Типы госзакупок: тендеры, конкурсы, аукционы. У меня есть ЭЦП и Рутокен

Гражданское законодательство России определяет возможность заключения договоров путем осуществления торгов. Суть торгов сводится к заранее установленным условиям осуществления обязательств, по которым участники торгов на принципах состязательности и равноправия предлагают свои условия. Организатор торгов осуществляет выявление победителя среди таких участников и заключает с ним сделку на предложенных и заранее определенных условиях. Часть 4 статьи 447 ГК РФ устанавливает основные виды торгов и относит к ним аукцион и конкурс, которые могут быть как открытые, так и закрытые. Но так же уточняется, что законодательно могут устанавливаться и иные виды и формы торгов. Учитывая, что удовлетворение государственных и муниципальных нужд неизбежно связано с расходованием бюджетных средств, Законом 44-ФЗ установлены дополнительные виды торгов, которые позволяют заказчикам максимально эффективно осуществлять государственные и муниципальные закупки. Естественно, что не все закупки возможно осуществлять путем проведения торгов, в таких случаях закупка производится у единственного поставщика напрямую. Во всех остальных же случаях заказчиками применяются различная классификация и виды торгов, которые мы подробно рассмотрим в данной статье.

Закон о контрактной системе предусматривает такие виды торгов, как:

  • конкурс, который в свою очередь подразделяется на открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс;
  • аукционы, которые бывают двух видов: электронный аукцион и закрытый аукцион;
  • запрос котировок,
  • запрос предложений.

Из приведенного хотелось бы отметить, что в настоящее время виды электронных торгов представлены только электронным аукционом. В ближайшем будущем планируется перевести большинство видов торгов в электронный вид.

Такая классификация и виды торгов значительно расширяют возможности заказчика по осуществлению закупок, поскольку в зависимости от объекта закупки, заказчик выбирает такой форму торгов, которая позволит максимально полно удовлетворить государственные или муниципальные нужды. Например, закупку организации отдыха детей и их оздоровления возможно осуществить в форме открытого конкурса, где основным критерием участника будет не цена им предложенная, а его квалификация. Таким образом, снижаются риски по определению недобросовестного победителя, который может привнести больше вреда, нежели пользы.

Конкурс

Из вышеуказанного уже можно определить, что конкурс является такой формой закупок, которая применяется в отношении сложных и общественно важных объектов закупки. И неспроста именно в данном виде торгов содержится столько разновидностей. Но суть их примерно одинакова, победитель выявляется по нескольким критериям, разной степени важности. Групп таких критериев две, это стоимостные и не стоимостные критерии. И в свою очередь если в группу стоимостных критериев входит только цена контракта, то в группу не стоимостных критериев входят расходы на эксплуатацию и ремонт, функциональные, качественные, и экологические характеристики, а также квалификация предполагаемых участников закупки. Заказчик по своему усмотрению устанавливает как минимум два критерия (можно больше) одним из которых обязательно должна быть цена контракта. При этом для некоторых видов закупок Правительством в постановлении №1085 установлены предельные величины значимости таких критериев для оценки заявок участников. В этом же постановлении также установлен порядок оценки заявок участников.

Аукцион

В отличие от конкурса в аукционе определение победителя осуществляется только по критерию цены, предложенной таким участником. По общему правилу победителем признается тот участник, который предложил наименьшую цену, если аукцион изначально был на понижение. Но есть и исключения. Так если участники доторговались до 0,5% от НМЦК, то в таком случае по Закону 44-ФЗ происходит изменение типа аукциона, на повышение за право заключения контракта. Победителем в таком случае является участник который напротив предложил наибольшую цену. И контракт с таким участником заключается только после того, как он оплатит эту цену. Так же, в случае если два участника предложили одинаковую цену, победителем является участник, который сделал свое предложение раньше. Преимущество аукциона перед конкурсом заключается в том, что определение победителя осуществляется значительно легче, за счет этого сама процедура получается более быстрой. Немаловажным фактором популярности аукционов по Закону 44-ФЗ в современной России является проведение открытых аукционов только в электронном виде. Отличительной особенностью данного вида торгов является то, что значительную частью функций по проведению такой закупки переходит от заказчика к оператору электронной площадки, на которой происходит сбор заявок участников и непосредственно сама процедура торгов. Это, в совокупности с выше обозначенными факторами, делает виды электронных торгов наиболее популярными среди заказчиков.

