Ветки исследования world of tanks. Советская ветка танков World of Tanks

была представлена информация по добавлению новой ветки Мауса (MAUS) Немецкой нации. Будет добавлена следующая техника, представленная на таблице ниже:

Новая ветка мауса (MAUS)

Уровень
7 Tiger (P) Tiger (P)
8 VK 45.02 (P) Ausf. A
9
10 MAUS

Изменения вносятся для более логической ветки исследования мауса, медленные но весьма бронированные таки ВК 100.01 и Маушен будут отличной заменой ВК 45.02 ауф А и ВК 45.02 ауф Б (альфа тапок и просто тапок в простонародье). Ну а если менять тапки, и чтобы не выводить их из игры, к ним в ветку добавляется техника 10 уровня именно аналог VK 72.01 (K), сам ВК 72.02 К никуда не денется и останется всё той же премиум машиной, добавиться только уникальный камуфляж и обвес на танк. Так же, дополнительные изменения по АП немецких танков World of Tanks. Основные изменения коснутся добавление подвижности и комфортности орудия.

Если в ангаре уже есть MAUS , то новый ТТ десятого уровня нужно заново открывать.
Если в ангаре уже есть MAUS , то 8 уровень и 9 уровень уже будут исследованы и доступны для покупке в игре.

Изменения ТТХ VK 72.01

VK 72.01 в World of Tanks – немецкий танк сверхтяжелого класса, преемник VK 70.01 с улучшенной броней, был разработан концерном Kruppe получил также улучшенное вооружение, его еще сравнивают с советскими ИС-7 и ИС-4, шар брони составляет 160 мм, однако сама башня, в отличии от ИС-7, имеет изгибы под нерациональными углами. От своего младшего брата отличается также большей скоростью сведения башни и перезаряда 18.5 с, в полной комплектации. Несмотря на свои большие габариты в 120 тонн, танк относительно маневренный и набирает 40 км\ч, боекомплект у него поменьше чем у 70-ой версии (24 снаряда). Минусами танка являются высокий профиль, из-за чего он будет легкой мишенью для артиллерии, например, на картах «Песчаная река». Танк получил звание «элитного» из-за возможности пересадить на него экипаж с любого немецкого ТТ-танка.

Данный танк получит усиленную огневую мощь (например, увеличенные уроны в минуту) показатель сравним с Е100. Еще одним важным обновлением для владельцев VK 72.01 K является усовершенствование брони с 235 до 246 мм. Некоторые показатели до выхода обновления еще не последние, например, такие как усиление брони на лобовой проекции.

Изменения ТТХ E100

Танки класса Е начали разрабатываться с начала 40-х годов Министерством вооружения Рейха. Инженер г.Книпкамп дал задание нескольким фирмам, ранее не имевшим дело с танками разработать новый концепт сверхтяжелого танка, получили они название Panzerkampfwagen E-100. Основным упором было создать танк, который будет незаметен в тяжелых боях, но при этом в нем можно было перевозить большой боекомплект, из-за этого по сравнению с предшественниками модельный ряд танков перетерпел изменения в конструктивном плане, было принято решение отказаться от торсионной подвески. Ведущие колеса располагались сзади машины, для увеличения пространства внутри кабины. Также инженеры хотели создать новый тип прицелов, однако в ходе исследований от разработок пришлось отказаться.

В игре доступна модель Pz.Kpfw.E-100, Great 383) 383-модель танка 10 уровня премиум, массой 140 тонн.

Изменения ТТХ MAUS

История Маусов берет своё начало в 1942 году. Гитлер потребовал создать машину с очень мощной бронёй. Было вовлечено несколько концернов по разработке отдельных частей танка, среди которых, и известная фирма Siemens, которая разработала трансмиссию. Основной разработчик Фердинард Порше показал пару прототипов в 1944 году, однако по указанию Гитлера, серийное производство танков было остановлено, потому что у Германии не хватало ресурсов на разработку других видов вооружения.

В игре танк доступен после достижения десятого уровня. Обладает самой лучшей броней в своем классе. Орудие у него имеет очень высокий разовый урон, неплохая точность и устойчивость к пробитию. Единственный минус это, пожалуй, долгая перезарядка и малая подвижность, из-за чего становится легкой мишенью для САУ и Арты.

