В каком году появился танк. Первые в мире танки: ко дню рождения машины смерти

Первые танки основывались на проекте англичанина Джона Коуэна, который в 1855 г. получил патент на бронированный автомобиль с паровым двигателем, с виду напоминавший черепаху. Для военных действий это сооружение I было мало приспособлено. Все изменилось с появлением двигателя внутреннего сгорания. Прототип современного танка с полным приводом, поворачивающейся башней и встроенным пулеметом был создан в 1906 г. на венском заводе «Австро-Даймлер». Военные власти не согласились принять его на вооружение, поскольку бронированная громада могла двигаться исключительно по дорогам с твердым покрытием. Тогда австриец Понтер Бурштын спроектировал небольшую боевую машину, способную быстро передвигаться на гусеницах — замкнутых лентах из шарнирно соединенных металлических звеньев; ленты надевались по бокам машины на два колеса. Но Генеральный штаб отказался и от этой разработки.

Боевое испытание в мировой войне

Первыми боевые танки применили англичане в битве на Сомме в 1916 г.

Конструкция моторизованной, обшитой железными листами машины восходит к проекту Эрнеста Суинтона. Танк весил 27 тонн, а скорость его была ориентирована на сопровождение пехоты. Он был способен защищать от массированного обстрела и сминать вражеские позиции. Хотя моторостроение для тяжелых машин находилось еще в зачаточном состоянии, а гусеницы делались по образцу американских тракторов, британские пехотные танки прорывали трудные участки фронта. Однако решающей роли в Первой мировой войне они не играли.

  • 3000 г. до н.э.: шумеры сконструировали четырехколесную боевую колесницу, сминающую врага.
  • 1482 г.: Леонардо да Винчи придумал закрытую боевую машину, которая приводилась в движение с помощью коленчатого вала.
  • 1934 г.: немецкий вермахт начинает производство танка «Панцер-1».
  • 1940 г.: в Советском Союзе начался выпуск танка «Т-34».
  • 1944 г.: при высадке в Нормандии союзники использовали танки-амфибии.

Каждый, кто первый раз входил внутрь темного металлического короба, обязательно ударялся головой о потолок. Это потом теснота в танках стала притчей во языцех, но тут все было в новинку. Даже это своеобразное «боевое» крещение, которое не миновало ни одного пехотинца, сапера, связиста, отправленного на переобучение. Ровно 100 лет назад в битве при Сомме через воронки и траншеи впервые поползли танки. Так зарождалась война нового типа.


Танк - это бронированный автомобиль с вооружением, и к первой четверти XX века, когда танк родился, в этой машине не было ничего принципиально новаторского. Преимущества нахождения на поле битвы хорошо защищенной боевой единицы, будь то римская «черепаха» или закованная в латы тяжелая конница средневекового Запада, оценили еще в доиндустриальные времена. Первый автомобиль - паровая телега Кюньо - был построен до Великой французской революции. Так что теоретически некий прототип танка мог участвовать и в наполеоновских войнах. Однако к тому времени все давно забыли про щиты и латы, а ползущая медленнее пешехода телега не могла сравниться со стремительностью конницы.

Пулеметный аргумент

Когда после мира, длившегося в Западной Европе полвека, вдруг вспыхнула большая война, многие поначалу не поняли, что грядет страшная бойня, мало похожая на баталии времен Аустерлица и Ватерлоо. Но случилось то, чего раньше не бывало: на Западном фронте воюющие стороны, безуспешно пытаясь обойти друг друга с флангов, выстроили сплошную линию фронта от Швейцарии до Северного моря. В середине 1915 года британцы и французы с одной стороны и немцы с другой вошли в безнадежный позиционный клинч. Всякие попытки прорвать зарывшуюся в землю, спрятавшуюся в дотах, огородившуюся колючей проволокой эшелонированную оборону заставляли наступавших умыться кровью. Перед тем как посылать пехоту в атаку, чужие траншеи, конечно, старательно обрабатывали артиллерией, но каким бы плотным и сокрушительным ни был ее огонь, достаточно было уцелеть паре пулеметов, чтобы они успешно валили на землю цепи атакующих. Пехота в наступлении явно нуждалась в серьезной огневой поддержке, требовалось оперативно выявлять и подавлять эти плюющиеся смертью пулеметы. Тогда-то и пришло время танка.


