Поведение уверенных в себе людей. Упражнение « Уверенность, неуверенность»

Главная особенность неуверенной в себе личности состоит в том, что в социальной деятельности она стремится в максимально возможной степени избегать любых форм личного самопроявления. Любая форма презентации личных мнений, достижений, желаний и потребностей для них либо крайне неприятна (вследствие чувств страха, стыда, вины, связанных с самопроявлением), либо невозможна (вследствие отсутствия соответствующих навыков), либо не имеет смысла в рамках их системы ценностей и представлений. В реальности, конечно, мы чаще всего имеем дело со сложной комбинацией и взаимозависимостью этих трех факторов, в совокупности приводя щей к отказу от личного и личностного участия в социальной жизни. Налицо отказ не только от активных действий по достижению некоторых целей, но и 6-ти этих целей как таковых, отсутствие веры в себя и реальность осуществления собственных намерений.

В современной психологии наиболее детально исследована «поведенческая» основа уверенности в себе. Изучая причины неуверенности в себе, Арнольд Лазарус предположил, что причиной неуверенности в себе может быть недостаток способов поведения, которые должны обеспечивать полноценное овладение социальной реальностью, ригидность и неадаптивность небольшого количества поведенческих альтернатив. Недостаток поведенческих альтернатив, навыков поведения Лазарус назвал «дефицитом поведения» и основой уверенности в себе предложил считать его отсутствие. Лазарус выделил четыре группы навыков, которых» по его мнению, достаточно для полноценной жизнедеятельности, а следовательно, и для уверенности в себе. Согласно А. Лазарусу, взрослый человек должен обладать: способностью открыто говорить о своих желаниях и требованиях; способностью сказать «нет»; способностью открыто говорить о своих позитивных и негативных чувствах; способностью устанавливать контакты, начинать и заканчивать разговор.

Наличие этих навыков является необходимой, но еще недостаточной предпосылкой уверенности в себе. Анализируя особенности уверенного в себе поведения, психологи столкнулись С проблемой определения тонкой грани между уверенностью и агрессивностью. Некоторые из них, например Дж. Вольпе, вообще не видели разницы между ними, и более того, в качестве метода коррекции неуверенности практиковали тренинг напористого и агрессивного самоутверждения. Другие (А. Ландж и П. Якубовски) считали, что уверенность представляет собой нечто среднее между агрессивностью и неуверенностью, имеющее ясные отличия как от одного, так и от другого. Третьи утверждали, что агрессивность и неуверенность по сути являются двумя различными формами проявления отсутствия уверенности, при которых нереализованная во внешнем взаимодействии энергия, вызванная актуализацией некоторых потребностей, либо переносится внутрь самого организма и приводит к аутодеструкции (чаще всего к невротизаций), либо оборачивается против других и приводит к неоправданной агрессивности.

Но большинство авторов считает, что агрессивность И неуверенность представляют собой два разных свойства личности. Это подтверждается, в частности, очень низкими корреляциями по шкалам агрессии и уверенности в себе. Высокая степень уверенности и агрессивности могут совпадать, если агрессивными действиями человек легко и надежно достигает осуществления своих потребностей и не видит никаких негативных побочных эффектов. В этом случае агрессивность должна пониматься как еще одна индивидуальная черта личности наряду с уверенностью.

Точно также могут сосуществовать неуверенность и агрессивность, если в репертуаре поведения человека присутствует лишь агрессивное поведение. Даже если агрессивность ничего не приносит, человек продолжает вести себя агрессивно всегда, когда, преодолевая неуверенность, он все же решается на чтолибо. Но чаще всего уверенные в себе люди крайне редко бывают агрессивны, поскольку для жизни, которая их устраивает, вполне достаточно неагрессивных действий.

Существуют также вполне очевидные и простые для наблюдения характеристики поведения, отличающие уверенных в себе людей. Методология анализа невербального поведения в ситуациях, вызывающих затруднения в общении, хорошо разработана в отечественной психологии и создает надежную базу для дальнейших исследований. Назовем лишь наиболее четкие отличия уверенного, неуверенного и агрессивного поведения. Уверенные в себе люди говорят громко и ясно, но никогда не переходят на крик, часто смотрят в глаза собеседнику, но не «сверлят собеседника глазами», всегда выдерживают оптимальную дистанцию общения, не приближаясь к собеседнику вплотную. Они умеют держать паузу в разговоре, редко перебивают партнеров, способны ясно и четко выражать свои мысли. На словах (в вербальной плоскости) они открыто говорят о своих чувствах, желаниях и претензиях, сопровождая их кратким и четким обоснованием, часто используют местоимение «я», не боятся выражать личное мнение. Оскорбления, упреки, обвинения редко можно услышать от уверенных в себе людей. Все претензии к окружающим они высказывают от своего собственного лица.

Нельзя сказать, что эти особенности формируются сами собой или же что человек уже рождается уверенным в себе. Как и все социальнопсихологические качества личности, уверенность в себе формируется в ходе социализации, т.е. во взаимодействии с другими людьми и социальным окружением.

