Проект окружающий мир лес и человек. Конспект урока по окружающему миру "лес и человек"

Тип урока: комбинированный

Цель

— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребён-ком личного опыта общения с людьми и природой;

Характеристика деятельности учащихся

Понимать учебные задачи урока, стремиться их выполнить.

Работать в паре: с помощью схемы и текста учебника, раскрывать роль леса в природе и жизни людей. Обсуждать экологические проблемы леса, предлагать меры по его охране, обсуждать правила поведения в лесу с использованием книги «Великан на поляне». Извлекать из дополнительной литературыи Интернета сообщения о растениях и животных из Красной книги России, готовить сообщения. Обсуждать экологические проблемы национального парка «Лосиный остров». Характеризовать лесные зоны по плану .

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Планируемые результаты

Предметные (знать, уметь)

Знать роль растений в природе и жизни людей, правила поведения в лесу.

Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных, раскрывать особенности их внешнего вида и жизни.

Метапредметные (Регулятивные. Познавательные. Коммуникативные)

П. - строить сообщения в устной форме, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Устанавливать причинно - следственные связи.

Р. - оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи.

К. - определять цели, функции участников, способы взаимодействия

Личностные результаты

Чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к еȅ природе.

Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций.

Основные понятия и определения

Дом для растений, животных, грибов

Защитник воздуха, водоёмов ипочв.

Подготовка к усвоению нового материала

С помощью схемы расскажите о роли леса в природе и жизни людей. Некоторые пункты раскройте подробнее с помощью текста учебника

1.Дом для растений, животных, грибов.

2.Защитник воздуха, водоёмов и почв.

3.Место для отдыха человека

4.Источник ягод, грибов, лекарственных растений.

5.Источник древесины

Изучение нового материала

РОЛЬ ЛЕСА В ПРИРОДЕ И ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ

Лес — «лёгкие» нашей планеты, защитник воз-духа. Растения леса выделяют огромное количе-ство кислорода и поглощают много углекислого газа. Один гектар леса за час поглощает столь-ко углекислого газа, сколько его образуется при дыхании двухсот человек! Лес очищает воздух и от пыли. Она оседает на листьях, а потом дож-дями смывается на землю. Листья многих де-ревьев выделяют в воздух особые вещества — фитонциды. От них погибают болезнетворные бактерии. Хорошо очищают воздух леса, распо-ложенные возле городов и вдоль дорог.

Лес — защитник водоёмов. Люди давно заме-тили: реки, по берегам которых вырублен лес, мелеют. Дело в том, что в лесу талая и дожде-вая вода медленно просачивается в почву и от-туда постепенно попадает в реку, «питает» её. Если же лес вырублен, вода быстро, потоками стекает в реку по поверхности почвы. Может возникнуть наводнение. Зато потом в реку дол-го нет притока воды, и она мелеет.

Лес — это и защитник почвы. Ветер и потоки воды быстро разрушают почву в тех местах, где вырублен лес.

Людей лес радует своей красотой. Отдых в лесу улучшает настроение и укрепляет здо-ровье человека. А сколько грибов, ягод, ле-карственных растений дарит нам лес!

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОХРАНА ПРИРОДЫ В ЛЕСНЫХ ЗОНАХ

Экологические проблемы в этих природных зонах связаны в основном с вырубкой леса, а также с незаконной охотой — браконьерством.

Раньше людям казалось: лесов так много, что вырубить их все просто невозможно. Теперь стало ясно: леса в опасности! Поэтому на мес-те вырубленных лесов проводят лесовосстанови-тельные работы, то есть высаживают новые ле-са. Необходимые для этого саженцы деревьев выращивают в специальных питомниках.

Чтобы вырубать меньше деревьев, нужно ши-ре использовать макулатуру. Из неё можно получать немалую часть бумаги и картона. Одна тонна макулатуры спасает от вырубки 10 взрос-лых деревьев.

Под особой охраной находятся лесные растения и животные, внесённые в Красную книгу России, например венерин башмачок (), женьшень (), жук-красотел (3), дровосек реликтовый (), жук-олень (5), утка-мандаринка (6), филин (7), зубр (8), амурский тигр (9).

В лесных зонах создано большое число запо-ведников и национальных парков. Среди них Приокско-Террасный заповедник, националь-ный парк «Лосиный остров».

Осмысление и понимание полученных знаний

ЗАВИСИТ ОТ КАЖДОГО!

Жизнь леса, его обитателей зависит от каж-дого, кто бывает в лесу. Никто не должен забывать, что он здесь в гостях у природы и обязан выполнять определённые правила.

