Кто такая богиня Кали? Легенда о богине Кали. Индийская мифология

Богини мировой мифологии далеко не всегда милосердны и добры. Многие из них требовали от своих адептов особого рода поклонения.

Кали

Даже если вы ничего не знаете про богиню Кали, вы наверняка слышали про то, что по индуистскому календарю мы живем в эпоху Кали-юга. От имени Кали происходит название бывшей столицы Индии Калькутты. Здесь и сегодня находится крупнейший храм поклонения этой богине.

Кали - самая грозная богиня мировой мифологии. Одно её изображение уже пугает. Она традиционно изображается синего, либо черного цвета (цвет бесконечного космического времени, чистого сознания и смерти), с четырьмя руками (4 стороны света, 4 основных чакры), на её шее висит гирлянда из черепов (череда воплощений).

У Кали красный язык, что символизирует кинетическую энергию вселенной гуну раджас, стоит богиня на поверженном теле, что символизирует вторичность физического воплощения.

Кали пугает, и не напрасно. В Индии ей совершали жертвоприношения, а самыми ревностными адептами этой богини стали тхаги (туги) - секта профессиональных убийц-душителей.

Согласно историку Уильяму Рубинштейну в промежуток с 1740 по 1840 годы туги убили 1 миллион человек. «Книга рекордов Гиннесса» относит на их счёт два миллиона смертей. В английском языке слово «таги» (англ. thugs) приобрело нарицательное значение «убийц-головорезов»

Геката

Геката - древнегреческая богиня лунного света, пресподней и всего таинственного. Исследователи склонны считать, что культ Гекаты был заимствован греками у фракийцев.

Сакральное число Гекаты - три, поскольку Геката - трехликая богиня. Считается, что Геката управляла циклом человеческого существования - рождением, жизнью и смертью, а также тремя стихиями - землей, огнем и воздухом.

Власть её распространялась на прошлое, настоящее и будущее. Свою силу Геката черпала от Луны, которая также обладает тремя фазами: новой, старой и полной.

Изображалась Геката обычно либо как женщина с двумя факелами в руках, либо в виде трех фигур, связанных спина к спине. На голове Гекаты часто изображали языки пламени или рога-лучи.

Жертвенник, посвященный Гекате, назывался гетакомбой. Описание жертвоприношения Гекате встречается в «Илиаде» Гомера: «Ныне черный корабль на священное море ниспустим, //Сильных гребцов изберем, на корабль гекатомбу поставим».

Священным животным Гекаты была собака, ей в жертву приносили щенков в глубоких ямах, или в пещерах, недоступных для солнечного света. В честь Гекаты справлялись мистерии. Греческая трагическая поэзия изображала Гекату властвующей над злыми демонами и душами умерших.

Кибела

Культ Кибелы пришел к древним греками от фригийцев. Кибела была олицетворение матери-природы и почиталась в большей части областей Малой Азии.

Культ Кибелы был по своему наполнению весьма жестоким. От его служителей требовалось полное подчинение своему божеству, доведение себя до экстатического состояния, вплоть до нанесения друг другу кровавых ран.

Неофиты, предававшие себя во власть Кибеле, проходили инициацию путем оскопления.

Знаменитый английский антрополог Джеймс Фрейзер писал об этом обряде: «Мужчина сбрасывал с себя одежду, с криками выбегал из толпы, схватывал один из приготовленных для этой цели кинжалов и тут же совершал кастрацию. Потом он носился как угорелый по улицам города, сжимая окровавленную часть своего тела в руке, от которой в конце отделывался, швыряя ее в один из домов».

Новообращенному в культ Кибелы выдавали женскую одежду с женскими украшениями, которую ему теперь было суждено носить до конца жизни. Подобные жертвоприношения мужской плоти совершались в честь богини Кибелы в Древней Греции во время торжества, известного как День крови.

Иштар

В аккадской мифологии Иштар была богиней плодородия и плотской любви, войны и распри. В вавилонском пантеоне Иштар имела роль астрального божества и была олицетворением планеты Венеры.

Иштар считалась покровительницей проституток, гетер и гомосексуалистов, поэтому часто её культ включал сакральную проституцию. Святой город Иштар - Урук - называли также «городом священных куртизанок», а сама богиня часто упоминалась, как «куртизанка богов».

В мифологии Иштар имела много любовников, но эта страсть была и её проклятием, и проклятием тех, кто становился её фаворитами.

В записях Гуиранда сказано: «Горе тому, кого Иштар почтила! Непостоянная богиня обращается с её случайными любовниками жестоко, и несчастные обычно дорого платят за оказанные им услуги. Животные, порабощённые любовью, теряют свою природную силу: они попадают в капканы охотников или одомашниваются ими. В молодости Иштар любила Таммуза, бога урожая, и - если верить Гильгамешу - эта любовь стала причиной смерти Таммуза.

