Как стать спортивным журналистом. Спортивный комментатор

Когда спортивная журналистика только родилась в России, занятия спортом воспринимались подавляющим большинством русского общества как времяпровождение бесполезное и неподобающее серьезному взрослому человеку. Писать же о спорте в то время и вовсе считалось чем-то почти неприличным и постыдным. Общественный статус профессии, куда шли пылкие студенты, бывшие и действующие спортсмены, врачи, увлекшиеся идеями физического воспитания, был невысок. "Спортивный журналист, как таковой, у нас не всегда признается величиной, с которой стоит считаться. <... > Трудно быть у нас спортивным журналистом!"1 - сетовал видный спортивный обозреватель А. В. Саволайн.

Но вот что отличало первых спортивных журналистов - все, кто приходил в профессию и оставался в ней надолго, делали это не в поиске материальных благ. Этой отрасли журналистики коммерциализация коснулась в последнюю очередь, так что вполне распространенной, а до начала XX в. и общепринятой, была практика, когда авторы вообще не получали никаких денег за свои материалы и трудились из чистой любви к спорту. От этих людей требовались беззаветная и бескорыстная преданность выбранному делу, неиссякающий энтузиазм, а порой и просто героизм. К ним удивительно подходят слова Пьера де Кубертена, выведшего формулу, по которой фактически развивался в XIX в. спорт по всему миру, в том числе и в России: "Для того, чтобы сто человек увлеклись спортом, нужно, чтобы хотя бы 50 человек им занимались. А чтобы эти пятьдесят занимались, нужно чтобы 20 человек были настоящими специалистами. А чтобы появились эти двадцать, нужно существование пятерых, способных проявить во имя спорта чудеса мужества" .

В советское время престиж профессии спортивного журналиста значительно вырос. Как выразился Сергей Довлатов: "Футбол и хоккей заменяют советским людям религию и культуру. По части эмоционального воздействия у хоккея единственный соперник - алкоголь" . Поэтому ведущие спортивные журналисты были не просто известными личностями, они были настоящими знаменитостями наравне с самими спортсменами - кумирами миллионов. Собственно, отчасти это так и по сей день. Спортивные комментаторы, например, часто куда более узнаваемы, чем политические или экономические обозреватели, и являются настоящими медийными "звездами", которых приглашают в передачи "Форт-Байярд" и "Последний герой" вместе с популярными певцами и артистами. Однако одно остается верным - спортивный журналист по-прежнему должен быть энтузиастом (и даже фанатиком) своего дела.

Наверное, поэтому в спортивную журналистику приходят из самых разных сфер, профессий и учебных заведений, и пестрота "происхождения" именно здесь, пожалуй, ярче, чем в любой другой отрасли журналистики. Однако есть и наиболее характерные, проторенные пути попадания в журналистику. Прежде всего, как и сто лет назад, спортивными журналистами становятся бывшие и действующие спортсмены, тренеры, судьи, врачи - наиболее компетентные в этой области люди, знающие и теорию, и практику спорта. Этот путь в спортивную журналистику описан в рассказе Карела Чапека "Как делается газета": "Совершенно иной дух царит в отделе спорта, или у "спортсменов", - дух силы и мужественной собранности. Этим отделом обычно ведает человек, который в прошлом действительно усиленно занимался каким-нибудь спортом, например футболом. За это он расплачивается сейчас тем, что должен быть знатоком конькобежного и лыжного спорта, фехтования, бокса, тенниса, метания диска, плавания, планеризма, гребли, баскетбола, стрельбы, скачек, хоккея, велосипедной езды, автомобилизма, авиамоделизма, стрельбы из лука и нескольких других видов спорта. Такой широкий спортивный диапазон заставляет его проводить большую часть времени в редакции, толстея и принимая визиты ярых спортсменов, которые приносят ему сведения о всевозможных состязаниях, матчах, соревнованиях, гонках, многоборьях, финалах, полуфиналах и т.д. Его комнатка вечно переполнена плечистыми и длинноногими весьма закаленными молодыми людьми, которые, наверное, в свое время сами станут заведовать отделом спорта и принимать у себя юных спортсменов".

Далее, немало талантливых и высококлассных спортивных журналистов вышло из среды болельщиков - людей, по тем или иным причинам никогда не занимавшихся спортом профессионально, но не мыслящих без него своего существования. Например, для мэтра спортивной журналистики Льва Ивановича Филатова знакомство со спортом началось, когда он мальчишкой попал на футбольный матч "Динамо" со "Спартаком" в Петровском парке и стал с тех пор на всю жизнь "красно-белым". Множество подобных примеров можно найти и в современной журналистике. Так, не стесняется своего болельщицкого "происхождения" и часто о нем упоминает ведущий футбольный обозреватель газеты "Спорт-Экспресс" Игорь Рабинер. Кому-то из болельщиков, переквалифицировавшихся в журналистов, потребовалось для этого получить журналистское или иное близкое гуманитарное образование, кто-то сумел прекрасно обойтись без него.

Вообще же, возникает чрезвычайно сложный и спорный вопрос - насколько необходимо спортивному журналисту специальное образование? Петербургский спортивный журналист Борис Ходоровский так отвечает на него: "Спортивным журналистом нужно стать в процессе своей жизни. У моих коллег, с которыми я работаю, разные дипломы. Например, я окончил механико-математический факультет Днепропетровского государственного университета им. 300-летия воссоединения Украины с Россией. <...> Я не считаю, что человека можно научить спортивной журналистике. Можно развить в нем качества и дать знания, которые помогут ему стать спортивным журналистом, но научить спортивной журналистике невозможно. <...> Чтобы стать хорошим спортивным журналистом, нужно иметь богатый жизненный и спортивный опыт. Также необходима практика, тем более если человек учится на журфаке и мечтает стать спортивным журналистом, то он должен начать практиковаться с самого первого семестра. И в завершение могу добавить, что человек должен любить спорт и свою профессию, даже больше, чем себя" .

Может быть, потому что любовь к спорту (и соответственно - знание его) является непременным условием, сравнительно немного людей приходит в спортивную прессу из других отраслей журналистики. Один из лучших современных спортивных журналистов России Василий Уткин, который перешел когда-то из политической редакции в спортивную по принципу "закрыть грудью амбразуру" - это яркий, но от того не менее редкий пример подобного варианта обретения себя в профессии (впрочем, Василий Уткин и сейчас не ограничивается только спортивными проектами в журналистике, достаточно вспомнить его программу "Утренний разворот" на радиостанции "Эхо Москвы"). Иногда в неспортивных изданиях отдел спорта поручается сотрудникам информационного отдела, "новостникам", что далеко не лучший вариант, поскольку это, как правило, во-первых, самые занятые люди в редакции, а во-вторых - самые универсальные. А спорт все-таки требует не только литературного дарования, но и специальных знаний, связей, контактов. И чем глубже погружение в спортивную журналистику - тем более специальные знания требуются, поскольку футболом и хоккеем, в которых "разбираются все", спортивная жизнь не ограничивается.

Специализация спортивного журналиста - это череда вопросов, не имеющих однозначных ответов: "Сколько видов спорта должен знать журналист?", "Насколько хорошо?", "Где следует остановиться и можно ли остановиться вообще?" Нет ответов, и даже если в журналистику приходят заслуженные чемпионы - готовые знатоки и специалисты в своем виде спорта - вопросы не снимаются.

Вспомним фразу Карела Чапека, посочувствуем спортивному журналисту, который в этом новом для себя качестве должен знать больше, чем в бытность свою спортсменом, осваивать все новые и новые виды. Журналистов иногда называют "дилетантами". Мол, профессия обязывает знать понемногу обо всем. Но спортивный журналист просто вынужден быть чрезвычайно компетентным дилетантом, и знать о тех видах спорта, о которых пишет, немногим меньше специалистов. Но они, специалисты, являются знатоками в одном виде спорта, а журналист, зачастую, - в нескольких и во многих. Д. А. Туленков подчеркивает эту особенность: "Сегодня современную журналистику можно представить как совокупность специализированных направлений, внутри которых есть еще более узкие специализации. <...> Журналист, например, пишущий об академической гребле, должен знать историю своего вида спорта, политику международной федерации гребного спорта и Международного олимпийского комитета в отношении дисциплин академической гребли, экономические предпосылки и потенциал выступления той или иной команды на крупнейших регатах, культуру и тактику этого вида спорта, а также уметь работать с официальными сайтами по своей тематике" .

Знать и уметь все это чрезвычайно важно не только для успешной самореализации в профессии. Но еще и потому, что, как подчеркивал спортивный журналист и редактор Олег Дмитриевич Спасский, "популярность того или иного вида спорта во многом определяется и тем, как, насколько умно и интересно мы рассказываем о нем" . Так что требования компетентности, глубокого знания узкоспециальных вопросов являются, в конце концов, одним из аспектов ответственности журналиста перед спортсменами, болельщиками, читателями и, шире, - перед спортом. И снова, выходит, что проблема профессионального мастерства журналиста упирается прежде всего в необходимость быть заряженным безграничным энтузиазмом и любовью к спорту, без чего невозможно постоянное самосовершенствование, необходимое спортивному журналисту.

Еще в начале XX в. доктор Александр Константинович Анохин, один из самых авторитетных пионеров спортивной печати, написал: "Спортивный корреспондент должен удовлетворять двум основным требованиям: 1) знать то, о чем пишет, 2) быть беспристрастным".

