Ответственный человек пример из жизни. Сочинения по русскому языку и литературе

Ответственность является важным звеном в формировании и развитии всякой личности. Под ответственностью понимают сознательное выполнение требований, которые предъявляются к человеку. Осуществление конкретных задач происходит путем волевого усилия, намеренного сосредоточения на результате той или иной деятельности. Ответственный человек всегда переживает за последствия принимаемых решений и руководствуется в своей деятельности рациональным подходом. Как бы ни складывались внешние условия, человек, принимающий на себя полную ответственность за происходящее, всегда будет действовать во благо ситуации и окружающих людей, не забывая при этом самого себя.

Понятие ответственности

Понятие ответственности каждому из нас знакомо с детских лет. Родители всегда стремятся к тому, чтобы научить своего ребенка правильному поведению в обществе, поэтому стараются с самого раннего возраста привить ему правила достойного поведения. Мы живем в социуме, и хотим того или нет, вынуждены ежедневно с ним контактировать. Другие люди не всегда бывают вежливыми, не всегда понимают нас. Ответственность, которая возлагается при этом на каждого из участников взаимодействия, по – своему индивидуальна и конкретна. Скажем, если ученик в школе не подготовил домашнее задание, он должен понимать, что последствием его поступка может стать плохая оценка. Если взрослый человек совершает необдуманный поступок, противоречащий общественной морали и собственным нравственным ценностям, то будет отвечать и перед людьми, и перед собственной совестью. Понятие ответственности включает в себя следующие компоненты.

Личная ответственность

Подразумевает под собой следование индивидуальным установкам, реализацию планов и стремлений. В данном случае личность сама определяет, за что она будет отвечать, в чем именно заключается ее задача. Личная ответственность может выражаться так же в том, что человек берет на себя определенную роль в социуме и ставит перед собой цель, которую собирается достичь в установленные сроки. В таком случае он несет личную ответственность за выполнение действий по улучшению или развитию конкретной ситуации. Человек дает слово и остается верным ему. В противном случае он может лишиться положительной репутации.

Коллективная ответственность

Подразумевает, что отдельный индивид заранее включен в общественную систему. Он является звеном в огромной цепочке, которая создает движение к выбранной цели. Коллективная ответственность накладывает равные права и обязанности на каждого члена общества. Конкретная личность становится действующим механизмом в такой системе, хотя и может руководить ею в отдельно взятых случаях. Здесь возможно «стирание» границ между индивидуальностью ее участников, поскольку на первый план выходит эффективность приложенных усилий для общественно – полезного дела.

Как формируется ответственность

Каждый человек достаточно рано попадает в коллектив. Нас с детства приучают к тому, что мы не можем жить вне социума. Иногда становится особенно опасно иметь собственное мнение, если оно идет в разрез с принципами общественной морали и установками, каким должен быть человек. Личность, попадая в социум, с самого начала учится жить по его правилам, постепенно узнавая, что хорошо, а что плохо. Соответственно меняется и поведение индивида: он уже не может вести себя столь свободно, как это было раньше, а вынужден подстраиваться под требования коллектива, принимать на себя соответствующую роль. Ответственность в данном случае заключается в том, чтобы адекватно вписаться в общество и не потерять свою индивидуальность.

Проблема ответственности

Проблема ответственности занимает чрезвычайно важную позицию в психологии личности. По значимости она затрагивает глубинные аспекты формирования и развития индивида. Данная проблема включает в себя несколько структурных компонентов.

Почему не все принимают ответственность

Если под ответственностью рассматривать осознанное стремление выполнить свои обязательства перед обществом и самим собой, то получается, что вначале индивиду необходимо воспитать в себе крепкую волю. Только тот человек может не отступить от ответственности, который знает и понимает ее истинную цену. Гораздо проще попытаться избежать наложения всяческих обязательств, чем нести бремя ответственности. Это качество характера приносит индивиду дополнительные беспокойства и обязательства. Однако в то же время ответственность помогает сделаться дисциплинированным человеком, воспитать твердость и правильные качества характера.

