Библия про потоп на земле. Когда был всемирный потоп? Сказание об Утнапиштиме

Древняя история Ноя и Всемирного потопа хранится у нас в памяти с самого детства. Всемирный потоп якобы стал наказанием людям от Всевышнего, за неверие и отступление от законов божьих .

Но интересно, потоп действительно был глобальным и Всемирным, как это нам преподносит страница истории? Или это было наводнение локального масштаба, которое и в наши дни не редкость.

Итак, давайте заглянем вглубь веков, отправимся в удивительное приключение времен седой древности. Мы пойдем навстречу старым легендам и посмотрим, а было ли на самом деле Божественное возмездие за грехи человеческие?

Как рассказывают священные письмена, катастрофа планетарного масштаба пришла с неба проливным дождем на 40 дней и ночей, правда согласно шумерским записям ливень длился неделю.

Очевидно, что описанная катастрофа должна оставить множество следов в виде отложений, как на суше, так и на дне океанов. Но были ли найдены исследователями хоть какие-то следы катастрофы планетарного объёма? Геологами были проведены исследование на всех континентах, но верные доказательства Всемирного потопа не обнаружились.

А ведь такое бедствие обязательно должно оставить следы, и довольно заметные, но их почему-то нет. Никаких доказательств того, что однажды вся суша скрылась под водой. Более того, по словам климатологов, отсутствие прямых доказательств не является единственной проблемой. Ведь сама идея о вселенском потопе противоречит тому, что мы знаем о нашей планете. Согласно одному из предположений библейских критиков, чтобы затопить всю планету водой, потребуется примерно раза в три больше воды, чем хранят водные бассейны всей планеты.

Всемирный потоп, откуда пришла вода?

С точки зрения логики, невозможно объяснить появление таких колоссальных объёмов воды, как невозможно представить и ёмкость где она содержалась. Библейские записи сообщают о 40 сутках ливневого дождя, но даже этого количества осадков недостаточно, чтоб вся планета очутилась под водой. Так что же это за вместилище, где хранились такие объёмы жидкости?

Может ответ лежит в священных книгах, которые упоминают о некой великой бездне: «разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились»; Книга Бытия, 7:12. Согласен, не очень содержательный ответ, но из него понятно, источников стихии было два — подземные воды и небеса.

Интересно, могла ли твердь разверзнуться, а вода хлынуть из недр земных? Учёные утверждают, что это безумная идея, ни какие подземные источники не имеют возможности дать такое количество воды. Но давайте на миг допустим, что вода действительно подобралась близко к земной поверхности и напитала земной грунт.

В таком случае, вода превращает сушу в жидкую субстанцию, а плывун не дает шансов на нем устоять. К том уже, все это происходило в песчаной местности, а песок насыщенный водой отвратительная опора для ног.

Но даже обернись так обстоятельства, что заработали всевозможные гейзеры, то все жители земли и Ной со всем своим семейством попадают в заложники к другим проблемам.

Допустим Всемирный потоп принесли гейзеры, в таком случае, это меняет газовый состав атмосферу. Воздух становиться крайне влажным и пропитан водой, настолько сильно, что люди и животные могли при вдохе просто на просто захлебнуться. При этом не забываем, что сильное атмосферное давление могло любому живому существу разорвать лёгкие.

Но и это ещё не все опасности гипотетически случившийся трагедии, поскольку происходят повсеместные извержения из земных недр, это многократно ухудшает . Допуская фонтанирующие водой гейзеры, нам придется согласиться и с тем, что из недр земли в атмосферу выбрасываются огромные объёмы ядовитых газов и кислот, которым под силу уничтожить все живое и спасающихся на Ноевом ковчеге также. Как можно представить подобный сценарий, триллионы тонн ядовитых газов попавших в атмосферу, гарантировано уничтожат живое существо еще до начала Всемирного потопа.

Отбросив версию с появлением воды из-под земли, остаётся посмотреть на небо, в конце концов, именно оно дает нам осадки. Но поскольку закон круговорота веществ в природе нерушим, и столько воды облака нести просто не в силах, то приходится искать источник глобальной катастрофы в космосе.

Комета - это огромные резервуары замёрзшей воды. Однако, комета, представляющая собой громадные объемы замершей жидкости будет иметь размеры небольшой планеты трех, а то и более тысяч километров в поперечнике.

Так что и с кометой история не складывается красивой, поскольку мы рассматриваем не зарождение жизни миллиарды лет назад, а относительно недавнее время Всемирного потопа – по разным оценкам, это случилось от 5-8 тысяч лет назад до Рождества Христова.

Повстречай наша планета на своем пути , то в случае столкновения с ней все живое скорее всего аннигилировалось. Такая встреча закончится взрывом с таким количеством энергии, что за считанные секунды температура атмосферы может достигнуть отметки в 6600 градусов Цельсия! Кстати, это немного горячее чем на поверхности Солнца. Вряд ли бы кому-то удалось спастись в этом безумстве, в том числе и обитателям Ноева ковчега, даже если ему помогал Всевышний.

В такой ситуации, флора и фауна планеты, в том числе Ной и спасаемые на Ковчеге превратились бы в облачка пара, изначально в нем сильно обварившись, причем еще до Всемирного потопа. Разве что, довериться уфологии, и считать Ковчег кораблем высокоразвитой инопланетной цивилизации. В таком случае да, множество проблем по спасению отпадает.

Всемирный потоп, переплетение древних легенд.

Как видно из всего выше изложенного, скорее всего потоп не был Вселенским, для такого масштабного инцидента нет источника изобилия воды. Но не спешите уходить со страницы, это еще не конец нашей истории. Как сообщает нам библейское писание, ковчег Ноя сел на мель и застрял в районе горы Арарат.

Но если такое случилось на самом деле, то где-то там должны сохраниться хоть какие-то следы спасательного судна. Однако нет, исследовательские экспедиции поднимались на Арарат в поисках ковчега спасения не один раз, но все безуспешно, ни одна из них не нашла и малейшего следа от супертанкера.

Интересное, а что если на историю о Всемирном потопе и спасшемся Ное и всем его семейством смотреть скептически? Сотни людей, изучающие Библию, говорят о том, что легенда о всемирном потопе и Ное, была записана в VI веке до Рождества Христова иудейскими священниками, которые будучи в изгнании поселись в Вавилоне (возможно обидевшись и обозлившись).

Нельзя упускать из вида тот факт, что однажды они написали историю о том, какой страшной карой падет гнев на ослушников закона божьего. А что? – внедрив такую идею в умы народы можно приобрести неплохой рычаг для влияния на общество, и как бонус затем продвигать от имени бога любое предложение.

Но какой бы ни была сказка, в каждом вымысле есть определенный кусочек истины. Вполне вероятно, что история о Всемирном потопе и Ное это всё-таки отражение реального события, случившегося в прошлом, но пока история передавалась в поколения и записывалась, она обросла масштабностью.

Около ста пятидесяти лет тому назад, археологи при раскопках в Ираке нашли удивительные артефакты, что дали возможность по новому взглянуть на историю о Всемирном потопе, Ное и Ковчеге. Английских археологов поджидал шикарный успех, они обнаружили множество различных глиняных табличек.

Поначалу археологи не смогли расшифровать надписи на табличках, и отправили их в Британский музей, где записи пролежали на полках некоторое время пока их не расшифровали. Как затем выяснилось, на глиняных табличках содержался рассказ о Всемирном потопе! Это на самом деле было , значение которого нельзя недооценивать.