Те, кто хотел бы почувствовать себя в роли первых танкистов и погрузиться в танкостроения,
смогут это сделать в игре World of Tanks, когда в сентябре будет открыт специальный режим с легендарным Mark IV.

Нельзя сказать, что до появления танка на поле боя ничего в этом смысле не предпринималось. Например, пытались вооружать и бронировать автомобили. Но даже если маломощные машины тех времен и могли выдержать вес брони и вооружения, им крайне сложно было передвигаться по бездорожью. А ведь «ничейная земля» между первыми рядами траншей никем специально не подготавливалась для автомобильного движения, к тому же была порядком изрыта взрывами снарядов и мин. Надо было работать над проходимостью.

Свои конструкции гусеничного движителя предлагали в XIX веке несколько британских и русских изобретателей, в частности Дмитрий Загряжский и Федор Блинов. Однако идеи европейцев были доведены до коммерческой реализации по ту сторону Атлантики. Одним из пионеров американской гусеничной техники стала компания Бенджамена Холта, которая в будущем переименовала себя в Caterpillar.

Это все придумал Черчилль…

Тракторы Holt не были к началу войны чем-то необычным в Европе. В качестве тягачей для артиллерийских орудий их активно использовали, в частности, в британской армии. Идея превратить холтовский трактор в бронированную машину на поле боя пришла еще в 1914 году майору Эрнесту Данлопу Суинтону, одному из самых рьяных сторонников того, что в будущем назовут «танком». Кстати, слово «танк» (англ. «бак») было придумано как кодовое название новой машины, дабы ввести в заблуждение противника. Официальным же его названием на момент запуска проекта было Landship - то есть «сухопутный корабль». Получилось так потому, что идея Суинтона была отвергнута общеармейским руководством, но первый Лорд Адмиралтейства Уинстон Черчилль решил действовать на свой страх и риск и взять проект под крыло флота. В феврале 1915 года Черчиллем был создан Комитет по сухопутным кораблям, который разработал техническое задание на бронированную боевую машину. Будущему танку предстояло развивать скорость до 6 км/ч, преодолевать ямы и рвы шириной не менее 2,4 м, взбираться на брустверы высотой до 1,5 м. В качестве вооружения предлагались пулеметы и легкие артиллерийские орудия.


Обзор для командира и механика-водителя
открывался через щели, защищенные двумя стальными пластинами.

Интересно, что от идеи использования шасси от трактора Holt в результате отказались. На этой платформе построили свои первые танки французские и немецкие конструкторы. Британцы же отдали разработку танка компании из William Fosters & Co.Ltd., имевшей опыт создания сельскохозяйственной техники на гусеничном ходу. Работы велись под руководством главного инженера фирмы Уильяма Триттона и приданного военным ведомством инженера-механика лейтенанта Уолтера Уилсона. Они решили использовать удлиненное гусеничное шасси от другого американского трактора - Bullock. Правда, пришлось серьезно усилить гусеницы, сделав их полностью металлическими. На гусеницы поставили коробчатый металлический корпус, а на него предполагалось поднять цилиндрическую башню. Но идея не прошла: башня смещала вверх центр тяжести, что грозило опрокидыванием. Сзади к гусеничной платформе крепилась ось с парой колес - наследство, доставшееся от гражданских тракторов. При необходимости колеса гидравликой прижимались к земле, удлиняя базу при прохождении неровностей. Всю конструкцию тянул 105-сильный двигатель Foster-Daimler. Прототип Lincoln 1, или Little Willie, был важным шагом в конструировании танка, но оставлял без ответа некоторые вопросы. Во-первых, если нет башни, где ставить вооружение? Вспомним, что первый британский танк разрабатывался под кураторством флота, и… решение нашлось чисто морское. решили разместить в спонсонах. Это морской термин, означающий выступающие вбок элементы конструкции корабля, в которых находится вооружение. Во-вторых, даже с удлиненным шасси от Bullock прототип не вписывался в заданные параметры прохождения неровностей. Тут Уилсону пришла в голову идея, впоследствии оказавшаяся тупиковой, но на этот раз определившая британский приоритет в танкостроении. Пусть корпус боевой машины станет ромбовидным, а гусеницы будут вращаться по всему периметру ромба! Такая схема позволила машине как бы переваливаться через препятствия. На основе новых идей была построена вторая машина - Big Willie, получившая прозвище Mother (англ. «мать»). Это и был прототип первого в мире танка Mark I, который приняли на вооружение британской армии. «Мать», как и положено, произвела на свет разнополое потомство: танк-«самец» был вооружен двумя 57-мм морскими пушками (и снова флотское влияние!), а также тремя 8-мм пулеметами - все вооружение компании Hotchkiss. На «самке» пушек не было, а пулеметное вооружение состояло из трех 8-мм Vickers и одного Hotchkiss.