Одно из самых простых и важных правил: не оставляй в лесу мусора! Лес теряет свою кра-соту, если он захламлён. Об острое стекло или консервную банку может пораниться человек или даже животное. К тому же осколки стекла как бы собирают солнечные лучи, и от этого могут вспыхнуть сухие листья или травинки. Тогда в лесу начнётся пожар

К пожару часто приводит разведение костров в лесу. Одна маленькая искра или тлеющий уголёк может вызвать большой пожар. Если и не возникнет пожар, то всё равно от костра на земле останется некрасивое чёрное пятно — кострище. Оно не зарастает травой много лет.

Разводя костёр, люди часто выбирают совсем неподходящее место: рядом с деревьями или там, где низко нависают ветки, где много сухой травы.

Уходя, многие забывают погасить костёр или делают это кое-как, и огонь вновь разгорается. Всё это приводит к пожару.

Самостоятельное применение знаний

Изучите памятку в учебнике. Какие правила вы уже знали, а какие оказались для вас новыми?

Придумайте условные знаки к этим правилам. Нарисуйте их в рабочей тетради

Как разводить костёр

1.Дети не должны разводить костёр одни, без старших.

2.Костёр нужен для того, чтобы пригото-вить еду или обогреться. Нельзя разводить его без надобности.

3.Нужно тщательно выбирать место для костра. Поблизости не должно быть ничего, что может загореться.

4.Лучше разводить костёр на старом кост-рище. Если же его нет, надо лопатой снять дёрн (слой почвы с растениями) и разводить костёр в образовавшейся ямке.

5.Уходя, надо обязательно погасить костёр: залить водой или засыпать песком, а дёрн положить на место.

Обсудим!

1.Чистота воздуха во многом зависит от «здоровья» леса. А зависит ли «здоровье» леса от чистоты воздуха

2.Как вы думаете, почему некоторые люди не выполняют правил поведения в природе? Что нужно делать для того, чтобы все относились к природе бережно?

Проверь себя

1.Какую роль играют леса в природе и жиз-ни людей?

2.Объясни, почему лес называют защитником воздуха, водоёмов и почв.

3. Как правильно вести себя в лесу?

4. Дай краткую характеристику лесных зон по плану, приведён-ному в учебнике.

Вывод

Леса очищают воздух, поддерживают полно- водность рек, защищают почвы от ветра и потоков воды. Люди любуются красотой ле-са, отдыхают в нём, собирают грибы, ягоды, лекарственные растения. В лесах встречают-ся растения и животные, внесённые в Красную книгу России. Бережное отношение к лесу — обязанность каждого человека.

Задания для домашней работы

1.В книге «Великан на поляне» прочитай рассказы «Свой мусор — всегда с собой», «Горит костёр», «Белый сказочный дворец». Проанализи-руй своё поведение в лесу. Чему могут научить тебя эти рассказы?

2.С помощью дополнительной литературы, Ин-тернета подготовь сообщение об одном из лес-ных растений или животных, внесённых в Крас-ную книгу.

3.С помощью Интернета соверши вообража-емое путешествие в национальный парк «Ло-синый остров». Какие программы и экологиче-ские проекты сотрудники национального парка предлагают детям?

Лес и человек

Значение лесов

"Лес и его значение" 1965 г.

Рациональное использование и охрана лесов

Защита лесов

Мероприятия по охране леса

Источники информации :

ШКОЛА РОССИИ ФГОС А. А. Плешаков учебник, Е.А. Крючкова рабочая тетрадь Окружающий мир 4 класс Москва «Просвещение» 2014

Хостинг презентаций окружающий мир

Леса очищают воздух, поддерживают полноводность рек, защищают почвы от ветра и потоков воды. Люди любуются красотой леса, отдыхают в нём, собирают грибы, ягоды, лекарственные растения. В лесах встречаются растения и животные, внесённые в Красную книгу России. Бережное отношение к лесу - обязанность каждого человека!


Подумай и запиши, какую роль лес играет в твоей жизни.

Лес - это главный защитник воздуха, благодаря ему я дышу чистым воздухом. А еще это место отдыха для меня и моей семьи.

Составь схему на основе схемы в учебнике (Окружающий мир 4 класс, с. 103), заменив текст рисунками-символами.

Подумайте, какие экологические проблемы лесных зон выражены этими знаками. Сформулируйте и запишите.

Предложите для обсуждения в классе меры охраны природы, которые помогут решению этих проблем.

Продолжи заполнение плаката «Красная книга России», который нарисовал папа Серёжи и Нади. Найди на плакате растения и животных лесных зон и подпиши их названия.

Венерин башмачок, женьшень, жук-красотел, дровосек реликтовый, жук-олень, утка мандаринка, филин, зубр, амурский тигр

Придумайте и нарисуйте условные знаки к правилам, помещённым в учебнике (с. 107). Используя эти знаки как опору, расскажите о правилах разведения костра.

Как разводить костёр

Дети не должны разводить костёр одни, без старших

Костёр нужен для того, чтобы приготовить еду или обогреться. Нельзя разводить его без надобности.

Нужно тщательно выбирать место для костра. Поблизости не должно быть ничего, что может загореться.

