Методическое пособие "Контрольно-измерительные материалы по литер.чтению" тест по чтению (1 класс).

по литературному чтению

(1 – 4 класс)

подготовила

учитель начальных классов

Сиохина Наталья Викторовна

г. Фролово

2013

1 класс

Лев и Мышь

бывает и от мыши добро».

(Л.Н.Толстой)

Отметь верный ответ √.

□ охотники

□ лев

□ мышь

□ лев и мышь

□ басню

□ сказку

□ рассказ

мышь пробежала ему по телу

□ лев угодил в ловушку

охотники поймали льва

□ пожалел мышь

Отметь верный ответ √.

□ позвала на помощь

□ перегрызла верёвку

□ испугала охотников

□ мышь боялась льва

мышь услыхала львиный рёв

□ мышь сдержала своё обещание

2 класс

Новогодние блины

шляпка!»

(По В.Сутееву)

Отметь верный ответ √.

□ летом

□ весной

□ зимой

□ осенью

□ пирожки

□ блинчики

□ морковку

□ вареники

□ узорами

□ вышивкой

лентами и цветами

□ бантом

□ Пушинка

□ Дворник

□ Птички

□ Прыгун

Отметь верный ответ √.

в канун Рождества

в канун дня рождения

в канун Нового года

□ о тётушке

о встрече Нового года

□ о зайчатах

о новостях в Волшебном Лесу

Отметь верный ответ √.

□ холодный

□ пошёл дождик

□ бабочки

□ муравьи

□ медведь

□ птички

3 класс

подбежал к окну:

следочки)!

делала ей строгий выговор:

(Б.Шергин)

□ рассказ

□ сказка

□ басня

□ Дуська

□ Пуська

□ Муська

сметаной и рыбой

□ молоком и рыбой

□ сливками

приходить в гости

□ Муська разукрасила подоконник

□ убежала из дома

Муська поймала мышонка

Муська поймала мышонка.

Бабушка и Ваня легли спать.

Кто

_____________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

________________________________________________________________________

4 класс

Пират

Эта дворняжка невесть откуда появилась в селе, хромая и одноглазая.

Она осторожно передвигалась на трёх лапах, явно оберегая повреждённую

не согнал.

хозяин привязался к питомцу.

(По Юрию Новикову).

Зимой Пират жил в конуре.

□ □ □


с лютыми ветрами и метелями? Отметь верный ответ √.

□ колючими

□ сильными
□ злостными
□ старательными

угрюмый на вид в предложении:
Отметь верный ответ √.

видно, что угрюмый
□ точно угрюмый
действительно угрюмый
кажущийся угрюмым

Затемно
домой»?
Отметь верный ответ √.

□ вечером

□ поздно вечером

□ рано утром

□ ночью

Отметь верный ответ √.

Сказка за сказкой
Рассказы о природе
Басни о животных
Рассказы о дружбе и верности

10.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________


Отметь верный ответ √.



□ Пират верой и правдой нёс свою службу.

Отметь верный ответ √.





Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1 имени А.М.Горького» городского округа город Фролово Волгоградской области

Контрольно-измерительные материалы

по литературному чтению

(1 – 4 класс)

подготовила

учитель начальных классов

Сиохина Наталья Викторовна

г. Фролово

2013

1 класс

Лев и Мышь

Лев спал. Мышь пробежала ему по телу. (Тигр, слон, лев)

проснулся и поймал её. (Белка, мышь, лиса) стала просить,

чтобы он пустил её, она сказала: «Если ты меня пустишь, и

я тебе добро сделаю». Лев засмеялся, что мышь обещает ему

(зло, добро, счастье) сделать, и отпустил её.

Потом охотники поймали льва и привязали верёвкой к дереву.

Мышь услыхала львиный рёв, прибежала, перегрызла

(верёвку, канат, палку) и сказала: «Помнишь, ты смеялся,

не думал, чтобы я могла тебе добро сделать, а теперь видишь,

бывает и от мыши добро».

(Л.Н.Толстой)

1. Укажи главных героев этого произведения.

Отметь верный ответ √.

□ охотники

□ лев

□ мышь

□ лев и мышь

2. Какое произведение ты прочитал? Отметь верный ответ √.

□ басню

□ сказку

□ рассказ

3. Какая беда произошла со львом? Отметь верный ответ √.

мышь пробежала ему по телу

□ лев угодил в ловушку

охотники поймали льва

4. Почему лев отпустил мышь? Отметь верный ответ √.

□ пожалел мышь

мышь обещала ему добро сделать

лев засмеялся и не отпустил мышь

5. Как маленькая мышь помогла огромному льву?

Отметь верный ответ √.

□ позвала на помощь

□ перегрызла верёвку

□ испугала охотников

6. Почему мышь помогла льву? Отметь верный ответ √.

□ мышь боялась льва

мышь услыхала львиный рёв

□ мышь сдержала своё обещание

2 класс

Новогодние блины

Однажды в канун Нового года кролики Пушинка и Прыгун

поджидали в гости свою тётушку.

Пушинка стала печь блины. Прыгун же оделся и пошёл на улицу

расчистить тропинку для милой тётушки.

Когда (Пушинка, Прыгун, Ворчун) вернулся в дом, на столике у

плиты выросла горка аппетитных румяных (пирожков,

блинчиков, вареников). Последний блин Пушинка легонько

подкинула на сковородке, и он ловко прилепился к потолку.

Вот так (рождественское, новогоднее, золотое) украшение! –

ахнула (Пушинка, Снежинка, Прыгун). В это время зазвонил

колокольчик. На пороге стояла (соседка, тётушка, бабушка) в

новой шляпке. Эта (кепка, шляпка, беретка) была дивным

сооружением с лентами и цветами.

Прыгун и Пушинка восхищались тётушкой: «Ах, тётушка! Ах,

шляпка!»