Первый танк вобрал в себя ряд решений,
позаимствованных у военно-морского флота. Он был оснащён деревянной «палубой» и спонсонами для размещения орудий. Собственно, официальное название танка MK1 было Landship - «сухопутный корабль»

Муки первых танкистов

«Ходовая часть и силовая установка танка Mark I, - говорит исторический консультант компании Wargaming Федор Горбачев, - позволяла передвигаться по полю боя вне дорог, преодолевать проволочные заграждения и окопы шириной до 2,7 м - этим танки выгодно отличались от современных им бронеавтомобилей. С другой стороны, их скорость не превышала 7 км/ч, отсутствие средств подрессоривания и демпфирования делало из них достаточно неустойчивую артиллерийскую платформу и усложняло работу экипажа. Согласно Tanks Driver`s Handbook, существовало четыре способа поворота танка, при этом самый распространенный и щадящий для механизмов требовал участия в этом процессе четырех членов экипажа, что сказывалось на маневренности машины не лучшим образом. Броня обеспечивала защиту от ручного огнестрельного оружия и осколков, но пробивалась бронебойными пулями «K» (массово применявшимися немцами с лета 1917 года) и артиллерией».

Первый в мире танк, разумеется, не был образцом технического совершенства. Он создавался в нереально сжатые сроки. Работа над невиданной прежде боевой машиной началась в 1915 году, а уже 15 сентября 1916-го танки впервые применили в бою. Правда, к полю боя Mark I еще надо было доставить. Танк не вписывался в железнодорожные габариты - мешали «щеки"-спонсоны. Их, каждый весом 3 т, везли отдельно на грузовиках. Первые танкисты вспоминали, как накануне боя им приходилось проводить бессонные ночи, привинчивая болтами спонсоны к боевым машинам. Проблема съемных спонсонов была решена только в модификации Mark IV, где их вдвигали внутрь корпуса. Экипаж танка состоял из восьми (реже девяти) человек, и для такого большого экипажа места внутри было маловато. В передней части кабины стояли два кресла - командира и механика-водителя; от них в кормовую часть вели два узеньких прохода, в обход кожуха, прикрывавшего двигатель. Стены кабины использовали под шкафчики, куда убирали боеприпасы, запчасти, инструменты, запасы питья и еды.

Немцы побежали

«В первом бою - при Flers-Courcelette - танки Mark I достигли ограниченного успеха и прорвать фронт не смогли, но эффект, который они оказали на сражающиеся стороны, был значительным, - рассказывает Федор Горбачев. - Англичане за один день 15 сентября продвинулись вглубь обороны противника на 5 км, причем с потерями в 20 раз меньше обычных. На немецких позициях были зафиксированы случаи самовольного оставления окопов и бегства в тыл. 19 сентября главнокомандующий британскими силами во Франции сэр Дуглас Хейг попросил Лондон предоставить более 1000 танков. Несомненно, танк оправдал надежды своих создателей, несмотря на то что он достаточно быстро был вытеснен из боевых частей наследниками и в дальнейшем использовался для обучения экипажей и на второстепенных театрах военных действий».