Если ребенку еще в какой – то мере простительно не выполнить данное обещание, то с взрослого человека спросится гораздо строже за его проступок, и последствия такой ошибки могут быть более серьезными. Личность, которая не желает принимать на себя ответственность, не может считаться в обществе вполне зрелой и самостоятельной. Такие люди чаще других подвергаются осуждению со стороны, неприятию поступков и действий. В социуме существует негласное правило, что тот, кто ошибается, непременно должен прийти к осознанию своей неправоты.

В чем заключается истинная ответственность личности?

Нередко с ответственностью люди путают слепое следование чужой воле, полное подчинение коллективу и утрату своего мнения. Это абсолютное заблуждение. Ответственный человек никогда не совершит поступок, противоречащий общественным нормам, но он и сам не останется в ущербе. Ответственность предполагает принятие на себя определенных обязательств с последующим сохранением себя, своей сущности в этих обстоятельствах. Существуют такие понятия как свобода выбора, ответственность перед самим собой и другими людьми. Первое включает в себя возможность действовать согласно своим внутренним установкам и убеждениям. Второе понятие базируется на том, чтобы уметь принимать такие решения, которые бы помогали развиваться и совершенствоваться собственной личности. Наконец, третье понятие связано с возможностью принимать решения относительно взаимодействия с окружающими, корректировать свои действия. Истинная ответственность всегда предполагает наличие здравого разума и умение быстро находить выход из сложных ситуаций.

Как ответственность связана со свободой?

Многие философы со времен глубокой древности задавались этим непростым вопросом. Они размышляли над тем, что такое свобода, может ли человек быть свободным до конца или это только глубочайшее заблуждение, видимость?

Ответственность помогает развиться дисциплинированности. Тот, кто нацелен на достижение какого – либо результата, как правило, не отступает перед трудностями, не ищет легких путей. Свобода в данном случае выступает своеобразным мотивирующим звеном, установкой, которая помогает действовать согласно заданному направлению. Человек совершает необходимые шаги по своей воле, и осознает всю важность и значимость этого решения. Даже если в данный момент ему совсем не хочется что – то делать, он возьмет волю в кулак и сосредоточится на выполняемой задаче. Нередки случаи, когда люди с высокой температурой или плохим самочувствием появлялись на работе, потому что у них не было возможности взять больничный. Они осознавали большую степень ответственности перед обществом и стремились быть полезными. Если личность принимает решение развивать свои лучшие качества характера, таланты и способности – это тоже можно назвать свободой и ответственностью. Любая ответственность предполагает наличие осознанного стремления к какой – либо деятельности, формирование мотивации и установки на ее выполнение.

Как развить в себе ответственность

Нет необходимости доказывать, почему столь важна в жизни ответственность. Без ответственности нельзя обойтись никакому специалисту, если он считает свою деятельность хоть сколько – нибудь серьезной и собирается заниматься ею длительное время. Какие же шаги необходимо предпринять, чтобы воспитать в себе огромную силу воли, натренировать желание быть полезным самому себе и обществу в целом? Приведенные ниже рекомендации позволят сформировать ответственность за определенный временной промежуток.

Осознание твердой необходимости

Ничто не стимулирует больше, чем понимание того, что за вас ответственность никто другой не примет. Вы отвечаете за свою жизнь сами и можете, как растратить ее напрасно, так и сделать максимально полезной во всех отношениях. Дела сами не выполнятся, если не прикладывать к этому никаких усилий. Когда приходит четкое понимание, что мы сами ответственны за свои поступки и отчасти за происходящие события, не хочется искать виноватого. Зрелый человек не станет уходить от ответственности. Обычно тот, кто осознал необходимость в чем – либо, уже готов идти до конца к победным свершениям. На данном этапе и происходит формирование индивидуальности, развитие личности и самосовершенствование.

Планирование деятельности

Чем бы вы ни занимались, любая деятельность требует к себе ответственного и дисциплинированного подхода. Нельзя работать спустя рукава, только чтобы отделаться от неприятной обязанности. Всякую деятельность необходимо тщательно планировать. Если объем работы слишком большой, то необходимо разбить ее на более мелкие составляющие. Делать объемный труд по частям гораздо легче, чем целиком. Но для этого нужно грамотно подойти к процессу планирования.