Запрос котировок

Данный вид торгов собрал в себе элементы и от конкурса и от аукциона. Так, победителем становится тот участник, который предложил, как и в аукционе, наименьшую цену. Но в отличие от аукциона, форма и способ подачи заявок более похож на конкурс. Заявки участниками подаются в конвертах и содержат в себе предложение о цене. В отличие от аукциона участники торгуются не в режиме реального времени, и не оценивают свое предложение относительно конкурентов. Особенностью запроса котировок также являются установленные Законом 44-ФЗ ограничения. Заказчик не может провести запрос котировок с НМЦК выше пятиста тысяч рублей. Так же общая сумма таких закупок не должна превышать десяти процентов от общего объема закупок заказчика в год.

Запрос предложений

Запрос предложений это нововведение Закона о контрактной системе, которое отличается от других видов торгов тем, что участники предлагает свои предложения, которые в обозначенное время разглашаются заказчиком. После этого участники вправе в течение одного дня подать свое окончательное предложение. Таким образом, этот способ закупки очень схож с запросом котировок, только в нем участники видят предложения своих конкурентов и могут изменить свое окончательное предложение с учетом данной информации. При этом у запроса предложений отсутствуют ограничения запроса котировок, но проводиться данный вид торгов может только в строго определенных законом случаях.

Иные виды торгов

Не только государственный и муниципальные заказчики осуществляют свои закупки путем проведения торгов. Данный способ заключения договора также очень распространён и среди коммерческих организаций, поскольку позволяет выявлять наиболее удачных бизнес-партнеров. Так же, заказчики которые осуществляет свои закупки в соответствии с Законом 223-ФЗ вольны самостоятельно определять виды и формы торгов, что породило совершенно разные виды торгов, порой очень экзотические. Но общие требования к видам торгов в первую очередь определены Гражданским кодексом РФ, где закреплено, что торги могут быть открытые и закрытые. Данная классификация определяется по степени допуска участников к ним. И если в открытых торгах может принять участие любой желающий, соответствующий установленным требованиям, то к закрытым привлекаются только определенные заказчиком участники.

Рассмотрев понятие и виды торгов хотелось бы дополнительно отметить, что их разнообразие не ограничивается рассмотренными в данной статьей, но основные и ключевые виды торгов в России мы осветили подробно.

В соответствии с действующим законодательством, основным способом удовлетворения государственных нужд в области поставок требуемых товаров, работ, услуг, являются госзакупки. Заказ на госзакупки размещается двумя способами: конкурентным (путём проведения торгов) и неконкурентным (без проведения торгов).

Конкурентная форма размещения заказов сводится к отбору поставщиков по заранее выбранным критериям. Основным принципом госзакупок в данном случае является равноправное состязательное участие. Госконтракт заключается с победителем, удовлетворяющим требованиям документации заказчика, предложившим наиболее выгодные условия договора.

Виды торгов по 44 ФЗ

Закон № выделяет следующие формы торгов:

  • конкурс
  • аукцион
  • запрос
  • котировок
  • запрос предложений
  • двухэтапный конкурс

Конкурс

Конкурс, как способ госзакупок, применяется для определения поставщика в отношении сложных дорогостоящих поставок. Победитель конкурса определяется в совокупности по нескольким критериям, в том числе, таким как качество, цена, наличие успешного опыта аналогичных поставок.

Аукцион

Аукцион отличается от конкурса тем, что основным критерием выбора поставщика является цена. Госконтракт заключается с участником, который выставил наименьшую стоимость поставок.

Как в случае конкурса, так и в случае аукциона заказчик в соответствующих торговых системах размещает заявку на госзаказ с описанием требований к поставляемым товарам, работам, услугам, и в течение установленного срока принимает заявки участников. К торгам допускаются заявки, направленные в сроки и составленные с учётом изъявляемых требований. После наступления условленной даты прием заковок прекращается и начинается рассмотрение полученных предложений.

Электронный аукцион

Данные виды торгов могут проводиться так же в электронной форме через специализированные торговые площадки. Такой способ набирает все большую популярность, так как значительно упрощает процедуру госзакупок и является доступным для большого круга участников и прочих заинтересованных лиц. Для участия в электронных торгах поставщик должен иметь аккредитацию на соответствующей площадке и электронную цифровую подпись.