Нельзя сказать, что именно танки изменили ход Первой мировой и склонили чашу весов в пользу Антанты, но и недооценивать их не стоит. Уже в Амьенской операции 1918 года, приведшей к прорыву германской обороны и фактически к скорому завершению войны, участвовали сотни английских танков Mark V и более продвинутых модификаций. Это сражение стало провозвестником великих танковых битв Второй мировой. Британские ромбовидные «Марки» повоевали и в нашей стране в ходе гражданской войны. Появилась даже легенда об участии Mark V в битве за Берлин, но позже выяснилось, что обнаруженный в Берлине Mark V был украден нацистами и увезен в Германию из Смоленска, где служил мемориалом в память о гражданской войне.


Танк не внес коренного перелома в боевые действия
Первой мировой войны, но оказался серьезной поддержкой наступающей пехоте в условиях позиционного кризиса.

О том, что первые английские танки ради сохранения секретности решили назвать «бак», сегодня знают очень многие. Куда большей завесой тайны покрыты проекты танков, придуманные еще до того, как «Маленький Вилли» и «Большой Вилли» вышли на испытания. Вот об этих совершенно секретных когда-то проектах мы вам сегодня и расскажем.

Машина Буаро

Хотя первые танки пошли в бой в 1916 году, идея использовать на поле боя машины родилась сразу же, как только подходы к окопам противника опутали многочисленные ряды колючей проволоки. Конечно, порвали бы ее и снаряды, выпущенные из орудий, вот только нужно было их для этого очень много. И тогда французский инженер Луи Буаро в декабре 1914 года предложил для этого необычную машину, с полным правом претендующую на звание самого первого опытного танка Первой мировой войны. Достаточно взглянуть на ее фотографию, чтобы понять, что месье Буаро отличался богатой фантазией. Это была восьмиметровая рама из шести опорных плит, соединенных между собой шарнирами. Внутри нее находилась пирамидальная конструкция с мотором мощностью 80 лошадиных сил и местами для двух членов экипажа. Благодаря колесам она медленно перекатывалась внутри этой рамы, а ее плиты давили проволочные заграждения. Вот только скорость ее было всего лишь три километра в час... Кроме того, ею было практически невозможно управлять. Ну и, конечно, велики были размеры, из-за которых она представляла собой хорошую цель для артиллерии, вот почему от нее и отказались сразу же после испытаний, проведенных в феврале 1915 года.

Вторая модель выглядела компактнее, имела бронированный корпус, пулемет, и могла перебираться через окопы в шесть футов (около двух метров) шириной. Однако скорость ее оказалась даже ниже, чем у первой, - всего лишь один километр в час, а радиус поворота - 100 метров, что было совершенно неприемлемо.

Танк «Бретон-Прето»

Узнав о провале испытаний машин Буаро, другой француз, инженер Жюль Луи Бретон предложил резать проволоку механическим резаком в виде вертикальной пилы с механическим приводом. Устройство было названо «Бретон-Прето» (по имени автора и фирмы изготовителя), и смонтировали его на пятитонном колесном тракторе, который был забронирован и оснащен пулеметом в башне. Во время испытаний этот трактор застрял в окопе, откуда его едва извлекли.

Танк Обрио и Габэ

Еще два французских инженера, Обрио и Габэ, в том же 1915 году на базе сельскохозяйственного трактора «Фильтц» построили странную боевую машину, имевшую вид бронебашни с мотором спереди и двумя ведущими колесами большого диаметра. Вооружение башни состояло из 37-миллиметрового скорострельного орудия, а экипаж - из двух человек: водителя и командира, выполнявшего и функцию стрелка. Самым необычным в машине была двигательная установка, состоявшая из электромотора, получавшего питание по кабелю! Да-да, внутри не было ни аккумуляторов, ни генератора тока - при движении установка тянула за собой кабель, сматывавшийся со специального барабана. Понятно, что боевая машина, волочившая за собой такой «хвост», для нужд армии была совершенно непригодна. Почему этого не понимали сами изобретатели - непонятно!

