Какой фотоаппарат самый лучший? (2019). Сравнение фотоаппаратов Canon и Nikon

Есть ряд занятий, которые можно делать бесконечно: смотреть на огонь, на воду, щелкать семечки и… сравнивать зеркалки Canon и Nikon. При всех своих различиях между фирмами и фирменными линейками фотоаппаратов, у них много общего (десятки лет конкуренции не прошли даром). В прошлом нашем исследовании мы занимались общим сравнением фирм и их потенциала в плане производства камер . Сегодня мы остановимся на конкретных моделях, выпущенных в начале второго десятилетия XXI века. Итак, лед тронулся…

Сравнение Сanon 600D и Nikon D5100

С небольшим отрывом друг от друга компании-гиганты выпустили в 2011 году зеркалки бюджетного класса, ставшие невероятно популярными в кругу начинающих и опытных фотографов. Цена у аппаратов приблизительно одинаковая.

Прежде чем переходить к сравнению, можем дать вам совет: прямо сейчас отправляйтесь в магазин и попытайтесь просто прикинуть, подержать немного в руках, минимально “поюзать” обе модели. Может статься, что на интуитивном уровне вам какая-нибудь из них придется по вкусу и проблема сама собой отпадет.

Дело в том, что модели являются конкурентами настолько похожими, что просто диву даешься и чтобы вот эту разницу между ними почувствовать, нужно немало попотеть. Второй вопрос - будет ли разница преимуществом или же просто особенностью той или иной модели. Итак, как мы видим, вы продолжаете читать статью. Значит, вопрос остался актуальным.

Вопрос цены и вкуса

Canon, хоть и не столь разительно, но дешевле. И не в последнюю очередь это связано с ценой на комплектующие. Оптика у Nikon всегда стоила дороже, чем у Canon. Тот же кэноновский объектив на 50mm 1.8 стоит в два раза дешевле, что никоновский. Некоторые предпочитают оптику компании Nikon, потому что она, как считается, дает более четкую картинку (впрочем, всегда ли она так нужна, эта четкая картинка?! художественную фотографию, требующую более плавного рисунка, никто не отменял). Динамический диапазон и ISO у Nikon D5100 тоже лидирует перед Сanon 600D.

Зато Canon 600D оснащен встроенным автофокусом (“отверткой”), который есть только у более дорогих моделей Nikon. У Canon D600 к тому же байонет EF-S, под него легко подобрать нужную оптику.

Быстродействие

Одним из определяющих факторов является быстродействие: фотографирование и сохранение фотографий. Чтобы было быстро, эффективно и надежно. Процессор у Canon 600D работает без проблем и сохраняет фотографии как в JPEG, так и в RAW, работает в режиме Live View, он обрабатывает видеоматериал довольно быстро, на максимуме настроек и даже при использовании специальных эффектов. Есть минусы, которые проявляются при серийной съемке (у Nikon, в свою очередь, они не проявляются) - бывает так, что аппарат немного “подвисает” на пару секунд. Последствия такого рода можно предотвратить, если немного уменьшить разрешение итоговых снимков. Совет профессионалов: выставлять 6 мегапикселей, а не 18, как стоит по умолчанию.

Кстати, если брать по мегапикселям, что Nikon D5100 максимально возможное их количество 16, а у Canon EOS 600D - 18. Судя по всему, в плане быстродействия компания Nikon тоже лучше все продумала. В аппарат встроен процессор EXPEED2, он позволяет сохранять снимки сразу. Доля секунды - и можно продолжать фотоохоту дальше. И с серийными съемками, судя по всему, проблем не возникает.

Некоторые пользователи отмечают некоторое притормаживание при съемках видео, на что профессионалы отвечают: “Покупаете и ставите высокоскоростные карты памяти SD (Ultra) и будет вам счастье.

Кроп-фактор

У Canon 600D он идет в значении 1,5, у Nikon - 1,6. Разница совершенно несущественная. У обоих фотоаппаратов матрица типа CMOS. В пределах одной десятой доли фотоаппараты снимают одинаково.

ISO

По заявленным официальным характеристикам диапазон ISO что у Canon, что у Nikon - одинаковый. Но результаты тестирования показывают, что Nikon в плане шумоподавления - лучше. При съемке на высоких значениях ISO (например - 6400) Nikon D5100 показывает себя лучше, чем Canon EOS 600D. Если снизить ISO до 3200, разница существенно снижается, хотя небольшой перевес остается за Nikon. Если снимать не в JPEG, а в RAW, то шумы можно убрать в Photoshop или Lightroom. Глядя на приведенную нами шкалу, можно понять, на каком моменте полезный сигнал превалирует над уровнем шума. Чем более гармонично соотношение сигнала и шума, тем чище изображение. Цифра +6dB значит, что уровень шума меньше в два раза. Расхождение между точками замера и значениями ISO несколько расходятся, вследствие того, что между заявленной производителем чувствительностью матрицы и реальной, существует разница. Теперь давайте отойдем от этих нудных цифр и просто резюмируем: заявленные параметры матрицы и реальные у Сanon 600D и Nikon D5100 - одинаковые, а вот на практике Nikon немножко лидирует. Но проявляется это лишь на завышенных ISO. Как мы уже говорили в другой статье, на экстремальных показателях лучше не снимать вовсе, а искать необходимых баланс эмпирически.

Диапазон выдержек

С этим никаких расхождений у моделей нет. Что у Canon, что у Nikon она в пределах от 1/4000 до 30 секунд.

Съемка видео

И у Сanon 600D, и у Nikon D5100 предельное разрешение 1920/1080. Обе камеры позволяют снимать отличное Full HD видео с хорошим звуком. Только Full HD ролики на Никоне получаются хронометражом в 20 минут максимум, а у Кэнон - всего 12 минут (так как файл не может “весить” больше 4000 Mb.
Вообще, для приличного результата будет достаточно и разрешения HD c параметрами 1280х720, и это существенно расширит хронометраж. У Никона для начала съемок нужно активизировать Live View, после чего нажать кнопку “Запись”. Положение диска с выбором режима в данном случае роли не играет. Canon 600D перед началом съемок переводится в положение “запись видео”, после чего нажимается “Record”.


Также обе модели располагают возможностью делать ролики MPEG-4. Автофокус есть у обеих камер. Что у той, что у другой он не безупречен. Если набить руку и пристрелять глаз, то можно вполне использовать ручную фокусировку. Также что у Сanon 600D, что у Nikon D5100 имеется возможность использования внешнего микрофона.

Почему Canon все же лучше для видео

Продолжаем наше сравнение зеркалок Кэнон и Никон, чрезвычайно популярных в 2011 году, которые и сегодня пользуются спросом. И данный подраздел окажется немного более драматичным, чем предыдущие, где мы, несмотря ни на что, примиряли конкурентов. Существует бесспорный факт, что для съемок видео Canon, в частности - эта модель, более пригоден. В случае с моделью 600D, имеется опция, позволяющая вручную устанавливать экспозицию (спросите у любого профессионала и он вам ответит, почему это хорошо). Ещё Кэнонов модели EOS 600D имеется цифровой зум.

Не спешите плеваться - это в случае с “мыльницами” “зум” считается бонтоном, в случае с DSLR - это дополнительный арсенал выразительных средств. Изображение, полученное с 18 MpX матрицы, вы сможете без потерь растянуть до двухмегапиксельного кропа.

Есть еще одна уникальная опция у Canon 600D. Она заключается в съемке видеоматериала с прытью порядка 60 кадров за секунду, впрочем, так можно делать при съемке обычного HD-видео. Итак, вот очевидные плюсы Canon 600D перед его не менее звездным конкурентом: возможность цифрового зума, скоростной съемки и ручного управления экспозицией.


Сравнение Canon 60D и Nikon D5200

Чтобы сравнить эти две не менее популярные модели, мы провели небольшое исследование и обратились к популярному сайту, где такие сравнения и в чести. Для начала - самое основное. Система автоматического фокуса у Nikon выигрывает. Теперь по остальным параметрам.