Лучше разводить костёр на старом кострище. Если же его нет, надо лопатой снять дёрн (слой почвы с растениями) и разводить костёр в образовавшейся ямке.

Уходя, надо обязательно погасить костёр: залить водой или засыпать песком, а дёрн положить на место

Здесь можешь сделать записи для своего сообщения об одном из лесных растений или животных, внесённых в Красную книгу России (по заданию учебника, с. 108).

Тема сообщения: Венерин башмачок

План сообщения:

1) Описание растения
2) Почему так называется
3) Где растёт
4) Особенности растения и интересные факты

Важная информация для сообщения:

Венерин башмачок– растение семейства орхидей. Растения из рода венерин башмачок можно назвать одними из самых красивейших цветов тайги. Название растения - «венерин башмачок», пришло из глубины веков. В старинной легенде говорится о том, что однажды богиня красоты Венера, убегая от преследователя, скрывалась в северных лесах среди топких болот и темных, высоких деревьев. Внезапно красавица Венера оступилась, и золотой башмачок с красными атласными лентами слетел с ее ноги и превратился в прекрасный цветок.
А ведь цветок венериного башмачка действительно очень похож на изящную туфельку красавицы. Поэтому в народе ее назвали «богородицыны сапожки», «марьин башмачок», «кукушкин башмачок».
Венерин башмачок цветет долго, почти месяц. А не жалует венерин башмачок травоядных лесных зверей. Чтобы не быть съеденным лосями или зайцами, он накапливает в своих листьях горькое ядовитое вещество. Это вещество является самым настоящим защитным средством.
В народной медицине этот цветок популярен как успокаивающее средство при бессоннице. Также его применяют при головной боли.

Источник (источники) информации: Интернет, энциклопедия

УМК «Школа России»

Тема урока Лес и человек

Цели деятельности учителя

    Создать условия для ознакомления с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью человека;

    определения границ знания и «незнания»;

    способствовать формированию у учащихся представления о роли леса в жизни человека и природы; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации;

    развитию интереса к предмету «Окружающий мир»

Тип урока: открытие нового знания

Планируемые образовательные результаты:

предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться формулировать и обосновать правила поведения в лесу; работать с учебником, с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

личностные : имеют моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора; проявляют нравственные чувства и нравственное поведение, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам

Методы и формы обучения : частично-поисковый, исследовательский; групповая, фронтальная, коллективная, индивидуальная

Оборудование фотографии леса; презентация: «Лес и человек»; гербарий

Основные понятия Фитонциды

Ход урока

I.Актуализация опорных знаний

1.Проверка домашнего задания:

Сообщения детей о тайге, смешанных и широколиственных лесах по плану

    Местоположение на карте.

    Особенности природы.

    Животный и растительный мир

(Слайды 2-4)

2. Разгадывание кроссворда. (Слайд 5.)

1. Какое дерево является символом России? (Береза.)

2. Хвойное дерево, которое сбрасывает иголки. (Лиственница.)

3. Это животное имеет пятнистый окрас, «бакенбарды» и кисточки на ушах. (Рысь.)

4. Это животное умеет не только прыгать, но и летать. (Белка-летяга.)

5. Хвойный лес. (Тайга.)

6. Хвойное дерево с плоскими хвоинками, а шишки торчат вверх. (Пихта.)

7. Живет в глуши лесной, и летом и зимой старательный работник, лесной носатый плотник. (Дятел.)

8. Хвойное дерево с короткими хвоинками, расположенными поодиночке. (Ель.)

9. Дерево с листьями в форме сердечка. (Липа.)

10. Какая птица распространяет плоды кедровой сосны? (Кедровка.)

11. Хвойное дерево с ровным стволом желтого цвета. Хвоинки длинные, сидят парами. (Сосна.)

Ключевые слова: БЕРЕГИТЕ ЛЕС.

II. Мотивация (само-определение) к учебной деятельности. Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся к усвоению учебного материала (Слайд 6.) Чтение стихотворения С.Никулиной. Русский лес.

Русский лес

Нет ничего милее

Бродить и думать здесь.

Излечит, обогреет,

Накормит русский лес.

А будет жажда мучить –

То мне лесовичок

Средь зарослей колючих

Покажет родничок.

Нагнусь к нему напиться –

И видно все до дна.

Течет вода-водица

Вкусна и холодна.

Нас ждут в лесу рябинка,

Орехи и цветы.

Душистая малина

На кустиках густых.

Ищу грибов поляну

Я, не жалея ног,

А если и устану –

Присяду на пенек.

Лес очень любит пеших,

Для них совсем он свой.

Здесь где-то бродит леший

С зеленой бородой.

Жизнь кажется иною,

И сердце не болит,

Когда над головою,

Как вечность, лес шумит.

(С. Никулина.)

О каких отношениях говорится в этом стихотворении?

Чем является лес для человека?

