Агенты социализации. Основы социологии

Процесс социализации раскрывается через исследование так называемых агентов социализации , т.е. тех социальных структур(семья, малая группа, коллектив, школа, политические организации, церковь и т.д.), которые составляют социальную среду обитания индивида.

Следует обратить внимание на то, что роль агентов социализации неодинакова на различных этапах процесса формирования социальных качеств и в различных обществах (традиционных и современных, аграрных и индустриальных, восточных и западных, мусульманских и католических и т.д.). Семья многими признаётся в качестве первичного социализирующего коллектива. Однако роль семьи в традиционном обществе более значима, чем в современном. Процессы социализации подвержены влиянию политических режимов. Степень демократичности общества определяется также и тем, насколько процесс социализации индивидов подвержен контролю и воздействию политических властвующих структур.

Поскольку социализация подразделяется на два вида – первичную и вторичную, постольку агенты и институты социализации делятся на первичные и вторичные.

Процесс социализации включает не только тех, кто обучается и усваивает новые знания, ценности, обычаи, нормы. Важной составляющей этого процесса выступают те, кто влияет на процесс научения, в решающей степени формирует его. Их называют агентами социализации. К ним относятся люди и социальные институты. Индивидуальными агентами социализации могут быть родители, родственники, приходящие няни, друзья семьи, учителя, тренеры, подростки, лидеры молодежных организаций, врачи и т.п. В роли коллективных агентов выступают социальные институты.

Агенты социализации – конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей.

Институты социализации – учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его: школа и вуз, армия и милиция, производство и др.

Агенты первичной социализации – родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, близкие и дальние родственники, приходящие няни, друзья семьи, сверстники, учителя, тренеры, врачи, лидеры молодежных группировок.

Термин «первичная» относится в социологии ко всему, что составляет непосредственное, или ближайшее окружение человека. Именно в этом смысле социологи говорят о малой группе как первичной. Первичная среда – не только ближайшая к человеку, но и важнейшая для его формирования, то есть стоящая на первом месте по степени значимости.

Агенты вторичной социализации – представители администрации школы, университета, предприятия, армии, полиции, церкви, государства, сотрудники телевидения, радио, печати, партий, суда и т.д.

Термин «вторичная» описывает тех, кто стоит во втором эшелоне влияния, оказывает менее важное влияние на человека. Контакты с такими агентами происходят реже, они менее продолжительны, а их воздействие, как правило, менее глубокое, чем у первичных агентов. Вторичными группами, и об этом речь пойдет дальше, в социологии называют формальные организации, официальные учреждения. К институтам социализации относятся именно они.

Когда о семье говорят обобщенно, то ее называют институтом социализации, но первичным (как и школу). А когда подразумевают конкретно членов семьи и родственников, употребляют понятие «агенты».

Первичная социализация наиболее интенсивно происходит в первой половине жизни, хотя по убывающей она сохраняется и во второй.

Напротив, вторичная социализация охватывает вторую половину жизни человека, когда, повзрослевший, он сталкивается с формальными организациями и учреждениями, называемыми институтами вторичной социализации: производством, государством, средствами массовой информации, армией, судом, церковью и т.д. Именно в сознательном возрасте они влияют на человека особенно сильно.

Первичная социализация – сфера межличностных отношений, вторичная сфера социальных отношений. Одно и то же лицо может быть агентом как первичной, так и вторичной социализации.

Учитель, если между ним и учеником доверительные отношения, окажется среди агентов первичной социализации. Но если он всего лишь выполняет свою формальную роль, то учитель явится агентом вторичной социализации.

Агенты первичной социализации выполняют каждый множество функций (отец – опекун, администратор, воспитатель, учитель, друг), а вторичной – одну-две.

Среди агентов первичной социализации не все играют одинаковую роль и обладают равным статусом. По отношению к ребенку, проходящему социализацию, родители находятся в превосходящей позиции. Напротив, ровесники равны ему. Они прощают ему многое из того, что не прощают родители: ошибочные решения, нарушение нравственных принципов и социальных норм, бесцеремонность и т.д.

Каждая социальная группа может дать индивиду в процессе социализации только то, чему она обучена или социализирована. Иначе говоря, у взрослых ребенок учится тому, как быть взрослым, а у ровесников – как быть ребенком: уметь драться, хитрить, как относиться к противоположному полу, дружить и быть справедливым.