Чиннамаста

Чиннамаста - одна из богинь индуистского пантеона. Её культ содержит интересную иконографику. Чиннамаста традиционно изображается так: в левой руке она держит собственную отрубленную голову с раскрытым ртом; волосы ее растрепаны, и она пьет кровь, струей бьющую из ее собственной шеи. Богиня стоит или восседает на паре, занимающейся любовью. Справа и слева от нее две спутницы, которые радостно пьют кровь, струящуюся из шеи богини

Исследовательница Э.А.Бенард считает, что образ Чиннамасты, равно как и остальных богинь Махавидья, следует рассматривать как маску, театральную роль, в которой высшее божество по своей прихоти желает явиться перед своим адептом.

Одна из важных деталей иконографии Чиннамасты, то, что она попирает ногами находящуюся в любовном союзе пару, развивает тему преодоления богиней вожделения и любовных аффектов.

То, что сама Чиннамаста пьет собственную кровь, символизирует то, что тем самым она достигает разрушения иллюзий и получает освобождение-мокшу.

В Древней и средневековой Индии хорошо была известна практика ритуального самоубийства. Самое известное – самосожжение вдов – satī, sahamaraņa. В среде наиболее ревностных поклонников божеств существовал и обычай принесения в жертву собственной головы. Сохранились уникальные памятники – рельефные изображения со сценами подобного жертвоприношения, благодаря которым мы можем представить себе, как оно происходило.

Подобный обряд есть и в записках Марко Поло. Он упоминает существовавший на территории Малабарского побережья обычай, согласно которому осужденный на смерть преступник мог избрать вместо казни такую форму жертвоприношения, при которой он сам себя убивает «из любви к таким-то идолам». Эта форма жертвоприношения осмыслялась в народе как более всего угодная Чиннамасте и, следовательно, могла служить процветанию и благу всей общины.

"Кали - освободительница, защищающая тех, кто ее знает. Она ужасная Разрушительница времени, темная Шакти Шивы. Она есть эфир, воздух, огонь, вода и земля. Через нее удовлетворяются все физические желания Шивы. Ей ведомы 64 искусства, она дарит радость Богу-Творцу. Она - чистая трансцендентальная Шакти, полная тьма"

Западные культы мистических и сатанинских направлений ошибочно воспринимают и описывают Кали как богиню, равноценную египетскому божеству Сету, жестокую кровопийцу и убийцу, поедающую плоть своих жертв. Такая трактовка является в корне неверной, ибо сущность Кали - благость, а не жестокость или насилие.

Изображается в виде худой четырёхрукой длинноволосой женщины с голубой кожей. Обычно обнажена или одета в шкуру пантеры. В верхней левой руке она держит окровавленный меч, разрушающий сомнения и двойственность, в нижней левой - голову демона, символизирующую отсечение эго. Верхней правой рукой она делает защитный жест, прогоняющий страх, в то время как нижней правой рукой благословляет к исполнению всех желаний. Четыре руки символизируют 4 стороны света и 4 основных чакры.
Три глаза богини управляют тремя силами: творением, сохранением и разрушением. Она также соответствует трем временам: прошлому, настоящему и будущему, и являются символами Солнца, Луны и молнии. На ней пояс из человеческих рук, которые обозначают неумолимое действие кармы.

Её темно-синий цвет - цвет бесконечного космического, вечного времени, а также смерти. Эта символика обращает внимание на превосходство Кали над царством смертных. В «Маханирване-Тантре» сказано: «Черный цвет заключает в себе белый, желтый и все остальные цвета. Так же и Кали заключает в себе все остальные существа». Черный цвет символизирует незамутненное состояние чистого сознания.
Гирлянда черепов, которой она украшена, означает череду человеческих воплощений. Черепов ровно 50 - по числу букв санскритского алфавита. Голова, которую несёт Кали, представляет собой эго, идею «я есть тело», которую она уничтожает. Черепа также показывают её способность освобождать ум от идентификации себя с телом. Эта гирлянда символизирует мудрость и силу. Взъерошенные волосы богини Кали (элокеши) образуют таинственный занавес смерти, который окутывает всю жизнь. Труп, на котором она стоит, указывает на преходящий и нижепоставленный характер физического тела.
Кроваво-красный язык символизирует гуну раджас, кинетическую энергию вселенной, символом которых является красный цвет.
Кали пребывает в анахате. Она взаимодействует с физическим сердцем; в этой форме она называется Ракти-Кали (красная Кали), пульсация сердца. Но красота - не только очарование, это также ужас и даже смерть. Кали - недосягаемая красота, невознагражденная любовь. Красота непостижима, потому что не имеет формы.

Кали символизирует вечную жизнь. Вечная жизнь имеет цену. Только то, что является бессмертным, может быть бесконечным, поскольку ничто не может изменить его природы. Смертный и переходный процесс рано или поздно закончится. Чтобы извлечь пользу из вечности, которой является Кали, нужно принести в жертву нашу смертную природу. Поэтому Кали обычному глазу кажется пугающей и разрушительной.
Кали - многоликая Богиня, которая руководит жизнью с момента зачатия до смерти. Она символизирует Космическую силу вечного времени.
На космическом уровне Кали связана с элементами воздуха или ветра, вайю, праны. Эта сила наполняет собой вселенную как энергия преобразования. Она действует быстро и не оставляет после себя никаких следов, вызывая радикальные перемены. Кали есть восприятие молнии правды, отрицающая все иллюзии. Она воплощает в себе творение, сохранение и уничтожение, вызывает одновременно любовь и ужас.