Ведь это чудесном образом перекликалось с эпосом о Гильгамеше. Поразительно, но оказалось, что библейская история Ноя и эпос о Гильгамеше имеют очень много схожего.

В эпосе говорится следующее: «Великие боги решили наслать потоп… Построй лодку и возьми в нее всякой твари по паре…». Практически точно такой же совет/рекомендацию получает библейский Ной.

В последующих исследованиях, в Ираке были найдены и другие доказательства, говорящие о потопе в древней Месопотамии, именно в том месте где возникли Шумерская, Ассирийская и Вавилонская цивилизации.

Все древние истории о потопе, написанные в разные времена и под разными названиями, кажется, имеют общий источник, появившийся около пяти тысяч лет тому назад до нашей эры (Рождества Христова). Очень похоже на то, что в основу библейской истории о всемирном потопе, был положен рассказ о разрушительном потопе в Месопотамии, по крайней мере на это нам указывает похожесть древних мифов.

Две разные легенды рассказывают историю о том, как боги решили истребить род людской, и наслали Потоп. В обоих случаях описывается и то, как одна семья строит Ковчег, берет туда всякой твари по паре, и когда воды наконец убывают все спасшиеся снова населяют землю.

Одним из древнейших свидетельств о потопе является эпос об Атрахасисе, который был написан задолго до знаменитого эпоса о Гильгамеше. Эпос был обнаружен не так давно, и рассказывает о потопе в определенной местности. Да, потоп действительно случился, но это был не Вселенский потоп, а локальное наводнение в Месопотамии.

В 1931 году, группа археологов вела раскопки в древнем городе Ур, в Месопотамии. Археологи столкнулись с находками чей возраст насчитывал пять – шесть тысяч лет, что и соответствовало по времени библейской истории спасателя Ноя.

Чуть позже археологи наткнулись на слой земли, который мог остаться только после наводнения. Были взяты образцы грунта, и как показали анализы, это действительно был речной ил.

В этой местности происходят сезонные разливы рек и это не редкость, но такой обширный слой илистой земли явление из ряда вон выходящее. Также археологические раскопки показывают, что пять тысяч лет назад не менее трех городов в Месопотамии испытали сильное наводнение.

Таким образом, открытие археологов в 1931 году, позволяет сделать вывод о том, что в древней Месопотамии произошло сильнейшее наводнение, и это может является доказательством того, что в основе вавилонского и библейского текстов лежат реальные события регионального масштаба.

Конечно же, когда шумерские жрецы диктовали историю событий писцам они могли украсить ее множеством придуманных фактов. Но в их повествовании имеется множество деталей, которые являются бесценными вешками при реконструкции событий прошлого.

Многие факты говорят нам о том, что можно забыть о фантастической вместительности Ковчега спасания и Вселенском потопе, о множестве животных на борту Ковчега и последующем сошествии с горы Арарат. Также можно забыть и о библейском Ное, и постараться представить себе человека, который выглядел и жил совсем иначе.

Опираясь на археологические находки, мы можем предположить, что история с потопом произошла в древней цивилизации Шумеров, которая процветала на землях нынешнего Ирака. Шумерские таблички содержат упоминания, которые как хлебные зернышки отправляют нас к самому началу якобы вселенской трагедии в город Шуруппак (место исцеления и благополучия).

Именно в этом городе жил и процветал шумерский Ной, ставший впоследствии , так что учитывая записи табличек, давайте посмотрим совсем иную картину потопа.

Ной, шумерский спасатель или торговец?

Прежде всего, глядя на самого Ноя, мы не видим на нем никаких библейских одеяний, это нормальный шумерский мужчина, который подводит глаза, сбривает волосы на голове, и носит юбку. В эпосе о Гильгамеше упоминается, что шумерский Ной был весьма состоятельным человеком, у которого было серебро и золото — чем расплачивались только богатые купцы.

Скорее всего шумерский Ной, был виноградарем, но богатым и обеспеченным торговцем, строившим не ковчег для спасения от потопа, а торговое судно, на котором планировал перевозить всевозможные грузы — зерно, пиво, скот. Все большие древние города такие как Ур, находятся на Евфрате, так что перевозить грузы по воде было удобнее, быстрее и дешевле, к тому же безопасней чем караванные пути по суше.

Но тут возникает вопрос, насколько большим было судно у торговца Ноя? Шумеры использовали разные лодки, маленькие тростниковые и большие деревянные шестиметровые барки.

Во всех вавилонский текстах говорится о том, что судно было огромным, — что не служит показателем размеров. Наверное, торговцам нужна была невероятно большая барка, для перевозки большего количества грузов. Однако в те времена еще не умели строить большие корабли, как же тогда Шумеры могли построить большой корабль?

Возможно они скрепляли вместе наподобие понтонов несколько небольших лодок. В эпосе о Гильгамеше сообщается, что судно спасения было секционным, которые скорее всего набирали как понтон, и уже на этой конструкции возвели ковчег.

Ну а раз этот шумерский ковчег был торговым судном, то легко можно предположить, что шумерский Ной грузил на него скот, зерно и пиво на продажу, но вовсе не так как это описано в Библии. И все же согласно эпосу, шумерский Ной, был не просто богатым торговцем, он был царем города Шуруппак.

Причем царь также подчинялся принятым законам, и не доставь он вовремя груз его не только ждало разорение, но и потеря трона.

Да, в Шумере правил закон, в который ныне трудно поверить, в те времена любой не вернувший долг, и даже царь, поражался во всех правах и продавался в рабство. Причем тут потоп, спросите вы? Мы можем предположить, что шумерский Ной мог стать жертвой природных катаклизмов.

Все дело в том, что в некоторых местах Евфрат был судоходным только в период разлива, а значит Ною надо было тщательно рассчитать время отплытия. Около 3 тысячелетий до нашей эры, в Шуруппаке и в некоторых других шумерских городах (Ур, Урук и Киш) произошло сильнейшее наводнение, что подтвердила экспедиция Шмидта, найдя на глубине 4-5 метров отложения ила.

В июле, тающие ледники с горных вершин наполняли Евфрат, тогда река становилась достаточно глубокой для принятия больших судов. Хотя всегда оставался риск, что начнись в Шуруппаке ливневые дожди, воды Евфрата очень быстро превратились бы в бушующие потоки.

Опасность стать жертвой июльских дождей была невысокой, зачастую в это время стоял сухой закон, и серьёзных осадков не выпадало. Такие катастрофические стихийные бедствия случались в Месопотамии крайне редко, может быть раз на тысячу лет, и случись такое бедствие, о нем обязательно упомянули бы в летописях, не так ли?

Старый эпос нам сообщает, что в день потопа шумерский Ной, и его семья устроили на судне пир, как вдруг ни с того ни с сего, погода резко ухудшилась, и начался сильнейший ливень, приведший к наводнению. Такой ливень не сулил ничего хорошего Ною и его семье, поскольку в горной местности это могло быстро привести к потопу. Хоть Месопотамия и находится не в тропиках, но известно, что ураганы и тропические ливни, случались в этих широтах.

Вспоминая то время шести тысячелетней давности, припоминается более теплый и влажный климат этих мест и редкие, но мощные тропические ливни. В прошлом такие ливни приводили к катастрофическим последствиям, именно такие события и были описаны в эпосах, поскольку они выходят за рамки обыденности. И если такой тропический ливень, совпал с таянием ледников в горах, то воды Евфрата вполне могли затопить равнинные регионы Месопотамии.