Малая группа ровесников выполняет важнейшую социальную функцию – облегчает переход от состояния зависимости к независимости, от детства к взрослости. Родители вряд ли научат тому, как быть лидером или добиться господства над другими.

Функции агентов первичной социализации взаимозаменяемы, а вторичной нет. Объясняется это тем, что первые универсальны, а вторые специализированны. Так, например, взаимозаменяемы функции родителей и ровесников. Вторые часто заменяют первых, выполняя их функции социализации. И наоборот. Взаимозаменяемы также функции родителей и родственников, вторые могут заменить первых.

Но этого нельзя сказать об агентах вторичной социализации, поскольку они узко специализированны: судья не может заменить бригадира или учителя. Агенты первичной социализации, напротив, универсальны. В отличие от родителей, закладывающих базисные ценности и долговременные цели, ровесники больше влияют на сиюминутное поведение, внешность, выбор сексуального партнера и мест досуга.

Различие между двумя типами агентов социализации состоит также в том, что агенты вторичной социализации получают деньги за то, что выполняют свою роль, а агенты первичной социализации не получают.

Агенты первичной и вторичной социализации оказывают на личность человека иногда совпадающее, однонаправленное воздействие, а иногда – противоречивое, разнонаправленное. Причем противоречие характеризует дисгармонию между:

    агентами первичной социализации,

    агентами вторичной социализации,

    агентами первичной и вторичной социализации. Если, к примеру, семья учит подростка одним ценностям, а группа сверстников – совсем другим, то между агентами первичной социализации формируется не только конкуренция, но и противоречие.

Другой пример – различие между религиозными ценностями и ценностями бизнеса. Религия учит нас таким нравственным нормам, как помощь близким, учит не обманывать, быть скромными в своих желаниях и потребностях и основное время уделять решению духовных вопросов. Бизнес же требует прямо противоположного: часто он построен на обмане, погоне за материальными ценностями, стремлении выделиться, сделать карьеру. Он вынуждает профессионального бизнесмена посвятить все свое время решению только материальных вопросов, в то время как церковь призывает человека думать о вечном, нематериальном.

В каком-то смысле ровесники и родители воздействуют на ребенка в противоположных направлениях и первые сводят на нет усилия вторых. Родители часто смотрят на ровесников как на своих конкурентов в борьбе за влияние на ребенка.

В глубокое противоречие между собой вступают и два других института социализации – образование и армия. Призыв юношей в армию на два года сразу после окончания школы часто становится барьером на пути образования. Через два года службы в армии знания, полученные в школе, улетучиваются. Происходит переоценка ценностей, может пропасть и мотивация к учебе. Чем больше разрыв между двумя стабильными периодами (школой и вузом), тем глубже кризис и необратимей процесс.

Как уже было указано, личность представляет собой биосоциальное явление. И если биологические особенности передаются по наследству, то социальные качества приобретаются личностью в процессе социализации.

Социализацию можно определить как процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе.

Таким образом, в процессе социализации человек приобретает качества, необходимые для выполнения им социальных ролей.

Процесс социализации является двухсторонним: с одной стороны, это передача обществом индивиду своего опыта, а с другой стороны, это процесс усвоения индивидом общественного опыта.

В социологической науке принято выделять два основных типа социализации:

1) первичная – усвоение норм и ценностей ребенком;

2) вторичная – усвоение новых норм и ценностей взрослым человеком.

Социализация представляет собой совокупность агентов и институтов, формирующих, направляющих, стимулирующих или ограничивающих становление личности человека.

Агенты социализации – это конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и социальным ценностям. Институты социализации – учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его.

В зависимости от вида социализации рассматриваются первичные и вторичные агенты и институты социализации.

Агенты первичной социализации – родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, другие родственники, друзья, учителя, лидеры молодежных группировок. Термин «первичная» относится ко всему, что составляет непосредственное и ближайшее окружение человека.

Агенты вторичной социализации – представители администрации школы, университета, предприятия, армии, милиции, церкви, сотрудники средств массовой информации. Термин «вторичная описывает тех, кто стоит во втором эшелоне влияния, оказывая менее важное воздействие на человека.