Богиня Кали может сказать о себе; «для мужчин я богиня, но для женщин я есть бог»
Богиня Кали по своей природе может позволить достойному иметь жизнь вечную, а также и даровать ему смерть без особых страданий и мук для оного, по его же прошению в форме письма или по устной молитве.

Санскритское слово «кала» означает с одной стороны «смерть», а с другой - «время».

Согласно Маханирвана-тантре, «время, или кала, пожирает весь мир во время космического растворения - пралайи, но Кали пожирает даже само время, потому она и именуется словом Кали». Богиня Кали - высшая Богиня, ночь вечности, пожирательница времени.

«Вид ее ужасен. С растрепанными волосами, с гирляндой из свежеотрубленных человеческих голов. У нее четыре руки. В верхней левой руке она держит меч, только что окропленный кровью отсеченной головы, которую она держит в нижней левой руке. Верхняя правая рука сложена в жесте неустрашимости, а нижняя правая - в жесте дарования милостей. Цвет лица ее синеватый и лицо сияет, как темное облако.

Она полностью обнажена, и тело ее сверкает кровью, струящейся из гирлянды отрубленных голов вокруг ее шеи. В ушах у нее серьги из трупов. Клыки ее чудовищны, а лицо выражает ярость. Груди ее пышны и круглы, она носит пояс из отсеченных человеческих рук. Кровь струится из уголков рта, придавая блеск ее лицу.

Она издает пронзительные вопли и живет на местах сожжений трупов, где ее окружают воющие шакалы. Она стоит на груди Шивы, лежащего в форме трупа. Она желает сексуального союза с Махакалой в перевернутой позе. Выражение ее лица довольное. Она улыбается. Она сияет, как темное облако и носит черные одежды».

Кали - единственная среди богинь, кто полностью раскрывает природу высшей реальности и символизирует совершенно просветленное сознание. Принцип разрушения, который олицетворен в Кали, направлен на избавление от невежества и иллюзии.

Кали - еще и символ женской самодостаточности и эмоциональной независимости, в Кали-тантре указывается на то, что даже в сексе Кали занимает позицию сверху, то есть мужскую. Кали обладает огромной сексуальной силой. В более поздних текстах, особенно в тантрах, она предстает сексуально агрессивной и часто изображается или описывается в сексуальном союзе с Шивой. В ее сахасранама-стотре (гимн с перечислением имен божества) многие имена подчеркивают ее сексуальную ненасытность или привлекательность.

Среди ее имен:

  • Та, чья сущностная форма есть сексуальное вожделение
  • Та, чья форма есть йони
  • Та, что пребывает в йони
  • Украшенная гирляндой йони
  • Та, что любит лингам
  • Живущая в лингаме
  • Та, кому поклоняются семенем
  • Живущая в океане семени
  • Всегда наполненная семенем

В этом отношении Кали нарушает понятие о контролируемой женщине, которая сексуально удовлетворена замужеством. Кали сексуально прожорлива и потому опасна.

Кали воплощает свободу, в особенности свободу от общественных норм. Она живет за границами нормального общества. Она предпочитает места кремации, то есть места, которых обычно избегают нормальные члены общества. Она живет в лесах или джунглях, среди дикарей. Ее распущенные волосы и нагота говорят о том, что она совершенно бесконтрольна, полностью свободна от социальных и этических обязанностей и ожиданий. По той же причине она аутсайдер, за пределами условностей.

Две особенности, типичных во внешности Кали, - ее распущенные волосы и высунутый язык - представляются подходящими выражениями ее «инаковости», ее нетрадиционного, раздвигающего границы, разрушающего привычные роли, порогового характера. В иконографии она почти всегда изображается с открытым ртом и высунутым языком. В ее ранней истории, где она изображается как дикая, кровожадная богиня, живущая на краю цивилизации, или как яростная сокрушительница демонов, хмелеющая от крови своих жертв, ее высунутый язык, как и ее фигура, кажется, говорит о ее жажде крови. Она сильно высовывает язык, чтобы удовлетворить свой дикий, всепожирающий аппетит.

Высунутый язык Кали имеет два основных значения в контексте тантры: сексуальное удовлетворение и поглощение запретного или загрязненного. На изображениях Дакшина-Кали Шива иногда представлен в состоянии эрекции, а в некоторых дхъяна-мантрах и иконографических образах Кали она находится в сексуальном союзе с ним. В обоих случаях язык ее высунут наружу.