Размер сенсора и другое

Размер сенсора у Canon - больше, это говорит в пользу большего качества картинки. А вот точек фокусировки больше у Nikon D5200 (в четыре с лишним раза!), а это значит, что у аппарата более гибкие возможности в плане фокусировки. К тому же, это облегчает поиск более выгодного для фокусировки ракурса на автоматическом режиме. В плане ISO та же ситуация, что и у Сanon 600D и Nikon D5100: у Nikon модели D5200 можно поднимать светочувствительность до более высокого уровня, чем у Canon 60D. Но, как мы уже говорили - можно снимать в формате RAW и спокойно себе редактировать в Photoshop или Lightroom.
Еще один параметр - быстрая серийная съемка при работе с движущимися объектами. Здесь Canon ненамного, но превосходит своего конкурента. Выходное качество картинки (фото и видео) лучше у Nikon. У Canon Этой модели отсутствует стерео-микрофон, который может позволить качественно записывать звук без привлечения внешнего устройства. Есть еще такой показатель как динамический показатель. Так вот, он лучше у Nikon D5200. Что он вообще дает? А дает он на выходе лучшую детализацию предметов, даже если снимать при плохом свете.
Теперь остановимся на тех моментах, на которых Nikon и Canon - равны. И у той, и у той модели есть следящий фокус (он позволяет правильно сфокусироваться, если объект движется). Также Canon 60D и Nikon D5200 оснащены двухступенчатым затвором, который позволяет при полунажатии кнопки спуска фокусироваться, при полном - фотографировать.

Резюмируем

Стало ли вам немного более ясно после нашего мини-исследования? Такое вполне может быть, и все-таки это спор без конца и края. Кто бы ни брался за сравнение зеркальных фотоаппаратов Canon и Nikon, он все равно приходит к выводу, что это дело вкуса. По отдельным параметрам та или иная модель превосходит свой аналог, произведенный другой фирмой. Но она не может превосходить ее во всем, как и в обратном случае.

На сегодня существует шесть видов цифровых фотоаппаратов. Это компактная камера начального класса, компакт, относящийся к верхнему ценовому диапазону, и три зеркалки: зеркалка начального уровня, полупрофессиональная и профессиональная. К шестому виду фотокамер можно отнести системный аппарат, по другому называют беззеркалка. У каждой из них есть свои преимущества и недостатки.

А теперь попробуем сравнить фотоаппараты и расскажем о каждом из них более подробно, и вы сможете сами определиться какой фотоаппарат лучше купить именно для вас.

Цифровые компакты начального уровня

И так начнем с компакта начального уровня. Отличительной особенностью фотоаппаратов этого класса является упрощенная концепция управления. В подобных аппаратах практически никогда не бывает ручных режимов съемки, то есть все настройки фотоаппарат осуществляет сам, практически не оставляя фотографу свободы в настройке параметров. Однако для вас это именно и хорошо, потому что для того чтоб начать снимать не нужно читать умных книг по фотографии. Достаточно включить фотокамеру навестись на объект съемки, провести зумирование, если это необходимо и просто нажать на кнопку спуска.

Технические характеристики современных компактов начального уровня не так высоки как у более старших моделей, однако их вполне достаточно для того что бы снимать фотографии для домашнего альбома и даже печатать их на формате А4. Разрешение матриц у таких фотоаппаратов обычно составляет не менее 7-8 мегапикселей. Кратность зума 3 или чуть больше. И главное неоспоримое достоинство таких фотокамер это их невысокая цена и относительная простота в управлении.

Такие фотоаппараты имеют маленький размер и вес, что позволяет их носить всегда с собой. Поэтому, если вы ищете какой фотоаппарат лучше купить для семейных снимков и вообще для семьи, то можно обратить внимание на камеры этого вида.


Для проведения сравнения фотоаппаратов вот основные характеристики компакта:

Компакты начального уровня:

  • - минимум настроек;
  • - полностью автоматическая съемка;
  • - разрешение около 10 Мп, достаточно для печати фото 20х30 см;
  • - невысокая цена.

Примерная цена такого аппарата 100-300$.

Продвинутые компакты

Эта камера в отличие от фотоаппаратов начального уровня имеет огромное количество ручных настроек. Параметры экспозиции здесь можно выставлять вручную, впрочем, это не означает, что здесь нет и большого числа автоматических режимов и сюжетных программ. Кроме того вместе с подобными аппаратами можно использовать дополнительные аксессуары, как например теле и широкоугольные конвертеры, которые устанавливаются на объектив и даже самые настоящие вспышки, для этого здесь предусмотрен горящий башмак.

Обратите внимание на органы управления фотоаппарата, концепция управления здесь максимально приближена к профессиональным зеркальным аппаратам, то есть для большинства функций здесь предусмотрены отдельные кнопки, что позволяет менять настройки более оперативно, чем, если бы искать их через меню.

Характеристики подобных аппаратов обычно очень не плохие. Это 10-12 мегапиксельный сенсор, 6-кратный или больше объектив высокого класса и 3 дюймовый дисплей. По цене эти фотоаппараты приближаются к младшим моделям зеркалок, однако у них есть одно очень важное преимущество: компакту не надо докупать объектив. Если выбирать, какой фотоаппарат лучше купить для начинающего фотографа, то большинству фотолюбителей эти камеры наверняка подойдут.


Топовые компакты:

  • - полный набор ручных и «творческих» настроек;
  • - концепция управления приближена к зеркальным фотоаппаратам;
  • - высокое разрешение сенсора (не меньше 10 мегапикселей);
  • - качественный объектив с большим зумом;
  • - цена может быть, как у простых зеркалок.

Цена в пределах 200-1000$.

Зеркальная фотокамера начального уровня

Первая из зеркальных камер по техническому совершенству это зеркалка начального уровня предназначенная для начинающих фотолюбителей, которые хотят получать фотографии высокого качества.

Вообще говоря, у зеркальных фотоаппаратов два основных отличий по сравнению с компактами.

  1. Во первых это больший размер матрицы и как следствие меньший уровень шума и более высокий уровень качества фотографий.
  2. А во вторых это возможность устанавливать сменные объективы.

Изначально зеркалки продаются либо в виде корпуса "body", либо в так называемом «китовом» (kit) комплекте с недорогим, как правило, 3 кратным объективом. Дальнейшее развитие парка своей оптики фотографы определяют самостоятельно. Но стоит учитывать тот факт, что стоимость хорошего светосильного объектива может превышать цену самого фотоаппарата. Некоторые покупатели ищут какой фотоаппарат лучше зеркальный или цифровой, но все камеры с матрицей вместо пленки есть цифровыми. В том числе и современные зеркальные фотоаппараты являются цифровыми.

Особенностью моделей этого вида является упрощенное управление и здесь нет горячих кнопок для вызова часто используемых функций, все они спрятаны в меню. Это несколько снижает оперативность управления, но подобная концепция является более удобной и понятной для начинающих фотолюбителей, ничто не отвлекает их внимание.

Кроме того зеркалки начального уровня имеют как правило незначительно урезанный по сравнению со старшими моделями функционал. Но остальные характеристики подобных фотокамер довольно высоки и мало чем отличаются от более дорогих моделей. Здесь разрешение сенсора 10 мегапикселей и большой 2,5 дюймовый экран.

Такой фотоаппарат можно посоветовать для покупки любителю фотографу, который уже желает создавать художественные фотографии. Так же этот вид фотокамер подойдет и для начинающих фотолюбителей.


Зеркалки начального уровня:

  • - максимально упрощенное управление;
  • - матрица большего, чем в компактах размера: выше качество изображения;
  • - возможна несовместимость с некоторыми объективами.

Цена может быть от 400 до 1500$.

Полупрофессиональные зеркалки

Дорогие полупрофессиональные зеркалки отличаются от начального класса более развитым управлением. Для большинства функций здесь предусмотрены отдельные кнопки, которые расположены как на верхней панели, так и сзади. Таким образом, управление становится более оперативным. Такие аппараты имеют большую скорость серийной съемки около 5 кадров в секунду против 3 у любительских зеркалок, что позволяет использовать их для интенсивной съемки, в том числе для репортажа.

Функциональные возможности таких аппаратов намного шире. Например, многие модели поддерживают беспроводную систему управления вспышками от встроенной, имеют больше различных тонких настроек, установка баланса белого по цветовой температуре, изменение чувствительности с меньшим шагом.