Первичные институты социализации – это семья, школа, группа сверстников и т. д. Вторичные институты – это государство, его органы, университеты, церковь, средства массовой информации и т. д.

Процесс социализации состоит из нескольких этапов и стадий.

1. Стадия адаптации (рождение – подростковый период). На этой стадии происходит некритическое усвоение социального опыта, главным механизмом социализации является подражание.

2. Появление желания выделить себя среди других – стадия идентификации.

3. Стадия интеграции, которая может проходить либо благополучно, либо неблагополучно.

4. Трудовая стадия. На этой стадии происходит воспроизведение социального опыта, воздействие на среду.

5. Послетрудовая стадия (пожилой возраст). Данная стадия характеризуется передачей социального опыта новым поколениям.

На каждом этапе социализации на человека оказывают влияние те или иные факторы, соотношение которых на разных этапах различно.

В целом можно выделить пять факторов, оказывающих влияние на процесс социализации:

1) биологическая наследственность;

2) физическое окружение;

3) культура;

4) групповой опыт;

5) индивидуальный опыт.

Биологическое наследие каждого человека поставляет «сырые материалы», которые затем разнообразными способами преобразуются в личностные характеристики. Именно благодаря биологическому фактору существует огромное разнообразие индивидуальностей.

Физическое окружение играет важную роль в формировании личности, так как огромное значение имеют климат, природные ресурсы и другие природные показатели.

Культура каждого общества также оказывает огромное влияние на процесс социализации.

Каждое общество развивает один или несколько личностных типов, которые соответствуют его культуре.

Дьюбойс назвал личность, обладающую характерными для данного общества чертами, модальной. Под модальной личностью понимается наиболее часто встречающийся тип личности, обладающий некоторыми особенностями, присущими культуре общества в целом.

Групповой и личный опыт также включены в процесс социализации.

Каждый человек, согласно Ч. Кули, строит свое «я» на основе воспринятых им реакций других людей, с которыми он вступает в контакт.

Кули определяет три стадии формирования зеркального «я»: наше восприятие того, как мы смотрим на других; наше восприятие их мнения; наши чувства по поводу этого мнения. Каждый личностный опыт уникален, потому что его невозможно повторить в точности.

Картина индивидуального опыта усложняется тем, что личность не просто суммирует его, а интегрирует.

Таким образом, можно сказать, что на процесс социализации оказывают влияние две важнейшие окружающие человека среды: природная и социальная.

В силу того, что социальная среда является объективным условием социализации, составляющие ее элементы также оказывают определенное влияние на этот процесс. Такие элементы общества называются агентами социализации, как уже говорилось, агенты социализации – это люди и учреждения, связанные с ней и ответственные за ее результаты.

Основными агентами социализации являются семья, различного типа общности (коллективы, этносы, народности, классы, социальные слои), общество в целом – все то, что включает в себя и окружает человека.

Каждая сфера социальной жизни (материальная и духовная) участвует в процессе социализации – целенаправленного и ненаправленного воспитания.

Итак, наиболее интенсивно процесс социализации осуществляется в детском и юношеском возрасте.

К моменту достижения личностью своего профессионально-должностного статуса процесс социализации, как правило, достигает определенной завершенности.

Социализация взрослых отличается тем, что это главным образом изменение внешнего поведения (социализация детей – формирование ценностных ориентаций), взрослые способны оценивать нормы (а дети только усваивать их). Социализация взрослых имеет своей целью помочь человеку овладеть определенными навыками. Например, овладеть новой социальной ролью после ухода на пенсию, смены профессии или социального статуса.

Еще одна точка зрения на социализацию взрослых заключается в том, что взрослые постепенно отказываются от наивных детских представлений (например, о непоколебимости авторитетов, об абсолютной справедливости и т. д.), от представления, что существует только белое и черное.

Важным процессом социализации является процесс идентификации.

Идентификация – это процесс усвоения индивидом норм, ценностей и качеств той социальной группы, к которой он принадлежит либо желал бы принадлежать.


| |

Понятие социализации

Данная статья посвящена вопросу социализации и ее агентов, поэтому в первую очередь разберемся в том, что же кроется под понятием социализации.

Определение 1

Социализация определяется как усвоение и овладение человеком общественных ценностей, социальных норм, существующих установок, правил поведения и т.д.