ЛИТЕРАТУРА
1. Лабунская ВА. От проблемы затрудненного общения к постановке проблемы «субъект затрудненного общения» // Психологический вестник РГУ. Ростов н/Д, 1997. Вып. 2. Ч. 1. С. 2441.
2. МайерсД. Социальная психология. СПб., 1997. С. 234,499-502.
3. РамекВГ. Понятие уверенности в себе в современной социальной психологии // Психологический вестник. Ростов н/Д, 1996. Вып. 1. Ч. 2. С. 138-146.
4. Эмоциональные и познавательные характеристики общения. Ростов н/Д, 1990. С. 80-90.

Детство у меня было трудное. До 5 лет я думала, что меня зовут… ЗАТКНИСЬ… (Анекдот)

По статистике, крайне неуверенными в себе являются лишь 34 % людей.
Ситуативную неуверенность испытывают примерно 58 % людей, час от часа чувствуя сомнение, колебание, растерянность.

И только 8 % людей в мире действительно знают, чего хотят и как этого достичь.

Так уж сложилось, что мы постоянно оцениваем те жизненные события, которые с нами происходят. Из этих оценок формируются наши убеждения, которые руководят нашим поведением. И это абсолютно естественная реакция нашей психики, заложенная природой. Даже в животном мире уверенное поведение часто выигрывает перед большими размерами, демонстрируя превосходство и силу.

Чарльз Дарвин утверждал, что уверенное поведение обезоруживает соперника, вселяя в него сомнение, страх или даже панику. В результате более уверенные особи получают больше материальных благ, в связи с чем становятся более жизнеспособными. Известный ученый и психолог Альфред Адлер считал, что в основе жизненной борьбы человека лежит чувство неполноценности и неблагополучия, которые свойственны всем.

Это центральное ядро неуверенности. Уверенное поведение человека зарождается еще в детстве, благодаря правильному воспитанию родителей.

Адлер считал, что маленький и беспомощный ребенок неизбежно считает себя неполноценным сравнивая себя со взрослыми людьми. Ребенку недостаточно опыта, чтобы сформировать правильное представление о себе. Поэтому оценивая себя ребенок ориентируется на мнение и реакцию взрослых.

Кроме уверенности психологи различают такие связанные с ним чувства и черты характера как самоуверенность, уверенность в себе, самооценка и самоценность.

Самоуверенное поведение

Самоуверенность проявляясь в определенном возрасте и помогает человеку определить границы личностных возможностей.

Самоуверенное поведение в долгосрочной перспективе может только навредить человеку в адекватном самоутверждении себя в социуме. Так как самоуверенность – это признание отсутствия своих недостатков и преувеличение собственных возможностей.

Самоуверенный человек зачастую идет на неоправданные риски и берется за выполнение непосильных для него задач.

Самоуверенный человек живет так, как будто хочет себе доказать, что он уверенный человек, который может все и даже больше. Но на самом деле в основе самоуверенности, безусловно, лежит глубокое чувство неуверенности, которое сформировалось у человека еще в детстве.

С помощью своей самоуверенности человек компенсирует свои прошлые неудачи или заниженную самооценку, а иногда самоуверенное поведение выступает как средство защиты от ощущения своей уязвимости.

Самооценка и уверенность в себе

Самооценка – самая уязвимая и оберегаемая личностная категория. Это постоянный процесс сравнения и оценки себя и своих действий со своим внутренним идеалом.

Если человек переоценивает или недооценивает свои личные способности, тогда решения и действия человека будут не успешными. И как следствие такая неудача снижает самооценку и уверенность в себе. Оценивая реально свои способности и возможности, мы тем самым повышаем вероятность успеха. И только накапливая успешный опыт мы формируем состояние устойчивой уверенности в себе.

Уверенное поведение нуждается в постоянных подтверждениях и успехах Кроме успешных результатов деятельности уверенное поведение человека зависит от ряда других немаловажных факторов.

Факторами уверенного поведения выступают:

  • Здоровье, привлекательность, правильное питание, физические удовольствия, признание окружающих, внутренняя сила и физическая выносливость.
  • Чувство любви и заботы, ощущения внимания со стороны близких и друзей, совместное времяпровождение повышает уверенность в себе.
  • Позитивные мысли о будущем, внутренняя свобода, мечты, духовность и сила духа, личностный рост, убеждения и вера, религиозные принципы придают уверенности в себе не меньше, чем деньги и признание.

Отдавая свое время и внимание определенной сфере деятельности, в результате получаем надежные опоры, которые добавляют энергию уверенного поведения, стремление жить и двигаться дальше.

Наивысший уровень уверенного поведения – это самоценность

В отличие от уверенности или самооценки, самоценность не нуждается в доказательствах.

Самоценность – это позиция человека, а не его ощущение.

Позиция человека, который признает свою значимость. А обеспечивают ему значимость и благополучие такие важные сферы жизни как семья или связь с родителями, дружба, любимое дело, природа, материнство или отцовство и др.

Самоценность – устойчивое чувство собственной ценности вне зависимости от каких-либо негативных обстоятельств, которые происходят с человеком.

Очень часто мы ведём себя как неисправный смеситель в ванной комнате — то брызжем струёй кипятка с паром, то течём холодной струйкой, когда надо бы изобразить обычный, несложный, тёплый, приятный душ...