В целом начинающему фотолюбителю вряд ли нужны все эти дополнительные возможности, скорее всего ему хватит более простой и дешевой зеркалки. Но в том случае если вы планируете развивать свое фото мастерство или даже зарабатывать фотографией деньги, возможно, вам следует обратить внимание на зеркалки полупрофессионального уровня. Такие фотоаппараты можно даже в некоторых ситуациях купить для профессиональной съемки.


Полупрофессиональные зеркалки:

  • - развитая система управления;
  • - «горячие» кнопки для быстрого доступа ко многим функциям;
  • - возможность тонкой настройки параметров.

Цена 1000-3000$.

Профессиональные зеркальные фотоаппараты

Профессиональные зеркальные камеры от класса полупрофессиональных отличаются еще более высокими характеристиками, возможностью отработки еще более коротких выдержек, большей скоростью серийной съемки до 9-11 кадров в секунду, большим разрешением матрицы, в некоторых моделях оно составляет 22 мегапикселя, иногда большим физическим размером матрицы, вплоть до полного пленочного кадра.

Корпуса таких аппаратов, как правило, являются пыле- и влагозащищенными и изготавливаются они не из пластика, а из метала. В целом их надежность превосходит надежность более простых моделей. Обычно такие фотоаппараты довольно большие и тяжелые.

Вообще говоря, их надо считать скорее инструментом профессионала, чем фотоаппаратом для хобби. Естественно их характеристики впечатляют по сравнению с другими фотоаппаратами, но полностью раскрыть их могут только профессиональные фотографы.

Стоимость таких аппаратов колеблется в диапазоне от 2000$ до 6000$, но многие модели дистигают в цене десятков тысяч долларов. Поэтому в вопросе, какой фотоаппарат лучше купить для профессиональной съемки такие модели могут занять как первое место, если аппарат покупает профессионал, так и последнее, если покупка для любителя фотографа.

Профессиональные зеркалки:

  • - все технические параметры: максимально возможные на данном этапе развития техники;
  • - высочайшая надежность камеры;
  • - пыле- и влагозащищенный корпус;
  • - огромное количество настроек;
  • - крупные размеры и большой вес;
  • - высокая цена.

Цена может достигать несколько десятков тысяч долларов.

Беззеркальные фотоаппараты

Фотокамеры со сменными объективами, но не имеющие в своей конструкции зеркала и называются беззеркальные или по-другому системные. Такие фотокамеры могут иметь матрицу самого разного размера (зависит от модели) и при этом на них можно менять объектив.

Так что они имеют все те преимущества, что и зеркалки (матрица большого размера и сменный объектив). Но при этом они получаются меньше по размеру и весу, ведь у них нет зеркала. По качеству получаемых фотографий они приравниваются к зеркальным фотоаппаратам, во всяком случае, лучшие модели системных фотокамер, но их преимуществом являются вес и размер.

Так что эти фотокамеры могут выбрать для покупки как любители и начинающие фотографы так и профессионалы.



Беззеркальная (системная) фотокамера

Если выбирать какой фотоаппарат лучше купить для путешествий , то можно посоветовать камеру с достаточными характеристиками для создания качественных снимков. Это может быть продвинутый компакт, любая беззеркалка, или зеркальная камера начального уровня. Преимуществом компактов в этом списке может быть их малый размер и вес. Для съемки удаленных объектов желательно иметь объектив с кратностью зума больше 10.

Для системных и зеркальных камер нужно иметь несколько объективов, их можно носить или все сразу или заранее выбрать подходящий объектив, если вы знаете, какие сцены будете снимать. Немаловажно в путешествии иметь запасной аккумулятор, особенно если могут возникнуть вопросы с подзарядкой. Для записи данных о месте фотосъемки можно приобрести камеру с встроенным GPS, а если вы хотите сразу загружать свои фото в интернет, то нужен еще и модуль Wi-Fi.

Если для пленочной камеры главным было качество оптики и затвора, а уже выбором пленки, способов проявки и печати можно было значительно варьировать качество кадров, то у цифровой камеры первое - это матрица: ее, увы, поменять не выйдет.

Немного вспомним физику: при работе на максимальном разрешении каждый физический пиксель соответствует одному пикселю изображения. Чем больше реальные размеры этого пикселя, тем лучше у него будет соотношение сигнал/шум, меньше на качество изображения будут влиять соседние пиксели матрицы и даже ее шлейф (какие-то помехи, особенно в пластиковом корпусе, он всегда будет собирать).

Итак, чем матрица больше, а пикселей на ней меньше - тем лучше. Но тут уже вступает в силу необходимость иметь достаточное их количество, особенно, если Вы планируете печатать снимки в большом формате или публиковать фото в высоком разрешении. Что же касается размера матрицы, то «точкой отсчета» является фуллфрейм, иначе говоря - матрица размеров обычного кадра малоформатной фотопленки, 24*36 мм. Все меньшие матрицы описываются кроп-фактором, соотношением размера к фуллфрейму - то есть, если у ФФ-матрицы кроп-фактор равен 1, то матрица с кроп-фактором 1,5 будет именно в полтора раза меньше. С развитием современных технологий более чем приличное качество обеспечивают матрицы APS-C с кропом 1,5-1,6, Four Thirds (обычно используемые Olympus) и даже дюймовые с кропом 2,7. Меньшие же размеры уже потребуют внимания, особенно столь часто используемые в недорогих компактах 1/2,3” (кроп 6).

Некоторым аналогом фотопленки в цифровой фотографии является формат RAW - по сути в файл при этом сохраняются необработанные данные с матрицы, открывающие широкие возможности редактирования исходника. Съемка в JPEG проще, особенно начинающим фотографам, но часто фото либо пережимается с неизбежной потерей качества, либо «замыливается» программным антишумом, маскирующим низкое качество матрицы.

Текст статьи обновлён: 23.02.2019

Совсем скоро, уже с 14 ноября 2013 года, начнутся продажи нового поколения зеркальной камеры начального уровня Nikon D5300. Стоимость тушки на 300 долларов дороже моего Никон Д5100. Давайте попробуем проанализировать стоит ли овчинка выделки, имеет ли смысл новичку при покупке первой зеркалки заплатить за фотоаппарат без объектива на 300 баксов больше?


По многим параметрам новая модель превосходит мою камеру, а также предыдущую модель D5200 и еще более простую и старую версию D3100. Поэтому, на первый взгляд, у начинающего фотолюбителя ответ на вопрос «какой фотоаппарат купить?» сомнений не возникает: тот, который обладает более совершенными техническими характеристиками. Однако, с учетом моего двухгодичного опыта съемок на зеркальную камеру, я готов оспорить это мнение.

На мой взгляд, такой подход имеет право на жизнь при покупке профессиональных зеркалок, которыми вы будете конкурировать за заказы ваших клиентов. Но Nikon D5300 – это любительская камера начального уровня. И, да не навлеку я гнев маркетологов компании Никон Корпорейшн, начинающему фотолюбителю логичнее было бы потратить минимум денег на «пожилую» модель фотоаппарата и хороший объектив, получить максимально качественную картинку и остаться довольным полученным результатом. А для следования этой логике, как раз новая камера не очень то и подходит. И вот почему…

Сравнение фотоаппаратов Nikon D3100, D5100, D5200 и D5300

Сначала давайте посмотрим, кто есть кто в моем сравнительном обзоре.

Камера Nikon D3100 – младшая модель в линейке зеркальных аппаратов от Никон. Поступила в продажу в 2010 году. Имеет несколько более простые технические характеристики, чем мой D5100 KIT 18-55. Однако с хорошим объективом она способна выдавать картинку лучше моей камеры со штатным стеклом.

Моя зеркалка Nikon D5100 находится в продаже со второго квартала 2011 года. Я приобрел ее в ноябре 2011 года как раз для съемок в самостоятельной поездке в Китай, Гонконг и Филиппины (отзыв о той поездке еще не опубликован в блоге). Но вы можете посмотреть отчет о поездке дикарями за рулем арендованной машины по Шри-Ланке с примерами фоток, снятых на эту связку: камера + китовый объектив AF-S DX VR Zoom-Nikkor 18-55mm f/3.5-5.6G. И вообще, на указанную систему сняты почти все фотографии, полученные до июня 2013, когда я стал покупать дополнительные объективы (телевик Nikkor 70-300, широкоугольник Samyang 14 мм/2,8 и универсальный зум Никкор 17-55/2.8).

