Очерк о прекрасном женщине руководителе. Чем плохо, когда руководитель женщина? глава Шумненского сельского поселения

Ирина Давыдова


Время на чтение: 7 минут

А А

Те времена, когда женщины только стояли у плиты, нянчили детей и встречали добытчиков с работы, прошли. Сегодня уже никого не удивить женщиной-начальником. Тем более что эффективность деятельности начальства зависит совершенно не от пола, а от личных лидерских качеств, образования и имеющегося опыта. Но особенности в работе женщины-шефа, конечно же, имеются.

Женщина-начальник — лассификация психологических типов

Руководительница — «Мужик в юбке»

Такая начальница скупа на эмоции. Недостаток эмоциональности она с лихвой компенсирует авторитарностью в общении с подчиненными и жесткостью отношения к людям и делам. Такая бизнес-леди никогда не забудет дом свои «ежовые рукавицы», а демократией на работе и не пахнет – обмен мнениями и свободное выражение своих мыслей исключены по умолчанию. Как правило, сотрудники тонкой душевной организации из такого коллектива бегут. Поэтому царит в нем откровенный подхалимаж, склочность и подсиживание.
Что нужно помнить?

  • Научитесь молчать и держать себя в руках.
  • Не допускайте перехода разговора из диалога в иные плоскости.
  • Используйте дар убеждения.

Начальница — «Мамочка»

Начальница из этой категории – полная противоположность предыдущей. Без эмоций не обходится ни одно действие. Главное оружие – обаяние. Сотрудники – почти ее дети, а в коллективе должна царить дружба и только дружба. Подробнее . Доброта и эмоциональность не способствует порядку в коллективе – там всегда хаос по причине сверхлиберальности «мамочки».

Что нужно помнить?

  • Со своими проблемами и предложениями обращайтесь только напрямую к начальнице (не к коллегам).
  • Технические детали, при своей «презентации», опускайте – объясняйте свои идеи на уровне эмоциональной живописи. Если начальница вдохновиться вашей проникновенной речью – технические детали решатся сами собой.
  • Выговоры такой начальницы обычно представляют собой всем понятные женские обиды. И реагировать на них следует соответственно. То есть, обращаясь не к разуму, а к чувствам.

Начальница — «Энтузиаст»

Данный ситуативный тип руководительницы – это женщина-трудоголик, которая живет ради успеха и победы. Она всегда придет первой и уйдет последней. На ее столе – бумажный хаос. В ее памяти – нередко тоже. Из-за обилия информации она нередко забывает – о конкретных обязанностях подчиненных, о сроках исполнения задач и пр. По сравнению с предыдущими вариантами, этот не так уж и плох. Во всяком случае, забывчивость начальства иногда обеспечивает дополнительный выходной, а особых проблем в работе у вас не будет.

Жизнь. Призвание. Радость

Нина Александровна Майорова… Это имя связано с замечательной школой - МБОУ «Еланская ООШ № 1». Когда-то, очень много лет назад, она решила стать учителем. Ее мечта осуществилась после окончания Балашовского государственного педагогического института. И она стала не просто учителем, а учителем, постоянно совершенствующим свое мастерство, свой педагогический талант!

15 лет назад Нина Александровна переступила порог нашей школы в качестве директора. С тех пор школа изменилась, стала краше и лучше!

Позади 38 лет педагогической работы… Это много или мало? Наверное, для любого человека это не просто период в жизни, а огромный путь, полный взлетов и падений, радостей и горестей, побед и неудач…. Но что значат для руководителя школы эти годы? Это — постоянная и целенаправленная работа по воспитанию детей, самосовершенствованию и формированию единого образовательного пространства. Без лишнего преувеличения можно сказать, что школа для нашего директора - это ее жизнь, призвание и радость. С момента начала руководства Нина Александровна проявила свое мастерство и лучшие качества администратора, что позволило педагогическому коллективу вырасти в дружную и сплоченную команду, способную решать любые вопросы обучения и воспитания подрастающего поколения.

Работая под руководством Нины Александровны, учителя становятся профессионалами в своем деле! Общение с таким директором учит многому: она щедро делится своими идеями, педагогическими задумками, помогает учителям стать настоящими педагогами, мудрыми и терпеливыми к своей профессии. Нина Александровна умело организует образовательный процесс, мудро осуществляет руководство педагогическим коллективом, эффективно применяет различные методы мотивации сотрудников.