Изменения ТТХ Panther II

В 1942 г. Немецкими инженерами было принято решение разработать улучшенную модель востребованного танка Пантера, прежде всего изменения касались броневой мощности. Разработка велась параллельно со второй версией Тигра и было принято решение что Пантера это будет тот же Тигр только более габаритный. Вторая версия получила улучшенное шасси, приборы наблюдения, двигательная установка. Толщина брони также выросла из 60 до 100 мм. Башня Шмалтурм обладала внутренними телескопическими дальномерами и инфракрасными устройствами. Увеличение оборудования повлекло за собой увеличение габаритов машины до 47 тонн. Выпуск был начат в 1945 с некоторыми изменениями ПВО башни.
В игре танк получил 8 уровень, может быть использован как дополнительная поддержка союзникам по второй линии. У него хорошая скорострельность, и неплохие маневры, однако слабая броня и высокий силуэт, поэтому он тоже может быть мишенью для САУ.

С момента выхода игры worldoftanksв ней произошло очень много изменений, которые касаются таких вещей, как игровой процесс, графика, физика танков, изменение интерфейса боя и ангара, добавление многих игровых режимов и прочее. Однако главным изменением с момента выхода игры для каждого игрока является смена боевых машин и сам процесс модернизации ветки развития танков. Те, кто играют в «Мир танков» с самого начала ее появления повидали уже очень многое. Не один раз боевые машины были заменены другими, а также происходила полная перебалансировка техники. И это касается не только какого-то отдельного типа техники, а речь идет о полном изменении характеристик каждой машины. Наверное, не затронута ни одна машина, которая не была бы изменена за этот период. Итак, главным вопросом, который интересует сейчас очень многих игроков, является дерево развития танков в worldoftanks.

На момент выхода обновления игры 1.5.0.4 дерево развития техники состоит из восьми наций. Каждая нация порадует игроков большим разнообразием машин с первого по десятый уровень. В игре доступна техника следующих наций:

Ветка развития СССР в world of tanks наиболее привлекательная и развитая;

Ветка развития немецких танков, которые появились сразу же после СССР;

Американская ветка развития танков считается также одной из самых первых и хороших;

Немного позже появляется ветка развития французской техники;

Вслед за ней гордо идут танки Великобритании, которые имеют неплохие показатели, но скорость зачастую подводит;

Пока еще находится на стадии активного развития ветка китайских танков;

Ну и совсем свежие танки Японии, к которым еще не все успели привыкнуть, но их достаточно легко запомнить, ведь все они на один лад;

Самой последней веткой развития была добавлена ветка чехословацких танков.

Советская ветка развития «Мира танков».

Техника этой нации считается самой любимой среди игроков, а все по той простой причине, что она была самой первой веткой в этой игре и поэтому существует дольше всех. В ней есть много хороших и достойных машин для игры, которые порадуют и своим высоким пробитием, и приемлемой броней машин и быстрой перезарядкой орудий. Помимо этого, многие игроки аргументируют свой выбор тем, что техника советской нации уникальна, и на ней можно играть не только используя любой стиль игры, но и уровень умений. Каждая машина адаптируется не только к карте боя, но и подстраивается под конкретного игрока, что дает больше уверенности в себе и значительно помогает во время сражения. В этой ветке есть техника всех четырех типов, причем очень разнообразная. В связи с этим подобрать нужную машину для себя из техники СССР будет проще простого. Здесь есть много хороших тяжелых танков, броня которых позволит танковать, наряду с ними стоят и легкие танки. На них можно прокатиться с ветерком и просто получить удовольствие. Не подведут и средние танки, которые отлично сочетают в себе характеристики легких, радующих высокой скоростью, и унаследовали от машин тяжелого типа неплохую броню, рикошетные углы. Есть и грозные противотанковые самоходные артиллерийские установки, отлично подходящие для игроков любящих карать другую технику. Это позволит сделать не только высочайшее пробитие орудий, но и урон за каждый выстрел. Для особенных гурманов поиграть есть и артиллерия, которая позволит наказывать все типы танков без каких-либо усилий.

