 25-летнюю вдову боевика Викторию Волкову, взявшую мусульманское имя Айша Курбатова».

Её 27-летний супруг Виктор Волков когда-то работал грузчиком на одном из астраханских рынков, где, по сведениям спецслужб, его завербовали кавказские боевики. В 2010 году он принял ислам, сменил имя на Валида и стал участником кизилюртовской бандитской группировки Дагестана.

По данным спецслужб, «русский ваххабит» участвовал в нескольких убийствах полицейских, сотрудников ФСБ и прокуратуры, в грабежах и разбоях. В сентябре 2012 года он был уничтожен. После смерти мужа Волкова живёт в Астрахани с матерью и двумя малолетними детьми. Она по-прежнему исповедует ислам и нигде не работает.

Во время обыска дома Волковой оперативники обнаружили мощную самодельную бомбу из пластида, начиненную в качестве поражающих элементов металлическими обрезками. Сама Волкова утверждала, что она ничего не знала о тайнике, и заявила, что бомба принадлежала её супругу...

А всего, по оперативным данным, в последние годы в Астраханской области приняли ислам несколько десятков этнических русских. Летом 2013 года представитель УФСБ по Астраханской области Алексей Байгушкин заявил, что в регионе насчитывается 60 жён или вдов боевиков, которых можно считать потенциальными террористками...

«Последние акты террористок-смертниц показали, что у ваххабитских терактов — лицо русской девушки. — говорится в статье „Русские девушки в планах ваххабитов“ (сайт „Большой Кавказ“) — В 2011 году это было лицо Марии Хорошевой, взорвавшей отдел милиции в дагестанском поселке Губден. В конце августа 2012 — лицо Аллы Сапрыкиной, убившей шейха Саида-эфенди Чиркейского. Начало 2013 года ознаменовалось именем Алёны Быковой. 19-летняя Алёна, жительница города Волжский, никого подорвать не успела, но занималась далеко не безобидными вещами: вербовала в соцсетях русских девушек для принятия „чистого ислама“ и последующей войны с неверными „на пути Аллаха“. Даже если судить по этой фактологии, то вывод напрашивается сам собой: на русских смертниц у ваххабитского бандподполья есть свои особые планы.

Кратко суть этих планов можно изложить так. Русская ваххабитка — это не просто зомбированная кукла, обученная замыкать контакты на „поясе шахида“, а деятельное, говорящее орудие, которое может не только взрывать, но заниматься деятельной пропагандой идей „правильного ислама“ среди девушек всех национальностей России. „Русскость“ вербовщицы — главный залог успеха предприятия, а дагват (призыв) из уст русской сестры более результативен и продуктивен»...

В джамаате нет ни русских, ни нерусских, есть сёстры по вере. Русскую обитательницу джамаата отличает разве что большее рвение и активность. Благодаря этому рвению русские ваххабитки часто берут верх над своими неславянскими «сёстрами». Если русская сестра «успешно» подрывается, то её имя новый призыв шахидок произносит с чувством благоговения. «Наша русская сестра стала шахидом на пути Аллаха», — говорят они. И мечтают повторить её действия. Если какая-то девушка вдруг остановится на полпути, её встряхивают со словами: «Хочешь нас сдать ФСБ? Они тебя не пожалеют, не мечтай. А этот мир нужно ненавидеть. Делай своё дело и молись, чтобы поскорее оказаться в раю». Это — примерно процитированные слова Марии Хорошевой, адресованные другой «сестре», которая не захотела взрывать себя, потому что была беременна от мужа-ваххабита... ".

Сегодня к этому скорбному террористическому списку можно смело добавить имя студентки МГУ Варвары Карауловой, которая весной это года пыталась бежать на территорию ИГИЛ.

Где правда, брат?

Вот такая получается печальная картина – террористические структуры сегодня усиленно пополняются русскими людьми. Кстати, об угрозе «русского террористического ислама» ещё десять лет назад громко говорил известный чеченский полевой командир Шамиль Басаев, который утверждал, что немало русских людей стали увлекаться радикальными мусульманскими идеями. По словам Басаева, это очень хорошо, так как даст возможность перенести «священную войну против неверных» с Кавказа в чисто русские регионы.

Тогда эти заявления Басаева наши власти посчитали за бахвальство и попросту от них отмахнулись. Однако время подтвердило серьёзность угроз чеченского главаря.

А причины такого тревожного положения дел, как мне кажется, лежат буквально на поверхности.

Прежде всего, нашего государство не очень часто демонстрирует приверженность к принципам социальной и иной справедливости — скорее даже наоборот. Чем активно и пользуются вербовщики-исламисты...

Первой «жертвой» в этом плане стали мусульманские северо-кавказские республики. Сегодня наши власти объясняют живучесть здешнего террористического подполья прежде всего поддержкой неких международных экстремистских организаций, вроде пресловутой «Аль-Каиды» или того же ИГИЛ. Однако они не дают внятных объяснений по поводу местных причин, рождающих терроризм в Кавказском регионе.