Наш современник Борис Ходоровский утверждает: "Спортивный журналист должен обладать тремя качествами - мобильностью, нахальством и эрудицией. Человек обязан отдавать себя целиком профессии, поэтому должен быть мобильным, т.е. в любую минуту быть готовым ехать на очередное задание. Нахальство тоже необходимо, потому что чем напористей будет журналист, тем больше вероятности в том, что он выполнит свое задание. И еще нужна эрудиция, потому что журналист должен обладать нужными знаниями в своей области" .

Думается, что написанное Анохиным столь же верно сейчас, как и слова Ходоровского. Эрудиция, мобильность, беспристрастность, да и наглость (в смысле - настойчивость) действительно нужны, чтобы соответствовать тем специфическим особенностям, которые присущи именно спортивной журналистике. Об эрудиции или компетентности ("знать, о чем пишешь") было сказано выше. Теперь скажем подробнее о других требованиях.

Мобильность связана с такой особенностью спортивной журналистики, как повышенная оперативность. Поскольку современный спорт очень динамичен и живет одним днем, сегодняшним, журналистика должна успевать за многочисленными спортивными событиями - отсюда торопливость, постоянный цейтнот, ускоренное создание текста прямо в номер. "Открывая газету, как правило, на следующий день после события, читатель хочет уточнить факты, сверить свои впечатления с мнением специалиста и обязательно больше узнать о спортсмене, о том, что он за человек, как удалось ему достичь успеха" . Для спортивной ежедневной газеты характерны дедлайны далеко за полночь, поскольку значительная часть спортивных событий происходит вечером (а международные соревнования, учитывая разницу во времени, - так и вовсе ночью), но читатель утром ждет самую свежую информацию в подробностях, потому что на другую он не согласен. И он ее получает! Такая оперативность, являющаяся нормой для спортивных газет, не под силу даже ведущим общественно-политическим изданиям.

Повышенная оперативность выпуска периодических изданий требует от спортивного журналиста не только мобильности, но и знания современных компьютерных технологий, ускоряющих процесс обработки информации. Нужно владеть всеми средствами быстрого отправления в редакцию текстов и фотоснимков, уметь работать в современных редакционно-издательских системах вроде К4 Publishing, Quark Publishing, INPrint или AxioCat, в которых весь процесс прохождения материала "по инстанциям" от автора, находящегося, возможно, на одном континенте, до верстки номера в здании редакции - на другом, автоматизирован и сжат во времени, поскольку несколько пользователей (редактор, дизайнер, корректор и др.) могут работать над полосой одновременно и параллельно.

Правда, у спортивной журналистики есть еще одно свойство, позволяющее отчасти облегчить журналистам трудную необходимость плотной оперативной работы - это предсказуемость и прогнозируемость спортивных событий. Д. А. Туленков подчеркивает: "Кто, кроме спортивного журналиста, может заранее знать, в каком месте и в какое время произойдет то или иное событие, о котором обязательно придется рассказать? Отставку того или иного чиновника можно только прогнозировать, как погоду или падение рубля на валютном рынке. Аварии и катастрофы прогнозировать и вовсе невозможно. <...> Спортивный журналист точно знает, о чем ему нужно будет написать через месяц или полгода конкретного числа и месяца. Причина всему - спортивный календарь.

У спортсмена жизнь расписана по часам, у спортивного журналиста тоже. В этой ситуации спортсмен от журналиста отличается только тем, что его век в этом статусе короток. Спортивный журналист, привязанный к своей профессии, может ощущать этот напряженный график на протяжении всей жизни. Перед началом каждого года спортивные федерации по видам спорта составляют календарь соревнований, расписывая время и место проведения турниров и матчей" .

При этом тот же исследователь указывает на то, что запрограммированность оперативных событий в спорте оказывается тесно связанной со все той же специализацией: "Спортивного журналиста в федеральных средствах массовой информации интересуют календари игр по своему виду спорта, как национальные, так и международные, но на высшем государственном уровне. Провинциального спортивного журналиста в основном интересуют внутренние соревнования общероссийского масштаба, где он отслеживает выступления спортсменов своего региона, хотя существует интерес и к зарубежным стартам, но только с участием земляков. Провинциальных спортивных журналистов, нужно заметить, меньше всего коснулось дробление специализаций. Они по-прежнему пишут и о футболе с хоккеем, и о легкой атлетике с фехтованием. <...> Планируются материалы о конкретных событиях преимущественно репортажного плана. Появление репортажей, информационных заметок зависит лишь от присутствия журналиста на известном заранее месте события. Планируются и интервью, но это делать сложнее, поскольку, во-первых, бывает невозможно предположить, кто окажется героем соревнования, во-вторых, захочет ли этот герой беседовать. Тем не менее, степень планируемости велика, особенно в спорте больших достижений, когда нужно общаться с признанными звездами спорта своей страны независимо от результата, поскольку получают возможность защищать честь страны немногие и выбор журналиста чрезвычайно сужается. Нельзя не заметить, что аналитические жанры <...> заранее планируются в рамках всех журналистских специализаций, поскольку такого рода материалы требуют времени для написания, а значит, следуют спустя заметный промежуток времени после завершения событий" .

И еще одна уникальная черта спортивной журналистики, на которую указывает Д. А. Туленков - обилие цифр, с которыми приходится иметь дело спортивному журналисту. "Это и данные протоколов матчей, и собственные подсчеты по различным параметрам игры, и всевозможные таблицы и графики. Ни один оперативный материал в серьезной спортивной прессе не обходится без статистической подборки. Потребителям спортивной информации важен и результат на табло, и то, как сыграли или отсоревновались те или иные спортсмены, а также каковы их позиции или позиции страны, которую они представляют, в перспективе итогов всего соревнования, которое может продолжаться, как месяц, так и около года, в зависимости от специфики самого турнира. Спортивному журналисту, чтобы проанализировать ситуацию в конкретном матче или соревновании, подтвердить свои мысли фактами, приходится оперировать цифрами. Например, в футболе ведется не только подсчет голов, но и фиксируется количество фолов, желтых и красных карточек у команд, число офсайдов, поданных угловых, нанесенных ударов в сторону или створ ворот, количество попаданий в штанги и перекладины, фиксируется процент и время владения мячом соперников, число замен, количество минут, проведенных тем или иным футболистом на поле и вся его личная статистика. Все эти цифры сегодня служат заметным подспорьем в оценке поединка и игры конкретных исполнителей на футбольном поле" .

Одним из важных критериев профессионализма в спортивной журналистике является требование объективности и беспристрастности. Его важность и актуальность связаны с тем, что спортивными журналистами часто становятся бывшие спортсмены, тренеры, болельщики. Следовательно, в редакции приходят люди не из вакуума, а с уже сложившимися предпочтениями, взглядами, мнениями - абсолютно субъективными. Часто они состоят в каком-либо спортивном обществе, связаны дружескими и деловыми связями с представителями спортивного бизнеса или просто с детства имеют любимую команду. И когда речь заходит о "своих", беспристрастность оказывается под угрозой тенденциозности, а на нее спортивный журналист не имеет права. Олег Спасский в своей книге приводит слова легендарного спортивного журналиста, президента АИПС, англичанина Фрэнка Тейлора: "Журналист всегда должен быть выше настроений болельщиков, видеть игру глубоко и отдавать себе полный отчет в той высокой ответственности, которую налагает на него доступ на страницы печати и на телевизионный экран" .

Бывший обозреватель газеты "Спорт-Экспресс" Игорь Рабинер считает по этому поводу: "99% спортивных журналистов вырастают из болельщицких "штанишек". Я болею за "Спартак", но пусть попробует кто-то указать публикацию, где красно-белые были мною не по делу возвеличены. Наоборот, после неудач критикуешь любимую команду более остро, поскольку сильнее их переживаешь. Не вижу в журналистских привязанностях ничего страшного, потому что в большинстве случаев объективность журналиста-неболельщика вгоняет читателей в тоску. Боление - символ любви к футболу, а эта любовь порождает встречные читательские эмоции. Главное - чтобы в твоем творчестве не было серости и равнодушия" .

Несколько иначе осветил этот вопрос в одной из своих книг Лев Филатов. Он также говорит о футболе, но его слова легко экстраполируются и на весь спорт в целом: "Людей, пишущих о футболе, пуще всего стращают подозрениями в симпатиях и пристрастиях. Каждое их слово взвешивают и выверяют, кажется, с единственной целью докопаться, за кого или против кого оно, чтобы открыть в авторе болельщика и тут же привести в движение тяжелые, на гусеничном ходу, обвинения в необъективности, односторонности, чуть ли не в злонамеренности... Предупрежденный об этом молодой репортер, когда ему доверяют футбольную заметку, надевает белый халат, резиновые перчатки и дезинфицирует авторучку. И все равно редактор смотрит на него с опаской и старается разминировать написанное:

  • - Что-то ты о голубеньких больше сказал, чем о полосатых, да и теплее...
  • - Но они же играли лучше...
  • - Это неважно, для нас все равны.

Редактор-то знает, что в футболе все равны не бывают. Но ему осточертели телефонные звонки по утрам с высосанными из пальца упреками за пристрастия, и он, прекрасно понимая, что все равно невозможно предусмотреть, как будет истолкована та или иная фраза, старается вычеркнуть хоть что-нибудь.

