Мартин лютер кинг - биография, информация, личная жизнь. Мартин Лютер Кинг — Мечтатель из атланты Достижения Мартина Лютера Кинга

Мартин Лютер Кинг: воин слова, сделавший Америку свободнее

Писать об этом человеке одновременно и сложно, и просто. Его короткая жизнь баптистского проповедника была лишена внешне ярких событий и внезапных перемен, что бывает характерным для биографий великих реформаторов, меняющих жизнь страны. Будучи непревзойдённым оратором, он дал жизнь многим ярким и цепляющим фразам, ставшими крылатыми ещё при его жизни. Но одна из них, без сомнения, может дать характеристику всей личности этого человека. «Принимающий зло без сопротивления - становится его пособником». Так сказал удивительный американец, Мартин Лютер Кинг .

Мартин Лютер Кинг - сухие строчки биографии, или маленькая тень большой личности

У Мартина Лютера Кинга есть ещё одна выразительная и мудрая фраза: «Все, что мы видим, является тенью, брошенной тем, что мы не видим». Эту фразу в полной мере можно отнести к биографии проповедника, на первый взгляд, достаточно спокойной и даже заурядной. Но какая жизнь и какие страсти скрываются за этой биографией!

Он появился на свет 15 января 1929 года, в городе Атланта, штат Джорджия . Отец трудился на ниве пасторства в местной церкви, и назвал сына в честь великого немецкого реформатора XVI века, Мартина Лютера. Семья жила в районе, где обитали только чернокожие жители, а для Америки тех времён это значило очень много, если не всё. Расовая сегрегация была для страны привычным явлением.

В 13 лет мальчик, экстерном закончив начальную школу, оказался в лицее при университете Атланты, а уже через пару лет стал победителем конкурса ораторов в штате Джорджия. С тех пор слово стало его главным оружием, которым он владел совершенно виртуозно.

В 1947 году юный Кинг возвратился домой в чине церковного служителя, и стал работать вместе с отцом в знакомом с детства храме. Параллельно учился в колледже на специальности «социология»: здесь в 1948 году стал бакалавром. Немного позже стал бакалавром по богословию, получив его в штате Пенсильвания . Его образование завершилось получением степени доктора теологии в Бостонском университете.

В 1954 году Кинг с женой, с которой познакомился ещё в Бостоне , перебрались в Алабаму . Здесь он получил приход в местной церкви, здесь же, в Монтгомери, у них с супругой родилось 4-ро детей.

В этом городе проповедник всерьёз занялся политической деятельностью, стал видным общественным деятелем.

В 1958 году его ударили ножом, когда Кинг раздавал автографы на улице. Через шесть лет, будучи уже политиком общенационального масштаба, получил Нобелевскую премию мира как человек, внёсший весомый вклад в движение к расовому примирению.

8 марта 1968 года в Мемфисе, во время многотысячного марша, был застрелен снайпером, нанятым его политическими оппонентами.

Вот так можно описать то малое, что видимо всем. А как же выглядит большое невидимое?

Мартин Лютер Кинг - проповедник, политик, борец

Уникальность Мартина Лютера Кинга, как политика и общественного борца, заключается в том, что он был религиозным проповедником. Его непревзойдённые речи, считающиеся вершиной ораторского искусства XX века, были текстами религиозного деятеля, построенными на Библии и других священных писаниях.

Мартин Лютер с детских лет крайне остро и отрицательно воспринимал существующее в США расовое неравенство. Он считал его антихристианским, несправедливым, чуждым настоящей человеческой природе. При этом Кинг выступал исключительно за мирные способы борьбы, будучи сторонником теории ненасилия Махатмы Ганди. Есть неопровержимые сведения, что ему были известны и близки также многие труды и взгляды Льва Толстого, которого сам Ганди считал одним из своих учителей.

В 1960 году проповедник даже специально ездил в Индию, чтобы поближе познакомиться с учением и взглядами Ганди. Речи Кинга были наполнены невероятной энергией и мощью, они покоряли и буквально гипнотизировали людей. Под их влиянием создавались общественные движения, собирались многотысячные протестные демонстрации.