Все пили душистый малиновый чай и беседовали о новостях в

Волшебном Лесу. Вдруг часы пробили полночь. Холодный уже

блинчик отклеился и нежно упал на шляпку (Пушинки, Прыгуна,

тётушки). Зайчата не знали, что и предпринять!

По дороге к тётушкиному дому зайчата пытались снять

(ленты, цветы, блинчик), но безуспешно. Вдруг раздался шелест

крыльев и весёлое чириканье. (Зайчики, птички, бабочки) в один

миг растащили весь блин, и все с облегчением вздохнули. А

тётушка была счастлива и спокойна: «Какой милый Новый год

(По В.Сутееву)

1.В какое время года зайчата ждали в гости свою тётушку?

Отметь верный ответ √.

□ летом

□ весной

□ зимой

□ осенью

2. Какое угощение приготовила Пушинка? Отметь верный ответ √.

□ пирожки

□ блинчики

□ морковку

□ вареники

3. Чем была украшена шляпка тётушки? Отметь верный ответ √.

□ узорами

□ вышивкой

лентами и цветами

□ бантом

4. Кто расчистил тропинку для милой тётушки? Отметь верный ответ √.

□ Пушинка

□ Дворник

□ Птички

□ Прыгун

5. Когда кролики поджидали в гости свою тётушку?

Отметь верный ответ √.

в канун Рождества

в канун дня рождения

в канун Нового года

6. О чём разговаривали за чаем? Отметь верный ответ √.

□ о тётушке

о встрече Нового года

□ о зайчатах

о новостях в Волшебном Лесу

7. Какая неожиданность чуть было не испортила праздник?

Отметь верный ответ √.

□ неожиданно зазвонил колокольчик

□ холодный блинчик отклеился и нежно упал на шляпку

раздался шелест крыльев и весёлое чириканье

□ пошёл дождик

8.Кто помог зайчатам убрать неожиданное украшение со шляпки тётушки? Отметь верный ответ √.

□ бабочки

□ муравьи

□ медведь

□ птички

9. Как прошёл Новый год в семье кроликов? Какие слова являются этому

подтверждением? Выпиши из текста.

_________________________________________________________________

10. Раздели текст на три части. Озаглавь их.

1)_________________________________________________________________

2)_________________________________________________________________

3)_________________________________________________________________

3 класс

Одно дело делаешь, другого не порть

Кошка Муська, которую Ваня рисовал, приходила два раза в неделю.

Бабушка и (Петя, Серёжа, Ваня) думали, что (Мурка, Муська, Мурзик)

приходит в гости. Угощали Муську молоком и рыбой. Муська была убеждена,

что она приходит на работу, а угощенье считала заработной платой.

Обязанностью своей считала, чтобы в квартире не завелись мыши. При этом

работала в ночную смену - сидела в углу коридорчика и слушала.

И вот какая случилась оказия. (Мама, Тётя, бабушка) выкрасила желто-румяной

краской - охрой – пол в комнате, покрыла белилами подоконник, чуточку

приоткрыла окно и оставила в дверях щель, чтобы по комнате ходил ветерок.

Спать (Витя и дедушка, Ваня и бабушка) легли в кухне, а (Дуська, Муська,

Мурка) сидела в коридоре. Ночью, сквозь сон, бабушка слышала, что Муська

прыгнула и заворчала. Бабушка поняла, что Муська поймала (зайчонка, мышонка,

цыплёнка) . Но встать старуха поленилась. По кошачьим правилам добычу надо было

было вынести на улицу. Муська почувствовала, что из дверей тянет холодок.

Протиснулась в дверную щель, галопом проскакала по сырому окрашенному полу,

прыгнула на подоконник. Здесь долго плясала, пока выбралась на улицу. Утром

бабушка приоткрыла дверь в (коридор, комнату, зал) и зашумела:

Гляди-ка, Ваня, что натворила эта дрянь Муська! Пол наследила и своими

лапищами разукрасила подоконник. Бабушка бросила на пол полосу бумаги. Ваня

подбежал к окну:

Бабушка, а ведь красиво получилось! Точно цветочки красненькие!

Я вам покажу цветочки,- ворчала бабушка.

Пусть только Муська явится, я её ткну носом в эти (горшочки, цветочки,

следочки)!

Муська вернулась (днём, ночью, вечером) за угощением. Бабушка поставила под

нос (мясо, молоко, рыбу), но пока Муська ела, (тётушка, бабушка, матушка)

делала ей строгий выговор:

Запомни, (Дуська, Мурка, Муська), пословицу: «Одно дело делаешь, другого

не порть». Ты сделала важное дело - выловила мышь, но и я сделала дело – выкрасила

комнату. Ты мое дело испортила.

(Б.Шергин)

1.Определи жанр этого произведения. Отметь верный ответ √.

□ рассказ

□ сказка

□ басня

2. Как звали кошку, которую рисовал Ваня? Отметь верный ответ √.

□ Дуська

□ Пуська

□ Муська

3. Чем угощали гостью бабушка и Ваня? Отметь верный ответ √.

сметаной и рыбой

□ молоком и рыбой

□ сливками

4. Что Муська считала своей обязанностью? Отметь верный ответ √.

чтобы в квартире не было других кошек

приходить в гости

чтобы в квартире не завелись мыши

5. Что произошло однажды ночью? Отметь верный ответ √.

□ Муська разукрасила подоконник

убежала из дома

Муська поймала мышонка

6. Укажи, в каком порядке происходили события.

Бабушка покрасила в комнате пол и подоконник.

Муська поймала мышонка.

Бабушка и Ваня легли спать.

Муська по окрашенному полу выбралась на улицу.

Бабушка сделала Муське строгий выговор.

Бабушка и Ваня увидели, что натворила Муська.

7. Объясни значения выражений:

Галопом проскакала по полу __________________________________________________

Протиснулась в дверную щель ________________________________________________

8. Напиши вопросы к прочитанному тексту. Начни их со слов:

Почему________________________________________________________________

Что_____________________________________________________________________

Часть 1.__________________________________________________________________

Часть 2.__________________________________________________________________

Часть 3.___________________________________________________________________

  1. Сформулируй главную мысль текста.

