Консультация для родителей детского сада. Удивительные деревья

«Природа учит нас понимать прекрасное.
Любовь к родной стране невозможна без любви к её природе»
К.Г. Паустовский

Эти слова замечательного русского писателя наиболее точно подчёркивают значение природы в нашей жизни. Я считаю, что именно в семье ребёнок может получит первые знания о том, как научиться любить и беречь родную природу.

«Многие из нас любуются природой, но не многие принимают её к сердцу, — писал М.М.Пришвин,- и даже тем, кто к сердцу принимает, не часто удаётся так сойтись с природой, чтобы почувствовать в ней свою собственную душу»

Мы привыкли к тому, что изо дня в день нас окружают растения, животные, светит солнце, разливая вокруг нас свои золотые лучи. Нам кажется, что это было, есть и будет всегда. На лугах всегда будут лежать зелёным ковром травы, будут цвести цветы, раздаваться пение птиц. Но это всё не так. Если мы не научимся сами и не научим своих детей воспринимать себя как часть мира живой природы, то будущее поколение не сможет любоваться и гордиться красотой и богатством нашей родины.

С первых лет жизни у детей формируется начало экологической культуры. Наблюдая за мамой, которая бережно ухаживает за цветами и домашними питомцами, у ребёнка возникает желание самому подойти и погладить кошку или собаку, полить цветы или полюбоваться их красотой.

Дети растут и узнают много нового об окружающем его мире. А именно, что каждое растение, животное, насекомое, птица имеют свой «дом», в котором им хорошо и комфортно.

Обращайте внимание на красоту природы в разное время года, суток и в любую погоду. Учите детей слышать пение птиц, вдыхать ароматы луга, наслаждаться прохладой родника. Ни это ли самая большая радость в жизни человека. Это тот величайший подарок, который нам дарит матушка приро-да.

Зимой обратите внимание детей на красоту деревьев. Полюбуйтесь русской берёзкой, которая покрылась инеем. Прочитайте стихотворение С.Есенина:

Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит берёза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.

Доступно объясните детям, что зимой деревья спят и только мы можем их защитить от холода. Предложите им сделать доброе дело- укрыть корни снегом, чтобы деревья «не замёрзли».

Наблюдайте вместе с детьми за тем, как идёт снег. Отмечайте его свойства (пушистый, белый, холодный и т.д.)

На свежевыпавшем снегу хорошо видны следы. Предложите ребёнку поиграть в игру «Следопыты». По следам на снегу вы можете определить, кто здесь прошёл, кто куда ушёл, чьи они (человека, кошки, собаки, птицы).

Весной природа просыпается. Порадуйтесь вместе с детьми появлением первой травы, первого листочка. Предложите ребёнку поиграть в игру «Найди приметы весны». (Солнце ярче светит, небо голубое-голубое, появились первые цветы и т.д)

Обратите внимание на прилёт перелётных птиц. Объясните детям, что птицам приходится тяжело после долгой зимы и мы можем помочь им: построить скворечники и не забывать кормить их.

Лучший отдых летом – это поездка в лес. Полюбуйтесь деревьями-великанами и зарослями густой травы. Расскажите детям о том, что в лесу можно увидеть редкие растения, которые занесены в Красную книгу. Это ландыш, зверобой, хохлатка. Ни в коем случае нельзя их срывать. Полюбуйтесь их красотой, вдохните аромат. Найдите с детьми лекарствен-ные растения, назовите их, объясните пользу.

Собирая грибы и ягоды, расскажите детям о том, что они нужны не только нам, но и обитателям леса. Некоторыми грибами животные не только питаются, но и лечатся. Вот, например, мухомор. Очень красивый, но ядовитый для человека гриб. А придёт лось и он пригодится ему для лечения. Объясните детям, что грибы нужно срезать ножом, а не рвать вместе с плодоножкой. Через некоторое время на этом месте вырастет новый гриб.

Не заглядывайте в гнёзда птиц- это их дома. Птица может испугаться и покинуть гнездо. Маленькие птенцы останутся без материнской заботы и погибнут.

Безусловно, все понимают, что нельзя разорять гнёзда, муравейники и раскапывать норы.

Не шумите в лесу. Не берите с собой на природу магнитофоны, их можно послушать и дома. И не обязательно на весь лес разговаривать между собой: наслаждайтесь вашим общением с природой. И лес, и звери, и птицы, и даже самый крошечный цветок будут благодарны вам за заботу и внимание.