Но это нам сложно. Мы либо ведём себя как «хабалки с привоза», либо стесняемся выразить себя как Акакий Акакиевич... Это сложно не только нам. Для того, чтобы научиться быть уверенным человеком, люди посещают специальные тренинги ассертивности. Какие же люди их посещают? Да те, которые хотят (или которым надо по факту) быть лидерами. Лидер - это уверенный в себе человек. Он никогда не хамит, и не вызывает к себе справедливую ненависть. А при этом он не унижает себя как Акакий Акакиевич. Он никогда не боится призвать команду своего «корабля» к порядку и настоять на своём. А при этом он не устраивает безобразных сцен.

Он научился держаться золотой середины. Не скатываясь в крайности 1) пассивного (по другому - неуверенного) и 2) агрессивного поведения, он остаётся уверенным человеком.

Добиться этого так же трудно, как научиться ходить по канату. Стоит понять, что такому стилю социального взаимодействия действительно - учатся. С ним не рождаются... Так что если Вы никогда этому не учились - то откуда у Вас будут такие навыки? Мы все с Вами в той или иной степени либо агрессивны, либо пассивно-неуверенны.

Но научиться этому можно. Причём даже не посещая никаких тренингов ассертивности. В этой статье Вы и прочитаете, как же научиться быть лидером.

Во-первых, давайте научимся отличать поведение агрессивное от уверенного. А так же, поведение уверенное от неуверенного (да, и это можно перепутать!)

За что борется уверенный человек, выходя свежим утром в социум?

Он борется за свои личные права! Внимание, сейчас я перечислю всё то, что относится к личным правам человека.

  1. Право на одиночество,
  2. Право на независимость,
  3. Право на успех,
  4. Право на получение того, за что оплачено трудом или деньгами,
  5. Право на отказ в выполнении просьб,
  6. Право совершать ошибки.

Так что же такое «уверенный человек»? Внимание ещё раз: это человек, который выдвигает и осуществляет свои собственные цели, притязания, интересы.

Вы хотите сказать, что это - эгоист? Ну конечно, нас так воспитали... Задумайтесь, кому выгодно иметь общество, состоящее сплошь из уверенных людей? Это никому не выгодно. Поэтому их и не воспитывают - пачками. Только на закрытых тренингах для лидеров - надо же всё-таки кому-то руководить большими группами работников?.. Анархия не нужна никому. Поэтому из некоторых воспитывают лидеров - в порядке исключения.

А мы раскроем эти тайны для всех. Всех, кому надо перевоспитать себя. Всех, кому это - дано .

Психологи составили чёткий список тех качеств, по которым узнаётся уверенный человек. Вот они:

Частое использование местоимения «Я » (вместо «мы»). Это считывается как то, что Вы готовы отвечать за свои слова и дела...
- Умение говорить «нет »,
- Умение начинать и (главное) ЗАКАНЧИВАТЬ разговор ,
- Честное выражение собственного мнения, даже если оно идёт вразрез с общим,
- Совпадение между вербальным и невербальным поведением (то, что Вы говорите словами и то, что «говорят» Ваше лицо и тело- должно совпадать)
- Открытое выражение не только мыслей, но и своих чувств (эмоций),
- Спонтанность в поведении (как гнев, так и неуверенность в себе - блокируют подлинную творческую спонтанность).

Чем же отличается поведение Уверенного от поведения Агрессивного?

Тонкий момент.

Уверенное поведение - это когда мы откровенно говорим о желаемом поведении партнёра, НО! Без враждебности и злобы.

Агрессивное поведение - это когда мы стремимся наказать или унизить другого, делая ему замечания о его поведении.

А что делает в таких случаях человек с неуверенным поведением?

А он действует исподтишка, НЕПРЯМО. Он тоже хочет добиться своего, но всегда с помощью манипуляции, интриги, сложной многоходовки - и при этом чаще всего остаётся в дураках, либо тратит слишком много сил на то, чтобы добиться пустякового результата.

Откуда берётся неуверенное поведение?

Психологи называют это замечательным термином, внимание: ВЫУЧЕННАЯ БЕСПОМОЩНОСТЬ .

Когда кто-то (или мы сами себе) навязывает мысль, что мы вот этого не можем, и вот этого, и вот эщё этого - тоже не можем.

Некогда женское воспитание давало в приданое всем барышням именно ВЫУЧЕННУЮ БЕСПОМОЩНОСТЬ. Поэтому они никогда не действовали напрямую, а всегда строили козни, пока их не обвиняли в хитрости как черте присущей их полу вообще. А всего лишь - коллективная психологическая травма, требующая индивидуальной психологической коррекции...

Многие национальные диаспоры , живущие годами в окружении чужаков и испытывающие некоторые притеснения, с молоком матери впитывали опять-таки ВЫУЧЕННУЮ БЕСПОМОЩНОСТЬ.

И поэтому они тоже никогда не действовали напрямую, пока сожительствующие с ними бок о бок национальные большинства не начинали обвинять их в хитрости как в национальной черте. А всего лишь - коллективная психологическая травма, требующая индивидуальной психологической коррекции.

Неуверенные люди страдают о т того, что не умеют ни

Выразить,
- ни проконтролировать свой гнев.

Поэтому они теряют спонтанность - главный ресурс творческого человека.

При этом неуверенные люди вполне могут вести себя ОЧЕНЬ ВЫСОКОМЕРНО. Дело в том, что так называемый «комплекс превосходства» это часто прикрытие «комплекса неполноценности».

Помните семнадцатилетнего Д,Артаньяна, каким описал его Дюма?