О чем мы сегодня будем говорить? (Формулировка темы урока0

Записи на слайде (7) «Лес и человек»

Постановка цели урока.

III. Изучение нового материала Работа по группам: выявление роли леса

в жизни человека и природы (Работа с учебником с.106)

Задания группам:

1.«Знатоки». Чем является лес для человека? (Лес – место отдыха.)

2.«Почемучки». Что значит слово «излечит», прозвучавшее в стихотворении С. Никулиной?

3.«Исследователи». Где мы покупаем лекарства?

Лекарственные растения тоже растут в лесу. Значит, лес – это тоже аптека.

А почему лес накормит? (Лес – источник чистой воды и пищи.)

А как лес может обогреть человека? (Лес – источник топлива.)

Посмотрите вокруг, какие вещи из дерева вы видите? (Шкафы, столы, стулья, карандаши, линейки, книги и тетради тоже сделаны из дерева.)

Значит, лес – источник древесины.

А что делают в лесу цветы, кусты, грибы, деревья?

(Они там растут.)

А животные, насекомые, птицы? (Они живут.)

Значит, лес – дом для растений, животных, грибов.

Посмотрите, сколько значений у леса, но это не всё.

Лес – защитник воздуха, водоёмов, почв.

А теперь откройте учебники и познакомьтесь с новым для вас словом, которое имеет огромное значение для леса и человека: фитонциды. Это вещества, которые выделяют листья растений. От них погибают болезнетворные бактерии. Вот какое огромное значение имеет лес для человека и животных.

Обобщение материала с опорой на презентацию.(Слайды 9-15)

Презентация: « Значение леса»

    Дом для растений и животных

    Источник ягод, грибов, лекарственных растений

    Источник древесины

    Защитник воздуха, водоёмов, почв

    Место отдыха для человека

4. – О чём должен помнить человек, входя в лес?

Правила поведения в лесу. (Игра: «Да-нет»)

Мухомор увидев, я

Мимо прохожу друзья.

(Да.)

Выпал птенчик из гнезда,

Трогать нам его нельзя.

(Да.)

Кто бруснику собирает,

С корнем кустик

вырывает.

(Не я.)

Ландышей нарву в лесу

На праздник маме

принесу.

(Нет.)

По тропинке кто шагает

На жуков не наступает?

(Я.)

Веточки мы не ломаем,

Когда по лесу гуляем.

(Да.)

Мы ежонка увидали

И домой его забрали.

(Нет.)

Муравейник мы найдём,

Понаблюдаем и уйдём.

(Да.)

«Исследователи». Всегда ли человек справедлив по отношению к лесу? Не по его ли вине возникают экологические проблемы леса?

Проблемы леса

Вырубка.

А какие ещё проблемы у леса? (Показ Красной книги.)

Незаконная охота (браконьерство).

1. «Почемучки» – почему четвёртый лишний?

2. «Знатоки» – как знают лесную зону.

3. «Исследователи» – решают исследовательские задачи.

«Почемучки». Что зависит от каждого из нас, когда приходим в лес?

Почему нельзя оставлять в лесу мусор?

Почему нельзя разводить костёр?

«Пожар в лесу» (показ видеосюжета)

Физкультминутка .

IV. Включение нового знания в систему знаний. Практическая деятельность.

1 Рассказ учителя.

– Каждый из нас должен задуматься, какими увидят леса наши потомки через века, через тысячелетия и сможет ли лес дать им то, что даёт нам сейчас. Ведь лес – это ещё и источник познания.

Рассказывает по книге Бориса Зубкова «Что подсказала летучая мышь».

«Осень. Увядают, желтеют листья. Только не хочется листьям с деревом расставаться. А ветер крепчает, норовит лист оторвать, на холодную землю бросить. Но вот один лист края загнул, почти трубочкой свернулся. Подставляет ветру круглые бока трубочка-лист, ветер на неё со всех сторон дует, а сорвать не может. Почему?

Давайте, ребята, проделаем опыт! Возьмите за края лист бумаги и поднимите его. Лист сразу согнётся. Сверните бумагу трубочкой туго-туго. Теперь попробуйте такую трубочку согнуть, сломать. Трудно? Вот и ветер бессилен против листа, согнутого трубочкой. Увидел однажды человек такой лист. И задумал мост через реку тоже вроде листа-трубочки. Большой мост, в тысячу метров длиной. Получился мост очень прочный. Потому что он был похож на лист дерева, свернутый в прочную, жесткую трубочку».

Вот такие открытия природа подсказала человеку, разбудила его творческую мысль.

Значит, природа (лес) – источник познания

2.Выполняют задания из электронного приложения к учебнику.

Всё зависит от нас с вами. Мы должны беречь лес и охранять его. Так давайте обратимся к нашим потомкам с такой же просьбой беречь и сохранять лес – наше богатство, наши лёгкие планеты, нашу красоту.