Каждое утро Нины Александровны начинается со школьного порога. Она обязательно встречает всех ребят, идущих в школу. Кого-то похвалит, кого-то пожурит, а кому-то подскажет. А затем с головой погружается в ворох различных управленческих дел, многие из которых требуют незамедлительного решения. И так уже много лет. Жизнь движется по одному и тому же кругу, но в нем есть свой смысл. Прекрасные организаторские способности, знание психологии людей помогают ей увлечь педагогический коллектив общим делом. Она не боится внедрять новое в учебно-воспитательный процесс, поэтому учебное заведение успешно осваивает новые педагогические технологии. При этом старается, чтобы лучшие традиции школы обязательно сохранялись.

Обаяние естественности, живости, простоты - ее отличительные особенности. Ее коммуникабельность, умение общаться, дружелюбие вызывают искреннее уважение у тех, с кем ей пришлось работать. Она обладает каким-то неугасающим моральным импульсом, удивительным чувством нового, умеет видеть это новое во множестве разных ситуаций и всегда готова помочь молодым. У нее свои общественно-политические взгляды, которые реализуются на этой работе, благодаря ее энтузиазму и неутомимой работоспособности.

Талантливый человек талантлив во всем! Эти слова имеют самое прямое отношение к директору нашей школы. Говорить об этом человеке можно бесконечно. Да, она может быть жесткой, но только по делу, а без этого нельзя ни одному руководителю. Да, не бывает людей без недостатков, но если уж судить о человеке, то правильно было бы положить на чаши весов и добродетели, и недостатки. Только тогда можно получить реальную картину, реальный портрет человека. Не правда ли? Важно не быть безразличным к своей работе. Душой болеть за все на свете, во все вникать. Тогда твой настрой как руководителя чувствуют дети и учителя.

За годы педагогической деятельности из простого учителя Нина Александровна выросла в грамотного и умелого руководителя. Она награждена почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации нагрудным знаком «Почетный работник образования».

У Нины Александровны замечательная семья, заботливые дети и внучка.

Очень точно и метко об учителе сказал известный писатель Симон Соловейчик: «Он артист, но его слушатели и зрители не аплодируют ему. Он - скульптор, но его труда никто не видит. Он - врач, но пациенты редко благодарят его за лечение и далеко не всегда хотят лечиться. Где же ему взять силы для каждодневного вдохновения? Только в самом себе, только в сознании величия своего дела». Эти слова как нельзя лучше характеризуют Нину Александровну.

В октябре Нина Александровна отметила юбилей. В этой женщине столько красоты, стати, силы и даже удали, что хочется сказать:

Вы - легкая, но с грузом всей Вселенной.
Вы - хрупкая, но крепче нет оси.
Вы - вечная, как чудное мгновенье
Из пушкинско-натальевской Руси!
Здоровья вам, Нина Александровна, и успехов!

Коллектив МБОУ «Еланская ООШ № 1».

Учительство не труд,
а отреченье,
Умение всего себя отдать,
Уйти на долгий подвиг
и мученье
И в этом видеть свет
и благодать.