Немецкая ветка развития «Мира танков».

Порадует своей высокой точностью в игре world of tanks немецкая ветка развития. Именно она считается одной из лучших веток, в ней машины обладают повышенной точностью на фоне техники всех остальных наций. Так же, как и в предыдущей ветке развития, здесь можно найти много машин самых разных типов начиная от легких танков и заканчивая артиллерией. Выделяются немецкие танки помимо своей точности еще и высокой прочностью. Броня у них очень хорошая и чем выше уровень танка, тем заметней это становится. Пробить машину противника бывает очень даже трудно, особенно если брать такие тяжелые танки, как Е-75 и VK4502B. Умелая игра на такой технике заставит беситься и дрожать противника, ведь каждый раз он будет слышать банальную фразу «не пробил» или «рикошет».

Американская ветка развития «Мира танков».

Третьей по порядку, но не по качеству танков является в игре world of tanks американская ветка развития. Она прекрасно сочетает в себе такие качества, как хорошая броня, скорость, мощность орудий и наносимый урон. Разумеется, что есть в этой ветке развития свои уникальные танки, непохожие на остальные и на которых можно акцентировать свое внимание, но это лишь отдельные случаи. В целом машины очень хорошие и на каждом уровне с легкостью можно выделить фаворитов и с уверенностью сказать, что это одна из лучших машин своего уровня.

Французская ветка развития «Мира танков».

К сожалению, эта ветка развития танков не может похвастаться своей броней, так как ее у всех танков этой нации попросту нет, однако, она отличается от других тем, что была первой, в чьем арсенале появились барабанные орудия хорошей точности. Эти орудия очень долго наказывали технику остальных наций именно благодаря большому количеству снарядов в барабане. Противостоять машине, которая выезжает на тебя, а у нее заряжено сразу 6 снарядов вместо одного очень трудно и в большинстве случаев это заканчивается тем, что игрок, вступивший в сражение с таким танком, оказывается, разбитым.

Британская ветка развития «Мира танков».

Эта ветка развития практически ничем не отличается от остальных, в ней есть от каждой всего понемногу. В какой-то машины есть броня, но нет скорости, в какой-то наоборот. Калибры орудий не очень большие, что очень часто приносит неприятные сюрпризы, которые сопровождаются фразами «броня не пробита» и «рикошет».

Китайская и японская ветки развития «Мира танков».

Эти две ветки еще очень мало развиты, чтобы судить о них, но уже сейчас, можно сказать, что китайская техника это практически аналоги советской с немного лучшими показателями, хотя броня у них слабее. Что касается японских танков, то здесь нет ни брони, ни хороших орудий, все на очень низком уровне, поэтому любить технику такого типа пока нет никакой причины.

Чехословацкая ветка развития «Мира танков».

Танки этой нации появились с выходом этого обновления, и отличаются только намного лучшей броней и большими размерами. В связи с такими характеристиками пострадала скорость, поэтому танки получили маленькую максимальную скорость.

От патча к патчу в игре World of Tanks становится все больше единиц бронетехники. Пополнения происходят в рядах всех текущих наций. Дальше — только больше. В связи с этим, команда разработчиков постоянно работает над улучшением общего баланса игры, что и привело к пересмотру деревьев развития. .

Процесс внесения всех поправок в текущие деревья танков займет немало времени и будет происходить постепенно, от обновления к обновлению. Часть изменений напрямую повлияют на прогресс в World of Tanks, поэтому команда разработчиков будет делать все возможное, чтобы этот процесс был максимально комфортным для игроков.

Таким образом, при внесении изменений в деревья развития будут приниматься следующие действия по замене танков:

  • Разделение танка КВ на КВ-1 и КВ-2. Тот, кто прокачал башню КВ-2 на КВ, получит оба танка с дополнительным слотом в ангаре. Экипаж с КВ получит специализацию на КВ-1, КВ-2 получит 100% экипаж.
  • Сдвиг КВ-3 на 1 уровень вверх и добавление танка Т-150. Тот, кто имеет КВ-3 в ангаре, получит КВ-3 в новом статусе, в текущей прокачке, с тем же набором модулей и старым экипажем и Т-150 без прокачки, с дополнительным слотом в ангаре и 100% экипажем.
  • Замена танка ИС-4 на Объект 252. Тот, кто имеет ИС-4 в ангаре, получит его в новом статусе со сложной механикой замены модулей (смотрите ниже) со старым экипажем, а также Объект 252 со сложной механикой замены модулей, со 100% экипажем и дополнительным слотом в ангаре.
    Предварительная механика замены модулей на ИС-4. Если у игрока был открыт двигатель на ИС-4, то этот двигатель будет открыт на танке ИС-4 в новом статусе и на танке Объект 252 он также будет открыт или его аналог. Рации, башни и ходовые будут заменены аналогичным образом. На танках ИС-4 и Объект 252 будут установлены те же модули, что были на танке ИС-4, в старом статусе, или их аналоги. Орудия, в случае их изменения, также будут заменены по похожей схеме, но возможны дополнительные сложности.
  • Ввод танка Е-50 . Тот, кто имеет Panther-II в ангаре, получит Е-50 со схемой прокачки Panther-II (топовый двигатель меняется на HL295 или добавляется, как новый), с тем же набором модулей, что был на Panther-II. Тот, кто имел Pz. V Panther в ангаре, получит Panther-II , со схемой прокачки Panther (с дополнительным орудием 7.5 cm KwK 45 L/100), с теми же модулями, что были на Pz. V Panther, а также Pz. V Panther на 7 уровне в стоковой конфигурации, с дополнительным слотом в ангаре и со 100% экипажем.
  • Ввод танков Е-75 и Е-100 . Нераспределенный опыт с элитного танка Tiger перейдет на Tiger II.
  • Замена танков М26 на М46 и Т23 на М26 . Тот, кто имеет М26 в ангаре, получит М46 с тем же составом модулей (возможно, переименованных), сохранением прокачки и старым экипажем. Тот, кто имел Т23 в ангаре, получит М26 в новом статусе, с сохранением прокачки, со старым экипажем.
  • Замена танков Т34 на М103 . Тот, кто имеет Т34 в ангаре, получит М103 с сохранением прокачки Т34, со 100% экипажем, а также Т34 как премиумный танк со старым экипажем от Т34 и дополнительный слот.
  • Замена танков Т30 на Т110 и перенос Т30 в ветку ПТ-САУ . Тот, кто имеет Т30 в ангаре, получит Т110 со 100% экипажем, с дополнительным слотом, а также Т30 топовой комплектации в новом статусе со старым экипажем и дополнительным слотом.

Обратите внимание: с изменяемых танков установленное дополнительное оборудование, а также модули на складе будут продаваться по цене покупки. Дополнительных компенсаций не предусмотрено. Все спорные вопросы будут решаться в индивидуальном порядке.

В дальнейшем возможны лишь незначительные изменения в деревьях развития танков. Следите за обновлениями.

Доброго времени суток, уважаемые гости, игроки, фаны популярнейшей игрушки ‘World of Tanks”.
На сегодняшний день предлагаю небольшой обзор всех веток танков в игре, их общее представления, советы на каких танках начинать, и как научится решать исход боя.

Начнем пожалуй из общей картины: в игре представлено 8 наций(пока) и в большинстве есть по 5 типов военной-техники, Лт (Лёгкий Танк), СТ (Средний Танк), Тт (Тяжёлый Танк), Пт-СаУ (Противо-танковая Само-ходная Артиллерийская Установка) и СаУ (Само-ходная Артиллерийская Установка).
Каждый из танков владеет своими характеристиками, предназначения, тактику игры, и у каждого есть свой любимый класс.

Лт- суть танка-светляк, он просвечивает карту для всей команды, дает возможность отстрела по ним, обнаруживает путь разъезда врагов, места засады и тому подобное. Но самое главное его задания- прорыв в тыл, слив вражеской сау (арты) и возвращения- нанеся противнику сильный удар(ведь у сау очень важное предназначения)
Ст- этот класс самый многофункциональный, ибо одни ст выполняют роль лт, другие пт, третье даже роль тт, но их главная цель- помощь всем другим классам, прикрытия лт, тт, быстрый врыв на фланг, нанесения урона и отступления. Сразу говорю это класс не для новичков, его нужно понять, ибо зачастую ст имеют худшее пробития и урон среди одноклассников!
Тт- это главный козырь команды- задания тт это удержания, медленный прорыв фланга, блокировка броней урона, прикрытия союзных лт, ст, пт. Тт это с одной стороны самый простой класс из-за большой прочности, брони, хороших орудий(классический тт), но опытный игрок на тт- это самый страшный враг!