Мы и природа – одна большая семья. Научите детей видеть красоту родной природы, воспитывайте бережное отношение к ней. Если ребенок будет бережно относиться ко всему, что его окружает — ваше воспитание не пройдёт даром. Они будут внимательны не только к окружающему миру, но и к вам — взрослым.

Консультация для родителей ДОУ это интересно "Удивительные деревья"

Все мы привыкли к виду окружающих нас деревьев и, проходя мимо, не сильно обращаем на них внимание. На территории нашей планеты произрастает неисчислимое множество удивительных деревьев, которые заинтересуют и детей и взрослых!

В Книге рекордов Гиннесса зарегистрировано дерево, обладающее званием самого опасного. Это дерево - манцинелла, центральноамериканское растение, любая часть которого ядовита и способна привести к смертельному исходу. Кора манцинеллы покрыта соком, который при попадании на кожу вызывает ожоги и волдыри, а при попадании в глаза приводит к потере зрения. Фрукты этого дерева называют «яблоками смерти», несмотря на сладкий вкус, есть их очень больно. Даже единственная попытка откусить от смертельного яблока может привести к появлению язв в ротовой полости, а проглотив кусочек фрукта, человек в скором времени умирает от сильного отравления. Даже сжечь манцинеллу нельзя без риска, дым от ее древесины разъедает слизистые оболочки. От него можно потерять зрение или даже задохнуться.

Дерево с цветным стволом, который изобилует всеми красками радуги, называется радужный эвкалипт, Этот яркий эвкалипт постоянно удивляет людей и ученых, поскольку его ствол настолько разноцветный, что можно подумать его специально кто-то разукрасил очень яркими разноцветными красками. Но это совершенно не так. Данный вид эвкалипта сам по себе является природно ярким. Среди самых насыщенных цветов, которые преобладают в этом виде эвкалипта, в основном голубой, оранжевый, зеленый, фиолетовый, коричневый. А самое интересное это то, что ствол каждого дерева имеет свой уникальный узор, который никогда не повторяется. Это как отпечатки пальцев у людей. Радужный эвкалипты произрастают на острове Минданао на юге Филлипинского архипелага, в Южной Флориде и Гавайских островах. У молодых деревьев кора ярко-зеленого цвета, а по мере взросления дерева- кора начинает отходить узкими полосами-и открытые участки приобретают в дальнейшем различные оттенки.


Универсальное дерево Боабаб. Произрастает в Африке и Австралии.Цветы баобаба с приятным запахом мускуса распускаются вечером, опыление происходит ночью, а под утро они опадают. Плоды баобаба, напоминающие по форме толстые кабачки, висящие на длинных плодоножках, весьма вкусны, отличаются высоким содержанием витаминов и минеральных веществ, а по питательности могут быть приравнены к телятине. Снаружи они покрыты ворсистой кожурой. Местное население ценит их за приятный вкус, быстрое усвоение организмом и способность снимать усталость. Семена плода прожаривают, измельчают и используют для приготовления качественного заменителя кофе. Высушенная внутренняя часть плода способна долго тлеть, отгоняя кровососущих насекомых, а зола идет на изготовление масла для жарки, а также мыла. Листья дерева – кладезь полезных веществ. Из них варят супы, делают салаты и холодные закуски. Великолепный вкус молодой спаржи имеют побеги. Баобаб – дерево, цветочная пыльца которого является превосходной основой для изготовления клея. Из пористой коры и мягкой древесины изготавливают бумагу, грубую ткань.


Пушечное дерево растет в Южной Америке, Южной Индии и на островах карибского моря Ствол его покрыт большими, напоминающими пушечные ядра, плодами. На своем стволе дерево может одновременно иметь от двухсот до трехсот плодов диаметром 15–24 см. Плоды весят по несколько килограмм.
Когда созревшие фрукты падают на землю, они часто разрываются издавая звук, похожий на выстрел из пушки. Как и кокосовые орехи, плоды пушечного дерева очень крепкие и тяжелые, они могут причинить серьезную травму любому, кто по неосторожности будет проходить под деревом. Не удивительно, что на деревьях можно часто увидеть табличку с надписью «Берегитесь падающих пушечных ядер». Упав на землю, плод разрушается, выделяя при этом неприятный запах. Правда, некоторых животных он привлекает в качестве пищи.
Цветы Пушечного дерева благодаря приятному запаху часто используют в изготовлении парфюмерии. Из твердой оболочки зрелых плодов делают сувениры, посуду и другую домашнюю утварь.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №1 «Образовательный центр» п.г.т. Стройкерамика муниципального района Волжский Самарской области

структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»

«ЗА ДЕРЕВЬЯМИ РАСТЕТ ЛЕС. ЕГО НАДО ВИДЕТЬ!»