Сущность процесса социализации кроется в трансформации биологического начала человека в социальное, и ее результатом является формирование личности.

Этапы социализации

Социализация длится на протяжении всей жизни человека, а потому принято выделять несколько ее этапов, которые, как правило, связаны с возрастными периодами развития человека:

  • детство
  • подростковый возраст или юность
  • зрелость
  • старость

На эти периоды приходится первичная и вторичная социализация .

Первичная социализация характерна для детства и юности, когда происходит формирование собственного «Я» и личности человека, данный период начинается от рождения человека и заканчивается в зрелом возрасте.

Вторичная социализация характеризуется самореализацией человека, осознанным выбором человека спутника жизни, профессии, окружения и т.д. На данный этап приходится аккумулирование и передача накопленного опыта.

Агенты социализации

Как мы можем наблюдать, и первичная, и вторичная социализация проходит в тесном взаимодействии с обществом и посредством общественных механизмов – агентов социализации.

Первичной и вторичной социализации соответствуют агенты также первичные и вторичные.

Определение 3

Первичные агенты социализации – это близкое окружение человека, которое непосредственно влияет на него.

Сюда мы можем отнести:

  • семью,
  • школу,
  • Интернет,
  • тренеров и одноклассников,
  • учителей и руководителей кружков.

Рассмотрим основных агентов первичной социализации более подробно.

Семья является одним из первых агентов социализации, с которым сталкивается человек. В семье человек приобретает имя и основные навыки взаимодействия с обществом, формирует свои представления о семье и о своей роли в этой семье и обществе в целом, поэтому семья может как помочь социализироваться, так и наоборот.

Если семья гармонична, социальный статус семьи и культурный уровень достаточен для успешной социализации. Неблагополучие семьи ведет к сложностям протекания процесса социализации, формировании неверных представлений о правилах поведения в обществе, отвержении социальных норм и т.д.

Еще одним мощным агентом социализации является школа.

В школе процесс усвоения знаний, правил поведения и норм носит целенаправленный характер. Учителя закладывают знания об обществе и способах взаимодействия с ним, а также здесь человек учится выстраивать социальные отношения с учителем и одноклассниками.

В школе человек оказывается под воздействием сразу нескольких агентов социализации – учителя и сверстников. Ребенок в школе учится объединяться в группы и взаимодействовать там, находить решение, проигрывать различные социальные роли.

Следующий первичный агент социализации – сверстники и друзья. Данный агент социализации отличается от школы неформальностью отношений, а, значит, возможностью изменения правил поведения в дружеской компании. В компании сверстников и друзей ребенок находит понимание независимо от того, как он усвоил и соблюдает общественные нормы. В подростковый период друзья оказывают значительное влияние на человека, конкурируя по степени влияния с семьей, поэтому крайне важно, чтобы в этот период социализации человек находился в благоприятной дружеской компании, которая будет способствовать усвоению и закреплению усвоенных социальных норм и ценностей.

В настоящий момент возросло влияние Интернет сети и СМИ как первичных агентов социализации.

Интернет дает человеку дополнительную свободу самовыражения, а также, посредством виртуальных игр, позволяет ребенку примерить на себя определенные социальные роли. К сожалению, велико число игр с элементами жестокости и насилия, что негативным образом влияет на психическое здоровье формирующейся личности подростка.

Определение 4

Агенты вторичной социализации – это люди и учреждения, которые связаны формально-деловыми отношениями, оказывающие влияние на человека.

К числу агентов вторичной социализации можно отнести:

  • представителей образовательных учреждений,
  • армию и государство,
  • средства массовой информации,
  • представителей власти,
  • партии и т.д.

Если агенты первичной социализации оказывают влияние на уровне межличностных отношений, то прерогативой агентов вторичной социализации являются социальные отношения, поэтому взаимодействия со вторичными агентами социализации менее продолжительны по времени, чем с первичными, а также реже происходят.

Замечание 1

Следует также отметить, что агенты вторичной социализации выполняют строго определенные функции социализации, что вызвано их формализованностью.

Рассмотрим более подробно некоторых агентов вторичной социализации.