Журналисту простят малограмотность, сухомятку, вранье, но только не предпочтение одной из команд. И как-то уже утвердилось, узаконилось, что его деловая квалификация измеряется умением держать ухо востро, или, деликатно, необидно выражаясь, - тактом. <... >

Болельщицкая субъективность оборачивается для журналиста ограниченностью, узостью, убогостью - всем тем, от чего скособочивается перо. Объективность журналиста - не притворство, не камуфляж, это его свобода, его квалификация.

Итак, симпатии либо подавлены и забыты, либо глубоко спрятаны, и ни одна живая душа о них не ведает. И журналист толково и бойко исследует роль игроков середины поля, истолкования универсализма, достоинства длинного паса, аритмию, зонную оборону, интенсификацию всех операций. Что ж, это в порядке вещей. Уж если профессионально занялся футболом, то нечего воротить нос от скучных материй, изволь в них разбираться, быть готовым выслушать и понять тренера и игрока и поспорить с ними, и, насколько это возможно и нужно, чувствовать себя с ними на равных. Без этого трудно не только существовать в футбольном мире, без этого трудно и писать, потому что матч почти всегда - конкурс футбольного искусства, а мы должностью своей включены в жюри" .

Стороны, непосредственно вовлеченные в соревнование, не обязаны быть объективными. Спортсмены и тренеры готовы подозревать журналиста в заинтересованности в успехах своих соперников или в простом сочувствии им точно так же, как они ревниво следят за судейством на поле или площадке. И, в отличие от тех же судей или людей пишущий (тоже, следовательно, судящих), спортивные деятели могут позволить себе быть пристрастными и несправедливыми -достаточно вспомнить громкое письмо российский футбольных клубов в РФПЛ с обвинениями в адрес "Советского спорта" накануне его 85-летнего юбилея. Но журналисты сами должны помнить об этом, не давая лишний раз поводов для подозрений.

С требованием соблюдения объективности тесно увязан другой насущный вопрос: "Можно ли журналисту дружить со спортсменами?" Даже если оставить в стороне все личные симпатии и исходить только из сугубо прагматической точки зрения, очевидно, что тесное знакомство с деятелями спорта полезно и его следует поддерживать, чтобы всегда иметь свежую информацию, необходимую консультацию, весомое мнение - все то, что облегчает и ускоряет труд журналиста. С другой стороны, отношения, выходящие за пределы рабочих, чреваты неприятными последствиями, о которых также предупреждал Лев Филатов: "Завязав в нем (в мире спорта. - прим. К. А., С. И.) широкие знакомства на равной, приятельской ноге, журналист рискует сползти с той командной высотки, которая ему определена профессиональным долгом. Человек с авторучкой, блокнотом и магнитофоном, пусть он многое знает, пусть кому-то симпатизирует, входит в чье-то положение, все же должностью своей поставлен для того, чтобы блюсти интересы игры. Он обязан хранить в душе идеалы футбола победоносного, радующего глаз, честного и по ним сверять свои каждодневные впечатления. Тогда он способен что-то привнести в футбольное дело, тогда он выполнит и свою обязанность перед читателями-зрителями, постоянно ищущими в его печатных строках подтверждение своим собственным взглядам и требованиям.

Если же он, мягкая душа, проникнется состраданием к "хорошим парням", к "старине тренеру Михалычу", если станет, сев за машинку, припоминать, как приятно было на днях с этими парнями посидеть и поболтать на лавочке и что впереди у них еще встречи, тогда невозможно поручиться, что для сегодняшнего поражения вместо слов прямых и точных не явятся слова уклончивые, деликатно-фальшивые. Кто-то из заинтересованных лиц, может быть, его поблагодарит за "понимание". А журналист, сам того не ведая, отступит назад на величину своей уступки".

Отчасти не согласен с мнением уважаемого коллеги Олег Спасский, считавший, что между журналистом и его героем возможна истинная, бескорыстная дружба, которая не накладывает никаких ограничений на работу корреспондента: "Дружеские отношения спортсмена или тренера и журналиста, разумеется, возможны. Возникают они чаще всего "стихийно", по взаимному влечению, а вовсе не оттого, что репортер нашел верный и неисчерпаемый "источник информации", и не оттого, что спортсмен ищет в дружбе пути приобретения дополнительной популярности, которую может принести печать, или, напротив, возможность избежать публичной критики".

Собственную трактовку вопроса о дружеских отношениях предлагает Игорь Рабинер: "Они вредят, когда дело касается отношений с руководителями клубов - я на этом в свое время обжегся сам и с тех пор стараюсь поддерживать в контакте с ними разумную дистанцию. Что касается игроков, то дружба с ними журналисту только помогает. Ты знаешь гораздо больше о том, что происходит на самом деле, и даже если об этом зачастую не пишешь (а это непременное условие дружбы со спортсменом, поскольку множество сведений "для внутреннего пользования" сообщаются тебе не для печати), то не сморозишь и очевидных глупостей, происходящих от неинформированности".

В любом случае, настоящая дружба - вещь редкая, может случиться, а может и нет. Но всегда есть компромиссный вариант, оберегающий от опасностей тесного знакомства и обеспечивающий при этом возможность получать точную и эксклюзивную информацию - это сотрудничество, основанное на взаимном уважении. Взаимном - значит, нужна воля обеих сторон, но со своей журналисту следует придерживаться взвешенных и объективных суждений, иметь собственное аргументированное мнение, выполнять взятые на себя обязательства - т.е. соблюдать базовые требования профессии. И тогда не потребуется иметь близкое знакомство со спортсменом, чтобы он согласился на еще одно интервью или, если необходимо, короткий комментарий по телефону - достаточно будет сложившегося у спортсмена мнения о журналисте, как о честном и беспристрастном профессионале, которому можно доверять.

Однако с вопросом дружбы между журналистами и людьми спорта близко соприкасается более серьезная и болезненная проблема, и она живет столько, сколько существует спортивная журналистика - это проблема сохранения независимости мнения спортивного журналиста, права на свободное и взвешенное суждение. Журналисты, критически высказывающиеся о спортсменах, клубах, спортивных организациях и (особенно) их руководстве, постоянно сталкиваются с давлением, выражающимся самыми разными способами от препятствования в доступе к информации до угроз и попыток силового воздействия. Арсенал средств, которыми различные субъекты спортивной коммуникации пытаются воспрепятствовать неугодным журналистам выполнять их работу, весьма широк: отказ (с разными мотивировками) в предоставлении сведений, лишение аккредитации на соревнования, судебное преследование, административное давление.

Причем, эти средства постоянно становятся все более утонченными и изощренными, все чаще основаны на материальном и моральном "привязывании", "приручении" журналиста. В начале XX в., как писал А. К. Анохин, организаторы "всемирных чемпионатов" по популярной французской борьбе требовали от репортеров писать то, что им хочется - "и тогда вас покормят, обласкают, даже труд писания облегчат, давая готовые рецензии, а попробуйте писать то, что надо, по-вашему, <...> вы не только не получите входа на борьбу, а рискуете еще отведать крепкой длани г. борца" . В последующий период вопросы отстранения неугодного журналиста от газетной полосы в целях обеспечения правильного отображения советской спортивной действительности решались в партийных инстанциях разного уровня.

О современном положении дел пишет Николай Долгополов, президент Федерации спортивных журналистов России: "Центр спортивной жизни сместился из спорткомитетов, спортивных обществ в крупные и элитные клубы. Удачи в большом спорте, финансовый успех, свободные средства позволяют им больше внимания уделить и нам, спортивным репортерам. К сожалению, и здесь, на мой взгляд, не обходится без попыток приручить репортеров к беспрекословному послушанию. Вот клуб приглашает мастера спортивного репортажа на состязания в заморскую страну. Ура, если клуб выигрывает. Почему бы не похвалить игроков, команду, отдавая должное победе? А если неудача, да еще обусловленная слабой игрой, ссорами спортсменов? Клуб, заплативший за гостиницу, питание, перелет и даже выдавший карманные деньги настаивает: надо смягчить ситуацию. Виноваты плохая погода, судья, кто угодно - только не мы и не наши ребята-девчата. И журналист, принявший заранее все блага, попадает в нечто вроде сетей. Славная поездка, а впереди маячит, возможно, и новая, а это заставляет изменять собственным убеждениям. И вот в итоговом репортаже меняются акценты, звучат оправдательные ноты... Короче, репортер изменяет самому себе и своему делу" .

Федерация спортивных журналистов России (ФСЖР) - общероссийская общественная организация, созданная в 1990 г. Она на добровольной основе объединяет спортивных журналистов около 80 субъектов Российской Федерации. В качестве основных целей ФСЖР декларируются: развитие спортивной журналистики, пропаганда здорового образа жизни и олимпийских идеалов, содействие спортивным журналистам России в исполнении их профессионального долга и повышении качества работы, помощь и поддержка ветеранов спортивной журналистики. Президентом федерации с 2002 г. является Николай Михайлович Долгополов, работающий в спортивной журналистике с 1972 г. Физические и юридические лица могут получить статус члена ФСЖР после принятия соответствующего решения исполкомом и внесения членского взноса. Федерация строится по территориальному принципу и осуществляет свою деятельность в более чем половине субъектов РФ. Штаб-квартира федерации расположена в Москве, а на территории субъектов РФ она имеет свои структурные подразделения - региональные отделения, которые возглавляются председателями, избираемыми на общих собраниях членов отделения. Федерация признана Олимпийским комитетом России в качестве члена и единственной организации, обладающей правом представления в Олимпийском комитете России спортивной журналистики. Также ФСЖР имеет контакты с федерациями по видам спорта, Национальным фондом спорта, Союзом спортсменов, спортивными обществами и ведомствами, спорткомитетами на местах и т.д. ФСЖР проводит профессиональные конкурсы, выбирая лучших "по профессии", а также ежегодно определяет десять лучших спортсменов страны, команду и тренера (премия "Серебряная лань").