Запрос котировок

Особенностью такого способа торгов, как запрос котировок, является то, что заказчик посредством единой информационной системы и электронных каналов связи направляет заявку на заключение госконтракта неограниченному кругу лиц. Контракт заключается с поставщиком, предложившим наименьшую цену.

Запрос предложений

Запрос предложений – конкурентный способ осуществления госзакупок, при которых заказчик информирует потенциальных поставщиков об имеющихся потребностях и приглашает подавать соответствующие заявки.

Следует отметить, что последние два способа проведения торгов проводятся только в определенных случаях при соблюдении установленных ограничений на сумму контракта, виды закупаемых товаров, работ, услуг, и с учётом прочих условий.

Подвиды торговых процедур

В деловой практике приняты так же другие способы классификации торгов. Так, зависимости от способов привлечение участников выделяются открытые, закрытые торги и с ограниченным участием. Открытые торги, как правило, проводятся в электронной форме, и принять в них участие может любой желающий. Открытая процедура необходима для привлечения максимального количества участников.

В отдельных случаях заказчик может выставлять определённые требования к квалификации поставщика – наличию необходимого опыта, лицензий, допусков, членстве в специализированных саморегулируемых организациях. Такая форма определения поставщика является торгами с ограниченным участием и призвана не допустить участников, не удовлетворяющих заявленным критериям.

Закрытая форма торгов проводится преимущественно в отношении госзакупок, составляющих государственную тайну. К процедуре допускаются ограниченное количество компаний, получивших приглашение от заказчика.

Что такое тендер

На сегодняшний день термин «тендер» широко используется в российском бизнесе. Но при этом как такового определения понятия «тендер» в законодательстве нет. Данный термин происходит от английского tender, что значит «предложение». Впервые упоминается в типовом законе о закупках товаров, работ, принятом ЮНСИТРАЛ 16 июля 1993 года (). В нем встречаются такие определения, как тендерная документация, тендерная заявка и тендерное обеспечение. Слово «тендер» в данном контексте следует трактовать как предложение на участие в торгах. Современный экономический словарь дает такое определение: «Тендер - это конкурентные торги открытого типа (открытый тендер) или закрытые - для ограниченного числа участников (закрытый тендер), конкурсная форма размещения заказа» [Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. "Современный экономический словарь" (ИНФРА-М, 2006)]. В Российском законодательстве похожее определение дается торгам, а именно, в Гражданском кодексе РФ под торгами понимается конкурс или аукцион. Однако в настоящее время под тендером принято понимать и другие способы выбора поставщика для заключения договора.

Организаторами тендеров могут выступать как государственные заказчики и многие коммерческие структуры, так и собственники или обладатели права на имущество. А участниками могут быть любые юридические или физические лица, способные исполнить свои обязательства.

Особенностью тендеров является то, что эта процедура дает возможность на правах свободной и прозрачной конкуренции заключать договоры на наиболее выгодных условиях для всех сторон. Организатор удовлетворяет свои нужды, приобретая или продавая с наилучшими условиями по выгодной цене. Участники же получают возможность на равных правах участвовать в конкурентной борьбе.

Классификация тендеров

Тендеры классифицируются по различным признакам. В зависимости от цели проведения они делятся на тендеры на продажу и тендеры на закупку. По процедуре проведения они разделяются на: конкурс, двухэтапный конкурс, аукцион, запрос предложений; запрос котировок, конкурентные переговоры и другие процедуры. По формам проведения тендеры могут быть открытыми и закрытыми. Открытая форма дает возможность поучаствовать всем желающим, в закрытой же приглашения направляются лишь ограниченному числу участников. Такая процедура проводится, когда договор связан с коммерческой или государственной тайной, когда круг участников, в сфере которой проводится тендер, мал или же затраты на проведение открытого тендера не оправданы. Извещение о торгах не подлежит публикации, если сведения, составляющие государственную тайну, содержатся в документации или проекте договора. При выборе открытой или закрытой формы тендера организатор торгов должен опираться в первую очередь на действующее законодательство. Также различают тендеры в электронной форме и в «бумажной». В электронной форме закупки проводят на электронной торговой площадке - «программно-аппаратном комплексе организационных, информационных и технических решений, обеспечивающих взаимодействие заказчика и участника тендера через электронные каналы связи» или посредством подачи заявки, подписанной электронной подписью на электронную почту заказчика [ГОСТ Р 51303-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения]. Особенности проведения тендера в электронной форме регулируются законодательно и в локальных актах организатора.