Библейские записи уверяют, ливень не прекращался 40 дней и ночей, тогда как в вавилонском эпосе говорится лишь о семи ливневых днях. Но справедливости для, надо заметить, что даже однодневный сильнейший ливень мог привести к катастрофическим последствиям, наполнив берега Евфрата.

Таким образом, барка шумерского Ноя могла очутиться во власти бушующих волн (не путать с библейским). На следующий день, шумерский Ной и его семья уже не видели землю, вокруг простиралась вода. После окончания ливня, шумерский Ной и его семья ждали пока большая вода уйдет, и они снова смогут причалить к берегу. Тогда они еще не ведали, что их несчастья только начинались и ждет их «Книга истории».

Во всех вариантах этой истории неизменным остается только одно, земли они не видели с неделю. В Библии хранится память о Всемирном потопе, но этому можно дать и другое объяснение:

Семья Ноя считала, что их судно несут воды Евфрата, поскольку вода была пресной. Но вот в вавилонском повествовании говорится о том, что вода была соленой, а это значит, что Ковчег шумерского Ноя покинул воды Евфрата, и был унесен в Персидский залив.

В эпосе о Гильгамеше говорится о том, что перед Ноем со всех сторон расстилалось море. Мы не знаем как долго корабль Ноя находился в Персидском заливе, Библия говорит — больше года, и спасшиеся действительно могли считать, что суши больше нет. А вот в вавилонский эпос сообщает — чуть больше недели.

Но в любом случае, Ной и его семья столкнулись с серьезной проблемой, их окружала соленая вода. У них не было пресной воды, единственное что им оставалось для утоления жажды – это пить пиво, которого было вдоволь на корабле. К слову, пиво - это не плохая альтернатива, поскольку оно как известно представляет 98% воды, в которой растворено множество питательных веществ.

В Библии упоминается, что ковчег Ноя остановился на склоне горы Арарат, и если не было вселенского потопа, то ковчег мог оказаться совсем в другом месте. Арарат, находится намного севернее древнего Шуруппака, ковчег могло унести примерно на 750 км. и он на самом деле мог оказаться в водах Персидского залива. Библейская история Ноя, на этом заканчивается, но в вавилонском повествовании, приключения Ноя имеют более длинный путь.

Шумерский Ной, продолжение легенды.

На глиняных табличках есть интересные записи, в одних говорится, что Ной лишился трона, в другой что он был изгнан. Но это сейчас не суть важно, просто помня о шумерском законе, очевидно, что Ной не мог вернуться в Шуруппак. И даже после того как вода сошла, ему по прежнему грозила смертельная опасность.

Ясное дело, кредиторы Ноя благополучно пережили потоп, отыскали его и потребовали вернуть долг. Согласно шумерских законов, Ной должен был быть продан в рабство, но мог бежать из страны, чтоб избежать наказания.

Вопрос, куда именно отправился Ной, избежав наказания остается загадкой. Одна запись сообщает, что он отправился в страну Дилмун, где он нашел покой и мир, — так называли шумеры современный остров Бахрейн.

Бахрейн то самое место, куда боги отправили шумерского Ноя после Потопа. Кажется, это чудесное местечко, где бывший царь мог жить в свое удовольствие не особенно затрудняя себя работой. И если шумерский Ной закончил свои дни в Дилмуне, то остров Бахрейн хранит величайшую тайну древней истории.

На этом острове, сотни тысяч могильных холмов, и только несколько были разрыты. Многие захоронения ведут свое летоисчисление от шумерских времён, и в них вполне вероятно покоятся захоронения великих царей, в том числе и Ноя.

Со временем история шумерского царя могла превратиться в красивую легенду, поскольку каждый из рассказчиков приукрашивал её своими дополнениями. Затем эта история была записана на глиняных табличках, и поколения переписчиков изменяли её издавая все новые и новые версии.

Вероятно, две тысячи лет спустя, одно из таких повествований и привлекло внимание иудейских священников, которые писали Библию. Скорее всего, именно эта история привлекла их тем, какое бедствие и кара может обрушиться на людей, если они не будут жить по законам Божьим.

Всемирный Потоп - описанная во многих религиях и мифологиях страшная катастрофа - широкомасштабное наводнение, которое было карой Бога или богов за человеческие грехи.
Ученые-этнологи обнаружили среди народностей Европы, Азии, Америки и Австралии более двухсот легенд о потопе, сюжеты которых поразительно схожи в деталях и мало чем отличаются от библейского варианта.
Протоиерей Ростислав Снигирев в книге «Библейская археология» выделяет три ключевых момента.
Во-первых, предвестником потопа являются различные божества, повелевающие своим избранникам построить большой корабль.
Во-вторых, в числе уцелевших фигурируют два человека - мужчина и женщина, иногда сопровождаемые детьми.
В-третьих, спасшиеся высаживаются на вершину горы. 4
Известный исследователь-этнограф и религиовед Джеймс Фрезер в своих работах (например «Фольклор в Ветхом Завете», 1923 год) прямо указывает, что библейское повествование о потопе не уникально, оно содержится в древних мифах многих народов. На основании этого он делает вывод: христианская точка зрения заключается в том, что содержание подобной информации в мифах - ярчайшее доказательство истинности Писания,так как легенды о потопе различных народов перекликаются между собой.
Реконструкции абсолютного возраста потопа также дают примерно схожий массив данных от 8 до 10 тыс. лет назад.
Из данных палеогеографии известно, что последнее покровное оледенение (Лаурентидский ледниковый щит в Северной Америке) в Северном полушарии исчезло от 8 до 10 тыс. лет назад.

Отсюда возникла гипотеза Райана - Питмена (William Ryan, Walter Pitman, University of Columbia) о том, что история о потопе является своеобразным отражением глобального процесса подъема уровня мирового океана.
Установлено (по данным анализа затопленных береговых линий и распространения слоев осадочных пород), что в это время уровень моря поднялся на десятки метров от -50 до 0 метров (в современной системе абсолютных координат), одним из следствий чего было образование Босфорского пролива и увеличение площади Чёрного моря почти в 1,5 раза.
Так что эффект от подобного затопления значительных прибрежных пространств безусловно сыграл свою роль в появлении и глобальном распространении истории о потопе.
Другой стороной вопроса было изменение базиса эрозии рек и соответствующей резкой перестройки всех речных долин на Земле (естественно для рек бассейна Мирового океана).
Эта перестройка заключалась в повсеместном затоплении речных пойм и прилегающих к долине речных террас.
В теории, все пространство от уреза реки до таяния покровных ледников и вверх по склонам речной долины на высоту в 50 метров должно было быть затоплено рекой и занесено ее наносами. Естественно, что подобные, примыкающие к рекам участки были местом повышенной концентрации людей, и, наблюдая подобные процессы, человек мог сделать определенные выводы (создать историю о потопе).
Получая информацию о «потопе» на побережьях морей и данные о «потопе» вдоль всех рек Земли любой разумный человек (а тем более группа) создаст миф о всемирности наблюдаемого явления.
Креационисты (т.е. исследователи рассматривающие планету Земля, а также мир в целом, как намеренно созданные неким сверхсуществом или божеством) отстаивают реальную историчность Великого потопа, основываясь на различных исследованиях, хотя большинство современных археологов и геологов не разделяют такой точки зрения.
Многие исследователи пытались найти останки ковчега в районе горы Арарат - там, где, согласно Библии, он пристал к берегу после потопа.
По утверждению Рона Уайетта, врача-анестезиолога и археолога-любителя, проведённые им исследования в этих местах доказали существование ковчега, а, следовательно, и реальность Потопа.
В 1957 г. в США в одном из журналов были опубликованы интересные фотографии Араратских гор (примерно 20 миль от горы Арарат), сделанных с самолёта .
Капитан турецкой армии Лихан Дюрупинар обнаружил на фотографиях интересное образования. Прочитав данную статью Рон Уайетт решил заняться исследованием данного феномена и пришёл к выводу, что данное образование - не что иное как Ноев ковчег.