Как бороться с такими искушениями, чтобы избежать соглашательств и компромиссов с совестью? Следовать этическим нормам профессии, собственным моральным принципам и законам спорта с его постоянным требованием честной игры - fair play. Само углубление в профессию, освоение ее тонкостей, понимание механики движения спортивных процессов помогают уйти от поверхностных взглядов на что бы то ни было, спасают от односторонности и торопливости в оценках, ведут к целостности восприятия и понимания спортивного мира и своего места в нем.

Но помимо честности и принципиальности журналистов для объективного и правдивого отражения спортивной жизни в СМИ необходимо и еще кое-что, не менее важное. Речь идет о независимости самих спортивных изданий, которая позволяла бы им не оглядываться на желания клубов, фирм, федераций и иных субъектов спортивной деятельности, стремящихся навязать журналистам свои представления о происходящем. На сегодняшний день даже ведущие газеты страны, такие как "Спорт-Экспресс" и "Советский спорт", могут лишь декларировать свою независимость от влияния со стороны. Конечно, на самом деле эти утверждения не являются правдой на все 100 процентов. Издания рангом ниже еще менее самостоятельны в своей информационной политике, они вынуждены ориентироваться на того, кто предоставляет им финансовые средства, информацию и прочие необходимые средства к осуществлению деятельности.

Все-таки работа в спортивной журналистике достаточно специфична, отличается особенностями и условиями, которые в основе своей имеют родовую связь со всей журналистикой в целом, но в частных практических проявлениях весьма своеобразны.

Для начала, это своеобразие проявляется на стадии поиска и сбора данных. Важнейшим моментом здесь становится получение допуска к информации о внутренней жизни спортивных клубов, обществ и организаций, поскольку, только наблюдая за спортивными соревнованиями, изучая и анализируя их итоги, нельзя получить полное представление о причинах побед и поражений и объяснить их читателю - он и так знает результаты матчей, видит их трансляции. Необходимо более глубокое проникновение в спортивную жизнь, попадание туда, куда закрыт путь обычным болельщикам - только так можно обнаружить причинно-следственные связи событий.

Важнейшим понятием здесь является "аккредитация" - слово латинского происхождения, подразумевающее оказание доверия кому-либо и признание его полномочий на осуществление определенного рода деятельности. Таким образом, аккредитуя журналиста, организация признает его право и обязанность на получение необходимой информации и создает для этого необходимые условия. Закон о СМИ гласит: "Аккредитованный журналист имеет право присутствовать на заседаниях, совещаниях и других мероприятиях, проводимых аккредитовавшими его органами, организациями, учреждениями, за исключением случаев, когда приняты решения о проведении закрытого мероприятия". Аккредитация дает возможность получать необходимую информацию быстро, четко, удобными и привычными способами (доступ в ложу прессы и конференц-залы на пресс-конференции и брифинги, получение распространяемых организаторами пресс-релизов и распечаток протоколов соревнований и т.д.). Предоставляется аккредитация по заявке со стороны СМИ, выполненной в заранее установленной форме, которую, как правило, легко можно найти, обратившись на официальный сайт организации или в ее пресс-службу.

В том же законе о СМИ сказано, что "журналист может быть лишен аккредитации, если им или редакцией нарушены установленные правила аккредитации либо распространены не соответствующие действительности сведения, порочащие честь и достоинство организации, аккредитовавшей журналиста, что подтверждено вступившим в законную силу решением суда". Однако, сознавая важность аккредитации при выполнении обязанностей журналистов, организации видят в ее предоставлении (и лишении) серьезный рычаг воздействия на журналистов, двигая им в обратную сторону (лишить, отказать) не дожидаясь решения суда. Другой популярный шаг - углядев в публикациях отдельных авторов или изданий тенденциозность, необъективность, руководство принимает решение об ограничении контактов с данными представителями прессы. О. Д. Спасский писал: "Давно родилась теория, ничем неоправданная, никакими фактами неподтвержденная и, по моему мнению, чрезвычайно вредная, будто бы общение с журналистами пагубно сказывается на выступлении команды, тем более, если журналисты начинают критиковать спортсменов" .

Неким компромиссным вариантом для организации общения журналистов и спортсменов являются существующие на многих спортивных объектах микст-зоны (смешанные зоны) - изобретение, облегчающее (но при этом и регламентирующее) общение журналиста со спортсменами. Это строго оговоренные (и, как правило, огороженные) места, в которых журналисты могут без препятствий или посредников пообщаться со спортсменами, в том случае, впрочем, если те согласны на общение и готовы к нему.

Последняя оговорка, к сожалению, достаточно принципиальна, поскольку в среде российских спортивных журналистов постоянно слышны сетования на отсутствие у наших спортсменов культуры общения с прессой. Особенно это актуально, когда речь заходит о футболе. Если представители других видов спорта еще понимают, что внимательное и тактичное общение с журналистами способствует повышению их личной популярности и популярности представляемого ими вида спорта, то футболисты, избалованные чрезвычайным и пристальным вниманием прессы к своим персонам, зачастую позволяют себе игнорировать просьбы даже об экспресс-интервью. Во многих зарубежных странах, где спортивные СМИ более самостоятельны и независимы, такое пренебрежение было бы наказано дружной обструкцией и резкой критикой со стороны изданий, но в современных российских реалиях это невозможно. Вот и приходится отечественным журналистам проявлять тот непременный набор качеств, который упоминался выше - находчивость, настойчивость и даже наглость.

На крупных соревнованиях создаются крупные пресс-центры - целый комплекс служб, помещений, технических средств, необходимых для обеспечения оперативной и бесперебойной работы десятков, сотен, а порой и тысяч журналистов. "Пресс-центр не только рабочее место журналистов, аккредитованных на тех или иных соревнованиях. Это и их клуб, место общения, место встреч, консультаций, взаимных интервью. Сюда приходят, чтобы узнать у коллеги последние новости, получить подтверждение или, напротив, услышать опровержение информации, проникшей на страницы печати, разузнать что-то интересное о молодом спортсмене, неожиданно ставшем победителем. Это клуб, где встречаются коллеги по работе, по увлечению" .

Обеспечивать работу пресс-центров, проводить брифинги и конференции, предоставлять журналистам обработанную информацию, выполнять роль посредников между ними и спортсменами - все это входит в число задач специальных пресс-служб, существующих практически при каждом спортивном клубе, организации, федерации. На настоящий момент такие пресс-службы - это важное звено коммуникации в сфере спорта. А наличие отлаженных контактов с такими пресс-службами - непременное условие для существования в профессии спортивного журналиста.

Но для успешной работы в сфере спортивной журналистики мало только той информации, которую можно получить в пресс-ложе, на пресс-конференции или в микст-зоне. Здесь множество журналистов записывает на свой диктофон некое общее, коллективное интервью, которое потом с теми или иными вариациями появится во многих спортивных СМИ. По-настоящему эксклюзивную информацию трудно найти на пресс-конференции. Для того чтобы ее получить, спортивному журналисту необходимо иметь собственные постоянные источники информации, искать, заводить и поддерживать контакты с людьми из мира спорта. Эта сторона профессии строится на личных связях с деятелями спорта, на внимательном и уважительном отношении, на соблюдении этических норм и недопустимости нарушения обязательств. Для журналиста возможность быстро получить необходимые данные или срочную консультацию в результате одного телефонного звонка строится на доверии к нему спортсмена или тренера, которые по опыту предыдущего общения знают, что корреспондент выполняет свои обещания и договоренности, не позволяет себе искажать (вырывать из контекста, домысливать и т.п.) полученные сведения, согласовывает острые моменты высказываний, способные доставить информатору неприятности, и учитывает еще множество разнообразных аспектов, неизбежно возникающих при межличностном общении.

Важным этапом в работе с информацией является ее проверка - как у источника ее предоставившего, так и другими способами - сверкой с документами, собственными наблюдениями, обращением к справочной литературе и базам данных. Это актуально для всей журналистики, но для спортивной особенно, поскольку, во-первых, как уже отмечалось, для спорта характерно обилие статистических цифр, обращение с которыми требует аккуратности и точности, а во-вторых, мир спорта - это, прежде всего, люди, его населяющие, которым свойственно ошибаться самим и обижаться на ошибки других.

Возможность собрать как можно более полную, разностороннюю и достоверную информацию открывает журналисту дополнительные варианты по выполнению задания редакции, когда он переходит к стадии создания журналистского текста. Ключевым моментом, в котором творческий замысел журналиста, его собственный неповторимый стиль и добытая ценная информация соединяются с условиями реализации поставленной начальством задачи (объем, сроки, тема, цель и аудитория публикации) является выбор жанровой формы материала, о чем достаточно подробно было рассказано ранее.