Зеркальная камера Nikon D5200 пришла на смену моему старичку в конце 2012 года. До сегодняшнего дня я не вникал в детали технических параметров данной зеркалки, но чуть ниже мы увидим, в чем отличия и имеют ли они существенные преимущества перед Nikon D5100.

Ну и предмет сегодняшнего обзора – новинка Никон Д5300. Продажи стартуют с середины ноября 2013 года. По очень многим параметрам она превосходит перечисленные ранее камеры. Недостаток один – наверняка, вначале продаж магазины будут просить за неё неадекватные деньги.

Зайдем на официальный сайт компании в России и проставим галочки для сравнения параметров камер. Я еще добавил старшую модель D7100 (напрямую сравнивать в статье ее не буду, но в конце пару замечаний сделаю). И еще, прежде, чем мы приступим к обсуждению преимуществ и недостатков каждой фотокамеры, хочу сделать важные замечания:

Как я обрабатываю фотографии для статей

Если интересно, можете почитать В нём мы обсуждаем, чем отличаются форматы JPEG и RAW, какие основные шаги обработки существуют, и в чём разница между Лайтрумом и Фотошопом.

Вам понравилась статья? Хотите получать извещения о новых публикациях? Тогда присоединяйтесь к 657 подписчикам сайта!

* indicates required

  • Следующая публикация Обзор карбонового штатива для фотоаппарата модели Sirui T-2204X с головкой G-20X

комментария 433

    Да, вы правы. Около месяца я уже пользуюсь Nikon D5200 со штатным KIT 18-55. (Навыки фотографии у меня пока на начальном уровне). Только после покупки камеры я более детально ознакомился с основами фотографии и сравнил характеристики данных в вашем обзоре камер и понял, что Nikon D5100 действительно ничем не уступает Nikon D5200. Ведь не все продвинутые возможности используются при съемке в реальности. Спасибо за грамотный обзор.

    • Андрей, спасибо за отзыв! Справедливости ради нужно сказать, что Ваша зеркалка имеет параметры, из-за которых есть повод подумать о приобретении именно её, а не моей модели. Я имею ввиду разрешение матрицы и количество точек фокусировки. Все дело в СПРАВЕДЛИВОСТИ цены. Так, сегодня стали известны цены на Nikon D5300 в самом известном и дешевом магазине фототехники в Екатеринбурге. Ее предлагают за 29990 рублей. Даже дороже, чем я прогнозировал…

    • Сравнение зеркальных камер Nikon D3200 и D5100

      Виталий, благодарю за отзыв.

      Когда мы проводим сравнение моего фотоаппарата Nikon D5100 c камерами, перечисленными в анализе, то все относительно ясно. Моя зеркалка технически лучше, чем Никон Д3100, а цена на обе модели практически не отличается. Две другие камеры имеют несколько более продвинутые технические возможности (часто, спорные), но цена на них неоправданно завышена. Поэтому Nikon D5100 выигрывает по соотношению цена/качество в этом отзыве.

      Когда же мы хотим сравнить Nikon D3200 и D5100, то решить, какой фотоаппарат купить становится значительно сложнее. Такое чувство, что маркетологи компании перешли на работу от сотовых операторов, где составляли запутанные тарифные планы. По крайней мере, все они закончили на отлично курсы «Кручу, верчу, покупателя запутать хочу»! 🙂

      Ответ на вопрос, что выбрать, не столь очевиден. Оба фотоаппарата почти не отличаются по техническим характеристикам.

      • У зеркалки Nikon D3200 матрица имеет большее количество пикселей (24,2 против 16,2), но светочувствительность одинаковая: в диапазоне 100-6400 единиц ИСО.

      С количеством пикселей не все так однозначно. Например, я уже мечтаю перейти на полный кадр. Если вы прочитаете обзоры и отзывы со сравнением Никон Д610 и Nikon D800, то узнаете, что среди фотографов идут жаркие споры. Камера D800 дороже на 20 тысяч рублей. И у нее датчик имеет огромное количество точек (36 мегапикселей против 24,3). Мало того, что не каждый компьютер потянет обработку RAW таких гигантских размеров, так еще и имеется проблема микросмаза. Многие фотографы утверждают, что чем больше количество пикселей при одинаковом физическом размере матрицы, тем выше вероятность микросмаза и требования к объективу. Чтобы получить качественное фото с такой матрицей, нужен объектив высочайшего качества (и цены) и буквально требуется переучиваться, как правильно нажимать на кнопку спуска затвора. У многих владельцев камер Nikon D800 количество бракованных фотографий из-за микросмаза больше, чем на фотках с Никон Д5100.

      • Зеркальный фотоаппарат Nikon D3200 может снимать видео с частой 60 кадров в секунду. Моя камера Nikon D5100 записывает 30 кадров в секунду. Поскольку я почти не снимаю видео на зеркалку, то мне трудно судить. В отчете о самостоятельном путешествии по Мексике за рулем арендованной машины можно посмотреть ролики, снятые на мыльницу в качестве 720px. Видео раньше мне казалось хорошим. Но потом я поехал дикарем, тоже на машине, взятой напрокат по Шри-Ланке, и пару раз снял видео на Nikon D5100 KIT 18-55 в формате 1080px. Качество изображения явно лучше (только настройте в Youtube 1080px при просмотре).

      Этот ролик снят на Шри-Ланке во время самостоятельной экскурсии в Форт Галле (Fort Galle).

      Второй ролик снят во время экскурсии в слоновий приют Pinnawala Elephant Orphanage тоже на Шри-Ланке.

      Как видно, видеоператор из меня еще хуже, чем фотограф… 🙂 Посмотрите больше примеров видео, снятых на мою зеркалку и на Nikon D3200 и решите, какая камера снимает лучше.

      • Светочувствительность у обеих моделей одинакова.
      • Количество точек фокусировки и кадров в секунду при мультисъемке тоже одно и то же.
      • У Nikon D3200 нет брекетинга экспозиции, что не очень удобно при съемке в JPEG.
      • Нет поворотного экрана.

      Цена на обе любительские зеркалки Nikon D5100 и D3200 одинаковая. Вам самому стоит определиться, что важнее: большее количество пикселей в матрице или наличие поворотного экрана.

        Здравствуйте!!! Очень впечатлен вашими фотографиями!!! Прочитав вашу статью хочу остановиться на Nikon D5200, хотя изначально был нацелен на Никон D5300. Подскажите какой объектив будет для меня более универсальным, как для начинающего???!!!

        • Андрей, в статье я уже ответил на Ваш вопрос: я бы рекомендовал для начинающих фотографов объектив Nikon 16-85 mm f/3.5-5.6G ED VR AF-S DX Nikkor. Себе такой собирался купить перед поездкой на Шри-Ланку. По нему много восхищенных отзывов.

          Один из моих читателей (Апис Красноярский) владеет камерой Nikon D5200 с объективом NIkkor 18-105. Говорит, что данное стекло тоже очень нравится.

          Советую посмотреть примеры фотографий по этим двум вариантам. У них удобный диапазон фокусных для новичков.

          И спасибо за комплименты моим фоткам! 🙂

          • А еще подскажите вспышку какую приобрести, или она в комплект входит.

    • Сравнение моделей Nikon D3200, Nikon D3300 и Nikon D3400

      Недавно был анонсирован выход новой модели начального уровня Никон Д3400. Я решил, что некоторым начинающим фотолюбителям, делающим свой выбор при покупке, будет полезно, если я попробую описать, чем они отличаются друг от друга.

      Начнем, пожалуй, с описания того, чем отличаются модели 3*** серии от других типов фотоаппаратов Nikon: все камеры можно разделить на кропнутые и полнокадровые. Модели Nikon D7000, D7100, D7200 и D500, Nikon D5100, D5200, D5300 и D5500, Nikon D3200, D3300 и D3400 относятся к КРОПам, т.е. матрица у них имеет меньший размер, чем у полного кадра.

      В статье о том, как предугадать красивый рассвет (ссылка в тексте обзора выше) мы видели, что все кропнутые модели Никон мало отличаются друг от друга по таким важным параметрам, как динамический диапазон, цветопередача и рабочее ИСО. Так в чём разница между тремя группами кропнутых зеркалок?