_____________________________________________________________________

  1. Выпиши слова, которые нуждаются в разъяснении их смысловых значений. Какой словарь поможет тебе в этом? Воспользуйся толковым словарём, объясни смысловые значения слов.

19

Так уж случилось, что прибилась несчастная собака к пастуху, одинокому,

29

угрюмому на вид человеку. Старик пожалел пса, мол, ладно, живи, и со двора

42

не согнал.

44

Бревенчатая избушка (лесника, охотника, пастуха) стояла в самом конце

53

села. Здесь и прижился (кот, волк, пёс), которого с первого же дня (мальчик,

66

Иван Петрович, старик) окрестил Пиратом за его единственный глаз.

75

Нашлась (для неё, для них, для него) и конура, хоть старая и заброшенная.

88

В ней когда-то обитали прежние сторожа многолюдного дома.

97

Шли дни. Силы и здоровье возвращались (к волку, медведю, собаке),

107

зажила лапа, а единственный глаз уже не выражал прежнюю боль и обиду.

119

К тому же (безглазый, одноглазый) Пират оказался собакой на редкость

129

преданной и смышлёной. Повсюду он сопровождал старика, деля с ним все

140

тяготы и заботы. Охраняя стадо, проявлял немало старания и

149

изобретательности: вовремя возвращал в (дом, конуру, стадо) отставших и

158

потерявшихся животных. С утра до вечера старик и его четвероногий друг

169

Были неразлучны. Вместе ещё затемно уходили они со двора, вместе усталые

180

возвращались вечером домой. (Кот, пёс, волк) стал (Ване, леснику, старику)

190

Незаменимым и надёжным помощником. Даром что простая и беспородная

199

дворняга, Пират верой и правдой нёс свою (миску, работу, службу). Да и сам

212

хозяин привязался к питомцу.

216

В часы отдыха любил подолгу разговаривать с ним так, словно тот был

228

своим, близким человеком. И казалось старику, что умная (рысь, собака)

238

понимает его: сочувствует в горе, разделяет радость. А односельчане

247

заметили, что унылый прежде пастух стал веселее, разговорчивей, глаза

256

потеплели. Словно бы душа у него оттаяла...

263

Пролетело лето, отшумела дождями осень. Зима случилась морозная,

271

с лютыми ветрами и метелями. (Лесник, охотник, пастух) забрал собаку в дом:

283

(втроём, впятером, вдвоём) и теплее, и веселее. К весне старик снова вернулся

295

к своему (огороду, стаду). На пару с Пиратом, конечно.

304

Да и как иначе? Ведь только с верным другом жизнь в радость. Так и живут

319

они, деля печали и радости, помогая друг другу.

327

(По Юрию Новикову).

1. Найди утверждение, которое соответствует содержанию прочитанного
текста. Отметь верный ответ √.

Бревенчатая избушка пастуха стояла в центре села.

Пират был породистой собакой.

Весной старик вернулся к своему стаду.

Зимой Пират жил в конуре.

2. Объясни, почему старик назвал пса Пиратом.

Старик назвал пса Пиратом ____________________________________________

3. Старик не прогнал собаку. Как ты думаешь, почему? Отметь верный ответ √.

потому что его изба стояла на краю села и ему нужен был сторож потому что у него была старая заброшенная конура потому что Пират был преданным и смышлёным псом

потому что он был добрым человеком и пожалел собаку

4. Выпиши из текста предложение, в котором рассказывается об изменениях, которые произошли с Пиратом вскоре после того, как он стал жить у старика.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Каким словом можно заменить выделенное слово в выражении
с лютыми ветрами и метелями? Отметь верный ответ √.

колючими

сильными
злостными
старательными

6. Как ты понимаешь выражение угрюмый на вид в предложении:
«Так уж случилось, что прибилась несчастная собака к пастуху,
одинокому, угрюмому на вид человеку»?
Отметь верный ответ √.

видно, что угрюмый
точно угрюмый
действительно угрюмый
кажущийся угрюмым

7. Как можно заменить выделенное слово в предложении: «Вместе ещё
затемно уходили они со двора, вместе усталые возвращались вечером
домой»?
Отметь верный ответ √.

вечером

поздно вечером

рано утром

ночью

8 . Автор называет Пирата разными словами, например, дворняжка. Найди в тексте ещё не менее 3 слов и запиши их.

Пират, дворняжка, ________________________________________________

9. В какой из сборников можно было бы поместить это произведение?
Отметь верный ответ √.

Сказка за сказкой
Рассказы о природе
Басни о животных
Рассказы о дружбе и верности


10. Как появление Пирата изменило характер пастуха?

Выпиши из текста предложение, которое доказывает твой ответ.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________


11. Какое предложение лучше других помогает понять основную мысль текста? Отметь верный ответ √.

□ Пират оказался собакой на редкость преданной и смышлёной.
□ Старик пожалел пса, мол, ладно, живи, и со двора не прогнал.
□ Так и живут они, деля печали и радости, помогая друг другу.

□ Пират верой и правдой нёс свою службу.

12. Какова главная мысль этого текста? Отметь верный ответ √.

□ Любую собаку можно дрессировать.
□ Когда есть друг, жизнь становится лучше.
□ Бездомным собакам очень плохо живётся.
□ Пастуху нельзя пасти своё стадо без собаки.

13. Как ты думаешь, если бы Пират умел говорить, о чём бы он рассказал старику? Напиши об этом.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

14. Выпиши слова, которые нуждаются в разъяснении их смысловых значений. Какой словарь поможет тебе в этом? Воспользуйся толковым словарём, объясни смысловые значения слов.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

СТАРИК (рассказ про собаку)

Пёс был стар. Даже по человеческим меркам количество прожитых псом лет выглядело весьма солидно, для собаки же подобная цифра казалась просто немыслимой. Когда к хозяевам приходили гости, пёс слышал один и тот же вопрос:

Как ваш старик, жив ещё? - и очень удивлялись, видя громадную голову пса в дверном проёме.