В настоящее время существуют и более серьезные проблемы, нерешенность которых позволяет болельщикам, спортсменам, тренерам, судьям, спортивным функционерам предъявлять обслуживающей их интересы сфере журналистики серьезные упреки и обвинения в недостаточной содержательности, качественности, аналитичности.

Наиболее частым поводом для упреков служит некомпетентность спортивных журналистов в тех вопросах, освещать которые они берутся и, более того, - самая обычная неграмотность. В результате в спортивной прессе появляются поверхностные интервью со звездами спорта с явным желтым оттенком, серьезное обсуждение проблем российского спорта подменяется раздуванием скандалов, а о технике, тактике, психологии разных видов спорта и других важных составляющих спортивной жизни зачастую пишут меньше, чем о деньгах клубов и заработках спортсменов.

На самом деле, это вполне обычная ситуация, когда болельщики и спортсмены недовольны состоянием спортивной журналистики. Это неудивительно, ведь спорт эволюционирует очень быстро и часто опережает способы его отражения. Поэтому почти всегда можно сказать, что спортивная журналистика может быть и более аналитической, и более публицистической и лучше отвечать запросам своей аудитории. И почти всегда это правда. Но это лишь подчеркивает важность социальных задач, стоящих перед спортивной журналистикой, необходимость постоянного поиска новых решений для них и вариативность путей дальнейшего развития.

Долгополов Н. Мы будем жить по законам Самаранча? URL: infosport.ru/Press/sfa/1998N3-4/р20-21.html.

  • Спасский О. Д. За кого болеют журналисты. С. 117.
  • Спасский О. Д. За кого болеют журналисты. С. 52.
  • Опережая язвительные шутки про котов и аптеки за углом, сообщаю, что лучший в мире спортивный журналист – это Билл Симмонс, постоянный колумнист ESPN, автор самого популярного спортивного подкаста B. S. Report и главный редактор побочного проекта той же компании Grantland.com . Симмонс регулярно фигурирует в рейтингах самых влиятельных людей в американском спорте, его колонки читают миллионы. Еще он недавно взял полностью спортивное интервью у Обамы, написал пару бестселлеров, а его зарплата по данным на 2008 год (когда он еще не попал на телевидение в качестве исполнительного продюсера выдающегося документального сериала 30 for 30) была на уровне миллиона долларов в год.

    Если вы уже пришли в себя после этой цифры (кстати, мне рассказывали недавно, что Роман Широков искренне считает, что спортивные корреспонденты зарабатывают «ну хотя бы двадцатку» в месяц, и имейте в виду, что «рубль» для Широкова – это разве что название местной музыкальной группы), то вам, наверное, стало интересно, как же стать настолько известным и популярным, всего лишь пописывая спортивные колонки. Поскольку сам Билл особенно советов не дает, я взял на себя смелость выделить из его биографии и интервью самое главное, раскрыть и объяснить с точки зрения собственных наблюдений за спортивными журналистами.

    Пишите, пишите, пишите

    Правило 10 тысяч часов действительно работает – чтобы научиться что-то делать в совершенстве, нужно делать это на протяжении очень долгого времени. В обратную сторону оно работает хуже – можно писать о спорте хоть 50 тысяч часов и все равно в итоге оказаться сомнительным пресс-атташе и председателем фонда по борьбе с антисемитизмом, но только не хоть кому-либо интересным колумнистом. Но факт остается фактом – никакого таланта без опыта работы не бывает. Подойдет отчасти смежный опыт – можно годами писать романы или там колонки о религии – но опыт сидения в фейсбуке или составления табличек в Excel на нелюбимой работе не подойдет точно.

    Симмонс начал работать спортивным репортером в Boston Herald в 1992 году, непосредственно после окончания колледжа, но писать он начал значительно раньше. У Билла была регулярная колонка в школьной газете, он запустил собственный самодельный журнал в колледже. Уровень здесь не имеет особого значения (тем более что в Boston Herald ему чаще всего приходилось отвечать на звонки и передавать протоколы), учителей у него никогда не было, но очень важно просто нарабатывать эти самые часы опыта, стараясь сделать каждый текст интереснее предыдущего. После работы в Herald Симмонс не смог найти подходящего для себя места и в итоге открыл собственный сайт, получая лишь символические деньги от провайдера AOL, размещавшего его колонки во внутренней сети. По сути, Билл пишет по несколько текстов в неделю уже двадцать лет.

    К слову, меня всегда поражали люди, присылающие на сайт резюме, в которых указывают, что могут писать «обзоры, аналитические статьи и т.д.», не приводя ни единого примера готового текста (а лучше бы – примера своего блога на «Трибуне» или где-то еще, действительно востребованного читателями, как это было с симмонсовским BostonSportsGuy.com). «Сначала возьмите, а там напишу» – так вообще никогда не работает. Текст – вещь очень честная, тут нельзя запутать кого-то громкими словами в резюме. Пишите больше и лучше, и вам не придется присылать никому резюме – работодатели с вами свяжутся сами.

    Сохраняйте терпение

    «Первые девять лет моей карьеры мои колонки практически никто не читал», – рассказывает Симмонс. Билл, конечно, несколько скромничает – в 2001 году его сайт посещало до 10 тысяч человек в день – но до этого ему нужно было много лет работать без очевидной отдачи.

    Вообще-то это довольно тяжело, и на его месте сдался бы практически каждый не сумасшедший. Симмонс, собственно, сдался полтора раза. В 1996 году он бросил писать, поняв, что на гонорары прожить нельзя, и устроился барменом, придумывая параллельно свой личный сайт (не забывайте, в те времена интернет был чем-то странным для очень своеобразных людей). В 2000 году он снова почти бросил писать, когда у него появилась возможность работать риэлтором – но после долгих сомнений (ему хотелось кого-нибудь убить из-за недостаточной востребованности, когда все усилия, казалось, были впустую) все-таки продолжил. Ну а в 2001 году, когда Симмонсу было уже 32, ESPN предложила ему пробный контракт на три колонки. Сам он считает, что если бы начал писать на десять лет позже, то добился бы известности куда быстрее – но возникает вопрос, смог бы он писать так же интересно, если бы начал в другое время.

    Пользуйтесь возможностями в полной мере

    Первая из трех колонок, которые Симмонс написал в рамках пробного контракта, называлась «Is Clemens an Antichrist? » и была посвящена Роджеру Клеменсу, одному из лучших бейсбольных питчеров в истории, при этом не ставшим легендой ни одного клуба и практически не имевшего персональных фанатов. Эта колонка стала самым читаемым текстом на ESPN за неделю и фактически предопределила карьеру Билла.

    Давайте еще раз обратим внимание на заголовок: «Действительно ли Клеменс – Антихрист?» Чувствуете масштаб заявления? Поверьте, колонка с основной мыслью «Поживем – увидим» или там «Такие простые и не хватающие звезд с неба парни тоже нужны в футболе» так бы не сработала. Если у вас есть только три попытки, не тратьте их на проходные мысли, не пишите ничего такого, что мог бы написать любой другой. Любой другой никому не нужен, скоро всех скучных людей заменят программы и роботы. Ищите действительно мощные ходы, делайте далеко идущие выводы, хватайте звезды с неба. Если вас пригласили в передачу, допустим, на никому не нужное радио, скажите что-то такое, что запомнит хоть кто-нибудь. Необязательно доводить эту мысль до абсурда – понятно, что самоубийство в прямом эфире станет событием, но вряд ли поможет вам в карьере – но всегда помните, что необычное запоминается лучше, чем просто хорошее.

    И, кстати, первая книга Симмонса (о бейсболе) называлась «Теперь я могу умереть спокойно». Думайте над заголовками – поверьте, в медиа лучше показаться сверхвозбудимым истериком, чем пустым местом.

    Изучайте матчасть

    Вам совершенно не обязательно знать все на свете. Есть масса вещей, которые в наше время правильнее смотреть в гугле: точная цифра голов нападающего Зубко в 2001 году не интересует даже самого нападающего Зубко. Главное – знать достаточно много, чтобы у ваших текстов появилась глубина.

    Симмонс вспоминает, что в юности был настоящим фанатиком спорта (кстати, у вас в детстве не было тетрадки с какими-нибудь спортивными табличками?) Он читал все, что мог найти, у него были полные подшивки Sports Illustrated и Inside Sports с 1974 года, толстые папки вырезок из GQ, The National и New Yorker, а также сотни книг. Помимо этого, он явно много смотрел телевизор и обладает внушительной памятью (я лично страшно завидую, потому что про свой первый матч Россия-Камерун в 1994 году помню лишь то, что я его смотрел).

    Но самое главное – помнить интересное. Помнить не имена и цифры, а движения, ощущения, забавные факты и роль личностей в истории (это, к слову, прекрасно получается у одного из моих самых любимых блоггеров «Трибуны» Vitos1981 , срочно подписывайтесь на все его блоги). Симмонс иногда настолько легко оперирует сравнениями из разных видов спорта совершенно разных эпох, что эта эрудиция несколько подавляет – но она же и восхищает, поскольку позволяет ему заметить тенденции и найти забавные совпадения. Наш мозг устроен так, что очень любит находить сходства у удаленных вещей, это вызывает практически физическое чувство удовольствия. И да, если вы можете привести уместное глубокое сравнение из истории поп-музыки или какого-то известного романа, это тоже работает.