На листочках напишите правила поведения в лесу и свои пожелания потомкам.

3.Правила поведения в лесу. (Обобщение) Слайд 22)

4. Творческая работа придумать условные знаки к правилам поведения в лесу.

V. Итоги урока.

Рефлексия Обобщение полученных на уроке сведений.

Заключительная беседа. Выставление оценок

Звенит звонок,

Окончен урок,

И выполнен план.

Спасибо, ребята,

Огромное вам

За то, что упорно

И дружно трудились!

Понравился вам урок?

Как вы оцениваете свою работу, работу класса на уроке?

VI. Домашнее задание (Слайд 23)

– Найдите ответы на вопросы:

1. Почему на Земле не кончается кислород?

2. Какую пользу приносит лес людям?

3. Какую пользу приносят птицы?

4. Как человек должен вести себя в лесу?

5. Какое участие в охране леса могут принять школьники?

6. Какие советы вы дали бы отдыхающим на природе в лесу?

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе

Шроо Татьяна Александровна,

учитель начальных классов

МБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №18»

Тюменской области, г.Новый Уренгой Тема урока: «Лес и человек». Цель и задачи урока : сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека и природы; ознакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека; развивать познавательный интерес, воспитывать уважение и любовь к природе, культуру поведения.
Оборудование : картина леса, видеосюжет «Пожар в лесу», аудиозаписи звуки леса. Ход урока. 1. Организационный момент Звучит музыка. Стихи С.Никулиной «Русский лес» (читает ученик) Учитель: О каких отношениях говорится в этом стихотворении? Ученики : Об отношениях между человеком и лесом. Значит вывод: лес нужно беречь. 2. Тема нашего урока «Лес и человек» На уроке у нас присутствуют три группы. Знатоки показывают свои знания, исследователи исследуют определённые задачи, а почемучки задают вопрос почему? и находят на него ответ. И так знатоки: Чем является лес для человека. 1 ученик. Лес – это место отдыха человека, потому что человеку, нет ничего милее, чем бродить и думать здесь. Учитель : Значит лес -

МЕСТО ОТДЫХА

-А что значит, излечит, прозвучало в стихотворении? 2 ученик . В лесу много лекарственных растений. Боярышник - понижает давление, липовый цвет - при простуде используют, земляника- богата многими витаминами, шиповник тоже богат витаминами. Особенно здесь на севере полезны многие лекарственные растения, так как здоровье у людей более слабое. Учитель : А где мы покупаем лекарства? Ученики: В аптеке. Учитель: А вот эти лекарственные растения растут в лесу. Значит лес – это тоже

АПТЕКА

Учитель: А почему лес накормит? 3 ученик. В лесу человек находит себе пищу - это ягоды, грибы, орехи, грибы, чистая вода. Значит лес.

ИСТОЧНИК ЧИСТОЙ ВОДЫ И ПИЩИ

Учитель: А как может обогреть человека? 4 ученик. Человек дровами обогревает дом, а дрова - это деревья, которые росли в лесу. Значит лес.

ИСТОЧНИК ТОПЛИВА

Учитель : Посмотрите вокруг, какие вещи из дерева вы видите? (шкафы, столы, стулья, карандаш, линейка, книги и тетради тоже сделаны из дерева) Значит лес.

ИСТОЧНИК ДРЕВЕСИНЫ

Учитель . А что делают в лесу цветы, кусты, грибы, деревья? (Они там растут) А животные, насекомые, птицы? (Они живут) Значит лес для них является домом. Учитель: Посмотрите сколько значений у леса, но это не всё. Ученики рассказывают какие роли выполняет лес. (Очищает воздух от пыли. Там где растёт лес не мелеют реки, лес их «питает». Лес защищает почвы от ветра, а корни растений не дают почве разрушаться) Значит лес. 3.Работа с учебником стр.106. Учитель: - А теперь откройте учебники и познакомьтесь с новым для вас словом, которое имеет огромное значение для леса и человека.

ФИТОНЦИДЫ

Это вещества, которые выделяют листья растений. От них погибают болезнетворные бактерии. Вот какое огромное значение имеет лес для человека и животных. На доске - ЗНАЧЕНИЕ ЛЕСА

МЕСТО ОТДЫХА


4. О чём должен помнить человек, входя в лес? Игра. Мухомор увидев, я Мимо прохожу друзья. (да) Выпал птенчик из гнезда, Трогать нам его нельзя. (да) Кто бруснику собирает, С корнем кустик вырываем. (не я) По тропинке кто шагает На жуков не наступает? (я) Веточки мы не ломаем, Когда по лесу гуляем. (да) Мы ежонка увидали И домой его забрали. (нет) Муравейник мы найдём Понаблюдаем и уйдём. (да) Ландышей нарву в лесу На праздник маме принесу. (нет) Физминутка. Руки подняли и покачали Это деревья в лесу Руки согнули, кисти встряхнули – Ветер сбивает росу, В сторону руки, плавно помашем – Это к нам птицы летят Как они тихо садятся, покажем – Крылья сложили назад. 5. Исследователи. Учитель. -А всегда ли человек справедлив по отношению к лесу? Не по его ли вине возникают экологические проблемы леса? На доске.