Пёс на людей не обижался - он сам прекрасно понимал, что собаки не должны жить так долго. За свою жизнь пёс много раз видел хозяев других собак, отводивших глаза при встрече и судорожно вздыхавших при вопросе:

А где же ваш?

В таких случаях хозяйская рука обнимала мощную шею пса, словно желая удержать его, не отпустить навстречу неотвратимому. И пёс продолжал жить, хотя с каждым днём становилось всё труднее ходить, всё тяжелее делалось дыхание. Когда - то подтянутый живот обвис, глаза потускнели, и хвост всё больше походил на обвисшую старую тряпку. Пропал аппетит, и даже любимую овсянку пёс ел без всякого удовольствия - словно выполнял скучную, но обязательную повинность. Большую часть дня пёс проводил лёжа на своём коврике в большой комнате. По утрам, когда взрослые собирались на работу, а хозяйская дочка убегала в школу, пса выводила на улицу бабушка, но с ней пёс гулять не любил. Он ждал, когда Лена (так звали хозяйскую дочку) вернётся из школы и поведёт его во двор. Пёс был совсем молодым, когда в доме появилось маленькое существо, сразу переключившее всё внимание на себя. Позже пёс узнал, что это существо - ребёнок, девочка. И с тех пор их выводили на прогулку вместе. Сперва Лену вывозили в коляске, затем маленький человечек стал делать первые неуверенные шаги, держась за собачий ошейник, позже они стали гулять вдвоём, и горе тому забияке, который рискнул бы обидеть маленькую хозяйку! Пёс, не раздумывая, вставал на защиту девочки, закрывая Лену своим телом.

Много времени прошло с тех пор... Лена выросла, мальчишки, когда - то дёргавшие её за косички, стали взрослыми юношами, заглядывающимися на симпатичную девушку, рядом с которой медленно шагал громадный пёс. Выходя во двор, пёс поворачивал за угол дома, к заросшему пустырю и, оглянувшись на хозяйку, уходил в кусты. Он не понимал других собак, особенно брехливую таксу с третьего этажа, норовивших задрать лапу едва ли не у самой квартиры. Когда пёс выходил из кустов, Лена брала его за ошейник, и вместе они шли дальше, к группе берёзок, возле которых была устроена детская площадка. Здесь, в тени деревьев, пёс издавна полюбил наблюдать за ребятнёй. Полулёжа, привалившись плечом к стволу берёзы и вытянув задние лапы, пёс дремал, изредка поглядывая в сторону скамейки, где собирались ровесники Лены. Рыжий Володя, которого когда - то пёс чаще всех гонял от Лены, иногда подходил к нему, присаживался рядом на корточки и спрашивал:

Как дела, старый?

И пёс начинал ворчать. Ребят на скамейке собачье ворчанье смешило, но Володя не смеялся, и псу казалось, что его понимают. Наверное, Володя действительно понимал пса, потому что говорил:

А помнишь?...

Конечно, пёс помнил. И резиновый мячик, который Володя забросил на карниз, а потом лазал его доставать. И пьяного мужика, который решил наказать маленького Толика за нечаянно разбитый фонарь. Тогда пёс единственный раз в жизни зарычал, оскалив клыки. Но мужик был слишком пьян, чтобы понять предупреждение и псу пришлось сбить его с ног. Прижатый к земле громадной собачьей лапой, мужик растерял весь свой педагогический пыл, и больше его возле площадки не видели... Пёс ворчал, Володя слушал, изредка вспоминая забавные (и не очень) случаи. Потом подходила Лена и говорила, поглаживая громадную голову пса:

Ладно тебе, разворчался. Пойдём домой, вечером ещё поболтаете.

Вечернюю прогулку пёс ждал особенно. Летом ему нравилось наблюдать как солнце прячется за серые коробки многоэтажек, и вечерняя прохлада сменяет дневную жару. Зимой же пёс подолгу мог любоваться чёрным, словно из мягкого бархата, небом, по которому кто - то рассыпал разноцветные блёстки звёзд. О чём думал в эти минуты старый пёс, отчего порой он так шумно вздыхал? Кто знает...

Сейчас была осень, за окном уже смеркалось и капал тихий, унылый дождик. Пёс вместе с Леной шли привычным маршрутом, когда чуткое собачье ухо уловило необычный звук. Звук был очень слабый и почему - то тревожный. Пёс оглянулся на Лену - девушка звук не замечала. Тогда пёс быстро, насколько позволяло его грузное тело, метнулся в заросли кустов, пытаясь отыскать... Что? Он не знал. За всю долгую жизнь пса с таким звуком он ещё не сталкивался, но звук полностью подчинил себе сознание пса. Он почти не слышал как испуганно зовёт его Лена, как её успокаивает Володя... Он искал - и нашёл. Маленький мокрый комочек разевал крошечную розовую пасть в беззвучном крике. Котёнок. Обычный серый котёнок, который только неделю назад впервые увидел этот мир своими голубыми глазами, задыхался от затянутой на его горле верёвочный петли. Передние лапки его беспомощно хватались за воздух, задние же еле доставали до земли. Пёс одним движением мощных челюстей перегрыз ветку, на которой был подвешен котёнок. Тот плюхнулся в мокрую траву, даже не пытаясь подняться. Осторожно, чтобы не помять маленькое тельце, пёс взял его зубами за шкирку и вынес к Лене.

Что за дрянь ты при... - начала было Лена и осеклась. Тихонько ойкнула, подхватила маленький дрожащий комочек. Попыталась снять петлю, но мокрая верёвка не поддалась. - Домой! - скомандовала Лена и, не дожидаясь пса, побежала к подъезду.