Д,Артаньян был страшно неуверенным в себе провинциальным подростком, ехавшим в Париж на позорной лошади...

Как пишет Дюма: «Каждый взгляд он принимал за вызов, каждую улыбку - за оскорбление».

Со стороны он не показался бы Вам неуверенным человеком. Однако высокомерие - это всегда признак запущенной неуверенности в себе.

Помните! Неуверенность, уверенность и агрессивность - проявляются сразу же в наших: мимике,

  • осанке,
  • жестах,
  • взгляде и
  • интонации речи.

Самое печальное - то, что никому не нужно быть психологом, чтобы с пяти секунд знакомства чётко определить нас как человека:

  • уверенного,
  • неуверенного,
  • агрессивного.

Этот психологический расклад способен сделать за пять секунд в своей голове - деградировавший бомж, собака, лошадь, человек с двумя классами образования, девяностолетняя бабушка, никогда не выезжавшая из родного села.

Никто не называет то, что почувствовал умными психологическими словами, но Вы будете сразу же взвешены и... найдены лёгкими. Не дай бог...

Как бороться со своей прозрачностью «народными средствами»:

Взгляд можно спрятать под стёклами тёмных очков,
- мимику уничтожить равномерными жевательными движениями челюстей, засунув в рот жевательную резинку и не выпуская её оттуда,
- Жесты минимизировать, всегда держа руки в карманах, а ходить научившись под ритм музыки из плеера,
- осанку спрятать под свободной одеждой-балахоном,
- интонацию речи уничтожить взяв манеру говорить нечётко, растянуто. Приблатнённо.

Вот. Перед нами портрет АБСОЛЮТНО НЕУВЕРЕННОГО В СЕБЕ ЧЕЛОВЕКА.

Но когда жизнь вытаскивает нас из куртки-балахона, отнимает плеер и заставляет войти в мир взрослых, тут-то и обнаруживается вся наша беспомощность. Без доспехов мы не умеем выглядеть как потенциальный лидер. Многие из нас не умеют...

Давайте посмотрим, что из нашего поведения выдаёт в нас принадлежность к тому или иному типу.

Как же со всем этим бороться?

Помните, как одежда и аксессуары помогают скрыть нашу неуверенность? Но как только мы остаёмся голыми или нам выдают другую одежду - вся наша защита рушится. Значит, работать нужно с телом, а не с одеждой. Здесь поможет телесно-ориентированная терапия. И то, что её заменяет - плавание, любые приятные Вам танцы, фехтование, конный спорт, восточные единоборства.

Нужно научить своё тело быть уверенным - без тёмных очков, без жвачки, без вульгарной позы «с района» - руки в брюки.

Что ещё может помочь помимо телесно-ориентированной терапии?

Намеренное и частое употребление слова «Я»,
- свободное выражение и демонстрация своих эмоций,
- намеренное столкновение себя с пугающими социальными ситуациями и тренировка уверенного поведения в них,
- импровизация вместо чёткого планирования. (Не надо вот этих: «Я ему скажу то, А он мне - это. А я ему в ответ...»)

А зачем быть лидером?

А зачем быть лидером? Так спросят меня некоторые читатели... А действительно, зачем? Не все хотят командовать людьми, некоторым интересно быть одним или с парой друзей. Не все же «Тимуры»... Не всем позарез нужна «команда»...

Ошибочка вышла...

Лидер - это необязательно тот, с кем ходит «дворовое кодло».

Это не обязательно курица-наседка, всегда окружённая своим выводком.

Лидер вполне может быть одиноким человеком. Но посмотрев на него в первые пять секунд, любой незнакомец (с каким угодно уровнем интеллектуального развития) сразу же поймёт - этот человек способен в случае необходимости взять на себя ответственность за других, организовать этих «других» и спланировать, например, спасение. Или хотя бы не провалить запланированный пикник.

А к таким людям всегда тянутся. Про таких говорят: «Уважаю».

Ну а что же делать нам с агрессивными людьми? С теми, кто думает про себя, будто бы они демонстрируют окружающим «уверенное поведение»?

Нам с Вами ничего не нужно делать с такими людьми. Агрессивность излечивается сама собой - жёсткими уроками Природы и Общества...

Елена Назаренко

Психология уверенного поведения

Сам термин "ассертивность" появился в обиходе российских психологов и бизнес-тренеров сравнительно недавно - около десяти лет назад. При этом коротко объяснить, что он означает, мало у кого получается. Вкратце, способность к ассертивному поведению - это возможность достигать своих целей и общаться с окружающими таким образом, чтобы ни Ваши, ни их права не были нарушены.

Кроме этого, ассертивность как качество подразумевает некую личностную автономность, независимость от чужого мнения и оценки окружающих, способность самостоятельно планировать собственную жизнь и осуществлять эти планы.

В то же время, ассертивность как способ коммуникации представляет собой оптимальный способ взаимодействия, при котором Вы не манипулируете собеседником, но и не позволяете сделать себя объектом манипуляции.

Нам привычно выражение "права человека". Ассертивное поведение представляет собой практическую реализацию неких "психологических прав", о которых мы часто забываем. В частности, в любой момент своей жизни Вы абсолютно вправе изменить свое мнение, отказать кому-либо или сказать "я Вас не понимаю" и не испытывать угрызений совести по этому поводу .