      Всё дело в маркетинге: как Nikon, так и Canon (и производители беззеркальных камер Fujifilm, Sony, Samsung) идут по одному пути – создают нормальный, удобный в управлении, с хорошими техническими характеристиками фотоаппарат, а затем создают «младшие» модели, в которых специально ухудшается управление или исполнение.

      Так, премиальная кропнутая зеркалка Nikon D7200, в отличие от любительской Nikon D5500 оснащается «отверткой» (т.е. может работать со старыми объективами Nikon без двигателя), имеет 51 точку фокусировки (против 39-ти у младшего конкурента), имеет большую скорость непрерывной съемки, есть возможность внутрикамерной подстройки точности системы автофокуса (удобно, потому что многие объективы могут промахиваться и требуют регулировки), больше возможностей при съемке с внешними источниками света в студии. У Никон Д7200 имеется пыле- и влагозащита, 2 слота под карты памяти.

      В свою очередь, Никон Д5500 отличается от Никон Д3400 тем, что у неё есть поворотный экран, у неё больше точек фокусировки (39 vs 11), дольше служит батарейка и есть возможность снимать с брекетингом экспозиции. И Nikon D5500, и Nikon D3400 не имеют «отвертки» и не позволяют подстраивать систему АФ внутрикамерно. В отличие от старших моделей, в Никон Д3400 работает только в режиме «включить/выключить» — не предлагается несколько ступеней воздействия на картинку (слабый, средний, сильный).

      При этом, у Nikon D3400, Nikon D5500 и Nikon D7200, параметры матрицы, фактически, идентичны. Т.е., технических препятствий для того, чтобы на Никон Д3400 снять кадр, аналогичный тому, что будет получен на Nikon D7200, нет (если мы говорим о резкости и сочности картинки). По крайней мере, Никон Д3400 с хорошим объективом точно выдаст изображение лучше, чем Никон Д5500 с плохими стеклами. У младших моделей есть неудобства в съемке, которые иногда не позволят снять так же качественно, как на старшие (например, хуже фокусировка в сумерках или меньшая скорость непрерывной съемки приведут к тому, что на Nikon D3400 при фотоохоте на птиц в джунглях будет большая доля нерезких кадров).

      На мой взгляд, модели 3*** серии имеет смысл покупать тем фотолюбителям, кто хочет получить качество картинки лучше, чем с мыльницы, но точно не будет серьезно увлекаться фотоделом, читать книги, обрабатывать снимки и т.п. Тем, кто собирается глубже вникать в вопросы фотографии, лучше приобрести, как я отмечал выше, подержанную кропнутую модель Nikon D7000 с б/у объективом KIT 18-105 или фотоаппарат 5000-й серии.

      Чем же отличаются между собой камеры Nikon D3200, Nikon D3300 и Nikon D3400?

      Ну, в камере Nikon D3300, в сравнении с Nikon D3200, появилась возможность съемки видео в формате Full HD при 60fps (в предыдущей Nikon D3200 видеосъемка со скоростью 25/30fps при разрешении FullHD). Частота непрерывной съемки: 4 vs 5 кадров в секунду. Время работы аккумулятора: 700 против 540.

      Если сравнивать Nikon D3300 и Nikon D3400, то у новинки больше заряд батареи (1200 кадров против 700), убрали микрофонный вход (теперь нет возможности при видеосъемке использовать менее шумный внешний микрофон) и самое главное — больше нет встроенной системы удаления пыли с матрицы путем вибрации, сделать это можно только вручную… В общем, если вы считаете, что емкость аккумулятора имеет важное значение, советую посмотреть цены на Nikon D3200 и Nikon D3400, а затем узнать, сколько стоит дополнительный аккумулятор. Возможно, вы решите, что лучше приобрести Никон Д3200 и батарейку к нему. Тем более, что экономия заряда батарейки, похоже, достигнута за счет снижения мощности встроенной вспышки (ведущее число 7,8 вместо 12,13).

      По сути получается, что Nikon D3400 имеет худшие характеристики, чем Nikon D3300, а стоит дороже.

  1. Андрей, не совсем понял Ваш вопрос по поводу фотовспышки. В фотоаппарате есть встроенная фотовспышка, позволяющая делать достаточно неплохие кадры. Но ее главный недостаток — она делает изображение плоским, так как освещение получается фронтальное.

    Поэтому для более качественного результата можно приобрести внешнюю вспышку. Во-первых, она мощнее. Во-вторых, она позволяет направить свет в потолок, например, и осветить объект съемки непрямым светом. Тогда картинка смотрится намного лучше. И вообще, резкость, цветопередача при съемках с использованием внешней вспышки значительно лучше.

    Но у меня внешней вспышки нет и опыта ее использования тоже. Знакомый купил Speedlight SB-900 от Nikon и результат очень хороший. Себе я собирался купить китайскую вспышку (заказать на ТАОБАО), Yongnuo YN-560 II. С доставкой она вышла бы тысяч пять рублей. Но пока что руки не дошли, так как я редко снимаю людей.

    Еще хочу отметить, что встроенная вспышка хорошо подходит для объектива KIT 18-55, но ее нельзя использовать при фотографировании на мои Nikkor 17-55 и 70-300, так как в кадр попадает тень от объектива. Имейте это ввиду. Если решите купить Nikon D5200 с тем объективом, что я порекомендовал (Никкор 16-85), уточните на форумах или проверьте в магазине, будет ли от него тоже появляться тень в кадре.

    Удачной Вам покупки! И поскорее присоединяйтесь к нашей армии фотолюбителей! 🙂

    Спасибо!!!)) Заказал Nikon D5200. Жду,что приедет в воскресение. Еще раз прочитав вашу статью и немного поразмыслив, пришел к выводу, что хочу научиться снимать людей, а для этого мне нужен фикс Nikon 50mm f/1.8G AF-S Nikkor (как у девушки, чьи работы размещены выше). Правильным ли будет выбор объектива для этих целей, как вы считаете?!

    • Андрей, поздравляю с покупкой! И с тем, что теперь у Вас почти закончились муки выбора.. 🙂 Правда еще много раздумий по покупке объективов, штатива, фотосумки, фильтров и т.п… 🙂 Ответить на вопрос правильно или нет вы сделали, заказав полтинник, можете только Вы сами, когда начнете фотографировать.

      В любом случае, каждый фотограф мечтает иметь в своем наборе стекол — полтинник. Качество картинки потрясающее! Цена — смешная. Конечно, из-за узкого угла им довольно трудно выстраивать композицию. Но я уверен, что Вы быстро научитесь.

      И еще, если уж будет не хватать других фокусных, ну купите тогда Nikkor 18-55 mm F/3.5-5.6 VR бывший в употреблении. Пользованный он стоит 2000-2500 рублей. И, фотографируя им поймете каких еще фокусных расстояний Вам не хватает.

      От всей души желаю Вам порадоваться своей покупке и получить побольше потрясающих кадров!

    • Здравствуйте! Прошу прощения за назойливость, но сам нигде не могу найти информации по светофильтрам для объективов. Какие нужны и какие из них качественные, помогите разобраться, пожалуйста?

      • Андрей, пока светофильтры не покупайте. Полгода хотя бы пофотографируйте и потом примите решение. Тем более, что Вы собрались людей в основном снимать. Для этого вообще фильтры не нужны.


  2. Я хочу вставит свои «пять копеек» по поводу фильтров. Защитный фильтр надо покупать сразу же с покупкой объектива. Этот фильтр защищает не только от воздействия солнечных лучей, но и от царапин.

    • Мне кажется, что фильтры, даже защитные, нужно покупать дорогие или вообще не покупать, чтобы они не портили картинку объектива. Поэтому на китовую линзу Никкор 18-55 ВР или, скажем, полтинник фильтр не имеет смысл приобретать, так как он будет стоить треть от цены объектива.