Но не все профессиональные историки воспринимают это утверждение серьёзно.
То, что Земля могла полностью покрыться водой в течение сорокадневных дождей, у многих вызывает определенный скепсис и, надо признать, вполне обоснованный. Как считают, такого на самом деле не могло быть.
Но тот, кто внимательно читал Библию, знает, что то явление, которое принято называть Всемирным потопом, длилось ровно год. Проливной же дождь был лишь прелюдией к глобальному природному катаклизму, при котором «разверзлись все источники великой бездны».
Если перевести на современный язык библейское повествование о потопе, то речь может идти о мощном вулканическом извержении, в результате которого через разломы в земной коре на поверхность Земли хлынули подземные воды.
По расчётам учёных, энергия вулканического извержения была столь велика, что высота выбросов пород достигала двадцати километров, а поднявшийся в верхние слои атмосферы пепел вызвал активную конденсацию слоёв атмосферы, что и привело к столь продолжительному дождю.
Вырвавшиеся подземные воды, вкупе с проливным дождём, в считанные дни покрыли Землю.

Уровень же воды поднимался и после прекращения дождя в течение пяти месяцев.
Среди всеобщего хаоса, вызванного потопом, был лишь один островок безопасности - это дрейфующий в бушующей стихии ковчег, построенный Ноем, которого Бог предупредил о готовящемся наказании для развратившегося человечества.
Размеры ковчега поражают: длина - 150 метров, ширина - 25 и высота - 15 (по другим данным - 135, 23 и 14 м. 4). Габариты этого сооружения внушительны даже по современным меркам.
Трёхпалубное судно из плотно подогнанных, просмолённых досок напоминало современные цельнометаллические суда. Соотношение длины к ширине 6 к 1 сводило до минимума бортовую качку при любом волнении и делало ковчег (на современном русском языке это слово означает «ящик» или «шкатулка») практически непотопляемым.
Размеры ковчега невольно наводят на мысль, как же умудрился Ной при помощи лишь троих сыновей выстроить столь огромное сооружение?
Но, оказывается, в этом нет ничего удивительного, ведь строительство судна длилось сто лет. В течение ста лет трудился Ной, не покладая рук, и всё это время предупреждал соплеменников о готовящейся катастрофе. Но никто ему не поверил.
Если учесть, что средняя продолжительность жизни людей, живущих до потопа, была 900 лет, то и в цифре сто лет нет ничего удивительного. Столь длительная продолжительность жизни объясняется особенностью допотопного климата.
В Библии говорится, что до потопа «Господь Бог не посылал дождя на Землю... но пар поднимался с земли и орошал все лицо Земли».
Из этих и других библейских текстов следует, что земной шар поверх воздушного слоя окружал слой водяного пара, наличие которого приводило к существованию целого ряда климатических условий, отличных от сегодняшних.
Солнечный свет, проходя через слой водяного пара в верхних слоях атмосферы, равномерно рассеивался в разных направлениях, достигая всех широт с одинаковой интенсивностью.
Благодаря своеобразному экрану из водяного пара, тепло, излучаемое с поверхности Земли, задерживалось внутри земной атмосферы.
Это создавало среду с парниковым эффектом по всей территории
земного шара от полюса до полюса.
Задержка атмосферной водяной оболочкой вредоносных космических излучений и ультрафиолетовых лучей Солнца значительно удлиняло продолжительность жизни людей и животных, что, в свою очередь, объясняет громадные размеры допотопных динозавров , так как известно, что рептилии растут всю свою жизнь.
После того, как в результате 40-суточного дождя водяной покров исчез из атмосферы, Земля оказалась незащищённой от вредных излучений, что привело к ускорению процесса старения обитателей Земли.
После потопа Бог положил предел человеческой жизни - 120 лет. Меньше стали жить и другие обитатели Земли. Так что вполне возможно, что аллигаторы и драконы индонезийского острова Комодо - это просто недоросшие динозавры.
Другие виды динозавров, не выдержав новых экстремальных условий обитания, постепенно вымерли, оставшись в народной памяти фольклорными драконами и
змеями-горынычами. Некоторые же виды, условия жизни которых изменились несущественно, сохранились до сих пор.
К примеру, в 1977 году в сети японского рыболовецкого судна в районе Новой Зеландии попал погибший плезиозавр длиною около десяти метров и весом около двух тонн. Фотография этого чудища, выгружаемого из судна, обошла весь мир.
Естественно, плезиозавр не мог жить в единственном экземпляре. Наверняка существует целая популяция этих, а вполне возможно, и других существ, живущих в морских глубинах.
Всемирный потоп объясняет многие археологические загадки.
В школьной программе по зоологии рассказывается о ледниковом периоде, в результате которого вымерли мамонты. Но при этом так и осталось неясным, отчего при постепенном обледенении смерть их застала внезапно: некоторые особи погибали с недожёванной травой во рту.
Внезапную смерть можно объяснить лишь внезапным резким похолоданием. А именно это и произошло в первые дни потопа.
Исчезновение защитного атмосферного покрытия привело к практически моментальному похолоданию в полярных областях планеты. В вечную мерзлоту,
которая представляет собой не что иное, как слои мгновенно замерзшей водно-грязевой массы, вмёрзли мамонты, саблезубые тигры и прочая допотопная фауна.
Те же особи, взятые Ноем на ковчег и пережившие потоп, так и не смогли приспособиться к новым климатическим условиям и постепенно вымерли.

Если учесть, что на борт были взяты молодые особи, то заняли они всего треть судна, остальная же часть была предназначена для восьми членов экипажа и запасов продовольствия и корма. Впрочем, существует мнение, что в больших запасах корма, несмотря на годовое плавание, особой нужды не было. Резкое снижение величины атмосферного давления в результате разрушения водно-парового защитного слоя должно было привести и к резкому снижению обменных процессов живых организмов.