Разинутый рот Кали и ее высунутый язык, ее внешность и привычки отвратительны для нашей обычной чувствительности. Возможно, именно это и является главным в тантре. То, что нами воспринимается как отвратительное, грязное, запретное, безобразное, коренится в ограниченном человеческом, или культурном, сознании, которое упорядочило, выстроило и разделило реальность на категории, служащие ограниченным эгоцентричным, эгоистичным концепциям о том, каким должен быть мир. Кали своей грубостью перестраивает эти категории, приглашая тех, кто хотел бы у нее научиться, быть открытыми всему миру во всех его аспектах.

Она призывает своих почитателей отважиться попробовать мир в его самых отвратительных и запретных проявлениях, для того чтобы обнаружить в основе его единство и святость, то есть саму Великую Богиню.

Распущенные волосы Кали знаменуют конец мира, они развеваются в разные стороны; порядка больше нет; все обратилось в хаос. «Заплетенная коса» социального и космического порядка кончается в диких, распущенных, развевающихся волосах Кали. В некоторых обстоятельствах, почти всегда имеющих отношение к осквернению и загрязнению того или иного рода, индуистские женщины распускают свои волосы. В частности, они делают это во время менструации. Махабхарата указывает на хорошо известный запрет носить волосы заплетенными во время менструации и не заплетать их до тех пор, пока не будет совершено ритуальное омовение, завершающее период загрязненности. Вдобавок к непричесанным во время менструации волосам пенджабские женщины также распускают волосы в период, следующий за рождением ребенка, после полового акта и смерти мужа. Таким образом, женщины распускают волосы, находясь в состоянии загрязненности.

Четыре руки Кали символизируют полный круг творения и разрушения, который содержится внутри нее или охвачен ею. Она представляет собой неотъемлемые творческие и разрушительные ритмы вселенной. Ее правые руки, сложенные в жесте «не страшитесь» и дарования милостей, символизируют творческий аспект Кали, а левые руки, держащие окровавленный меч и отрубленную голову - разрушительный аспект.

Три ее глаза олицетворяют солнце, луну и огонь, с помощью которых она может контролировать три режима времени: прошлое, настоящее и будущее. Окровавленный меч и отрубленная голова также символизируют уничтожение неведения и нисхождение знания. Этот меч - меч знания, или бескорыстной садханы, разрубающей узлы неведения и разрушающей ложное сознание (отрубленная голова). Этим мечом Кали открывает ворота свободы, разрубив восемь уз, связывающих людей. Кроме ложного сознания, истекающая кровью отрубленная голова также означает истечение гуны раджаса (страстные наклонности), что полностью очищает адепта, который наполняется саттвическими (духовными) качествами в своем пробуждении к истине.

Высунутый язык Кали и острые клыки олицетворяют победу, одержанную над силой раджаса (красный язык) силой саттвы (белые зубы). Таким образом, Кали полностью состоит из саттвы, она совершенно духовна по своей природе, превзойдя всю скверну, содержащуюся в других гунах.

Чернота Кали также говорит о ее всеобъятной, всепоглощающей природе, поскольку черный - цвет, в котором исчезают все другие цвета; черный поглощает и растворяет их. Или же говорится, что черный символизирует полное отсутствие цвета, что снова означает ниргуну - отсутствие характеристик - природу Кали как высшей реальности. В любом случае черный цвет Кали символизирует превосхождение ею всех форм.

Нагота Кали имеет сходное значение и указывает на то, что она совершенно выходит за пределы имени и формы, за пределы иллюзорных воздействий майи и ложного сознания, что она полностью трансцендентна. Считается, что ее нагота олицетворяет совершенно просветленное сознание, не поддающееся влиянию майи. Кали - сияющий огонь истины, которую невозможно скрыть под покровом неведения, представленным майей. Эта истина просто сжигает их.

Жилище Кали - место кремации - имеет схожее значение. В месте кремации происходит растворение пяти элементов. Кали обитает там, где происходит растворение. В смысле почитания, ритуального поклонения и садханы это обозначает растворение привязанностей, гнева, похоти и других закабаляющих эмоций, чувств и представлений. Сердце преданного находится там, где происходит это сожжение, а Кали пребывает именно в сердце. Преданный помещает ее образ в сердце, и под его воздействием сжигает все ограничения и неведение в погребальном костре. Этот внутренний погребальный огонь в сердце есть огонь знания, джняна-агни, который дарует Кали.

Кали, стоящая на Шиве, олицетворяет благословение, которое она дает своим преданным. Шива представляет собой пассивный потенциал созидания. В философии йоги он - пуруша, букв. «мужчина», неизменный, лишенный характеристик аспект реальности, в то время как Кали - активная пракрити, природа физического мира. Согласно такому представлению, Кали и Шива вместе символизируют высшую реальность.

Еще одно истолкование Кали, стоящей на Шиве или занимающейся с ним сексом в перевернутой позиции, говорит, что это символизирует инволюцию медитации, те средства, с помощью которых человек «воссоздает» вселенную для того, чтобы пережить блаженный союз Шивы и Шакти.

Ошеломляющее присутствие образов смерти во всех описаниях Кали также можно понимать как символ преображающей природы богини. Она заставляет задуматься о главном в жизни, убрав шелуху и ненужное.