Пт- так же как ст- многофункциональный класс, но их предназначения в основном просто дамаг, они главные дамагеры команды, пробивают все и вся(ну это в идеале). Так же советую новичкам, но запомните одно- пт это слабый класс по прочности, и в основном по броне, так се имеют корпус слитый с башней- по этому первыми не лезем, сами не играем!
СаУ(арта) пожалуй самый сложный класс, причина тому – совершенно иное управления, огромное влияния ВБР(великий белорусский рандом) и зачастую арта сама по себе не стоит ничего.
Советую осваивать только опытным игрокам, или хотя бы если ощутили всю мощь игры!

Теперь кратко расскажу о каждой нации.
Если смотреть по общей ветке исследования- первыми идут британцы: это сложная нация, так как у них каждый класс многофункционален(то есть тяжело найти лт как светляк, а не полу ст(тт) тяж как тяж(а не полу ст(пт)), но все же славятся британцы слабыми по урону но пробивными орудиями(то есть дыроколами)(лт, ст, пт, тт), арты так же по началу имеют слабое орудия и пробития
Броня сильна(пт, тт) но без особых углов склонения. Ветка легких танков заканчивается на 5 уровне… То есть подытожив все- нация не для новичков, нужен опыт, знания и понимания как игры так и классов.

Далее идут французы, если так взглянуть- это противоположность Британии- у них сильные дамажные орудия, барабаны, но во многих техниках отсутствия толковой брони.
Лт здесь как лт (некоторые быстрее некоторые медленнее, но после 6 до 8 все лт барабанщики- то есть уже тактика полу ст идет).
Ст мало, они есть в начале и в конце веток развития, но все же без брони, но с хорошей скоростью и орудиями.
Тт- те же ст только побольше и посильнее, брони почти нет.
Пт- это гроза нации, лучшие пт в игре ибо имеют все(броня, углы, отличные и страшные орудия, скорость, маневренность…)
И арты считаются одними из самых слабых по дамагу(после 7 ур) но самых страшных из-за скорости, точности и свое родной траектории полета снаряда.
В итоге могу посоветовать новичкам класс пт и лт, а остальное когда уже опыта наберетесь).

Далее идет Чехословакия- это новая и самая сырая ветка танков(лёгеньких до 3 ут, середнячков от 4 до 10)- брони нет, углов почти нет, все что в них летит- все входит и дамажит, орудия по началу в обще никакие… В итоге советую качать ветку последней!

Немцы следующие, это одна из 3 “наций – гигантов” в мире танков, так как все классы заканчиваются (8 ур лёгких, и 10 остальные) и начинаются как положено(с 1-4 ур) огромнейшее разнообразия. Но главный “девиз” немцев- у нас лучшие орудия в игре! Немцы славятся прекрасными орудиями по точности, пробитию, а позже по урону, но б броне, немцы слабы вплоть до 8-9 ут(тт, пт) и в общем ст так же имеют слабую броню и углы.
Лт в скорости средние, пт дамажные, есть 2 типа веток(фанера и броня) много переходов между классами, арты считаются самыми страшными(7-10 ур(иная кличка– гробо-возы)).
В общем нация приятная, но для тех кто научился сдерживать снаряды или точно пт-шить в кустах.

Далее идет вторая нация – гигант- Советский Союз, наше прошлое))).
Нация славится бронированными Тяжами, ибо с прекрасной броней, ибо с углами – 2 параллельные ветки, дамажными пт, быстрыми лт, прекрасными ст(считаются лучшими среди всех наций- ибо в них есть все что нужно для ст), и страшными но самыми кривыми(жутко не точными, кроме несколько экземпляров) артами.
Эту нацию я очень советую любому начинающему игроку!