Свою звёздную речь - «У меня есть мечта» - ставшую ораторским бестселлером, разошедшимся на цитаты, Кинг произнёс тёплым августовским днём 1963 года возле мемориала Линкольна в столице США . В Америке она признана лучшей ораторской речью XX века! Во многом благодаря ей проповедник получил премию «Грэмми» в жанре разговорного альбома.

Мартин Лютер Кинг многим людям казался чудаком, наивным человеком, верящим в то, что любовь к ближнему способна превозмочь всё. Он отрицал силу и призывал, в случае надобности, подставить левую щёку, если тебя ударили по правой. Несмотря на кажущуюся слабость, его позиция и несгибаемая вера сумели коренным образом изменить Америку, а сам он завоевал непререкаемый авторитет.

Стоит только упомянуть, что на похороны этого неординарного человека пришло более ста тысяч людей! В честь его Дня рождения - 15 января - третий понедельник этого месяца является сейчас общенациональным праздником США, а епископальная церковь официально признала его мучеником.

Кинг ещё при жизни успел увидеть, как в разных штатах страны один за другим начали отменять законы о расовой сегрегации, являющиеся, по сути, отзвуками той эпохи рабства, которая, казалось бы, давно закончилась в Америке.

Мемориалы Кингу существуют в нескольких странах мира, а в Большой ротонде Капитолия установлен его бюст. Так человечество, и Америка в первую очередь, подчёркивает своё уважение человеку, который, наследуя учение Христа, смог любовью к ближнему сделать окружающий мир лучше и справедливее.

(1929-1968) американский священник и борец за гражданские права

Свою жизнь Мартин Лютер Кинг посвятил борьбе за нрава чернокожего населения и безработных Америки.

Майкл Кинг родился в Атланте, где его отец служил пастором в баптистской церкви. Когда мальчику исполнилось шесть лет, отец изменил его имя на Мартина Лютера в честь основателя протестантизма.

Способности Мартина были замечены в школе, где он намного опережал своих сверстников. Он прошел десятилетнюю программу за восемь лет, экстерном сдал выпускные экзамены и поступил в колледж для цветных, который находился в Атланте.

Закончив его в 1947 году, Мартин Лютер Кинг принял сан священника и стал помощником отца в церкви. Через год он поступил в богословскую семинарию Крозера и в 1951 году стал бакалавром богословия.

Как одному из лучших выпускников, Кингу была предоставлена стипендия для обучения в аспирантуре Бостонского университета, где в 1955 году ему была присвоена степень доктора богословия.

В 1953 году Мартин Лютер Кинг женился и тогда же был назначен священником баптистской церкви в город Монтгомери (штат Алабама). Там Мартин впервые столкнулся с сегрегацией цветного населения. В то время Алабама оставалась единственным штатом США, в котором негры не могли пользоваться общим транспортом с белыми жителями.

По инициативе Кинга в городе был проведен бойкот общественного транспорта цветным населением. 328 дней негритянская община не пользовалась общественным транспортом. Это получило такой резонанс в американской прессе, что в ноябре 1956 года Верховный суд США признал неконституционной сегрегацию негров в Алабаме.

Так началась общественная деятельность Мартина Лютера Кинга. Следующей его акцией стало достижение равноправия негров в сфере образования. Дело заключалось в том, что в некоторых городах Америки негритянские дети не могли учиться в тех же школах, где учились белые дети. По инициативе Кинга в Верховный суд был подан иск против властей американского города Топека. Рассмотрев этот иск, Верховный суд страны вынужден был признать, что раздельное обучение белых и черных также противоречит американской конституции.

Примером для себя Мартин Лютер Кинг считал деятельность Махатмы Ганди. «Ненасильственное сопротивление, - писал Кинг, - единственный метод, оправданный в борьбе за свободу». В 1960 году он посетил Индию, куда его пригласил премьер-министр страны Джавахарлал Неру. Во время этой поездки Кинг еще глубже ознакомился с учением Ганди и стал убежденным сторонником его философии ненасилия.