Танк Фрота

В марте 1915 года инженер П. Фрот из компании «Северный канал» предложил построить симметричную колесную боевую машину весом 10 тонн с двумя постами управления, чтобы она могла двигаться на поле боя вперед-назад, не разворачиваясь. Двигатель мощностью всего 20 лошадиных сил помещался в центре корпуса. Экипаж должен был состоять из девяти человек, включая четверых стрелков из пулеметов и троих помощников. Скорость машины составляла 3-5 километров в час, но вот по пересеченной местности она фактически передвигаться не могла.

«Сухопутный крейсер» Хеттерингтона

В первый проект «сухопутного крейсера» представил капитан Королевской военно-морской авиационной службы Томас Хеттерингтон. Толщина его брони составляла 80 миллиметров. В каждой из трех башен располагалось по два 102-миллиметровых орудия. А вот колес имелось всего три: два спереди, диаметром 12 метров - ведущие и одно заднее - рулевое. Два дизельных двигателя должны были обеспечить «крейсеру» скорость движения до 12 километров в час. Когда проект рассмотрели, выяснилось, что масса машины может достигнуть 1000 тонн, а кроме того, при высоте 14, длине 30 и ширине 24 метра это будет прекрасная мишень для германской артиллерии. Поэтому англичане построили уменьшенный макет из... дерева, и все работы над «крейсером» Хеттерингтона решили прекратить, что и сделали в июне 1915 года.

«Полевой монитор» и «Траншейный разрушитель»

В , как известно, был построен Царь-танк капитана Лебеденко, который производил впечатление своими колесами девятиметровой высоты, но зато американцы разработали проект «150-тонного полевого монитора» на колесах диаметром шесть метров, и к тому же с двумя (!) паровыми двигателями.

По замыслу конструкторов, на нем должны были стоять сразу два 152-милли-метровых морских орудия, которые обычно устанавливались на крейсера! Вспомогательным вооружением служила целая батарея из 10 пулеметов Кольта образца 1885 года. Четыре из них в спаренных установках располагались в двух башнях, а остальные шесть должны были стрелять через амбразуры в корпусе.

Впрочем, 150 тонн американцам показалось мало, и они разработали проект под названием «Траншейный разрушитель» весом уже 200 тонн, то есть даже более солидный, чем германский сверхтяжелый танк «Колоссаль»! Предполагалось, что это будет бронированный «вагон» на ходовой части трактора «Холт», но более длинной. Вооружение должно было состоять из шести 75-миллиметровых французских пушек образца 1897 года, огнемета, еще 20 пулеметов Браунинга с круговым обстрелом; экипаж - 30 человек. Понятно, что выпускать его не стали, как бы он ни радовал глаз!

«Танк-скелет» и другие

Зато в построили девятитонный «танк-скелет», имевший гусеничные обводы большого размера, соединенные при помощи труб. Между ними находилась небольшая бронированная кабина кубической формы с башней для 37-миллиме-трового орудия. Конструкторы посчитали, что вражеские снаряды будут пролетать между трубчатыми опорами, а в корпус и башню не попадут, зато из-за больших размеров проходимость его будет такой же, как у английских «ромбических» танков. Затем они построили трехколесный танк с паровым двигателем, и, что самое удивительное, почти точно такую же машину, похожую на трехколесный велосипед, сделали немцы. Но танк так и остался гусеничной машиной. Колеса, пусть даже и большие, ему не подошли!

Танки Макфая

Не были приняты и проекты Роберта Френсиса Макфая - талантливого канадского инженера, обладавшего, однако, сварливым и неуживчивым характером. Уже на первом его проекте стоял гребной винт, то есть машина задумывалась как амфибия! Есть винт и на другом его проекте, причем предполагалось его поднимать и опускать, чтобы предохранить от поломок при ударах о землю. Интересно, что главной особенностью двух последних его машин было шасси на трех гусеницах.