Старайтесь сразу четко обозначить временные рамки, в которых вы собираетесь работать. Если границы слишком короткие, то и трудиться ежедневно вам придется больше. Лучше, чтобы у вас в запасе находилось два – три дополнительно свободных дня. В случае возникновения непредвиденных обстоятельств (а они могут произойти в самый неожиданный момент) вы будете знать, что все успеваете. А это немаловажно, поверьте, особенно когда дело касается срочной и серьезной работы.

Никогда не откладывайте все на последний день. Поверьте, через три дня или даже неделю у вас не появится настроение, чтобы завершить начатый проект. Плюс ко всему добавится нервное напряжение и вы будете переживать, что не успеваете. Оставить самое трудное на последний день все равно, что поставить себя в неловкое положение, да еще и сделать это намерением. Такие переживания отнимают у человека много сил и энергии, после чего понадобится время для восстановления от психического напряжения. Делайте все заранее, и вам не придется лишний раз нервничать.

Прогнозирование результатов

Ответственность предполагает умение выстраивать в деятельности дальнейшую перспективу. Дисциплинированная личность, так или иначе, предвидит определенные результаты своего труда. Поэтому рассчитать объем деятельности на каждый день не очень сложно. Умение предвидеть конечную цель помогает предотвратить возможные ошибки, которые могут возникнуть, если человек понадеется на благоприятный случай. Прогнозирование результатов поможет собраться в тот момент, когда будет одолевать усталость, высвободит силы, находящиеся в резерве, чтобы пустить их в расход. Принимая ответственность за все, что происходит, личность учится анализировать свою работу и совершенствоваться.

Не отступайте от цели

Иногда бывает так, что какая – то задача вызывает многочисленные трудности. В этом случае необходимо как можно скорее изучить все существующие аспекты, чтобы предотвратить возможную ошибку. Если вы начали деятельность, с которой вас связывают определенные обязательства, никогда не отступайте. В самых трудных ситуациях обращайтесь за помощью, но не уходите от решения проблемы. От того, какой способ поведения вы изберете, зависит ваша дальнейшая деятельность. Чувство победы приносит с собой и уверенность в собственных возможностях.

Таким образом, ответственность тесно связана с самосознанием личности, умением преодолевать трудности, решительностью. Достигая определенных высот в том или ином деле, человек тренирует волю.

В этой статье мы рассмотрим материал, который можно использовать в качестве примера сочинения на тему «Ответственность». Первое, что нужно выделить для себя: что же это такое? В чем заключается проблема ответственности и какими последствиями может обернуться уклонение от нее? Благо или вред несет она обществу и в какой момент необходимо понимать, как правильно поступить?

Что такое ответственность?

Ответственность бывает разной: административная, уголовная, юридическая. Но сегодня мы поговорим совсем о другом виде - ответственности этического характера, о том, как должен действовать человек, если по его вине произошли недопустимые события. Самое главное - уметь отвечать за совершенное. По мере того как идет жизнь, степень ответственности носит разный характер. В сочинении на тему «Ответственность» мы выделим условно три этапа в жизни человека.

Этап первый - детство. В детстве ребенок - безответственный, он только начинает учиться говорить, ходить, читать, дружить. Большое значение имеет семья ребенка, его окружение. Второй этап - это периоды отрочества и начало юности, когда часть фундамента уже заложена, и ребенок начинает понимать и различать хорошее и плохое. Возвращаясь к нашему сочинению на тему «Ответственность», отметим, что в этом возрасте появляются определенного рода обязанности, которые определяются описываемым нами понятием.

Давайте проведем аналогию между обязанностью и ответственностью. Например, самый простой и понятный каждому ребенку пример - уход за домашним питомцем. Выгуливать собаку необходимо два-три раза в день. И, например, эта обязанность возлагается на ребенка, скажем, достигнувшего десяти или одиннадцати лет, который должен понимать, что здоровье его питомца зависит от него самого. То есть в любую погоду, будь то дождь или ненастье, будний день или утро выходного, когда так хочется поспать подольше, он должен повести его на прогулку, то есть должен взять на себя ответственность. И чем старше человек становится, тем больше он берет на себя ответственности.

Третьим этапом является период зрелости. В нашем сочинении-рассуждении на тему «Ответственность» хотелось бы сделать следующий вывод, что это, прежде всего, понимание того, что может произойти, если ряд правил или обязанностей будут нарушены или не выполнены.

Проблема ответственности: благо или вред?