Продолжение цикла статей о Кали Ма в Советской культуре. Начало .

Прежде всего, хочу предупредить, что разделяю чувства людей, потерявших своих родных как в далекие 40-е, так и в ходе недавних многочисленных терактов в Волгограде. Для меня память о погибших и культ Кали - это два взаимоисключающих понятия. Надеюсь, данная статья сможет объяснить в подробностях мою позицию.

Отличительные признаки Кали Ма и Родины Матери.

Только в бреду можно представить, что память о погибших в боях под Сталинградом можно увековечить в статуе, посвященной кровожадной упырихе.И совсем по-другому смотрится призыв на смерть с агитплаката "Кали Ма зовет!".

Кровожадная богиня Кали Ма обладает рядом отличительных признаков. В предыдущей статье рассматривалось 10 признаков, "размытых" по трем статуям в Тбилиси. В Волгограде установлена одна из самых высоких статуй в мире под именем "Родина Мать", у которой также присутствует ряд признаков, позволяющих безусловно опознать в ней Кали Ма. Некоторые признаки не столь очевидны, как в случае трех статуй в Тбилиси, однако не стоит забывать о своеобразной "логике" посвященных - для них достаточно полунамека, полузнака. Возможно, я также упустил некоторые моменты, так как мне не довелось лично побывать в Волгограде и весь материал статьи основан на информации из открытых источников.

1) Имя. Р одина Ма ть, которая стоит на Ма-Ма евом К ургане. В славянском "ведическом пантеоне" К али Ма соответствует Ма-К ошь или Ма-Р а.
Очевидна игра согласных М-К-Р .

2) Меч. Кали Ма крепко держит громадный меч в своей руке

3) Шива. Так же, как и в Тбилиси, Кали Ма запечатлена в движении по направлению к воину, расчлененному и уже наполовину вросшему в землю. По традиции, Кали Ма должна встать на грудь поверженному полуживому-полумертвому Шиве (Шиве в форме трупа).

Про связь памятника воину с Шивой упоминается, в частности, здесь: "Советский воин-богатырь - Шива. Автомат - стрелковое оружие, лук. Граната - булава." Стоит заметить, что Дурга - это еще одно из имен Кали Ма.

4) Сражение. Вокруг нее - действительно, сражение. Одно из самых кровавах и ожесточенных в истории. А сейчас оно запечатлено в скультурах мемориала и в кладбище, расположенном прямо за спиной Кали Ма в Волгограде.Почти везде Кали Ма ставят либо прямо на костях либо прослеживается другая связь с массовыми жертвами. Одна из могил (маршала Советского Союза) расположена прямо у подножия Кали Ма. Любит она такое дело...
Такие вот "памятники" на Мамаевом кургане имеют четкое и однозначное воздействие на подсознание.

5) Груди. Для памятника, посвященного памяти погибшим и имеющего в своем названии упоминание матери совсем странным выглядит такое художественное внимание к изображению груди

6) Язык. Часто Кали Ма изображается не с высунутым языком, а с открытым ртом. Действительно, у Волгоградской Кали Ма рот уродлив.Есть исторический "анекдот", призванный как-то объяснить такое "художественное решение".

Один из двух архитекторов, Вучетич рассказывал Андрею Сахарову: «Меня спрашивает начальство, зачем у неё открыт рот, ведь это некрасиво. Отвечаю: А она кричит - за Родину… вашу мать!»

7) Факел. У Кали Ма много рук. Обычно 4, но бывает и 6 и 8. Каждый раз вопрос как изобразить дополнительные руки решается оригинально. Если в Тбилиси три пары рук были "разнесены" по трем статуям в положении вверх, в стороны и вниз, то в Волгограде решили пойти тем же путем, каким в Тбилиси изобразили язык. Напомню, "язык матери" изображен в виде отдельного памятника, ориентированного строго на север. В случае Волгоградской Кали Ма строго на восток есть отдельный павильон, в котором "ничейная рука" держит факел. Через дыру в крыше можно разглядеть, чья же это дополнительная рука с факелом. Вот такая многорукая "мама".

Жертвоприношения Кали Ма

Комплекс на Мамаевом Кургане до сих пор требует кровавых жертв. Кали - грозная и кровожадная богиня, которая требует свежей крови от своих последователей. К сожалению, как это художественно изобразил Пелевин, Кали Ма и по сей день приносятся жертвы. Конечно, об этом мало кто знает и даже задумывается, но я берусь установить некоторую взаимосвязь.

Перед тем, как показать взаимосвязь "терактов", хочу сделать предположение. По каким-то причинам объекты кровавого культа и места жертвоприношений связываются по геолиниям (меридианы, параллели), при этом очень точно выверяются координаты. Возможно, от географической точности зависит сила "эффекта", получаемая при жертвоприношении.
В других случаях привязка идет не к геолиниям, а к искусственным линиям, создаваемым очень высокими объектами, такими как теле-радио вышки, огромного размера памятники, статуи, шпили.