Если же подходить к вопросу чуть подробнее, то можно сказать, что ассертивность подразумевает три компонента:

· Способность защищать и отстаивать собственные права и интересы

· Способность формулировать и отстаивать собственное мнение, даже если это сопряжено с какими-либо трудностями.

· Способность выражать свои чувства и эмоции.

Ассертивность (англ. assertiveness) - способность человека уверенно и с достоинством отстаивать свои права, не попирая при этом прав других. Ассертивным называется прямое, открытое поведение, не имеющее целью причинить вред др. людям. Разработаны разнообразные специальные программы социально-психологического тренинга, нацеленные на развитие и упрочение ассертивности. Некоторые из них в большей степени следуют бихевиоральной ориентации, др. - в большей степени ориентированы на традиции гуманистической психологии, однако все они в той или иной степени руководствуются принципом развития способности человека быть твердым, честным и дружелюбным.

Подростковый возраст считается сравнительно молодым достижением человечества. Его появление большинство исследователей связывают с развитием общества, ставящего новые, более высокие требования перед человеком в плане социальной зрелости. Если раньше для того, чтобы считаться взрослым, человеку нужно было пройти через точку полового созревания, то теперь этого недостаточно: перед молодым человеком встает задача соответствия требованиям общества и лишь при решении данной задачи он может быть признан зрелым.

Разные авторы предлагали различные перечни подобных задач развития. Соответственно и продолжительность периода времени, в течение которого эти задачи развития могут и должны быть разрешены, оценивалась по-разному. Отсюда существенные различия в сроках начала и окончания подросткового периода, его продолжительности в жизни человека.

Тем не менее, подавляющее большинство психологов, характеризуя данный возрастной период, отмечают наличие резких изменений, затрагивающих практически все сферы жизни подростка, ведущих к перестройке всей системы отношений с окружающими.

Многие психологи обращались к подростковому возрасту. Так Ст.Холл, первым описавший особенности подросткового периода и очертив круг проблем, связанный с данным возрастом, рассматривая развитие человека с позиций теории рекапитуляции, охарактеризовал отрочество как период бури и натиска. Подростковым возрастом интересовались Ш.Бюлер, Э.Штерн, Э.Эриксон и др., среди отечественных психологов можно выделить классические работы Л.С.Выготского, Д.Б.Эльконина, Л.И.Божович. Многочисленные исследования способствовали получению широкого круга фактов, касающихся психического развития в подростковый период. Подросток принимает изменения, происходящие с его телом в связи с процессом полового созревания, приобретает новые познавательные возможности, выстраивает иерархию мотивов, определяющих сферу его предпочтений, вырабатывает новые способы регуляции собственного поведения (учится управлять собой), формирует собственные взгляды на происходящие события, выстраивает собственную систему мировоззрения, делает первые жизненные выборы (профессия, любимый человек, направление саморазвития и т.п.), устанавливает новые отношения с родителями с учетом собственных возросших самостоятельности и независимости, вступает в избирательные межличностные отношения дружбы и любви со сверстниками.

Основным итогом подросткового возраста считается достижение нового уровня самосознания, т.е. к завершению данного периода человек получает некое целостное представление о себе, эмоционально относится к себе, пытается изменить в себе негативные черты, ставит перед собой задачи на саморазвитие. Познание себя предполагает сравнение себя с другими, поэтому особое значение в подростковом возрасте приобретает общение, прежде всего, общение со сверстниками (сверстники находятся в равных позициях, что предоставляет максимальные возможности для социального сравнения).

Существует целый ряд характеристик уверенного поведения:

1. Эмоциональность речи, открытость в выражении чувств.

2. Прямое и честное выражение собственного мнения, без оглядки на окружающих.

3. Использование местоимения Я, отсутствие попыток спрятаться за неопределенными формулировками.

4. Принятие похвалы, отказа без самоуничижения и недооценки своих сил и качеств.

5. Импровизация как спонтанное выражение чувств и потребностей.

Принятие на себя ответственности за собственное поведение. По своей сути ассертивность -- это философия личной ответственности. То есть речь идет о том, что мы ответственны за свое собственное поведение и не имеем права винить других людей за нашу реакцию на их поведение. Любому тренеру важно разумно реагировать на ситуации, а не выдавать мгновенные ответы.

Демонстрация самоуважения и уважения к другим людям. Основной составляющей ассертивности является наличие самоуважения и уважения к другим людям. Если вы не уважаете себя, то кто тогда будет уважать вас? Уважайте себя, поскольку служащие, участвующие в тренингах, должны уважать вас как тренера.

Эффективное общение. В данном случае главными являются три следующих качества -- честность, открытость и прямота в разговоре, но не за счёт эмоционального состояния другого человека. Речь идет об умении сказать то, что вы думаете или чувствуете относительно какого-либо вопроса, не расстраивая при этом своего партнера по общению. Важно, чтобы тренер мог эффективно общаться с менеджерами и простыми служащими. тренинг уверенный поведение ассертивность подросток

Демонстрация уверенности и позитивной установки. Ассертивное поведение предполагает развитие уверенности и позитивной установки. Уверенность в себе связана с двумя параметрами: самоуважением и знанием того, что мы профессионалы, хорошо владеющие своим ремеслом. Все тренеры должны обладать сильной уверенностью и позитивной установкой для того, чтобы эффективно справляться со сложными ситуациями, которые могут возникать в ходе тренинговой деятельности.