Утро. Заливается звонок, и лицеисты торопятся занять свои места, погружаясь в неповторимую школьную атмосферу. Все радует глаз, все подчинено главной цели: создать для ребят идеальные условия для учебы и отдыха. И главный вдохновитель всех дел лицея, творческий наставник коллектива, его душа – директор республиканского классического лицея Ирина Владимировна Картополова. Ее уверенность в успехе заряжает оптимизмом, заставляет поверить в свои силы.
Она мечтала быть учителем, обучая в детстве своих кукол грамоте и математике, помогая одноклассникам, представляя себя взрослой учительницей, и ее мечта осуществилась. После окончания Барнаульского государственного педагогического института по распределению работала учителем английского языка в селе Мульта (Усть-Коксинский район), затем в школе №6 Горно-Алтайска и с 1993 года — в Республиканском классическом лицее. Ирина Владимировна стала не просто учителем, а настоящим профессионалом, постоянно совершенствующим свое мастерство, свой педагогический талант!
Учитель — это состояние души, образ жизни, если хотите. Жизненное кредо Ирины Владимировны: «Умей чувствовать рядом с собой человека, умей понимать его душу, видеть в его глазах сложный духовный мир» (В.А. Сухомлинский).
Главная цель, которую ставит перед собой и своими коллегами наш директор – воспитание и развитие свободной и жизнелюбивой талантливой личности, обогащенной научными знаниями о природе и человеке, готовой к созидательной творческой деятельности и нравственному поведению.
Более 30 лет педагогической деятельности остались позади… Много это или мало для жизни учителя, а впоследствии директора лицея? Наверное, для любого человека это не просто период в жизни, а огромный путь, полный взлетов и падений, радостей и горестей, побед и неудач… Но что значат для руководителя школы эти годы? Это постоянная и целенаправленная работа по воспитанию детей, самосовершенствованию и формированию единого образовательного пространства. Учительское поприще для Ирины Владимировны – не просто работа, это поистине великое служение благородному делу воспитания новых поколений! Сотни выпускников с благодарностью произносят имя своего любимого директора. Лицею посвятила Ирина Владимировна 24 года своей жизни. За эти годы создано образовательное учреждение, которое занимает ведущее место среди школ Республики Алтай. В 2014 и в 2015 году лицей единственный в нашей республике среди образовательных учреждений вошел в рейтинг ТОП-500 лучших школ России по итогам 2013 — 2014 и 2014 — 2015 учебного года. В 2016 году Республиканский классический лицей вошел в два списка лучших школ России, осуществляющих профильное обучение по профилям: филологический и социально-гуманитарный. Лицеисты получают образование в престижных вузах нашей страны и за рубежом, многие из них работают ведущими специалистами в нашей республике в области здравоохранения, юрис-
пруденции, экономики.
Конкурентоспособность лицея во многом обусловлена высокой квалификацией педагогов, чему Ирина Владимировна уделяет особое внимание; методический рост учителя, по ее мнению, — главная задача руководителя школы. Кропотливо и умело координирует директор учебу и становление каждого члена коллектива. Много сил и энергии отдает она работе с молодыми учителями, тонко и мудро корректирует деятельность опытных наставников. Все это позволило педагогическому коллективу лицея стать дружной и сплоченной командой, способной решать любые вопросы обучения и воспитания подрастающего поколения.
Прекрасные организаторские способности, знание психологии людей помогают ей увлечь педагогический коллектив общим делом. Особая черта Ирины Владимировны – обостренное чувство нового. Она обладает каким-то неугасающим инновационным импульсом, удивительным чувством нового, умеет видеть это новое во множестве разных ситуаций и всегда готова помочь другим. Самые передовые педагогические находки, методические инновации получают отражение в практике работы лицея.
К празднованию 20-летия Республиканского классического лицея Ирине Владимировне предложили написать эссе о себе, о лицее.
Вот ее «Признание…»:
«Учитель отдает свою жизнь детям.
Благородная, красивая, уважаемая профессия.
Неправда, что учитель жертвует своей жизнью ради детей. Это не жертва, а радость, иначе он не учитель. Тем, кто идет в школу с тяжелым сердцем, она покажется адом. На самом деле, школа – это центр жизни, это средоточие энергии, мудрости, любви, радости. Как учитель относится к школе, так и ученики воспринимают ее. Все в руках учителя.
Я благодарна своим школьным учителям, которые научили меня думать и жить, ввели меня в профессию, стали примером в жизни.
Уважаю своих коллег – учителей лицея, восхищаюсь их высоким профессионализмом, их мудростью, трудолюбием, их умением любить и понимать детей, их готовностью отказаться от отдыха ради решения проблем ребенка, их скромностью, внутренней культурой, их способностью радоваться жизни, успехам детей, не унывать даже в самых сложных ситуациях, их терпением, их желанием учиться и двигаться вперед. Это их труд и отношение к жизни воплощаются в учениках лицея.
С трудом привыкаю к новеньким, особенно к восьмиклас-
сникам: нескладные, несобранные, не умеющие организовать себя, хватающиеся за все, но не доводящие многое до конца, не владеющие навыками самостоятельной работы, боящиеся спорить с учителем, неприученные задавать вопросы. Но с каким мужеством жертвуют своим свободным временем ради достижения этой цели, как быстро впитывают в себя дух лицея!
Искренне люблю выпускников! Люблю их за целеустремленность, высокий интеллект, способность быстро адаптироваться в незнакомой ситуации, за умение найти адекватное решение любой проблемы, готовность взять на себя ответственность, порядочность во всем. Они умеют честно, добросовестно, творчески работать, красиво веселиться, жить достойно, поступать по чести. Верю, что именно такими должны быть граждане России. Со спокойной душой могу доверить им будущее нашей страны.
Благодарю судьбу за то, что стала учителем, что каждый мой день наполнен встречами и общением с удивительными педагогами и талантливыми детьми».
Вот она какая, наш директор! Необыкновенная, мужественная и прекрасная женщина! Своей интеллигентностью, высокой культурой, умением слушать и слышать другого человека она сумела создать вокруг себя атмосферу взаимопонимания, творчества, поиска. В этой женщине столько красоты, обаяния, силы!
В настоящее время ни у кого не вызывает сомнения, что эффективное развитие системы образования в нашей стране зависит исключительно от высокопрофессиональных людей, таких как Ирина Владимировна Картополова.
За годы педагогической деятельности из простого учителя Ирина Владимировна выросла в современного и успешного руководителя. Она является отличником народного просвещения, заслуженным учителем Российской Федерации, призером Всероссийского конкурса лучших учителей в рамках ПНПО 2008 года, победителем Всероссийского конкурса «Директор года-2013».
Конечно, это не предел! От всей души желаем нашему директору новых побед, свершений и достойной оценки ее труда. Счастья вам, дорогая Ирина Владимировна!