К сожалению, в своё время Москва допустила роковую ошибку, когда отдала всю власть в регионе на откуп местным начальникам. В результате доступ к властным и иным ресурсам получили исключительно родственники этих начальников. Остальное население тех или иных республик фактически оказалось выброшенным на обочину жизни со всеми вытекающими отсюда последствиями – массовой безработицей, очень низким уровнем жизни и полным отсутствием каких-либо перспектив для молодёжи.

Неудивительно, что подобное положение дел буквально толкает здешнюю молодёжь в среду радикальных исламистов...

Следующим объектом радикальной пропаганды стали уже русские молодые люди, которые всё чаще и чаще сталкиваются примерно с теми же социальными и духовными проблемами, что и их кавказские ровесники – нравственный вакуум, властный произвол, отсутствие жизненных перспектив. Часто это накладывается на общее социальное неблагополучие семей, где выросли будущие террористы. Вот что, к примеру, вспоминали соседи о детстве Виктора Двораковского, одного из разыскиваемых ныне исламских экстремистов, организовавшего в бандитском подполье целую школу для шахидов-самойбийц:

«Мать тянула на себе всех: мужа и двоих сыновей — младшего Витю и старшего Алексея. Долгое время женщина работала билетёршей на дискотеке, потом переквалифицировалась в кассира в баре, а позже её понизили до уборщицы — она скатерти стирала, полы мыла, выполняла всю грязную работу. Лёша и Витя взялись помогать матери. На протяжении трёх лет они обирали черешневые сады, а ягоды продавали на трассе. Часть вырученных средств отдавали сторожам, чтобы те не гоняли их».

Такая жизнь уже с ранней юности бросила Виктора в радикальную среду:

«В 2005 году Двораковский прибился к местным скинхедам. Носил чёрную униформу, на груди — эмблема со свастикой, бритый затылок. И постоянно выкрикивал: “Россия для русских!” Несмотря на такие странности, друзья у Вити всегда водились. У него была компания 7-8 человек. Они все вместе выпивали, на дискотеки ходили. Витя разорвал отношения с ребятами, когда познакомился с неким Владимиром Скирко, который уговорил Двораковского принять ислам».

С тех пор Виктор фигурирует исключительно в оперативных сводках спецслужб... Примерно такой же путь к исламизму, через увлечение нацизмом, прошёл и Анатолий Землянка.

Поданным сайта LifeNews:

По его словам, любимой группой Землянки, жителя города Ноябрьск (Ямало-Ненецкий автономный округ), была Rammstein. „Нельзя сказать, что он был конченым скинхедом-фашистом, но интерес к этому он проявлял, уважительно о них отзывался. Ему нравилась внешняя показная сторона — любил нацистское приветствие“, — отметил Юрий. „Он неодобрительно отзывался о нерусских, а потом спустя какое-то время изменил вдруг свое отношение к ним“, — добавил одноклассник.

Муслим Ахмедханов, знакомый террориста, рассказал, что Землянка в какой-то момент стал приверженцем радикального ислама, а в его окружении появились люди, призывавшие к джихаду. „Они приходили вместе в мечеть, все время спорили с другими мусульманами, свою позицию проталкивали, листовки раздавали потихоньку, брошюры свои“, — вспоминает Ахмедханов».

В 2013 году Землянка уехал на Ближний Восток, где примкнул к группировке ИГИЛ...

Почему эти люди перешли от нацистских идей к идеям исламизма? Видимо потому, что на многие волновавшие их жизненные вопросы смогли ответить лишь мусульманские проповедники-террористы.

Почему нет духовности? Потому что нет веры в Аллаха, а чиновники погрязли во лжи и распутстве. Почему нет справедливости? Потому что люди не чтут Коран, который провозглашает всех без исключения равными перед лицом Господа Бога. Как достичь совершенства и блаженства? Только убив неверного, истинный мусульманин попадает в рай... Простые ответы на самые сложные вопросы...

Председатель духовного управления мусульман Москвы Альбир Крганов в интервью «Известиям» рассказал, что неофиты (то есть те, кто переходит в новую веру), не всегда уживаются с той средой, в которую пришли. Они обособляются. Были чужими в той среде, откуда ушли, но не становятся своими и там, куда пришли. Отсюда появляются комплексы и самовыражение, которое чаще всего проявляется в жестоких терактах. Это подтверждают и другие специалисты — например, известный в нашей стране исламовед, профессор Роман Силантьев:

«Русские мусульмане, которых насчитывается всего шесть тысяч человек, дали стране террористов больше, чем мусульмане-татары, которых почти 4 миллиона. Оба условно русских по национальности имама отсидели, один — за разжигание религиозной розни, другой — за участие в террористической деятельности... Факт, от которого никуда не деться: немалая часть людей идёт в ислам для того, чтобы заниматься терроризмом и свергать власть. Больше ста лет назад люди за этим в народовольцы шли, а сейчас считают, что терроризмом надо заниматься посредством ислама. Не потому, что они так его любят, а потому, что воспринимают как самое надёжное средство вооружённой борьбы. Те же „приморские партизаны“, хоть и не были мусульманами, диски с проповедями Саида Бурятского использовали весьма активно. Сейчас ислам стал неким убежищем людей, которые хотят любой ценой взорвать ситуацию в стране и устроить новую революцию...