      Когда я покупал репортажный зум Nikkor 17-55/2,8, то основной аргумент для снижения цены был тот, что у него нет защитного фильтра. Продавец искренне удивлялся: «Зачем он нужен. Я уже второй владелец и посмотрите — ни одной царапинки». По завершению сделки он еще раз поинтересовался, действительно ли я собираюсь покупать к нему UV-фильтр. Я собирался… Но пока не купил и, наверное, уже не буду покупать… 🙂

    Защитные фильтры отфильтровывает ультрафиолетовые лучи, тем самым повышая резкость и контраст фото. Продавец слукавил. Царапины не всегда видны невооруженным глазом. И всегда есть разница: либо вы меняете объектив или вы просто поменяете фильтр. Да и цены не так уж кусаются на UV фильтры. А простые защитные стоят около 700 руб.

    Сергей, наконец-то и я присоединилась к твоим дискуссиям! 🙂 Я полностью согласна со Svetlana. У меня все объективы имеют защитные фильтры. И мне это нисколько не мешает. Наоборот, я чувствую себя более спокойной за своё стекло. Проще поменять фильтр, чем объектив… Когда я брала свой объектив Nikkor 17-55/2.8, то продавец сразу сказал, что это будет кощунство — без защитного фильтра его использовать… 🙂

    Моя старая тушка Nikon D40 уже не устраивала меня: максимальное реально рабочее ISO 400(800), 3 точки фокусировки, матрица 6 мегапикселей практически не дает пространства для кадрирования, иногда хотелось бы использовать возможность съемки видео (но эта функция не критичная). После долгого чтения обзоров пришел к выводу, что для меня фотокамера Никон Д5100 оптимальна и, в принципе, согласен с вашими аргументами.

    Ваш обзор нашел уже после покупки камеры. В принципе, как и вы я согласен с тем, что по соотношению цена/качество D5100- лучший, а на Nikon D5200 и Никон Д5300 слишком задрана цена.

    • Благодарю за Вашу реплику. Честно говоря, когда я писал статью, то не задумывался о том, что на Nikon D5100 могут переходить те, кто уже имеет опыт съемки на зеркалку. Я думал, что люди покупают первую зеркальную камеру и либо остаются с ней навсегда, либо переходят на полный кадр… А о существовании такого сегмента покупателей, как Вы я не задумывался даже… 🙂 На Яндекс Фотки уже можно по запросу «Nikon D5300» увидеть первые кадры первых владельцев. Мне кажется, что подтверждается мнение, которое я высказывал в статье: главное хороший объектив, а камера, даже Nikon D5100, еще способна давать отличный результат. А со штатным объективом Nikon D5300 снимает не лучше… Ну, конечно, не нужно сбрасывать со счетов, что даже не объектив, а тот, кто нажимает кнопку спуска затвора, имеет самое большое значение…

      Надо же, Nikon D40 — аж в 2006 году начали выпускать… Какой у Вас старичок! 🙂 Удачных кадров с новым фотоаппаратом!

    • Какой фотоаппарат выбрать из следующего списка: Nikon D5200, D5300 и Никон Д7000

      Здравствуйте, Сергей!

      Мне кажется, в Вашем случае произвести сравнение этих зеркальных камер можно по следующей схеме.

      Первое: зеркалки Nikon D7000 и D5100 оснащены одинаковыми матрицами. Поэтому в большинстве случаев технически качество картинки будет абсолютно одинаковым. При этом, камера Д7000 имеет опции, делающие ее приятнее для заработка на фотографии: она удобнее для съемки репортажа (например, свадебных мероприятий, спортивных соревнований) и работы в студии (например, свадебная фотосессия с применением нескольких вспышек в качестве источника света).

      К таким опциям относятся:

      • Возможность использования выдержки вдвое короче, чем у младшей камеры (1/8000 секунды).
      • Имеется возможность быстрой синхронизации с внешними вспышками на кратчайшей выдержке.
      • Штатная вспышка, встроенная в камеру может использоваться, как управляющая для внешних.
      • Можно выбрать для фокусировки режим 39 или 11 точек.
      • Скорость фотографирования в режиме мультисъемки самая высокая из камер, представленных в обзоре: до 6 кадров в секунду.

      Кроме того, ряд опций делают в принципе более комфортной работу с Nikon D7000:

      • В видоискателе показывается полноразмерная картинка.
      • Имеется «отвертка». Поэтому камера может работать с широким диапазоном объективов, в т.ч. и с безмоторными.
      • Есть возможность точной настройки фокуса. Если удача Вам отвернется и вы купите объектив с бэкфокусом или фронтфокусом, то вы сможете настроить фокус в камере. В младших моделях зеркалок такой возможности нет.
      • Можно вручную установить значение цветовой температуры в диапазоне от 2500 до 10000 кельвинов (эта функция удобна при съемке в JPEG).
      • Фотоаппарат оснащен двумя гнездами для карт памяти. Вы можете на одну карточку писать видео, на другую - фото. Или на одну JPEG, на другую - RAW. Или дублировать фотки на обе флешки.
      • На корпусе камеры имеется намного больше управляющих кнопок, которыми значительно удобнее и быстрее регулировать режимы съемки.
      • Аккумулятор большей ёмкости.

      Второе. По большому счету, нам с Вами нужно провести анализ все той же тройки: Nikon D5300, D5200 и D5100… И из моей статьи Вы поняли, что я считаю, что наиболее оптимальный вариант по соотношению цена/качество - Никон Д5100. Также, из обзора видно, что по набору технических опций эти три модели практически одинаковы и менее функциональны, чем фотоаппарат Nikon D7000.

      Для наглядности проведем аналогию с арендой автомобиля в самостоятельном путешествии по Европе. Вы решили арендовать Опель Астра в базовой, голой комплектации с двигателем 105 лошадей за 15000 рублей. Доплатив, вы можете взять напрокат машину с таким же движком, но в максимальной версии (антипробуксовочная система ABS, противозаносная система ESP) за 28000 рублей. При движении по городам Европы, возможно, разница в управлении этими транспортными средствами не будет заметна. Но, если Вы отправитесь на машине в горы в гололед или во время дождя, то автомобиль с противозаносной системой будет намного безопаснее и ездить на нём более комфортно.

      Также Вам предлагают арендовать машину этой же модели в базовой комплектации, но с двигателем 115 и 120 лошадиных сил за 26000 и за 30000 рублей соответственно, или взять напрокат Опель Корса за 14000 рублей с движком 80 лошадок (D3100).

      В сравнительном обзоре зеркальных фотоаппаратов от Nikon я пытался сказать следующее: «Ребята, если вы хотите организовать интересное путешествие дикарем по Европе на арендованной машине, то вам хватит машины за 15000 рублей с 105 сильным мотором. Потратьте разницу в цене на полет на воздушном шаре вокруг Эйфелевой башни и посещение Диснейленда под Парижем…»

      Теперь, чтобы принять решение, какую зеркалку выбрать, чтобы получить качественные фотографии, вам нужно ответить на два простых вопроса. Во-первых, будете ли Вы ездить по горам в гололед и дождь (Nikon D7000)? Во-вторых, что Вы считаете лучше: скучная поездка на машине с движком, на 10-15 лошадей более мощным, чем у других моделей (Nikon D5200 и D5300) или красивое путешествие с полетом на воздушном шаре и развлечениями в парке аттракционов?..

      Лично мне сердце посоветовало бы купить Nikon D7000. Но голова была бы категорически против. Если Вы посмотрите фотографии в моем блоге, то увидите, что основной мой жанр - пейзаж. И даже в путешествиях дикарем, я практически не участвую в съемках на экстремальных режимах (наверное, если я пойду фотографировать корриду, скачки на быках и т.п., то я пожалею, что у меня нет Никон Д7000 с мультисъемкой 6 кадров в секунду). У меня нет ни одной внешней вспышки. Я очень дотошно проверял качество объективов перед покупкой (делал пробные фотки, сбрасывал на компьютер и изучал качество), поэтому критической надобности в камерной подстройке фокуса объектива не имею. Три из четырех объективов имеют мотор, поэтому отсутствие «отвертки» не страшно. Мануальный ширик Samyang 14/2.8 меня устраивает и без моторчика. Как я писал в анализе выше, карта памяти на 32 Гб у меня закончилась только один раз в самостоятельной поездке по Китаю, Гонконгу и Филиппинам. Я просто скинул все фотки на жесткий диск вечером и стал снимать далее. Вообще, в отпуске я каждый вечер просматриваю фотографии, удаляю неудачные и копирую качественные на переносной жесткий диск (см. статью «Что подарить фотографу») и нетбук. Поэтому вопросов с необходимостью второй флешки не возникало. Правда, я мало снимаю видео на свою зеркалку Nikon D5100. В первом самостоятельном путешествии я снимал в формате RAW+JPEG FINE. Но уже полтора года использую только формат RAW (NEF), а значит необходимости в настройке цветовой температуры тоже нет (одно движение ползунка в Лайтруме). И, кстати, у семитысячника нет поворотного экрана.