Сочинение на тему «Проблема ответственности» затрагивает такой вопрос: как будут использовать люди достижения прогресса - во благо или во вред себе? Расщепление атома, изобретение бомбы - это научные открытия, которые, казалось бы, сделали прорыв в техническом развитии человечества, но впоследствии нанесли невосполнимый урон.

Развитие химии коснулось пищевой промышленности: красители, стабилизаторы, консерванты появились в продуктах на полках магазинов. Вопрос с экономической точки зрения решен, а вот вопрос здорового питания остался открытым.

Примеры из литературы

Этот вопрос актуален во все времена. В литературе существует великое множество примеров данной проблемы. Один из самых ярких классических примеров - Родион Раскольников, главный персонаж произведения «Преступление и наказание» Достоевского. Молодой человек испытывал муки совести после совершенного им убийства. Он, осознав всю ответственность за свой поступок, признается в содеянном.

Замечательный литературный пример можно привести по произведению Булгакова «Собачье сердце», где один из главных героев, профессор Преображенский Филипп Филиппович, находит в себе мужество и берет на себя ответственность, исправляя ошибку и понимая, какой урон он нанес окружающим его людям. Поступок профессора является настоящим примером для сочинения на тему «Ответственность за поступки».

Фамилия профессора неслучайно была выбрана автором, он преображал этот мир, но столкнулся с проблемой с неожиданной для него стороны. Принятие решения, которое стоило ему так дорого, должно было изменить людей в лучшую сторону, но свой труд и свое открытие он вынужден был скрыть от всего мира.

Заключение

В заключение, подводя итоги сказанного, хотелось бы отметить, что сочинение на тему «Ответственность» затрагивает эту проблему не только в литературе, но и в реальной жизни. Такие профессии, как юрист, врач, спасатель, ученый, чаще всего связаны с этим понятием, ведь от принятых ими решений зависит не только благополучие, но и жизни не одного десятка людей.

Вступление

Сочинение на тему “Ответственность” должно иметь глубокомысленное начало, которое моментально настроило бы читателя на определенный лад. Нередко авторы начинают эссе с вопроса, увидев который человек начинает машинально размышлять. Такой прием является довольно простым, но действенным. К тому же такого рода вступление очень удачно помогает обозначить тему. Можно написать нечто подобное: “Мы часто произносим слово “ответственность”. Но задумываемся ли мы над тем, что оно означает? И являемся ли мы сами ответственными? Вряд ли каждый из нас часто над этим размышляет. А следовало бы. Возможно, мы бы стали немного внимательнее, серьезнее и взрослее”. Это - хорошее начало для такой работы, как сочинение на тему “Ответственность”. Главное, чтобы вступление было не объемным, но содержательным. А для мыслей и рассуждений предназначена основная часть.

Сочинение на тему “Ответственность” должно быть написано в стиле рассуждения, размышления. Если бы это было эссе, называющееся “Вид из окна”, можно было бы заняться описанием. Но это не тот случай.

Важно показать ход своих мыслей, а также обосновать их, подкрепить фактами и утверждениями, которые могли бы в чем-то убедить читателя. Это можно сделать следующим образом: “Каждый человек, знает он это или нет, несет определенную ответственность. Как минимум - за свою жизнь. Но на самом-то деле всё глобальнее. Взять, к примеру, ответственность за животных. Каждый человек, имеющий домашнего питомца, отвечает за него. Животные - беззащитные существа, созданные для того, чтобы их любили и ухаживали за ними. Многие об этом забывают. Редко кормят, не уделяют внимания питомцу, не общаются с ним. Таких людей вообще надо лишить права иметь животных. Ведь они - такие же создания, как и мы, которым нужна еда, удобное место для сна, чистота и, конечно же, общение, ласка. За всё это несёт ответственность человек, который, взяв животное к себе, по сути обязался его всем этим обеспечивать. Возможно, если бы каждый это понял, в мире стало бы больше здоровых питомцев, и меньше - бездомных, отправленных на улицу так называемыми “хозяевами”, которым просто надоело бедное животное. Но главное, общаясь с ними, мы становимся лучше, добрее”.