Ислам для неофитов — это прежде всего поиск выражения агрессии. Вот ненавижу я, допустим, власть, хочу их всех поубивать — чиновников, ментов — куда я пойду? Могу, конечно, сам организацию создать. Но гораздо проще влиться в ряды товарищей, у которых всё давно отлажено»...

Отошли от креста

Ещё одна проблема — практически полное отсутствие духовно-нравственных ориентиров для подрастающего поколения. Ни наши власти, ни общество в целом за годы после крушения советских идеалов так в этом плане ничего и не выработали. Мало того, власти, похоже, не горят желанием эти ориентиры устанавливать!

Недавно один большой начальник заявил по телевидению, что духовность нашей молодёжи следует искать... в занятиях спортом. Мол, для этого и проводятся такие грандиозные мероприятия, как Олимпиада в Сочи.

Я бы не стал комментировать этот откровенный бред, если бы сей дядя действительно не был большим начальником, а значит – его слова действительно отражают нынешнюю государственную политику. А точнее – полное отсутствие таковой в деле духовно-нравственного воспитания молодёжи.

Можно смело утверждать – у нас сегодня вообще нет никакой молодёжной политики! Хотя любое уважающее себя государство должно уделять этому вопросу первостепенное внимание – ведь от этого зависит будущее самого государства.

Не зря в Советском Союзе существовала целая система молодёжных организаций – от октябрят до комсомола, – которая как раз занималась глубоким и всесторонним воспитанием детей как сознательных граждан Советской страны. И пусть не всех молодых людей, но подавляющее их большинство эти организации действительно воспитывали именно такими гражданами, имевшими, ко всему прочему, ещё и здоровый иммунитет к любому виду экстремизма. А ещё для детишек великолепно работала внеклассная система воспитания – всевозможные кружки, дома творчества, спортивные секции. И всё это совершенно бесплатно!

Тогдашние правители прекрасно понимали, что экономить на молодёжи нельзя. Такая экономия впоследствии может обойтись стране слишком дорого. Нынешняя террористическая угроза России, где уничтожены все прежние советские наработки по молодёжному воспитанию, – яркий пример печальных последствий такого рода экономии...

Одно время, в начале 90-х годов, наша общественность питала большие надежды на Русскую Православную Церковь, которая должна была придать духовный импульс развитию русского народа. Однако здесь очень быстро наступило разочарование.

Я уже неоднократно писал о том, что наша Церковь фактически полностью поддерживает политику нынешней нашей власти, даже в самых неблагоприятных её проявлениях, вроде политики социальной несправедливости или в деле губительных для страны либеральных «реформ». Мало того, нынешняя церковная иерархия фактически стала частью правящего в стране класса – не только с точки зрения властных полномочий, но и в имущественном отношении. Порой складывается впечатление, что иерархов сегодня более всего волнуют не вопросы духовности, а забота о накоплении богатства и увеличения церковной собственности.

Помню, как лет десять назад известный православный публицист Михаил Назаров горько рассказал мне, что наша церковная иерархия подобным своим поведением буквально выталкивает ищущих Бога русских людей из Православной церкви в ряды язычников и мусульман.

«Меня, русскую, предала моя русская власть, русские попы и менты. Они предали и тебя. Истинная цель жизни одна — джихад на пути Аллаха, самопожертвование и райские сады». Примерно так вела свою проповедь среди девушек ваххабитка Мария Хорошева, жена «моджахеда» по имени Виталий Раздобудько...

«Я считаю, что исламизация русских девушек — во многом результат плохой работы Русской Православной Церкви и чиновников, которые не уделяют русской молодёжи должного внимания, — сказал „Большому Кавказу“ Руслан Гереев, директор Центра исламских исследований Северного Кавказа. — Духовной защиты русского населения в России нет нигде. Из-за этого русские первыми падают жертвами алкоголизма, наркомании, тоталитарных сект и подвергаются заражению вирусом радикального исламизма. Духовная незащищённость толкает русских девушек в джамааты, делает их смертницами. Число их, увы, будет только увеличиваться...».

Таким образом, с точки зрения духовности Россия, подобно странам Запада, находится сейчас в фактической пустоте. А как гласит одна русская поговорка – свято место пусто не бывает. Пустоту начинают стремительно заполнять другие силы, порой откровенно враждебные России, включая и радикальный ислам. И я соглашусь с Русланом Гереевым — на таком печальном фоне пополнение рядов террористов русской молодёжью с каждым годом будет только усиливаться.

Очевидно, вплоть до тех пор, пока нами будут командовать люди, призывающие искать духовность исключительно в спорте или молиться только на Олимпийские игры...

Вадим Андрюхин, главный редактор

По сообщению руководителей спецоперации в Ингушетии, в селении Экажево был убит шейх Саид Бурятский. Уничтожение одного из самых известных террористов Имарата Кавказ подтвердил президент Ингушетии Юнус-Бек Евкуров. Сомнений в его смерти...

По сообщению руководителей спецоперации в Ингушетии, в селении Экажево был убит шейх Саид Бурятский. Уничтожение одного из самых известных террористов Имарата Кавказ подтвердил президент Ингушетии Юнус-Бек Евкуров. Сомнений в его смерти быть не может.

В рамках проекта «Как устроено подполье» мы даем биографическую справку Саида Бурятского.