Наибольшее значение в нашей жизни в настоящее время можно отвести СМИ, не зря их называют «четвертой ветвью власти». СМИ в короткие сроки способны сформировать определенные общественные ценности, подорвав прежние устои. В современном мире средства массовой информации способны творить революцию. Кинофильмы, радио и телепередачи формируют у нас образы семьи, модели поведения в тех или иных социальных группах.

Поскольку значительный период вторичной социализации приходится на период профессиональной деятельности человека, то следует отметить в этот период работодателя и коллег как агентов. Работодатель как агент социализации имеет мощный инструмент влияния – власть. Коллеги в период профессиональной деятельности также оказывают существенное влияние, поскольку человек вступает в частые взаимодействия с ними, реализуя себя как профессионал.

Назовите любые три при­зна­ка по­ли­ти­че­ской пар­тии как об­ще­ствен­ной ор­га­ни­за­ции и кон­кре­ти­зи­руй­те при­ме­ром каж­дый из них.

Пояснение.

В пра­виль­ном от­ве­те могут быть на­зва­ны и про­ил­лю­стри­ро­ва­ны сле­ду­ю­щие при­зна­ки по­ли­ти­че­ской пар­тии как об­ще­ствен­ной организации:

1) наличие определённой идеологии, си­сте­мы общих ценностей: (На II съез­де пар­тии Z была при­ня­та про­грам­ма партии, от­ра­жа­ю­щая при­вер­жен­ность тра­ди­ци­он­ным ценностям).

2) стремление прий­ти к вла­сти за­кон­ным путем. (Партия R вы­ста­ви­ла своих кан­ди­да­тов на вы­бо­рах де­пу­та­тов му­ни­ци­паль­ных собраний).

3) нацеленность на вы­ра­же­ние ин­те­ре­сов определённых со­ци­аль­ных групп. (Партия Y от­ста­и­ва­ет сни­же­ние на­ло­га на мел­ких и сред­них предпринимателей).

Пояснение.

Могут быть на­зва­ны и про­ил­лю­стри­ро­ва­ны сле­ду­ю­щие виды ду­хов­ных ценностей:

1) Ху­до­же­ствен­ные про­из­ве­де­ния (картина И.Е. Ре­пи­на «Не ждали», поэма А.С. Пуш­ки­на «Руслан и Людмила»).

2) Мо­раль­ные нормы (заповедь «не убий»).

3) На­уч­ное от­кры­тие (периодический закон Д.И. Менделеева).

Могут быть при­ве­де­ны дру­гие примеры.

Пояснение.

1. Уча­стие в ре­ше­ние глобальных проблем.

Для ре­ше­ния экологической про­бле­мы ряд го­су­дарств пришли к соглашению, под­пи­сав Киотский протокол, обя­зы­ва­ю­щий их со­кра­тить выбросы пар­ни­ко­вых газов.

2. Обес­пе­че­ние национальной безопасности, ис­поль­зо­ва­ние вооруженных сил для ре­ше­ния решения задач.

В 2003 г. США с со­юз­ни­ка­ми разработали опе­ра­цию "Шок и трепет", при осу­ществ­ле­нии которой с по­мо­щью вооруженных сил был сверг­нут режим С. Хусейна.

3. За­щи­та и под­держ­ка экономических ин­те­ре­сов страны.

Для за­щи­ты своих эко­но­ми­че­ских интересов, со­зда­нии единого эко­но­ми­че­ско­го и та­мо­жен­но­го пространства между Россией, Бе­ло­рус­си­ей и Ка­зах­ста­ном был со­здан Таможенный союз.

4. От­ста­и­ва­ние интересов в меж­ду­на­род­ных организациях.

Россия, как по­сто­ян­ный член Со­ве­та Безопасности ООН, за­бло­ки­ро­ва­ло решение Совета, про­ти­во­ре­ча­щее ее интересам.

Могут быть при­ве­де­ны другие примеры.

Источник: ЕГЭ по об­ще­ст­во­зна­нию 05.05.2014. До­сроч­ная волна. Ва­ри­ант 2.

Автор утверждает, что аген­тов со­ци­а­ли­за­ции су­ще­ству­ет так же много, как со­ци­аль­ных групп. Ис­поль­зуя факты об­ще­ствен­ной жизни и лич­ный со­ци­аль­ный опыт, на­зо­ви­те любые три со­ци­аль­ные группы, не ука­зан­ные в тексте, и про­ил­лю­стри­руй­те при­ме­ра­ми со­ци­а­ли­зи­ру­ю­щее воз­дей­ствие на ин­ди­ви­да каж­дой из них.