В качестве факультатива советую бегло пролистать книжечку "Системы космической связи и подавления сознания на новых принципах".Не пугайтесь технических подробностей, полистайте картинки с архитектурой. Особенно подробно там про Астану - город строился практически с нуля, и система в планировке особенно видна:
http://pravdu.ru/arhiv/SISTEMY_KOSMIChESKOI_SVYaZII_PODAVLENIE_SOZNANIYa.pdf

Итак, рассмотрим 4 теракта

Автор va123ma в комментарии к статье описыват географическую взаимосвязь подрыва автобуса в Волгограде 21 Октября, однозначно характеризуя "теракт" как жертвоприношение . Географическая точность в этом случае не очень высокая - возможно, что-то пошло не по плану? Кроме того, в этом теракте я не увидел прямой связи с Кали Ма, в отличие от трех других случаев.

В 65-летнюю годовщину начала Второй Мировой Войны был произведен один из самых жестоких терактов, в котором погибли и пострадали прежде всего дети в Беслане.

Школа номер 1 в Беслане расположена с очень большой точностью на том же меридиане, что и Кали Ма ("Родина-Мать"). Погрешность составляет всего несколько десятков метров (!), хотя расстояние Волгоград - Беслан - около 600 километров. Не поленитесь, проверьте сами:

48°44"32.42"N 44°32"13.63"E - "Родина Мать"
43°11"6.11"N 44°32"8.51"E - Школа N1 в Беслане

Чудовищная точность совпадения в координате по долготе (меридиан 44°32" )! Погибли дети в Беслане... И я уверен, что есть взаимосвязь, потому что нить вьется дальше...

С той же изощренной точностью на этой же долготе "Ночные волки" в Августе 2013, день в день в годовщину страшной бомбардировки Сталинграда, на территории музейного комплекса в Волгограде ставят памятник-реплику детям, танцующим вокруг крокодила . Когда дети танцуют вокруг свирепого хищника-людоеда, быть беде!

Итак, сравните координаты - в этот раз памятник-реплику поставили очень точно на меридиане Кали Ма - Школа номер 1. Заметьте - дети обугленные, почерневшие. Это такая задумка спульптора, такая вот "память" о погибших в Беслане детях!

48°42"57"N 44°32"00"E - координаты памятника - реплики у "Мельницы" в Волгограде, все тот же меридиан 44°32"

Второй памятник в Волгограде, уже с белоснежными подросшими детьми, словно по ниточке, выводит нас на следующий "теракт", так как второй "крокодил" расположили прямо у входа в вокзал, где прогремел взрыв.

Второй крокодил, полакомившись детьми в Беслане, приводит нас к вокзалу.
Два взрыва, прогремевшие в Волгограде, расположены с большой точностью на линиях, образованных высотными сооружениями и гиганским памятником Кали Ма. Вероятно, чтобы усилить эффект. Вот как это выглядит:

Обе линии начинаются на громадине Кали Ма
48°44"32.42"N 44°32"13.63"E

Первая линия проходит через привокзальную площадь, где прогремел взрыв и заканчивается на другом странном но очень высоком (22 метра высотой) памятнике воинам-чекистам
48°42"5.74"N 44°30"21.00"E

По "случайному совпадению" памятник чекисту расположен на перекрестке улицы КАЛИ нина.
В руках у воина-чекиста - меч (отсылает к Кали Ма), который является своеобразной антенной. В страшном сне я могу представить такого вот воина-чекиста, вооруженного мечом во вторую мировую войну. Или он "Родина-отец"?

Взрыв в троллейбусе лежит на линии Кали Ма - телебашня. На фото в правом нижнем углу - зрительный обман, так как телебашня высотой в 192 метра более чем в два раза выше статуи и является самой высшей точкой в Волгограде.

координаты взрыва в троллейбусе
48°44"9.94"N 44°29"52.90"E
координаты телебашни (рядом с Кали Ма и с кладбищем)
48°44"29.16"N 44°31"50.36"E

Вообще, теле-радио башни почти повсеместно построены рядом или прямо на кладбищах, либо их штурмовали и проливали кровь:
Москва (так и зовут - Останкинская, на останках, кладбище прямо под башней)
Волгоград (мемориальное кладбище за "Родиной Мать")
Киев (Бабий Яр)
Тбилиси (пантеон Мтацминда)
Вильнюс (погибли люди при штурме)
...
Телебашни заслуживают отдельной статьи. Сейчас же только упомяну, что один из двух авторов проекта памятника Кали Ма - Никитин - стал главным конструктором Останкинской телебашни, а до этого проектировал главное здание МГУ. Глубоко посвященное лицо.

Каким точно образом действует механизм жертвоприношений, зачем и кому он нужен - мне не известно. Но то, что и сегодня культ Кали Ма влияет на нашу жизнь - это несомненно.

Дополнения:
1. По наводящему вопросу moore_na проверил - в Волгоградских терактах погибло 3 детей и получили ранения еще трое - итого - 6, по количеству скульптур детей в смертельном хороводе вокруг крокодила.