(консультация для родителей)

С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: летним днем они видят солнце и ощущают теплый ветер, зимним вечером с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувствуют, как мороз пощипывает щеки. Дошкольники с упоением собирают камни, рисуют на асфальте мелом, играют с песком и водой: предметы и явления неживой природы входят в их жизнь, являются объектами наблюдений и игры. Это обстоятельство делает возможным систематическое и целенаправленное ознакомление детей с явлениями неживой природы.

В природе все взаимосвязано – растения, животные, почва, реки, воздух находятся в непрерывном единстве: живая природа не может обходиться без неживой. Зелёное растение существует только благодаря тому, что корнями пронизывает землю и впитывает из нее влагу и питательные вещества. Растению нужен воздух – оно дышит; нужна комфортная теплая среда – в таких условиях оно хорошо себя чувствует: растет, цветет, дает плоды и радует глаз человека.

У человека связь с неживой природой еще сильнее, чем у растений и животных. Люди дышат и нуждаются в свежем воздухе, им для жизни и хозяйства необходима вода, но не любая, а только чистая – природная или специально очищенная. Человечество потому и достигло таких высот, что научилось использовать природные ресурсы: добывать уголь, нефть, руду.

Что такое природоиспользование, понятно каждому – это эксплуатация природных ресурсов, их использование в производстве с целью удовлетворения материальных и культурных потребностей людей. Бывает рациональное и нерациональное природоиспользование. Рациональное – это когда природные богатства расходуются экономно, проявляется забота об их восстановлении.

Нерациональное природоиспользование – это хищническое потребление богатств матушки – Природы для получения максимальной прибыли и избыточного удовлетворения потребностей живущего поколения.

Результаты именно такого взаимодействия с природой можно наблюдать в настоящее время. Прямым следствием нерационального природоиспользования являются глобальные экологические проблемы, которые имеются в настоящее время во всех уголках планеты:

  • Загрязнение окружающей среды отходами промышленного и сельскохозяйственного производства;
  • Интенсивное сокращение площади лесов, которые являются «легкими планеты» и обеспечивают кислородом все живущее на ней;
  • Деградация почв – опустынивание, засоление, разрушение структуры;
  • Изменение климата, его потепление, которое грозит затоплением низменной части суши ряда материков; природные катастрофы и т.д.

Можно назвать и другие значимые проблемы. Например, транспортная. Более 70% людей живет в городах и дышит выхлопными газами автомашин, которые переполняют улицы, создают пробки.

Общим печальным итогом сложившегося экологического кризиса биосферы является ухудшение здоровья людей. Выход из сложившейся ситуации может получиться только в том случае, если человечество осознает проблему экологического кризиса и обретет новое мировоззрение, новый сознательный взгляд на взаимодействие общества с природой и изменит практику жизнедеятельности.

Пришло время говорить о предпосылках формирования человека нового типа – «человека устойчивого». Такой человек должен не только стремиться к удовлетворению своих материальных и духовных потребностей, но и понимать сложившуюся в мире экологическую ситуацию, новое воззрение общества на природу. «Человек устойчивый» - это человек новой культуры, осознающий, что для выживания на этой планете, необходима гармонизация отношений с природой, со средой своего обитания, но при этом не утративший специфики ценностей национальной культуры.

Мы взрослые должны понимать сами и прививать с самого раннего возраста своим детям осознание того, что человек, наряду с объектами живой и неживой природы является предметом единой экологической системы. А начинать воспитание данного осознания детей следует с формирования экономно-бережного отношения к рукотворному миру, природным материалам, т.е. с основ правильного природоиспользования.

Особо следует сказать о воде – с ней маленькие дети начинают знакомиться буквально с самого рождения: их купают, они пьют воду, играют с водой, наблюдают, как взрослые используют ее в быту. Именно в этот период у детей надо начинать формировать навыки экономного расходования воды.