    Создавайте дискуссии

    Симмонс как-то говорил, что никогда не писал традиционных колонок. Идеальная традиционная колонка почти не имеет комментариев, кроме восхищенных, к ней нечего добавить и незачем, она закрывает тему (примерно так я читаю, скажем, Григория Ревзина в «Коммерсанте»). Симмонс же, три года писавший на собственный небольшой сайт, знал, что самое сложное – сделать так, чтобы люди возвращались снова и снова. Поэтому он любит задавать в своих текстах вопросы, формулировать какие-то противостояния, придумывать концепции , которые можно применить потом к разным явлениям. Он не гнушается текстов из серии «а если бы», он может всерьез обсуждать степени величия игроков – все то, о чем любят разговаривать болельщики и что до него казалось недостойным спортивного журналиста. Больше всего Симмонс гордится, похоже, теми своими текстами, которые дают людям новые поводы для пьяных споров в баре – например, какой месяц лучше для болельщика, апрель или октябрь .

    Ну и, конечно же, не стоит думать, что если у вашего текста почти нет комментариев и никому не хочется продолжить дискуссию, то вы великий автор, к чьим словам нечего добавить. Скорее всего, ваши слова просто никого не интересуют.

    Найдите свой способ рассказывать о спорте

    У Симмонса существует собственная мифология – масса разнообразных терминов, которые он либо сам придумал, либо стал обращать на них повышенное внимание (например, «зона Тайсона», обозначающая ту степень неадекватности публичной персоны, после которой никто не может отличить выдуманные новости от настоящих – Марио Балотелли ее достиг уже довольно давно). Симмонс постоянно рассказывает какие-то истории из собственной жизни, иногда имеющие к спорту довольно отдаленное отношение. Сам его подход, ставящий в основу восприятие зрителя, который болеет за игроков и команды, а не некую «объективную спортивную реальность», тоже был в своем роде новшеством (не зря оплот традиций ESPN отправил его на свою Page Two, чтобы подчеркнуть, что все это веселье – все-таки нечто альтернативное).

    Симмонс может написать большой текст о том, что в США не умеют снимать спортивные сериалы, и предложить собственные сюжеты, может выдать колонку о том, как женщинам вместе со их мужчинами, может начать переписку с автором бестселлеров Гладуэллом с того, что ненавидит его и подумывал его убить, пока не понял, что Малькольм – канадец. В принципе, от него можно ожидать чего угодно – он даже может не написать о каком-то большом событии (про текущие события он чаще рассказывает в подкастах), а вместо этого сочинить что-нибудь глобальное, обобщающее и с отсылками к десяти фильмам категории B, которые никто, кроме него, не смотрел.

    Совершенно не обязательно копировать язык и методы Симмонса в точности. Более того, лучше этого не делать: разницу культур и языков никто не отменял. Но научиться придумывать какие-то собственные форматы и темы – жизненно важно. И не обращайте внимание на тех, кто спрашивает, какое отношение ваша писанина имеет к спорту – стереотипы нужны разве что для того, чтобы над ними шутить.

    Продолжайте работать и за пределами текста

    Чтобы стать лучшим, нельзя быть журналистом только внутри своих текстов – это не та работа, которая заканчивается с концом рабочего дня. Аудиторию необходимо развлекать всегда и везде, в разных форматах. У читателей миллион поводов отвлечься и всего одна голова – а ваша цель сделать так, чтобы они вспоминали о вас и ваших идеях почаще.

    «Я начал писать в Твиттер сначала только для того, чтобы информировать о мероприятиях, связанных с выходом книги, и всем таком. Я не думал, что это окажется настолько весело. Твиттер для моих текстов – это сцены, вырезанные из окончательной версии фильма. Это отличное место, чтобы прокомментировать что-то, у чего очень небольшой срок жизни и что точно нельзя успеть превратить в колонку. А главное, он очень помог мне писать. Это настоящее испытание – придумывать шутки длиной в 140 символов, оно заставляет мозг работать все время. Я люблю подобные вызовы».

    В итоге Симмонс находит время написать что-то в Facebook для 275 тысяч своих подписчиков и регулярно шутит в твиттере для 1,68 миллиона человек. Кстати, если вы все еще завидуете его зарплате, попробуйте понять, сколько бы вы заработали, если бы один подписчик приблизительно конвертировался в доллар в год.

    Имейте чувство юмора

    Тут я, пожалуй, даже не буду приводить примеры – отборные шутки, преисполненные сексизма и эгоцентризма, у Симмонса есть практически в каждом тексте. Если у вас нет чувства юмора, вы тоже можете сделать карьеру в журналистике: стать фотоблоггером, заняться криминальными расследованиями или уйти в финансовую аналитику. Но в спортивной журналистике вам делать, увы, нечего – здесь людей нужно в первую очередь развлекать. Юмор может быть очень сдержанным, почти невидимым – так часто пишут английские авторы; если вашему характеру больше подходит скоморошество и раблезианство (кто не понял, речь о шутках про жопу) – тоже можете рискнуть. Важно, чтобы текст благодаря этому был живым и человеческим: роботы не умеют шутить. К тому же удачная шутка может запомниться читателю и убедить его в осмысленности вашего существования, даже если вы перепутали всю матчасть и в его глазах оказались «мясным в плохом смысле».

    Понятно, не обязательно шутить в каждом тексте и вообще это не должно быть никакой обязанностью. Чувство юмора требует и чувства меры, безусловно (хотя быть пошлым часто лучше для автора, чем быть никаким). Но не забывайте, главное, что чувство юмора мало чего стоит, если вы не можете относиться не вполне серьез к самому себе – в таких случаях оно обычно вырождается в неприятную ядовитость.

    Сохраняйте ориентиры

    «В юности я много писал, но не знал, как это делать. «Breaks of the Game » (книга о сезоне-79-80 «Портленда») стала первой книгой, которую я полюбил. С первых страниц я понял – эта книга для меня. Я прочитал ее за один уикенд. Через несколько месяцев прочитал снова. Я читал ее столько раз, что корешок развалился, и мне пришлось купить другое издание.

    В колледже, пока я постепенно определялся со своим будущим, я читал ее каждый год, чтобы напомнить себе, как нужно писать – как емко использовать слова, как составлять предложения, как рассказывать истории человеческой жизни без чрезмерного использования прямой речи, как превращать исторические анекдоты в живые рассказы. Это стало моим личным курсом писательского мастерства. Когда вторая книга погибла на пляже из-за нежданной волны, я купил третью в букинистическом магазине за 5,95 долларов. Лучшая покупка в моей жизни. Я читаю ее заново каждые два года, чтобы убедиться, что мой стиль не слишком отклонился от идеального направления – как гольфист приезжает к первому инструктору, чтобы проверить технику удара».

    Нельзя писать в вакууме, как будто вы только что изобрели алфавит и сидите перед влажной глиняной табличкой. Ваш язык – следствие ваших впечатлений, и если у вас нет четких ориентиров, значит, на него будут влиять нечеткие, бессознательные: все эти бессчетные километры косноязычия, написанные о спорте по-русски. Найдите себе образцы, попробуйте понять, что именно вам в них нравится и как вы можете добиться похожих эффектов самостоятельно. Это могут быть даже тексты не о спорте, в принципе, главное, чтобы были применимы заключенные в них механизмы воздействия на читателя.

    Развивайте идеи

    Толстенный том «The Book of Basketball», немедленно ставший бестселлером, родился у Симмонса из несколько сомнительной идеи составить рейтинг баскетболистов из Зала Славы по степени их величия. Достаточно быстро он осознал, что далеко не все статистические показатели что-то значат, что времена существенно отличаются, что очень многое можно сравнить, лишь глубоко изучив обстоятельства – в итоге попытка ответить на не самый важный вопрос привела к действительно важным проблемам: почему один игрок лучше другого, как отличаются разные баскетбольные эпохи и насколько важен вклад того или иного игрока в победу. В итоге Симмонс написал фундаментальный труд и отправился в тур по городам Америки, подписывая свои книги в таком количестве, что даже начал опасаться туннельного синдрома.

    Любое явление, недостаточно упорядоченное в вашей голове, любое непонятное наблюдение, любая закономерность и любой вопрос, если он заставляет вас над ним думать, может стать идеей текста или серии текстов. Цените свои идеи, выписывайте их куда-нибудь – даже если сейчас вам сложно или некогда, может, через год-другой вы найдете ответ или правильный подход.

    Болейте за неудачников

    Симмонс начинал писать как «Парень из Бостона» и, разумеется, с детства переживал за местные команды, включая «Ред Сокс». Уже в расцвете карьеры ему довелось увидеть невероятное – в 2004 году «проклятие Бамбино» было снято, и клуб выиграл Мировую серию впервые с 1918 года. «Ред Сокс» всегда были интересной командой и умели проигрывать лучше всех на свете – и попытки объяснить и осознать эти роковые поражения представляют собой значительную часть наследия Симмонса.

    Что-то похожее можно сказать и о когда-то великих «Селтикс», все 90-е проведших вдали от успехов и заново поднявшихся лишь в конце 2000-х. Переехав в Калифорнию, Симмонс немедленно начал ходить на матчи «Клипперз» и «Лос-Анжелес Кингс». А еще он, кстати, в футболе болеет за «Тоттенхэм».