Ассертивность требует умения внимательно слушать и стремления понять точку зрения другого человека. Все мы считаем себя хорошими слушателями, но возникает вопрос, как часто мы, слушая другого человека, переходим от фактов к предположениям, и как часто мы перебиваем других для того, чтобы побыстрее изложить свою точку зрения ? Любой тренер должен научиться внимательно и продуктивно слушать и понимать суть различных проблем и вопросов. Только тогда он сможет предлагать решения, которые будут позитивными.

Переговоры и достижение рабочего компромисса. Стремление к достижению рабочего компромисса -- очень важное для вас, руководителя отдела, отвечающего за тренинговую деятельность, качество. Подчас возникает потребность найти такой выход из сложившейся ситуации, который бы устраивал все стороны, в ней задействованные. Отдел, отвечающий за тренинговую деятельность, часто выступает в качестве посредника между несколькими сторонами: старшими менеджерами, профсоюзами, линейными менеджерами и простыми служащими.

Поиск простых выходов из сложных ситуаций. Ассертивность помогает нам в процессе поиска и нахождения простых выходов из сложных ситуаций. Не всегда легко прийти к единому мнению относительно размера бюджета тренинговой деятельности, однозначно определить дальнейший путь развития тренинговой деятельности в вашей организации, убедить менеджеров в важности их роли при процессе планирования тренинговой деятельности, а также заниматься управлением ею. Именно поэтому умение действовать ассертивно в сложных ситуациях является весьма полезным навыком.

Уверенные в себе люди имеют огромное влияние на окружающих. Они быстрее добиваются успеха. Они энергичны, менее зависимы от обстоятельств, и предпочитают формировать их сами. Уверенные в себе люди всегда имеют огромное влияние на окружающих.

Только спокойная уверенность способна создать зону притяжения, которую всегда безошибочно определяют люди. Уверенные в себе люди быстрее других добиваются успеха. Они энергичны, менее зависимы от обстоятельств, поскольку предпочитают формировать их сами. Динамит сомнений нужен для того, чтобы взорвать предрассудки прошлого. А цемент уверенности для того, чтобы построить здание нашего будущего.

Отсутствие уверенности лишает человека внутренней силы, ослабляет его жизненные позиции. Слабые редко добиваются успеха, поскольку их постоянно мучают сомнения.

Неуверенные люди не способны проанализировать сложную ситуацию, не способны принять ответственное решение. Их не воспринимают как серьезных партнеров в бизнесе. Их отличительный признак -- постоянное недовольство жизнью, их редко покидает дурное настроение. Им неведомо такое понятие, как сила духа.

Уверенность -- это состояние духа. "...И по вере воздастся вам".

Чем меньшей культурой обладают люди, чем меньше они способны мыслить и действовать, тем быстрее они теряют голову. Не случайно во всех устойчивых культурах такое значение придается постановке уверенности.

Уверенные люди всегда выступают в роли лидера -- деятельного, активного, способного на риск. Неуверенные, как правило, играют роль жертвы.

Как известно, все познается в сравнении. Чтобы до конца понять, что же такое уверенность, нужно прежде разобраться с тем, что такое неуверенность. Отметим главные моменты.

Неуверенность:

* вялость, слабость во всем теле, бледность;

* скованность движений, неестественность жестов, "закрытые" позы;

* речь невыразительная, отсутствуют четкие формулировки;

* враждебное восприятие мира, чрезмерная обидчивость, слезливость;

* ощущение собственной неполноценности, неловкости, вины;

* ощущение потери контроля над ситуацией.

Уверенность:

* легкость во всем теле;

* ощущение внутренней силы;

* непринужденность жестов и поз, грациозность движений;

* позитивное восприятие мира;

* эмоциональная окраска и образность речи;

* ощущение собственной значимости, гордость;

* ощущение полного контроля над ситуацией.

Ассертивность представляет собой своеобразную "золотую середину" между пассивностью и агрессивностью - двумя заведомо проигрышными стратегиями. Пассивный человек не в состоянии транслировать свои мнения и ощущения другим, он сидит сложа руки и ждет, когда инцидент будет исчерпан. Очевидно, что подобная пассивность приводит к утрате контроля над ситуацией.

Напротив, агрессор "бросается" на проблему, как на амбразуру, склонен требовать для себя всего и сразу, абсолютно не учитывая при этом интересы окружающих или другой стороны, если речь идет о конфликте. Агрессивное поведение порой бывает даже неприятно наблюдать, не говоря уже о том, чтобы испытывать на себе: люди, склонные к этой стратегии, бывают грубы, излишне прямолинейны, напористы.

Распространен и вариант "пассивно-агрессивного" поведения. О таком говорят "в тихом омуте черти водятся". Люди, склонные к этому, любят "копить обиды" и строить планы мести исподтишка. Пассивная агрессия проявляется через отказ выполнить просьбы, бездействие или открытый саботаж. В любом случае, все три стратегии не являются продуктивными и "проигрывают" ассертивному поведению .

ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 1

1) Развитие методологических основ тренинга предполагает необходимость выяснения общего и единичного в разных формах тренинга а, также проведение границ между собственно тренингом и другими методами, которые могут быть определены как методы преднамеренных изменений.