      Представьте, Вам нужно снимать свадьбу. Режимы освещения, сюжеты, объективы меняются стремительно. Чтобы успеть заснять интересные моменты, Вам нужно беспрерывно менять настройки, снимать две тысячи кадров за вечер. Тогда, конечно, в сравнении Nikon D7000 или Nikon D5300, Nikon D5200 или D5100, победит камера более высокого класса.

      А мне голова подсказывает, что для моих условий съемки на разницу 11000 рублей между Никон Д5100 и Д7000 лучше купить новый фикс Nikkor 50/1.8G

  3. Спасибо вам за ответ. Мне было важно узнать мнение профессионала, так как это будет моя первая зеркалка. Я уже решил, что мне подойдет, благодаря вам. Это — Никон Д5100 и объектив.

    • Сергей, благодарю Вас за «профессионала»… Но я любитель, которые пользуется первой зеркалкой чуть больше 2-х лет… 🙂

      Кстати, стоит упомянуть, что многие более опытные фотографы укоряют меня в том, что этот обзор написан с точки зрения того, кто будет фотографировать в RAW. Камеры Nikon D5200 и D5300 имеют более продвинутый процессор. Поэтому, если начинающий фотограф будет снимать только в JPEG, то качество фоток у этих камер может быть немного выше, чем у D5100.

      В статье « » я показывал, что можно сделать с файлом в формате RAW в сравнении с JPEG. Все мои друзья по увлечению фотографией, даже те, кто раньше говорил, что лень заниматься постобработкой, перешли на съемку в NEF. Или, по крайней мере, RAW + JPEG. Понравилась фотка в JPEG — не обрабатывают. Не понравилась — обработали RAW. Как показывает практика, многие фотографы, занимаются постобработкой в 100% случаев, если хотят получить результат выше среднего.

    Здравствуйте Сергей! Вопрос по выбору объектива. С моделью я определился — это, без сомнений, Никон Д5100. Стоит ли мне, как новичку, брать его со штатником Никкор 18-55 или взять тушку без объектива и прикупить к нему более хорошую оптику? Посоветуйте мне, пожалуйста, для портретов и пейзаж + портрет, в основном, хорошую оптику, но не начального уровня. А более достойную (среднячек, не ниже)! Про фиксу я понял, про полтинник! И какой-нибудь не сильно дорогой и чтоб впечатляла фотография! Спасибо вам! Хорошую работу делаете. Будем следить за вашими статьями и далее сами принимать, надеюсь, участие вскоре!

    • Здравствуйте, Сергей! Очень большое Вам спасибо за добрые слова. Честно, приятно! Я уже не могу ничего добавить к тому перечню объективов, который обсуждался в этой статье и в «Примерах фотографий, снятых на Nikkor 70-300». Многие опытные фотографы пеняют мне, что, например, линза 16-85, которую я посоветовал, неоправданно дорога для новичков. Что и Никкор 18-105мм даст картинку не хуже.

      Я бы выбор объектива для начинающих сравнил с советами, какую купить машину новичку. Когда я учился на права, то планировал купить б/у ВАЗ 2109, так как думал «все равно разобью». Но нашелся опытный человек, который сказал: «Сергей, любой разбитый автомобиль так или иначе придется чинить. Водить ты научишься за 1 месяц, а потом будешь страдать, так как захочется ездить на качественной тачке, а через 1 месяц свою девятку не станешь продавать». Он оказался прав.

      Со стеклами та же история. Я уже писал, что своим КИТ 18-55 был доволен до тех пор, пока не увидел фотки с Sigma 18-250. Поэтому советовать KIT 18-55 язык не поворачивается. Если будете его брать, то покупайте подержанный за 2500 рублей и учитесь снимать. Умеренная по цене альтернатива для такого объектива – это Sigma AF 17-50mm f/2.8 EX DC OS HSM и Tamron SP AF 17-50mm f/2.8 XR Di II LD Aspherical (IF) Nikon F. Обе линзы имеют свои преимущества и недостатки. Много копий сломано по поводу качества. В интернете можно найти как отрицательные, так и положительные отзывы владельцев. Я более конкретно сказать по ним ничего не могу, так как вживую не сталкивался. Себе планировал купить Sigma AF 17-50mm/2.8 … Но, как и многие другие фотографы, грешен сомнениями…

      Короче говоря, что я могу посоветовать? Определяйтесь с моделью стекла, находите реальных владельцев и смотрите примеры. Вот Вы меня спрашиваете, стоит ли брать Nikkor 18-55mm F/3.5-5.6G AF-S VR DX Zoom-Nikkor в качестве штатника? Вы прочитали эту статью с примерами фото, снятых на данную связку Nikon D5100 body + КИТ 18-55, посмотрели фотографии с самостоятельной поездки по Мексике, Шри-Ланке и Китаю, снятые на эту же фототехнику. Ответьте тогда на такой вопрос: «Что Вам не нравится в этих фотографиях, что заставляет Вас сомневаться в правильности покупки 18-55 в качестве КИТа?» 😉

    Вставлю свои «три копейки » по поводу китового объектива Nikkor 18-55 мм. Он не то что бы плох. Скорее он для продвинутых любителей уже плох, а для начинающих любителей или просто для людей, кто любит фотографировать особо не заморачиваясь на настройках и качестве картинки, он очень даже ничего.

    • Светлана, соглашусь с Вами. Наверное, еще добавлю, что если купить камеру body и подержанный объектив Nikkor 18-55mm F/3.5-5.6G AF-S VR DX Zoom за 2500 рублей, то это — самый дешевый способ для новичка узнать, какое фокусное расстояние ему больше подходит. Я сам писал, что однажды сел и посчитал, на каких фокусных расстояниях сняты мои фотографии из поездки самостоятельно по Мексике. Оказалось, что подавляющее большинство кадров снято на широком угле, немного меньше на 55, 48 и 35 мм, и очень мало на 24 мм. Исходя из этого я решил, что следующим моим приобретением будет широкоугольник и…. купил телевик Никкор 70-300…. 🙂 Но это из желания получить хорошие кадры во время поездок по национальным паркам. Мне телевика очень не хватало в заповеднике Селестун, где мы наблюдали за фламинго и в Yala National Park, где миллион всякой живности было.

      Здравствуйте, Светлана! По поводу качества картинки (не заморачиваться)… Не согласен полностью, что надо новичку сразу не беспокоиться, по настройкам думаю, что не сразу познаются! По большому счету, объектив дает очень много даже не в руках профессионала! А так спасибо вам за комментарий! Много мнений разных людей — истинна так и рождается! Будем брать без объектива Body, так как цена на него у нас на Дальнем Востоке в Хабаровске — 15300 рублей. К нему планирую уже что-то подобрать. Будем смотреть примеры! Еще раз спасибо за советы вам обоим!

Проблема выбора камеры из бюджетного ценового сегмента всегда особенно остро стоит перед новичками, пытающимися разобраться в многообразии моделей, характеристик и цен. Какой фотоаппарат Canon выбрать? Сэкономить и купить зеркалку подешевле, только с самым необходимым набором функций? Или же выбрать оптимальный вариант по соотношению цена/качество? А может быть, немного доплатить и взять камеру, отвечающую всем требованиям современного фотографа? Выбор в любом случае остаётся за вами. Мы поможем вам разобраться в тонкостях и сделать правильный выбор при покупке фотоаппарата Canon.

Сегодня у нас в большом сравнительном тесте четыре зеркальных фотоаппарата Canon начального уровня: Canon EOS 4000D , Canon EOS 1300D , Canon EOS 2000D и Canon EOS 200D . Каждый из них мы уже протестировали ранее по отдельности.