Организатору целесообразно проводить конкурс , когда предметом договора является нечто технически сложное, например, проектные или строительные работы, требующие высокопрофессиональных специалистов, и когда важным критерием является финансовая устойчивость исполнителя. В таком случае устанавливают квалификационные и качественные критерии, по которым выбирают участника конкурса, предложившего наилучшие условия исполнения договора. При проведении конкурса цена предложения может играть не самую важную роль. Если же заказчику затруднительно сформулировать четкие требования, то он может провести двухэтапный конкурс, где на первом этапе будет отобрано соответствующее техническое задание, а на втором - участник, который готов его исполнить.

Аукцион следует проводить, когда единственным критерием является цена. Отличительной особенностью данного вида торгов является то, что участник может менять свое предложение по цене в период проведения аукциона, анализируя предложения своих конкурентов. Схожим способом закупок, в котором единственным критерием отбора участников устанавливается цена, является запрос котировок (заказчики могут так же давать этому способу такие названия как, запрос котировочной цены или запрос цен). Однако запрос котировок принято проводить на небольшие суммы, т.к. в первую очередь этот способ привлекателен своей оперативностью и не предусматривает подробной оценки предложений по другим параметрам. Запрос котировок может иметь другие названия - запрос цен, запрос котировок цен .

Среди прочих существует такой способ, как запрос предложений . Он не регламентируется Гражданским кодексом, как и запрос котировок. Однако организаторы довольно часто пользуются именно этим способом. Запрос предложений дает возможность оценить участников не только по цене, но и по квалификационным и техническим составляющим и, рассмотрев заявки, отказаться от заключения договора. Данный вид тендера может использоваться как анализ существующей на рынке ситуации в той или иной сфере.

Еще одним видом тендеров являются конкурентные переговоры . Данный вид закупок самый свободный из всех вышеперечисленных, т. к. организатор фактически беспрепятственно выбирает среди участников наилучшего по своему предпочтению.

Кроме вышеперечисленных существует еще множество других способов проведения тендеров: запрос делать оферты, сбор коммерческих предложений, мониторинг цен, конкурс с ограниченным участием и другие .

Государственные закупки

Процедура проведения тендеров различается в зависимости от того, каким законом регулируется закупка. Все государственные тендеры регулируются федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Организаторами в таких случаях выступают государственные учреждения, органы государственной власти или корпорация Росатом. Данный закон строго регламентирует проведение процедуры тендеров, устанавливая конкретные правила отбора участников. Кроме того, существует жесткая система планирования и отчетности государственных закупок. Для участия в государственном тендере необходимо понимать единую схему проведения процедуры в соответствии с законом. Заказчику запрещено устанавливать иные требования, кроме тех, которые указаны в законе № 44-ФЗ. Помимо этого, Распоряжением Правительства РФ от 31.10.2013 № 2019-р утвержден перечень закупок товаров, работ, услуг, которые должны происходить исключительно посредством электронного аукциона. Для этого утверждены пять официальных электронных торговых площадок. Также закон устанавливает запрет заказчикам закупать товары определённой марки и производителя, что дает возможность более широкому кругу участников подать заявку на участие в тендере, предоставив различные ценовые предложения. Государственные закупки направлены на экономию и целевое расходование бюджетных средств, поэтому цена зачастую будет иметь первостепенное значение. Однако закон устанавливает ряд обеспечительных мер, таких как антидемпинговые меры, обеспечение заявки и особые требования к банковской гарантии, выступающей как обеспечение контракта.

Закупки отдельными видами юридических лиц (по 223-ФЗ)