Котёнок выжил. Три дня лежал пластом, никак не реагируя на суету вокруг. Только жалобно пищал, когда большой бородатый человек со странной кличкой " Ветеринар " делал уколы тонкой длинной иглой. На четвёртый день, завидев шприц, котёнок заполз под диван, чем вызвал сильное оживление среди людей. А ещё через неделю по квартире скакал озорной и абсолютно здоровый кошачий ребёнок. В меру хулиганистый и непослушный. Но стоило псу слегка рыкнуть или хотя бы грозно посмотреть на озорника, и котёнок тут же становился образцом послушания.

А пёс с каждым днём становился всё слабее. Словно отдал частичку своей жизни спасённому котёнку. И как - то раз пёс не смог подняться со своей подстилки. Опять вызвали ветеринара, тот осмотрел пса и развёл руками. Люди долго о чём - то говорили, Лена тихо плакала... Потом звякнуло стекло, ветеринар стал подходить к собаке, пряча руки за спиной. И вдруг остановился, словно перед ним выросла стена. Но это был лишь маленький серый котёнок. Выгнув спинку дугой и задрав хвост, котёнок первый раз в жизни шипел, отгоняя от пса что - то непонятное, но очень страшное. Котёнок очень боялся этого человека со шприцем. Но что - то заставляло его отгонять ветеринара от пса...

Ветеринар постоял, глядя в полные ужаса кошачьи глаза. Отступил назад, повернулся к Лене:

Он не подпустит. Уберите котёнка...

Лена! - воскликнула хозяйка. - Ну зачем же мучать собаку?

Нет. Пусть будет как будет. Без уколов...

Ветеринар посмотрел на котёнка, затем на заплаканную Лену, снова на котёнка... И ушёл. Люди разошлись по своим делам, квартира опустела. Только бабушка возилась на кухне, изредка всхлипывая и шепча что - то невнятное.

Пёс дремал на подстилке, положив громадную голову на лапы и прикрыв глаза. Но не спал. Он слушал дыхание котёнка, который беззаботно спал, уютно устроившись под боком пса. Слушал, и пытался понять, как этот маленький слабый зверёк сумел отогнать большого и сильного человека.

А котёнок спал, и ему снилось, что псу опять угрожает опасность, но он снова и снова прогоняет врага. И пока он, котёнок, рядом, то никто не посмеет забрать его друга...

Прочитай текст «Пират». Выполни задания.

1. Найди утверждение, которое соответствует содержанию прочитанного текста, и отметь его ˇ.

Бревенчатая избушка пастуха стояла в центре села.

Пират был породистой собакой.

Весной старик вернулся к своему стаду.

Зимой Пират жил в конуре.

2. Объясни, почему старик назвал пса Пиратом.

Старик назвал пса Пиратом

______________________________________________________________

3. Укажи, в каком порядке встречаются в тексте данные предложения.

Цифра 1 уже стоит, поставь цифры 2, 3, 4, 5.

Сникший уж было старик ожил, пошёл на поправку.

Пёс стал старику незаменимым и надёжным помощником.

1_ Так уж случилось, что прибилась несчастная собака к пастуху.

Собака-то как раз и выручила.

Но однажды старик заболел.

4. Старик не прогнал собаку. Как ты думаешь, почему?

Отметь свой ответ ˇ.

потому что его изба стояла на краю села и ему нужен был сторож

потому что у него была старая заброшенная конура

потому что Пират был преданным и смышлёным псом

потому что он был добрым человеком и пожалел собаку

5 Выпиши из текста предложение, в котором рассказывается об изменениях, которые произошли с Пиратом вскоре после того, как он стал жить со стариком.

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

6. Почему старик не мог сам пойти за дровами?

Отметь свой ответ ˇ.

потому что решил научить Пирата приносить дрова

потому что он болел и него не было сил

потому что во время пурги он очень сильно замёрз

потому что он хотел проверить Пирата на смышлёность

7. Пират был очень умным псом Приведи два примера его действий и поступков, которые подтверждают это.

1.____________________________________________________________

______________________________________________________________

2._____________________________________________________________

______________________________________________________________

8. Каким словом можно заменить выделенное слово в выражении "с лютыми ветрами и метелями"? Отметь свой ответ ˇ.

колючими

сильными

злостными

старательными

9. Как можно заменить выделенное слово в предложении: "А кто поручится, что ты не сбежишь?" Отметь свой ответ ˇ.

поверит

протянет руку

даст гарантию

скажет

10.Как ты понимаешь выражение «угрюмый на вид» в предложении «Так уж случилось, что прибилась несчастная собака к пастуху, одинокому, угрюмому на вид человеку»? Отметь свой ответ ˇ.

видно, что угрюмый

точно угрюмый

действительно угрюмый

кажущийся угрюмым

Пират, дворняжка, _____________________________________________

______________________________________________________________

12. В какой из сборников можно было бы поместить это произведение?

Отметь свой ответ ˇ.

Сказка за сказкой

Рассказы о природе

Рассказы о дружбе и верности

Басни о животных

13. Объясни, как ты понимаешь предложение: "Сникший уж было старик ожил".

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

14. Как появление Пирата изменило характер пастуха?

______________________________________________________________

______________________________________________________________

Выпиши из текста то место, которое доказывает твой ответ.

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

15.Какие чувства испытывает Пират к старику? Отметь свой ответ ˇ.

жалости и привязанности

отчаяния и надежды

преданности и любви

страха и недоверия

16. О чем главным образом хотел рассказать автор?

Отметь свой ответ ˇ.

о болезни старика

об одиноком пастухе

о бездомной беспородной собаке

о дружбе человека и собаки

17. Какое предложение лучше других помогает понять основную мысль текста? Отметь свой ответ ˇ.

Пират оказался собакой на редкость преданной и смышлёной.

Старик пожалел пса, мол, ладно, живи, и со двора не прогнал.