Варианты основной части

Выше был приведен один из возможных вариантов развития сюжета такой работы, как сочинение на тему “Ответственность человека”. В данном случае она касалась домашних животных, и, надо сказать, данная тематика весьма актуальна для нашего времени, к сожалению. Можно коснуться и других социальных проблем. Например, ответственность молодых матерей или повзрослевших детей. Или же водителей, которые не всегда понимают, что они управляют тсредством повышенной опасности, и даже если они одни в машине, из-за них может пострадать пешеход или другой автомобилист. В общем, вариантов масса, и то, какой следует выбрать, зависит лишь от предпочтений и интересов ученика.

Заключение

Сочинение-рассуждение на тему “Ответственность” необходимо закончить соответствующими словами. И если начинают эссе обычно вопросом, то завершают цитатами. Естественно, подходящими по теме. Что ж, в данном случае можно написать что-нибудь подобное: “В заключение хотелось бы сказать, что каждому человеку не помешало бы задуматься о своей ответственности. Возможно, и жить бы стало лучше. Ведь, как говорил Г. Симанович, "чтобы нести ответственность, нужен разум, а не только сильные руки и плечи”.

Категория этики, характеризующая личность с точки зрения выполнения его нравственных требований, предъявляемых обществом, выражающая степень участия личности и социальных групп как в их собственном нравственном совершенствовании, так и в совершенствовании общественных отношений.

За что отвечает человек? За все, что происходит на земле? Или за что-то очень небольшое?

Есть хорошая книга Рони «Борьба за огонь». В ней рассказано о доисторических людях, как мы их себе можем представить: ведь сведения, дошедшие до нас, очень и очень скудны. Те, кто читал эту книгу, помнят содержание: мальчику поручили охранять огонь. Тогда люди не умели добывать огонь, они поддерживали его, не давая угаснуть. И вот мальчик заснул, и огонь погас. А это означало, что все племя обречено на холод, голод, быть может гибель…

Доверив мальчику охранять огонь, племя доверило ему себя, свои жизни. Он же обрек их на смерть. За это, по тогдашним понятиям, он сам был достоин смерти.

Уже на этом примере можно убедиться в том хотя бы, что отвечать за других - это значит уметь отвечать за самого себя. Только человек, владеющий собой в любых обстоятельствах, способный поступиться своими интересами, только такой человек достоин высокого права отвечать за других.

Но в отдаленные времена ошибка или безответственность одного человека не имела таких страшных последствий, как сегодня. Людей было мало, они жили отдельными племенами на земле, которая казалась им бескрайней. Теперь мы знаем, что живем на небольшой планете. Из космоса мы уже видели нашу Землю глазами космонавтов. Она маленькая. И люди на ней связаны друг с другом, даже если не понимают этого. В сущности, Земля наша - это тоже космический корабль, а все мы вместе - его команда. Вполне понятно, как много зависит от слаженной работы команды корабля.

Когда говорят об ответственности, берут примеры чаще всего из фронтовой жизни. Действительно, на фронте, в чрезвычайных обстоятельствах, Жизнь и смерть многих зависят от поступка одного человека. В критическую минуту оказался ты способным повести за собой людей, увлечь их своим мужеством - победа! Побежал с поля боя, создав панику, - поражение, гибель. Но разве подвиги совершаются только па фронте? Разве только на фронте спасают?

Пастер был мирным человеком, и, может быть, на поле боя он не показал бы примеров мужества. Но он обладал мужеством ученого. Он одержал победу, которая для человечества гораздо важнее всех, вместе взятых побед Наполеона, его соотечественника. Победы Наполеона, которые в конце концов завершились поражением, уносили жизни людей. Пастер сделал открытие, которое спасло жизни миллионам и миллионам. Многие из нас потому сегодня живут на земле, что открытый им метод прививок дал людям возможность победить чуму, оспу. Ведь эти болезни уносили жизней больше, чем войны.

Только ли великий талант дает возможность совершать великие открытия? Для великих открытий необходимо еще и великое чувство ответственности. За людей? Да. Но и за себя самого. Великий ученый, великий писатель - это всегда великий труженик. Он наделен огромным чувством ответственности за то, что дано ему от природы. Он не разбазаривает свои способности, а приумножает их трудом. Известно, что способности, как мускулы, растут при тренировке.