Тендеры, которые регулируются Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», проводят государственные корпорации и компании, субъекты естественных монополий, государственные и муниципальные унитарные предприятия, автономные учреждения, хозяйственные или дочерние общества, в уставном капитале которых доля участия РФ или субъекта РФ в совокупности превышает 50%. Особенностью проведения этих тендеров является то, что заказчик самостоятельно разрабатывает собственное положение о закупках, в котором прописывает механизм проведения закупок и заключения договоров по их результатам. Закон не определяет, какие именно виды тендеров могут проводить заказчики. Указываются только конкурс и аукцион, но этот перечень на настоящий момент открытый и организатор вправе придумывать любые способы закупок и сам устанавливать процедуру их проведения. Для того чтобы поучаствовать в тендере, претендент должен сначала изучить положение о закупках заказчика, затем изучить документацию и только потом подавать заявку. Но и после этого тендеры таят в себе множество трудностей. Во-первых, закон № 223-ФЗ определяет адекватные сроки подачи заявки только на конкурс и на аукцион, заказчик же в угоду себе может проводить тендер в наиболее сжатые сроки, используя иные процедуры, нерегламентируемые законом. Во-вторых, четко не определен перечень требований, которые заказчик может предъявить к участникам. Вследствие этого заказчик зачастую злоупотребляет данной возможностью, ограничивая конкуренцию и прописывая завышенные требования. В-третьих, в документации могут устанавливаться неизмеримые критерии оценки заявок участника, и зачастую сложно определить, какие квалификационные требования будут удовлетворять заказчика. Помимо этого, правительством предусмотрен перечень товаров работ и услуг, которые должны закупаться в электронной форме. Это может быть любой вид закупок, заявки на участие в которой подаются с электронной подписью, или закупка должна проходить на электронной торговой площадке. Сложность состоит в том, что коммерческих площадок много, а для участия необходимо быть аккредитованным именно на той площадке, на которой размещает своей тендер заказчик. Однако существуют и положительные стороны участия в тендерах, регулируемых 223-ФЗ. За счет сложностей, которые возникают при проведении закупки, этот рынок еще недостаточно освоен, и на пути к победе можно встретить не так много конкурентов. Также зачастую заказчик за счет того, что он не ограничен в установлении способа проведения закупки, может проводить несложную процедуру на большую начальную максимальную цену договора.

Коммерческие тендеры

Коммерческие тендеры - это тендеры, в которых организатором выступают любые коммерческие структуры. Они сами для себя выбирают проведение тендера, так как для них это является отличным способом экономичного расходования собственных денежных средств. Законодательно не регулирует проведение этих тендеров, организаторы вправе проводить любые процедуры по своим правилам. В отличие от вышеперечисленных регулируемых законами тендеров у организатора отсутствует обязанность размещать извещение о проведении закупки в единой информационной системе. Помимо этого на организатора не накладывается административная ответственность за нарушение процедуры проведения тендера, если действия организатора не противоречат действующему законодательству (в первую очередь, Гражданскому кодексу РФ и закону №135-ФЗ о защите конкуренции).

Особенности государственных, коммерческих закупок и закупок отдельными видами юридических лиц

В целом, регулирование государственных и коммерческих тендеров направлено на экономию, целевое расходование денежных средств и развитие здоровой конкуренции. Тем не менее, в государственных тендерах, несмотря на строгость закона, создаются более мягкие условия для участников и дается больше возможностей для участия в закупках. В то время как коммерческие тендеры и тендеры, регулируемые 223-ФЗ, хотя и предоставляют больше свободы организатору и участнику, однако существующие сложности зачастую отталкивают потенциальных участников, что не способствует развитию эффективной конкуренции.

Таблица 1. Сравнение государственных и коммерческих тендеров

Государственные тендеры

Коммерческие тендеры

Тендеры регулируемые 223-ФЗ

Регулирующий закон

44-ФЗ, ГК РФ (только конкурс и аукцион)

ГК РФ (только конкурс и аукцион)

223-ФЗ, ГК РФ (только конкурс и аукцион)

Способы закупок

Установлены заказчиком

Порядок проведения закупок

Установлены законом, неизменны

Установлены заказчиком

Установлены положением заказчика, у всех разные

свобода конкуренции

Участник может предложить эквивалент требуемому товару (по общему правилу)

Участник обязан предложить требуемый товар

Участник обязан предложить требуемый товар (с учетом антимонопольных ограничений)

Требования к участникам

Закрытый перечень требований

У каждого заказчика свой перечень требований

Порядок оценки заявок участников

Установлен законодательно

Установлен заказчиком

Установлен положением и документацией заказчика

Виды закупок в электронной форме

Любой способ закупок, установленный заказчиком

Любой способ закупок, прописанный в положении заказчика

Электронные площадки

5 утвержденных электронных площадок

Любая электронная площадка, например сайт

Таким образом, существует большое количество разновидностей тендеров: на закупку и на продажу; государственных и коммерческих; открытых и закрытых и так далее. Возникновение каждого из них обусловлено специфическими потребностями рынка, соответственно имеет свои особенности в порядке проведения. На сегодняшний день растет не только количество разновидностей тендеров, но и количество самих тендеров, появляются новые области для применения конкурентных процедур отбора: продажа государственного имущества, выбор арендатора, выбор субподрядчиков и многие другие.