Так и живут они, деля печали и радости, помогая друг другу.

Даром, что простая и беспородная дворняга, Пират верой и правдой нёс свою службу.

18. Какова главная мысль этого текста? Отметь свой ответ ˇ.

Любую собаку можно дрессировать.

Когда есть друг, жизнь становится лучше.

Бездомным собакам очень плохо живётся.

Пастуху нельзя пасти свое стадо без собаки.

19. Докажи, что пословица "Что посеешь, то и пожнёшь" подходит к этому произведению.

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

20. Как ты думаешь, если бы Пират умел говорить, о чём бы он рассказал старику? Напиши об этом.

____________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

Пират

Вариант 1

Эта дворняжка невесть откуда появилась в селе, хромая и одноглазая. Она осторожно передвигалась на трёх лапах, явно оберегая повреждённую. Так уж случилось, что прибилась несчастная собака к пастуху, одинокому, угрюмому на вид человеку. Старик пожалел пса, мл, ладно, живи, и со двора не согнал.

Бревенчатая избушка пастуха стояла в самом конце села. Здесь и прижился пёс, которого с первого же дня старик окрестил Пиратом за его единственный глаз. Нашлась для него и конура, хоть старая и заброшенная. В ней когда-то обитали прежние сторожа многолюдного дома.

Шли дни. Силы и здоровье возвращались к собаке, зажила лапа, а единственный глаз уже не выражал прежнюю боль и обиду. К тому же одноглазый Пират оказался собакой на редкость преданной и смышлёной. Повсюду он сопровождал старика, деля с ним все тяготы и заботы. Охраняя стадо, проявлял немало старания и изобретательности: вовремя возвращал в стадо отставших и потерявшихся животных.

С утра до вечера старик и его четвероногий друг были неразлучны. Вместе ещё затемно уходили со двора, вместе усталые возвращались вечером домой. Пёс стал старику незаменимым и надежным помощником. Даром, что простая и беспородная дворняга, Пират верой и правдой нёс свою службу. Да и сам хозяин привязался к питомцу. В часы отдыха любил подолгу разговаривать с ним так, словно он был своим, близким человеком. И казалось старику, что умная собака понимает его: сочувствует в горе, разделяет радость. А односельчане заметили, что унылый прежде пастух стал веселее, разговорчивей, глаза потеплели. Словно бы, душа у него оттаяла…

Пролетело лето, отшумела дождями осень. Зима случилась морозная, с лютыми ветрами и метелями. Пастух забрал собаку в дом: вдвоём и теплее, и веселее. Но однажды старик заболел. Сил его хватало только на самые необходимые домашние дела. А тут ещё печь. Не топить нельзя – замёрзнешь в такую стужу. Хорошо, что с осени были впрок заготовлены дрова. Да вот беда: сложенные в сенях поленья уже на исходе, а поленница дров в самом дальнем углу двора, под навесом. Пурга же, как назло, не утихала уже которые сутки. Про такую погоду обычно говорят: собаку на улицу не выгонишь.

Собака-то как раз и выручила. Уж как сумел хозяин объяснить, что от неё требовалось, трудно сказать. Только с этого дня старик уже не знал заботы с дровами. Достаточно ему было подойти к печи и погреметь на ладони спичечным коробком, как Пират немедленно устремлялся к двери, ожидая, когда хозяин отодвинет засов. Вытянув из поленницы очередное полешко, пёс в зубах нёс его в дом, клал у печи и тут же спешил за следующим…

В доме стало тепло и уютно. Сникший уж было старик ожил, пошёл на поправку. А к весне он настолько окреп, что снова вернулся к своему стаду. На пару с Пиратом, конечно. Да и как иначе? Ведь только с верным другом жизнь в радость. Так и живут они, деля печали и радости, помогая друг другу.

В поселке городского типа жила самая обычная одиннадцатилетняя девочка по имени Лена. Она очень сильно любила животных, поэтому пришла в восторг, когда увидела в своем дворе большого, белого пса. Он грелся на солнце, и казалось, был доволен жизнью. Леночке этот пес так понравился, что она, во что бы то ни стало, решила взять его к себе домой. В этот момент к девочке подошел мужчина лет сорока пяти и спросил, что это она так смотрит на бездомного пса. Лена сказала, что хочет взять к себе домой эту красивую собаку. Мужчина задумался, вспоминал что - то, а потом сказал девочке, этот пес раньше был любимым питомцем Федора Ивановича, его соседа. Федор Иванович мечтал сделать из него хорошую бойцовскую собаку, поэтому строго обращался с этим красавцем и ежедневно бил его металлической палкой, что бы пес озлобился и стал надежным сторожем и бойцовой собакой. Из этого вытекло, что пес очень злой и никого к себе не подпускает. Девочка выслушала его и побежала к лежащей собаке. Мужчина побледнел и напрягся. Пес открыл глаза и посмотрел на приближающуюся девочку. Он зарычал, а она обняла его и стала гладить по голове. Пес очень удивился и стал рассматривать маленькое беззащитное существо, которое осмелилось к нему приблизиться, а потом завилял хвостом. Так завязалась дружба маленькой девочки и сильного красивого пса. Они были неразлучны. Как только Лена возвращалась из школы, она сразу же бежала к своему любимцу. Они гуляли по улицам, ходили в лес за грибами и просто сидели во дворе. Леночка назвала своего пса Пиратом. Время проходило незаметно, Лена была счастлива. Ее удивляло лишь то, что Пират рычал на всех людей и никого к ней не подпускал. Он не любил других людей, а Леночке позволял делать с ней то, что угодно. Иногда он даже катал ее на себе. Во время прогулок девочка пыталась избегать встреч с другими собаками, потому что пират был очень задиристым и всегда питался затеять драку. Когда Леночка спала, Пират лежал на коврике рядом с ее кроватью и иногда поднимал голова, чтобы посмотреть на свою любимую хозяйку. Потом он отпускал голову и устремлял свой задумчивый взгляд куда - то далеко, сквозь стену. В такие минуты казалось, что он о чем - то грустит. Когда Лена просыпалась, Пират вилял хвостом и подбегал к ней. Она начинала смеяться своим звонким детским смехом и крепко обнимала его. Давним врагом Пирата был пес с кличкой Клык. Этот большущий дог считал себя хозяином поселка, а Пират часто гавкал на него и пытался напасть. Хозяин Клыка любил больших и сильных собак, поэтому у него их было целых пять. Он жил в своем доме, а собак держал во дворе. Другие четыре собаки уступали своими размерами Клыку, но все они были боевыми и очень сильными. Они считали Клыка своим вожаком. Однажды днем произошло страшное событие, Леночка возвращалась со школы и высматривала пирата, потому что он часто бегал по поселку. Вдруг ей послышался громкий шум, лай и визг. Ей показалось, что она узнала голос своего любимца. Бросив портфель на землю, она со всех ног бросилась в ту сторону, где раздавались эти звуки. Забежав в соседний двор, она увидела страшную картину - на Пирата напал Клык со своей стаей. Впятером они грызли бедного пса и впивались в его тело острыми когтями. Окровавленная морда Пирата наводила ужас на тех, кто в это время его видел. Пес дрался в неравном бою и изо всех сил вгрызался в тело Клыка. В этот миг его ударили сильно сзади другие собаки и нанесли ему глубокую рану. Леночка заревела, схватила деревянную лопату, которую всегда оставляет дворник возле подъезда, и побежала спасать Пирата. Она стала дубасить собак, которые как - то сконфузились после вмешательства человека. Лена сильно треснула Клыка по морде, пнула другого пса. Собаки попятились. Они не решились напасть на человека и убежали. Леночка откинула лопату и побежала к Пирату. Он лежал на левом боку с закрытыми глазами. На белой шерсти ярко алела кровь. Леночка пыталась