При этом передняя гусеница должна была играть роль рулевого устройства, то есть поворачиваться в разные стороны, а также изменять положение относительно корпуса в вертикальной плоскости. Конструктор предусмотрел специальный резак для колючей проволоки и откидывающийся кверху «нос» из броневых листов для защиты рулевой гусеницы и ее ведущего колеса.

Другой его проект представлял собой танк уже на четырех гусеницах, однако две передние были расположены друг за другом. Передняя гусеница имела наклон в 35 градусов и должна была облегчить преодоление вертикальных препятствий, а все остальные давали невысокое давление тяжелой машины на грунт.

Время неумолимо во всем, стирая память, если люди забывают о чем-то значимом в своей истории. Хорошо, что о последней страшной войне напоминают ветераны ВОВ, приближающиеся к столетнему юбилею, и танк Т-34, возглавляющий парад военной техники в День Победы. Такие боевые машины, прошедшие тысячи километров фронтовых дорог России и Европы, стоят на постаментах во многих городах страны. Глядя на них, часто возникают вопросы: танк в мире, кто его создатели?

Так вкратце можно охарактеризовать общее представление от просмотра фотографий, запечатлевших первые танки, созданные в начале XX века:

Если добавить к этому, что скорость этих первых боевых машин колебалась в интервале от 2 до 8 км/ч, а вооружение состояло из 1 - 3 пулеметов на бронированный «вагон», то картина станет еще более полной. Кажется, зачем такие неудачные конструкции использовались в боевых действиях? Ответ на это прост:

  • Даже бывалые солдаты, увидев впервые грохочущие металлические коробки, впадали в панику.
  • Несовершенная броня первых танков с легкостью выдерживала попадания пуль из винтовок, пулеметов противника, а артиллерия была не готова бороться с ними, в связи с отсутствием навыков вести огонь прямой наводкой.
  • Главные препятствия для пехоты, выстроенные в ходе окопной войны в 1916 – 1917 годах (изгороди из колючей проволоки, траншеи с пулеметными гнездами), танки преодолевали без особого труда, прорывая долговременную оборону противника, при этом потери наступающих войск уменьшались многократно.

Преимущества использования новой военной техники преобладали, поэтому противоборствующие страны с разным успехом проектировали, производили и применяли первые танки.

Германия, Россия и прочая Антанта

Две первые страны как в Первой, так и во Второй великих войнах понесли огромные потери. Дивиденды получали другие – торговцы из-за океана, стравливающие всех джентльмены с туманного Альбиона, французы, неплохо умеющие остаться в стороне.

Истощенные в первые годы войны Германия и Россия не могли позволить себе вкладывать огромные средства, мощности металлургических, машиностроительных, оружейных заводов, инженерные, трудовые ресурсы в производство новой, еще недостаточно опробованной на поле боя военной техники. Поэтому дальше разработки комплекта чертежей, сборки опытных образцов дело не сдвинулось:

Совсем по-другому дела обстояли у «верных» союзников России по Антанте:

Всего за годы Первой мировой войны этими государствами было выпущено почти 7 тыс. танков всех типов:

  • Англия – 2905 шт.
  • Франция – 3997 шт.

Хотясамый первый танк в миребыл создан в Англии, наиболее удачно сконструированным, приближенным к современной концепции боевой машины оказался французский Рено FT-17. Подтверждает это то, что его модификации в дальнейшем производились во многих странах, включая Советскую , а последние случаи использования в боевых действиях относятся к 1945 году.

Во время Первой Мировой войны возникла острая потребность в создании бронированной техники, которая обладала бы высокой огневой мощью и отличной проходимостью. Именно танки стали образцом мощного вооружения, отличной подвижности и надежной защиты. А кто же создал первый танк в мире, и что собой представляла его конструкция?