Теперь вернемся у Китаю- по сути Китай это слизанные танки СССР и некоторые экземпляры с Америки и Японии.
Все лт, ст, тт от 6-8 ур отличаются только орудиями, корпусом, броней, и массой(а значит скоростью).
С виду почти одинаковые- круглая рикошетная башня, хорошие угли лба и бортов.
Могу посоветовать качать после советов, но помните, у Китая до 7 ур жутко не хватает пробития у некоторых важных танков!

Поехали дальше- 3-я нация-гигант Америка.
Эта нация славится лучшими пт среди всех, есть 2 ветки, хороший выбор, дамажными артами, хоть и аналогично советам- косыми, прекрасными ЛТ (с 6 ур параллельно французам бара башки) так же огромный выбор между 2 ветками ЛТ, интересные ТТ(считаются с лучшими башнями в игре (от 7 уровня непробиваемые ровесниками в лоб), ст много функциональные, хоть и не так интересны как у немцев или советов.
В итоге посоветую ветку ПТ-шек от Т 40 до Т 25 АТ любому начинающему игроку)).

И последняя ветка (пока) Япония.
Это довольно странная ветка, со странными танками: ст фанера полная, но имеют оружия подобно немцам в точности, тт от 6 ур тяжело пробиваются ровесниками, имеют жуткие орудия, но бока картон полный, шьются всеми.
Нация не для слабонервных и для опытных игроков!

Вот и все с нациями, пока варгейминг не создал больше, поговорим об выборе новичкам:
Для всех новичков есть 2 варианта- ибо пройти потом и кровью по линии советских тяжей, а потом игра полетит в ваших руках, если не сдадитесь(сам так начинал и рад этому) потом пройтись по Америке, французам, если интересны арты- начинайте только с французов(шанс попасть в разы выше по танку) и лучше переход от лт 6 ур(12 т) там уже интересные арты, ибо можете со 2 ур начинать))
Второй вариант- более легкий, но в итоге опыта мало, никакого хард кора и удовольствия(в моем понимании) Америка, французы или немцы, но сразу говорю- после них будет очень не комфортно ездить на техниках у которых мало пробития, ибо медленные…

В общем скажу вам одно- техника есть техника, но решает бой игрок и вбр, так что вставайте сильнее вбр и решайте сами исход любого боя!
Удачки вам!…

28.3.2017 5553 Просмотров

Особое вниманием игроков уделяется именно советской ветке танков World of Tanks всевозможных типов, ведь многие выбирают эту технику не только за уникальный и приятный геймплей, но и за историческую привязанность к этой технике.

Практически все танки советского союза обладают низким шансом возгорания двигателя, что очень повышает живучесть этих машин, а разнообразность геймплея, позволит выбрать тот тип техники, который принесет игроку максимум удовольствия.

Основная задача легкого танка – обнаружение противника и помощь команде путем передачи разведданных о перемещении сил противника.

Этот тип танков обладает довольно сложным геймплеем, ведь все танки, которые относятся к этому типу, обладают сравнительно малым запасом прочности, отсутствием сильного бронирования и в большинстве случаев имеют орудие с низким уроном за выстрел.

Но вместе с этим игроки, выбравшие игру на легких советских танках, получают отличную подвижность, маскировку (которая остается неизменно высокой при движении и в неподвижной машине), а также отличный показатель обзора.

Легкие танки советской ветки исследования обладают отличными показателями скорости и удельной мощности, по сравнению с аналогичными машинами других наций. Большинство легких танков СССР имеют отличную маскировку, что позволяет при правильной игре оставаться не замеченным и уверено передавать разведданные для союзников на протяжении всего боя.

При сравнительно низком уроне за выстрел, пушки этих танков имеют высокий урон в минуту, что часто бывает решающим в дуэли с легкими танками противника или при прорыве к артиллерии.


В советской ветке исследования средних танков представлено множество разнообразных машин, которые довольно сильно отличаются от средних танков других наций.

Основные задачи машин – фланговые прорывы в тылы вражеских сил и нанесение большого количества урона машинам противника.

Но уникальность советских средних машин заключается в том, что все танки высоких уровней имеют отличное бронирование башен, что дает возможность практически на равных сражаться с тяжелыми танками противника, спрятав при этом корпус машины в рельефе.