поднять пса, но у нее не хватало сил. Тогда она потащила его к дому, а Пират тихо скулил. Кровотечение не останавливалось. У Леночки мелькнула в голове мысль, что ее любимый пес умрет! Ей стало так тяжело, так плохо, но она отбросила плохие мысли и продолжила тащить Пирата домой. Вскоре он уже лежал дома на своем любимом коврике, а девочка перевязывала его раны. Он так и не открывал глаза. Она принесла ему воды, он приподнял морду и попил. Леночка разревелась и долго сидела со своим любимым и обожаемым питомцем. Пират не вставал четыре дня. Леночка не ходила в школу и ухаживала за ним. На пятый день он встал и очень медленно прошелся по квартире, а потом опять лег. Наследующий день он уже вышел на улицу и тихо, но долго ходил по двору. Прошлоеще несколько дней, Пират полностью выздоровел. Леночка не могла нарадоваться.

Наступило лето. Леночку отправили в лагерь, а Пират впал в депрессию

из - за разлуки с хозяйкой. Он целыми днями лежал у подъезда и ждал ее. Когдалюди возвращались с работы, то не могли зайти в подъезд, потому что Пиратзлобно смотрел на него и рычал. Только Леночка могла отозвать пса, но ее сейчасздесь не было. Разгневанные жители пожаловались в милицию. Они простояли наулице до двух часов ночи. Наконец пришел милиционер и застрелил Пирата.

Когда Леночка вернулась из лагеря и узнала о смерти своего любимца, оназаплакала. Ей в этот момент было так больно, что никто не мог утешить ее иотвлечь. Две недели она не выходила из дома и только тихо плакала, вспоминаясвоего любимого Пирата…

Шумахер.... рыбка- корюшка...

Шумахер… рыбка- корюшка…

Петрович, прищурившись, долго смотрел на закат.
-Завтра на рыбалку пойдем, рыбка- корюшка, - сказал он, обращаясь к большому лохматому псу, лежащему у его ног. Пес радостно застучал хвостом по земле: он прекрасно знал, что означает слово «рыбалка».
Петрович - загоревший до черноты, кряжистый, семидесятилетний старик с синими, как утреннее море глазами, пышной, вьющейся, совершенно седой шевелюрой, в вечной тельняшке, сросшейся, казалось с его крепким телом, живописно возвышался на обрыве скалы, плавно стекающей в море.
Лохматый пес - верный спутник Петровича был метисом ньюфаундленда и не понятно, какой еще породы собаки: огромный, черно- рыжий, с карими, внимательными глазами, пышным, закрученным бубликом хвостом, он носил гордое имя Пират.
Подобрал это чудо Петрович пять лет назад, холодной зимой, когда возвращался от друга в свой старенький домик на берегу бухточки. Тихое поскуливание в прибрежных камнях привлекло внимание подвыпившего старика, и он, матерясь и оступаясь на холодных, скользких от инея глыбах, почти ползком добрался до лагунки, где в ледяной воде замерзал маленький щенок.
Ругаясь еще более изощренно, и постоянно повторяя свое любимое:
-Рыбка- корюшка,- Петрович достал дрожащий, мокрый комочек, сунул его за пазуху, и также, на четвереньках, выполз на тропинку.
Призывая все кары небесные и земные на голову изверга, не сумевшего, уж если взялся, правильно утопить нежеланных щенков, Петрович завернул по пути к соседке и взял у нее молока для найденыша.
Так у старика появился Пират: верный друг и сторож, обожавший своего хозяина и тоже полюбивший рыбалку, как любил ее давно и преданно Петрович.
Была у Петровича лодка, самодельная, собранная им еще в юности по чертежам питерского друга. Вообще-то это было больше каноэ, чем лодка: деревянная, не единожды просмоленная, с подвесным, маломощным, старым мотором, и называл ее Петрович «Ласточкой».
Но лодка эта верой и правдой служила Петровичу не один десяток лет.