Бурятский был весьма интригующей фигурой подполья. Безусловный лидер мнений среди молодежи кавказских республик. Молодой, трезво мыслящий богослов, чье появление в стане боевиков сыграло очень на руку идеологам Кавказского имарата.

Александр Тихомиров родился в Улан-Удэ. Бурят он только по отцу. По матери - русский, кавказских корней у него нет совсем. До 15 лет был буддистом, учился даже, говорят, в буддийском дацане. Потом что-то с ним случилось, и он принял ислам, став с этой поры Саидом Абу Садом.

На этом пути он продвинулся далеко.

Знатоки из спецслужб говорят, что на тихомировское обращение повлияла дружба не то с чеченцами, не то с ингушами. Все это выглядит сомнительно. Вот что рассказывает человек, который жил с Тихомировым в Улан-Удэ по соседству:

«Жил на Хахалова, рядом с седьмой поликлиникой, учился в 51-й школе. Так себе школа, из простых… Я мало кого из них в лицо помню, они обычно толпой ходили, что девки, что парни. Все одинаковые какие-то, хотя мы тогда ВСЕ одинаковые ходили, все на одном китайском рынке одевались. Неприметным он был мальчиком, серым и тихим. Думаю, били его нещадно. Я его могу понять. Отчего же серому пацану с серых задворок железнодорожного района серого города не захотеть чего-то значительного?

Можно сколько угодно гадать, каковы же были его мотивы начать изучать ислам. Я слабо верю во влияние друзей-чеченцев. Какие чеченцы в городе Улан-Удэ в середине 90-х?»

Повзрослев, Саид уехал учиться в Москву, однако учебу вскоре бросил: ему показалось, что в московском медресе преподают не тот ислам. Свое образование он продолжил в медресе «Аль-Фуркан» (Бугуруслан, Оренбургская область). Это знаковая страница в его биографии. Имена отдельных выпускников Бугурусланского медресе известны всему миру. Были они и среди террористов, атаковавших школу в Беслане.

Бугурусланское медресе очень не любили прокуратура и ФСБ. Здешнее руководство без конца обвиняли в экстремистской деятельности. В конце концов, в 2004 году медресе было закрыто. Но до этого времени Саид Абу Саад успел его закончить и уехать с группой выпускников продолжать обучение в Египте. Там он проучился около трех лет, в совершенстве овладел арабским. Потом перебрался продолжать образование в Кувейт.

Вернувшись в Россию, он устроился в московское издательство «Умма» переводчиком с арабского. Тогда же он начал читать свои первые лекции, которые вмиг обрели невероятную популярность. Темы лекций не настораживали. «Достоинство поста», «Ад», «О вере и неверии». И если коллеги и решались с ним спорить на этом этапе, то споры эти носили исключительно богословский характер.

История с его появлением на Кавказе очень смутная. Якобы Докку Умаров сам позвал ангелоподобного юношу нести слово Аллаха своим воинам. А у Саида к тому времени уже не только образовалась цельная точка зрения относительно места настоящего мусульманина в этом мире - но и проблемы с правоохранителями в Москве. И вот он пропал на некоторое время, а потом вновь дал о себе знать - уже в рядах ингушского фронта Кавказского имарата.

Его проповеди - вперемежку на русском и арабском - стали регулярно появляться на сайтах сепаратистов. Именно здесь, на Кавказе, не сдерживаемый никакими рамками, шейх Саид Абу Саад развернул свою харизму во всю ширину. Он начал выступать уже не только на богословские темы (хотя такие преобладают), он касался и острополитических вопросов положения России на Кавказе. Одна из часто упоминаемых им тем: спецслужбы не имеют никакого отношения к Имарату Кавказ.

Разумеется, были и те, кто считал возвышение Саида Бурятского искусственным. Часто его попрекали в том, что «шейхом» он зовет себя понапрасну, что знания его поверхностны. Идейные противники (немногочисленные) ставили ему в укор приверженность «низкому штилю». Саид действительно очень часто строит свои лекции на пересказе сюжетов, почерпнутых из священных книг. Недовольные говорят: «Что история? Кто-то подпрыгнул, другой побежал, третьего убили. Это как кино. Это легко слушать!»

Но, сделав ставку на простоту восприятия, Саид Бурятский, прекрасный рассказчик, добился цели, которой до него не могли достичь многие и многие проповедники от имарата. Он показал молодым, что ислам - далеко не скучная штука. Это очень сильно способствовало популяризации идей террористов – достаточно почитать форумы на пропагандистских сайтах.

Саид однажды уже был объявлен мертвым. Вскоре после подрыва Назрановского ГОВД 17 августа прошлого года по сети разошелся видеоролик, в котором он сидит в «Газели» со взрывчаткой и рассказывает на камеру о том, какой «подарок» ждет ингушскую милицию. В титрах в конце ролика говорится следующее: «Саид лично за рулем а/м «Газель» осуществил подрыв логова кафиров и муртадов «ГОВД г. Назрань».

Спустя несколько дней Саид, живой, в другом ролике рассказал, что вышла ошибка. Что не он был за рулем той «Газели», а лишь благословил братьев на смерть.