Мой славный уголовный розыск!
Вот заново пополнились ряды,
И ты опять все так же молод,
И так же ты с преступностью на ТЫ!

Судьба распорядилась так, что с 1974 по 1993 годы я трудилась в отделе уголовного розыска УВД Тамбовской области оперуполномоченным по розыску преступников и без вести пропавших граждан. Прошла путь от младшего лейтенанта до подполковника милиции. Всегда гордилась тем, что работала с настоящими мужчинами, знающими свое дело, отдающимися полностью трудной работе, сыщиками от Бога. Многие из них рано ушли из жизни, но память жива. Им и всем сотрудникам уголовного розыска посвящаю свои очерки.

В этом очерке хочу рассказать об известном, уважаемом жителе Тамбова Вячеславе Михайловиче Горностаеве. Для многих и многих людей он остается образцом интеллегентности,
принципиальности, необыкновенной душевной доброты. 30 лет проработал он в органах внутренних дел, был начальником Ленинского РОВД, заместителем начальника областного уголовного розыска. И где бы он ни работал, всегда являлся образцом для подчиненных – во всех отношениях. У него учились профессионализму, выдержке, тактичности. Все, кому довелось пройти школу Горностаева, приобрели неуловимое сходство с начальником – также скрупулезно разбирались в мельчайших деталях преступления, тщательно просчитывали варианты, чтобы в ходе оперативных действий ненароком не пострадали невинные люди.

Ситуации возникали разные. Летом 1974 года возвращавшийся ночью с дежурства сержант милиции Мурсалов вступил в единоборство с хулиганами. Те остановили на дороге « Запорожец», за рулем которого сидел ветеран Великой Отечественной войны, разбили стекла и пытались перевернуть машину. Сержант бросился на помощь пожилому человеку. В ходе схватки один из молодчиков ударил милиционера ножом в спину. Рана оказалась смертельной. Делом чести стало для начальника Ленинского РОВД В. Горностаева раскрытие преступления, наказание виновных в смерти сослуживца. Оперативники принялись за дело. Выяснилось, что убийца затаился в Уварово. В. Горностаев, В. Толмачев (тогда начальник дежурной части УВД) с сотрудниками уголовного розыска выехали на задержание. Когда вошли в нужный дом, преступник спал. Не потревожив его, милиционеры достали из-под подушки два ножа, а потом разбудили убийцу. Увидев оперативников, тут же сунул руку под подушку и – завыл…

Вячеслав Михайлович не оставил в беде семью погибшего сержанта. Вскоре его жена Лида Мурсалова надела милицейскую форму и пришла работать в тот же отдел, где служил ее муж.