Основные характеристики моделей начального уровня:

Canon EOS 4000D Canon EOS 1300D Canon EOS 2000D Canon EOS 200D
Датчик APS-C 18 Мп 18 Мп 24,1 Мп 24,2 Мп
Очистка датчика изображения Ручная чистка и получение данных для удаления пыли Ручная чистка и получение данных для удаления пыли Встроенная система очистки EOS
Точки фокусировки 9 9 9 9
Dual Pixel CMOS AF Нет Нет Нет Да
Процессор DIGIC 4+ DIGIC 4+ DIGIC 4+ DIGIC 7
Оптический видоискатель Да (без диоптрийной коррекции) Да Да Да
ЖК-Экран 2,7 дюйма (6,8 см) / прибл. 230 тыс. пикселей 3,0 дюйма (7,5 см) / прибл. 920 тыс. пикселей 3,0 дюйма (7,7 см) / прибл. 1040 тыс. точек sRGB / поворотный, сенсорный
Скорость серийной съёмки 3 кадра/с 3 кадра/с 3 кадра/с 5 кадров/с
Объём буфера, кол-во файлов JPEG: до заполнения карты памяти / RAW: 6 / RAW+JPEG: 5 JPEG:1110 / RAW: 6 / RAW+JPEG: 5 JPEG: 150 / RAW: 11 / RAW+JPEG: 6 JPEG: до заполнения карты памяти / RAW: 11 / RAW+JPEG: 6
Запись видео Full HD 30p Full HD 30p Full HD 30p Full HD 60p
Интеллектуальный сценарный режим Да Да Да Да
Проводные интерфейсы USB, HDMI USB, HDMI, пульт ДУ USB, HDMI, пульт ДУ USB, HDMI, пульт ДУ, стереомикрофон
Беспроводные интерфейсы Wi-Fi Wi-Fi, NFC Wi-Fi, NFC Wi-Fi, NFC, Bluetooth
Встроенная вспышка Да Да (автоматический подъём) Да (автоматический подъём) Да (автоматический подъём)
Творческие фильтры Да Да Да Да
Приложение Photo Companion Да Да Да Да
Габариты, мм 129,0×101,6×77,1 129,0×101,3×77,6 129,0×101,3×77,6 122,4×92,6×69,8
Вес (с картой памяти и аккумулятором), г 436 485 475 453

Как мы видим из таблицы, самой простой моделью в этой команде является Canon EOS 4000D , двумя средними - Canon EOS 1300D и Canon EOS 2000D , а самой продвинутой - Canon EOS 200D . В линейке зеркалок Canon модели с наименьшим индексом всегда имели более высокие характеристики, и тут это очевидно прослеживается. Но почему же тогда у Canon EOS 2000D сенсор изображения с разрешением 24 Мп, а у Canon EOS 1300D - лишь 18 Мп? Попробуем разобраться в ходе знакомства с камерами.

Давайте для начала посмотрим, что их объединяет? Датчики изображения, от которых зависит цветопередача и качество снимков, у этих моделей одинакового формата (APS-C), и они сравнительно крупные - 22,3×14,9 мм. В нашем случае сенсоры отличаются разрешением - 18 или 24 мегапикселя. Во всех моделях они относительно новые, кроме Canon EOS 4000D. Подобный сенсор мы видим в зеркалках Canon далеко не первый год. Насколько он отличается от своих собратьев и отличается ли вообще по картинке, мы ещё оценим.

Сенсоры такого же формата установлены в большинстве любительских и даже полупрофессиональных зеркалок последнего времени. Они обычно способны выдавать высокое качество картинки при съёмке с плохим освещением и эффектно размывать фон при съёмке объектов крупным планом.

Canon EOS 200D / Canon EF-S 18-135mm f/3.5-5.6 IS STM УСТАНОВКИ: ISO 400, F5.6, 1/50 с, 135.0 мм экв.

Canon EOS 200D / Canon EF 70-300mm f/4-5.6 IS II USM УСТАНОВКИ: ISO 1600, F6.3, 1/1000 с, 300.0 мм экв.

Во всех камерах установлен оптический видоискатель, который даёт преимущество при съёмке на ярком солнце и в скорости фокусировки по сравнению со съёмкой с визированием по дисплею. К тому же, в отличие от электронных видоискателей, он не расходует энергию аккумулятора, что положительно сказывается на времени автономной работы. Единственное отличие видоискателя Canon EOS 4000D в том, что он не имеет плавной диоптрийной коррекции (фиксированная -1,0 дптр), и людям с неидеальным зрением может быть некомфортно при съёмке без очков. Правда, можно поискать сменную линзу диоптрийной регулировки серии E с нужной характеристикой.

Отдельно стоит упомянуть про общую для всех камер систему автофокусировки через видоискатель. Она включает 9 фазовых точек автофокуса, которые способны сфокусироваться на чём угодно. Каждую из 9 точек можно выбирать вручную, обеспечивая тем самым высокую точность фокусировки на том объекте съёмки, который интересует именно вас, а не автоматику камеры. Центральный датчик - перекрёстного типа, что обеспечивает повышенную точность фокусировки.

Также все камеры оснащены Wi-Fi-модулем для дистанционного управления камерой и передачи отснятых изображений на мобильные устройства с помощью бесплатного приложения Camera Connect (для iOS и Android). Теперь расскажу подробнее про особенности каждого из фотоаппаратов.

Canon EOS 4000D

Всё в этой модели, начиная с технической начинки и заканчивая меню с подсказками и творческими режимами, говорит нам, что это самая младшая модель линейки и предназначена она для тех, кто только начинает знакомиться с фотографией и хочет максимально быстро начать делать классные снимки с минимальным погружением в технические детали.

Самые важные особенности Canon EOS 4000D:

  • сравнительно старый 18-Мп датчик изображения;
  • 2,7-дюймовый встроенный ЖК-экран с невысоким разрешением 230 тыс. точек;
  • наличие только модуля Wi-Fi для передачи снимков на смартфон и дистанционного управления камерой;
  • оптический видоискатель без диоптрийной регулировки (см. выше);
  • встроенный гид-помощник по функциям камеры.

Canon EOS 4000D - это минимальный набор самого необходимого для первых шагов в фотографии.

Canon EOS 1300D и Canon EOS 2000D

Два брата-близнеца. Мало того, что эти фотоаппараты похожи между собой, так они ещё и от Canon EOS 4000D мало чем отличаются. Я постоянно в процессе подготовки обзора путал их. Боялся не снять какой-либо кадр на обе камеры. Выручал лишь шильдик с названием модели. Различия по сравнению с Canon EOS 4000D носят почти косметический характер.

Основные особенности Canon EOS 1300D и Canon EOS 2000D:

  • более современные датчики изображения: 18 Мп в Canon EOS 1300D и 24,1 Мп в Canon EOS 2000D;
  • ЖК-экран с диагональю 3 дюйма (7,5 см) и разрешением 920 тыс. пикселей;
  • видоискатель с диоптрийной коррекцией;
  • помимо Wi-Fi, есть модуль NFC для быстрого установления связи с устройствами на базе Android;
  • автоматическая вспышка, которая поднимается и срабатывает сама в плохих условиях освещения.

Отличия в картинке, выдаваемой сенсорами Canon EOS 1300D и Canon EOS 2000D , мы проверим чуть позже.

Canon EOS 200D

Что касается Canon EOS 200D , то это уже не младший уровень, а скорее средний класс, которому досталось всё самое лучшее от старших фотокамер.

Особенности и преимущества Canon EOS 200D:

  • технология Dual Pixel CMOS AF для быстрой и точной фокусировки по ЖК-экрану (49 точек АФ);
  • поворотный сенсорный экран с диагональю 3 дюйма и разрешением 1040 тыс. точек sRGB;
  • встроенная система очистки сенсора EOS;
  • более мощный современный процессор DIGIC 7;
  • серийная съёмка до 5 кадров/с;
  • запись видео в формате Full HD с частотой 60 кадров/с;
  • модули Wi-Fi, NFC, Bluetooth.

Но самое важное, что Canon EOS 200D разительно выделяется на фоне своих бюджетных собратьев по точности и оперативности управления съёмкой: технология Dual Pixel CMOS AF и поворотный сенсорный дисплей обеспечивают совершенно иное взаимодействие фотографа с камерой, поскольку возможна мгновенная перефокусировка и даже съёмка одним касанием ЖК-экрана. На зеркалку начального уровня уже мало похоже, не правда ли?