Это последний видеоролик Бурятского. Сайты Кавказского имарата продолжают выкладывать аудиообращения от него, однако речь в тех посланиях идет опять же об абстрактном. Никакие знаки не позволяют сделать вывод о том, что эти записи - свежие.

Саид исчез, и исчез некрасиво. Противники и прежде часто ему ставили в упрек: «Что же ты так нахваливаешь путь шахида, а сам только разговорами и силен?» Теперь же стали громче говорить и о другом: Саид Бурятский как феномен был креатурой спецслужб - оттого он так яро и открещивался от них. Они его на Кавказ завели, они же и вывели.

Родные Бурятского, к слову, не живут в России с тех самых пор, как он ударился в экстремизм.

P.S. Очередной выпуск проекта «Как устроено подполье» - в ближайших номерах «Новой».

(2010-03-02 ) (28 лет) Место смерти Экажево , Ингушетия , Россия Гражданство Россия Россия Род деятельности участник террористических групп, салафитский проповедник , идеолог вооружённого подполья

Абу́ Саа́д Саи́д аль-Буряти (араб. أبو سعد سعيد البورياتي ‎) (известен как Саи́д Буря́тский ; имя при рождении Алекса́ндр Алекса́ндрович Тихоми́ров ; 10 февраля , Улан-Удэ , Бурятская АССР - 2 марта , Экажево , Ингушетия , Россия) - участник террористических групп, салафитский проповедник и один из идеологов северокавказского вооружённого подполья. 4 марта 2010 года источники в российских силовых структурах распространили сведения, что Саид Бурятский убит в Ингушетии . Личность убитого подтверждена результатами судебно-медицинской экспертизы, проведённой в Ростове-на-Дону . 6 марта 2010 года Президент Ингушетии Юнус-Бек Евкуров подтвердил факт гибели Саида Бурятского .

Биография

Александр Александрович Тихомиров родился 10 февраля 1982 года в городе Улан-Удэ Бурятской АССР .

Работал в организации «Дар уль-Акрам» и сотрудничал с религиозным издательством «Умма».

С 2002 года стал записывать лекции на религиозные темы, которые быстро распространялись в среде исламской молодежи. Среди наиболее известных его лекций - циклы «Праведные предшественники» , «Путешествие в вечную жизнь» , «Талбис Иблис » (с арабск. «Покрывало сатаны»), «100 историй гибели несправедливых» и другие. Также занимался переводом с арабского на русский язык религиозных документальных фильмов («Преступления шиитов на протяжении веков», «Описание молитвы Пророка»).

Кавказский эмират

В начале 2008 года Саид Бурятский получил видеописьмо от известного арабского полевого командира Муханнада и решил присоединиться к северокавказскому вооружённому подполью. Через несколько месяцев он тайно прибыл в Чечню, где встретился с лидером подполья, т. н. «амиром » террористической организации «Кавказский эмират » (Имарат Кавказ) Доккой Умаровым и дал ему исламскую присягу (байа).

Присоединение Тихомирова к вооружённому подполью вызвало неоднозначную реакцию в среде русскоязычных мусульман. Публицист Гейдар Джемаль , неоднократно выражавший симпатии террористам, назвал Тихомирова «символом нового поколения в эпопее кавказской борьбы», подчеркнув, что «мы и раньше видели проповедников (носителей да’вата), принадлежащих к различным этническим группам. Видели аварцев, лакцев, карачаевцев, черкесов, арабов… Но все эти достойные люди были либо представителями кавказского ареала, либо, по крайней мере, принадлежали к тому или иному традиционно мусульманскому народу. В данном случае впервые от имени Имарата Кавказ выступает как идеолог, как авторитетный представитель человек евразийского происхождения, в жилах которого течет русская и бурятская кровь».

В последующие месяцы Саид Бурятский принимал участие в диверсионных операциях и вылазках боевиков. Находясь в лесу, он записал несколько видообращений, аудио лекций и статей о джихаде и ситуации на Северном Кавказе, которые были опубликованы на «Кавказ-центре » и других экстремистских сайтах.

Участие в террористической деятельности

По данным российских правоохранительных органов, Саид Бурятский причастен к покушению на президента Ингушетии Юнус-Бека Евкурова , организации террористического акта в Назрани . Также Саид Бурятский взял на себя ответственность за подрыв поезда «Невский экспресс» .

Бывший начальник разведки расформированного батальона «Восток » Хамзат Гайрбеков говорил: «Тихомиров был одной из самых опасных фигур в руководстве эмирата Кавказа - он отвечал за подготовку шахидов-смертников и руководил сетью диверсионных школ».

Следственным управлением при МВД по Чеченской Республике 30 июля 2009 года в отношении Александра Тихомирова было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного частью 2 статьи 208 Уголовного кодекса России: «участие в вооруженном формировании, не предусмотренном федеральным законом». Основанием для начала проверки перед возбуждением дела стали видеозаписи и фотографии, на которых Тихомиров появлялся с боевиками и которые были размещены в Интернете .

Рамзан Кадыров, оценивая призывы Тихомирова, сказал: «Это говорит человек, который не имеет понятия об исламе. Его слушают Докку Умаров и ему подобные бандиты. Эти люди призывают чеченцев ненавидеть свою историю, традиции, культуру».