Под агентами социализации мы будем понимать группы и социальные контексты, в рамках которых совершаются процессы социализации. Во всех культурах семья является для ребёнка основным социализирующим агентом. Однако на более поздних стадиях жизни вступает в действие множество других агентов социализации.

Громадное количество исследований было посвящено анализу влияния определённых типов телевизионных программ на социальные установки детей и взрослых, однако окончательные ответы не получены. Нет единого мнения, например, по вопросу, в какой степени показ насилия вызывает агрессивное поведение у детей. Но не подлежит сомнению, что средства массовой информации оказывают глубочайшее воздействие на установки и мировоззрение людей. Они передают всё то многообразие информации, которое невозможно получить иным способом…

В наше время лишь незначительная часть обществ, в том числе среди традиционных культур, осталась вне поля действия средств массовой информации. Средства электронной коммуникации доступны даже совершенно неграмотным; в самых удалённых регионах третьего мира нередко можно найти людей, у которых есть радиоприёмники или телевизоры.

Агентов социализации существует так же много, как групп и социальных контекстов, в которых индивиды проводят сколько-нибудь значительную часть своей жизни. Работа во всех культурах является важнейшим окружением, в котором происходит процесс социализации, хотя только в индустриальных обществах огромное число людей «ходят на работу», т.е. каждый день проводят несколько часов на рабочем месте, отделённом от дома. В традиционных обществах многие обрабатывают землю вблизи того места, где живут, или работают в мастерских на дому. «Работа» в таких обществах не является столь выделенной среди остальных видов деятельности, как это характерно для большей части рабочей силы на Западе. В индустриальных странах начало «хождения на работу» подразумевает гораздо бóльшие изменения в жизни человека, чем начало трудовой деятельности в традиционных обществах. Обстоятельства работы выдвигают непривычные требования, вынуждая человека принципиально менять мировоззрение и поведение.

Хотя местная община, как правило, влияет на социализацию в современных обществах в гораздо меньшей степени, чем при других типах социального устройства, полностью её влияние исключать нельзя. Даже в крупных городах имеются сильно развитые группы и организации жителей (добровольные общества, клубы, церкви), которые оказывают огромное воздействие на мысли и действия тех, кто принимает участие в их деятельности.

Э. Гидденс

Пояснение.

В пра­виль­ном от­ве­те долж­ны быть на­зва­ны со­ци­аль­ные груп­пы и при­ве­де­ны со­от­вет­ству­ю­щие примеры:

1) од­но­класс­ни­ки (например, уче­ни­ки тре­бу­ют от сво­е­го одноклассника, чтобы он со­блю­дал дис­ци­пли­ну на уроке и не мешал им заниматься);

2) эт­ни­че­ская груп­па (например, ребёнка обу­ча­ют на­ци­о­наль­но­му языку, на­ци­о­наль­ным тра­ди­ци­ям и танцам);

3) дру­зья (например, че­ло­век учит­ся стро­ить от­но­ше­ния по пра­ви­лам взаимовыручки).

Могут быть на­зва­ны дру­гие группы, при­ве­де­ны дру­гие примеры.

Источник: ЕГЭ по об­ще­ст­во­зна­нию 08.05.2014. До­сроч­ная волна, резервный день. Ва­ри­ант 201.

Пояснение.

Могут быть на­зва­ны сле­ду­ю­щие при­зна­ки де­мо­кра­ти­че­ско­го государства:

Вы­бор­ность ор­га­нов управления. Пример: На­се­ле­ние стра­ны В. участ­ву­ет в вы­бо­рах президента

На­ли­чие у на­се­ле­ния де­мо­кра­ти­че­ских прав и свобод. Люди вышли на де­мон­стра­цию в за­щи­ту своих интересов.

Де­ле­ние вла­сти на ветви. За­ко­но­да­тель­ную власть в РФ пред­став­ля­ет Фе­де­раль­ное Собрание.

Источник: РЕШУ ЕГЭ - Пред­эк­за­ме­на­ци­он­ная ра­бо­та 2014 по обществознанию.