Рано утром, еще до восхода солнца, Петрович собрал все необходимое для рыбалки, вынес из сарайчика мотор, проверил его, и, сопровождаемый Пиратом, направился к берегу, где в расщелине скалы прятал свою «Ласточку».
Утро было прекрасным: синее небо, тихое, шепчущее свою вечную песню море, украшенное бликами восходящего солнца, располагали приятно провести время и обещали прекрасную рыбалку. Прохладный бриз легко касался лица Петровича, ерошил шерсть на спине собаки.
- Ну что, дружище, порыбачим, рыбка- корюшка?- Старик ласково коснулся крупной головы Пирата, ощутив под пальцами глубокий шрам, пересекавший голову от уха до уха.
Шрам этот Пират получил от удара большим кухонным ножом, которым вооружились горе - воришки, решившие года два назад «почистить» рыбацкую деревеньку, где жил Петрович. Время они выбрали удачное: шла рыба, люди были заняты ловом, дома пустовали. Благополучно ограбив несколько домов, воры добрались и до домика старика, но не знали они, что у одинокого деда окажется такой сильный и бесстрашный защитник. Впустив в дом грабителей, где мирно спал Петрович, только вернувшийся с моря, Пират бесшумно лег на пороге, и когда те, обнаружив, что у старика и взять-то нечего, решили убраться восвояси, пес неожиданно, без лая, набросился на первого воришку, свалил его на пол, а второй, испугавшись нападения собаки, замахнулся тем самым кухонным ножом и располосовал голову Пирата. Но это его не спасло: обливаясь кровью, Пират прижал к полу и второго грабителя, а там и Петрович на помощь подоспел.
Воришки были сданы приехавшим милиционерам, а у Пирата на всю жизнь остался на голове шрам.

Столкнув свою «Ласточку» в воду, Петрович установил двигатель, сложил снасти, еду, весла, свистнул Пирату и тот с готовностью заскочил в лодку.
Рыбалку Пират любил. Не сам процесс, а катание на лодке. И чем быстрее лодка шла по воде, тем блаженнее было выражение на морде собаки. Пират обожал скорость.
Он всегда садился на носовой рундук и подставлял встречному ветру и соленым брызгам голову. Ветер обдувал довольную мордаху, уши развевались на ветру, лодка рассекала волны, Пират млел от счастья…
Петрович, улыбаясь, качал головой и бормотал:
- Эка ведь как! Животинка, а тоже понимает! Ишь, довольный какой…
Шумахер, рыбка- корюшка…
… Отплыв километра на два в море, Петрович наладил снасть, а Пират устроился подремать.
Рыбка шла хорошо. Петрович наловил и окунька и ставридки, и собрался было перекусить, как вдруг поднялся сильный ветер, внезапно, за минуты, небо потемнело, волнение моря усилилось.
Ругая капризную погоду, Петрович попытался завести двигатель, но тот, как назло, только простужено чихал и выпускал вонючий дым.
Море заметно штормило. Волны уже стали перехлестывать за борта лодки, Пират, весь мокрый, сжался в комочек, прижимаясь ко дну «Ласточки», а Петрович изо всех сил греб веслами к берегу, в сотый раз обещая себе купить новый мотор.
…Сильный удар огромной волны в борт лодки выбил весла из рук старика, и лодка перевернулась.
Петрович и Пират оказались в воде. Старик отчаянно цеплялся за днище своей «Ласточки», но очередная волна оттолкнула Петровича от лодки, и он потерял ее из виду.
Петрович не считал себя слабым, но быстро понял, что в такой шторм долго не продержится на поверхности- сердце уже было не то…
Он в отчаянии высматривал среди волн свою лодку, но та исчезла безвозвратно.
Плавающий неподалеку пес приблизился к Петровичу и подставил слабеющему хозяину свою шею. Старик обнял собаку, и Пират поплыл к такому желанному и такому далекому берегу.
Волны захлестывали пловцов, накрывая их с головой, но собака снова и снова выныривала на поверхность, таща за собой Петровича. Старик, как мог, помогал Пирату. Он греб одной рукой, ногами, иногда отпускал шею собаки и хватался за хвост, давая отдохнуть Пирату, и снова обнимал шею своего спасителя.
Ближе к берегу волны стали круче, выше, а старик и собака уже устали, бороться со стихией становилось все трудней.
Но тут Петрович успел вовремя поймать направление движения очередной волны, подтолкнул на ее гребень тяжело дышащего Пирата, и волна сама потащила их к берегу, где с шипением разбилась о камни, оставив на мокрой гальке совершенно обессилевших, но живых старика и собаку.

…Новый мотор Петрович так и не купил, ведь его любимая «Ласточка» осталась на дне моря, а другой лодки старик не хотел.
Теперь он рыбачил только с берега, иногда брал у соседа лодку, но это уже была не та рыбалка, потому что Пират после того памятного шторма наотрез отказывался лезть в лодку и не пускал старика, сердито гавкая на него и отталкивая от лодки своим телом.
А что же это за рыбалка без лучшего друга? И Петрович перестал выходить в море.

Но теперь у него появилось новое увлечение: получив пенсию, нацепив ордена и медали, и расчесав Пирата, Петрович выходил на трассу и голосовал проходящим машинам. Как правило, обязательно кто-то останавливался, впечатленный колоритной парочкой: совершенно седой старик, увешанный наградами и большая, красивая собака. Их сажали в машину и водитель, сам того не ведая, становился заложником хитрого плана Петровича. Тот совал хозяину машины деньги и просил ехать как можно быстрее, а куда- не важно. Старик открывал окно, и Пират высовывал голову из машины в предвкушении развлечения. Водитель включался в игру, машина неслась по трассе, счастливый пес жмурился от бьющего в морду ветра и млел от удовольствия.
Старик радостно смеялся и говорил улыбающемуся водителю, с уважением и любовью оглаживая спину пса:
- Шу -ма-а-хер! … рыбка- корюшка….