Такие перепады приводят к сонливости, и вполне возможно, что животные пребывали всё время плавания в состоянии, близком к анабиозу, и уход за ними был минимальный.
Так что в истории о Всемирном потопе нет ничего, что невозможно было бы объяснить с точки зрения естественных законов.
После того, как Ной сошел на твердую землю, Господь пообещал, что потоп больше никогда не случится, потомки Ноя будут плодовиты и снова заселят Землю, а все живое в ковчеге будет размножаться и служить человеку пищей. 4
18 октября 2001 г. с американской авиабазы Ванденберг в Калифорнии стартовал геодезический спутник Quick Bird . Его задача необычна - поиск Ноева ковчега.
Рассказывает руководитель проекта профессор Ричмондского университета Порчер Тейлор:
«Солнечным июньским днем 1947 года американский разведывательный самолет вел съемку в районе горы Арарат, неподалеку от которой сходились турецкая, иранская и советская границы. Когда фотографии проявили, на западном плато хребта и обнаружилась аномалия - необычный для формы горных пород продолговатый предмет длиной около 162 метров.
Сначала они решили, что это фюзеляж упавшего самолета. Хотя таких больших самолетов не выпускали тогда и не делают даже теперь.
Другим на фотографиях виделась подводная лодка - но откуда она там? Потом уже они вспомнили про Ноя, который, согласно Библии, построил ковчег, усадил на него «каждой твари по паре» и после 150-дневного плавания причалил именно к горе Арарат.
Версия напугала военных. Миссии разведывательных самолетов были строго засекречены.
В 1973 году я был курсантом военной академии в Уэст-Пойнте и, помимо прочего, изучал космическую фотографию. У нас говорили о спутнике ЦРУ, который вел съемку в районе советско-турецкой границы с высоты в 300 километров.
Его камеры случайно включили раньше положенного, и в их объективы попал склон Арарата с торчащими изо льда обломками, похожими на остов огромного корабля.
Тогда я впервые услышал, что это может быть то самое судно Ноя.
Шла «холодная война», о доступе к секретным фотографиям не могло быть и речи. Но я обратился к истории и нашел несколько любопытных подтверждений гипотезы о ковчеге.
О корабле на Арарате упоминал еще вавилонский историк Бероссус в 275 году до нашей эры.
Знаменитый путешественник Марко Поло в конце XV века писал, что «обломки ковчега еще видны на вершине Арарата».
В 1800 году американский журналист Клавдиус Рич опубликовал сообщение турецкого путешественника, добравшегося до Арарата и видевшего остатки ковчега.
В 1840 году турецкая экспедиция, которая была снаряжена для исследования снежных обвалов на Арарате, обнаружила гигантский каркас из дерева почти черного цвета, торчащий из ледника.
Проникнув внутрь судна, члены экспедиции констатировали, что он был устроен для перевозки скота и состоял из нескольких отделений. 4
В 1887 году принц Персии и архиепископ Джон Джозеф Нури сообщил, что нашел останки ковчега на Арарате. Спустя шесть лет он пытался организовать экспедицию, чтобы разобрать ковчег и доставить его на всемирную выставку в Чикаго. Но не получил разрешения на это у турецкого правительства.
«Чтобы добыть стопроцентные доказательства существования ковчега, необходимо подняться на Араратские горы, разобрать весь ледник, и только тогда можно будет делать какие-то более-менее точные интерпретации, - говорит историк Олег Мумриков. - Пока же мы имеем только несколько фотографий, сделанных еще во время первой мировой войны. В августе 1916 года русский летчик Владимир Ростовицкий, исследовавший турецкую границу, оказался над Араратом и наблюдал в восточной части вершины замерзшее озеро, на краю которого находился каркас гигантского корабля, частично погруженного в лед.
Несмотря на военные годы, Николаем II была сформирована экспедиция, которая вернулась с различными описаниями исследуемой местности и с фотографиями.
Но во время революции эти данные, к сожалению, были утеряны. После этого ковчег видели несколько раз с самолетов во время второй мировой войны». 4
Оказалось, что размеры таинственного объекта на склоне горы совпадают с библейским описанием Ноева ковчега. Согласно Библии длина судна составляла примерно 152 метра, ширина - 25 и высота 15 метров. То, что, возможно, является его останками, - предмет длиной в 162 и шириной в 25 - 30 метров. Высоту измерить невозможно, поскольку он увяз в снегу.
Качество сделанных тогда снимков несравненно ниже нынешних возможностей. Но некоторые из специалистов рассмотрели на них фрагменты поперечных балок и киля.
В конструкции присутствуют 90-градусные углы, что указывает на ее рукотворное происхождение. Мы попросили семерых независимых экспертов изучить фотографии и сделать свои заключения. В итоге четверо пришли к выводу, что перед ними конструкция, сделанная руками человека.
Двое считают, что на фотографиях просто камни, и один счел, что требуются новые съемки, чтобы установить истину.»
б июля 1955 года французский альпинист Фернанд Наварра нелегально совершил подъем на Арарат и на гористом отроге нашел останки гигантского корабля. Радиоуглеродный анализ фрагментов остова корабля показал, что находке около пяти тысяч лет.
В 1969 году научная экспедиция, организованная американскими археологами, обнаружила на горе Арарат, примерно в том же месте, на которое указывал Наварра, несколько деревянных обломков. Впрочем, их анализ показал, что останкам не более полутора тысяч лет.
Факт находки объекта в форме судна, который мы с полной уверенностью называем ковчегом, указывает на то, что он сохранился только благодаря тому, что был покрыт лавой, накрывшей его как бы «колпаком времени».
Однако гора, на которой находится ковчег не вулканическая.
Факты показывают, что лава, вышедшая из кратера вулкана, прошла много миль на юг по направлению к современному Ирану.
Лава выбрасывалась в воздух так, что долетала до вершины горного хребта, находящегося выше существующего месторасположения ковчега.
Существование этого вулкана подтверждается полуразрушенной стеллой, найденной в 1984 году на этом хребте, на которой изображён уникальный известняковый хребет и рядом с ним на юге вулкан.
Сегодня этот вулкан разрушен, и его нельзя заметить ни с вершины хребта, ни с позиции художника, рисовавшего стеллу.
Лава достигла вершины хребта и начала течь к подножию горы, покрывая ковчег. Путь лавы отчётливо прослеживается по застывшим следам грязевого потока. Селевые потоки образуются, когда вода выступает из медленно остывающей лавы.
Когда лава уходит в землю, огромное количество воды, захваченное вместе с нею, начинает иногда очень стремительно течь. Эти потоки называют селями.
Тяжесть огромного количества покрывшей ковчег лавы стала причиной разрушения двух верхних палуб.
Если это так, тогда почему ковчег не сгорел?
Есть два возможных ответа.
Первый - ковчег был очень быстро покрыт лавой, что перекрыло доступ кислорода и возгорание стало невозможным. Но если предположить, что объект охватывался более медленно, то существуют подтверждённые факты, что лава не всегда вызывает возгорание.
Но какой бы вариант Вы не выбрали, тот факт, что если ковчег был покрыт лавой, то совершенно не значит что он должен был при этом сгореть. Факт, что ярусы были разрушены приблизительно равномерно, указывает на то, что ковчег был покрыт лавой очень быстро, что прекратило доступ кислорода.
У нас есть некоторые образцы, которые имеют следы горения, но в очень небольшой степени.
Лава покрыла ковчег и загерметизировала его в воздухонепроницаемой «капсуле».
Почему же теперь его видно? Почему он больше не покрыт лавой?
Потому что лава с течением времени теряет свои свойства, разрушается и через некоторое время превращается в почву. Почвы, которые образовались из-за распада лавы, вулканических осадков и пепла очень богаты калием, известью и фосфатами. Многие районы мира с хорошо развитым сельским хозяйством обязаны этим вулканическому материалу.