2. В статье было неясно сказано, что памятников с крокодилами - два, оба в Волгограде, недалеко друг от друга. Еще раз напишу. Первый, белый, официальный, на вокзале, у места теракта. Второй, черный, поставленный "ночными волками", на меридиане Школы номер 1 Беслана. Во втором использовались кирпичи, привезенные из стены Даниловского монастыря. В СМИ чехарда - некоторые называют Даниловский, некоторые - Донской монастырь.

Цитата:
«Уникальность этого памятника в особенной кирпичной кладке. Это оригинальный кирпич начала 19 века из стенки бань Даниловского монастыря в Москве, которую демонтировали по неизвестной нам причине. Нам удалось буквально выпросить ее кусок – мы вручную ее разбирали, – рассказывает Егор Козловский. – Конечно, мы не хотели никакого исторического подлога, мы старались воссоздать кусочек истории. Это будет памятник-напоминание, открыточный фон для фото.»

Странно, что байкеры выпрашивают и разбирают кусок стены Даниловского монастыря, чтобы привезти кирпичи в Волгоград.

Кому в действительности понадобилось такое и что за особенность кирпичей?

3. Между гибелью детей в теракте в Беслане в Школе номер 1 и открытием "черного крокодила" с черными фигурами детей, ориентрированными точно по меридиану школы, прошло ровно 9 лет, день в день, по Еврейскому календарю . Между захватом детей и открытием памятника прошло 8 лет, 11 месяцев и 22 дня по гражданскому календарю.

Как величайшая сила времени энергия Кали создает различные Юги или эры существования мира, которые человечество проходит в процессе длинных циклов космической эволюции.

Кали – Богиня вечности, наблюдающая за всеми нашими изменениями и способствующая тем, кто помогает нашему духовному росту.

Говоря конкретнее, Кали – это Юга-Шакти или та энергия, сила времени, которая переносит человечество из одной мировой эпохи в другую. Она занята тем, что поддерживает духовную энергию планеты как в светлые, так и в темные эпохи.

Темная Богиня – это не просто индуистское божество, это универсальная, мировая форма Матери, которая является истинным управляющим этого мира. Пробуждение и обращение к Богине, которое происходит сегодня на глобальном уровне, это, говоря с точки зрения йоги, пробуждение энергии Кали.

Богиня-Мать как темная, мистическая и трансцендентная Деви (богиня – пер. с санскрита) держит ключ к истинной силе и настоящему мироздания во всех своих проявлениях. Кали снова входит в человеческую среду и в сферу Земли, чтобы творить магию и вызывать чувство страха и почтения.

Богиня вызывает все изменения на планете, пробуждая Шакти (энергию) планеты и стимулируя не только индивидуальное, но более глобальное общепланетное сознание. Современные природные и иные катастрофы, которые в настоящее время случаются повсюду на планете, являются проявлением, указанием на изменяющую все силу Кали, подталкивающую человечество к тому, чтобы порвать с вызывающими рознь верованиями и покончить с нашей разрушительной деятельностью, которая уже угрожает всему живому на планете.

Пока мы не совершим эти имеющие решающее значение внутренние изменения и не покончим с нашими разрушительными отношениями и поступками, мы будем сталкиваться с всемирным гневом Кали на глобальном уровне, а угроза вселенской катастрофы с течением времени будет только нарастать, до тех пор мы будем стоять перед выбором: или радикально изменить свою жизнь, или исчезнуть с лица земли как вид. Чтобы принять вызов Матери Кали, мы должны внутренне измениться и оставить свои попытки контролировать внешний мир, направив свои усилия, в первую очередь, на понимание самих себя.

В настоящее время наша цивилизация не оказывает должного почтения Деватам, космическим силам Богов и Богинь, олицетворяющим священные силы природы, от которых зависит благополучие нашего существования. Интеллектуалы и ученые принижают значение Божеств, по милости которых мы способны функционировать, и подменяют их значение заблуждениями философии, политики или антропологии, которые по сути являются лишь отражением обычного человеческого поведения, не несущего ничего священного. Религии, прикрываясь именем Господа, отдаются политике и стремятся утвердить свое вероучение в качестве доминирующего в мире, вместо того, чтобы распространять послание, знание о любви, единстве, о милости Матери, а также о возможности самореализации.

Между тем, даже основная масса тех, кто пытается практиковать Тантру, принизили ее статус до чего-то чуть большего, чем черная магия, и используют духовный мир для достижения своих собственных материальных целей и целей своей клиентуры, которая платит за это. Такое впечатление, что эксплуатация в коммерческих целях и само-продвижение «обложили» саму суть йогической традиции по всем фронтам.

Истинная Дхарма, естественные и универсальные принципы, лишь в незначительной степени присутствуют и в тех, кто пытаются спасать планету. Мы видим большое число раздраженных «сердитых» активистов, которые ищут возможность возложить вину за мировые проблемы на кого-нибудь еще, орущих и проклинающих других, вместо того, чтобы стать по-настоящему любящими мир помощниками, цель которых – объединить нас для достижения большего блага для всех.