Теракт в Назрани

Внешние видеофайлы
Подрыв ГОВД Назрани:
Видео на YouTube

Смерть

Как сообщил ЦОС ФСБ, «в одном из домовладений (в Экажево) обнаружена подпольная мастерская, использовавшаяся бандитами для изготовления самодельных взрывных устройств». «В ходе её осмотра найдены вещественные доказательства, свидетельствующие о причастности бандгруппы Т. Картоева к подрыву „Невского экспресса“ в 2009 году, а также технические средства, идентичные изъятым с места аналогичного теракта в Тверской области в 2007 году».

Рамзан Кадыров выразил удовлетворение ликвидацией Тихомирова, отметив, что эта же участь ждёт Докку Умарова. Кадыров также назвал Тихомирова бандитом, работавшим на западные спецслужбы.

По версии Вадима Речкалова : «Замучившись бегать по горам, голодать и мерзнуть, Саид Бурятский припёрся к своим старым дружкам Картоевым и с их домашнего телефона позвонил мамке в Улан-Удэ «Талбис Иблис» .

2 марта в ходе спецоперации в Ингушетии был убит главный идеолог северокавказских боевиков Александр Тихомиров, более известный под именем Саид Бурятский. Корреспондент «Власти» Сергей Дюпин считает, что его гибель может вызвать неожиданный эффект.

Масштабная операция ФСБ в ингушском селе Экажево готовилась и проводилась в обстановке полной секретности — даже от местных силовиков. "Когда я приехал на место происшествия, стоявший в оцеплении офицер ФСБ поблагодарил меня за помощь, вежливо сообщив при этом, что они в ней не нуждаются" — так прокомментировал события один из руководителей ингушского МВД.

Неофициальные источники, знакомые с деталями операции, утверждают, что ее целью не был какой-то конкретный человек или банда: просто спецслужбы, получая и сопоставляя донесения своих агентов, пришли к выводу о том, что некоторые дома в Экажево могут использоваться террористами в качестве перевалочных баз, и решили зачистить подозрительные объекты в профилактических целях. Профилактика была на редкость удачной: одним из убитых оказался 28-летний боевик из Бурятии Александр Тихомиров, более известный в рядах северокавказского сопротивления как шейх Саид Бурятский. Как признают участники спецоперации, в окруженном доме он оказался случайно — накануне поздно вечером пришел к знакомым в Экажево переночевать, а утром попал вместе с ними под зачистку. Смерть бурятский боевик, опять же по данным силовиков, принял спокойно: за несколько минут до гибели он прочитал соратникам последнюю проповедь, записав ее на видеокамеру мобильного телефона, и попрощался с ними. Сам видеосюжет ФСБ не обнародовала.

Федеральная власть придала смерти Бурятского огромное значение: 6 марта глава ФСБ Александр Бортников лично перед телекамерой доложил президенту Дмитрию Медведеву о ликвидации боевика. Точно так же 10 июля 2006 года тогдашний глава ФСБ Николай Патрушев докладывал президенту Владимиру Путину об уничтожении Шамиля Басаева.

Феномен Саида Бурятского состоит в том, что он, не принадлежа по крови к кавказским или арабским народам, смог стать чуть ли не главным идеологом террористического подполья и пользовался огромным уважением боевиков. Это тем более удивительно, что Александр Тихомиров родился и жил в Улан-Удэ, большинство жителей которого узнают о событиях, происходящих на Северном Кавказе и в Москве, только из выпусков теленовостей. Оба эти региона называются в Бурятии одним словом — Россия.

Сын русской и бурята, Тихомиров рос без отца. С детских лет он заинтересовался религией — сначала традиционным для Бурятии буддизмом, от которого в 15 лет отказался, приняв ислам. По некоторым данным, это было связано с появлением у 15-летнего Тихомирова отчима-кавказца, исповедовавшего ислам.

Большую часть своей сознательной жизни Тихомиров изучал ислам: сначала в двух российских медресе (в Москве и в Оренбургской области), затем в мусульманском университете "Аль-Азхар" в Каире и наконец — на частных уроках, полученных у знатоков ислама в Египте и Кувейте.

Вернувшись в 2005 году Москву уже под мусульманским именем Саид Абу Саад аль-Бурьяти, он стал работать в Московской соборной мечети, но через некоторое время уволился из-за разногласий с руководством. Дело в том, что Тихомиров за время проживания за границей стал приверженцем одной из наиболее радикальных форм ислама — салафии, или ваххабизма, призывающей вернуться к истокам религии, устранить любого рода посредничество между человеком и богом и вести вооруженную борьбу за распространение ислама во всем мире. В качестве проповедника салафитского толка Саид Бурятский получил международную известность. Молодой ученый аргументированно критиковал другие течения в исламе, вступая в дискуссии с религиозными авторитетами мирового уровня, а его лекции, написанные простым и доступным языком, пользовались большой популярностью мусульманской молодежи России и стран СНГ. К 26 годам Саид Бурятский уже считался в салафитской среде шейхом — старейшиной и знатоком религии. Главной темой его проповедей было теоретическое обоснование необходимости джихада — вооруженной борьбы за права мусульман и самопожертвования в этой борьбе.