Ковчег расположен на довольно покатом склоне горы. Корма судна располагается на высоте около 6350 футов (около 1935,5м) над уровнем моря, нос судна - на высоте 6250 футов (около 1950м).
Со временем лава начала разрушаться - она больше не была воздухонепроницаемой, а значит и водонепроницаемой. Зима в этом районе длится несколько месяцев и сопровождается снегами и низкими температурами. Весной снег медленно тает, и вода стекает к подножию гор. Это значит, что через разрушившуюся лаву вода начала проникать к ковчегу.
Поскольку вода медленно просачивалась сквозь сохранённые структуры ковчега, она начала вымывать мельчайшие частицы древесины и металла. Всё это происходило на молекулярном уровне - молекула смывалась молекулой. Но так как молекула вымывалась, после неё оставалось пространство её же размера, которое замещалось молекулой другого вещества. Этот процесс называется петрификация (окаменение) или молекулярная замена.
Чтобы объект окаменел, всегда требуется два условия: первое - быстрое захоронение объекта (прекращение доступа кислорода), и второе - постоянный проток воды через него. Если это не воздухонепроницаемый объект, и его не омывает вода, то он подвергается распаду и не сохраняется. Эволюционисты с радостью сообщат Вам, что процесс окаменения занимает миллионы лет, но это не так. Если процесс окаменения будет происходить медленнее, чем процесс распада, то предмет просто разрушится.
Поскольку вода стекала вниз по склону горы, а затем впитывалась в почву и достигала ковчега, структурные молекулы, находящиеся сверху по течению воды, окаменели вместе с молекулами минералов почвы. Дальше вода текла сквозь среднюю часть судна, поэтому началось окаменение ковчега с веществами его собственной структуры в дополнении к веществам покрывающей его почвы.
Именно это должно было произойти, если этот объект является ковчегом. Доказательства, найденные при раскопках, показывают, что всё как раз так и происходило.
Образец древесины палубы, который достали из трещины после землетрясения со средней палубы корабля, содержала более 13% железа - железа металлических стыков структуры, находящейся над средней секцией. Большинство молекул, участвующих в окаменении, являются молекулами естественных веществ земли и лавы. Первые исследования этих образцов с места раскопок показали 51% содержания кремнезёма.
Магма состоит из расплавленной кварцевой массы разного состава. Фактически, все окаменевшие объекты содержат большое количество кварца (кремнезёма), благодаря тому, что он содержится в окружающей объект почве.
Но существует одно вещество, которое не найдено в естественных минералах. Состав углерода в веществе показывает органическое или неорганическое происхождение объекта.
Поэтому с целью определения, был ли объект органическим соединением или нет, проводят тест на определение содержания углерода.
Анализ образца окаменевшего настила палубы в Галбрейской лаборатории показал, что он содержит 0,0081% неорганического углерода и в 100 раз больше органического углерода - 0,7019%.
Любой найденный когда-либо окаменевший объект: ветка дерева, кость или морская раковина, покажет при анализе наличие углерода. Очевидно, что образец настила палубы был когда-то живой материей. Теперь разрушившаяся лава открывает нам окаменевшие предметы, напоминающие древесину и содержащие в большом количестве железо и другие металлы.
Для того чтобы в окаменевшей древесине оказалось такое большое количество железа, вода, влияющая на процесс окаменения, должна до этого пройти через железный предмет. Почва, накрывающая ковчег, не содержит такого большого количества железа. Специальный образец грунта, взятый в этом районе для анализа, показал наличие 0,54% железа и 0,77% окиси железа.
Если мы предположим, что окаменевшая древесина получила своё железное содержание от железа, встречающегося в почве около ковчега, то тогда всё железо из почвы должно было попасть только в это окаменевшее дерево.
Другими словами, это невозможно.
Огромное количество металла, содержащееся в окаменевшей древесине, могло прийти только из одного места - из воды, проходящей через металл, содержащийся в структуре ковчега - металл, который, как мы теперь знаем, скреплял тысячи стыков деревянных конструкций ковчега.
Итак, ковчег был скрыт на многие, многие годы, и о его существовании не знал никто с тех пор, как он был накрыт потоком лавы, которая случайно (а скорее всего не случайно) понесла его с горы, пока он не наткнулся на огромный выступ горной породы.
В конце 1950-х годов фотография, сделанная с воздуха во время военных исследований, показала на склоне горы в селевом потоке этот необычный контур судна...
В 1978 году землетрясение вызвало осыпание грунта с загадочного объекта. После этого объект принял более узнаваемую форму корабля...
Многие ученые считают, что искать ковчег на горе Арарат бессмысленно. Их аргументы таковы: Арарат - спящий вулкан, в результате извержения которого в первой половине XIX века образовалось Ахурское ущелье. Если ковчег там и был, го его останки были полностью уничтожены в результате катаклизма 1840 года.
Некоторые энтузиасты предлагают искать ковчег на другом Арарате, том, что находится в окрестностях Геленджика. Эта скалистая гора, высотой всего 350 метров, находится в начале Кавказского хребта и теоретически также может являться конечной точкой путешествия Ноя.
А вот турецкий ученый Фарук Онжель уверен, что ковчег находится на склоне одного из горных хребтов в провинции Шанлыурфа. 4
Современная светская археология допускает, что библейский текст может нести историческую правду, а современные генетические исследования свидетельствуют, что все человечество является потомками малой группы людей, возможно. Ноя и его семьи. Безусловно, есть ряд проблем, связанных с датами, и они будут уточняться в ходе дальнейших исследований.
Но уже сейчас есть сведения, которые косвенным путем подтверждают факт реальности великого потопа в прошлом.
Турецкий океанолог Седа Окай уверена, что Черное море образовалось как раз в результате такого катаклизма, когда таяние ледников по всей планете подняло уровень Мирового океана. Воды Средиземного моря, преодолев естественную дамбу, которой являлся нынешний Босфор, с чудовищной мощью обрушились на Восточноевропейскую равнину.
Окай активно занималась изучением проблемы на протяжении пяти лет, исследовав, в частности, дно пролива Босфор у входа в Черное море. Было установлено, что уровень воды в Черном море в ледниковый период был на 110 метров ниже сегодняшнего.
Седа Окай: «Анализируя осадочные породы, мы установили, что воды Средиземного моря поступили в Черное, которое в свое время было закрытым бассейном, примерно семь-восемь тысяч лет назад, и произошло это в результате стихийного бедствия, более известного как Всемирный Потоп.» 4
Так ли это?
Итак, был ли Всемирный Потоп и существовал ли Ноев ковчег на самом деле или нет?
Если он действительно существовал, то мог ли он сохраниться до наших дней?
Если он сохранился, то как и где его найти?
Если мы его найдём, то что это будет для нас значить?
А нужен ли нам вообще Ноев ковчег?

Источники информации:
1. сайт Википедия
2. сайт Новейшие Библейские Археологические Открытия
3. С. Головин «Всемирный Потоп. Миф, легенда или реальность?»
4. А. Вартиков, Е. Гордеева «Память о Потопе»

, выпущенной Сретенским монастырем в 2006 г.

Библейское учение о всемирном потопе (Быт. гл. 6–7), которым, по Библии, оканчивается первобытная («допотопная») история человеческого рода, после которого начинается новый период, новая эра человечества, наиболее оспаривается рационалистической научной критикой. Оспаривается главным образом объем потопа, т. е. его всемирность. Кроме того, оспариваются и частности, например, существование Ноева ковчега, возможность помещения в нем всех животных и др. Однако все ученые-геологи признают несомненность какой-то огромной геологической катастрофы, связанной с наводнением или обледенением. Сомнения возникают лишь во всемирности этой катастрофы и в ее длительности. Геология противопоставляет потопу гипотезу так называемого «ледникового периода», считая этот геологический феномен более древним, более продолжительным и более всеобъемлющим.

Христианская апологетика по вопросу о потопе прежде всего стремится выяснить, какое значение для христианского мировоззрения имеет библейское повествование о всемирном потопе, а затем уже ищет научных данных, подтверждающих его истинность.

Вопрос о потопе – не частность, а одно из чрезвычайно важных положений мировоззрения христианина. Всемирный потоп – мировое событие, связанное с историей Ноя и его сыновей, от которых библейская история производит все существующие доныне племена и народы.