Еще одним немаловажным преимуществом являются отличные орудия, которые имеют отличный урон в минуту. Это сполна компенсирует сравнительно низкий параметр бронепробития базовым снарядом и позволяет уверено сражаться даже против нескольких машин одновременно.

К минусам средних машин СССР можно отнести посредственные углы склонения орудия и посредственную максимальную скорость.


Наиболее популярными танками советского союза являются тяжелые танки. Эти машины имеют настолько много преимуществ, что идеально подойдут для новичков в игре. В то же время опытные игроки могут показывать на этом виде техники просто умопомрачительные результаты.

Особенностью тяжелых танков СССР является крепкое бронирование, сравнительно отличная подвижность и хорошие показатели разового урона орудий. Практически все тяжелые танки в советской ветке World of Tanks славятся непробиваемостью и способны сдерживать в одиночку целые направления.

Высокоуровневые советские тяжелые танки имеют просто непробиваемую броню башен и при правильной игре способны на рекордные показатели заблокированного урона. Также некоторые машины имеют броню корпуса типа «Щучий нос», что позволяет при правильном позиционировании корпуса отбивать снаряды противника даже колоссальных калибров.

Недостатком такой компоновки брони является невозможность довернуть корпус машины из-за резкого падения значения приведенной брони. Пушки этих машин довольно не точные, но это с лихвой компенсируется огромным разовым уроном, тяжелые танки 7 уровня могут за один выстрел отнять у противника своего уровня треть прочности, а такие легендарные машины как КВ-2 с одного выстрела способны отправить большинство целей в ангар, особенно слабобронированых.


Роль ПТ-САУ на поле боя – уничтожение всех танков противника в поле зрения игрока. Наиболее лучше для этого задания подходят ПТ-САУ советского союза. Машины этого типа обладают пушками с огромным разовым уроном и бронепробитием.

Отличная маскировка советских машин позволяет истреблять машины противника без риска быть обнаруженным. Часто игроки на советских ПТ-САУ остаются не обнаруженными на протяжении всего боя.

К недостаткам этого типа техники стоит отнести очень плохой обзор, но правильный подбор дополнительного оборудования и правильно обученный экипаж может компенсировать этот недостаток.

Слабое бронирование и в некоторых случаях недостаточная мобильность также вносит некоторые неудобства при игре на этой технике, но все это компенсируется удовольствием от орудия. Ведь так приятно вести огонь по противнику, который не имеет представления откуда он ведется.

Благодаря таким особенностям советской техники, игроки зачастую наносят умопомрачительные значения нанесенного урона.


Советские САУ обладают геймплеем, который разительно отличается от других типов техники. Они имеют возможность вести огонь практически по любой точке карты, оставаясь при том в безопасности в окрестностях своей базы.

Основными снарядами такой техники являются осколочно-фугасные, которые имеют высокий шанс выведения из строя внутренних модулей и членов экипажа машины противника. Большие калибры орудий позволяют не только выводить со строя несколько модулей машины противника, но и поражать сразу несколько машин.

По мере исследования ветки советских САУ игроку предстает возможность поиграть на машинах со сравнительно хорошей подвижностью, орудиями с высоким разовым уроном или с орудиями с большим уроном в минуту. Недостатком такой техники является практически полное отсутствие бронирования, что делает ее уязвимой в ближнем бою, плохая точность орудия и скорость полета снаряда.

Также существенным недостатком является отсутствие хорошего обзора.


Премиум техника в игре World of Tanks включает в себя совокупность машин разных типов, которые обладают повышенной доходностью по сравнению с себе подобными танками тех же уровней.

Владельцы такой техники практически никогда не имеют проблем с внутриигровой валютой – серебром. Также такие машины обладают ускоренным временем прокачки перков экипажа и не нуждаются в переобучении экипажа при пересадке его с непремиумной машины.

Советские премиумные танки представлены практически во всех классах кроме артиллерии. Такое разнообразие машин позволит значительно упростить скорость развития в игре. К тому же большинство из советских премиумных танков имеют льготный уровень боев, что позволит наиболее лучше раскрыть машину в танковых баталиях и зарабатывать много серебра с каждого боя.