Пояснение.

Почетная грамота, го­су­дар­ствен­ные награды;

Повышение в должности;

Премирование;

Элементы от­ве­та могут быть при­ве­де­ны в иных, близ­ких по смыс­лу формулировках.

Источник: ЕГЭ по об­ще­ст­во­зна­нию 30.03.2016. До­сроч­ная волна

Какие институты (организации, группы), кроме семьи, участвуют в социализации личности? Назовите любые три института (организации, группы) и приведите пример влияния каждого из них на социализацию личности.

Пояснение.

В правильном ответе должны быть названы институты (организации, группы) и приведены соответствующие примеры, допустим:

1) школа (первоклассник учится соблюдать дисциплину в классе, выполнять домашние задания);

2) компания друзей (от друзей человек узнаёт о важных событиях, новинках музыки и кино, получает житейскую информацию);

3) СМИ (распространяя информацию о различных событиях в стране и мире, публичных персонах, СМИ влияют на формирование общественного и индивидуального сознания).

Могут быть названы другие институты (организации, группы), приведены иные примеры

Пояснение.

В ответе могут быть названы и проиллюстрированы следующие виды социальных норм:

1) обычаи и традиции (например, традиция наряжать ёлку на Новый год);

2) правовые нормы (например, переходить улицу по пешеходному переходу);

3) моральные нормы (например: «Поступай с другими так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой» и т. п.).

Могут быть названы другие виды норм, приведены другие примеры

Пояснение.

В правильном ответе должны быть названы источники права и приведены соответствующие примеры, допустим:

1) правовой обычай (например, судебные поединки у варварских народов Европы или обычай кровной мести);

2) нормативно-правовой акт (например, конституция, указ главы государства, постановление правительства);

3) нормативный договор (например, договор дарения, межцународный договор о дружбе и сотрудничестве).

Могут быть названы иные источники права, приведены другие примеры

Пояснение.

В правильном ответе должны быть названы и проиллюстрированы примерами конкурентные преимущества фирмы:

1) высокое качество выпускаемой продукции (например, тепличное хозяйство поставляет в супермаркеты города овощи и выигрывает y конкурентов за счёт свежести своей продукции, привычного для потребителей вкуса овощей, отсутствия обработки овощей консервантами);

2) привлекательность внешнего вида продукции (например, женщины в стране Z предпочитают мобильные телефоны ярких расцветок с различными украшениями телефонам «стандартных» цветов, поэтому производители ярких телефонов выигрывают у своих кон-курентов);

3) отличный сервис (например, компания по изготовлению металлических дверей, в отличие от конкурентов, предлагает клиентам сервисные услуги на всё время эксплуатации двери);

4) удобство расположения офиса (например, предприниматели города Z стремятся арендовать помещения в торговых центрах, расположенных y станций метро).

Могут быть названы иные конкурентные преимущества, приведены другие примеры

Основу экономики в стране Z составляют микроэлектроника, телекоммуникации, робототехника, производство материалов с заранее заданными свойствами, биотехнологии и др. Всё больше трудоспособного населения находит работу в сфере услуг. Какой тип общества складывается в стране Z? Назовите любые три признака, соответствующих этому типу общества, не упомянутых в тексте задания.

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) тип – информационное (постиндустриальное) общество;

2) признаки, например:

– информация (знания) становится ведущим фактором производства;

– растёт удельный вес «среднего класса»;

– созданы необходимые условия для непрерывного образования.

(Могут быть названы другие признаки.)

Повторение указанных в тексте задания признаков не засчитывается при оценивании

Источник: ЕГЭ 2016 по обществознанию. (часть С, вариант 419)

Конституция провозглашает государство Z демократической федеративной парламентской республикой.

Назовите любые три признака формы правления государства Z.

Пояснение.

В правильном ответе могут быть названы следующие признаки:

1) высшие органы государства избираются гражданами государства на определённый срок;

2) правительство формируется на парламентской основе (обычно парламентским большинством);

3) правительство ответственно перед парламентом;

4) правительство правомочно управлять государством лишь тогда, когда оно пользуется доверием парламента;

5) в полномочия парламента, помимо законодательства, входит контроль за правительством;

6) премьер-министр формально назначается президентом, но это может быть только глава фракции или коалиции, имеющей парламентское большинство.