Общим во всех представленных терминах является то, что все они:

–являются формами конкурентного, рыночного состязания между участниками за право заключения договора;

–осуществляются после сбора пакета документов, поступающих от потенциальных участников по заранее объявленным в документации условиям; в сроки, установленные комиссией; на принципах состязательности, справедливости и эффективности.

Тендер – это синоним слов «торги», «конкурс». Определение этого термина было заимствовано из английского языка. Термин используется в России с 90-х годов XX века. В 1994 г. на международном уровне был принят Типовой закон ЮНСИТРАЛ о закупках товаров (работ) и услуг. Типовой закон обобщил опыт в сфере государственных закупок за рубежом и предложил модель организации закупочной деятельности для национальных законодательств. В российской деловой практике, наряду с международными тендерами, в которых участвуют российские компании, выделяют государственные и коммерческие тендеры.

Тендер - это конкурентная форма размещения заказов на поставку товаров, предоставление услуг или выполнение работ по заранее объявленным в документации условиям, в оговоренные сроки на принципах состязательности, справедливости и эффективности. Понятие «тендер» применяют и по отношению к внеконкурсным (но конкурентным) процедурам, таким как запросы котировок, запросы цен, запросы предложений. Контракт заключается с победителем тендера - участником, подавшим предложение, соответствующее требованиям документации, в котором предложены наилучшие условия.

В российском законодательстве понятие «тендер» отсутствует. Вместо него используются понятия «торги», «конкурс». Так, в статьях 447-449 Гражданского Кодекса РФ определяются особенности проведения в России публичных торгов. В ст.447 ГК РФ говорится о том, что в качестве организатора торгов может выступать собственник вещи или обладатель имущественного права либо специализированная организация. Торги проводятся в форме аукциона или конкурса. Форма торгов определяется собственником продаваемой вещи или обладателем реализуемого имущественного права, если иное не предусмотрено законом. Аукцион и конкурс, в которых участвовал только один участник, признаются несостоявшимися. Статья 448 определяет порядок проведения торгов, согласно которому «лицо, выигравшее торги, и организатор торгов подписывают в день проведения аукциона или конкурса протокол о результатах торгов, который имеет силу договора». Статья 449. «Последствия нарушения правил проведения торгов» характеризует торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, как недействительные по судебному иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.

Чем тендер отличается от аукциона?

Аукцион - состязание участников торгов осуществляется только по одному критерию – цене. В аукционе доступны цены и предложения для всех участников. Отличается от тендера возможностью участников изменять поданное предложение. Каждый участник аукциона может изменять свои предложения, предлагая более выгодные условия, чем его конкуренты. Аукцион проводится путем снижения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), указанной в извещении о проведении открытого аукциона, на «шаг аукциона». Шаг аукциона жестко задан и составляет 0,5% от максимальной цены контракта, указанной заказчиком. Побеждает поставщик, предложивший самую низкую цену.

Тендеры проводятся по обратному принципу. Каждый участник подает предложение в «закрытом конверте». Предложения скрыты от конкурентов и доступны лишь тендерной комиссии. Цель кандидатов – предоставить тендерной комиссии выгодные условия поставки. Контракт будет заключен с тем предприятием, которое предложило лучшие условия исполнения контракта. Лучшими условиями являются несколько критериев: цена (подается участником заранее), потребительские свойства, качество товара, работ, услуг, квалификация участника конкурса, сроки, гарантия. Немаловажную роль играет представленная предприятием тендерная документация. Она должна отвечать всем требованиям тендерной документации, то есть содержать техническую и коммерческую часть. В технической части нужно привести описание и общую информацию об объекте торгов, изложить инструкцию для поставщиков, предоставить информационную карту. В коммерческой части должны быть указаны цены, условия, графики платежа, источники финансирования контракта. Конкретное содержание тендерной документации определяет тендерный комитет.

Чем тендер отличается от конкурса?

По сути – это слова-синонимы. В отличие от «тендера», понятие «конкурс» определяется в главном документе, регулирующем имущественные отношения в России - Гражданском кодексе РФ. Понятие «тендер» широко используется в российской деловой практике и отсутствует в российском законодательстве.