Кроме исторического значения, всемирный потоп имеет еще догматическое и нравственное значение. С всемирным потопом связано догматическое учение о единстве и непрерывности человеческого рода от Адама через Ноя до нашего времени. Причина же потопа имеет глубоко нравственное значение: потоп был послан человечеству как наказание за грехи, за всеобщее моральное разложение.

Истинность всемирного потопа засвидетельствована словами Самого Спасителя, что для христианина имеет решающее значение. Ибо христианское сознание может легче предположить, что весь мир ошибается, чем кощунственно подумать о том, что ошибся Богочеловек (см. Мф. 24, 37).

В апостольских посланиях также часто говорится о всемирном потопе как о действительно бывшем событии (см. 2 Пет. 2, 5; Евр. 11, 7). Спаситель и апостолы Его, по самому характеру своей проповеди истины, не могли приводить «легендарных» и «ложных» сказаний о потопе в доказательство правосудия Божиего.

У разных народов имеется свыше семидесяти разных сказаний, напоминающих описание потопа в 6-й главе книги Бытия (наиболее близким к Библии является сказание Вавилонское). Всеобщность предания о потопе говорит о том, что в основу его легло какое-то действительное мировое событие, запечатлевшееся в памяти народов и сохранившееся в течение многих веков.

По вопросу о том, был ли библейский потоп всемирным в том смысле, что он покрыл всю поверхность земного шара (т. е. был геологическим явлением), или в том смысле, что в его волнах погибло все допотопное человечество (т. е. что он был явлением антропологическим), имеются в западном богословии различные мнения. Пытаясь примирить библейское сказание с геологическими научными гипотезами, некоторые западные богословы допускают, что потоп мог быть не повсеместным на всем земном шаре, а захватить собой только те местности и страны, которые были обитаемы людьми.

Православное богословие с этим согласиться не может, во-первых, потому, что это противоречит и смыслу и букве библейского повествования, в котором ясно сказано, что потопом покрылись все самые высокие горы по всей земле, а во-вторых, и потому, что и с научной точки зрения трудностей при объяснении местного потопа гораздо больше, чем для объяснения потопа всемирного.

Научные геологические гипотезы о потопе несколько раз менялись. Пока в допотопных слоях земли не находили никаких остатков людей, появлялись геологи, решительно утверждавшие, что потоп имел место на земле до появления человека. В настоящее время (после открытия следов человека в допотопных слоях земли) факт существования человека до потопа неоспорим. С этим фактом рушились многие «противоречившие» Библии старые геологические гипотезы. Но новые и новейшие геологические гипотезы о потопе представили новые «противоречия», которые, однако, не разделяются всеми учеными геологами. Главные пункты разногласия геологических гипотез с библейским сказанием могут быть сведены к следующим положениям.

Во-первых, геология смотрит на потоп как на естественное космологическое явление, а не как на специальное явление наказания Божиего людям. Противоречивость различных геологических гипотез и, в конце концов, бессилие науки только «научно» объяснить явление потопа только подтверждают в сознании христианина несомненную чудесность этого события.

Далее, геология смотрит на потоп не как на внезапную катастрофу, подготовлявшуюся по Библии только сорок дней, а как на громадную по времени продолжения целую геологическую эпоху. Потопу, по геологическим гипотезам, предшествовало постепенное, крайне медленное понижение температуры на земле, дошедшее наконец до ледяного состояния, причем массы воды на земной поверхности превратились в ледники, покрывшие обширные пространства земли. По Библии, потоп внезапно наступил и сравнительно скоро прошел, тогда как «ледниковый период», по геологии, весьма долго подготовлялся и еще дольше продолжался (в течение многих тысячелетий).

По Библии, потоп был всемирным и в геологическом, и в антропологическом смысле, т. е. весь земной шар был залит водой выше самых высоких гор, и все допотопное человечество, за исключением семьи Ноя, погибло. Мнения же геологов по этому вопросу расходятся, причем меньшинство предполагает, что некогда полярные льды и снега покрывали всю земную поверхность (чем предполагается, что и наводнение, предшествовавшее образованию льдов, было повсеместным), тогда как большинство склоняется к признанию только местного, хотя и обширного обледенения. Далее, геологи склонны отодвигать свой потоп на миллионы лет назад и не думают, что все человечество погибло в нем. Эти разногласия теологов и геологов невольно приводят к мысли: об одном и том ли явлении они спорят? И не следует ли отличать «потоп» библейский от «ледникового периода» геологов?

Многие современные геологи считают, что «ледниковый период» есть гипотеза, а потоп – еще не разрешенная проблема. Причины повсеместного понижения температуры, обусловившего наступление «ледникового периода», с достаточной точностью наукой еще не определены. Если библейский потоп не может быть строго научно доказан, то он не может быть также и научно опровергнут. Следовательно, нет никаких «научных» препятствий к христианскому доверию Библии.

Против всемирности библейского потопа часто возражают, ссылаясь на то, что в самой Библии не указывается достаточных причин для такого потопа. Сорокадневный дождь, говорят возражающие, недостаточен, чтобы произвести такое громадное наводнение. По поводу этого возражения следует прежде всего сказать, что главная причина потопа, по Библии, заключается не в тех или иных естественных причинах, а во всемогущей воле Божией. Но и естественные причины, указанные в Библии как причины, подчиненные высшей Божественной воле, – были достаточны для всемирного потопа.

Главная причина потопа, по Библии, заключалась в том, что «разверзлись все источники великой бездны» (Быт. 7, 11), а дожди ставятся на втором плане (Быт. 8, 2). Что следует понимать под «источниками великой бездны»? Это могло означать и океаны, хлынувшие в результате мирового катаклизма, связанного с землетрясениями и изменениями дна океанов и морей; это могли быть и подземные водяные источники, которые, по мнению некоторых геологов, так громадны, что могли бы доставить еще более значительное количество водяной массы, чем это потребовалось для всемирного потопа.

Следовательно, все возражения против геологической достаточности причин потопа, указанные в Библии, не основательны.

Следует еще отметить указание Библии на радугу, которая появилась впервые только после потопа. Согласно некоторым научным гипотезам (например, гипотезе профессора Рима), существование радуги при допотопной атмосфере физически было невозможно, и лишь при выпадении огромных масс воды появилась возможность в измененной атмосфере появления феномена, именуемого радугой. Эта радуга, подчеркнутая в библейском повествовании как знак обета, что «потопа больше не будет», сообщает всему библейскому рассказу особую значительность и правдивость.

Следы недавнего потопа в памятниках старинной русской литературы. Свидетельства о недавнем изменении климата, в записках путешественника 1692г. ("Читая Вивлиофику" / эпизод 1)

По крупицам всплывают тщательно скрываемые официальной Х/Зторией отголоски великого потопа (одного из.) некогда накрывшего нашу землю. Но, шила в мешке не утаишь, всего на свете не отследишь, нет-нет, да и покажется острие шила правды из мешка лжи, уколет прям в сознание – а ведь было что то. А что именно, почему, когда – теперь можно лишь догадываться.

Публикую здесь небольшой отрывок из "Древней Росийской Вивлиофики " (часть восьмая) издаваемой Николаем Новиковым для «обличения несправедливого мнения тех людей, которые думали и писали, что до времени Петра Россия не имела никаких книг, кроме церковных». Н. И. Новиков понимал необходимость публикации исторических памятников палеографической точности, свода разноречий, составления алфавитных указателей и т. п.