Большую роль в жизнедеятельности детей играет деревопродукция – бумага, деревянные предметы. Дети рисуют в альбомах, вытирают рот салфеткой, сами листают книги, их окружают многочисленные предметы из дерева, поэтому их можно познакомить с тем, что эти предметы сделаны из древесины. Экономно расходуя бумагу, бережно обращаясь со стульями, мы сохраняем живое дерево.

Таким образом, прививая детям с самого раннего возраста осознание бережного отношения к предметам окружающего нас мира, мы взрослые сможем способствовать воспитанию «человека устойчивого», который впоследствии наверняка сможет решить все экологические проблемы общества.

Старший воспитатель: Еськова Светлана Геннадьевна


У страны есть богатства немалые,
Недр земных не учесть чудеса,
Но важней очень многих, пожалуй,
Для дыханья Земли – леса!
В них здоровья и мудрости кладези,
В них несказанная краса,
В них источник естественной радости,
Это – жизни основа - леса!

Самая актуальная проблема нашего времени – проблема взаимодействия человека с природой. Этот чрезвычайно важный аспект экологии не может остаться в стороне от участия педагогов.

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности ребенка, его экологической культуры и экологического сознания.

Лес, как большая экологическая система, предоставляет для этого огромные возможности. Общеизвестно, что в последнее время значительно ухудшилось состояние лесов. Этому способствуют лесные пожары, вырубки, загрязнение атмосферы, истощение ресурсов, захламление лесов и т.д. Для того, чтобы лес был здоровым и красивым нужно гарантировать ему защиту.

Проблема заключается в отсутствии экологической культуры и природоохранного сознания.

Причины этому следующие:

  1. Недостаток научных знаний о природе.
  2. Несформированность экологического сознания у детей и родителей.
  3. Отсутствие системы непосредственного общения с природой (прогулки в природу).

Основы характера, жизненная позиция ребёнка закладываются в семье. И чтобы объяснять детям, как беречь природу, чтобы привить им какие-то природоведческие навыки, очень важен личный пример родителей! Их бережное, любовное, заботливое отношение к природе. Задача родителей - воспитать экологическую культуру, бережное отношение к лесу у детей.

Красота родной природы раскрывает красоту человеческого труда, рождает желание сделать свой край ещё прекраснее. Поэтому так важно показать детям как человек оберегает и умножает природные богатства, сколько труда вкладывает, чтобы радовали всех леса.

В воспитании у ребёнка бережного отношения к лесу нет и не может быть мелочей. Сорванные просто так листья с деревьев, обломанные ветки, растоптанный в пылу преследования жучок – всё это при безразличном отношении со стороны взрослых может привести к крайне нежелательным последствиям.

Любовь детей к природе начинается с осмысления её ценностей. Поэтому, прежде всего нужно показать познавательную и эстетическую ценность леса. Благодаря этому со временем и разовьётся бережное, ответственное отношение к окружающей природной среде.

Заинтересовывать ребёнка родители могут самыми разнообразными способами.

Беседуйте с детьми о лесе. Объясните детям необходимость бережного отношения к лесу ради блага всего живого на Земле.

Покажите, что лес – один из источников достатка и благополучия людей, что человек не может сделать материалы лучше тех, что созданы природой.

Приучайте детей не ломать кустарники, не портить деревья.

Систематически объясняйте детям взаимосвязь природы и человека. Учите замечать красоту окружающей природы.

Чаще организуйте совместные с ребенком прогулки в лес.

Поупражняйте детей в выполнении правил поведения в природе:

В лесу надо ходить по тропинкам, т. к. можно наступить на насекомых.

На утоптанной земле дождевым червям трудно делать свои «ходы» и почва не рыхлится, а корни растений «задыхаются» без воздуха и постепенно отмирают.

Нельзя разжигать костры, ломать ветки.

Нельзя в лесу включать громкую музыку т. к. можно спугнуть птицу с гнезда.

Нельзя разорять гнезд птичьих, заглядывать в гнезда, брать в руки яйца, птенцов.

Во время прогулок интересно показать детям растения, занесенные в Красную книгу, познакомить ребят с лекарственными травами, рассказать, почему их так называют. Дети легко запоминают такие названия, как мать-и-мачеха, валериана, подорожник и др. Таким образом, каждый ребенок должен хорошо знать правила поведения в лесу.