Обобщая наш анализ, можно сделать следующие выводы:

–понятия «тендер», «аукцион», «конкурс», «торги» широко применяются в деловой практике как формы конкурентного состязания между участниками за право заключения договора;

– понятие «торги» применяется в российском законодательстве и подразделяется на два вида: аукцион и конкурс;

– понятие «аукцион» означает вид торгов, которые проводятся аукционистом, организующим непосредственное состязание участников торгов только по одному критерию – цене; отличаются возможностью участников изменять поданное предложение;

– понятие «конкурс» означает вид торгов, в котором состязание участников осуществляется по нескольким критериям: цена (подается участником заранее), потребительские свойства, качество товара, работ, услуг, квалификация участника конкурса, сроки, гарантия. Предложения скрыты от конкурентов и доступны лишь конкурсной комиссии, которая на закрытом заседании оценивает пакеты конкурсной документации участников торгов;

– понятие «тендер» означает конкурсную форму торгов и широко применяется в международном и российском деловом обороте.

Мы продолжаем публиковать серию материалов о том, как коммерческой организации или ИП стать поставщиком в системе госзакупок и увеличить за счет этого сбыт своих товаров, работ или услуг. В первой статье мы рассказали о контрактной системе и принципах, по которым она действует (см. « »). В сегодняшнем материале мы расскажем о формах проведения торгов или, если выражаться более корректно, о способах определения поставщика.

Три формы проведения торгов

Чтобы стать поставщиком какой-либо госструктуры, организация или ИП должны принять участие в торгах, которые проводят заказчики. На языке закона торги именуются «способ определения поставщика». Наибольшее распространение получили три способа: открытые конкурсы, электронные аукционы, запросы котировок.

У каждого способа свои особенности проведения, условия и сроки, но единая цель. Законодательство о контрактной системе настаивает на конкурентной основе поставок для государственных нужд, поэтому заказчик обязан проводить любые торги по принципу, применяемому в спортивных соревнованиях — пусть победит сильнейший.

В нашем случае сильнейшим будет тот участник, который в своей заявке предложит заказчику необходимые товар, результат выполнения работ или услугу наилучшего качества по наиболее низкой цене.

Давайте разберемся, чем же способы определения поставщика отличаются друг от друга.

Электронный аукцион

Самый распространенный способ определения поставщика — электронный аукцион. Его популярность объясняется распоряжением Правительства РФ № 471-р , которое обязывает всех государственных и муниципальных заказчиков закупать большинство товаров, работ и услуг только посредством электронного аукциона.

Аукционы проводятся на пяти электронных торговых площадках:

Электронные площадки обеспечивают электронную форму для всех элементов аукциона.

У аукциона есть одна важная особенность: все время, пока длится процедура аукциона, участники не имеют прямого контакта с заказчиком, т. к. между ними находится оператор электронной площадки. Оператор берет на себя получение, обработку и размещение на площадке всей нужной информации и документов, а также организацию самого аукциона.

Извещение о проведении электронного аукциона заказчик публикует для всех заинтересованных лиц не только в ЕИС на сайте www.zakupki.gov.ru , но и на сайте той электронной площадки, где будет проходить аукцион.

Поэтому участникам необходимо иметь аккредитацию на электронной площадке, которая открывает доступ ко всем ее аукционам. Чтобы не пропустить размещение важной для вас информации о конкурсах, можно подключить сервис «Контур.Закупки». В этом сервисе поставщик может настроить шаблоны запросов обо всех аукционах по «своим» товарам (работам, услугам) и получать на электронную почту уведомления о том, что в системе появились интересующие его торги, конкурсы или аукционы.

Подключиться к сервису «Контур.Закупки»

Для подготовки и подачи на площадку заявки участникам предоставляется либо 7 дней (когда сумма аукционной закупки не превышает 3 млн. руб.), либо 15 дней (для всех закупок дороже 3 млн. руб.). За это время необходимо изучить аукционную документацию, где раскрывается описание необходимого товара, работы, услуги, проект контракта, и указана начальная (максимальная) цена.

Подача заявки на электронный аукцион имеет свои особенности. Заявка состоит из двух частей. Первая часть посвящена исключительно предмету закупки, а вторая часть — самому участнику.

Участник готовит и направляет на площадку сразу обе части заявки, а вот заказчик получает их по отдельности, т. к. сначала ему нужно оценить только первые части заявок, чтобы разрешить им участвовать в ценовом соревновании по снижению цены. Такая оценка длится не более 7 дней и проводится обезличенно. То есть заказчик не видит даже наименования участников, а анализирует только их предложения по объекту закупки.