П Р О Б Л Е М Ы Л Е С А


1ученик. Зачем люди вырубают леса? Для заготовки древесины. Раньше вырубали топором, а сейчас лесозаготовки уничтожают целые массивы леса. Значит проблема леса.

ВЫРУБКА

- А какие ещё проблемы у леса? 2 ученик. Человек издавна убивал животных, добывая себе пищу, но это было необходимо для выживания людей, но убивали столько, сколько могли съесть. Сейчас неумеренная охота привела к полному или почти полному истреблению некоторых видов животных. В настоящее время охота на лесных животных ограничена, а браконьерство наказывается по закону. Многие виды редких животных взяты под охрану, а растения и животные, занесенные в Красную книгу, находятся под особой охраной. Показ Красной книги. Значит ещё одна проблема леса.

НЕЗАКОННАЯ ОХОТА (БРАКОНЬЕРСТВО)


6. Самостоятельная работа. (по группам) 1.Почемучки - почему четвёртый лишний? 2.Знатоки - как знают лесную зону. 3.Исследователи - решают исследовательские задачи. (см. Приложение) Проверка и оценивание. 7.Что зависит от каждого из нас, когда приходит в лес? Почемучки. 1ученик. Почему нельзя оставлять в лесу мусор? Поток пластиковых бутылок, пакетов, упаковочной плёнки составляет 40% от всего бытового мусора. О бутылки, банки, могут пораниться животные. 2 ученик. Почему нельзя разводить костёр? Погибают животные и растения. А этого могло не случиться. Если человек соблюдает правила разведения костра и не забывает его погасить. «Пожар в лесу» (показ видеосюжета) 8. Закрепление. Каждый из нас, должен задуматься какими увидят леса наши потомки через века, через тысячелетия и сможет ли лес дать им то, что даёт нам сейчас. Ведь лес это ещё и источник познания. Рассказ учителя (из книги Бориса Зубкова «Что подсказала летучая мышь») «Осень. Увядают, желтеют листья. Только не хочется листьям с деревом расставаться. А ветер крепчает, норовит лист оторвать, на холодную землю бросить. Но вот один лист края загнул, почти трубочкой свернулся. Подставляет ветру круглые бока трубочка – лист, ветер на неё со всех сторон дует, а сорвать не может. Почему? Давайте, ребята, проделаем опыт! Возьмите за края лист бумаги и поднимите его. Лист сразу согнётся. Сверните бумагу трубочкой туго-туго. Теперь попробуйте такую трубочку согнуть, сломать. Трудно? Вот и ветер бессилен против листа, согнутого трубочкой. Увидел однажды человек такой лист. И задумал мост через реку тоже вроде листа- трубочки. Большой мост, в тысячу метров длиной. Получился мост очень прочный. Потому что он был похож на лист дерева, свернутый в прочную, жесткую трубочку». Вот такие открытия природа подсказала человеку, разбудила его творческую мысль. Значит.

ПРИРОДА (ЛЕС) ИСТОЧНИК ПОЗНАНИЯ

Всё зависит от нас с вами. Мы должны беречь лес и охранять его. Так давайте обратимся к нашим потомкам с такой же просьбой беречь и сохранять лес - наше богатство, наши лёгкие планеты, нашу красоту. На листочках написать пожелания и прикрепить к ним домашнее задание. 9. Итог урока. Домашнее задание. Звенит звонок Окончен урок, и выполнен план, Спасибо, ребята, огромное вам За то, что упорно и дружно трудились, Что лесу вы нашему так пригодились. А листочки перелетают на следующий урок.
Домашнее задание. Найдите ответы на вопросы. 1. Почему на Земле не кончается кислород? 2.Какую пользу приносит лес людям? 3. Какую пользу приносят птицы? 4.Как человек должен вести себя в лесу? 5.Какое участие в охране леса могут принять школьники? 6. Какие советы вы дали бы отдыхающим на природе в лесу?