Несмотря на то что Кинг постоянно подвергался нападениям со стороны расистов, он при каждом удобном случае старался выступать перед негритянскими общинами. Во время одной из своих лекций в сентябре 1958 года Мартин Лютер Кинг был ранен ударом ножа в грудь. В это время он проводил ряд кампаний за уничтожение сегрегации. Он путешествовал по всей стране, о его ораторских способностях писали все американские газеты. Выступления и проповеди Кинга собирали многотысячные толпы его сторонников.

В марте-апреле 1963 года его арестовали и заключили в тюрьму города Бирмингема за нарушение общественного порядка. В это время он написал знаменитое «Письмо из Бирмингемской тюрьмы», в котором изложил свои взгляды. Власти не могли предъявить Мартину Лютеру Кингу никакого обвинения и через пять дней были вынуждены освободить его.

28 августа 1963 года он вместе с другими негритянскими лидерами был принят президентом США Джоном Кеннеди. Выйдя от президента, Кинг произнес речь, рефрен которой «у меня есть мечта» вскоре стал припевом популярной песни об отмене сегрегации.

После убийства Кеннеди президент Линдон Джонсон пригласил Кинга в Белый дом на церемонию подписания закона об отмене сегрегации в общественных местах, а осенью того же года ему была присуждена Нобелевская премия мира.

Естественно, у Кинга было множество врагов. Директор ФБР Эдгар Гувер открыто называл его самым отъявленным лжецом в стране.

В последние годы жизни Мартин Лютер Кинг стал инициатором борьбы не только с расизмом, но и с безработицей. В ноябре 1967 года он объявил о начале кампании в защиту бедняков, которая должна была завершиться демонстрацией в Вашингтоне.

В марте 1968 года, выступая в Мемфисе перед участниками этой демонстрации, Кинг был тяжело ранен снайпером. На следующий день он умер в больнице. Похороны отважного борца за права человека превратились в многолюдную демонстрацию.

В 1986 году бронзовый бюст Мартина Лютера Кинга был установлен в здании Капитолия в Вашингтоне. Он стал первым цветным американцем, удостоенным такой чести. Тогда же конгресс США постановил отмечать день его рождения как государственный праздник.

Мартин Лютер Кинг жил во времена, когда, несмотря на то, что в США уже не было рабовладения, чернокожие граждане считались людьми второго сорта и подвергались различным формам унижения. Несколько сотен лет назад африканцы массово привозились в Америку, они были закованы в цепи и продавались, как рабы.

Мартин Лютер Кинг-младший родился в Атланте в штате Джорджия в 1929 году. Его дед и отец были священниками, а мать учительницей. В семье кроме Мартина было ещё двое детей. При рождении мальчика назвали Майкл Кинг, как и его отца, но после путешествия в Германию, было решено дать ему имя Мартин, в честь религиозного реформатора Мартина Лютера.

Мартин Лютер был профессором теологии и протестантским реформатором в Германии. Он не соглашался с идеей, что свободу от Божьего наказания можно купить с помощью денег.

(Мартин Лютер)

В детстве Кингу нравилось участвовать в спортивных играх, петь в церкви отца и изучать Жития известных чернокожих лидеров. Мартин Лютер Кинг получил высшее теологическое образование, и признан самым выдающимся оратором в истории Америки. Он также был красноречивым поэтом. Всю свою не столь долгую жизнь он посвятил мирной борьбе против расизма и за расовое равноправие. В 1964 году его заслуги были отмечены Нобелевской премией. В 1968 году, во время подготовки «Кампании бедных людей» и оккупации Вашингтона, он был убит, но впоследствии награждён множеством медалей, как это принято у людей (убить и наградить).

В то время афро-американцы были отгорожены от белого населения. Чернокожие часто подвергались унижениям, они должны были учиться в школах для чёрных, уступать место в транспорте белым, не были вхожи в различные учреждения, были ограничены в выборе работы и т.п. Во многих штатах повсюду красовались таблички «Только для белых».

Когда Кинг был маленьким, он дружил с двумя белыми мальчиками, однако впоследствии родители этих детей запретили им общаться с Кингом из-за того, что он был темнокожим.

Однажды он ехал в автобусе со своей учительницей, и водитель приказал им встать, чтобы, согласно законам того времени, уступить место белым пассажирам. Кинг очень сильно разозлился, но по просьбе своей учительницы смирился и не стал нарушать закон. Позднее он говорил, что никогда в жизни не испытывал такого чувства гнева, как во время этого инцидента.