    Помните – победы не очень-то вдохновляют, если речь не о вашей любимой команде: рассказ о победе интересен всем, лишь если она оказалась невероятной, необычной или невероятно выстраданной. Оказавшись на стороне тех, кто выигрывает постоянно, вы становитесь скучнее и забываете о том, что проигравших в спорте всегда многократно больше, чем победителей. Ну и, конечно, ничто так не развивает чувство юмора, как поражения – а это, как я уже отмечал выше, одно из основных профессиональных качеств в наше время.

    Ожидайте неудач

    «Я не знаю, что будет дальше и не могу точно предсказать, какими будут следующие пять лет моей жизни. Часть меня хочет снова стать аутсайдером – скажем, запустить собственный спортивный сайт, позвать талантливых авторов и дизайнеров и попробовать соревноваться с большими игроками. Как Франк Дефорд (бывший автор SI и писатель), создавший в свое время газету National. Правда, National обанкротилась, потеряв 100 миллионов. Плохой пример.

    Но мне хочется сделать что-то настолько же сумасшедшее. Мне нравится рисковать, я не боюсь неудач и, более того, не боюсь ужасных, непростительных, позорных провалов. Так что все возможно. Самым лучшим прогнозом будет, пожалуй, что Симмонс в ближайшие пять лет собирается позорно и непростительно провалиться с какой-то своей сверхамбициозной идеей. Так и запишите».

    Кстати, со времени этого интервью Симмонс возглавил собственный сайт о спорте и поп-культуре, пусть и в рамках ESPN. Но важно тут другое: если вы пытаетесь развиваться по нескольким направлениям, хотя бы одно из них точно обернется неудачей. Главное – не впадать в депрессию и вовремя бросать затеи, ставшие для вас проблемой.

    И да, имейте в виду, что как только вы станете по-настоящему популярны, в интернете появятся статьи вроде «Is Bill Simmons the Antichrist? » и «10 Reasons Bill Simmons Sucks ». Ваша основная задача состоит в том, чтобы эти тексты были менее талантливыми и интересными, чем ваши собственные.

    При подготовке материала использовались интервью с Симмонсом из Huffington Post , NY Magazine и AV Club , а также википедия и выдержки и его текстов разных лет на Grantland и ESPN.

      Спортивный комментатор - журналист, освещающий спортивные события в режиме реального времени.

      Особенности профессии

      Комментатором, как правило, становятся профессиональные журналисты, имеющие отличные знания в том или ином виде спорта, яркий тому пример Василий Вячеславович Уткин. Он закончил четыре курса филологического факультета Московского педагогического государственного университета им. В. И. Ленина. Никогда не играл в футбол на каком-либо серьёзном уровне. С 1992 года получил работу на телевидении - редактором, вел телепередачу «Футбольный клуб», футбольным комментатором стал с 1996 года, а в 2004 и 2005 годах был лауреатом премии ТЭФИ, в номинации «Лучший спортивный комментатор года». Профессия подходит тем, кого интересует иностранные языки и русский язык и литература (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

      А великий Озеров! Заслуженный мастер спорта, 24-кратный чемпион СССР по теннису, народный артист России, известнейший спортивный комментатор, многие его изречения пошли в народ. Озеров не был журналистом, он учился на актерском факультете ГИТИСа, потом работал во МХАТе актёром. И уже в 28 провёл первый самостоятельный репортаж о футбольном матче «Динамо» — ЦДКА.

      Николай Озеров вёл репортажи с пятнадцати Олимпийских игр, тридцати чемпионатов мира по хоккею, восьми чемпионатов мира по футболу и шести чемпионатов Европы по футболу! В сорока девяти странах мира работал он как спортивный комментатор!

      С Николаем Озеровым мог сравниться только великий Котэ Махарадзе! Котэ получил театральное образование в Тбилисском институте искусств, потом работал в театре режиссером и актером, стал известен в Грузии. Были у Котэ и спортивные достижения. Махарадзе трижды завоевывал Кубок СССР в составе баскетбольного «Динамо», в котором он играл с 1944-го года по 1948-й.

      Котэ Ивановича любил весь Советский Союз, ведь Котэ Махарадзе обладал невероятным обаянием, добротой. Его реплики часто были смешными. Вот некоторые из них: «А я говорю, что Липко не мог ничего видеть между ног Филимонова!!!», «Арбитр делает предупреждение: не надо забирать мяч у колумбийцев, они тоже хотят поиграть», «Арбитр достал из штанов удаление», «Армейцы Москвы играют в красных трусах с синими рукавами», «Вот… удар! Я на него обратил внимание еще в гостинице».

      В общем, если вы хотите стать комментатором и не обладаете обаянием, скорее всего, ничего не выйдет или выйдет плохо.

      Но если вы хотите знать, какие плюсы есть в этой профессии, то учтите: профессия комментатора разнообразна, многогранна и интересна. Комментатор может комментировать состязание, вести дискуссии по спортивной тематике на телевидении/радио, работать в качестве обозревателя, вести телепередачи, писать статьи, вести собственные колонки в спортивных изданиях.

      Спортивному комментатору живой и подвижный юноша позавидует еще и потому, что на ней не соскучишься - это «сложносочиненная профессия»: в ней есть и написание с текстов, и аналитика, и ведение теле и радио программ, и непосредственное живое участие в спортивном мероприятии (ни одно не обходится без комментатора). Профессия требует от человека собранности и молниеносной реакции на только что случившееся.

      Приведем цитату из книги Котэ Ивановича Махарадзе: «Всегда надо помнить, что смотрят репортаж и слушают тебя миллионы "ненормальных", готовых растерзать тебя, если скажешь что-нибудь не так или не то об их любимцах. Но выкладываемся мы полностью, отдавая всего себя с потрохами не для того, чтобы угодить кому бы то ни было. А потому, что служим любимому делу, доставляющему нам самим огромную радость и удовольствие. И не за длинным рублем гонимся: комментаторское ремесло самое низкооплачиваемое среди журналистов. Несмотря на то, что по нервному напряжению, степени самоотдачи, накалу эмоций, в общем, по затратам всего психофизического аппарата человека это тяжелейший труд. Здесь нужен особый дар, умение не только соображать молниеносно, но и мгновенно выплескивать мысли и слова прямо в эфир».

      Рабочее место

      Место работы спортивного комментатора — теле- и радиостудии, стадионы.

      Важные качества

      Любая профессия принуждает к определенному образу жизни. Человек, мечтающий стать комментатором, работает безмерно всюду ездит, летает, меняя часовые пояса, постоянно общается с людьми, очень разными людьми. А это значит, что спортивный комментатор должен страстно любить спорт, он должен помнить миллион имен, фактов, мелочей, он должен быть разговорчив и позитивен, иметь богатый словарный запас, уметь говорить эмоционально, артистично, захватывающе. И снова из книги Котэ Махарадзе: «Меня часто спрашивали, в чем особенность моих репортажей. Почему они приемлемы и интересны для всех социальных групп, включая домохозяек и пенсионеров? Я размышлял над этим и, кажется, нашел верные ответы. Одна из причин заключается, думаю, в том, что я никогда не врал или же максимально старался не врать. Всем хорошо известно, что была в нашей жизни эпоха, когда надо было привирать, привносить даже в спортивный репортаж элементы идеологии. Я всячески старался не делать этого, используя моменты умалчивания, подтексты, юмор, наконец. Другая причина - эмоциональная напряженность репортажей. Я всегда переживал сам и стремился свои чувства передать болельщикам. Эмоциональная сдержанность в нашей профессии очень часто не на пользу. И еще: я никогда не злословил в репортажах, не позволял себе едких поддевок, резких оценок. Свои обиды и плохое настроение всегда оставлял за дверью комментаторской кабины, старался быть доброжелательным и объективным».

      Где учат

      Как правило, люди, желающие стать комментаторами получают высшее образование по профессии журналистика, идут работать в ту или иную спортивную газету, ТВ или радио-передачу для отработки, получения навыков и набора опыта и знаний в той или иной области. Бывает, что спортивный комментатор сам был спортсменом. А примеры Николая Озерова и Котэ Махарадзе говорят нам и другом пути.

      – Кто такой спортивный журналист? Чем он отличается от обычного журналиста или спортивного комментатора?
      – Спортивный журналист - это человек, который пишет или говорит о спорте, погружен в эту тему, полностью сосредоточен на ней. Именно выбранным профилем работы он и отличается от своих коллег-журналистов, пишущих на другие темы. Порой мне даже кажется, что люди, специализирующиеся на политической или социальной журналистике, относятся к нам несколько несерьезно. Очевидно, привыкли, что о спорте всегда говорят в конце новостных выпусков.

      Конечно, работу спортивного комментатора я бы тоже отнесла к спортивной журналистике. Просто комментатор доносит информацию до зрителя прямо во время трансляции, а журналист - чуть позже.

      – Где может работать спортивный журналист?
      – В печатных и электронных СМИ, а также на радио и телевидении. Из бумажных изданий я бы выделила - старейшую спортивную газету из выходящих сейчас, а также - тоже серьезное издание, отметившее в прошлом году 25-летний юбилей.