2) Подростковый возраст представляет собой особый период психического развития, на протяжении которого происходят значительные качественные изменения, вызывающие необходимость перестройки всей системы отношений с окружающими и приводящие к возникновению нового уровня развития самосознания.

3) Существует типология, согласно которой различные программы тренинга разделяются в зависимости от обращения к конкретной проблематике личности, целей, которые ставят перед группой.

4) Ассертивность как способ коммуникации представляет собой оптимальный способ взаимодействия.

Способы развития уверенности в себе

§1. Что такое уверенное и неуверенное поведение

Главная особенность неуверенной в себе личности состоит в том, что в социальной деятельности неуверенные в себе люди стремятся в максимально возможной степени избегать любых форм личного самопроявления. Любая форма презентации личных мнений, достижений, желаний и потребностей для них либо крайне неприятна (вследствие чувств страха, стыда, вины, связанных с самопроявлением), либо невозможна (вследствие отсутствия соответствующих навыков), либо не имеет смысла в рамках их системы ценностей и представлений.

Наиболее детально в современной психологии исследована "поведенческая" основа уверенности в себе. Причиной неуверенности в себе может быть недостаток способов поведения, которые должны обеспечивать полноценное овладение социальной реальностью, ригидность и неадаптивность небольшого количества поведенческих альтернатив. Взрослый человек должен обладать: способностью открыто говорить о своих желаниях и требованиях; способностью сказать "Нет"; способностью открыто говорить о своих позитивных и негативных чувствах; способностью устанавливать контакты, начинать и заканчивать разговор.

Наличие названных навыков является необходимой, но еще не достаточной предпосылкой уверенности в себе. Анализируя особенности уверенного в себе поведения, психологи столкнулись с проблемой определения тонкой грани между уверенностью и агрессивностью.

Некоторые, как Вольпе, вообще не видели разницы между ними. Более того, в качестве метода коррекции неуверенности практиковали тренинг напористого и агрессивного самоутверждения. Другие (как, например, А. Ландж и П. Якубовски) считали, что уверенность представляет собой нечто среднее между агрессивностью и неуверенностью, нечто, что имеет ясные отличия как от одного, так и от другого. Третьи утверждали, что агрессивность и неуверенность по сути являются двумя различными формами проявления отсутствия уверенности, при которых нереализованная во внешнем взаимодействии энергия, вызванная актуализацией некоторых потребностей, переносится либо внутрь самого организма и приводит к аутодеструкции (чаще всего - к невротизации), либо оборачивается против других и приводит к неоправданной агрессивности. Но большинство авторов считают, агрессивность и неуверенность представляют собой два разных свойства личности. Это подтверждается, в частности, очень низкими корреляциями по шкалам агрессии и уверенности в себе.

Высокая степень уверенности и агрессивности могут совпадать, если агрессивными действиями человек легко и надежно достигает осуществления своих потребностей и не видит никаких негативных побочных эффектов. В этом случае агрессивность должна пониматься как еще одна, наряду с уверенностью, индивидуальная черта личности. Точно также могут сосуществовать неуверенность и агрессивность, если в репертуаре поведения кого-либо присутствует лишь агрессивное поведение. Даже если агрессивность ничего не приносит, человек продолжает вести себя агрессивно всегда, когда, преодолевая неуверенность, он все же решается на что-либо. Но чаще всего уверенные в себе люди крайне редко бывают агрессивны, поскольку для жизни, которая их устраивает, вполне достаточно иных, неагрессивных, действий.

Существуют также вполне очевидные и простые для наблюдения характеристики поведения, отличающие уверенных в себе людей.

Назовем лишь наиболее четкие отличия уверенного, неуверенного и агрессивного поведения. Уверенные в себе люди говорят громко и ясно, но никогда не переходят на крик, часто смотрят в глаза собеседнику, но не "сверлят собеседника глазами", всегда выдерживают оптимальную дистанцию общения, не приближаясь к собеседнику вплотную. Уверенные в себе люди умеют держать паузу в разговоре, редко перебивают партнеров, способны ясно и четко выражать свои мысли.

На словах (в вербальной плоскости) уверенные в себе люди открыто говорят о своих чувствах, желаниях и претензиях, сопровождая их кратким и четким обоснованием, часто используют местоимение я, не боятся выражения личного мнения. Оскорбления, упреки, обвинения редко можно услышать от уверенных в себе людей. Все претензии к окружающим они высказывают от своего собственного лица (6).

1. Эмоциональность речи, что соответствует открытому, спонтанному и подлинному выражению в речи всех испытываемых чувств. Уверенный человек чувства "называет своими именами" и не заставляет партнера (партнеров) по разговору догадываться, что же именно за чувство стоит за его словами.. Он не стремится скрыть или "смягчить" проявления своих как позитивных, так и негативных чувств.

2. Ясное проявление чувств в невербальной плоскости и соответствие между словами и невербальным поведением.

3. Умение противостоять и атаковать, проявляющееся в прямое и честном выражении собственного мнения, без оглядки на окружающих, также характерно для уверенного поведения.

4. Уверенный в себе человек не стремится спрятаться за неопределенными формулировками. Чаще, чем другие люди, уверенные в себе используют местоимение "Я"

5. Им не свойственно самоуничижение и недооценка своих сил и качеств, они способны без стеснения выслушивать похвалу в свой адрес.