УМК «Школа России»
Список использованной литературы: 1. Плешаков А.А. От земли до неба атлас определитель для учащихся начальных классов.-7-е изд.-М.: Просвещение 2006г. 2.Стихотворение С.Никулиной «Русский лес» 3.Книга Бориса Зубкова «Что подсказала летучая мышь»

Приложение. 1. «Четвёртый лишний» Подчеркнуть.
1.Сосна, ель, дуб, саксаул. 2.Пихта, липа, полярная ива, кедр. 3.Карликовая берёза, сосна, черёмуха, дуб. 4. Кипарис, клён, рябина, вяз. 5. Ясень, яблоня, берёза, пальма. 6.Соболь, куница, барсук, полярный волк. 7.Медведь, лиса, ящерица, тушканчик. 8.Варан, ёж, барсук, сова. 9.Гадюка, тетерев, кабан, белый медведь. 10. Джейран, лось, сова, дрозд.
2. Как знают лесную зону. Соедини стрелками деревья и лес, в котором они произрастают.
Пихта Берёза Тайга Кедровая сосна Липа Ольха Смешанный лес Сосна Лиственница Дуб Широколиственный лес Клён
3.Задачи. а).60 кг макулатуры сохраняют от вырубки одно дерево, растущее в лесу свыше пятидесяти лет. Сколько деревьев сохранят учащиеся одной школы, собрав свыше 720 кг макулатуры? Сколько макулатуры надо собрать, чтобы сохранить 27 деревьев?
б). Определяя количество воды, даваемое родником, туристы заметили, что 2х литровая банка наполнилась за 4 секунды. Сколько воды даёт родник за один час?

Татьяна Норинская
«Лес и человек». Конспект урока в IV классе по предмету «Окружающий мир»

Цели урока :

Сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека и природы ;

Познакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека , с охранной деятельностью людей в зоне лесов;

Развивать познавательный интерес, развивать речь, логическое мышление, умение анализировать, делать выводы, расширить кругозор учащихся;

Воспитывать уважение и любовь к природе, чувство долга и ответственности перед природными богатствами.

I. Организационный момент

Доброе утро. Сегодня на нашем уроке присутствуют гости . Поприветствуем. Садитесь.

Я прочитаю отрывок из песни «Лесной марш»

Мы сами написали

В лесной зеленой книжке

О том, что есть у леса

Надежные друзья –

Такие же девчонки,

Такие же мальчишки,

Такие же счастливые,

Как ты и я!

Почему я начала наш урок этим отрывком ? (Этот отрывок о друзьях леса)

А кто должен оберегать лес? (Это должны делать люди.)

Кто может сформулировать тему нашего урока ?

Сообщаются тема и цели урока .

Тема нашего занятия - «Лес и человек »

II. Проверка домашнего задания

1. Перед тем, как перейти к изучению новой темы, проверим домашнее задание.

Расскажите о тундре.

Что вы можете рассказать о тайге?

Назовите деревья, которые растут в тайге

Какие животные обитают в тайге?

А что можете рассказать о зоне широколиственных и смешанных лесов?

Растительный мир лесов

2. Проводится конкурс рисунков : «Как я представляю себе тайгу , смешанный и широколиственный лес». Рисунки кратко комментируются. (на доске выставка рисунков)

Ребята нарисовали рисунки, давайте по рисункам определим к какой зоне они относятся?

По каким признакам узнали?

III. Работа над новой темой

1. Послушайте стихотворение С. Никулиной «Русский лес» читает Савватеев Михаил :

Нет ничего милее

Бродить и думать здесь.

Излечит, обогреет,

Накормит русский лес.

А будет жажда мучить

То мне лесовичок

Средь зарослей колючих

Покажет родничок.

Нагнусь к нему напиться

И видно все до дна.

Течет вода-водица,

Вкусна и холодна.

Нас ждут в лесу рябина,

Орехи и цветы,

Душистая малина

На кустиках густых.

Ищу грибов поляну

Я, не жалея ног,

А если и устану

Присяду на пенек.

Лес очень любит пеших,

Для них совсем он свой.

Здесь где-то бродит леший

С зеленой бородой.

Жизнь кажется иною,

И сердце не болит,

Когда над головою,

Как вечность, лес шумит.

О каких отношениях говорится в этом стихотворении? (В стихотворении говорится об отношениях между человеком и лесом )

Это стихотворение поможет нам выяснить, чем является лес для человека .

2. Работа по учебнику, стр. 106. Определение роли леса в жизни человека .

Прочитайте в учебнике статью «Роль леса в природе и жизни людей» на стр. 106-107 - и вы узнаете, какую роль играет лес.

3. Работа в тетрадях.

Откройте тетрадь на странице 50 и ответьте на первый вопрос : Какую роль играет лес в твоей жизни. (несколько человек зачитывают свои ответы)

4.1) Так чем же является лес для человека ? (открывается первая карточка - «место отдыха» ).

Лес – настоящий фильтр, очищающий воздух от пыли, копоти. Пыль оседает на листья, а потом дождями смывается на землю. Кроме того, листья многих деревьев выделяют в воздухе особые вещества – фитонциды. От них погибают болезнетворные микробы. На чистом воздухе хорошо и приятно отдыхать.

2)А почему лес называют «Аптекой» (открывается карточка - «аптека» ).

Лес является кладовой различных богатств. Здесь растут ценнейшие породы деревьев, много лекарственных растений и трав.

3) В лесу человек находит себе пищу - это ягоды, орехи, грибы, чистая вода (открывается карточка «источник чистой воды и пищи» ).