На этом этапе заказчик отклонит те заявки, которые не соответствуют установленным требованиям. Далее в режиме онлайн проводится ценовое соревнование, которое требует от участников отличного владения эмоциями и твердого обоснованного расчета. Оно заканчивается выбором наилучшего предложения, то есть предложения с самой низкой ценой закупки.

Однако на этом электронный аукцион не заканчивается. После определения наилучшей цены заказчик рассматривает вторые части заявок, в которых содержится полная информация об участниках и их документы. Заказчик должен их рассмотреть в течение 3 дней.

Если лучшее ценовое предложение принадлежит участнику, вторая часть заявки которого соответствует всем установленным и заявленным требованиям, он и становится победителем.

Открытый конкурс

Извещение о проведении открытого конкурса заказчик публикует для всеобщего обозрения в ЕИС на сайте www.zakupki.gov.ru , и с этого момента у участников есть не менее 20 дней для подачи заявки. Заметим, что отслеживать появление информации об интересующих вас конкурсах также можно с помощью сервиса «Контур.Закупки ».

Заявку можно либо подать непосредственно по месту нахождения заказчика, либо послать по почте. Важна форма заявки на конкурс — обязательно в запечатанном конверте, который не позволяет увидеть содержимое.

Однако прежде чем подавать заявку, участники должны внимательно ознакомиться с информацией, изложенной в конкурсной документации. Описание объекта закупки даст понимание о нуждах заказчика, требованиях к товару, результату работы, услуги, количественных и качественных характеристиках, проект контракта откроет условия будущей поставки со всеми подробностями.

Указывая начальную (максимальную) цену контракта, заказчик сильно надеется, что участники в своих заявках ее снизят, поэтому нужно продумать свои возможности в этом направлении и оценить рентабельность участия в конкретном конкурсе.

Также заказчик укажет все подробности проведения конкурса: порядок подачи заявок, исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участником конкурса, дату и время окончания срока подачи заявок, место, дату и время вскрытия конвертов, а также иную полезную информацию.

Главное отличие конкурса от иных способов определения поставщика —возможность для заказчика выбрать самое выгодное предложение не только по цене, но и по наилучшим условиям исполнения контракта.

Выбирать заказчик будет в течение 20 дней со дня вскрытия конвертов. За это время все поданные заявки должны быть внимательно изучены, рассмотрены и оценены. Если участник, его предложение или документация не соответствуют требованиям, заявка будет отклонена.

Запрос котировок

Еще один распространенный способ определения поставщика — запрос котировок. Он предназначен для закупок типовых, серийных товаров, работ и услуг на суммы, не превышающие 500 000 руб. Данный способ имеет массу достоинств. С его помощью приобретается обычная и недорогая продукция в короткие (7 дней) сроки, условия котировочных контрактов не сложные, котировочная заявка короткая и простая, в ней содержится лишь согласие участника исполнить условия контракта, основная информация о нем самом, и конечно предложение о цене.

Можно с уверенностью сказать, что начинающему поставщику начинать работу в контрактной системе целесообразно именно с запроса котировок.

Заказчику эта форма торгов тоже предоставляет интересные возможности — на запрос котировок он может пригласить интересующих его конкретных участников, что не допускается в иных случаях.

Проведение запроса котировок напоминает конкурс, т.к. заявки подаются в запечатанных конвертах, которые затем вскрываются заказчиком и сразу оцениваются на предмет определения победителя по единственному критерию — цене.

Важные детали

Чтобы принять участие в торгах, все заинтересованные лица должны подготовить заявки с предложениями поставить товар, работу, услугу. Заявки должны быть максимально близки к описанию, изложенному заказчиком в закупочной документации. Кроме того, участник должен предложить наиболее низкую цену, отталкиваясь от начальной (максимальной) цены контракта, установленной заказчиком, также представить документы, которые требуют от участника процедуры закон и заказчик.

Если участник готовится к электронному аукциону, то необходимо пройти аккредитацию на той электронной площадке, где проходит интересующий аукцион.

Нельзя забывать о денежных ресурсах. Заявки на конкурсы и электронные аукционы необходимо сопроводить денежным обеспечением, суммы всегда указываются заказчиком в документации. Если участник не предоставил обеспечение по заявке, то заказчик обязан отклонить такую заявку без рассмотрения.

Что касается запроса котировок, то в этом случае обеспечение по заявке заказчик может не устанавливать, что является еще одним преимуществом для начинающих участников.