Популярность молодого ученого в мусульманской среде росла, однако, как признавался сам Саид Бурятский, сторонники все чаще стали упрекать его в неискренности, давая понять, что красивые слова "кабинетного" джихадиста сильно расходятся с его собственным образом жизни. Проповедник, что называется, принял вызов: в мае 2008 года он приехал на Северный Кавказ, тайно связался с местным бандподпольем, присягнул на верность его лидеру Доку Умарову, провозгласившему себя военным эмиром "Имарата Кавказ", и вступил в его отряд.

"Только здесь я понял сущность всех наших кухонных джамаатов (мусульманская община.— "Власть" ) и интернет-муджахидов (борцы за веру.— "Власть") , которые сюда не стремятся приехать,— писал своей жене Саид Бурятский.— Настоящий джамаат лишь там, где вы вместе прошли через трудности".

Эти письма уже после гибели Бурятского были вывешены на одном из сайтов кавказских экстремистов. По ним можно восстановить образ проповедника-террориста, не лишенного сентиментальности.

Постоянная работа с будущими «живыми бомбами» не прошла бесследно и для самого ваххабитского идеолога. В какой-то момент психика пропагандиста дала сбой

Боевик из не отличавшегося богатырским телосложением и здоровьем Тихомирова, по его собственному признанию, не получился. Он сообщал супруге, что постепенно привык к жизни в подполье и даже полюбил "эти горы и этот лес"; свыкся с холодом и сыростью ("ты не поверишь, дожди иногда идут по четыре дня без остановки"), длинными пешими переходами и даже грохотом снарядов, под который приходится спать ("когда перестают стрелять, заснуть уже не можешь"). Тут же вышедший на джихад ученый жалуется на боли в спине, появившиеся то ли от сквозняков, то ли от того, что он "надорвался на грузе". По словам Саида Бурятского, соратники, щадя его во время пеших переходов, чуть ли не силой отбирали у него тяжелую поклажу, но спина все равно болела, поэтому почти всю зиму ему пришлось провести в блиндаже.

Главная база эмира Доку Умарова, по словам Саида Бурятского, находилась примерно в часе ходьбы от маленького села Даттых, расположенного на границе Чечни и Ингушетии, в лощине между сопок. Воспользовавшись естественным укрытием, боевики, как пишет он, капитально обосновались в этом месте: поставили палатки, соорудили блиндажи, в одном из которых располагалась столовая, и даже построили "мечеть человек на 20-25 из клеенки и каркаса" (по данным ФСБ, численность отряда составляла около 60 человек).

Пристанище назвали Нью-Даттых, а проход между блиндажами — проспектом Умарова. Однако в мае прошлого года базу рассекретил кто-то из жителей настоящего Даттыха. Федеральное командование посчитало, что штурмовать умаровский укрепрайон силами спецназа слишком рискованно, и его просто сровняли с землей ракетными ударами с воздуха. Обследуя трупы после авианалета, эксперты рассчитывали найти среди них и тело Доку Умарова, однако лидеру экстремистов удалось уйти из-под удара и вывести примерно половину своего отряда. Среди выживших остался и Саид Бурятский.

Примерно в это время эмир Умаров, видимо, и поручил несостоявшемуся боевику идеологическую подготовку членов своего отряда, и именно в этом качестве Саид Бурятский в полной мере использовал свои фундаментальные знания и организаторский талант.

22 июня прошлого года в микрорайоне "Центр-Камаз" Назрани неизвестный террорист на начиненной взрывчаткой Toyota Camry протаранил кортеж президента Ингушетии Юнус-Бека Евкурова. В результате покушения погиб один из охранников главы республики, а сам Евкуров получил тяжелейшие ранения. Его жизнь буквально чудом спасли московские врачи.

"Того брата, который ушел на Евкурова, тоже я готовил",— писал жене Саид Бурятский, давая понять, что 22 июня подорвался уже не первый его ученик. По словам идеолога, боевик отправился на смерть, "нисколько не волнуясь, как будто бы пошел выпить чаю".

Примерно через месяц, 26 июля, уже смертник-пешеход подорвал себя перед театральным центром на Театральной площади в Грозном, убив при этом четверых остановивших его перед входом в зал офицеров милиции и двух случайных прохожих. Теракт, видимо, готовился для президента Чечни Рамзана Кадырова, который собирался в этот день посетить театр, но опоздал на спектакль и не пострадал. Этого террориста Саиду Бурятскому даже не пришлось готовить. Во всяком случае, жене он сообщил, что "Харун, который взорвался в Грозном", совершил самоподрыв без всякой предварительной идеологической обработки. "Я видел в нем желание умереть, которое напоминало дикий голод",— писал Бурятский.

Тремя днями позже останки шахида Харуна опознали. Тогда же президент Чечни Рамзан Кадыров впервые назвал Тихомирова главным идеологом бандподполья и своим личным врагом. "Бурятский и ему подобные террористы из нормального человека, молодого спортсмена Рустама Мухадиева сделали террориста-смертника, накачав его разными дурманящими препаратами и подвергая психологической обработке,— заявил Кадыров.— Дни террористов сочтены. Сотрудники милиции и других ведомств идут по их следу". Поймать организаторов теракта в Грозном быстро не удалось, зато милиция в Чечне в тот же день, когда были сделаны громкие заявления, понесла новые потери. 30 июля в селе Валерик Ачхой-Мартановского района правоохранители случайно застрелили командированных в Чечню милиционера-водителя из Якутска Аркадия Саввинова и его напарника, ошибочно приняв якута за разыскиваемого бурята. Против применивших оружие было возбуждено уголовное дело, ЧП получило громкий резонанс в милицейских кругах. В отряде ОМОН при МВД Бурятии даже ставился вопрос об отказе от служебных командировок на Северный Кавказ.