Самый первый танк в мире был создан А.А.Пороховщиковым, который был русским конструктором и летчиком. Идея создать такую машину возникла у него, когда он видел солдат, бегущих под пулеметным огнем врага. В голову конструктору пришла мысль, что штурмовать окопы врага лучше доверить боевой машине, которая будет «одета» в броню и снабжена пулеметом.

К созданию такой боевой машины приступили в феврале 1915 года. Самый первый танк в мире получил название «Вездеход». На свой испытательный пробег машина вышла в этом же году в конце весны (в мае). Конструктивно «Вездеход» имел все необходимые элементы, которые и сегодня присутствуют в боевых машинах (корпус в броне, оружие в башне, гусеничный движитель и т.д.).


В качестве несущей конструкции самого первого танка в мире служила сварная рама, выполненная с 4-мя вращающимися барабанами, «обвиваемые» гусеничной лентой достаточно большой ширины. При помощи специального натяжного приспособления и натяжного барабана гусеничная лента натягивалась. Два поворотных рулевых колеса осуществляли управление танком. Когда он двигался по твердой поверхности, то ему приходилось опираться на ведущий барабан и эти колеса. При движении же по мягкому грунту боевая машина словно «укладывалась» на ленту.


В длину «Вездеход» равнялся 360 сантиметрам, в ширину был 2 метра, а в высоту – полтора метра (без учета башни). Весила машина примерно 4 тонны. Первые свои испытания боевая машина Пороховщикова прошла с большим успехом, однако по некоторым причинам дальше осваивать ее не стали. И чуть позднее самым первым опытным танком стала английская разработка, которую спроектировали в сентябре 1915 года.

Маленький и Большой Вилли


Маленький Вилли представлял собой бронированный трактор, который успешно был испытан в сентябре 1915 года. Идею по его созданию высказал полковник Британии Суиндон.

Однако бронированную машину пришлось несколько доработать, в результате чего танк превратился в Большого Вилли или танк Mark I. Он может по праву считаться самым первым танком в мире, который стал выпускаться серийно. На линию фронта Mark I отправили в 1916 году.

Длина Mark I составила 8 метров. Он был выполнен в виде стального прямоугольного короба, который сбоку имел ромбовидные гусеницы. Эта конструкция позволяла боевой машине преодолевать сложные участки на поле боя и с легкостью переезжать окопы.


В качестве защиты от ружейно-пулеметного огня служила броня, обладающая толщиной 10-12 миллиметров. Вооружение же самого танка состояло из одной пушки и четырех пулеметов. При этом такое вооружение имели лишь «самцы» Большого Вилли, «самки» же были лишены пушек и имели меньше пулеметов.

Внутри танк выглядел, как рубка корабля. Ходить в нем можно было, не нагибаясь. Командир и водитель танка располагались в отдельном отсеке. Для запуска двигателя Большого Вилли требовалась сила трех человек, которые крутили рукоятку до того момента, пока не заведется мотор.


Передвигаться Mark I мог со скоростью в 6 км/час. На пересеченной местности машина двигалась с гораздо меньшей скоростью – 2-3 км/час. Даже несмотря на невысокую скорость перемещения, танк ужасно трясло – такое происходило из-за того, что броневая часть была выполнена из опорных катков. Не было предусмотрено никаких средств связи. К тому же надежность конструкции танка была слишком низкой, и машины часто выходили из строя. Также недостатком Большого Вилли считались узкие гусеницы, быстро проваливающиеся в мягкой земле, заставляя танк оказываться «на мели». Внутри не было предусмотрено и вентиляции, из-за чего бойцам приходилось часто (даже под огнем пулеметов) выскакивать наружу, чтобы надышаться свежим воздухом и отдохнуть от запахов выхлопных газов.

Несмотря на все недостатки, танк активно применялся на фронте – в бою 1916 года было использовано 18 таких боевых машин. После этого в Лондон пришло требование о том, чтобы такие танки доставили на передовую уже в количестве 1000 экземпляров. В дальнейшем конструкция Большого Вилли с каждым разом совершенствовалась, и более современная модель значительно опережала по техническим параметрам предыдущую.