6. Способность к импровизации, т.е. к спонтанному выражению чувств и потребностей, также характерна уверенным в себе людям.

Причины возникновения неуверенного поведения.

Относительно причин возникновения неуверенности в себе существует несколько взаимодополняющих объяснений. Самое простое объяснение следует из теории "обучения на моделях" Альберта Бандуры. В соответствии с этой теорией, новые репертуар навыков агрессивного, уверенного или неуверенного поведения возникает как результат подражания - копирования ребенком тех стереотипов поведения, которые он имеет возможность наблюдать вокруг себя. Родители, родственники, друзья служат "моделями" для копирования (11).

Другим, не менее популярным объяснением неуверенности можно считать теорию "выученной беспомощности" Мартина Селигмана. Он предположил, что на формирование личности ребенка влияют не только "модели", служащие для копирования, но и реакция родителей, и шире - всей окружающей социальной среды. Эта обратная связь позволяет (или не позволяет) ребенку соотнести разные стереотипы социального поведения с разными реакциями социальной среды.

Чувство беспомощности возникает тогда, когда внешние события протекают совершенно независимо от наших произвольных действий (объективные условия беспомощности), или же если нам кажется, что они протекают независимо от нас (субъективные условия).

Далее, еще одним объяснением неуверенности может быть отсутствие или недостаток веры в эффективность собственных действий. Низкая само-эффективность возникает в результате массированных негативных оценок со стороны близких людей и учителей, которые в последствие видоизменяются в негативные самооценки собственных намерений и возможностей.

Из приведенных объяснений причин неуверенности, никак не следует, что уверенность в себе заложена, так сказать, от рождения. Ребенок появляется на свет с некоторыми задатками и способностями, возможно, с некоторыми физическими или психическими недостатками. Эти задатки, способности и недостатки облегчают или усложняют задачу социализации, но не определяют прямо и непосредственно формирования уровня уверенности в себе.

Влияние возраста людей на уровень их агрессивности, враждебности и несдержанности

Агрессия - (от лат.- aggredi - нападать) индивидуальное или коллективное поведение, действие, направленное на нанесение физического или психологического вреда, ущерба, либо на уничтожение другого человека или группы людей...

Дети с задержкой психического развития

Эти три зловещие буквы есть не что иное, как задержка психического развития. К сожалению, сегодня в медицинской карте ребенка нередко можно встретить такой диагноз. Последние несколько лет к проблеме ЗПР наблюдается повышенный интерес...

Идеологическое давление на социальную психологию в 70-80 годы XX века

Что такое идеология и в чем ее необходимость? У многих наверняка сложилось мнение о том, что идеология, это средство давления государственных органов на различные прослойки населения, с целью создания какого-то тоталитарного государства...

Методы диагностики в психологии

Во-первых, психоанализ - метод лечения, и в настоящее время почти все психоаналитики - врачи. Психоаналитик пытается снять симптомы пациента, освободив его от ненужных сомнений, неоправданного чувства вины, мучительных самообвинений...

Методы разрешения конфликтов в организации

конфликт спор психологический организация Что такое конфликт? Это процесс, в котором один индивид, группа людей или отдел фирмы, мешают реализации планов другого. Понятие конфликт часто ассоциируется с негативом, ссорами, угрозами...

Нейролингвистическое программирование

Совладание со стрессом

Стресс связан практически с любой деятельностью, избежать его может лишь тот, кто ничего не делает. Основоположник учения о стрессе Г. Селье писал: "Не следует бояться стресса. Его не бывает только у мертвых. Стрессом надо управлять...

Стресс и его особенности

Одним из наиболее распространенных в наши дни аффектов является стресс. В современной жизни стрессы играют значительную роль. Они влияют на поведение человека, его работоспособность, здоровье, взаимоотношения с окружающими и в семье...

Стресс и пути его предупреждения

Каждый человек испытывал его, все говорят о нем, но почти никто не берет на себя труд выяснить, что же такое стресс. Многие слова становятся модными, когда научное исследование приводит к возникновению нового понятия...

Стресс, основные причины и предпосылки его развития

Формирование и развитие личности

Личность - это конкретный человек, являющийся представителем определённого общества, определённой социальной группы, занимающийся конкретным видом деятельности...

Формирование Я–концепции, ее роль в поведении человека

О человеке, его прошлом, его настоящем и будущем написано бесконечно много. Но все так, же велико стремление людей к постижению себя и человечества. Философы, социологи, антропологи, генетики, психологи, представители педагогической науки...

Целебный смех

По определению Даля - это невольное, гласное проявление в человеке чувства веселости, веселого расположения духа. Умение смеяться - одна из особенностей, отличающих человека от иных жителей нашей планеты. Смех - прекрасный способ самоисцеления...

Ценностные ориентации подростков, употребляющих наркотики

Наркомания (от греч. nark - оцепенение, mania - безумие, страсть) - заболевание, выражающееся в физической и/или психической зависимости потребителя от наркотиков, постепенно приводящей к разрушению его организма...

Что такое НЛП?

Нейролингвистическое программирование (НЛП) - это процесс моделирование уникальных для каждого человека осознанных и неосознанных типов поведения, направленных на то, чтобы постоянно двигаться ко все большему раскрытию своего потенциала...