Мартин Лютер был отличным учеником и «перепрыгнул» 9 и 12 класс. В 15 лет он уже учился в колледже Морехаус. Однажды он упрекнул студента за хранение пива в их комнате, так как, по его словам, они вместе «разделяли ответственность как афро-американцы за «тяготы негроидной расы».

В колледже Мартин Лютер влюбился в иммигрантку из Германии, которая работала поваром в столовой, но его отговорили жениться на ней, так как это вызвало бы сильное волнение и шум, как в белом, так и в чёрном сообществе, тем более, в этом случае ему бы уж точно «не светило» стать священником. Позднее он женился на Коретте Скотт, которая получила музыкальное образование в колледже, в их семье родилось четверо детей.

В своих речах Мартин Лютер Кинг говорил, что никогда не намеревался стать политиком. В душе - он пастырь, и как пастырь заботится обо всём человечестве. Он, как и другие активисты, был вдохновлён идеями Махатмы Ганди о ненасилии, и даже отправился в Индию, где в конце своего путешествия сказал: «С тех пор как я нахожусь в Индии, я больше, чем когда-либо прежде, убеждаюсь, что метод ненасильственного сопротивления является самым мощным оружием, доступным угнетенным народам в борьбе за справедливость и человеческое достоинство». Кинг столь уважал Ганди, что даже во время своей речи при вручении Нобелевской премии упомянул его, сказав: «Он боролся только с помощью оружия правды, силы духа, ненасилия и мужества». Считается, что сам Ганди черпал своё вдохновение в труде Льва Толстого «Царство Божье внутри вас».

Кинг также руководствовался эссе «О долге гражданского неповиновения» Генри Дэйвида Торо, американского общественного деятеля, писателя и мыслителя. В 1846 году, выступая против войны, которую США вели в Мексике, Генри Торо демонстративно отказался платить налоги, за что на короткое время был заключён в тюрьму. Будучи сторонником аболиционизма, Торо отстаивал права негров.

(Генри Дэйвид Торо. Википедия)

Кинг, как и Ганди, считал, что применение оружия при высказывании протеста - это всегда признак слабости. Он говорил, что насилие создаёт множество социальных проблем. Однако Кинг считал, что потакание злу и смиренность со злом является не меньшим грехом, чем применение физической силы в знак протеста. «Мирное противостояние не приравнивается к пассивному противостоянию; оно не агрессивно физически, но динамично духовно», - сказал Кинг в одном интервью. Он также утверждал, что, будучи пацифистом, он не является анархистом, как некоторые последователи Толстого. По его словам, так как человечество находится на различных уровнях зла, то разумное применение силы, например, полицейскими, может иметь место.

Автобусные протесты

Мартин Лютер Кинг устраивал многочисленные мирные марши и акции протеста, чтобы добиться равноправия перед законом для всех американцев. В 1955 году была арестована чернокожая женщина по имени Роза Паркс, не желавшая уступать своё законное место в автобусе. Она сидела в секции автобуса сразу за местами «Только для белых», но когда все места для белых были заняты, водитель попросил её встать и уступить место белому пассажиру, но она отказалась. Начались протесты, чернокожие отказывались ездить в автобусах.

Однажды, когда Мартин Лютер Кинг был на очередной встрече, кто-то повредил его дом. Последователи Кинга хотели отомстить, но Мартин убедил их, говоря, что ненависть нужно встречать с добротой. «Автобусный протест» длился почти год. Темнокожие граждане отстояли своё право, и в автобусах отменили секции «Только для белых».

В 1963 году Мартин руководил самым большим маршем в Вашингтоне, за ним следовали более 200,000 человек разных рас. Там он произнёс свою знаменитую речь под названием «У меня есть мечта». «...У меня есть мечта, что настанет день, когда четверо моих детей будут жить в стране, где о них будут судить не по цвету их кожи, а по тому, что они собой представляют», - произнёс в своём выступлении Мартин Лютер Кинг.