Подкупала нас еще одна черта нашего начальника – он никогда не прятался за чужие спины, всегда брал ответственность на себя. Поэтому и старались мы не подвести его.

Многим тамбовчанам памятен 1978 год, когда разразилась настоящая война между хулиганами и ворами. Началась она с убийства некоего Рублева. Парень вырос в хорошей семье (мама- Заслуженный учитель РСФСР), занимался спортом, но сдружился с ворами, нередко помогал им совершать карманные кражи. Однажды за карточный долг избил судимого за хулиганство С. Вскоре в пивнушке в районе речки Стеденец встретились воры и хулиганы. Брат обиженного С. отозвал Рублева в сторонку и нанес ему несколько ножевых ранений, от которых тот скончался. Так возникло противостояние в преступной среде. Хулиганы и воры в непримиримой схватке множили число жертв. Три человека были убиты, один пропал без вести, двое ранены. Этот счет мог неуклонно расти, если бы не вмешались сотрудники уголовного розыска.
В.Горностаев и В. Толмачев (в то время начальник областного уголовного розыска) стали тактиками и стратегами по наведению порядка в городе Тамбове. Установили участников кровавых разборок, начались их аресты. Получили данные, что один из воров скрывается в селе Пушкари у приятеля. У него - обрез, просто так не сдастся. Сотрудники милиции провели разведку местности. Дом, в котором прятался преступник, имел два входа и располагался рядом с медпунктом. Почти все село просматривалось из его окон. Как поступить, чтобы при задержании не пострадали люди? Горностаев предложил план, с которым руководство УВД согласилось.

По одной из тихих улочек, отдаленных от центра города, в сторону Пушкарей двигалась машина « скорой помощи». В ней находились мужчины в белых халатах. Прохожие не могли даже предположить, кому и какую помощь едут они оказывать. Под халатами на « медработниках» были надеты бронежилеты, спрятаны пистолеты. Торопились они не по вызову больного.

В машине находились « доктор» В. Горностаев и « фельдшер» - оперативник Сергей Нилов. Сотрудники уголовного розыска Семен Слобин и Борис Посевкин распластались на полу салона с автоматами в руках. Когда « скорая» подъехала к медпункту, « медики» с саквояжем вышли из нее, а сопровождавшие их автоматчики, улучив момент, незаметно пробрались в стоящее поблизости строение, чтобы контролировать окна взятого под наблюдение дома. Нилов дал условный сигнал Толмачеву и другим сотрудникам, которые находились в машине за околицей.

В считанные минуты у порога дома стояли Горностаев, Толмачев, Гребенников, у другого входа – Протасов, Чиканаев и другие оперативники. Штурм был молниеносным. Вор, не ожидавший нападения, так растерялся, что не успел схватить свой обрез. На его запястьях сомкнулись наручники. Так благодаря решительным действиям стражей правопорядка кровопролитие в городе прекратилось.

Не раз и не два участвовал В. Горностаев в задержании вооруженных преступников. Случалось, когда в него и стреляли. Задача перед сотрудниками уголовного розыска стояла жесткая: добиться стопроцентного раскрытия убийств, преступлений с тяжкими телесными повреждениями. И если не получалось это сделать по горячим следам, работали по ним годами. Так, в конце 70-х годов теперь уже прошлого века на пороге магазина областного центра неизвестные убили 20-летнего парня. Резонанс был большой, но следствие сразу столкнулось со многими трудностями. Больше года ушло на скрупулезную работу: искали участников драки, во время которой погиб молодой человек. Установили, что один из них имеет кличку «Седой».

Проверяли алиби более чем 200 человек с такой кличкой, проживающих в Тамбове и пригороде. Когда очередного подозреваемого доставили в отдел, В.М. Горностаев организовал полную проверку всех выдвинутых им в свою защиту версий. День потребовался для того, чтобы опровергнуть их и полностью изобличить преступника. Из отдела в тот день начальник ушел последним, поздней ночью.