Открытие Пастера было по времени отдалено от его практического применения. Но есть открытия, которые с самого начала ставят перед ученым вопрос: что ты несешь людям - благо или уничтожение? Физики, работавшие над расщеплением атома, над созданием уранового котла, понимали, что одним из первых результатов их работы будет атомная бомба. А что означала бы атомная бомба в руках Гитлера? Она означала бы гибель человечества, превращение людей в уродов, в рабов. Сознавая свою ответственность, далеко не все немецкие физики согласны были дать атомную бомбу в руки Гитлера. И хотя эта причина была не главной, совсем не главной, это все же была одна из причин, почему в фашистской Германии так и не успели создать атомную бомбу.

Сегодня человек, только он один отвечает за все на земле. Тысячи лет он боролся с природой как с врагом. Теперь он отвечает за нее как старший. Он отвечает за воздух, окружающий нашу планету, за океаны, за леса и реки, за все, что живет в них. Эту свою ответственность человек не может передать никому, потому что только он один наделен высшей силой - силой разума. А значит, поступки его должны быть разумны и человечны.

Кто же этот человек? Это все мы вместе и каждый в отдельности.

Все будущие государственные деятели, которым суждено взять на себя ответственность за судьбы народов, все великие ученые, писатели, философы, имена которых никому еще не известны, - все они сегодня сидят за школьными партами. Не надо думать, что ответственность придет к ним в дальнейшем вместе с порученным делом. Кто не воспитал в себе чувства ответственности в юности, тот не научится этому и в зрелые годы.

Ответственность — это такая вещь, которая не существует сама по себе, а всегда рассматривается в определенном контексте. Некоторые взгляды на ответственность в нашем обществе настолько масштабны, что определить правильное поведение человека довольно сложно. Чем больше ответственность, тем меньше человек способен что-то изменить и повлиять на то, за что он отвечает. Иногда именно для того, чтобы уменьшить свою ответственность, люди намеренно увеличивают масштаб дела таким образом, что потом почти невозможно найти тех, кто отвечает за те или иные события.

Человека можно назвать настоящим и полноценным членом общества только тогда, когда он способен отвечать за то, что он делает. Человек всегда должен отвечать за свое поведение, свои поступки, крепко держать в руках свою судьбу, быть готовым к любым испытаниям, постоянно стремиться к победам в личной жизни.

Ответственность — это обязанность человека перед кем-то или перед чем-то.Например, общественный долг, совесть и честь, жизненная позиция и отношение к окружающим согласно общественных моральных норм и принципов является мерой нашей ответственности перед обществом. Кроме того, каждый нормальный человек должен уметь управлять собой, своим поведением. Самовоспитание также является проявлением ответственности, свидетельствует, что человек уже достаточно зрелая и духовно стойкая личность.

Многие поколения наших предков жило и действовало по девизом «Я отвечаю за все!».Ориентируясь на этот лозунг, они становились настоящими людьми, способными на подвиги ради других людей, ради Родины. Во время Великой Отечественной войны наши соотечественники, потеряв ноги, сражались с врагом, научившись управлять самолетами, а после войны — машинами и тракторами, а потеряв руки не унывали и становились выдающимися писателями, художниками и другими известными людьми.

Следует сказать, что выполнять долг перед семьей, друзьями, окружающими нас людьми, перед Родиной, достаточно сложно. Для того, чтобы избежать ответственности и выполнения обязанностей находится довольно много причин. Бывает, не хочется рано вставать, потому что вчера поздно лег, нет настроения уважать родителей, не хочется выполнять домашнее задание, потому что болит голова, не хочется ничем заниматься, потому что для этого нет соответствующих условий, и тому подобное. Те, кто придерживаются таких взглядов и живут по таким правилам, к сожалению, не понимают, достойные условия для своей жизни должны создавать они сами и в этом состоит их обязанность, этим определяется уровень их ответственности. И только от самого человека зависит, сможет ли он осуществить свои мечты и достичь своей цели.

Человек призван жить так, чтобы ее жизнь была не только на личное благо, а на благо окружающих, на благо своего родного народа, своей Родины. Человек призван отвечать за свои поступки не только перед собой, а перед теми, кого она любит и уважает. А для того, чтобы чувствовать себя Человеком с большой буквы, надо приносить как можно больше радости и счастья в жизни других людей и вместе с тем чувствовать свою ответственность за все свои поступки и свое поведение.