Еще одно тяжкое преступление, в организации которого следствие подозревает Саида Бурятского,— теракт в Назрани, совершенный утром 17 августа прошлого года. Тогда смертник за рулем заминированной "Газели", протаранив ворота, въехал во двор городского ОВД, где милиционеры построились на утренний развод. В результате взрыва погибли 25 человек, более сотни были ранены, а глава МВД Ингушетии Руслан Мейриев лишился своего поста. Вскоре после взрыва в интернете появилась видеозапись с участием Саида Бурятского, на которой он объясняет необходимость самопожертвования в джихаде, сидя в кузове "Газели" рядом с двухсотлитровой металлической бочкой, начиненной, по его словам, взрывчаткой. Этот ролик дал основания полагать, что сам Бурятский и был за рулем взорвавшейся машины. Однако спустя два дня после теракта сайты боевиков это опровергли, а сам несостоявшийся смертник вскоре публично объяснил, что лишь собирался совершить эту акцию, но командование в последний момент поручило ее другому исполнителю.

По данным ингушских оперативников, возглавив идеологическую службу "Имарата", Саид Бурятский сформировал интернациональную бригаду из 30 наиболее близких своих сторонников, которых, воспользовавшись связями в исламском мире, отправил на подготовку в медресе экстремистской направленности, расположенное в одной из стран ближнего зарубежья. Вернулись боевики оттуда якобы убежденными сторонниками истишхада (фанатичная готовность к самопожертвованию). По данным милиционеров, отслеживающих все совершенные на Северном Кавказе теракты с самоподрывом, пока самоликвидировались лишь девять учеников Саида Бурятского. Остальные 21 ждут команды и указания цели от своего военного эмира Доку Умарова.

Постоянная работа с будущими "живыми бомбами" не прошла бесследно и для самого ваххабитского идеолога. В какой-то момент психика пропагандиста дала сбой. "Я так устал от этой дунья (земной жизни.— "Власть" ), как будто прожил уже века,— писал жене Саид Бурятский.— Знаешь, мне стали сниться братья, ушедшие на операции по истишхаду. Уже нет Абу Дуджаны, Адама, Биляля, Харуна, Абу Муслима и еще многих братьев. А я все еще жив... Знаешь, каждый раз, когда они уходят, на меня наваливается страшная усталость... Я никогда не забуду тех, кто помогал мне носить вещи, с кем мы были в холоде и ночевали в палатке под слоем снега, с кем сидели в дождь под клеенкой в лесу, с кем делили последнюю конфету. Я давно прошу Докку, чтобы он разрешил мне пойти на истишхад, но каждый раз мне в этом отказывают — ты, мол, еще нужен здесь. Сам я так не считаю и завидую тем, кто ушел по этому пути..."

2 марта в Экажево идеологическая "машина смерти" была наконец остановлена окончательно, и это можно считать безусловным успехом российских спецслужб. Однако если посмотреть на проблему в долгосрочной перспективе, можно предположить, что смерть Саида Бурятского таит в себе едва ли не большую опасность, чем все "живые бомбы", подготовленные им при жизни. Молодой человек немусульманского происхождения, принявший ислам, в совершенстве изучивший его и рассказавший о нем другим, стал уважаемым религиозным деятелем, даже оставаясь в статусе "кухонного" моджахеда. После отказа Саида Бурятского от мирских ценностей в пользу вооруженной борьбы его рейтинг и вовсе взлетел до запредельных высот. Мученическая же, с точки зрения его соратников, гибель ученого вполне может превратить его в символ вооруженной борьбы с неверными. В этом случае экстремистам не нужно будет даже тратить силы на пропаганду своих взглядов — сам пример молодого мусульманина, сказавшего слово и подтвердившего его делом, может привлечь на сторону вооруженного подполья новых сторонников. Причем в их числе, благодаря интернациональному образу Саида Бурятского, вполне могут оказаться не только уроженцы северокавказских республик, но и вообще далекие от проблем этого региона люди.

"Своей жизнью и своей смертью Саид Бурятский внес огромный вклад в укрепление рядов вооруженной оппозиции на Северном Кавказе,— убежден глава Исламского комитета России Гейдар Джемаль.— Идеи, которые он пропагандировал, теперь приобретут характер абсолютной истины для его последователей, поскольку этот человек заплатил за свои убеждения собственной жизнью".

На вопрос о том, возможен ли был какой-либо другой вариант развития событий, кроме физического устранения Саида Бурятского, Гейдар Джемаль, подумав, ответа не нашел. "Его конечной целью, как я думаю, было переформатирование российского и мирового пространства, а любые переговоры с властями на эту тему обязательно зашли бы в тупик".