Это вошло в плоть и кровь. Вячеслав Михайлович во всем разбирался до тонкостей. В сложных ситуациях брал «огонь» на себя, стоял за честь мундира, невзирая на звания и должности оппонентов. Вспоминается такой случай. За хулиганство задержали двух водителей облисполкома. « С вас снимут погоны!» - угрожали они милиционерам. И все же получили по 15 суток административного ареста. Но Горностаева вызвали на « ковер». На предъявленные претензии полковник милиции ответил просто: « Я всегда считал, что советская власть защищает советские законы». В тот же день в спецприемник нерадивым водителям привезли трудовые книжки – с работы они были уволены.

Сейчас, когда смотришь бесчисленные телесериалы о милиции, в которых начальники, как правило, люди недалекого ума, недотепы, невольно вспоминаешь Вячеслава Михайловича Горностаева. Он и теперь остается нашей гордостью, о таких бы снимать фильмы и писать книги, чтобы молодежи было делать жизнь с кого.

Слово о директоре.

Этот очерк был написан за два года до публикации на сайте. Героиня очерка, Александра Арсентьевна Стерхова, 12 сентября 2015 года отметила свой 80-й год рождения. Она ушла на заслуженный отдых в 2014 году, но в школе по-прежнему помнят и любят её.

Снова Первое сентября. Заливается первый звонок, и нарядные школьники торопятся занять свои места в светлых, сверкающих свежей краской,украшенных зеленью и новы ми жалюзи классах.Уютно и празднично в школе, где всё готово к новому учебному году:предметные кабинеты,оснащённые современной оргтехникой,многочисленными пособиями;прекрасная библиотека, торжественной тишиной встречающая первых посетителей; просторная столовая,продуманным дизайном больше похожая на уютное кафе.Всё радует глаз,всё подчинено главной цели:создать для школьников-гимназистов идеальные условия для учебы и отдыха.К этому стремились и вложили много сил и средств и родители,и учителя, и, по мере сил, сами ребята.Но главный вдохновитель всех дел школы-гимназии,творческий наставник коллектива,его душа – директор Гвардейского УВК Александра Арсентьевна Стерхова.

Нет в Симферопольском районе более заслуженного человека,чем наш директор.55 лет отдала она педагогике !Учительское поприще для Александры Арсентьевны – не просто работа, это поистине великое Служение благородному делу воспитания новы х поколений.Сотни выпускников с благоговением произносят имя своего любимого Директора.Гвардейской школе посвятила Александра Арсентьевна более сорока лет .На базе маленькой гарнизонной школы создала она новый многопрофильный учебный комплекс, из года в год выпускающий в большую жизнь всесторонне подготовленных,отличающихся крепкими знаниями учеников.269 золотых и серебряных медалистов – гордость УВК и,конечно, Александры Арсентьевны.До 80% выпускников каждый год поступают в высшие учебные заведения.24 кандидата и доктора наук воспитала Гвардейская вторая под руководством директора А.А.Стерховой.Конкурентноспособность УВК во многом обусловлена высокой квалификацией педагогов, чему Александра Арсентьевна уделяет особое внимание:методический рост учителя,по её мнению, – главная задача руководства школы.Кропотливо и умело направляет директор учё бу и становление каждого члена коллектива.Много сил и энергии отдаёт она работе с молодыми учителями, тонко и мудро корректирует деятельность опытных наставников.

Особая черта Александры Арсентьевны –обострё нное чувство нового.Самые передовы е педагогические находки, методические инновации находят отражение в практике работы Гвардейского УВК.Создание «Школы здоровья»,участие в программе «Открытый мир», использование инновационных компьютерных технологий в преподавании – всё это внедрено и осваивается в школе- гимназии по инициативе или при содействии директора.

Ни для кого не секрет,насколько трудно у крепля ть материальную базу школы в условиях кризиса.Роль директора в этом процессе является решающей.Александра Арсентьевна неутом имо ищет новые возможности,устанавливает связи со спонсорами,находит отклик и поддержку родителей.Благодаря её самоотверженной деятельности расцветает Гвардейский УВК.Оснащены новейшей техникой информационно-методический центр, учебные кабинеты, два компьютерных класса.Красивы и уютны классы и рекреации школы, обновляён спортивный зал.Ухоженный пришкольный участок радует разнообразием растений и пышным убранством клумб.

Сорок лет руководства школой! Много это или мало? Для детей эта цифра – вечность, для УВК –этап становлення, для директора – жизнь.