В противовес модному французскому воспитанию Н. И. Новиков пытался найти примеры для подражания в добродетелях предков, в нравственной высоте и силе старых русских начал, которые должны были содействовать укреплению национального самосознания и дать «начертание нравов и обычаев наших предков», чтобы мы познали «великость духа их, украшенного простотою».

Основной недостаток - отсутствие системы, хронологической последовательности. Материал публиковался, очевидно, по мере его поступления, источники указывались. Акты и летописи , напечатанные в «Вивлиофике», и в своё время признавались неточными. Это, однако, не умаляет исторического значения «Вивлиофики», до сих пор представляющего значительный научный интерес.

Материал для своих изданий памятников старины Н. И. Новиков черпал из древлехранилищ частных, церковных, а также государственных, доступ к которым разрешен ему императрицей Екатериной II в 1773 году. Н. И. Новиков и сам составил себе собрание рукописей исторического содержания. Много материалов предоставили Н. Н. Бантыш-Каменский, Г. Ф. Миллер, М. М. Щербатов и др., а также и сама Екатерина II , поддержавшая издание «Вивлиофики» щедрыми субсидиями.(википедия )

Итак, вот он, тот отрывок (стр.397-398) в котором говорится о недавнем потопе, который жив еще в памяти людской, современников этого путешественника, тех, у которых он черпал сведения…

Обратите внимание – Древние Сибяряки и Руские говорят – До Потопа . СТОП!!! До какого потопа? О каком потопе совершенно спокойно (так, как будто все об этом знают , и в подробностях описания нет нужды ) повествует как сам автор (посланный самим царем ) так и разсказчики (с его слов ) Почему мы ничего не знаем об этом от официальной истории? И это не просто потоп (речка вышла из берегов) там слоны с мамонтами плавали , это значит что и населенные пункты смывало (мамонт размером и весом с бревенчатый дом ) если не более того.

В этом маленьком отрывке, весьма много сведений, подтверждающих альтернативную версию истории, о не так давно произошедшем потопе, с грязе-селевыми потоками, сотворивших напластования слоев грунта, поверх существующего на тот момент уровня почвы, содержащих в себе различные артефакты , как то – останки тел, кости, обломки керамики, предметы, утварь, и прочая, что продвигаясь собирал сель.

Обычно, ведя раскопки, специалисты принимают во внимание глубину залегания найденного артефакта, при расчете его возраста, без учёта того, что различные слои не обязательно образовывались в результате оседания пыли в течении многих тысяч лет, а чаще всего одномоментно, путем грунтового напластования, грязе-селевыми потоками. В таком разсмотрении, всё найденное можно смещать как во времени (это было гораздо позже, ближе к нашему времени) так и в пространстве (откуда принесло артефакт на место обнаружения – неизвестно) По большому счету, рушится весь карточный домик СОВРЕменной Х/Зтории. Разсмотрим же отрывок сей, со тщанием подвергнув его подробному, детальному анализу:

Местные жители повествуют открыто, о том что места их были весьма теплые (до потопа) и слонов тамо имелось множество … О том что случился потоп (!!!) что слоны и "прочие твари" плавали по воде, и потопли в грязях (нанесенные селевыми потоками) и болотах (естественно образовавшихся тогда же) что само по себе, прямо, черным по белому, слово в слово подтверждает версию современного руского интернет-сообщества альтернативной истории, о последствиях несомненно бывшего не так давно потопа . И ниже – (подчеркнуто синим) автор подвергает сомнению правдоподобность сведений о перемене климата "выключая токмо о перемене климата" и дает свою версию произошедшего (подчеркнуто желтым)

Но если разобраться – с какой стати ему подвергать сомнению данные сведения? Ведь автор никогда не жил и вообще не бывал в тех местах. На каком основании он выдает свою трактовку события? Возможно что веские причины для этого были (цензура?) но зачем тогда вообще было упоминать о том событии? Скорее всего (я так думаю) автор искренне не поверил некоторым деталям, в рассказах местных жителей, и пытается адаптировать для себя (а следовательно и для заказчика) то, что не помещается в его сознание, противоречит имевшимся на тот момент сведениям, утвержденных официальной наукой того времени. Ведь не упомянуть об этом он тоже не мог – сведения то имеются. И если кто то, а не он, донесет их до высочайшего заказчика, получится немалый конфуз, как то так…

Но вот сам факт потопа, автор сомнению не подвергает ни коим образом (подчеркнуто желтым) сие мнение нельзя весьма уничтожить – что и говорить, сказано более чем утвердительно. Вряд ли здесь имеется в виду библейский потоп, ибо время его (по легенде) слишком отдалено от описываемой действительности, да и сам характер подробностей, излагаемых местными жителями говорит о событии как о недавно произошедшем. И скорее всего этих потопов было не так мало, в истории планеты.

Возможно эти потопы есть удобный инструмент зачистки поверхности от закончивших свой путь, достигших поставленных задач цивилизаций (ЗАЧИСТКИ НАСЕЛЕНИЯ ПРИ ОЧЕРЕДНОЙ ПЕРЕЗАГРУЗКЕ МАТРИЦЫ КАК ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ УСЛОВИЕ НОВОЙ ЭПОХИ возможно это совсем не связано с людьми (процессы космического масштаба) но то что это происходит периодически – сомнению не подлежит (ПРОСТО ДОБАВЬ ВОДЫ, ИЛИ НОВОЕ О ПОТОПАХ) И КСТАТИ, ПРО МАМОНТОВ (2 части)

Ну а что до слонов то, говоря словами Полиграф Полиграфыча Шарикова – "Слоны, они животные полезные" ("Собачье Сердце" М.А.Булгаков) Еще во второй четверти XV века в Евразии жили «неведомые» звери, видно по карте Борджиа 1430 года. На ней в районе между Камой и Яиком изображен мамонт верховного правителя с седлом на спине (то что это именно мамонт, видно по изображенной шерсти на туловище объекта)

Да и изображения слонов на территории погибшей в мировой катастрофе () страны Катай – не редкость. (карта Келлера 16 век)

Вот леопард, на старинной карте 15го века, примерно район Белого моря .

Вот грифон, на той же карте, район современного г.Воркута

И таких изображений, подтверждающих иной, более теплый (чем в наше время) климат северных территорий нашей страны, множество (из того что сохранилось на данный момент) А сколько еще всего кануло в лету, или содержится в спецхранах и запасниках музеев , в частных коллекциях? Острие шила правды все равно выглядывает из мешка лжи, как ни крути. Слишком длинным этот пост решил не делать – тема всем известная и многими трудами соратников освещена интересующемуся пользователю, да и аз, грешный, приложился, по ссылкам можно ознакомиться кое с чем (СЛЕДЫ ПОТОПА В ТВЕРИ) так, информация к размышлению…(ЛЕДНИК В АФРИКЕ ИЛИ ГИГАНТСКИЙ ШПАТЕЛЬ)

И в довесок – ссылка на ресурс (ВКонтакте) где можно скачать и спокойно изучать этот ценный исторический документ в 20 частях (!!!) Правда много неинтересного, откровенно скучного (если долго читать – сама манера изложения сильно отличается от современной) но кое что выудить, я думаю можно. В основном это официальные документы, деловая переписка (грамоты) но есть и такие вот реликвии. (отчет о путешествии) есть даже театральные постановки того времени, комедии.

П.С. вообще, сама манера и стиль официального письма того времени обязывала к соблюдению многих формальностей, положенных по чину, как то – перечисление регалий, клятвы верности правителю, выражения благодарностей всякого рода ему же, и прочая и прочая, и читать всё это долгое время весьма утомительно современному человеку (на мой взгляд)