4) А как лес может обогреть человека ?

Значит, лес для человека - это источник топлива (открывается карточка «источник топлива» ).

5) (открывается карточка «дом для растений, животных, грибов» ).

Как вы это понимаете?

6) Чем является лес для воздуха?

Лес – кислородный цех. В больших городах, необходимо большое количество деревьев, т. к. они поглощают вредные вещества, которые витают в воздухе

7) Почему еще лес является защитником? (открывается карточка «защитник воздуха, водоемов и почв» ).

Как лес защищает водоемы?

Как же лес защищает почвы?

Лес поддерживает полноводность рек, ручьёв, водоёмов.

Лес регулирует действие ветра, защищает почвы от влияния выдувания и развеевания. Сажают даже лесополосы, которые предотвращают выдувание почвы .

5. Всё сказанное вами верно, но теперь давайте обобщим наши знания. Посмотрите, какая у нас получилась схема.

Значение леса

1. Место отдыха

3. Источник воды и пищи

4. Источник топлива

5. Дом для растений, грибов, животных

6. Защитник водоемов, воздуха, почв.

Какой вывод можно сделать из всего сказанного?

Вывод : лес имеет большое значение, как в природе, так и в жизни человека .

IV. Закрепление пройденной темы

1). Тестовая работа «Природная зона лесов» (слайды 3-7)

Давайте выполним небольшой тест. Внимание на экран.

1. Природная зона лесов состоит из :

1) пяти частей;

2) двух частей;

3) трех частей;

2. Самую большую территорию занимают :

1) смешанные леса;

2) хвойные леса;

3) широколиственные леса;

3. В тайге растут :

1) пихты, ели, лиственницы;

2) дубы, сосны, ели;

3) березы, липы, лиственницы;

4. В Красную книгу занесены следующие животные лесной полосы :

1) овцебык, морж, розовая чайка;

2) краснозобая казарка; кречет; стерх;

3) аист; морж; тюлень;

5. Охрана лесов - это….

1) обязанность государства;

2) обязанность государства и долг каждого гражданина;

3) забота самих обитателей леса;

2). Самопроверка.. Блиц - турнир «Я знаю лес» (учитель диктует, а затем учащиеся меняются листочками и проверяют по экрану, слайды 9-17)

Какой лес мы называем тайгой?

Какое дерево является символом России?

- Назови дерево : «Высокое, стройное, с желтовато-красноватой или бурой корой. Ветви только на вершине. Хвоинки длинные, расположены попарно. Шишки маленькие, округлые ».

Это животное умеет прыгать с дерева на дерево.

Кто является санитаром леса?

Это животное умеет не только прыгать, но и летать.

Плодами, какого дерева являются желуди?

Выполняют на карточках по парам.

Узнайте хвойные деревья по веточкам и шишкам. Пронумеруй рисунки (1. Ель. 2. Сосна. 3.

Кедровая сосна. 4. Пихта. 5. Лиственница)

Узнайте лиственные деревья по листьям и плодам. Пронумеруй рисунки (1. Дуб. 2. Клён. 3. Липа. 4. Ясень. 5. Вяз) .

3). Отгадайте загадки и разгадаешь кроссворд (слайды 19-21)

1. Русская красавица, стоит на поляне, в зеленой кофточке, в белом сарафане (береза) .

2. На большой цветной ковёр села эскадрилья, то откроет, то закроет расписные крылья (бабочки) .

3. У меня ходули – не страшны болота, лягушат найду ли – вот моя забота (цапля) .

4. Есть в реке работники : не столяры, не плотники, а выстроят плотину – хоть пиши картину (бобры) .

5. Листья падают с осин, мчится в небе острый клин (журавли) .

6. На шесте весёлый дом, с круглым маленьким окном, чтоб уснули дети, дом качает ветер, на крыльце поёт отец - он и лётчик, и певец (скворец) .

7. Поранил ты в походе ногу, усталость не даёт идти, нагнись : солдатик у дороги готов помочь тебе в пути (подорожник)

8. С ветки на тропинку, с травки на былинку, прыгает пружинка - зеленая спинка (кузнечик)

9. Белым шариком пушистым я красуюсь в поле чистом. Дунул легкий ветерок – и остался стебелёк (одуванчик) .

10. Брат собаки этот серый, а разбойник самый первый (волк) .

V. Итог. Рефлексия

Давайте подведём итог нашего урока .

Попробуйте ответить на эти вопросы.

Узнали ли вы сегодня что-нибудь новое для себя?

Что показалось интересным?

Что запомнилось?

О чем захотелось узнать побольше?

Оценим себя и свои достижения по шкале (на доске приготовлены елочки по цветам лесных зон)

Молодцы! Хорошо поработали на уроке .

VI. Домашнее задание

Открыли дневники и записали домашнее задание

2) Тетрадь страница 51-52

Спасибо огромное за урок !