Жизнь… Была ли она счастливой? Конечно! С самого детства Саша мечтала стать учителем. Ещё в трудные школьные годы в раненном войной Симферополе Сашенька помогала подругам учить уроки, затевала игры «в школу». И отступало на второй план, заглушалось постоянное чувство голода, общее для всех ребят той страшной поры…

Восемь классов закончила с отличием и вместе с подругой поехала поступать в педагогическое училище в Калининград. Никогда не забудется тот счастливый июньский день, когда директор училища вручил ей первый диплом. «Вы поистине родились в рубашке учителя», – его слова звучали, как школьный колокольчик!

И вот первая школа! Под Калининградом, в гарнизоне Чкаловск, начался большой путь педагога. Там встретила Александра и женскую свою судьбу. Молодой чернобровый штурман с нетерпимо синими глазами сумел завоевать сердце юной учительницы. Его звали Герман. Умный, серьёзный, внимательный – может быть, это о нём мечтала она, бродя с подругами по узким улочкам старого города, напоёнными запахом цветущей сирени? Свадьбу сыграли скромную, в кругу друзей. Так она обрела новую профессию – жены офицера, верной подруги и спутницы в суровой службе военного. Сын Игорёк родился ещё в Калининграде, а уже через год Германа направили на Высшие офицерские курсы в Ригу. Новые назначения – новые переезды, новые военные городки.

Дальний Восток. Гарнизон Монгохто – мечта романтика: ближайший городок, Ванино, в 20-ти километрах, кругом море тайги и сопки, сопки... Такие места навсегда остаются в сердце… Неизвестный юморист назвал единственную улицу гарнизона Театральной. В свободное от полётов время лётчики с семьями собирались в Доме офицеров, организовывали незабываемые вечера, играли в шахматы. Но самый любимый отдых – на природе: среди сосен и папоротников собирали бруснику и грибы, пели песни под гитару. Дружбе тех далёких лет остаются верны навсегда. Там, в Монгохто, Александра Арсентьевна прошла настоящую школу жизни, становления – и в семье, и в профессии. Там вырос Игорь, совершенствовал мастерство Герман Павлович. Там Сашенька стала сначала учителем начальных классов, а потом, после окончания педагогического института в Комсомольске-на-Амуре, - завучем и директором. Признательность и уважение окружающих – главная награда молодому директору. И любовь детей – школьников, особенно самых дорогих, которыми Александра Арсентьевна руководила с первого по восьмой класс, до перевода мужа. По всей стране разъехались ребята, но и сейчас, через сорок лет, шлют они своему любимому учителю весточки о себе и о своей благодарности за её огромную роль в воспитании их лучших качеств. Игорь Кочаловский, уже капитан I ранга в отставке, в стихах признаётся в любви дорогому для него человеку – первому учителю, а Галина Крылова, директор школы в Санкт-Петербурге, звонит через тысячи километров, чтобы услышать ставший родным голос любимого наставника.

Сорок лет Александра Арсентьевна живёт и работает в Гвардейском. Здесь окончил школу её любимый сын Игорь, отсюда он уехал учиться, стал, как и отец, военным лётчиком. Они были удивительно похожи – отец и сын: статные, красивые, синеглазые. Нежность и уважение дорогих людей – главная составляющая успеха директора А.А. Стерховой. Понимание, поддержка мужа, забота сына и невестки Татьяны, любовь внуков и правнучки – великое счастье женщины, её опора в жизни. Даже сейчас, когда Германа Павловича нет рядом, её окружают его картины, написанные в последние годы жизни, и их тепло помогает Александре Арсентьевне вспоминать только самое светлое в жизни.

Вот она стоит на торжественной линейке в школе – красивая, стройная, ухоженная, уверенная в себе. Необыкновенная, мужественная и прекрасная женщина! Своей интеллигентностью, высокой культурой и благородной простотой она сумела создать вокруг себя атмосферу взаимопонимания, творчества, поиска. За многолетнюю плодотворную деятельность А.А. Стерхова награждена «Орденом Трудового Красного Знамени». Конечно, это не предел! От всей души желаем директору новых побед, свершений и достойной оценки её труда. Счастья Вам, дорогая Александра Арсентьевна!

А.А. Фищук, учитель русского языка и литературы