      Из интернет-СМИ мне нравится сайт , а также .

      Активно развивается радио- и телевизионная спортивная журналистика. Десятилетний юбилей в прошлом году отметила главная спортивная радиостанция страны «Спорт FM» , в петербургском представительстве которой я работаю. Уже второй год существует - главный спортивный телеканал России. Кстати, именно на телевидение я бы порекомендовала обратить внимание старшеклассникам, которые хотят пойти в спортивную журналистику. Телевидение предоставляет огромный простор для реализации своего журналистского потенциала. Если душа лежит к комментированию, человек может комментировать матчи. Можно стать ведущим новостей или делать авторские передачи. Конечно, последний вариант - это для людей, которые уже давно в профессии, успели заработать себе громкое имя, и их мнение будет интересно зрителям.

      На телевидении можно устроиться корреспондентом. Однако стоит учитывать, что этот специалист всегда должен находиться в гуще событий, поэтому его работа сопряжена с множественными, часто длительными командировками. Человеку нужно учитывать, готов ли он к этому. Раньше я могла прилететь утром из одной командировки, а вечером улететь в другую, и мне очень нравился такой ритм жизни. Сейчас у меня есть семья, и хочется больше времени проводить с родными.

      – Как вы стали спортивным журналистом?
      – По образованию я специалист по государственной политике и управлению, закончила . Когда я еще училась в школе, мои друзья привели меня на футбол. Игра и атмосфера на стадионе мне очень понравилась, и вскоре мне выпал шанс попробовать себя в сфере спортивной журналистики. Мой хороший друг, тележурналист Владимир Обухович увидел, что мне это интересно. Именно он привел меня в мое первое издание, где я начала пробовать себя в этой нелегкой профессии.

      Родители были категорически против такого поворота в моей карьере. Они говорили, что спортивный журналист - это несерьезная профессия, тем более для девочки. Сомневались, что я смогу этим заработать себе на жизнь. Было очень тяжело.

      – Девушкам действительно сложнее работать в спортивной журналистике, потому что эта сфера считается «мужской»?
      – Я действительно периодически сталкивалась с мужским шовинизмом. Бывало, что и плакала по ночам, потому что меня не понимали и не принимали.

      К счастью, если лет десять назад на девушку в спортивной журналистике показывали пальцем, то сейчас в нашей стране спортивных журналистов-женщин начинают воспринимать нормально и болельщики, и зрители, и спортсмены. Респонденты охотно общаются со мной. А на Западе как раз в спортивной журналистике работает больше девушек. Красивых, разбирающихся в футболе или хоккее, говорящих со знанием дела, а не читающих текст, написанный редактором. Мужчины же чаще становятся комментаторами.

      – Какое образование лучше получить, чтобы стать спортивным журналистом?
      – В принципе, спортивным журналистом может стать любой человек, желающий и умеющий писать. Среди моих коллег много бывших спортсменов, людей с медицинским образованием и даже военных. Но журналистское или филологическое образование, конечно, лишним не будет. Во время обучения как минимум научат грамотно писать тексты, от которых редактор не будет плакать горючими слезами, и расскажут об азах профессии. А на некоторых факультетах журналистики даже есть отделения спортивной журналистики - например, в .

      Есть школы спортивной журналистики в Москве и Санкт-Петербурге , куда может прийти человек с любым образованием. Там состоявшиеся специалисты рассказывают молодым ребятам о том, как быть спортивным журналистом. В Москве, например, уже несколько лет существует «Школа спортивной журналистики» А. Шмурнова и И. Рабинера , выпускники которой работают в том же «Спорт-экспрессе», а также школа Василия Уткина . Но, к сожалению, девочек в нее не принимают.

      – Как начинающему журналисту стать востребованным?
      – Мне кажется, самый быстрый путь к успеху - найти подход к спортсмену, который редко разговаривает с журналистами, добыть эксклюзивную информацию. Это умение позволит человеку быстро завоевать репутацию, и уже потом люди сами станут спрашивать мнение человека по тому или иному поводу. Это как в институте - первые два с половиной курса ты работаешь на зачетку, а дальше зачетка работает на тебя. Например, некоторые мои коллеги пришли на радио много лет назад юными корреспондентами, а сейчас стали большими звездами спортивной журналистики.

      – Какие компетенции нужны спортивному журналисту?
      – Ему нужно любить спорт. Или какой-то определенный вид спорта. Есть люди, которые пишут, например, исключительно о футболе, полностью погружены в этот спорт и прекрасно в нем разбираются.

      А вот стоит ли при этом болеть за определенную команду - вопрос спорный. Я знаю журналистов-болельщиков, которые умеют абстрагироваться и писать объективные тексты, но так могут далеко не все. Порой мне пишут начинающие журналисты и просят оценить их статьи. Если они болеют за какую-то команду, часто это сразу видно. Из каждой строчки проглядывает, например, «Я люблю Спартак!», «Спартак - это лучшая команда». Ни о какой объективности и речи не идет.

      Спортивному журналисту нужно быть стрессоустойчивым и уметь общаться с людьми. Конечно, порой от общения можно устать. Но, по моему опыту, пары дней в одиночестве должно быть достаточно, чтобы соскучиться по своим драгоценным респондентам и бежать снова с ними разговаривать, договариваться, делать интервью.

      – Должен ли спортивный журналист быть спортсменом?
      – Хорошо, если журналист занимается спортом. Например, на «Матч ТВ» работает замечательный комментатор Константин Генич , который в прошлом был профессиональным футболистом. Естественно, он понимает весь процесс изнутри: насколько тяжело бывает футболистам, как устроены тренировки, как проходят игры и т. д. Но все же спортивное настоящее или прошлое - это не обязательное условие.

      – Как будет развиваться спортивная журналистика в ближайшем будущем?
      – Я думаю, спортивная журналистика в России будет развиваться по западному пути. Должна отметить, что зарубежные коллеги прекрасно умеют делать из спортивной журналистики настоящее шоу. Например, не так давно я смотрела проморолики матчей в английской премьер-лиге. Эти ролики - просто настоящие маленькие киношедевры. Думаю, российским журналистам тоже нужно уходить от привычного академизма к интересным вещам, которые будут цеплять публику.

      – От чего может устать спортивный журналист?
      – Начинающему журналисту нужно быть готовым к тому, что ему придется идти на стадион в любую погоду. Холодно ли, идет ли дождь - он должен прийти на матч и отсидеть два с половиной часа. А потом еще примерно столько же отработать после матча. Например, нередко после поздних матчей нам с коллегами приходилось уходить со стадиона «Петровский» глубокой ночью.

      Далеко не все спортсмены любят давать интервью. Бывают отказы, причем иногда довольно грубые. Поначалу меня это очень расстраивало, я начинала думать, что, возможно, сама сделала что-то не так. Но потом приняла, что некоторые люди попросту не любят общаться с прессой.

      – Чем может заняться спортивный журналист, решивший попробовать себя в чем-то новом?
      – Бывает, что спортивный журналист в своем издании отвечает за определенную команду. Такие люди нередко попадают по другую сторону баррикад и становятся пресс-атташе клубов (специалистами, представляющими интересы команды в контактах со СМИ - прим. сайта ). Это довольно удобно, ведь у бывшего журналиста остаются контакты с коллегами.

      Также спортивный журналист, который глубоко погрузился в тему, может стать спортивным менеджером, менеджером по пиару или спортивным селекционером и искать молодых талантливых игроков.

      – Существует ли какая-либо возможность еще в школе получить опыт, который в будущем поможет устроиться на работу спортивным журналистом?
      – Старшеклассник может принять участие в ежегодном конкурсе комментаторов, который организует «Матч ТВ» . Для этого достаточно найти в интернете отрезок матча, прокомментировать его, написать небольшой рассказ о себе, приложить фотографию и отправить на конкурс. Несколько моих знакомых именно так и попали на телевидение.

      Многие издания периодически ищут стажеров - людей, которые хотят попробовать себя в спортивной журналистике. Конечно, стажерам доверяют самые незначительные задания, но это хорошая возможность войти в индустрию.

      Последнее время появляется много ребят, которые заводят блог на каком-нибудь портале вроде Sports.ru. Если они умеют добывать информацию, пишут интересные интервью и заметки, они достаточно быстро становятся популярны и востребованы в профессии. Плюс таких блогов - не важно, сколько лет автору. Пускай ему будет пятнадцать, но, если он хорошо пишет, его будут с удовольствием читать.

      – Что вы могли бы посоветовать почитать или посмотреть школьникам, заинтересовавшимся спортивной журналистикой?
      Книги о спортивной журналистике - это, прежде всего, смешные рассказы. Они не учат тому, как брать интервью, это просто школа жизни. Поэтому мне в голову приходит книга моего товарища Кирилла Легкова «Бойцы невидимого спорта», которая, к сожалению, выпущена ограниченным тиражом. Я бы описала ее как сборник баек про петербургских журналистов. Другой мой коллега, Владимир Гескин, выпустил книгу «Как молоды мы пили» . Интересная книга вышла у известного комментатора Ильи Казакова, называющаяся «Foot’больные люди». Автор рассказывает о том, как ему приходилось общаться со многими спортсменами. Он открывает их с неожиданной стороны. Мне кажется, человеку, который бы хотел заняться спортивной журналистикой, это было бы очень интересно почитать.