Слова его последней трогательной речи с названием «Я видел Землю обетованную» звучат особенно пророчески в свете того, что на следующий день он был убит. Убит, но не забыт, потому что его невероятная смелость, порядочность и чувство справедливости остались навеки в сердцах будущих поколений.

Вот отрывок этой речи:

«...А потом я приехал в Мемфис. И кто-то начал угрожать или повторять чьи-то угрозы. Но что может мне сделать кучка наших сумасшедших белых братьев?

Что ж, я не знаю, что сейчас произойдет. У нас впереди трудные дни. Но меня это не тревожит. Ведь я достиг вершины горы. Поэтому меня не волнуют угрозы. Как и все мы, я хотел бы жить долго.

У долгой жизни есть свои преимущества. Но сейчас меня это не волнует. Я просто хочу исполнить волю Господа. Это Он разрешил мне достичь вершины горы. И я посмотрел вокруг. И увидел Землю обетованную. Возможно, мне не суждено дойти до неё вместе с вами.

Хочу, чтобы вы знали сегодня, что наш народ достигнет этой земли. И я счастлив сегодня. Меня ничто не тревожит. Я никого не боюсь. Мои глаза уже видели величие Господа».

Впоследствии Америка изменилась. Таблички «Только для белых» стали незаконными, и люди всех рас могут посещать те же школы, рестораны, магазины.

Некоторые из афоризмов Мартина Лютера Кинга:

Древний закон «око за око» приведет к тому, что все останутся слепыми. Он аморален, потому что пытается усмирить противника, а не добиться его понимания; он стремится уничтожить, а не привлечь на свою сторону. Насилие аморально, ибо оно наживается на ненависти. Оно разрушает единение и делает невозможным братство между людьми.

Трусость спрашивает - безопасно ли это? Целесообразность спрашивает - благоразумно ли это? Тщеславие спрашивает - популярно ли это? Но совесть спрашивает - правильно ли это? И приходит время, когда нужно занять позицию, которая не является ни безопасной, ни благоразумной, ни популярной, но ее нужно занять, потому что она правильная.

Нация, которая продолжает из года в год тратить больше денег на военную оборону, чем на социальные программы по поддержке населения, приближается к духовной смерти.

Угнетатель никогда не дарует свободу добровольно; угнетаемый должен ее потребовать.

Исследования науки обогнали духовное развитие. У нас есть управляемые ракеты и неуправляемые люди.

Беспорядки - это язык не выслушанных.

Если бы мне сказали, что завтра наступит конец света, то еще сегодня я посадил бы дерево.

Философский взгляд на гражданское неповиновение

Автор попытается рассмотреть принцип гражданского неповиновения с точки зрения своего ограниченного понимания духовного учения Фалунь Дафа. С одной стороны, в отличие от прежних духовных учений, которые основывались в большей степени на идее смирения перед лицом преследования, Фалунь Дафа учит, что практикующие Фалунь Дафа не должны принимать преследование со стороны злых сил, а должны полностью его отрицать. Возможно, как я это вижу, это одно из проявлений «неповиновения» на более высоком уровне, зло не должно быть оправдано и не стоит того, чтобы перед ним смирялись. С другой стороны, практикующие также должны быть законопослушными гражданами, однако, законопослушание, в понимании автора, не обязательно означает полное и беспрекословное смирение и послушание во всём.

Например, после 1945 года был принят всемирный закон о том, что страны не должны нападать друг на друга и начинать войны (имеется ввиду Устав ООН 1945 года и его положение о мирном разрешении международных споров). Это действующий закон, но сколько стран ему следуют? К примеру, если я гражданка какой-то страны, платящая государственные налоги, пользуясь которыми моё правительство нарушает всемирный закон о ненападении на другие страны, то я должна повиноваться законам своей страны и платить налоги, или же должна применить принцип «гражданского неповиновения», осознавая, что мои деньги с налогов пойдут на уничтожение мирного населения других стран? С духовной точки зрения, с одной стороны, войны являются проявлением на Земле изменений небесных знамений, но, с другой стороны, каждый человек ответствен за то, на что он использует свои деньги и ресурсы. Если я дам пожертвование бездомному на улице, а он на эти деньги купит алкоголь или наркотики, но вина за его грехопадение переходит и на меня, потому что это означает, что своим денежным вкладом я помогла ему в его грехопадении.