Признаки могут быть сформулированы иначе

Источник: ЕГЭ 2016 по обществознанию. (часть С, вариант 513)

Пояснение.

В правильном ответе должны быть названы виды экономической деятельности и приведены соответствующие примеры, допустим:

1) производство (например, кондитерский цех изготавливает 30 наименований тортов и пирожных);

2) распределение (например, продукция автоконцерна доставляется в сотни автосалонов по всему миру / в компании по производству бытовой техники работники получают доход в виде заработной платы, а собственники получают дивиденды);

3) обмен (например, гражданка купила молоко в фирменном магазине молокозавода);

4) потребление (например, гости ели торт, купленный в магазине). Могут быть приведены другие уместные примеры


Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Обыденное знание можно определить как всю совокупность знаний, полученных индивидом благодаря его жизненно-практическому опыту, которая не имеет строгой структуры и не требует для своего усвоения специальной подготовки, а также является общим достоянием всех членов общества и передаётся от поколения к поколению. Обыденное, или житейское, знание основано на повседневном опыте, хорошо согласовано со здравым смыслом и во многом с ним совпадает...

Если говорить о связи обыденного знания и науки, то следует отметить, что обыденное знание не стоит рассматривать только как антитезу научно- теоретическому знанию (мышлению), хотя в определённом смысле они, конечно же, противостоят друг другу. Во-первых, обыденное знание является неспециализированным, повседневным знанием, в то время как знание научное есть продукт специализированный, профессиональной формы человеческой деятельности. Во-вторых, обыденное знание, как правило, ограничивается констатацией фактов, явлений, а научное знание стремится исследовать закономерность, ориентируется на поиск нового.

Несмотря на то что обыденное знание ограничивается констатацией фактов, не объясняет их, как наука, тем не менее оно предполагает принадлежность субъекту, характеризующую своеобразие его мира потребностей и интересов, отражающих объективную реальность в той мере, в которой это значимо или возможно для субъекта... Данные виды знания тесно связаны между собой. Это объясняется тем фактом, что в настоящее время в формировании обыденного знания принципиальное значение имеет популяризация научных знаний, которые наполняют обыденное знание новыми смыслами. Благодаря популяризации научного знания происходит повышение общей информированности, интеллектуализация обыденного знания... Продукты научной деятельности, в свою очередь, могут стать всеобщим достоянием только в том случае, если они будут усвоены обыденным сознанием.

Конечно, на современном этапе своего развития наука далеко ушла от обыденного знания, но вместе с тем нельзя забывать, что исторически наука возникла из донаучного, то есть обыденного знания. Наука связана с этим знанием на начальной эмпирической стадии научного исследования и на уровне общемировоззренческих положений.

((К.С. Турбина) )

Пояснение.

В правильном ответе должны быть названы различия и приведены соответствующие примеры:

1) обыденное знание не требует для своего усвоения специальной подготовки, а для усвоения научного знания необходимо владеть языком науки, понимать её основы, методы и т.п. (например, даже ребёнок имеет представление о том, как пользоваться различными бытовыми приборами, а для работы учёного с лабораторным оборудованием необходимо владеть специальными знаниями);

2) обыденное знание основано на жизненном опыте, а научное знание приобретается в результате специально организованного, целенаправленного исследовательского процесса (например, для борьбы с кротами многие владельцы садовых участков кладут в кротовые ходы пахучие растения (чеснок, лук и т.п.); учёные выявили звуки, издаваемые кротами в случае опасности, и изготовили специальные устройства, генерирующие подобные звуки);

3) обыденное знание неспециализированное, а научное знание представлено в различных отраслях, группах наук (например, в народе принято считать, что перед дождём птицы летают низко; поведение птиц специально изучают учёные-орнитологи (одна из специальностей в рамках биологических наук));

4) обыденное знание, как правило, ограничивается констатацией фактов, явлений, а научное знание стремится исследовать закономерность (например, хозяйки знают, что очищенный картофель быстро темнеет; учёные установили, что потемнение очищенного картофеля связано с окислением содержащихся в нём органических веществ).

Различия могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках, в том числе в виде цитат соответствующих положений текста. На основе текста могут быть сформулированы иные различия.

Могут быть приведены другие примеры