Важно создать эмоциональный контакт ребенка с природой: пусть самостоятельно побродит, отыщет что-то необычное, тихо посидит на пригорке, послушает пение птиц или журчание ручья, просто поглядит вокруг себя.

Каждая семья располагает всеми возможностями для того, чтобы пробудить, развить у ребёнка интерес к жизни природы, потребность постоянного общения с ней.

Очень большое значение имеет чтение вслух книг о лесе, жизни лесных обитателей. Вовлекая ребёнка в обсуждение прочитанного, взрослые разъясняют непонятные моменты, направляют его мысли и интересы на жизнь природы.

Экологическое воспитание будет действеннее только в том случае, если в семье существует постоянное, каждодневное общение взрослых с детьми. Не жалейте своего времени на чтение добрых стихов и рассказов о лесе, на прогулки. И тогда ваши дети и во взрослой жизни будут осознанно и заботливо относиться к лесу.

Какими будут наши дети, зависит от нас.

Нужно, чтобы каждый из нас по-настоящему полюбил природу, лесные богатства. Сохранить зелень лесов, солнечный свет и свежий воздух, чистую воду - это значит обеспечить жизнь наших детей, внуков, правнуков. Сберечь наши леса нам должны помочь наши дети.

Лексическая тема : Деревья и кустарники осенью

1. Поиграть с ребенком в игру «Назови 5 деревьев » .

2. Назови дерево ласково , а потом со словами «один» , «два» , «много» .

Дуб – дубок, один дуб, два дуба, много дубов.

Береза - ….

Рябина - …

Осина - …

Сосна - …

3. «Собери гербарий» (добавь нужное слово)

Сорву с дуба….(дубовый лист.

Сорву с клена….(кленовый лист)

Сорву с березы (березовый лист)

4. Отгадай загадку. Обведи по контуру отгадку.

С колпачком на голове,

Будто в путь готовый,

Он скрывается в листве

Дуба золотого. С. Маршак

5. Игра «Есть – нет»

Ребенок произносит вторую часть фразы со слов : «У меня нет….» )

Взрослый : «У меня есть дубовый лист (осиновый лист, кленовый лист, еловая шишка.) »

Ребенок : «У меня нет дубового листа. (осинового листа, кленового листа, еловой шишки.) »

6. Игра «один – много»

Дерево - … .

Куст - … .

7. Измени предложения по образцу :

Он сидит на пне. – Они сидят на пне.

Он бежит по дорожке….

Он поёт песню….

Он идет домой ….

Он колет дрова….

Он собирает листья…

8. Скажи наоборот. (Закончи предложение, а затем повторить его полностью.)

Дерево высокое , а куст (низкий)

Дорога широкая, а тропинка ….

Дуб большой, а рябина….

Орехи крупные, а семечки….

Публикации по теме:

Фотоотчет поделок "Деревья и кустарники" Ольга Завалишина В лесах нашей родины много красивых деревьев. Деревья - наши друзья. Они помогают.

Конспект образовательной деятельности «Деревья и кустарники» Конспект занятия подготовительная к школе группа компенсирующей направленности Тема: «Деревья и кустарники» Цель: Создание социальной ситуации.

Рекомендации для родителей по лексической теме «Зимующие птицы» Тема недели: «Зимующие птицы» Сыграйте с ребенком в следующие игры: 1. «Один – много» (образование множественного числа) Взрослый говорит:.

Уважаемые родители!В период с 12.09.16 по 30.09.16 тема наших занятий "Осень". Цель темы: формировать элементарные представления об осени.

Рекомендации учителя-логопеда для родителей по лексической теме «Насекомые и пауки» в подготовительной к школе группе Лексическая тема: «Насекомые и пауки» 1. Рассмотреть вместе с ребенком картинки насекомых и пауков и напомнить ему, чем они отличаются (можно.

Рекомендации учителя-логопеда для родителей по лексической теме «Рыбы» в подготовительной к школе группе Лексическая тема: «Рыбы» 1. «Отгадай загадки» Он, как дом огромный, Но спокойный, скромный. В море ест и в море спит- Так живет на свете….

Рекомендации учителя-логопеда для родителей старшей группы компенсирующей направленности по лексической теме «Осень» Лексическая тема “Осень. Признаки осени” 1. Ответить на вопросы: - Какое сейчас время года? - Назови осенние месяцы. - Какая погода на.