Мы продолжаем разделять человечество во имя религии и политики, борясь друг с другом, в то время как повсеместно мы продолжаем опустошать планету, разграбляя ее ресурсы и загрязняя ее земли, воду и воздух.

Для того чтобы перевести нашу планету в новую, духовную эру, в новую мировую эпоху сознания более высокого уровня мы должны обрести Шакти или способность сделать это. Нам необходима сила, знание, искренность и милость высших сил. Мы не можем самостоятельно подняться над нашими человеческими, социальными и психологическими проблемами, потому что наше поведение и состояние сознания существуют только в этих пределах. Для того чтобы это случилось, мы должны смиренно искать милости Матери, особенно в таком ее аспекте как Кали, Матери как управляющей всем временем и изменениями.

Нам необходима новая энергия, Шакти, чтобы совершить необходимые глобальные изменения, новый посыл, импульс духовной силы от Богини-Матери. Для того чтобы это произошло мы должны, прежде всего, принять Шакти в самих себя, в наши собственные умы и сердца, и научиться жить в согласии с ее ритмами и трансформирующими вибрациями, позволяя ей очищать и изменять нашу собственную, в первую очередь, психологическую природу.

Сила Божественной женственности необходима также для того, чтобы способствовать новому рождению более высокого сознания в мире, на уровне не только отдельных индивидуумов, но и всей планеты. Мы должны признать Богиню во всех ее формах, из которых ее изменчивое проявление как Матери Кали, возможно, является важнейшим. Милость женского начала, мягкость и доброта необходимы нам, чтобы облегчить боль и гнев, сжигающие нас изнутри, огонь которых на протяжении многих поколений поддерживается жадностью, тщеславием и невежеством.

Нам необходимо подняться над превратностями человеческих страстей и потребностей, открыв наши сердца животворной силе Шакти Кали. Мать Кали стремится к тому, чтобы мы смогли в полной мере пережить и прочувствовать ее энергию, так как это сделает наши жизни значимыми для прогресса наших душ. Мы можем почувствовать ее мистическую силу, снова в полной мере проявляющуюся в эту неустроенную, переходную эпоху. Она терпеливо ищет тех, кто может нести ее милостивую волю.

Для того чтобы истинное обновление пришло, все старое должно уйти. Это и есть работа энергии Кали или силы времени. Но это не просто какой-то внешний фактор разрушения зла в людях посредством добра. В настоящее время мы преимущественно живем в «серой зоне», где чистота сердца практически не встречается, не существует. Между тем, ни одна душа по своей сути не является злом; добрая суть может быть воскрешена в ней, если мы сделаем это в правильное время при подходящих обстоятельствах. Мы должны избавиться от слабости, осуждений, жалости и ограниченности внутри нас самих.

Негативные силы (Асуры, демоны) в настоящее время имеют преимущество, но часто самое темное время ночи наступает как раз перед рассветом, а все негативное должно проявиться внешне прежде, чем можно будет избавиться от него полностью. Не существует такой небожественной силы или власти, которой бы Мать Кали не смогла найти противовес, не смогла бы поглотить и растворить в высшем мире.

В наше время хаоса и раздоров высшая божественная сила должна почитаться. Мы должны в своем видении подняться над уровнем нашего текущего исторического положения на уровень космических сил. Неотвратимые экологические изменения, которые уже имеют место, предназначены для того, чтобы мы могли найти прибежище у этих благожелательных и всесильных космических форм, чтобы заставить нас признать собственную зависимость от высшей вселенной и ее божественной сущности. Присутствие Деваты, высшей божественной силы, будет снова проявлено как всплеск милостивых энергий, которые принесут человечеству и всей Земле мирное существование.

Мать Кали – это высшее проявление силы, которое стоит за всеми духовными и йогическими движениями. Махадеви Кали это Юга Шакти, энергия этой эпохи, которая провозглашает новое йога-движение, пробуждающее силу Шакти. Ее роль уже была явлена ранее в эту эру великими пророками и учителями. Такими, как Рамакришна, Йогананда, Ауробиндо, Анандамайи Ма и многими другими, которые совершали свои деяния благодаря силе Богини-Матери.

Существует острая потребность в новых аватарах и формах энергии Кали, в возрождении поклонения ей и в новом, еще большем потоке ее милости. Кали держит ключ от нашего будущего как вида и от судеб наших душ. Мать Кали обладает властью поднять человечество на новый уровень развития, но для начала мы должны открыть ее как Всемирную Мать, покоящуюся в огне духовного сердца внутри нас.

Нам следует принять очищающий огонь Кали, чтобы она могла поднять нас на новый уровень просвещенности, который только и поможет решить наши личные и глобальные проблемы. Те, кто могут вынести испытание огнем Кали и нести его, могут принести новое знание в мир. Они откроют видение будущего, которое заключается в гармонии с вечной истиной и вселенской гармонии.

Перевод с английского:
Шанти Натхини (Мария Николаева)