Пример из личной жизни. Несмотря на давление некоторых людей, я отказалась иметь мобильный телефон, и ни разу в жизни не пользовалась им. Для меня лично, мобильный телефон - это посягательство на моё личное пространство и свободу, уже не говоря о доказанных негативных влияниях на здоровье микроволновых технологий. Другой пример, не так давно мы с мужем оказались в ситуации, когда муж стал безработным, и в нашей семье не было другого источника дохода. Мужу предложили работу, но на ней нужно каждый день, в целях так называемой безопасности, проводить пальцем по аппарату, считывающему отпечаток пальца. Муж посчитал такую тактику негуманной и противоестественной и отказался от этой работы. Это также можно посчитать примером гражданского неповиновения.

В последнее время законы в странах только ужесточаются и всё более посягают на свободу человека. Например, в России на днях принят закон об обязательной вакцинации (прививки) всех детей, без которой они не будут допускаться в школы и детские сады. Это, несмотря на то, что существует уже много доказанных случаев смертей от прививок. Я считаю, что граждане в этом случае могут использовать принцип «гражданского неповиновения» и отказаться от прививок, если посчитают такую медицинскую тактику негуманной или опасной для здоровья своих детей.

Кончено, это лишь примеры личного мнения, и не обязательно все должны им следовать. Экстремальные взгляды на гражданское неповиновение могут привести к революциям, хаосу и беспорядкам. Если совесть подсказывает человеку, как делать правильно или неправильно, то нужно ей следовать, но делать это мирным, ненасильственным путём.

(Скульптура Мартина Лютера Кинга, установленная в 1998 году у входа в Вестминстерское аббатство)

В 1964 году Мартину Лютеру Кингу была присвоена Нобелевская премия мира за успехи в деле демократизации американского общества. Он очень хотел полностью уничтожить расовые предрассудки, чтобы черные и белые люди могли наконец-то сосуществовать в Америке совершенно на равных.


Его отец Майкл Кинг был пастором баптистской церкви в Атланте, штат Джорджия. Однажды в 1934 году отец Майкл поехал путешествовать по Европе, побывал в Германии. Там он познакомился с учением немецкого реформатора Мартина Лютера и настолько был впечатлен его работой, что решил взять его имя себе и своему пятилетнему сыну. С этих пор их звали Мартин Лютер Кинг Старший и Мартин Лютер Кинг Младший. Этим актом Кинг Старший обязал своего сына и себя следовать учению выдающегося немецкого священника и богослова.


Позже преподаватели колледжей и школ отметили, что по способностям Мартин Младший значительно превосходил остальных сверстников. Он сдавал все экзамены на «отлично», хорошо учился, пел в церковном хоре.


В 10 лет он был приглашен на премьеру фильма «Унесенные ветром» и исполнил там песню. В 13 Мартину удалось поступить в лицей при университете Атланты, спустя 2 года стал победителем ораторов, проводимый Афроамериканской организацией Джорджии. Свои выдающиеся способности он в очередной раз доказал, поступив в колледж Морхауз, сдав экзамены средней школы экстерном.


В 1947 году Мартин стал служителем и помощником в баптистской церкви отца Мартина Лютера Кинга Старшего. Учебу он при этом решил не оставлять и на следующий год поступил в теологическую семинарию в Честере, в штате Пенсильвания. Там ему в 1951 году была присуждена степень бакалавра богословия. В Бостонском университете он в июне 1955 года защитил степень доктора философии.

Жизнь после учебы и начало активной деятельности

После окончания учебы, Мартин Лютер принялся . В баптистской церкви в Монтгомери он стал лидером протеста чернокожего населения, выступавшего против расовой сегрегации. Первопричиной стал инцидент, который произошел с чернокожей Розой Паке, когда ее попросили покинуть автобус. Она отказалась это сделать, обратив внимание оппонентов на то, что же равноправная гражданка Америки. Эту женщину поддержало все чернокожее население города. На год был объявлен бойкот всем автобусам. Кинг Младший довел это дело до Верховного суда. Судом сегрегация была признана неконституционной и тогда власти сдались.


Вышеописанная ситуация - это бескровного и ненасильственного сопротивления властям. Далее Мартин Лютер решил бороться за равные права негров, касающихся получения образования. В Верховный суд США был подан иск против властей тех штатов, где черным не давали учиться наравне с белыми. Суд признал правоту этого иска, так как раздельное обучение белых и черных противоречило конституции Америки.

Первые серьезные проблемы и опасность для жизни

Противники объединения черных и белых стали охотиться на Кинга Младшего, так как его выступления собирали тысячи черных и белых людей вместе и были очень эффективны. Он стал для многих влиятельных людей словно кость в горле.


В 1958 году, на одном из многочисленных выступлений его ударили в грудь ножом. Мартина тут же увезли в больницу, спасли его жизнь и после лечения он продолжил агитацию. Его часто показывали по телевидению, писали о нем в газетах. Мартин Лютер стал очень популярным политическим деятелем и лидером, гордостью чернокожего населения совершенно всех штатов.


В 1963 году он арестован и обвинен в нарушении общественного порядка. Попав в тюрьму Бирмингема, его вскоре отпустили, так как не нашли никакого криминала. В этом же году Мартин Младший был принят президентом США Джоном Кеннеди. После встречи с ним, он поднялся на ступени Капитолия и произнес многотысячной толпе свою знаменитую речь, которую все сегодня знают под названием «У меня есть мечта».

Последнее выступление

В 1968 году, во время выступления перед участниками демонстрации в Мемфисе, в него выстрелили и выстрел этот оказался смертельным. В этот момент темнокожая Америка потеряла своего самого верного защитника, мечтавшего о равноправии в стране и отдавшего за это собственную жизнь. С тех пор третий понедельник января отмечается в США как День Мартина Лютера Кинга и является национальным праздником.


Дело Мартина Лютера Младшего продолжила его жена Коретта Скот Кинг. Она продолжила ненасильственное сопротивление сегрегации, дискриминации, колониализму, расизму и т.п.

Кинг Мартин Лютер (1929-1968), американский священник и общественный деятель, один из руководителей борьбы за гражданские права афроамериканцев.

В 15 лет поступил в колледж Морхауз в Атланте, в 1951 г. окончил теологическую семинарию Кроузера в Пенсильвании, а в 1955 г. получил степень доктора теологии в Бостонском университете. В 1954 г. стал священником баптистской церкви на Декстер-авеню в Монтгомери (штат Алабама) и приобрёл широкую известность как борец за гражданские права чёрного населения.

В январе 1957 г. Кинг принял участие в создании «Южной конференции христианского руководства», целью которой была координация усилий правозащитных объединений. Он переехал в Атланту (1960 г.) и полностью посвятил себя работе в этой организации.

В 1960- 1961 гг. Кинг стал инициатором сидячих демонстраций и «маршей свободы»; несколько раз подвергался аресту за нарушение законов, которые считал дискриминационными. Он был высокообразованным человеком и видел в расовой сегрегации (политика принудительного отделения какой-либо группы населения по расовому или этническому признаку) самую острую нравственную и социальную проблему в Америке.

В 1963 г. Кинг написал письмо из бирмингемской тюрьмы (штат Алабама), в котором призывал священнослужителей поддержать борьбу за равные права всех граждан. В 1964 г. в США был принят Закон о гражданских правах негров, а через год - Закон об избирательных правах.

Роль Кинга в ненасильственной борьбе за принятие закона, уничтожившего остатки расовой дискриминации в Соединённых Штатах, отмечена Нобелевской премией мира (1964 г.). Начав свою деятельность как буржуазный либерал, Кинг в последние годы жизни подошёл к пониманию социальной сущности расовой проблемы и необходимости социальных реформ; призывал афроамериканцев к единству действий с белыми трудящимися. В 1968 г. он создал организацию «Кампания бедных людей» с целью объединения бедняков всех рас в борьбе с нищетой.

Кинг был убит 4 апреля 1968 года в Мемфисе (Теннесси) расистом Джеймсом Эрлом Реем.
Массовые негритянские волнения - «апрельские бунты» (April riots), вспыхнувшие после убийства Кинга, были жестоко подавленные властями.